Порядок предоставления отсрочки рассрочки инвестиционного налогового кредита

Опубликовано: 14.05.2024

Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена в отношении уплаты одного или нескольких налогов из числа уплачиваемых.

Понятие и основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

В соответствии с положениями действующего НК РФ, понятие предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора означает определенное изменение, которое касается непосредственного срока уплаты того или иного налога.

Действующий порядок устанавливает, что срок, на который отсрочка или рассрочка могут быть предоставлены, не должен превышать один календарный год. В особом порядке рассрочка или отсрочка могут быть предоставлены на срок до трех лет, если такое решение было принято Правительством РФ.

Порядок предоставления рассрочки или отсрочки по уплате налога и сборов требует наличия оснований, предусмотренных налоговым законодательством РФ. В эти основания входят следующие:

  • причинение лицу определенного материального ущерба в результате непреодолимой силы и особенных обстоятельств, например, стихийной силы;
  • в случае задержек в финансировании лица их бюджета, либо, если данное лицо оплатило государственный заказ;
  • существование угрозы банкротства лица, либо вынесение судом мирового соглашения, а также составление специального графика для дальнейшего погашения имеющейся задолженности;
  • при особом имущественном положении данного лица, если оно исключает возможность скорейшего погашения и уплаты налогов и сборов в полном объеме;
  • если работа по реализации определенных товаров, либо предоставлению каких-либо услуг носит сезонный характер, в соответствии с перечнем сезонных работ, утвержденных действующим законодательством РФ;
  • если речь идет об уплате налогов за перемещение определенных товаров через границу государства. В таком случае отсрочка или рассрочка также могут быть предоставлены, если имеются соответствующие условия и основания для того, чтобы изменение срока уплаты было правомерным.

Порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога

Законодательством РФ устанавливаются особый порядок и условия, благодаря соблюдению которых заинтересованным лицам предоставляется отсрочка или рассрочка и происходит изменение установленного срока оплаты.

Первоначальным этапом данной процедуры является подача письменного заявления от заинтересованного в предоставлении лица.

Заявление должно быть подано в соответствующий орган, обладающий полномочиями по принятию данных документов.

К письменному заявлению должны быть приложены следующие документы: справки банковского учреждения о регулярных финансовых оборотах лица за шестимесячный период до подачи заявления, справки об остатках денежных средств на имеющихся открытых счетах, полный перечень контрагентов.

Дополнительным и очень важным документом является обязательство лица, которое подразумевает обязательное соблюдение им всех установленных условий на период изменения срока уплаты налога или сбора. Заключительным документом будет являться подтверждения наличия одного основания, либо нескольких, дающих правомерную возможность изменить порядок и срок уплаты налогов и сборов.

В роли документального основания может выступать обоснованное заключение о факте наступления особых обстоятельств, акт оценки ущерба, который был причинен непреодолимой стихийной силой и т.д.

Начисление процентов на суммы задолженности по уплате налогов

Начисление пеней, штрафов и процентов на существующую сумму налоговой задолженности, как юридические меры, направлены, прежде всего, на скорейшее исполнение лицом своих финансовых обязательств. Проценты представляют собой определенную денежную сумму, которую лицо обязано уплатить, после оплаты основного долга. Проценты всегда выражены в денежном эквиваленте.

Уплата должником основной суммы задолженности по установленным налогам и сборам не освобождает его от необходимости уплаты накопившихся процентов. Начисление процентов может быть остановлено, но только в случае принятия такого решения судебным органом, ибо при иных обстоятельствах, которые имеют соответствующие основания.

Если заинтересованному лицу была предоставлена отсрочка или рассрочка на исполнение финансовых обязательств по налогам и сборам, начисленные проценты также могут войти в данную рассрочку.

Внесенное изменение в порядок уплаты определенной суммы по налогам и сборам коснется и установленного порядка уплаты существующих процентов. При этом сам процесс роста процентов прекращается с того момента, когда решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога было принято уполномоченным органом.

Документы для предоставления рассрочки или отсрочки уплаты налога

Окончательное решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, а также об отказе в удовлетворении данных требований заинтересованного лица, может принять лишь уполномоченный орган.

Как показывает регулярная практика, случаи отказов отнюдь не являются редкостью. В большинстве ситуаций, это происходит за-за того, что заинтересованное лицо так и не смогло представить основания исчерпывающие доказательства необходимости предоставления отсрочки.

Именно поэтому законодательство РФ определяет четкий порядок, условия, основания и правила подачи заявления об отсрочке. Особое внимание уделяется и списку необходимых документов, которые подаются в уполномоченный налоговый орган.

Основным из них является письменное заявление, в котором заинтересованное лицо выражает свою просьбу о предоставлении рассрочки, а также мотивирует необходимость такого предоставления определенными причинами.

Следующим шагом будет сбор необходимых приложений для заявления. Сюда входят банковские выписки о текущем состоянии финансовых счетов, а также письменное обязательство о том, что лицо обязуется соблюдать установленные законом условия, в случае предоставления ему рассрочки по уплате налогов и сборов.

Самыми важными документами будут являться непосредственные основания, которые подтвердят, что лицо действительно не смогло произвести оплату вовремя, по независящим от него причинам.

Например, заключение страхового агента, акт оценки материального ущерба и даже выписки из полицейского заключения о хищении имущества и т.д.

Прилагаемые документы к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога

Отсрочка или рассрочка по уплате установленных налогов и сборов предусмотрена действующим законодательством РФ, прежде всего, для максимальной защиты интересов и законных прав налогоплательщиков. Для того, чтобы решение о предоставлении рассрочки было положительным, следует заранее заняться сбором необходимых документов, которые должны быть приложены к заявлению.

Установленный порядок допускает, что данные документы могут быть предоставлены в налоговый орган как лично заинтересованным лицом, так и его представителем, при условии наличия у последнего оформленной доверенности, со списком полномочий данного представителя.

В зависимости от конкретных оснований, которые были указаны заинтересованным лицом в заявлении, налоговый орган может потребовать предоставления соответствующих документов, например:

  • официальное заключение о действительном наличии факта непреодолимой силы, который впоследствии и привел к невозможности своевременного исполнения финансовых обязательств по уплате налогов и сборов;
  • сведения о движимом и недвижимом имуществе, которое принадлежит заинтересованному лицу не основании действующего права собственности. Данный документ может потребоваться, когда основанием предоставления отсрочки названо особо текущее имущественное положение заявителя.

Налоговый орган может истребовать и иные дополнительные бумаги, требующиеся в каждом конкретном случае.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога

Правовое решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается налоговым органом при наличии оснований, а также всех требующихся документов, которые данные основания могут подтвердить.

Положительное решение будет принято в том случае, если соблюдены следующие условия и порядок:

  • если заинтересованному лицу – налогоплательщику был причинен серьезный ущерб, который привел к резкому ухудшению его текущего материального положения, а также, если этот ущерб стал результатом непреодолимой силы – стихийной катастрофы и т.д.;
  • существует риск банкротства заинтересованного лица в том случае, если он в данный момент совершит оплату всех установленных налогов и сборов;
  • если определенные условия и текущее имущественное положение заинтересованного лица не допускает возможности уплаты налогов и сборов в настоящее время. Резкое изменение текущего имущественного положения в лучшую сторону, например, получение серьезной прибыли и т.д., аннулирует данный пункт и возвращает налоговому органу право требовать своевременного погашения имеющейся задолженности. В таком случае отсрочка или рассрочка лицу больше не предоставляется.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога

Установленный порядок и условия предполагают, что рассрочка не может быть предоставлена по определенным обстоятельствам. В соответствии с правилами налогового законодательства, она не предоставляется, если в отношении лица:

  • возбуждено уголовное производство в отношении правонарушения и преступления, так или иначе касаемо нарушения налоговых норм и установленных правил;
  • идет активное производство по делу о налоговом, либо административном правонарушении, совершенным лицом, заинтересованном в предоставлении отсрочки;
  • ведется активное производство по делу о нарушении, связанным с уплатой налогов и сборов таможенным органам за провоз определенных товаров через государственную границу;
  • если у налогового органа имеются серьезные основания подозревать, что предоставление отсрочки требуется заинтересованному лицу для последующего сокрытия части доходов, либо имеющегося у него имущества для того, чтобы на него не распространялся порядок налогообложения. Помимо этого, налоговый орган может подозревать, что изменение срока уплаты необходимо лицу для того, чтобы покинуть страну;
  • если в течение трех лет, до того, как лицо обратилось в налоговый орган для предоставления рассрочки, было вынесено решение о прекращении действия предыдущей рассрочки по причине нарушения установленного порядка и обязательств заинтересованного лица.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) установлены строгие временные рамки в отношении уплаты налогов и сборов. Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, определенный законодательством о налогах и сборах, или досрочно. Для каждого налога и авансовых платежей по нему установлена предельная дата, по истечении которой уплата считается просроченной.
В то же время НК РФ предусмотрена возможность того, что по некоторым объективным причинам налогоплательщик не сможет исполнить в срок возложенную на него обязанность по уплате налога. В соответствии со статьей 57 НК РФ изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, определенном НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 61 НК РФ под изменением срока уплаты налога и сбора подразумевается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Возможен перенос срока уплаты как суммы всего налога, так и его части.
Отсроченная сумма уплачивается единовременно по истечении срока, на который предоставлена отсрочка, а рассроченная – поэтапно.
Чтобы получить отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит, организация должна подать заявление в уполномоченный орган. Рекомендуемая форма заявления приведена в Приложении № 1 к Порядку организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов (далее – Порядок), утвержденному Приказом ФНС России от 21.11.2006г. № САЭ-3-19/798@.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налога (пункт 5 статьи 64 и пункт 3 статьи 67 НК РФ). Документы, необходимые при подаче заявления, перечислены в пунктах 1 и 2 Порядка.
Обращаем внимание на требование, изложенное в пункте 2.10 Порядка: прилагаемые к заявлению документы должны быть поданы в действующей редакции и до истечения месячного срока с момента подписания их уполномоченным лицом. На практике бывает, что после отправки документов происходят изменения, затрагивающие их содержание. Тогда налогоплательщик обязан в течение семи дней известить об этом органы, уполномоченные принимать решение об изменении срока уплаты налогов и сборов. Помимо этого он должен представить документ (документы) с учетом изменений.
Пунктом 1 статьи 63 НК РФ определены органы, уполномоченные принимать решение об изменении сроков уплаты налогов и сборов:
- по федеральным налогам и сборам – ФНС России;
- по региональным и местным налогам – Управления ФНС России по субъектам РФ по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица;
- по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ – Федеральная таможенная служба;
- по государственной пошлине – органы (должностные лица), уполномоченные на основании положений главы 25.3 НК РФ совершать юридически значимые действия, за которые уплачивается госпошлина;
- по единому социальному налогу – ФНС России по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора принимается на срок, не превышающий один год (пункт 1 статьи 64 НК РФ); инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет (пункт 1 статьи 66 НК РФ).
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов и сборов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства РФ.
Но изменить срок уплаты можно не всегда. В пункте 1 статьи 62 НК РФ перечислены обстоятельства, при которых исключается предоставление отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита:
1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах:
уголовная ответственность должностных лиц налогоплательщика - юридического лица регулируется тремя статьями Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ):
статья 199 УК РФ - уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;
статья 199.1 УК РФ - неисполнение обязанностей налогового агента;
статья 199.2 УК РФ - сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов;
2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации:
- о налоговом правонарушении
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (статьи 106 - 129 НК РФ);
- об административном правонарушении
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При этом затрагиваются только правонарушения в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (к примеру, статьи 15.1, 15.2, 15.5, 15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ);
3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств (закрытие им банковского счета и открытие другого, неизвестного налоговым органам счета с последующим перечислением на него денежных средств и т.п.) или иного имущества, подлежащего налогообложению (путем совершения фиктивных сделок, представления фиктивных документов об уничтожении или утере имущества и т.п.), либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство (установление факта оформления соответствующих документов, визы и т.п.).
Таким образом, при наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 62 НК РФ, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене, о чем в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица.
Отсрочка или рассрочка уплаты допускается в отношении одного или сразу нескольких налогов. Есть ряд платежей, срок уплаты которых изменить нельзя. Так, НК РФ не предоставляет налогоплательщикам права изменять срок уплаты пеней и налоговых санкций. Налоговые органы могут предоставить отсрочку или рассрочку только по налогам и сборам.
В налоговые органы часто поступают заявления от налоговых агентов о предоставлении отсрочек по уплате налога на доходы физических лиц. Надо отметить, что НК РФ на налоговых агентов возложены обязанности по исчислению, удержанию из средств, выплачиваемых налогоплательщикам - физическим лицам, и перечислению в соответствующий бюджет сумм НДФЛ. Эти средства не принадлежат налоговым агентам, они не имеют права распоряжаться ими, например, направлять на погашение своих налоговых или других обязательств. Вследствие этого возможность изменения срока перечисления налоговым агентом указанных сумм в бюджет в НК РФ не предусмотрена.
Перенос установленного налоговым законодательством срока уплаты налога на более поздний срок с экономической точки зрения является своего рода кредитом, предоставляемым за счет бюджетных средств. За пользование таким кредитом налогоплательщик обязан уплатить проценты в размере 1/2 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Данное положение установлено в пункте 4 статьи 64 НК РФ.
Однако проценты не начисляются, если отсрочка (рассрочка) предоставлена налогоплательщику по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 64 НК РФ. На отсроченную (рассроченную) к уплате сумму госпошлины проценты не начисляются при любых обстоятельствах (пункт 2 статьи 333.41 НК РФ).
Отсрочка (рассрочка) по уплате налога может предоставляться при наличии хотя бы одного из оснований, поименованных в пункте 2 статьи 64 НК РФ:
1) потери налогоплательщика, понесенные в результате действия непреодолимой силы (стихийное бедствие и т.п.);
2) несвоевременное бюджетное финансирование;
3) несвоевременная оплата государственного заказа;
4) угроза банкротства;
5) сложное имущественное положение физического лица;
6) сезонный характер производства налогоплательщика.
Относительно предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, приведенный выше список оснований предоставления отсрочки или рассрочки дополняется также основаниями, предусмотренными Таможенным кодексом РФ.
Действие отсрочки (рассрочки) уплаты налога прекращается по окончании срока действия решения о ее предоставлении (пункт 1 статьи 68 НК РФ). Но оно может быть прекращено и досрочно. Например, по решению уполномоченного органа, если налогоплательщик нарушил условия предоставления отсрочки (рассрочки), или в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.

Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры
банкротства Управления ФНС России по
Архангельской области и Ненецкому автономному округу

Ст. 64 НК РФ регламентирует порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных главой 9:

    • на срок, не превышающий 1 год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности;
    • на срок от 1 до 3 лет - по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, по решению Правительства РФ;
    • на срок, не превышающий 5 лет - по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам, по решению министра финансов РФ.
  • на срок, не превышающий 1 год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности;
  • на срок от 1 до 3 лет - по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, по решению Правительства РФ;
  • на срок, не превышающий 5 лет - по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам, по решению министра финансов РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу:

  • причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога;
  • угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
  • имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
  • при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

При наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 - 6 пункта 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в 5-дневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен:

    • по налогу на прибыль организации;
    • по региональным налогам;
    • по местным налогам.
  • по налогу на прибыль организации;
  • по региональным налогам;
  • по местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен:

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    • по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 - на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
    • по основаниям, указанным в подпунктах 2 – 4, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;
    • по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

  • по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 - на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
  • по основаниям, указанным в подпунктах 2 – 4, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;
  • по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Организация вправе подать в соответствующий уполномоченный орган заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита либо заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 НК РФ в течение 30 дней со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. Если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 НК РФ.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Законами субъектов РФ по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ) и по региональным налогам, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях:

    • уплаты всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока;
    • при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки или рассрочки по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.
  • уплаты всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока;
  • при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки или рассрочки по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, заинтересованное лицо должно в течение одного месяца после получения ими соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом заинтересованному лицу по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Копия такого решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета заинтересованного лица.

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ положения части первой настоящего Кодекса не применяются к отношениям, регулируемым Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 61 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

2. Изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном настоящей главой.

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.

Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 настоящего Кодекса.

3. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

4. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

5. Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, указанных в статье 63 настоящего Кодекса, может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой.

6. Изменение срока уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, производится в порядке, предусмотренном настоящей главой.

7. Утратил силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ статья 61 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

8. Изменение срока уплаты налога и сбора налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

1. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее - заинтересованное лицо):

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

2. При наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица.

Заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном настоящим Кодексом.

1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются:

1) по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3-5 настоящего пункта и пунктом 2 настоящей статьи);

2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи);

3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;

4) по государственной пошлине - органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 настоящего Кодекса совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина;

5) по единому социальному налогу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Об отсрочках (рассрочках) по уплате взносов, предоставленных до введения в действие части второй НК РФ государственными социальными внебюджетными фондами см. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ

2. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов (за исключением государственной пошлины) изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:

бюджеты субъектов Российской Федерации, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;

местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.

4. В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 64 настоящего Кодекса, решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов принимается Правительством Российской Федерации.

1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, утвержден постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Редакции Налогового кодекса (часть первая), опубликованные в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Российской газете", имеют расхождения. Текст предыдущего абзаца приводится в редакции "Собрания законодательства"

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

7. При отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

В случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, принятое в соответствии с настоящей статьей, при наличии соответствующего основания, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления.

9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

При наличии оснований, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющее место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

11. Утратил силу с 1 января 2004 г.

12. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов.

13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Алексей Смирнов

Чтобы поддержать бизнес в период пандемии, правительство утвердило специальный порядок предоставления отсрочек и рассрочек по налоговым платежам. Разберёмся, кто может претендовать на такую форму поддержки и как её получить.

Перенос сроков уплаты и отсрочка — в чём разница

Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 предусматривает два механизма поддержки бизнеса: перенос сроков уплаты налогов и отсрочки/рассрочки.

Перенос сроков — это «автоматическое» продление периода уплаты некоторых налогов для субъектов малого и среднего предпринимательства из пострадавших отраслей. Здесь никаких заявлений в налоговую подавать не надо: сроки сдвигаются без участия налогоплательщиков.

Отсрочки и рассрочки по уплате налогов — это индивидуальная мера поддержки. Чтобы её получить, придётся подать в ИФНС заявление. Расскажем подробнее об этом механизме.

Кто может претендовать на отсрочку или рассрочку

В отличие от переноса срока уплаты налогов, отсрочку или рассрочку может получить не только малый и средний бизнес.

На отсрочку или рассрочку могут рассчитывать компании из перечня пострадавших отраслей (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434). «Пострадавший» ОКВЭД должен быть указан в ЕГРЮЛ/ЕГРИП как основной по состоянию на 1 марта 2020 года.

Если ваша компания входит в перечень пострадавших и сохранила 90 % сотрудников по сравнению с мартом 2020 года, попробуйте получить кредит на выплату зарплаты.

Кроме того, право на поддержку имеют стратегические, системообразующие и градообразующие предприятия — при условии, что они пострадали от пандемии и правительство подтвердило это отдельным решением. Проверьте, относится ли ваша компания к одной из этих категорий.

Категория компаний, которые могут претендовать на отсрочку/рассрочку, если пострадали от пандемии Как проверить
Стратегические предприятия Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р (пп. «б» п. 13 Правил)
Системообразующие предприятия Перечень, утв. Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития РФ, от 20.03.2020 № 3 (пп. «в» п. 13 Правил).
Градообразующие предприятия Организация признаётся градообразующей, если среднее количество застрахованных лиц по данным РСВ за последние четыре отчётных периода больше 5000 человек (пп. «г» п. 13 Правил)

Наконец, отсрочку смогут получить собственники торговых помещений, если они сдают их в аренду и дали арендаторам отсрочку по арендной плате (поправки к Постановлению № 409, внесённые Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 699).

По каким правилам арендодатели могут дать отсрочку арендаторам, зафиксировано в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 439. И чтобы получить отсрочку по налогам, эти правила нужно выполнить. Вот часть требований:

  • Арендные каникулы нужно предоставить с даты, когда в субъекте РФ введён режим повышенной готовности или ЧС, до 01.10.2020.
  • Каникулы должны распространяться на всю сумму арендной платы за период повышенной готовности (ЧС) и на 50 % от суммы со дня отмены режима и до 1 октября.
  • Нельзя требовать от арендатора погасить задолженность ранее 1 января 2021 года.
  • Арендатор должен погашать задолженность поэтапно не чаще раза в месяц равными платежами не больше ½ от арендной платы.
  • По графику задолженность должна быть погашена полностью не позднее 1 января 2023 года.

И ещё два нюанса. На 1 марта у таких арендодателей в ЕГРЮЛ в качестве основного должен значиться код 68.2. А под торговыми помещениями понимаются объекты недвижимости и помещения в них, которые расположены на земельном участке, отвечающем двум критериям:

  1. На нём можно размещать торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания — об этом говорит вид разрешённого использования или наименование по данным ЕГРН.
  2. Он включён в утвержденный субъектом РФ перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости.

Региональные власти должны сформировать и передать в ФНС перечень организаций и физлиц, которые имеют право на такую отсрочку. Получить отсрочку смогут только те, кто попадёт в этот перечень.

При этом регионы могут ввести дополнительные критерии для включения компаний в этот перечень. Например, могут установить, что отсрочкка аренды должна подтверждаться, или ограничить площадь торговых объектов, которые попадут под льготу.

При каких условиях дадут отсрочку или рассрочку

Оказаться в одном из названных перечней — необходимо, но недостаточно, чтобы получить отсрочку или рассрочку. Дополнительно учитываются финансовые показатели.

Доходы снизились более чем на 10 %

Отсрочку или рассрочку не дадут, если доходы компании в прошлом квартале снизились на 10 % и менее по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Для организаций, которые только открылись в 2019 году, берутся данные за два квартала до подачи заявления. Тем же, кто начал деятельность в 2020 году, отсрочку или рассрочку не дадут.

Однако доходы можно определять по-разному (Постановление № 409):

  • можно считать доходы в целом;
  • можно считать только доходы от реализации товаров, работ или услуг;
  • можно сузить круг операций и учесть снижение доходов только от реализации товаров, работ и услуг, облагаемых НДС по ставке 0 %, — если доля такой реализации больше 50 % от общего объёма.

В любом случае считаются именно «налоговые», а не «бухгалтерские» доходы. Для компаний на ОСНО данные берутся из налоговой отчётности: общий доход — из декларации по прибыли, доходы от реализации товаров, работ и услуг — из декларации по НДС (п. 4 Правил). Те, кто применяет УСН, указывают доходы «под честное слово»: подавать вместе с заявлением подтверждающие документы не нужно (п. 7 Правил).


В 2020 году появились убытки

Вторая категория, которая может претендовать на отсрочку или рассрочку, — организации на ОСНО, которые в 2020 году по итогам отчётных периодов начнут получать убытки, если в декларации за 2019 год их не было.

Сравниваются данные об убытках из годовой декларации за 2019 год и квартальной за отчётный период до подачи заявления (п. 4 Правил).

Кому не дадут поддержку

Даже если все условия (код ОКВЭД и финансовые) выполняются, претендовать на отсрочку или рассрочку не могут компании, входящие в консолидированную группу налогоплательщиков, — в части налога на прибыль.

Не удастся получить поддержку, если руководитель компании или ИП «проходит» по уголовному делу за преступления в сфере налогообложения или собирается выехать за пределы РФ на ПМЖ.

Наконец, отказать в отсрочке или рассрочке могут, если у ИФНС есть основания полагать, что компания воспользуется этим для сокрытия имущества.

Какие налоги подпадают под отсрочку

Отсрочку и рассрочку можно получить по налогам и взносам, включая авансовые платежи, которые нужно заплатить в 2020 году. Правило распространяется и на региональные и местные налоги и взносы «на травматизм».

Но есть и исключения.

  • Не дадут отсрочку и рассрочку по акцизам и налогу на добычу полезных ископаемых.
  • Отсрочку по НДС и налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья могут получить только компании из «самых пострадавших» отраслей (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 570). В частности, это гостиничный бизнес, общепит, турагентства.
  • Собственники-арендодатели торговых помещений вправе претендовать на отсрочку только по имущественным налогам: налогу на землю и на имущество организаций или физических лиц.

Как работает отсрочка

Отсрочка позволяет уплатить налоги и страховые взносы позже, чем это установлено НК РФ. Продолжительность отсрочки зависит от нескольких факторов.

На какой период дадут отсрочку по налогам и взносам

Достаточно одного из названных условий.

Доходы от реализации с нулевым НДС учитываются, только если таких продаж больше 50 % от общего объема

Как работает рассрочка

Рассрочка — это возможность платить налоги и взносы постепенно, а не одной суммой. Для обычных организаций Постановление № 409 предусматривает рассрочку максимум на 3 года с уплатой по согласованному графику платежей. При этом в графике должно быть зафиксировано, что компания вносит деньги не реже раза в месяц равными долями. Отсчёт начинается с месяца, когда выдана рассрочка.

Период, на который вы хотите рассрочить уплату налога, указывается в заявлении, но он не должен превышать три года.

Претендовать на рассрочку можно в двух случаях:

  • если доходы сократились больше чем вполовину;
  • если доходы снизились больше чем на 30 % и появился убыток.

Для стратегических, системообразующих, градообразующих компаний и КНП установлены свои критерии и периоды рассрочки. Если доход снизился на 30–50 %, можно рассчитывать на 3-летнюю рассрочку. А если доходы упали более чем на половину, рассрочка даётся на пять лет.

Собственники-арендодатели торговых помещений могут претендовать на рассрочку, только если являются крупнейшими налогоплательщиками или относятся к категории стратегических, системообразующих, градообразующих организаций. Если нет, то они вправе получить только отсрочку по налоговым платежам.

Как получить отсрочку или рассрочку

Чтобы получить поддержку, нужно до 1 декабря 2020 года подать в свою инспекцию:

  • заявление;
  • обязательство соблюдать условия отсрочки или рассрочки;
  • график погашения задолженности, если вы претендуете на рассрочку более чем на 6 месяцев.

Декларации и расчёты, если они уже поданы в налоговую, прилагать не нужно. А вот если в заявлении есть данные из деклараций, которые еще не сданы (в том числе из-за переноса сроков), их стоит тоже приложить к заявлению. В противном случае инспекция не будет рассматривать заявление, пока компания не подаст декларацию. Исключение, как уже упоминалось, — плательщики УСН. Им налоговая верит на слово.

Если компания хочет получить отсрочку или рассрочку больше чем на полгода, понадобится поручительство или банковская гарантия. Ещё один вариант — передать в залог недвижимое имущество, если его кадастровая стоимость больше суммы задолженности.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: