Иго это размер налога

Опубликовано: 14.05.2024

Татаро-монгольское иго было на Руси с 1237 по 1480 года. Оно означало не только потерю суверенитета, но и выплату дани. В переносе на современные реалии – налогов. Причём историки по-разному оценивают размеры дани для наших предков. Одни считают её грабительской. Другие – вполне посильной.

Выплаты начались в 1245 году. Тогда татаро-монголы решили провести перепись завоёванного населения. Это было сделано, чтобы понять, на какие сборы можно рассчитывать. После этого с населения начали собирать дань.

До татаро-монгольского ига население ничего не платило?

Вообще повсеместным налогам мы обязаны именно татаро-монгольскому игру. До этого значительная часть населения ничего не платила, в том числе и князьям. Поэтому первые поборы были данью от побеждённых – победителям. И воспринимались они крайне негативно. Население часто устраивало бунты, убивало сборщиков дани. Однако все эти восстания нередко жёстко подавлялись самими князьями, которые не хотели проблем со всесильными монгольскими ханами и желали сохранить за собой власть ставленников.

Когда татаро-монгольское иго было сброшено, выплаты не прекратились. Просто теперь князья забирали средства себе, благо народ уже привык. Впрочем, подобная система всё равно рано или поздно бы появилась: этого требовало развитие государственного аппарата. К тому же и в Киевской Руси было понятие дани. Можно вспомнить хотя бы князя Игоря, мужа Ольги, которого убили за чрезмерный сбор средств в княжескую казну. Просто до татаро-монгольского ига это явление не было повсеместным, многие славянские племена всё же ничего не платили. Но ситуация изменилась.

Так какие налоги выплачивались монгольским ханам? Их было несколько. Ниже перечислены основные.

В переводе название этого налога означает “выход”. Им облагались крестьяне, ремесленники и рабочий люд (мастеровые). Все они обязаны были платить 10% от своего дохода. В качестве налогооблагаемой единицы бралась одна семья. Изначально татаро-монголы принимали как деньги, так и натурпродукт. Например, брали шкурки куниц, мёд, зерно. Но потом быстро выяснилось, что перевозить и хранить товары проблематично. Поэтому начали брать только деньгами.

Постепенно изменился и расчёт налога. Так, к 1275 каждая семья в Нижнем Новгороде ежегодно обязана была платить около 100 граммов серебра. Татаро-монголы отошли от вычета процентов, потому что сборщиков налогов часто обманывали, скрывая доходы. А установить реальный размер прибыли – долго, хлопотно, в некоторых случаях к тому же не особо реально.

Тамга

Этот налог взимался с купцов. В зависимости от географии он варьировался от 3% и до 5% от дохода или от оборота. Решение, от чего делать отсчёт, принималось в зависимости от состоятельности купца, а также от того, насколько активно у него шла торговля, насколько прозрачными были дела.

Мелкие и средние купцы выплачивали дань коллективно, объединяясь в группы. А вот с крупных всё взималось в индивидуальном порядке.

Каждый населённый пункт должен был обеспечить содержание почтовой службы. Это казалось как выплат людям, так и расходов на корм для лошадей. Прочие траты тоже покрывались населением. Между прочим, именно этот обычай положил начало ямской службе (и название пошло оттуда же).

Это средства, которые шли на приём ханских послов и на обеспечение их жизни в русских княжествах. Монгольские ханы тратиться не желали. Причём содержать полагалось всё посольство. Централизованным сбором средств на это занимались обычно князья.

Туска

Представители Золотой Орды имели право на получение подарков от населения. Это всячески поощрялось. Официально к дани не относилось, однако не считалось чем-то постыдным, как современная коррупция. Отдельно стоит отметить, что с богатыми дарами к монгольским ханам ездили и князья.

Запросы

Татаро-монгольская империя на завоевании Руси не остановилась. Походы продолжились в Азии. Тем не менее, поддержание военной активности требовало постоянных выплат. Поэтому князьям периодически поступали запросы. Соответствующие деньги шли на снаряжение военных.

Кулуш

Наши предки обязаны были отслужить в татаро-монгольской армии. Но если родители, например, не были готовы отпустить единственного сына рекрутом, они могли откупиться. В этом случае выплачивался кулуш. Его размеры определялись индивидуально. Если говорить о суммах, то Новгородское княжество целиком отдавало в год около 2 тысяч рублей. Москва – 1280.

Нужно отметить, что выплаты прекратились задолго до 1480 года. Начались задержки, население бунтовало. Князья могли запаздывать с отчислением дани годами. А потом и вовсе перестали её платить. И закончилось всё окончательным сбросом татаро-монгольского ига.


  • Завоеватели подошли к сбору дани на Руси основательно: организовали 43 налоговых округа и трижды провели переписи населения. В последний век ига татаро-монголам платили всего 16 тысяч тонн ржи в год – в современных ценах это меньше 150 миллионов рублей.

    Все со школьной парты помнят про татаро-монгольское иго и про то, что Русь несколько веков платила Орде дань. А сколько это будет в рублях?

    Как ни странно, история кое-что сохранила для нас из ордынской «бухгалтерии». Завоеватели организовали на Руси 43 налоговых округа и трижды провели переписи населения. Как сетовал новгородский летописец: «И сочтоша в число, и начаша дань имати». От уплаты ордынской дани освободили только священнослужителей и церковное имущество.

    Дань собирали монгольские чиновники – баскаки, возглавлявшие налоговые округа – тьмы. Система налогов была продуманной и разнообразной. Основной прямой налог – «ясак» – собирался с сельского населения, изначально он составлял десятую часть «со всего» и выплачивался натурой, в том числе поставками в монгольскую собственность живого товара, людей. Со временем эта десятина была упорядочена, и дань выплачивалась с ежегодного урожая или серебром, или особо оговоренными товарами. Например, в Новгородской земле XIV века такая дань именовалась «черным бором», так как первоначально ее платили шкурами черных куниц. В отличие от таких «черных» платежей, выплаты серебром именовались «белыми».

    Основной налог с городов назывался «тамга», его платили купцы и торговцы ежегодно либо от размера капитала, либо с оборота. В первом случае ставка налога составляла примерно 0,4% от капитала. В случае выплаты «тамги» с оборота размер налога в разных городах варьировался от 3% до 5%. В современном русском языке термин «таможня» происходит именно от слова «тамга».

    По итогам последней ордынской переписи на северо-востоке Руси, прошедшей в 1275 году, дань составила «по полугривне с сохи». Исходя из стандартного веса древнерусской серебряной гривны 150–200 граммов, историки подсчитали, что в тот год Владимиро-Суздальская Русь уплатила Орде примерно полторы тонны серебра.

    Примерно через век после монгольского завоевания уплата дани в Орду стала собираться самими русскими князьями. Монгольские ханы лишь давали «ярлык», то есть утверждали великого князя, которому и поручались заботы по сбору «ордынского выхода». Относительно подробно известны размеры дани с различных уделов Северо-Восточной Руси в период княжения Дмитрия Донского. Дань с Великого княжества Владимирского составляла 5000 рублей. Нижегородско-Суздальское княжество платило 1500 рублей. Дань с территорий Московского княжества была размером 1280 рублей. Для сравнения: только один город Хаджитархан (Астрахань), через который в те века шла большая транзитная торговля, давал в казну Золотой Орды 60 тыс. алтын (1800 рублей) налогов ежегодно. Тогда как город Коломна платил 342 рубля, Звенигород – 272 рубля, Можайск – 167 рублей. Город Серпухов, точнее, небольшое Серпуховское княжество, выплачивал 320 рублей, а совсем маленькое Городецкое княжество – 160 рублей дани. Город Дмитров отдавал 111 рублей, а Вятка «з городы и волости» – 128 рублей.

    По подсчетам историков, вся Северо-Восточная Русь в этот период платила в Орду порядка 12–14 тысяч рублей. Большинство историков считают, что серебряный рубль тогда равнялся половине «новгородской гривны» и содержал 100 граммов серебра. В целом получаются все те же полторы тонны драгоценного металла.

    После битвы на Куликовом поле «выход» дани в Орду продолжался, но уже в меньших размерах. Дмитрий Донской и его наследники выплачивали не более 10 тыс. рублей. За московский рубль в начале XV века можно было купить 100 пудов ржи. То есть весь «ордынский выход» в последний век татаро-монгольского ига стоил 16 тысяч тонн ржи – в современных ценах такой объем зерна будет стоить смешную в масштабах государства сумму, менее 150 миллионов рублей. Но шесть веков назад 16 тысяч тонн ржи могли в течение года прокормить примерно 100 тысяч крестьян или солидных размеров средневековую армию –15 тысяч всадников.

    В 1237-1242 годах войска хана Батыя во время похода на запад завоевали почти всю Восточную Европу. После потери суверенитета русские княжества, как и другие покоренные земли, стали платить дань Золотой Орде. Так продолжалось до 1480 года. Причем многие историки оценивают налоговый гнет Орды по-разному. Одни источники утверждают, что тягота ордынских податей была неподъемным грузом для русских крестьян. Другие специалисты, напротив, считают размер ордынской дани вполне адекватным.

    Обложили почти всех

    Самое первое упоминание о сборе налогов в пользу монгольских ханов датировано 1245 годом. В Новгородской летописи историки нашли такие строки: «И сочтоша в число, и начаша на них дань имати». Речь идет о переписи населения Руси, организованной завоевателями, чтобы определить количество населения, подлежащего налогообложению. Такие статистические подсчеты монголы провели во всех княжествах вскоре после установления своей власти.

    Несколько лет потребовалось представителям Золотой Орды, чтобы упорядочить работу по сбору дани. Не обходилось без эксцессов, разумеется. Жители протестовали, устраивали восстания, убивали баскаков - сборщиков дани. Но эти народные бунты подавлялись порой самими князьями, не желавшими вызывать гнев монголов. В конце XIII века все население Руси было пересчитано, а на территории местных княжеств монголы создали 43 налоговых округа (тьмы).[С-BLOCK]

    Примечательно, что до монгольского нашествия большинство русских не платили никаких податей. Поэтому недовольство людей было велико. Единственное сословие, которое налоговые нововведения никак не затронули, было духовенство. Во всех завоеванных странах потомки Чингисхана стремились добиться лояльности священнослужителей, независимо от их религии - такова была политика.

    Поначалу, испытывая дефицит кадров, монголы поручали сбор дани с русских княжеств откупщикам. Как правило, богатые люди вносили в казну Золотой Орды определенную сумму, а взамен получали право на обложение налогами населения какой-то конкретной территории. Но эта практика оказалась порочной. Жадные откупщики практически грабили жителей Руси, провоцируя бунты. Поэтому в начале XIV века сбор дани был поручен самим князьям.

    Основным налогом, взимаемым завоевателями, был так называемый «ясак» (выход). Его платили крестьяне и ремесленники. Изначально размер данной подати составлял одну десятую часть дохода каждой семьи и выплачивался продуктами и товарами. Например, новгородцы могли отдавать ордынскому баскаку как серебро, так и шкуры куниц. Но вскоре натуральный выход был заменен на его денежный эквивалент.

    Известно, что в 1275 году жители северо-востока Руси каждый год вынуждены были платить правителям Золотой Орды по полугривне с каждой сохи (то есть с крестьянского хозяйства, подворья). Причем серебряная гривна в ту пору весила 150-200 г. Получается, что одна семья ежегодно отдавала монголам 75-100 г серебра. Не так уж и мало, но и непосильным налоговым бременем не назвать.

    Тамга

    Торговцы всех мастей платили тамгу. Именно от названия данной подати произошло русское слово «таможня». Примечательно, что этот налог мог взиматься как с капитала, так и с годового оборота каждого конкретного купца. Размер монгольской тамги не идет ни в какое сравнение с современными ставками торговых налогов, акцизов и сборов. Очевидно, правители Золотой Орды стремились поддерживать деловую активность на завоеванных ими территориях.

    Судите сами. Купцы из Персии и Центральной Азии с каждых 240 динаров своего капитала должны были заплатить в монгольскую казну 1 динар. А если тамга взималась с оборота, то она варьировалась в пределах 3-5%, в зависимости от географического расположения конкретного города и наличия там оживленных торговых путей.

    Учитывая обеспеченность купцов, размер данной подати рассчитывался не в серебре, как с крестьян и ремесленников, а в золоте. Влиятельные «олигархи» того времени облагались налогом индивидуально, а представители мелкого и среднего бизнеса выплачивали тамгу коллективно, объединяясь в ассоциации.

    Другие налоги

    Помимо двух вышеупомянутых податей, составлявших главную часть всех доходов Золотой Орды, монголы собирали множество других. Так, на содержание почтовых станций, укомплектованных лошадьми, взимался ям. Впоследствии от этого слова образовалось название ямской службы.

    Жители Руси также должны были гостеприимно принимать ханских послов. Им предоставлялся «корм» – средства на личные нужды и содержание приближенных. Разумеется, приветствовалось подношение различных даров влиятельным представителям Золотой Орды.

    Каждый князь, отправляясь в ставку хана, привозил с собой не только собранное серебро и золото, но и ценные вещи, предметы роскоши, предназначавшиеся для самого правителя, его советников и родственников.[С-BLOCK]

    Само по себе тюркское слово tuzghu означает «подарки и подношения прибывшим». В Новгородской летописи имеется такая запись: «И было великое смятение в Новгороде, когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Эти драматические события датированы 1259 годом.

    Как выяснили историки, годом ранее новгородцы устроили бунт, не желая участвовать в переписи населения: люди понимали, что как только их количество будет подсчитано, начнется сбор дани. Тогда монголы отправились в Новгород брать туску силой и наказали бунтовщиков.

    Время от времени с русских княжеств собирались «запросы» на различные нужды. Обычно речь шла о финансировании военных операций, часто совершаемых монгольской армией совместно с княжескими дружинами.[С-BLOCK]

    За возможность не отправлять сыновей рекрутами в монгольскую армию их родители выплачивали кулуш.

    Так сколько?

    Как подсчитали историки, помножив размер налогов на численность населения Руси, каждый год монголо-татарского ига обходился жителям всех местных княжеств примерно в 12-14 тысяч рублей, что приблизительно равнялось 1,5 тонны серебра.

    Это сравнительно немного, ведь покоренные монголами китайские провинции давали в три раза больше дохода. А южная империя Сун откупалась от возможных набегов, ежегодно выплачивая монголам 7,5 тонны серебра и отправляя целые караваны верблюдов, груженных шелковыми тканями. Другими словами, налоги всего Китая превышали 12 тонн драгоценного металла. Правда, Поднебесная уже в те годы была заметно многолюднее других стран.

    Если говорить об отдельных княжествах, то суммы варьировались в зависимости от численности населения и многих других обстоятельств. Так, в середине XIV века Владимирские земли каждый год платили монголам 5 тысяч рублей, а Суздальско-Нижегородское княжество – 1,5 тысячи рублей. Новгородские и Тверские земли отдавали по 2 тысячи; город Москва – 1 280 рублей.[С-BLOCK]

    Для сравнения: в то время город Астрахань (Хаджитархан), через который шла оживленная торговля между востоком и западом, ежегодно выплачивал в ордынскую казну 60 тысяч алтын, что эквивалентно 1 800 рублям.

    Итак, монгольская дань была ощутимой, но не непосильной. К тому же русские княжества часто задерживали выплаты, местное население бунтовало. А во второй половине XV века, когда Золотая Орда начала терять былое военное могущество, русские деньги уже годами не поступали в бюджет завоевателей.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Налоги Древней Руси. 5

    2. Налогообложение во времена татаро-монгольского ига. 7

    3. Налогообложение во времена Ивана Грозного. 10

    4. Налоги в ранней Романовской Руси. 13

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 17

    ВВЕДЕНИЕ

    Налоги - обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Понятие "налог" уходит своими корнями вглубь веков. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию.

    Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

    Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних этапах цивилизации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным действием, а являлось неким неписаным законом.

    Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

    Целью данной работы является выявление особенностей налогообложения конкретного исторического периода развития государства, выявить его черты и описать как можно более полно существовавшую тогда систему налогообложения.

    Налоги Древней Руси

    Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это, по сути, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег (?—912), утвердив­шись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных пле­мен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала»[1]. Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.

    Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских севе­рян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения пресле­довала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее пла­тившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дру­жине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жив­шие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачи­вать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Послед­ним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу.

    Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

    Дань взималась двумя способами: повозом, когда она приво­зилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружи­ны сами ездили за нею.

    Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря (?—945). По свидетельст­ву Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть доброде­тель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

    Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через ре­ку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.

    Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составля­ли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого хо­лопа без вины убийца платил господину цену убитого в возме­щение витков, а князю - пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или пла­тить за него виру способствовала раскрытию преступлений, пре­дотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не плати­ли в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054).

    Интересно, что такая же пошлина, как за холопа, устанавли­валась за убийство чужого коня или скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну»[2]. Таков же размер пошлины уплачи­вался за похищение бобра из ловища.

    Налогообложение во времена татаро-монгольского ига

    После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномочен­ными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чи­новников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каж­дой души мужского пола и с головы скота.

    Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличи­вая налоговый гнет на русские княжества.

    Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих кня­зей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского (1350—1389) с тем­ником Мамаем (? — 1380) — фактическим правителем Золотой Орды, по свидетельству С.М. Соловьева, начался с того, что «Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем; на­шествие Тохтамыша и задержание в Орде сына великокняжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход. брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Димитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей»[3].

    А уже при князе Василии Дмитриевиче (1371—1425) упоми­нается «выход» сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижего­родское княжество платило в это же время дань в 1500 руб.

    Помимо выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

    Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних до­ходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет при­соединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (?-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353).

    Торговые пошлины в то время обычно были таковы: с воза пошлины — деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли — платить деньгу же, со струга (ладьи) — алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын. Упо­минается в летописях пошлина с серебряного литья, с клейме­ния лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д.

    Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII в. на Ру­си входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» — деньги. У таможника имелся помощ­ник, именовавшийся мытником.

    Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой систе­мы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел дан­ные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для производ­ства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строи­тельство засек — укреплений на южных границах Московского государства.

    Именно ко времени Ивана III относится древнейшая пере­писная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описы­вается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковно­служителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собст­венное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скаши­ваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, сле­дующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому.

    Кроме дани, источником дохода казны великого князя слу­жили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, ре­ки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.

    Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и по­лучила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземель­ный налог. Последний определялся не только количеством зем­ли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней — 14, худой — 16 четей.

    Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных дан­ных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков — зависел от об­ласти, качества почвы, принадлежности земель.

    Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Едини­цей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

    Косвенные налоги взимались через систему пошлин и отку­пов, главными из которых были таможенные и винные.

    Немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн (1486—1566), дважды побывавший в России (в 1517 и в 1526 гг.), писал в За­писке о Московитских делах: «Налог или пошлина со всех товаров, которые или ввозятся, или вывозятся, вносится в казну. Со всякой вещи стоимостью в один рубль платят семь де­нег, за исключением воска, с которого пошлина взыскивается не только по оценке, но и по весу. А с каждой меры веса, которая на их языке называется пудом, платят четыре деньги»[4].

    Деньга в то время равнялась одной второй копейки. В сере­дине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей — 10 денег (5 копеек с рубля оборота).

    Иго – в истории это система политической, экономической, культурной и социальной зависимости одного государства, завоёванного другим. Чаще всего термин “иго” употребляется по отношению к ситуации, сложившейся на Руси в XIII – XV веках, когда монголо-татарские войска в ходе военного нашествия установили политическую и экономическую зависимость на русских землях.

    Турецкое иго

    Турецкое иго – система зависимости болгарского государства от Османской Империи в XIV – XIX веках. Долгое время Болгария находилась под влиянием турецкого султана и была вынуждена участвовать во всех внешнеполитических конфликтах Турции, предоставляя в распоряжение османских войск своих солдат.

    Отличительной чертой турецкого ига считается нетерпимость к местной христианской религии. В период ига на территории Болгарии была установлена власть константинопольского патриарха.

    Болгарский народ не смог смириться с зависимостью и оказывал сопротивление захватчикам. Наиболее известными восстаниями являются восстание Константина и Фружина, Первое и Второе Тырновские восстания, а также восстание Карпоша. Все эти восстания были подавлены, однако в 1878 году в ходе национально-освободительной революции Болгария получила независимость.

    Персидское иго

    Персидским игом называется ситуация, сложившаяся на территории Армении в XVII – XVIII веках. В это время государство было разделено на две части – одна находилась под властью Турции, другая в персидском владении.

    В каждой части были установлены административные и налоговые органы, осуществлявшие управление и сбор податей с завоёванного населения. Но к концу XVIII века положение Армении начало улучшаться – особое развитие получило сельское хозяйство и торговля.

    Монголо-татарское иго

    Монголо-татарское иго установилось в результате военного нашествия кочевников в 1237-1242 годах. Зависимость устанавливалась неравномерно и имела различную силу в разных княжествах.

    Русский народ был вынужден платить монголо-татарам налоги – их сбором занимались особые ханские представители баскаки. Часто сбор налогов происходил жестокими способами, так как местное население оказывало значительное сопротивление.

    Зависимость выражалась также и в назначении князей в отдельных княжествах. Ханы выдавали ярлыки на княжение, что означало их поддержку и одобрение кандидата. Именно в этот период особого расцвета достигло Московское княжество. Политика московских князей была нацелена на сохранение хороших отношений с монголо-татарским правительством, что позволяло развивать московские земли, не боясь набегов со стороны завоевателей.

    Особенностью монголо-татарского ига была лояльность ханов к местной религии и культуре. В этот период не наблюдалось особого давления на церковь и духовенство – это позволило русскому народу сохранить свою самобытную и развитую культуру, несмотря на долгие годы ига.

    Русские князья всё же пытались оказать сопротивление и свергнуть монголо-татарское иго. Освободительная борьба проходила в несколько этапов и растянулась на долгие столетия.

    Так, в 1301 году князь Даниил Александрович одержал победу над монголо-татарским войском под Переяславлем-Рязанским, что позволило присоединить Коломну к Московскому княжеству. Именно это территориальное изменение положило начало дальнейшему росту и расширению границ Московских земель.

    Значимым событием также была битва на Воже в 1378 году, в которой войско Мамая было разгромлено дружиной князя Дмитрия Ивановича.

    Переломным моментом монголо-татарского ига была Куликовская битва 1380 года. Победа Дмитрия Донского отмечена во многих исторических и поэтических книгах – она стала толчком для пробуждения русского народа к освободительной борьбе.

    Окончательное свержение монголо-татарского ига произошло только через 100 лет в 1480 году в Стоянии на реке Угре.

    • Иго – тяжкая порабощающая сила, нравственный гнет
    • Карта монголо-татарского нашествия
    • Что такое колония: явление прошлого и настоящего

    А как именно Армения получила освобождение в период персидского ига? По поводу монголо-татарского ига могу сказать, оно хоть и навредило нам, но культура не была угнетена, народ научился объединяться. Я даже думаю, что именно это стало как бы обучением, в будущем мы также сильно сплачивались.

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Histerl
    Histerl © 2014-2021 :: Контакты :: Карта сайта :: Дворцовые перевороты :: Романовы :: Войны :: Правители :: ВОВ :: Все даты по истории ::

    Читайте также: