Курсовая работа налоговые правоотношения

Опубликовано: 18.09.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение налоговых правоотношений. Для достижения поставленной цели, авторам необходимо решить следующие задачи:

1.рассмотреть основные понятия о налоговых правоотношениях;
2.изучить участников налоговых правоотношений (обратив особое внимание на их права и обязанности);
3.привести примеры судебной практики реализации налоговых правоотношений;
4.сделать определенные выводы.

Содержание

ГЛАВА I. Общие понятия о налоговых правоотношениях 5 - 12

1.1 Налоговые правоотношения: понятия и виды 5 – 8

1.2. Структура налоговых правоотношений 8 – 10

1.3 Возникновение, изменение и прекращение налоговых

правоотношений 10 - 12

ГЛАВА II. Участники налоговых правоотношений 13 - 24

2.1 Участники налоговых правоотношений: обзорная

характеристика 13 - 16

2.2 Основные права и обязанности участников налоговых

правоотношений 16 - 23

ГЛАВА III. Судебная практика 24 - 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 - 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30 - 32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСОВОЕ КУЧЕРЯВЕНКО(2).doc

Также существует мнение, что субъектом налогового правоотношения является лиц, чье поведение может быть подвержено регулированию нормами налогового права [18].

Юридическое содержание налоговых правоотношений образует совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений. При этом содержание налоговых правоотношений во многом зависит от вида налогового правоотношения. В юридической литературе выделяются регулятивные и охранительные налоговые правоотношения. В регулятивных правоотношениях на налогоплательщика возлагаются обязанности совершить определенные действия, противопоставленные праву требования уполномоченного органа или лица совершить определенные действия, а в охранительных налоговых правоотношениях праву уполномоченного органа по применению мер государственного принуждения соответствует обязанность налогоплательщика, плательщика сбора или иного лица, совершившего налоговое правонарушение, претерпевать определенные лишения в результате применения налоговых санкций [23, С. 119].

Итак, рассмотрев структуру налоговых правоотношений, предлагается перейти к рассмотрению возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, для того чтобы наиболее полно раскрыть основные понятия о налоговых правоотношениях.

    1. Возникновение, изменение и прекращение налоговых

Возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений связано с определенными жизненными обстоятельствами, которые именуются юридическими фактами. Юридические факты представляют собой обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

По характеру правовых последствий выделяют правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие юридические факты. Правоотношения как сложный элемент могут возникать не только на основе одного юридического факта, а нескольких, что образует так называемый фактический состав [12, С. 252-271].

В основе возникновения налоговых правоотношений могут лежать как юридические факты действия, так и события. Например, возникновение налоговых правоотношений может быть связано с появлением у субъекта определенного законом объекта налогообложения, в связи, с чем он становится налогоплательщиком по тому или иному налогу. Возникновение налоговых правоотношений может быть связано с определенными событиями. В частности, получение дивидендов по ценным бумагам может послужить основанием для возникновения правоотношений по уплате налога на доходы физических лиц.

Основанием для изменения налоговых правоотношений могут служить такие юридические факты, как: 1) изменение сроков уплаты налогов путем предоставления отсрочки или рассрочки, а также предоставление инвестиционного налогового кредита; 2) изменение правового статуса налогоплательщика; 3) и другие.

Основанием для прекращения налоговых правоотношений могут послужить следующие юридические факты: 1) исполнение налогового обязательства в порядке и в сроки, определенные законом; 2) принятие нормативного акта, отменяющего установленный ранее налог; 3) смерть налогоплательщика – физического лица; 4) ликвидация налогоплательщика – юридического лица; 5) гибель или иная утрата имущества, являющегося объектом налогообложения и другие [23, С. 119].

Итак, рассмотрев понятие и виды налоговых правоотношений, структуру, а также возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений, авторы настоящей курсовой работы считают необходимым подвести некоторые итоги, сделав следующие выводы:

  1. правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого наделены субъективными, гарантированными государством правами и юридическими обязанностями;
  2. налоговые правоотношения – форма реализации субъектами налогового права своих прав и обязанностей; налоговые правоотношения являются регулируемыми нормами налогового права общественными отношениями, возникающими в процессе функционирования налоговой системы государства, а равно при установлении, введении и уплате налогов и (или) сборов;
  3. налоговые правоотношения представляют собой разновидность финансовых правоотношений, поскольку нормы налогового права являются разновидностью финансово-правовых норм, а в целом налоговое право является подотраслью финансового права;
  4. метод регулирования налоговых правоотношений – метод властных предписаний: он выражается в том, что права и обязанности участников налоговых правоотношений определяются законами и другими актами государственных органов;
  5. возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений связано с определенными жизненными обстоятельствами, которые именуются юридическими фактами; в основе возникновения налоговых правоотношений могут лежать как юридические факты действия, так и события.

Рассмотрев наиболее общие, основные понятия о налоговых правоотношениях, предлагается перейти к рассмотрению участников налоговых правоотношений, их правам и обязанностям, поскольку реализуются налоговые правоотношения именно их субъектами в процессе реализации своих прав и обязанностей, составляющих содержание налоговых правоотношений.

ГЛАВА II. УЧАСТНИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

2.1 Участники налоговых правоотношений: обзорная характеристика

Участники (субъекты) налоговых правоотношений – это субъекты налогового права, которые реализуют (осуществляют) права и обязанности, закрепленные за ними в законодательстве о налогах и сборах, а также в иных правовых актах, путем участия в налоговых правоотношениях [13].

Субъекты налоговых правоотношений наделены налоговой правосубъектностью, которая характеризуется налоговой правоспособностью и налоговой дееспособностью. Налоговая правоспособность – это способность иметь права и обязанности, установленные нормами налогового права (у организаций налоговая правоспособность возникает с момента создания, у физических лиц – с момента рождения). Налоговая дееспособность – это способность самостоятельно осуществлять права и обязанности, установленные нормами налогового права (дееспособными с точки зрения налогового права юридические лица также становятся с момента создания, для физических лиц момент возникновения дееспособности можно определить моментом возникновения деликтоспособности) [16]. В соответствии с пунктом 2 статьи 107 Налогового кодекса РФ [3, П. 2 СТ. 107], физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста. Можно сделать вывод, что в рамках налогового права, дееспособным физическое лицо становится с 16 лет.

Налоговый кодекс Российской Федерации [3, СТ. 9] определяет, что участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: 1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами; 3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

Думается, что обоснованным будет определить содержание используемых нами понятий.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством, возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты [8, С. 33].

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с законодательством [3, СТ. 19-34].

Однако существует мнение, что круг участников налоговых правоотношений намного шире, чем определенный Налоговым кодексом Российской Федерации. Так И. А. Цинделиани считает, что в налоговых правоотношениях участвуют финансовые органы, органы внутренних дел, другие органы власти, банки, иные кредитные организации и другие субъекты.

Учитывая схожесть правового статуса, участников налоговых правоотношений можно разделить на три группы:

I. налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты, а также представители указанных лиц в налоговых правоотношениях;

II. налоговые органы, таможенные органы;

III. иные участники налоговых правоотношений, которые в зависимости от цели создания делятся на:

а) органы власти (должностные лица) (финансовые органы; органы внутренних дел; Правительство Российской Федерации; органы, уполномоченные принимать решения о предоставлении отсрочек и рассрочек в уплате налогов; органы, предоставляющие информацию, необходимую для осуществления налогового контроля);

б) лица, наделенные частной правосубъектностью (юридические и физические лица, которые не имеют статуса органа власти (должностного лица) – банки; физические и юридические лица, предоставляющие информацию, необходимую для осуществления налогового контроля [23, с. 124-125].

Некоторые авторы выделяют таких участников налоговых правоотношений, как государство (Российскую Федерацию), субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Эти субъекты участвуют в правоотношениях преимущественно посредством соответствующих уполномоченных органов. Однако в некоторые налоговые правоотношения они выступают непосредственно – отношения по установлению и введению налогов и сборов, так как право устанавливать и вводить на своей территории налоги, сборы принадлежат именно государству (его субъектам, муниципальным образованиям). Авторы настоящего исследования придерживаются следующего мнения относительно выделения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в качестве участников налоговых правоотношений: нецелесообразно признавать государство в качестве участника налоговых правоотношений, поскольку оно всегда действует через свои органы, через должностных лиц. И даже если определенное решение выносится от имени Российской Федерации, тем не менее, принимают, реализуют его органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Итак, рассмотрев общую характеристику участников налоговых правоотношения, предлагается перейти к рассмотрению прав и обязанностей каждой из вышеперечисленных групп участников.

2.2 Основные права и обязанности участников

Основой правового статуса налогоплательщика является конституционная обязанность платить налоги и сборы: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» [1, ст. 57]. Все остальные установленные законами обязанности налогоплательщика, так или иначе направлены на то, чтобы обеспечить неукоснительное, правильное и своевременное выполнение этой основной обязанности. Основные права и обязанности едины для всех налогоплательщиков независимо от их групп, категорий и т.п. В широком смысле права плательщиков налогов и сборов – это права на реализацию в законодательстве основных (конституционных) принципов налогообложения. Права налогоплательщиков соблюдаются, если законодательство принимается и исполняется с учетом принципов равного налогового бремени, равноправия, соразмерности и др.

Права налогоплательщиков – это гарантии правильной, точной реализации налогового законодательства. Поэтому в ряде стран вопрос о правах налогоплательщиков поднят на особую высоту. Так, во Франции, Канаде, США приняты декларации прав налогоплательщиков, в обобщенном виде перечисляющие и раскрывающие важнейшие правила взаимоотношений плательщиков налогов и налоговых органов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Следовательно, актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений и участников этих отношений в Российской Федерации. В первой главе я рассматриваю налоговые правоотношения и субъекты этих отношений, вторая глава посвящена налогоплательщикам и определению их правового статуса, и третья глава это налоговые агенты.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Налоговые правоотношения
Глава 2. Субъектный состав налогового правоотношения
2.1 Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений
2.2 Финансовые органы
Глава 3. Содержание налогового правоотношения: права и обязанности субъектов
Заключение
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.rtf

Московский Гуманитарный Университет

Экономика и Управление

На тему: «Субъекты налоговых правоотношений, особенности их правового статуса»

Глава 1. Налоговые правоотношения

Глава 2. Субъектный состав налогового правоотношения

2.1 Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений

2.2 Финансовые органы

Глава 3. Содержание налогового правоотношения: права и обязанности субъектов

Список используемых источников и литературы

Введение

В наше время есть необходимость теоретического исследования одной из категорий финансового права в целом, и налогового права в частности - налогового правоотношения.

Усовершенствование нормативно-правовой базы и применения норм законодательства о налогах и сборах нуждается, на мой взгляд, в дальнейших исследованиях налоговых правоотношении.

Формулирование понятия налогового правоотношения, которое бы заключалось не только в перечислении круга регулируемых отношений, но и в описании признаков налоговых правоотношений, позволяет более детально охарактеризовать данную категорию финансового права. Важным элементом, является определение специфики любого правового отношения, поэтому необходимо четко отграничивать субъекты налогового правоотношения от иных лиц, участвующих в правоотношении.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, научные взгляды и теоретические исследования налоговых правоотношений.

Следовательно, актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений и участников этих отношений в Российской Федерации. В первой главе я рассматриваю налоговые правоотношения и субъекты этих отношений, вторая глава посвящена налогоплательщикам и определению их правового статуса, и третья глава это налоговые агенты.

Глава 1. Налоговые правоотношения

Налоговые правоотношения -- это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

Содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии со ставками и в определенные сроки и обязанность налоговых компетентных органов - это обеспечить уплату налога.

По ст. 19 Налогового кодекса РФ «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы». Плательщики налогов именуются налогоплательщиками.

Наряду с организациями и физическими лицами плательщиками налогов также являются индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и т физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве (например, частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и т.д.).

Участники налоговых правоотношений: (ст. 9 НК РФ):

  • организации и физические лица;
  • налоговые агенты -- лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.) в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
  • Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения;
  • Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения;
  • государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке прием и взятие налогов и сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов, именуемые сборщиками налогов и сборов (ст. 25 НК РФ);
  • Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты и отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные финансовые органы при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов;
  • органы государственных внебюджетных фондов;
  • Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения.

Впервые об участниках налоговых правоотношений говорилось в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., где также дан общий перечень их прав и обязанностей. Конкретизированы эти права и обязанности в законодательных и иных актах, относящихся к конкретному налоговому платежу.1

Налогоплательщики имеют права: (ст. 21 НК РФ):

  • получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах;
  • получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;
  • требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;
  • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны;
  • требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Данные права налогоплательщиков имеют отношение и к плательщикам сборов. Налогоплательщикам также гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Налоговый кодекс РФ выделяет 2 группы обязанностей налогоплательщиков:

  • общие обязанности для организаций и физических лиц;
  • дополнительные обязанности, относящиеся только к налогоплательщикам -- организациям и индивидуальным предпринимателям.

В 1 группу входят:

  • уплата законно установленных налогов;
  • вставать на учет в налоговых органах;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные налоги;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Во 2 группу входят налогоплательщики -- индивидуальные предприниматели и организации, которые помимо общих обязанностей должны сообщать в налоговый орган по месту учета следующую информацию:

  • об открытии или закрытии счетов -- в десятидневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях -- в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, -- в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации -- в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • об изменении своего места нахождения или места жительства -- в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Итак, для налогоплательщиков и плательщиков сборов на 1 месте стоит обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы. Эта обязанность также закреплена Конституцией РФ, в ст. 57 которой сказано, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. ».2

Понятие уплаты налога за счет собственных средств еще не говорит, что налогоплательщик должен уплатить налог со своего счета или из своего кармана. Налог может быть уплачен его представителем. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика -- физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 26, 27, 29 НК РФ).

Различают два вида представительства: по назначению и по закону.

1) Представительство по назначению. Данный вид представительства используется, в частности, в том случае, когда налогоплательщик поручает третьему лицу уплатить налог в бюджет за счет долга, который причитается налогоплательщику от этого лица. Причем сумма долга сокращается на сумму налога, уплаченную этим лицом от имени налогоплательщика.

2)Представительство по закону. Например, в соответствии с законодательством Российской Федерации доход несовершеннолетних не включается в доход декларантов, а составляется самостоятельная декларация. Это уплата налогов родителями, опекунами, попечителями.

Экономические отношения налогоплательщиков и государства строятся на принципе физического присутствия или резидентства. Принцип позволяет различать 2 группы налогоплательщиков: резиденты и нерезиденты. Такое различие связано с неодинаковым налогообложением данных категорий.

Резиденты несут полную налоговую обязанность, у нерезидентов -- ограниченная налоговая обязанность. Различен и порядок декларирования доходов и уплаты налогов. В случаях, когда критерия постоянного местожительства недостаточно для определения места налогообложения лица (например, наличие двойного резидентства), используются дополнительные признаки:

  • гражданство;
  • центр жизненных интересов (личные и экономические связи);
  • место обычного проживания;
  • место расположения постоянного жилища.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «правовое отношение» является одним из основных в юридической науке. В теории права нет единства мнений относительного того, какое понятие следует обозначить термином «правоотношение». В юридической литературе существует достаточно большое количество определений правоотношений, имеющих между собой некоторые различия, иногда терминологического характера. Наиболее распространенной позицией является предложение понимать под правоотношением урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством

Прикрепленные файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.doc

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Понятие «правовое отношение» является одним из основных в юридической науке. В теории права нет единства мнений относительного того, какое понятие следует обозначить термином «правоотношение». В юридической литературе существует достаточно большое количество определений правоотношений, имеющих между собой некоторые различия, иногда терминологического характера. Наиболее распространенной позицией является предложение понимать под правоотношением урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством [20, с. 126].

Следовательно, правоотношения отличаются от иных общественных отношений тем, что порождают у их участников определенные права и обязанности, неисполнение которых влечет за собой применение к нарушителю установленных в законе мер государственного воздействия.

Для достижения целей, поставленных государством в области налогообложения, необходима четкая урегулированность общественных отношений нормами права. Будучи урегулированными этими нормами, данные отношения приобретают свойства правовых отношений, а именно: выступают в качестве налоговых правоотношений [23, с. 115].

По своей правовой природе, сущности и значению правовые отношения в сфере налогообложения могут быть охарактеризованы как социально значимые отношения сложносоставного характера. Вопрос о материальном содержании (составе) таких правовых отношений в настоящее время является дискуссионным. При этом более или менее определились две позиции по этому вопросу.

Первая группа ученых (А.В. Брызгалин, Д.В. Винницкий, О.В. Староверова, Н.И. Химичева и др.) сводят материальное содержание налоговых правоотношений к отношениям по установлению, введению и взиманию налогов и сборов. Основным содержанием налогового правоотношения является одностороннее обязательство налогоплательщика внести в государственный бюджет определенную денежную сумму. Д.В. Винницкий указывает, что «ядром налоговых отношений, глубинное социально-экономическое содержание которых вызвало к жизни данную отрасль, предопределило ее своеобразие, являются организационно-имущественные и организационные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов» [3, с. 6].

Другие исследователи (Е.Ю. Грачева, А.А. Тедеев, И.И. Кучеров, А.В. Чуркин и др.) исходят из более широкого подхода, включая в состав налоговых правоотношений отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. При этом отмечается, что отношения по установлению, введению и взиманию налогов (сборов) в данном случае выступают в качестве основных, а иные отношения являются производными от них [14, с. 236]..

Отношения в сфере налогообложения являются одними из самых массовых отношений, так как обязанность платить налоги является всеобщей. Ст. 56 Конституции Республики Беларусь гласит, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Всеобщий характер взимания налогов проявляется в том, что обязанность уплачивать налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства [12].

Выступая разновидностью правовых отношений, складывающихся в различных областях общественной жизни, налоговые правоотношения содержат все основные признаки любого правового отношения:

1. Они возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий в соответствии с налогово-правовой нормой. Между ними существует конкретная взаимосвязь: нет нормы – нет правоотношения. Именно в налоговых правоотношениях достигаются цели, заложенные в нормах налогового права.

2. Налогово-правовые отношения имеют волевой характер. Во-первых, через данные отношения находит свое выражение воля государства. Во-вторых, налоговые правоотношения, даже при наличии налогово-правовой нормы, не могут появиться и реализоваться без волеизъявления его участников.

3. Субъекты налоговых правоотношений связаны между собой юридическими правами и обязанностями. Данная связь представляет собой содержание налоговых правоотношений, где праву одной стороны корреспондирует обязанность другой, и наоборот [10, с. 31].

Налоговое правоотношение – это урегулированное нормами налогового права общественное отношение, возникающее в процессе осуществления налоговых изъятий принадлежащих организациям и физическим лицам денежных средств с целью обеспечения государства финансовыми ресурсами. В юридической литературе, как правило, налоговые правоотношения определяются как вид финансовых правоотношений [20, с. 127]. В связи с этим характерные черты налогового правоотношения во многом обусловлены особенностями финансовых правоотношений как разновидности правовых отношений, а также понимания собственно отличительных особенностей налоговых правоотношений, которые могут служить основой для их отграничения от других видов правоотношений:

1. Налоговые правоотношения возникают и развиваются в процессе налоговой деятельности государства [10, с. 31].

2. Налоговое правоотношение – это публично-правовое отношение, т.е. оно реализуется в правовой форме и направлено на удовлетворение публичных интересов. Публичность налогового правоотношения также вытекает из общего свойства публичности. Она связана с закреплением в налоговом праве публичных интересов государства и его субъектов, противостоящих частным интересам отдельных лиц, с обязательностью и возможной принудительностью изъятия налоговых платежей и с обязательной законодательной формой установления налогов и сборов.

Однако, публично-правовой характер налогового правоотношения таит в себе противоречия. Как подчеркивает М.В. Карасева, если на макроуровне, т.е. на уровне общества в целом ли различных социальных групп, существующая объективная потребность (необходимость) в финансовом обеспечении государства трансформируется в политический интерес и осознается отдельными классами и всем обществом, то на микроуровне, т.е. на уровне отдельного индивида, такой трансформации объективно не происходит [9, с. 84].

3. Налоговое правоотношение в большинстве случаев возникает в силу одностороннего установления государством, поскольку сам налог является его односторонним установлением, т.е. правовой акт, которым устанавливается, изменяется или отменяется налог, принимается в одностороннем порядке, а не соглашением сторон [20, с. 129].

Несмотря на то что частный интерес в налоговых отношениях занимает ярко выраженное подчиненное положение по отношению к публичному и может быть принят во внимание лишь в тех случаях, когда не противоречит ему, некоторые авторы в качестве особенностей налогового правоотношения выделяют его возникновение по инициативе любой из сторон. Как отмечают А.А. Тедеев, В.А. Парынина, наличие правомочий, представляемых налогово-правовой нормой, либо возложение ею определенных обязанностей – единственное условие, при соблюдении которого каждый, кто функционирует в сфере налогообложения, может быть инициатором возникновения или прекращения налогового правоотношения. Это означает, что налогово-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, физических лиц не предпринимателей, организаций, индивидуальных предпринимателей и т. д. [21, с. 224].

4. Одним из обязательных участников налоговых правоотношений выступает государство в лице уполномоченного органа, наделенного властными полномочиями, что, в свою очередь, позволяет говорить о налоговых отношениях как о властных отношениях, носящих императивный характер.

Все это предопределяет отсутствие юридического равенства сторон в налогово-правовых отношениях, опосредованных участием в них налоговых органов, обладающих такими полномочиями, которых нет у другой стороны. Государство получает право в односторонне-властном порядке требовать определенного поведения от обязанных лиц уже в силу конституционности положения финансирования его публичной деятельности за счет уплаты соответствующих налоговых платежей. Следует отметить, что властный характер налоговых правоотношений не исключает возможности реализации в них частного интереса. Однако такой интерес занимает ярко выраженное подчиненное положение по отношению к публичному[20, с. 130].

5. Налоговое правоотношение – это отношение, охраняемое государством. Более того, исполнение участниками налоговых отношений своих обязанностей обеспечивается принудительной силой государства. При этом особой защите подвергаются интересы самого государства как субъекта налогового правоотношения, главным из которых является полное и своевременное получение от соответствующих субъектов налоговых платежей.

6. Налоговое правоотношение носит имущественный характер, который обусловлен формированием финансовых ресурсов государства за счет денежных средств как разновидности имущественных. Налоговые отношения имеют имущественный характер потому, что выполнение обязанности по уплате налога или сбора означает передачу в распоряжение государства определенной доли собственности, выраженной в денежной форме, влечет за собой причинение материального ущерба государству. В то же время налоговые правоотношения, носящие имущественный характер, неоднородны. Среди них выделяют материальные и процессуальные правоотношения. В рамках материальных правоотношений происходит непосредственное движение денежных средств от одних субъектов (налогоплательщиков) а распоряжение других (государства). Процессуальные налоговые правоотношения – это те, которые обеспечивают реализацию материальных налоговых правоотношений. Не являясь имущественными, эти отношения опосредуют движение финансовых ресурсов от одних субъектов к другим в сфере налогообложения.

Необходимо отметить, что ни одна черта налогового правоотношения в отдельности не может характеризовать его в полной мере. Это возможно лишь при исследовании всей совокупности особенностей налогового правоотношения [20, с. 131]..

В соответствии со ст. 1 Налогового Кодекса Республики Беларусь, налоговые отношения – это властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством [19].

Возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений обусловлено наличием определенных условий, именуемых юридическими фактами, представляющими собой определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы налогового права ввязывают возникновение, изменение или прекращение взаимоотношений налогоплательщиков и государства [10, с. 32].

Юридический факт является отправным моментом образования конкретного налогового правоотношения, возникновения субъективного права или юридической обязанности. Юридические факты обеспечивают прямой перевод прав и обязанностей участников налоговых правоотношений в их поведение [20, с. 132].

Юридические факты в налоговом праве имеют центральное значение, ибо именно с их наступлением возникают обязанность по уплате налогов и сборов и иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством.

В настоящее время в теории права существует несколько классификаций юридических фактов, каждая из которых имеет свою ценность для теории и практики. Наиболее распространенным классификационным критерием является волевой признак, в соответствии с которым все юридические факты подразделяются на действия и события.

Действия представляют собой такие юридические факты, которые полностью зависят от воли лиц, являющихся участниками правоотношений. В зависимости от характера взаимоотношений с нормами права действия подразделяются на правомерные (полное и точное соответствие нормам права) и неправомерные (несоответствие требованиям налогово-правовых норм). Для налоговых правоотношений наиболее характерны правомерные действия в виде добровольного надлежащего исполнения налоговых обязанностей плательщиками перед государством [20, с. 133].

Неправомерные юридические действия являются правонарушением, они вызывают ответную реакцию государства и влекут применение к нарушителю мер юридической ответственности.

События – это юридические факты, которые не зависят от воли человека, но влекут за собой возникновение, изменение ил прекращение правоотношений, соответственно субъективных прав и юридических обязанностей. Юридическими фактами-событиями могут быть стихийнее бедствия, наступление определенного возраста и все другие не зависящие от воли и сознания людей явления, которые законодатель рассматривает как основания для возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений.

Юридические факты-события делятся на абсолютные и относительные. Под абсолютными понимаются обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в зависимости от этой воли. К относительным событиям относятся явления, вызванные деятельностью человека, но выступающие независимо от причин, повлекших их возникновение [20, с. 134].

Достаточно распространена на практике разновидность юридических фактов-событий – сроки, которые в налогом праве занимают значительное место и с которыми связывается исполнение налогоплательщиком перед бюджетом [20, с. 135].

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных теорий и положений налогового права в России.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи: изучить сущность налогового права, рассмотреть принципы, системы, методы, исследовать место и роль налогового права в системе российского права.

Содержание работы

Введение
1 Понятие и предмет налогового права
2 Принципы и метод налогового права
3 Система налогового права
Заключение
Список использованных источников и литературы

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая.doc

1 Понятие и предмет налогового права

2 Принципы и метод налогового права

3 Система налогового права

Список использованных источников и литературы

Основные положения о налогах закреплены в Конституции. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Понятие налога содержится и в Налоговом Кодексе, где указывается что налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности, государства и муниципальных образований.

Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, то есть отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

В данной работе мы рассмотрим основные налоговые теории, которые разъясняют сущность налогообложения и выделяют его принципы. Актуальность темы обоснована тем, что на современном этапе собираемость налогов в России является очень важным моментом для экономики страны в целом.

Целью данной работы является изучение основных теорий и положений налогового права в России.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи: изучить сущность налогового права, рассмотреть принципы, системы, методы, исследовать место и роль налогового права в системе российского права.

Объектом изучения являются фундаментальные положения налогового права, такие как налогообложение, налоговое право как отрасль науки и принципы налогового права.

1 Понятие и предмет налогового права

Налоговое право Российской Федерации рассматривается, как правило, с трех точек зрения: как отрасль (подотрасль) российского права, как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина.

Эффективное финансовое обеспечение деятельности государства, с одной стороны, является важной составляющей его государственного суверенитета, с другой гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных социальных, политических, организационных и иных функций. Финансовое обеспечение государства осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических государствах с экономиками рыночного типа главным видом таких государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения.

Налоговое право является самостоятельным Разделом юриспруденции и имеет свой особенный характер. Главным отличием налогового права от других видов права (коммерческого, гражданского и пр.) является то, что налоговое право защищает в первую очередь не частные интересы налогоплательщика, а общественные интересы, интересы государства. Государство в данном случае выступает в качестве субъекта публичного права, получая от общества полномочия по определению и взиманию налогов, их дальнейшему перераспределению, исходя из общественных потребностей. При этом налоги, по существу, являются трансфертными платежами налогоплательщиков, которые централизуются в государственном бюджете и возвращаются налогоплательщикам через предоставление общественных благ и услуг.

Большинство отраслей права содержат множество отсылочных норм к понятиям и терминологии другой отрасли права. При этом понятия другого права применяются в своем первоначальном значении. Т.е. понятия семейного права используются, например, в уголовном праве без каких-либо оговорок. В итоге возникает определенная связанность множества отраслей права между собой. Все это никак не относится к налоговому праву. Статья 11 НК РФ постулирует, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено НК РФ. В тоже время, и гражданский кодекс содержит в себе оговорки подобного рода. Так ст.2 Гражданского кодекса гласит что, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, финансовым и административным отношениям гражданское законодательство не применяются, если иное не предусмотрено законодательством. Все эти нормы выделяют налоговое право из системы отраслей права и ставят его особняком. Таким образом, планируя какие-либо действия нужно всегда иметь в виду те определения, хозяйственных отношений которые содержаться в НК РФ.

В отличие от уголовного права в налоговом праве действует неоспоримая презумпция виновности, т.е. налогоплательщик должен доказать перед налоговыми службами и судебными инстанциями свою невиновность в махинациях по уклонению от налогообложения, свое законопослушание и неукоснительную уплату причитающихся налоговых сумм. Но, несмотря на это, НК РФ содержит в себе нормы, которые ограничивают неоспоримую презумпцию виновности. Так ст.108 НК РФ гласит, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в кодексе. Там также указывается на то, что никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. Кроме того, ст.3 НК РФ предусматривает, что неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.

Предметом налогового права являются налоговые правоотношения, т.е. урегулированные налогово-правовыми нормами общественные отношения, возникающие в связи с выполнением юридическими лицами своих обязанностей по уплате налогов, а также в связи с осуществлением государством контроля за уплатой налогоплательщиками налоговых платежей. То есть к налоговым правоотношениям, являющимся предметом регулирования налогового права, относятся две группы отношений: отношения, возникающие в связи с уплатой налоговых платежей и отношения, связанные с осуществлением компетентными органами контроля за правильностью уплаты налога. Следовательно, можно сделать вывод о тех объектах, которые регулируются налоговым правом.

Объектами налогового права являются:

1) доходы и имущество юридических и физических лиц, выраженные в денежной форме;

2) налоговые отношения, входящие в общую группу общественных отношений, складывающихся в процессе формирования бюджетов, и имеющие самостоятельный характер.

В Российской Федерации отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, традиционно регулируются соответствующей отраслью права – финансовым правом. Под предметом финансового права, как правило, понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Управление налоговой системой осуществляется посредством правового регулирования налоговых отношений, при этом поведение участников приводится в соответствие с нормами налогового права, пределы и сфера действия которых четко определены в законодательстве РФ. В результате все субъекты налогового права действуют в соответствии с нормами, в которых содержится государственная воля, чтобы достичь согласования, примирения сталкивающихся интересов и в целом упорядочения охраны и развития налоговых отношений.

Как и любая другая норма права, норма налогового права представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности нормы налогового права обусловлены целевой направленностью, которая определяется предметом правового регулирования.

Налоговая правовая норма состоит из следующих элементов:

─ гипотеза – указывает на условия, при которых она должна действовать. Гипотеза нормы налогового права, как правило, имеет усложненный характер, т.е. содержит указание на несколько условий ее действия;

─ диспозиция – определяет права и обязанности участников, регулируемые нормой отношений;

─ санкция – указывает на неблагоприятные последствия за ее нарушение.

Теория права устанавливает два критерия выделения отраслей права: предмет и метод правового регулирования.

В свою очередь, налоговое право – это отрасль системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Указанные общественные отношения, которые иначе могут быть также названы налоговыми правоотношениями, и составляют предмет налогового права. При этом такие общественные отношения в сфере налогообложения (налоговые правоотношения), охватывают разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и имеют сложносоставной характер. Поэтому система таких отношений, являющихся предметом налогового права, представляет собой совокупность следующих общественных отношений:

─ властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

─ правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

─ правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

─ правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

─ правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Участниками, составляющими предмет правового регулирования налогового права общественных отношений в сфере налогообложения, выступают физические и юридические лица, в том числе налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (ФНС РФ), финансовые органы (Минфин РФ), таможенные органы (ГТК РФ), сборщики налогов и сборов (например, по земельному налогу - органы местного самоуправления в сельской местности), органы внебюджетных фондов (это основные участники налоговых правоотношений), а также органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и кредитные организации (банки).

Предмет правового регулирования, понимаемый как совокупность регулируемых правом общественных отношений, является объективным, лежащим вне права критерием. Основой выделения предмета отрасли права, таким образом, является специфика объективно существующих (не зависящих от усмотрения правотворческих органов) связей между общественными отношениями, своеобразие которых обусловлено их целенаправленностью, содержанием и формой.

Очевидно, что предметом налогового права являются общественные налоговые отношения.

К предмету налогового права относятся:

─ закрепление структуры налоговой системы;

─ распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов;

─ регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды;

─ осуществление налогового контроля;

─ применение мер финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства;

─ обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Отношения, подлежащие урегулированию нормами налогового права, специфичны, но не обладают качественным своеобразием, входя в предмет финансового права, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для осуществления задач и функций государства и муниципальных образований.

Объектом налогового права является аналитическое исследование общественных отношений в сфере налогообложения.

Финансовое обеспечение бюджетов всех уровней – федерального, субъектов Федерации, местного – осуществляется за счет разных видов государственных доходов.

Основным видом государственных доходов, как известно, являются налоги, именно они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики. Одновременно они выступают в качестве рычагов государственного воздействия на экономику.

Основные положения о налогах в Российской Федерации закреплены в ее Конституции. В соответствии со ст.57 Конституции РФ, «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Описание

Содержание

1.1. Понятия налогового правоотношения и его особенности

Общественные отношения, регулируемые нормами права, изучаются всеми юридическими науками, но каждая из отраслей юридической науки предполагает свой предмет исследования - определенный круг общественных отношений. Налоговые правоотношения составляют предметную область аналитического налогового права и в первом приближении могут быть определены нами как урегулированные нормами права общественные отношения в сфере налогообложения и сборов. При этом правоотношение выступает формой реализации соответствующих правовых норм .
В современной теории финансового права и в литературе налоговые правоотношения по общему правилу определяются как вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами налогового права. Так О.Н. Горбунова рассматривает налоговые правоотношения наравне с бюджетными отношениями, «отношениями в области страхования, кредита (государственного и банковского), регулируемых финансовым правом расчетов, финансовыми правоотношениями по поводу регулирования денежного обращения и валютного законодательства» . Другие ученые (Е.Ю. Грачева, И.И. Кучеров, Н.И. Химичева) также определяют налоговое правоотношение как вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права .

Введение

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// "Российская газета", N 67, 05.04.1995.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (действующая редакция от 01.01.2014) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (действующая редакция от 30.01.2014) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32,ст. 3340.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта «д» пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в редакции Федерального Закона от 31 июля 1998 года «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»// СЗ РФ. 2001. N 7. Ст. 701.

1. Арутюнова О.Л.: Быть или не быть НДС в коммунальном тарифе? // Налоговая политика и практика. 2011. N 11(107). Ноябрь.
2. Ашмарина Е.М. Некоторые проблемы современного налогового права России // Государство и право. 2010. N 3.
3. Берг О.В. Совершенствование законодательства в сфере экономики на основе теории классификации. Воронеж, 2009.
4. Брызгалин А.В. Налоговые правоотношения // Финансовое право Российской Федерации / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2010.
5. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М.: НОРМА, 2010.
6. Горбунова О.Н., Селюкова А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. М.: ООО "ТК Велби", 2010.
7. Грачева Е.Ю. Налоговые правоотношения // Финансовое право. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010.
8. Грачева Е.Ю. Финансовое право. М.:Кнорус, 2014.
9. Грачева Е.Ю. Финансовое право. Схемы с комментариями. Учебное пособие. М.:Проспект, 2014.
10. Долгополов И.О. Обжалование: способ защиты прав налогоплательщиков. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2011.
11. Как сориентироваться в лабиринтах правоприменительной практики. Интервью с С.Г. Пепеляевым // Налоговые споры. 2010. N 6.
12. Карасева М.В. Проект Налогового кодекса РФ и новые явления в праве // Хозяйство и право. 1997. N 4.
13. Карасева М.В. Финансовые правоотношения. М.: НОРМА, 2010.
14. Карасева М.В. Финансовое право Российской Федерации. М.:Кнорус, 2014 г.
15. Кардашевский В.В. Словарь терминов и определений по административному праву, финансовому праву, информационному праву и административной деятельности органов внутренних дел. М.:Кнорус, 2013.
16. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: части первой, части второй: постатейный, с практ. разъяснениями и постат. материалами: действ. ред. 2011 г. / авт. коммент., сост. А.Б. Борисов. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2011.
17. Костюков А.Н. Юридические факты в муниципальном праве // Журнал российского права. 2010. N 4.
18. Крамаренко Л.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для вузов / Минобрнауки России, Рос. госуд. торгово-экон. ун-т. - М.: Юнити, 2011.
19. Кустова М.В. Налоговые правоотношения // Налоговое право. Общая часть. М.: Юристъ, 2010.
20. Кучеров И.И. Налоговое право. Курс лекций. М., 2010.
21. Пепеляев С.Г. Налоговые правоотношения // Финансовое право: Учеб. / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. М.: ООО "ТК Велби", 2010.
22. Петрова Г.В. Концептуальные проблемы теории и практики правового регулирования налоговых отношений // Законодательство и экономика. 2010. N 7.
23. Сенцова М. Финансовое право РФ. Для бакалавров. М.:Кнорус, 2014.
24. Староверова О.В. Налоговое право / Под ред. М.М. Россолова, Н.М. Коршунова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010.
25. Судебная практика по налоговым спорам / Сост. Б.О. Дзгоева. М., 2006.
26. Тернова Л. Стороны налоговых правоотношений в свете проекта Налогового кодекса РФ // Хозяйство и право. 1997. N 4.
27. Финансовое право: Учеб. / Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 2010.
28. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.: Юридическая литература, 1974.
29. Химичева Н.И. Финансовые правоотношения, их особенности и виды. // Финансовое право. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010.
30. Цыганков В.В. Спорные правовые позиции Президиума ВАС РФ по налоговым правоотношениям // Вестник арбитражной практики. 2013. N 4.

Читайте также: