Кто выступает в роли потребителя фирмы налоговая инспекция

Опубликовано: 20.09.2024


Финансы и банковские услуги
Экономика
Капитал
11 класс
Экономические системы

Контроль темы№12 «Человек в системе экономических отношений»

1. Словарная работа.

Найдите соответствующие определения к экономическим понятиям.

свобода экономического поведения, право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием

с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных материальных нужд заметно возрастает

степень легкости, с которой какие-либо активы могут быть превращены владельцем в деньги

важнейший экономический показатель, который отражает финансовые поступления от всех видов деятельности

группа товаров народного потребления, которая наиболее полно отражает уровень и структуру потребления населения данной местности

люди, фирмы, предприятия, кто изготавливает и продает товары и предоставляет услуги

то, что получает производитель, продав свою продукцию

продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами

те, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли

1. Производители хотят продавать свои продукты по высоким ценам, а потребители хотят покупать их по низким ценам. В рыночной экономике этот конфликт интересов разрешается с помощью:

3) финансовых органов;

4) объединений предпринимателей.

2. Спрос потребителя:

1) издержками на производство товаров;

2) размерами производства;

3) уровнем индивидуальных доходов;

4) формой организации производства.

3. Способом снижения чувства отчуждения работников от средств производства является:

1) участие наемных работников в управлении производством;

2) премирование работников за хороший труд;

3) снижение продолжительности рабочего дня;

4) укрепление трудовой дисциплины.

4.Типичной чертой потребительского поведения является:

1) возрастание внимания к количеству товаров, а не к их качеству при увеличении доходов;

2) отказ от покупки дорогостоящих вещей при росте доходов;

3) рост расходов на дорогостоящие товары при уменьшении доходов;

4) трата большей части дохода бедных семей на еду, одежду.

1) главное действующее лицо экономики;

2) зависит от производителя;

3) зависит от государства;

4) зависит от рыночных цен.

6. Рациональное поведение потребителя:

1) извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг;

2) приобрести наиболее дешевые товары;

3) приобрести самую качественную продукцию;

4) найти логическое объяснение своим покупкам.

7. Производитель – это:

1) тот, кто изготавливает товары и услуги;

2) тот, кто изготавливает и продает товары;

3) тот, кто продает товары;

4) тот, кто изготавливает, продает, потребляет.

8. Рациональное поведение производителей:

1) получение наибольшей прибыли;

2) производство наибольшего количества товаров;

3) производство качественных товаров;

4) заплатить наименьшее количество налогов.

9. В рыночной экономике потребители участвуют:

1) в формировании цены на товар;

2) выборе технологии производства;

3) распределении прибыли;

4) определении видов налогов.

10. В рыночной экономике в отличие от командно-административной экономики производителя характеризует:

1) экономное ведение дела;

2) экономическая самостоятельность;

3) соблюдение трудовой этики;

4) стремление повышать квалификацию.

3. Верны ли суждения?

1. Верны ли суждения о потреблении?

А. Уровень потребления не зависит от уровня экономического развития общества.

Б. потребление товаров и услуг существенно влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

2. Верны ли суждения о конкуренции?

А. Конкуренция производителей не влияет на качество товаров.

Б. Конкуренция оказывает влияние на установление рыночных цен.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

3. Верны ли суждения?

А. На рынке товаров представлены: ценные бумаги, рабочая сила, средства производства.

Б. При всем многообразии видов рынков их объединяют механизмы функционирования.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

4. Какой ответ правильный?

Кто выступает в роли потребителя?

2) налоговая инспекция;

5) домашние хозяйства;

7) органы социальной опеки.

5. Дополните схему:


6. Какое слово пропущено?

В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяется _______________________ потребителя.

7. Исключите лишнее.

Ниже приведен перечень понятий, все из которых, за исключением одного, относятся к одному понятию. Найдите и исключите термин, выпадающий из этого ряда. Назовите общее понятие, к которому относятся оставшиеся термины.

Доходы, обмен, расходы, сбережения.

8. Исправьте ошибки в тексте.

С ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание увеличивается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги сильно меняется, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных материальных нужд заметно уменьшается.

9. Найдите соответствия.

1) оплата коммунальных услуг;

2) путевка на курорт;

3) покупка машины;

4) покупка медикаментов;

5) оплата транспортных услуг.

10. Факт или мнение?

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения носят:

а) фактический характер;

б) характер оценочных суждений.

(1) Ученый Бруклинского института Э. Денисон сделал попытку количественно соотнести воздействие различных факторов повышения производительности труда на рост объемов производства. (2) Согласно его оценкам, 28 % прироста реального национального дохода в период с 1929 по 1982 гг. в США происходило за счет технического прогресса, 19 % – за счет затрат капитала, 14 % – за счет роста образовательной и профессиональной подготовки работников.

11. Вставьте пропуски.

Прочитайте приведенный далее текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже в единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым пропуском букву, соответствующую выбранному вами слову.

(1) ……….потребителей являются источником дохода производителей, поэтому в условиях рыночной экономики (2) ………потребителей, в конечном счете, определяет, что будет произведено и в каком количестве. Решения, принимаемые потребителем, зависят от уровня его (3) …….. Существует два пути получения доходов: доход от профессиональной деятельности в виде (4) ……… и доход от (5) ………., под которым понимается стоимость всех вещей и ценных бумаг, которыми владеет человек.

12. Перечислите формы размещения сбережений потребителей. Какие факторы следует учитывать при выборе хранения сбережений?

13. Перечислите источники дохода потребителя.

14. Перечислите факторы увеличения прибыли производителя.

15. Работа с текстом.

Свобода выбора и суверенитет

Но присмотримся, читатель, внимательнее к поведению производителей: каким образом, откуда они получают указание о том, какие товары и в каких количествах производить. Как мы знаем, для производителя, работающего в условиях рыночной экономики, целью является получение прибыли.

В этих условиях допустимо производство лишь такого товара, который может быть продан на рынке по цене, превышающей издержки на производство этого товара. Здесь-то и происходит апелляция производителя к потребителю, как к «высшей и последней инстанции», оценивающей работу производителя. Отдал потребитель за товар свои «кровные» денежки, да причем столько, чтобы покрыть издержки, – производитель получает прибыль, и деятельность его признается успешной. Не купил потребитель предлагаемый товар – производитель разоряется, и, значит, он лишь попусту переводил ресурсы.

Конечно, отдельный потребитель, как правило, не столь силен, чтобы вынести приговор производителю. Этот приговор (будь то оправдательный или обвинительный) – общее решение потребителей. Однако для вынесения приговора потребители не собираются вместе, заслушивая прокурора и адвоката. Каждый из потребителей принимает личное, самостоятельное решение, а в подтверждение ответственности этого решения отдает производителю за понравившийся товар некоторое количество «голосов» (рублей, долларов и т. д.). Собрав все попавшие к нему голоса, производитель может сам увидеть, насколько его деятельность признается успешной и каким образом ему следует вести себя в дальнейшем…

…По этой причине экономисты говорят о суверенитете потребителя (от французского souverain – носитель верховной власти). Суверенитет потребителя состоит в его способности воздействовать на производителя описанным выше способом. (Экономическая школа. – Т. 2. Вып. 2. – М., 1992. – С. 27–28.)

Вопросы к документу:

1) О каком механизме рыночной экономики идет речь в тексте?

2) Кто и по каким критериям оценивает работу производителей в рыночной экономике?

3) Исходя из текста, объясните, какие «голоса» собирает производитель?

4) Как вы понимаете, что такое суверенитет потребителя?

11 класс(экземпляр учителя)

Контроль темы№12 «Человек в системе экономических отношений»

Бизнес в России проверяют 30 ведомств, мы собрали их все в одну таблицу и разобрались, кто за чем следит.

Еще о проверках:

Артур Дулкарнаев

Какие органы проверяют бизнес

Название органа
Что проверяет
На основании Административного кодекса

Комиссия по делам несовершеннолетних

Как компании работают с несовершеннолетними сотрудниками

Органы внутренних дел, ОВД или полиция

Как магазины продают алкоголь и табак: есть ли лицензия и сертификаты, продают ли несовершеннолетним или по ночам

Федеральная налоговая служба, ФНС, ИФНС, налоговая

Предпринимательство без регистрации в налоговой;

регистрация ИП и компаний;

соблюдение ФЗ-115 — закона о противодействии отмыванию денег;

налоговые отчеты и оплата налогов;

«черные» и «серые» зарплаты;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Государственные тендеры и закупки

Таможенные органы, таможня

Перевозка товаров через границы Таможенного союза;

таможенные декларации и документы;

международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров;

перевозка опасных грузов: кислот, ядов или диких животных.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю или экспортный контроль

Экспорт товаров, информации, работ и услуг

Пограничные органы контроля

Рыболовство и охота, браконьерство;

перевозка минералов и живых ресурсов, например цветных металлов или медведей;

ведение судовых документов.

Передает ли работодатель в военкомат список сотрудников, которые должны встать на воинский учет

Государственная инспекция труда, ГИТ, Роструд, трудовая инспекция

Соблюдение трудового кодекса: трудовые договоры, зарплата без задержек, увольнение по правилам;

условия труда, проведение спецоценки, несчастные случаи на производстве.

Санитарные правила и гигиенические нормативы. СЭС следит, чтобы у всех поваров в кафе были медкнижки, а над плитой — вытяжка;

соблюдение запрета на курение в общественных местах, кафе, офисах и барах;

соблюдение законодательства о генно-инженерно-модифицированных организмах и продукции. Например, регистрация всех генно-модифицированных продуктов и организмов.

Соблюдение правил карантина животных, например при перевозке куриц или коров из одной страны в другую;

соблюдение технических регламентов;

использование пестицидов и агрохимикатов, сельскохозяйственной земли;

производство, продажа и перевозка семян;

безопасность зерна и его переработки;

производство, выпуск и продажа лекарств для животных.

Государственный земельный надзор, он же Росреестр

Покупка, продажа, аренда и использование земельных участков и недвижимости;

проведение мелиоративных работ — это работы, которые улучшают свойства сельскохозяйственной почвы. Например, посадка лесных растений по границам полей.

Государственный геологический надзор

Использование недр, выдача лицензий и контроль за техническими проектами;

застройка земель, на которых могут быть полезные ископаемые;

захоронение отходов в морских водах.

Государственный лесной надзор

Соблюдение пожарной безопасности в лесах;

соблюдение правил хозяйственной деятельности в лесопарковой зоне;

контроль за рубкой деревьев;

переуступка прав на лесные участки.

Использование водных объектов и водных биологических ресурсов, например добыча ископаемых со дна морей и строительство гидроэлектростанций;

соблюдение правил рыболовства, разведки минеральных ресурсов;

выброс вредных веществ в атмосферу. Это касается всех, у кого есть котельные или другие источники выбросов;

производство и импорт товаров в упаковке: от импорта роз в картонных коробках до выпечки булочек в крафтовых пакетах.

Государственный экологический надзор

Проверяет, как владелец бизнеса использует сельскохозяйственные и лесные земли;

добывает песок, гравий и глину, полезные ископаемые;

загрязняет ли воду и ледники.

Ростехнадзор, он же Государственный энергетический надзор

Использование электрических и тепловых сетей, энергоносителей и топлива;

контроль горячего, холодного водоснабжения и водоотведения;

установка и замена счетчиков;

контроль за тем, указывают ли производители класс энергоэффективности товаров;

соблюдение требований энергоэффективности зданий;

соблюдение технических регламентов;

перевозка опасных веществ, например ядерного топлива;

использование атомной энергии.

Министерство чрезвычайных ситуаций, МЧС, пожарная инспекция, пожарный надзор

Соблюдение требований пожарной безопасности, запрета на курение и технических регламентов.

Перевозка опасных веществ и крупногабаритных грузов, например баллонов с водородом или бурильных установок;

перевозка пассажиров и багажа;

страхование гражданской ответственности перевозчика;

Роскомнадзор, он же Надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Использование радиоэлектронных сетей и высокочастотных устройств;

строительство сооружений связи;

работа СМИ, сотовых операторов, новостных агрегаторов, сайтов и мессенджеров;

хранение и обработка персональных данных.

Федеральный антимонопольный орган, ФАС или антимонопольная служба

Соблюдение закона «О рекламе»;

спонсорство, проведение стимулирующих мероприятий и акции;

конкуренция и злоупотребление монополией;

манипулирование ценами на оптовых и розничных рынках;

тарифы естественных монополий;

предоставление информации об иностранных инвестициях.

Как предприниматели соблюдают:

закон «О защите прав потребителей»;

правила продажи товаров и оказания услуг;

ветеринарно-санитарные правила перевозки животных;

правила продажи алкоголя;

правила производства, продажи и учета драгоценных металлов и камней.

Производство и оборот этилового спирта, алкоголя;

продажа поддельного алкоголя;

учет алкоголя в ЕГАИС;

соблюдение минимальных цен на алкоголь и максимальных на табак;

правил маркировки товаров;

Сдает ли предприниматель бухгалтерскую и статистическую отчетность

Госжилнадзор, или государственный жилищный надзор

Работа управляющих компаний;

перевод жилых помещений в нежилые и обратно;

соблюдение требований энергетической эффективности;

выдача лицензий на управление многоквартирными домами.

Госстройнадзор, или государственный строительный надзор

Технические регламенты и проектная документация при строительстве или капитальном ремонте зданий;

ввод зданий в эксплуатацию;

соблюдение владельцами нежилых зданий требований энергетической эффективности;

долевое строительство многоквартирных домов;

размещение информации о ходе строительства.

соблюдение требований по противодействию отмыванию денег.

Соблюдение требований организованных торгов;

работа банков и кредитных организаций;

ведение реестра владельцев ценных бумаг;

деятельность микрофинансовых организаций;

инсайдерская информация и манипулирование рынком;

работа страховых организаций.

Росздравнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Оптовая и розничная торговля лекарствами;

соблюдение технических регламентов;

декларирование и маркировка лекарств;

контроль цен на лекарства;

регистрация медицинских изделий;

качество и безопасность медицинской деятельности;

Соблюдение требований для получения лицензии на образовательную деятельность

Узнать о проверках можно на сайте прокуратуры по ИНН

Проверки бывают плановые — по списку, который составляется на год вперед, и внеплановые — по жалобам покупателей, сотрудников или когда в компании что-то случилось, например сотрудник сломал ногу на рабочем месте или произошла утечка плутония.

Первые три года после регистрации бизнес не попадает в список плановых проверок — это требование закона «О защите прав предпринимателей и юридических лиц».

О плановых проверках можно узнать заранее на сайтах ведомств. О внеплановых иногда уведомляют за 1-3 дня, а иногда нет. Все плановые и некоторые внеплановые проверки есть в единой базе прокуратуры. Узнать о них можно по ИНН или названию компании:


В результатах поиска на сайте прокуратуры показываются тип проверки, дата проведения, ведомство, цель и вид: выездная или документарная.

Право на представительство регулируется НК РФ.

Законодательные нормы

В налоговом законодательстве предусмотрено такое понятие, как представительство в вопросах налоговых правоотношений. И означает это, что плательщик может выступать в налоговых вопросах, представляя свои интересы, не только лично, но и через законного представителя, у которого есть все основания выступать от лица плательщика.

Иными словами, свои права и обязанности в рамках налоговых отношений плательщик может передоверить представителю.

Все плательщики налогов или сборов, а также налоговые агенты, которые представляют собой отдельную группу плательщиков, согласно статье 26 Налогового кодекса, имеют право на представителя, если документально его полномочия были подтверждены. То есть плательщик имеет право оформить доверенность у нотариуса на своего представителя, после чего последний может выступать с представлением интересов плательщика.

При этом у плательщика – физического лица и плательщика – организации полномочия законного представителя подтверждаются по-разному. Так, согласно статье 27 Налогового кодекса, организация путем подписания внутреннего приказа и внесения в учредительные документы указывает конкретного человека-сотрудника в качестве своего представителя.

Чаще всего в его роли выступает директор, начальник или его заместитель. Именно эти лица представляют интересы всей организации в вопросах налогообложения и уплаты сборов.

Плательщик – физическое лицо может указать и подтвердить полномочия своего представителя по нормам гражданского права. То есть путем заверения у нотариуса полномочий, на основании которых представитель может действовать от лица плательщика.

Если же сам плательщик является недееспособным или ограничен в своих действиях, то его представитель чаще всего является его же опекуном или попечителем. То есть тот, кто в рамках гражданского права, может представлять интересы физического лица. В том числе и в вопросах налогообложения.

Все финансовые аспекты участия в налоговых правоотношениях осуществляются исключительно за счет плательщика, а не его законного или уполномоченного представителя. Представитель является лишь посредником по передаче платежных документов и средств между плательщиком и налоговым органом, не более того.

При этом согласно статье 28 Налогового кодекса, все действия, которые осуществляются представителем организации от ее имени, или бездействия являются действиями самой организации. То есть если представитель вовремя не уплатил все налоги и сборы (пример бездействия), то это действие приравнивается к действию организации.

В рамках налогового права получается, что именно организация своевременно не уплатила налоги и сборы, а не частное лицо, которое ее представляет.

Налоговые агенты, как и любые другие плательщики (следует понимать, как отдельные физические и юридические лица) могут иметь представителя, законного или уполномоченного. Особые нормы на налоговых агентов не применяются, все действия и полномочия представителей сохраняются в полной мере действия налогового и гражданского законодательства.

Понятие уполномоченного в налоговых вопросах

Законным и уполномоченным лицом от организации не обязательно должно быть одно и то же лицо, это могут быть совершенно разные граждане, которые наделены разными полномочиями. Более того порядок узаконивания полномочий у этих представителей разный.

Так, в рамках действия статьи 29 Налогового кодекса, уполномоченного представителя назначает руководитель организации путем составления соответствующей доверенности согласно нормам гражданского права. То есть через нотариуса.

Уполномоченный представитель имеет право выступать от лица организации в вопросах налоговых правоотношений и взаимодействий с налоговыми органами. Часто встречает практика, когда у частного лица (следует понимать, как физического) уполномоченный и законный представитель – это одна и та же организациями или частное лицо.

При этом уполномоченным считается только тот представитель, полномочия которого нотариально заверены.

В рамках гражданского законодательства существуют доверенности, которые приравниваются к нотариальным. На их основании представитель физического лица тоже считается уполномоченным.

К таким доверенностям относятся:

  • доверенности от лиц, которые отбывают наказание в местах лишения свободы;
  • доверенности от военнослужащих, которые проходят срочную или контрактую службу;
  • доверенности от военнослужащих, которые находятся в госпиталях, больницах, санаториях.

Все документы удостоверяет начальник организации, на попечении которой находится гражданин. В местах лишения свободы – это начальник колонии или тюремной организации, у военнослужащих – командир части, являющийся непосредственным начальником служащего.

Кто не может быть уполномоченным представителем

Статьей 29 Налогового кодекса вводятся ограничения на уполномоченных представителей. Так, ими не могут быть ни при каких условиях:

  • следователи;
  • таможенные сотрудники;
  • сотрудники налоговых органов;
  • судьи любых судов;
  • прокуроры;
  • сотрудники внутренних органов.

Все эти лица не могут представлять интересы плательщиков в вопросах налогообложения, поскольку непосредственно или косвенно участвуют в процессе контроля за осуществлением норм налогового права.

Что входит в полномочия представителя

Нормы 4 главы Налогового кодекса не исключают участия самого плательщика сборов и налогов на участие в налоговых правоотношениях, даже если его интересы представляются представителем (законным или уполномоченным).

Даже если представитель участвует от лица плательщика в налоговых отношениях, плательщик имеет право лично вносить свои коррективы, в рамках налогового законодательства, лично участвовать в процессе. Равно как представитель может участвовать в налоговых правоотношениях плательщика, даже если он действует лично.

Уполномоченный представитель может действовать от лица плательщика, как на безвозмездной, так и на возмездной основе.

Это не запрещается нормами действующего гражданского и налогового законодательства.

Более того от лица плательщика в качестве уполномоченного представителя может выступать, как частное физическое лицо, так и организация, на которую было составлено соответствующее нотариальное соглашение.

Именно в доверенности прописывается ряд конкретных полномочий представителя. Действовать от лица плательщика представитель может только в рамках этой доверенности, не превышая полномочия. Выдается доверенность на действие от лица плательщика на срок, который не может превышать трех лет, согласно статье 186 Гражданского кодекса. Доверенность, составленная без указания конкретного срока, является действительной в течение одного календарного года.

Так, физическим лицом чаще всего уполномоченному представителю прописываются такие полномочия, как уплата налогов и сборов своевременно и из средств плательщика, представление интересов при решении налоговых споров и вопросов.

Организации своим уполномоченным представителям предписывают больше полномочий, на основании которых представитель может полностью исключить участие самой организации в решении налоговых вопросов и налоговых правоотношений. Каждые три года доверенность на действие представителя обновляется.

Консолидированная группа плательщиков

Уполномоченным представителем такой группы является ответственное лицо, которое законом наделено правом представлять интересы в вопросах налогообложения всех участников группы. При этом его полномочия достаточно обширны, независимо от того, что именно прописано в соглашении о создании консолидированной группы плательщиков. К этим полномочиям относятся:

  • представлять интересы при нарушении норм налогового права;
  • представлять интересы при взыскании недоимок и задолженностей по уплате сборов и налогов;
  • представлять интересы при регистрации соглашения о создании.

То есть, каждому участнику группы нет необходимости обращаться в налоговый орган для реализации прав и обязанностей по налоговому праву, поскольку все эти действия может выполнить одно уполномоченное лицо.

При этом статьей 29 Налогового кодекса предусмотрено сохранение полномочий плательщика даже в том случае, если договор был досрочно расторгнут. При этом уполномоченный представитель группы не лишен права и передачи своих полномочий путем подписания соответствующей доверенности на другое лицо, не входящее в состав группы, для представления интересов всех участников.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


Мы писали, что налоговики и следователи разработали целую методичку на 20 листах с подробным описанием налоговых схем. Письмо ФНС № ЕД-4-2/13650@ от 13.07.2017 г. уже разослано по налоговым инспекциям для практического применения.

Самое интересное в этом письме - приложения, в которых приводятся вопросы. Их обязательно зададут при проверке - и рядовым сотрудникам, и бухгалтерам, и руководителю. Причем, не обязательно в компании, деятельность которой явно фиктивна. Подготовьтесь заранее и продумайте, какие ответы давать налоговикам.

Ниже - сами вопросы и рекомендации по поведению на проверке.

Вопросы сотрудникам

2. Ваше образование, специальность?

3. Что входит в Ваши должностные обязанности?

4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

5. Где и кем Вы работали до ООО "1"?

6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО "1"?

7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

8. Кто выступает инициатором заключения договора с Поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

9. Одобрение того или иного контрагента это Ваше единоличное решение или коллегиальное?

10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

Для установления личности руководителя-контрагента и деловой репутации организации-контрагента.

12. Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?

13. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?

14. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

16. Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Подписание договора.

17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?

19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?

20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?

21. В случае, если контрагент находится не в г. Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?

22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?

23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания Вами?

24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

25. Кто несет ответственность за качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?

26. Назовите программу, которая используется для учета ТМЦ.

27. Как у Вас в Компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров (работ, услуг) к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С Торговля, 1С-Склад?

29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия Вы предпринимали в подобных случаях?

30. Кто в ООО "1" отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание ТМЦ для своих подразделений для производства работ?

31. Есть ли склад и где он находится?

32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров (работ, услуг)?

33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и ИТР на месте проведения работ?

34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?

35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед Заказчиком, перед ООО "1"?

36. Есть ли в ООО "1" служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите ФИО, его обязанности и ответственность.

37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые Вы оформляете.

38. Перечислите наименование документов, которые Вы оформляете.

Вопросы руководителю

2. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?

3. Кто назначил Вас на эту должность?

4. Где и кем Вы работали до ООО "1"?

5. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО "1" - это новые профессиональные навыки?

6. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО "1"?

7. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО "1", то каким образом это происходит?

8. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО "1" учредителям?

9. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

10. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?

11. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО "1"?

12. Как происходит поиск контрагентов?

13. Какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

14. Сколько человек в Вашем отделе занимается поиском поставщиков?

15. Как обычно происходит общение с поставщиком, по почте, лично, через посредника?

16. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

17. Одобрение того или иного контрагента - это решение единоличное или коллегиальное?

18. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.

19. Если решение принимается единолично, Вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?

20. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

21. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

22. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?

23. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

24. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

Для установления личности руководителя-контрагента и деловой репутации организации-контрагента.

25. Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?

26. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?

27. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

28. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

29. Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Подписание договора и учет товаров (работ, услуг).

30. В организации существуют какие либо регламентирующие документы по документообороту?

31. Кто несет ответственность за количество и качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?

32. Кто принимает первичные документы от поставщика (ТН, ТН, ТОРГ-12, Акты), кто подписывается в документе, где происходит принятие товаров (работ, услуг) по документу?

33. Кто должен присутствовать при принятии товаров (работ, услуг) в обязательном порядке?

34. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия Вы предпринимали в подобных случаях?

35. Кто в ООО "1" отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет?

36. Есть ли склад и где он находится, кто является кладовщиком?

37. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители Заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?

38. В случае брака или нарушения технологии по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед Заказчиком, перед ООО "1"?

39. Кто составляет претензии от ООО "1" в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?

40. Есть ли в ООО "1" служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации?

41. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад

42. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

Как вести себя при беседе со следователем

  • Как вести себя при допросе в налоговой - подборка советов.
  • Выделяют шесть типовых сценариев поведения при допросе. А что уж таить, опрос налоговиков и следователей не что иное на практике, как допрос.
  • На нашем форуме есть ветка, где обсуждают вызов директора не допрос в налоговую.
  • Что делать, если опросы проводят незаконно в период приостановления проверки?

Секреты предпроверочного анализа хранятся в специальных отделах территориальных налоговых инспекций и управлений ФНС России по субъектам РФ. Алгоритм действий сотрудников этих отделов в законе четко не прописан. При выборе претендентов на выездную налоговую проверку они в большей степени руководствуются внутренними регламентами, программным обеспечением ФНС России и отработанной практикой поиска проблемных налогоплательщиков.

От результата предпроверочного анализа зависит налоговая безопасность компании. Так как если проверку назначат, то «негласный» план доначислений будет известен заранее. Поэтому одним из способов минимизации налоговых рисков является создание условий, при которых по результатам предпроверочного анализа компания в план выездных налоговых проверок не попадет. Чтобы это сработало, достаточно заранее предпринять некоторые меры безопасности.

Предпроверочные мероприятия сейчас в почете

Предварительный анализ финансово-хозяйственной деятельности компании повышает качество и результативность налоговых проверок. За 2015 и 2016 годы качество налоговых проверок существенно возросло. Глава ФНС России Михаил Мишустин с 2014 года выделяет среди прочих цель по повышению эффективности системы налогового администрирования. Руководство налоговой службы уже отмечает, что снижение количества и повышение качества проводимых налоговых проверок дает свои плоды («Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»).

По официальным данным ФНС России, количество выездных проверок снизилось на 10% (14,6 в 2015 году и 13,1 в 2016 году). Число камеральных проверок выросло на 3% (16 617,3 в 2015 году и 17156,5 в 2016 году).

В 2016 году сумма дополнительных начислений по камеральным проверкам по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 87 % (33 549,8 тыс. руб. в 2015 году и 62 320,3 тыс. руб. в 2016 году). Из них 74% налоговых доначислений. По выездным проверкам картина такова – количество проверок уменьшилось примерно на 10%. А сумма начислений выросла почти на 33% (140 404,2 тыс. руб. в 2015 году и 184 377, 3 в 2016 году).

Учитывая такие тенденции и планы ФНС России, возражать по поводу сути нарушений нужно основательно. Для этого в первую очередь важно знать, на основании какой информации и по каким критериям налоговики будут искать нарушителей, а также кого включат в ежеквартальный план выездных проверок.

Действия налоговых разведчиков помогают сформировать предварительные суммы доначислений

Тайна предпроверочных мероприятий налоговиков кроется в сумме — сколько по итогам их проведения доначислят компании предварительно. То есть, когда инспекторы приходят в офис с проверкой, они уже знают, на какую сумму у компании есть нарушения.

В каждом субъекте РФ «свой» негласный план доначислений. Например, в Москве сейчас эта сумма составляет около 10 млн. рублей. В Московской области – примерно 4 млн. рублей. Именно такие результаты ждет руководство налоговых служб от сотрудников территориальных инспекций. И компаниям нужно быть к этому готовым.

Как сейчас налоговики анализируют финансово-хозяйственную деятельность

Основной алгоритм сотрудников предпроверочного анализа сводится к хорошо всем известным и общедоступным критериям оценки рисков. Они перечислены в приказе ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/33@. Так, по результатам предварительного анализа компанию обвинят в связях с однодневками, если у нее нет:

— личных контактов руководства компании-контрагента;

— документов, подтверждающих полномочия руководителя компании-контрагента, копии его паспорта;

— сведений о том, как нашли партнера (интернет, знакомства);

— информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Минусом для компании будет, если сотрудники предпроверочного анализа установят следующие факты:

— контрагент с признаками однодневки выступает в роли посредника;

— условия договоров отличаются от обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты);

— есть доказательства того, что контрагент не мог исполнить договор с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

— товар приобретался через посредников товаров, которые традиционно производятся физлицами, не являющимися ИП (сельхозпродукция, вторичное сырье, продукция промысла);

— существует рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

— контрагент выпускает или продает векселя, ликвидность которых не очевидна или не исследована. А также выдает или получает займы без обеспечения;

— присутствует существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика. При этом спорная сделки экономически нецелесообразна.

Анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках – действенный способ обнаружить в учете схемы

Практика показывает, что в последнее время инспекторы все чаще исследуют данные бухгалтерской отчетности. Это помогает им собрать доказательства отсутствия реальности взаимоотношений. В поле пристального внимания проверяющих — бухгалтерский баланс (разделы: основные средства; оборотные активы; дебиторская задолженность) и отчет о прибылях и убытках (разделы: выручка; управленческие расходы; себестоимость продаж) и отчет о движении денежных средств (разделы: денежные потоки от текущих операций; арендные платежи; платежи поставщикам за сырье, материалы, работы, услуги).

По мнению налоговиков, нулевые показатели бухгалтерской отчетности свидетельствует об отсутствии реальной хозяйственной деятельности экономического субъекта. Логично, ведь к примеру, компания, осуществляющая, например, реализацию приобретенных товаров должна отразить в бухгалтерском учете их себестоимость (форма № 1), а в отчете о движении денежных средств (форма № 4) должна быть отражена выручка, полученная от их реализации (конечно, при условии их оплаты покупателем).

В декларации по налогу на прибыль отражаются прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам; стоимость реализованных товаров; выручка от реализации покупных товаров. Данные разделы бухгалтерской и налоговой отчетности имеющие нулевые показатели свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект не приобретал имущество (товар) и не реализовывал его третьим лицам. Позицию налоговых органов поддерживают и суды (Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2015 по делу № А40-111253/15)

Избегайте попадания в «черный список» СУР АСК НДС-2

2017-05-24 (1)

Помимо стандартного способа поиска компаний с высоким налоговым риском на основе предпроверочного анализа, у налоговиков появился новый действенный инструмент. В 2016 году в инспекциях появилась СУР АСК НДС-2 (автоматическая система контроля налога на добавленную стоимость в версии № 2). СУР – система управления рисками.

Этот программный комплекс в автоматическом режиме анализирует информацию в отчетности налогоплательщика и сопоставляет ее со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В единой системе содержится информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов-фактур. Теперь инспекторы могут в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров, работ и услуг и отследить возникновение базы по НДС.

2017-05-24 (5)

В соответствии с СУР АСК НДС-2 все налогоплательщики делятся на три категории (письмо ФНС России от 03.06.16 № ЕД-4-15/9933@):

  • Налогоплательщики, которые работают только в соответствии с законом. У них никаких проблем с контрагентами, с оформлением счетов-фактур и уплатой НДС.
  • Налогоплательщики, которые в целом работают легально, но у них есть разрывы в отчетности и неточности в документах.
  • Налогоплательщики, которые обладают признаками несамостоятельного и недобросовестного юридического лица.

Так теперь налоговики группируют всех плательщиков НДС. Соответственно, третья группа компаний с высоким налоговым риском привлечет внимание налоговиков. Но организации из второй группы также могут попасть в список претендентов на проверку. Так как часто эти налогоплательщики связаны с третьей группой.

При этом если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», то для оценки налогоплательщика будут использовать уровень риска новой «СУР АСК НДС-2».

2017-05-24 (3)

Чтобы не попасть в «черный список» этой программы компании целесообразно предпринять следующие действия:

  1. Проверить, если ли у нее документы о правоспособности юридических лиц (своих контрагентов) и правомочности лиц на подписание документов. В ином случае эти бумаги нужно запросить.
  2. Выяснить, отражены ли в отчетности контрагента основные средства, нематериальные активы и иные активы, наличие которых обусловлено условиями сделок.
  3. Сверьте документы по сделке с аналогичными бумагами партнера. Особое внимание уделите обязательным реквизитам счетов-фактур. Подпишите акты сверки.
  4. Посмотрите интернет-сайт партнера. Сделайте скриншот страницы. Поищите отзывы об организации в интернете на других сайтах. Практика показывает, что скрины таких страниц часто срабатывают в пользу налогоплательщиков еще на этапе подачи возражений на акт проверки.
  5. Убедитесь, что у контрагента на самом деле есть офис или склад. Сделайте фотографии, сохраните заявки на пропуск в эти помещения при визите к партнеру.
  6. Проверьте, не судится ли ваш контрагент. Для этого зайдите в справочную систему или на сайт http://www.arbitr.ru/ в картотеку арбитражных дел. Введите наименование юрлица в поисковую строку и просмотрите судебные дела.

Такие меры позволят избежать несоответствий в налоговой отчетности. А также оперативно представить пояснения в случае предъявления претензий со стороны проверяющих. Тем самым избежать попадания в план выездных проверок.

Что ФНС России рекомендует делать сейчас сотрудникам предпроверочного анализа

Такие рекомендации налоговое ведомство дает во внутренних ДСП (документах для служебного пользования). Они рассылаются нижестоящим налоговым органам и активно применяются в работе.

В недавнем ДСП одного из региональных ведомств в рамках предпроверочного анализа рекомендовано делать следующее. Во-первых, заранее оценивать достаточность доказательств – чтобы их хватило для опровержения реальности или обвинений в связях с однодневками. Не ограничиваться стандартами признаками, а проявлять больше творчества и устанавливать причинно-следственные связи.

Во-вторых, заранее проверять не только налогоплательщика « разработке», но и его контрагентов. Как они сдают отчетность, сколько у ниих сотрудников, по какому адресу располагаются и т.п.

В-третьих, уже в рамках предварительного анализа обратить внимание на перемещение товара, если есть подозрения в том, что он фиктивный. Продумать, какие доказательства подкрепят соответствующие доводы.

В-четвертых, сотрудникам предпроверочного анализа рекомендовано не замыкаться на отчетности налогоплательщиков, а активнее использовать другие источники для получения сведений, которые могут доказать налоговые нарушения. В частности, интернет-сайты контрагентов, банки, справочные системы, базы госорганов и т.п.

Читайте также: