Кто является владельцем технологического процесса фнс россии

Опубликовано: 29.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-16/132@ "Об утверждении Основных положений об осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России"

В целях реализации Концепции развития внутреннего аудита налоговых органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФНС России от 16.04.2015 N ММВ-7-16/156@, а также повышения эффективности деятельности ФНС России, ее территориальных органов и организаций, находящихся в ведении ФНС России, по выполнению технологических процессов ФНС России приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Основные положения об осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России (далее - Положения).

2. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) организаций, находящихся в ведении ФНС России, организовать ознакомление сотрудников и обеспечить исполнение Положений с учетом пункта 5 настоящего приказа.

3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

4. Управлению контроля налоговых органов (Н.А. Воронова):

4.1. разработать проекты документов, применяемых при осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России, (далее - Документы) в срок до 01.05.2016;

4.2. совместно с Управлением по работе с задолженностью (Л.В. Загайнов) определить технологические процессы ФНС России, относящиеся к компетенции Управления по работе с задолженностью, а также территориальные органы ФНС России для проведения пилотного проекта по апробации Положений и Документов в срок до 01.05.2016 и провести пилотный проект в срок до 01.11.2016;

4.3. организовать совместно со структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России работу по разработке параметров оценки надежности системы внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России в срок до 01.12.2016;

4.4. совместно со структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России доработать Классификатор нарушений, выявленных при проведении внутреннего аудита налоговых органов, утвержденный приказом ФНС России от 14.11.2013 N ММВ-7-10/499@, в части соотнесения нарушений с технологическими процессами ФНС России, приведенными в Перечне технологических процессов ФНС России, утвержденном приказом ФНС России от 15.01.2015 N ММВ-7-12/6@, в срок до 01.01.2017.

5. Разделы 4 и 5 Положений вступают в силу с 01.01.2017.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.Н. Андрющенко.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В. Мишустин

Основные положения
об осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-16/132@)

1. Общие положения

Основные положения об осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России (далее - Положения) разработаны в целях реализации Концепции внутреннего аудита налоговых органов Российской Федерации, утвержденной приказом ФНС России от 16.04.2015 N ММВ-7-16/156@, приказа ФНС России от 11.09.2015 N ММВ-7-12/392@ "О возложении обязанностей по организации внедрения технологических процессов ФНС России и осуществлению внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России на сотрудников ФНС России и ее территориальных органов, на работников ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России и его филиалов".

Внутренний контроль деятельности по технологическим процессам ФНС России (далее - внутренний контроль), осуществляемый непрерывно во всех налоговых органах, их структурных подразделениях, а также в организациях, находящихся в ведении ФНС России и участвующих в выполнении технологических процессов ФНС России (далее - Организации), является эффективным инструментом для своевременного и эффективного корректирующего воздействия на риски, присущие технологическим процессам ФНС России.

Задачами внутреннего контроля являются:

соблюдение налоговыми органами, Организациями и их филиалами, а также их должностными лицами требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов и писем ФНС России (далее - Требования);

обеспечение эффективности и результативности деятельности налоговых органов и Организаций по выполнению технологических процессов ФНС России;

своевременное выявление и анализ рисков нарушений Требований и неэффективной деятельности налоговых органов и Организаций по выполнению технологических процессов ФНС России (далее - Риски);

обеспечение полноты и достоверности данных, содержащихся в информационных ресурсах, показателей отчетности налоговых органов и Организаций.

Настоящие Положения определяют общие подходы к организации и осуществлению внутреннего контроля в налоговых органах и Организациях, а также подходы к оценке надежности взаимосвязанной совокупности организационных структур, методик, процессов и ресурсов, обеспечивающей выполнение задач внутреннего контроля (далее - система внутреннего контроля).

Объектом внутреннего контроля является деятельность ФНС России, ее территориальных органов и Организаций, их структурных подразделений, филиалов, должностных лиц по выполнению ими технологических процессов ФНС России (либо операций технологических процессов ФНС России).

Внутренний контроль осуществляется должностными лицами ФНС России, ее территориальных органов, а также Организаций и их филиалов, в функции которых входит участие в выполнении технологических процессов ФНС России, а также организация, координация и/или методологическое сопровождение их выполнения (далее - субъекты внутреннего контроля).

К методам внутреннего контроля относятся:

самоконтроль выполняемых должностным лицом действий;

контроль с применением автоматизированных контрольных процедур в случае полной или частичной автоматизации выполнения технологического процесса ФНС России;

контроль по уровню подчиненности в отношении выполняемых структурными подразделениями (подчиненными должностными лицами) технологических процессов ФНС России (либо операций технологических процессов ФНС России);

контроль по уровню подведомственности в отношении выполнения нижестоящим налоговым органом либо филиалом Организации технологических процессов ФНС России (либо операций технологических процессов ФНС России).

Объекты внутреннего контроля, методы внутреннего контроля указываются в должностных регламентах должностных лиц налоговых органов и должностных инструкциях должностных лиц Организаций, закрепляя тем самым персональную ответственность за осуществление внутреннего контроля.

2. Принципы организации внутреннего контроля

Внутренний контроль основывается на следующих принципах:

1) каждый государственный гражданский служащий налоговых органов и должностное лицо Организации участвует в осуществлении внутреннего контроля (принцип общей вовлеченности);

2) внутренний контроль осуществляется по всем технологическим процессам ФНС России с учетом анализа взаимосвязи и взаимодействия организационных, технологических, информационных и других ресурсов с целью установления причинно-следственных связей реализации Рисков в деятельности по осуществлению технологических процессов ФНС России (принцип комплексности);

3) масштаб и объем мероприятий внутреннего контроля должен быть соразмерен выявленным Рискам и обеспечивать результативность и эффективность выполнения технологических процессов ФНС России (принцип эффективности);

4) мероприятия внутреннего контроля должны носить упреждающий характер и быть направлены на пресечение возможных Рисков, а также минимизацию негативных последствий нарушения Требований и неэффективной деятельности по выполнению технологических процессов ФНС России (принцип своевременности);

5) при организации и осуществлении мероприятий внутреннего контроля должны своевременно учитываться изменения в порядке выполнения технологических процессов ФНС России, а также внедрение новых технологических процессов ФНС России (принцип адаптивности).

3. Осуществление внутреннего контроля

Внутренний контроль осуществляется путем реализации контрольных процедур, к которым относятся:

проверка оформления документов, подготавливаемых в рамках технологических процессов ФНС России, на соответствие Требованиям;

санкционирование операций технологических процессов ФНС России (процедур, действий);

сбор и анализ информации о результатах выполнения операций (процедур, действий), в том числе посредством дистанционного мониторинга таких результатов;

анализ фактических значений показателей результатов выполнения технологических процессов ФНС России (либо операций технологических процессов ФНС России), включая анализ соответствия прогнозным (плановым) значениям показателей, нормативным либо иным применяемым для сравнения значениям показателей, анализ динамики значений показателей;

сопоставление данных, получаемых в ходе выполнения технологических процессов ФНС России, с данными из внешних источников информации;

применение автоматизированных средств контроля в информационных системах;

проверка наличия и состояния объекта движимого и недвижимого имущества, документа;

ограничение доступа к объектам движимого и недвижимого имущества, информации и средствам ее обработки.

Применяемые контрольные процедуры подразделяются на:

интегрированные в технологический процесс ФНС России контрольные процедуры, осуществляемые на основе единых подходов, устанавливаемых владельцем технологического процесса ФНС России;

не интегрированные в технологический процесс ФНС России, то есть "внешние" по отношению к технологическому процессу контрольные процедуры, осуществляемые в том числе в форме мониторинга хода выполнения технологического процесса.

4. Документирование внутреннего контроля

В целях установления сфер ответственности за выполнение операций технологических процессов ФНС России либо технологических процессов ФНС России, характеризуемых Рисками, организации выполнения необходимых контрольных процедур и определения ответственных исполнителей составляются документы внутреннего контроля.

В документах внутреннего контроля отражается следующая информация:

о выполняемом технологическом процессе ФНС России;

об операциях технологических процессов ФНС России (в рамках которых возникает вероятность реализации Рисков), включая информацию о выполняющих их должностных лицах, либо структурных подразделениях, либо налоговом органе или Организации;

о возможных Рисках в ходе выполнения операций технологического процесса ФНС России (с применением сведений Классификатора нарушений, выявленных при проведении внутреннего аудита налоговых органов, утвержденного приказом ФНС России от 14.11.2013 N ММВ-7-10/499@ (далее - Классификатор нарушений);

о контрольных процедурах по выявлению и минимизации либо исключению Риска и сроках их осуществления, должностных лицах, ответственных за реализацию контрольных процедур.

5. Требования к надежности системы внутреннего контроля

Система внутреннего контроля считается надежной, если она обеспечивает достижение задач внутреннего контроля.

Оценка надежности системы внутреннего контроля осуществляется в рамках аудиторской проверки на основании сведений из документов внутреннего контроля, а также информации, полученной в ходе аудиторской проверки.

Необходимые параметры оценки надежности системы внутреннего контроля (шкала оценки надежности, градация оценки надежности) для технологических процессов ФНС России устанавливаются владельцем технологического процесса ФНС России.

Оценка надежности системы внутреннего контроля осуществляется на основании оценки частоты выявленных нарушений по операциям технологических процессов с применением балльной шкалы, установленной владельцем технологического процесса ФНС России (основной способ оценки надежности системы внутреннего контроля). По решению владельца технологического процесса ФНС России вместо основного способа может быть применен комплексный способ, базирующийся на оценке величины выявленных по результатам аудиторской проверки негативных последствий нарушений и/или недостатков в виде потерь бюджета, с применением балльной шкалы.

Для оценки надежности рекомендуется следующая градация:

высокая надежность системы внутреннего контроля, при которой обеспечивается максимальная вероятность достижения задач внутреннего контроля;

средняя надежность системы внутреннего контроля, при которой обеспечивается средняя вероятность достижения целей внутреннего контроля;

низкая надежность системы внутреннего контроля, при которой обеспечивается низкая вероятность достижения целей внутреннего контроля.

При необходимости владелец технологического процесса ФНС России может установить иную градацию (с большим количеством оценочных категорий).

Результаты оценки надежности системы внутреннего контроля отражаются в таблице "Оценка надежности системы внутреннего контроля" согласно приложению к настоящим Положениям.

При этом выводы и рекомендации по повышению надежности системы внутреннего контроля формируются с учетом анализа следующих обстоятельств:

оценка полноты учета Рисков в целях определения и реализации контрольных процедур;

оценка качества и полноты выполнения контрольных процедур;

оценка эффективности применяемых контрольных процедур в отношении воздействия на соответствующие Риски.

Приложение
к Основным положениям
по осуществлению внутреннего контроля
(утв. приказом Федеральной налоговой службы
от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-16/132@)

Оценка
надежности системы внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России (далее - СВК)

технологический процесс ФНС России (далее - ТП) Операция ТП, в ходе которой выявлены нарушения и/или недостатки* Наименование нарушения и/или недостатка количество операций ТП, по которым выявлены нарушения и недостатки в % к количеству проверенных операций ТП Оценка негативных последствий нарушений и недостатков, тыс. руб. (при возможности оценки) Оценка негативных последствий нарушений и недостатков в среднем на 1 операцию ТП, по которой они выявлены, тыс. руб. (при возможности оценки) Оценка надежности СВК Контрольные процедуры, предусмотренные в целях воздействия на Риск** (согласно документу внутреннего контроля) Причины реализации Риска
код наименование применяемая контрольная процедура не оказывает влияния на реализацию Риска контрольная процедура не выполнена либо ненадлежаще выполнена контрольная процедура для воздействия на Риск не предусмотрена в документе внутреннего контроля
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

* указывать наименование операции, приведенное в паспорте функции (при наличии)

** - риск нарушения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов и писем ФНС России и риск осуществления неэффективной деятельности налоговых органов и организаций, находящихся в ведении ФНС России, по выполнению ТП

Обзор документа

Утверждены основные положения об осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России.

Внутренний контроль, осуществляемый непрерывно во всех налоговых органах, их структурных подразделениях, а также в организациях, находящихся в ведении ФНС России, является эффективным инструментом для своевременного и эффективного корректирующего воздействия на риски, присущие технологическим процессам Службы.

Задачами внутреннего контроля являются, в частности, соблюдение налоговыми органами, организациями и их филиалами требований законодательных и иных НПА России; обеспечение эффективности и результативности деятельности налоговых органов и организаций; своевременное выявление и анализ рисков нарушений требований и неэффективной деятельности налоговых органов и организаций; обеспечение полноты и достоверности показателей их отчетности.

Объектом внутреннего контроля является деятельность ФНС России, ее территориальных органов и организаций, их структурных подразделений, филиалов, должностных лиц по выполнению ими технологических процессов Службы.

Внутренний контроль осуществляется должностными лицами ФНС России, ее территориальных органов, а также организаций и их филиалов.

К методам внутреннего контроля относятся самоконтроль выполняемых должностным лицом действий; контроль с применением автоматизированных контрольных процедур; контроль по уровню подчиненности; контроль по уровню подведомственности.

Объекты и методы внутреннего контроля указываются в должностных регламентах должностных лиц налоговых органов и должностных инструкциях должностных лиц организаций, закрепляя тем самым персональную ответственность за осуществление такого контроля.

На повестке дня важный документ о дополнительных планах ФНС России. Я уже я уже рассказывал вам про Планы ФНС России на 2021 год, про АИС «Налог-3». Сегодня поговорим о «дополнениях».

Приказ ФНС России от 05.03.2021 №ЕД-7-1/173@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2021 — 2023 годы»

Господин Егоров в своих многочисленных выступлениях объявил нам следующее:

  • налоговые органы превратятся в цифровую компанию по обслуживанию налогоплательщиков;
  • налогоплательщики смогут спокойно работать и зарабатывать деньги, не связываясь ни с какой отчетностью. Налоговики смогут контролировать каждый рубль, они самостоятельно будут считать за налогоплательщика, какие налоги он должен заплатить. А уже на следующем этапе государство сможет взыскивать налоги буквально с каждой транзакции. Это уже объявлено;
  • объявлено, чтобы налоговые органы стали работать таким образом, что они были даже незаметны для налогоплательщиков;
  • сервисы должны быть очень простыми для всех налогоплательщиков как для физических лиц, так и для юридических лиц. Чтобы можно было без проблем отчитаться, зарегистрироваться, вести деятельность и прочее. То есть чтобы не было никаких препятствий на пути к тому, чтобы деньги в бюджет поступали беспрепятственно;
  • введена отдельная программа, которая должна приучить налогоплательщиков платить налоги и сделать так, чтобы они согласились, что это нормально. Именно этому посвящена налоговая система «Налог на профессиональный доход», где налоговые ставки низкие, а зарегистрироваться можно за 5 минут.

Какие цели преследуют налоговики?

1.Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.

2.Снижение издержек государственного управления.

3.Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.

Например, «задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов». Чтобы все взыскивалось с вас в автоматическом режиме.

«Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы «Налоговые расходы». Зачем она нужна? Ты деньги потратил? Вау! А где ты их взял? А почему налоги не заплатил, уважаемый «физик», ИП-шник или организация? Вот для чего нужна эта подсистема.

«Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования «под ключ» (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества)». Тут Россия впереди планеты всей, и она готова делиться своим опытом.

«Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля».

Разрабатывается целая платформа, чтобы узнать и контролировать, как ты, бизнесмен, работаешь и как ты платишь налоги, и как ты там осуществляешь транзакции и правильно ли ты ставишь НДС к вычету.

«Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота».

Чтобы все было стандартизировано. И в качестве первого шага будут полностью стандартизированы счета-фактуры, которые будут только в электронном виде. Вы понимаете, к чему это приведет.

Вернемся к целям.

4.«Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры».

Егоров заявил, что от них ничего никуда не уйдет.

5.«Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса».

Что значит, равные условия ведения бизнеса? И здесь тоже процитирую задачи.

«Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России».

Все малое и среднее предпринимательство уравняют, все будет хорошо. И еще будут поддерживать.

«Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики».

И тут тоже будут взиматься налоги. НДС вы с этого платить не будете, но налог на прибыль и НДФЛ — будете. Условия для развития блокчейн-технологий будут созданы в 2021 году.

«Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра».

Это отдельная тема. Все нормально, вся биометрия уже законами предусмотрена.

Давайте углубимся в цели Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы.

«Создание цифровой платформы оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России»

В качестве критериев оценки будут использоваться:

«Количество кредитных организаций — участников информационного взаимодействия в режиме онлайн в целях сокращения издержек бизнеса для оценки риска при оказании налогоплательщикам финансовых услуг и предоставления мер поддержки».

Что будет сделано в 2021-2023 годах

Естественно, у налоговиков все будет как на ладони. В 2021 году все будет разработано, в 2022 году будет введено в опытную эксплуатацию, а с 2023 года — в промышленную. Во время опытной эксплуатации 60 коммерческих банков будет охвачено этим делом, при введении в промышленную эксплуатацию — 100. Поэтому ждем начала 2022 года.

Будет усовершенствована процедура регистрации ИП-шников. Я уже сказал, что налоговики сделают все возможное, чтобы налоговые органы стали незаметны для вас. Чтобы вы могли быстро зарегистрироваться, быстро платить налоги с каждой транзакции и чтобы вы могли спокойно работать и зарабатывать деньги. Государство эти деньги взыщет с вас самостоятельно. Вам со временем больше ни о чем не придется беспокоиться.

Отдельно будет введена в промышленную эксплуатацию система по борьбе с преднамеренным и умышленным банкротством. Эта система будет введена в опытную эксплуатацию уже в этом году. А начиная с 2022 года, она будет введена в промышленную эксплуатацию.

Также вводится система по так называемому налоговому мониторингу. Налоговики будут погружаться во «внутренности» компаний, и, что называется, отслеживать каждую операцию, каждую транзакцию по следующим критериям:

  • по НДС;
  • по акцизам;
  • по налогу на прибыль;
  • по НДПИ.

Короче, по абсолютно всем критериям.

Пока под эту раздачу попадут только крупные компании. У которых совокупные налоги составляют больше 300 млн рублей, оборот больше 3 млрд рублей и активов тоже больше 3 млрд рублей. И даже среди таких компаний под контроль в 2021 году попадут только 9 %, в 2022 — 10 %, в 2023 году — 11 % налогоплательщиков.

Но Егоров в своем интервью на 1 канале объявил, что в будущем налоговики, когда все это заработает, научатся взыскивать налоги с каждой транзакции по каждому бизнесмену.

В апреле этого года будет запущен супер-сервис «Рождение ребенка». Это хороший сервис, на самом деле. Также будет запущен хороший сервис, когда вы взяли кредит в банке на покупку квартиры, налоговики должны будут возвращать вам НДФЛ в автоматическом режиме. Там тоже поэтапная трехфазная программа разработана.

Запланировано много всего, эти планы расписаны на 90 страницах. Давайте еще кое-какие вещи вам расскажу.

На базе АИС «Налог-3» будет создана платформа, где вся бухгалтерская отчетность будет систематизирована и автоматизирована. И будет еще одна платформа, которая позволит иметь доступ ко всей информации, собранная на нас с вами, и на нашу бухгалтерскую отчетность другими ведомствами и министерствами, чтобы они могли посмотреть, как мы там живем.

Создан сервис предоставления банками сведений по начисленным процентам на банковские вклады, который заработает с апреля 2021 года. И налоговики смогут видеть, какие проценты по банковским вкладам вы получили и взыскивать с вас налоги в автоматическом режиме.

Про Единый реестр населения и унификацию налогоплательщиков

Это совершенно замечательный сервис. Потому что, с точки зрения налоговых органов, это пойдет нам во благо. Они будут видеть все о нас. Всех поставят в равные условия, с точки зрения налоговых органов. Нам от этого будет только хорошо.

Все эти системы планируется использовать во благо. Но вы, наверное, догадываетесь, как их можно использовать еще и во вред. Поэтому посмотрим, как это все будет происходить. Единый реестр населения заработает уже в этом году.

По ИП-шникам будут активно разрабатывать единый портал. Также разработают единый налоговый счет для всех налогоплательщиков. И с 2023 года все юридические лица смогут иметь единый налоговый счет. Можно заранее загонять туда деньги, а налоговики сами будут платить все налоги. Этот сервис окончательно заработаете в 2023 году. Запускать этот сервис будет Управление по работе с заложенностью, а законопроект подготовлен Минфином России и направлен на рассмотрение Правительства.

Также у нас потихонечку вводится прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ. Сейчас это запускается в опытную эксплуатацию, а с 1 апреля 2022 года все это ПО по автоматическому взиманию НДФЛ и по автоматическим расчетам прогрессивной шкалы, будет запущено в промышленный оборот.

Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@

Будет резко расширено международное взаимодействие. И наши налоговики будут делиться успешным опытом с другими странами. Будет осуществляться автоматический обмен данных с органами правопорядка, в том числе с ФСБ. И в опытную эксплуатацию это будет запущено в 2021 году. А в 2022 году система обмена данными с правоохранителями будет запущена в промышленную эксплуатацию, в том числе в части, касающейся регулирования валютного рынка.

Речь идет о соглашении об информационном обмене между ФНС России и ФСБ России. И самое главное, что будут побеждены схемы. Вот, по мнению налоговиков, является главным в борьбе за деньги налогоплательщиков. И здесь, в части, касающейся того, как победить схемы, налоговики ссылаются на Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@. И в 2021 году запускается в опытную эксплуатацию прикладное ПО аналитических инструментов для целей контрольной работы в рамках единой информационно-аналитической подсистемы АИС «Налог-3». И здесь будет введено несколько, а конкретно, 5 технологических процессов.

  1. «Взаимодействие налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в отношении потенциальных участников схем».
  2. «Анализ налоговой отчетности и окружения налогоплательщика в целях выявления кооперации, подконтрольности, согласованности действий».
  3. «Управление рисками контрольно-надзорной деятельности».
  4. «Управление типологией схем уклонения от уплаты налогов».
  5. «Ведение реестра паспортов рисков налогоплательщиков, возникающих в ходе проведения камеральных налоговых проверок».

И весь этот запуск делится на 4 очереди. И, например, в первую очередь входит «Единая информационно-аналитическая подсистема (ЕИАП) в части модуля „Досье проверки“ информационно аналитической системы контрольного блока». То есть автоматическое создание досье на каждого налогоплательщика в части камеральных проверок. Еще выйдет система управления рисками, разработка программного обеспечения с целью создания и тестирования профилей рисков. Визуально-сетевой анализ загрузки основных источников.

Какой будет визуально-сетевой анализ загрузки основных источников?

Первая очередь. АБД — Анализ банковской деятельности. Это то, что происходит у вас в банке, сколько тратите, сколько получаете.

ЦУН — прикладная подсистема «Централизованная система учета налогоплательщиков» АИС «Налог-3». Здесь же будет осуществлена подгрузка ЦУН, ЦСР и НБО.

ЦСР — прикладная подсистема «Централизованная система регистрации» АИС «Налог-3».

НБО — налоговая и бухгалтерская отчетность.

И все это на первом этапе загружается в визуально-сетевой анализ, чтобы потом искусственный интеллект все это типировал, обрабатывал и выдавал налоговикам предположительно схему ухода от уплаты налогов. Не верите? Цитирую:

«- типизация схем уклонения: реализация функций по созданию шаблонов схем (на основе существующих и экспертных);

— реестра рисков: интеграция реестра рисков с результатами расчета рисков в части КНП, интеграция АРМ-методолога и реестра рисков в части КНП».

Мы с вами понимаем, что уже первой очереди достаточно, чтобы мы задумались над необходимостью легальной работы.

Вторая очередь:

  • «досье проверки: чат и форум;
  • система управления рисками: проектирование проверки рисков СУР в „песочнице“ ЕИАП;
  • типизация схем уклонения: поиск схем на основе шаблонов (экспертные правила) в части КНП;
  • визуально-сетевой анализ: разработка части АРМ по управлению связями, в т.ч. оценки их эффективности в ВСА».

Также будет еще и третья очередь. Много всего перечислено. Но один пункт все-таки назову. На каждого налогоплательщика будет создано досье проверки.

«В досье проверки: реализация системы уведомлений пользователей (новое событие, приближается срок исполнения, просрочено); реализация автоматического назначения задания инспектору».

В этом документе 19 страниц и я не вижу ни малейшей возможности это как-то более-менее расшифровать в этой статье. А этот 19-страничный документ расшифровывает только один из пунктов плана, который направлен на борьбу со схемами в 2021-2023 году. В январе 2021 года это введено в промышленную эксплуатацию, потому что приказ от 2020 года.

Про электронный документооборот

Вернемся к ПриказуФНС России от 05.03.2021 № ЕД-7-1/173@. Все счета-фактуры в электронной форме. Это ПО первой очереди будет введено в промышленную эксплуатацию, и в 2021 году 10 % налогоплательщиков перейдут на электронный документооборот. В 2022 году — 20 %, а к 2023 году — минимум 50 %.

Но, зная, как работает господин Егоров¸ я вас уверяю, все это произойдет гораздо быстрее.

Также будет разработана платформа по открытости перед властями и организовано межведомственное взаимодействие. Министерства и ведомства всей этой информацией смогут пользоваться. Чтобы все это заработало, налоговики будут выпускать разъясняющие письма о том, как все эти системы будут работать. И в 2021 году запланировано выпустить не меньше 230 писем ФНС России, в 2022 году — не меньше 240, а в 2023 году — не меньше 250 писем с разъяснениями для налогоплательщиков.

Отдельно будет организовано межведомственное взаимодействие, и разработано соответствующие соглашения с правоохранительными органами в борьбе по неуплате налогов. Я уже говорил про ФСБ, плюс к ним присоединятся и иные правоохранительные органы.

«Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительным и органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Тут несколько блоков написано, что и как будет сделано в 2021-2023 годах с каждым конкретным органом.

Отдельно блок Плана предназначен для полной легализации сельскохозяйственных, транспортных и логистических компаний. Все грузоперевозки будут на 100 % легализованы и взяты под автоматизированный контроль.

Дальше идет раздел про НПД-шников, и что это программа автоматического взыскания налогов будет расширена на дополнительные категории налогоплательщиков, в том числе, всю торговлю и рынки. Петрушку бабушка на рынке продает — с этого тоже собираются брать налоги.

Отдельный бок посвящен легализации криптовалюты на территории России. Точнее, она уже легализована № 259-ФЗ. И в 2022 году вам придется сдавать отчетность и платить налоги с криптовалюты. Но налоговики для себя поставили задачу развития АИС «Налог-3» в части получения сведений от юридических и физических лиц об операциях с цифровой валютой, а также сведений от крпитобирж. И они будут получать сведения от криптобирж, контролировать вход в цифру, выход из цифры, вход в биток, выход из битка, чтобы в автоматическом режиме взыскивать с вас налоги.

Ну и, конечно же, налоговики будут заботиться о повышении качества услуг. В планах написано, что налогоплательщики будут удовлетворены качеством работы налоговых органов не менее чем на 90 %.

Также будет организована работа по повышению престижа государственной гражданской службы в ФНС России среди молодежи, школьников, студентов, выпускников вузов. То есть налоговики будут поднимать престиж работы на государство.

Также будет организована работа по созданию системы управления талантами, и организация мониторинга гражданских служащих в период прохождения гражданской службы. То есть налоговики будут привлекать таланты в свои ряды.

«Организация работы по планированию найма и отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы в налоговых органах».

Короче, благодаря всему этому планируется резко поднять качество работы налоговиков. Ну, разве не шикарный план: организация работы по разработке и внедрению единой корпоративной культуры ФНС России. Вы же не против, чтобы налоговики ввели свои этические стандарты и ввели единую корпоративную культуру? И чтобы мы с вами больше чем на 90% были удовлетворены деятельностью налоговых органов и гордились тем, какая качественная у нас налоговая инспекция.

Вывод

Шутки шутками, а это план. И давайте скажем честно, с точки зрения государства, налоговый орган — это фискальный орган. Что такое налог? Налог — это безвозмездный платеж в пользу государства. То есть государство вам за это ничего не должно, в виде безвозмездно отчуждаемого у вас имущества, денег и всего остального.

И вот в части, касающейся именно фискальной цели, налоговики работают великолепно и работают с каждым годом все лучше и лучше. Любой премьер-министр и президент должны гордиться качеством работы такого ведомства. Цифровизация, ИИ, мгновенное обслуживание, личные кабинеты, единые правила игры для всех налогоплательщиков, контроль каждой копейки и взыскание налогов с каждой транзакции, биткоины под контролем, все электронные деньги под контролем, государство эмитирует электронную валюту, которая будет оцифрована. Все полностью под контролем. Любое государство, конечно, должно гордиться таким налоговым органом. И естественно, мы, как налогоплательщики, тоже должны гордиться нашими налоговыми органами.

Другое дело, что хотелось бы, чтобы кроме налоговых органов и другие министерства и ведомства, которым предписано о нас заботиться, заботились о нас также качественно, как налоговики. Хочется, чтобы у нас была лучшая в мире медицина, лучшие в мире дроги, образование, социальное обеспечение, лучшее в мире отношение к молодым людям, которые получают среднее и высшее образование. Чтобы все было таким же качественным, как взыскание налогов. Хотелось бы, чтобы это было все уравновешено.

Пока мы с вами, по моему мнению, наблюдаем однобокость.

Совершенствуются механизмы контроля, взыскания и наказания, но почему-то государство забывает точно также усовершенствовать механизмы заботы о своих гражданах. И напрочь забывает усовершенствовать механизмы честного распределения бюджетных денег.

Хочется, наверное, чтобы вторая сторона медали тоже была направлена на заботу о нас с вами, а не против нас.

Что вы думаете, о том, что я рассказал? Выскажитесь, пожалуйста, в комментариях.

от 15 января 2015 года N ММВ-7-12/6@

(с изменениями на 23 января 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях систематизации технологических процессов ФНС России, а также поддержания в актуальном состоянии разработанных для их автоматизации паспортов функций

1.1. Перечень технологических процессов ФНС России и назначить владельцами технологических процессов ФНС России начальников соответствующих структурных подразделений центрального аппарата ФНС России согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

1.2. Порядок ведения Перечня технологических процессов ФНС России согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

1.3. Функциональные обязанности владельцев технологических процессов ФНС России согласно приложению N 4 к настоящему приказу.

3. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, являющимся владельцами технологических процессов ФНС России:

3.1. обеспечивать своевременное направление заявок на внесение изменений в Перечень технологических процессов ФНС России при возникновении такой необходимости в целях поддержания его полноты и актуальности;

3.2. взять под личный контроль направление заявок на разработку и доработку паспортов функций по технологическим процессам, владельцами которых они являются, по которым требуется автоматизация в АИС "Налог-3".

4. Управлению модернизации налоговых органов (И.А.Мирошникова) обеспечивать актуализацию Перечня технологических процессов ФНС России.

5. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 30.07.2013 N ММВ-7-12/268@ "Об утверждении перечня и ответственных (владельцев) технологических процессов налогового администрирования ФНС России".

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.Н.Андрющенко.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.Мишустин

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от 15 января 2015 года
N ММВ-7-12/6@

Перечень технологических процессов ФНС России

Группа ТП 1-го уровня

Группа ТП 2-го уровня

Номер техноло-
гического процесса (XXXX)

Наименование структурного подразделения ЦА ФНС России, начальник

Наимено-
вание струк-
турного подраз-

Номер разрабо-
танного паспорта функции

которого является владельцем техно-
логического процесса

деления ЦА ФНС России, начальник которого является совла-
дельцем техно-
логичес-
кого процесса

Код технологического процесса

Основные технологические процессы

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств

Государственная регистрация юридических лиц и внесение изменений в ЕГРЮЛ на основании документов, поступивших от заявителей

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Государственная регистрация юридических лиц и внесение изменений в ЕГРЮЛ на основании решения Минюста России

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Государственная регистрация юридических лиц и внесение изменений в ЕГРЮЛ на основании решения ЦБ России

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств и внесение изменений в ЕГРИП на основании документов, поступивших от заявителей

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Ведение информационного ресурса "Недействительные паспорта", а также ресурсов-ограничений

Внесение сведений в ИР "Ограничения"

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Внесение сведений в справочник "Физические лица, в отношении которых имеются вступившие в силу постановления судов о назначении административного наказания в виде дисквалификации либо приговоры судов о назначении наказания в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью" в отношении физических лиц, лишенных права заниматься определенными видами деятельности

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Формирование ИР "Недействительные паспорта" по сведениям, поступившим в электронном виде

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Обработка запросов, поступающих в электронном виде для проверки паспорта и физического лица

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Корректировка и ввод сведений о паспортах в ИР "Недействительные паспорта" на основании документов, поступивших от ФМС России в бумажном виде

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Ведение ЕГРЮЛ, ЕГРИП и предоставление содержащихся в них сведений

Мониторинг и актуализация сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП

Внесение в ЕГРЮЛ/ЕГРИП записей на основании решений судебных органов

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Внесение в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений, поступивших из органов ПФР и ФСС

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Внесение в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений, поступивших из лицензирующих органов

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Внесение в ЕГРИП сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, в связи с аннулированием или окончанием срока действия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Внесение в ЕГРИП сведений о признании регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства недействительной, в связи с получением сведений от органов МВД о судимости физического лица

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Внесение в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений об учете юридических лиц, индивидуальных предпринимателях, крестьянских (фермерских) хозяйств в налоговом органе

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Внесение в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений об исправлении технической ошибки, о признании регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств или иных записей недействительными по решениям налогового органа

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Внесение в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений об изменении паспортных данных или адресов физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, главами крестьянских (фермерских) хозяйств, или участниками, руководителями юридических лиц

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Внесение в ЕГРИП сведений о смерти индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Внесение в ЕГРЮЛ сведений о дисквалификации руководителя юридического лица

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Внесение в ЕГРЮЛ сведений об отсутствии связи с юридическим лицом по заявленному адресу

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Внесение в ЕГРИП сведений о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с созданием на его базе ЮЛ (производственного кооператива или хозяйственного товарищества)

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Внесение в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица - крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с приведением его статуса в соответствие с действующим законодательством

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Внесение в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений об изменении адреса места нахождения юридического лица, места жительства индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с переименованием (переподчинением) адресных объектов

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Внесение в ЕГРЮЛ сведений об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ

Принятие решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Прием заявлений от лиц, чьи права и интересы затрагиваются исключением юридического лица из ЕГРЮЛ

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Внесение в ЕГРЮЛ сведений об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Предоставление сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП по запросу, поступившему на бумажных носителях (лично или по почте) или в электронном виде (с сайта ФНС России или портала ПГУ)

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Взаимодействие с Минюстом России (его территориальными органами) и Банком России (его территориальными органами) по вопросам государственной регистрации юридических лиц, для которых законодательством установлен специальный порядок регистрации

Управление регистрации и учета налого-
плательщиков

Секреты предпроверочного анализа хранятся в специальных отделах территориальных налоговых инспекций и управлений ФНС России по субъектам РФ. Алгоритм действий сотрудников этих отделов в законе четко не прописан. При выборе претендентов на выездную налоговую проверку они в большей степени руководствуются внутренними регламентами, программным обеспечением ФНС России и отработанной практикой поиска проблемных налогоплательщиков.

От результата предпроверочного анализа зависит налоговая безопасность компании. Так как если проверку назначат, то «негласный» план доначислений будет известен заранее. Поэтому одним из способов минимизации налоговых рисков является создание условий, при которых по результатам предпроверочного анализа компания в план выездных налоговых проверок не попадет. Чтобы это сработало, достаточно заранее предпринять некоторые меры безопасности.

Предпроверочные мероприятия сейчас в почете

Предварительный анализ финансово-хозяйственной деятельности компании повышает качество и результативность налоговых проверок. За 2015 и 2016 годы качество налоговых проверок существенно возросло. Глава ФНС России Михаил Мишустин с 2014 года выделяет среди прочих цель по повышению эффективности системы налогового администрирования. Руководство налоговой службы уже отмечает, что снижение количества и повышение качества проводимых налоговых проверок дает свои плоды («Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»).

По официальным данным ФНС России, количество выездных проверок снизилось на 10% (14,6 в 2015 году и 13,1 в 2016 году). Число камеральных проверок выросло на 3% (16 617,3 в 2015 году и 17156,5 в 2016 году).

В 2016 году сумма дополнительных начислений по камеральным проверкам по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 87 % (33 549,8 тыс. руб. в 2015 году и 62 320,3 тыс. руб. в 2016 году). Из них 74% налоговых доначислений. По выездным проверкам картина такова – количество проверок уменьшилось примерно на 10%. А сумма начислений выросла почти на 33% (140 404,2 тыс. руб. в 2015 году и 184 377, 3 в 2016 году).

Учитывая такие тенденции и планы ФНС России, возражать по поводу сути нарушений нужно основательно. Для этого в первую очередь важно знать, на основании какой информации и по каким критериям налоговики будут искать нарушителей, а также кого включат в ежеквартальный план выездных проверок.

Действия налоговых разведчиков помогают сформировать предварительные суммы доначислений

Тайна предпроверочных мероприятий налоговиков кроется в сумме — сколько по итогам их проведения доначислят компании предварительно. То есть, когда инспекторы приходят в офис с проверкой, они уже знают, на какую сумму у компании есть нарушения.

В каждом субъекте РФ «свой» негласный план доначислений. Например, в Москве сейчас эта сумма составляет около 10 млн. рублей. В Московской области – примерно 4 млн. рублей. Именно такие результаты ждет руководство налоговых служб от сотрудников территориальных инспекций. И компаниям нужно быть к этому готовым.

Как сейчас налоговики анализируют финансово-хозяйственную деятельность

Основной алгоритм сотрудников предпроверочного анализа сводится к хорошо всем известным и общедоступным критериям оценки рисков. Они перечислены в приказе ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/33@. Так, по результатам предварительного анализа компанию обвинят в связях с однодневками, если у нее нет:

— личных контактов руководства компании-контрагента;

— документов, подтверждающих полномочия руководителя компании-контрагента, копии его паспорта;

— сведений о том, как нашли партнера (интернет, знакомства);

— информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Минусом для компании будет, если сотрудники предпроверочного анализа установят следующие факты:

— контрагент с признаками однодневки выступает в роли посредника;

— условия договоров отличаются от обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты);

— есть доказательства того, что контрагент не мог исполнить договор с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

— товар приобретался через посредников товаров, которые традиционно производятся физлицами, не являющимися ИП (сельхозпродукция, вторичное сырье, продукция промысла);

— существует рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

— контрагент выпускает или продает векселя, ликвидность которых не очевидна или не исследована. А также выдает или получает займы без обеспечения;

— присутствует существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика. При этом спорная сделки экономически нецелесообразна.

Анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках – действенный способ обнаружить в учете схемы

Практика показывает, что в последнее время инспекторы все чаще исследуют данные бухгалтерской отчетности. Это помогает им собрать доказательства отсутствия реальности взаимоотношений. В поле пристального внимания проверяющих — бухгалтерский баланс (разделы: основные средства; оборотные активы; дебиторская задолженность) и отчет о прибылях и убытках (разделы: выручка; управленческие расходы; себестоимость продаж) и отчет о движении денежных средств (разделы: денежные потоки от текущих операций; арендные платежи; платежи поставщикам за сырье, материалы, работы, услуги).

По мнению налоговиков, нулевые показатели бухгалтерской отчетности свидетельствует об отсутствии реальной хозяйственной деятельности экономического субъекта. Логично, ведь к примеру, компания, осуществляющая, например, реализацию приобретенных товаров должна отразить в бухгалтерском учете их себестоимость (форма № 1), а в отчете о движении денежных средств (форма № 4) должна быть отражена выручка, полученная от их реализации (конечно, при условии их оплаты покупателем).

В декларации по налогу на прибыль отражаются прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам; стоимость реализованных товаров; выручка от реализации покупных товаров. Данные разделы бухгалтерской и налоговой отчетности имеющие нулевые показатели свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект не приобретал имущество (товар) и не реализовывал его третьим лицам. Позицию налоговых органов поддерживают и суды (Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2015 по делу № А40-111253/15)

Избегайте попадания в «черный список» СУР АСК НДС-2

2017-05-24 (1)

Помимо стандартного способа поиска компаний с высоким налоговым риском на основе предпроверочного анализа, у налоговиков появился новый действенный инструмент. В 2016 году в инспекциях появилась СУР АСК НДС-2 (автоматическая система контроля налога на добавленную стоимость в версии № 2). СУР – система управления рисками.

Этот программный комплекс в автоматическом режиме анализирует информацию в отчетности налогоплательщика и сопоставляет ее со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В единой системе содержится информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов-фактур. Теперь инспекторы могут в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров, работ и услуг и отследить возникновение базы по НДС.

2017-05-24 (5)

В соответствии с СУР АСК НДС-2 все налогоплательщики делятся на три категории (письмо ФНС России от 03.06.16 № ЕД-4-15/9933@):

  • Налогоплательщики, которые работают только в соответствии с законом. У них никаких проблем с контрагентами, с оформлением счетов-фактур и уплатой НДС.
  • Налогоплательщики, которые в целом работают легально, но у них есть разрывы в отчетности и неточности в документах.
  • Налогоплательщики, которые обладают признаками несамостоятельного и недобросовестного юридического лица.

Так теперь налоговики группируют всех плательщиков НДС. Соответственно, третья группа компаний с высоким налоговым риском привлечет внимание налоговиков. Но организации из второй группы также могут попасть в список претендентов на проверку. Так как часто эти налогоплательщики связаны с третьей группой.

При этом если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», то для оценки налогоплательщика будут использовать уровень риска новой «СУР АСК НДС-2».

2017-05-24 (3)

Чтобы не попасть в «черный список» этой программы компании целесообразно предпринять следующие действия:

  1. Проверить, если ли у нее документы о правоспособности юридических лиц (своих контрагентов) и правомочности лиц на подписание документов. В ином случае эти бумаги нужно запросить.
  2. Выяснить, отражены ли в отчетности контрагента основные средства, нематериальные активы и иные активы, наличие которых обусловлено условиями сделок.
  3. Сверьте документы по сделке с аналогичными бумагами партнера. Особое внимание уделите обязательным реквизитам счетов-фактур. Подпишите акты сверки.
  4. Посмотрите интернет-сайт партнера. Сделайте скриншот страницы. Поищите отзывы об организации в интернете на других сайтах. Практика показывает, что скрины таких страниц часто срабатывают в пользу налогоплательщиков еще на этапе подачи возражений на акт проверки.
  5. Убедитесь, что у контрагента на самом деле есть офис или склад. Сделайте фотографии, сохраните заявки на пропуск в эти помещения при визите к партнеру.
  6. Проверьте, не судится ли ваш контрагент. Для этого зайдите в справочную систему или на сайт http://www.arbitr.ru/ в картотеку арбитражных дел. Введите наименование юрлица в поисковую строку и просмотрите судебные дела.

Такие меры позволят избежать несоответствий в налоговой отчетности. А также оперативно представить пояснения в случае предъявления претензий со стороны проверяющих. Тем самым избежать попадания в план выездных проверок.

Что ФНС России рекомендует делать сейчас сотрудникам предпроверочного анализа

Такие рекомендации налоговое ведомство дает во внутренних ДСП (документах для служебного пользования). Они рассылаются нижестоящим налоговым органам и активно применяются в работе.

В недавнем ДСП одного из региональных ведомств в рамках предпроверочного анализа рекомендовано делать следующее. Во-первых, заранее оценивать достаточность доказательств – чтобы их хватило для опровержения реальности или обвинений в связях с однодневками. Не ограничиваться стандартами признаками, а проявлять больше творчества и устанавливать причинно-следственные связи.

Во-вторых, заранее проверять не только налогоплательщика « разработке», но и его контрагентов. Как они сдают отчетность, сколько у ниих сотрудников, по какому адресу располагаются и т.п.

В-третьих, уже в рамках предварительного анализа обратить внимание на перемещение товара, если есть подозрения в том, что он фиктивный. Продумать, какие доказательства подкрепят соответствующие доводы.

В-четвертых, сотрудникам предпроверочного анализа рекомендовано не замыкаться на отчетности налогоплательщиков, а активнее использовать другие источники для получения сведений, которые могут доказать налоговые нарушения. В частности, интернет-сайты контрагентов, банки, справочные системы, базы госорганов и т.п.


ФНС — одно из самых технологичных ведомств в России. Однако многих бизнесменов почему-то все еще удивляет, что налоговый контроль становится тотальным, а фискальные органы могут узнавать о нас все в режиме реального времени.

Можно сказать, что для бизнеса налоговая служба стала примером для подражания. Экономика в стагнации, доходы бизнеса и потребителей не растут, но собираемость налогов каждый год ставит рекорды. Рост сборов в 2018 году составил 114 процентов. В 2017 году динамика была примерно такая же. Растет ли бизнес двукратными темпами?

Такой успех ФНС принесла цифровая трансформация. Однако ведомство не собирается останавливаться на достигнутом и продолжает совершенствовать системы контроля над бизнесом. Расскажу, как будут контролировать компании и предпринимателей через 5–10 лет.

Три главные технологии для контроля над бизнесом сегодня

ФНС успешно использует и развивает три основные системы контроля.

АСК НДС-2. С помощью этой системы налоговики мониторят весь процесс создания добавленной стоимости в режиме реального времени. Система автоматически сопоставляет декларации, находит разрывы в цепочке НДС, составляет риск-профиль каждого налогоплательщика.

Система демонстрирует феноменальную эффективность. За три года среднероссийский налоговый разрыв по НДС сократился в девять раз: с 9 процентов в начале 2016 года до 1 процента на конец 2018-го. В результате не платить НДС или заниматься незаконным возмещением из бюджета стало практически нереально.

Компании взялись за оптимизацию других налогов, но через три-пять лет не останется и такой возможности.

В 9 раз сократилось количество нарушений, связанных с НДС, за последние три года

АСК НДС-2 — часть более широкой автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-3». В эту систему также входят данные о регистрации юрлиц и ИП, о банковских счетах юридических и физлиц, IP-адресах от операторов связи. Плюс информация от таможни, которая позволяет контролировать импорт по ЕАЭС.

Вскоре фискальные органы применят принципы АСК НДС-2 к другим видам налогов и всей системе «Налог-3». Как это будет работать, в ФНС не говорят ни официально, ни в частных беседах.

Онлайн-кассы. С их помощью анализируют оптовые и розничные продажи. В ближайшей перспективе они помогут обеспечить контроль наличности на уровне 100 процентов.

Наши источники в ФНС говорят, что в ведомстве рассматривается вопрос об отказе практически от всей отчетности для розничной торговли. А налоговую базу для налогоплательщика будут формировать не по налоговым периодам, а в режиме реального времени.

Национальная информационная система маркировки и прослеживаемости товаров. Маркировка — средство идентификации, чтобы проследить весь путь товара от производителя или от границы до конечного потребителя. Система вытесняет с рынка контрафакт и фальсификат, а также пресекает серые схемы. Благодаря этому государство сможет управлять поставками и быстро выводить из оборота недоброкачественные партии товаров.

Сейчас уже обязательна маркировка меховых изделий, алкоголя, лекарств. В этом году перечень товаров расширится. Маркировать начнут: сигареты, обувь, духи, шины, фотоаппараты, постельное белье, верхнюю одежду.

Помимо этого, готовится запуск пилотного проекта по маркировке пива, минеральной воды, чая, а также готовой молочной продукции. До 2024 года должна заработать единая система маркировки товаров.

проконсультироваться

Тотальный контроль в будущем

По нашим сведениям, ФНС в конце 2018 года объединила потоки данных из АИС «Налог-3», онлайн-касс, системы маркировки и прослеживаемости товаров в единую информационную мегасистему на основе Big Data. Это целая сеть больших информационных центров по сбору, обработке и анализу огромного объема данных. Нам известно о трех таких дата-центрах: основном в Подмосковье (Дубна) и резервных-дополнительных в Волгоградской и Нижегородской областях. Используются искусственный интеллект, машинное обучение, межмашинный обмен данными и другие передовые технологии.

Мегасистема не ограничится только перечисленными компонентами. Туда же будут передаваться данные всех загсов и архивов, то есть информация обо всем населении. Уже сейчас туда возможно подгрузить всю сетевую аналитику, данные из соцсетей, компьютеров и телефонов, которые мы открыто сообщаем.

Пока система работает в пилотном режиме — данные не систематизированы и не сопоставлены должным образом. Но это вопрос ближайших трех-пяти лет. А в следующие год-два ФНС будет тестировать и отлаживать работу своих дата-центров.

Уже сейчас в США искусственный интеллект предсказывает время и место совершения возможного преступления. В России цифровые технологии будут выявлять сведения о налоговых обязательствах и правонарушениях.

В итоге налоговые обязательства будут исполняться полностью автоматически. Сегодня мы настраиваем автоплатежи за услуги ЖКХ, а через три-пять лет налоги будут автоматически списывать с расчетных счетов компаний. Пени, штрафы и недоимки за нарушения — тоже. А если не согласен, то доказывать это придется скорее в офлайне, чтобы было сложнее.

Такие перемены не фантастика — подобное мы уже проходили во взаимоотношениях с ГИБДД. Гаишников сократили, зато увеличили количество видеокамер, которые фиксируют нарушения. В итоге «отмазаться» взятками больше не получается, приходится платить в бюджет бешеные штрафы. Аналогично перестраивается работа ФНС.

Есть в таких переменах и положительные стороны. У бизнеса появится простой и быстрый доступ к господдержке и госуслугам, включая получение налоговых вычетов и возмещений. То же самое относится к банковским и другим услугам. Значительно уменьшится объем отчетности.

Наверняка бонусом станет серия внутренних налоговых амнистий — как сейчас это делается для возврата в Россию активов из-за рубежа.


Что говорит ФНС

В декабре 2018 года глава ФНС Михаил Мишустин анонсировал следующий этап развития налоговой службы. После полной цифровизации будет создана «адаптивная платформа» налогового администрирования. Платформа будет работать только с цифровыми источниками данных и оперировать в режиме реального времени. Это станет переходом к новой форме взаимодействия с налоговой.

Первая стадия цифровизации ФНС выражалась в создании веб-сайтов, веб-порталов и персональных электронных сервисов. Вторая стадия, которая реализуется сейчас, — это мобильные приложения, индивидуальные проактивные сервисы. Процесс займет еще несколько лет.

По словам главы ФНС, налоговые сервисы должны быть интегрированы в бизнес-среду. Все налоговые обязательства будут исполняться автоматически, а экономика станет прозрачной. ФНС считает, что границей перехода к «новой прозрачности» станет практическая реализация в экономике интернета вещей (IoT) в 2025–2035 годах.

Через 10–15 лет ФНС видит себя как сервисную службу, которая постоянно тесно взаимодействует с «цифровыми процессами» внутри компании-налогоплательщика. В том же режиме будет проверяться корректность уплаты налогов.

ФНС сообщила, что стремится перейти к более доверительным отношениям с налогоплательщиками, снизить административную нагрузку на бизнес, сократить количество и срок проверок. Сейчас их число снижается за счет применения методов аналитики. В 2018 году только благодаря «аналитическим системам» бюджет получил дополнительные 345 млрд руб. Налоговый контроль смещается в сторону риск-ориентированных моделей и профилактики нарушений.

Пример партнерских отношений с налогоплательщиками — введение такого вида контроля, как налоговый мониторинг. Это замена традиционных проверок на онлайн-взаимодействие, когда компания предоставляет ФНС удаленный доступ к своим информационным системам.

Участники налогового мониторинга могут выбрать способ взаимодействия с ФНС в зависимости от собственной технической оснащенности.

ФНС приводит следующие данные по участникам налогового мониторинга:

  • 36% предоставляют доступ в учетную систему организации;
  • 25% обеспечивают доступ в аналитическую витрину данных, где организация публикует информацию для налогового органа;
  • 39% обмениваются информацию по телекоммуникационным каналам связи.

проконсультироваться

Останутся ли преступные схемы в будущем?

Через 10 лет исчезнут все старые схемы по уходу от налогов и отмыванию денег. С учетом тенденций мы вовсе перестанем пользоваться наличными деньгами.

Исчезнут серые зарплаты. Контроль поступлений на счет работника вызовет вопросы к компании при любых подозрительных выплатах. Исчезновение наличных скажется на теневом секторе.

Номинальных руководителей будут вычислять сразу, как и реальных бенефициаров. Анализ данных из электронных источников сделает поиск настоящих выгодоприобретателей моментальным.

Вывести деньги без налогов будет невозможно. Офшорные зоны исчезнут или станут прозрачными. Каждая внутренняя и внешняя операция компании будет видна налоговикам в режиме реального времени, поэтому схемы с займами, завышением стоимости и прочие махинации бухгалтерии тоже исчезнут. Большое количество промежуточных операций потеряет эффективность, так как искусственный интеллект сможет мгновенно их обработать.

Но можно предположить, что на смену старым придут новые модели легализации доходов. Вероятно, будут использоваться криптовалюты или иные виды валют.

Обнальщиков заменят хакеры, а схемы по выводу денег — системы для взлома. Как сейчас некоторые люди с помощью proxy обходят блокировки сайтов, так в будущем акцент сделают на обходе систем контроля. Технический прогресс не только на стороне ФНС. На рынке появятся услуги теневых программистов, а валютные операции будут проводиться через аналог нынешнего даркнета.

Появятся новые законы и лазейки в них. Вряд ли в ближайшие 20 лет законодательство станет совершенным, а коррупция исчезнет. Изменения в законах будут не только перекрывать старые варианты вывода денег, но и создавать новые.

Остались вопросы по этим и другим темам?

Свяжитесь с нами, мы поможем:

Читайте также: