Ответственность за непредоставление уточненной налоговой декларации

Опубликовано: 01.05.2024

Сдача налоговой отчётности по итогам осуществления хозяйственно-экономической деятельности за истекший период является одной из основных обязанностей всех без исключения налогоплательщиков. По каждому фискальному обязательству кроме специально утверждённых бланков отчётов установлены также и свои сроки их подачи. Если организация или индивидуальный предприниматель их нарушат, и не отправят документы в ФНС вовремя, они будут вынуждены уплатить штраф.



Таким образом, под штрафом за несвоевременное предоставление отчетности в налоговую понимают финансовую неустойку, которая выплачивается субъектом хозяйствования в бюджет вследствие несоблюдения ним норм действующего фискального законодательства.

Общие требования к подготовке и подаче налоговой документации

Согласно ст. 80 НК России, налоговой декларацией называют заявление субъекта хозяйствования, в котором фиксируются данные об объектах налогообложения, учтенных доходах в разрезе источников их формирования, понесённых расходах, фискальных льготах, рассчитанных налоговых платежах, а также иная релевантная информация, которая является основанием для начисления определённого вида налога и уплаты его в бюджет.

Фискальные документы готовятся и подаются предприятиями и ИП отдельно по каждому налогу, обязательному для этих субъектов, если другое не предусмотрено действующим законом. Так, например, согласно положениям ст. 80 НК РФ, субъект хозяйствования не должен предоставлять в ФНС декларации (расчёты) по тем видам фискальных обязательств, от выплаты которых он освобождён в связи с применением к нему специального режима налогообложения в части хозяйственной деятельности, проведение которой подразумевает использование налоговых льгот, или активов, задействованных при осуществлении такой деятельности.

Документация составляется в бумажном формате либо в электронном виде с последующей её передачей по телекоммуникационным каналам связи через личный кабинет плательщика или с применением ЭЦП через ОЭД.



В обязательном порядке декларация направляется вместе с документами, прилагаемыми к ней с целью выполнения требований НК России. Их можно предоставлять в электронном виде.

По ОЭД отчетность подают такие категории налогоплательщиков:

  • субъекты хозяйствования со среднесписочной численностью персонала за предыдущий календарный год 100 и более человек;
  • вновь зарегистрированные компании (в том числе путём реорганизации) со штатом сотрудников 100 и более человек;
  • иные субъекты, которые являются плательщиками налогов, сдача декларации по которым предусмотрена исключительно в электронном виде (например, отчеты по НДС).
Компаниям, которым необходимо подать декларацию электронно, легче всего это сделать через обслуживающую бухгалтерскую компанию.

Граждане, которые сами рассчитывают и перечисляют в госбюджет налоги на доходы (ИП на общей системе налогообложения, адвокаты, нотариусы и пр.), физлица, которые получили требующий налогообложения доход (от продажи недвижимости и транспорта, сдачи в аренду жилья и автомобиля, выигрыши в казино или лотерею и т.п.), а также налоговые резиденты, заработавшие доходы за пределами Российской Федерации, по результатам календарного года обязаны готовить и направлять в НИ по месту регистрации декларацию 3-НДФЛ.

Согласно ст. 23 НК РФ, налогоплательщики должны в установленном действующим законом порядке предоставлять в ФНС по месту постановки на учёт декларации (расчёты) в случаях, если это установлено действующим законодательством.

Обязательства налогоплательщиков по составлению и предоставлению отчетности и расчётов по актуальным налогам и сборам предусмотрены ч.II НК России в разрезе каждого из них, а неподача декларации в срок является правонарушением, которое влечет за собой наложение финансовых санкций.



Сроки подачи отчётов по преимущественному большинству фискальных обязательств урегулированы НК РФ. Так, годовая декларация по прибыли предоставляется субъектами хозяйствования не позднее 28 марта года, следующего за отчетным.

Что касается отчета 3-НДФЛ, отчитаться о полученных за 2019 г. доходах по общему правилу необходимо было до 30 апреля 2020 г. Указанный срок не распространяется на случаи подачи документа с целью получения налогового вычета.

Отметим, что администрирование местных и региональных налогов и обязательных платежей, как и регулирование сроков подачи обязательной отчётности по ним, относится к компетенции властей субъекта либо муниципального образования. Соответственно, данные индивидуальные правила будут действовать исключительно на территории конкретного региона (к примеру, земельные и транспортные сборы и т.п.).

Размер штрафных санкций за несвоевременное представление налоговой декларации

Подача декларации с нарушением сроков входит в категорию несоблюдения порядка сдачи обязательной отчётности. Величина штрафных санкций для всех компаний и предпринимателей в этих случаях регулируется едиными положениями и рассчитывается по одному и тому же алгоритму.

Так, согласно п.1 ст. 119, несвоевременная отправка налоговых отчетов влечёт за собой наложение штрафа в размере 5 % от величины налога, указанного в отчете как сумма к уплате в бюджет, за каждый полный и не полный месяц. При этом размер граничной суммы финансовой ответственности не должен превышать 30 % от суммы неуплаченного в срок платежа. Нижняя граница санкций составляет 1000 руб.

Отсутствие начислений в отчетном периоде не освобождает налогоплательщика от финансовой ответственности – в таком случае ему придётся заплатить минимальную сумму штрафа за неподачу декларации в 1000 руб.

В эту же категорию также относят и нарушение способа подачи отчетности. В данном случае речь идёт о крупнейших налогоплательщиках и компаниях со среднесписочной численностью сотрудников 100 и более человек, которые обязаны подавать отчёты в электронном виде.



Налогоплательщик не освобождается от уплаты штрафа за декларацию даже если:

  • налог был уплачен в госбюджет своевременно и в полном объеме;
  • расчётная сумма фискального обязательства к выплате отсутствует.

Для указанных выше случаев законом предусмотрено удержание минимального размера финансовых санкций – 1 000 руб. (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, п.18).

По такому же принципу рассчитывается финансовая ответственность и за несвоевременно предоставленный расчёт по страховым взносам. В этом случае сумма штрафа также составляет 5 % от объема неоплаченных вовремя платежей, рассчитанных к уплате за последние три месяца. Границы штрафа – аналогичные: минимум 1 000 руб., максимум 30 % от расчетной суммы.

Кроме налогового законодательства ответственность за нарушение сроков подачи деклараций регулируется и КоАП. Так, согласно ст.15.5, данный проступок карается предупреждением или штрафом в сумме 300-500 руб.

Правильно рассчитать сумму штрафа можно с помощью онлайн-калькуляторов, которые размещены на специализированных ресурсах. Они дают возможность выбрать вид документа, указать дату фактической его отправки и объем рассчитанного налога, после чего произвести расчёт штрафных санкций к уплате в бюджет.

Чтобы отчетность сдавалась вовремя проще всего отдать бухгалтерию на аутсорсинг. В таких компаниях отвтетственность застрахована и штрафы больше не будут вашей заботой.

Штрафные санкции за непредоставление нулевого отчета

Как говорилось ранее, размер финансовой ответственности за непредоставление налоговой декларации рассчитывается как процент от суммы налогового платежа, начисленного к уплате в бюджет. При этом штрафной платёж не может составлять меньше 1000 руб. Так как субъект хозяйствования должен всегда отчитаться перед инспекцией, неподача даже нулевого отчета тоже является правонарушением и карается уплатой неустойки. В данной ситуации – это 1000 руб.

Ответственность за неподачу промежуточной отчётности

Согласно действующему законодательству, ряд налогов подразумевает предоставление налогоплательщиками отчетов не только по результатам налогового периода, но и по итогам каждого отчётного — обязательных промежуточных данных. Прежде всего речь идёт о налоге на прибыль (п.1 ст. 289 НК РФ), отчитываться по которому следует ежеквартально или ежемесячно.



При этом, согласно Пленуму ВАС РФ (п. 17 Постановления от 30.07.2013 N 57), несоблюдение сроков подачи промежуточных отчетов должно наказываться не по п.1 ст. 119 (5 % от суммы не перечисленного в бюджет платежа, min 1000 руб., max 30%), а по п.1 ст. 126 НК России, то есть неустойкой в 200 руб., потому что такое нарушение расценивается как непредоставление документов и сведений, предусмотренных НК РФ для осуществления налогового контроля и проверки обоснованности величины налогооблагаемой базы.

Санкции за несвоевременную подачу или непредоставление 3-НДФЛ

В основном расчёт и удержание налогов с доходов физлиц осуществляют налоговые агенты – работодатели, финансовые и страховые компании, банки и т.д. Что касается доходов, полученных без их участия, ответственность по их декларированию возлагается на самих физических лиц.

По общему правилу к таким доходам относят поступления от продажи недвижимости и транспорта до истечения периода минимального владения указанным имуществом (3 года для автомобилей, 5 лет — для недвижимости), доходы от сдачи в аренду недвижимости и транспортных средств, выигрыши в лотерею и казино, доходы, полученные за пределами Российской Федерации, доход от осуществления профессиональной деятельности нотариусов, адвокатов, полученные от неблизких родственников подарки и т.д.

Требования к составлению отчета 3-НДФЛ урегулированы НК России. Налоговый регистр следует подавать в ФНС до 30 апреля года, следующего за отчётным. В этот же срок подается и «нулевая» отчетность предпринимателей. Если по расчетным данным налог к уплате в бюджет не начислен, несвоевременная отправка или неподача документа грозит нарушителю выплатой штрафа за несдачу 3-НДФЛ в 1 000 руб.

В случае, если не была подана документация, согласно которой у физлица возникли обязательства перед бюджетом, такой нарушитель должен будет уплатить неустойку в размере 5 % от рассчитанной в документе суммы за каждый месяц просрочки (полный и неполный), но не более 30% совокупно.

При этом, если вместе с непредоставлением отчетности налог также не был оплачен в срок до 15 июля, физлицу грозит штраф в объеме 20 % от суммы фискального платежа. Это наказание применяется только в случае, если ФНС сама установила неуплату. Если до получения уведомления от инспекции лицо самостоятельно внесло обязательный платеж, основания для взыскания этой неустойки будут исчерпаны.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отчетность
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Способы представления налоговых деклараций

Своевременное представление налоговых деклараций — одна из самых главных обязанностей налогоплательщиков, и данная процедура регламентирована ст. 80 НК РФ.

Существует два варианта представления налоговых деклараций: на бумажном носителе; в электронной форме.

Налоговая декларация может быть представлена по установленной форме на бумажном носителе. При этом налогоплательщик может представить отчетность в ИФНС лично или через уполномоченного представителя.

Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя).

Датой подачи налоговых деклараций законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Направляя отчетность почтовым отправлением, необходимо убедиться, что приложена опись вложения.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.

Представление деклараций в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.

ТКС — это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Преимущества данного способа пред­ставления:

Представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт: https://www.nalog.ru

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

С 1 июля 2021 года в НК РФ появятся новые основания, при обнаружении которых декларации и расчёты будут считаться непредставленными. В таком случае налоговая направит уведомление, на которое нужно ответить исправленным отчётом. Если сделать всё быстро, просрочки не будет. Расскажем, как отчитываться по новым правилам.

Когда декларации и расчёты считаются непредставленными

С 1 июля 2021 года появятся новые случаи, при которых налоговая посчитает декларации и расчёты непредставленными. Поправки к ст. 80 НК РФ вносит Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ. Они будут действовать для деклараций и расчётов, поданных после 1 июля 2021 года.

Декларации и расчёты будут считаться непредставленными, если во время камеральной проверки выяснится, что они:

  • подписаны неуполномоченным лицом (директор отказался от подписи и представления декларации);
  • подписаны физлицом, которое дисквалифицировано за административное правонарушение и срок дисквалификации которого на момент даты представления отчётности не истёк;
  • подписаны УКЭП физлица, которое на дату подписания документа считается умершим по данным ЗАГС;
  • подписаны лицом, по которому в ЕГРЮЛ до даты подачи отчётности внесена запись о недостоверности сведений;
  • представлены юрлицом, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении существования юридического лица;
  • представлены с нарушением ряда особенно важных контрольных соотношений (далее — КС) для РСВ и декларации по НДС.

На КС остановимся отдельно.

Контрольные соотношения для РСВ

  • есть ошибки в суммах выплат и иных вознаграждений физлицам;
  • неверно рассчитана база по взносам на ОПС и сумма взносов;
  • суммы одноименных показателей по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику;
  • в расчёте указаны недостоверные персональные данные.

Контрольные соотношения для НДС

В ст. 174 НК РФ добавили п. 5.3, в котором говорится, что декларация по НДС должна соответствовать КС, чтобы её приняли. Проект приказа ФНС с 14 КС для проверки деклараций по НДС ещё 16 марта 2021 года внесён на федеральный портал проектов НПА.

Перечень КС не новый, они урегулированы письмом от 23.03.15 № ГД-4-3/4550@ и реализованы во многих учётных системах. Но раньше при их невыполнении налоговая не отказывалась принимать декларации.

Контрольное соотношение Расшифровка
1 р. 3. ст. 200 гр. 3 = р. 3. ст. 118 гр. 5 — ст. 190 гр. 3 Итоговая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по разделу 3, должна быть равна общей сумме исчисленного налога по разделу 3 за минусом всех вычетов раздела 3
2 ст. 040 р. 1 = (ст. 200 р. 3 + ст. 130 р. 4 + ст. 160 р. 6) - (ст. 210 р. 3 + ст. 120 р. 4 + ст. 080 р. 5 + ст. 090 р. 5 + ст. 170 р. 6) Сумма налога к уплате, которая отражена по каждому разделу декларации 3, 4 и 6 за минусом вычетов по всем разделам 3, 4, 5 и 6 должна быть равна итоговой сумме к уплате, отражённой по строке 040 раздела 1
3 гр. 5 ст. 118 р. 3 + сумма ст. 050 и 130 р. 6 + сумма ст. 060 по всем листам р. 2 + сумма ст. 050 р. 4 + ст. 080 р. 4 = [ст. 260 + ст. 265 + ст. 270] р. 9 + [ст. 340 прил. 1 к р. 9 дНДС + ст. 345 прил. 1 к р. 9 дНДС + ст. 350 прил. 1 к р. 9 дНДС — ст. 050 прил. 1 к р. 9 — ст. 055 прил. 1 к р. 9 дНДС — ст. 060 прил. 1 к р. 9 дНДС] Общая сумма НДС по разделу 3 без учёта вычетов плюс сумма, уплаченная в качестве налогового агента по всем листам раздела 2, и сумма НДС, отражённая в разделе 4, должна быть сопоставлена с отражённым НДС по книге продаж и дополнительному листу книги продаж при его наличии
4 ст. 190 р. 3 + сумма стр. 030 и 040 р. 4 + ст. 080 и 090 р. 5 + ст. 060 р. 6 + ст. 090 р. 6 + ст. 150 р. 6 = ст. 190 р. 8 + [ст. 190 прил. 1 к р. 8 — ст. 005 прил. 1 к р. 8] Общая сумма налоговых вычетов по разделам 3, 4, 5, 6 должна быть равна сумме вычетов по НДС в книге покупок и доп. листу к ней
5 сумма ст. 180 р. 8 = ст. 190 на последней странице р. 8 Сумма НДС по всем счетам-фактурам в книге покупок должна быть равна итоговой строке НДС в книге покупок
6 стр. 005 прил. 1 к р. 8 дНДС + сумма ст. 180 прил. 1 к р. 8 дНДС = ст. 190 на последней странице прил. 1 к р. 8 дНДС Итоговая сумма вычетов по книге покупок (отраженная в строке 005 дополнительного листа книги покупок) и сумма НДС по всем счетам-фактурам в дополнительном листе книги покупок, должна быть равна итоговой строке НДС в дополнительном листе книги покупок
7 сумма ст. 200 р. 9 = ст. 260 р. 9 на последней странице Сумма НДС по ставке 20 % по всем счетам-фактурам в книге продаж должна быть равна итоговой строке НДС по ставке 20 % в книге продаж
8 сумма ст. 210 р. 9 = ст. 270 р. 9 на последней странице Сумма НДС по ставке 10 % по всем счетам-фактурам в книге продаж должна быть равна итоговой строке НДС по ставке 10 % в книге продаж.
9 сумма ст. 205 р. 9 = ст. 265 р. 9 на последней странице Сумма НДС по ставке 18 % по всем счетам-фактурам в книге продаж должна быть равна итоговой строке НДС по ставке 18 % в книге продаж
10 ст. 050 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 280 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 340 прил. 1 к р. 9 дНДС Итоговая сумма НДС по ставке 20 % по книге продаж (отраженная в строке 050 дополнительного листа книги продаж) и сумма НДС по всем счетам-фактурам в дополнительном листе книги продаж по ставке 20 %, должна быть равна итоговой строке НДС в дополнительном листе книги продаж
11 ст. 060 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 290 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 350 прил. 1 к р. 9 дНДС Итоговая сумма НДС по ставке 10 % по книге продаж (отраженная в строке 050 дополнительного листа книги продаж) и сумма НДС по всем счетам-фактурам в дополнительном листе книги продаж по ставке 10 %, должна быть равна итоговой строке НДС в дополнительном листе книги продаж
12 ст. 055 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 285 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 345 прил. 1 к р. 9 дНДС Итоговая сумма НДС по ставке 18 % по книге продаж (отраженная в строке 050 дополнительного листа книги продаж) и сумма НДС по всем счетам-фактурам в дополнительном листе книги продаж по ставке 18 %, должна быть равна итоговой строке НДС в дополнительном листе книги продаж
13 Плательщик, применяющий УСН, представил декларацию по НДС с заполненным разделом 12, но отсутствующей суммой налога к уплате по разделу 1 Организации на УСН, выставляющие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога, заполняют в декларации разделы 1 и 12 (п. 3 Порядка заполнения, утв. приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). Довольно часто налогоплательщики на УСН ошибочно заполняют другие разделы или забывают отразить сумму к уплате по строке 030 раздела 1 НДС.
14 Налогоплательщик УСН представил декларацию по НДС, в которой заполнен раздел 8 Чтобы принять НДС к вычету, нужно выполнить основные условия из п. 2 ст. 171, ст. 172 НК РФ. Одно из них: быть плательщиком НДС и не применять освобождение от этого налога. Таким образом, налогоплательщики на УСН права на вычет не имеют и поэтому книгу покупок не заполняют

Эти КС — простой контроль на итоговые суммовые показатели. В декларации нужно проверить суммы вычетов по налогу, восстановленный НДС, исчисленный налог, итоговую сумму НДС к уплате (возмещению) и суммовые показатели книг покупок и продаж.

Кроме того, с 1 июля 2021 года пояснения по запросу налогового органа при камеральной проверке декларации по НДС, не будут считаться представленными, если они направлены в налоговый орган не по установленному формату или на бумажном носителе. Такие изменения внесены в ст. 88 НК РФ. Сейчас непредставленными считаются только пояснения на бумажном носителе.

Как узнать, что в приёме отказали

Если налоговая обнаружит хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных выше, то в срок не позднее пяти дней со дня его установления уведомит вас о том, что декларация (расчёт) считаются непредставленными.

Для РСВ и декларации по НДС, в которых не соблюдаются контрольные соотношения, правила и сроки отличаются. Если отчёты сданы в электронном виде — налоговая уведомит вас не позднее следующего за получением рабочего дня. Если вы сдали РСВ на бумаге, то у налоговой будет 10 дней с момента получени. Для бумажной декларации по НДС другие сроки не предусмотрены.

Получив такое уведомление, налогоплательщик должен в пятидневный срок (10 дней, если уведомление получено на бумаге) представить декларацию или расчёт, в которых устранены несоответствия контрольным соотношениям. Если успеть вовремя, то налоговая будет считать, что вы отчитались в тот срок, в который сдали первый отчёт, признанный непредставленным.

Пример. Организация 26 июля 2021 (25 июля выпало на воскресенье) отправила первичную декларацию по НДС. В этот же день пришло уведомление о признании декларации непредставленной по невыполненным КС. Компания направила исправленную первичную декларацию 28 июля. Повторно направленная декларация принята успешно. В этом случае датой представления первичной декларации считается 26 июля.

Что грозит за непредставление декларации

Если налоговая посчитает декларацию непредставленной, то назначит штраф по ст. 119 НК РФ — 5 % от неуплаченной в срок суммы налога (взносов) по декларации за каждый полный и неполный месяц просрочки. Штраф не может быть меньше 1 000 рублей и больше 30 % от суммы.

Ещё одна мера — приостановление операций по банковским счетам. Тут нас ждёт единственное приятное изменение. Чтобы снизить риск блокировки за непредставление деклараций и расчётов, с 1 июля 2021 года до 20 рабочих дней увеличили срок, по истечении которого инспекторы смогут заблокировать счета по этой причине (Федеральный закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ). По действующим правилам налоговая вправе заблокировать счёт, если декларация по итогам налогового периода, РСВ или 6-НДФЛ не сданы в течение 10 рабочих дней после окончания установленного срока (подп. 1 п. 3 и п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, налоговая за 14 дней до принятия решения о приостановлении операций по счетам уведомит об этом налогоплательщика.

Подведём итоги — как будут принимать электронные декларации и расчёты с 1 июля

Помните, что декларацию (расчёт) всё ещё могут признать непредставленными, если найдут нарушения в порядке подписания или представления, о которых мы говорили в начале. В таком случае уведомление поступит в течение пяти дней после обнаружения таких обстоятельств.

  • Новый бланк декларации по НДС в 2021 году
  • Всё про 6‑НДФЛ: новая форма, контрольные соотношения, ставка 15 %
  • Декларация по налогу на прибыль: изменения в 2021 году
  • РСВ в 2021 году: новая форма и правила заполнения
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

girl-2573111_1920.jpg

В нашей практике нередко возникали ситуации, когда в ходе налоговых проверок органы ФНС выявляли расхождение в объекте налогообложения, который был указан в налоговой декларации и в уведомлении о применении специального налогового режима, в частности упрощенной системы налогообложения (УСН). Затем следовало привлечение к налоговой ответственности с доначислением налога, штрафа и пени. Но всегда ли это обоснованно и возможно ли доказать отсутствие своей вины? Давайте разбираться.

Указанный в уведомлении объект налогообложения нельзя изменить произвольно.

Небольшая предыстория: пару месяцев назад к нам обратилась индивидуальная предпринимательница. С началом пандемии коронавируса ее бизнес понес крупные убытки и она решила закрыться. Выплатила все положенные отчисления в Пенсионный и прочие фонды и отправила уведомление в налоговую. Спустя время ей оттуда позвонили и огорошили – вы нарушили закон, в отношении вас начали проверку. В перспективе – штраф, пеня и доначисление налога.

Оказалось, что проблема в следующем – открывая несколько лет назад ИП, женщина выбрала УСН (упрощенная система налогообложения) с выплатой налогов «с доходов», а все это время платила по системе «доходы минус расходы». Почему так случилось, это отдельный разговор, но факт остаётся фактом – все эти годы налоговая, проверяя декларации предпринимательницы, не замечала ошибку. Освобождает ли это бизнес-вумен от ответственности и нет ли здесь вины налоговой?

Начнем с главного, с понятийной базы. Налоговый кодекс знает два объекта налогообложения в рамках упрощенной системы налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов (ч. 2 ст. 346.14 НК РФ) . Налогоплательщик может изменять их ежегодно, но только с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря предыдущего года (Письмо Минфина России от 14.10.2015 N 03-11-11/58878).

То есть, подчеркивает закон, выбор объекта налогообложения, сделанный в уведомлении о применении упрощенной системы налогообложения, является обязательным и не может быть изменен после начала налогового периода. Почему же нельзя менять его «по ходу дела»? На наш взгляд причины этого кроются в том, что Налоговый кодекс не предусматривает возможность исправления ошибок в уведомлении о переходе на УСН. Также возможность для налогоплательщика менять объект налогообложения усложнит налоговый контроль и ущемит права одних налогоплательщиков перед другими, что является недопустимым.

Чем грозит несовпадение объекта налогообложения в уведомлении о применении УСН и в налоговой декларации?

Но представим, что при проверке выясняется, что предприниматель выбрал один объект, а платит по-другому. В этом случае налоговая запросит у налогоплательщика пояснения относительно расхождения объектов. За их непредставление налогоплательщика, скорее всего, оштрафуют на сумму 5 тыс. рублей. А если он не подаст уточненную налоговую декларацию, то его ждет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (п.1 ст. 122 НК РФ) . Также, скорее всего, ему доначислят налоги.

В каких случаях можно избежать привлечения к налоговой ответственности?

Но вернемся к нашему случаю. Как быть, если добросовестный налогоплательщик все эти годы честно платил налоги и даже не подозревал, что нарушает? И где были глаза у налоговой? Ведь каждый отчетный период они получали декларацию и никто из сотрудников даже не потрудился проверить, а по тому ли объекту налогообложения платится налог?

Признаемся честно, в нашей истории все закончилось без определенного результата – предпринимательница получила консультацию, после чего пообещала подумать и исчезла. Но если бы она все же решила работать с нами, то победа, скорее всего, была бы на нашей стороне и вот почему:

1. Налоговый контроль должен проводиться своевременно.

Суды в своих решениях отмечают, что налоговая обязана своевременно контролировать и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков. В том числе требовать представления налоговой отчетности и приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках. Отсутствие возражений со стороны налоговой и отсутствие предъявления каких-либо требований к налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок означает фактическое признание правильности выбора объекта налогообложения. Этот принцип, в частности , отражен в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 8 мая 2019 г. по делу N А40-245402/2017.

2. Заявление о переходе на УСН носит уведомительный характер. Важнее – фактическое поведение налогоплательщика и представленная налоговая декларация.

Вывод из всей этой истории следующий: на налогоплательщике лежит обязанность представления надлежащим образом заполненной декларации. Обязательна проверка совпадения объекта налогообложения с тем, что указано в уведомлении. Также нужно сохранять документы подтверждающие направление уведомления об изменении объекта налогообложения в налоговую инспекцию, к ним относится опись вложения и почтовое уведомление о вручении. Но стоит помнить, что не всегда привлечение к налоговой ответственности правомерно, ведь безоговорочное принятие однотипной налоговой декларации государственным органом в течение нескольких налоговых периодов подряд может доказывать фактическое признание правомерности заполнения декларации.

Вопросу представления уточненной налоговой декларации посвящена статья 81 Налогового кодекса, пункт 1 которой выделяет ситуации, когда налогоплательщик обязан и вправе представить уточненную декларацию. Так, обязанность по представлению уточненной декларации возникает при обнаружении налогоплательщиком факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога. Право же представления уточненной декларации возникает при обнаружении недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Поскольку сама статья больше никаких разъяснений не содержит, то на практике бухгалтерам трудно провести четкую градацию, что является недостоверными сведениями, а что ошибками; какие из них действительно повлекут снижение суммы налога к уплате, а какие – нет. В связи с этим автоматически возникает вопрос о санкциях.

Не так страшен черт.


Несвоевременное представление первичных документов контрагентами, ошибки в расчетах, реквизитах (КБК и ОКАТО), неточности при оформлении, неправомерное использование льгот или потеря права на освобождение от уплаты налогов, – вот основные причины, вынуждающие бухгалтеров составить уточненную декларацию. Эти же причины бухгалтеров порой и останавливают.

В своей практике налоговые инспектора к недостоверным сведениям относят огрехи в указанной сумме выручки, неотражение полного объема результатов финансово-хозяйственной деятельности или суммы, не соответствующие данным лицевого счета. К ошибкам относятся неверные ИНН и КПП, КБК и ОКАТО, налоговый период, арифметические ошибки, заполнение декларации с нарушением установленного порядка (иными словами, непредставление обязательных ее разделов).

И недостоверные сведения, и ошибки могут влиять на сумму налога. Так, указание неверных ИНН, КПП и КБК, суммы выручки, непредставление части декларации, содержащей сведения о расчете налога или раздела, отражающего сумму налога к уплате, расцениваются налоговыми органами как влекущие снижение суммы налога к уплате, поскольку декларации с подобными ошибками и недостоверными сведениями не могут быть отражены в лицевом счете. Здесь бухгалтеру важно не пропустить срок представления уточненной декларации во избежание санкций.

Существуют следующие критерии для представляемых уточненных деклараций:

– срок представления первичной декларации не истек;
– срок представления первичной декларации истек, но срок уплаты налога еще не наступил;
– истек срок представления первичной декларации и уплаты налога.

Если «уточненка» представляется в налоговый орган до истечения срока подачи первичной декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи таковой, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, но только если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если уточненная декларация представляется в инспекцию после истечения срока подачи документов и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган «уточненку» в предусмотренном законом порядке. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако все же основным вопросом при подготовке уточненной декларации является период совершения ошибки и изменение суммы налога.

Порядок исчисления налоговый базы определен в статье 54 НК РФ. По общему правилу, только при невозможности определить период совершения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 54 НК, налогоплательщик вправе пересчитать налоговую базу и суммы налога за тот налоговый период, в котором они выявлены. Если же момент совершения ошибки (искажения) известен, то перерасчет налоговых обязательств производится за предыдущие периоды и налогоплательщик должен пересчитать налоговую базу и представить в инспекцию уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды.

С 1 января 2010 г. пункт 1 статьи 54 НК РФ дополнен новым положением: если допущенные ошибки (искажения) прошлых периодов привели к переплате налога, то можно откорректировать базу налогового (отчетного) периода, в котором выявлены ошибки (искажения); то есть при обнаружении ошибок, которые не привели к занижению суммы налога, нет необходимости подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды. В совокупности с положениями статьи 81 НК РФ теперь право выбора остается за налогоплательщиком: при выявлении переплаты налога в прошлых периодах он может либо учесть это в текущей декларации, либо подать «уточненку» за тот период, в котором была допущена ошибка. Нелишним будет напомнить, что срок пересчета налоговый базы законодательством не установлен, но заявление о зачете (возврате) излишне уплаченного налога, в том числе после представления уточненной декларации, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты данной суммы налога.

При подаче уточненной декларации возможны две ситуации: когда у налогоплательщика образуется переплата и когда образуется недоимка.

В случае если бухгалтер находит ошибку, не ведущую к снижению налоговой базы, то есть если обнаруживается переплата, то нарушением это не будет и санкций не повлечет, даже если уточненная декларация будет представлена после того, как выйдет срок, установленный для подачи соответствующей декларации.

Если в результате расчетов образовалась недоимка, то за недоплату налога организацию могут оштрафовать; при этом важно помнить, что при обнаружении в первоначальной декларации ошибки, приведшей к недоплате налога, уточненная декларация обязательна к представлению.

Штрафа можно не опасаться, если уточненная декларация сдана:

– до того, как наступил последний срок для представления декларации, в которой была ошибка;

– после того, как истек этот срок или срок уплаты налога, но до того, как налоговики назначали выездную проверку или узнали, что из-за ошибки в первоначальной декларации недоплачен налог.

Если ошибка обнаружена уже после того, как истек не только срок представления декларации, но и срок уплаты заниженного в ней налога, то перед подачей уточненной декларации плательщику необходимо перечислить в бюджет недостающую сумму налога и соответствующие пени. Тогда к организации не будут применены штрафные санкции.

Если же плательщиком представлена уточненная декларация, а налог и пени не уплачены, то штраф может быть наложен лишь после того, как инспектор проверит, в чем именно состояло нарушение и при каких обстоятельствах оно было допущено, так как эта информация обязательно должна быть указана в решении о привлечении плательщика к ответственности за налоговое правонарушение.
Среди бухгалтеров бытует миф, что уточненную декларацию необходимо подать лишь спустя день после оплаты налога и пени, так как при более раннем сроке подачи «уточненки» налоговая «не увидит» поступления. Секрет в том, что сведения из банков поступают в инспекцию только через 10 рабочих дней, то есть на следующий день инспекция по-любому не получит платеж; поэтому, произведя оплату, можно сдавать «уточненку» в тот же день, приложив копию «платежки», о чем будет сказано ниже.

Налоговая декларация
Особый случай

1. Представить в налоговый орган уточненную декларацию можно только в том случае, если до этого уже была подана первичная декларация. Иначе говоря, если первичная налоговая декларация не была сдана по той или иной причине (была использована недействующая форма, сыграла роль забывчивость бухгалтера, отчетность потерялась при пересылке почтой), то поданная впоследствии уточненная декларация не будет принята инспектором: уточнять-то нечего.

2. Уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ). Это положение касается не только формы бланка декларации, но и электронного формата (txt или xml) и его версии (например, 3.04 или 5.01): об этом немаловажно помнить бухгалтерам, представляющим отчетность на дискете или по каналам связи. Может измениться форма бланка декларации, а версия электронного формата остаться прежней (например, 5.01), или наоборот – форма бланка может остаться прежней, а электронная версия может быть заменена с txt на xml. Сведения о действовавших формах в тот или иной налоговый (отчетный) период можно найти в информационно-правовых базах в разделе «Архив отчетности».

3. Уточненная налоговая декларация представляется в соответствующий администрирующий орган. После отмены ЕСН налоговые органы больше не являются администраторами этого налога, поэтому уточненные декларации по страховым взносам начиная за период с начала 2010 года необходимо представлять в соответствующий фонд (Пенсионный, медицинский) по формам, действующим в этот временной период. Но декларации за 2009-й и предыдущие годы необходимо представить в налоговый орган, опять же соблюдая правило о действовавших формах и форматах.

4. Налоговым законодательством не ограничено каким-либо сроком право налогоплательщика представлять в налоговые органы уточненные декларации (но не забывайте о сроках проведения проверок, которые могут выявить ошибки; тогда санкций не избежать). Речь в данном случае идет об уточненных декларациях, по которым истек срок исковой давности: налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности компании, предшествующие году проверки. Согласно устоявшемуся институту права срок три года и более считается потерявшим исковую давность. Соответственно, налоговый орган не вправе проводить контрольные мероприятия в отношении плательщика и истребовать документы. Но зачастую возникает ситуация, когда у плательщика истек срок исковой давности по подаче декларации, а при этом срок исковой давности для подачи заявления на зачет или возврат налога еще не истек, а значит не утрачена возможность подтвердить переплату путем представления уточненной декларации. Однако налоговые инспектора и ЭОД, помня о сроках исковой давности, принять уточненную декларацию за столь давний период порой отказываются. В этом случае бухгалтеру необходимо помнить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса инспекторы не вправе отказать налогоплательщику в принятии декларации (расчета) и согласно пункту 2.5.1 «Регламента принятия и ввода данных, представляемых налогоплательщиком налоговых деклараций…», инспектор не позднее рабочего дня, следующего за датой принятия, должен декларацию зарегистрировать, даже в случае если налоговым органом будет принято решение об отказе в зачете (возврате) излишне уплаченного налога.

5. В случае, если у плательщика изменился юридический адрес и, соответственно, место постановки на налоговый учет, то уточненная декларация за период, когда организация была зарегистрирована по другому адресу, представляется в налоговый орган по новому месту постановки на учет. При этом в декларации необходимо указать ОКАТО, установленный по прежнему месту постановки на учет. Предварительно очень важно убедиться, получила ли ваша новая налоговая контейнер с лицевым счетом из предыдущей инспекции. Как правило, увы, снявшись с учета в одной инспекции и своевременно встав на учет по новому месту регистрации, плетельщики не могут сдать отчетность, так как предыдущая инспекция еще не передала контейнер с учетными данными, или новая инспекция еще эти данные не разнесла. В итоге штрафные санкции применяются к плательщику. Поэтому бухгалтеру особенно важно проконтролировать два момента: чтобы переход в новую инспекцию не попал на начало отчетного периода и чтобы между инспекциями произошел своевременный обмен информацией по вашей организации.

6. При реорганизации в виде присоединения и обнаружения ошибок или неполного отражения сведений, приводящих к занижению суммы налога, уточненные налоговые декларации представляет организация-правопреемник по месту своего учета. При этом в «уточненке» необходимо указать наименование присоединенной компании и ОКАТО, установленный по месту ее регистрации, а ИНН и КПП – организации-правопреемника.

Аналогичный порядок относится к ликвидированным обособленным подразделениям: уточненную декларацию представляют по месту регистрации головной организации, а КПП и ОКАТО указываются те, что были установлены по месту регистрации «обособки». При этом бухгалтеру также желательно убедиться в получении из «головной» налоговой инспекции контейнера с лицевым счетом закрытого обособленного подразделения.

7. Подача уточненной декларации, как правило, сопровождается составлением ряда документов:

– необходимо подготовить сопроводительное письмо, содержащее исходящий номер, дату, указание на конкретную декларацию, за какой она срок, перечень приложений, а также прилагаемые первичные документы. Это позволит налогоплательщику избежать дополнительного истребования документов.

В сопроводительном письме нужно указать причины, по которым подается уточненная декларация (это может быть ошибка, обнаруженная бухгалтером, службой внутреннего аудита, при проведении аудиторской проверки, по результатам консультационной работы);

– к уточненной декларации прилагаются пояснения, в которых указывается, какие разделы, строки, графы откорректированы, новые и старые показатели (иными словами, арифметические расчеты);

– копии платежных поручений, подтверждающие уплату суммы налога, приведшей к переплате, и расчет налога и пени, если представляется декларация к доплате.

Представление указанных документов доказывает: если налогоплательщик сам обнаружил и исправил ошибку, это положительно влияет на разрешение вопроса о санкциях.

Итак, при подаче уточненной декларации бухгалтеру необходимо помнить, что санкции и ответственность наступают только в случае, если ошибка выявлена налоговым органом в ходе камеральной или выездной проверки. Наказания можно избежать, если уточненная декларация подана до окончания камеральной проверки: при поступлении «уточненки» налоговый орган обязан прекратить проверку и все действия в отношении ранее принятой декларации и начать новую – в отношении вновь поданной декларации. Помните, что данные, полученные инспектором при проверке первичной декларации, могут быть учтены им при проверке уточненной декларации.

А вот если «уточненка» подана плательщиком после проведения выездной налоговой проверки, да еще и с суммой налога, меньшей ранее заявленного, то налоговый орган вправе провести повторную выездную налоговую проверку периода, за который подана уточненная декларация.

Читайте также: