Налоги в вкл платили

Опубликовано: 01.05.2024

Долгожданное завершение ордынского господства на Руси ознаменовало новый этап фискальной политики государства. Отменяя прежние и вводя новые налоги, власть стремилась упорядочить общественные отношения и укрепить государство, что было жизненно важным в условиях постоянного противостояния как с «наследниками» Золотой Орды, так и с западными соседями.

Чья власть, того и налоги

С воцарением Ивана III (1462-1505) жизнь русских княжеств основательно поменялась. Собирая земли под власть Москвы, Иван III одновременно упорядочивает налоговую систему воссозданного государства.

После 1480 года Москва не делится налогами с Ордой. Все собираемые подати теперь идут только в казну великого князя. Если раньше князья часто скрывали общий размер собранных налогов, отсылая в Орду лишь условленную дань («ордынский выход»), и не всегда были готовы взыскивать недоимки, делали послабления, то теперь от качества сбора налогов напрямую зависела мощь нового государства. Для этого требовалась унификация и централизация налогов, что было невозможно без переписи всех земель и угодий. До наших дней дошла «Писцовая книга Водской Пятины Дмитрия Китаева 7008 года» (летоисчисление тогда велось в соответствии с библейской традицией от сотворения мира). Книга содержит подробную информацию по городам и весям, населению и всему тому, что подлежит налогообложению.

Иван III стал первым русским царём, который понял важность кабацких сборов. Деньги от продажи крепких напитков поступали в казну различными способами: через монополию либо путём сдачи питейного дела «в откупа». Уже при Иване IV в Москве был построен первый «царёв кабак» (1547) для продажи питья. Отныне государство не будет упускать из рук «золотую жилу» алкоголя. В 1863 году будет введена акцизная торговля винными напитками, а в 1894-м – установлена винная монополия. В 1913 году доходы от «питейных денег» составили половину всех поступлений в бюджет.

Иван III и Василий III, жёсткие в политике централизации власти, были более гибкими в финансовых вопросах. Так, Василий III (1505-1533) неоднократно предоставлял налоговые льготы, возвращал иммунитет монастырям, что, однако, не помешало ему добиться полной централизации системы налогообложения. Подати стали регулярными, установлена общая единица обложения – «соха». Теперь уже не могло быть «московской», либо «новгородской» «сохи» – такая унификация была логическим спутником финансовой реформы Елены Глинской.

Законченный вид налоговая система приобрела уже в правление Ивана Грозного (1533-1584). В XVI веке «соха» фиксируется как единица обложения на основе проведённой поземельной переписи. Законодательно устанавливается величина «сохи» для различных сословий и в зависимости от плодородия земли.

Упорядочивается аппарат по сбору налогов. Если раньше никаких специальных ведомств на сей счёт не было, то во времена Ивана III управление и контроль за сбором подписей сосредотачивается во «дворце».

В XVI веке финансовым управлением становится Приказ Большого прихода. Первым руководителем этого приказа был дьяк Угрим Львов. Однако этот приказ контролировал лишь наиболее важные налоги военного назначения: пищальные деньги, примет, сборы за городовое, ямские деньги, таможенные доходы и др., остальные же налоги собирали другие учреждения. В итоге, даже при Иване IV не возникло единого финансового ведомства, а централизация налогообложения выражалась в сокращении держателей налогового иммунитета, ликвидации «кормлений» и контроле над всеми налоговыми потоками. С середины XVI века все основные налоги поступают исключительно в столичные приказы.

Полученный московскими князьями опыт сбора ордынского «выхода» лёг в основу налоговой политики независимого Русского государства.

Росло тягло, и государство росло

Успехи в территориальном расширении государства и активная внешняя политика стала причиной увеличения тягла. В XVI веке войны шли почти непрерывно: воевали с Великим княжеством Литовским, с Казанским, Астраханским и Крымским ханствами. Одновременно с увеличением старых налогов появляются новые.

В 1513 году вводится «примет» – обязанность возводить укрепления перед городскими стенами, в 1530-е годы начинают собирать «пищальные деньги» для содержания сначала отрядов пищальников, а затем стрельцов, с 1551 года население должно было платить «полоняничные деньги», которые шли на выкуп многочисленных пленников.

Новые подданные московского царя платили свои налоги: башкиры, чуваши и мари – ясак, мусульмане – особый налог. Несмотря на увеличение податного населения, в течение первой половины XVI столетия государственные подати увеличились в 16 раз, а во второй половине ещё в 6 раз.

Мало налогов – плохо, много – ещё хуже

Итогом налогового гнёта стало не только запустение многих регионов страны и становление крепостного права, но и массовое уклонение от налогов. Крестьяне бежали туда, где власть их не могла достать – в южные уезды, поближе к Дикому полю. Недовольство поборами выливалось и в открытые бунты. Поводом к наиболее крупным восстаниям XVII века (Соляной и Медный бунты) послужили новые налоги, а сам век прозвали «бунташным». Задавленное налогами население с поразительной лёгкостью поддерживало любого противника властей, способного внятно изъясняться и командовать войсками.

Усилия первых Романовых принесли результат. Михаил Фёдорович (1613-1645) и его потомки вынуждены были постоянно советоваться не только с ближайшим окружением, но и с представителями сословий. В XVII столетии земские соборы регулярно обсуждают налоговые проблемы. Власти ищут способ свести многочисленные подати к единому налогу. Вместо «сохи» вводится подворное налогообложение. Хотя сбор и назывался «подымным», под «дымом» понимался именно двор.

Наконец, и Михаил, и его сын Алексей Михайлович проводят постоянные переписи, уточняющие объекты налогообложения. Именно перепись 1646-1648 годов послужила документальной базой для Соборного уложения 1649 года и расчёта подворного обложения. Окончательный переход к подворному обложению произошёл уже при Фёдоре Алексеевиче (1676-1682).

Но главное, что поняли Романовы – это пагубность постоянного роста налогообложения. Эффективность налоговой политики и налогообложения, а не простое увеличение поборов с населения отныне должны были стать залогом богатой и стабильной страны.

Народ выдюжит: и город построит, и империю прокормит

Молодому Петру досталась не только власть, но и то, к чему он не был готов. Оправившись от Смуты, Россия пошла по пути создания империи. Иначе и быть не могло: в противном случае и Польша, и Швеция, и Крымское ханство растащили бы Россию по кускам.

Азовские походы, неудачно начавшаяся Северная война дорого стоили не только податному сословию, но и тем, кто прежде ничего не платил. Если на войну и содержание армии шли традиционные подати, которые неизменно росли в течение всего правления Петра, то для сбора денег на строительство флота правительство изобрело новый способ. Отныне платить за флот должны были состоятельные лица.

Сначала власть обязала богатых купцов и землевладельцев строить корабли – одно судно на 8-10 тысяч дворов. Но когда стало понятно, что суда получаются непригодными для плавания, на нужды флота был учрежден специальный сбор – по 12,5 копеек со двора на церковных землях и по 10 копеек на прочих землях. Получаемых денег, естественно, не хватало, поэтому с первых лет войны характерными становятся вынужденные (экстраординарные) сборы: сбор десятой деньги с купечества, кроме того власть регулярно объявляет «запросы», т.е. срочный сбор средств, которые, как правило, платило посадское население (в 1706 году был «запрос» на содержание союзных саксонских войск, в 1708-м – «запрос» на кавалерию, в 1713-м – «для нынешней турецкой войны»).

На чрезвычайные налоги строили новую столицу – Санкт-Петербург, причём власти требовались не только деньги, но и люди. Будущих жителей Петербурга в принудительном порядке переселяли из центральных районов страны.

В занятом постоянными поисками источников денег окружении Петра I появились специальные люди, придумывавшие «новые» налоги – «прибыльщики». Самым известным из «прибыльщиков» стал бывший крепостной графа Шереметьева А.А. Курбатов. Именно ему принадлежит идея ввести в России распространённую в западных странах «орлёную» бумагу для официальных обращений. В XIX веке покупка «орлёной» бумаги превратилась в гербовый сбор. Другие «прибыльщики» предлагали ввести новые налоги и оброки, например, на бани, мельницы, «на промышленных людей» и, естественно, новые торговые пошлины. Апогея деятельность «прибыльщиков» достигла в 1704-1705 годах, когда указы о новых налогах появлялись ежемесячно, а иногда и ежедневно. Самым известным стал налог с бороды. Деятельность «прибыльщиков» давала лишь временный эффект, поэтому налоговая реформа становилась вопросом времени.

Эксперименты с экстраординарными налогами Петр завершил простым способом: указ от 26 ноября 1718 года о подушной переписи дал старт новой налоговой реформе – введению подушного оклада (подати). Именно подушная перепись и подушный оклад окончательно определили, кто на Руси платит (96,8 % – крестьяне и 3,2 % – посадские люди), а кто тратит – дворяне и священнослужители. Вплоть до 1887 года подушная подать составляла основу налоговой системы России.

Несмотря на многочисленные преобразования, Петру I так и не удалось создать центрального органа по управлению налоговой политикой. В разное время эти функции возлагались то на Бурмистерскую палату (Ратушу), то на Семёновскую и Ингерманландскую канцелярии, то, наконец, на Камер-коллегию. Для полной реализации своих замыслов у императора не хватило ни средств, ни времени.

Россия с большим опозданием вкатывалась в Новое время с его скоростями, технологиями, войнами и соперничеством. Оказавшись в неравных условиях, страна лишь чрезвычайным напряжением всех своих сил, в том числе финансовых, могла обеспечить себе место в Европе.

Литература

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

(часть первая)

Литовский статут
В о второй половине XIV в. большинство украинских земель (Волынь, Подолье, Киевщина, Черниговщина) вошли в состав Великого княжества Литовского.

Для содержания великокняжеского двора, администрации, армии, ведения войн и дипломатических сношений нужны были огромные средства. Известно, что в Литовском государстве существовали разные налоги: дань, подымщина, серебщина, посощина, поволовщина, поголовщина, чинш и другие.

В этот период основную массу трехмиллионного населения Украины составляли государственные крестьяне, то есть свободные земледельцы, которые владели государственной землей и были основными налогоплательщиками, выполняли тягловую и воинскую повинности.

Таким образом, главным объектом налогообложения была земля. Платили налоги отдельные крестьянские хозяйства, которые в документах значились под названиями «усадьба», «двор», «дым», «поле», «соха» и другие. Кроме государственных налогов существовали еще и частные, которые зависимое население платило своему феодалу.

Почти до конца XIV в. в Украине налоги взимались без учета качества земли, угодий и состояния того или другого хозяйства. В значительной степени это было вызвано активными боевыми действиями, которые вело Великое княжество Литовское против татар. Лишь разгромив войска Золотой Орды и отбросив их за территорию Украины (литовско-украинские подразделения вышли даже к Черноморскому побережью), великий князь Витовт (1350 — 1430 гг.) сосредоточил управление государством в своих руках, приступил к укреплению и реформированию налоговой системы.

Для этого он повсюду поставил своих наместников, судей, переписчиков населения, сборщиков дани, ревизоров, ключников, которые управляли поветами и волостями. Князь часто бывал в Украине, контролировал работу членов своего правительства. Витовт распорядился, чтобы вся натуральная дань и денежные платежи, собранные с населения, отправлялись в замки крупных городов Украины. Там были построены большие амбары для хранения продуктов, которые принимали замковые ключники, они же выдавали крестьянам квитанции об уплате налогов.

В XV — начале XVI вв. в Украине порядок взимания денежных налогов с сельского населения был детально отработан. Эти платежи преимущественно доводились до всей сельской общины. Села в то время были небольшими: самые большие насчитывали 20 — 40 дворов, меньшие — по 10 — 15 хозяйств и совсем маленькие — от 2 до 5 дворов. Мелкие поселения приписывались к большим селам, образуя сельскую общину. Название общины происходило от главного поселения. Во главе общины стоял выборный староста или атаман (в Галичине — солтис или войт). Они помогали волостному старосте, избиравшемуся на два года, собирать денежные налоги и натуральную дань. За эту службу сельские старосты имели право пользоваться одним ланом земли (от 16,8 до 25 га), не отбывая никаких повинностей.

Сельское население на своем собрании распределяло всю сумму платежей между хозяйствами. При этом учитывались состояние каждого хозяйства, размер надела, наличие скота, инвентаря, количество членов семьи и т. п. Именно община несла ответственность перед правительством за своевременную уплату платежей жителями села. При сборе налогов возникали проблемы уплаты их денежной части. В условиях слабого развития ремесел и торговли, небольшого количества городского населения крестьяне не имели достаточно денег. Рынки были переполнены продуктами сельского хозяйства, а покупателей было мало.

В Украине денежные налоги имели разные названия — «подымщина», «поданье», «посошное», «денежная дань», «дякло». Первое упоминание о взимании денежных налогов литовскими князьями относится к последней четверти XIV в.

Основной налоговой единицей в XV —XVI вв. в Украине была усадьба. Усадьбой называлось отдельное крестьянское хозяйство, владевшее одним или несколькими ланами земли и состоявшее из нескольких дворов. Жители усадьбы (70 — 80 человек) были тесно связаны родственными узами и проживали в 2 — 3 избах. Осенью усадьба выделяла из своих общих запасов зерно, скот, мед, мех для уплаты налогов. Одну часть хлеба и скота отправляли в замки в качестве натуральной дани, другую продавали на рынке, а вырученные деньги шли на уплату денежного поземельного налога. Во время исполнения воинской службы усадьбы освобождались от налогов. Более того, они получали от правительства еще и дополнительные земельные участки.

Для упорядочения налоговой системы правительство периодически проводило перепись населения волостей, городов, сел и дворов. В каждой волости были специальные люди, которые вели учет дополнительно освоенных крестьянами земель и записывали их в реестровые книги. Учет населения был необходим, поскольку не все жители подлежали налогообложению. Крестьяне делились на свободных и закрепощенных. В учетные книги заносились крестьяне, которые пользовались государственными землями и платили налоги. Иногда в эти книги попадало и закрепощенное население, выполнявшее государственные повинности. Освобожденные от государственных платежей закрепощенные крестьяне в книги не записывались. Кстати, именно в результате этих учетов-переписей населения люди получали фамилии.

Община была ответственной за уплату всех платежей, и когда какой-нибудь крестьянин на время уплаты налогов сбегал из села, община должна была коллективно платить за него все платежи. Это обязывало общину и ее старосту внимательно следить за хозяйственной деятельностью каждого крестьянина. Крестьянам запрещалось продавать свои земли и оставлять села. Они были обязаны передавать собственные угодья детям по наследству. Теоретически продать землю крестьянин мог только при условиях, если он рассчитался со всеми денежными и натуральными платежами, выполнил трудовую повинность, засеял свою землю и нашел вместо себя хозяина, способного вести хозяйство и выполнять все повинности. Запрещалось продавать землю боярам, помещикам, мещанам. За этим следили великокняжеские ревизоры, оберегавшие государственные земли, чтобы с них «дань не пропала и плат был».

Еще одну группу населения Украины составляли землевладельцы-феодалы, которые по своему экономическому положению делились на категории.

Самую большую группу мелких землевладельцев составляли бояре. Их хозяйства были небольшими: по 1 — 2 лана земли, которую они обрабатывали собственными силами. Бояре исполняли воинскую службу и освобождались от основных государственных налогов, кроме серебщины и ордынщины. Сословие бояр было ликвидировано в первой половине XVI в. Большинство из них превратилось в обычных государственных крестьян и только незначительная часть пополнила класс средних и крупных землевладельцев, являвшихся политической опорой великокняжеской власти.

Чтобы получить поддержку местной украинской знати, литовские князья вынуждены были идти на разного рода уступки. Привилегии 1413, 1432, 1434 гг. были сведены в 1447 г. в один закон, по которому украинские и белорусские феодалы уравнивались в правах с литовскими и составляли единое сословие — шляхту, освобождавшуюся от налогов за несение воинской службы. В свою очередь, крепостные крестьяне также освобождались от государственных налогов и выполняли только повинности, связанные с сооружением оборонительных укреплений.

Все эти нововведения юридически оформлены в Литовском статуте 1529 г. Написанный на древнеукраинском деловом языке Литовский статут был основным сборником права в Украине с XVI в. до 40-х годов XIX в. и стал источником многих сводов и проектов, в частности русского Соборного Уложения 1649 г.

Налоги и сборы Великого княжества Литовского

Образование и становление крупной европейской державы - Великого княжества Литовского (BKЛ) - объективно требовало создания механизма государственных финансов со стройной и рациональной системой налогообложения. Как следствие, в XIII-XVI веках на белорусских землях активно шел процесс формирования основных источников доходов государственного бюджета - земского скарба.

На начальном этапе истории BKЛ действовала такая система формирования княжеских доходов, как полюдье, которая представляла собой сбор дани с подвластных земель. Считается, что определенное время единицей обложения данью служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве. Впоследствии регулярные объезды князем со своей дружиной подчиненных территорий ввиду их значительного расширения были прекращены и заменены на определенные налоги, и их сбор перешел к великокняжеским наместникам.

С утверждением христианства в BKЛ создавались и экономические структуры управления епархией, учреждалась сеть приходов. В результате для населения была введена церковная десятина как особый налог.

Длительный период налоговой единицей в сельской местности BKЛ была община. Поэтому государственные, частновладельческие и церковные крестьяне платили одни и те же налоги. За пользование землей они выполняли феодальные повинности, представлявшие собой три известные формы земельной ренты: натуральную, отработочную и денежную. Таким образом, подавляющая часть населения BKЛ платила натуральные и денежные подати. По характеру выполняемых крестьянами повинностей они делились на определенные категории.

До середины XVI века единицей обложения на значительной части белорусских земель служило крестьянское хозяйство - «служба», «дым», «дворище». По принципу круговой поруки за выполнение ими феодальных повинностей отвечала община. Древнейшей и широко распространенной формой обложения являлся натуральный оброк в виде дякла и мезлева. Дякло вносилось рожью, овсом, сеном, пшеницей, мезлево - мясом, яйцами, продуктами пчеловодства, охоты.
Среди натуральных налоговых повинностей особое место занимала стация - продуктовая дань, которую уплачивало население в пользу великокняжеского двора и во время его пребывания на территории той или иной общины. Главное назначение стации заключалось в том, чтобы обеспечивать великого князя во время его поездок «животиною» и всякими кормами. Стацийная повинность, схожая с мезлевом, на частновладельческих землях просуществовала до второй половины XVI века.

Развитие товарно-денежных отношений, в которые втягивались государственные и феодальные имения, общественное разделение труда привели к появлению денежного оброка - «чинша». В начале XVI века ускорилась замена натуральных повинностей на денежные («куница», «чинш», «осада») и формирование на этой основе категорий крестьян - «куничников», «чиншевиков», «людей осадных».

К денежным налогам относилась «серебщина», имевшая характер чрезвычайного военного налога, который вводился специальным решением вального сойма по предложению великого князя, как правило, на период ведения боевых действий. Этот налог взимался со всего населения, включая шляхту, не проходившую военную службу, и относился к общегосударственному налогу.

К чрезвычайным налогам относилась и так называемая «поконевщина», формально взимаемая за каждого коня, не выставляемого для участия в военных действиях. Этим налогом облагалась шляхта, не явившаяся со своим отрядом для военного похода, его вносили освобождаемые от ратной службы представители шляхетского сословия.

К государственным налоговым сборам, взимаемым в денежной форме, относится и «ордынщина». Она была предназначена для крымского хана как своеобразный подарок и могла также собираться в натуральной форме, накладывалась на город, волость или местечко и взималась с крестьянского и мещанского сословья.

Ситуация с пополнением казны ухудшилась в связи с принятием ряда великокняжеских привилеев (законодательных актов), освобождавших шляхту от общегосударственных денежных повинностей, кроме военных. Это вело к необходимости частой мобилизации финансовых средств на возвратной основе и усилению налогового бремени на крестьянство и городское население.

В XV веке получили распространение особые налоги, накладываемые на еврейские общины. Наряду с серебщиной, ордынщиной, поголовщиной в период войн их обязывали вносить дополнительные денежные подати сверх этих поборов. Так, вводилась особая плата с целью вооружения всадников, устанавливалась определенная сумма в золотой монете, которую евреи должны были вносить «на оборону земскую».

Важное место в податной системе занимали регалии как переходная ступень от доменального хозяйства (доменов) к налоговой системе. К крупным регалиям относились соляная, табачная, лесная, речная, горная, монетная и др. Регалии положили начало возникновению косвенных налогов.

Особую роль в формировании доходной части земского скарба играла таможенная регалия. При великом князе Александре (1492-1506) для улучшения сбора мыта были проведены некоторые реформы, созданы таможенные округа, получившие название «мыто». В XVI веке их было одиннадцать, среди которых, в частности, Новогрудское, Полоцкое, Витебское, Могилевское. Центрами округов стали крупные таможни - «головные мытные каморы» (своего рода региональные таможни), иногда их было несколько. Во главе таможен стоял великий князь, который мог сдавать таможни в аренду с правом взимать пошлины и вменял в обязанность арендаторам бороться с контрабандистами, не разрешать провозить товары тайными дорогами с целью уйти от мытных платежей.

Особое место среди пошлин занимали соляные и восковые сборы, учитывая огромную важность этих продуктов и широко распространенную торговлю ими в те далекие годы.

В середине XVI века шляхта получила освобождение от уплаты таможенных пошлин. Ей удалось добиться права беспошлинного вывоза зерна и скота из своих хозяйств, а также ввоза иноземных товаров без уплаты пошлин, но только на собственные нужды. Такие уступки несли немалые потери для государственной казны.

Важным шагом на пути унификации налогообложения BKЛ стала аграрная реформа 1557 года, которая провозгласила поземельное налогообложение. Единицей обложения стала волока - стандартный по размеру участок земли около 21 га. Теперь размер налоговых поступлений определялся количеством и качеством земли. В результате произошел переход к подворному землевладению, который привел к постепенной утрате общиной своих функций, в том числе и как налоговой единицы.

Затяжная Ливонская война (1558-1583) требовала новых источников пополнения казны. В итоге в 1561 году был введен государственный акциз на спиртные напитки и помол хлеба. Напитки облагались через уплату налога на солод, используемый на производство пива и водки. Уплата акциза на помол хлеба взималась на мельницах с каждой бочки смолотой муки. Занимавшиеся помолом зерна вручную дома платили за жернова.

Таким образом, на белорусских землях на протяжении веков складывается относительно стройная система налогообложения, пришедшая на смену контрибуциям, периодическим поборам с населения и различным «дарам» в пользу великокняжеской власти. Налоги становятся основным источником формирования государственного бюджета. При этом многие подати, длительное время взимаемые натурой, превращаются в денежные. Однако непомерные государственные расходы, вызванные непрерывными войнами, экономическое ослабление государства, многочисленные шляхетские привилегии стали серьезным препятствием на пути формирования общенациональной финансовой системы ВКЛ.

Источник: Грузицкий, Ю. Налоги и сборы Великого княжества Литовского / Ю. Грузицкий. // Финансы, учёт, аудит. - 2014. - №3. - С. 43-44.

Деньги и налоги в эпоху возвышения Московского княжества

В XIV веке Москва была центром внутренней торговли. Иностранные путешественники того времени отмечали, что москвичи имеют пристрастие к мелкой торговле — каждый чем-нибудь да торговал на многолюдных рынках. Тем не менее, проявляли они интерес и к промыслово-ремесленной деятельности. Ни в этом ли залог будущего коммерческого процветания Москвы? Ремесленное производство развивало культуру труда, а значит, и культуру общества в целом.

В Московском княжестве великий князь Дмитрий Донской (1350 - 1389) начал чеканить серебряную монету – деньгу. С этого времени господствующей денежной единицей на Руси становится серебряный рубль. Его производство было незамысловатым: нарубали из серебряной палочки и расплющивали. Монеты были неправильной формы, весили около 0,25 фунта и обязательным было ее взвешивание при заключении сделок. Золото в цене имело 12 единиц серебра. К XV веку в ходу были московские и новгородские деньги. Рубль по-московски равнялся 200 денгам. По-новгородски рубль - 100 копеек. До Петра I в России чеканились золотые монеты, называемые червонцами.

Дмитрий Донской хорошо понимал, что его государство и власть – это армия плюс налоги. Такой подход сыграл свою роль в становлении и возвышении Москвы. Дмитрий Донской, правление которого после Куликовой битвы знаменует победу Москвы в междоусобной борьбе, оформляет финансовое выражение идеи национальной независимости в своем духовном завещании: "А переменит Бог Орду, не станут дети мои давать выхода в Орду, и кто из сыновей моих возьмет дань в своем уделе, тому она и есть…". Не дети, а только правнук смог осуществить эту очень важную для государства мечту - брать налоги в своей стране и не платить из них дань завоевателю.

Уплате "выхода" положил конец Иван III в 1480 году и начал формировать новую финансовую систему Руси. Главным прямым налогом стали данные деньги (т.е. дань) с посадских людей и черносошных крестьян. Следующие налоги: ямские - для упорядочения перевозок государственных лиц и грузов и дипломатов, пищальные — для производства огнестрельного оружия- пищалей, сборы на строительство засек - укреплений на границах Московского государства и т.д.

К этому времени относится первая переписная окладная книга. В каждом погосте описывалась церковь с землею и дворами церковнослужителей, села и деревни великого князя, оброчные волости, земли каждого помещика, земли каждого купца и т.д. В описании - название селения, дворы при нем с перечислением хозяев. Обязательным было перечисление всех существующих при селении угодий, объема высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход землевладельца, корм, отдаваемый наместнику. В своем роде, это были первые финансовые отчеты. Если жители занимаются не хлебопашеством, а промыслом, то описание делалось соответствующее этому.

Для определения размера налогов служило "сошное письмо" - в своем роде, первая налоговая декларация. Письмо предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Размер сохи был неодинаков — зависел от области, качества почвы, принадлежности земель. В 1679 году соху как единицу измерения прямого налога сменил двор. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги.

Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки - то, что теперь называется арендой - срочное или бессрочное пользование движимым и недвижимым имуществом, На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные. Главным видом пошлин было мыто (плата с воза или ладьи за пропуск в определенное место). За торговлю при церквах взымался сбор за право торговли – десятина (10% от стоимости товара). Были еще небольшие пошлины на переправах через реку, на пристанях, на мостах, за досмотр товара перед продажей и клеймение, за хранение на складе. Ряд пошлин шел не в казну, а на обустройство самой же торговли, в том числе благоустраивались склады и их охрана. Такие пошлины обычно рассчитывались от натурального объема товара, иногда от его стоимости.

Система пошлин была очень сложна и обременяла не столько размерами платы, сколько многообразием видов. Ее усложняла также произвольность установления и отмены, которые целиком зависели от воли князя. Торговцы никогда не могли спланировать заранее размер налогов и потому завышали цену, чтобы в любом случае остаться с прибылью.

1.История русской экономической мысли. В 3-х т. Под ред. Пашкова А. И. - М.: Госполитиздат, 1955 - 1966

2.Толкушкин А.В. "История налогов в России". - М.: "Юрист", 2001.

2.1 Элементы налога и способы взимания налогов

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

  • субъект налогообложения;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • льготы по налогу;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».

Субъект налога , или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

  • прибыль;
  • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
  • совокупный доход физических лиц;
  • транспортные средства;
  • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы.

За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

  • необлагаемый минимум;
  • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
  • снижение налоговых ставок;
  • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

Существует несколько способов уплаты налогов.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Для каждого налога существует свой порядок уплаты .

Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.

Читайте также: