Снижение таможенных пошлин при прочих равных

Опубликовано: 03.05.2024

С точки зрения торговца товарами таможенный тариф представляет собой разновидность транспортных издержек. Если Отечество введет налог, равный 2 долл. на каждый бушель импортируемой пшеницы, торговцы не будут привозить зерно до тех пор, пока разница в ценах не составит как минимум 2 долл.

На рис. 9.4 проиллюстрирован эффект специфической пошлины с долларов за единицу товара. В отсутствие тарифа цена пшеницы составляет величину Pw как в Отечестве, так и за границей. С введением таможенной пошлины торговцы не повезут пшеницу из Заграницы в Отечество до тех пор, пока отечественная цена не установится на уровне, превосходящем цену за рубежом как минимум на t долларов. Таким образом, цена в Отечестве будет возрастать, а цена за рубежом падать до тех пор, пока разница в уровнях цен не составит величину t долларов. Введение пошлины приводит к раздвиганию цен на двух рынках, графически имеющему клинообразную форму. Тариф поднимает цену в Отечестве до Рт и опускает цену за границей до величины, выражаемой p* - Рт- t. В Отечестве производители предлагают больше товара по более высокой цене, а потребители потребляют меньшее количество товара, сокращая потребность в импорте. За границей более низкая цена приводит к сокращению предложения и увеличению спроса и, следовательно, к меньшему объему предложения на экспорт. Количество поставляемой на рынок пшеницы сокращается с величины Qw при свободной торговле до величины Qr после введения пошлины. Если количество пшеницы, поставляемой из-за границы в Отечество, будет равно От, отечественный спрос на импорт будет равен зарубежному предложению на экспорт. При этом Рт- Рт = t. Рост отечественной цены с Pw до Рт оказывается при этом меньшим, чем размер таможенной пошлины, поскольку часть пошлины отражается в снижении экспортной цены Заграницы, что, однако, не дает выигрыша потребителям в Отечестве. Это обычный результат любой политики ограничения импорта. Масштабы этого эффекта на практике весьма малы. Когда маленькая страна вводит таможенные пошлины, ее доля в закупках товара на мировом рынке очень мала с самого начала, поэтому сокращение ее импорта оказывает слабое воздействие на мировую цену. Практически мировая цена на импортируемые товары может считаться заданной величиной. Эффект таможенной пошлины в случае "малой" страны, которая не оказывает влияния на мировые цены, показан

промышленность, а вторая, в которой сборочная промышленность уже существует, имеет намерение производить узлы и детали к автомобилям.

Для поддержки отечественной автомобильной индустрии первая страна вводит 25%-ную пошлину на импортируемые автомобили, позволяя тем самым отечественным производителям запрашивать 10 тыс. долл. вместо 8. В этом случае неправомерно утверждать, что уровень защиты отечественных сборщиков автомобилей составит 25%. До введения тарифа сборка автомобилей внутри страны была выгодной только в том случае, если она обошлась бы в 2 тыс. долл. или меньше (т.е. разница между 8 тыс. за готовый автомобиль и 6 тыс. за комплектующие узлы и детали). Теперь же эту сборку можно производить, даже если расходы на нее составят сумму 4 тыс. долл. (разница между ценой в 10 тыс. и стоимостью комплектующих). Таким образом, пошлина в 25% обеспечивает сборщиков реальным уровнем защиты в 100%. Теперь представим себе, что вторая страна для поощрения отечественных производителей деталей и узлов вводит 10%-ную пошлину на импортные компоненты, поднимая их стоимость для отечественных сборщиков с 6 тыс. долл. до 6600. Хотя пошлина на готовые автомобили не изменяется, описанная выше мера приводит к тому, что сборка автомобилей внутри страны становится невыгодной. До введения пошлины собирать машину внутри страны имело смысл за 2 тыс. долл. (8 тыс. - 6 тыс.), после введения пошлины сборку можно осуществлять, если это обойдется не дороже чем в 1400 долл. (8 тыс. - 6600). Таким образом, таможенное обложение узлов и компонентов, обеспечивая положительную защиту для производителей этих изделий, порождает отрицательную реальную защиту для сборщиков по ставке 30% (- 600/2000). Подобные рассуждения позволили экономистам провести расчеты, чтобы измерить степень реальной защиты, ежегодно предоставляемой некоторым отраслям промышленности с помощью таможенных пошлин и других видов торговой политики. Например: политика, направленная на поощрение экономического развития (см. гл. 11), часто приводит к установлению уровня защиты, гораздо более высокого, чем ставка пошлины сама по себе1.

Выигрыши и потери от таможенных пошлин Пошлина повышает цену товара в импортирующей стране и понижает ее в экспортирующей. В результате изменения цен потребители теряют в импортирующей стране и выигрывают в экспортирующей. Производители, наоборот, выигрывают в импортирующей и проигрывают в стране-экспортере. Государство, вводящее таможенную пошлину, получает доход. Для того чтобы сопоставить выгоды и потери, их необходимо выразить количественно. Метод такого измерения эффекта от таможенной пошлины предполагает использование понятий, широко применяющихся в микроэкономическом анализе: выигрыш производителя и выигрыш потребителя.

1 Реальный уровень защиты для отрасли формально определяется как (Vr - Vw)/Vw, где Vw добавленная стоимость в отрасли при мировых ценах, VT добавленная стоимость после принятия таможенных мер. Для нашего примера пусть Рл будет мировой ценой на собранный автомобиль, а Р. мировой ценой его сборочных компонентов, t ставка адвалорной пошлины на импортируемые автомобили, a tc адвалорной пошлины на компоненты. Можно выяснить, что если пошлина не влияет на мировые цены, они обеспечивают сборщиков реальным уровнем защиты, выраженным величиной: У-У" - t +Р (2-lfs). на рис. 9.5. В этом случае пошлина повышает цену импортируемого товара на всю величицу таможенной пошлины, т.е. с Pwjio Pw + t. Производство в этом случае растет с 5 до л, а потребление падает с D1 до D .

Эксперты объяснили, как изменение таможенных пошлин повлияет на производство, валютный рынок и инфляцию.


Как ранее писал Spot, Торгово-промышленная палата готовит предложения по внесению изменений и дополнений в действующие ставки импортных таможенных пошлин.

Предпринимателей призвали отправлять свои предложения по ставкам импортных таможенных пошлин. Так палата намерена создать условия для развития в стране экспортно ориентированных производств. Сбор заявок закончился 26 марта.

По мнению экономиста Юлия Юсупова, у предпринимателей не нужно спрашивать, повышать или снижать таможенные платежи. Такой подход к решению вопросов таможенно-тарифного регулирования не даст положительных результатов.

«Любой предприниматель заинтересован если не быть монополистом, то как минимум ограничить свою конкуренцию. Поэтому на вопрос о таможенных пошлинах они ответят, что на сырье и материалы нужно снижать ставки, на готовую продукцию — повышать», — сказал эксперт.

При оптимизации таможенных платежей не учитываются макроэкономические последствия, считает Юлий Юсупов. Повышение пошлин убивает экспорт, приводит к контрабанде товаров, увеличивает «давление» на валютный курс.

Узбекистан добился того, что значительная часть импорта вышла из тени. Изменение таможенных тарифов приведет к возврату в тень.

«Возможно, какие-то тарифы надо оптимизировать, ставки на некоторые из них даже поднять. Но такие решения не принимаются опросом предпринимателей. Для этого должно быть проведено исследование, которое покажет, где и что нужно оптимизировать. Тарифы выполняют не только протекционистскую функцию, но и фискальную», — отметил экономист.

Он также добавил, что нельзя только повышением импортных таможенных пошлин защитить местных производителей. Бизнес зависит от огромного количества факторов. Нельзя взять один из них, например, тарифное регулирование, и с помощью этого решить проблему. Научный подход предполагает, что на всё нужно смотреть комплексно.


Фото: Динора Зияева / Spot

Предприниматель, основатель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов перечислил 10 причин, почему не следует повышать импортные пошлины. Он отметил, что повышение тарифов приведет к искусственному росту цен и обеднению населения.

«Как любые налоги, тарифы имеют свойство сокращать размер экономики. Когда тарифы поднимают цены выше рыночных, снижается потребление товаров. И цены растут не только на импортную продукцию, но и местную», — говорит Зафар Хашимов.

Такая мера также ускоряет инфляцию, негативно отражается на экспортных отраслях, подавляет импорт, что приводит к подавлению спроса на иностранную валюту и укреплению национальной. Это также отражается на экспортерах, добавил эксперт.

Он также отметил, что, помимо импортных пошлин, есть другие факторы, защищающие местных предпринимателей. Например, по легкости международной торговли в Doing Business Узбекистан находится на 165-м месте. На импорт товаров в среднем уходит 111 часов, тогда как по региону этот показатель равен 12,5 часа.

«Высокие импортные тарифы у нас всегда были, но не всегда работали, потому что вызывали контрабандный ввоз. При этом есть „черный“ челночный ввоз и „серый“, когда идет занижение таможенной стоимости в целях ухода от налогов. Потом эти бизнесмены не могут прозрачно продавать на внутреннем рынке [импортный товар]. Валютную выручку, так как завезли нелегально, они тоже не могут официально из страны вывозить. И создают спрос на валютном черном рынке», — сказал предприниматель.

К косвенным последствиям повышения импортных тарифов он отнес правовой нигилизм бизнесменов, которые начинают искать лазейки и ухищрения. Это вызывает у государства реакцию, как известно по истории, еще более сильного контроля и введения репрессивных мер. Это, в свою очередь, приводит к увеличению коррупции.

3.1. Таможенные пошлины

Наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым средством государственного регулирования экспортно-импортных операций являются таможенные пошлины.

Различают импортные, экспортные и транзитные пошлины.

Наиболее часто встречаются импортные пошлины – налогообложение ввозимых в страну товаров.

Импортные пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские. Фискальные пошлины применяются в отношении товаров, которые не производятся внутри страны. Протекционистские пошлины предназначаются для защиты местных производителей от иностранных конкурентов.

Импортные пошлины используются либо как средство финансовых поступлений (чаще в развивающихся странах), либо как средство проведения определенной торгово-экономической политики.

Экспортные пошлины используются реже. Они удорожают стоимость товара на мировом рынке, поэтому их используют в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и производителей.

В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. В настоящее время практически не применяются.

Существуют две основные методики установления уровня таможенных пошлин:

1. Величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т. д.). Такая пошлина называется специфической. Она особенно эффективна в условиях снижения цен на товары – в периоды депрессии и кризисов.

2. Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Эта пошлина называется адвалорной.

Адвалорная пошлина более удобна при импорте машинно-технических изделий. Сейчас на долю адвалорных пошлин приходится 70-80% всех таможенных пошлин. Действует еще промежуточная методика, заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.

До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60-70% всех пошлин были специфическими. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях: являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь никаких специальных соглашений в сфере торговли.

В зависимости от режима устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара. Они бывают: преференциальные (особо льготные), договорные (минимальные) и генеральные (автономные), то есть максимальные.

Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д. Например, страны Европейского Союза предоставляют друг другу по импорту товаров преференциальные пошлины (равные нулю), которые не распространяются на другие страны.

Договор, в котором принимается решение о предоставлении договорных, или минимальных, пошлин, называется договором о «режиме наибольшего благоприятствования» (РНБ). Он формулирует обязательство подписавших его сторон не взимать с импортируемых товаров пошлины, превышающие по размерам величину пошлин, взимаемых с товаров любых третьих стран. Такое положение называется режимом недискриминации. Государства, подписавшие подобные договоры, берут на себя обязательство облагать одинаковыми пошлинами товары всех стран контрагентов.

Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше всех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. Примером использования генеральных (автономных) пошлин может быть их взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.


Четыре года тому назад Россия присоединилась к Всемирной торговой организации, и в рамках обязательств перед ней продолжает планомерно снижать и отменять таможенные пошлины, которые, с точки зрения организации, являются барьерами для развития внешней торговли. С 1 сентября 2016 года импортные пошлины сокращены более чем на 1700 кодов ТНВЭД, а также более чем на 200 кодов отменены вывозные пошлины. Отдельные производители, опасаясь конкуренции, уже забили тревогу. К тому же, сниженные ставки пошлин также могут напрямую привести к сокращению бюджетных поступлений.

Прошлогодний опыт снижения ставок

Очередной этап сокращения ставок произошел ровно год назад – 1 сентября 2015 года ставки ввозных таможенных пошлин сократились почти по четырем тысячам кодов Единого таможенного тарифа ЕАЭС, что составляет более 40% от общего числа подсубпозиций. Снижение затронуло широкий перечень товаров – продукцию сельского хозяйства, машиностроения, легкой промышленности, черной и цветной металлургии, а также электромашины, электронику и другую продукцию. В итоге уровень средневзвешенной ставки ввозной таможенной пошлины по оценке Минэкономразвития сократился с 7,2% до 6,7%. Евразийская экономическая комиссия придерживается более низких оценок – на 2015 год средневзвешенная ставка составляла 5,43%.

poshlina1

Вместе с импортными ставками снизились и пошлины на вывоз целого ряда товаров – отдельных видов морепродуктов, семян, минеральных продуктов, необработанных шкур, древесины, драгоценных и полудрагоценных камней и металлов, а также черных и цветных металлов. При этом пошлины на некоторые из них стали меньше в два-три раза.

Такие серьезные сокращения ставок были восприняты отечественными производителями негативно. В середине прошлого года, ещё до падения цен на нефть существовал риск того, что импортные товары получат гораздо больше возможностей для доступа на российский рынок. В свою очередь, снижение пошлин на экспорт сырья приведет к сокращению его предложения на внутреннем рынке. Однако зимой «черное золото» упало в цене, а вместе с ним и российская валюта, и это внесло свои коррективы, отразившись на объемах внешней торговли. Практически все возможные последствия снижения ставок перекрылись эффектом от девальвации рубля и сокращения спроса, в результате чего импорт со второй половины 2015 года показывал рекордное падение. Экспортеры, в свою очередь, нарастили объемы поставок за рубеж, однако это было продиктовано, скорее, возможностью получения выручки в валюте, а низкие пошлины стали для них дополнительным бонусом. К примеру, среди товаров, по которым в прошлом сентябре были снижены пошлины, заметный рост объемов вывоза показали семена (+ 67%) (коды ТНВЭД 1201100000-1206009900), нафталин, масла и некоторые другие нефтепродукты (+81%) (коды ТНВЭД 2707400000-2708200009), лом драгоценных металлов (+116%) (коды ТНВЭД 7111000000-7112990000) и ряд других товаров.

На момент присоединения к ВТО Министерство финансов оценило сокращение бюджетных поступлений. По плану ведомства из-за снижения ввозных таможенных пошлин доходы бюджета должны были сократиться на 187,8 млрд рублей в 2013, на 256,8 млрд рублей в 2014 и на 365,9 млрд рублей в 2015 году. Вывозных таможенных пошлин в бюджет должно было поступить меньше на 21,8 млрд рублей, 33,5 млрд рублей и 47,3 млрд рублей соответственно.

Однако прогноз был бы справедлив лишь в том случае, если бы внешнеторговый оборот стабильно рос теми же темпами, что и до 2013 года. Падение нефтяных цен, санкции, продовольственное эмбарго, спад инвестиций и многие другие негативные факторы привели к рекордному падению объемов внешней торговли, которое усилилось со второй половины 2015 года. В результате бюджет получил намного меньше средств, чем предполагалось. Экспортных платежей было перечислено на 1856 млрд рублей меньше, а импортных на 83,9 млрд.

poshlina2

Если попытаться оценить «чистый» эффект от снижения пошлин, исходя из средневзвешенных тарифных ставок, то, фактически, только по импорту бюджет за 2015 год не получил около 35 млрд рублей. Оценить недостачу по экспорту труднее из-за применения специфических ставок, рассчитываемых не от стоимости, а от веса товара. Однако стоит отметить, что в по итогам 2015 года объем пошлин от экспорта товаров, не включая нефть, газ и нефтепродукты, составил 48,15 млрд рублей и даже вырос по сравнению с прошлым годом на 20%. Сохранение старых ставок на эти товары могло бы привлечь в бюджет дополнительно 10-20 млрд рублей.

Что изменится в 2016 году?

Снижение ставок с 1 сентября 2016 года гораздо менее масштабное, чем год назад. По импорту изменения затрагивают 1700 кодов ТНВЭД и в среднем составляют 1-2%. По оценкам ЕЭК теперь средневзвешенная ставка составляет 5,2-5,3% от таможенной стоимости.

Перечень товаров, товаров достаточно широк. В частности, пошлины снизились рыбу и рыбную продукцию, молоко, сыры, некоторые овощи и фрукты, вина, полимеры, древесину и лесоматериалы, ткани, обувь, металлургическую продукцию, станки, машины и оборудование.

Самое значительное сокращение ставок коснулось таких товаров как чугунные части гидравлических турбин ( с 13% до 7,5%), черная типографская краска (с 5% до 0%). На 3,8% снизились пошлины на отдельные товары 91 и 94 групп (сборные дома и строительные конструкции, вывески), на 3,1% меньше стали ставки на некоторые виды самолетов.

По вывозным таможенным пошлинам изменения были более радикальные - на 7 товарных позиций пошлины снизили, а на 200 и вовсе отменены. В частности, отменили пошлины на многие виды рыб и рыбных продуктов, молибденовые руды и кокс, нафталин, битумные смеси, соединения драгметаллов, отходы и лом цветных металлов, промышленные алмазы и лесоматериалы.

Кто не рад нововведениям?

Новые изменения уже получили широкий резонанс в кругах участников ВЭД. Многие экспортеры и импортеры уже с лета были в предвкушении грядущих изменений и переносили августовские поставки на сентябрь. Готовятся к увеличению погрузок транспортные компании, в том числе РЖД. Однако фирмы, работающие на внутреннем рынке, выразили беспокойство.

Так, забили тревогу рыбоперерабатывающие предприятия. Несмотря на то, что объем добычи рыбы в России высокий, большая часть улова отправляется за рубеж. По данным ФТС, экспорт рыбы в страны дальнего зарубежья уже в первом полугодии 2016 года вырос на 23%. При этом на потребительском рынке формируется дефицит, и цены растут – за последние два года она подорожала более чем на 30%. Таким образом, обнуление пошлин только усугубит ситуацию. В похожей ситуации оказались и огранщики алмазов. Из-за низкого уровня рентабельности производства и возможного роста цен на сырьё, производители могут не выдержать конкуренции с импортными товарами.

Снижение ставок пошлин, уже в этом году может привести к гораздо более серьезному ущербу для бюджета страны, чем раньше, на фоне падения других налогов и растущем дефиците.

В целом же, пока российское членство в ВТО пока себя не оправдывает. По оценке Всемирного банка в среднесрочной перспективе выгоды должны были составить 3,3% ВВП и 11% в долгосрочной перспективе. Вместо этого низкие ставки препятствуют развитию внутреннего импортозамещения, и снижение экспортных ставок только стимулирует вывоз товаров за рубеж.

date image
2015-06-28 views image
1903

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



На графике представлены варианты рыночного равновесия при пересечении разных кривых спроса и предложения на рынке автомобилей иностранного производства. Рыночное равновесие установилось в точке Д.


Снижение таможенных пошлин при прочих равных условиях может привести к установлению нового равновесия, соответствующего точке …

З

Задача

На графике представлены варианты рыночного равновесия при пересечении разных кривых спроса и предложения на вторичном рынке мебели. Рыночное равновесие установилось в точке Д.


Рост среднедушевых доходов населения при прочих равных условиях первоначально приведет к установлению нового равновесия, соответствующего точке …

Г

Рост среднедушевых доходов населения при прочих равных условиях приведет к снижению спроса на подержанную мебель, так как она является товаром низшего качества, то есть линия D2 переместится в положение D1. Пересечение этой линии с линией предложения S2 дает нам точку Г.

Задача

Функция спроса задана уравнением
, где QD – величина спроса, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.; функция предложения задана уравнением
, где QS – величина предложения, тыс. шт., Р – цена, ден. ед. Равновесный объем продаж составит ___ тыс. шт.

Рыночное равновесие предполагает равенство значений функций рыночного спроса и предложения при некоторой равновесной цене:


,



ден. ед.

Подставим значение равновесной цены в функцию спроса или предложения и получим равновесный объем продаж:


тыс. шт.

Задача

Функция спроса задана уравнением
, где QD – величина спроса, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.; функция предложения задана уравнением
, где QS – величина предложения, тыс. шт., Р – цена, ден. ед. Равновесный объем продаж составит ___ тыс. шт.

4 875

Рыночное равновесие предполагает равенство значений функций рыночного спроса и предложения при некоторой равновесной цене:



ден. ед.

Подставим значение равновесной цены в функцию спроса или предложения и получим равновесный объем продаж:


тыс. шт.

Задача

На графике представлены варианты рыночного равновесия при пересечении разных кривых спроса и предложения на розничном рынке сыра. Рыночное равновесие установилось в точке А.


К изменению его положения в точку Г может привести …

Читайте также: