Денежно кредитная и бюджетно налоговая политика презентация

Опубликовано: 16.05.2024

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемАртем Петюнин

Похожие презентации

Презентация на тему: " ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика." — Транскрипт:

1 ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика

2 2 Тема 11. Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика 1. Предложение и спрос на деньги 2. Денежно-кредитная политика государства 3. Финансы и финансовая система. Государственный бюджет 4. Фискальная политика государства План

3 3 1. Предложение и спрос на деньги Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент (агрегат М1).

4 4 1. Предложение и спрос на деньги Функции центральных банков: осуществление монопольного права эмиссии банкнот; кредитно-денежное регулирование экономики; регулирование и управление валютными резервами государства, хранение золотых резервов; хранение резервного фонда других кредитных учреждений; кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных властей; проведение расчетов и переводных операций.

5 5 1. Предложение и спрос на деньги Кривая общего спроса на деньги обозначает общее количество денег, которое население и фирмы хотят иметь для сделок и приобретения акций и облигаций при каждой возможной величине процентной ставки.

6 6 1. Предложение и спрос на деньги Современная теория спроса на деньги Особенности: 1.Рассматривает широкий диапазон активов. 2.Основной мотив спроса на деньги – это их доходность и ликвидность. 3.Учитывает наличие инфляции и четко разграничивает реальные и номинальные величины. 4.Включает в анализ спроса неэкономические факторы.

7 7 2. Денежно-кредитная политика государства Денежно-кредитная (монетарная) политика – это деятельность государства, направленная на решение основных макроэкономических задач и предполагающая использование кредитно- денежных инструментов. Дискреционная Автоматическая

8 8 2. Денежно-кредитная политика государства Дискреционная политика – это целенаправленная политика, способствующая стимулированию или сдерживанию деловой активности в зависимости от фазы экономического цикла. Стимулирующая Сдерживающая

9 9 2. Денежно-кредитная политика государства Автоматическая денежно- кредитная политика – это следование монетарному правилу. Монетарное правило: темп роста денежной массы должен соответствовать темпу потенциального роста реального ВВП.

10 10 3. Финансы и финансовая система. Государственный бюджет Финансы – это система отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов). Функции финансов: доходная; накопительная; распределительная; контрольная.

11 11 3. Финансы и финансовая система. Государственный бюджет Финансовая система – это существующая в стране совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его функций.

12 12 3. Финансы и финансовая система. Государственный бюджет Государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государственных доходов и расходов на текущий финансовый год. Функции бюджета: ограничительная; регулирующая; контрольная; информационная.

13 13 3. Финансы и финансовая система. Государственный бюджет Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

14 14 3. Финансы и финансовая система. Государственный бюджет Классификация доходов 1) Общие доходы текущие доходы: налоговые и неналоговые поступления доходы от операций с капиталом 2) Полученные официальные трансферты

15 15 3. Финансы и финансовая система. Государственный бюджет Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

16 16 3. Финансы и финансовая система. Государственный бюджет Бюджетный дефицит – превышение расходов государства над доходами. фактический циклический структурный

17 17 3. Финансы и финансовая система. Государственный бюджет Структурный бюджетный дефицит – бюджетный дефицит при полной занятости. Циклический бюджетный дефицит – дефицит бюджета в условиях спада, связанный с сокращением налоговых поступлений. Фактический бюджетный дефицит – сумма структурного и циклического бюджетных дефицитов.

18 18 3. Финансы и финансовая система. Государственный бюджет Способы финансирования бюджетного дефицита: за счет выпуска новых денег – эмиссионное покрытие бюджетного дефицита; за счет займов на открытом рынке.

19 19 3. Финансы и финансовая система. Государственный бюджет Государственный долг – накопленная сумма бюджетных дефицитов за ряд лет. Внутренний долг – займы государства у граждан и организаций внутри страны. Внешний долг – займы государства у граждан и организаций за рубежом.

20 20 3. Финансы и финансовая система. Государственный бюджет Эффект вытеснения Финансирование бюджетного дефицита за счет выпуска ценных бумаг или привлечения кредитов увеличивает ставки процента, и, тем самым, уменьшает инвестиции.

21 21 3. Финансы и финансовая система. Государственный бюджет Подходы к проблеме балансирования бюджетного дефицита: ежегодное балансирование бюджета; циклическое балансирование бюджета; функциональный подход к балансированию бюджета.

22 22 4. Фискальная политика государства Фискальная политика (налогово- бюджетная политика) – предполагает манипулирование государственными расходами и налогами в целях осуществления макроэкономической стабилизации.

23 23 4. Фискальная политика государства Дискреционная стимулирующая фискальная политика предполагает рост государственных расходов и снижение налоговых ставок. Дискреционная сдерживающая фискальная политика предполагает снижение государственных расходов и рост ставок налогов.

Презентация: Денежно-кредитная и фискальная политика




















  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Интересует тема "Денежно-кредитная и фискальная политика"? Лучшая презентация на эту тему представлена здесь! Также представлены другие презентации по экономике . Скачивайте бесплатно.

Содержание

Презентация: Денежно-кредитная и фискальная политика

Денежный рынок Денежно-кредитная и фискальная политика КафедраМЭТ Преподаватель Николаевa Л.А

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕНЕГ. ДЕНЕЖНАЯ МАССА2. СПРОС НА ДЕНЬГИ: КЛАССИЧЕСКАЯ И КЕЙНСИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИИ3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ. ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР4. КРАТКОСРОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ.ЛИКВИДНАЯ ЛОВУШКА5. ДОЛГОСРОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА.МОНЕТАРНОЕ ПРАВИЛО М. ФРИДМЕНА

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕНЕГ. ДЕНЕЖНАЯ МАССА 3 Деньги — одна из важнейших экономических категорий. По поводу их сущности многие экономисты придерживаются различных взглядов. Одни определяют деньги через присущие им функции: мера стоимости, средствообращения, средство сбережения. Другие считают, что деньги — это актив,который повсеместно принимается людьми как платежное средство. В макроэкономике под деньгами подразумевается определенный набор денежных агрегатов, которые формируют денежную массу.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕНЕГ. ДЕНЕЖНАЯ МАССА 4 Состав и число используемых агрегатов различаются по странам, однако чаще всего в экономическом анализе пользуются агрегатом М1— наличныеденьги (банкноты и монеты) и агрегатом М2 — наличные деньги плюс депозиты КБ. В макроэкономике агрегат M2 принято называть денежной массой М.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕНЕГ. ДЕНЕЖНАЯ МАССА 5 M1 - наличные деньги (банкноты и монеты), депозиты до востребования, дорожные чеки, прочие чековые депозиты; M2 – M1 плюс нечековые сберегательные депозиты, срочные вклады (до 100 тыс. долл.); M3 – M2 плюс срочные вклады свыше 100 тыс. долл., депозитные сертификаты и др.; L —МЗ плюс казначейские сберегательные облигации, краткосрочные государственные обязательства, коммерческие бумаги и пр. Агрегат M1характеризует деньги в узком смысле, все прочие агрегаты — деньги в широком смысле. В макроэкономическом анализе чаще других используются агрегаты Ml и М2. Иногда выделяется показатель наличности Мо или С (от английского currency) как часть а также показатель "квазиденьги" QM как разность между Ml и Ml, т. е. главным образом сберегательные и срочныедепозиты, тогдаM2=M1+QM

2. СПРОС НА ДЕНЬГИ: КЛАССИЧЕСКАЯ И КЕЙНСИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИИ 6 Спрос на деньги (спрос на ликвидность) — это потребность в определенном запасе денег. Он определяется как количество платежных средств,которые население и фирмы хотят держать в ликвидной форме, т. е. в форме наличности и чековых депозитов (кассы). Существуют два подхода к объяснению спроса на деньги: • монетаристский (в основе классический); • кейнсианский. Классики определяют спрос на деньги на основе уравнения обмена количественной теории денег: где М —количество денег в обращении; V — скорость обращения денег; Р — уровень цен (индекс цен); Y — объем выпуска (в реальном выражении).

2. СПРОС НА ДЕНЬГИ: КЛАССИЧЕСКАЯ И КЕЙНСИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИИ 7 Классическая теория связывает спрос на деньги главным образом с доходом. Кейнсианцы, напротив, основным фактором спроса на деньги считают процентную ставку. Для устранения фактора инфляции обычно рассматривают показатель реального спроса на деньги а в функции спроса используют номинальную процентную ставку i: (M/P)d = f (Y,i) В функции спроса на деньги используется номинальная процентная ставка, назначаемая банками по кредитам домашним хозяйствам и фирмам. Реальная процентная ставка отражает реальную покупательную способность дохода, полученного в виде процента. Связь номинальной и реальной процентных ставок описывается уравнением И. Фишера: I = r+n Где n — темп инфляции; r — реальная процентная ставка; I — номинальная процентная ставка.

3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ. ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР 8 Предложение денег Мs в экономике осуществляет государство. В целом предложение денег включает наличность С и депозиты D: Ms = C+ D Наличность (банкноты и монеты) создает ЦБ страны. Как осуществляется процесс создания наличности? Центральный банк, во-первых, расплачивается банкнотами при покупке у населения, фирм и государствазолота, иностранной валюты и ценных бумаг; во-вторых, предоставляетгосударству и коммерческим банкам кредиты банкнотами. Наличность, покинувшая ЦБ и поступившая в экономику, распределяется в дальнейшем по двум направлениям: а) одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм; б) другая поступает в коммерческие банки (КБ) в виде депозитов. Следовательно, если наличность создает ЦБ, то депозиты — КБ.

3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ. ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР 9 Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей ЦБ и КБ. Центральный банк создает наличные деньги, которые поступают в экономику путем покупки у населения, фирм и правительства золота, иностранной валюты и ценных бумаг,а также через предоставление правительству и КБ кредита. Одна частьпоступившей в экономику наличности оседает в кассе домашних хозяйстви фирм, другая попадает в КБ в виде депозитов. Для поддержания ликвидности КБ из имеющихся у них депозитов формируют на специальном счете в ЦБ обязательные резервы, размер которых в виде определенной нормы доводится до них сверху. Оставшаяся у КБ часть денежных средств, называемая избыточными резервами, может выдаваться в виде ссуд населению и фирмам.

3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ. ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР 10 Денежный мультипликатор — это коэффициент самовозрастания денег. Он определяется как отношение денежной массы М к денежной базе Н: т = М/Н (для случая, когда в экономике денежная масса состоит из наличности и депозитов); в том случае, когда деньги существуют лишь на счетах КБ, денежный мультипликатор представляет собой величину, обратнуюнорме обязательных резервов. В целом общее количество денег, созданныхбанковской системой, пропорционально избыточным резервам, умноженным на коэффициент денежной мультипликации.

Этот процесс получил название эффекта денежного (кредитного)мультипликатора. В нашем примере первичный депозит в размере 1 млрд. руб. позволил выдать ссуду 900 млн. руб., а затем создать депозит на эту же сумму в другом банке. Банк Б, выдавая ссуду 810 млн. руб., позволил создать второйдепозит в банке В на эту же сумму. Третий депозит составит 729 млн. руб.в банке Г, который образует вскоре в банке Д четвертый депозит в размере652 млн. 100 тыс. руб., и так до завершения процесса. В конце процесса предел расширения банковских депозитов будет выглядеть следующим образом: 1 млрд, + 900 млн. + 810 млн. + 729 млн. + 652 млн. 100 тыс. руб. + . = 3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ. ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР 11

3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ. ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР 12 Денежный мультипликатор — это коэффициент самовозрастания денег. Он определяется как отношение денежной массы М к денежной базе Н: т = М/Н (для случая, когда в экономике денежная масса состоит из наличности и депозитов); в том случае, когда деньги существуют лишь на счетах КБ, денежный мультипликатор представляет собой величину, обратнуюнорме обязательных резервов. В целом общее количество денег, созданныхбанковской системой, пропорционально избыточным резервам, умноженным на коэффициент денежной мультипликации.

3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ. ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР 13 ЦБ может контролировать предложение денег путем воздействия прежде всего на денежную базу. Изменяя норму обязательных резервов, он изменяетденежную базу и таким образом оказывает мультипликационный эффект напредложение денег. В его распоряжении имеются также такие инструменты,как учетная ставка (ставка рефинансирования), изменение которой приводитк изменению кредитных ставок КБ, и операции на открытом рынке (купля-продажа государственных облигаций). Эти операции оказывают влияние навеличину банковских резервов, а значит, на общую денежную массу.

3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ. ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР 14 Спрос на деньги — это желание населения и фирм иметь у себя определенный запас платежных средств. Он может быть транзакционным, по мотиву предосторожности, спекулятивным. Транзакционный спрос состоит втом, что люди нуждаются в деньгах как в удобном инструменте обслуживания сделок. Его величина есть функция национального дохода. Спрос помотиву предосторожности возникает в связи с тем, что людям приходится cталкиваться с непредвиденными платежами. Объем денежных средств,необходимых им для этих целей, также зависит от национального дохода. Спекулятивный спрос — это спрос на денежный запас для получения вы- годы от сделок с дешевыми финансовыми (акции, облигации) и реальными активами. Спекулятивные запасы денег связаны с процентной ставкой: чем выше ставка, тем ниже спекулятивный спрос на деньги, и наоборот. Совокупный спрос на деньги — функция дохода и процентной ставки.

3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ. ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР 15 Равновесие на денежном рынке устанавливается, когда спрос на деньги полностью удовлетворяется их предложением. Такое состояние может бытьдостигнуто при определенной положительной банковской процентной ставке. Если доходы в экономике, например, возрастут, то это приведет к ростуспроса на деньги, а следовательно, к увеличению процентной ставки. Приснижении доходов будет наблюдаться обратная картина. Таким образом,равновесие на денежном рынке будет сохраняться при условии, если процентная ставка будет изменяться в том же направлении, в каком изменяется доход. Данное условие графически изображает модель Хансена(модель LM).

4. КРАТКОСРОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ.ЛИКВИДНАЯ ЛОВУШКА 16 Увеличение предложения денег в экономике приводит к понижению банковской процентной ставки. Политика систематического нарушения равновесияденежногорынка через увеличение предложения денег получила название кейнсианской денежной политики. Эта политика используется государством для воздействия на реальный сектор экономики, которое достигаетсяизменением процентных ставок, инвестиций, занятости, объема производства уровня доходов. Однако активное использование данной политикиможет привести к попаданию экономики в ликвидную ловушку.

4. КРАТКОСРОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ.ЛИКВИДНАЯ ЛОВУШКА 17 ЛИКВИДНАЯ ЛОВУШКА — это такая ситуация в экономике, когда возрастающее предложение денег уже не в состоянии вызвать дальней- шее снижение процентных ставок . Ликвидная ловушка —когда процентные ставки находятся на минимально возможном уровне и дальнейшее увеличение предложения денег не способно оказать на них никакого влияния, врезультате чего происходит разрыв между товарным и денежным рынками,растет спрос на деньги и усиливается инфляция. Выход из ликвиднойловушки возможен лишь силами государства с использованием активнойфинансовой политики. Денежная политика в условиях ликвидной ловушкиоказывается непригодной.

Еслипроцентные ставки не снижаются, то товарные рынки перестают ощущать влияние денежного рынка, не получают импульсов от него. Происходитзамедление инвестиционного процесса, а значит, нет оттока денег, нет новых кривых спроса на деньги, нет новых точек равновесия денежногорынка. Налицо, таким образом, инфляция, т. е. разрыв между реальнымсектором экономики (товарными рынками) и денежным рынком. По существу, в ликвидную ловушку попалось государство, так как оно"открыло шлюз" для наращивания денежной массы Мs ради cстимулирования инвестиций и производства и в итоге спровоцировало предпочтение ликвидности столь высокое, что люди и фирмы воздерживаются от покупок ценных бумаг (они очень дорогие, поскольку процентные ставки низкие) и товаров и предпочитают держать деньги в ликвидной форме дляспекулятивных целей. = 4. КРАТКОСРОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ.ЛИКВИДНАЯ ЛОВУШКА 18

5. ДОЛГОСРОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА.МОНЕТАРНОЕ ПРАВИЛО М. ФРИДМЕНА 19 Уравнение долгосрочного равновесия на денежном рынке, получившее название в экономической науке денежного (монетарного) правила М. Фридмена, не включает процентных ставок: M= Y + Pe где М — долгосрочный (среднегодовой) темп увеличения предложения денег; Y— долгосрочный (среднегодовой) темп изменения национального дохода; Pe— темп ожидаемой (прогнозируемой) инфляции. Если предположить, что долгосрочный (среднегодовой) темп изменениянационального дохода известен, то для выбора правильного значения необходимо знать темп роста уровня цен, соответствующего неинфляционному росту экономики.

5. ДОЛГОСРОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА.МОНЕТАРНОЕ ПРАВИЛО М. ФРИДМЕНА 20 Ожидаемый темп инфляции — целевой показатель. Это тот темп повышения цен, который мог бы быть в экономике, если бы государство не проводило краткосрочной денежной политики, направленной на снижениепроцентных ставок и стимулирование экономического роста. Таким образом, целью долгосрочной денежной политики государства является стабилизация инфляционного процесса, превращение текущей инфляции в ожидаемую. Это означает, что краткосрочная денежная политика, направленная на регулирование процентных ставок, допустима только в рамках долгосрочной денежной стратегии, основанной нафундаментальном уравнении равновесия М. Фридмена. .


Описание разработки

Уровни денежного оборота.

Самый массовый уровень - оборот, в котором участвуют частные (физические) лица и их семьи. Используются в основном деньги в наличной форме.

Следующий уровень – оборот с участием юридических лиц (предприятий, организаций). Их денежные средства, за редким исключением, циркулируют в безналичной форме.

На муниципальном уровне деньгами распоряжаются местные органы власти.

На уровне субъектов Федерации – органы власти областей, краев, республик.

Государственный уровень денежного обращения – тот, на котором денежными средствами распоряжаются органы государственной власти.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность централизованно разработанных государством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений, направленных на:

- укрепление устойчивости национальной валюты.

- борьбу с инфляцией.

- воздействие через денежный оборот на производственные процессы.

Презентация по обществознанию Денежно-кредитная политика

Цели денежно-кредитной политики.

Достижение полной занятости.

Равновесный и стабильный экономический рост.

Стабилизация уровня цен.

Согласованность с основными целями центрального банка.

Бюджетный дефицит.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы.

По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

- на политические цели;

- на экономические цели;

- на социальные цели.

С макроскопической точки зрения все государственные расходы делятся на:

- государственные закупки товаров и услуг;

- трансферы (их стоимость не включается в ВВП);

- выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга);

Содержимое разработки

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

УРОВНИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА Самый массовый уровень - оборот, в котором участвуют частные (физические) лица и их семьи. Используются в основном деньги в наличной форме. Следующий уровень – оборот с участием юридических лиц (предприятий, организаций). Их денежные средства, за редким исключением, циркулируют в безналичной форме. На муниципальном уровне деньгами распоряжаются местные органы власти. На уровне субъектов Федерации – органы власти областей, краев, республик. Государственный уровень денежного обращения – тот, на котором денежными средствами распоряжаются органы государственной власти .

УРОВНИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА

  • Самый массовый уровень - оборот, в котором участвуют частные (физические) лица и их семьи. Используются в основном деньги в наличной форме.
  • Следующий уровень – оборот с участием юридических лиц (предприятий, организаций). Их денежные средства, за редким исключением, циркулируют в безналичной форме.
  • На муниципальном уровне деньгами распоряжаются местные органы власти.
  • На уровне субъектов Федерации – органы власти областей, краев, республик.
  • Государственный уровень денежного обращения – тот, на котором денежными средствами распоряжаются органы государственной власти .

ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ Политика обязательных резервов Ограничение кредитования Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке Рефинансирование коммерческих банков

ИНСТРУМЕНТЫ

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Политика обязательных резервов

Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке

Рефинансирование коммерческих банков


БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ Государственный бюджет – это своеобразный годовой план сбора доходов государства и использования этих средств для покрытия государственных расходов. Государственный бюджет Российской Федерации обсуждается и утверждается в качестве закона Государственной Думой, а исполняет его правительство. Бюджет страны – это определенная система, включающая бюджеты разных уровней. Совокупность бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ

Государственный бюджет – это своеобразный годовой план сбора доходов государства и использования этих средств для покрытия государственных расходов.

Государственный бюджет Российской Федерации обсуждается и утверждается в качестве закона Государственной Думой, а исполняет его правительство.

Бюджет страны – это определенная система, включающая бюджеты разных уровней.

Совокупность бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы: - на политические цели; - на экономические цели; - на социальные цели. С макроскопической точки зрения все государственные расходы делятся на: государственные закупки товаров и услуг; трансферы (их стоимость не включается в ВВП); выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга); Основными источниками доходов государства являются: налоги (включая взносы на социальное страхование); прибыль государственных предприятий; сеньораж (доход от эмиссии денег); доходы от приватизации.

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы.

По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

- на политические цели;

- на экономические цели;

- на социальные цели.

С макроскопической точки зрения все государственные расходы делятся на:

  • государственные закупки товаров и услуг;
  • трансферы (их стоимость не включается в ВВП);
  • выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга);

Основными источниками доходов государства являются:

Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях: когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное , что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета. когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю , т.е. бюджет сбалансирован. когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное , т.е. имеет место дефицит государственного бюджета. Дефицит бюджета - это состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

  • налоги (включая взносы на социальное страхование);
  • прибыль государственных предприятий;
  • сеньораж (доход от эмиссии денег);
  • доходы от приватизации.

Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

  • когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное , что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета.
  • когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю , т.е. бюджет сбалансирован.
  • когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное , т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

Дефицит бюджета - это состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать: рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности; сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса; чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия); неэффективность финансовой системы государства; политический популизм , выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами; коррупция в государственном секторе; неэффективность налоговой политики , вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны ( внутренний долг ); 3)за счет займа у других стран или международных финансовых организаций ( внешний долг ). Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Эмиссия денег ( от фр. émission — выпуск ) — выпуск в обращение новых денег, увеличение обращающейся денежной массы.

  • рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности;
  • сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса;
  • чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия);
  • неэффективность финансовой системы государства;
  • политический популизм , выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами;
  • коррупция в государственном секторе;
  • неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:

1) за счет эмиссии денег;

2) за счет займа у населения своей страны ( внутренний долг );

3)за счет займа у других стран или международных финансовых организаций ( внешний долг ).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета.

Эмиссия денег ( от фр. émission — выпуск ) — выпуск в обращение новых денег, увеличение обращающейся денежной массы.

ВАЛЮТА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ Термин «валюта» используется в двух смыслах: денежная единица государства; денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта). В современном мире традиционной валютой является доллар. Рубль , российская национальная валюта считается конвертируемой, но его конвертируемость – внутреннее явление.

ВАЛЮТА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Термин «валюта» используется в двух смыслах:

  • денежная единица государства;
  • денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта).

В современном мире традиционной валютой является доллар.

Рубль , российская национальная валюта считается конвертируемой, но его конвертируемость – внутреннее явление.



ЦЕЛИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ НА 2013-2016 ГГ. Обеспечение ценовой стабильности; Оптимизация инструментов кредитно-денежной политики; К 2015 г. завершить переход к «плавающему валютному» курсу; Проведение активной информационной политики.

ЦЕЛИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ НА 2013-2016 ГГ.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ Главная функция ЦБ – это кредитно-денежная политика? Ответ: да Когда коммерческие банки испытывают трудности, они имею право взять ссуду у ЦБ? Ответ: да Эмиссия – это изъятие денег из обращения? Ответ: нет В чем заключается кредитно-денежная политика? Назовите инструменты денежно-кредитной политики?

  • Обеспечение ценовой стабильности;
  • Оптимизация инструментов кредитно-денежной политики;
  • К 2015 г. завершить переход к «плавающему валютному» курсу;
  • Проведение активной информационной политики.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

  • Главная функция ЦБ – это кредитно-денежная политика?

  • Когда коммерческие банки испытывают трудности, они имею право взять ссуду у ЦБ?

  • Эмиссия – это изъятие денег из обращения?

  • В чем заключается кредитно-денежная политика?
  • Назовите инструменты денежно-кредитной политики?


-80%


Кредитно-денежная политика государства Тема урока: Кредитно-денежная политика государства


(в широком смысле) – сделка между экономическими партнерами, принимающая форму ссуды, т.е. предоставления имущества или денег другому лицу на условиях отсрочки возврата и с уплатой процента; Кредит – это: (в широком смысле) – сделка между экономическими партнерами, принимающая форму ссуды, т.е. предоставления имущества или денег другому лицу на условиях отсрочки возврата и с уплатой процента; (в узком смысле) – движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.


Источники кредита Накапливаемая прибыль Страховой и пенсионный фонды Сбережения населения Амортиза- ционный фонд источники


Функции кредита Функции кредита: Обеспечение непрерывности процесса воспроизводства Превращение денежных сбережений в капитал Концентрация капитала Создание кредитных денег Перераспределение денежных средств Ускорение движения денежных потоков Повышение эффективности производства Стимулирование научно- технического прогресса


Формы кредита По способу кредитования: Натуральный Денежный По характеру кредитного пространства: Потребительский Коммерческий Банковский Государственный Межгосударственный По сроку кредитования: Краткосрочный (до 1 года) Среднесрочный (до 5 лет) Долгосрочный (более 5 лет)


Кредитно-банковская система Кредитно- банковская система банки Специализированные кред.-финансовые учреждения Центральный банк Коммерческие банки Страховые, пенсионные, инвестиционные фонды и т.д.


Эмиссия денег Функции Центрального банка: Эмиссия денег Хранение золотовалютных резервов Регулирование денежного обращения Контроль за коммерческими банками Кредитование коммерческих банков Выпуск государственных ценных бумаг Обеспечение стабильности национальной валюты


Инструменты кредитно-денежного регулирования: Купля-продажа ценных бумаг на открытом рынке Определение уровня учетной ставки процента Определение нормы обязательных резервов воздействует Денежная масса Ставка процента


Влияние изменения нормы обязательных резервов на денежную массу Норма резерва увеличилась (уменьши- лась) Количество ссужаемых денег уменьшилось (увеличилось) Фирмы берут меньше (больше) кредитов Денежная масса в обращении уменьшилась (увеличилась)


Влияние изменения учетной ставки процента на денежную массу Учетная ставка процента растет (падает) Кредиты становятся более дорогими (дешевыми) Фирмы берут меньше (больше) кредитов Денежная масса в обращении уменьшается (увеличивает- ся)


Виды и роль коммерческих банков Коммерческие банки: Универсальные; Специализированные: - сберегательные; - инвестиционные; - ипотечные и др. Роль в регулировании денежной массы: Аккумулируют свободные денежные средства; Предоставляют кредиты; Создают кредитные деньги; Эмитируют ценные бумаги.


Основные операции коммерческих банков: Пассивные: Привлечение денежных средств Активные: Размещение денежных средств


Услуги коммерческих банков операции прямое кредитование банковские инвестиции лизинг факторинг трастовые операции охрана ценностей обмен валюты аудит


Нестабильность курса национальной валюты; Причины, вызывающие нарушения в функционировании банковской системы: Нестабильность курса национальной валюты; Неудачная кредитно-денежная политика ЦБ; Неразумная фискальная (налоговая) политика; Отсутствие системы страхования депозитов.


Совершенствование банковского законодательства; Меры по стабилизации кредитно-банковской системы: Совершенствование банковского законодательства; Приведение в соответствие уровня банковских резервов и уровня учетной ставки; Развитие новых форм кредитно-банковских услуг; Регулирование емкости кредитного рынка.


Задача 1. Предприятие берет кредит 100 тыс. р. на 2 года под 15% годовых. Рассчитайте, сколько должно будет заплатить предприятие.


Решение задачи 1. 100+100*0,15*2=130 т. р.


Задача 2. Составьте план погашения займа в 250 тыс. р., выданного на 5 лет. Долг погашается равными частями. 10% годовых начисляются 1 раз в год на остаток долга.


Решение задачи 2. год Остаток долга на начало года Погашение основного долга Проценты Сумма уплаты 1 2 3 4 5


Решение задачи 2. год Остаток долга на начало года Погашение основного долга Проценты Сумма уплаты 1 250 50 25 75 2 200 50 20 70 3 150 50 15 65 4 100 50 10 60 5 50 50 5 55


Задача 3. Рассчитайте величину обязательного резерва и количество денег, которое банк может ссужать фирмам, если норма резервирования составляет 20%, а у банка есть 100 млн. р.

Разделы: Экономика

Класс: 11

Ключевые слова: налоги государственный бюджет финансовые

При изучении раздела “Экономическая сфера общества” по обществознанию в 11 классе встречается параграф “Экономическая политика государства”. Данная тема включает в себя раскрытие денежно-кредитной (монетарной) и бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства (Человек и общество: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под. ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М., 2003).

Эта экономическая информация имеет большое значение для правильного понимания учащимися экономической ситуации и экономической политики государства. Данная тема закладывает серьезные основы для изучения экономики в дальнейшем в ССУЗах и ВУЗах. Учащиеся должны усвоить такие понятия как бюджетно-налоговая политика, государственный бюджет, денежно-кредитная политика, экономическая политика. А это довольно обширный и сложный материал. Важно, чтобы учащийся не запутался в понятиях и терминах, чтобы у него сложилось четкое систематизированное представление о различных направлениях экономической политики государства. Более того, учащийся должен сформировать свой взгляд на данную политику, осознать причинно-следственные связи экономических процессов в государстве. А педагогу важно увидеть, что информация усвоена верно.

Для этого, с целью диагностики уровня усвоения знаний и осмысления информации учащимися, предлагаю провести после изучения данного параграфа (или в целом раздела) урок-закрепление знаний.

На данном занятии задания идут от простого к сложному и включают в себя: работу с терминологией, систематизацию учебной информации, раскрытие проблемных вопросов, рассуждения по проблеме, прогнозирование. Поэтапность заданий дает возможность учителю и учащимуся определить возможные пробелы в знаниях и умениях и скорректировать их по ходу самого занятия или же правильно спланировать дальнейшую работу.

Тема: Денежно-кредитное и бюджетно-налоговое регулирование экономики

Цели:

  • закрепить знания по теме;
  • формировать навыки прогнозирования;
  • систематизировать знания;
  • развивать экономическую культуру.

Форма: урок-закрепление знаний.

I. Организация группы на занятие. Вступительное слово преподавателя о месте и роли занятия в системе изучения обществознания, о системе работы на данном занятии:

“Здравствуйте. В разделе “Экономическая сфера общества” вы изучили тему “Денежно-кредитное и бюджетно-налоговое регулирование экономики”. Сегодня урок-закрепление полученных знаний. Занятие будет включать несколько этапов. За каждое выполненное задание вы получаете оценку. В конце урока выводится средний балл, это и будет вашей оценкой за урок. Задания будут идти от простого к сложному, от раскрытия понятий к размышлениям и решениям проблемных вопросов”.

II. Закрепление полученных знаний:

1. Работа с терминами. Учащиеся дают определение и раскрывают понятия, предложенные преподавателем (слова на карточках: банк, налоги, ипотечные банки, экспортно-импортные банки, пропорциональное налогообложение, активные операции банка, акция, сертификат, прогрессивное налогообложение, финансы, бюджет, профицит бюджета).

2. Систематизация знаний по теме. В тетрадях для проверочных работ учащиеся составляют логическую цепочку тезисов по определенной теме: 1 вариант – банки, 2 вариант – налоги (не менее 10 тезисов, 7 минут на выполнение). Критерии оценки: логика изложения информации и конкретика. После выполнения задания – процесс проверки: учащиеся оценивают работу своего товарища.

Пример выполнения задания: финансы —> государственный бюджет —> доходы —> налоги —> прямые (подоходный налог) —> косвенные (акциз) —> налогообложение (пропорциональное, прогрессивное, регрессивное) —> налоги федеральные, региональные, местные —> функции налогов (фискальная, социальная, регулирующая) —> налоговый кодекс.

3. Раскрытие понятий. Работа по карточкам:

1). Раскройте личную точку зрения на уплату налогов.

2). Объясните, почему слова “безвозмездные платежи” в определении налогов не совсем точные.

3). Раскройте значение банков в экономике.

Устные ответы учащихся у доски. Оценивается полнота раскрытия.

4. Проверка знаний с помощью цветных карточек. Учащиеся мысленно анализируют высказывание преподавателя и выражают согласие или отрицают утверждение (например, красная карточка – “согласен”, черная – “не согласен”).

  1. Ссуда под залог ценных бумаг является фондовой операцией банка (правильно).
  2. Валовая прибыль банка складывается из разницы полученных и уплаченных кредитов (правильно).
  3. Депозит – это чистая прибыль банка (неправильно).
  4. Депозит может быть срочный и до востребования (правильно).
  5. Срочный депозит возвращается владельцу очень быстро (неправильно).
  6. Прибыль, получаемая пропорционально вложенному капиталу называется банковский кредит (неправильно).
  7. Примером прямых налогов является акциз (неправильно).
  8. Налогообложение может быть пропорциональным, прогрессивным и регрессивным (правильно).
  9. Ответственность за неуплату налогов наступает с 18 лет (неправильно).
  10. В статьи расходов госбюджета входят наука, образование, здравоохранение, культура (правильно).
  11. В статью доходов госбюджета входят только налоги (неправильно).

5. Рассуждение на тему. Учащимся предлагаются три вопроса на выбор:

  1. Раскройте одну из функций налогов, которая способствует эффективному развитию экономики (максимальная оценка – “хорошо”).
  2. Раскройте тип налогообложения, который наиболее соответствует социальной защите населения (“хорошо”).
  3. Спрогнозируйте сальдо госбюджета на следующий год в РФ и поясните причину такого прогноза (“отлично”).

Критерий – полнота раскрытия и обоснованность ответа.

III. Подведение итогов.

Преподаватель: Сегодня на уроке вы закрепили полученные по теме знания, систематизировали их. На каждом этапе вы можете видеть пробелы в своих знаниях и умениях, и в дальнейшем мы будем с вами корректировать ошибки.

Читайте также: