Кредитная организация как налоговый агент

Опубликовано: 15.05.2024

!• В соответствии с банковским законодательством банк - это одна из разновидностей кредитной организации (наравне с не­банковской кредитной организацией).
В Налоговом кодексе РФ термин "банк" используется как си­
ноним термина "кредитная организация". Определение понятия "кредитная организация" содержится в п. 1 ст. 1 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" от
02.12.90 №395-1 (в ред. Федерального закона от 30.06.2003), согласно которому кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятель­ности на основании специального разрешения (лицензии) Централь­ного банка Российской Федерации (далее -ЦБ РФ) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на осно­ве любой формы собственности как хозяйственное общество.
В соответствии с положениями названного закона банковская деятельность кредитных организаций заключается в осуществ­лении банковских операций и банковских сделок.
К банковским операциям, в частности, относятся:
привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
размещение этих привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридиче­ских лиц;
осуществление расчетов по поручению физических и юридиче­ских лиц, в т. ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчет­ных документов и кассовое обслуживание физических и юри­дических лиц;
купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналич­ной формах;
привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
выдача банковских гарантий;
осуществление переводов денежных средств по поручению фи­зических лиц без открытия банковских счетов (за исключени­ем почтовых переводов).

Помимо перечисленных банковских операций кредитные орга­низации вправе осуществлять следующие банковские сделки:
выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих ис­полнение обязательств в денежной форме;
приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
доверительное управление денежными средствами и иным иму­ществом по договору с физическими и юридическими лицами;
осуществление операций с драгоценными металлами и драго­ценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
лизинговые операции;
оказание консультационных и информационных услуг. Банк - это кредитная организация, имеющая право осуществ­лять в совокупности следующие банковские операции: привле­чение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, размещение этих привлеченных средств от своего

имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
2. Налоговым кодексом РФ на банк как участника налоговых пра­воотношений возлагаются следующие обязанности:
для контроля денежных потоков налоговым органам необхо­димы сведения об открытых налогоплательщиками банковских счетах. Поэтому в соответствии с нормами ст. 86 НК РФ кре­дитные организации обязаны в 5-дневный срок сообщать в на­логовый орган об открытии или закрытии банковского счета организации, индивидуального предпринимателя;
не осуществлять движение по банковским счетам налогопла­тельщика при наличии у банка решения о приостановлении операций по счетам этого лица;
своевременно выполнять поручения налогоплательщиков, пла­тельщиков сбора, налоговых агентов по перечислению сумм налога (сбора). Поручение на перечисление налога исполняет­ся банком в обязательном порядке в течение одного операци­онного дня. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается (п. 2 ст. 60 НК РФ);

исполнять решения налогового органа о приостановлении опе­раций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, на­логового агента также входит в обязанности банков;
исполнять решения налоговых органов о взыскании налогов (сборов) за счет денежных средств недоимщиков;
выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан-предпринимателей по мотивированно­му запросу.

Письмо Министерства финансов РФ №03-04-06/41178 от 15.06.2018

Банк выплачивает своим клиентам – физическим лицам проценты по вкладам, дивиденды, выплаты по договору на брокерское обслуживание и т.д. и в качестве налогового агента удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ с этих доходов. Если после этого выплаченные суммы возвращаются из-за неполучения их умершим лицом, то банк должен внести корректировки в отчетность – формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.

Банки исполняют обязанности налоговых агентов, если физические лица получают от них ряд доходов.

Доходы, которые выплачивает банк

К доходам, которые выплачивает банк, относятся, в первую очередь, доходы от размещения средств. Это доходы в виде процентов по вкладам в банках и по сберегательным сертификатам.

С начисленных процентов банк удержит НДФЛ по ставке 35% (если получатель дохода является налоговым резидентом РФ) или 30% (если он не является налоговым резидентом РФ), если они превысят (п. п. 1, 3, 4 ст. 214.2, п. п. 2, 3 ст. 224 НК РФ):

  • по рублевому вкладу — сумму процентов, начисленных исходя из увеличенной на 5% ключевой ставки Банка России, действующей в течение периода начисления процентов;
  • по вкладам в иностранной валюте — сумму процентов, начисленных исходя из 9% годовых.

Также это доход в виде процентов по договору обезличенного металлического счета в драгоценном металле. Вклад в драгоценные металлы не является денежным вкладом. Доходы в виде процентов по таким вкладам, если договор предусматривает начисление процентов, облагаются НДФЛ в полном объеме по ставке 13% (для резидентов) или 30% (для нерезидентов) (п. п. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).

К доходам от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами относятся доходы:

  • по ценным бумагам, эмитентом которых является банк;
  • по договорам брокерского и депозитарного обслуживания;
  • в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг, производных финансовых инструментов.

Если с банком заключен договор на брокерское обслуживание (доверительное управление активами клиента) и депозитарный договор, то банк выступает и в качестве лица, проводящего операции с ценными бумагами от имени клиента, и в качестве депозитария, осуществляющего хранение бездокументарных ценных бумаг.

В этих случаях банк также признается налоговым агентом и удерживает с доходов НДФЛ (п. 20 ст. 214.1, п. п. 1, 3 ст. 224, ст. 226.1 НК РФ):

  • по ставке 13%, если получатель налоговый резидент;
  • по ставке 30% - если не резидент (кроме дивидендов, в отношении которых применяется ставка 15%).

Банк на дату фактического получения дохода исчисляет НДФЛ в отношении всех доходов, удерживает его из денежных средств клиента (при их наличии) и перечисляет в бюджет (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Если при расчете налоговой базы по НДФЛ по итогам налогового периода (календарного года) выявлены факты излишне удержанного и перечисленного НДФЛ, банк в течение 10 дней должен уведомить об этом клиента (п. 1 ст. 231 НК РФ).

Если не полученный доход возвращается в банк

В некоторых печальных ситуациях доходы, выплачиваемые банком, освобождаются от налогообложения. Это бывает в случае смерти клиента. А доходы, выплачиваемые наследникам, освобождаются от налогообложения. Поэтому обязанностей по исчислению и удержанию налога с таких доходов у банка не возникает.

В то же время документы, подтверждающие смерть физлица и наличие наследников, могут быть предоставлены в банк как до наступления срока исчисления и удержания налога, так и после.

Если на дату возникновения обязанности по исчислению и уплате налога у налогового агента нет документов о смерти клиента, то все действия с НДФЛ, включая отражение в отчетности, производятся в общем порядке.

Но если после уплаты налога в бюджет суммы выплаченных доходов возвращаются банку - налоговому агенту как не полученные умершим лицом, то у него возникают обязанности по внесению корректировок в отчетность по НДФЛ. Данная ситуация расценивается как ошибка. А в случае ошибки требуется уточненный расчет по форме 6-НДФЛ.

Возврат банку неполученных сумм дохода влечет необходимость подачи в инспекцию корректирующей или аннулирующей справки по форме 2-НДФЛ.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Банками в налоговых правоотношениях признаются коммерческие

банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (ст. 11

НК РФ). Как видим, налоговое законодательство использует термин

«банк» широко, а именно как любая кредитная организация.

банковское законодательство признает коммерческие банки лишь одной из

разновидностей кредитных организаций2.

Перечисляя в ст. 25 НК РФ участников налоговых правоотношений,

законодатель не упоминает банки. Это серьезное упущение. Банк выступает в налоговых правоотношениях в трех лицах: во-первых, как налогоплательщик; во-вторых, как налоговый агент и, в третьих, как финансовый посредник между налогоплательщиками и государством.

Банки обеспечивают функционирование системы хранения безналичных денежных средств и осуществление безналичных расчетов в стране. С

эффективным функционированием банковской системы напрямую связано

своевременное и полное доведение налоговых платежей от налогоплательщика до бюджета.

налогоплательщиках с точки зрения налогового контроля. Поэтому помимо общего статуса налогоплательщика и налогового агента банки наделяются специальным налогово-правовым статусом, включающим дополнительные субъективные права и обязанности.

По общему правилу взаимодействия между банками и их клиентами

развиваются на договорной основе в рамках гражданского законодательства и носят частноправовой характер. Однако правоотношения, возникаю1 См.: п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 // Вестник ВАС РФ. – 201. – № 7.

2 См.: ст. 1 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

щие между налогоплательщиком и банком по поводу уплаты налогов, являются исключением из этого правила, возникают не из договора, а из императивной нормы налогового законодательства, то есть носят публичноправовой характер.

устанавливает публично-правовые обязанности банков в их отношениях с

налогоплательщиками (Постановление КС РФ от 12.10.98 № 24-П). Государство в лице налоговых и других органов осуществляет контроль за порядком исполнения банками публично-правовых функций.

В другом постановлении КС РФ отметил, что отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, являются налоговыми правоотношениями (Определение КС РФ от

25.07.2001 № 138-П). «Банк при этом действует не как представитель налогоплательщика, – отмечает С. Г. Пепеляев, – а как представитель публичных интересов государства, принимающий от плательщика исполнение

публичной обязанности по уплате налогов»1. Это позволяет охарактеризовать обязанности банка в системе «налогоплательщик – банк – государство» как публично-правовые, совершаемые в пользу общего блага, во всеобщих (публичных) интересах.

«В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, – указал КС РФ, – а на кредитные

учреждения – публично-правовая обязанность обеспечить перечисление

соответствующих платежей в бюджет» (Постановление КС РФ от 12.10.98

№ 24-П). Ответственность за невыполнение этих обязанностей также носит

публично-правовой характер, поскольку наступает не перед клиентом, а

непосредственно перед государством. Характерно, что плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, поэтому банк как финансовый посредник не имеет здесь собственных имущественных интересов.

Гражданское правоотношение между клиентом и банком, оформленное договором банковского счета, в данном случае является необходимой предпосылкой для возникновения и развития налогового правоотношения.

Система взаимодействий между налогоплательщиком, банком и государством складывается поэтапно из трех видов правоотношений: за гражданским правоотношением следует налоговое, за налоговым – бюджетное.

На необходимость разграничения налоговых и бюджетных правоотношений с участием банков неоднократно указывалось в юридической литературе. При этом отмечается, что перечисление и зачисление средств,

поступивших в уплату налогов на счет бюджета, осуществляется в рамках

бюджетных отношений; налоговое законодательство регулирует лишь отношения по исполнению платежных поручений налогоплательщиков об1 Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2003. – С. 195.

служивающими их банками и не регулирует вопросов дальнейшего зачисления уплаченных сумм на бюджетные счета1. КС РФ прямо указал: «Налоговые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений

на списание налоговых платежей, регулируются налоговым законодательством. Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов

на бюджетные счета, являются бюджетными. Таким образом, действующее

налоговое и бюджетное законодательство различают понятия уплаты налога и зачисления налога» (Определение КС РФ от 12.10.98 № 24-П).

Главная обязанность банка как финансового посредника состоит в исполнении поручений налогоплательщиков и налоговых агентов на перечисление налогов и сборов, а также решений налоговых органов о взыскании налогов. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика

или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений

на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). Такие поручения (решения) исполняются банком в порядке очередности, установленной гражданским законодательством, в течение одного операционного дня, следующего за

днем получения поручения (решения) (пп. 1-2 ст. 60 НК РФ).

В отдельную группу можно выделить обязанности банков, связанные

с учетом налогоплательщиков.

вправе открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя) в налоговый

орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета (п.1 ст. 86 НК РФ). Обязанность по подобному информированию не возникают у банка, открывающего счет организации, которая не подлежит постановке на учет в налоговом органе в

качестве налогоплательщика. Кроме того, речь идет о банковских счетах,

так или иначе используемых для целей налогообложения.

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и

счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пяти

дней после мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК

РФ). При этом они не вправе ссылаться на банковскую и коммерческую

тайну. Запрос налогового органа является мотивированным, если в нем

указано: 1) какие именно сведения следует представить; 2) для какой цели

необходимо представить эти сведения; 3) по каким основаниям налоговый

орган запрашивает соответствующие сведения.

Важнейшим элементом налоговой правосубъектности банков является ответственность за нарушение налогового законодательства, предусмотренная главой 18 НК РФ. Правовая природа этой ответственности ос1 Налоговое право: Учебник / под ред. С. Г. Пепеляева. – М., 2003. – С. 193.

тается неопределенной. Правонарушения банков не отнесены законодателем к налоговым правонарушениям, а выделены в отдельную главу, что не

позволяет квалифицировать ответственность банков как налоговую ответственность. Вместе с тем ответственность банков обособлена и от административной ответственности, поскольку КоАП РФ за правонарушения в сфере финансов предусматривает ответственность не самих банков, а

их должностных лиц.

ее нельзя отнести в силу нормативного и фактического оснований, а также

природы правоотношений, в рамках которых она возникает и развивается.

Попытки интегрировать общеотраслевую финансово-правовую ответственность или выделить некую совершенно новую категорию - банковскую

ответственность - представляются малоубедительными в силу недостаточной аргументации.

На наш взгляд, ответственность банков как финансовых посредников

является административно-правовой по своей природе и поэтому включение ее в НК РФ вряд ли оправданно. НК РФ предусматривает ответственность за следующие виды правонарушений банков.

1) Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в

налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения

налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей (п. 1 ст. 132 НК РФ).

2) Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или

закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем

влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. рублей (п. 2 ст. 132 НК РФ).

3) Нарушение банком установленного НК срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 % за каждый день просрочки

4) Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа

о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного

платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ

преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, перечисленной в соответствии с поручением, но не более суммы задолженности (ст.

5) Неправомерное неисполнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени влечет

взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не

более 0,2 % за каждый день просрочки (п. 1 ст. 135 НК РФ).

6) Создание банком ситуации отсутствия денежных средств на счете

налогоплательщика или налогового агента, в отношении которых в соот142

ветствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30 % не поступившей в

результате таких действий суммы (п. 2 ст.135 НК РФ).

7) Непредставление банками по мотивированному запросу налогового

органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 10

тыс. рублей (ст. 135.1 НК РФ).

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности

перечислить в бюджеты сумму налога и уплатить пени. В случае неисполнения банком этой обязанности в установленный срок к нему применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и пеней за

счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 46 НК РФ, а за счет иного имущества - в судебном порядке. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБ РФ с

ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской

Действующие в сфере налогов документы в основном возлагают совершение определенных действий на налогоплательщика.

Обязанности банковских учреждений по осуществлению налогового контроля

В отдельных ситуациях предусматривается особый субъект, именуемый налоговым агентом.

Однако бывают и случаи, когда обязанности возлагаются на лицо, не имеющее отношения к внесению сумм в бюджет налогоплательщиком. Примером таких организаций выступают банки, на которые распространяются определенные требования в ходе осуществления налогового контроля.

Порядок действий этих организаций определен в ст. 86 НК. Первая обязанность банка, которая связана с налоговым контролем, связана с процедурами открытия и закрытия счетов, а также депозитов и изменением любых реквизитов.

Если в кредитное учреждение обращается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, либо представительство зарубежной неправительственной организации, то на него возлагается задача проверить наличие присвоенного ИНН и документы о внесении сведений о клиенте в соответствующий реестр.

При обращении частных нотариусов или адвокатов проверке подлежат соответствующие документы, подтверждающие налоговый учет.

Кроме того, банки должны направлять в налоговую инспекцию по месту своего расположения соответствующую информацию в 3-дневный срок с момента проведения любой из указанных операций. Течение этого периода начинается со следующего дня после выполнения владельцем счета подконтрольных действий.

Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, дополняются необходимостью удовлетворения запроса налоговой инспекции, касающегося информации о счетах, вкладах, а также депозитах клиента. Она может включать как данные о текущих остатках сумм, так и об осуществленных расчетах. Документы должны направляться в течение 3-х дней.

Лица, в отношении которых налоговые органы могут запрашивать информацию

Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, связаны со следующими субъектами:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • Физические лица, не относящиеся к ИП. Среди них выделяются частные нотариусы и адвокаты, осуществляющие деятельность посредством адвокатского кабинета;
  • управляющие товарищи, на которых соответствующим соглашением возложены обязанности по налоговому учету и распоряжению аккумулированными денежными средствами.

Обязанности банков по информированию относятся к счетам как корпоративных, так и частных клиентов.

Порядок сообщения банком фактов, связанных со счетами

Правила формирования и направления в налоговые органы предполагают предоставление следующих данных:

Положением ЦБ N 311-П утвержден порядок предоставления соответствующей информации. Согласно закону, документы могут направляться только в электронной форме.

Технические требования к реализации процесса обмена установлены указанным положением ЦБ.

Кредитная организация и налоговая инспекция обязаны обеспечить безопасность передаваемых данных, чтобы соблюсти банковскую и налоговую тайны.

Форма сообщения банка о счетах

В отношении каждого события, о котором банк обязан сообщать в налоговую инспекцию, предусмотрена отдельная форма. Все они установлены приказом ФНС.

Если речь идет об открытии или закрытии счета, то используется одна и та же форма. Такое сообщение содержит код лица, который обозначает категорию налогоплательщика.

Форма сообщения об изменении реквизитов счета предусматривает уведомление об одной из следующих ситуаций:

  • о новом номере счета;
  • о размещении счета в другом подразделении кредитной организации. Если речь идет о случаях, которые предполагают смену БИК и КПП банковского подразделения, либо переименование, не связанных с реорганизацией, то ответственные лица могут не направлять эти сведения;
  • если происходит смена управляющего товарища в инвестиционном товариществе. Если это физлицо меняет фамилию, имя или отчество, данные направлять не нужно. Аналогичное правило действует в отношении юридических лиц, если их новое наименование не связано с реорганизацией.

Форма уведомления, касающаяся изменения реквизитов КЭСП, наряду с указанными выше, выше предполагает передачу данных о новом номере «электронных денег».

Остальные формы дублируют требования, которые касаются вопросов заполнения.

Указанным выше приказом регламентируется и формат, использующийся для направления документов. К нему предъявляются следующие технические требования:

  • формат файлов должен соответствовать стандарту XML, с определенной кодировкой;
  • имя, присвоенное файлу, должно иметь буквенно-цифровое значение, где каждый символ обозначает определенный параметр.

Выполнение запроса, направленного налоговым органом

Если открытие счетов и вкладов должно сопровождаться автоматическим сообщением в налоговый орган, то данные, предусмотренные ч.2 ст. 86 НК, могут направляться только на основании запроса, переданного налоговым органом.

Контролирующие внесение обязательных платежей структуры могут запросить следующие документы:

  • справки о наличии счетов налогоплательщика, включая данные об остатках средств на них на текущую дату;
  • выписки, которые содержат информацию о движениях денег на счетах и вкладах;
  • справки со сведениями об остатках электронных денежных средств и переводах последних.

Основные требования

1. Требования к юридической стороне запроса.

Закон устанавливает ряд ограничений, касающихся оснований подачи запроса. Он должен быть мотивирован. Это требование считается соблюденным в следующих случаях:

  • если обращение касается организации, ИП, частного нотариуса или адвоката. При этом, оно должно быть связано с проверками этого клиента банка либо с проверками контрагента держателя счета. Кроме того, такие запросы считаются допустимыми в случае взыскания налога, а также приостановления операций по счетам, либо отмены последнего;
  • в случае, если счет принадлежит физическому лицу, не являющемуся ИП, то возможности налоговиков более ограничены. В отношении этого клиента должна осуществляться налоговая проверка либо проверка его контрагента. Подача запроса потребует согласия руководителя вышестоящей инспекции, либо должностного лица, занимающего должность не ниже заместителя руководителя ФНС;
  • мотивированным считается обращение налогового органа, действующего на основании иностранного запроса. При этом, такой порядок должен предусматриваться условиями международного договора;
  • если речь идет об иностранных компаниях, либо ликвидированных и реорганизованных российских юрлицах, то обращение может подаваться в рамках проверки их контрагента.

2. Требования к технической стороне.

Согласно ст. 86 НК, обращения налоговых инспекций должны направляться в электронной форме. Необходимо, чтобы они соответствовали всем техническим параметрам, изложенным в приказе ФНС.

3. Требования к банкам при ответе на запросы.

Банкам дается 3 дня на предоставление запрошенных данных. Как и само обращение, ответ направляется в электронном виде.

Требования к содержанию и форме необходимых справок подробно изложены в приказе ФНС. Любое отклонение от требований этого акта может быть приравнено к невыполнению банком соответствующих обязанностей.

Как и в случае с сообщениями, направляемыми по инициативе кредитной организации, информационный обмен должен гарантировать безопасность банковской и налоговой тайны.

Этот пост – часть проекта научно-практического комментария к Постановлению Пленума ВС РФ от 26 ноября 2019 г. № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления». Другие части комментария можно найти через оглавление по этой ссылке.

Судам следует иметь в виду, что согласно статье 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Комментарий к абз. 1 пункта 18

1. На частных лиц обязанности налоговых агентов российское законодательство возлагает в нескольких случаях. [18.1]

Во-первых, организации и предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму подоходного налога с физических лиц. [18.2]

Во-вторых, при выплате хозяйственным обществом процентов или дивидендов учредителю (акционеру) — юридическому лицу налог на доход удерживается также у источника выплаты. [18.3]

В-третьих, организация, выплачивающая иностранному юридическому лицу сумму доходов от источников в РФ, обязана удержать и перечислить в бюджет налог на доходы иностранных юридических лиц. [18.4]

В-четвертых, налог на добавленную стоимость с иностранных юридических лиц, реализующих на территории РФ товары (работы, услуги), также удерживается российскими организациями, ведущими расчеты с этими лицами. [18.5]

Такие обязанности возлагаются законодательством только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (статья 161 НК РФ), на доходы физических лиц (статья 226 НК РФ), на прибыль организаций (статья 286 НК РФ).

Комментарий к абз. 2 пункта 18

1. Обязанность налоговых агентов распространяется только на суммы, выплачиваемые ими налогоплательщикам непосредственно. Источником удержания налога могут быть только причитающиеся налогоплательщику суммы денежных средств. Если получение налогоплательщиком от налогового агента дохода не связано с выплатой денежных средств, удержать налог невозможно. [18.6]

2. При невозможности удержания налога (например, если расчеты проводятся в натуральной форме, путем взаимозачетов и др.) обязанности налогового агента ограничиваются необходимостью в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика. [18.7]

Таким образом, в подобных случаях на налогового агента не возлагается обязанности ни перечислять в бюджет налог за свой счет, ни требовать с налогоплательщика уплатить налог агенту или непосредственно в бюджет до момента выплаты причитающейся ему суммы. [18.8]

Несообщение налоговым агентом о доходе при невозможности удержания налога налоговым преступлением не является, а наказывается штрафом, предусмотренным ст. 123 НК РФ, как налоговое правонарушение. [18.9]

3. По общему правилу, если налог не удержан у источника выплаты дохода, то обязанность уплатить налог лежит на самом налогоплательщике. [18.10]

В ряде случаев сумма налога, не удержанная налоговым агентом, может взыскиваться налоговым органом не с налогоплательщика, а с самого налогового агента, не исполнившего возложенные на него обязанности. [18.11]

В связи с эти возникает следующие вопросы: [18.12]

  • подлежит ли ответственности налогоплательщик, если он не уплатил самостоятельно налог с полученных сумм, с которых налог подлежит удержанию налоговым агентом, но в нарушение закона не был удержан; [18.13]
  • каковы последствия удержания налога с самого налогового агента, не исполнившего возложенные на него обязанности? [18.14]

Эти вопросы взаимосвязаны. [18.15]

3-А) Пункт 2 примечания к ст. 199.1 УК РФ предусматривает освобождение от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление, если оно полностью перечислило в бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов (сборов), соответствующих пеней и штрафов. [18.16]

Организация-налоговый агент также может погасить ущерб в целях реализации пункта 2 приложения к ст. 199.1 УК РФ. [18.17]

Если ущерб погашен путем взыскания с налогового агента суммы неудержанного налога (п. 9 ст. 226 НК РФ), это, как и в предыдущем случае, является основанием для освобождения от уголовной ответственности (пункт 2 примечания к ст. 199.1 УК РФ). [18.18]

В п. 2 примечания к ст. 199.1 УК речь не идет исключительно о добровольной уплате. Более того, в соответствии с п. 9 ст. 266 НК РФ «уплата налога за счет средств налогового агента не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим Кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом». [18.19]

В условиях доначисления налога, исчисления пени и штрафа налоговым органом и выставления им требования об уплате налога (п. 3 ст. 1013, ст. 69, 70 НК РФ), т.е. при наличии фактора принуждения, сам порядок поступления в бюджет сумм недоимки, пени и штрафов (по платежному поручению лица или по поручению налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов лица (ст. 46 НК РФ)) несущественен, поскольку фактор добровольности изначально отсутствует. [18.20]

Сужающее толкование означало бы создание условий, препятствующих защите налоговыми агентами своих прав (не направил платежного поручения, занялся обжалованием решения – получил дополнительные уголовно-правовые риски), сужало бы гарантии, представленные им законом. [18.21]

То же самое можно сказать и о ситуации, когда налогоплательщик самостоятельно уплачивает налог с полученных сумм. В противном случае исполнение обязанности самим налогоплательщиком закрывало бы возможность налоговому агенту получить освобождение от уголовной ответственности. Требовать же от него повторного платежа в бюджет исключительно в целях применения пункта 2 примечания к ст. 199.1 УК РФ – нонсенс. [18.22]

3-Б) Обязанность уплатить налог лежит на налогоплательщике. Но налог может быть уплачен за налогоплательщика иным лицом (п. 1 ст. 45 НК РФ). [18.23]

Следовательно, уплата налога налоговым агентом или обвиняемым в порядке исполнения пункта 2 примечания к ст. 199.1 УК РФ также означает погашение (исполнение) обязанности налогоплательщика. [18.24]

Если налоговый агент за свой счет уплатил налог, он вправе обратиться к налогоплательщику за взысканием этой суммы, т.к. налог – всегда личная обязанность налогоплательщика. [18.25]

Если налоговый агент все же не исчислил, не удержал налог, не заплатил его за счет собственных средств, то налогоплательщик обязан сделать это самостоятельно. [18.26]

Если получатель дохода умышленно уклонился от этого (при условии, что ему доподлинно известно о том, что налог не удержан), то применение к нему ответственности, установленной ст. 198 или ст. 199 УК РФ нельзя исключить. [18.27]

Читайте также: