Малое предпринимательство взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами

Опубликовано: 14.05.2024

Марина Невская - Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Описание книги "Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами"

Описание и краткое содержание "Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами" читать бесплатно онлайн.

В предлагаемом издании раскрываются вопросы налоговых отношений, приводятся характеристика налоговой системы Российской Федерации и классификация налогов, рассматриваются структура внебюджетных фондов, принципы расчета единого социального налога, подробно изучается взаимодействие предприятия с банками.

Для всех, кто интересуется предпринимательской деятельностью, а также хочет организовать или уже имеет собственный бизнес.

М. А. Невская, К. В. Сибикеев

Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами. Практическое пособие

Налоговая система появилась с возникновением государства. Само существование государства связано с налогообложением, поскольку государство без налогов функционировать не может. Сущность налогообложения можно раскрыть только при помощи анализа целей системы налогообложения и интересов ее участников.

Состав участников налоговых отношений определен в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). Так, согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

Следует отметить, что интересы разных участников налогообложения далеко не всегда совпадают, а очень часто и противоречат друг другу.

Система налогообложения должна:

1) обеспечивать уровень налоговых доходов, который определяется бюджетами соответствующих уровней;

2) способствовать развитию экономики, повышению объемов производства, воздействовать на структуру производства;

3) содействовать перераспределению общественных доходов между разными слоями населения и т. д.

К характерным признакам системы налогообложения можно отнести:

1) наличие экономической эффективности налогов и сборов;

2) предельно простое и доступное законодательство, регламентирующее налоговые отношения;

3) гибкость системы налогов и сборов;

4) справедливость и социальную ориентацию налогов;

5) повышение эластичности ставок налогов в зависимости от состояния экономики страны и т. п.

При любой системе налогообложения налогоплательщики будут стремиться к уменьшению платы. Подобные действия вызывают ответную реакцию со стороны органов государственной власти. В результате возникают конфликты.

Налоги можно рассматривать как способ непосредственного воздействия на бюджетные отношения.

Посредством налогов государство решает ряд наиболее значимых для него задач, таких как состояние экономики и бюджетов страны, экономическое и социальное положение населения и др.

Названные задачи государства решаются благодаря функциям налогов.

Рассмотрим основные функции налогов:

1) фискальная функция, которая является основной из существующих. Благодаря этой функции формируются доходы бюджетов и внебюджетных фондов, образуются средства финансирования деятельности органов государственной власти;

2) социальная (распределительная) функция. Суть данной функции налогов состоит в различном налогообложении разных сумм доходов. При помощи этой функции происходит перераспределение доходов среди населения;

3) регулирующая функция. Благодаря налогам происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляются поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других[1];

4) контрольная функция. Данная функция налогов позволяет органам государственной власти проследить за своевременностью и полнотой выплаты налогов субъектами налогообложения. При помощи этой функции определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.

Налогообложение строится на своих собственных основных началах, т. е. принципах. В силу специфики сферы налогообложения оно обладает как экономическими, так и юридическими принципами. К экономическим принципам можно отнести:

1) принцип справедливости налогообложения;

2) принцип соразмерности взимаемых государством платежей и доходов налогоплательщиков (плательщиков сборов);

3) принцип определенности и удобности налогообложения, который включает в себя учет государством интересов налогоплательщиков;

4) принцип экономичности, т. е. сокращения издержек налогообложения.

Юридические принципы налогообложения – это общие и специальные принципы налогового права. Основные принципы налогового права закреплены в ст. 3 НК РФ.

Из положений названной статьи можно выделить следующие основные принципы налогообложения:

1) обязательность. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;

2) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

3) недискриминационный характер. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

4) обоснованность. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

5) экономическая целостность. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) определенность и доступность. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) принцип «презумпции невиновности налогоплательщика». Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Помимо юридических и экономических принципов налогообложения, существуют организационные принципы. Организационные принципы налогообложения – это основные положения налоговой системы и ее структурных элементов. Данные принципы отражают:

1) единство и стабильность налоговой системы;

2) подвижность и множественность налогов.

Глава 1. Общая характеристика налогов и налогообложения в России

§ 1. Экономическое содержание налога, понятие налоговой системы России

В процессе развития и изменений теорий налогообложения происходили изменения и во взглядах на понимание термина «налог».

А. Смит определял налог как бремя, которое накладывается государством законодательным путем. Законодательно предусмотрены размер и порядок уплаты налога. А. Смитом налог определялся как осознанная необходимость, потребность процесса экономического и социального развития.

«Налог – жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу»

В настоящее время легальное определение налога содержится в НК РФ. Так, согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговый кодекс РФ содержит не только само определение, но и признаки, которыми должны обладать налоги. Так, согласно положениям НК РФ налог должен обладать следующими отличительными чертами:

1) налог должен быть обязательным;

2) налог должен уплачиваться в денежной форме и т. д.

Понимание термина «налог» способствует правильному применению норм законодательства, дает возможность определить объем полномочий субъектов налоговых отношений, без чего невозможно правильно установить финансовую или иные виды ответственности налогоплательщика.

Библиографическая ссылка на статью:
Фарманов Б.Б. Взаимодействие органов власти и субъектов малого и среднего бизнеса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/05/16552 (дата обращения: 12.04.2021).

Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.

Взаимодействие органов власти и бизнеса, а именно субъектов среднего и малого бизнеса, дают преимущество – с одной стороны, ресурсы и гибкость бизнеса, с другой стороны – возможность влиять на принятие решений в целях социально-экономического развития, и выступать гарантом социальной справедливости органов власти.

В данной статье нам предстоит рассмотреть возможность появление новых механизмов взаимодействия власти и бизнеса к 2019 году и выявить пробелы данного взаимодействия.

Подходит к концу срок действия Стратегии и Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в которых значилась одна из стратегических целей – развитие и создание новых форм взаимодействия власти и субъектов малого и среднего бизнеса. Сегодня мы уже можем говорить о некоторых итогах реализации данных документах стратегического планирования. Как изменилось взаимодействие власти и бизнеса, и какие проблемы остались не решенными?

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года обозначила необходимость решения проблемы взаимодействия государства и бизнеса [1, с. 118]. Решение данной проблемы предполагалось за счет таких мер, как:

создание новых форм привлечения частного капитала к реализации научно-технологических программ (форсайт-проекты, технологические платформы);

формирование приоритетов технологического развития на базе подобных институтов;

создание малых и средних технологических компаний, стартапов, в том числе ориентированных на удовлетворение спроса крупных корпораций (американская модель);

проектное финансирование в рамках выпуска долговых обязательств (проектных или инфраструктурных облигаций), полностью или частично гарантированных государством;

иных способов непрямого государственного финансирования (налоговые кредиты, субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам и т. п.) [1, с.118].

Таким образом, взаимодействие власти и бизнеса переходило от прямого финансирования к поддержке инициатив. Актуальными механизмами взаимодействия власти и предпринимательства стали развитие государственно-частного партнерства по реализации значимых стратегических задач, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, создание образовательных площадок (бизнес-инкубаторы, образовательные центры).

После проведенного опроса представителей среднего и малого предпринимательства с целью определения основных барьеров взаимодействия органов власти и бизнеса.

По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы о проблемах взаимодействия органов власти и субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • около 80% ответили, что наибольшая проблема при взаимодействии с органами власти для них состоит в контрольно-надзорной сфере при проверках – избыточные требования и длительные сроки, а также зарегулированность при прохождении административных процедур (например, получения лицензии);
  • около 90% отмечают, что им не хватает информации по мерам государственной поддержки;
  • около 20% сталкивались с коррупцией при взаимодействии с органами власти.

Таким образом, часть вопросов связанных с улучшением взаимодействия власти и бизнеса была решена с помощью проведенных государством мер. Однако вопрос, связанный с эффективным взаимодействием власти и бизнеса остается актуальным и требует от обеих сторон инициативы и желания эффективно сотрудничать.

Разработанный Минэкономразвития России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который включает в себя пять федеральных проектов: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» и «Популяризация предпринимательства». В рамках данных проектов уже рассматривается привлечение бизнеса для их реализации, а, следовательно, есть поле для будущего развития механизмов и форм взаимодействия власти и субъектов малого и среднего предпринимательства.

Библиографический список

  1. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — с.118.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
  3. Курбатова М., Левин С. Деформализация правил взаимодействия власти и бизнеса //Вопросы экономики. – 2018. – №. 10. – С. 119-131.
  4. Каган Е. С., Пахомова Е. О. Проблема оценки эффективности института взаимодействия государства и бизнеса // Новые институты для новой экономики. – 2018. – С. 144-151.
  5. Фролова Е. В., Медведева Н. В. Сотрудничество бизнеса и местной власти: проблемы и новые возможности //Вопросы государственного и муниципального управления. – 2018. – №. 1

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

В Налоговом кодексе существует несколько спецрежимов, которые облегчают жизнь небольшим компаниям. Однако нередко они используются с целью некорректной оптимизации крупного бизнеса. Это ситуации, когда налогоплательщик уже не подпадает под критерии для применения льготной системы налогообложения, но успешно ею пользуется, получая все положенные преференции в виде возможности снижения налоговой нагрузки.

Накануне 2019 года ФНС выпустила Письмо от 29.12.2018 N ЕД-4-2/25984, в котором предупредила о намерении усилить контроль за схемами дробления бизнеса. Она напомнила о том, что налоговые преимущества в виде спецрежимов установлены только для малого бизнеса и направлены на то, чтобы для всех участников рынка были созданы равные конкурентные условия. В то же время злоупотребления такими преимуществами делает бессмысленными все усилия государства по налоговой поддержке малого бизнеса.

В Письме ФНС дано поручение внимательнее осуществлять «контрольно-аналитическую работу в отношении налогоплательщиков, которые создают видимость деятельности нескольких самостоятельных налогоплательщиков, прикрывающих деятельность одного налогоплательщика». Цель такой «теневой» деятельности, по мнению налоговиков, — получить или сохранить право на применение специального налогового режима и, соответственно, сэкономить на налогах.

При чем тут взаимозависимые лица?

Понятие «взаимозависимые лица» сильно связано с проблемой дробления бизнеса. Оно регулируется ст. 105.1 НК РФ. Если подытожить все перечисленные в этой статье характеристики и признаки, то взаимозависимыми лицами считаются такие лица, взаимоотношения между которыми могут влиять на результат сделок.

В ст. 105.1 НК РФ уточняется, что влияние одного лица на другое может признаваться взаимозависимостью, если оно оказывается либо в силу участия в капитале, либо на основании соглашения, либо при наличии иной возможности, когда одно лицо может влиять на другое лицо.

Станислав Джаарбеков, юрист, аттестованный аудитор и ведущий вебинара «Налоговые риски применения схемы дробления бизнеса», обращает внимание на то, что ст. 105.1 НК РФ помимо всего прочего конкретизирует понятие взаимозависимости, формулируя три основания для взаимозависимости.

Взаимозависимость по закону

В частности, в п. 2 ст. 105.1 НК РФ представлен конкретный перечень ситуаций, когда лица или организации признаются взаимозависимыми.

  • Если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации, при этом доля такого участия — более 25 %, то эти организации взаимозависимые.

Так, если ООО «Иск» владеет 50 % ООО «Игрек», то они –взаимозависимые организации.

  • Если физлицо прямо или косвенно участвует в организации и доля этого участия составляет более 25 %, то физлицо и организация будут считаться взаимозависимыми.

Это возможно в ситуации, когда физлицо, например, владеет 30 % ООО «Икс». Физлицо и ООО «Икс» в таком случае будут взаимозависимыми.

  • Если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 %, то организации будут взаимозависимыми.

Допустим, ООО «Икс» владеет 30 % в ООО «Игрек» и 40 % в ООО «Зет», при этом между «Игрек» и «Зет» взаимоотношений нет. На основании этих обстоятельств они будут взаимозависимыми, так как одна и та же компания владеет долей более 25 % в «Игрек» и «Зет».

  • Если организация и лицо осуществляют полномочия ее единоличного исполнительного органа, то в этом тоже усматривается взаимозависимость.

Это ситуация, когда организация и гендиректор — взаимозависимые лица.

  • Если в организациях полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо, эти организации признаются взаимозависимыми.

Физлицо является руководителем в ООО «Икс» и в ООО «Игрек», между ними связи в основном капитале нет. Но эти организации будут считаться взаимозависимыми, потому что у них один руководитель. Такое основание встречается довольно часто.

  • Если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 %, организации или физлица тоже признаются взаимозависимыми.

Если ООО «Икс» владеет долей более 50 % ООО «Игрек», а ООО «Игрек» владеет долей более 50 % ООО «Зет», то все в этой цепочке между собой взаимозависимые.

  • Если одно физлицо подчиняется другому физлицу по должностному положению, то физлица признаются взаимозависимыми.
  • Взаимозависимым признается физлицо, его супруг, родители, дети, братья, сестры и другие родственники.

В п. 3 ст. 105.1 НК РФ указано правило, что долей участия физлица в организации признается совокупная доля участия этого физлица и его родственников в указанной организации.

Например, в ООО «Икс» 25 % владеет отец и 25 % – сын. Также есть ООО «Игрек», в которой также 25 % владеет отец и 25 % – сын. Согласно правилу, компании будут считаться взаимозависимыми.

Также взаимозависимыми по закону признаются:

  • организация и лицо (в том числе физлицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ), имеющее полномочия по назначению единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров этой организации;
  • организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физлица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);
  • организации, в которых более 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров составляют одни и те же физлица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

Самостоятельная взаимозависимость, когда лица признают себя взаимозависимыми сами

Такую возможность допускает п. 6 ст. 105.1. Это ситуации, когда два лица, не являющиеся взаимозависимыми по формальным признакам, могут признать себя взаимозависимыми и заявить об этом в налоговую службу. Эта возможность документально отработана через подачу уведомления о контролируемых сделках. В практике подобные ситуации возникают тогда, когда стороны совершают по объему контролируемые сделки и по сути они являются взаимозависимыми (и они об этом знают), но формальных признаков взаимозависимости нет.

Взаимозависимость по суду

Формулируется в п. 7 ст. 105.1 НК РФ. К такой категории относятся случаи, когда налоговый орган может через суд признать лица взаимозависимыми. То есть нет признаков, которые бы признавались по закону, но есть иные признаки взаимозависимости.

Наиболее рискованным среди перечисленных пунктов ст. 105.1 НК РФ является именно п. 7, когда взаимозависимость признается через суд. Поэтому стоит рассмотреть такие случаи подробнее. В целом перечь оснований для этого довольно широкий, но обычно суд учитывает совокупность признаков.

Так, одним из признаков является тот факт, что компания или ИП открыты на лицо, с которым другую компанию связывали длительные деловые отношения, в том числе трудовые. Допустим, в компании «Икс» одно время работал заместитель руководителя, потом он уволился и открыл ИП на УСН, и компания «Икс», которая, по сути, является его бывшим работодателем, начинает с ним взаимодействовать.

Другая ситуация: в двух организациях большую долю руководящих должностей занимают одни и те же сотрудники. Формально, по Трудовому кодексу, такое совместительство не запрещается. Но если помимо этого признака есть другие (например, все эти сотрудники являются руководителями в организациях, которые располагаются в одном бизнес-центре, счета у организаций в одном банке), то высока вероятность того, что суд посчитает лица взаимозависимыми.

Каким бывает дробление бизнеса

В Письме ФНС РФ от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@ приводится результат анализа 400 арбитражных дел на тему дробления бизнеса за предыдущие четыре года. Так, в качестве доказательств, свидетельствующих о применении схемы дробления бизнеса, могут выступать следующие установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства:

  • дробление бизнеса происходит между несколькими лицами, применяющими ЕНВД или УСН, чтобы основной участник, осуществляющий деятельность, не исчислял и не уплачивал НДС, налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций;
  • применение схемы дробления бизнеса повлияло на условия и экономические результаты деятельности всех участников схемы — привело к уменьшению налоговых обязательств или к тому, что эти обязательства практически не изменились при масштабировании деятельности;
  • налогоплательщик, участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью, выступают выгодоприобретателями от дробления бизнеса;
  • участники схемы занимаются аналогичным видом экономической деятельности;
  • создание участников схемы в течение небольшого временного периода непосредственно перед расширением производственных мощностей или увеличением численности персонала;
  • участники схемы несут расходы друг за друга;
  • прямая или косвенная взаимозависимость участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);
  • персонал перераспределяется между участниками схемы формально, без изменения должностных обязанностей;
  • у подконтрольных лиц отсутствуют кадровые ресурсы;
  • участники схемы используют одни и те же вывески, помещения, контакты, сайт, контрольно-кассовую технику, терминалы и т.п.;
  • у всех участников схемы общий поставщик и покупатели;
  • одни и те же лица занимаются фактическим управлением деятельностью участников схемы;
  • у участников схемы единые службы по ведению бухучета, кадрового делопроизводства, юридическому сопровождению и т.д.;
  • одни и те же лица представляют интересы по взаимоотношениям с госорганами и иными контрагентами;
  • показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;
  • данные бухучета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;
  • поставщики и покупатели распределяются между участниками схемы, исходя из применяемой ими системы налогообложения.

Стоит отметить, что по схеме дробления бизнеса судебная практика не сформировалась до сих пор. По-прежнему возникает много ситуаций, когда однозначно убедиться в отсутствии риска нельзя. В этой связи стоит обратить внимание на Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.2017 № 34-П, установившее новый принцип, а именно запрет на придание обратной силы судебным решениям. Суд отметил, что если по какому-то вопросу сложилась устойчивая практика в пользу налогоплательщика, а потом вышло судебное решение, которое меняет практику в худшую сторону, то изменение судебной практики в плохую сторону должно применяться только к будущему периоду, а не к прошлому.

Также следует обратить внимание на Письмо ФНС РФ от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@, в котором налоговики дают рекомендации территориальным органам, как доказывать умысел в неуплате налога. Суть состоит в том, что при схемах дробления бизнеса налоговики могут доказать умысел в неуплате налога и тогда штраф будет не 20 % в связи с неуплатой налога, а 40 %. Кроме того, при больших суммах неуплаты налога может быть основание для возбуждения уголовного дела.

Пути снижения рисков при дроблении бизнеса

Законодательством установлены льготные системы налогообложения: УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН. Их нельзя применять при нереальной хозяйственной деятельности, то есть создавать ИП или ООО только с целью оптимизации бизнеса. Это одна из частых ситуаций, которая возникает в связи с дроблением бизнеса.

Вторая распространенная ситуация — это когда крупный бизнес, представляющий собой единый процесс, делится на части, которые оформлены в виде формально отдельных юридических лиц, но по сути являются частью процесса.

Станислав Джаарбеков, юрист, аттестованный аудитор и ведущий вебинара «Налоговые риски применения схемы дробления бизнеса», отмечает несколько путей снижения рисков при дроблении бизнеса.

1. Реальность и самостоятельность деятельности налогоплательщиков

В Письме ФНС РФ от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@ рассматривается пример дела, которое налоговики проиграли.

Существует сеть аптек из нескольких десятков юрлиц, которая работает под единым брендом. Все юрлица применяют льготные системы налогообложения. Налоговая пытается доказать, что все юрлица являются частями одной крупной компании и приводит следующие признаки: единый бренд, одни и те же акционеры, пересечение одних и тех же сотрудников и т.д. Но она проигрывает спор, потому что в суде налогоплательщики доказывают, что каждая аптека — это самостоятельная компания, со своим персоналом, своими основными средствами, все аптеки расположены на разных территориях. Главным в данном случае оказалось то, что каждая компания обладала признаками самостоятельности.

К распространенным схемам дробления бизнеса относятся ситуации, когда средства выводят на ИП. То есть компания заключает договора с ИП с целью минимизации затрат на оплату персонала. Вместо того, чтобы заключать трудовые договора с сотрудниками и брать их в штат, она просит людей регистрироваться в качестве ИП, но далее сотрудничают с ними по принципам трудовых отношений. Такой случай как раз рассматривается в Определении Верховного Суда РФ от 27.02.2017 N 302-КГ17-382 по делу N А58-547/2016. Налоговая смогла доказать, что отношения у компании с ИП были такие же, как с сотрудниками, оформленными в штат.

2. Деловая цель создания новых организаций и ИП

Такие деловые цели могут быть разными:

  • иной состав акционеров

Судебная практика исходит из того, что если соакционер реальный и он привлекается с определенными целями, то создание компании имеет деловую цель.

Допустим, у вас есть какой-то бизнес и вы создаете новую компанию с новым соакционером. Ваша цель — усилить бизнес: дать долю соакционеру в новой компании, так как давать долю в старой компании для вас экономически нецелесообразно.

  • снижение рисков бизнеса

Представим, что крупная фармацевтическая компания разделилась на большое количество маленьких аптек, которые стали применять спецрежимы. Необходимость дробления объяснили тем, что из-за ошибки фармацевта в одном из филиалов у компании однажды отобрали лицензию, результате чего бизнес был парализован. Чтобы предотвратить подобные ситуации в будущем, было решено создать 40 юрлиц. Таким образом, если при какой-то ситуации лицензию и отберут, то только у одной маленькой организации, а не у всей компании.

  • повышение эффективности управления

Допустим, есть большая компания, из которой выделено несколько юрлиц. Они стали применять «упрощенку» и контактировать со старой компанией по разным операциям. При проверке оказалось, что они это сделали с целью оптимизации управления. У них это было прописано в бизнес-плане. Они специально дали самостоятельность компаниям, чтобы замерять их показатели и затем подтягивать до этих показателей все остальные филиалы.

3. Рыночные условия сделок между взаимозависимыми лицами

Налоговые органы могут учитывать рыночность цен при проверке схем дробления бизнеса. В судебной практике есть решения, в которых выражается следующая позиция по этому вопросу: если сделка неконтролируемая, то в общем случае налоговая не может проверять цену сделки, но если есть необоснованная налоговая выгода, в том числе полученная в рамках схемы дробления бизнеса, то в это случае налоговая может оценить размер получения необоснованной налоговой выгоды через определение рыночной цены.

4. Налоговая экономия

Налоговая может сделать доначисления, если в результате взаимодействия двух компаний возникла потеря бюджета (налоговая экономия). В этом случае схема взаимодействия должна квалифицироваться как схема дробления бизнеса. Если потери бюджета не будет, то доначисления не последуют.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Введение

Налоговая система появилась с возникновением государства. Само существование государства связано с налогообложением, поскольку государство без налогов функционировать не может. Сущность налогообложения можно раскрыть только при помощи анализа целей системы налогообложения и интересов ее участников.

Состав участников налоговых отношений определен в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). Так, согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

Следует отметить, что интересы разных участников налогообложения далеко не всегда совпадают, а очень часто и противоречат друг другу.

Система налогообложения должна:

1) обеспечивать уровень налоговых доходов, который определяется бюджетами соответствующих уровней;

2) способствовать развитию экономики, повышению объемов производства, воздействовать на структуру производства;

3) содействовать перераспределению общественных доходов между разными слоями населения и т. д.

К характерным признакам системы налогообложения можно отнести:

1) наличие экономической эффективности налогов и сборов;

2) предельно простое и доступное законодательство, регламентирующее налоговые отношения;

3) гибкость системы налогов и сборов;

4) справедливость и социальную ориентацию налогов;

5) повышение эластичности ставок налогов в зависимости от состояния экономики страны и т. п.

При любой системе налогообложения налогоплательщики будут стремиться к уменьшению платы. Подобные действия вызывают ответную реакцию со стороны органов государственной власти. В результате возникают конфликты.

Налоги можно рассматривать как способ непосредственного воздействия на бюджетные отношения.

Посредством налогов государство решает ряд наиболее значимых для него задач, таких как состояние экономики и бюджетов страны, экономическое и социальное положение населения и др.

Названные задачи государства решаются благодаря функциям налогов.

Рассмотрим основные функции налогов:

1) фискальная функция, которая является основной из существующих. Благодаря этой функции формируются доходы бюджетов и внебюджетных фондов, образуются средства финансирования деятельности органов государственной власти;

2) социальная (распределительная) функция. Суть данной функции налогов состоит в различном налогообложении разных сумм доходов. При помощи этой функции происходит перераспределение доходов среди населения;

3) регулирующая функция. Благодаря налогам происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляются поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других ;

4) контрольная функция. Данная функция налогов позволяет органам государственной власти проследить за своевременностью и полнотой выплаты налогов субъектами налогообложения. При помощи этой функции определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.

Налогообложение строится на своих собственных основных началах, т. е. принципах. В силу специфики сферы налогообложения оно обладает как экономическими, так и юридическими принципами. К экономическим принципам можно отнести:

1) принцип справедливости налогообложения;

2) принцип соразмерности взимаемых государством платежей и доходов налогоплательщиков (плательщиков сборов);

3) принцип определенности и удобности налогообложения, который включает в себя учет государством интересов налогоплательщиков;

4) принцип экономичности, т. е. сокращения издержек налогообложения.

Юридические принципы налогообложения – это общие и специальные принципы налогового права. Основные принципы налогового права закреплены в ст. 3 НК РФ.

Из положений названной статьи можно выделить следующие основные принципы налогообложения:

1) обязательность. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;

2) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

3) недискриминационный характер. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

4) обоснованность. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

5) экономическая целостность. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) определенность и доступность. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) принцип «презумпции невиновности налогоплательщика». Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Помимо юридических и экономических принципов налогообложения, существуют организационные принципы. Организационные принципы налогообложения – это основные положения налоговой системы и ее структурных элементов. Данные принципы отражают:

1) единство и стабильность налоговой системы;

Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами
Марина Александровна Невская

В предлагаемом издании раскрываются вопросы налоговых отношений, приводятся характеристика налоговой системы Российской Федерации и классификация налогов, рассматриваются структура внебюджетных фондов, принципы расчета единого социального налога, подробно изучается взаимодействие предприятия с банками.

Для всех, кто интересуется предпринимательской деятельностью, а также хочет организовать или уже имеет собственный бизнес.

М. А. Невская, К. В. Сибикеев

Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами. Практическое пособие

Налоговая система появилась с возникновением государства. Само существование государства связано с налогообложением, поскольку государство без налогов функционировать не может. Сущность налогообложения можно раскрыть только при помощи анализа целей системы налогообложения и интересов ее участников.

Состав участников налоговых отношений определен в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). Так, согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

Следует отметить, что интересы разных участников налогообложения далеко не всегда совпадают, а очень часто и противоречат друг другу.

Система налогообложения должна:

1) обеспечивать уровень налоговых доходов, который определяется бюджетами соответствующих уровней;

2) способствовать развитию экономики, повышению объемов производства, воздействовать на структуру производства;

3) содействовать перераспределению общественных доходов между разными слоями населения и т. д.

К характерным признакам системы налогообложения можно отнести:

1) наличие экономической эффективности налогов и сборов;

2) предельно простое и доступное законодательство, регламентирующее налоговые отношения;

3) гибкость системы налогов и сборов;

4) справедливость и социальную ориентацию налогов;

5) повышение эластичности ставок налогов в зависимости от состояния экономики страны и т. п.

При любой системе налогообложения налогоплательщики будут стремиться к уменьшению платы. Подобные действия вызывают ответную реакцию со стороны органов государственной власти. В результате возникают конфликты.

Налоги можно рассматривать как способ непосредственного воздействия на бюджетные отношения.

Посредством налогов государство решает ряд наиболее значимых для него задач, таких как состояние экономики и бюджетов страны, экономическое и социальное положение населения и др.

Названные задачи государства решаются благодаря функциям налогов.

Рассмотрим основные функции налогов:

1) фискальная функция, которая является основной из существующих. Благодаря этой функции формируются доходы бюджетов и внебюджетных фондов, образуются средства финансирования деятельности органов государственной власти;

2) социальная (распределительная) функция. Суть данной функции налогов состоит в различном налогообложении разных сумм доходов. При помощи этой функции происходит перераспределение доходов среди населения;

3) регулирующая функция. Благодаря налогам происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляются поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других[1 - Еналеева И.Д., Сальникова Л.Н. Налоговое право России: Учебник. М.: Юстицинформ, 2005.];

4) контрольная функция. Данная функция налогов позволяет органам государственной власти проследить за своевременностью и полнотой выплаты налогов субъектами налогообложения. При помощи этой функции определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.

Налогообложение строится на своих собственных основных началах, т. е. принципах. В силу специфики сферы налогообложения оно обладает как экономическими, так и юридическими принципами. К экономическим принципам можно отнести:

1) принцип справедливости налогообложения;

2) принцип соразмерности взимаемых государством платежей и доходов налогоплательщиков (плательщиков сборов);

3) принцип определенности и удобности налогообложения, который включает в себя учет государством интересов налогоплательщиков;

4) принцип экономичности, т. е. сокращения издержек налогообложения.

Юридические принципы налогообложения – это общие и специальные принципы налогового права. Основные принципы налогового права закреплены в ст. 3 НК РФ.

Из положений названной статьи можно выделить следующие основные принципы налогообложения:

1) обязательность. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;

2) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

3) недискриминационный характер. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

4) обоснованность. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

5) экономическая целостность. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) определенность и доступность. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) принцип «презумпции невиновности налогоплательщика». Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Помимо юридических и экономических принципов налогообложения, существуют организационные принципы. Организационные принципы налогообложения – это основные положения налоговой системы и ее структурных элементов. Данные принципы отражают:

1) единство и стабильность налоговой системы;

2) подвижность и множественность налогов.

Глава 1. Общая характеристика налогов и налогообложения в России

Читайте также: