Налогообложение природных ресурсов майбуров

Опубликовано: 01.05.2024

И. А. Майбуров , Ю. Б. Иванов, А. С. Баландина, К. А. Баннова, С. А. Белозеров, С. В. Богачев, Р. Буссе, С. С. Быков, С. Б. Глоба, А. М. Гринкевич, Л. С. Гринкевич, С. Г. Горбушина, М. А. Евневич, Т. И. Ефименко, О. Ю. Иванова, В. В. Иванов, В. В. Карпова, И. А. Кацюба, М. В. Кешнер, Е. Ф. Киреева Отобразить 30 другие Показать меньше А. П. Киреенко , Е. А. Кирова, А. В. Колышкин, В. А. Корецкая-Гармаш , Л. П. Королева, Е. А. Лаврентьева, Ю. В. Леонтьева , Ж. И. Лялина, А. Меттке, И. И. Огородникова, Е. Н. Орлова, В. А. Останин, Т. В. Паентко, В. Г. Пансков, Р. А. Петухова, М. Р. Пинская, Г. А. Плавинская, А. И. Погорлецкий, Н. В. Покровская, В. В. Понкратов, Е. В. Поролло, Е. П. Проскура, О. А. Синенко, Е. В. Соколовская, О. А. Строгнацкая, М. А. Троянская, Ю. Г. Тюрина, Д. Ю. Федотов, Е. А. Фирсова, М. М. Юмаев

  • Институт экономики и управления
  • Кафедра финансового и налогового менеджмента

Результат исследований : Книга/отчет › Монография/Сборник статей/Брошюра

Аннотация

ГРНТИ

  • 06.73.00 Финансовая наука. Денежные и налоговые теории. Кредитно-финансовые институты

Ссылки

Цитировать

  • APA
  • Author
  • BIBTEX
  • Harvard
  • Standard
  • RIS
  • Vancouver

Налогообложение природных ресурсов. Теория и мировые тренды : монография. / Майбуров, И. А. ; Иванов, Ю. Б.; Баландина, А. С.; Баннова, К. А.; Белозеров, С. А.; Богачев, С. В.; Буссе, Р.; Быков, С. С.; Глоба, С. Б.; Гринкевич, А. М.; Гринкевич, Л. С.; Горбушина, С. Г.; Евневич, М. А.; Ефименко, Т. И.; Иванова, О. Ю.; Иванов, В. В.; Карпова, В. В.; Кацюба, И. А.; Кешнер, М. В.; Киреева, Е. Ф. ; Киреенко, А. П. ; Кирова, Е. А.; Колышкин, А. В. ; Корецкая-Гармаш, В. А. ; Королева, Л. П.; Лаврентьева, Е. А. ; Леонтьева, Ю. В. ; Лялина, Ж. И.; Меттке, А.; Огородникова, И. И.; Орлова, Е. Н.; Останин, В. А.; Паентко, Т. В.; Пансков, В. Г.; Петухова, Р. А.; Пинская, М. Р.; Плавинская, Г. А.; Погорлецкий, А. И.; Покровская, Н. В.; Понкратов, В. В.; Поролло, Е. В.; Проскура, Е. П.; Синенко, О. А.; Соколовская, Е. В.; Строгнацкая, О. А.; Троянская, М. А.; Тюрина, Ю. Г.; Федотов, Д. Ю.; Фирсова, Е. А.; Юмаев, М. М.

Москва : ООО "Издательство "Юнити-Дана", 2018. 479 стр.

Результат исследований : Книга/отчет › Монография/Сборник статей/Брошюра

T1 - Налогообложение природных ресурсов. Теория и мировые тренды

AU - Майбуров, И. А.

AU - Баландина, А. С.

AU - Баннова, К. А.

AU - Белозеров, С. А.

AU - Богачев, С. В.

AU - Гринкевич, А. М.

AU - Гринкевич, Л. С.

AU - Горбушина, С. Г.

AU - Евневич, М. А.

AU - Ефименко, Т. И.

AU - Иванова, О. Ю.

AU - Карпова, В. В.

AU - Киреева, Е. Ф.

AU - Киреенко, А. П.

AU - Колышкин, А. В.

AU - Корецкая-Гармаш, В. А.

AU - Королева, Л. П.

AU - Лаврентьева, Е. А.

AU - Леонтьева, Ю. В.

AU - Огородникова, И. И.

AU - Останин, В. А.

AU - Паентко, Т. В.

AU - Пансков, В. Г.

AU - Петухова, Р. А.

AU - Пинская, М. Р.

AU - Плавинская, Г. А.

AU - Погорлецкий, А. И.

AU - Покровская, Н. В.

AU - Понкратов, В. В.

AU - Поролло, Е. В.

AU - Проскура, Е. П.

AU - Синенко, О. А.

AU - Соколовская, Е. В.

AU - Строгнацкая, О. А.

AU - Троянская, М. А.

AU - Федотов, Д. Ю.

AU - Фирсова, Е. А.

N1 - монография для магистрантов, обучающихся по программам направлений «Экономика», «Государственный аудит» и «Финансы и кредит» Сер. Magister

N2 - Монография подготовлена коллективом ведущих отечественных и зарубежных специалистов в сфере экономики для формирования облика новой магистерской дисциплины.Исследованы теоретические основы идентификации природных ресурсов как предмета налогообложения и теоретические основы налогообложения отдельных видов природных ресурсов. Рассмотрены основные тенденции развития практики налогообложения природных ресурсов экономически развитых стран. Сформулированы тренды налогообложения природных ресурсов в некоторых странах с развивающимися рынками. Исследована роль налогов в рациональном использовании природных ресурсов. Рассмотрены перспективы совершенствования налогообложения полезных ископаемых в России. Проанализированы перспективы совершенствования налогообложения общераспространенных природных ресурсов в России.Для магистрантов, аспирантов, преподавателей экономических специальностей вузов, а также специалистов в сфере природных ресурсов и налогообложения.

AB - Монография подготовлена коллективом ведущих отечественных и зарубежных специалистов в сфере экономики для формирования облика новой магистерской дисциплины.Исследованы теоретические основы идентификации природных ресурсов как предмета налогообложения и теоретические основы налогообложения отдельных видов природных ресурсов. Рассмотрены основные тенденции развития практики налогообложения природных ресурсов экономически развитых стран. Сформулированы тренды налогообложения природных ресурсов в некоторых странах с развивающимися рынками. Исследована роль налогов в рациональном использовании природных ресурсов. Рассмотрены перспективы совершенствования налогообложения полезных ископаемых в России. Проанализированы перспективы совершенствования налогообложения общераспространенных природных ресурсов в России.Для магистрантов, аспирантов, преподавателей экономических специальностей вузов, а также специалистов в сфере природных ресурсов и налогообложения.

M3 - Монография/Сборник статей/Брошюра

BT - Налогообложение природных ресурсов. Теория и мировые тренды

Налоги и налогообложение, Майбуров И.А., 2011.

Четвертое издание учебника (предыдущие издания - 2007, 2008, 2009 гг. ) подготовлено с учетом всех последних изменений в налоговом законодательстве по состоянию на 1 августа 2009 г. Рассмотрены роль налогов в экономике и государстве, функции, принципы, классификации и элементы налогов, планирование в налогообложении, построение налоговой системы, понятие и сущность налогового администрирования. Освещены основные полномочия налоговых органов, права и обязанности налогоплательщиков, ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Дана характеристика системы налогов и сборов России, рассмотрены действующие федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги, а также специальные налоговые режимы. Для студентов и преподавателей экономических ВУЗов и факультетов.

Налоги и налогообложение, Майбуров И.А., 2011

Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе.
Налоги — неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Несмотря на изменчивость приоритетов государственного строительства и воззрений на сущность налогов в разные исторические эпохи, финансово-экономический фундамент этой взаимосвязи остается неизменным и состоит в необходимости изъятия части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства, в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета).

Взаимосвязь экономики, налогов и государства в схематичном виде представлена на рис. 1.1.
Рассмотрим элементы представленной взаимосвязи. Национальное богатство, по методологии Всемирного банка, представляет собой стоимостную оценку совокупности физического капитала (под ним понимаются основные производственные и непроизводственные фонды, оборотный капитал), человеческого капитала (накопленных населением здоровья, знаний, умений и навыков, используемых в производственной деятельности) и природного капитала (окружающей природной среды и запасов природных ресурсов). Данные виды капитала традиционно определяют как факторы производства. При их использовании (потреблении) в определенный промежуток времени (обычно за год) создается валовый внутренний (ВВП).

В процессе создания ВВП и его распределения между владельцами факторов производства посредством косвенных и прямых налогов происходит частичное изъятие доходов в пользу государства, т.е. перераспределение уже распределенного ВВП. Именно в данном процессе заключен экономический смысл налогообложения.
При этом в финансовом (фискальном) аспекте воплощена сущность прямой взаимосвязи налогов, экономики и государства.

Оглавление
Введение 3
Раздел I. Основы налогообложения 5
Глава 1. Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория 6
1.1. Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе 6
1.2. Понятия «налог» и «сбор», их разграничение 12
1.3. Функции налогов 18
1.4. Принципы налогообложения 25
1.5. Классификация налогов 37
1.6. Обязательные и факультативные элементы налога 47
1.7. Сущность и классификация налоговых льгот 54
Глава 2. Налоговая система и налоговая политика государства 66
2.1 Понятие и теоретические характеристики налоговой системы 66
2.2 Налоговая политика государства: сущность, цели и формы 73
2.3 Сущность и основные аспекты налоговых реформ 82
Глава 3. Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы 90
3.1. Понятие и сущность налогового администрирования 90
3.2. Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций 98
3.3. Модернизация налоговых органов — стратегическое направление совершенствования налогового администрирования 111
3.4. Взаимодействие таможенных и налоговых органов 115
3.5. Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов 118
Глава 4. Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля 124
4.1. Формы налогового контроля 124
4.2. Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов 127
4.3. Организация камеральных налоговых проверок 138
4.4. Организация выездных налоговых проверок 143
4.5. Взыскание недоимок по налогам и сборам 165
Глава 5. Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов 175
5.1. Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент» 175
5.2. Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков 178
5.3. Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов 188
5.4. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов 193
Глава 6. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах 198
6.1. Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств 198
6.2. Ответственность за нарушения налогового законодательства 208
6.3. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение 210
6.4. Налоговые преступления и ответственность за их совершение 227
Раздел II. Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации 233
Глава 7. Общие положения 234
7.1. Виды налогов и сборов современной России 234
7.2. Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов 240
Глава 8. Федеральные налоги и сборы 244
8.1. Налог на добавленную стоимость 244
8.2. Акцизы 284
8.3. Налог на доходы физических лиц 307
8.4. Единый социальный налог 334
8.5. Налог на прибыль организаций 339
8.6. Налог на добычу полезных ископаемых 401
8.7. Водный налог 416
8.8. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов 425
8.9. Государственная пошлина 436
Глава 9. Региональные налоги 445
9.1. Транспортный налог 445
9.2. Налог на игорный бизнес 451
9.3. Налог на имущество организаций 455
Глава 10. Местные налоги 463
10.1. Земельный налог 463
10.2. Налог на имущество физических лиц 472
Глава 11. Специальные налоговые режимы 478
11.1. Упрощенная система налогообложения 478
11.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности 496
11.3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) 505
11.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции 515
Глава 12. Обязательные страховые взносы 529
12.1. Концептуальные основы обязательного социального страхования 529
12.2. Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование 537
12.3. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 549
Библиографический список 556.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 4 августа 2020 г. N 06-04-12/03/68002 О получении гражданами доходов от использования природных ресурсов, о предоставлении возможности перечисления средств из "бюджета одного гражданина"

Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с письмом рассмотрел обращение о получении гражданами доходов от использования природных ресурсов, о предоставлении возможности перечисления средств из "бюджета одного гражданина" и сообщает.

Вопрос о перечислении средств из "бюджета одного гражданина" рассмотрен Департаментом межбюджетных отношений ранее, позиция по нему направлена письмом от 06.07.2020 N 06-04-12/03/58297 и в настоящее время сохраняется.

По вопросу получения гражданами доходов от использования природных ресурсов дополнительно сообщаем следующее.

В соответствии с конституционными нормами природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Соответственно, каждый гражданин имеет право на часть доходов от использования природных ресурсов.

Такое право реализуется бюджетными правоотношениями и самой бюджетной системой Российской Федерации. В соответствии с нормами Кодекса доходы бюджетов формируются, в том числе, за счет налоговых и неналоговых доходов от использования природных ресурсов, зачисляемых в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах.

Направление доходов от взимания рентных платежей за пользование отдельными видами природных ресурсов на выплату доходов гражданам предполагает реализацию уравнительного принципа расходования этих государственных средств, независимо от уровня благосостояния граждан.

Реализация такого подхода приведет к сокращению возможностей государства направлять дополнительные доходы от эксплуатации природных ресурсов, находящихся в его собственности, которые могут быть получены при введении рентных платежей, на реализацию программ социально-экономического развития страны и социальную поддержку малообеспеченных граждан.

Кроме того, часть доходов от пользования природных ресурсов расходуется на обеспечение всех функций государства, в том числе на оборону страны и безопасность государства, мобилизационную подготовку, реализацию государственных программ вооружения, развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, охрану прав и свобод гражданина, обеспечение политической стабильности, обеспечение правопорядка, организацию, координацию и регулирование экономических процессов, формирование государственной культурной политики, осуществление контроля за исполнением законов, обеспечение демократизации образования, установление режима природопользования и обеспечение здоровой среды обитания.

Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется вышеперечисленными расходами государства в рамках прав, льгот и выплат, гарантируемых Конституцией и законодательством Российской Федерации. При этом перераспределение бюджетных средств путем предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется только между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Д.С. Хворостухина

Обзор документа

Право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется расходами государства в рамках прав, льгот и выплат, гарантируемых Конституцией и законодательством. Перераспределение бюджетных средств путем предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется только между бюджетами бюджетной системы.

Библиографическая ссылка на статью:
Буланцева М.В., Кудрявцева Н.Ю. Налог на добычу полезных ископаемых: ожидания и реальность // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10551 (дата обращения: 12.04.2021).

На сегодняшний день в налоговой системе Российской Федерации установлено более десятка действующих налогов. Все они различаются по своим определенным свойствам, функциям и играют важную роль в деятельности любого государства. Одним из значимых видов налогов является налог на добычу полезных ископаемых или НДПИ [1].

НДПИ — это прямой федеральный налог, который уплачивается недропользователями. Данный налог установлен и описан в главе 26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая была утверждена и вступила в силу 1 января 2002 года. Согласно этой главе объект налогообложения по НДПИ – это полезные ископаемые: добытые из недр на территории России; добывающиеся из недр за пределами России на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, в т.ч. и арендуемых; извлеченные из фактических отходов или фактических потерь производства добычи, в случае, если такое промышленное извлечение лицензируется. Основной закон, принятый исторически в период формирования добывающего сектора экономики России, это закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» [2].

Плательщиками такого вида налога являются предприятия и физические лица-индивидуальные предприниматели, добывающие полезные ископаемые по лицензии на право пользования недрами. В НК РФ определено, что обозначенные лица подлежат обязательной постановке, осуществляемой в течение 30 календарных дней с момента госрегистрации лицензии на пользование участком недр, на учет в качестве налогоплательщиков НДПИ.

Вступив в силу, НДПИ объединил в себе ранее действующие налоги и платежи, такие как: платеж за пользование недрами, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Была установлена, применительно к нефти, специфическая ставка НДПИ, корректируемая ценой нефти на мировом сырьевом рынке, а также при помощи валютного курса рубля и соответствующих коэффициентов, которые определены в НК РФ [3].

В 2015 году был нарушен тренд систематического ежегодного роста цены на нефть. Уровни цен на нефть варьировались от 46,3 долларов за баррель в 2009 году до 106,9 долларов за баррель в 2014 году. Однако к началу 2015 года цена нефть резко упала и в течение года не выходила за пределы 70 долларов за баррель. 18 октября 2015 года ее значение составило 47,26 долларов за баррель (см. рис. 1). В связи с этим повысилась степень инвестиционных рисков, затягивая или замораживая реализацию инвестиционных и инновационных проектов [4].


Рисунок 1. Среднемесячные цены на нефть марки Brent в период с 18.08.2014 по16.10.2015гг.

Налоговая база по НДПИ определяется количеством добываемых полезных ископаемых. При добыче учитывается: нефть, природный газ, газовый конденсат (кроме добытого на новых морских месторождениях углеводородного сырья), уголь, а также стоимость иных полезных ископаемых в процессе добычи [5].

Налоговая база по НДПИ – стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных различных ставок, определяемая обособленно для каждого вида добытого полезного ископаемого. Способ оценивания, исходя из расчетной стоимости, применяется при отсутствии объемов их реализации в соответствующем налоговом периоде [6].

Расчетная стоимость добытых полезных ископаемых определяет самостоятельно налогоплательщик на основании информации налогового учета. При этом применяется такой же порядок признания доходов и расходов, который применяется при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организации [7].

По всем видам полезных ископаемых зафиксированы определенные ставки в соответствии со статьей 342 НК РФ. Распределение ставок происходит в зависимости от вида природных ресурсов. Ставки условно разделяются на два вида: твердые, распространяющиеся на нефть, газ, газовый конденсат и уголь (применяются по отношению к налоговой базе исходя из количества добытых природных ресурсов), а также адвалорные, действующие по остальным видам полезных ископаемых (ставки привязываются к стоимости ресурсов). В первом случае законодательство предусматривает понижающие коэффициенты. Их применение возможно только после выполнения плательщиками НДПИ определенных требований НК РФ [8].

Существуют льготные налоговые ставки 0%, применяемые по: полезным ископаемым в части нормативных потерь; попутному газу и др.

В соответствии с действующим законодательством, ставка НДПИ для природного газа составляла 622 рубля за 1 тысячу кубометров – до 31 декабря 2013 года; 700 рублей за 1 тысячу кубометров – до 31 декабря 2014 года. Твердая ставка в размере 788 рублей за 1 тысячу кубометров газа действует с 1 января 2015 года. Налогообложение для природного газа происходит по ставке, умноженной, на коэффициент, значение которых также прописано в действующем законодательстве [9]. Ставка НДПИ в отношении газового конденсата составляла 590 рублей – до 31.12.2013; 647 рублей – до 31.12.2014. Твердая ставка в размере 679 рублей действует с 01.01.2015 года за 1 тонну газового конденсата. Базовая ставка НДПИ при добыче нефти установлена в следующих размерах: 470 рублей – до 31.12.2013; 493 рублей – до 31.12.2014. На 2015 год была запланирована ставка в размере 530 рублей за 1 тонну. Из приведенных статистических данных можно заметить, что ставки НДПИ по различным видам полезных ископаемых растут с каждым годом [10].

Ежегодно законодательство по НДПИ претерпевает изменения, касающиеся ставок. Так в 2014 году было принято решение ввести новый метод расчета ставок НДПИ по добыче газового конденсата и природного газа. Базовый параметр единицы условного топлива стал определяться по каждому конкретному участку, учитывая средние рыночные цены на углеводородное сырье и соотношение природного газа и газконденсата при добыче на таком участке недр. Нужно подчеркнуть, что на коэффициенты влияют различные факторы. Ранее действующая ставка НДПИ по природному газу устанавливалась ежегодно на перспективный период трех лет, при этом добывающие предприятия не были уверены, что их налоговые расходы не увеличатся по прошествии этого периода. Нововведенная методика расчетов позволила снизить риск неопределенности в налоговой сфере, что способствует более точному корпоративному прогнозу результатов деятельности предприятий и поиску путей снижения затрат, при необходимость. Также минимизирован риск резкого повышения НДПИ на газконденсат [11]. Поэтому такое изменение является скорее положительным явлением, прежде всего для функционирования компаний.

Кроме того, с начала 2015 года используется новый порядок расчетов ставков по НДПИ в отношении нефти. Ставки НДПИ на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную были увеличены и на 2015 год составили 766 рублей за 1 тонну вместо запланированных ранее 530 рублей

Порядок и условия взимания НДПИ установлены правительством Российской Федерации, а суммы таких платежей перечисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, представленным в таблице 2. Тем самым данные величины предопределяют не только экономику отдельных добывающих предприятий, но и оказывают существенное воздействие на экономику России в целом. Так в 2013 году сумма поступлений по НДПИ в федеральный бюджет составила 1 640 316 миллионов рублей, в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации 25 490 миллионов рублей; в 2014 году – 2 535 256 миллионов рублей и 40 522 миллионов рублей соответственно. Таким образом, прогнозируемая уплата НДПИ в 2015 году не только будет способствовать наполнению бюджетов субъектов Российской Федерации, но и на 1/3 заполнит федеральный бюджет [12].

В 2014 году Минфин России предсказывал, что в 2015 году выплаты в бюджет по НДПИ на нефть в десять раз должны превысить выплаты от НДПИ на газ. Они ожидали 3,979 триллионов рублей поступлений в бюджет от начислений нефти и 381,214 миллиардов рублей поступлений от газа. Данное ожидание было прописано в законопроекте о федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов [13].

Таблица 2. Установленные нормативы распределения сумм платежей по НДПИ


Согласно таким данным, в 2016 году выплаты в бюджет от НДПИ на нефть запланированы в объеме 4,621 триллионов рублей, газовые выплаты – 394,292 миллиардов рублей, в 2017 году – 5,091 триллионов рублей и 402,388 миллиардов рублей соответственно [14]. По расчетам Министерства финансов, в совокупности по НДПИ на углеводородное сырье должен был принести в бюджет 4,415 триллионов рублей в 2015 году, 5,093 триллионов рублей в 2016 году, 5,589 триллионов рублей в 2017 году. НДПИ на газконденсат по их оценкам должен был привести в бюджет в 2015 году 54,911 миллиардов рублей, в 2016 году – 77,515 миллиардов рублей, в 2017 году – 95,61 миллиардов рублей [15].

В связи с дефицитом бюджета в сентябре 2015 года Президент Владимир Путин поручил правительству проработать задачу пополнении бюджета за счет перенаправления в него сверхдоходов экспортеров нефти, полученных в период и после девальвации рубля. Вследствие этого в октябре текущего года Минфин предложил пересмотреть методику расчета НДПИ на нефть с тем, чтобы повысить поступления в бюджет ориентировочно на 609 миллиардов рублей за 2016 год и еще до 1 триллионов рублей за период 2017–2018 годов. По мнению нефтяников, данное изменение может грозить частичной остановкой многих проектов или вызовет существенное падение добычи.

На данный момент времени базовая ставка НДПИ рассчитывается по формуле, в которой учитывается актуальная текущая цена на нефть, уменьшенная на 15 долларов по текущему актуальному курсу. Начиная с 2016 года такой вычет Министерство финансов предложило установить в рублях по курсу доллара на 2014 год, с условием ежегодной индексации по инфляции, вместо того, чтобы использовать средний курс доллара к рублю в текущем налоговом периоде. В данном случае налогом не облагаемая часть цены на нефть, которая должны быть выражена в рублях, станет меньше. Для вычета предлагалось установить курс доллара в 2016 году – 43,8 рублей, вместо прогнозируемых 63,5 рублей, в 2017 году – 47,1 рублей вместо планируемых 64,8 рублей, а также в 2018 году – в 49,8 рублей вместо 65,8 рублей [16]. Позитивным последствием окажется сокращение вычета: в 2016 году его объем составит только лишь 657 рублей вместо ожидаемых 953 рублей на баррель, в 2017 году — 707 рублей, а ожидалось 972 рублей, в 2018 году — 747 рублей вместо планируемых 987 рублей. Из этого следует, что государственный бюджет пополнится дополнительными доходами в объеме 609 миллиардов рублей в следующем году и еще 525 и 476 миллиардов рублей в 2017-2018 годах соответственно.

При существующей системе расчетов налога государство изымает в виде НДПИ и экспортных пошлин от 35% при низких ценах на нефть, в случае, если они ниже 40 долларов за баррель, и до 48% (при стоимости выше 110 долларов за баррель) выручки, что представлено в материалах Минфина. При корректировке формулы налоговые изъятия могут составить от 45 до 47% от совокупной выручки добывающего предприятия.

В середине октября текущего года Правительство России приняло окончательное решение по вопросам изменения проводимой налоговой политики в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК). Руководство страны приняло решение не оказывать давления на нефтяную отрасль и тем самым заморозить пошлину на нефть до конца августа. Помимо решения вопроса касающегося нефти, правительство решило повысить НДПИ на газ на весь 2016 год. Согласно новым правилам, в методике расчетов вводится дополнительный коэффициент, представляющий экспортную доходность добытого газа. Эта единичная корректировка обеспечивает повышение единицы условного топлива на 36,7 % *(исключительно для «Газпрома»).

Сохранение ставок позволяет поддерживать нефтеперерабатывающих организаций, не успевших провести модернизацию перерабатывающих мощностей, т.к. сохранившийся уровень ставов вывозных таможенных пошлин на нефть повышает маржинальность деятельности компаний. Сохранение ставков не должно привести к увеличению стоимости нефтепродуктов, т.к. ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты пропорциональны ставкам вывозных таможенных пошлин на нефть. Помимо этого, было принято решение о изменении ставок на: добычу полезных ископаемых по нефти, газу и газовому конденсату. Такое действие сможет пополнить бюджет страны дополнительно на 101,6 миллиардов рублей.

Вследствие подобных изменений необходимо будет скорректировать инвестиционные программы нефтяных и газодобывающих компаний. Ранее президент «Роснефти» и глава «Газпром нефти» прогнозировали снижение добычи нефти на горизонте трех лет на 25–30 миллионов тонн ежегодно из-за повышения налогового давления на отрасль. Также считается, что может сократиться совокупный объем инвестиций. По данным за первое полугодие текущего года при условиях снижения общего денежного потока в нефтяной отрасли произошло увеличение инвестиционных вложений российскими нефтяными компаниями. Такая ситуация сложилась, вероятно, за счет сокращения денежного потока, что подтверждается снизившимися налоговыми отчислениями, при одновременно получении компаниями прироста остающихся в их распоряжении финансов за счет опережающего роста рублевых сумм налоговых вычетов по НДПИ и экспортным пошлинам, а никак не за счет сокращения уровня собственных издержек.

По мнению экспертов, ежегодное увеличение налоговой нагрузки по НДПИ в среднем прогнозируется на уровне 6 %. Именно в первом году реализации предложенных мер рост нагрузки должен составить – 7,6 %, в связи с чем, основные последствия от вероятного внедрения предложенных мер можно ожидать к первой половине 2017 года. Рост налоговой нагрузки может оказать существенное влияние на небольших участников рынка нефтедобычи путем снижения доходность их бизнеса.

Таким образом, непрекращающиеся налоговые маневры усложняют нефтяным компаниям оценку эффективности их проектов и привлечение инвестиций в новые регионы по нефтедобыче. Как показывают данные, налог на добычу полезных ископаемых – наиболее прибыльный в России. Отечественная нефтяная отрасль получала существенную бюджетную поддержку на протяжении долгого времени. При этом даже в период кризиса нефтедобывающие компании оказались в выигрыше от девальвационных процессов, которые компенсировали снижение цен на нефть. Экспортные контракты составляются в долларовом эквиваленте, а отчитываются отечественные нефтяные компании в рублях. Нефтянка отрасль на данный момент единственная, пережившая относительно безболезненно дополнительную налоговую нагрузку. Именно поэтому государство, как и прежде, надеется получать высокий доход от отчислений для покрытия дефицита бюджета. Однако чрезмерный рост налогового давления на отрасль может вызвать снижение добычи нефти и как следствие уменьшить поступления средств в бюджет. Поэтому правительству следует найти баланс при увеличении давления на нефтяную отрасль и не отклоняться от него, иначе произойдет обратный эффект.

Библиографический список

  1. Азрилиян А.Н. Новый экономический словарь. М.: Институт новой экономики. 2011.
  2. Гордиенко М.С. Финансовая политика на современном этапе // Международная торговля и торговая политика. 2011. № 10. С. 36.
  3. Налоги и налогообложение. Часть 1. Учебное пособие // Шувалова Е.Б., Шувалов Е.А., Шуртакова Т.А., Сычева Е.И., Антипова А.С., Гроза Г.А. Москва, 2009.
  4. Гордиенко М.С. Факторы вариативности расходной части бюджетов Российской Федерации 2005-2012 гг. // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. Т. 5. № 3. С. 120-130.
  5. Соболев В.И. Финансовая политика Российской Федерации в 2015-2017 гг. // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12 (53). С. 54-59.
  6. Гордиенко М.С. Анализ бюджетной политики Российской Федерации до 2020 г. // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6-2. С. 280-284.
  7. Грызунова Н.В. // Экологические активы как инструмент финансовой стратегии организации. Вестник Университета Российской академии образования. 2008. № 1. С. 140-143.
  8. Лупей Н.А., Соболев В.И. Финансы. Учебное пособие / Москва, 2012
  9. Гордиенко М.С. Анализ основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015-2017 гг. // Экономика и практический менеджмент в России и за рубежом Материалы II Международной научно-практической конференции. Коломенский институт (филиал) Московского государственного машиностроительного университета: сборник. Под ред.: Маруков А.Ф. и др. 2015. С. 107-113.
  10. Сычева Е.И. Теоретические основы налогового учета как элементы системы налогового администрирования // Экономические науки. 2007. № 33. С. 146-149.
  11. Гордиенко М.С. Бюджетная обеспеченность регионов Российской Федерации в 2009-2014 гг. // Science Time. 2015. № 5 (17). С. 101-107.
  12. Грызунова Н.В. Моделирование структуры оборотного капитала предприятия (организации) на основе регулирования налоговой нагрузки // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 6. С. 257-260.
  13. Гордиенко М.С. Факторы вариативности расходной части бюджетов Российской Федерации 2005-2012 гг. // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. Т. 5. № 3. С. 120-130.
  14. Гордиенко М.С., Глубокова Н.Ю. Анализ налоговых поступлений в бюджеты муниципального уровня Российской Федерации в 2014 году // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 65-73.
  15. Гордиенко М.С. Внутренний государственный долг как важнейший стабилизатор бюджетной политики Российской Федерации. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 1. С. 122-136.
  16. Гордиенко М. С. Бюджетная политика России: эволюционное развитие, оценка качества: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.10/Гордиенко Михаил Сергеевич. – Москва, 2014. – 251 с.

Земцов Егор Алексеевич,
Лазаренко Виктор Ярославович
Научный руководитель - Ахмадеев Р.Г.

1,2. бакалавриат, кафедра Бухгалтерского учета и налогообложения,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
3. к.э.н., доцент кафедры Бухгалтерского учета и налогообложения,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

Zemtsov Egor Alekseevich
Lazarenko Viktor Yaroslavovich
Scientific adviser: Akhmadeev R.G.

1, 2. Department of Accounting and taxation,
Plekhanov Russian University of Economics
3. Associate professor,
Department of Accounting and Taxation, Plekhanov Russian University of Economics

Аннотация: Отрасль топливно-энергетической сферы занимает значительную роль в экономике Российской Федерации. До установления налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья с 2019 года организации, пользователи недр, были значительно обременены действующими положениями налогового законодательства, с учетом действующих мер «налогового маневра» в сырьевом секторе экономики, что, в полной мере не позволяло осуществлять инвестирование и ввода в эксплуатацию новые месторождений. В связи с этим, в проведенном исследовании освещены основные элементы введённого с 2019 года налога на дополнительный доход, позволившие обосновать основные причины и способы в прогнозировании перспектив применения режима налогообложения при добыче углеводородного сырья.

Abstract: The fuel and energy complex is a very important part of the economy of the Russian Federation. Before the introduction of tax of additional income from hydrocarbon raw materials, organizations that extracted hydrocarbon raw materials found themselves in a disadvantageous situation. Specifically, the exploration and commissioning of new fields was difficult. This article explores the reasons for introducing this tax, and analyzes the prospects.

Ключевые слова: НДД, налогоплательщики, углеводородное сырье, налогообложение

Keywords: tax of additional income from hydrocarbon raw materials, taxpayers, hydrocarbon raw materials, taxation

Поскольку нефтяная и газовая отрасли являются ведущими в Российской Федерации, государству необходимо разрабатывать дополнительные механизмы в целях стимулирования пополнений доходной части бюджета, а обсуждение данной проблемы осуществляется на протяжении последних 20 лет [1, 2]. Между тем практический опыт реализации налогообложения в отношении сырьевой отрасли показал, что налоговая система, предшествующая НДД, была несколько неэффективна, поскольку при таком положении дел государство предоставляло различные налоговые и таможенные льготы. С другой стороны, из-за сосредоточения на крупных месторождениях, разведка новых не происходит нужным образом, следовательно, рано или поздно объем добытых ресурсов сократиться, что повлечет за собой и сокращение налоговых отчислений [3, 4].

В этой связи налогоплательщики в действующей системе взимания и уплаты налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ), по которому предусмотрено применение большое количество различных льгот, а обложение экспортными таможенными пошлинами вошло в некую зону комфорта, стимул развития операторами новых месторождений просто пропал [5]. Можно отметить, что им удобно развивать уже существующие месторождения и получать налоговые льготы от государства. Это ведет к тому, что государство недополучает, а потенциальные месторождения не открываются. Приведенные факты могут привести к удручающим последствиям: снижение уровня добычи и экспорта углеводородного сырья и стагнация соответствующей отрасли экономики в целом [6, 7].

Вместе с тем, государству необходимо разработать более действенный инструмент, который способен в большей мере сбалансировать интересы государства и нефтяных компаний. Таким образом, в 2019 году в пилотном режиме начал применяться новый режим налогообложения в виде налога на дополнительный доход в отношении сырьевого сектора экономики (рис.1).


Рисунок 1. Динамика поступлений налогов, сборов и взносов в консолидированный бюджет РФ и соотношение поступлений по НДПИ

Составлено автором на основании данных ФНС России https://www.nalog.ru/statistics_and_analytics/forms/

Введённый с 2019 г. режим взимания и уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – НДД) относится к федеральным налогам и является прямым. Основная информация по НДД содержится в положениях ст. 333.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Однако следует четко определить, что в состав углеводородного сырья отнесены: первообразная нефть, газовый конденсат, попутный и природный газ. Неотъемлемой частью любого налога, является сторона, которая уплачивает средства в бюджет [8, 9]. По НДД налогоплательщиками признаются организации, осуществляющие следующие виды деятельности: поиск и оценка месторождений, транспортировка, подготовка, хранение, создание объектов утилизации (переработки), и являющиеся пользователями недр, на основании предоставленной им соответствующей лицензии [10].

Особенностью нового налога является четкое указание границ территорий, на территории которых налоговый режим примется. Территории разделены на 4 группы, координаты секторов которых, указаны в законодательстве, речь идет о следующих субъектах РФ, как Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский АО и другие крупные сосредоточения углеводородного сырья. По сути своей это месторождения с незначительной степенью выработанных ресурсов.

Объектом налогообложения по НДД является дополнительный доход, данный показатель, выражает доходы от реализации, уменьшенные на величину затрат, осуществленных при добыче за календарный год. Принципиальным отличием НДД является переход от налогообложения валового дохода добывающих организаций к налогообложению их финансового результата. Таким образом, дополнительным доходом признается расчетный доход, уменьшенный последовательно на фактические и расчетные расходы [11, 12]. В состав фактических расходов включаются затраты налогоплательщиков на непосредственную добычу сырья: приобретение, сооружение, изготовление, доставка, доведение до состояния, пригодного для использования амортизируемого имущества, а также затраты, связанные с производством и реализацией конечной продукции. К расчетной группе затрат относятся расходы по транспортировке и таможенные пошлины. Внимательным образом следует также отнестись к распределению издержек в группе. Понимая, что компаниям выгодно расширять величину издержек (затрат) того субъекта, который уплачивает налог, контролирующие органы сосредоточили внимание в том числе и на внутригрупповых расходах [13, 14]. При этом необходимо учитывать, что одновременно законом расширен перечень видов контролируемых сделок. Так, с 2019 года к контролируемым сделкам в соответствии с правилами трансфертного ценообразования признаются сделки, осуществляемые между лицами, признаваемые взаимозависимыми, если хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком НДД и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы НДД. В свою очередь величина полученных доходов по таким сделкам за календарный год должна превышать 60 млн рублей. Поскольку НДД относится к категории прямых, отчислению в бюджет подлежит произведение налоговой базы на ставку налога, которая по НДД признается равной 50% [15].

Налоговый период равен календарному году. Отчетными периодами являются: квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года [16].

Таким образом, после окончания каждого отчетного периода следует производить уплату авансового платежа по налогу. Производить это необходимо не позднее 28 числа месяца, следующем за истекшим отчетным диапазоном [17, 18]. По итогам налогового периода НДД, подлежащий к уплате в бюджет рассчитывается как разница между рассчитанным налоговым обязательством и суммой авансовых платежей, и уплачивается не позднее в срок до 28 марта следующего года [19].

Исходя из приведенных ФНС России статистических данных, можно узнать, что большая часть налоговых поступлений в бюджет приходится от налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) и составляет в среднем не менее 5061 млрд. руб. или 47,6%. Согласно заявлению Министра энергетики РФ, А. Новак переход с 2019 г. на НДД позволит получить за налоговые периоды 2019–2035 гг. бюджетные отчисления на сумму до 1 трлн. руб. и принесет 100 млн. тонн дополнительной добычи нефти по сравнению с текущими объемами на проектах-пилотах — в 2016 году добыча на этих участках составила 14,7 млн. т. [20]. Вместе с тем с большей долей вероятности можно предположить то, что налоговых поступлений в государственную казну значительно прибавиться, что является положительной тенденцией для экономики РФ. В свою очередь для государства введение дополнительного налога в осуществляемой налоговой политике в нефтегазовые сектора заключается в соблюдении следующих задач:

  • Переход от налогообложения валового дохода добывающих компаний к взиманию средств по налогу с денежного потока от реализации последних.
  • Осуществление прямого стимулирования налогоплательщиков к рациональному использованию недрами, увеличение доли добываемого углеводородного сырья.
  • Экономическая безопасность и стабильность бюджета посредством своевременного его пополнения.
  • Стремление к прозрачности и простоте администрирования финансовой деятельности компаний.

Иными словами, при высокорентабельной добыче нефти бюджет государства будет пополняться, а при низкорентабельном налоговая нагрузка на организации будет снижаться, что в целом увеличит общее количество добытых углеводородных ресурсов по стране. Таким образом, с большей степени обоснований законодательство по НДД представляет стимулирующий эффект, нежели фискальный, как это предусмотрено при взимании и уплаты НДПИ. По мнению экспертов, данный налоговый режим способствует развитию новых месторождений, повешению рентабельности нефтегазовых продуктов при разработке трудноизвлекаемых участков месторождений.

При этом налогообложение по НДД предусматривает использование внутрироссийских цен на нефть, иначе данная система будет работать неэффективно, так как это может привести к искусственному завышению затрат, что поведет за собой меньшее количество средств, отчисляемых в бюджет. В этой связи справедливо выделить основные преимущества и недостатки введения НДД с 2019г., позволяя в полной мере:

  • Обеспечить стабильность поступлений средств в бюджет, что является основополагающим фактором экономической безопасности страны;
  • Способствовать долгосрочному перспективному развитию добывающей отрасли в нефтегазовой сфере экономики;
  • Снизить величину налоговой нагрузки в целях обеспечения развития новых месторождений;
  • Осуществить дополнительный приток к привлечению инвестиций за счет более выгодных условий и выравниванию между различными категориями налогоплательщиков;

Обобщая проведенное исследование по введению режима НДД, можно отметить, что на законодательном уровне сформирован на должном уровне соответствующий вектор развития неразведанных месторождений с потенциальными перспективами расширения. Из данных суждений можно сделать вывод о том, что основным фактором манипуляций с налогообложением является рентабельность нефти и газа, а не валовая добыча, как это применяется по НДПИ. Вместе с тем в сфере практического применения нового режима НДД следует отметить ряд спорных аспектов, подлежащих более конкретному разъяснению с учетом:

  • Параллельного взимания и уплаты действующего налога в виде НДПИ, что повлияет на механизм налогового администрирования НДД.
  • Риска снижения мировых цен на углеводородные ресурсы, это повлияет на величину поступлений в доходную часть бюджета страны.
  • Стимул к возможному занижению доходов, посредством увеличения потенциала расходов, связанных с добычей углеводородов на новых месторождениях.

Таким образом налоговые риск существенности недостатков по новому режиму НДД присутствуют, однако оценить их конкретную значимость на данный достаточно трудно, поскольку временной период действия данного режима недостаточен. Следовательно, введение с 2019 г. налогового режима кардинально изменяет подход к налогообложению организаций нефтегазового сектора по сравнению с опытом прошлых лет. Более эффективно распределяется налоговая нагрузка на новых месторождениях, с учетом затрат по освоению и развитию на начальном этапе и предусматривается уплата налога после выхода проекта на должный уровень окупаемости. В свою очередь налоговые отчисления зависят от денежного потока от реализации добытого углеводородного сырья, в том числе трудноизвлекаемого, это позволяет быстрее рассчитываться с кредиторами и выводить на окупаемость развивающиеся проекты, что в должной мере подразумевает разделение рисков между государством и нефтегазовыми компаниями.

Читайте также: