Методические рекомендации по проверке налога на прибыль

Опубликовано: 26.04.2024

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ

РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

Принята Комитетом по рекомендациям 2019-04-26

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

В положение по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» в 2018 году были внесены изменения. Эти изменения вместе с изменениями 2010 года фактически завершили реализацию в стандарте так называемого «балансового» метода учета налога на прибыль, принятого в международной практике и закрепленного в МСФО. Также в соответствии с международной практикой приведена структура и терминология показателей налога на прибыль в отчете о финансовых результатах.

В соответствии с правилами, вступающими в силу с 1 января 2020г., временные разницы в обязательном порядке определяются исходя из сравнения балансовой стоимости активов и обязательств с их налоговой величиной. В отчете о финансовых результатах представляется расход по налогу на прибыль, который складывается из текущего и отложенного налога. Последний в свою очередь определяется исходя из изменений во временных разницах и, соответственно, отложенных налоговых активах и отложенных налоговых обязательствах за отчетный период.

Вместе с тем, сложившаяся в России практика бухгалтерского учета налога на прибыль, преимущественно основана на определении временных и постоянных разниц путем сравнения доходов и расходов, признаваемых в бухгалтерском учете и в целях налогообложения. Формирование отчетных показателей строится на основе так называемого «условного расхода по налогу на прибыль», который получается путем умножения бухгалтерской прибыли на налоговую ставку и затем корректируется на величину отложенных и постоянных налоговых активов и обязательств. Такая практика обусловила применение учетных техник и процедур, требующих больших трудовых и финансовых затрат, несоизмеримых с получаемыми результатами. При этом применяемые учетные техники и процедуры не приспособлены для формирования качественной информации о налоге на прибыль в соответствии с требованиями новой редакции ПБУ 18.

В этой связи необходима разработка новых методических подходов с использованием незатратных учетных техник и процедур, позволяющих формировать в бухгалтерском учете всю необходимую информацию о налоге на прибыль для ее представления в отчетности в соответствии с действующими требованиями.

РЕШЕНИЕ

1. Положения настоящей Рекомендации сформулированы в отношении налога на прибыль организаций, уплачиваемого организациями в соответствии с требованиями Главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Настоящая Рекомендация может применяться также по аналогии в отношении других налогов, экономически аналогичных налогу на прибыль организаций, в том числе уплачиваемых как в Российской Федерации, так и в других юрисдикциях.

2. В целях формирования в бухгалтерской отчетности информации о налоге на прибыль в соответствии с требованиями ПБУ 18/02 и других федеральных стандартов бухгалтерского учета рекомендуется осуществление в бухгалтерском учете организации процедур, описанных в пунктах 3 – 7 настоящей Рекомендации.

3. Сумма расхода по налогу на прибыль формируется на дебете счета 99 «Прибыли и убытки» (в случае дохода по налогу – по кредиту). Указанная сумма складывается из двух составляющих – текущего налога на прибыль и отложенного налога на прибыль, отражаемых в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей рекомендации. Каждую из составляющих рекомендуется учитывать на отдельном субсчете к счету 99.

4. Сумма текущего налога на прибыль отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (субсчет «Текущий налог на прибыль») в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по налогу на прибыль органиаций»). Указанная сумма определяется в соответствии с требованиями налогового законодательства как сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, соответствующий отчетному периоду. Такая сумма (при отсутствии специфических обстоятельств) соответствует сумме налога, указываемого организацией в ее налоговой декларации по налогу на прибыль за соответствующий период.

5. Сумма отложенного налога на прибыль отражается по дебету или кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» (субсчет «Отложенный налог на прибыль») в корреспонденции соответственно с кредитом или дебетом счетов 09 «Отложенные налоговые активы» или 77 «Отложенные налоговые обязательства». Указанная сумма определяется как результат умножения соответствующей налоговой ставки на величину изменений временных разниц за отчетный период в связи с операциями, результаты которых подлежат включению в бухгалтерскую прибыль (убыток). Увеличение налогооблагаемых временных разниц или уменьшение вычитаемых временных разниц за отчетный период приводит к образованию расхода по отложенному налогу, который отражается по дебету счета 99 в корреспонденции с кредитом счета 09 или 77. Увеличение вычитаемых временных разниц или уменьшение налогооблагаемых временных разниц за отчетный период приводит к образованию дохода по отложенному налогу, который отражается по дебету счета 09 или 77 в корреспонденции с кредитом счета 99.

6. В случае изменений временных разниц за отчетный период в связи с операциями, результаты которых не включаются в бухгалтерскую прибыль (убыток), таких как переоценка внеоборотных активов, курсовые разницы по зарубежной деятельности и др., образующийся отложенный налог на прибыль отражается применительно к порядку, предусмотренному пунктом 5 настоящей Рекомендации. При этом вместо счета 99 «Прибыли и убытки» в бухгалтерских записях участвует счет 83 «Добавочный капитал» или другой соответствующий счет, на который относятся результаты самих операций. Так например, увеличение отложенного налогового обязательства в связи с приростом налогооблагаемой временной разницы в результате дооценки основного средства отражается по дебету счета 83 «Добавочный капитал» (субсчет «Дооценка основных средств») в корреспонденции соответственно с кредитом счета 77 «Отложенные налоговые обязательства». Отраженный в соответствии с настоящм пунктом отложенный налог на прибыль не учитывается при формировании чистой прибыли за отчетный период, но учитывается при формировании совокупного финансового результата за этот период.

7. В случае изменения временных разниц в связи с ретроспективными изменениями учетной политики или ретроспективным исправлением ошибок, возникающие изменения отложенных налоговых активов или обязательств отражаются дебету или кредиту счетов 09 «Отложенные налоговые активы» или 77 «Отложенные налоговые обязательства» в корреспонденции соответственно с кредитом или дебетом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

Настоящая Рекомендация сформирована на основании совокупности норм Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России от 20.11.2018 № 236н. Изменения вступают в силу начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год с возможностью принятия организацией решения о применении изменений до указанного срока.

Предметом настоящей рекомендации являются вопросы организации процесса ведения бухгалтерского учета, в частности записи рассматриваемых операций по счетам бухгалтерского учета, с целью оказания методологической помощи организациям при построении учетного процесса.

Рекомендация не касается дискуссионных вопросов признания, оценки и классификации объектов бухгалтерского учета, требующих толкования требований нормативных правовых актов. В этой связи отсутствует необходимость приведения в «Основах для выводов» аргументации в пользу или против той или иной методологической позиции.

09.05.2019, 18:29 | 16320 просмотров | 3801 загрузок

МНС России подготовило Методические рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль. Этот документ смогут увидеть не все налогоплательщики, так как предназначен он только для налоговиков – на нем стоит гриф «Для служебного пользования».

Материал предоставлен журналом
"Практическая бухгалтерия" (№8, 2003)

Ознакомиться с содержанием свежего номера
и полнотекстовым архивом номеров за 2003 год
вы можете в разделе "Периодика" или
непосредственно на сайте журнала www.berator.ru/pb

МНС России подготовило Методические рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль. Этот документ смогут увидеть не все налогоплательщики, так как предназначен он только для налоговиков – на нем стоит гриф «Для служебного пользования».

Новую методичку утвердил приказ МНС России от 23 апреля 2003 г. № БГ-4-02/9дсп. В этом документе налоговики попытались сделать невозможное – сопоставить данные декларации по налогу на прибыль с показателями других налоговых деклараций, а также с бухгалтерской отчетностью.

Камеральную проверку декларации по налогу на прибыль инспекторы будут проводить в два этапа. На первом этапе проверяется соответствие показателей декларации по налогу на прибыль данным, указанным:

– в декларациях по НДС, ЕСН и налогу на рекламу;

– в бухгалтерской отчетности.

Второй этап – экономический анализ показателей декларации по налогу на прибыль. Его цель – выявить снижение доходов и рост расходов фирмы.

Этап I. Сравнение.

. с декларацией по НДС

Смысл этого сравнения – определить, отличается или нет выручка, указанная в декларации по НДС, от дохода, приведенного в декларации по налогу на прибыль.

Чтобы провести такое сравнение, во-первых, фирма должна рассчитывать налог на прибыль по методу начисления, а НДС – «по отгрузке». Иначе сопоставить данные двух деклараций не удастся.

Во-вторых, все нужные показатели по НДС придется суммировать, взяв их из деклараций по этому налогу, составленных с начала года. Так как эту отчетность не составляют нарастающим итогом (она формируется за месяц или квартал).

И в-третьих, сравнивая выручку по НДС с доходом по налогу на прибыль, налоговики должны исключить те показатели, которые формируются по разным правилам. Это предусмотрено формулой, приведенной в методичке (см. далее соотношение 1).

Декларация по налогу на прибыль
Соотношение
Декларация по НДС
Строка 010 – строка 011 – строка 013 – строка 015 – строка 017 приложения 1 к листу 02 + строка 020 приложения 6 к листу 02
=
Сумма показателей графы 4 строк 010, 020 и 040 – сумма показателей графы 6 строк 030 и 040 – сумма показателей графы 4 строк 050 и 060 – (графа 4 строки 110 – графа 6 строки 120 + графа 4 строки 130 – графа 6 строки 130) – (графа 4 строки 110 – графа 6 строки 110) – сумма показателей графы 4 строк 070 и 080 – (графа 4 строки 020 + графа 4 строки 030 + графа 4 строки 040 – графа 6 строки 040 + графа 4 строки 050 – графа 6 строки 050 приложения Е) – (графа 4 строки 060 + графа 4 строки 070 + графа 4 строки 080 – графа 6 строки 080 + графа 4 строки 090 – графа 6 строки 090 приложения Е) + итоговые строки графы 3 приложения В + сумма показателей графы 3 строк с кодами 1010804, 1010807, 1010808 приложения Д

Если, сопоставив выручку по НДС с доходом по налогу на прибыль, налоговики выявят расхождения, фирме могут назначить выездную проверку. Но, так как в большинстве случаев НДС фирмы рассчитывают «по оплате», сравнить показатели двух деклараций по этой формуле налоговики не смогут. Кроме того, расхождения могут возникнуть и по объективным причинам. Например, если фирма экспортирует товары и в отчетном периоде освобождена от НДС по статье 145 НК РФ.

Кроме этой формулы в методичке есть рекомендации, которые предназначены для проверки отдельных строк декларации по налогу на прибыль. Например, как проверить выручку от реализации основных средств или расходы по аренде государственного имущества (см. далее соотношение 2 на стр. 46).

Декларация по налогу на прибыль
Соотношение
Декларация по НДС
Строка 060 приложения 1 к листу 02
>
Графа 4 – графа 6 строки 110 раздела 1
Строка 161 приложения 2 к листу 02

Графа 4 строки 080 раздела 2

. с декларацией по ЕСН

В методичке особое внимание уделяется показателям строки 261 приложения 3 к листу 02 декларации по налогу на прибыль. Налоговым инспекциям рекомендовано проверять, насколько обоснованно исключены те или иные выплаты работникам из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль фирмы. Дело в том, что именно такие выплаты не облагаются ЕСН.

Напомним, что ЕСН не начисляют лишь на те выплаты, которые поименованы в статье 270 Налогового кодекса. Эта статья содержит открытый перечень расходов, не уменьшающих облагаемую прибыль. К ним могут относиться любые затраты фирмы, которые не являются экономически обоснованными.

Для налога на прибыль и ЕСН должно соблюдаться соотношение 3.

Приложение 3 к листу 02 декларации по налогу на прибыль
Соотношение
Декларация по ЕСН
Строка 261 + строка 251

Строка 1000

. с декларацией по налогу на рекламу

Налог на рекламу относится к местным налогам. Поэтому единой отчетности для этого налога нет. В отдельных регионах налоговым периодом по нему является квартал.

Поэтому, чтобы сверить формы, налоговикам придется складывать налоговую базу, указанную в декларациях по этому налогу в течение года. Сверять данные деклараций будут по соотношению 4.

Приложение 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль
Соотношение
Декларация по налогу на рекламу
Строка 160

Налоговая база

. с бухгалтерской отчетностью

В методичке МНС перечислило все существующие формы бухгалтерской отчетности, с которыми собирались сопоставить данные декларации по налогу на прибыль. Однако в итоге все свелось только к двум соотношениям: с формой № 2 и формой № 5.

Кстати, форму № 5 не заполняют малые предприятия. Поэтому и так узкий перечень соотношений между бухгалтерской отчетностью и декларацией по налогу на прибыль для таких фирм сократился вдвое.

Сопоставление данных декларации по прибыли и бухгалтерской отчетности проводят по

формулам соотношения 5.

Декларация по налогу на прибыль
Соотношение
Бухгалтерская отчетность
Строка 020 приложения 7 к листу 02

Строка 070 формы № 2
Строка 090 приложения 3 к листу 02

Графа 3 строки 620 раздела 6 формы № 5

Кроме этого налоговики предлагают сравнить данные листа 02 декларации с показателями Отчета о прибылях и убытках. Сделать это можно, воспользовавшись соотношением 6.

Лист 02 декларации по налогу на прибыль
Соотношение
Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
Строка 010 + строка 030
=
Строка 010 + строка 060 + строка 080 + строка 090 + строка 120 + строка 170

Различаться эти показатели могут, если:

• по бартерным операциям или при безвозмездном получении имущества фирма использует в налоговом учете рыночные цены;

• у фирмы есть операции с ценными бумагами;

• продажные цены установлены в условных денежных единицах.

Доходы фирмы могут сопоставить еще и по соотношению 7.

Приложение 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль
Соотношение
Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
Строка 010 + строка 100 – строка 030 – строка 040
=
Строка 010
Строка 030 + строка 040 + строка 060 + строка 080 + строка 090
=
Строка 090

А расходы налоговики будут сопоставлять по соотношению 8.

Приложение 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль
Соотношение
Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
Строка 010 + строка 020 + строка 030
=
Строка 020

Обратите внимание: чтобы такое соотношение выполнялось, фирма должна начислять амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете одинаково. Иначе сопоставить расходы по этой формуле налоговым инспекторам не удастся.

. с самой декларацией по налогу на прибыль

Значительную часть методички налоговики посвятили сопоставлению между собой различных показателей декларации по налогу на прибыль. Все это они вынесли в отдельную таблицу. Она приведена на стр. 90 этого номера журнала.

Этап II. Экономический анализ

Экономический анализ затронет «основных» налогоплательщиков. Поэтому небольшим фирмам волноваться не нужно – их деятельность налоговики анализировать не будут.

Если фирма подвергнется анализу – это не означает, что ей начислят пени, штрафы и доначислят налоги. На основании полученных данных налоговики лишь смогут предположить, что у фирмы есть те или иные нарушения в финансово-хозяйственной деятельности и налоговом учете. В результате ее могут включить в план выездных проверок.

Сам анализ налоговики подразделили на два вида источников информации: внутренние и внешние. Для этого предполагается сравнить документы фирмы за три последних года.

К внутренним источникам информации относятся данные бухгалтерской и налоговой отчетности, а также пояснения, предоставленные самими фирмами. Чтобы его провести, налоговики должны сравнить объемы реализации и уровень себестоимости продукции, определив их колебания.

Если расходы и доходы увеличиваются или уменьшаются одинаковыми темпами, то претензий к фирме не будет. В противном случае налоговики потребуют у фирмы необходимые разъяснения.

Если объяснений не будет, проверяющие посчитают затраты экономически неоправданными и могут исключить их из состава расходов. Кроме того, фирму могут включить в план выездных проверок.

Внешние источники – это данные других фирм. К примеру, налоговики могут запросить у сторонней фирмы, подходящей по виду деятельности, информацию о потребляемых ею энергии, воде, газе и т. п. для выпуска единицы продукции. Сопоставив эти данные с показателями проверяемой фирмы, проверяющие сделают вывод, насколько уровень ее доходов соответствует уровню расходов.

Кроме того, если у фирмы растут расходы, а доходы не увеличиваются или, что еще хуже, – уменьшаются, налоговики потребуют объяснений у руководителя или главного бухгалтера. Аргумент, который устроит проверяющих, – изменение технологии производства. Он приведен в самой методичке.

Теперь аккуратнее нужно заполнять статотчетность. Если данных для анализа в декларациях по налогу на прибыль будет недостаточно, налоговики могут взять цифры из статистической отчетности. Так, инспектор может потребовать представить:

– сведения о производстве и заработной плате на фирме (формы № П-1 и П-4);

– сведения об инвестициях и финансовом состоянии фирмы (формы № П-2 и П-3);

– информацию о реализации и отгрузке продукции (формы 5-З и 1-натура);

– основные сведения о деятельности фирмы (форма 1-предприятие).

Что делать фирме

Разработанные МНС Методические рекомендации не являются документом, положения которого должны соблюдать фирмы. Так как они, во-первых, не зарегистрированы в Минюсте, а во-вторых, не опубликованы. Таким образом, они не имеют никакой юридической силы.

Но бухгалтерам, желающим благополучно сдать декларацию по налогу на прибыль, лучше проверить ее показатели по формулам, которые используют в своей работе налоговые инспекторы.

Если в результате собственной проверки вы найдете некоторые нестыковки, можно заранее подготовить объяснение для налоговиков. Так, например, несоответствие темпов роста доходов и расходов можно объяснить особенностями технологии производства.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Налоговики разработали специальные рекомендации по проведению камеральных проверок налога на прибыль. Этот документ недавно появился в инспекциях под грифом «для служебного пользования». О его содержании вы узнаете из нашей статьи.

Ю.С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА»

Новые методические рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль утверждены приказом МНС России от 23 апреля 2003 г. № БГ-4-02/9дсп (далее – Рекомендации). Согласно этому документу, налоговики должны проверять налог на прибыль в два этапа.

На первом этапе они сопоставят показатели декларации по налогу на прибыль с показателями бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам (НДС, налога на рекламу, ЕСН).

Обратим внимание, что рекомендации разработаны для проверки декларации по налогу на прибыль в редакции приказа МНС от 12 июля 2002 г. № БГ-3-02/358. Если в последующем ее опять изменят, необходимо будет учесть все новые поправки.

Второй этап камеральной проверки – экономический анализ декларации. Его цель – выяснить причины роста расходов и снижения доходов фирмы.

С декларацией по НДС

Если организация считает налог на прибыль по методу начисления, а НДС – по отгрузке, налоговики могут сопоставить выручку, указанную в декларациях по налогу на прибыль с выручкой, отраженной в декларации по НДС (нарастающим итогом).

Прежде всего, они проверят выполнение следующего равенства:

Приложение 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Раздел I декларации по НДС

Строка 010 – строка 011 – строка 013 – строка 015 – строка 017 + строка 020 Приложения 6 к листу 02

Сумма показателей графы 4 строк 010, 020, 030 и 040 – сумма показателей графы 6 строк 030 и 040 – сумма показателей графы 4 строк 050 и 060 – (графа 4 строки 120 – графа 6 строки 120 + графа 4 строки 130 – графа 6 строки 130) – (графа 4 строки 110 – графа 6 строки 110) – сумма показателей графы 4 строк 070 и 080 – (графа 4 строки 020 + графа 4 строки 030 + графа 4 строки 040 – графа 6 строки 040 + графа 4 строки 050 – графа 6 строки 050 Приложения Е) – (графа 4 строки 060 + графа 4 строки 070 + графа 4 строки 080 – графа 6 строки 080 + графа 4 строки 090 – графа 6 строки 090 Приложения Е) + итоговая строка графы 3 Приложения В + сумма показателей графы 3 строк с кодами 1010804, 1010807, 1010808 Приложения Д

Если налоговики выявят расхождение, они должны выяснить его причину. Для этого они могут провести дополнительные мероприятия налогового контроля: вызвать организацию в налоговую инспекцию для объяснений, затребовать первичные документы, провести встречные проверки.

Но иногда расхождения между декларациями неизбежны. Например, если организация поставляет товары на экспорт и одновременно пользуется освобождением от НДС по статье 145 НК РФ.

Кроме того, в методичке рекомендуется проверить еще несколько соотношений:

Приложение № 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Строка 110 Раздела 1 декларации по НДС

графа 4 – графа 6

Приложение № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Строка 080 Раздела 2 декларации по НДС

С декларацией по налогу на рекламу

Между декларацией по налогу на прибыль и деклараций по налогу на рекламу тоже должно быть определенное соотношение:

Приложение № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Декларация по налогу на рекламу

Расхождения между строкой 090 Приложения № 3 декларации (расходы на оплату труда) и формой № 5 возможны лишь в том случае, если у фирмы есть расходы на оплату труда, которые не уменьшают прибыль в соответствии со статьей 270 Налогового кодекса. Они отражаются в Приложении № 3 к листу 02 декларации.

Кроме того, налоговики предлагают сравнить декларацию по налогу на прибыль с другими показателями бухгалтерской отчетности. Прежде всего, это суммы доходов:

Лист 02 декларации по налогу на прибыль

Отчет о прибылях и убытках (ф. 2 по ОКУД)

Строка 010 + строка 030

Строка 010 + строка 060 + строка 080 + строка 090 + строка 120 + строка 170

Различаться эти показатели могут лишь в нескольких случаях:

– если у фирмы есть операции с ценными бумагами;

– если по бартерным операциям или при безвозмездном получении имущества фирма использует в налоговом учете рыночные цены;

– если фирма устанавливает свои цены в условных единицах.

С точки зрения доходов анализу подлежат и другие показатели декларации:

Приложение № 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Отчет о прибылях и убытках (ф. 2 по ОКУД)

Строка 010 + строка 100 – строка 030 – строка 040

Сумма всех (нескольких) или одна из строк: 030, 040, 060, 080, 090

Отдельное соотношение налоговики разработали и для расходов. Правда, оно может соблюдаться, только если фирма начисляет амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете одинаково:

Приложение № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Налоговики должны проверять каждую компанию не реже чем один раз в три года. Однако на практике это не всегда возможно. Поэтому многие компании (в том числе и крупные) живут без налоговых ревизий много лет, даже не зная, что такое выездная налоговая проверка. Во многом это зависит от показателей их налоговой и бухгалтерской отчетности, на основе анализа которых и отбирают налогоплательщиков на выездную проверку. Кроме того, на этапе углубленной камеральной проверки могут быть выявлены схемы ухода от налогообложения. Именно поэтому успешное прохождение камеральной проверки может длительное время ограждать компанию от проверки выездной.

Что и как анализируют налоговики? На что надо обратить внимание при составлении налоговых деклараций, чтобы не попасть в "черный список" кандидатов на выездную проверку? Ответы на эти вопросы приведены в документе ФНС России с грифом "Для служебного пользования" - Методических рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок деклараций по налогу на прибыль организаций, которые оказались в распоряжении экспертов «ПНП».

Этап первый: проверка контрольных соотношений

Первый этап камеральной проверки включает в себя анализ показателей декларации на выполнение контрольных соотношений, то есть проверяется связь отдельных данных декларации между собой. Кроме того, на этом этапе идет проверка отдельных показателей декларации на соответствие их главе 25 Налогового кодекса.

Для начала налоговики устанавливают факты несоответствия или отсутствия логической связи между показателями налоговой и (или) бухгалтерской отчетности. Если они будут обнаружены, у компании могут запросить пояснения о порядке формирования отдельных сумм доходов и расходов, а также операций, финансовые результаты которых учтены при расчете налоговой базы. Причем первичные документы могут быть затребованы только если у налоговиков появятся основания предполагать, что база по налогу на прибыль занижена.

Внимание! Налоговая инспекция обязательно потребует пояснений, если в налоговой декларации будут заявлены:

  • льготы;
  • пониженные ставки;
  • убыток от финансово-хозяйственной деятельности, в том числе по отдельным операциям, финансовый результат по которым определяется в особом порядке;
  • средства целевого финансирования.

Поэтому, чтобы предупредить возможные вопросы налоговиков, в пояснительной записке к годовой отчетности желательно разъяснить порядок применения льгот по налогу. А также расшифровать отдельные прибыли и убытки с указанием на то, как рассчитывался налог в этом случае.

Казусы в контрольных соотношениях

Благодаря недоработке Методических рекомендаций в некоторых ситуациях налоговики всегда будут требовать у компании пояснений и дополнительных документов.

Ведь в Методических рекомендациях не учли тот факт, что некоторые показатели бухгалтерской и налоговой отчетности соотнести нельзя. Между тем специалисты из ФНС требуют, чтобы нижестоящие подразделения уделяли пристальное внимание именно проверке данных декларации на выполнение контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности. Причем, как правило, такая проверка проходит не вручную, а в автоматизированном режиме - с помощью специальной программы. Поэтому инспектор и не будет вникать, почему показатели не совпадают. Он сразу вызовет налогоплательщика для объяснений.

Например, объяснения потребуют, когда компания заявила амортизационную премию. Методологи из ФНС рекомендуют при проверке правомерности включения в расходы амортизационной премии (п. 1.1 ст. 259 НК РФ) сравнить данные бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного (налогового) периода. При этом, если у компании данные бухгалтерской отчетности по основным средствам не изменились, а амортизационная премия тем не менее заявлена, Методические рекомендации советуют запросить документы, подтверждающие основания ее применения.

Однако в ФНС забыли о том, что в бухгалтерском учете амортизационная премия не начисляется (ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н)! Кроме того, порядок начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете может различаться. Поэтому показатели по строке 044 приложения 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль и по строке 120 бухгалтерского баланса (форма № 1) соотноситься не будут никогда.

Кроме того, в ФНС считают, что у компании в обязательном порядке надо запросить пояснения, если показатели прибыли в бухгалтерской и налоговой отчетности значительно расходятся или если в бухгалтерской отчетности отражена прибыль, а в налоговой декларации - убыток. Однако в Методических рекомендациях не нашел отражение тот факт, что с введением ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н) причины этих отклонений можно увидеть как в бухгалтерском балансе компании, так и в отчете о прибылях и убытках.

Поэтому, если по результатам года бухгалтерская прибыль компании оказалась больше налоговой, в пояснительной записке к годовому отчету лучше сразу расшифровать для налоговых инспекторов перечень отложенных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов, постоянных налоговых обязательств (активов).

Методика экономического анализа из ФНС на втором этапе

На втором этапе камеральной проверки налоговики проводят экономический анализ показателей декларации по налогу на прибыль. Как сказано в Методических рекомендациях, именно по результатам этого этапа налоговые органы должны окончательно отобрать налогоплательщиков для выездной налоговой проверки, а также разработать план действий по ее эффективному проведению.

Экономический анализ декларации проводится ежеквартально только в отношении крупнейших налогоплательщиков, а также тех компаний, налоговые поступления которых в бюджет составляют не менее 60 процентов всех поступлений в налоговом органе. Для остальных налогоплательщиков - раз в год по результатам годовой отчетности.

В его рамках оценивают результаты финансово-хозяйственной деятельности компании и определяют их влияние на размер налоговой базы по налогу на прибыль. Экономический анализ проводится в зависимости от конкретных значений финансово-экономических показателей по данным бухгалтерской и налоговой отчетности.

В качестве примера таких показателей методологи из ФНС указали обороты по реализации, сумму доходов и расходов. Причем налоговым органам на местах дано право самостоятельно определять для каждого показателя значительность отклонения и его критерии. Однако методологи ФНС не указали для своих подчиненных, какие значения этих показателей считаются нормальными.

ФНС России рекомендует обращать особое внимание на компании, которые заявляют в декларации незначительные суммы налога на прибыль либо убыток.

В рамках второго этапа проверки налоговики проводят углубленный анализ в части сопоставления показателей, отраженных в декларациях по налогу на прибыль, с данными бухгалтерской отчетности и показателями налоговых деклараций по другим видам налогов. Методические рекомендации предписывают анализировать эти показатели в динамике.

Отдельные показатели налоговых деклараций с данными соответствующей бухгалтерской отчетности налоговики сопоставляют за последние три года, непосредственно предшествующих году проведения анализа. Это помогает им отследить тенденции в формировании доходов и расходов, влияющих не только на налог на прибыль, но и на суммы других налогов.

Внимание! При значительном расхождении сумм показателей некоторых строк налоговой декларации по налогу на прибыль с суммой показателей соответствующих строк формы № 2 бухгалтерской отчетности "Отчет о прибылях и убытках" (см. таблицу) компанию попросят предоставить в налоговую инспекцию информацию об источниках такого расхождения.

Причем сами специалисты из ФНС указывают, что данные показатели могут и не совпадать. Однако это может происходить довольно редко и по тем операциям, доходы и расходы по которым определяются в особом порядке. Например, при наличии операций с ценными бумагами, при безвозмездном получении имущества, при товарообменных сделках. Кроме того, налоговики считают, что различие показателей определено четкими причинами, перечень которых достаточно узок.

Среди таких причин в Методических рекомендациях указаны:

  • отказ от признания выручки в бухгалтерском учете в случае невыполнения дополнительных условий к передаче права собственности по сделке;
  • наличие производств с длительным циклом;
  • пересчет выручки по правилам статьи 40 Налогового кодекса;
  • переоценка стоимости имущества.

Обратите внимание, что на практике причин расхождения указанных выше показателей гораздо больше, чем заявлено налоговиками. Например, благодаря некоторым видам доходов, которые не учитываются при налогообложении прибыли, но отражаются в бухгалтерской отчетности:

  • положительная разница, полученная при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости;
  • стоимость безвозмездно полученного имущества от учредителей, доля которых в уставном капитале компании более 50 процентов;
  • стоимость у арендодателя неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенного арендатором.

Кроме того, некоторые виды доходов могут быть отражены только в налоговом учете. Например, это проценты по договору займа, срок действия которого приходится более чем на один налоговый период. В налоговом учете этот доход будет признан на конец соответствующего отчетного (налогового) периода (п. 6 ст. 271 НК РФ). В бухгалтерском учете проценты отражаются исходя из условий договора, в соответствии с которыми начисление и уплата процентов могут быть предусмотрены на дату возврата всей суммы займа.

Поэтому, если сумма показателей, приведенных в таблице, у вас значительно расходится, заранее подготовьте разъяснения для налоговиков. Желательно в письменном виде со ссылками на нормы налогового и бухгалтерского законодательства.

Источники информации для косвенной оценки налоговой базы

К вопросам камеральной проверки относится и сопоставление сумм других налогов, исчисляемых в зависимости от показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций. Из внутренних источников информации налоговики используют данные других налоговых деклараций.

Внимание! На основе анализа доходной и расходной частей декларации по налогу на прибыль инспектор делает выводы о возможных суммах других налогов. А именно сопоставляет налоговые базы по различным видам налогов. Например, если в декларации заявлена значительная доля расходов на оплату труда, то налоговики ожидают от компании и значительные суммы поступлений ЕСН.

Конечно, такая зависимость не позволяет точно определить сумму других налогов, подлежащих уплате. Однако помогает налоговикам сформировать определенные тенденции в объемах различных налогов, которые они должны отслеживать. Например, если компания задекларировала значительные суммы НДС к возмещению за счет поставок продукции на экспорт, налоговики могут заранее спрогнозировать уровень доходов этой компании. Ведь изменение мировых цен на экспортируемые товары будет прямо пропорционально влиять на размер налогооблагаемой прибыли.

Помимо этого налоговики могут оценить налоговую базу по косвенным признакам на основании данных из внешних источников информации. Например, для анализа затрат компании на изготовление единицы продукции специалисты из ФНС рекомендуют запрашивать специализированные организации о физических объемах потребления, ценах на ресурсы и т. д. Ведь производственный процесс предполагает использование определенной технологии. А именно на единицу производимой продукции должно расходоваться вполне определенное количество ресурсов. Зная количество использованных ресурсов, налоговики могут определить объем выпущенной продукции и тем самым проверить сопоставимость заявленных организацией доходов.

Кроме того, ресурсы употребляются в определенных пропорциях. Причем норму расхода ресурсов налоговый орган может взять у других компаний из этой отрасли. Если эта норма нарушена, налоговики считают, что часть готовой продукции не отражена в учете. То есть затраты списаны на все количество выпущенной продукции, а выручка от реализации отражена частично. Поэтому в такой ситуации по рекомендации специалистов ФНС для получения дополнительных доказательств инспекция проведет встречные проверки у контрагентов проверяемой компании.

Таким образом, чтобы уменьшить вероятность проведения в компании выездной налоговой проверки, надо:

  • проанализировать внимательно причины различий между отдельными показателями налоговой декларации, иметь всегда готовые объяснения;
  • проверить наличие всех первичных документов утвержденной формы по каждой сумме расходов;
  • проанализировать экономическую оправданность наиболее крупных сумм расходов, заявленных в налоговой декларации.

Этaпы камеральной проверки (см. схему)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом
при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг

Одобрено
Советом по аудиторской деятельности
при Минфине России,
протокол N 25 от 22 апреля 2004 года

Актуальность методики по проверке налога на прибыль при проведении аудита связана с тем, что налоги представляют собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта.

I. Общие положения

Данные методические рекомендации подготовлены в соответствии с Федеральным законом РФ "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 N 119-ФЗ, Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696, Международными стандартами аудита и могут быть использованы аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при проведении аудита.

Целью методических рекомендаций является представление руководства по практическому применению основных принципов и стандартов аудита на базе конкретного рабочего материала по отдельной области аудита-налога на прибыль и обязательства перед бюджетом по данному налогу.

Основными задачами методических рекомендаций являются оказание помощи аудиторам в:

- определении подходов к проведению проверки налога на прибыль на различных этапах аудита;

- разработке основополагающих и конкретных процедур проверки;

- оформлении рабочих документов и результатов аудита.

Основными задачами аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом является получение доказательств по вопросам:

- правильности формирования налоговой базы, отсутствия неправомерно исключенных статей;

- отражения текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

- отражения сумм отложенных налогов в бухгалтерской отчетности согласно действующим принципам бухгалтерского учета;

- классификации и раскрытия в финансовой отчетности с должной степенью детализации информации о расходе по налогу на прибыль, текущем налоговом обязательстве, отложенных налоговых активах и обязательствах;

- полноты и своевременности уплаты экономическим субъектом в бюджет налога на прибыль.

При формировании мнения по финансовой отчетности аудитор должен получить и оценить доказательства по утверждениям, сделанным руководством аудируемого лица, по таким качественным аспектам, как существование, полнота, оценка и измерение, классификация, представление и раскрытие.

Цель аудита финансовой отчетности в области налога на прибыль по качественным аспектам отчетности:

Качественный аспект отчетности

Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, отраженные в финансовой отчетности, реально существуют и относятся к проверяемому отчетному периоду

Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом отражены в финансовой отчетности в полном объеме

Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, указанные в финансовой отчетности, правильно рассчитаны и правдиво отражают результат деятельность организации

Налоговое обязательство организации правильно распределено на текущее и отложенное

Представление и раскрытие

Обязательство по уплате и возврату налогов, а также расход по налогу на прибыль правильно классифицированы и информация по ним раскрыта в финансовой отчетности с достаточной степенью детализации

Критерии, используемые аудитором в оценке доказательств при проведении проверки налога на прибыль и обязательств перед бюджетом:

- требования законодательно-нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету;

- требования налогового законодательства РФ по налогу на прибыль;

- требования международных стандартов финансовой отчетности.

Источники формирования отчетной информации по налогу на прибыль:

Прибыль, рассчитанная по правилам бухгалтерского учета

Отчет о прибылях и убытках

Регистры бухгалтерского учета

Прибыль, рассчитанная по правилам налогового законодательства

Декларация по налогу на прибыль

Регистры налогового учета

Текущий расход по налогу на прибыль

Отчет о прибыли и убытках,
декларация по налогу на прибыль

Регистры налогового учета

Текущее обязательство по налогу на прибыль

Баланс,
декларация по налогу на прибыль

Регистры бухгалтерского учета

Отложенное налоговое обязательство или актив

Регистры налогового и бухгалтерского учета

II. Рекомендации по организации и методике проверки
расходов по налогу на прибыль и обязательств перед
бюджетом на различных этапах аудита

Этапы аудиторской проверки:

- оценка аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности);

- анализ учетной политики;

- составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур.

Проведение аудита по существу:

- проведение аудиторских процедур;

- сбор аудиторских доказательств;

- оформление рабочих документов.

- обобщение и оценка результатов аудита;

- документальное оформление результатов аудита.

2.1. Планирование аудиторской проверки по разделу
"Налог на прибыль и обязательства перед бюджетом"

На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую стратегию аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита.

Детальное планирование аудиторской работы помогает удостовериться в том, что важным областям аудита уделяется надлежащее внимание, а также координировать работу аудиторов и их ассистентов.

Для успешного планирования аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом аудитору необходимо:

- четко понимать цель, для которой будет использоваться информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора (для аудиторского заключения в рамках общих результатов по аудиту финансовой отчетности или для составления отчета по специальному заданию);

- обладать знаниями о бизнесе аудируемого лица;

- дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры, необходимые для его снижения до минимально низкого уровня;

- определить ключевые по значимости области проверки;

- рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском;

- составить детальную программу по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом, которая будет служить инструкцией для аудиторов и ассистентов, а также средством внутреннего контроля за надлежащим выполнением работы.

2.1.1. Оценка рисков

При проведении аудиторской проверки налога на прибыль и расчетов с бюджетом аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска. Надежное определение аудиторского риска достигается путем комбинированной оценки рисков (неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения) на стадии планирования аудиторской проверки в целом.

В случае получения высоких значений неотъемлемого риска и риска средств контроля следует организовать проверку налога на прибыль так, чтобы снизить насколько возможно величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения. Для этого необходимо получить большее число аудиторских доказательств в ходе процедур проверки по существу.

При низких значениях неотъемлемого риска и риска средств контроля аудитор вправе допустить более высокий уровень риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения.

На оценку неотъемлемого риска в отношении остатков по счетам и группам операций, связанным с расчетом налога на прибыль, оказывают влияние такие факторы, как сложность финансово-хозяйственных операций аудируемого лица, наличие операций, по которым нет однозначного толкования в бухгалтерском и налоговом законодательстве, наличие отраслевых особенностей в учете и т.д.

Оценка неотъемлемого риска может быть оформлена в форме оценочного теста (Рабочий документ РД 1п).

Читайте также: