Материальное стимулирование в налоговой отмена

Опубликовано: 12.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 28 января 2021 г. N СД-4-5/929 Об отражении расходов, связанных с увольнением гражданских служащих и работников налоговых органов, по кодам классификации расходов бюджетов РФ

Федеральная налоговая служба в дополнение к письму от 30.12.2020 N КВ-4-5/21864@ сообщает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2470 "О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление от 31.12.2020 N 2470) признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1724 (с изменениями) в части установления предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданские служащие и работники), фонда оплаты труда и размера ассигнований федерального бюджета (в расчете на год) на оплату труда, высвободившихся в результате сокращения численности гражданских служащих и работников территориальных органов ФНС России и направляемых на материальное стимулирование гражданских служащих и работников территориальных органов ФНС России.

В связи с чем, в приложении N 2 к письму ФНС России от 30.12.2020 N КВ-4-5/21864@ слова "Размер ассигнований федерального бюджета (в расчете на год) на оплату труда, высвободившихся в результате сокращения численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы территориальных органов ФНС России, и направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы территориальных органов ФНС России, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1724 (с изменениями)" заменяется словами "Фонд оплаты труда (в расчете на год) федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в части территориальных органов ФНС России, сформированной в соответствии с решениями Президента Российской Федерации о сокращении численности территориальных органов ФНС России, средства которой направляются на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов ФНС России".

Кроме того, при формировании в подсистеме бюджетного планирования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" предложений по внесению изменений в сметный расчет по кодам бюджетной классификации Российской Федерации 182 0106 39 3 02 90012 121 и 182 0106 39 3 02 90012 129 при наличии данных в сроке "Иные выплаты" вкладок "Госслужащие ТО" и "Негосслужащие ТО" необходимо во вкладках "НПА Госслужащие ТО" и "НПА Негосслужащие ТО", соответственно, в качестве нормативного правового акта, устанавливающего иные выплаты, перечисленные в пункте 10 статьи 50 и пункте 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", вместо постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1724 указывать постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2470.

Одновременно, в связи с обращениями территориальных органов ФНС России по вопросу отражения расходов, связанных с увольнением гражданских служащих и работников налоговых органов, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации, ФНС России сообщает.

Согласно пункту 46.1 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н, по виду расходов 121 "Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов" отражаются расходы на выплату:

- компенсаций государственным гражданским служащим в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей государственной гражданской службы, а также реорганизацией (изменением структуры) государственного органа, приводящей к сокращению должностей государственной гражданской службы;

- выходных пособий работникам государственных органов при их увольнении в связи с ликвидацией, либо реорганизацией (изменением структуры) государственного органа, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата.

Учитывая изложенное, расходы на выплату гражданским служащим и работникам налоговых органов, соответственно, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и выходного пособия при их увольнении в результате организационно-штатных мероприятий, проводимых в целях реализации приказа ФНС России от 31.12.2020 N ЕД-7-4/992@ "О предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов Федеральной налоговой службы", следует отражать по виду расходов 121 "Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов".

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
Д.С. Сатин

Обзор документа

Расходы на выплату гражданским служащим и работникам налоговых органов компенсации и выходного пособия при их увольнении в результате организационно-штатных мероприятий, проводимых в целях достижения предельной численности, следует отражать по виду расходов 121 "Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов".


Верховный Суд направил на новое рассмотрение трудовой спор о выплате компенсации сокращенной сотруднице ИФНС, указав нижестоящим судам на то, что следует учитывать при определении ее размера в случае увольнения госслужащего.

Татьяна Воробьева с октября 1993 г. по апрель 2017 г. занимала различные должности государственной гражданской службы в налоговой инспекции по г. Мончегорску Мурманской области. Соответствующее подразделение было присоединено к межрайонной инспекции Мурманской области, поэтому сотрудница была уволена в связи с сокращением.

При увольнении Татьяна Воробьева получила компенсацию в размере своего шестимесячного денежного содержания. При расчете инспекция руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 6 сентября 2007 г. № 562. В соответствии с этим актом были учтены ее оклад, дополнительные выплаты, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, а также премии.

Она обратилась к работодателю с просьбой пересчитать компенсацию. В своем заявлении она указала, что инспекция не учла выплаченные Воробьевой средства материального стимулирования и полученные перед увольнением премии. По мнению работника, это привело к занижению размера ее месячного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации.

Межрайонная ИФНС пояснила, что в данном случае действительно не были учтены материальное стимулирование и единовременное поощрение, выплаченные за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование госслужащих сверх установленного фонда оплаты труда. Данные выплаты, по мнению работодателя, не учитываются при определении соответствующей компенсации, поскольку не включены в п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Относительно премий инспекция указала, что они были учтены.

Полагая, что премии, начисленные ей в течение 12 месяцев перед увольнением, учтены не полностью, а также что суммы материального стимулирования тоже подлежали учету, Татьяна Воробьева обратилась в суд.

Оленегорский городской суд Мурманской области отказал работнику в удовлетворении ее исковых требований. Разрешая спор, первая инстанция исходила из того, что средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав их денежного содержания, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, выплачиваются в пределах лимитов бюджета ФНС. Суд пришел к выводу, что эти денежные средства не подлежат учету при определении денежного содержания Воробьевой для исчисления компенсаций при увольнении.

Апелляция поддержала вывод первой инстанции. Оленегорский городской суд сослался на то, что письмо Минфина от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, касающееся дополнительного материального стимулирования на основании Постановления Правительства от 27 марта 2014 г. № 238-7, не отменяет действие приказа Минфина от 17 октября 2007 г. № 90н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС. Последним актом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Не согласившись с решениями, Татьяна Воробьева обратилась за защитой своих прав с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, рассмотрев дело, вынес Определение № 34-КГ19-4 от 22 июля 2019 г. ВС указал, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения.

Как указал Суд, фонд оплаты труда госслужащего формируется за счет средств, указанных в ч. 2 и 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, куда входят и иные выплаты, предусмотренные другими нормативными актами. Материальное стимулирование гражданских служащих, по мнению ВС, относится к указанным выплатам. Исходя из этого, нижестоящим судам необходимо было определить правовую природу произведенных работнику в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

Верховный Суд обратил внимание на тот факт, что материальное стимулирование Воробьевой было выплачено ей на основании указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований сверх фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих.

ВС подчеркнул: указанные акты должны были быть изучены судами в целях определения правовой природы полученных Воробьевой выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения. Первой инстанции и апелляции следовало определить, являются ли указанные выплаты теми, за счет которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих. Однако суды не просили истицу предоставить акты, послужившие основанием для выделения соответствующих бюджетных ассигнований, на которые она ссылалась в обоснование своей позиции.

Нижестоящие суды исходили из того, что разъяснения, содержащиеся в письме Минфина от 15 июля 2014 г., не подлежат применению в данном деле. Однако ВС напомнил, что именно на Минфин возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, поэтому при разрешении исковых требований Воробьевой необходимо было принять во внимание его позицию.

Также высшая инстанция опровергла довод о том, что письмо от 15 июля 2014 г. не подлежало применению, поскольку противоречило приказу Минфина № 90н. Противоречие, по мнению первых двух инстанций, заключалось в том, что письмо указывает на необходимость учета суммы материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований при исчислении денежного содержания гражданских служащих. Приказ же, напротив, устанавливает, что материальное стимулирование не входит в состав соответствующего денежного содержания, пояснил ВС.

Кроме того, Верховный Суд разъяснил, что приказ Минфина касается материального стимулирования, которое производилось на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2007 г. № 611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности ряда госорганов в 2007–2010 гг., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего. В свою очередь письмо Минфина касается дополнительного материального стимулирования гражданских служащих на основании Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601. Данные средства имеют, по мнению ВС, иную правовую природу, так как соответствующие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственным органам сверх фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности. Поэтому положения Порядка осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС в этом случае не подлежат применению.

С учетом этого ВС отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

По мнению адвоката АП г. Москвы Василия Ваюкина, нижестоящие суды при разрешении спора применили буквальный подход, тогда как ВС разъяснил, что раз денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, то их следовало учесть при расчете компенсаций.

«Суд указал, что денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, поэтому их следовало учесть при расчете компенсаций», – отметил адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин. Адвокат также привел аналогичные примеры из практики, сославшись на Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС от 3 июня 2019 г. № 34-КГ19-1 и апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27 марта 2019 г. по делу № 33-4449/2019.

Партнер юридической компании Law&CommerceOffer Виктория Соловьёва согласилась, что позиция ВС соответствует сложившейся практике. «Верховный Суд неоднократно указывал на ошибки нижестоящих судов, которые не определяли правовую природу выплат материального стимулирования», – сообщила она, сославшись на определение от 28 августа 2017 г. № 2-КГ17-13).

«На формирование фонда оплаты труда государственных служащих влияют разные факторы, в том числе источник и цель финансирования. Поэтому, безусловно, должны учитываться природа и цель дополнительных выплат», – подвела итог Виктория Соловьёва.

Адвокат и партнер МКА «Яковлев и Партнеры» Вероника Сальникова в комментарии «АГ» отметила, что Верховный Суд не только указал на обстоятельства, в которых не разобрались нижестоящие суды, но и пошел еще дальше, разъяснив, как формируется фонд оплаты труда государственных служащих за счет бюджетных ассигнований, а также какими нормативными документами следовало руководствоваться судам.

Работать в налоговой инспекции стремятся далеко немногие, так как заработная плата работников в этой структуре невысокая. У некоторых возникает вопрос, а какой размер зарплаты у налоговиков и ожидается ли его повышение в текущем году.

Стоит отметить, что теперешнее положение для налоговой службы является далеко не завидным. Во-первых, отмечается дефицит и текучесть кадров, что не только не самым лучшим образом сказывается на качестве выполняемой работы, но и подрывает репутацию отдельных организаций.

Во-вторых, согласно статистике, сотрудникам налоговых служб оклады не повышались довольно долго, начиная с 2006 года.

Вопросы об увеличении зарплат в данной сфере стали подниматься. В источниках массовой информации появились сообщения по поводу действующих тарифов и возможности сохранения постоянных рабочих мест для налоговиков посредством повышения им жалования. Как сообщает СМИ, зарплаты сотрудников налоговой службы по своему размеру будут идентичны зарплатам таможенников.

Усредненный размер оплаты труда по России (за отработанный месяц) составит 30 тысячи рублей. В 2021 году запланировано увеличение окладов налоговикам на 10%.

Министерством финансов в Государственную думу был отправлен законопроект о повышении зарплат сотрудникам ФНС на 30% по сравнению с действующими тарифами.

О размерах заработной платы налоговиков

Если вести речь о размерах заработной платы налоговиков, то следует акцентировать внимание на разнице окладов в федеральной налоговой службе и ее в региональных представительствах. Росстат, в частности, предоставляет такие сведения о начисляемых суммах:

  • работникам федеральной службы столичного региона – 70 тысяч рублей;
  • сотрудникам региональных подразделений – 30 тысяч рублей.

Разница в цифрах является достаточно ощутимой. Так, заработная плата налоговых работников федеральной службы практически в два раза больше, чем у тех, кто трудится в административных подразделениях России. Стоит заметить, что доход отдельных служащих может существенно отличаться от усредненного показателя.

Разница в зарплате сотрудников, проживающих в разных районах, может быть не только в два раза, но и в 4, и в 6 раз.

Если в качестве сравнительного примера взять структуру МЧС и полицейскую службу, на первый взгляд, их оклады только чуть больше, чем у налоговиков. Однако полицейские и пожарные, благодаря наличию многочисленных льгот, имеют уровень жизни гораздо более высокий. Работники налоговой службы России лишены даже этих привилегий.

Можно сделать вывод, что кадровый кризис для налоговиков в России связан с отсутствием льгот и минимизацией заработных плат. Такое положение вещей вынуждает сотрудников налоговых служб искать более высокооплачиваемую работу. Что же касается молодежи, то они приходят в налоговую службу в основном для того, чтобы набраться опыта, после чего увольняются в силу вышеописанных причин. Помимо опыта, стимула для молодых специалистов в данной структуре нет.

Дело в том, что им предлагают заработную плату, имеющую фиксированный размер. Максимум – это 15-19 тысяч рублей. Казалось бы, достаточно неплохо для молодых специалистов, осваивающих профессию. Однако вся беда в том, что перспектива увеличения оплаты для них отсутствует.

Опытные налоговики, в свою очередь, отказываются выполнять дополнительные обязанности без оплаты и предпочитают искать вакансии в других ведомствах. Таким образом, снижается и уровень подготовки молодых специалистов на рабочих местах.

Текучесть кадров в налоговых органах достаточно высока: данный показатель составляет примерно 35 тысяч человек в год. В 2010 году был принят законопроект, согласно которого месячная оплата госслужащих должна расти с каждым годом в течение 5 лет.

Действие закона приостановили в 2014 году: основанием для этого послужил кризис в стране, обусловленный падением цены на нефть. На сегодняшний день налоговики не имеют больших доходов. Есть ли надежда в этом плане на 2021 год, целесообразно рассмотреть более подробно.

Таблица: размер средней оплаты труда инспектора ФНС в разных регионах РФ в 2021 году

Название субьекта РФ Средний размер оклада в месяц
Белгородская область 15300
Брянская область 17200
Владимирская область 28000
Воронежская область 25000
Ивановская область 14000
Калужская область 12180
Костромская область 14000
Курская область 21000
Липецкая область 22000
Московская область 33500
Орловская область 18000
Рязанская область 22000
Смоленская область 16100
Тамбовская область 12800
Тверская область 18000
Тульская область 14000
Ярославская область 32000
г.Москва 36300
Республика Карелия 14000
Республика Коми 21000
Архангельская область 27000
Вологодская область 23000
Калининградская область 13000
Ленинградская область 17000
Мурманская область 23000
Новгородская область 20000
Псковская область 14000
г.Санкт-Петербург 18600
Республика Адыгея 14000
Республика Калмыкия 13000
Республика Крым 12700
Краснодарский край 28000
Астраханская область 16000
Волгоградская область 15000
Ростовская область 18000
г.Севастополь 19000
Республика Дагестан 12500
Республика Ингушетия 12500
Кабардино-Балкарская Республика 12500
Карачаево-Черкесская Республика 12500
Республика Северная Осетия – Алания 12500
Чеченская Республика 12500
Ставропольский край 15000
Республика Башкортостан 16000
Республика Марий Эл 16000
Республика Мордовия 15000
Республика Татарстан 18000
Удмуртская Республика 14400
Чувашская Республика 16000
Пермский край 17000
Кировская область 14000
Нижегородская область 18500
Оренбургская область 13900
Пензенская область 21000
Самарская область 18000
Саратовская область 17000
Ульяновская область 15000
Курганская область 20000
Свердловская область 20000
Тюменская область 18000
Ханты-Мансийский авт. округ – Югра 25000
Ямало-Ненецкий авт. округ 28200
Челябинская область 12500
Республика Алтай 13500
Республика Тыва 14000
Республика Хакасия 18000
Алтайский край 19000
Красноярский край 38000
Иркутская область 21500
Кемеровская область 25000
Новосибирская область 18600
Омская область 14000
Томская область 14600
Республика Бурятия 14000
Республика Саха (Якутия) 25000
Забайкальский край 19000
Камчатский край 32200
Приморский край 21800
Хабаровский край 25000
Амурская область 15000
Магаданская область 24000
Сахалинская область 14000
Еврейская авт.область 21000
Чукотский авт.округ 24200

Ожидать ли повышения зарплат

Будет ли подниматься заработная плата работников налоговых служб в 2021 году? Вопросы по поводу изменения окладов в большую сторону были подняты Министерством финансов и переданы на рассмотрение в Государственную думу.

рост заработной платы

Мнение экспертов таково, что их решение приостановит текучесть кадров и отобьет у служащих желание менять рабочие места и искать их в других структурах.

На сегодняшний день предполагается поэтапное увеличение окладов для работников данного ведомства. Рост заработных плат проектом предусматривается в течение трех лет, начиная с 2017 года. Согласно плану, уже к 2021 году зарплата вырастет примерно на 30% по сравнению с действующими тарифами. Несмотря на то, что процент невелик, это уже будут эффективные меры. Министерством финансов было предложено увеличивать только поощрительную долю оклада, а служащими министерства труда – именно ежемесячную ставку.

Согласно убеждениям чиновников, как раз такой подход позволит вернуть налоговой службе прежнюю репутацию, в результате чего, у её сотрудников отпадет желание менять место работы.

Какой процент повышения зарплат будет введен в действие точно еще не известно. И тот и другой законопроект сейчас рассматривается в Госдуме, после чего ожидается их принятие. Надежда на то, что доходы налоговиков станут больше должна оправдаться.

Предыдущие проекты об увеличении зарплаты и индексации госслужащим были приостановлены, несмотря на то, что цены на многие товары неоднократно повышались. Само собой разумеется, что это не привело к росту доходов налоговиков.

Приказ о возврате индексации для госслужащих уже издан и скоро вступит в силу. Доходы должны быть проиндексированы при учете инфляционного уровня, который предполагается в пределах 4–5%.

Стоит заметить, что сами налоговики с такими мерами не согласны. По их мнению, обесценивание валюты ожидается большее. Кроме того, заработная плата налоговиков не индексировалась примерно два года, несмотря на вышеописанные экономические изменения. Однако повышения процентной ставки не предвидится.

По мнению чиновников, инфляционный порог не будет больше 6%. Перерасчета зарплат за два предыдущих года не производилось по той причине, что для этого не хватило бюджетных средств. Что ожидает налоговых работников в 2021 году – покажет время.

Сотрудникам налоговых служб зарплаты не повышались более семи лет, несмотря на инфляцию, изменение цен и другие экономические факторы, произошедшие в стране. Правительство России обещает увеличить зарплату всем работникам бюджетной сферы на 10%, где налоговики не являются исключением. Предполагается и другая схема повышения окладов трудящимся кадрам налоговых органов в 2021 году, которая была применена при проведении реформы МВД.

почасовая оплата

Когда значительная часть сотрудников попала под сокращение, а оставшимся служащим за счет этого добавлялось жалование и вменялись дополнительные обязанности. Несмотря на неординарность таких мер, заявления чиновников носят оптимистический характер.

Таким образом, можно отметить неоднозначность и противоречивость последних новостей, касающихся изменения доходов налоговиков. На данный момент Дума рассматривает несколько проектов, в том числе решает вопрос о проведении индексации зарплат с 2006 года на 3%. Кроме того, все налоговые службы в 2021 году могут быть переведены на почасовую оплату. При этом начисление премиальных и разного рода доплат, например, за интенсивный труд и переработку, совсем не будут исключены.

Дело в том, что в налоговом ведомстве сокращение кадров ожидается частичное и гораздо в меньшем масштабе, чем было в МВД. Положение вещей обусловлено иной спецификой работы в налоговых службах. По прогнозам аналитиков, тотальная реорганизация приведет к снижению качества выполняемой работы и потере контроля, за наполнением бюджетов.

Этого допустить никак нельзя. Однако некоторое сокращение кадров в налоговых органах до конца 2021 года будет проведено. Скорее всего, произойдет уменьшение руководящего состава, весь остальной штат планируется затронуть по минимуму.

Каждому уволенному сотруднику будет выплачена компенсация в размере четырех окладов, что и предусмотрено российским законодательством. Таким образом, вопрос о повышении зарплаты налоговикам до 2021 года можно считать наполовину решенным, и это несмотря на то, что процент увеличения только рассматривается.

Конечные же суммы и оклады будут изменяться в индивидуальном порядке, после окончательного принятия законопроектов и введения их в действие.

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ

от 3 июня 2020 г. N 77

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ

В ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ ЗА ОСОБЫЕ

УСЛОВИЯ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ, ПРЕМИЙ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ

ОСОБО ВАЖНЫХ И СЛОЖНЫХ ЗАДАНИЙ, ЕДИНОВРЕМЕННОЙ ВЫПЛАТЫ

ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЕЖЕГОДНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА

И МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ

АППАРАТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ,

ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ И СИСТЕМЫ СУДЕБНОГО

ДЕПАРТАМЕНТА, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ СУДЕБНОГО

ДЕПАРТАМЕНТА ОТ 27 МАРТА 2007 Г. N 41

1. Внести в Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента, утвержденный приказом Судебного департамента от 27 марта 2007 г. N 41, изменение, изложив раздел 4 в следующей редакции:

"4. Единовременная выплата

при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска

и материальная помощь

4.1. При предоставлении федеральному государственному гражданскому служащему (далее - гражданский служащий) ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в течение календарного года на основании его заявления производится единовременная выплата в размере двух окладов месячного денежного содержания.

В случае предоставления гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска по частям выплата производится один раз в год при предоставлении части отпуска продолжительностью не менее 14 календарных дней, о чем он указывает в своем заявлении о предоставлении основного оплачиваемого отпуска.

Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска выплачивается гражданскому служащему за первый год работы не ранее возникновения у него права на использование отпуска.

Единовременная выплата гражданскому служащему производится пропорционально отработанному в календарном году времени при предоставлении отпуска:

за первый год работы, но не ранее возникновения права на его использование;

перед предоставлением отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора/трех лет и (или) после предоставления этого отпуска;

при замещении должности гражданского служащего, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора/трех лет.

Также пропорционально отработанному в календарном году времени гражданскому служащему производится единовременная выплата при предоставлении отпуска с последующим увольнением.

4.2. Гражданскому служащему один раз в год на основании его заявления оказывается материальная помощь в размере одного оклада месячного денежного содержания.

Материальная помощь гражданским служащим производится пропорционально отработанному в календарном году времени в следующих случаях:

при назначении впервые на должность федеральной государственной гражданской службы в конце года по его заявлению;

перед предоставлением отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора/трех лет и (или) после предоставления этого отпуска;

при предоставлении отпуска с последующим увольнением с федеральной государственной гражданской службы.

Материальная помощь не выплачивается гражданским служащим:

находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора/трех лет;

уволенным из федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Судебного департамента, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и получившим материальную помощь в текущем календарном году и вновь принятым на федеральную государственную гражданскую службу в этом году в эти же федеральные государственные органы.

4.3. В случае, если в календарном году увольняемому гражданскому служащему была выплачена материальная помощь и (или) произведена единовременная выплата, выплаченные суммы удержанию не подлежат.

4.4. В пределах лимитов бюджетных обязательств на оплату труда гражданских служащих (за счет экономии фонда оплаты труда) гражданскому служащему может оказываться материальная помощь дополнительно в следующих случаях:

смерти (гибели) супруга/супруги, родителей, детей, усыновителей, усыновленных гражданского служащего или лица, находящегося на его иждивении, - при представлении свидетельства о смерти и документов, подтверждающих родство с гражданским служащим или нахождение на его иждивении;

утраты личного имущества в результате несчастного случая (пожар, стихийное бедствие, авария) либо противоправных действий третьих лиц - при представлении соответствующих справок;

необходимости лечения и восстановления здоровья в связи с травмой или заболеванием, - при представлении медицинских справок, заключений и других подтверждающих документов;

вступления впервые в брак заявителя - при представлении копии свидетельства о заключении брака;

рождения ребенка - при представлении копии свидетельства о рождении; по другим уважительным причинам, требующим социальной защиты гражданского служащего.

В случае смерти гражданского служащего материальная помощь может быть оказана близкому родственнику либо лицу, оплатившему похороны, - при представлении копии свидетельства о смерти и/или документов, подтверждающих оплату похоронных услуг.

Заявление об оказании материальной помощи в указанных случаях рассматривается соответствующей социально-бытовой комиссией.".

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

Правительство сэкономит почти 200 млрд руб. за счет переноса на 2023 год реформы «системы материальной мотивации» федеральных госслужащих, следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2021–2023 годы (документ есть в распоряжении РБК). Решение отложить реформу на два года принято ради обеспечения сбалансированности федерального бюджета.

После обвала бюджетных доходов в 2020 году и рекордных антикризисных трат из-за пандемии российский бюджет будет дефицитным на протяжении трех ближайших лет. Другие способы балансировки бюджета, согласованные правительством, — сокращение на 10% всех «незащищенных» статей бюджета, пропуск в 2021 году индексации зарплат чиновников и меры по мобилизации дополнительных доходов (включая повышение налоговой нагрузки на добывающий бизнес).

Перенос сроков реализации мер по совершенствованию системы оплаты труда госслужащих связан с необходимостью финансирования первоочередных мероприятий для устойчивого развития экономики в условиях распространения коронавируса, в том числе обеспечивающих всестороннюю социальную поддержку населения, заявили РБК в Минфине.

Что предполагает реформа

Суть реформы оплаты труда госслужащих состоит, с одной стороны, в увеличении постоянной части оклада чиновников, а с другой — в «оптимизации бизнес-процессов» и сокращении численности госаппарата, объяснял министр финансов Антон Силуанов в сентябре 2018 года.

По замыслу Минфина, численность сотрудников центральных аппаратов федеральных министерств в 2020 году должна сократиться на 10%, а территориальных органов — на 5%, говорила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в сентябре 2019 года. К 2021 году сокращение численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти должно было достичь 15%.

Какие изменения предусмотрены в бюджете

Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.

Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.

Одновременно правительство отказалось от проведения ежегодной индексации окладов госслужащих в следующем году (в 2022 и 2023 годах предполагается вернуться к стандартному повышению). Власти не в первый раз прибегают к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась на период 2014–2017 годов после кризиса 2014 года. Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.

Сколько зарабатывают федеральные чиновники

Средняя зарплата госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. руб. Данные за 2019-й Росстат до сих пор не представил, но если увеличить их на уровень фактической инфляции за прошлый год (4,3%), то средняя зарплата федеральных чиновников могла вырасти до 132 тыс. руб. в месяц.

Самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками в 2018 году стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. руб. в 2018 году) и администрации президента (236,7 тыс. руб.). Среди министерств и ведомств самыми высокооплачиваемыми оказались сотрудники Федерального казначейства (159 тыс. руб.). Далее следуют МИД — 151,1 тыс. руб., МЧС — 145 тыс. руб., Федеральная налоговая служба (ФНС) — 144,8 тыс. руб. и Минфин — 139 тыс. руб.

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», зарплата госслужащих состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами могут быть меры материального поощрения и стимулирования. К последним относятся, например, премии по результатам профессиональной служебной деятельности и предоставление льгот и соцгарантий.

По состоянию на 1 июля 2019 года в России было около 855 тыс. госслужащих, из них 603 тыс. человек — федеральные чиновники, 252 тыс. — госслужащие регионов, говорила Нестеренко. В органах местного самоуправления работают еще 395 тыс. муниципальных служащих, добавляла она. «Но к чиновникам у нас принято относить не только государственных гражданских и муниципальных служащих, а всех работников государственных и муниципальных органов. Их около 2,4 млн человек. Получается, на 10 тыс. населения России приходится 163 чиновника», — рассказывала замминистра финансов.

Какие еще приняты меры для сокращения дефицита бюджета

Перенос реформы зарплат федеральных чиновников наряду с отказом от ежегодной индексации их окладов в 2021 году, а также оптимизацией на 10% всех «незащищенных» статей бюджетных расходов стали мерами по сокращению расходов дефицитного федерального бюджета.

Последний раз подобное сокращение госбюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь правительство вынуждено было пойти и на уменьшение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.

«Без оптимизации и сокращений мы бы не вышли на общие сбалансированные принципы бюджетной политики в 2022 году. Что называется, по ниточке со всех мер собирали, чтобы сбалансировать бюджет», — говорил журналистам Силуанов на брифинге после одобрения правительством бюджетного пакета.

Фото:Константин Кокошкин / Global Look Press

Для мобилизации бюджетных доходов были приняты и меры по увеличению фискальной нагрузки на бизнес (увеличение НДПИ в отношении сырья для удобрений и руд черных и цветных металлов, модификация параметров налога на дополнительный доход в нефтяной отрасли и пересмотр ряда нефтяных льгот). Cтавки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты возрастут на 20% (что приведет к увеличению стоимости пачки в среднем на 15–20%). Кроме того, дополнительный доход в бюджет принесут введение НДФЛ на проценты по вкладам свыше 1 млн руб., повышение НДФЛ до 15% для зарабатывающих более 5 млн руб. в год, повышение ставок налогов на дивиденды в пользу резидентов Кипра, Мальты, Люксембурга.

Читайте также: