Какие отличительные признаки имеет налог

Опубликовано: 14.05.2024

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Современное определение налога делает акцент на принудительном хар-ре н\обл-я и на отсутствие прямой связи м\у выгодой гражданина и налогов. НК РФ дает следующее определение налогу:

Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащей им на праве собственности, хоз. Ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Возникновение налогов стало возможным только благодаря формированию такого общественного института, как государство. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджетных и внебюджетных фондах и расходуемые на решение социальных задач. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношении хозяйствующих субъектов, граждан и государства. Налоги, с одной стороны, являются инструментом регулирования экономики, с другой - источником доходов государства.

Основными отличительными признаками налога в трактовке НК:

1. Обязательность – каждое лицо, н\плат-к д. уплатить законом установленную сумму Н и С.

2. Индивидуальная безвозмездность – каждое лицо, плативший налог взамен не получает на его сумму к.- либо блага.

3. Уплата в денежной форме – налоги не м\б взысканы в натуральной форме.

4. Финансовое обеспечение деятельности гос-во - налоги и иные сборы и платежи яв-ся источниками дохода соответствующего бюджета.

5. общественные условия установление Н и С – налоги считаются установленным лишь в том случаи, когда определены следующие элементы н\обл-я:

н\плат-к, объект н\плат-ка, НБ, НС, порядок исчисление налога, порядок и сроки уплаты налога.

Понятие сбора и др. неналоговых платежей.

В России осуществление отдельных налогов и неналоговых платежей – реальность. Однако налоговое законодательство не всегда позволяет провести четкую грань м\у налоговыми и неналоговыми обязательными платежами.

В н. в. в качестве юр. критерия отличие налога от неналоговых платежей обязательства платежа предложен признак нормативно – отраслевого регулирования, т. е. налоговые отношения регламентируется нормами налогового законодательства, а неналоговые платежи – нормами др. отраслей права.

Законодательство предусматривает различие м\у налогами и сборами: Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого яв-ся одним из условии совершенствования в интересах плател-в сборов гос-ми органами, органами местного самоуправления, иными упалнамочиными органами и должностными лицами юридически значимых деятельностей, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензии).

Неналоговый платеж (квазинг) – обязательный платеж, который не входит в налоговую систему гос-ва, отношение по установлению и взиманию этих платежей в бюджетные и не бюджетные фонды регламентирующиеся фин-правовыми нормами.

К подобным платежам относятся платежи за оказание услуг (сборы, пошлины), доходы от исполнения объектов гос-ной собственности, платежи за выдачу лицензии.

Разовые изъятия - это платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях в качестве наказания.

Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта н\обл., при этом налог устанавливается и вводится на основе безвозмездности, яв-ся абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

При уплате пошлины или сборов всегда происходит специал. цель и специальные интересы. Взимаются пошлинные сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг.

7. Классификация налога

По способу взимания.

Классификация по этому признаку учитывает степень переложения налогового бремени на потребителя товаров или услуг, отражает способ обложения и взимания налога. По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.




Прямые налоги взимаются по систематически обновляемым спискам в определенные сроки (т. е. предусмотрена регистрация в налоговых органах), кроме того,

сумма налоговых поступлений заранее определима. Для прямых налогов характерно то, что облагается определенный источник и государство направляет индивидуальное требование налогоплательщику с учетом его платежеспособности.

Прямые налоги являются подоходно-поимущественными. К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество орг-ций, владение и пользование которым служат основанием для обложения.

Прямые налоги, в свою очередь, делятся на реальные и личные. В случае реальных прямых налогов объектом налогообложения является имущество (налог на имущество организаций) уплачивается с учетом недействительности, а предпологаемого среднего дохода плател-ка. При личных прямых налогах налогом облагается доход (налог на доходы физических лиц) который уплачивается с реально полученного дохода и учитывают фактич-ю платежеспособность н\плат-ка.

Косвенные налоги представляют собой налоги на расходы, включаемые в цену товара. По косвенным налогам государство не определяет платежеспособность лица, уплачивающего косвенный налог. Взимаются косвенные налоги через надбавку к цене на товар или услугу, которую оплачивает покупатель. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.

8. Классификация налога в зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять налоги.

К ним относятся:

1. Федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которые определяются закон-вом страны и яв-ся едиными на всей тер-рий, хотя эти налоги м. зачисляться в бюджеты различных уровней. К ним относятся: НДС; акцизы; НДФЛ; ЕСН; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; налог на наследование или дарение; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

2. Региональные налоги, элементы которые устанавливаются в соответствий с закон-вом страны и законодательными органами ее субъектов (налог на им-во организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог).

3. Местные налоги, которые вводятся в соответствий с законод-вом страны местными органами власти, вступают в действие только после принятие на местном уровне(земельный налог; налог на имущество физических лиц).

Структура налога

В законе, о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений:

1) обязанное лицо

2) размер обязательства

3) порядок и сроки его исполнения

4) границы требований государства в отношении им-ва плательщика

Тем самым очерчивается круг элементов (составляющих), которые позволяют понять и всесторонне изучить тот или иной платеж. В совокупности эти элементы образуют определенную структуру.

Неполнота, нечеткость и двусмысленность закона о налоге м. привести к возможности уклонения от уплаты налогов на законных основаниях или нарушения со стороны налоговых органов.

Те элементы без которых налоговое обязательство и порядок его исчисления не может считаться опр-м наз-ся сущ-ми элементами закона о налоге.

Обязательные элементы:

5. порядок исчисления налога

6. порядок уплаты налога

7. сроки уплаты налога

Факультативные элементы – это те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства, например,

1. порядок удержание и возврата неправильно удержанных сумм налога.

2. ответственность за налоговые правонарушения.

3. налоговые льготы – это преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.




2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Понятие, признаки налога и сбора. Цель взимания налога и сбора. Правовое значение признаков налога и сбора

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налога являются:

1) общеобязательный характер. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы обязан каждый. В соответствии с этой установкой Налоговый кодекс РФ (в ред. от 30 декабря 2004 г.) (далее - НК РФ), нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований закрепляют жесткий перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны все налогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

2) индивидуальная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) денежная форма. Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) публичный характер. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публичноправовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публичноправовой природой государства и государственной власти по смыслу ст. 1 (ч. 1), 3, 4 и 7 Конституции РФ;

5) нецелевой характер. Основной целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом. Указанный признак налогов вытекает из ст. 35 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.) (далее - БК РФ), в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Данный принцип, в свою очередь, означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с этим налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.

Налог и иные обязательные платежи. Функции налога

Налоги выполняют следующие функции:

1) фискальную. Фискальная природа налога появилась вместе с появлением самого обязательного платежа. Так, для того чтобы государство успешно функционировало, деятельность государственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам. В этом и заключается фискальная функция налогов и сборов;

2) регулирующую. При помощи налогов происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляется поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других. В зависимости от того, поддерживается определенная хозяйственная деятельность или нет, выделяются стимулирующая и пресекающая функции налогов. Так, стимулирующую функцию выполняет, например, установление единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Наоборот действуют акцизы на алкоголь или налог на игорный бизнес. С помощью установления высоких ставок в данных отраслях государство снижает количество желающих заниматься этим видом бизнеса. В нормативно-правовых актах налоговых органов, в частности в письме Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 2 июня 1997 г. N 04-01-11 и письме Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 26 июня 1997 г. N 04-01-11, отмечается приоритет стимулирующей функции. Так, НК РФ предусматривает создание оптимального налогового режима для экономической деятельности, упор при проведении реформы делается на повышение налогообложения тех видов деятельности, где сосредоточиваются реальные доходы, а также на "усиление стимулирующей функции налогов".

Основной функцией сборов является оплата расходов государственных органов и их должностных лиц, возникающих в связи с совершением ими действий в пользу физических лиц или организаций.

Принципы налогообложения в РФ

Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НК РФ.

Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:

1) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

2) принцип определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, который тесно связан с принципом законности. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться законодательная техника. Так как налоговое законодательство направлено не только и не столько на специалистов в области налогообложения, а в большей степени на граждан и организации, которые не являются профессионалами в области налогов, налоговая норма должна излагаться простым и понятным языком. В соответствии же с постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" неопределенность правового содержания законодательной нормы противоречит общеправовым принципам юридической ответственности. Между тем критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован в постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой". Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона;

3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

4) принцип недискриминационного характера налогов и сборов - налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;

8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Современное определение налога делает акцент на принудительном хар-ре н\обл-я и на отсутствие прямой связи м\у выгодой гражданина и налогов. НК РФ дает следующее определение налогу:

Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащей им на праве собственности, хоз. Ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Возникновение налогов стало возможным только благодаря формированию такого общественного института, как государство. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджетных и внебюджетных фондах и расходуемые на решение социальных задач. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношении хозяйствующих субъектов, граждан и государства. Налоги, с одной стороны, являются инструментом регулирования экономики, с другой - источником доходов государства.

Основными отличительными признаками налога в трактовке НК:

1. Обязательность – каждое лицо, н\плат-к д. уплатить законом установленную сумму Н и С.

2. Индивидуальная безвозмездность – каждое лицо, плативший налог взамен не получает на его сумму к.- либо блага.

3. Уплата в денежной форме – налоги не м\б взысканы в натуральной форме.

4. Финансовое обеспечение деятельности гос-во - налоги и иные сборы и платежи яв-ся источниками дохода соответствующего бюджета.

5. общественные условия установление Н и С – налоги считаются установленным лишь в том случаи, когда определены следующие элементы н\обл-я:

н\плат-к, объект н\плат-ка, НБ, НС, порядок исчисление налога, порядок и сроки уплаты налога.

Понятие сбора и др. неналоговых платежей.

В России осуществление отдельных налогов и неналоговых платежей – реальность. Однако налоговое законодательство не всегда позволяет провести четкую грань м\у налоговыми и неналоговыми обязательными платежами.

В н. в. в качестве юр. критерия отличие налога от неналоговых платежей обязательства платежа предложен признак нормативно – отраслевого регулирования, т. е. налоговые отношения регламентируется нормами налогового законодательства, а неналоговые платежи – нормами др. отраслей права.

Законодательство предусматривает различие м\у налогами и сборами: Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого яв-ся одним из условии совершенствования в интересах плател-в сборов гос-ми органами, органами местного самоуправления, иными упалнамочиными органами и должностными лицами юридически значимых деятельностей, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензии).

Неналоговый платеж (квазинг) – обязательный платеж, который не входит в налоговую систему гос-ва, отношение по установлению и взиманию этих платежей в бюджетные и не бюджетные фонды регламентирующиеся фин-правовыми нормами.

К подобным платежам относятся платежи за оказание услуг (сборы, пошлины), доходы от исполнения объектов гос-ной собственности, платежи за выдачу лицензии.

Разовые изъятия - это платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях в качестве наказания.

Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта н\обл., при этом налог устанавливается и вводится на основе безвозмездности, яв-ся абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

При уплате пошлины или сборов всегда происходит специал. цель и специальные интересы. Взимаются пошлинные сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг.

7. Классификация налога

По способу взимания.

Классификация по этому признаку учитывает степень переложения налогового бремени на потребителя товаров или услуг, отражает способ обложения и взимания налога. По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.




Прямые налоги взимаются по систематически обновляемым спискам в определенные сроки (т. е. предусмотрена регистрация в налоговых органах), кроме того,

сумма налоговых поступлений заранее определима. Для прямых налогов характерно то, что облагается определенный источник и государство направляет индивидуальное требование налогоплательщику с учетом его платежеспособности.

Прямые налоги являются подоходно-поимущественными. К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество орг-ций, владение и пользование которым служат основанием для обложения.

Прямые налоги, в свою очередь, делятся на реальные и личные. В случае реальных прямых налогов объектом налогообложения является имущество (налог на имущество организаций) уплачивается с учетом недействительности, а предпологаемого среднего дохода плател-ка. При личных прямых налогах налогом облагается доход (налог на доходы физических лиц) который уплачивается с реально полученного дохода и учитывают фактич-ю платежеспособность н\плат-ка.

Косвенные налоги представляют собой налоги на расходы, включаемые в цену товара. По косвенным налогам государство не определяет платежеспособность лица, уплачивающего косвенный налог. Взимаются косвенные налоги через надбавку к цене на товар или услугу, которую оплачивает покупатель. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.

8. Классификация налога в зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять налоги.

К ним относятся:

1. Федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которые определяются закон-вом страны и яв-ся едиными на всей тер-рий, хотя эти налоги м. зачисляться в бюджеты различных уровней. К ним относятся: НДС; акцизы; НДФЛ; ЕСН; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; налог на наследование или дарение; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

2. Региональные налоги, элементы которые устанавливаются в соответствий с закон-вом страны и законодательными органами ее субъектов (налог на им-во организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог).

3. Местные налоги, которые вводятся в соответствий с законод-вом страны местными органами власти, вступают в действие только после принятие на местном уровне(земельный налог; налог на имущество физических лиц).

Структура налога

В законе, о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений:

1) обязанное лицо

2) размер обязательства

3) порядок и сроки его исполнения

4) границы требований государства в отношении им-ва плательщика

Тем самым очерчивается круг элементов (составляющих), которые позволяют понять и всесторонне изучить тот или иной платеж. В совокупности эти элементы образуют определенную структуру.

Неполнота, нечеткость и двусмысленность закона о налоге м. привести к возможности уклонения от уплаты налогов на законных основаниях или нарушения со стороны налоговых органов.

Те элементы без которых налоговое обязательство и порядок его исчисления не может считаться опр-м наз-ся сущ-ми элементами закона о налоге.

Обязательные элементы:

5. порядок исчисления налога

6. порядок уплаты налога

7. сроки уплаты налога

Факультативные элементы – это те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства, например,

1. порядок удержание и возврата неправильно удержанных сумм налога.

2. ответственность за налоговые правонарушения.

3. налоговые льготы – это преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.




Читайте также: