Предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления выписанного налоговым

Опубликовано: 11.05.2024

286-основа.jpg

НК РФ допускает уплату налога за налогоплательщика иным лицом. Некоторым спорным вопросам, связанным с исполнением обязанностей налогоплательщика по уплате налога другими лицами, а также изменениям в расчете пеней посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Может ли организация в добровольном порядке уплатить налог за другую организацию?

С 30 ноября 2016 года исполнение третьим лицом или лицами обязанности налогоплательщика по уплате налога прямо разрешено НК РФ (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

Сумма налога может быть уплачена за налогоплательщика иным лицом как в полном объеме, так и частично, как в установленный срок, так и досрочно или в погашение задолженности, в том числе за периоды до 30 ноября 2016 года.

До указанной даты действовал запрет исполнения налоговых обязанностей третьими лицами (за исключением прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаев). Более того, Конституционный суд указывал, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет (определение от 22.01.2004 № 41-О).

Возможно ли уплатить за другую организацию страховые взносы?

С 1 января 2017 г. третьи лица вправе перечислять за других плательщиков страховые взносы.

Итак, в настоящее время на основании пунктов 1, 8, 9 статьи 45 НК РФ уплата налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов возможна любым третьим лицом: одной организацией за другую, одним физическим лицом за другого, организацией за физическое лицо, физическим лицом за организацию.

С учетом мнения ФНС, перечисление денежных средств в уплату налога целесообразно осуществлять в безналичном порядке (письмо от 25.01.2018 № ЗН-3-22/478@).

Отметим, что уплата третьим лицом за обязанное лицо неналоговых платежей законодательством не предусмотрена (письма Минфина от 21.05.2018 № 23-01-06/34205, от 15.10.2018 № 23-01-06/73878).

Распространяются ли правила уплаты на налогового агента?

Распространяются, но с оговорками (пункт 8 статьи 45 НК РФ). Во-первых, в пункте 9 статьи 226 НК РФ сохранен запрет на уплату налоговыми агентами- организациями и индивидуальными предпринимателями НДФЛ за физическое лицо.

Во-вторых, при уплате налога за налогового агента имеются в виду суммы, удержанные налоговым агентом при выплате дохода в пользу российских лиц.

При этом судебная практика допускает взыскание с налогового агента налога, неудержанного при выплате доходов иностранным лицам (пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Учитывая изложенное, в таких случаях и уплата налога третьим лицом за налогового агента возможна, даже если налог налоговым агентом удержан не был.

Может быть уплачена за налогоплательщика сумма налога по конкретной операции?

Применительно к статье 45 НК РФ речь идет о сумме налога, подлежащей уплате в бюджет. Согласно статье 52 НК РФ данная сумма за налоговый период исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот. В указанном значении «сумма налога» не равнозначна «сумме налога», исчисленной по конкретной операции и предъявляемой покупателю.

Видимо по этой причине, в письме Минфина от 09.06.2017 № 03-02-07/1/37101 сказано, что НК РФ не предусматривает уплату НДС покупателем за продавца при приобретении у него товаров (работ, услуг).

Аналогичный вывод следует из письма ФНС от 17.04.2018 № СД-4-3/7280@.

Как оформить оплату налога за налогоплательщика третьим лицом?

Для целей признания обязанности по уплате налога исполненной не требуется представления в налоговые органы дополнительных документов. Например, соглашения о взаимозачете, доверенностей и т.п.

Уплату налога подтверждают распоряжения о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Как заполняется распоряжение на уплату налогов при уплате их за налогоплательщика третьим лицом?

Нужно использовать Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина от 12.11.2013 № 107н ( в редакции от 05.04.2017 № 58н).

Вправе ли третье лицо, уплатившее налог за налогоплательщика, потребовать его возврата из бюджета?

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет денежных средств с банковского счета на счет Федерального казначейства (подпункт 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ).

Иное лицо не является обязанным по уплате налога перед бюджетом. Во избежание рисков бюджетных потерь пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что третье лицо, уплатившие налог за налогоплательщика, не вправе требовать возврата из бюджетной системы уплаченного за налогоплательщика налога. Поэтому в возврате третьему лицу налога будет отказано.

Вместе с тем, соответствующие права принадлежат налогоплательщику, то есть им может быть подано заявление о зачете- возврате сумм налога. В том числе в отношении сумм налога, уплаченных за него третьим лицом. Например, при одновременной уплате налога налогоплательщиком и третьим лицом, при уплате налога за налогоплательщика несколькими лицами, при основаниях для возврата госпошлины (письмо Минфина от 10.07.2018 № 03-05-06-03/47751).

Может ли третье лицо заявить о проведении зачета излишне уплаченной им суммы в счет исполнения обязанности по уплате налога третьего лица?

Минфин считает, что нет (письмо от 06.03.2017 № 03-02-08/12572). Но по смыслу статьи 45 НК РФ проведение зачета является способом исполнения обязанности по уплате налога наряду с собственно уплатой налога посредством предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему.

Отсутствие в статье 78 НК РФ положений, корреспондирующих положениям в статье 45 НК РФ, не означает запрет на проведение зачета излишне уплаченной налогоплательщиком суммы по его заявлению в счет погашения налоговой задолженности третьего лица.

Допустима ли уплата налога за иное лицо в период действия решения о приостановлении операций по счету?

Минфин полагает, что на подобный платеж будет распространяться режим приостановления операций по счету (письмо от 16.04.2018 № 03-02-08/26061).

Однако, согласно пункту 1 статьи 76 НК РФ, приостановление операций по счетам не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов. Указания на то, что такие операции должны относиться только к уплате налога налогоплательщиком за самого себя, в НК РФ не содержится.

Как учитываются расходы налогоплательщика при уплате за него налогов третьим лицом?

Для налогоплательщиков налога на прибыль суммы налогов, сборов, страховых взносов, начисленные в установленном НК РФ порядке, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

При методе начисления данные расходы учитываются на дату начисления (подпункт 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ). Нужно иметь ввиду, что одна и та же сумма не может быть учтена в расходах повторно (пункт 5 статьи 252 НК РФ). Поэтому при учете в составе расходов сумм начисленного налога последующее возмещение расходов третьего лица по уплате налога не уменьшает доходы налогоплательщика.

Также не следует забывать, что при общем режиме налогообложения не учитываются в расходах собственно налог на прибыль организаций, суммы налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю товаров, работ, услуг, имущественных прав (если иное не предусмотрено НК РФ), суммы торгового сбора.

Так, если налогоплательщиком сумма НДС, которая должна быть предъявлена покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), уплачивается за счет собственных средств, то такая сумма НДС в целях налогообложения прибыли не учитывается (письмо Минфина от 31.10.2018 № 03-07-11/78170).

Налогоплательщик, использующий кассовый метод, может учесть сумму налогов в составе расходов по подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, когда он уплатил их за себя самостоятельно. При возмещении расходов лицу, уплатившему за него налог, − учесть их по основанию, в соответствии с которым производится возмещение.

Есть ли особенности учета расходов налогоплательщиками специальных налоговых режимов?

Налогоплательщиками ЕСХН и УСН применяется кассовый метод признания расходов. При наличии задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности.

Данные затраты учитываются в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность либо задолженность перед иным лицом, возникшую вследствие уплаты этим лицом за налогоплательщика сумм налогов, сборов и страховых взносов. Причем, если для плательщиков ЕСХН данные расходы разнесены на отдельные виды (подпункты 23 и 23.1 пункта 1 статьи 346.5 НК РФ), то для плательщиков УСН – нет (подпункт 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ).

Учитывается ли в расходах третьего лица оплата налога за налогоплательщика?

Учитывается при наличии встречного представления со стороны налогоплательщика, когда имеет место возмездный характер взаимоотношений между ними. В этом случае расходы учитываются иным лицом не как оплата налога, а по соответствующим основаниям главы 25 НК РФ, или отражаются как задолженность по долговому обязательству.

Если уплата третьим лицом налога не предполагает возмещения от налогоплательщика, то такие расходы при определении налоговой базы у третьего лица не учитываются на основании пункта 16 статьи 270 НК РФ как безвозмездно переданное имущество (письмо Минфина от 28.06.2017 № 03-03-06/1/40668).

Но напомню, что для признания обязанности по уплате налога исполненной, гражданско- правовые основания перечисления за налогоплательщика налога значения не имеют (письмо ФНС от 26.09.2017 № ЗН-3-22/6394@).

Налог за налогоплательщика - организацию оплатила другая организация при отсутствии обязательств налогоплательщика по возмещению подобных расходов. Возникает ли у организации внереализационный доход?

Ситуация спорная. Практика применения норм, связанных с уплатой налога, сбора, страховых взносов за плательщика третьими лицами, еще не сформирована.

С одной стороны, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, признаются внереализационными доходами (пункт 8 статьи 250 НК РФ). Если сохранение денежных средств признавать равнозначным их получению, датой возникновения дохода следует считать дату оплаты налога за плательщика третьим лицом.

Возможно толкование, согласно которому при оплате за организацию налога, передачи имущества (работ, услуг), имущественных прав не происходит, следовательно, положения пункта 8 статьи 250 НК РФ применению не подлежат.

Кроме того, для определения налоговых последствий при уплате налогов иным лицом следует учитывать перечень доходов, освобождаемых от налогообложения налогом на прибыль организаций, содержащийся в статье 251 НК РФ.

Новое прочтение может получить норма подпункта 21 пункта 1 статьи 251 НК РФ об отсутствии у организации дохода при уменьшении ее кредиторской задолженности по уплате взносов иным образом в соответствии с законодательством РФ. В письме Минфина России от 25.11.2014 № 03-03-10/59910 была отражена точка зрения, согласно которой уменьшение сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов может быть результатом погашения такой задолженности путем перечисления денежных средств за должника.

Уменьшение кредиторской задолженности организации по уплате налогов иным образом в рассматриваемом случае производится в соответствии с законодательством РФ: посредством ее погашения в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 45 НК РФ иным лицом.

При следовании данной позиции, у организации не возникает дохода, облагаемого налогом на прибыль. Вместе с тем, если расходы на уплату налогов были ранее признаны, то их придется восстановить (пункт 33 статьи 270 НК РФ).

Предположим, работодатель хочет оплатить задолженность по имущественным налогам за своего работника…

Не важно, является ли физическое лицо работником или нет, организация вправе уплатить за него налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог.

Уплата организацией налога за физическое лицо будет признаваться исполнением обязанности по уплате налога соответствующего физического лица (подпункт 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ).

Такая оплата будет признаваться доходом, облагаемым НДФЛ?

Для целей налогообложения НДФЛ не признаются доходами суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, уплаченных в соответствии с НК РФ за налогоплательщика иным физическим лицом (пункт 5 статьи 208 НК РФ).

Наличие у физического лица - налогоплательщика или у физического лица, осуществляющего уплату налога за налогоплательщика, статуса индивидуального предпринимателя в данном случае значения не имеет.

Упоминание об организациях в пункте 5 статьи 208 НК РФ отсутствует. Однако это не должно само по себе являться основанием для признания доходом физического лица сумм налогов, уплаченных за него организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой согласно статье 212 НК РФ.

Доходом физического лица признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая при возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Она определяется в соответствии с главой 23 НК РФ (пункт 1 статьи 41 НК РФ).

К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (подпункт 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ).

Оплату организацией налогов за физическое лицо нельзя отнести ни к доходам, полученным физическим лицом в натуральной форме (поскольку оплата налога не является оплатой товаров (работ, услуг, имущественных прав), ни к доходам в виде материальной выгоды.

Но ведь при оплате налога за физлицо его обязанность признается исполненной?

В постановлениях Конституционного Суда сказано, что в обязанности налогоплательщиков платить налоги воплощен публичный интерес всех членов общества (постановления от 17.12.1996 № 20-П, от 12.10.1998 № 24-П, от 14.07.2005 № 9-П). Иными словами, уплата налога в интересах конкретного физического лица не производится.

При этом налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы (налога) подлежит взносу в казну.

Представляется, что сделанные Конституционным судом выводы применимы как к ситуации самостоятельного исполнения обязанности по уплате налога, так и к ситуации уплаты за налогоплательщика налога иным лицом. Таким образом, при перечислении за физическое лицо денежных средств в счет уплаты им налога, у физического лица не возникает право распоряжения данными средствами.

Учитывая изложенное, поскольку доход, подлежащий налогообложению НДФЛ, у такого физического лица отсутствует, организация при уплате за физическое лицо налога не должна признаваться налоговым агентом.

Доход может возникнуть в случае возврата физическому лицу по его заявлению из бюджетной системы по тем или иным причинам сумм налога, уплаченных за него организацией.

Уплата налога за налогоплательщика другим лицом может вызывать интерес, в том числе и по причине роста ставки пени?

В отношении недоимки, образовавшейся по состоянию на 1 октября 2017 года, пени начисляются исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования (ключевой ставки) Центрального банка.

С 1 октября 2017 года применяется новая редакция пункта 4 статьи 75 НК РФ о размере пени.

За просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) ставка пени не меняется. Но за просрочку исполнения организацией обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней ставка возрастает до одной стопятидесятой ключевой ставки, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Тем самым, с 1 ноября 2017 года для организаций- налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов в отношении задолженности, образовавшейся после 1 октября 2017 года, пени начисляются по ставке, увеличенной в два раза.

В отношении какой задолженности применяется повышенная ставка пени?

Повышенная ставка пени может касаться организаций, не уплативших сумму налога, дата уплаты которого наступила с 01.10.2017 (письмо Минфина от 01.08.2017 № 03-02-07/1/48936). Обратим внимание, что 1 октября 2017 года являлся нерабочим днем, поэтому следует считать дату со 2 октября 2017 года.

Имеется в виду не момент обнаружения налоговым органом недоимки, а ее возникновения. Следует обращать внимание на корректность расчета пеней налоговым органом в отношении недоимки при проверках за периоды до 01.10.2017 и последующие периоды (решение ФНС от 05.10.2018 № СА-4-9/19520).

Применительно к размеру ключевой ставки в 7,5% годовых несвоевременная уплата означает пользование денежными средствами по ставке 18,25% годовых. Причем пени в расходах не учитываются (пункт 2 статьи 270 НК РФ).

Начисляются ли пени за день погашения недоимки?

Пени начисляются со дня, следующего за установленным законодательством днем уплаты налога. В пунктах 57, 61 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 указывалось, что пени начисляются по день фактического погашения недоимки.

Но, по мнению Минфина, пени не начисляются за день, в котором просрочка исполнения обязанности по уплате налога отсутствует (письмо от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). В этой связи, в день исполнения обязанности по уплате налога пени начисляться не должны. Налоговые органы следовали позиции Минфина (письмо ФНС от 06.12.2017 № ЗН-3-22/7995@).

Это позволяло без ущерба для налогоплательщика фактически переносить уплату налога на один день.

Что изменилось в вопросе начисления пени?

Федеральным законом от 27.11.2018 № 424-ФЗ уточнен порядок начисления пени, предусмотренный пунктом 3 статьи 75 НК РФ. Согласно поправкам, пеня начисляется по день исполнения обязанности по уплате налога включительно.

При этом введено максимальное ограничение на сумму пеней: она не может превышать размер недоимки. Расчеты показывают, что при действующих в настоящее время условиях, превышение суммы недоимки возможно по прошествии более 5 лет начисления пени.

Новые положения о порядке начисления пени будут применяться в отношении недоимки по налогу, срок уплаты которой наступил с 28 декабря 2018 года.

В отношении недоимки, возникшей до указанной даты, пени по-прежнему не должны начисляться за день исполнения обязанности по уплате налога. С другой стороны, к сумме такой пени ограничения по предельному размеру не применяются.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 1 декабря 2016 г. N БС-4-21/22888@

О ПЕРЕРАСЧЕТАХ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

В связи с поступающими в ФНС России обращениями по вопросам взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками - физическими лицами в случае перерасчета им транспортного налога, налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога (далее - налоги) предлагаем Вам учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Независимо от вида налога направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363, пункт 4 статьи 397, пункт 3 статьи 409 Кодекса).

Исходя из пункта 5 приказа ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/673@ "Об утверждении формы налогового уведомления" при перерасчете суммы налога, указанной в ранее направленном налоговом уведомлении, формируется раздел "Перерасчет налога" по налогу, по которому произошли изменения. При этом перерасчет налога осуществляется в отношении объекта (объектов) налогообложения в целом по каждому: муниципальному образованию - по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц; субъекту Российской Федерации - по транспортному налогу.

Применение вышеперечисленных положений может осуществляться в случае перерасчета налогов, обусловленного, в частности:

1) обращением налогоплательщика о неактуальных сведениях, указанных в налоговом уведомлении, требующем взаимодействия налогового органа с органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими предоставление сведений в соответствии со статьей 85 Кодекса, далее - регистрирующие органы (в т.ч. по основаниям, предусмотренным пунктом 101 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н);

2) предоставлением налогоплательщиком документов, подтверждающих право на налоговую льготу, налоговый вычет, освобождение от уплаты налога, за налоговый период, указанный в налоговом уведомлении;

3) изданием нормативных правовых актов, изменяющих элементы налогообложения (размеры налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов и т.п.), распространяющихся с обратной датой на налоговый период, за который было направлено налоговое уведомление;

4) определением кадастровой стоимости объектов недвижимости (налоговой базы) по результатам исправления ошибок либо вследствие оспаривания ее значения после направления налоговых уведомлений за налоговый период, на который распространяется действие вновь определенной кадастровой стоимости;

5) получением налоговыми органами ранее не предоставленных регистрирующими органами сведений о прекращении (возникновении, регистрации) прав на объект налогообложения, об изменении адреса места жительства физического лица и иных сведений, влияющих на формирование налогового уведомления;

6) иными ошибками (некорректная настройка справочников НСИ, ошибки в идентификации сведений и т.п.).

По общему правилу, в вышеперечисленных случаях налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При этом следует понимать, что Кодексом не установлен предельный срок, в течение которого налоговому органу необходимо завершить перерасчет налогов, влекущий (при наличии оснований) формирование налогового уведомления, за исключением общей нормы о том, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Кроме того, положениями приказов ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/673@ и от 26.05.2016 N ММВ-7-12/338@ "Об утверждении Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных" не исключено направление налоговых уведомлений с перерасчетом налогов как в рамках ежегодного графика массовой печати и отправки налоговых документов, так и в режиме единичного формирования налогового уведомления.

С учетом изложенного налоговый орган в срок, установленный законодательством для рассмотрения соответствующего обращения налогоплательщика, принимает исчерпывающие меры, направленные на уточнение сведений, содержащихся в налоговом уведомлении либо на сторнирование налоговых обязательств (при наличии оснований), с запуском необходимых технических процессов в автоматизированной информационной системе, используемой для администрирования налогов.

В случае, если до истечения предельного срока рассмотрения обращения информация, позволяющая определить наличие/отсутствие оснований для перерасчета налогов налоговым органом не получена, налогоплательщик в итоговом ответе на обращение информируется о мерах, принятых налоговым органом по актуализации сведений, с сообщением о том, что новое налоговое уведомление будет сформировано и направлено (вручено) в установленном порядке либо будет выполнено сторнирование налоговых обязательств при наличии оснований, предусмотренных Кодексом. Дальнейшее выполнение соответствующих действий мониторится структурным подразделением налоговой инспекции, ответственным за формирование налоговых обязательств по налогам.

В каждом случае при возникновении (документированном подтверждении) оснований для формирования нового налогового уведомления вследствие перерасчета налога (налогов), работник налогового органа, ответственный за расчет и формирование нового налогового уведомления, не позднее 30 дней :

В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней при неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов.

- проводит актуализацию налоговых обязательств со сторнированием ранее начисленной суммы налога и пеней (с информированием налогоплательщика в установленном порядке);

- определяет новый срок уплаты налога в налоговом уведомлении, при этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении;

- информирует налогоплательщика о том, что актуальная информация о налоговых обязательствах и налоговые уведомления размещаются в интернет-сервисе "Личный кабинет налогоплательщика" на официальном сайте ФНС России;

- после завершения процесса формирования налогового уведомления информирует налогоплательщика о возможности получения налогового уведомления при личном обращении (либо обращении уполномоченного представителя налогоплательщика) в налоговую инспекцию (за исключением пользователей Личного кабинета налогоплательщика), а в случае неполучения налогового уведомления при личном обращении - принимает меры по обеспечению направления налогового уведомления в установленном порядке.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести настоящие разъяснения до сотрудников, осуществляющих администрирование налогов, а также обеспечить наличие на информационных стендах по месту приема налогоплательщиков прилагаемого типового листа информирования.

руководителя ФНС России

руководителя ФНС России

к письму ФНС России

от "__" __________ 2016 г. N _____

Для размещения на информационных стендах инспекций ФНС России по месту приема налогоплательщиков - физических лиц.

В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней при неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов.

Авторы:

Сергей Николаевич Семин, управляющий партнер FPGS Consulting,

Артур Николаевич Мочалов, партнер FPGS Consulting, кандидат юридических наук

Налоговыми органами по итогам проверок часто выносятся решения о привлечении налогоплательщиков к ответственности за необоснованное занижение налоговой базы путем создания схемы «дробления бизнеса». Среди последствий может быть принудительная переквалификация ранее выбранного налогоплательщиком налогового режима - в частности, его перевод с упрощенной системы налогообложения на общую систему, если налоговый орган посчитает, что целью дробления было получение налоговой выгоды путем создания условий для использования специального налогового режима.

Сложность состоит в том, что законодательно термин «дробление бизнеса» не определен, в связи с чем налоговым органам предоставлена ширкая дискреция как при определении того, имело ли место "дробление" в каждом конкретном случае, так и в интерпретации целей и последствий такого дробления. Другая сложность, на которую хотелось бы обратить внимание в данном докладе, состоит в процедуре обратного перехода налогоплательщика на специальный налоговый режим, если ранее налоговый орган вменил ему использование общей системы налогообложения. Двусмысленные и неоднозначно толкуемые нормы налогового законодательства становятся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации (далее – Суд).

28 февраля 2019 г. Судом было вынесено Определение № 279-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Вереск" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации».

Суть спора в следующем. В отношении ООО «Вереск» (заявителя по делу) налоговый орган сделал вывод о получении организацией необоснованной налоговой выгоды в результате создания формальных взаимоотношений с взаимозависимыми юридическими лицами для целей сохранения права на применение упрощенной системы налогообложения; в связи с этим налогоплательщик был переведен на общую систему налогообложения. Очевидно, что налоговыми органами были произведены начисления налогов, и вместо уплаченного налога при применении УСН данной организации вменили неуплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

Первый вопрос заключается в следующем: на каком основании налоговый орган самостоятельно переквалифицировал режим налогообложения?

Статья 30 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) устанавливает, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Права налоговых органов изложены в пункте 1 статьи 31 Кодекса. Данный перечень не является исчерпывающим: пункт второй той же статьи устанавливает, что налоговые органы осуществляют и другие права, предусмотренные Кодексом.

В то же время, ни одна норма Налогового кодекса прямо не наделяет налоговые органы правом производить переквалификацию налогового режима организации или индивидуального предпринимателя. При создании юридического лица или при регистрации индивидуального предпринимателя соответствующий участник налоговых отношений самостоятельно выбирает, какой налоговый режим применять с учетом видов деятельности, целей налогового планирования, ожидаемой выручки и себестоимости товаров (работ, услуг) и других экономических соображений. Смена налогового режима производится самим налогоплательщикам в порядке и в сроки, предусмотренные законом, или при наступлении оснований, предусмотренных Кодексом. Например, таким основанием служит нарушение установленных условий применения этого спецрежима (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Однако в ситуации отсутствия четкой законодательной дефиниции дробления бизнеса у налоговых органов возникает широкое усмотрение - когда такое дробление перестаёт рассматриваться в качестве экономически обоснованного и должно квалифицироваться как нарушение условий использования специального налогового режима.

В отношении ООО «Вереск» налоговым органом была произведена переквалификация режима, а арбитражные суды всех инстанций подтвердили правомерность таких действий.

В частности, суды признали необоснованным довод налогоплательщика о правомерности применения им упрощенной системы налогообложения в 2014 году, при том, что в тот период он отвечал всем необходимым для применения данной системы признакам, установленным налоговым законодательством. На общую систему налогообложения он был переведен решением налогового органа с 1 октября 2012 года, обратный же переход на упрощенную систему налогообложения, как указали суды, даже в случае соответствия всем установленным требованиям возможен лишь путем подачи налогоплательщиком соответствующего заявления в сроки и в порядке, определенные Кодексом.

В своей жалобе в Конституционный Суд налогоплательщик ссылался на то, что ему как налогоплательщику, принудительно переведенному на общую систему налогообложения, не была предоставлена возможность воспользоваться правом на применение упрощенной системы налогообложения с того налогового периода, в котором он вновь стал отвечать необходимым для этого критериям.

Иными словами, налоговым органом была самостоятельно произведена переквалификация режима налогообложения с упрощенного на общий, однако при повторном появлении оснований и условий применения упрощенной системы обратная переквалификация налоговым органом не производилась. По мнению заявителя, положения пункта 1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ не соответствуют статьям 6 (часть 2), 8 (часть 1), 17 (часть 3), 34 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции РФ.

Поэтому второй вопрос состоит в следующем: не нарушается ли в рассмотренной ситуации баланс прав налогоплательщика и налогового органа?

Позиция Суда, отказавшего в принятии жалобы к рассмотрению, заключается в следующем.

В соответствии с п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется, по общему правилу, организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Следовательно, налогоплательщик вправе самостоятельно на основе собственной оценки своего экономического положения и характера осуществляемой им хозяйственной деятельности, а также преимуществ использования специального налогового режима принять решение о подаче уведомления в налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

В процедурном отношении Налоговый кодекс РФ предусматривает заблаговременное (своевременное) уведомление налогового органа о намерении перейти на упрощенную систему налогообложения (подпункт 19 пункта 3 статьи 346.12, пункты 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ). Данное условие, – заключил Суд, – связано в том числе с необходимостью обеспечения надлежащего администрирования налогов и сборов, а также полноты и своевременности их уплаты, а потому само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Анализ данной позиции Суда приводит к следующим выводам.

1. Суд подтвердил, что переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется, по общему правилу, организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Однако если налоговый орган посчитает, что вследствие применения того или иного режима налогообложения происходило занижение налоговой базы, то переквалификация такого режима осуществляется налоговым органом уже в одностороннем порядке, без согласования с налогоплательщиком. Процедура изменения режима оформляется решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Если переквалификация режима ранее была произведена налоговым органом, то право на применение упрощенной системы налогообложения вновь возникнет у налогоплательщика не с момента возникновения необходимых для этого финансово-экономических оснований (условий применения), а лишь после уведомления налогового органа в общем порядке, установленном Налоговым кодексом, и в предусмотренные Кодексом сроки.

Соблюден ли при этом баланс прав налогоплательщика и налогового органа? Представляется, что нет.

Конституционный Суд предоставил больше преимуществ именно налоговым органам, признав за ними право осуществлять самостоятельную квалификацию условий, оснований и обоснованности выбранного налогоплательщиком режима налогообложения – причем исходя из субъективного толкования должностным лицом налогового органа результатов его финансово-хозяйственной деятельности. Данное право, вероятно, отчасти может быть объяснено необходимостью надлежащего администрирования налогов и сборов, а также контроля за полнотой и своевременностью их уплаты. Но если речь идет о возврате к ранее выбранному специальному налоговому режиму, то ситуация меняется: налогоплательщик, даже если у него появились основания для использования такого режима, должен сам проинформировать налоговый орган о наличии соответствующих оснований - причем должен успеть сделать это именно в те сроки, которые установлены Налоговым кодексом.

Обоснованность такой позиции вызывает сомнения. Конституция РФ гарантирует равенство всех перед законом, в связи с чем действия государственных органов в схожих ситуациях должны быть одинаковыми в отношении всех налогоплательщиков – независимо от того, идет ли речь о переходе с упрощенного режима налогообложения на общий или наоборот. Тем более что в рассматриваемой ситуации налогоплательщик, изначально переходя на упрощенную систему налогообложения, недвусмысленно выразил свою волю использовать именно этот режим.

Важно в этом Определении и другое. Суд, использовав предельно широкое толкование закона, не только признал за налоговыми органами право на совершение действий, Кодексом прямо не предусмотренных, но и возложил на налогоплательщиков, в отношении которых налоговыми органами была произведена переквалификация налогового режима, обязанность заново проходить общую процедуру, связанную с обратным переходом на упрощенную систему налогообложения. Это значит, что налоговые органы, получив карт-бланш от Конституционного Суда РФ, продолжат и дальше выискивать схемы «дробления бизнеса», пользуясь неясностью законодательного регулирования и руководствуясь во многом собственным пониманием целей экономической деятельности. Результатом будет перевод налогоплательщиков с упрощенного режима на общий. При возникновении же оснований для возврата такого налогоплательщика на упрощенную систему налоговые органы никаких действий предпринимать не будут.

Несмотря на то, что подобная ситуация чаще всего возникает именно в случае установления налоговыми органами необоснованного (с их точки зрения) «дробления бизнеса», очевидно, что рассмотренное Определение Конституционного Суда РФ № 279-О затрагивает права значительно более широкого круга налогоплательщиков.


Что изменилось в налоговых уведомлениях, которые граждане получают в этом году?

Светлана Бондарчук: Чтобы упростить процедуру уплаты налогов, сократить бюджетные расходы на доставку налоговых документов и предотвратить распространение под видом фискальных платежных документов недостоверных квитанций, все реквизиты для уплаты налогов с этого года включены в само налоговое уведомление. Отдельные квитанции для уплаты налогов, указанных в уведомлении, не направляются.

В некоторых СМИ появилась информация, что мошенники начали присылать гражданам поддельные налоговые уведомления. Как понять, что полученное уведомление подлинное, особенно если у человека нет личного кабинета на сайте ФНС?

Светлана Бондарчук: Федеральная налоговая служба не располагает информацией о каких-либо подтвержденных случаях рассылки так называемых поддельных налоговых уведомлений. В любом случае целесообразно обратить внимание на информацию, которая содержится в уведомлении.


Там указываются персональные данные налогоплательщика: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства или отметка о том, что налоговое уведомление передано через личный кабинет налогоплательщика, идентификационный номер налогоплательщика, подробные сведения о налогооблагаемом имуществе, принадлежащем налогоплательщику: кадастровый или регистрационный номер, период владения, налоговая база, размер налога, налоговые льготы.

В числе обязательных элементов налогового уведомления также реквизиты для перечисления налогов в бюджетную систему с указанием уникального идентификатора платежа, сведения о получателе налогов в лице органов Федерального казначейства и налоговых инспекций.

Сумма налога в тексте налогового уведомления совпадает с суммой налога, указанной в электронных реквизитах платежа, это QR-код и штрих-код в налоговом уведомлении.

Как видите, такой набор сведений, "привязанных" к получателю налогового уведомления, практически невозможно подделать и тем более использовать в качестве получателей налоговых платежей, указываемых в налоговых уведомлениях каких-то частных лиц.

При возникновении вопросов по содержанию налогового уведомления можно обратиться в любую налоговую инспекцию, в том числе за получением экземпляра налогового уведомления, или в контакт-центр ФНС России по телефону: 8 (800) 222-22-22.

Какой процент уведомлений налоговая служба в этом году разослала по почте, а какой - в электронной форме через личный кабинет на сайте ФНС?

Светлана Бондарчук: По почте в 2019 году направлено 52,7 миллиона налоговых уведомлений. Это 76 процентов от общего количества сформированных налоговых уведомлений. В электронном виде такие документы получили 16,5 миллиона налогоплательщиков.

Число пользователей личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС России растет. Вместе с этим увеличивается и доля налоговых уведомлений, которые рассылаются в безбумажном формате. В этом году она достигла 24 процентов, тогда как еще четыре года назад не превышала 11,5 процента.

Что нового произошло в системе расчета имущественных налогов, которые граждане должны будут заплатить за 2018?

Светлана Бондарчук: Давайте начнем с земельного налога. Одна из самых важных новаций касается введения коэффициента, ограничивающего ежегодный предельный рост налога 10 процентами по сравнению с предшествующим годом.

Исключение составляют участки для жилищного строительства, при расчете налога за которые применен повышающий коэффициент в связи с их несвоевременной застройкой.

Также начал действовать запрет на перерасчет налога, если он влечет увеличение ранее уплаченного налога. То есть пересчитать уплаченный земельный налог в меньшую сторону могут, а в большую - нет?

Светлана Бондарчук: Да. Еще одна новация касается применения кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения его вида разрешенного использования, категории земель или площади. Теперь такие изменения учитываются со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения новой кадастровой стоимости. Ранее новая кадастровая стоимость применялась для налогообложения со следующего года.

Какие новые федеральные льготы появились по земельному налогу?

Светлана Бондарчук: Гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, впервые предоставлен налоговый вычет, уменьшающий величину налога на кадастровую стоимость 600 квадратных метров площади одного земельного участка.

Фото: istockphoto.com

Фото: istockphoto.com

Для льготных категорий налогоплательщиков - пенсионеров, инвалидов, многодетных - впервые установлен беззаявительный порядок предоставления налоговых вычетов. Так, если у налоговых органов уже имеются сведения о таких гражданах, например, информация была получена из Пенсионного фонда России или инвалид ранее подавал заявление на льготы по транспортному налогу, пенсионер воспользовался льготой, освобождающей от уплаты налога на квартиру, повторно подавать заявление на вычет не нужно. Он применяется автоматически.

Что изменилось в расчете налога, который россияне платят за свои квартиры и дома?

Светлана Бондарчук: В семи регионах налог впервые рассчитали с учетом кадастровой стоимости. Это Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области и Пермский край.

В силу того, что кадастровая стоимость в качестве налоговой базы там применяется первый год, при расчете налога использовался коэффициент к налоговому периоду, равный 0,2. (На старте "кадастровой реформы", чтобы сделать повышение налога не таким резким, в формулу его расчета на переходный период был включен специальный коэффициент, который возрастает по мере того, как регион переходит на кадастровую оценку недвижимости. - Прим. ред.)

В 14 регионах, где кадастровую стоимость используют второй год, коэффициент вырос с 0,2 до 0,4. Это касается в том числе Республики Саха (Якутия), Краснодарского, Хабаровского краев, Оренбургской области (полный перечень регионов есть на сайте ФНС. - Прим. ред.).

Коэффициент 0,6 был применен в 21 регионе: включая Санкт-Петербург, Ставропольский край, Воронежскую, Челябинскую области. Там кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год.


Для регионов, где кадастровая стоимость служит базой для расчета налога минимум три года, законом предусмотрено предельное 10-процентное ограничение роста налога по сравнению с предыдущим налоговым периодом. В этом году ФНС применила такой ограничитель для 49 регионов, включая Москву, Московскую область, Башкортостан и Татарстан.

Некоторые регионы в 2018 году еще не начали "кадастровую реформу". Как налог рассчитывался там?

Светлана Бондарчук: Исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости с применением коэффициента-дефлятора его устанавливает Минэкономразвития. На 2017 год он составлял 1,425, на 2018 год - 1,481.

К слову, как и в случае с земельным налогом, по налогу на имущество введен запрет на перерасчет, если он влечет увеличение ранее уплаченного налога.

Не начисляется налог в отношении полностью разрушенного или уничтоженного объекта капитального строительства. Важный момент: начисление прекращается на основании заявления налогоплательщика с первого числа месяца, когда объект был уничтожен. Дата регистрации прекращения права на него в Едином государственном реестре недвижимости значения при этом не имеет.

Что с льготами?

Светлана Бондарчук: Многодетные родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, впервые получили право на дополнительные налоговые вычеты, уменьшающие размер налога на кадастровую стоимость 5 квадратных метров общей площади квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Для льготников, в том числе пенсионеров, инвалидов, многодетных граждан, по аналогии с земельным налогом применен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот.

Если человек стал пенсионером в конце января 2018 года и у него две квартиры, а пенсионеры освобождаются от уплаты налога за один объект, полностью ли он не будет платить налог за 2018 год по одному объекту или налог начислят за ту часть января, когда он еще не стал пенсионером?

Светлана Бондарчук: При возникновении права на льготу, освобождающую от уплаты налога, налог не исчисляется с периода, когда такое право появилось. За период, когда владелец налогооблагаемого имущества не был льготником, налог исчисляется в общем порядке.

Есть ли новации, касающиеся транспортного налога?

Светлана Бондарчук: Транспортные средства, находящиеся в розыске в связи с их угоном или кражей, теперь не облагаются налогом до месяца их возврата законному владельцу, а не до даты прекращения розыска в связи с истечением срока его проведения, как было раньше.

Какими способами сегодня и где граждане могут платить имущественные налоги?

Светлана Бондарчук: Это можно сделать через банковские организации, в том числе с использованием их электронных мобильных приложений, через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России, в уполномоченных многофункциональных центрах по предоставлению государственных и муниципальных услуг, в отделениях федеральной почтовой связи, в местных администрациях.

Если налогоплательщик не получил уведомление, есть ли у него обязанность сообщить об этом в налоговую или можно затаиться и ждать?

Светлана Бондарчук: По закону, налоговые уведомления направляются налогоплательщикам не позже чем за 30 дней до наступления срока уплаты налогов. В этом году этот срок наступает 2 декабря. Таким образом, уведомление должно быть отправлено или размещено в личном кабинете до 1 ноября.

Есть несколько предусмотренных законом ситуаций, когда оно не направляется. Во-первых, при наличии налоговой льготы, налогового вычета, иных законных оснований, полностью освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога. Во-вторых, если общая сумма налогов, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за рядом исключений.

Владельцы объектов недвижимости или транспортных средств, которые никогда не получали налоговые уведомления по своему объекту налогообложения и не заявляли налоговые льготы в отношении соответствующего объекта налогообложения, обязаны сообщать о наличии таких объектов в любой налоговый орган. За неисполнение этой обязанности предусмотрен штраф в 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества или транспортного средства.

В России приняли закон о льготах для предпенсионеров. Когда они начнут действовать?

Светлана Бондарчук: С налогового периода 2019 года, то есть эти льготы будут впервые применены в 2020 году при расчете налогов за налоговый период 2019 года.

Во-первых, граждане предпенсионного возраста будут освобождены от уплаты налога на имущество за один объект недвижимости определенного вида при условии, что он не используется в предпринимательской деятельности. Таким объектом может быть жилой дом или его часть, квартира или комната, гараж или машиноместо, хозяйственная постройка площадью не более 50 квадратных метров. Из каждой категории можно будет выбрать по одному объекту и не платить налог за него.

Во-вторых, на граждан предпенсионного возраста будет распространен налоговый вычет на 6 соток. При расчете земельного налога будет уменьшена сумма налога на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров по одному земельному участку. Если участок 6 соток и меньше, платить налог вообще не придется. Если он больше, налог рассчитают за оставшуюся площадь.

Граждане часто интересуются, из-за чего тот или иной налог может увеличиться?

Бондарчук: Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровнях, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации нужно уточнять в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС по телефону: 8 800-222-22-22.

Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки. Например, увеличение транспортного налога может быть обусловлено в том числе применением повышающего коэффициента. Они действуют для легковых автомобилей средней стоимостью от трех миллионов рублей. Перечень таких транспортных средств каждый год определяет и публикует на своем сайте Минпромторг России.

По земельному налогу рост может быть связан с изменением налоговых ставок или отменой льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований по месту нахождения земельного участка. Подробнее об этом можно узнать в разделе "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" на сайте ФНС.

Теми же факторами может быть обусловлен и рост налога на имущество. Плюс - важный момент - изменение коэффициентов к налоговому периоду, о которых мы с вами уже говорили.


Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принятых или ожидаемых к принятию мерах, направленных на поддержку отдельных отраслей экономики и изменение порядка налогового администрирования в период эпидемии коронавируса

В соответствии с поручениями Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина от 18.03.2020 и 20.03.2020 ФНС России и иные федеральные органы исполнительной власти должны обеспечить:

1) предоставление отсрочки (налоговых каникул) по уплате налогов, страховых взносов, срок уплаты которых приходится на период до 1 мая 2020 г., в отношении налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма, авиаперевозок, а также налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, искусства, культуры и кинематографии.

Указанная отсрочка предоставляется за счет введения до 1 мая 2020 года моратория на направление требований об уплате налога в отношении имеющейся недоимки[1] и принятие решений о взыскании налогов, страховых взносов[2].

Предоставление такой отсрочки влечет лишь перенос срока уплаты налогов и страховых взносов, но не освобождает налогоплательщика от исполнения обязанности по их исчислению и уплате, а также от начисления пени на имеющуюся сумму недоимки. Возможность признания эпидемии коронавируса обстоятельством непреодолимой силы, причинившим ущерб налогоплательщикам и дающим право на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налога в соответствии с текущей редакцией ст. 64 НК РФ, требует оценки применительно к каждому конкретному налогоплательщику и налогу (страховым взносам, сборам)[3].

Вместе с тем, Минфину России поручено подготовить законопроект, обеспечивающий отказ от начисления пени по налоговой задолженности, на взыскание которой до 1 мая 2020 г. введен мораторий, а также введение дополнительного основания для получения отсрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов для указанных категорий налогоплательщиков без начисления процентов, включая упрощение процедур предоставления такой отсрочки.

2) отложение до 1 мая 2020 г. сроков подачи заявлений о банкротстве в отношении лиц, имеющих задолженность перед бюджетами бюджетной системы РФ, государственными корпорациями, федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями, кредитными организациями в случаях, если по ним ранее не возбуждено дело о банкротстве.

comment.jpg
По нашему мнению, указанный срок до 1 мая 2020 г. должен быть использован хозяйствующими субъектами для реструктурирования существующей налоговой и иной задолженности с целью избежать начала процесса банкротства после окончания моратория, в том числе за счет получения отсрочки (рассрочки) по налоговым платежам на основании подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ[4].

3) приостановление до 1 мая 2020 г. назначения новых и приостановление проведения уже назначенных проверок хозяйствующих субъектов, в т.ч. в отношении выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок, а также проверок, регулируемых Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

comment.jpg
Указанные меры на текущей стадии направлены не столько на поддержку субъектов хозяйственной деятельности, сколько на исключение непосредственного взаимодействия сотрудников государственных органов с неопределенным кругом лиц в ходе проведения проверок с целью минимизировать распространение коронавирусной инфекции.

Во исполнение поручения премьер-министра руководитель ФНС России издал приказ от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@, согласно которому:

Как можно видеть, обозначенные ФНС России меры направлены исключительно на предотвращение непосредственного контакта сотрудников ФНС с налогоплательщиками и иными лицами.

Инициирование и проведение камеральных налоговых проверок, контрольно-аналитической работы (предпроверочных мероприятий) не приостанавливается. Установленные НК РФ сроки предоставления налоговой отчетности, исполнения требований налогового органа о предоставлении документов (информации) и пояснения от налогоплательщиков остаются неизменными.

Нарушение таких сроков, как и обязанностей по приему документов от налогового органа (передаче квитанций о приеме) по ТКС не освобождает от установленных НК РФ мер ответственности.

В отдельных случаях, например, при приостановлении работы организации в связи с карантинными мерами на основании распоряжения уполномоченного государственного органа или же при нахождении должностных лиц организации, ответственных за исполнение соответствующих обязательств налогоплательщика на карантине / в режиме самоизоляции, избежать ответственности можно будет на основании подп. 1 п. 1 ст. 111 НК РФ. Однако оценивать применимость данной нормы к конкретной ситуации необходимо в каждом отдельном случае.

Нарушение срока представления отчетности, как и неисполнение налогоплательщиком обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган может повлечь приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банке. В случае такой просрочки необходимо рассмотреть вопрос о коммуникации с налоговым органом по этому поводу.

Обращаем внимание: в период приостановления выездных проверок инспекции не вправе выставлять новые требования о представлении документов и информации (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Более того, если в отношении налогоплательщика проводится выездная проверка, требование не может быть направлено как «уточнение» требований, которые ранее выставлялись в рамках предпроверочного анализа. Мы столкнулись с тем, что некоторые инспекции игнорируют эти запреты, в связи с чем полагаем необходимым письменно реагировать на выставление инспекцией таких требований, указывая на их незаконность.


О чем подумать, что сделать

В сложившихся условиях налоговым подразделениям необходимо наряду с выполнением действующего законодательства, избежанием штрафных санкций и других негативных последствий необходимо максимально использовать возникающие послабления и преференции в интересах компаний, принять превентивные меры.

С учетом перевода основной части сотрудников компаний на удаленную работу необходимо предпринять меры, направленные на обеспечение бесперебойного получения от налогового органа документов в электронной форме по ТКС и своевременное реагирование компании на указанные документы.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают происходящие в связи с текущей ситуацией изменения в налоговом законодательстве и налоговом администрировании и готовы оказать любую поддержку с целью превентивного выявления возможных рисков и потребностей, правильной оценки конкретной ситуации, поиска путей решения возникающих задач и их реализации.

[1] Если это не влечёт нарушения предельных сроков для направления требований, установленных ст. 70 НК РФ

[2] Если это не влечёт нарушения предельных сроков для принятия таких решений, установленных п. 3 ст. 46 НК РФ

[4] Если в ближайшее время в ст. 64 НК РФ не будет внесено обусловленное сложившейся ситуацией дополнительное основание для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов.

[5] За исключением случаев, когда по уже начатым проверкам соблюдения валютного законодательства выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 01.06.2020

Читайте также: