Государство не может собрать всех запланированных налогов

Опубликовано: 11.05.2024

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Иллюстрация: Борис Мальцев / Клерк

Действительно, получается, что российское государство как-то обходится без населения в деле формирования своих доходов. А значит, нам, наверное, не стоит так выпендриваться – раз не на наши налоги, то какое право мы имеем высказываться?

Государство и его бенефициар

«Государственное» – это прилагательное, отвечающее на вопрос «какое? чье?». В толковых словарях (Ожегова, Шведовой и прочих) слово «государственный» определяется достаточно полно. Вот определение из словаря Ефремовой: «(1) Соотносящийся по значению с существительным государство, связанный с ним; (2) а) осуществляемый государством, находящийся в его ведении, б) устанавливаемый государством; (3) а) связанный с деятельностью государства, его функционированием, б) принимающий непосредственное участие в управлении государством, в) способный действовать и принимать решения, руководствуясь интересами государства; (4) имеющий значение для всего государства, учитывающий его интересы».

Обратите внимание – в списке значений нет «принадлежащий государству». И это неспроста.

Ведь государство – это (тот же словарь): «(1) Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; (2) а) страна с определенной политической системой, б) система органов управления; (3) а) перен. Что-либо крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью, б) место обитания, распространения, преобладания кого-либо, чего-либо».

То есть государство – это «система органов», «форма». Ментальная конструкция, договорной миф, а не реальный субъект. Поэтому логично, что словарь не наделяет государство функцией «владения».

Логично, но не совсем точно. Развитие цивилизации пошло по пути создания договорных конструкций и наделения их ограниченной субъектностью. Подобные конструкции (самые известные среди них даже не государства, а юридические лица – компании) могут владеть имуществом, распоряжаться им, использовать его и еще много чего другого.

Конечно, делают они это не сами. За них это делают специальные люди, тем или иным образом уполномоченные на такие действия и статусы. Так что сказать «государственное имущество» можно.

Другое дело, что факт такого владения не дает нам возможности видеть в «государстве» полноценного владельца. Согласно современному пониманию права, владение бывает двух видов – номинальное и бенефициарное. Бенефициарное владение – это владение, осуществляемое реальным лицом, которое от этого владения может извлекать выгоду или терпеть убытки (отсюда само название; benefits), нетранслируемые далее на третьих лиц. Номинальное владение – это «промежуточное» владение в пользу кого-то, в результате которого бенефициируют (получают конечную прибыль и убытки) другие лица.

Так вот, никакое юридическое лицо, никакой договорной конструкт не могут быть бенефициарными владельцами – они всегда номиналы, работают в пользу реальных живых лиц – бенефициаров.

Кто в это не верит, попробуйте убедить западный банк открыть счет компании, не сделав комплаенс на ее владельцев: вам быстро объяснят, что номиналы никого не волнуют – всех волнует бенефициар. У номиналов есть управляющие, но управляющие, естественно, тоже не бенефициары – они наняты на работу, они не владеют ни активами, ни результатами деятельности такого конструкта.

Теперь можно вернуться к государству. «Государственная собственность» как собственность конструкта, конечно, номинальна по природе. У государства есть бенефициары – в разных моделях государств разные.

В государстве средневековой модели это чаще всего суверен государства, король или царь. Он единственный, кто в конечном счете имеет право на бенефиты, формируемые активами государства.

Подданные такого короля – это клиенты, которые получают от короля права на долю государственных бенефитов в обмен на обязательства по отношению к королю, в основном сводящиеся к лояльности, производству продукта, часть которого идет королю, и обеспечению безопасности государства. У этих подданных есть свои подданные, отношения с которыми строятся аналогичным образом.

В стороне от этой пирамиды находятся свободные от вассальных отношений немногочисленные ремесленники/горожане/наемники/специалисты. Их экономика строится на границе государственной системы – они продают свой труд и платят налоги. Налоги являются их платой за право продажи своего труда.

Более современная модель государства – это государство, в котором бенефициаром является большая группа людей или все за редким исключением население. Западные государства устроены именно так – уже давно там законодательно закреплено, что бенефициаром государства являются граждане страны.

Таким образом, сувереном государства России является ее народ. Народ (граждане) России выступает коллективным бенефициарным собственником всего, что принадлежит государству как номинальному держателю. Граждане России должны государству много различных вещей (это записано в той же Конституции) – платить налоги, соблюдать закон, проходить срочную службу и прочее. Только не надо забывать, что должны они это государству лишь как номиналу, а бенефициарно они должны это самим себе и другим гражданам России – государство только регулирует и аккумулирует эти долги.

А вот государство должно гражданам России все, что имеет, что получает и что может получить. Оно же номинал, а народ – суверен, бенефициар. Так что разговор дамы из регионального правительства на тему «государство вам ничего не должно» смешон – оно должно, причем не «что-то», а ровно все, что имеет. Как именно и кому это «все» оно должно отдавать, решают органы государственного управления, избранные народом – смотри Конституцию.

Нефть или граждане

Сюда не включаются только сборы в Пенсионный фонд, которые идут целевым образом на пенсии, и иногда сборы в социальные фонды, также имеющие целевое назначение. Но и те и другие сборы уплачиваются населением, и вместе с подоходным налогом это 40% бюджета.

Ашманов утверждает, что граждане вносят только подоходный налог (13% от дохода), которого не хватает ни на что, а остальное – это «государственные деньги». В реальности граждане платят не только подоходный налог (примерно 10% совокупных доходов бюджета), но еще и НДС (20%), налоги на совокупный доход и имущество (5%), часть акцизов и таможенных пошлин (всего их 20–22%, около 10% – платежи граждан), соцвзносы (20%) – вместе это уже 60% бюджета. Далее, граждане являются бенефициарами частных компаний, которые платят налог на прибыль – еще примерно 5% бюджета.

Итак, 65% доходов бюджета – это напрямую «наши налоги», без каких бы то ни было оговорок. Так что даже если бы у нашего государства сувереном был не народ, а некий царь (а так, похоже, многие сегодня думают), то и здесь получалось бы, что более половины налогов в бюджете «наши».

Можно спорить, кто платит больше налогов, кто – меньше, но олигарх-нефтяник, чья компания уплачивает НДПИ, не может похвастаться тем, что платит огромный налог в отличие от нас. Государство передало ему в эксплуатацию недра, которые по закону находятся в федеральной собственности, то есть это наши недра он эксплуатирует, и его налог – это всего лишь плата нам за наши недра.

По сути источником почти всех налогов является народ России (малое исключение – налоги иностранцев, зарабатывающих в России, их совсем немного). И именно он является бенефициаром всех источников этих налогов. Государство – посредник в процессах платежа, и ничего более.

Но как же тогда быть с высказываниями о том, что российское государство практически не зависит от налогов, собираемых с частных лиц? И это тоже правда. Одно дело, кому принадлежит собственность по праву, а другое – кто ею распоряжается и как распоряжается.

Российская власть (не государство, заметьте; государство – это договорной фантом, а власть – это группа реальных людей) сконцентрировала в своих руках и централизовала на федеральном уровне беспрецедентные возможности контроля над государственной собственностью, налоговыми потоками и управлением бюджетом.

Сделать это ей было достаточно просто, благодаря тому что основная масса доходов бюджета действительно порождается выручкой от продажи полезных ископаемых. 25% консолидированного бюджета (за вычетом социальных сборов) составляют нефтегазовые доходы, которые собираются помимо населения.

Доходы от продажи полезных ископаемых идут в основном на закупку импорта, обеспечивающего более половины потребления в России (а если исключить из потребления те самые полезные ископаемые и энергию в широком смысле, которую контролирует та же власть, то и все 70%). Таможенные пошлины и НДС мы как потребители вынуждены платить, а власть их собирает: больше нефти – больше пошлин и НДС; меньше нефти – меньше налогов.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения (даже не «более бедная» или «менее занятая», а просто ровно половина от каждой группы и страты), то власть от этого только выиграла бы. Почти 35% консолидированного бюджета никак не изменились бы, то есть доходы бюджета ориентировочно упали бы на 32,5%, а подушевой уровень доходов бюджета вырос бы где-то на 35% (это случайное совпадение цифр, а не математическая закономерность). При этом расходы бюджета (за вычетом некоторой доли военных и инфраструктурных расходов) сократились бы примерно в два раза – то есть бюджетная ситуация в стране стала бы существенно лучше.

Говорит ли это о том, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений? Разумеется, нет. Если в большом доме на первом этаже построен магазин, председатель ТСЖ не может заявить, что поскольку плата за аренду магазина составляет большую часть от поступлений ТСЖ, ему плевать на мнение жильцов и он сам себе хозяин (хотя, конечно, если бы дом был поменьше и жильцов было меньше, а магазин был бы таким же, то финансы ТСЖ были бы только лучше).

Председатель ТСЖ всего лишь приказчик, поставленный жильцами, а плата за аренду магазина принадлежит жильцам так же, как и любые другие их доходы – только коллективно. Чиновников ТСЖ, считающих, что деньги за аренду – их, а не жильцов, надо последовательно выгонять; жильцов, считающих так же, – переубеждать; подрядчиков ТСЖ, которые хотят на такой вседозволенности заработать (даже если они великие патриоты дома и защитники его интернета от «Гугла» и прочих врагов), – отстранять от кормушки.

И если мы хотим однажды оказаться жителями страны, которая развивается хотя бы так же быстро, как мир в среднем, мы должны научиться и научить всех ее жителей, что в реальном мире существуют только люди – граждане страны, ее население, народ, общество.

«Страна» и «государство» – это придуманные нами понятия; они придуманы для нашего удобства и должны нам служить – других задач у них нет и быть не может. Те, кто полагает, что ментальные конструкты могут жить сами по себе и еще требовать чего-то от реальных людей, серьезно задержались в социальном развитии – где-то на уровне примитивных родоплеменных религий с их антропоморфическими анимизмами.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №11 «Налоги»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Налоги.
  • Функции налогов.
  • Элементы налогов.
  • Виды налогов.

Глоссарий по теме: налоги, функции налогов, прямые и косвенные налоги, налогоплательщики, налоговая декларация, налоговая инспекция.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Государственная власть всегда нуждалась в средствах для собственного обеспечения. Способы добывания этих средств изменялись с ростом уровня развития общества. С древнейших времен по мере опустошения казны всё сильнее возникала потребность в возникновении повода для объявления войны соседям. Победитель устанавливал либо разовую контрибуцию, либо регулярный сбор дани. В дальнейшем государства начали защищаться от агрессивных соседей, создавая армейские подразделения на регулярной основе, для содержания которых нужны были средства. Так появилось первое обоснование необходимости регулярных платежей государству. Иначе говоря, налоги появились с возникновением государства и по сей день представляют собой один из главных источников доходов государственного бюджета и являются средством оплаты его расходов.

Так как услугами государства пользуются все его граждане, то государство собирает плату за эти услуги со всех жителей страны, и, как уже отмечалось ранее, налоги служат инструментом перераспределения национального дохода, создания благоприятных и конкурентоспособных условий для различных сфер экономики.

Функции налогов

Помимо пополнения госбюджета, налоги выполняют ещё ряд функций. Рассмотрим их подробнее.

  1. Фискальная функция реализует главное общественное предназначение налогов – формирование доходной части госбюджета. ВО ВСЕХ государствах налоги, прежде всего, выполняют эту функцию, т.е. обеспечивают финансирование государственных расходов государства.
  2. Регулирующая функция заключается во влиянии через систему налоговых ставок и льгот на процесс общественного производства в стране: расширение или сокращение развития определённых отраслей, повышение или понижение платёжеспособного спроса населения страны и т.п.
  3. Контрольная функция позволяет контролировать деятельность фирм, учитывать доходы граждан и соизмерять с их расходами. Благодаря данной функции, оценивается эффективность всей налоговой системы, выявляется необходимость во внесении изменений как в налоговую систему, так и в бюджетную политику государства.
  4. Социальная функция связана с перераспределением доходов в обществе с целью снижения степени расслоения в обществе. Она реализуется через установление различных ставок налогообложения и полное или частичное освобождение от налогов отдельных категорий граждан, нуждающихся в соцзащите.
  5. Поощрительная функция отражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом. Например, значительно уменьшается налоговая база по налогу на доходы физических лиц для участников ВОВ, Героев СССР и России, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и т. п.

Элементы налогов

Уплата любого налога представляет собой строго упорядоченный процесс, включающий ряд элементов.

Субъект налога – физическое или юридическое лицо, законом обязанное уплачивать налог.

Объект налога – то, с чего взимается налог.

Налоговая база – стоимостное выражение объекта налога.

Носитель налога – лицо, уплачивающее налог фактически.

Носитель налога может не совпадать с субъектом налога, как, например, в случае с косвенными налогами, о которых будем говорить далее, субъектами налога являются продавцы, а носителями – покупатели, непосредственно оплачивающие налог.

Налоговый период – временной период, за который исчисляется налог.

Источник налога – это доход, из которого уплачивается налог.

Источник может совпадать с объектом налога, например, в случае заработной платы или гонорара, а может не совпадать. Здесь ярким примером может служить вещественный выигрыш в лотерею, например, автомобиля. Объектом налога будет являться автомобиль, его стоимость будет являться налоговой базой, а источником налога – какой-то другой доход, так как пока субъект налога не оплатит налог на выигрыш, он не станет его собственником.

Ставка налога – величина налога в расчёте на единицу налогообложения.

Виды налогов

Теперь рассмотрим основные виды налогов, условно разделив их на группы.

  1. По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно с получателя дохода или с владельца имущества. В случае с прямыми налогами субъектом и носителем налога всегда является одно лицо. К прямым относятся налоги на доходы физических лиц, имущество, автотранспорт, землю, водные ресурсы, прибыль, добычу полезных ископаемых, игорный бизнес.

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются покупателями при покупке этих товаров. Как уже говорили, в случае с косвенными налогами субъект и носитель налога не совпадают. Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы, госпошлины.

2. По способам определения размера налога выделяют пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины), прогрессивные (повышение ставки налога по мере возрастания дохода), регрессивные (предполагают снижение налога по мере роста дохода).

3. По уровням бюджета, в который поступают налоговые отчисления, выделяют федеральные, региональные, местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются правительством на федеральном уровне и зачисляются в федеральный бюджет согласно статье 13 НК РФ.

Региональные налоги находятся в компетенции субъектов федерации. К ним относятся налоги, перечисленные в статье 14 НК РФ.

Местные налоги, перечисленные в статье 15 НК РФ, устанавливаются и собираются в местные бюджеты.

4. По назначению или по порядку использования налоги делятся на общие и целевые.

Общие – обезличенные в процессе взимания налоги в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.).

Целевые – налоги, привязанные к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог и пр.).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В приведённом ниже списке налогов один является лишним. Зачеркните его.

Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

Решение: Все налоги, кроме подоходного, относятся к косвенным налогам. Подоходный налог является прямым налогом.

Ответ: Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

2. Прочитайте название налога. Подставьте в окошечко возле фактора производства порядковый номер налога, соблюдая соответствие: данный вид налога платит владелец этих видов ресурсов. Если номера будут расставлены верно, то в кроссворде откроются названия доходов, получаемых владельцем данного фактора производства.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль

Налог на землю платит владелец природных ресурсов. Значит, в окошечке возле них необходимо поставить цифру 1, и тогда в кроссворде появится доход владельца природных ресурсов – рента.

Аналогичным образом поступаем с остальными налогами и ресурсами. В ответах приведена итоговая таблица с верными ответами.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль


Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил. – С. 145–150.
  2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 120–123.
  3. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие / Л. М. Куликов. – М.: КНОРУС, 2015. – 248 с. – С. 242–246.
  4. Матвеева Т. Ю. Макроэкономика: учебник для вузов в 2-х частях / Т. Ю. Матвеева. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – С. 308–309.
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. – М.: Рольф, 2000. – 416 с. – С. 151, 194, 198, 272.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Куда идут деньги налогоплательщиков? Насколько эффективно они расходуются? Почему объем коррупции сопоставим с объемом бюджета страны? Эти и другие вопросы - тема открывающегося завтра 2-го съезда Российского союза налогоплательщиков. На вопросы "РГ" отвечает председатель совета Союза Сергей Шахрай.

Российская газета | До сих пор гражданам предлагалось только одно: заплати и спи спокойно. Теперь речь идет о "народном контроле"?

Сергей Шахрай | Мы считаем, что уплата налогов - не только обязанность граждан, но и особая форма их участия в управлении государством. С другой стороны, государство также должно ответственно относиться к расходованию нашего общего достояния - госбюджета. И раз мы честно выполняем свой долг по уплате налогов, то мы имеем конституционное право знать, насколько эффективно государство формирует и расходует госбюджет. Отсюда концепция нашего союза - взаимная ответственность граждан и государства в формировании и управлении общественными финансовыми ресурсами.

Наша задача - повышать уровень правового сознания налогоплательщиков и формировать налоговую культуру. Все это в конечном итоге приведет к созданию общественного контроля за деятельностью органов государственной власти по управлению средствами госбюджета, механизма общественной поддержки государственных усилий по совершенствованию бюджетно-финансовой сферы и формированию единой системы государственного финансового контроля.

РГ | Однако, согласитесь, пока большая часть налогоплательщиков не видит особой взаимосвязи между налогами и государственными расходами.

Шахрай | К сожалению, вы правы. А ведь от того, насколько законно и эффективно государство расходует бюджетные средства, зависит не только уровень нашего сегодняшнего благосостояния, но и уровень будущей налоговой нагрузки. Потому что каждый незаконно потраченный рубль ложится на плечи налогоплательщика. Он оставляет непокрытыми определенную часть государственных затрат и увеличивает потребность в налогах. При этом, когда наши налоги попадают в бюджет, мы не всегда можем контролировать, что с ними происходит. И дело даже не в коррупции. Формально все может выглядеть правильно. Сколько запланировано - столько потрачено. Вопрос в том, что потрачено-то неэффективно, неэкономно, неправильно.

РГ | Как вы видите свое взаимоотношение с властями?

Шахрай | Мы и оппоненты, и помощники. Мы все заинтересованы в эффективной налоговой системе, которая обеспечила бы не только поступления доходов в бюджет, но и свободное развитие экономики. Налоговая система не должна сдерживать предпринимательскую инициативу и активность. Она должна иметь нейтральный характер по отношению к свободе выбора экономической деятельности. Мы понимаем, что не все налогоплательщики ответственно подходят к исполнению своей конституционной обязанности. Существует масса вопросов по сбору налогов, требующих кардинальных решений. Поэтому мы готовы к взаимодействию в решении этих проблем прежде всего с налоговыми органами и органами финансового контроля.

Только совместными усилиями мы можем выработать единственно правильное решение, в одинаковой мере учитывающее интересы государства и общества. Через общественный контроль мы намерены помогать государству в устранении его избыточных и дублирующих функций, которые отвлекают средства налогоплательщиков, но и будем его проверять, насколько эффективно тратятся наши средства.

РГ | То есть некоторым образом вы претендуете на контрольные полномочия той же Счетной палаты?

Шахрай | Один из принципов взаимоотношений гражданского общества и власти - контроль за использованием общественного достояния, независимый от его распорядителей. Конечно, такой контроль осуществляет Счетная палата. Ведь она формируется парламентом и по поручению избравших его граждан контролирует правильность расходования средств налогоплательщиков. Но так же независимы от исполнительной власти и организации гражданского общества. Одни следят за соблюдением прав человека, другие - за соблюдением законности, скажем, в сфере интеллектуальной собственности. А союз - за правильностью взаимоотношений государства и граждан в налоговой сфере.

Однако Счетная палата от имени налогоплательщиков осуществляет внешний, независимый финансовый аудит. То есть контроль за государством, оппонируя при этом исполнительной власти. И в этом ей ассистируют институты гражданского общества: СМИ, Общественная палата, наш союз. Так что он по сути - неформальная составная часть независимого финансового аудита.

Россия — богатая природными ресурсами страна. Но гражданам ничего от этого не перепадает. Например, я слышал, что в Норвегии и Саудовской Аравии доходы от продажи нефти идут на личные счета граждан. А у России есть не только нефть и газ, еще золото, медь и другие цветные металлы. Почему государство с нами не делится? Где справедливость?

По данным Worldatlas.com, Россия входит в десятку стран с самыми большими природными ресурсами. Кажется, что россияне станут богаче, если полученные доходы с проданных ресурсов поделить на всех граждан.

Я собрал финансовые результаты всех добывающих компаний в гугл-таблицу и поделил результат на 144,5 млн граждан России. Компании брал из отчета Минприроды — там указаны крупные месторождения и их владельцы.

Получилось не так много — максимум 119 тысяч рублей на человека в год. Это оптимистичный вариант: у предпринимателей придется отнять право на дивиденды, а у государства — налоги на добычу полезных ископаемых, которые тратят на образование, безопасность и другие потребности граждан.

Как считал

Подсчитать все финансовые результаты мелких сырьевых компаний будет трудозатратно, а сильного влияния они на общую картину не окажут. Чтобы быстрее сделать расчет, я использовал отчетность крупных компаний, в которой суммированы результаты всех заводов и дочерних компаний — например, у «Русала», «Норильского никеля», «Газпрома» и других. Минус такого подхода в том, что в нем учтены результаты и иностранных заводов.

А еще компании за время приватизации успели построить перерабатывающие заводы, которые никак не связаны с добычей полезных ископаемых. Их результаты тоже будут учтены. То есть к полученному результату можно прибавить или убавить несколько тысяч — это некритично.

Я считал два варианта. Первый: операционный денежный поток (реально полученные деньги) минус капитальные расходы минус выплаченные дивиденды. Второй: вариант для народа без выплаты дивидендов и налогов по ним, а также с раздачей налогов на добычу полезных ископаемых. В любом случае получившийся результат не такой радужный, как казалось.

Сколько бы получил россиянин с природных ресурсов

Мало: при лучшем раскладе — 28 тысяч рублей за год из расчета на 144,5 млн граждан. Нас слишком много: если бы население России было соизмеримым с населением Саудовской Аравии, то максимальные выплаты в год составили бы 400 тысяч рублей.

Нельзя забывать, что с полученных доходов от продажи природных ресурсов компаниям нужно еще выплатить зарплаты сотрудникам, налоги на добычу ископаемых и проценты по кредитам.

Добывающим компаниям приходится тратить деньги на поддержание текущего производства: закупать технику и модернизировать заводы. Чтобы поддерживать добычу на одном уровне, приходится искать новые месторождения и потом разрабатывать их. Это всё расходы, которые неочевидны для обывателя.

У сырьевых компаний есть проблема: цены на сырье зависят от состояния экономики в мире. Когда все плохо, заводы могут работать в убыток. Так было с российскими стальными компаниями после кризиса 2008—2009 годов . В какие-то годы выплаты могли бы сильно уменьшиться.

Если государство будет забирать все свободные деньги предприятия и не оставлять деньги на дивиденды, то предпринимателям не будет никакого резона повышать эффективность производства. Скорее всего, такие выплаты уменьшались бы из года в год.

Сколько получил бы гражданин с природных ископаемых России за один год

Ресурс Оставим на дивиденды Отдадим все народу
Нефть и газ 9478 Р 16 217 Р
Цветные металлы 3218 Р 6719 Р
Уголь 1314 Р 610 Р
Сталь 616 Р 2702 Р
Удобрения 568 Р 762 Р
Цемент 33 Р 43 Р
Налог на добычу полезных ископаемых 85 433 Р 85 433 Р
Налоги на дивиденды 5551 Р 5551 Р
Итого 106 211 Р 118 037 Р

На самом деле компании делятся

Крупные добывающие компании торгуются на российском фондовом рынке — доли в бизнесе, то есть акции, «Газпрома», «Северстали», «Норильского никеля» и других компаний может купить любой гражданин. Главное — открыть брокерский счет.

Большинство компаний платит дивиденды. Вот несколько примеров:

  1. «Алроса» добывает алмазы. Дивиденды платят дважды в год. За 2018 год всего заплатят 8,97 Р за акцию — это около 9,1% годовых.
  2. «Газпром-нефть» — выплаты дивидендов дважды в год. За 2018 год заплатят 28,69 Р за акцию — доходность около 8,2% годовых.
  3. «Газпром» планирует заплатить за 2018 год 10,43 Р дивидендов — по текущим ценам это 6,6% годовых.

Необязательно разбираться в бизнесе компаний, в инвестиционных планах и корпоративном управлении. Мы подготовили статьи для начинающих инвесторов: с чего начать и на что смотреть.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.



Мне, как и большинству граждан России (я думаю), надоело смотреть и слушать демагогические дебаты об искоренении коррупции во всякого рода обсуждениях, которая разъедает наше общество со страшной силой. Всеобъемлющая коррупция и залоговые аукционы 90-х годов породили такие проблемы жизни людей как: немыслимое расслоение на сверхбогатых и сверхбедных, всеподкупную правоохранительную систему, обособленную, почти коммунистическую, жизнь в обеих столицах за счет остальных территорий страны, нечистоплотность избирательных комиссий, использование административного ресурса и пр.
Совершенно очевидно, что результатом всех этих дебатов о коррупции является пустой выхлоп, так как почти все обсуждающие и руководящие кровно не заинтересованы в решении корневой проблемы - незаконного обогащения. Я считаю, что причиной почти всех бед нашего общества является не коррупция, а отсутствие законодательного запрета на незаконное обогащение, порождающее ее. Только отсутствие этого запрета позволяет утолять неистребимую тягу людей к наживе любой ценой. Поэтому бороться надо не со следствием, а с причиной. В связи с этим без введения в действие положений ст.20 Конвенции ООН о противодействии коррупции (незаконному обогащению) ни о какой борьбе с этим явлением в нашей стране не может быть и речи. Часто упоминаемая нашим президентом фраза о необходимости стабильности в нашем обществе при сохранении возможности тотального воровства отдаляет перспективу справедливой жизни в нем и, как следствие, может привести к серьезным потрясениям. Законодательное введение в действие положений указанной статьи накроет коррупцию (незаконное обогащение) «медным тазом», так как после нескольких показательных судебных процессов над жуликами и ворами по всей стране у остальных хапуг моментально пропадет стимул к такой наживе. И еще. За незаконное обогащение должен отвечать каждый гражданин РФ, а не только чиновники и депутаты. Тогда не нужно будет искать того, на кого жулик оформил свое незаконно приобретенное имущество и тратить кучу времени на обсуждение «роскошных» проблем.
Теперь о госдумах и избирательной системе. Я думаю, что наш народ сегодня уже утвердился в мысли, что такие госдумы ему не нужны. Они дискредитировали себя кучей несоответствий требованиям избирателей (балаганом, «кнопочными скачками», продажей мандатов и т.п.). Последнюю думу нужно распустить с передачей ее полномочий действующему Президенту (вопрос решается референдумом). Избирательная система по партийным спискам тоже дискредитировала себя. Одна купля-продажа мандатов чего стоит. Надо перейти на одномандатные округа. Тогда куча всевозможных партий будет бороться за один единственный мандат. И флаг им в руки.
Об офшорах. Жулики всего мира когда-то объединились и придумали их в качестве лазеек («люки-лазы») для, так сказать, законного воровства, аргументируя это гарантией безопасности нажитого «нелегким» трудом от возможной нестабильности в стране проживания. За такого рода гарантией пусть обращаются к богу или открывают их на Луне. С помощью ООН надо повсеместно ликвидировать эти « раковые образования», а если не получится – законодательно запретить их использование юридическим и физическим лицам РФ.
Несколько слов о реституции. Так называемые ошибки 90-х (залоговые аукционы) надо исправлять. Справедливость надо восстановить по крайней мере в отраслях, связанных с добычей и использованием природных ресурсов. Неплохо было бы, наконец, ввести ренту от их использования на каждого гражданина РФ (как это сделано в некоторых странах). И еще. Как известно, добыча и использование природных ресурсов сопровождается негативным воздействием на флору и фауну. Поэтому все компании, занимающиеся добычей и использованием природных ресурсов, должны регистрироваться по месту своей деятельности. Тогда поступающие от них налоги будут использованы на компенсацию нанесенного природе и человеку ущерба на этих территориях, а не на обогащение далеких от этих мест столиц.
Немного о банковской системе. В ней уже давно требуется проведение чистки (мойки, «зачистки»), т.к. ее львиная доля с самого начала выполняет функцию всероссийской прачечной. Кроме этого эта система специально расширяется выше всяких норм для бесперебойного обналичивания и увода средств в офшоры. Некоторое время назад, после ужесточения требований к процентным ставкам по кредитам, банки (с устойчивой страстью к наживе) решили выдавать кредиты по одному паспорту (но под высокий процент, дабы не потерять привычную доходность). А паспорта имеют граждане РФ с 14-летнего возраста. Среди них есть пьяницы, несмышленыши , психические больные и прочие неадекватные люди. А так называемый регулятор (ЦБ) все это безобразие видит и не реагирует должным образом . Имитация борьбы с так называемыми недобросовестными кредитными учреждениями продолжается и сегодня. Опять спасают некоторых. Иначе (см. начало абзаца) нельзя, это же кровеносная система страны. Только кровь в ней течет с черно-серым оттенком.
Учитывая вышеизложенное, считаю, что ради кардинального улучшения жизни россиян необходимо провести референдум со следующими вопросами.
1.Согласны ли Вы с введением закона РФ о незаконном обогащении в полном соответствии с положениями си.20 Конвенции ООН?
2.Согласны ли Вы с проведением в стране реституции (восстановлении справедливости путем возвращения народного достояния, захваченного с помощью махинаций) и введением ренты на каждого гражданина РФ от использования природных ресурсов?
3.Согласны ли Вы на ликвидацию с помощью ООН офшоров или на законодательное запрещение их использование юридическим и физическим лицам РФ?
4.Согласны ли Вы на роспуск Госдумы и передачу ее законодательных полномочий действующему Президенту РФ?
5.Согласны ли Вы на изменение избирательной системы, исключив из нее выборы по партийным спискам и введя выборы по одномандатным округам?
Предварительно можно было бы провести интернет-референдум зарегистрированных пользователей в России (граждан РФ).
Суконников Е.А.
Г.Самара

Читайте также: