Куда уходят налоги украина

Опубликовано: 12.05.2024

23 ноября 2020, 19:00

Налоговое несовершенство: кто и как платит налоги в Украине

Налоги – они всюду. Их высчитывают с наших заработных плат, взимают за имущество, и даже в стоимости за обычные продукты в супермаркете также включен налог. Не многовато ли, спросите вы? Куда эти деньги идут? Кто являются крупнейшими налогоплательщиками? Ответы на эти вопросы в цифрах читайте далее.

Зачем те налоги?

Налоги – самый главный финансовый ресурс, пополняющий бюджет государства Украина. Доход от налогов составляет 75,15%. Эти деньги идут на гражданские нужды, которые мы не в состоянии сделать самостоятельно.

Главные функции государства:

  • оборона,
  • развитие инфраструктуры,
  • опека наиболее социально-назащищенных,
  • выравнивание доходности – уменьшение разрыва между богатыми и бедными.

Кто платит больше всего?

Обычно о налоговой нагрузке мы больше всего слышим от крупного бизнеса и частных предприятий. Его владельцы постоянно жалуются на высокие ставки и требуют льгот. Обычные же граждане скромно и тихо вносят свою лепту в бюджет, мол, куда нам до тех бизнесменов, они ведь больше дают, раз так громко кричат.



Кто больше всего платит налоги / Фото из открытых источников

Но цифры говорят обратное. Согласно последним данным правительственного портала, налог и сбор на доходы физических лиц, то есть обычных граждан составил 53,15% от всех доходов. Тогда когда налог на прибыль предприятий – 46,85%. И это при том, что 16,88% из общей суммы налогов предприятий поступает еще и от государственных предприятий.



Структура бюджета / Фото Openbudget.gov.ua

Если взглянуть на план структуры налоговых поступлений госбюджета за 2020 год, то отчетливо видно, что наибольшая доля там именно НДС – налога на добавленную стоимость произведенных в Украине товаров (22,85%) и импорта (50,73%). А это – наши с вами деньги.



Налоги / Фото Openbudget.gov.ua

Если взять к примеру импортные товары, доли НДС из которых наибольшая, то процедура происходит так. Предприниматели платят налог государству на таможне при ввозе товара. Но потом каждый гражданин, по сути, отдает те деньги предпринимателям, ведь платит НДС в размере 20% от суммы за единицу продукции при покупке в магазине. Это можно увидеть на чеке. Поэтому, по факту, предприниматель здесь является лишь оператором по уплате денег государству.

Поэтому если кто – то и должен требовать налоговых льгот – то это те, кто больше всего налогов и платит, а это – обычные граждане.

Как мы платим налоги?

В Украине действует пропорциональная система уплаты налогов. То есть каждый платит одинаковый процент ставки налога – 18%, ставка же ЕСВ (единого социального взноса) - 22%. Это для того, чтобы уменьшить неравенство в доходности у граждан.



Как платят налоги / Фото "Радио Свобода"

Но в системе виднеется ряд пороков, которые нивелируют действие главной идеи системы.

Первый изъян: ставки ЕСВ

Они касаются граждан, доход которых не превышает 15 минимальных заработных плат. Поэтому, если бизнесмен или какой-то топ-менеджер зарабатывает значительно выше, допустим 300 000 гривен, он будет платить 22% только с 15 минималок (по состоянию на сегодня минимальная заработная плата составляет 5000 гривен), а это – 75 000 гривен. Поэтому, по факту, он платит только 5,5% ЕСВ из своей реальной заработной платы, а не 22% как люди с меньшим доходом.


Как влияют ставки ЕСВ / Фото из открытых источников

Второй изъян: норма уплаты НДС

Налог на добавленную стоимость – это процент от стоимости товара. Соответственно люди с разным доходом, по сути, платят одинаковую ставку (20%) НДС за базовый корзину – и тот, кто зарабатывает минимальную заработную плату, и тот, кто получает доход в размере двадцати минималок.

Третий изъян: система налоговых льгот

В общем – льготы полезные. Используя их, государство регулирует определенные экономические процессы и обеспечивает социальную защиту отдельных видов деятельности и групп населения. То есть выполняет функцию регулирования доходности, чтобы бедные не становились беднее, а богатые – более прибыльные. Однако, по факту, работает все наоборот. Обычно налоговые льготы себе лоббируют именно крупные предприниматели. Поэтому общее бремя налогообложения ложится на всех других, в том числе и малых предпринимателей. Поэтому чтобы профинансировать расходов на более чем триллион гривен, плательщики должны будут платить большую долю-и за тех льготников.

Льготы возможны и нужны, если они имеют целенаправленный характер – стимулируют инвестиционную и инновационную деятельность, способствуют выполнению общегосударственных программ и речь может идти только о льготных налоговых ставках, установленных на какой-то срок. Причем, во-первых, предоставление таких льгот должно быть взвешенным процессом, во-вторых – одновременно решать вопрос о компенсационных мерах по доходной части бюджета.


Налоги. Фото: Pixabay

Налоги наполняют бюджет и обеспечивают социально незащищенных украинцев. В свою очередь, работодатели не спешат платить налоги за сотрудников, бизнес не показывает честные доходы, а работники не декларируют дополнительные доходы. В Кабмине хотят обязать работодателей заключать трудовые договора с определенной категорией работников.

Об инициативах Кабмина рассказал "Обозреватель".

Специалисты сходятся во мнении, что в Украине нет культуры уплаты налогов. То есть не платить – это нормально и даже почетно. В Государственной налоговой службе считают, что от налогов уклоняются примерно 5,6 млн человек. То есть примерно столько людей работоспособного возраста есть, но об их финансах ничего неизвестно.

По разным оценкам, в Украине в тени находится от четверти до половины ВВП. Не платят целые сферы бизнеса. Например, рынок аренды жилья не декларируется никак. Подоходный налог не платят и заробитчане, хотя должны были бы.

Экс-министр соцполитики Андрей Рева предлагает жестко штрафовать теневиков. А в партии "Слуга народа" наоборот, практически нивелировали штрафы для работодателей, которые официально не оформляют своих сотрудников. Там предлагают не наказывать неплательщиков, а поощрять честных работодателей. Как отследить, не платит ли работодатель часть суммы в конверте, пока неясно.

Многие украинцы даже не подозревают, что они платят налоги. За них это делает работодатель. К примеру, с каждой зарплаты нужно заплатить 22% единого соцвзноса, 18% подоходного налога и 1,5% военного сбора.

Подоходный налог нужно платить и с других доходов, например, от аренды недвижимости, от дополнительного заработка, подработки. Но в этом случае платить нужно самостоятельно.

18% по закону нужно платить от:

  • заработной платы;
  • дохода от аренды недвижимости;
  • доходов, полученных от независимой профессиональной деятельности;
  • за сумму пенсии, которая превышает ее расчетный размер;
  • с суммы, которую получили от работодателя на похороны члена семьи;
  • с командировочным, если расходы "не вписались" в норму;
  • процентом по банковскому депозиту и т.д.

5% нужно платить за:

  • продажу второго автомобиля за год;
  • дивиденды по акциям и корпоративным правам;
  • наследство.

Средства декларируют и платят до мая каждого года.

Сейчас в Кабмине предлагают запретить популярный лайфхак работодателей. Сейчас они оформляют сотрудников как физлиц-предпринимателей или подписывают с ним договора подряда. Это позволяет платить меньше налогов.

В министерство регулярно поступают жалобы на работодателей, которые отказываются официально оформлять сотрудников, а вместо этого предлагают подписать договор трудового подряда либо работать вовсе нелегально, говорится в пояснительной записке. С договором трудового подряда работодатель не должен платить все налоги за сотрудника, гарантировать ему больничный, отпуск. Уволить могут в любой момент.

Сейчас в Кабмине предлагают прописать требование, что сотрудника обязаны трудоустраивать официально, если если есть хотя бы три из семи признаков официального трудоустройства на полный рабочий день.

Вот эти признаки:

  • сотрудник лично выполняет профессиональные задачи под присмотром того, в интересах кого выполняется задача;
  • работа постоянная, и, как правило, не предусматривает конкретного результата за определенный период времени;
  • работа выполняется на согласованном рабочем месте, соблюдается график и трудовой распорядок;
  • сотруднику обеспечивают условия труда (инструменты, оборудование и т.д.);
  • систематически выплачивается вознаграждение за работу;
  • работодатель устанавливает продолжительность рабочего времени;
  • сотруднику компенсируют командировки и другие расходы, которые связаны с выполнением задач.

Кроме того, подрядчикам хотят запретить работать в опасных условиях и там, где есть необходимость в профессиональном отборе. В таком случае привлекать можно будет либо сотрудников на полный рабочий день и с полным официальным оформлением, либо физлиц-предпринимателей.

Однако даже если этот законопроект примут, он все равно не будет работать без понимания работодателями того, что налоги платить надо.

Как сообщали Українські Новини, налоговую скидку можно получить за ипотеку, обучение, благотворительность и другие услуги и покупки.

Исследование показало, что украинцы практически не знают, каким образом наполняется бюджет, куда идут налоги, однако большинство уверены, что хотят платить меньше налогов.

Кто в Украине платит налоги и на кого их тратят. 8 графиков, объясняющих, как все устроено - Фото

Крупнейший налогоплательщик Украины – вы и еще 40 млн украинцев. Почему большинство из нас об этом не знают и не догадываются, на что тратятся деньги

Знания украинцев о налогах, которые они платят, очень скромные. Почти 60% украинцев не знают, сколько они платят и какая у нас система налогообложения граждан. 70% не знают, что большая часть госбюджета – это налоги граждан.

Почти каждая новая власть в Украине задумывает налоговую реформу, и Зеленский не исключение.

"Впереди еще много работы. все, что мы обещали людям, мы обязаны сделать стопроцентно… Это и налоговая реформа, и амнистия капиталов. ", – заявил Зеленский, выступая на съезде партии Слуга Народа в конце августа.

Какая реформа в голове у Слуг и президента непонятно. Депутаты озвучивали противоположные идеи: от изменения ставок налогов до отмены части налогов и введения прогрессивной шкалы налогообложения. А кто-то является сторонником настройки нынешней системы.

Пока депутаты спорят, LIGA.net собрала главное, что стоит знать о нынешней налоговой системе: какие есть налоги, сколько их, какие ставки, насколько государственный бюджет состоит из денег граждан.

Какие налоги в Украине

В Украине существует семь государственных налогов: на доходы физлиц, на добавленную стоимость (НДС, укр. – ПДВ), акцизы, налог на прибыль предприятий, экологический налог, рента и налог на землю. Также существуют местные налоги – единый налог для юрлиц и физических лиц предпринимателей (ФОПов) и налог на имущество.

Налог Тип Ставка
На доходы физлиц (подоходный) Государственный 18%
Военный сбор Государственный 1.5%
На добавленную стоимость (НДС) Государственный 20%
На прибыль предприятий Государственный 18%
Акцизы Государственный В зависимости от товара
Экологический налог Государственный В зависимости от вещества
Рента Государственный Разные
Земельный Государственный 0,1%-3%
Единый налог для ФОП Местный 3-5%
На имущество Местный Разные

Сборы – не налоги

Отдельно от налогов выделяют государственные и местные сборы. На национальном уровне их платят те, кто пользуется радиочастотами Украины, а также водными, лесными и природными ресурсами страны. Местных же всего два – сбор за парковку и туристический.

Но не все государственные налоги и сборы на 100% идут в центральный госбюджет. Децентрализация затронула не только территориальное устройство страны, но и финансы. Благодаря реформе, местные бюджеты увеличились за пять лет на 200 млрд грн: с 68 млрд в 2014 до 275 млрд грн в 2019 году. Мы создали инфографику о распределении налогов и сборов.

В сравнении с европейскими странами суммарная налоговая нагрузка на украинский бизнес существенно выше, чем в регионе Европа и Центральная Азия. По данным Doing Business, средняя украинская компания должна отдавать на налоги и сборы порядка 45,2% от своей прибыли, в то время как средний показатель по региону – 31,9%. (DB показывает размер налогов и обязательных отчислений, которые должно уплачивать предприятие на второй год работы. Выражается как доля от его коммерческой прибыли.)

Доходы государственного бюджета

Налог на добавленную стоимость (НДС) – главный кормилец страны. С 1992 года он почти всегда имел наибольший вес в госбюджете. НДС платят все участники производственной и/или торговой цепочки. Производители и посредники перекладывают свою нагрузку уплаты НДС на следующего покупателя в звене, в конце которого будет как раз простой потребитель, ему, а точнее вам, – НДС уже никто не возвращает. Последние 10 лет НДС составляет от 35-43% всех доходов бюджета.

Также на граждан приходится вторая крупнейшая статья доходов бюджета – налог на доходы с физлиц (около 25% всех поступлений). Как уже говорилось, 70% граждан об этом не знают.

25-35-45% – достаточно абстрактные цифры. Собранные гривни – конкретнее: в 2019 году НДС принес украинскому сводному бюджету 378 млрд грн, доходы с физлиц – 275 млрд грн, налог на прибыль предприятий – 117 млрд грн.

НДС занимает самую большую долю доходов не только в Украине, такая же ситуация в Литве, Венгрии, Эстонии. Но в большинстве развитых стран подоходный налог превалирует над другими – так в Дании, Канаде, США, Италии.

В Украине же есть еще один обязательный платеж, который не считается налогом (по сути таковым является), – единый социальный взнос (ЕСВ). Взнос взимается с минимальной заработной платы (как минимум) каждого штатного работника и идет в Пенсионный фонд. Его ставка составляет 22%. Если сложить сборы от ЕСВ и подоходного налога, то суммарно получится более 500 млрд грн, что на треть больше, чем весь НДС.

На что идут наши налоги

Социальная помощь "съела" в прошлом году более 576 млрд грн (35% всех государственных расходов, посчитали в проекте cost.ua). В соцпомощи большую часть составляют пенсии – 445 млрд грн. Из этой суммы около 190 млрд грн – дотация госбюджета, а около 250 млрд – деньги Пенсионного фонда, который наполняется за счет ЕСВ. 130 млрд грн соцпомощи – это субсидии, выплаты нетрудоспособным, несовершеннолетним и т.д. Но в статистике пенсии из госбюджета и Пенсионного фонда разделяют, а другая соцпомощь идет отдельной строкой, поэтому гигантская малость украинцев осознает, какая часть бюджета расходуется на "социалку".

Образование – второе после "социалки" – 267 млрд грн (из которых 115,2 млрд – среднее образование) .

Также в тройке самых больших трат государства – выплаты процентов по долгам (120 млрд грн).

Крупнейшие налогоплательщики

Среди компаний больше всего налогов в казну заплатила группа компаний Нафтогаза – 81 млрд грн в 2019 год. В эту цифру входит НДС, подоходный налог, акцизы, налог на прибыль. дочерней компании – Укргазвидобування (47,6 млрд гривень) и самого Нафтогаза (34,1 млрд грн). Самый большой процент от Укргазвидобування принесла рента – 25,3 млрд грн (или 53% от всех налогов государственной компании).

Если проанализировать налоговые поступления от разных отраслей (согласно КВЕДам), то больше всего бюджету приносит добывающая промышленность и разработка карьеров (в среднем 41,6 млрд в месяц), профессиональная, научная и техническая деятельность (33,1 млрд) и поставка электроэнергии, газа (22,2 млрд).

Прибыль, млрд грн НДС, млрд грн Акциз, млрд грн Рента, млрд грн НДФЛ и ВС, млрд грн Сумма, млрд грн
Укргазвидобування 8.97 10.02 2.08 25.38 1.13 47.69
Нафтогаз 9.72 11.94 0 0 0.27 34.19
Філіп Морріс 0.67 2.76 13.72 0 0.08 17.22
ПриватБанк - - - - - -
Укрзалізниця 1.75 6.9 0 0.03 6.35 16.57
Енергоатом 2.31 3.71 0.66 0 2.12 15.75
Прилуки 0 2.64 11.26 0 0.04 13.94
Укрнафта 1.08 3.72 0.33 7.15 0.78 13.25
Джей Ті - - - - - -
Укртатнафта 0 0 8.11 0 0.15 8.3

Налоговые должники

Свыше миллиона физических и юридических лиц по состоянию на 25 августа 2020 года должны Украине. Суммарный долг перед налоговой – 122,5 млрд грн. Но почти 600 000 должников не заплатили налоговой меньше гривни. 55% всего долга должны 145 компаний, а 26% всего долга – десять крупнейших должников.

Номер 1 – Укрнафта, долг которой приближается к 16 млрд грн. Основная причина – рента за добычу газа. Долг начал образовываться в 2014 году, когда Верховная Рада повысила рентные ставки на добычу газа и нефти в два раза. Руководство Укрнафты было не согласно, и перестало платить ренту. С тех пор правительство, Нафтогаз и частные акционеры пытаются договориться. Последнюю попытку мы описали здесь.

С существенным отрывом на втором месте должников расположилась компания Триолан.Мани. Налоговая наложила на компанию 3,7 млрд грн за нарушение ведения кассовых операций – переводила деньги без использования регистраторов расчетных операций (РРО). Компания пыталась обжаловать штраф, но безуспешно. На третьем месте компания Парком-Транс. Ее обвиняют в уклонении от уплаты налогов на 1,5 млрд грн. Эта компания известна тем, что арендовала нефтебазу под Киевом, которая взорвалась в 2015 году.

Налоговые льготы

По данным Киевской школы экономики (КШЭ), украинский бюджет недополучил 42,7 млрд грн ($1,3 млрд) из-за налоговых льгот. В теории льготы – это инструмент поддержки и развития бизнеса. Но политику украинского государства сложно назвать системной.

Во времена президентства Виктора Януковича (2010-2013 гг.) государство недополучило 180 млрд грн. После революции достоинства правительство изменило политику. Отраслевых льгот почти не осталось. Но, как отмечают аналитики КШЭ, в последние два года объем государственных "поощрений" увеличился.

По данным КШЭ, в 2015-2019 годах 52% от всех налоговых льгот (или 98,3 млрд грн) получили предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, а также перерабатывающая промышленность. В 2019 году, если суммировать льготы по разным налогам, крупнейшая отрасль-выгодополучатель от поддержки государства – оптовая и розничная торговля (7,7 млрд грн). На втором месте – образование (5,54 млрд грн) и на третьем с небольшим отрывом – здравоохранение (5,5 млрд грн).

Основной льготный налог – уменьшенная ставка НДС. В 2019 году госбюджет недополучил из-за этого почти 31 млрд грн. На втором месте по размеру льгот – налог на имущество (например, земля) – 9,2 млрд грн, на третьем – налог на прибыль предприятий (1,7 млрд грн).

Каждый официально работающий украинец своими налогами оплачивают строительство дорог, ремонт школ, зарплаты учителей, медиков и депутатов. На нужды государства уходит 41,5% заработка. О том, как распределяют собранные средства и на что их тратят – в материале “Фингвина”.

Государство «забирает» почти половину зарплаты

Налоговая нагрузка на украинские зарплаты соответствует средней в Европе – 41,5%. Причем налоговым агентом выступает работодатель, то есть он отчитывается перед налоговой и сам отнимает от «грязной» суммы все взносы и платит их государству.

Сколько налогов платим с зарплаты:

  • Единый соцвзнос (ЕСВ) – 22%;
  • Налог на доходы физлиц (НДФЛ) – 18%;
  • Военный сбор – 1,5%.

Однако, важно при этом помнить, что каждый официально работающий украинец жертвует частью зарплаты на нужды государства. За счет этих средств финансируются бюджеты всех уровней, платят пенсии, содержат бюджетников, ремонтируют дороги и т.п.

Единый соцвзнос: зарабатываем пенсию и страховку

Украинцы платят 22% заработной платы ЕСВ. К примеру, с «белой» зарплаты в 10 тыс. грн придется заплатить соцвзнос размером 2,2 тыс. грн. Большая часть этой суммы – 1,8 тыс. грн (18,15%) – достанется Пенсионному фонду. Деньги долго в нем не задерживаются, собранные с работающих взносы сразу же перераспределяют между всеми украинскими пенсионерами.

Куда идет ЕСВ:

  • 18,15% зарплаты – в Пенсионный фонд;
  • 3,85% зарплаты – в Фонд на случай потери работоспособности и безработицы.

Также именно уплата ЕСВ позволяет «заработать» на пенсию. Чтобы понять, сколько вы отдаете Пенсионному фонду, умножьте вашу зарплату на 18,15%. Остальная сумма (еще 3,8%) ЕСВ перераспределяется между фондами по безработице и утрате работоспособности. Этими деньгами имеет право воспользоваться любой работающий украинец. Например, если вы лишились работы – зарегистрируйтесь в Центре занятости, и он обязан три месяца платить вам «старую» зарплату, используя собранные за счет ЕСВ средства. За этот период можно найти другую работу.

Также уплата ЕСВ дает право получать выплаты, например, украинцам с инвалидностью, которые больше не могут работать.

НДФЛ: платим городу и стране и имеем право на «льготу»

18% заработной платы (при зарплате в 10 тыс. грн – 1,8 тыс. грн) распределяется между бюджетом страны (40% налога) и местным бюджетом (60% налога). То есть из зарплаты в 10 тыс. грн местный бюджет получит 1,08 тыс. грн, а страна – 720 грн.

Город потратит собранные средства на ремонт дорог, площадей, коммунальные предприятия, а страна – на финансирование органов власти, правоохранительные органы, зарплаты бюджетников и т.д.

На что тратят НДФЛ:

  • 10,8% зарплаты – бюджет города;
  • 7,2% – бюджет страны.

Платите НДФЛ – имеете право на налоговую льготу. Если оформить ипотеку, потратиться на образование или лечение, раз в год можно вернуть часть уплаченного налога. Максимальный размер – 18% от годовой зарплаты. Для примера, при месячной зарплате в 10 тыс. грн максимальная компенсация составит 21,6 тыс. грн. Деньги поступят на указанный счет, для этого необходимо предоставить Фискальной службе справку, которая доказывает расходы, и номер банковского счета, куда переведут деньги.

Подробнее о том, как вернуть часть потраченных по покупку квартиры денег – читайте в предыдущем материале «Фингвина».

Военный сбор – пополняет общий бюджет

На период военных действий на востоке страны все работающие украинцы отдают 1,5% зарплаты «на оборону». Правда, деньги поступают в общую казну государству. Уже оттуда их перераспределяют между разными ведомствами, в том числе и в Министерство обороны. Стоит отметить, что последние несколько лет оборонный бюджет страны стабильно превышает 100 млрд грн – это рекордные в истории страны суммы.

С зарплаты в 10 тыс. грн размер военного сбора составит всего 150 грн.

Как в других странах

Есть еще одна зависимость – чем выше налоги, тем больше желающих уклониться от их уплаты. Еще несколько лет назад только ЕСВ в Украине составлял около 37% (сейчас 22%). Однако недостаточно снизить ставки для того, чтобы все начали исправно платить. Важная составляющая – культура уплаты налогов и отказ от «в конвертах», отмечают эксперты. И чтобы понимать, зачем вы платите, нужно как минимум знать, на что тратят собранные средства.

23 ноября 2020, 19:00

Налоговое несовершенство: кто и как платит налоги в Украине

Налоги – они всюду. Их высчитывают с наших заработных плат, взимают за имущество, и даже в стоимости за обычные продукты в супермаркете также включен налог. Не многовато ли, спросите вы? Куда эти деньги идут? Кто являются крупнейшими налогоплательщиками? Ответы на эти вопросы в цифрах читайте далее.

Зачем те налоги?

Налоги – самый главный финансовый ресурс, пополняющий бюджет государства Украина. Доход от налогов составляет 75,15%. Эти деньги идут на гражданские нужды, которые мы не в состоянии сделать самостоятельно.

Главные функции государства:

  • оборона,
  • развитие инфраструктуры,
  • опека наиболее социально-назащищенных,
  • выравнивание доходности – уменьшение разрыва между богатыми и бедными.

Кто платит больше всего?

Обычно о налоговой нагрузке мы больше всего слышим от крупного бизнеса и частных предприятий. Его владельцы постоянно жалуются на высокие ставки и требуют льгот. Обычные же граждане скромно и тихо вносят свою лепту в бюджет, мол, куда нам до тех бизнесменов, они ведь больше дают, раз так громко кричат.



Кто больше всего платит налоги / Фото из открытых источников

Но цифры говорят обратное. Согласно последним данным правительственного портала, налог и сбор на доходы физических лиц, то есть обычных граждан составил 53,15% от всех доходов. Тогда когда налог на прибыль предприятий – 46,85%. И это при том, что 16,88% из общей суммы налогов предприятий поступает еще и от государственных предприятий.



Структура бюджета / Фото Openbudget.gov.ua

Если взглянуть на план структуры налоговых поступлений госбюджета за 2020 год, то отчетливо видно, что наибольшая доля там именно НДС – налога на добавленную стоимость произведенных в Украине товаров (22,85%) и импорта (50,73%). А это – наши с вами деньги.



Налоги / Фото Openbudget.gov.ua

Если взять к примеру импортные товары, доли НДС из которых наибольшая, то процедура происходит так. Предприниматели платят налог государству на таможне при ввозе товара. Но потом каждый гражданин, по сути, отдает те деньги предпринимателям, ведь платит НДС в размере 20% от суммы за единицу продукции при покупке в магазине. Это можно увидеть на чеке. Поэтому, по факту, предприниматель здесь является лишь оператором по уплате денег государству.

Поэтому если кто – то и должен требовать налоговых льгот – то это те, кто больше всего налогов и платит, а это – обычные граждане.

Как мы платим налоги?

В Украине действует пропорциональная система уплаты налогов. То есть каждый платит одинаковый процент ставки налога – 18%, ставка же ЕСВ (единого социального взноса) - 22%. Это для того, чтобы уменьшить неравенство в доходности у граждан.



Как платят налоги / Фото "Радио Свобода"

Но в системе виднеется ряд пороков, которые нивелируют действие главной идеи системы.

Первый изъян: ставки ЕСВ

Они касаются граждан, доход которых не превышает 15 минимальных заработных плат. Поэтому, если бизнесмен или какой-то топ-менеджер зарабатывает значительно выше, допустим 300 000 гривен, он будет платить 22% только с 15 минималок (по состоянию на сегодня минимальная заработная плата составляет 5000 гривен), а это – 75 000 гривен. Поэтому, по факту, он платит только 5,5% ЕСВ из своей реальной заработной платы, а не 22% как люди с меньшим доходом.


Как влияют ставки ЕСВ / Фото из открытых источников

Второй изъян: норма уплаты НДС

Налог на добавленную стоимость – это процент от стоимости товара. Соответственно люди с разным доходом, по сути, платят одинаковую ставку (20%) НДС за базовый корзину – и тот, кто зарабатывает минимальную заработную плату, и тот, кто получает доход в размере двадцати минималок.

Третий изъян: система налоговых льгот

В общем – льготы полезные. Используя их, государство регулирует определенные экономические процессы и обеспечивает социальную защиту отдельных видов деятельности и групп населения. То есть выполняет функцию регулирования доходности, чтобы бедные не становились беднее, а богатые – более прибыльные. Однако, по факту, работает все наоборот. Обычно налоговые льготы себе лоббируют именно крупные предприниматели. Поэтому общее бремя налогообложения ложится на всех других, в том числе и малых предпринимателей. Поэтому чтобы профинансировать расходов на более чем триллион гривен, плательщики должны будут платить большую долю-и за тех льготников.

Льготы возможны и нужны, если они имеют целенаправленный характер – стимулируют инвестиционную и инновационную деятельность, способствуют выполнению общегосударственных программ и речь может идти только о льготных налоговых ставках, установленных на какой-то срок. Причем, во-первых, предоставление таких льгот должно быть взвешенным процессом, во-вторых – одновременно решать вопрос о компенсационных мерах по доходной части бюджета.

Читайте также: