Налоговая обязанность курсовая работа

Опубликовано: 24.04.2024

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

Введение 3
1. Понятие, основания, возникновение и прекращение налоговой обязанности 6
2. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности 12
3. Зачет и возврат, излишне уплаченных налогов, сборов и пеней 15
4. Изменение срока уплаты налога, сбора и пени 24
Заключение 27
Список использованных источников 29

В статье 57 Конституции РФ впервые уплата налогов и сборов провозглашена в качестве одной из основных обязанностей лиц. Налоги и сборы являются важнейшими регуляторами экономики в любой стране. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. К физическим лицам - налогоплательщикам и плательщикам сборов относятся граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Организации - налогоплательщики и плательщики сборов должны быть зарегистрированы в установленном порядке и обладать всеми признаками юридических лиц.
Конституционными гарантиями прав налогоплательщиков являются: - установление налогов и сборов только законом; - запрет обратной силы законов о новых налогах и налогах, ухудшающих положение налогоплательщиков.
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый публично-правовой характер. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения - обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет. В виду того, что обязанность по уплате налоговой и сборов является конституционной, закрепленной в основном законе нашего государства, написание курсовой работы по данной теме актуально и обоснованно.
Объект работы - общественные отношения, возникающие в процессе реализации налоговой обязанности.
Предмет работы - налоговая обязанность.
Цель курсовой работы - на основе изученных нормативных актов, литературных источников рассмотреть особенности реализации налоговой обязанности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие, основания, возникновение и прекращение налоговой обязанности.
2. Рассмотреть способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
3. Раскрыть правила зачета и возврата, излишне уплаченных налогов, сборов и пеней.
4. Охарактеризовать возможность изменения срока уплаты платежей, сборов и пеней.
Теоретическую основу работы составили положения налогового законодательства, комментарии налогового законодательства, учебные пособия по налоговому праву.
Курсовая работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.

1. Понятие, основания, возникновение и прекращение налоговой обязанности

Налоговая обязанность - это юридически обеспеченная мера должного поведения по уплате налогов и сборов.
Статьей 44 НК РФ установлено правило, согласно которому обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Список использованных источников

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Налоговое право

Содержание

1. Общие вопросы правового регулирования обязанности по уплате налога

1.1. Историко-правовые аспекты конституционной обязанности субъектов налоговых отношений

1.2.Правовая природа обязанности по уплате налога

1.3. Отдельные основания прекращения налоговой обязанности

2. Особенности налоговой обязанности

2.1. Основы обеспечения налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей

2.2. Основные пути и перспективы совершенствования способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в современной России

Список источников и литературы

Выдержка из текста

Актуальность исследования. На современном этапе развития России экономические преобразования повлекли существенные изменения в правовой системе. Законодательные реформы коснулись всех отраслей права. При правовом регулировании финансовых отношений законодателем активнее стал использоваться диспозитивный метод. Были заимствованы некоторые правовые категории, технико-юридические приемы, разработанные цивилистической наукой и используемые до этого только в гражданском праве. Так, для правового регулирования финансовых отношений начала использоваться категория обязательства, выделено налоговое обязательство как разновидность финансового правоотношения. Использование терминов, разработанных цивилистами, в публичных отраслях права, в частности в налоговом праве, связано с изменением структуры собственности в России, потребностей экономического оборота. Налоги стали важнейшим средством регулирования экономики. Законодатель не решился использовать категорию обязательства для регулирования налоговых правоотношений. В Налоговом кодексе РФ отсутствует понятие «налоговое обязательство», а центральное место занимает такая категория, как «обязанность по уплате налогов и сборов». Законодатель воспринял подход, который можно обнаружить в ст.

5. Конституции РФ, где говорится об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Целью исследования является анализ действующего законодательства в сфере правового регулирования понятия и содержания налоговой обязанности.

Для успешной реализации целей данного научного исследования необходимо решить следующие теоретические задачи:

1. Рассмотреть и проанализировать историко-правовые аспекты конституционной обязанности субъектов налоговых отношений

2. Исследовать правовая природа обязанности по уплате налога

3. Выявить отдельные основания прекращения налоговой обязанности

4. Проанализировать основы обеспечения налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей

5. Установить основные пути и перспективы совершенствования способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в современной России

Предметом исследования является анализ понятия и содержания налоговой обязанности.

Методологической основой исследования выступают, как общие методы познания; диалектический материализм, анализ и синтез, исторический и логический, так и частнонаучные: сравнительно — правовой, формально — юридический, и другие.

Список использованной литературы

Список источников и литературы

1. Нормативно-правовые акты

1.Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Российская газета. — № 237. — 25.12.1993.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая от

2. января 1996 года № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 29.01.1996. – № 5. – ст.410.

3.Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от

3. ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – ст.3301.

4.Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.98 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, №

31. от 03.08.1998, ст.3824.

5.Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, №

10. от 06.09.2000, ст.4254.

2. Материалы судебной практики

6.Определение Конституционного Суда РФ от

2. декабря 1998 г. N 190-О «По жалобе ТОО «АГРОИНВЕСТ-КБМ» на нарушение конституционных прав граждан частью второй статьи 4 Закона Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» и пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 2.

7.Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 444-О «По жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки Астаховой Ирины Александровны положением подпункта 1 пункта 1 статьи

22. Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N

2. Ст. 407; Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа» // СЗ РФ. 2006. N

8.Постановление Конституционного Суда РФ от

3. мая 2005 г. N 6-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в связи с запросами Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Н. Шевцова» // СЗ РФ. 2005. N

9.Постановление Конституционного Суда РФ от

1. декабря 1996 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи

1. Закона Российской Федерации от

2. июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // СЗ РФ. 1997. N

10.Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от

1. октября 2005 г. N Ф 04-7329/2005(15969-А 45-37).

11.Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от

2. августа 2005 г. N 5735/05 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2006. N 1.

Научная и учебная литература

12.Березова О.А. Изменение срока исполнения налогового обязательства // Финансовое право. 2007. N 1. С. 14 — 21;

13.Брызгалин А.В., Бабанин В.А., Штромвассер И.Р. Актуальные вопросы налогового, гражданского и корпоративного права // Приложение к журналу «Налоги и финансовое право». 2007. N 7. С.10-15

14.Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2007. 450с..

15.Гогин А.А. Способы обеспечения исполнения обязательств в сфере налогового законодательства // Финансовое право. 2004. N 1. С. 38 — 41.

16.Имыкшенова Е.А. Способы обеспечения налоговых обязанностей по Налоговому кодексу РФ. М.: Юрлитинформ, 2007. 354с.

17.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1995. 410с.

18.Кучеров И.И. Нормы конституций зарубежных стран, регулирующие налоговые отношения // Журнал российского права. 2003. N 4. С. 69-71.

19.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., пер. и доп. М.: Юристъ, 2003. 440с.

20.Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2006. 500с.

21.Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков, 2009. 468с.

22.Кикабидзе Н.Р. Общие принципы налогообложения и сборов в России и США в сфере основ конституционного строя (сравнительно-правовой анализ) // Финансовое право. 2006. N 12. С. 31-37.

23.Крохина Ю.А. Способы обеспечения налоговых обязанностей по Налоговому кодексу РФ. М.: Юрлитинформ, 2005. 198с.

24.Латыпова Е.У. К вопросу о соотношении обязанности и обязательства по уплате налогов и сборов // Финансовое право. 2007. N 1. С. 51 — 53.

25.Матузов Н.И. Юридические обязанности личности // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2007. 340с.

26.Мазуркевич В.Ю. Исполнение обязанности по уплате налогов: проблемы теории и практики // Финансовое право. 2006. N 10. С. 15 — 16.

27.Налоговое регулирование: Учеб. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статут, 2009. 520с.

28.Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина, М., 2007. 470с.

29.Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2009. 561с.

30.Ногина О.А. Порядок исполнения налоговой обязанности // Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. М.: Норма, 2009. 350с.

31.Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2007. 467с.

32.Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право РФ. Ростов н/Д, 2002. 407с.

33.Пепеляев С.Г. О налоговых правоотношениях // Налоговый эксперт. 2006. N 4. С. 12.-18.

34.Полищук И. Понятие и признаки налогового обязательства // Современное право. 2007. N 7. С. 13-19.

35.Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева. М., 2005.320с.

36.Сумцова Н.В., Мамыкина Н.Н. Анализ эволюции российской налоговой системы в контексте налоговой политики // Финансы и кредит. 2004. N 28. С. 4 — 6.

37.Староверова О.В. Налоговое право: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова, проф. Н.М. Коршунова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008. 410с.

38.Титов А.С. Коллизионность законодательства, регулирующего налоговое администрирование: Материалы международной научной конференции «Современные проблемы теории налогового права» / Под ред. М.В. Карасевой. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2007. 240с.

39.Чибинев В.М. Проблемы соотношения понятий «обязанность» и «обязательство» в налоговом праве // Налоги. 2006. N 3. С. 12-15.

40.Цинделиани И.А. Налоговое обязательство в системе налогового права России // Финансовое право. 2005. N 9. С. 20-24.

Актуальность исследования. На современном этапе развития России экономические преобразования повлекли существенные изменения в првовой системе. Законодательные реформы коснулись всех отраслей права. При правовом регулировании финансовых отношений законодателем активнее стал использоваться диспозитивный метод. Были заимствованы некоторые правовые категории, технико-юридические приемы… Читать ещё >

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Налоговая обязанность: понятие и особенности содержания ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • 1. Общие вопросы правового регулирования обязанности по уплате налога
    • 1. 1. Историко-правовые аспекты конституционной обязанности субъектов налоговых отношений
    • 1. 2. Правовая природа обязанности по уплате налога
    • 1. 3. Отдельные основания прекращения налоговой обязанности
  • 2. Особенности налоговой обязанности
    • 2. 1. Основы обеспечения налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей
    • 2. 2. Основные пути и перспективы совершенствования способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в современной России
  • Заключение
  • Список источников и литературы

Актуальность исследования. На современном этапе развития России экономические преобразования повлекли существенные изменения в првовой системе. Законодательные реформы коснулись всех отраслей права. При правовом регулировании финансовых отношений законодателем активнее стал использоваться диспозитивный метод. Были заимствованы некоторые правовые категории, технико-юридические приемы, разработанные цивилистической наукой и используемые до этого только в гражданском праве. Так, для правового регулирования финансовых отношений начала использоваться категория обязательства, выделено налоговое обязательство как разновидность финансового правоотношения. Использование терминов, разработанных цивилистами, в публичных отраслях права, в частности в налоговом праве, связано с изменением структуры собственности в России, потребностей экономического оборота. Налоги стали важнейшим средством регулирования экономики. Законодатель не решился использовать категорию обязательства для регулирования налоговых правоотношений. В Налоговом кодексе РФ отсутствует понятие «налоговое обязательство», а центральное место занимает такая категория, как «обязанность по уплате налогов и сборов». Законодатель воспринял подход, который можно обнаружить в ст. 57 Конституции РФ , где говорится об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Целью исследования является анализ действующего законодательства в сфере правового регулирования понятия и содержания налоговой обязанности.

Для успешной реализации целей данного научного исследования необходимо решить следующие теоретические задачи:

1. Рассмотреть и проанализировать историко-правовые аспекты конституционной обязанности субъектов налоговых отношений

2. Исследовать правовая природа обязанности по уплате налога

3. Выявить отдельные основания прекращения налоговой обязанности

4. Проанализировать основы обеспечения налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей

5. Установить основные пути и перспективы совершенствования способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в современной России

Предметом исследования является анализ понятия и содержания налоговой обязанности.

Методологической основой исследования выступают, как общие методы познания; диалектический материализм, анализ и синтез, исторический и логический, так и частнонаучные: сравнительно — правовой, формально — юридический, и другие.

1. Общие вопросы правового регулирования обязанности по уплате налога

1.1. Историко-правовые аспекты конституционной обязанности субъектов налоговых отношений

Правовой статус участников налоговых правоотношений характеризуется не только совокупностью прав, но и обязанностей. При этом необходимо отметить, что ст. 57 Конституции РФ четко устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Ряд авторов в своих исследованиях утверждают о том, что конституционное закрепление отношений по поводу взимания налогов и сборов свидетельствует о придании особой значимости налоговым платежам и связанным с ними отношениям. Эта значимость определяется прежде всего необходимостью формирования доходов государственной казны, предназначенной для интересов общества и государства, также ролью последнего в процессе регулирования экономических отношений в стране .

Принимая во внимание определяющее значение конституционных норм для регулирования налоговых отношений, полагаем интересным вначале провести сравнительно-правовое исследование налоговой обязанности по тексту основных законов ряда иностранных государств, включая аспекты ее формирования в России.

Для начала обратимся к конституционному закреплению налоговых отношений в зарубежных странах (https://referat.bookap.info, 13).

В результате многовековой борьбы конституции практически всех государств закрепили за парламентом исключительное право устанавливать налоги. Классическая формула приведена в Конституции США: «Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы для того, чтобы выплачивать долги, обеспечивать совместную оборону и всеобщее благоденствие Соединенных Штатов» (разд. 8 ст. 1).

Конституция Бельгии закрепляет: «Никакой налог в пользу государства не может быть установлен иначе как законом» (ст. 170). Аналогичная формулировка содержится в Конституции Великого герцогства Люксембург (ст. 99).

В дальнейшем жесткость конституционных конструкций смягчается. Например, Конституция Японии 1946 г. содержит менее категоричную формулировку: «Введение и изменние существующих платежей может производиться только на основании закона или при соблюдении условий, предписанных законом» (ст. 84). Смещены акценты и в Конституции Нидерландов 1983 г.: «Налоги, установленные государством, взимаются в соответствии с актом парламента. Актом парламента определяются иные обязательные платежи и сборы, установленные государством» (ст. 104).

Более того, часто конституции вводят общее понятие финансового законодательства, которое охватывает помимо налоговых многие другие вопросы. Так, по Конституции Ирландии 1937 г. под финансовым законодательством понимаются акты, принимаемые по таким вопросам, как налоги, долговые обязательства, бюджетные ассигнования, хранение ценностей, ревизия государственных средств, государственные займы (ст. 22) .

По мнению П. Д. Баренбойм , Г. А. Гаджиева , В. И. Лафитского , В. А. Мау , можно выделить ряд общих требований, предъявляемых конституциями к налогообложению.

Во-первых, практически все конституции устанавливают, что введение, изменение, отмена налогов могут осуществляться только законом. При этом некоторые конституции предусматривают достаточно жесткие требования к налоговым законам. Так, Конституция Греции закрепляет следующую норму: «Никакой налог не может налагаться вне рамок формального закона, определяющего субъект налогообложения, доход, вид собственности, расходы и финансовые операции или их категории, к которым данный налог относится» (ч. 1 ст. 78). Конституция Франции предусматривает, что «закон устанавливает нормы, относящиеся к… источникам, ставкам и условиям взимания всякого рода налогов» (ст. 34). Конституция Португалии особо подчеркивает: «Никто не может быть принужден к выплате налогов… расчетов и взимание которых осуществлены не по закону» (ч. 3 ст. 106).

Во-вторых, конституции требуют, чтобы действие налогов распространялось на всю территорию государства.

В-третьих, конституции ограничивают предоставление налоговых льгот и привилегий. Они могут предоставляться только в исключительных случаях, обоснованно и в рамках закона. Так, Конституция Бельгии указывает, что закон может определять только такие исключения из налогообложения, «необходимость которых обоснованна» (ч. 2 ст. 170). Сходным образом регламентирует этот процесс Коституция Испании: «Налоговые льготы в рамках государственного налогообложения должны устанавливаться в соответствии с законом» (ст. 133). Более жестко подходит к этому вопросу Конституция Люксембурга: «Никакие привилегии в области налогообложения не могут быть установлены. Никакое освобождение от налогов или их снижение не может иметь места иначе как в силу закона» (ст. 101).

Автор: k******************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 09:45, реферат

Описание работы

В российской правовой науке отдельные вопросы, связанные с налоговой обязанностью и порядком ее исполнения, находят отражение в научных работах, однако отсутствует единое, комплексное исследование, посвященное обязанности по уплате налогов как одной из базовых правовых (юридических) обязанностей и как центральной, системообразующей категории налогового права.

Содержание

Введение
Понятие налоговой обязанности
Возникновение налоговой обязанности
Прекращение налоговой обязанности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

  1. Понятие налоговой обязанности
  2. Возникновение налоговой обязанности
  3. Прекращение налоговой обязанности

В российской правовой науке отдельные вопросы, связанные с налоговой обязанностью и порядком ее исполнения, находят отражение в научных работах, однако отсутствует единое, комплексное исследование, посвященное обязанности по уплате налогов как одной из базовых правовых (юридических) обязанностей и как центральной, системообразующей категории налогового права.

Вместе с тем, несмотря на указанную значимость, налоговая обязанность еще не получила завершенного научного обоснования как базовая налогово-правовая категория, до сих пор продолжаются споры относительно возможности «перенесения» гражданско-правовых категорий в сферу налогового права (в частности по вопросу использования такой категории гражданского права, как «обязательство»), в полной мере не исследовался порядок исполнения налоговой обязанности.

Исполнение налоговой обязанности оказывает значительное влияние на финансовую политику государства, на формирование государственного бюджета.

Понятие налоговой обязанности

Налоговая обязанность по смыслу НК представляет собой конституционную обязанность граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований. Указание на то, что субъектом этой обязанности является гражданин, не должно путать. В данном случае под гражданином понимаются физические лица. Поэтому и иностранцы, и лица без гражданства подпадают под число обязанных лиц. Кроме того, эта же обязанность распространяется на юридических лиц. Это утверждение опирается на постановление Конституционного Суда, который по делу об акцизах сказал, что юридическое лицо в налоговых отношениях – это объединение граждан, и в этом смысле на юридические лица распространяются права и обязанности налогоплательщиков – физических лиц.

Налоговая обязанность возникает с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Здесь важным является слово «конкретный» налог или сбор. Налогоплательщик возникает как потенциальный плательщик. Например, юридическое лицо встает на учет и может оказаться в ситуации, что это юридическое лицо никогда не будет платить налоги в силу разных причин. Но потенциально это налогоплательщик. Точно так же как физическое лицо – это потенциальный налогоплательщик. А налоговая обязанность у них возникает не вообще, а именно по поводу предоплаты конкретного налога или сбора.

Возникновение налоговой обязанности.

Во-первых, это наличие объекта конкретного налога или сбора.
Во-вторых, это наличие непосредственной связи между этим объектом и субъектом (налогоплательщиком). И именно с наличием этой непосредственной связи налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Например, у физического лица арендные отношения не порождают уплату земельного налога, а порождают только отношения, которые являются отношениями собственности по уплате налога. Это как раз пример того, что между объектом и субъектом должна быть связь, которая порождает налоговые отношения, и у каждого налога эта связь будет специфическая.

Наконец, третье обстоятельство – это наступление срока уплаты сбора или налога.

Только когда все эти три обстоятельства существуют одновременно, только тогда и возникает налоговая обязанность по уплате конкретного налога или сбора. Сроки уплаты налогов или сборов определяются различными способами и впервые НК определил эти способы. В ст.57, п.3 даны способы определения сроков уплаты налогов или сборов, в том числе это может быть календарная дата (это самый простой вариант), например, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Это самый примитивный пример определения сроков уплаты.

Следующий способ – это истечение периода времени: года, квартала, месяца, декады, недели или дня. Тоже очень часто применяется: скажем, в течение 5 дней после сдачи квартальной отчетности наступает срок уплаты налога.

Далее таким способом может выступать указание на какое-то событие или указание на действие, которое должно быть совершено. Такими случаями события или действия могут быть ситуации, связанные, как правило, с гражданином. Например, уплата налога на имущество, переходящее в порядке наследования, дарения, сопряжена с определенным сроком, связанным с событием или действием.

НК определяет порядок исполнения налоговой обязанности. Но существующая до принятия НК практика привела к тому, что появилась необходимость определения приостановления исполнения налоговой обязанности, в том числе такой ситуацией приостановления исполнения налоговой обязанности является ситуация отсутствия имущества, которое может быть использовано в качестве уплаты налога. Налог по ст.8 НК – это изъятие части имущества налогоплательщика. А если у налогоплательщика нет никакого имущества, то возникает ситуация, когда исполнить налоговую обязанность невозможно. И возникает необходимость как раз приостановить исполнение налоговой обязанности до того времени, когда имущество появится. Эта проблема была известна до НК, который отчасти ее решил, но только отчасти. Он допустил приостановление исполнения налоговой обязанности в ст.51 в отношении лиц, безвестно отсутствующих либо признанных недееспособными. Действительно, здесь возникает проблема субъекта. Безвестно отсутствующее либо недееспособное лицо – это порок субъекта. И в ситуации, когда лицо, уполномоченное осуществлять, защищать имущественные интересы таких лиц, не может осуществить уплату налогов за счет средств этих отсутствующих или недееспособных лиц, то допускается приостановление исполнения налоговой обязанности.

Но это ситуация, которая касается только порока субъекта. А ситуация порока объекта так в НК и не решена, хотя она как была, так и осталась. Например, ребенок, достигший 18 лет, но обучающийся на дневной платной форме обучения, и за него оплачивает обучение юридическое лицо. Это может быть юридическое лицо, куда ребенок поступил на работу, а потом от него пошел учиться. Это может быть юридическое лицо, где работают родители. Это неважно. Важно то, что когда за ребенка платит юридическое лицо, то у ребенка возникает материальная выгода, которая, с точки зрения законодательства, должна заканчиваться уплатой налога. Но когда этому ребенку (по НК до 23 лет он остается ребенком и дает налоговую льготу своим родителям) выставляют уплату этого налога, то мы сталкиваемся с тем, что у него нет своего имущества, нет своего заработка, он находится на иждивении родителей, а у него возникает искусственно объект налогообложения, по которому он не может уплатить налог. Что в этой ситуации должно быть сделано? Либо наш законодатель должен признать, что уплата невозможна, но он не хочет этого сделать. Тогда он должен признать, что это ситуация приостановления исполнения налоговой обязанности до того времени, когда этот ребенок получит диплом, пойдет работать и, соответственно, сможет уплатить налог. Законодатель не решает ни так, ни сяк и эта ситуация остается тупиковой.

Либо другая ситуация, когда гражданин, имеющий небольшой доход, вдруг получает в наследство хорошую квартиру, налог с которой рассчитывается по рыночной стоимости, и получается большой налог. Ситуация достаточно распространенная. У гражданина месячный доход – 5 тысяч. Он получает не самую шикарную квартиру, скажем, 4-комнатную квартиру в центре города, и налог с нее составит, к примеру, тысячу долларов. Этому гражданин уплатить налог невозможно, его заработок не позволяет этого сделать. Что он должен делать в этой ситуации? Продать эту квартиру он не может, потому что налоговое законодательство запрещает сделки с имуществом, налог на которое не уплачен. Тоже возникает тупиковая ситуация.

Таким образом, это те ситуации, которые существуют в жизни, но которые законодатель пока не урегулировал, но, тем не менее, саму ситуацию приостановления налоговой обязанности он предусмотрел.

Прекращение налоговой обязанности.

Ст.44,45 НК указывают на ситуации, когда налоговая обязанность считается прекращенной. Тоже все эти ситуации нуждаются в комментарии.

Первая наиболее распространенная ситуация прекращения налоговой обязанности – это уплата налога или сбора, то есть непосредственное исполнение самой налоговой обязанности. В подпункте 1 п.3 ст.44 сказано, что налоговая обязанность прекращается уплатой налога или сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора, то есть, предполагается как бы личное участие налогоплательщика в этом мероприятии. Но на самом деле практика знает достаточно много примеров и ситуаций, когда налоговая обязанность исполняется не лично налогоплательщиком, а за него исполняется, и законодатель такой формулировкой отсекает эти ситуации, что совершенно напрасно. Например, налоговый агент уплачивает, и налоговая обязанность считается прекращенной. А по смыслу подпункта 1 получается, что она не исполнена, что тоже чревато.

Налоговая обязанность может быть прекращена на основании решения налогового органа о зачете его налоговой обязанности. Например, наш гражданин имеет налоговую льготу в связи с приобретением им жилья. Что он может сделать? Он может эти деньги попросить вернуть либо попросить зачесть их в счет предстоящих платежей. И этот зачет на основании решения налогового органа будет тоже исполнением налоговой обязанности, которая выходит за пределы формулировки, которая в ст.44. Либо такой же зачет может состояться на основе решения суда (это также вытекает из НК), либо такая уплата может произойти ликвидационной комиссией. Если говорить о юридическом лице, то ликвидационная комиссия, будучи обязанной уплатить налоги, уплатит их, но она этим лицом налогоплательщиком не является.

Второе основание, которое прекращает налоговую обязанность, это возникновение обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности. В качестве примера такого обстоятельства можно назвать процедуру банкротства, потому что в процессе банкротства происходит погашение всех недоимок, в том числе и налогов. Это пример, когда в законодательстве есть обстоятельства, с которыми связывается погашение налоговой обязанности.

Третье основание – это смерть налогоплательщика либо признание его умершим в порядке гражданского законодательства. В этом случае, безусловно налоговая обязанность прекращается, но прекращается только по поимущественным налогам умершего, поскольку это прямо вытекает из ст.44, и в пределах стоимости наследственного имущества. Это означает, что те налоги, которые не являются поимущественными и где не требуется участие гражданина, уплачиваются и после смерти налогоплательщика, то есть смерть налогоплательщика не мешает уплатить, тем не менее налог. Типичный случай – это уплата подоходного налога. Поскольку удерживает и перечисляет его налоговый агент, то смерть лица не может служить препятствием для удержания налога с заработной платы и перечисления в бюджет. А там, где поимущественный налог, там налогоплательщик требуется лично, он должен явиться на основании налогового уведомления на почту, в Сбербанк и уплатить этот налог. Поскольку его нет, то налоговая обязанность считается прекращенной. Но указание на то, что эта обязанность погашается в пределах наследственного имущества, тоже очень вещь такая непозволительная со стороны законодателя, потому что это означает, что налог, как налог, как долг, переходит на наследников, и тогда наследники будут уплачивать не свой налог, а налог наследодателя, что вообще ниоткуда не вытекает из правового статуса налогоплательщика, потому что наследник будет уплачивать налог, но он будет свой налог уплачивать, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. А так на него как бы перекладывается поимущественный налог умершего гражданина.

Четвертое основание – это ликвидация организации налогоплательщика. Ликвидация организации налогоплательщика прекращает его налоговую обязанность. На самом деле это очень редкий случай, потому что если в процессе ликвидации ликвидационная комиссия уплачивает налоги, то здесь будет первый случай уплаты налога. Если это банкротство, то это будет второй случай, когда именно с банкротством связывается погашение налоговой обязанности. Поэтому как сама ликвидация организации налогоплательщика прекращает налоговую обязанность в других случаях, достаточно сложно сказать. Это ситуация ст.64 ГК, когда идет ликвидация организации и нет процедуры банкротства, когда имущества хватает в порядке ст.64 на первые три очереди, а четвертая очередь – платежи в бюджет – на эту очередь не хватает имущества и недоимка погашается. Но это достаточно редкий случай.

Итак, основным способом погашения налоговой обязанности является уплата налога или сбора. Но уплата налога или сбора возможна двумя способами: добровольным и принудительным. Прежде чем перейти к характеристике этих двух способов, надо поставить точку и окончательно договориться о том, когда же все - таки налоговая обязанность считается исполненной или погашенной при уплате налога. Во всех остальных случаях эта ситуация не столь важна, потому что там есть юридические факты либо юридические акты, а вот когда уплата налога, то здесь действует механизм юридических фактов. Поэтому момент, когда налог считается уплаченным, крайне важен.

1. Налоговое обязательство и его признаки

2. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности по оплате налогов и сборов

3. Исполнение налоговой обязанности по налогам и сборам

4. Обеспечение исполнения налоговой обязанности по уплате налогов и сборов

Библиографический список

Актуальность темы исследования. В российской правовой науке отдельные вопросы, связанные с налоговой обязанностью и порядком ее исполнения, находят отражение в научных работах, однако отсутствует единое, комплексное исследование, посвященное обязанности по уплате налогов как одной из базовых правовых (юридических) обязанностей и как центральной, системообразующей категории налогового права.

Вместе с тем, несмотря на указанную значимость, налоговая обязанность еще не получила завершенного научного обоснования как базовая налогово-правовая категория, до сих пор продолжаются споры относительно возможности «перенесения» гражданско-правовых категорий в сферу налогового права (в частности по вопросу использования такой категории гражданского права, как «обязательство»), в полной мере не исследовался порядок исполнения налоговой обязанности.

Исполнение налоговой обязанности оказывает значительное влияние на финансовую политику государства, на формирование государственного бюджета. налоговая обязанность финансовая политика

Отношения, возникающие в процессе исполнения налоговой обязанности, по своей природе конфликтны, в них заложены противоречия между частноправовыми и публично-правовыми интересами.

Следует особо подчеркнуть важность разработки рассматриваемой темы в силу значимости налогов не только как источников пополнения государственного бюджета, но и как средств согласования публично-правовых и частноправовых интересов. Причем, важно обеспечение баланса этих интересов, позволяющее не допускать как ущемления публично-правовых интересов из-за их тесной связи с осуществлением государственных функций (в том числе и социально ориентированных), так и незаконного ограничения частноправовых интересов в силу необходимости защиты законных прав граждан.

Указанные обстоятельства, а также значение должного исполнения налоговой обязанности (обязанности по уплате налогов) для обеспечения публичных, а также и частных интересов обусловили выбор темы курсовой работы и круг рассматриваемых в ней вопросов.

Недостаточная разработанность настоящей темы в научной литературе и важность целенаправленного, всестороннего исследования налоговой обязанности как одной из основополагающих категорий налогового права и предопределяют актуальность темы курсовой работы.

Исследование вопросов, возникающих в области налогово-правовых отношений, вызывает значительный интерес в научной сфере; в работах в той или иной мере происходит обращение к отдельным аспектам категории «налоговая обязанность», вместе с тем, следует отметить недостаточную степень исследования данной и связанной с ней категорий.

Так, отдельные вопросы исполнения налоговой обязанности рассматривались в трудах различных ученых, однако данная курсовая работа по сравнению с иными исследованиями посвящена исключительно обозначенной проблематике и рассматривает обязанность по уплате налогов как основополагающую, системообразующую категорию налогового права и исследует порядок ее исполнения.

Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, связанные с возникновением, должным исполнением, приостановлением и прекращением налоговой обязанности.

Предметом курсовой работы выступают правовые нормы различных отраслей законодательства, в том числе налогового, гражданского, регулирующие отношения, связанные с порядком исполнения налоговой обязанности.

Цель курсовой работы - разработка теоретических положений, направленных на совершенствование правового регулирования порядка исполнения налоговой обязанности.

Поставленная цель определила следующие задачи курсовой работы:

· провести анализ обязанности по уплате налогов как правовой категории;

· исследовать основные аспекты, связанные с возникновением налоговой обязанности;

· изучить понятие «должное исполнение налоговой обязанности»;

· проанализировать основания прекращения налоговой обязанности;

· исследовать основания приостановления налоговой обязанности;

· провести анализ отдельных аспектов принудительного исполнения налоговой обязанности.

В работе подробно исследуются вопросы, связанные с порядком исполнения налоговой обязанности, относительно возникновения, должного исполнения, приостановления и прекращения обязанности по уплате налогов.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается, прежде всего, в постановке самой проблематики, связанной с налоговой обязанностью и ее исполнением, и в комплексном подходе к ее рассмотрению.

1. Налоговое обязательство и его признаки

Заслуга выявления общего понятия обязательства принадлежит римским юристам. Обязательство в римских источниках — определенная связь, устанавливаемая в отношениях между двумя лицами. Одно из них именуется кредитором, поскольку обязательство связывает его правом требования, а другое — должником, связанное не правом, а обязанностью, не требованием, а долгом. Сущность обязательства состоит в вытекающей из него обязанности что-либо сделать или предоставить. Обязательство понималось не только как правоотношение, но и как его активная и пассивная стороны.

Некоторые ученые-цивилисты полагают, что использование категории обязательства в налоговом праве неприемлемо, поскольку обязательство — это гражданское правоотношение и потому не может использоваться в других отраслях права. Однако позиция, основывающаяся на традиционном использовании понятия обязательства только в сфере гражданского права, не обоснована. Следует согласиться с аргументацией М.В. Карасевой, что категория «обязательство» является важнейшим достижением римского гражданского права; со временем, исходя из практики и потребностей развития товарных отношений, она изменяла лишь свою структуру. Налоговые отношения как система начали формироваться достаточно поздно. Французские ученые связывают формирование налогового права как самостоятельной системы норм с временами Французской буржуазной революции. Теория налогового права начала появляться тогда, когда теория гражданско-правового обязательства была уже разработана в деталях. С точки зрения исторической ретроспективы нет оснований для того, чтобы отказываться от возможности возникновения и развития правовой категории «налоговое обязательство».

Более того, исторически термин «обязательство» не мог использоваться при регулировании отношений, в которых участвует государство, поскольку такого подхода к налоговым правоотношениям государство научным деятелям не позволило бы. Это также объясняется неразвитостью правового регулирования в сфере налогообложения, отсутствием прав и гарантий их реализации у налогоплательщиков. Только на современном этапе в России началось бурное развитие налогового права и совершенствование механизма налогообложения. Отсюда возникла необходимость разработки правовых категорий, технико-юридических приемов для регулирования правоотношений в сфере налогообложения.

Как и гражданское право, налоговое право призвано регулировать отношения, возникающие в ходе воспроизводственного оборота — в процессе производства, обмена, распределения и производственного потребления. Как справедливо отмечает М.В. Карасева, «главным доказательством возможности существования юридической категории „налоговое обязательство“ наряду с гражданско-правовым обязательством является их общая экономическая основа». Экономическая функция налогового обязательства состоит в опосредованном распределении имущества (в стоимостной форме), созданного в производстве и реализованного в процессе обмена, в то время как гражданско-правового — «в опосредованном перемещении имуществ и иных результатов труда из сферы производства в сферу обращения и через последнюю — в сферу потребления».

Речь идет не о распространении на налоговые обязательственные отношения норм о гражданско-правовых обязательствах, а о разработке отраслевого понятия «налоговое обязательство». Обязательство как правовая форма может использоваться для регулирования иных общественных отношений. «Более широкое использование обязательственно-правовой формы, распространение ее за рамки гражданско-правовых отношений возможно при определенных объективных и субъективных условиях. В подобных случаях происходит не расширение сферы действия норм гражданского законодательства, а использование формы, сложившейся в области гражданского права и получившей относительную самостоятельность. Не распространение обязательств как институтов гражданского права на иные общественные отношения, а использование обязательства как особой правовой категории, правовой формы… Правовая категория — более широкое и в то же время абстрактное понятие, выражающее определенную закономерность в правовой организации общественных отношений. Правовой институт тесно связан с отраслью права. Правовая категория стоит как бы над системой отраслей права.» Так, в административном праве немало внимания уделяется проблеме административного договора в системе административного права.

Читайте также: