Курсовая работа история налогообложения

Опубликовано: 29.04.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности налогов с понятия мировой тенденции, их истории, а также принципов, форм налогообложения. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность, понятие и функции налогов;
- рассмотреть изменения налогообложение в России;
- изучить классификацию налогов и принципы налогообложения
-Теоретической базой исследования являются нормативные акты, периодическая, справочная, учебная литература и публикации аналитических сайтов в сети Интернет.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическая сущность налогов 5
1.1. История возникновение налогов 5
1.2. Понятие и функции налогов 7
2. Принципы и формы налогообложения 11
2.1. Принципы налогообложения 12
2.2. Классификация налогов 19
3. Налогообложение в России 24
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Приложение 1. 32

Содержимое работы - 1 файл

История,_принципы_и_формы_налогообложения.doc

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка..

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Все вышесказанное обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности налогов с понятия мировой тенденции, их истории, а также принципов, форм налогообложения. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть сущность, понятие и функции налогов;

- рассмотреть изменения налогообложение в России;

- изучить классификацию налогов и принципы налогообложения

-Теоретической базой исследования являются нормативные акты, периодическая, справочная, учебная литература и публикации аналитических сайтов в сети Интернет.

1.1. История возникновение налогов

Налоги как основной источник образования государственных доходов известны с давних времен. Налогообложение присуще всем социальным системам как рыночного, так и планового (нерыночного) типа хозяйствования.

Его история, как и история развития государства, насчитывает тысячелетия. По словам английского экономиста С. Паркина: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников».

Возникновение налогов связано с периодом становления первых государственных образований. В это время появляется товарное производство и формируется государственный аппарат управления и принуждения (чиновники, армия, суды), необходимостью содержания которых и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных (нерегулярно уплачиваемых) платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии.[4 с.22]

По мере преобразования отношений собственности и укрепления товарно-денежных отношений налоги почти повсеместно стали принимать исключительно денежную форму. Сначала налоги взимались в основном на содержание дворцов, общественных зданий и вооруженных формирований, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог. Со временем они становятся основным источником государственных финансов.

На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались почти всегда для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами и пошлинами в соответствии с размерами своих доходов и имущественным состоянием. Документальным основанием для исчисления и уплаты налога являлось заявление об имущественном состоянии и семейном положении (прообраз современной декларации о доходах). Определение суммы налога (ценза) проводилось специально избранными чиновниками (откупщиками). В качестве наиболее распространенного налога Древнего Рима, приносящего наибольший доход в бюджеты городов, выступал поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты..

Впервые в Римской империи налоги стали выполнять не только фискальную (т.е. связанную с пополнением казны денежными средствами) функцию, но и функцию регулятора экономических отношений. Общее количество налоговых платежей в Древнем Риме было более двухсот.[7 с. 300-301]

В Европе XVI-XVII вв. повсеместно налоги носили характер однократных платежей. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося предварительно полную сумму налога в казну. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения.

В конце XVII – начале XVIII вв. во всех государственных системах происходит формирование налоговых систем, включающих прямое и косвенное налогообложение. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот, переправ со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Одновременно с развитием государственного налогообложения формируется теория налогов, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он впервые сформулировал принципы налогообложения:

  • принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности;
  • принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам;
  • принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления. [14 с.74]

Принципы, предложенные А. Смитом, заложили основу современной теории налогообложения и дополненные в дальнейшем сохранили свою актуальность и поныне.

1.2. Понятие и функции налогов

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. Юридические и физические лица, являющиеся участниками процесса производства ВВП, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ определены в качестве плательщиков налогов и сборов.

С изменением роли и значения налогов в экономической системе общества произошла эволюция во взглядах и на саму природу налога. В XVIII в. преобладало мнение о том, что налог - это плата (цена) за оказываемые государством услуги своим гражданам. В XIX в. налог считался пожертвованием индивидуума в интересах государства. В XX в. основной была точка зрения о том, что налог — это принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона.[6 с.213.]

НК РФ (п. 1 ст. 8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Данное определение содержит следующие признаки налога:

• обязательность - все налогоплательщики должны уплачивать законно установленные налоги и сборы;

• индивидуальная безвозмездность - взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны государства какие-либо блага, носящие индивидуальный характер;

• уплата в денежной форме - уплата налогов в натуральной или другой форме, отличной от денежной, осуществлена быть не может;

• цель взимания налога - финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе своей деятельности.

Налог - категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства страны, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог — это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.
В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства. Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют внимание на факте отчуждения собственности в пользу государства. Схожий подход реализован в НК РФ.

Исходя из вышеизложенного, следует сказать, что категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными или местными органами власти, с другой стороны, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства.

Являясь основной формой финансового обеспечения деятельности государства в условиях рыночного хозяйствования, налоги становятся одним из мощнейших рычагов в руках государства, посредством которого оно может осуществлять регулирование процессов и тенденций, происходящих в межбюджетных отношениях, и через систему льгот и санкций оказывать опосредованное воздействие на производителей товаров, работ и услуг.
С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.

Функция налога — это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.[17 с. 278]

Важнейшие функции налогов - фискальная (распределительная) и регулирующая. Наряду с основными в качестве самостоятельной функции налогов можно выдвинуть социальную.

Фискальная (распределительная) функция налогов. Посредством этой функции реализуется основное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им возложенных на него обществом функций.

В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение потока финансовых ресурсов от экономических агентов к государству.

Регулирующая функция налогов. Данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д.

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Предмет моей курсовой работы – история налогообложения в России, начиная со времен Древней Руси, до наших дней. В своей работе я отображаю само формирование налогообложение, налоговых органов и самих видов налогов, а так же как выглядела структура налоговых органов на каждом этапе развития налогообложения.

Оглавление

Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РОССИИ – ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО ИМПЕРСКОЙ РОССИИ ………………………………………….….5

Глава II. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ РОССИИ ДО РЕВОЛЮЦИИ

§1. Конец крепостного права в России…………………………………. …….13
§2. Начало I мировой войны. Февральская и

Глава III. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

§1. Развитие налогообложения в послереволюционной России…. …………16

§2. Налоговая реформа 1930 – 1932гг………….…….………………….……..20

§3. Изменения в налоговом законодательстве СССР

§4. Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг. …………………22

Глава IV. РОССИЯ - НАШИ ДНИ……………. ………………………………24

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ История налогообложения России_Кузнецова Д. гр231.docx

Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РОССИИ – ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО ИМПЕРСКОЙ РОССИИ ………………………………………….….5

Глава II. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ РОССИИ ДО РЕВОЛЮЦИИ

§1. Конец крепостного права в России…………………………………. …….13
§2. Начало I мировой войны. Февральская и

Глава III. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

§1. Развитие налогообложения в послереволюционной России…. …………16

§2. Налоговая реформа 1930 – 1932гг………….…….………………….……..20

§3. Изменения в налоговом законодательстве СССР

§4. Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг. …………………22

Глава IV. РОССИЯ - НАШИ ДНИ……………. ………………………………24

Предмет моей курсовой работы – история налогообложения в России, начиная со времен Древней Руси, до наших дней. В своей работе я отображаю само формирование налогообложение, налоговых органов и самих видов налогов, а так же как выглядела структура налоговых органов на каждом этапе развития налогообложения.

Как известно государство и налоги это два связанных между собой института – государство для обеспечения своей финансовой деятельности финансовой

использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства.

Изначально налоги выполняли военную функцию государства: формирование и содержание армии, а затем по мере развития государства – фискальную, регулятивную и контрольную функции.

История налогообложения в России выделяет три основных этапа становления системы налогообложения:

I этап - налоговая система в государстве отсутствовала, поэтому органы власти сами устанавливали количество денежных средств, взимаемых в виде налога. Данная функция возлагалась на город или общину. На данном этапе характерна «случайность» возникновения налогов, так как сборы не имели постоянного характера и зависели от различных причин – начала войны, голода, эпидемии.

II этап - временные рамки – конец XVII – начало XVIII вв. На данном этапе становление государства уже завершилось. Строится налоговая система, более четко определены функции и задачи государства. Из разряда «случайных» налоги перешли в постоянные. Система налогообложения находит свою регламентацию в законах и тем самым становится одним из важных источников пополнения казны. Появляются специальные органы, осуществляющие сбор налогов. В науке начинают говорить о налоговом контроле.
III этап - дальнейшее развитие налоги получили в XIX в. В этот период характерен рациональный подход к установлению налогов – четкое соответствие функциям и задачам государства. Большое внимание уделяется правовой регламентации сборщиков налогов и судебной защиты налогоплательщиков от несанкционированных действий налоговых органов. Верховенство налогообложения по-прежнему принадлежит государству, хотя некоторые функции оно делегировало региональным органам власти.

В СССР налоги взимались от хозяйственной деятельности предприятий, налог с оборота и др. Это связано с политикой, которая была выбрана советскими чиновниками.
В 1990 г. Россия взяла курс на рыночные отношения и строительство правового государства. Данные события имели большое влияние на дальнейшее развитие налогов и налоговых отношений вообще. Они поставили данные отношения на рельсы международного правового регулирования. Источниками налогового законодательства являются Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

В своей курсовой работе, я рассмотрю подробнее временные периоды всех трех этапов развития налогообложения в России:

2). Петровская эпоха;

3). Имперская Россия;

4). Россия до и после революции 1917 года;

5). Советский Союз до 1991 года;

Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ РОССИИ – ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО ИМПЕРСКОЙ РОССИИ

§1. Древняя Русь.

В Древнерусском государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань — прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега (? — 912). При этом древнерусские летописи именуют «данью» военную контрибуцию. По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен. При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала XX в. Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами - «по шлягу от рала» 1 (под ралом понималась единица обложения — плуг или соха, а шляг — арабские монеты, платежное средство того времени на Руси).

Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» — система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI—XII вв. и первой половине XIII в.

Во времена Золотой Орды (1243—1480) появились различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно монгольскому хану; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др. В XIII в. дань взималась в пользу ханов Золотой Орды ( выход ордынский), платили ее русские князья начиная с Ярослава Всеволодовича (1191 — 1246, в 1236—1238 гг. княжил в Киеве, с 1238 г. — великий князь Владимирский) более 200 лет. В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель). Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.

Иоанне III (1440—1505, великий князь Московский с 1462 г.) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском, но эти средства шли на содержание татарских царевичей, живших в России. Кроме того, Иоанн III закрепил исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво — медовая дань. 1 В XV—XVI вв. существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков —яеуся.

С конца X в. взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем — князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз — в 1753 г. 2

В феодальный период (XIII—XIV вв.), кроме указанных видов налогообложения, появились судебные, торговые п ошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. 3 Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая — за право устраивать рынки. Судебная пошлина « вира» взималась за убийство, пошлина « продажа» — за другие преступления. К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани — прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей.

Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимались в денежной форме. В военное время вводили чрезвычайные налоги: пищальные деньги предназначались на покупку огнестрельного оружия, емчужные — на изготовление пороха, полоняничные взимались для выкупа полоняников — людей, захваченных в плен татарами и турками, совершавшими частые набеги на южные территории. В 1679 г. полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска.

При Иоанне IV Грозном (1530—1584) в 1555 г. установлен сбор четвертовых денег (денег из чети), представлявших собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети — центральные государственные учреждения (XVI—XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Владимирская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая.

Еще во времена Золотой Орды появился термин «пошлинные люди», означавший знатных лиц, которые брали на откуп дань ханам. При Иоанне IV пошлинные люди состояли при наместниках и собирали с городов и окружных жителей разного рода пошлины, это аналог западноевропейских откупщиков.

С 1556 г. проводились реформы государственного и местного управления, были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждены губные и земские учреждения.

В период царствования Михаила Федоровича (1596—1645, царь с 1613 г., первый царь из рода Poмaнoвых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом. (Под термином «тягло» порой понимались все виды прямых налогов.) Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. эти привилегии стали подвергаться ограничениям.

В XV—XVI вв. (период становления централизованного государства) распространение получила подать, поступавшая в казну Московского князя (впоследствии — царя), взимавшаяся в качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи». Соха — единица обложения в Московском государстве с XIII в. до середины XVII в., когда соха стала заменяться новой податной единицей — «живущей четвертью». В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось.

§2. Петровская эпоха.

С началом царствования Петра I, Россия вступает на новый этап своего развития – «европеизация» страны, строительство новых городов, фабрик, заводов, развитие науки, ведение многочисленных войн, поддержание армии и строительство флота 1 , требовало больших финансовых затрат. Постоянная нехватка материальных ресурсов вынудило введение «чрезвычайных налогов» : деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Для создания и разработок новых видов налогообложения вводятся новые должности – прибыльщики, обязанностью которых была «сидеть и чинить государю прибыли» - придумывать новые виды податей. По их инициативы введены: подушная подать, гербовый сбор, налоги с постоялых домов, с печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Введено удвоенное обложение податями староверов. Уже начиная с 1704 г. вводились сборы: поземельный, померный и весный, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный и другие.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

История налогообложения в России – это довольно сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран, а не только для России. В значительной мере они сохранены и в современной России.
Целью курсовой работы будет является рассмотрение развития налогообложения в России в период с Древней Руси и заканчивая современным периодом, выявление общих закономерностей и нахождение отличительных особенностей этого процесса.
В заключении будет содержаться выводы того, что изложено в основной части, мы соотнесем их с общей целью курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………. ………………………………3
Глава 1. История налогов IX – XIX вв
§ 1.1. Развитие налогообложения в Древней Руси………………………………………………………………………………. 6
§ 1.2. Налогообложение в России в XIII – XVII вв………………………………………………………………………………….11
§ 1.3. Налогообложение в Российской Империи в XVII – XIX вв………………………………………………………………………………….16
Глава 2. Налогообложение в России в XX в.
§ 2.1. Система налогообложения в России в советский и постсоветский период ……………………………………………………………………………………21
§ 2.2. Современные этапы развития налогообложения………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных материалов……………………………………………………………………….32

Работа состоит из 1 файл

Курсач.docx

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ

«Историческое развитие налогообложения».

студент очного отделения

юридического факультета ВГНА

группы ЮО-308 И.В. Антонийчук

Заместитель заведующего кафедры финансового и налогового права

Глава 1. История налогов IX – XIX вв

§ 1.1. Развитие налогообложения в Древней Руси…………………………………………………………………… …………. 6

§ 1.2. Налогообложение в России в XIII – XVII вв………………………………………………………………………… ……….11

§ 1.3. Налогообложение в Российской Империи в XVII – XIX вв………………………………………………………………………… ……….16

Глава 2. Налогообложение в России в XX в.

§ 2.1. Система налогообложения в России в советский и постсоветский период ……………………………………………………………………………… ……21

§ 2.2. Современные этапы развития налогообложения……………………………………… ………………………..27

Список использованных материалов…………………………………………………… ………………….32

В начале человеческой цивилизации философы определяли налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им в то время налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др.

Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями. По мере развития человечества налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию.

В наше время понятие налога приняло окончательный вариант и звучит оно так.

“Налог - это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 1 ”

Со времени возникновения государства именно налоги стали необходимым механизмом в экономических отношениях общества, в рамках самых различных способов производства. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов и государственных деятелей различных эпох:

1) Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа.

2)Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

3)А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На первых ранних этапах цивилизации основной формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольно, а являлось неким неписаным законом.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются совершенствованием налоговой системы. В современном мире — это основной доход государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В целом в истории развития налоговой науки России определяющую роль сыграли два научных течения: неоклассическое, вобравшее идеи А. Смита и Д. Риккардо и марксизма.

В ходе написания курсовой работы нам будет необходимо установить что такое налог, налоговая система, налогообложение, узнать их значение. Благодаря этому в хронологическом порядке, поэтапно будет описано и проанализировано развитие налогообложения на территории России, начиная с первых упоминаний IXв. и заканчивая современным этапом в Российской Федерации. В ходе написания этой работы нам предстоит сравнить различные нормативно-правовые акты различных периодов времени. С помощью этого будут выведены закономерности развития налогообложения, учитывая различные исторические условия, в которых функционировало Русское государство на различных этапах своего существования.

Целью курсовой работы будет является рассмотрение развития налогообложения в России в период с Древней Руси и заканчивая современным периодом, выявление общих закономерностей и нахождение отличительных особенностей этого процесса.

В заключении будет содержаться выводы того, что изложено в основной части, мы соотнесем их с общей целью курсовой работы.

Глава 1. История налогов IX – XIX вв.

§ 1.1. Развитие налогообложения в Древней Руси.

В этой главе будет рассмотрено развитие налогообложения в период с Древней Руси до Российской Империи.

История налогообложения в России – это довольно сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран, а не только для России. В значительной мере они сохранены и в современной России.

“Первая тенденция – периодическое постепенное разрастание числа налоговых платежей и податей, заканчивающееся налоговой реформой, целью которой является упрощение податной системы и сокращение общего количества налогов. Через некоторое время после завершения реформы число налогов вновь начинает возрастать, давая начало следующему циклу реформирования.

Вторая тенденция – постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки увеличить долю прямого обложения, которые, в конечном счете, приводили к противоположному результату – росту косвенного обложения.

Третья тенденция – постоянные колебания от акцизного обложения алкогольной продукции и винно-водочных изделий к государственной монополии на эти товары (винные откупа, казенная монополия). 2 ”

Эпоха объединения Древнерусского государства, начинается с конца IXв. Основной источник дохода казны в этот период - дань.

Дань – представляет собой прямой налог(подать) собираемый с населения. Первый упоминания о взимании дани относится к эпохе князя Олега.

По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань теряла значение контрибуции и превратилась в подать, уплачиваемую населением государству. В Киевской Руси единицей обложения данью служил “дым”, который определялся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве.

“Дым” сохранился в России до XVIIв. Дань взималась двумя способами: повозом и полюдьем.:

  1. Повоз – система привоза дани дани князю(Великому князю)
  2. Полюдье – система сбора дани путём снаряжения экспедиций.

“В эпоху Золотой Орды появляются подати и сборы, которые взимаются преимущественно раскладочным способом. Так называемые Выход Ордынский он взимался сначала баскаками, а затем самими русскими князьями. 3 ”

При Иоанне III налог на производство пива и мёда – медовая дань. В XV – XVIвв. Существовала пошлина на право выделки алкогольных напитков – явка.

В Древней Руси первые упоминания о дорожных пошлинах относятся к концу Xв. Взимались в виде:

  1. мыта – на перевозимые товары
  2. головщины- с торговых людей
  3. мостовщины и перевоза – на людей и товары.

В период феодальной раздробленности XIII – XIVвв. Кроме этих видов налогообложения постепенно распространялись судебные, торговые пошлины, а так же пошлины с соляных варниц, серебряного литья и других.

“К началу XVIIв. Данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани прямой государственной подати). Взималась с черносотенных крестьян и посадских людей. Существовали следующие виды податей:

  1. военные - омские, пищальные, емчужные деньги.
  2. Военно-инженерные – сбор на городовое и засечное дело
  3. Административные – казначеевы и дьячные пошлины.. 4 ”

В России в XII-XIIIвв. Получил распространение натуральный оброк – один из видов феодальной ренты, уплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам.

Оброк взимался не только с доходов от земледелия, но и от торгово – пошлинных занятий. После реформы 1861г. Оброк заменён выкупными платежами.

Натуральный оброк с крепостных крестьян соответствовала система натуральных повинностей – это возмещение государством на население о обязанностей выполнять определённые работы и представлять личное имущество в распоряжении органов государственной власти.

В русском государстве в XV_XVIIвв. Существовало пожилое – пошлина, которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и после Юрьева дня. В связи с отменной Юрьева дня – его отменили.

Во второй половине XVIв. Многие налоги и сборы стали взиматься в денежной форме.

Взимались следующие виды денежных налогов и сборов:

  1. Полоняничные деньги – налог взимаемый для выкупа пленных
  2. Стрелецкие деньги – налог на содержание стрелецкого войска
  3. Сбор четверных денег (при Иоанне IV Грозном) – подать, взимаемая для содержания должностных лиц.

“К периоду царствования Ивана Грозного относится первое в российской упоминание о взимании акциза с мяса – в 1574г. Взималась пошлина при убое скота.

В конце XV – первой половине XXVIвв. В России учреждаются центральные органы управления – приказы. 5 ”

Существовали следующие виды финансовых приказов:

  1. Большого дворца
  2. Большого прихода
  3. Большой казны
  4. Новой четверти
  5. Счётных дел
  6. Полоняничный
  7. Стрелецкий
  8. Денежного и хлебного сбора
  9. Денежной раздачи
  10. Приказных дел

С XVIв. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные, соляные и винные.

В период царствования Михаила Федоровича Романова, служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом – денежная и натуральная повинность крестьян и посадских людей. Так же одним из источников доходов казны в этот период стан иностранные займы( в основном английские займы, в замен англичане получили право на беспошлинную торговлю).

Особое место на Руси занимает церковная десятина.

Важнейшим источником дохода казны были торговые пошлины. В 1635г. разрозненные торговые пошлины заменены единой торговой пошлинной, взимавшаяся в размере 5 % с цены на любой товар. В 1646г. была увеличена ставка соляной пошлины , но из-за ряда соляных бунтов она была отменена.

“При Фёдоре Алексеевиче Романова с 1679г. взамен посошного обложения вводится подворный налог. В этот период основным источником государственных доходов являлись таможенные и кабацкие сборы составлявшие в 1680г. около 49% всех доходов бюджета. 6 ”

В завершении этого периода можно сделать несколько выводов по развитию налогообложения в Российском государстве в эти временные отрезки:

  1. финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца 9 века в период объединения древнерусских племен. Основной формой поборов в княжескую казну была дань. После свержения татаро-монгольского ига податное дело было кардинально реформировано Иваном III

(конец 15-начало 16). Введены русские прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация- сошное письмо. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы- "сохи", на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

  1. в 16-17 веках налогообложение на Руси было упорядочено и приведено в систему. Налоги становятся основным источником бюджета. Были созданы специальные органы, в компетенцию которых входил контроль за фискальной деятельностью приказов, за выполнением доходной части бюджета.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Зарождение налогообложения

Ни одно государство не может нормально существовать и функционировать без налогообложения. Тесная взаимосвязь налогообложения с государством придает особую специфичность в изучении истории налогообложения. Для того, чтобы понять специфику изучения налогообложения необходимо дать определение данному понятию

Налогообложение — это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов, включающая в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты различными субъектами.

Точно сказать, когда и где зародилось налогообложеие никто не может. Он возникал постепенно и достаточно долго. Известны эпохи, когда его еще не существовало, но ученые не могут определить, тот момент времени, когда он начал существовать.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа История налогообложения 450 руб.
  • Реферат История налогообложения 260 руб.
  • Контрольная работа История налогообложения 210 руб.

Еще со времен первобытного строя, когда человечество жило родовыми общинами существовало разделение туда. Люди занимались охотой, рыболовством, делились добычей с собратьями по племени. Время от времени у них появлялся избыточный продукт, которое в последствии привел к появлению обмена. На границах общин соседи обменивались дарами природы: ценные раковины, шкуры, дерево. Общины росли и менялись, но обмен так и остался одним из способов укрепления связей между ближайшими общинами. Внутри общин обмен происходил чаще и развивался сильнее - это явление повлияло в последствии на специализацию хозяйственной деятельности. В дальнейшем в общинах стали образовываться старейшины, которые забирали заработанный процент на развитие общин.

Шло время, появлялись государства. Развивались торговые отношения. Обмен становился более интенсивным. Очень сильное влияние на развитие торговли влияло географическое положение. Примером может послужить древнее государство Месопотамии, которое находилось на пересечении рек Тигра и Евфрата. Они служили транспортными магистралями, которые позволили вывозить товар за пределы государства. В результате этого в стране стали появляться привозные товары. Рост торговли способствовал развитию ремесел и городов. С ростом городом стали появляться признаки бюрократии, которую необходимо было поддерживать. В связи с этим стало появляться достаточно много налогов и обременений. Роль налоговых чиновников тогда исполняли писцы.

Поначалу налогообложение обременяло только «неблагородных». В их обязанность входила функция обеспечения доходами правителей страны. К современному механизму налогообложения свободного гражданина пришло не сразу. Достаточно долго человечество искало ответа на вопрос по какому принципу взимать налоги, с каких категорий. Если рассматривать историю Римской империи то можно удивиться за что, порой там взимали налоги, например:

  • Налог на наследство;
  • Налог за сбор и размен денег;
  • Налог на владение рабами;
  • Налог на вино;
  • Налог на пшеницу и огурцы.

И это только небольшой перечень всех на первый взгляд несуразных налогов. Развиваясь, система налогообложения была настолько сложной и тяжелой, что породила массовую коррупцию. Было проще заплатить чиновнику взятку, чтобы они не замечали уплаченных налогов.

Налогообложение - мировой опыт

После распада феодальной системы основным налогооблагаемым объектом стала земля. Вначале налог собирали в зависимости от площади земельного участка, позже стали собирать за доход, полученный с этой земли. В 1668 году налогообложение Голландии дошло до невероятных размеров. Налогами обложили практически все, в том числе воздух и вода. Налог с воздуха платили владельцы ветряных мельниц.

Налоговое обременение постоянно вызывало недовольство со стороны населения. Так 16 декабря 1773 года жители Бостона, переодетые индейцами (чтобы англичане их не опознали), захватили три судна принадлежавшей Англии Ост-Индской компании и выбросили за борт привезенные этими судами, 342 ящика с чаем, а самого британского сборщика налогов повесили. Британский власти закрыли порт, что в свою очередь послужило сигналом к восстанию североамериканских колонистов.

Множество подобных событий привело экономистов к мыcли, что необходимо менять систему налогообложения. В итоге главным источником налогообложения стали доходы с организаций и граждан.

Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии, так как появилась необходимость в деньгах для войны с Наполеоном. Данный налог приживался достаточно тяжело. Это неудивительно, так как любые изменения в налоговой системе встречают активные сопротивления.

Развитие налогообложения в России

Налогообложение в России началось в конце IX века. Первой системой сборов являлась дань. В дальнейшем Иван III реформировал систему налогообложения. Были введены прямые налоги(подушный) и косвенный (пошлины и акцизы). Во время царствования Алексея Михайловича система налогообложения была упорядочена. Был создан специальный орган-Счетная палата. Особую роль в развитии системы налогообложения внес Петр I. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие. Царствование Николая II ознаменовало собой прямые налоги. Большое значение придавалось оброку крестьян с земли (аналог земельного налога). Появились новые налоги: налог с акционерных обществ, сбор с прибыли и т.д. После октябрьской революции началась эпоха новых налогов.

Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения, были введены акцизы на спирт, вино, введён подоходный налог.

Современная налоговая сисмтема начала свою деятельность с 1991 года.

На сегодняшний момент граждане уплачивают такие налоги, как:

  • НДФЛ-налог на доходы физических лиц;
  • траспортный налог;
  • имущественный налог;
  • земельный.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации.
Цель курсовой работы: определить сущность, раскрыть проблемы и проследить историю развития налоговой системы РФ, ее этапы и основные принципы. Методологической и теоретической основой работы послужили учебники и учебные пособия. Практическое значение данной работы состоит в том, чтобы данная тема является актуальной в современных экономических условиях.

Содержание

Введение 5
1. История возникновения налогов в России 7
2. Этапы реформирования налоговой системы 10
3. Понятие налогового права и его место в системе российского права 16
4. Принципы налогообложения в РФ 18
5. Общие и частные теории налогов 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

Коломенский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Специальность 080507 - «Менеджмент организации»

по дисциплине «Налогово-бюджетная система»

«История развития налоговой системы»

студент группы М-41 __________________________ О.С. Алёшина

преподаватель ___________________________ к.э.н., доц. Ю.Н. Барышова

подпись преподавателя (должность, ученое звание)

Дата: ________________ Оценка:________________

г. Коломна, 2013 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коломенский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет_____________________ ______________________________ ______________________________ ___

Кафедра ______________________________ ______________________________ _____

Специальность ______________________________ ______________________________ __________________

Задание на курсовую работу (проект)

По____________________________ ______________________________ ______________________________ ____

студенту __________курса, группы ______________________________ ______________________ отделения

______________________________ ______________________________ ______________________________ _____

Фамилия, Имя, Отчество

Тема задания_______________________ ______________________________ ______________________________

______________________________ ______________________________ ______________________________ _____

______________________________ ______________________________ ______________________________ _____

Дата выдачи задания_______________________ ______

Срок предоставления к защите____________________

Объем курсовой работы:

  1. Расчетно-аналитическая записка

______________________________ ______________________________ ______________________________

______________________________ ______________________________ ______________________________ _

______________________________ ______________________________ ______________________________ _

______________________________ ______________________________ ______________________________ _

______________________________ ______________________________ ______________________________ _

  1. Графическая часть

______________________________ ______________________________ ______________________________ _____

______________________________ ______________________________ ______________________________ _____

______________________________ ______________________________ ______________________________ _____

______________________________ ______________________________ ______________________________ _____

Курсовая работа содержит 28 страниц, 13 источников литературы.

Налоги, налоговая система, система налогообложения, прямые налоги, косвенные налоги, теория налогообложения, налоговое законодательство, налоговое ведомство, налог с продаж, единый налог на вмененный доход, налоговые ставки, налоговые льготы, налоговая ставка, региональные налоги, местные налоги, федеральные налоги, налоговое регулирование, инвестиционный налоговый кредит, налог на прибыль, налог на имущество предприятий, консолидированный бюджет, бюджетные расходы, подоходный налог, налоговое бремя, Налоговое право, НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК, Налоговое право, Налоговая теория.

Объектом исследования является налоговая система Российской
Федерации.

Цель курсовой работы: определить сущность, раскрыть проблемы и проследить историю развития налоговой системы РФ, ее этапы и основные принципы.

Методологической и теоретической основой работы послужили учебники и учебные пособия.

Практическое значение данной работы состоит в том, чтобы данная тема является актуальной в современных экономических условиях.

1. История возникновения налогов в России 7

2. Этапы реформирования налоговой системы 10

3. Понятие налогового права и его место в системе российского права 16

4. Принципы налогообложения в РФ 18

5. Общие и частные теории налогов 21

Список использованной литературы 28

Введение

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Основными задачами государственной политики России официально провозглашены создание рыночной экономики и ускорение экономического роста. В какой-то степени они решаются - распределение товаров и услуг происходит на основе свободных обменных сделок, рост валового внутреннего продукта страны в последние годы близок к поставленным задачам. Вместе с тем страна довольно медленно продвигается в сторону создания конкурентоспособного на мировом рынке производственного потенциала - весь рост фактически сводится к наращиванию объемов добычи и вывоза сырья, а также оборотов, связанных с ввозом готовой продукции из-за рубежа. И такой результат в значительной степени обусловливается особенностями применяемой системы налогообложения, включающей в себя и действующие налоги, и порядок налогового администрирования [8].

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

Таким образом, налоговая система государства призвана обеспечивать реализацию общественно значимых мероприятий, направленных на экономическое развитие, а также укрепление в России принципов социального равенства и партнерства.

Актуальность темы «История развития налоговой системы» очевидна, так как в настоящее время в России происходит формирование нового подхода к разработке и реализации инструментов влияния фискальной политики государства на развитие динамики макроэкономических показателей национальной экономики.

Объектом исследования в курсовой работе является налоговая система Российской Федерации.

Предмет исследования - возникновение, развитие, современное состояние налоговой системы РФ.

Цель курсовой работы – определить сущность, раскрыть проблемы и проследить историю развития налоговой системы РФ, ее этапы и основные принципы.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. отследить историю возникновения налогов в России;
  2. описать этапы реформирования и становления налоговой системы РФ;
  3. изучить принципы построения налоговой системы;
  4. рассмотреть общие и частные теории налогов.

История возникновения налогов в России

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа.
Ш. Мотескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы [9,с.33].

Таким образом, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством.

Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

Только в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую политику. Это касается, как стран Западных Европы, так и России. В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.

При Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II (1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Мин. Финансов и определена его роль.

На протяжении XIX в. В России главным источником доходов оставались прямые (подушная подать и оброк) и косвенные (акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме прямых налогов существовали земские сборы, специальные сборы, пошлины.

В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д. Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).

В России в конце XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, происходили не только количественные, но и качественные изменения в налоговой системе.

Однако развитие налоговой системы России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажно-денежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег).

Очередной спад во всей бюджетно-налоговой системе наступил после Октября 1917 года. Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.

Определенный этап налаживания финансовой и налоговой системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. В течение 1922 - 1926 г. доля прямых налогов возросла от 43 до 82 процентов.

В этот период важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой, прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников акционерного общества: сначала как совокупный доход акционерного общества, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.

Читайте также: