Малое предприятие на осно может сдавать упрощенный баланс

Опубликовано: 30.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация имеет право на применение упрощенных способов ведения учета. Малые предприятия освобождаются от составления полного комплекта форм бухгалтерской отчетности и могут ограничиться только составлением бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
Означает ли это, что указанные два отчета можно представлять по форме, указанной в Приложении N 1 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, или в данном случае (когда в органы ИФНС представляются только два отчета) обязательно применять упрощенные формы, указанные в Приложении N 5 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н? Имеет ли право малое предприятие перейти с 2019 года на составление бухгалтерской отчетности по упрощенным формам, указанным в Приложении N 5 к приказу Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, если в предыдущие периоды оно отчитывалось по формам, указанным в приложении N 1?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация имеет право представить отчетность за 2019 г. по форме согласно Приложению N 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее - Приказ N 66н).

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Субъекты, которые не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, поименованы в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.
Как следует из вопроса, организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Частью 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Согласно п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в п. 30 данного Положения. Отчетность организаций состоит из (смотрите также п. 5 ПБУ 4/99):
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах;
- приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
- пояснительной записки;
- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
При этом субъектам малого предпринимательства разрешается не представлять Отчет о движении денежных средств. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.
Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности утверждены Приказом N 66н.
Так, п. 6 Приказа N 66н определено, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
- в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
- в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
При этом эти организации вправе представлять отчетность в общеустановленном порядке (согласно Приложению N 1 к Приказу N 66н) (абзац 4 п. 6 Приказа N 66н).
Кроме того, п. 6.1 Приказа N 66н утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (Приложение N 5 к Приказу N 66н).
В п. 26 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 (далее - Информация) разъясняется, что организация, применяющая упрощенные способы, может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Организация, применяющая упрощенные способы, самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности. При этом она может использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств, утвержденные п. 6.1 Приказа N 66н по форме согласно Приложению N 5 (п. 27 Информации, смотрите также Раздел IV Рекомендаций для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, изданные в 2013 году НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России").
Таким образом, организация имеет право формировать годовую бухгалтерскую отчетность за 2019 год в упрощенном порядке, предполагающем составление только бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. При этом может быть выбрана форма, установленная либо Приложением N 1 к Приказу N 66н, либо Приложением N 5 к Приказу N 66н.
Каких либо запретов на переход от использования одной формы к другой не установлено.
Нормы ПБУ 1/2008 напрямую не устанавливают обязанность организации утверждать в учетной политике применяемые формы бухгалтерской отчетности (п. 4 ПБУ 1/2008). В то же время и запрета не установлено. Так как субъектам малого предпринимательства, применяющим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предоставлено право выбора применяемых форм отчетности, то, по нашему мнению, организации следует закрепить свой выбор в учетной политике.
Если в рассматриваемой ситуации в учетной политике на 2019 г. установлено, что организация применяет формы отчетности по форме согласно Приложению N 1 к Приказу N 66н, то, с учетом положений п.п. 11, 12, 8 ПБУ 1/2008, отчетность по форме согласно Приложению N 5 к Приказу N 66н можно будет применять только с 2020 г.
Если же в учетной политике не закреплены применяемые организацией формы отчетности, то за 2019 г. организация может составить отчетность по форме согласно Приложению N 5 к Приказу N 66н.
При этом необходимо учитывать, что организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним допускается в исключительных случаях. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием причин, вызвавших это изменение (п.п. 9, 33, 37 ПБУ 4/99).
То есть если организация будет составлять отчетность за 2019 г. по форме согласно Приложению N 5 к Приказу N 66н, то организации необходимо в пояснениях к этой отчетности раскрыть соответствие показателей строк разных форм отчетности и причину изменения формы отчетности.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

26 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Малые предприятия с правом на ведение бухучета упрощенным способом могут сдавать отчетность по упрощенным формам.

Малые предприятия могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность. Перечень тех, кто может вести учет упрощенно приведен в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета могут применять:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации (включая те, поступления денежных средств и иного имущества у которых превышают три миллиона рублей);
  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

Для некоторых видов малых предприятий установлен запрет на упрощенный бухгалтерский учет (п. 5 ст. 6 Закона No 402-ФЗ). К ним относятся:

  • организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
  • микрофинансовые организации;
  • организации бюджетной сферы;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские палаты;
  • нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

К малым предприятиям относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. К данной категории с 3 августа 2018 года могут относиться хозяйственные товарищества.

Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, без учета НДС за прошлый календарный год не должен превышать:

  • 120 млн руб. – для микропредприятий;
  • 800 млн руб. – для малых предприятий.

Численность персонала малого предприятия за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек.

Условиями отнесения организации или ИП к малому предприятию являются не только фактическое соответствие определенным критериям, но и указание предприятия в едином реестре МСП на сайте ФНС. Микропредприятия также считаются субъектами малого предпринимательства.

Упрощенная бухгалтерская отчетность

Малые предприятия с правом на ведение бухучета упрощенным способом могут сдавать отчетность по упрощенным формам. Они приведены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 19 апреля 2019 года № 61н.

Машиночитаемые формы упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности (форма по КНД 0710096) рекомендованы ФНС России в письме от 25 ноября 2019 года No ВД-4-1/24013@.

Упрощение отчетности сводится к тому, что:

  • бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах содержат сокращенный объем показателей (по группам статей, без детализации по статьям);
  • приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах составляются в случае, если они содержат информацию, без которой невозможна оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности СМП.

Малые предприятия, имеющие право на упрощенный бухгалтерский учет и упрощенную бухгалтерскую отчетность, могут сдавать бухгалтерскую отчетность в полном объеме по общим формам

Упрощенный баланс

В упрощенной форме бухгалтерского баланса разделов и показателей существенно меньше, чем в стандартной форме: пять показателей в активе и шесть в пассиве. Их значения нужно приводить за три года по состоянию на 31 декабря.

В укрупненных строках баланса нужно поставить код того показателя, который имеет наибольший удельный вес в составе этого показателя.

Если вашей фирме необходимо пояснить какие-то показатели баланса и отчета о финансовых результатах, то к ним нужно составить еще и пояснения. В них нужно привести только самую важную информацию, без которой невозможно оценить финансовое состояние компании.

Упрощенный отчет о финансовых результатах

Отчет о финансовых результатах для малых фирм состоит из семи строк. Отражать данные необходимо за отчетный и прошлый год. Расходы и убытки отражают в скобках. Выручку, как всегда, нужно отражать за вычетом НДС и акцизов, а в расходы по обычным видам деятельности включают себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы.

Формирование статей упрощенной формы отчета о финансовых результатах приведено в таблице.

Наименование строк упрощенного отчета Наименование и коды строк стандартного отчета
Выручка Выручка (2110)
Расходы по обычной деятельности Себестоимость продаж (2120), коммерческие расходы (2210) и управленческие расходы (2220)
Проценты к уплате Проценты к уплате (2330)
Прочие доходы Прочие доходы (2340)
Прочие расходы Прочие расходы (2350)
Налоги на прибыль (доходы), включая текущий налог на прибыль, отложенный налог на прибыль Присваивается код 2410 или 2460 в зависимости от того, какой показатель при формировании строки имеет наибольший удельный вес: налог на прибыль или иное (налог, уплачиваемый в связи с применением специального налогового режима)
Чистая прибыль (убыток) Чистая прибыль (убыток) (2400)

Упрощенный отчет о целевом использовании средств

Кроме бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, малые предприятия должны представлять отчет о целевом использовании средств (приказ Минфина России от 6 апреля 2015 г. No 57н).

В отчете нужно отразить остатки целевых средств на начало отчетного года и на конец отчетного года.

В раздел «Поступило средств» вносят данные о средствах, которые поступили в виде добровольных, членских и вступительных взносов, а также о сумме средств, которые поступили от предпринимательской деятельности предприятия и от других поступлений. К другим поступлениям относится, в частности, материальная помощь от государства.

В разделе «Использовано средств» указывают конкретные цели, на которые были направлены целевые средства (например, благотворительность или целевые мероприятия).

Упрощенная бухгалтерская отчетность – форма, с которой бухгалтеру часто приходится иметь дело. При ее составлении нужно придерживаться ряда правил.

Вопрос: Какие коммерческие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность?
Посмотреть ответ

Что представляет собой упрощенная бухгалтерская отчетность?

Упрощенная отчетность отличается от обычной тем, что в ней содержатся только обобщенные статьи. Отсутствует детализация. Данная система отличается рядом особенностей:

  • Можно вести обобщенный план расчетов.
  • Можно применять упрощенный регистр. Под него потребуется создать свой формат.
  • Кассовый метод позволяет учитывать и фиксировать все доходы и траты компании.
  • Не нужно применять двойную запись.

Дебет и кредит в рассматриваемой отчетности не применяется. По этой причине получить развернутую информацию из документа практически невозможно.

Вопрос: Какую информацию об основных средствах и капитальных вложениях достаточно раскрыть в бухгалтерской отчетности организациям, которые вправе вести упрощенный бухучет
Посмотреть ответ

Законодательная база

Упрощенная бухотчетность ведется на основании ФЗ №402 от 6 декабря 2011 года. Новая редакция этого закона была утверждена 4 ноября 2014 года. Рассмотрим основные его положения:

  • Статья 5 регулирует объекты бухгалтерского учета.
  • Статья 6 – данные о специалистах, ответственных за бухотчетность.
  • Статья 7 – информация об особенностях ведения отчетности.
  • Статья 8 – особенности подбора учетной политики.
  • Статья 9 – сведения о первичной документации, в том числе базовая информация.
  • Статья 10 – полный перечень регистров.
  • Статья 11 – нюансы инвентаризации активов и обязательств.
  • Статья 12 – исполнение финансовых намерений.

ВАЖНО! Бухгалтер обязан изучить все нюансы закона №402. Руководитель должен проследить за правильностью ведения отчетности, так как за предоставление неправильных сведений будет отвечать именно он.

Также ведение упрощенной отчетности регулируется некоторыми нормативными актами:

  • Положением о бухучете ПБУ 4/99.
  • Положением по ведению бухучета, установленным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34н.
  • Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 №66н.
  • Прочие нормативные акты по бухучету.

Данные законы регулируют форму рассматриваемой отчетности, содержание, особенности подачи и прочие нюансы. Именно на их основании составляется документ.

Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Состав упрощенной отчетности

Содержание упрощенной отчетности изложено в пункте 1 статьи 14 ФЗ №402. Это:

  • Баланс.
  • Данные о финансовых значениях.
  • Приложение к отчету о результатах деятельности компании.

Перечень приложений изложен в пунктах 2,4 приказа Минфина №66н:

  • Отчет об изменении размеров капитала.
  • Отчет о движении денег.
  • Отчет о целевом применении средств.
  • Комментарии к отчетности.

НКО не требуется составлять отчет о целевом применении средств. Этот документ заменяется формой годовой отчетности. По отношению к рассматриваемой форме отчетности применяются некоторые послабления, которые изложены в приказе №66н. В частности, в документе фиксируются укрупненные показатели:

  • Баланс.
  • Финансовые показатели.
  • Целевое применение средств.

Компании, которые используют упрощенную отчетность, вправе или применять уже существующие формы, или разрабатывать их самостоятельно. В пункте 6 приказа №66н указано, что в документе следует фиксировать только данные, дающие представление о результатах деятельности структуры. В приказе №66н перечислены шаблоны форм отчетности.

Нюансы работы над упрощенной отчетности

В сообщении Минфина от 2015 года указан перечень льгот, которые применяются к упрощенной отчетности:

Те нюансы, которые не были указаны в законе, компания может определить самостоятельно.

Заполнение упрощенной бухотчетности

В отчетности не указываются сведения, которые не считаются существенными для ряда компаний. К таким сведениям относятся расходы по базовой деятельности, нынешний налог на прибыль и прочие показатели. В отчетности указываются следующие данные:

  • Выручка. Предварительно из нее нужно вычесть НДС и акцизы.
  • Траты по базовой деятельности предприятия, включающие в себя коммерческие расходы, траты по управлению.
  • Проценты к оплате по имеющимся кредитам и займам.
  • Прочие доходы. То есть доходы, которые не связанны с базовой деятельностью компании.
  • Прочие расходы, из которых вычтены проценты к оплате.
  • Налог на доходы.
  • Чистая прибыль.

Это базовые сведения, которые требуется указать. При необходимости данный перечень может быть расширен.

Как сдать упрощенную отчетность?

Отчетность необходимо сдавать в ИФНС. Годовой отчет, согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ, нужно подавать или в электронной, или в бумажной форме. Форма подачи выбирается на усмотрение компании. Большинство организаций подают документ в электронной форме, так как в налоговом законодательстве содержатся требования к использованию электронных форм для компаний штатом больше 100 лиц и фирм, которые отчитываются по НДС. ФНС был разработан формат упрощенной отчетности КНД 0710096 для ее сдачи через интернет.

Кто сдает упрощенную бухотчетность?

Закон №402 о «О бухучете» от 6 декабря 2011 года установил право ведения бухотчетности упрощенного формата для следующих субъектов:

  • Компании, которые принадлежат к малому бизнесу.
  • НКО (на основании ФЗ №7 «О некоммерческих компаниях»).
  • Лица, участвующие в проекте «Сколково».

В большинстве случаев упрощенная отчетность сдается субъектами малого предпринимательства. Как понять, относится ли компания к малому бизнесу? Перечень признаков таких субъектов перечислен в ФЗ №209 от 24 июля 2007 года. Компания должна соответствовать ряду признаков:

  • Годовая выручка не превышает 800 млн рублей.
  • Не более 49% ценных бумаг принадлежат иностранным лицам.
  • Число сотрудников в компании не превышает ста человек.

Следует учесть ограничения, изложенные в пункте 5 статьи 6 ФЗ №402. В частности, упрощенная отчетность не может использоваться такими субъектами, как:

  • Государственные организации.
  • Организации, попадающие под обязательный аудит.
  • Жилищные, а также жилищно-строительные кооперативы.
  • Микрофинансовые структуры.
  • Конторы адвокатов.
  • Кредитные потребительские структуры.
  • Нотариальные бюро.
  • Конторы по юридическим консультациям.
  • Адвокатские бюро.
  • Политические партии.
  • НКО, которые входят в реестр, указанный в пункте 10 статьи 13.1 ФЗ №7.

Данные субъекты должны сдавать отчетность в полном формате.

ВАЖНО! Даже в том случае, если перечисленные организации соответствуют всем признакам субъектов малого бизнеса, им все равно придется заполнять полную отчетность.

Упрощенная отчетность отличается рядом преимуществ: простотой, отсутствием необходимости указывать все сведения. Однако не все организации могут использовать ее. При ведении и подаче документации нужно основываться на существующих нормативных актах.

В отличие от крупных компаний, представители малого бизнеса могут вести упрощённый бухучёт и сдавать всего две формы бухгалтерской отчётности. Рассказываем, что и как можно упростить в бухгалтерском учёте.


Кому можно вести упрощённый бухучёт

Бухучёт обязаны вести все организации, включая малые и микропредприятия. Неважно, какой режим налогообложения они применяют, — даже на упрощёнке у юрлиц нет освобождения от бухгалтерского учёта.

Но п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» разрешает субъектам малого предпринимательства использовать для ведения бухучёта упрощённые способы. В 2021 году это касается организаций, у которых:

  • среднесписочная численность работников за 2020 г. — не более 100 человек;
  • доход от предпринимательской деятельности за 2020 г. — не выше 800 млн. руб.;
  • в уставном капитале доля участия государства, субъектов РФ, муниципалитета, общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25%;
  • доля иностранных компаний и (или) организаций, которые не относятся к малым, не превышает 49%.

Налоговая вносит такие организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (реестр МСП). Вновь созданное юрлицо можно считать малым предприятием, если оно соответствует всем критериям за период со дня госрегистрации. В реестр МСП его включат автоматически 10-го числа месяца, следующего после регистрации.

Кроме малых предприятий, упрощённые способы ведения бухучёта и составления бухотчётности могут выбрать некоммерческие организации (НКО) и участники проекта «Сколково».

Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ, у индивидуальных предпринимателей нет обязанности вести бухгалтерию при условии, что они ведут налоговый учёт доходов, расходов и других объектов налогообложения. Но если ИП решит, что ему нужен бухучёт, то может выбрать полный или упрощённый вариант. В любом случае, предпринимателям не надо сдавать в ИФНС бухгалтерскую отчётность.

Какие предприятия не имеют права на упрощённый учёт

Нельзя упрощать бухучёт, если предприятие обязано проводить ежегодный аудит своей бухгалтерской (финансовой) отчётности. В частности, такая обязанность появляется, если организация:

  • создана в форме акционерного общества (публичного или непубличного);
  • выпускает ценные бумаги, которые допущены к торгам;
  • получила более 800 млн руб. выручки за предыдущий отчётный год;
  • на 31 декабря предыдущего года отразила в бухгалтерском балансе активы свыше 400 млн руб.

Полный перечень случаев обязательного аудита бухотчётности приведён в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Также нельзя пользоваться упрощёнными способами бухучёта жилищным, жилищно-строительным, кредитным потребительским кооперативам и другим организациям, перечисленным в п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ.

Чем регламентируется упрощённый бухучёт

Особенности ведения бухучёта упрощёнными способами приведены в рекомендациях в области бухучёта.

  1. «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства», утверждённые приказом Минфина № 64н от 21.12.1998. Применяют в части, не противоречащей закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
  2. «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта», разработанные НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России».

При упрощённом бухучёте можно не применять некоторые ПБУ и ФСБУ или их отдельные положения, например:

  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»;
  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
  • ФСБУ 5/2019 «Запасы» — можно не применять микропредприятиям, то есть организациям с годовым доходом до 120 млн руб. и среднесписочной численностью работников не более 15 чел.;
  • ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (вступает в силу с 1 января 2022 года, но разрешено применять его с 2021 г.) — можно не принимать во внимание отдельные положения стандарта.

Ведение бухучёта и составление бухотчётности в упрощённой форме

Если организация планирует вести упрощённый бухучёт и пользоваться специальными формами бухотчётности, нужно прописать это в учётной политике. При выборе методов учёта руководствуются требованием рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»). Это значит, что нужно проанализировать и выбрать методы, благодаря которым можно сформировать полную и достоверную финансовую отчётность с минимальными затратами.

Способы упрощения бухучёта

Есть три вида упрощённого учёта.

  1. Полный — полноценный бухучёт с применением бухгалтерских регистров учёта имущества и методом двойной записи, то есть одновременным отражением сумм каждой хозоперации по дебету и кредиту взаимосвязанных бухгалтерских счетов. В отличие от классического бухучёта, здесь есть небольшие послабления: сокращённый план счетов, возможность применять кассовый метод учёта доходов и т. д. Этот вид часто используют производственные предприятия на УСН, так как им нужно учитывать много разных хозопераций. В сервисе «Моё дело Профбухгалтер» реализован именно такой вариант — он позволяет тратить на бухучёт меньше времени без потери информативности. По ссылке вы можете получить бесплатный доступ на месяц и оценить удобство сервиса.
  2. . Сокращённый — бухучёт методом двойной записи, но без обычных бухгалтерских регистров. Он подходит организациям на УСН с однообразными хозоперациями.
  3. Простой — бухучёт без применения двойной записи. Предназначен только для микропредприятий, то есть организаций со среднесписочной численностью работников не более 15 человек и годовым доходом не выше 120 млн руб. Подойдёт тем, у кого мало фактов хозяйственной жизни в месяц (обычно не более 30). В этом случае микропредприятия смогут обходиться без бухгалтерских проводок и просто фиксировать хозоперации в специальном журнале.

Сокращённый план счетов

При упрощённом бухучёте можно сократить обычный план счетов, объединив некоторые счета друг с другом. Например, применять:

  • для производственных запасов — счёт 10 «Материалы» вместо отдельных счетов 10, 11, 15 и 16;
  • для затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) — счёт 20 «Основное производство» вместо счетов 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44;
  • для готовой продукции и товаров — счёт 41 «Товары» вместо счетов 41, 43, 45;
  • для дебиторской и кредиторской задолженностей — счёт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 71, 73, 75, 76, 79;
  • для денежных средств в банках — счёт 51 «Расчётные счета» вместо счетов 51, 52, 55, 57;
  • для капитала — счёт 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 82 и 83;
  • для финансовых результатов — счёт 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91 и 99.

Рабочий план счетов нужно приложить к учётной политике.

Первичные документы и бухгалтерские регистры

Для ведения бухучёта упрощёнными способами можно самостоятельно разработать подходящие первичные документы (акты, накладные и др.). За основу обычно берут бланки из альбомов унифицированных форм первичных документов и просто удаляют лишние поля или добавляют новые. Главное — сохранить все обязательные реквизиты первичных документов из п. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ: наименование и дату документа, название организации, содержание факта хозяйственной жизни, его измерители и их величину, наименование должностей составителей документа, их фамилии и личные подписи.

При сокращённом и простом видах упрощённого учёта можно не вести бухгалтерские регистры имущества. В этом случае все хозоперации заносят в книгу (журнал) учёта фактов хозяйственной жизни.

При полном виде упрощённого бухучёта для регистрации фактов хозяйственной жизни можно разработать свои бланки регистров.

Формы самостоятельно разработанных первичных документов и бухгалтерских регистров закрепляют в учётной политике.

Учёт доходов и расходов

При упрощённом бухучёте организации могут учитывать доходы и расходы кассовым методом, то есть признавать:

  • доходы — сразу при поступлении оплаты от покупателей и заказчиков;
  • расходы — в момент погашения задолженности перед продавцом или исполнителем, при этом товар должен быть поставлен, а услуга оказана (работа выполнена).

Обычно этим упрощением пользуются организации, которые применяют кассовый метод и в налоговом учёте, например, при УСН.

Упрощённая отчётность

При упрощённом бухучёте не обязательно заполнять полный комплект бухгалтерской отчётности. Можно обойтись только бухгалтерским балансом и отчётом о финансовых результатах по специальным формам из приложения № 5 Приказа Минфина № 66н от 02.07.2010. Некоммерческие организации заполняют ещё и третью форму — отчёт о целевом использовании средств.

Сдают упрощённую бухгалтерскую отчётность в свою налоговую инспекцию. Срок сдачи такой же, как и по обычным формам — до 31 марта года, следующего после отчётного.

Начиная с отчётности за 2020 год отчёты принимают только в электронном виде через операторов электронного документооборота.

Благодаря упрощённым способам ведения бухучёта можно значительно снизить нагрузку на бухгалтерию. Ещё больше облегчить работу поможет сервис «Моё дело Профбухгалтер». В нём план счетов и бухотчётность для малого бизнеса упрощённые, а нетиповые факты хозяйственной жизни оформляются бухгалтерскими справками. Бухгалтерская и налоговая отчётность сдаётся в электронном виде прямо из сервиса без использования отдельных ТКС.

Закончились Новогодние праздники и отпуска, для бухгалтера наступила отчетная пора.

Рассмотрим основные моменты, которые важно учесть при подготовке бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год.

Критерии субъектов малого предпринимательства

Критерии субъектов малого предпринимательства (СМП) определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Это должны быть зарегистрированные в установленном порядке хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

  1. Среднесписочная численность за предшествующий год до 100 человек (среди СМП выделяют микропредприятия — численность до 15 человек).
  2. Налоговый доход без НДС за предшествующий год не более 800 млн. руб. (для микропредприятий — 120 млн. руб.).

Для хозяйственных обществ (АО и ООО) и партнерств установлены дополнительные ограничения по видам деятельности и структуре уставного капитала. Помимо численности и дохода, в их отношении должно выполняться хотя бы одно из следующих требований:

  • акции АО, обращающиеся на ОРЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
  • деятельность организации заключается в применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности при условии, что исключительные права принадлежат ее учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям;
  • организация — участник проекта «Сколково»;
  • учредители компании включены в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.
  • суммарная доля государства, регионов, общественных, религиозных организаций и благотворительных фондов в уставном капитале не более 25%, а суммарная доля иностранных компаний и организаций, не относящихся к СМП, в уставном капитале не более 49%.

Ограничения по долям иностранных компаний и не СМП в уставном капитале не распространяются на вышеназванных участников проекта «Сколково», инновационные организации по Перечню, а также компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности с передачей исключительных прав своим учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям.

Категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным по среднесписочной численности и доходам.

Например, среднесписочная численность организации составила 25 человек, доход же за год — 25 млн. руб. По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму — микропредприятию. Следовательно, она признается малым предприятием.

Для признания организации СМП не нужно получать специальный документ, подтверждающий данный статус. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС (https://rmsp.nalog.ru).

Отнесение организации к СМП дает ей много льгот, в том числе в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность малых предприятий

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год не могут воспользоваться СМП, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, а также микрофинансовые организации, ЖСК. Полный перечень тех, кому запрещен упрощенный учет, содержится в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ.

Напомним, что обязательному аудиту подлежат, например:

  • СМП, созданные в форме акционерного общества;
  • СМП с объемом выручки за предшествовавший отчетному год свыше 400 млн. рублей или суммой активов баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года свыше 60 млн. рублей.

Итак, СМП, не подлежащие обязательному аудиту и не относящиеся к микрофинансовым организациям, ЖСК ВПРАВЕ:

При организации бухгалтерского учета на предприятии:

  • использовать сокращенный рабочий План счетов (п. 3 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
  • руководитель может самостоятельно вести бухучет, издав об этом приказ (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ);
  • при отсутствии в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
  • вести бухгалтерский учет по простой системе без применения двойной записи (только для микропредприятий с численностью до 15 человек и годовым доходом до 120 млн. руб., а также НКО) (п. 21 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).

При признании доходов и расходов:

  • использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99);
  • признавать доходы и расходы по договорам строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не применяя ПБУ 2/2008 (п. 2.1 ПБУ 2/2008).

При учете материально-производственных запасов:

  • принимать МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика, а иные связанные с приобретением затраты включать в расходы текущего периода (п. 13.1 ПБУ 5/01);
  • признавать стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.2 ПБУ 5/01) (только для микропредприятий и организаций, характер деятельности которых не предполагает наличие существенных остатков запасов);
  • признавать расходы на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения, а не по мере использования (п. 13.3 ПБУ 5/01);
  • не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01).

При учете основных средств:

  • малые предприятия вправе определять первоначальную стоимость основных средств (п. 8.1 ПБУ 6/01):
    • при приобретении за плату — по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
    • при сооружении (изготовлении) — в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
  • при этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
  • начислять годовую амортизацию единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией, а также начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету (п. 19 ПБУ 6/01).

При учете НМА и НИОКР:

  • признавать расходы на приобретение (создание) нематериальных активов (НМА ) в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007);
  • списывать затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02).

По другим активам и обязательствам:

  • не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухучете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.) (п. 3 ПБУ 8/2010);
  • любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);
  • осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом малое предприятие может не отражать обесценение финансовых вложений в бухучете, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02);
  • не применять ПБУ 18/02 и не отражать в бухучете постоянные и временные разницы;
  • проценты по любым займам (в т.ч. полученным на покупку инвестиционного актива) учитывать как прочие расходы (п. 7 ПБУ 15/2008);

При составлении бухгалтерской отчетности

1. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах

Состав бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год определен ст. 14 Закона N 402-ФЗ, и в общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. А годовая бухгалтерская отчетность НКО состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Перечисленные формы отчетности установлены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

СМП, применяющие упрощенные способы учета, могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6, 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н«). Они вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности или использовать упрощенные формы баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п. 27 Информации Минфина от 29 июня 2016 г. N ПЗ-3/2016). Формы приведены в Приложении № 5 к Приказу № 66н.

Представление малым предприятием полной бухгалтерской отчетности не обязывает его составлять отчетность по тем же формам в последующие годы. Если ваша компания вправе применять упрощения, но ранее отчетность формировалась по общим правилам, то со сдачи отчетности за 2017 год можно начать составлять отчетность по упрощенным формам. И наоборот. То обстоятельство, что компания применяет в бухучете упрощенные методы, не обязывает ее сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Компания с любого года вправе сдавать отчетность по общим правилам. Однако, при формировании отчета о движении денежных средств и изменении капитала за отчетный год организация обязана включить в него соответствующие показатели прошлого года независимо от того, входил ли такой отчет в состав бухгалтерской отчетности за прошлый год.

При этом следует заметить, что согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. Соответственно, расходы по видам деятельности, составляющим более 5%, показываются также отдельно (п. 21.1 ПБУ 10/99). Это правило применяется для всех компаний, в т.ч. СМП, использующих формы упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год.

2. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах являются (п. 2, 4 Приказа № 66н, письмо ФНС России от 20.06.2013 N ЕД-4-3/11174@):

  • отчет об изменениях капитала,
  • отчет о движении денежных средств,
  • отчет о целевом использовании средств.
  • а также пояснения, оформляемые в табличной или текстовой форме.

Из более ранней редакции Приказа № 66н следовало, что отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Но с внесением поправок Приказом Минфина России от 04.12.2012 N 154н в настоящее время отчет о целевом использовании средств является равноправным приложением к балансу и отчету о финансовых результатах наряду с отчетами об изменениях капитала и движении денежных средств.

В приложениях СМП, применяющие упрощения, вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации (п. 26 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

Например, при наличии большой величины кредиторской задолженности (в т.ч. в виде заемных средств) целесообразно указывать информацию о величине чистых активов ООО. Как известно, если стоимость чистых активов ООО ниже размера уставного капитала в течение 2 финансовых лет подряд, то необходимо уменьшить уставный капитал до стоимости чистых активов, либо ликвидировать компанию (п. 4 ст. 30 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Поэтому при высоком удельном весе непогашенной кредиторской задолженности данная информация не может быть сокрыта от пользователей отчетности, в т.ч. учредителей (участников).

Пример 1:
Согласно п. 10 ПБУ ПБУ 7/98 событие, произошедшее после отчетной даты, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. На счетах бухучета в отчетном периоде данное событие не отражается.

Пример 2:
В бухгалтерской балансе по состоянию на 31 декабря отражены значительные вложения организации в ценные бумаги (акции) крупной корпорации. В марте следующего года, до подписания отчетности, получена информация, что рыночная цена этих акций значительно уменьшилась. В данной ситуации организация должна раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах соответствующую информацию. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.

Как разъяснил Минфин, те компании, которые ведут упрощенный бухучет и представляют упрощенную бухгалтерскую отчетность за 2017 год, должны отражать в ней события после отчетной даты с учетом принципа рациональности (пункт 28.4 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).

Поэтому, если до подписания баланса произойдет событие, существенно влияющее на финансовое состояние фирмы, составить пояснения и раскрыть в них это событие необходимо.

3. Информация, не подлежащая раскрытию в отчетности малых предприятий

Субъекты малого предпринимательства вправе отражать в упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение и результаты деятельности организации и (или) движение денежных средств, перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008). То есть без отражения корректировок показателей бухгалтерской отчетности за прошлые периоды.

  • не применять ПБУ 11/2008 и не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности,
  • не применять ПБУ 16/02 и не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности,
  • не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности согласно пункту 2 ПБУ 12/2010.

Независимо от того, составляется годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме или по упрощенным формам, срок предоставления ее в налоговый орган и статистику — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

С учетом выходных дней сдать бухгалтерскую отчетность за 2017 г. надо не позднее 2 апреля 2018 г.

Таким образом, организации, применяющие упрощения, вправе раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций.

Если воспользоваться всеми льготами, предусмотренными для бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год, ее информативность будет стремиться к нулю. Поэтому решение о том, какие упрощения применять целесообразно согласовать с учредителями. Ведь возможно, что они захотят увидеть в отчетности информацию в более развернутом виде, чем бухгалтер собирается им предложить.

Читайте также: