Кто из русских князей провел первую налоговую реформу упорядочив сбор дани

Опубликовано: 29.04.2024

\u0412 \u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u043c \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u043c \u0438\u0441\u0442\u043e\u0447\u043d\u0438\u043a\u043e\u043c \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432 \u043a\u0430\u0437\u043d\u044b \u0441\u0442\u0430\u043b\u0430 \u0434\u0430\u043d\u044c \u2014 \u043f\u0440\u044f\u043c\u043e\u0439 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433 (\u043f\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c) , \u0441\u043e\u0431\u0438\u0440\u0430\u0435\u043c\u044b\u0439 \u0441 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f. \u0414\u0430\u043d\u044c \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0434\u0432\u0443\u043c\u044f \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u0430\u043c\u0438: \u00ab\u043f\u043e\u0432\u043e\u0437\u043e\u043c\u00bb \u0438 \u00ab\u043f\u043e\u043b\u044e\u0434\u044c\u0435\u043c\u00bb . \u041f\u043e\u0434 \u00ab\u043f\u043e\u0432\u043e\u0437\u043e\u043c\u00bb \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430 \u043f\u0440\u0438\u0432\u043e\u0437\u0430 \u0434\u0430\u043d\u0438 \u043a\u043d\u044f\u0437\u044e, \u0430 \u043f\u043e\u0434 \u00ab\u043f\u043e\u043b\u044e\u0434\u044c\u0435\u043c\u00bb \u2014 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430 \u0441\u0431\u043e\u0440\u0430 \u0434\u0430\u043d\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u043c \u0441\u043d\u0430\u0440\u044f\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f \u044d\u043a\u0441\u043f\u0435\u0434\u0438\u0446\u0438\u0439. \u041f\u0435\u0440\u0432\u043e\u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u0434\u0430\u043d\u044c \u0441\u043e\u0431\u0438\u0440\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u043f\u0440\u0438 \u043b\u0438\u0447\u043d\u043e\u043c \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438\u0438 \u043a\u043d\u044f\u0437\u044f \u0438 \u0435\u0433\u043e \u0434\u0440\u0443\u0436\u0438\u043d\u044b (\u043f\u043e\u043b\u044e\u0434\u044c\u0435) , \u043f\u043e\u0437\u0434\u043d\u0435\u0435 \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u0430\u0432\u043b\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0430 \u0441\u0431\u043e\u0440\u0430 \u0434\u0430\u043d\u0438 \u0438 \u043b\u0438\u0446\u0430, \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0437\u0430 \u0435\u0435 \u0441\u0431\u043e\u0440. \u0414\u0430\u043d\u044c \u043a\u0430\u043a \u043f\u0440\u044f\u043c\u0430\u044f \u043f\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043b\u0430 \u0432 XI\u2014XII \u0432\u0432. \u0438 \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0439 \u043f\u043e\u043b\u043e\u0432\u0438\u043d\u0435 XIII \u0432.

\u0412 XIII \u0432. \u0434\u0430\u043d\u044c \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u0445\u0430\u043d\u043e\u0432 \u0417\u043e\u043b\u043e\u0442\u043e\u0439 \u041e\u0440\u0434\u044b. \u041f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 \u0435\u0435 \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043a\u043d\u044f\u0437\u044c\u044f, \u043d\u0430\u0447\u0438\u043d\u0430\u044f \u0441 \u042f\u0440\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u0430 \u0412\u0441\u0435\u0432\u043e\u043b\u043e\u0434\u043e\u0432\u0438\u0447\u0430. \u0412 1257 \u0433. \u0434\u043b\u044f \u0441\u0431\u043e\u0440\u0430 \u0434\u0430\u043d\u0438 \u0442\u0430\u0442\u0430\u0440\u0441\u043a\u0438\u043c\u0438 \u0447\u0438\u0441\u043b\u0435\u043d\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c\u0438 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u044b \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0435\u043f\u0438\u0441\u0438 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f (\u0421\u0443\u0437\u0434\u0430\u043b\u044c\u0441\u043a\u043e\u0439, \u0420\u044f\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439, \u041c\u0443\u0440\u043e\u043c\u0441\u043a\u043e\u0439, \u041d\u043e\u0432\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0437\u0435\u043c\u0435\u043b\u044c) . \u0412\u044b\u0445\u043e\u0434 \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u043b\u0441\u044f \u0441 \u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0439 \u0434\u0443\u0448\u0438 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u043b\u0430 \u0438 \u0441\u043e \u0441\u043a\u043e\u0442\u0430.

\u0412 \u0444\u0435\u043e\u0434\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434 (XIII\u2014XIV \u0432\u0432. ) \u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0441\u0443\u0434\u0435\u0431\u043d\u044b\u0435, \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u044b\u0435 \u043f\u043e\u0448\u043b\u0438\u043d\u044b, \u0430 \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u043f\u043e\u0448\u043b\u0438\u043d\u044b \u0441 \u0441\u043e\u043b\u044f\u043d\u044b\u0445 \u0432\u0430\u0440\u043d\u0438\u0446, \u0441\u0435\u0440\u0435\u0431\u0440\u044f\u043d\u043e\u0433\u043e \u043b\u0438\u0442\u044c\u044f \u0438 \u0434\u0440. \u0413\u043e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0430\u044f \u043f\u043e\u0448\u043b\u0438\u043d\u0430 \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0437\u0430 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e \u0438\u043c\u0435\u0442\u044c \u0441\u043a\u043b\u0430\u0434\u044b, \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u0430\u044f \u2014 \u0437\u0430 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e \u0443\u0441\u0442\u0440\u0430\u0438\u0432\u0430\u0442\u044c \u0440\u044b\u043d\u043a\u0438. \u0421\u0443\u0434\u0435\u0431\u043d\u0430\u044f \u043f\u043e\u0448\u043b\u0438\u043d\u0430 \u00ab\u0432\u0438\u0440\u0430\u00bb \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0437\u0430 \u0443\u0431\u0438\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e, \u043f\u043e\u0448\u043b\u0438\u043d\u0430 \u00ab\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0430\u00bb \u2014 \u0437\u0430 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0435\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f.

\u0412 XIV\u2014XV \u0432\u0432. \u043f\u043e\u043c\u0438\u043c\u043e \u043e\u0440\u0434\u044b\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0434\u0430\u043d\u0438 \u0441\u043e \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u043d\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0434\u0430\u043d\u044c, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0430\u044f \u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b\u0430\u0441\u044c \u043f\u0440\u044f\u043c\u043e \u0432 \u043a\u043d\u044f\u0436\u0435\u0441\u043a\u0443\u044e \u043a\u0430\u0437\u043d\u0443 \u2014 \u0432 \u0432\u0438\u0434\u0435 \u043d\u0430\u0442\u0443\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0431\u043e\u0440\u043e\u0432.

\u041f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0441\u0432\u0435\u0440\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f \u0442\u0430\u0442\u0430\u0440\u043e-\u043c\u043e\u043d\u0433\u043e\u043b\u044c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438\u0433\u0430 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u0430\u044f \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0434\u0438\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u0440\u0435\u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0430: \u0432\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u044b \u043f\u0440\u044f\u043c\u044b\u0435 (\u043f\u043e\u0434\u0443\u0448\u043d\u044b\u0439 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433) \u0438 \u043a\u043e\u0441\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 (\u0430\u043a\u0446\u0438\u0437\u044b \u0438 \u043f\u043e\u0448\u043b\u0438\u043d\u044b) , \u0432 \u044d\u0442\u043e \u0436\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u0432\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u043f\u0435\u0440\u0432\u0430\u044f \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u0430\u044f \u0434\u0435\u043a\u043b\u0430\u0440\u0430\u0446\u0438\u044f - \u0421\u043e\u0448\u043d\u043e\u0435 \u041f\u0438\u0441\u044c\u043c\u043e.

\u041f\u0440\u0438 \u0418\u043e\u0430\u043d\u043d\u0435 IV \u0413\u0440\u043e\u0437\u043d\u043e\u043c \u0432 1555 \u0433. \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d \u0441\u0431\u043e\u0440 \u0447\u0435\u0442\u0432\u0435\u0440\u0442\u043e\u0432\u044b\u0445 \u0434\u0435\u043d\u0435\u0433 (\u0434\u0435\u043d\u0435\u0433 \u0438\u0437 \u0447\u0435\u0442\u0438) , \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u0432\u0448\u0438\u0445 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u0432\u0448\u0443\u044e\u0441\u044f \u0441 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0434\u043b\u044f \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u044f \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u043d\u044b\u0445 \u043b\u0438\u0446. \u0421\u0431\u043e\u0440 \u0438\u0445 \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u044f\u043b\u0438 \u0447\u0435\u0442\u0438 \u2014 \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0443\u0447\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0432\u0435\u0434\u0430\u0432\u0448\u0438\u0435 \u0441\u0431\u043e\u0440\u043e\u043c \u0440\u0430\u0437\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u0438\u0434\u0430 \u043f\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u0439. \u0421 1556 \u0433. \u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0440\u0435\u0444\u043e\u0440\u043c\u044b \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0438 \u043c\u0435\u0441\u0442\u043d\u043e\u0433\u043e \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043b\u0438\u043a\u0432\u0438\u0434\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043a\u043e\u0440\u043c\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0443\u043f\u0440\u0430\u0437\u0434\u043d\u0435\u043d\u0430 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u044c \u043d\u0430\u043c\u0435\u0441\u0442\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u0438 \u0432\u043e\u043b\u043e\u0441\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439, \u0432\u043c\u0435\u0441\u0442\u043e \u043d\u0438\u0445 \u0443\u0447\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435\u043d\u044b \u0433\u0443\u0431\u043d\u044b\u0435 \u0438 \u0437\u0435\u043c\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0443\u0447\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f.

\u0421\u043e \u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u043f\u043e\u043b\u043e\u0432\u0438\u043d\u044b XVI \u0432. \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 \u0438 \u0441\u0431\u043e\u0440\u044b \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0432 \u0434\u0435\u043d\u0435\u0436\u043d\u043e\u0439 \u0444\u043e\u0440\u043c\u0435.

\u0412 \u0446\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0435\u044f \u041c\u0438\u0445\u0430\u0439\u043b\u043e\u0432\u0438\u0447\u0430 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u043e\u0431\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0443\u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043e\u0447\u0435\u043d\u0430. \u0422\u0430\u043a, \u0432 1655 \u0433. \u0431\u044b\u043b \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u043d \u0441\u043f\u0435\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d - \u0421\u0447\u0435\u0442\u043d\u0430\u044f \u041f\u0430\u043b\u0430\u0442\u0430 ">]" data-test="answer-box-list">

Дань — подати, взимавшиеся со славян, населявших территорию Древней Руси.

До начала объединения древнерусских племен в государство население платило дань варягам и хазарам, совершавшим набеги на их территории.

Важнейшей функцией молодого древнерусского государства стала защита территорий от внешних врагов. Князю были нужны средства для содержания дружины, организации новых походов.

Дань с населения стала основным источником дохода княжеской казны.

Правление князя Олега.

Сначала дань взималась Олегом с подвластных ему ильменских племен, кривичей, мери.

С 883 года дань начинают платить древляне.

С 884 года — северяне и радимичи.

Олег установил систему сбора дани с покоренных племен.

  1. Налог платили с «дыма» — отдельного хозяйства, или с «рала» — плуга.
  2. Дань взималась натуральными продуктами, мехами, медом. Особенно ценились шкурки черной куницы и соболя. Иногда налог платили деньгами — арабскими металлическими монетами «шелягами».
  3. Население Новгорода было обязано выплачивать в княжескую казну ежегодно 300 гривен. Гривной называли серебряный слиток весом в 200 гр.
  4. Размер собираемой дани не был строго фиксированным. С новых покоренных племен князь Олег брал «легкую» дань, обещая защиту и покровительство.

Целью Олега было привлечение на свою сторону соседних славянских племен, оберегание территорий от разорения варягами и хазарами .

  1. Повоз и полюдье — два способа сбора дани.

Благодаря правильной налоговой политике князя Олега, в IX веке происходило постепенное объединение, расширение, укрепление древнерусского государства.

Повоз и полюдье.

Один из методов сбора дани назывался повоз. Заключался в обязанности населения по распоряжению князя доставлять продукты в определенное время в Киев на княжеский двор.

Основным способом взимания дани являлось полюдье — объезд князя с дружиной подвластных территорий.

  1. Совершалось полюдье ежегодно с ноября по февраль. Дороги становились проходимыми, легче было добраться в труднодоступные летом селения. Урожай был собран, население имело возможность платить.
  2. На пути князя с дружиной заранее устраивались становища. В них население окрестных земель свозило дань.
  3. Во время похода князь с дружиной полностью находились на содержании у местного населения.
  4. Князь во время полюдья вершил на своих землях суд, разбирал тяжбы и спорные вопросы.

Полюдье являлось способом поддержания и укрепления княжеской власти над славянскими племенами.

Реформы княгини Ольги.

В 945 году преемник Олега князь Игорь, совершавший полюдье, попытался взять с племени древлян дань в тройном размере. Древляне подняли восстание и убили Игоря.

Жена его, княгиня Ольга, подавила восстание и покарала древлян.

В 946 году она провела налоговую реформу и установила новую систему сбора дани:

  • князь перестал совершать полюдье, данники были обязаны сами свозить дань в назначенное место в определенное время;
  • были созданы специальные пункты сбора — погосты;
  • на погостах учреждалась должность тиуна, ответственного за прием и перевозку собранной дани в столицу;
  • был установлен урок — фиксированный размер взимаемой дани;
  • даннику, выполнившему урок, выдавалась специальная княжеская печать, запрещавшая повторно требовать с него плату.

Изменение системы сбора дани способствовало развитию дорог, возникновению новых поселений на местах погостов, укреплению местной власти. Полюдье постепенно превращалось в обязательный прямой налог .

В 966 году , во время князя Святослава Игоревича, взимание дани способом полюдья сократилось, но полностью не исчезло.

В 982 году с приходом к власти Владимира Святославича полюдье прекратилось.

Пошлины и сборы.

Кроме дани, взимаемой во время полюдья и на погостах, с населения собирались нерегулярные пошлины.

К торговым пошлинам относились:

  • мыт — оплата перевоза товара через заставы в городе и в горах;
  • перевоз — сбор за переправу через реки;
  • гостиную пошлину платили торговцы за возможность содержать в городе склады;
  • торговая — собиралась за торговлю на рынках;
  • вес и мера — пошлины за возможность взвесить и измерить товар.

Князь, в чью пользу собирались пошлины, должен был строить удобные переезды и мосты, обеспечивать безопасность купцов в дороге.

Судебные пошлины собирались за совершенные преступления:

  • за убийство бралась вира, размер платы зависел от обстоятельств;
  • за кражи, нанесение увечий в драке и другие преступления платили пошлину, называемую «продажа».

В 988 году князь Владимир принял христианскую веру. Для возведения храмов и содержания церквей нужны были средства. Новая специальная подать составляла одну десятую часть доходов и называлась «десятина».

К XIII веку полюдье полностью утратило свое значение как способ сбора дани. Большинство собираемых налогов оставалось в отдельных княжеских уделах. Это привело к ослаблению и распаду объединенного князем Олегом древнерусского государства.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.


Княгиня Ольга была первой в истории Руси правительницей, принявшей христианство. Этой мудрой и мужественной женщине пришлось взять бразды правления после того как ее мужа, князя Игоря, убили, а сын Святослав был слишком мал, чтобы управлять. Годы правления, при которых произошло множество событий, в том числе и налоговая реформа княгини Ольги, пришлись на период с 945 по 962 гг.

Месть Ольги

Княгиня славилась не только красотой и решительностью, но и умом, и мудростью. Жестоко расправившись с убийцами мужа, она стала заниматься политическими вопросами, управлять дружинниками, жалобщиками, а также принимать послов и выполнять иные обязанности правителя.

икона княгини Ольги

Супруг княгини Ольги, князь Игорь, был убит древлянами после того как потребовал повторный налог с одного дома. Князь Мал, управляющий древлянами, желал захватить Киевскую Русь, женившись на княгине Ольги. Однако хитроумный план мудрой правительницы одним махом перечеркнул все его намерения.

Княгиня удалось трижды убить древлянских послов, а затем, воодушевившись победой, она собрала войско и пошла на врага. Однако город Коростень ей не удалось сразу осадить. Тогда княгиня Ольга велела от каждого дома принести ей налог в виде трех голубей и трех воробьев. Прицепив к каждой птице по труту и подпалив его, она отпустила пернатых, которые, почувствовав свободу, полетели к родному гнезду. Горящие птицы помогли сжечь деревянные дома, и крепость была взята.

Следующее действие Ольги — налоговая реформа. Она захотела упорядочить систему дани, из-за которой погиб муж княгини, и вместо «полюдья» ввела «уроки», то есть фиксированную подать, которую должны были платить с поделенной области земли.

Реформа княгини включала в себя определенный размер дани и четкий срок оплаты. В отличие от «полюдья» данный вид подати был более цивилизованным видом налогообложения.

взымание налогов

Налоговая реформа Ольги проводилась раз в году, причем сама дань представляла из себя продукты, меха и рукотворные изделия.

Погосты

Однако это было только начало. Княгиня ввела такое понятие как погосты. Данные нововведения представляли из себя небольшие центры, подчиняющиеся княжеской власти. Теперь каждый центр правления был обязан принимать дань. В дальнейшем на погостах проводили торговлю.

Получается, что проводившая уже больше года налоговую реформу княгиня Ольга предусмотрительно создала территориальные подразделения, которые находились под властью местного князя. Таким образом управление оказалось у нее под контролем, так как князь всегда мог дать отпор любому недовольному политикой правительницы.

крещение княгини Ольги

Спустя два века погосты превратились в административный округ.

Полюдья

Что же представляли собой полюдья? До правления мудрой Ольги великие князья осуществляли сбор дани с помощью ежегодного объезда, который проходил зимой. По сути, это был грабеж, так как власть имущие могли с одного двора дважды собрать налог, что вызывало недовольство и возмущение плательщиков.

Налоговая реформа Ольги давала возможность людям, принесшим дань, получить специальную княжескую печать. Это означало, что с них уже не могли повторно взимать налог. Данная реформа помогла мудрой княгини выявить неугодных ей подчиненных. Большинство местных князей потеряли свою власть, так как не выполняли условия правительницы, а их земли утратили былую независимость. И хотя налоговая реформа Ольги не получила широкой огласки, для Древней Руси она имела огромное значение.

Сборщики налогов или тиуны

Начальниками на погостах княгиня Ольга назначила сборщиков налогов или тиунов, которых еще долго называли «скотниками», так как брали дань натурой. Постепенно налоговая реформа Ольги год от года совершенствовалась. В итоге развились товарно-денежные отношения.

Вместо скота дань уже стали брать особой формой, напоминающей металлические деньги.

Итог правления княгини Ольги

Помимо того, что княгиня Ольга как правитель первой приняла христианство и была возведена в сан святых, она своими реформами облегчила жизнь народа, сконцентрировала власть в Киеве, государство поделила на отдельные административные центры, ввела порядок в налогообложении. Теперь налог имел фиксированный размер, все знали о сроках платежа, причем строго запрещалось взимать дань с тех лиц, которые выполнили свой долг.

равноапостольский князь Владимир и княгиня Ольга

Всем известно, что внук княгини Ольги стал первым князем, крестившим весь народ. Спустя годы народ в эпосах и сказаниях воспоет не только образ жизни княгини Ольги, но и ее реформы, способствующие укреплению Киевской Руси.

1

Налогово-данническая система; децимальная система; князь; посадник; тысяцкий; погосты.

В работе рассматривается проблема организации взимания налогов, или дани в домонгольский период истории Древней Руси. Выделяется три этапа функционирования налогово-даннической системы, в продолжении которых осуществление фискальной функции принадлежало определенным должностным лицам. Не вызывает сомнений, что только князь в Древней Руси был единственным адресатом дани и мог по своему усмотрению распоряжаться собранными средствами, как, впрочем, и освобождать население от налоговых тягот (об этом единодушно свидетельствуют источники).

Кто же входил в тот круг лиц, которым князь перепоручал функцию сбора налогов-дани? В историографии этот вопрос решался в целом однообразно. Принципиальное отличие можно обнаружить, во-первых, в определении происхождения тех или иных должностей (являлось ли их появление инициативой княжеской (государственной) власти или же они были созданы местными сообществами и их начало следует искать в родоплеменную, догосударственную эпоху), а во-вторых, в разделении должностей на общегосударственные (земские) и собственно княжеские (дворовые, вотчинные).

В функционировании налогово-даннической системы в Древней Руси домонгольского периода можно выделить три периода, для каждого из которого была характерна своя фискальная система с задействованием определенного круга должностных лиц: 1) конец IX – середина X в. – функционирование простейшей системы сбора налоговдани в форме полюдья; 2) середина X – вторая половина XI в. – складывание десятичной фискально-судебной системы, трансформация централизованной системы государственного фиска в сбор налоговдани в отдельных княжествах-землях; 3) XII – первая половина XIII в. – функционирование развитой налогово-даннической системы отдельных княжеств-земель и княжеств-волостей, объединявшей общегосударственную и княжескую дворцовую администрацию.

В предлагаемой периодизации делается попытка связать мероприятия государственной власти с объективными процессами общественно-политического и социально-экономического развития Древней Руси, что находило выражение в политической децентрализации (раздробленность) и в вызревании феодальных отношений (появление частного землевладения). Отметим общепринятую связь между ростом боярского землевладения и нарастанием дезинтеграционных процессов. В то же время перспективным представляется обнаружение в качестве основной причины начала раздробленности Древней Руси проведение в жизнь князьями-Рюриковичами отчинного принципа замещения княжеских столов [4, с. 5–17; 5, с. 137–141].

Можно увидеть прямую связь между стремлением князей к получению в полном объеме доходов с той территории, которая находилась в их ведении, с ослаблением подчинения местных центров Киеву. Обнаруживается крайне примитивная система сбора налоговданей (возможно изначально в форме добровольных подношений, даров) на раннем этапе истории Древнерусского государства. Кроме князя, который являлся не только адресатом, но и главным сборщиком дани, невозможно назвать иных должностных лиц государственного фиска. Необходимо согласиться, что уже на первом этапе складывается какая-то структура пунктов сбора дани и некая простейшая администрация, что было обусловлено невозможностью посещения князем всех хозяйственных единиц. Начало второго этапа в развитии налогово-даннической следует связать с реформами княгини Ольги, осуществленными, если верить летописи, в 946−947 гг. Их реализация привела к отмиранию института полюдья, как общегосударственного мероприятия [9, с. 157; 15, с. 188]. Именно в погостах сосредотачивается сбор дани, при этом присутствие князя оказывается не обязательным, функции сбора дани и различных оброков, как и судебные функции, поручались специальным должностным лицам – тиунам.

Считается, что погосты теряют свое прежнее значение либо к концу X в. – их функции перешли к городам [9, с. 159], либо к XII в. в связи с широким распространением княжеского и боярского землевладения [14, с. 64]. Но система погостов сохранялась и позднее в местах с более редким населением и большими лесными массивами (прежде всего, в Новгородской земле). Предположение о заимствовании системы погостов из Скандинавии не находит всеобщей поддержки исследователей. Отмечается, что возникновение этого института было естественным явлением в ранних государствах с их натуральным хозяйством, аналогичный институт известен в Польше под названием «стан» [7, с. 123–124]. Видимо, осуществление сбора даней-налогов посадниками для летописцев представлялось обыденным явлением, поэтому на страницах летописи можно обнаружить лишь косвенные тому свидетельства. Так, из Повести временных лет известно, что когда князь Олег Святославич в 1096 г. захватил Муромскую и Ростовскую земли, он «посажа посадникы по городом, и дани поча брати» [10, с. 108]. Должность посадника, несомненно, следует отнести к числу наиболее давних явлений древнерусской действительности [17, с. 137].

Вместе с реализацией высшей административной власти на местах от имени князя [14, с. 219] посадник в полном объеме сосредотачивал в своих руках сбор даней-налогов и взимание судебных пошлин, часть которых оставалась в его личном распоряжении. С конца X в. в Древнерусском государстве начинает формироваться децимальная (десятичная) система [6, с. 423]. Не вызывает сомнения участие десятских и сотских в осуществлении государственного фиска. С десятичной системой необходимо связать и должность тысяцкого, хотя в свидетельствах источников тысяцкие представляются, прежде всего, в качестве военных предводителей [11, стб. 298, 324–326, 767]. Однако к числу важнейших обязанностей тысяцких следует отнести именно гражданские дела; учитывая же принадлежность тысяцких к десятичной системе, среди важнейших их функций следует назвать сбор налогов-даней. В то же время возникает вопрос о распределении обязанностей между тысяцкими и посадниками. Несомненно, статус посадника был выше.

Поскольку посадник заменял князя, по необходимости тысяцкий оказывался в подчиненном ему положении. При князе же именно тысяцкий становился главным должностным лицом в той или иной земле и волости. Компетенция тысяцкого при осуществлении фискальной функции была несколько уже, чем посадника (следовательно, и князя). Тысяцкому были подвластны все структурные звенья десятичной системы. Но налогово-данническая система включала также сбор даней с подчиненных периферийных неславянских племен, эксплуатацию отдельных категорий населения (смерды) и т.д. Возможно, эти направления деятельности выделялись особым должностным лицам, известным под общим наименованием «тиуны». Представляется правильным видеть в «тиуне» именно родовое понятие, к тиунам принадлежали и огнищанин («тиун огнищный»), и конюший, и ключник. Последний вывод прямо подтверждает статья 110 Русской Правды пространной редакции, упоминающая «тивуньство без ряду или привяжеть ключь к собе без ряду» [12, с. 116]. Возможно, к тиунам можно отнести и упоминаемых в летописи «данников» [10, с. 108].

Осторожно предположим, что к тиунам относился и «княжий подъездной», единожды упомянутый в Русской правде краткой редакции («а въ подъездномъ княжи 80 гривенъ») [12, с. 71]. Вполне определенно тиуны подчинялись непосредственно князю, при отсутствии же в городе князя их «начальником» становился посадник. Но «княжие тиуны» не могли подчиняться тысяцким. Функционирование фискальной системы в Древней Руси на третьем этапе поддерживалось целой группой должностных лиц. К их числу следует отнести мечников (возможно, тождественны «метальникам» Русской Правды) [12, с. 107].

Вероятно, мечники, как представители военной организации – дружины, сопровождали лиц, непосредственно занимавшихся сбором налогов-дани и известных под наименованием «данников», «тиунов». Показательно, что слово «мечник» зафиксировано на ряде обнаруженных при раскопках в Новгороде цилиндрах-замках [20, с. 105, 110–113]. В целом обращает на себя внимание крайнее несовершенство системы налогообложения, еще не выделившейся в отдельную отрасль государственного управления. Налицо смешение функций ряда должностных лиц. Пересечение их компетенций, по-видимому, разрешалось волей князя. В то же время источники не позволяют точно установить обязанности отдельных должностных лиц аппарата государственного фиска.


Рубрика: Образование
Метки: история, налоги, Русь

Читайте также: