Льгота по подоходному налогу до 2001 года

Опубликовано: 08.05.2024

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции "Справедливая Россия", был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

История НДФЛ в России

Материалы по теме:

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии
В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.

Новые правила налога на имущество физических лиц

Новые правила налога на имущество физических лиц
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.

НДФЛ

НДФЛ
Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Аудиторские ведомости", N 2, 2001

ЛЬГОТЫ ПО ПОДОХОДНОМУ НАЛОГУ

ДЛЯ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Как известно, с 1 января 2001 г. вместо Закона Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" вступила в действие гл.23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). В соответствии со ст.209 названной главы объектом обложения налогом на доходы признается доход, полученный налогоплательщиками:

от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При этом, как предусмотрено ст.11 НК РФ, в качестве налоговых резидентов Российской Федерации рассматриваются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Вместе с тем как ранее действующий Закон N 1998-1, так и гл.23 НК РФ предусматривают ряд положений, которые направлены на ослабление налогового бремени для налогоплательщиков, имеющих детей. Для этого предусмотрены две возможности: невключение в налоговую базу ряда доходов и предоставление налоговых вычетов.

В ст.217 НК РФ устанавливается перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в соответствии с которым у налогоплательщиков - родителей не учитываются при налогообложении:

государственные пособия, иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с законодательством, в частности пособия по беременности и родам (но пособие по уходу за больным ребенком не подлежит исключению из облагаемой базы);

алименты на детей, получаемые налогоплательщиком;

суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических), выплачиваемых работодателями своим работникам и их детям (как членам их семей), а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в расположенные на территории Российской Федерации санаторно - курортные и оздоровительные учреждения при условии, что эти суммы выплачиваются за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций или за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

суммы, уплаченные работодателями за счет средств, оставшихся после уплаты налога на доходы организаций, за лечение и медицинское обслуживание детей своих работников при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание. Следует также обратить внимание на то, что указанные доходы освобождаются от налогообложения не только в случае безналичной оплаты медицинским учреждениям соответствующих расходов, но и при выдаче наличных денежных средств, предназначенных на указанные цели, непосредственно налогоплательщику или зачислении средств на счета налогоплательщика в учреждениях банков;

возмещение (оплата) работодателями детям своих работников стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Такое исключение из облагаемой базы возможно при условии, что суммы, направленные на указанные цели, не превышают 2000 руб. за налоговый период (т.е. за соответствующий календарный год).

Кроме указанных сумм, не учитываемых при исчислении налогооблагаемого дохода родителя, в ст.217 НК РФ предусматриваются суммы, которые не учитываются при налогообложении доходов, получаемых налогоплательщиками - детьми (что тоже сказывается на семейном бюджете). К таким суммам, в частности, относятся стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов учреждений высшего профессионального образования, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами. Не учитываются при налогообложении и доходы, получаемые детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, и религиозных организаций.

Что же касается предоставления льгот в виде налоговых вычетов, то из четырех видов вычетов (стандартные, социальные, имущественные и профессиональные), предусмотренных НК РФ, в данном случае применяются только стандартные и социальные вычеты (т.е. при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на уменьшение этой базы на суммы, установленные в виде вычетов).

Так, в соответствии со ст.218 "Стандартные налоговые вычеты" гл.23 НК РФ (п.п.4 п.1) налоговый вычет в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями, опекунами или попечителями, и действует до месяца, в котором их доход (по которому применяется налоговая ставка 13%), исчисленный нарастающим итогом с начала календарного года работодателем, предоставляющим указанный вычет, превысил 20 тыс. руб. Начиная с месяца, в котором доход превысил 20 тыс. руб., налоговый вычет не применяется. Указанный налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет (поскольку в ст.217 НК РФ, определяющей суммы, не подлежащие учету при налогообложении, возраст детей не установлен, видимо, следует исходить из возрастного ценза детей, определенного в данном случае).

Одиноким родителям (одиноким считается родитель, не состоящий в зарегистрированном браке), вдовам (вдовцам), опекунам или попечителям налоговый вычет предоставляется в двойном размере. Основанием для предоставления вычета является письменное заявление налогоплательщика с приложенными к нему необходимыми документами, поданное работодателю (если налогоплательщик имеет несколько источников дохода, то заявление подается одному работодателю по выбору налогоплательщика).

Поскольку стандартные вычеты могут предоставляться по разным основаниям, то следует иметь в виду, что вычет, связанный с детьми, предоставляется независимо от предоставления иных стандартных вычетов, предусмотренных ст.218 НК РФ. В том случае, если по каким-либо причинам налоговые вычеты не были предоставлены налогоплательщику или были предоставлены в меньшем размере, по окончании налогового периода делается перерасчет. Такой перерасчет производится согласно п.4 ст.218 НК РФ не работодателем, производящим исчисление и удержание налога с дохода гражданина, а налоговым органом на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на указанные вычеты.

В числе социальных налоговых вычетов, предусмотренных ст.219 НК РФ, следует обратить внимание на следующие. При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение вычетов в сумме, уплаченной налогоплательщиком - родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 тыс. руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей. Вычет предоставляется при условии, что обучение производится в образовательном учреждении, имеющем соответствующую лицензию или иной документ, подтверждающий статус учебного заведения, а также при представлении документов, подтверждающих произведенные расходы на обучение.

В соответствии с пп.3 п.1 ст.219 НК РФ возможен вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости медикаментов (также в соответствии с Перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками - родителями за свой счет. Общая сумма такого вычета не должна превышать 25 тыс. руб., но по дорогостоящим видам лечения (перечень которых также утверждается Правительством Российской Федерации) в медицинских учреждениях сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов.

Условием предоставления данного социального вычета является наличие лицензии у медицинского учреждения на осуществление медицинской деятельности, а также документов, подтверждающих фактически произведенные налогоплательщиком расходы на лечение и медикаменты (если оплата лечения и приобретение медикаментов были произведены работодателем, вычет не предоставляется).

Социальные налоговые вычеты в любом случае предоставляются налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода (налоговая декларация должна быть подана не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Если человек продал свое имущество (дом, квартиру и т. д.), то он должен заплатить налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ). При этом сумму налога можно уменьшить, если воспользоваться имущественным налоговым вычетом. Кроме того, граждане имеют право сократить налог, если израсходовали часть доходов на приобретение жилья или его строительство. О том, как получить имущественные налоговые вычеты, мы расскажем в статье.

В соответствии со статьей 220 НК РФ каждый человек может получить следующие имущественные налоговые вычеты:
- в размере средств, полученных от продажи имущества;
- в сумме средств, направленных на строительство или приобретение жилья.

Для того чтобы получить имущественный вычет, человек должен подать заявление в налоговую инспекцию. Его надо представить вместе с декларацией о доходах.

Обратим внимание, что вычеты могут представляться в отношении только тех доходов, которые облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов.
Отметим, что 22 марта 2002 года МНС России выпустило письмо № СА-6-04/341 (далее - Письмо), в котором разъяснен порядок получения имущественных налоговых вычетов. В статье мы расскажем о наиболее интересных положениях этого письма.

Налоговый вычет в размере средств, полученных от продажи имущества

Этот налоговый вычет предоставляется в том случае, если человек получил доходы от продажи собственного имущества.
Порядок получения указанного вычета зависит от вида имущества и времени, в течение которого гражданин им владел.
В статье 220 НК РФ выделяется два вида имущества:
— жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики и земельные участки (далее — недвижимость);
— иное имущество.

При реализации имущества вычет предоставляется в размере средств, полученных от его продажи. При этом следует обратить внимание, что если человек продал недвижимость, которой владел менее пяти лет, то вычет не может превышать 1 млн рублей. Если же жилье или земельный участок принадлежали гражданину более пяти лет, то вычет следует применять в размере всех средств, полученных от продажи.
При реализации иного имущества вычет не может превышать 125 000 рублей, если имущество принадлежало человеку менее трех лет. Если же гражданин владел им дольше этого срока, то размер вычета не лимитируется.

Обратим внимание, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ, вместо получения этого вычета человек имеет право уменьшить сумму средств, полученных от реализации имущества, на расходы, связанные с получением дохода. Отметим, что к таким расходам относятся затраты на приобретение и продажу имущества. Эти расходы должны быть документально подтверждены.

Вычет на приобретение или строительство жилья

Каждый человек может уменьшить налоговую базу по НДФЛ на сумму доходов, израсходованных на строительство или приобретение жилого дома или квартиры. Так же вычет предоставляется на величину средств, направляемых на погашение процентов по ипотечным кредитам, которые направлены на приобретение жилья.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, для того, чтобы получить право на вычет, жилье должно строится или приобретаться на территории России, а ипотечный кредит должен быть получен в российских банках.

Отметим, что размер вычета на приобретение или строительство жилья не может превышать 600 000 рублей. Кроме того, налоговую базу по НДФЛ можно уменьшить на проценты, уплаченные по ипотечному кредиту. Обратим внимание, что расходы на выплату процентов включаются в вычеты полностью.

В соответствии с пунктом 5 Письма налоговый вычет на приобретение жилья не предоставляется в том случае, если сделка купли-продажи квартиры или жилого дома совершается между взаимозависимыми лицами. Напомним, что определение таких лиц приведено в статье 20 НК РФ. В соответствии с этой статьей взаимозависимыми признаются люди, которые:
— подчиняются друг другу по должностному положению;
— состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Однако в Письме отмечено, что, согласно пункту 2 статьи 20 НК РФ, суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям.
Обратим внимание, что налоговый вычет на приобретение или строительство жилья не применяется также в том случае, если эти расходы оплачиваются за счет средств работодателей.

Для того чтобы получить вычет на приобретение или строительство жилья, в налоговую инспекцию помимо заявления и декларации надо также представить:
— документ, подтверждающий право собственности на недвижимость. Согласно пункту 3 Письма, таким документом является Свидетельство о государственной регистрации прав. Оно выдается после государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции от 12.04.2001);
— платежные документы, свидетельствующие о том, что гражданин действительно заплатил деньги за жилье или материалы, которые используются при строительстве. Такими документами могут быть квитанции к приходным ордерам, банковские выписки, товарные и кассовые чеки и т. д.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, вычет на приобретение или строительство жилья может предоставляться человеку только один раз.

Обратим внимание, что вычет могут получить граждане, которые в течение 2001 года получали денежную компенсацию в размере удержанного у них НДФЛ. Порядок выплаты указанной компенсации установлен постановлением Правительства РФ от 25.01.2001 № 55 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной статьей 133 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год". Согласно пункту 1 статьи 217 НК РФ, указанная компенсация не подлежит обложению НДФЛ и поэтому не может быть признана возвратом уплаченного налога. Таким образом, налоговая инспекция не имеет права не предоставить указанным гражданам имущественные налоговые вычеты. Напомним, что право на такую компенсацию имеют военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, судьи и т. д.

Получение вычета по имуществу, приобретенному до 1 января 2001 года

Напомним, что в соответствии с подпунктом "в" пункта 6 статьи 3 Закона от 07.12.91 № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее — Закон), налогоплательщикам возвращалась сумма подоходного налога, если они израсходовали средства на приобретение или строительство жилья. Таким образом, многие граждане уже пользовались льготой до вступления в силу главы 23 НК РФ. О том, в каком порядке они могут применять имущественный вычет в соответствии со статьей 220 НК РФ, разъяснено в Письме.

В соответствии с пунктом 1 Письма граждане, которые до 1 января 2001 года полностью воспользовались льготой на приобретение жилья, предусмотренной Законом, имеют право получить имущественный налоговый вычет. Этот вычет можно получить в отношении квартиры или дома, приобретенного или построенного после вступления в силу главы 23 НК РФ, то есть после 1 января 2001 года.

Люди, которые по состоянию на 1 января 2001 уже начали применять льготу в соответствии с Законом, но полностью ее не использовали, также имеют право получить имущественный налоговый вычет. При этом вычет предоставляется в отношении тех же объектов (дом, квартира), но в размере только расходов на приобретение или строительство, по которым ранее не предоставлялась льгота. Право на новый налоговый вычет, связанный с приобретением жилья, такие граждане не имеют.

Пример
Гражданин Иванов приобрел в 2000 году квартиру за 400 000 рублей. В этом же году Иванов начал применять льготу, предусмотренную подпунктом "в" пункта 6 статьи 3 Закона. Согласно этой льготе, в 2000 году подоходным налогом не облагалась сумма в размере 120 000 рублей.
По состоянию на 1 января 2001 года Иванов до конца не воспользовался льготой на приобретение жилья. Таким образом, в 2001 году он имеет право получить имущественный налоговый вычет в размере тех средств, по которым не предоставлялась льгота:
400 000 рублей — 120 000 рублей = 280 000 рублей.
В 2001 году доходы Иванова, облагаемые по ставке 13 процентов, составили 250 000 рублей. Стандартный вычет в размере 400 рублей предоставлялся один месяц. Таким образом, налоговая база по НДФЛ равна:
250 000 рублей — 400 рублей = 249 600 рублей.
В течение 2001 года из дохода Иванова был удержан НДФЛ в размере:
249 600 х 13% = 32 448 рублей.
По окончании года налогоплательщик представил в налоговую инспекцию следующие документы:
— декларацию о доходах, полученных в 2001 году;
— заявление о предоставлении имущественного налогового вычета;
— свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (квартиру);
— квитанции к приходному ордеру, подтверждающие факт уплаты денег за квартиру.
На основании этих документов налоговая инспекция должна произвести перерасчет налоговой базы по доходам, полученным Ивановым в 2001 году. Так как размер средств, в отношении которых гражданин имеет право получить имущественный налоговый вычет (280 000 рублей), больше налоговой базы по НДФЛ (249 600 рублей), то налоговая инспекция вернет всю сумму налога, удержанного в 2001 году (32 448 рублей).
Неиспользованная сумма вычета в размере 30 400 рублей (280 000 рублей — 249 600 рублей) переносится на следующий налоговый период.

Обратим внимание, что если имущество приобретено до 1 января 2001 года и льготой, предусмотренной Законом, человек не пользовался, то в 2002 году можно поступить следующим образом:
— подать заявление о возврате подоходного налога. В этом случае налог будет возвращен только с доходов за 1999 и 2000 годы. Если при этом человек не воспользуется льготой в полном размере, то начиная с 2001 года можно получить имущественный налоговый вычет. Отметим, что в этом случае вычет предоставляется в отношении только тех расходов, по которым ранее не предоставлялась льгота. На такой порядок указано в пункте 4 Письма;
— представить в налоговую инспекцию документы на получение имущественного налогового вычета. При этом можно не заявлять льготу по подоходному налогу за 1999 и 2000 годы. Такой вывод следует из пункта 2 раздела VI Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 29.11.2000 № БГ-3-08/415 (в редакции от 05.03.2001).

Д.Б. Квитко, эксперт АГ "РАДА"
Материал предоставлен Аналитической группой "РАДА"


ТАСС-ДОСЬЕ. 23 июня 2020 года президент РФ Владимир Путин в своем обращении к россиянам предложил ввести с 1 января 2021 года повышенную ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) для граждан с доходами более 5 млн рублей в год - 15% вместо стандартной 13%. При этом дополнительно будет облагаться только часть дохода, превышающая 5 млн рублей.

ТАСС подготовил материал об истории НДФЛ в современной России.

История

После распада СССР в России действовала прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц: чем больше доход получал россиянин в год, тем больше он платил.

В соответствии с законом РСФСР от 7 декабря 1991 года, подписанным президентом Борисом Ельциным, устанавливалась минимальная ставка НДФЛ на доходы до 42 тыс. рублей. При официальном курсе доллара в 57 копеек это соответствовало месячной зарплате, приблизительно, в $6 тыс. При превышении этой суммы налог возрастал: так, с годовых доходов от 42 тыс. до 84 тыс. рублей необходимо было заплатить 5 тыс. 40 рублей и 15% от суммы, превышающей 42 тыс. Максимальная ставка была установлена для доходов более 420 тыс. рублей - 144 тыс. 540 рублей и 60% от суммы, превышающей 420 тыс. рублей.

Уже 16 июля 1992 года в закон были внесены поправки - ставка в 12% была установлена для годовых доходов размером менее 200 тыс. рублей. К тому времени в России уже был введен свободный курс рубля, и эта сумма соответствовала месячной зарплате в $127.

В 1992 году в закон были внесены поправки, уменьшающие или освобождающие от НДФЛ некоторые виды доходов, в том числе "северные надбавки".

В 1993 году лимит для минимальной ставки в 12% был повышен до 1 млн рублей, в 1994 году - до 10 млн рублей, в 1996 году - до 12 млн рублей. С 1998 года 12% налога взимались с годового дохода размером до 20 тыс. деноминированных рублей. В 1999 году минимально облагаемый уровень был поднят сначала до 30 тыс., а затем до 50 тыс. рублей.

К концу 2000 года закон предусматривал три варианта НДФЛ. Получавшие в год до 50 тыс. рублей (в 4,2 тыс. рублей, $150 в месяц) уплачивали 13%. Годовые зарплаты от 50 тыс. до 150 тыс. рублей облагались налогом в 6 тыс. рублей и дополнительно 20% с суммы, превышающей 50 тыс. рублей. Максимальный налог платили те, кто получал доход более 150 тыс. рублей в год (42 тыс. рублей, $1,5 тыс. в месяц) - с них взимали 26 тыс. рублей и 30% с суммы, превышающей 150 тыс. рублей. Средняя месячная заработная плата в то время составляла 3,2 тыс. рублей.

С 1 января 2001 года в России вступила вторая часть Налогового кодекса РФ, которая установила плоскую шкалу НДФЛ - 13%, которая действует до сих пор. При этом существуют увеличенные или, наоборот, уменьшенные ставки для доходов, полученных от специфических видов деятельности (с крупных денежных призов, дивидендов и так далее). Освобождаются от налогообложения государственные пособия, пенсии, некоторые спортивные призы и так далее.

Дискуссии о возвращении прогрессивной шкалы

Плоская шкала НДФЛ вводилась в начале 2000-х годов для повышения собираемости налогов. Предполагалось, что она поспособствует исчезновению "черных" зарплат, и люди даже с большими доходами будут декларировать их целиком. Вопрос о возврате прогрессивной шкалы начал звучать в начале 2010-х годов: соответствующие законопроекты неоднократно вносили в Госдуму депутаты от КПРФ и "Справедливой России", но все они не получили одобрения правительства или были отклонены.

14 июня 2013 года президент РФ Владимир Путин на гражданском саммите "Группы двадцати" в Ново-Огарево заявил, что плоская шкала НДФЛ не введена "на века", хотя и позволила увеличить доходы бюджета.

Также в июне 2013 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что считает целесообразным отмену плоской шкалы НДФЛ, но не ранее 2018 года.

30 ноября 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью телеканалам заявлял, что никаких решений об изменений ставки НДФЛ нет, и плоская шкала этого налога "оказалась очень удачной".

В начале 2018 года в Госдуме начали обсуждать возможность введения прогрессивной шкалы НДФЛ с небольшим повышением для больших зарплат - до 15%. В частности, такой вариант в марте 2018 года озвучил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

7 июня 2018 года в ходе прямой линии президент РФ Владимир Путин заявил, что переход к прогрессивной шкале налогообложения нецелесообразен: "фискальный результат почти нулевой, а шума много, и ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно".

20 февраля 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью РБК заявлял, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.

от 28 мая 1998 года N 05-07/6307

Государственная налоговая инспекция по Санкт-Петербургу направляет для применения в практической работе комментарии изменений и дополнений N 6 инструкции N 35 по подоходному налогу с физических лиц, подготовленные отделом налогообложения физических лиц ГНИ по СПб.

Одновременно сообщаем, что указанная методическая разработка имеется в электронной версии справочника по подоходному налогу "DOSIE - 805". С вопросами обращаться в отдел налогообложения физических лиц ГНИ по СПб (Земледельческая ул., 7/2, ком.312).

Заместитель начальника инспекции,
государственный советник
налоговой службы III ранга
В.И.Красавин

Новое в исчислении подоходного налога в 1998 году
(комментарии изменений и дополнений N 6
инструкции N 35)

Правовая основа изменений

Изменения и дополнения N 6 названной инструкции зарегистрированы Минюстом РФ 27 марта 1998 года, регистрационный N 1497.

Официально опубликованы в ведомственных приложениях к "Российской газете" "Экономический союз" от 25.04.98 N 16 и "Бизнес в России" от 5.05.98 N 17 (окончание), а также были опубликованы в газетах "Финансовая Россия" N 14, апрель 1998 года, "Экономика и жизнь", N 14-15, и др.

Вступили в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования (полный текст опубликован 5 мая 1998 года), за исключением тех положений порядок введения в действие которых определен Федеральным законом N 159-ФЗ.

Данными изменениями и дополнениями, внесенными в действующее законодательство о подоходном налоге, изменена шкала налогообложения, дано новое определение даты получения дохода и порядка удержания налога, уточнен новый порядок предоставления налоговых льгот и вычетов, расширен круг граждан, обязанных представлять декларацию о доходах. Также внесены отдельные уточнения в инструкцию N 35 о подоходном налоге.

Дата получения дохода

Одним из существенных изменений явилось то, что теперь, с 1998 года, согласно дополнениям, внесенным в статью 2 Закона о подоходном налоге, и п.3 инструкции N 35 дано конкретное определение, что считается датой получения дохода. Датой получения дохода в календарном году является дата выплаты дохода, включая авансовые выплаты, либо дата перечисления дохода, либо дата передачи дохода в натуральной форме физическому лицу.

В тех случаях, когда финансово-кредитные учреждения перечисляют инвестиционный доход на счета граждан - вкладчиков фонда, дату зачисления денежных средств на лицевые счета граждан в финансово-кредитных учреждениях следует считать датой выплаты дохода гражданам. При этом начисленный в 1997 году инвестиционный доход, зачисленный на лицевой счет в январе 1998 года, включается в совокупный годовой доход 1997 года.

А когда предприятие депонирует неполученную работником заработную плату, датой получения дохода будет дата депонирования этой зарплаты. Это уже не деньги предприятия, а деньги работника, находящиеся на депоненте.

Таким образом, доходом считаются все суммы, фактически полученные в конкретном периоде, а в расходы принимаются только реально затраченные суммы. Граждане теперь будут не обязаны платить налог, если предприятие задерживает зарплату.

Из сказанного также следует, что при декларировании доходов за 1998 год граждане, которым предприятиями была только начислена заработная плата, но по каким-либо причинам не выплачена, вправе будут в совокупный доход только сумму фактически полученного дохода. Обращаю внимание, но только в следующем 1999 году по доходам, полученным в этом текущем году. На декларирование доходов за 1997 год это не распространяется. Изменения в части определения даты получения дохода гражданами затрагивает и порядок исчисления подоходного налога. Но это все затронет только те предприятия, которые не обеспечили в 1998 году и далее своевременную выплату заработной платы и допустили задолженность по зарплате.

Это положение изложено в пункте 23 инструкции N 35 в новой редакции.

Те предприятия и иные работодатели, которые не обеспечили выплату зарплаты в установленные сроки и допустили задолженность по зарплате на 1 января года, следующего за отчетным, не считая только плановой зарплаты за декабрь, выплата которой производится в первых числах следующего месяца, обязаны произвести перерасчет по подоходному налогу и исчислить налог только с той суммы, которую они фактически выплатили за истекший год.

Невыплаченная зарплата должна быть учтена в том налогооблагаемом периоде, в котором она будет выплачена.

При перерасчете налога исходя из фактически полученного дохода полагающиеся гражданину вычеты предоставляются за тот период, за который произведена выплата дохода, включая и те месяцы, за которые доход начислен, но не выплачен.

Такой перерасчет производится предприятиями по окончании года, исходя из полученного в календарном году совокупного годового дохода граждан за вычетом всех сумм, подлежащих исключению из совокупного годового дохода. То есть при перерасчете за год вычеты включаются и за те месяцы, в которые зарплата была начислена, но не выплачена. В течение года исчислять налог надо исходя из начисленной суммы зарплаты. А по окончании года перерасчет по фактической выплате зарплаты.

Начислено за 1998 год - 50 тыс.руб. Выплачено за 9 месяцев - 40 тыс.руб. По окончании года производится перерасчет из расчета фактической выплаченной зарплаты, то есть 40 тыс.руб. Вычеты представляются за все 12 месяцев. Налог исчисляется из расчета выплаченной зарплаты минус вычеты за 12 месяцев. Невыплаченная зарплата 10 тыс.руб. переносится в налоговой карточке в строку следующего года. Если, например, задолженность по зарплате выплатили в апреле месяце 1999 года, то эти суммы выплаты будут включаться в доход января - апреля 1999 г.

Плановая зарплата за декабрь, которая будет выплачена в январе, в соответствии с данными изменениями, внесенными в инструкцию N 35, включается в совокупный доход расчетного года, в нашем конкретном примере - 1998 года.

Из сказанного следует, что общий порядок исчисления подоходного налога изменился только для тех предприятий, которые не обеспечивают своевременную выплату зарплаты начиная с 1998 г.

Для остальных, выплачивающих зарплату своевременно, в этой части порядок исчисления налога не изменился.

Новые ставки подоходного налога

Указанным законом с 1 января текущего года изменены ставки подоходного налога. Они стали несколько ниже ранее действовавших. Ставка налога в размере 12% теперь применяется при облагаемом совокупном доходе в размере до 20000 руб. Далее налогообложение идет по прогрессивной шкале и максимальный размер налога составляет 35% при налогооблагаемом доходе более 100000 руб.

Подоходный налог с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, взимается в следующих размерах:

Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году

от 20001 до 40000 руб.

2400 руб.+ 15% с суммы, превышающей 20000 руб.

от 40001 до 60000 руб.

5400 руб.+ 20% с суммы, превышающей 40000 руб.

от 60001 до 80000 руб.

9400 руб. + 25% с суммы, превышающей 60000 руб.

от 80001 до 100000 руб.

14400 руб.+ 30% с суммы, превышающей 80000 руб.

от 100000 и выше

20400 руб. + 35% с суммы, превышающей 100000 руб.

Необходимо отметить, что теперь суммы подоходного налога определяются в полных рублях. При сумме менее 50 копеек сумма налога округляется до полного рубля в сторону уменьшения, то есть копейки отбрасываются, а при сумме 50 копеек и более - округляется до полного рубля в сторону увеличения, округляется, то есть исчисляется в полных рублях.

Например, 100 руб. 75 коп. - надо брать 101 руб.,

100 руб. 15 коп. -100 рублей.

Необходимо отметить, что исчисление в полных рублях касается только сумм подоходного налога. Минимальный размер оплаты труда, например, исчисляется по общему порядку деноминации, т.е. будет 83 рубля 49 коп.

Новый порядок предоставления налоговых вычетов и льгот

Изложен в новой редакции пункт 12 инструкции N 35, в соответствии с которым установлен новый порядок с этого года в части применения однократных (в размере 1 МРОТ) вычетов на детей, учащихся дневной формы обучения и иждивенцев, а также на "себя" тем, у кого нет других льгот, например, 5 и 3 кратных или до 20 тыс.руб. (12 млн.руб.), то есть необлагаемых по минимальной ставке. Причем сам порядок предоставления этих вычетов одинаковый как для детей, учащихся и иждивенцев, так и на "себя".

Теперь его размер будет зависеть от суммы дохода, получаемого гражданами с начала года.

У граждан, доход которых в течение года не превысил 5000 руб., совокупный доход, полученный в налогооблагаемом периоде, ежемесячно уменьшается на двукратный МРОТ.

В тех случаях, когда доход граждан в течение года составит от 5001 до 20000 руб., совокупный налогооблагаемый доход ежемесячно уменьшается на однократный МРОТ.

И когда доход граждан с начала года превысил 20000 руб., уменьшение облагаемого дохода не производится. Но при этом те вычеты, которые были предоставлены с начала года ранее (2 МРОТ и 1 МРОТ) перерасчету не подлежат, то есть ранее предоставленные вычеты сохраняются. Вместе с тем внесенные изменения никак не отразились на ранее существующих льготах. Льготы, которые имели отдельные категории граждан, например, инвалиды и участники ВОВ, инвалиды 1 и 2 групп, воины-афганцы и многие другие, по-прежнему сохраняются, и порядок их предоставления по основному месту работы не изменился.

Для наглядности приведем такую блок-схему.

СХЕМА
порядка предоставления с 1998 года вычетов
(однократных на "себя", на детей, на учащихся дневной
формы обучения и иждивенцев), в соответствии
с Федеральным законом РФ N 159-ФЗ от 31.12.97

Доход (валов. совокупн.) с начала года нараст. итог

Вычеты из слвлкупного дохода в налогооблагаемом периоде

Ежемесячно в размере 2 МРОТ до месяца, в котором доход с начала года не превысил 5000 руб.

2. От 5000.01 до 20000 руб.

Ежемесячно в размере 1 МРОТ с месяца, в котором доход с начала года превысил 5000 руб.

3. Более 20000 руб.

Вычеты не производятся, но при этом ранее произведенные вычеты сохраняются до конца года и перерасчету не подлежат

Примечание: 5-кратные и 3-кратные льготы предоставляются на прежних основаниях.

Так, например, у работницы один ребенок до 18 лет. Ежемесячно она получает по 1000 руб. С января по май включительно ежемесячно ей при исчислении налогооблагаемого дохода должны будут предоставлять вычет на "себя" в размере 2 МРОТ и на ребенка тоже - 2 МРОТ. Всего: 4 МРОТ.

Итого за этот период ей положены вычеты в размере 20 МРОТ.

Начиная с июня (выплачено более 5000 руб.) по декабрь включительно вычеты будут предоставляться из расчета 1 МРОТ + 1 МРОТ = 2 МРОТ ежемесячно. Итого: 14 МРОТ.

Всего за год работнице должны быть предоставлены вычеты в размере 34 МРОТ.

При определении размера вычетов (двух и однократных) может возникнуть вопрос: какие выплаты необходимо учитывать при размере дохода до 5000 и 10000 руб. Здесь в расчет берется валовый совокупный доход, то есть все произведенные выплаты, за исключением тех, которые не облагаются подоходным налогом, в соответствии со ст.3 пункт 1 Закона о подоходном налоге (уменьшение на сумму, удержанную в Пенсионный фонд, здесь не производится).

Например: в январе 1998 года работнику выплачена зарплата в размере 3000 руб. 80 коп., плюс материальная помощь - 2000 руб. Итого: 5000,8 руб. Вычет предоставлять в размере двух или одного МРОТ (других льгот нет)?

Так как материальная помощь не облагается налогом в размере 12 МРОТ, в январе это 1001 руб. 88 коп. (83 р. 49 к. х 12),

2000 руб. - 1001 руб. 88 коп. = 998 руб. 12 коп.

(облагаемая часть матпомощи)

Зарплата 3000 руб. плюс облагаемая налогом часть матпомощи 998 руб. 12 коп. Всего доход за январь составил 3998 руб. 12 коп. Так как эта сумма дохода до 5000 руб., то работнику за январь месяц должен быть предоставлен вычет "на себя" в размере 2 МРОТ.

Работник имеет ребенка и является жителем блокадного Ленинграда. Получает ежемесячный доход в размере 2000 руб.

Расчет будет следующий:

1. Как блокаднику положен вычет в размере 60 МРОТ (5 МРОТ х 12) за год, независимо от дохода.

2. На детей вычеты:

- за январь и февраль, когда доход не превысил 5000 руб., вычеты из расчета 2 МРОТ на ребенка за каждый месяц. Итого: 4 МРОТ;

- с марта по октябрь, когда доход не превысил 20000 руб. - 8 МРОТ (1 МРОТ х 8).

Всего на ребенка = 12 МРОТ (4 + 8) и свои, как блокаднику, 60 МРОТ. Всего за год положены вычеты в размере 72 МРОТ.

Уточнен порядок и в части предоставления льготы для лиц, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС (ранее пользовались льготой в размере необлагаемого дохода по минимальной ставке, то есть до 12 млн.руб.).

Помимо этого вычета, если чернобылец имеет еще право на вычеты на детей и иждивенцев, то, как и ранее, они будут предоставляться.

Кроме этого, если он имеет право на льготу в размере пяти или трех МРОТ, то начиная с 1998 года и эти льготы будут предоставляться, чего не было до 1 января этого года.

Читайте также: