Государственный долг погашается как правило посредством установления дополнительных налогов

Опубликовано: 05.05.2024

3. Государственный долг и способы его погашения

В результате государственных займов формируется государственный долг.

Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных избытков.

Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.

Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.

Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) – надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.

Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.

Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики?

Обычно в государственном долге видят две опасности:

1) возможность банкротства нации;

2) переложение долгового бремени на другие поколения.

Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из:

а) рефинансирования (при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);

б) взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы);

в) выпуска новых денег в обращение.

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко всё новым займам: покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Таким образом, государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

Государственный долг подразделяется на:

1) внутренний – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством;

2) внешний – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

В странах с твердой и свободно конвертируемой валютой нет деления на внешние и внутренние долги. В этих странах существует понятие национальный долг. Так, государственный долг США накапливался в течение нескольких десятилетий бюджетного дефицита, и в 1999 г. он составил 5,76 трлн дол. На его обслуживание США ежегодно расходует от 15 до 20% бюджета. Национальный долг Великобритании равен 337 млрд фунтов стерлингов, на его обслуживание расходуется 7% бюджета.

Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

Предметом особого внимания правительств стран является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств.

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.

1. Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.

2. Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев – частично списывали долги.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.

4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам – региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.

Что такое государственный долг, и его суть?


Государственный долг может быть представлен в нескольких формах: теоретической и материальной. Если рассматривать этот вопрос с финансовой точки зрения, то данное понятие является частью заемных денег, которые были получены государством в любой форме. По сути, долг состоит из кредитной и финансовой части.

Если говорить проще, то он позволяет распределить денежные средства, и является критерием возвратности, характерным исключительно для кредитов. Если рассматривать этот вопрос с практической точки зрения, то государственный долг – это своеобразный инструмент управления, который объединяет налоговую и денежно-кредитную политику.

Стоит отметить, что долговые обязательства государства состоят из таких элементов:

  • Финансовые;
  • Административные;
  • Вероятностные задолженности, и те, которые были не учтены;
  • Задолженности по пенсионному и страховому обеспечению.

В основе долга государства находится финансовая задолженность. Она состоит из займов и кредитных денег, которые были взяты с целью регулирования бюджета. Стоит отметить, что задержки выплат, которые носят социальный характер, относят к административной задолженности. К примеру, это может быть выплата зарплаты особам, относящимся к бюджетникам.

Такая ситуация складывается из-за того, что бюджет пополняется невовремя, либо же, при его планировании были допущены ошибки. Как правило, административный долг не отображается в долге государства, но есть показателем нарушений, которые были допущены в финансовой сфере. Обязательства государства напрямую связаны с предоставлением поручительств и гарантий от лица государства.

Основная загвоздка представленной части задолженности заключается в том, что заемщики, могут не вернуть долг, что является большим критерием риска. Следовательно, нужно вести четкую отчетность, и контролировать управление долгом, с целью его полного погашения.

Разновидности государственного долга, и причины его появления

Если рассматривать государственный долг как материальную составляющую, то она является комплексом обязательств перед всеми кредиторами. К представленному разделу принято относить долговые обязательства и поручительства 3-их лиц. Как правило, определение долга описано в действующем законодательстве страны.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

В соответствии с законом, задолженность государства включает в себя:

  • Определенная часть задолженности формируется путем размещения фондовых инструментов на рынках ценных бумаг. Она представлена от лица государства или муниципальных органов;
  • Договора, которые были подписаны между национальными субъектами и государством. Так же, договора могут быть заключены между зарубежными компаниями и государством, при условии возврата;
  • В случае, если государство является гарантом возврата кредитных денег, то сумма долга формируется на муниципальном или государственном уровне;
  • Часть долга предусматривает в себе все задержки, связанные с перечислением либо же движением бюджетных денег. К данному разделу можно отнести финансирование различных программ, и перемещение денег из бюджетов разных уровней;

Государственный долг имеет большое количество разновидностей. Главными из них можно отметить такие как, капитальный долг, который является суммой государственных обязательств, которые не были оплачены. Если же, сроки платежей настали, но выплат не было, то появляется текущая задолженность. Если говорить об уровне формирования задолженности, то он может быть как на уровне государства, так и муниципальным.

Валюта, которой будет погашен долг, делит задолженность на внешнюю и внутреннюю. Первый показатель представляет собой задолженность зарубежным державам, их компаниям или гражданам. Второй – это долг перед населением своей страны или экономическими субъектами.

Основные особенности долга государства в отношении внутренних и внешних субъектов

По сути, государственный долг – это сложная структура. Для того, чтобы иметь возможность контролировать и фиксировать любые задолженности, его принято делить по таким критериям:

  • Обращая внимание на орган, который ведет управление, к примеру, государственный, муниципальный и т. д.;
  • Взирая на отношение к социально-экономической деятельности общества, то есть, активный или пассивный;
  • За сроками осуществления выплат: капитальный или текущий;
  • По источникам финансирования – внешний и внутренний.

По критерию займа долг может быть внешний и внутренний. Если долговые обязательства рассчитываются в иностранной валюте, то они являются внешним долгом. В случае, если оценка осуществляется в валюте государства, то это внутренний долг. Стоит помнить о том, что во внимание нужно брать категорию субъекта, который имеет акции или облигации. Следовательно, все фондовые инструменты, которые имеют резиденты, относятся к национальным, а нерезидентов – к внешним.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Долг можно использовать как инструмент внутренней политики, если речь идет о сфере социально-экономических отношений. Его активную часть можно использовать для проведения различных реформ или изменений бюджетов. Пассивную часть задолженности можно использовать в случае тенденций к дефициту. Стоит помнить о том, что задолженность может иметь часть различных форм обязательств.

Как правило, можно выделить облигационную и необлигационную форму, которые могут быть представлены разными фондовыми инструментами и видами займов. Если говорить о займах, которые имеют облигационный характер, то они считаются кредитными средствами. Их отличительной особенностью является необходимость в быстром возврате, скорость их обращения, ликвидность, сроки оформления, предстоящая прибыль и нюансы эмитента.

Понятие суверенного долга и сопутствующие термины

Перед тем как приступить к теории и практике правового регулирования суверенного долга, необходимо определить основное понятие «суверенный долг», смежные понятия (государственный долг, внешний долг) и их соотношение.

В научной литературе отсутствует унифицированное определение «суверенного долга». Встречаются различные точки зрения, и для лучшего понимания стоит начать с менее дискуссионных понятий, таких как государственный и внешний долг.

Классическим определением государственного долга является его представление как результата финансовых заимствований государства, которые можно разделить на внутренние и внешние[1]. Внутренний долг подразумевает долговые обязательства в рамках государства, в которых в роли заимодавцев выступают национальные субъекты права. Внешний долг включает в себя долговые обязательства государства перед иностранными субъектами, государствами, международными организациями и частными кредиторами.

Переходя к определению суверенного долга, можно выделить несколько точек зрения на его содержание. Некоторые ученые придерживаются позиции, что понятия суверенного долга и государственного долга являются тождественными[2].

Другие выделяет особую природу суверенных долгов как составную часть государственного долга, обусловленную эмиссией ценных бумаг страной-заёмщиком, выраженных как в национальной, так и в иностранной валюте.

Согласно Black’s Law Dictionary суверенный долг определяется как государственный долг, возникший только в результате выпуска облигаций национальным правительством и деноминированный в иностранной валюте (евробонды)[3].

В 2008 году в своей диссертации Michael Waibel определил суверенный долг как все финансовые обязательства государства как перед суверенными, так и перед частными кредиторами, независимо от юридического происхождения долга[4].

А в 2014 году в работе, опубликованной в электронной библиотеке МВФ, суверенный долг значится как долг, выпущенный или гарантированный суверенным государством[5]. В учебном пособии под эгидой ведущих исследователей темы суверенного дефолта даётся сноска, что суверенные долговые займы и облигации являются частными договорными обязательствами, подлежащими исполнению в национальных судах в той мере, в какой это согласуется с суверенным иммунитетом государства[6].

В 2018 правовед Sebastian Grund рассуждая о содержании термина, предложил подразумевать под ним все денежные обязательства, выпущенные суверенными государствами в национальной или иностранной валюте, которые регулируются как внутренним, так и иностранным законодательством[7]. В работе Mauro Megliani[8] понятия суверенного и государственного долга используются как синонимичные, взаимозаменяемые и, по мнению ученного, такие долги включают долги, принадлежащие, гарантированные или обеспеченные суверенным государством, агентством или инструментом, и могут возникать из различных обязательств (например, контрактов и деликтов) и относиться к внутренним или иностранным кредиторам.

Согласно Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года, для целей указанных в Конвенции "государственный долг" означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом (статья 33)[9].

Однако в отношении настоящей темы исследования это определение не может быть применено, поскольку является конвенционным, а также поскольку сама практика и обычное международное право свидетельствует о том, что в 21 веке в отношении суверенного долга такой подход был бы не достаточно исчерпывающим, чтобы охватить все аспекты суверенного долга, например займы, заключаемые с частными кредиторами, займы, заключённые суверенным государством с использованием рыночных инструментов (облигационных займов), а не двусторонних и многосторонних соглашений, как это было ещё в прошлом веке, а также регулирование таких займов нормами международного права совместно с нормами внутреннего права выбранной юрисдикции.

На мой взгляд, дискуссионные точки зрения на понятие суверенного долга могут быть вызваны тем, что формирование этого термина складывалось постепенно и изначально не вызывало настороженности и научного интереса, но с появлением и развитием массовых и доступных «облигационных займов»[10], а также участием частного сектора и последовавшей волной дефолтов, в литературе стала прослеживаться потребность в термине, указывающем на специфику происходящих изменений. Поэтому можно сделать вывод, что понятие «суверенного долга» ещё переживает период своего становления и стоит учитывать, что каждая из перечисленных позиций имеет своих последователей в научной литературе и при её изучении необходимо принимать во внимание существующую неопределённость и научные взгляды автора.

Подводя итог описанной дискуссии, на мой взгляд, будет правильным учитывать общие черты указанных определений и поддержать более гибкий и дипломатичный подход определения суверенного долга как внешнего долга суверенного государства, с учётом суверенного иммунитета, защищающего государство, и сложившейся практики облигационных займов, которые сегодня являются неотъемлемой частью суверенных заимствований[11]

. Таким образом, в суверенные долговые отношения представляют собой отношения объектом которых являются права и обязанности лиц в отношении предмета отношений - суверенного долга, и субъектом которых, с одной стороны, всегда является суверенное государство, выступающее в роли заёмщика (должника), с другой стороны этих отношений находится кредитор или кредиторы (заимодавцы), которые могут быть представлены как другими суверенными государствами, международными организациями, так и частными лицами (физическими и юридическими).

[1] Примером для данной классификации является определение из Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 11.10.2018)

Государственный долг - это долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, субъектами федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований, а также долговые обязательства по государственным гарантиям и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса.

[2] Звонова Е.А. Международные валютно-кредитные отношения// Учебник и практикум для бакалавров 2017 год, стр. 301 - 317;

[3] Black’s Law Dictionary, 9th ed. Bryan A. Garner, ed. St. Paul: «West Group», 2009;

[4] Michael Waibel, Sovereign Defaults before International Courts and Tribunals (PhD thesis, University of Vienna 2008) 7

«All financial obligations of a country towards both, sovereign and private creditors regardless of the debt’s legal origin».

[5] Claessens, S., Kose, A., Laeven, L., & Valencia, F. (2014). "Chapter 19. Restructuring Sovereign Debt: Lessons from Recent History". In Financial Crises : Causes, Consequences, and Policy Responses. USA: INTERNATIONAL MONETARY FUND. URL: https://doi.org/10.5089/9781475543407.071

[6] Julianne Ams, Reza Baqir, Anna Gelpern and Christoph Trebesch. Chapter 7. Sovereign Default: «Sovereign debt loans and bonds are private contractual obligations, enforceable in national courts to the extent consistent with sovereign immunity.»

[7] Sebastian Grund. The Holdout Creditor Problem – Restructuring Sovereign Debt in Argentina and Greece, 2018, page 28: «…all monetary obligations issued by sovereign nations in local or foreign currencies as well as such governed by domestic or foreign laws».

[9]Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (г. Вена 08.04.1983).

[10] В моей работе термин «облигационные займы» используется как обобщающее понятие, поскольку среди ценных бумаг, выпускаемых государством, именно облигации являются самыми распространёнными.

ТЕМА 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

12.1. Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между действием закона неуклонного возрастания общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С расширением экономических и социальных функций государства в условиях рыночной экономики соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

Государственный кредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категория. Как экономическая категория государственный кредит представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на основе добровольности временно свободных денежных средств граждан и юридических лиц. Как правовая категория государственный кредит – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государством и иным субъектам международного права.

Государственный кредит отличается от банковского прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, как правило, не имеют инвестиционного характера, т. е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы, а направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов.

Государственный кредит совмещает в себе функции финансов и функции кредита. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах: срочности, возвратности и платности.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется во влиянии государства посредством вступления им в кредитные отношения на определенные общеэкономические пропорции: состояние денежной массы, уровень процентных ставок и др.

Контрольной функцией государственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством.

Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов: добровольности, возмездности, целевой направленности, срочности и возвратности.

Принцип добровольности предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, что предполагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.

Ю.А. Крохина рассматривает данный признак государственного кредита в двух аспектах. Во-первых, частный субъект добровольно принимает о вступлении в кредитные отношения с государством. Другими словами, потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям. Во-вторых, добровольность в рассматриваемых отношениях проявляется в конституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию свободных денежных средств государства[1]]договора займа по временному использованию свободных денежных средств титуционном запрете на принуждение субъектов к заключени.

Соблюдение государственными органами данного основополагающего признака государственного кредита свидетельствует об уважении государством интересов иных публичных и частных субъектов, является обязательным условием функционирования государственного кредита.

Необходимо отметить, что в отдельных случаях государство может отступать от данного принципа, оказывая как косвенное давление на физических и юридических лиц (например, путем интенсивной рекламы), так и напрямую устанавливая обязательность займов, что обычно происходит в критические для государства моменты экономического развития.

Принцип возмездностиозначает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы (процентов). Многообразие видов государственных займов предполагает иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения). Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.

Возмездность государственных заимствований предполагает также возможность получения кредитором иных выгод. Законодательство многих стран мира, в том числе и Беларуси, определяя правовой режим заимствований (как правило, внутренних), предоставляет государственным кредиторам налоговые льготы по доходам государственных ценных бумаг и иные преимущества, которые можно рассматривать как дополнительные выгоды (например, освобождаются от обложения подоходным налогом доходы физических лиц, полученные по государственным ценным бумагам Республики Беларусь). Характер данных выгод определяется государством в зависимости от текущей экономической ситуации.

Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

Принцип срочности предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен. В связи с вышеуказанным принципом государственный кредит может быть краткосрочным (до года) и долгосрочным (свыше года).

Принцип возвратности, который корреспондируется с принципом срочности, означает что кредитно-денежные средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды. В данном принципе заключена сущность кредитных отношений.

[1] Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – 3–е изд. – М., 2008. – С. 611

Финансовое благополучие любого государства основывается на своевременной и полной мобилизации доходов бюджета. Государство, как аппарат управления обществом, нуждается в денежных средствах.

В современных условиях становится очевидно, что государственный кредит и государственный долг такие же важные экономические категории, как налоги, бюджет, денежное обращение, и несут не меньшую нагрузку в создании сбалансированных государственных финансов и стабильного денежного обращения.

Необходимость использования государственного займа для нужд общества вытекает из противоречий между величиной этих потребностей и возможностью государства удовлетворить их за счет доходов бюджета. Доходы государства заданы в виде уровня налогообложения, установленного законодательством.

Регулирование экономики, проведение социальной политики, обеспечение обороноспособности страны, содержание пенецитарной системы, международная деятельность требуют от государства постоянного увеличения бюджетных расходов.

Целесообразность применения государственных заимствований для финансирования дополнительных государственных расходов определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов по сравнению с монетарными приемами (например, дополнитель-ной денежной эмиссией) балансирования доходов и расходов правительства. Государственные займы как источник мобилизации дополнительных ресурсов являются важным фактором ускорения темпов социально- экономического развития страны.

Современные тенденции развития мировой экономики определили важные аспекты государственных заимствований. Во-первых, это вопрос правильного планирования заимствований на внешних и внутренних рынках ссудного капитала с учетом обеспечения необходимого уровня стабильно-сти финансового сектора и развития отраслей экономики. Во-вторых, это вопрос совершенствования механизмов управления долгом государствен-ного сектора и регулирования внешнего долга частного сектора с целью достижения необходимых результатов. Международный опыт свидетель-ствует о том, что проведение взвешенной политики заимствований и сво-евременное принятие необходимых мер для укрепления потенциала госу-дарства в области управления долгом государственного сектора и регули-рования внешнего долга частного сектора являются очень важным фактором для обеспечения высокого уровня макроэкономической стабильности страны.

В мировой практике, как правило, многие страны имеют свои стратегии заимствования на внешних и внутренних рынках и планы по укреплению потенциала в области управления долгом. Эти потребности определяются степенью развития внутреннего рынка капитала, особенностями валютного режима, качеством макроэкономической политики и мер нормативного регулирования, организационно-правовым потенциалом в области разработки и осуществления реформ, кредитоспособностью страны и ее целями в сфере управления долгом.

Экономическая теория определяет следующие цели государственной задолженности:

Цель проведения фискальной долговой политики государства состоит в займе средств, а также в создании рынка долговых государственных обязательств, позволяющего в долгосрочной перспективе по мере необходимости занимать все новые финансовые средства для своих нужд.

Основной задачей Министерства финансов, Национального банка является, с одной стороны, управление доходностью, с другой - структурирование сроков обращения и объемов долговых обязательств.

Стабилизация экономики и стимулирование ее роста за счет государственных займов находятся в центре дискуссии о целях и влиянии дефицитного финансирования. Государственные органы посредством мероприятий, финансируемых на заемной основе, пытаются активно воздействовать на конъюнктурно важные величины: безработицу, уровень цен,

34-1467 521 внешнеэкономический баланс и т.п. Кроме того, государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Однако значительный рост бюджетных дефицитов и государственной задолженности в последние десятилетия вызвал сильную критику в адрес правительств, пытающихся за счет дефицитов стимулировать экономическое развитие. При этом критические размеры внутренней и внешней задолженности и, как следствие, рост процентных платежей во многих странах привели к ограничению возможностей управления государственным долгом или даже к дестабилизирующим воздействиям на экономику в целом.

Аллокативная цель (т. е. оптимального распределения ресурсов) явля-ется одной из важнейших целей государственной деятельности. Государство пытается с помощью долгового финансирования увеличить производство товаров и услуг, произведенных в государственном секторе (иными словами, повысить долю государственных расходов в валовом национальном продукте). И одновременно создать необходимые условия для увеличения производства в частном секторе. Через рост государственной задолженности правительство финансирует свои расходы в том случае, если они не покрываются доходной частью бюджета.

Использование государственного долга как инструмента аллокативно- го воздействия на экономику объясняется, прежде всего, возможностью отсрочки во времени выплат по государственным обязательствам.

В экономической науке принципы дефицитного финансирования были сформулированы в работах А.Вагнера. Адольф Вагнер, основываясь на открытом им «законе возрастающей государственной активности», сформулировал в конце XIX столетия основные принципы долгового финансирования государственных расходов. Позднее они были применены правительствами многих европейских стран и оказали значительное влияние на развитие современной теории государственного долга.

Он рассматривал деятельность государства как экономически продуктивную. Исходя из этого, все государственные расходы разделяются на две группы: постоянные и чрезвычайные. Постоянные расходы — это расходы, которые регулярно (каждый год или с определенной периодичностью) возникают в процессе нормальной деятельности государства. При этом они обеспечивают замену выбывшей в течение определенного вре-менного периода стоимости и поэтому хорошо поддаются планированию. Этот вид государственных расходов финансируется только за счет налоговых сборов. Чрезвычайные расходы всегда связаны с финансированием тех государственных функций, которые не могут быть предусмотрены заранее (например, расходы, связанные с ведением военных действий или ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций).

В целом экономисты немецкой исторической школы конца XIX - начала XX века признавали государственную деятельность как преимущественно продуктивную. При этом финансирование государственных расходов за счет займов не только одобрялось, но и рекомендовалось. Это обосновывалось тем, что посредством долгового финансирования можно было достигнуть оптимального распределения (во времени) инвестиционной нагрузки для государства и избежать повышения налогов для обеспечения государственной деятельности в чрезвычайных ситуациях.

В теории государственного кредита существует пессимистическое направление, которое стало основой натуралистической теории кредита. Оно длительное время было преобладающим и рассматривало государ-ственный кредит как зло, угрожающее основам государственного хозяй-ства и даже государственного существования. Ученые этого направления демонстрировали перед обществом негативные стороны государственного долга, показывали пути для избежания новых займов, занимались поисками средств по сокращению накопленной задолженности.

К представителям натуралистической теории относится Адам Смит, который в своем знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1792 г.) отдельный раздел посвятил государственным долгам.

Негативно оценивая практику долгового финансирования государственных расходов, так как она уменьшает богатство нации, одновременно усугубляя налоговое бремя и значительно препятствуя накоплению капитала, А.Смит рассматривает дефицитное финансирование, «как улицу с односторонним движением, вступив на которую однажды нельзя повернуть обратно».

Таким образом, кредитное финансирование расходов, несмотря на его негативное влияние, в отдельных случаях является неотъемлемым элементом деятельности государства. По поводу необходимости выбора между государственным кредитом и повышением налогов А.Смит приходит к заключению, что государственная задолженность в значительных размерах изымает из обращения имеющийся капитал. В этих условиях повышение налогов происходит за счет сокращения потребления, но менее препятствует образованию нового капитала. Это преимущество государственной задолженности справедливо, однако, только во время войны, так как в этом случае несколько смягчается, по сравнению с налоговым финансированием, бремя военных расходов.

Особенно опасными долгами он считал долги другим странам, то есть внешние долги. Хотя и внутренний государственный долг, по его мнению, не менее губителен. Займы, по мнению Смита, уничтожают уже существующий производительный капитал. «Кредитор государства, рассматриваемый только в этом своем качестве, ни малейшим образом не заинтересован в хорошем состоянии какой-либо определенной части земли или в надлежащем употреблении какой-нибудь определенной доли капитала; в качестве кредитора государства он не знает ни одной такой отдельной части, он не наблюдает за ней, не может проявлять заботу о ней. Ее уничтожение может в некоторых случаях оставаться неизвестным ему, не может непосредственно отразиться на нем.»

Известно, что функционирование государственного кредита ведёт к образованию государственного долга. Различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний государственный долг - это долг свое- му населению. Он приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.

В современных условиях внутренний государственный долг создается, прежде всего, не как финансовый, а как политический инструмент, с помощью которого правительство создает общественный слой, материальные интересы которого нацелены на укрепление государства. Развитые рыночные государства обычно имеют значительный государственный долг, который правительство не может погасить в ближайшей перспективе. Более того, такая задача и не ставится перед ним. Внутренний государственный долг создается не для того, чтобы быть когда-нибудь погашенным. Он необходим как постоянно действующий инструмент. Выполнение же обязательств государства перед своими кредиторами осуществляется путем поддержания баланса между притоком и оттоком кредитов. Это общий принцип организации сберегательного дела. Регулирование данного процесса осуществляется через процентную политику.

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие- либо ценные товары, оказывать определенные услуги, кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит. Кроме того, если платежи по внешнему долгу составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны (20-30%), то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно, под более высокие проценты, требуя поручительств и залоги.

Согласно ранее действующим нормам деление на внутренний и внешний долг осуществляется по валюте займа. К внутреннему государственному долгу относят обязательства, выраженные в национальной валюте тенге. Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте. Деление государственного долга на внутренний и внешний по критерию валюты обязательств имело смысл до тех пор, пока национальная валюта не была свободно конвертируемой, т.е. все внутренние операции проводились в тенге, а внешнеэкономические - в долларах.

В современных условиях, когда осуществляется конвертируемость тенге по текущим операциям, назрела необходимость перехода к экономически обоснованной классификации, которую используют другие страны, включая страны МВФ. Речь идет о том, что внутренним долгом следует считать долг резидентам, а внешним - нерезидентам. Деление государственного долга на внутренний и внешний более естественно проводить по критерию влияния конкретного займа на платежный баланс, на агрегаты которого оказывают влияние все экономические операции с участием нерезидентов.

Различают краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (до 30 лет) государственный долг. Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму долга с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но эта операция связана с высокими процентами. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы долга и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привле-чение новых заемных средств.

На сегодня формирование единой и эффективно функционирующей системы управления долгом Казахстана является одной из ключевых задач совершенствования государственного управления. В этом направлении важно удерживать валовой внешний долг страны на безопасном для страны уровне в долгосрочной перспективе, качественно управлять государственным долгом, долгом организаций с преобладающим участием государства, условными обязательствами государства и способствовать эффективному регулированию вопросов заимствований частным секто-ром на внешних рынках ссудного капитала.

Перспективными направления совершенствования системы государственных заимствований являются:

оптимизация системы управления долгом государственного сектора, в том числе в части ведения соответствующего учета по долговым обязательствам, осуществления системного мониторинга и контроля за состоянием долга, управления рисками, эффективного взаимодействия государственных органов и организаций с преобладающим участием государства;

максимальное приближение состава и структуры представления ва-лового внешнего долга к международным методологическим стандартам;

определение для Казахстана относительных показателей валового внешнего долга на среднесрочную перспективу, выступающих в качестве «сигнальных» пороговых значений, согласно которым государственные органы будут принимать определенные ограничительные меры для недопущения превышения валовым внешним долгом данных порогов;

определение механизмов регулирования вопросов заимствования частным сектором на внешних рынках ссудного капитала;

создание предпосылок для развития внутреннего рынка долговых инструментов.

Таким образом, государственный долг как экономическая категория представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами - с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства. С точки зрения материально-вещественного содержания, государственный долг выступает как сумма долговых обязательств государства по выпушенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В некоторых странах к государственному долгу относятся также обязательства международных институтов, которые по своей природе являются надгосударственными образованиями, т.е. существует более широкое представление о государственном долге. Напротив, в ряде стран в государственный долг не входит или входит частично сумма обязательств государственной власти по гарантированию обязательств третьих лиц.

Ключевые слова: государственный долг, государственные финансы, государственный сектор, фискальная долговая политика, сбалансированная долговая политика, аллокативная долговая политика, инвестиции.

Читайте также: