Кредитная и налоговая реформа 1930 31 гг

Опубликовано: 29.04.2024

date image
2020-01-15 views image
398

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Начиная с 1930-х гг. роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют не свойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями.

В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

Плательщиками налога с оборота были государственные производственные объединения, предприятия, организации, предприятия общественных и кооперативных (кроме колхозов) организаций (фабрики, заводы, фирмы, оптово-сбытовые организации, специализированные оптовые организaции министерства торговли союзных республик, предприятия и оргaнизации потребительской кооперации и др.), действовавшие на основе хозрасчета, имевшие самостоятельный баланс и расчетный счет в Госбанке СССР.

Налогом с оборота в СССР облагалась выручка от реализации по розничным или оптовым ценам промышленности (с налогом с оборота) товаров собственного производства или собственной закупки всем покупателям, а также при отпуске по указанным ценам отдельных товаров (растительное масло, дрожжи, ферментированный табак, ткани, вата и др.) внутри объединения, предприятия. Не включалась в облагаемый оборот выручка: от реализации товаров, по которым не установлено обложение налогом с оборота (мясомолочные товары, овощи, картофель, фрукты и др.); при отпуске товаров в установленном порядке по оптовым ценам предприятий (без налога с оборота) для экспорта внешнеторговым организациям и т.д.

В 1931 г. установлен налог с оборота кинотеатров, который в 1935 г. объединен с налогом со зрелищ. Налог с оборота кинотеатров взимался с валовой выручки от продажи билетов кинотеатров по ставке 30%.

К налогам, дополнительно введенным налоговой реформой, относился налог с совхозов. Введение налога обосновывалось необходимостью связать местные органы власти (райисполкомы) с расположенными на их территории совхозами и создать заинтересованность райисполкомов в финансовых результатах деятельности совхозов. Налог с совхозов исчислялся по валовому доходу (т.е. обороту) от продажи сельскохозяйственной продукции на сторону, сдачи ее своему объединению, тресту, а также в свои торговые и промышленные предприятия, от отпуска этой продукции своим рабочим и служащим.

Была установлена единая ставка налога в размере 1% валового дохода. Налог с совхозов, взимавшийся в совокупности с налогом с оборота, нарушал принцип однократности обложения товара: продукция, переданная в торговые предприятия совхоза (или в объединение) и уже обложенная налогом с совхозов по этой передаче, вторично облагалась налогом с оборота при реализации ее торговым предприятием (объединением).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Законопроекты

Вчерашние парламентские слушания "Налоговая реформа: состояние и перспективы" еще раз подтвердили, что между исполнительной властью и бизнесом не существует пока единого мнения о том, какой быть налоговой системе в России.

Как отмечает газета "Время новостей" , попытки подвести черту под продолжающейся уже несколько лет налоговой реформой терпят неудачу. Бизнес критикует исполнительную власть за то, что ее публичные обещания улучшить положение предпринимателей затем ею же и выхолащиваются. А внутри самой исполнительной власти вновь обострились споры о том, надо ли дальше снижать налоговую нагрузку, а если надо, то по каким налогам и до какого предела.

Вчерашнее обсуждение должно было внести ясность в вопрос о том, какую же налоговую реформу готовит правительство, продолжает "КоммерсантЪ" . С разъяснениями в Госдуму прибыли министр финансов Алексей Кудрин со своим заместителем Сергеем Шаталовым, а также министр экономического развития и торговли Герман Греф.

Первым слово взял глава Минфина. По его словам, последние пять лет налоговая реформа сводится к поиску баланса в отношениях бизнеса и власти. Министр признал, что у предпринимателей по-прежнему возникает масса опасений в отношении контролирующих их чиновников. В частности, возникают вопросы по поводу возможности государства использовать налоговое законодательство "в борьбе за перераспределение собственности, а также корпоративной борьбе". "Надо дать ответ на эти вызовы",- заявил Алексей Кудрин. И дал: "Главная функция налогов - фискальная, нужно обеспечивать стабильность бюджетов всех уровней". "Но только таким образом, чтобы налоги не закрепощали бизнес",- сделал оговорку министр. После чего объяснил, почему не нужно снижать никакие налоги.

"Хотя мы и помним о послании президента, в котором говорится о необходимости снизить НДС до 16%, пока мы воздержались от этого шага",- заявил Алексей Кудрин. И пояснил, что налог не будет снижен, потому что для ряда отраслей его унификация (введение единой ставки вместо действующих 18-процентной и льготной 10-процентной) приведет к увеличению налоговой нагрузки, "а ниже 16% мы пойти не готовы". "И вообще ни одно из предпринимательских объединений не ставит вопрос о снижении НДС до 13%", - расставил он точки над i. "Предпринимателям важнее единый социальный налог. " - начал было господин Кудрин. "Неужели предложит снизить?" - зашептали в зале. "Но сегодня снижение ЕСН проблематично, а после 2009 года обязательства Пенсионного фонда еще больше увеличатся, и их придется за счет чего-то покрывать",- спустил предпринимателей с небес на землю господин Кудрин.

Пока же бизнесу обещано наведение порядка в сфере налогового администрирования. Однако и тут государство не хочет терять ни копейки. По словам Алексея Кудрина, сейчас по результатам камеральных проверок, в рамках которых по закону должна проверяться только правильность заполнения налогоплательщиками налоговых деклараций, ежегодно доначисляется до 200 млрд рублей налогов. Просто так отказаться от такого источника пополнения казны Минфин не готов. "Придется повысить нагрузку на выездные проверки и увеличить численность налоговиков",- раскрыл секрет Алексей Кудрин.

Кстати, не снят, по его словам, и вопрос о введении специальных НДС-счетов, активно обсуждавшийся в прошлом году. Напомним, было признано, что введение такого порядка серьезно усложнит жизнь предпринимателям. "Мы пока не нашли других сильных лекарств для борьбы с уклонением от НДС",- подытожил глава Минфина.

Замминистра финансов Сергей Шаталов, пишет "Время новостей" , дополнил выступление шефа. По его словам, необходимо соблюсти баланс интересов государства и плательщика, фискалы должны осуществлять эффективный контроль, но не настолько жестко, чтобы бизнес ушел в тень. "К тотальности контроля не надо стремиться, надо управлять налоговыми рисками и не создавать излишних проблем для добросовестных предпринимателей. Намерен Минфин прописать и процедуры выставления плательщиками претензии к налоговым органам. Человек должен иметь право при предъявлении ему претензий защитить себя, привлекая адвоката и аудитора", -- сказал замминистра. Если же поступила претензия на действие сотрудника фискальных органов, то рассматривать ее должен не тот, кто проверял предприятие. Чтобы исключить ошибки, из-за которых трясет фондовый рынок, по серьезным претензиям к плательщикам должны подключаться вышестоящие налоговые органы, отметил г-н Шаталов. Вопрос администрирования настолько болезненный, по его словам, что разногласия существуют и внутри самого Минфина.

Выступление министра экономического развития и торговли Германа Грефа было весьма образным. Существенным шагом в улучшении администрирования должно стать создание единого фискального пространства, где совмещались бы данные ФНС, Минфина, ГТК и других контрольных органов, считает он. В стране сегодня нет проблем с идеями, есть кризис их реализации. Фискальные органы не должны руководствоваться принципом "нам дозволено все, если мы несем деньги в казну", ведь главная функция государства не фискальная, а функция развития, заявил г-н Греф и перешел к теме снижения налогов. По его мнению, во избежание злоупотреблений нужно обязательно избавиться от двух ставок НДС (обычная -- 18%, льготная -- 10%). "Все консервы сегодня идут по ставке НДС 10% как детское питание, поэтому прежде чем говорить о снижении этого налога, необходимо разобраться в его администрировании", -- предложил министр. И вообще, в налоговой реформе пора уже перестать руководствоваться словом "сколько", а пора отвечать на вопрос "как", заплатить одну и ту же сумму налогов можно красиво и элегантно, полагает г-н Греф.

Выступление Германа Грефа могло бы внушить бизнесу больше оптимизма, если бы не один нюанс, подчеркивает "КоммерсантЪ" . Казалось бы, и от снижения налогов, правда в перспективе, МЭРТ отказываться не собирается, и качество налогового администрирования можно повысить. Но министр признался, что ввиду того, что сегодня "судебная система и правоохранительные органы функционируют с большими проблемами, а налоговое законодательство порой трактуется с точностью до наоборот", на серьезное улучшение налогового администрирования рассчитывать не приходится. В качестве примера он привел пункт Налогового кодекса, предусматривающий, что все неясности законодательства должны всегда толковаться в пользу налогоплательщиков. "У нас складывается обратная практика, все трактуется в пользу налоговых органов", - посетовал Герман Греф.

Однако все высказанные соображения, как пишет ГАЗЕТА , возмутили депутатов и РСПП: они сочли, что предложения Минфина слишком неконкретны. Так, ни слова не сказано о том, каков именно должен быть закрытый перечень документов, которые имеют право запрашивать налоговики у налогоплательщиков, и каким именно образом будут ограничены основания для проведения повторных проверок. По мнению депутатов и РСПП, Минфин вместо того, чтобы сократить, только увеличил полномочия налоговиков. "Зачем при проведении камеральной проверки требовать реестр бухгалтерского учета? - негодовал член бюджетного комитета Андрей Макаров. - А зачем в дополнение к открытому перечню заменять налоговую декларацию налоговой отчетностью?" По его мнению, предложения Минфина сводятся к тому, что "неограниченность (бумаг) становится законной". "Мы можем рассматривать проект Минфина лишь как приближение к проблеме, но не как решение", - резюмировал депутат. Эстафету критики в адрес правительства подхватил глава комитета по налогам РСПП Олег Киселев. "У нас не партнерство (с налоговиками), налоговые органы у нас - это карательная функция", - сокрушался он. И напомнил Минфину об условии, на котором поддержал его в споре с премьером о снижении НДС: "Мы договорились, что при выборе между снижением НДС и совершенствованием администрирования выбираем последнее, так как сейчас в этой части происходит беспредел, какого нет в другой стране". "Но предложения, которые сейчас разрабатывает Минфин в этой части, не соответствуют требованиям бизнеса. Если обещания не будут выполнены, бизнес-сообщество будет настаивать на снижении ставки НДС", - предупредил Киселев.

В РСПП были две точки зрения по поводу инструментов снижения налогового бремени, напомнил, как сообщает ПРАЙМ-ТАСС , Олег Киселев. Одна заключалась в улучшении налогового администрирования, другая - в снижении ставки НДС.

Правительство в качестве приоритета выбрало улучшение администрирования, но предложения, которые сейчас разрабатывает Минфин в этой части, не соответствуют требованиям бизнеса, отметил глава Комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике. Киселев напомнил, что эти требования были озвучены на заседании Совета по конкурентоспособности 3 марта и на встрече предпринимателей с президентом России 24 марта. При этом с ними согласились представители правительства, подчеркнул глава Комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике.

Реформы 1930-х годов (кредитная реформа, реорганизация управления промышленностью, налоговая реформа) означали окончательную ликвидацию нэпа. Постановление ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. предусматривало превращение синдикатов в объединения и передачу им управления промышленностью. Тресты теряли хозрасчетную самостоятельность. Вместе с тем, провозглашался перевод предприятий, входящих в тресты, на хозрасчет, который, по существу, сводился к учету себестоимости и стимулированию ее снижения. Ни собственных оборотных средств, ни права участвовать в распределении прибыли предприятия не получили.

Кредитная реформа последовала непосредственно за реорганизацией управления промышленностью. Ко времени проведения кредитной реформы кредитно-денежная система нэпа уже была полностью демонтирована. Однако основа этой системы – коммерческий кредит и вексельное обращение – все еще сохранились.

Коммерческий кредит оставался последним каналом нерегламентированного перераспределения «капиталов» между отраслями и предприятиями. В ликвидации коммерческого кредита, прежде всего, и состояла кредитная реформа 1930 г.

Реформа строилась на следующих теоретических предпосылках. Предполагалось, что ликвидация многоукладности, отказ от нэпа делают излишними товарно-денежные отношения, реальное функционирование кредитно-денежной системы. Поэтому купля-продажа между предприятиями внутри государственного сектора должна превратиться в плановое распределение, оплата товаров – в простую формальность, кредитование предприятий – в разновидность финансирования, всецело подчиненного плановым заданиям. В этих условиях нет места для взаимной задолженности предприятий (т.е. для коммерческого кредита), внепланового перераспределения средств, разделения собственных средств предприятий и кредитов банка.

Реформа предусматривала новый порядок кредитования, расчетов и организации оборотных средств предприятий. Коммерческий кредит перестал существовать. Речь шла не просто об упразднении векселя как документа, оформляющего задолженность одного хозяйственного органа другому, а о ликвидации всякой задолженности между этими органами. Поставляемая продукция должна была оплачиваться немедленно, т.е. автоматически, за счет средств покупателя или кредитов банка.

Автоматизм расчетов был неизбежно связан с автоматизмом кредитования. Расчеты кредитовались немедленно и без ограничений, причем кредит предоставлялся и поставщику и покупателю. Кредиты предприятий на продовольственные нужды формально должны были ограничиваться плановыми заданиями. Но поскольку план постоянно пересматривался и запаздывал, кредит практически превращался в неограниченный.

Формально получателем кредита становилось не объединение, а предприятие, но при этом предприятие не наделялось собственными оборотными средствами. Поступления за реализованную продукцию и банковские кредиты начислялись на единый счет предприятия – контокоррент. Таким образом, сливались и обезличивались собственные и оборотные средства.

Негативные последствия кредитной реформы обнаружились уже в 1930 – 1931 гг. Реформа, оторванная от реальности в силу своих идеологических и организационных принципов, создавала ситуацию, в которой хозяйство не могло функционировать нормально. Резко возросли незаконные, некомплектные поставки, катастрофически нарастала масса кредитов и денег в обращении. Темп оборота общественного «капитала» резко замедлился, приросты промышленного производства, полученные ценой жертв и лишений, были заморожены в запасах и не давали реального расширения ресурсов для дальнейшего роста.

В 1931 – 1932 гг. были внесены «исправления» в кредитную реформу. Предприятия стали наделяться собственными оборотными средствами. Для этой цели Госбанк предоставлял кредит, который погашался выплатами из госбюджета в течение 1932 – 1938 гг. Собственные и заемные средства разграничивались на расчетном и ссудном счетах, открываемых банком каждому хозрасчетному предприятию. Вместо автоматической оплаты поставщиком в качестве основной формы расчетов сводился акцепт (перечисление средств на счет поставщика после согласия покупателя оплатить отгруженный товар). Отменялось кредитование «под план», представляющее собой на практике неограниченное накачивание в хозяйство кредитов.

Эти исправления кредитной реформы отнюдь не означали восстановления кредитно-денежной системы 20-х годов. Они сохраняли основные черты сложившейся на рубеже 20-х и 30-х годов кредитно-денежной системы, но придавали ей устойчивость, способность функционировать, не вызывая немедленных разрушительных последствий.

Одновременно с «исправлениями» кредитной реформы разукрупнялись объединения (бывшие синдикаты), из Всесоюзного совета народного хозяйства (ВСНХ) были выделены промышленные наркоматы. Расширялись права предприятий в сфере снабжения и сбыта, восстанавливалась роль хозяйственных договоров. Иными словами, создавались элементарные условия для хозрасчета промышленных предприятий.

В середине 30-х годов была осуществлена санация денежного обращения на основе постепенного расширения производства продуктов сельского хозяйства и промышленности. Были сняты запреты с базарной торговли, расширены возможности для приусадебного хозяйства колхозников, постепенно восстанавливалось сначала полеводство, а затем и животноводство, почти вдвое сократившееся в годы коллективизации.

Налоговая реформа 1930 г. установила, что в бюджет должно перечисляться не менее 81 % прибыли. Однако скоро обнаружилось, что автоматическое перечисление прибыли в бюджет влияло на оборотные средства, ухудшало положение предприятий. В 1931 г. пытались отказаться от автоматических перечислений, но уже в 1932 г. вновь к ним вернулись, потому что бюджет не располагал механизмом, гарантирующим устойчивость доходов в бюджет.

Единая норма отчислений прибыли в бюджет была выгодна высокорентабельным отраслям и невыгодна низкорентабельным. Те предприятия, которые осуществляли в соответствии с планом капиталовложения, внеся в бюджет 81 % прибыли, получали затем из бюджета запланированные ассигнования. Поэтому в 1931 г. был установлен минимальный, общий уровень отчислений от прибыли в бюджет – 10 %, остальная прибыль распределялась в соответствии с планом: целиком оставалась у предприятия, если ему были предусмотрены соответствующие капиталовложения, или практически полностью перечислялась в бюджет. Прибыль перестала быть стимулом производства. Предприятия были заинтересованы в получении ассигнований, которые могли превышать прибыль.

Как уже говорилось, предприятия были переведены на хозрасчет, наделены оборотными средствами. За ними были закреплены определенные основные фонды. Они стали основными ссудополучателями. Вместе с тем, хозрасчет предприятий проводился весьма непоследовательно. С одной стороны, процесс воспроизводства требует систематического перераспределения средств, с другой, – самостоятельность и хозрасчет предполагает их закрепление за предприятием.

В 1931 г. предприятия были наделены оборотными средствами при одновременном ослаблении механизма кредитного перераспределения. Объединениям разрешалось перераспределение оборотных средств предприятий сроком на один месяц с обязательным возвратом. В 1946 г. перераспределение оборотных средств между предприятиями было запрещено, а в 1954 г. вновь разрешено. Практически наркоматы, главки, министерства всегда перераспределяли оборотные средства между предприятиями, поскольку последние не могли юридически этому воспрепятствовать.

Затем за предприятиями были закреплены определенные основные фонды, однако амортизационные отчисления до 1938 года централизовывались и использовались в значительной части на новое капитальное строительство.


Результатом явилось включение оборотных средств предприятий в средства на капитальный ремонт, а также невосполняемый износ оборудования. Лишь в 1938 году за предприятиями были закреплены амортизационные отчисления на капитальный ремонт. Но предприятия по-прежнему не получили в свое распоряжение средств для обновления оборудования. Отсюда – прогрессирующее старение оборудования на действующих предприятиях, разбухание сферы капитального ремонта.

В годы войны (1941 – 1945 гг.) резко возросла эмиссия наличных денег: произошло перераспределение денежных доходов между городом и деревней в пользу последней, резко возросли рыночные цены, вновь были введены карточки и коммерческая торговля. Последствия войны в денежном обращении ликвидировала денежная реформа 1947 года.

Равновесие в денежном обращении базировалось на резком ограничении платежеспособного спроса крестьянства и ограничении денежных доходов рабочих и служащих (низкая заработная плата, принудительные займы, постоянный пересмотр норм выработки).

Реформы 50-х годов отличались от реформ 30-х годов и денежной реформы 1947 года качественными изменениями: происходило постепенное правовое выравнивание городского и сельского населения и соответственно складывалось принципиально новое равновесие в денежном обращении, значительно выросли денежные доходы и в городе и в деревне, была создана система пенсионного обеспечения рабочих и служащих, отменены принудительные займы.

Однако кредитно-финансовая система, сложившаяся в 30-х годах, просуществовала без качественных изменений до реформы 1965 года. Характерные черты этой системы: сосредоточение в бюджете подавляющей части прибыли; отсутствие твердых критериев при распределении прибыли между предприятиями и бюджетом; широкие полномочия вышестоящих инстанций (министерств, совнархозов) перераспределять между подведомственными предприятиями прибыль, оборотные средства; централизация не только основной массы прибыли, но и амортизации (за исключением амортизации на капитальный ремонт); определение нормативов оборотных средств предприятиям вышестоящими инстанциями; постоянное замораживание собственных оборотных средств и восполнение их за счет кредита.

Очевидное несовершенство сложившейся кредитно-финансовой системы было связано с объективными противоречиями:

· попытки установить единые нормативы распределения прибыли и единый норматив отчислений в стимулирующий фонд (фонд директора, позднее – фонд предприятия) наталкивались на огромную дифференциацию рентабельности, не зависящую от работы предприятия;

· самофинансирование за счет оставляемой у предприятия части прибыли ограничивалось несовпадением (по отдельным предприятиям и годам) доли оставляемой прибыли и плановой потребности в капиталовложениях. Отсюда – централизация практически всех финансовых источников капитальных вложений и широкое использование бюджетного финансирования;

· попытки ограничить безвозмездное финансирование, развивать долгосрочный кредит сталкивались с весьма узким использованием долгосрочного кредита, с большой проблематичностью его возврата. Там же, где долгосрочный кредит применялся широко (в сельском хозяйстве), он фактически превращался в безвозмездное финансирование;

· ужесточению условий кредитования (постановление о Госбанке 1954 года) мешали объективные процессы воспроизводства, обусловливающие постоянную нехватку оборотных средств.

Перед реформой 1965 года стояла задача разрешить эти противоречия. Для этого цены и платежи из прибыли (введение фиксированных рентных платежей) перестраивались так, чтобы рентабельность отражала реальные условия предприятия и могла служить основой для стимулирования и развития производства. Были расширены возможности финансирования капитальных вложений за счет прибыли, амортизации, долгосрочного кредита. Предприятия получили самостоятельность в определении норматива оборотных средств и право получать эти средства за счет сверхплановой прибыли, временного сокращения отчислений в стимулирующие фонды, долгосрочного кредита. Упорядочивались взаимоотношения предприятий с бюджетом, вводились заранее определенные платежи, в частности, плата за фонды. Была расширена доля прибыли, направляемая на материальное стимулирование и социальное развитие, выделены специальные фонды на эти цели, формируемые по определенным нормативам.

Но реформа 1965 года проводилась некомплексно, непоследовательно, была растянута во времени, изменения в сфере финансов не были подкреплены соответствующими изменениями в планировании и материально-техническом снабжении – к оптовой торговле средствами производства так и не перешли, хотя и намечали. В результате, уже в первые годы реформы децентрализованные капиталовложения оказались необеспеченными материальными фондами, а в последующем их просто ограничили в административном порядке. Насколько же реформа 1965 года разрешила противоречия, присущие кредитно-финансовой системе в 30 – 50-е годы?

Уже с 30-х годов доля оставляемой у предприятий прибыли зависела от утвержденного плана капитальных вложений, а не от эффективности их работы. Введение единых норм распределения прибыли означало бы, что формирование денежных накоплений у предприятий не зависит от спускаемых им планом капитальных вложений, а это, как полагали, противоречит принципам социализма. В результате, предприятия были заинтересованы не в том, чтобы рационально и экономно использовать капитальные вложения (и имеющиеся основные фонды), а в том, чтобы привлекать как можно больше капитальных вложений. Действующий механизм всемерно поощрял спрос на инвестиции, и в результате, капитальное строительство стало трудноуправляемым.

В соответствии с реформой 1965 года доля прибыли, оставляемая у предприятий, по-прежнему определялась с помощью индивидуального норматива. На деле самофинансирование на основе индивидуальных нормативов ничем не отличалось от безвозвратного бюджетного финансирования. Экономические последствия те же – раздутый спрос на капиталовложения, неэкономное, неэффективное их использование.

В ходе реформы 1965 года предполагалось, что в результате роста рентабельности производства будет исключено авансирование хозяйств из бюджета. Однако формы и сроки перечислений в бюджет прибыли и налога с оборота не были изменены, сохранилась возможность изъятия в бюджет оборотных средств хозяйства и формируемых предприятием финансовых фондов, которая и была вскоре реализована.

Реформа разрешила предприятиям самостоятельно определять норматив оборотных средств, временно использовать в обороте средства фондов стимулирования и развития. Однако предприятия не получили постоянного и надежного источника пополнения оборотных средств, продолжалось их изъятие за счет платежей в бюджет и формирования капиталовложений, утрата (в результате убытков), замедление оборота. Различные прорывы по-прежнему покрывались с помощью кредита. Следовательно, комплекс вопросов, связанных с формированием оборотных средств, краткосрочных кредитов и, в частности, с кредитной эмиссией, остался открытым.

В начале 70-х годов стало очевидным, что реформа 1965 года не дала ощутимых результатов. Продолжался неуправляемый рост запасов и капитальных вложений, разрасталось финансирование оборотных средств за счет кредита, особенно платежного. В 70-е годы импульс, данный реформой 1965 года, постепенно затухал; замедлялся, а затем и остановился рост производства; нарастала инфляция оборотных средств, всех видов доходов и финансовых фондов.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:29, реферат

Краткое описание

Кредитная реформа в социалистических странах направлены на развитие кредитных систем, совершенствование форм и методов кредитования. В зависимости от целей и задач они подразделяются на реформы, рассчитанные на изменение применяемых форм кредита и методов кредитования, и реформы, связанные со структурными изменениями в рамках существующих кредитных систем.

Содержание

Глава 1. Причины появления и суть реформы. Стр. 4

1.1. Этапы кредитной реформы. Стр. 6

Глава 2. Последствия реформы. Стр. 14

Заключение. Стр. 15

Список используемой литературы. Стр. 17

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

Министерство образования и науки РФ

бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»

Факультет социально-гуманитарных и экономических наук

Кафедра экономики и менеджмента

по дисциплине: «Деньги. Кредит. Банки»

на тему: «Кредитная реформа 1930-1933 гг. ».

студентка 3 курса

группы ФиКУ - 091

Глава 1. Причины появления и суть реформы. Стр. 4

1.1. Этапы кредитной реформы. Стр. 6

Глава 2. Последствия реформы. Стр. 14

Заключение. Стр. 15

Список используемой литературы. Стр. 17

Кредитная реформа в социалистических странах направлены на развитие кредитных систем, совершенствование форм и методов кредитования. В зависимости от целей и задач они подразделяются на реформы, рассчитанные на изменение применяемых форм кредита и методов кредитования, и реформы, связанные со структурными изменениями в рамках существующих кредитных систем.

Примером реформ, направленных на совершенствование форм и методов кредитования в соответствии с назревшими потребностями развития экономики в СССР, является кредитная реформа 1930. Её необходимость была вызвана новыми экономическими условиями, в которых коммерческий кредит превратился в фактор, препятствующий укреплению принципов планомерного и централизованного управления социалистической экономикой, ослабляющий заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности, в снижении издержек производства и выполнении планов накоплений. Поэтому постановлением правительства СССР от 30 января 1930 коммерческий кредит был заменен прямым банковским.

Глава 1. Причины появления и суть реформы.

Одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед Россией в современных условиях, – инновационная модернизация экономики, предполагающая, в частности, значительные долгосрочные вложения в производство, усиление роли банков. В этих условиях особенно интересным представляется рассмотрение кредитной реформы 1930 – 1932 гг., осуществленной в ходе индустриализации СССР. Кредитная реформа была проведена в соответствии с требованиями административно-командной системы управления, создававшейся в стране в этот период. В то же время реформа проводилась на фоне мирового экономического кризиса, заставившего многие развитые страны в дальнейшем перейти к политике усиления государственного воздействия на экономические процессы. [1]

Целью написания статьи является раскрытие особенностей проведения и значения кредитной реформы 1930 – 1932 гг. для развития банков и экономической системы страны в целом. Поставленная цель предопределила необходимость решения следующего круга задач:

● раскрытие основных причин и условий перехода к проведению кредитной реформы;

● характеристика хода реформы в части норматив-

ной регламентации, специфики и особенностей проведения преобразований;

● рассмотрение последствий и значения реформы для развития банков и экономической системы страны в целом. [4, с.78]

Необходимо отметить довольно высокий уровень раз-вития банковского дела в стране, наличие разветвленной сети учреждений, созданных в период НЭПа. Реорганизация

банковской системы, начавшаяся в 1927 – 1929 гг., явилась по существу подготовительным этапом в преддверии перехода к кредитной реформе 1930 – 1932 гг. Это был процесс постепенного сосредоточения в Государственном банке СССР краткосрочного кредитования и безналичных расче тов . Значительным шагом на пути к проведению кредитной реформы стало создание в 1928 г. Банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК) на основе объединения Промбанка и Электробанка. В целом проводилась активная политика наращивания объемов долгосрочного банковского кредитования в стране, что было обусловлено развитием капитального строительства и задачами индустриализации. В результате за период с 1 октября 1926 г. по 1 октября 1929 г. объем долгосрочных кредитных вложений, осуществленных всеми кредитными учреждениями СССР, увеличился более чем в 7 раз и соста-

вил 5970 млн руб. [2]

Еще одной важной предпосылкой стал перевод на хозрасчет всех предприятий государственной промышленности в соответствии с Постановлением ЦК ВКП (б) от 5 декабря 1929 г. «о реорганизации управления промышленностью». Это создавало условия для установления прямых кредитных отношений между банками и предприятиями. Кроме того, перед реформой уже шел процесс вытеснения из хозяйственного оборота коммерческого кредита, основанного на векселях. Так, Постановление СНК СССР от 18 ноября 1929 г. «о рационализации краткосрочного кредитования и расчетов сельскохозяйственной и промысловой кооперации» предусматривало прямой и целевой характер банковского кредитования организаций, заготавливающих сельскохозяйственное сырье. В целом подтоварные и производственно-целевые ссуды на 1 октября 1929 г. составляли 42% в общей сумме краткосрочных вложений Госбанка СССР .

Главной причиной проведения кредитной реформы было формирование в СССР командно-административной системы управления экономикой, в связи с чем потребовалось завершение централизации банковской системы.

Весной 1929 г. был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства, одной из основных задач которого являлось создание крупной социалистической индустрии, что потребовало «планомерного

распределения денежных средств через бюджет в форме безвозвратного финансирования процесса индустриализации» . Важная роль отводилась Госбанку СССР, который должен был построить систему краткосрочно-

го кредитования. В этих условиях началось проведение кредитной реформы 1930 – 1932 гг., принципиально изменившей характер кредитных отношений в стране. [3, с.87]

1.1. Этапы кредитной реформы.

В литературе советского периода было принято выделять четыре этапа проведения кредитной реформы:

1. Ликвидация коммерческого кредита, полная замена его прямым банковским кредитом и сосредоточение краткосрочного кредитования в Госбанке СССР на основе Постановления от 30 января 1930 года.

2. Введение новых форм безналичных расчетов через Госбанк СССР и усиление его контрольных функций на основе Постановлений от 14 января и 20 марта 1931 года.

3. Установление принципов краткосрочного кредитования на основе разделения оборотных средств предприятий на собственные и заемные в соответствии с Постановлением от 23 июля 1931 года.

4. Завершение организации структуры банковской системы путем создания наряду с Госбанком СССР банков долгосрочного финансирования капиталовложений согласно Постановлению от 5 мая 1932 года.

Основываясь на нормативных документах, определивших содержание преобразований, осуществлявшихся в ходе проведения кредитной реформы 1930 – 1932 гг., рассмотрим ход ее проведения. [7,с.90]

Началом реформы банковской деятельности послужило Постановление цИК и СНК СССР от 30 января 1930 г. «о кредитной реформе» , согласно которому:

● товарный кредит в обобществленном секторе народного хозяйства был заменен банковским кредитом. Это означало запрещение коммерческого кредита, получившего широкое распространение в годы НЭПа, его замену исключительно прямым банковским кредитованием;

● вносились изменения в порядок кредитования государственной промышленности и кооперации. Так, в частности, был сделан акцент на непосредственное кредитование Госбанком предприятий, входящих в объединения и тресты, в отличие от обобщенного кредитования последних;

● проводилась реорганизация системы сельскохозяйственного кредита, предполагавшая ее дальнейшую централизацию;

● определялся порядок проведения реформы, в том числе ликвидация филиалов Всероссийского кооперативного банка и аналогичного Всеукраинского банка однако изначально определенный порядок проведения реформы не включал всех осуществленных впоследствии действий, на него во многом повлияли выявленные в ее ходе недостатки.

С принятием в январе 1930 г. постановления о кредитной реформе был завершен начатый в 1927 – 1928 гг. процесс сосредоточения краткосрочного кредитования в Госбанке СССР. Исключение составляла лишь система сельскохозяйственного кредита, сохранившая право предоставления кредитов на короткий срок. При этом центральный сельскохозяйственный банк был преобразован во Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк, республиканские, краевые и областные сельскохозяйственные банки были превращены в его филиалы. Низовым звеном системы сельскохозяйственного кредита стали сельскохозяйственные кредитные товарищества, при этом Госбанк

СССР осуществлял их непосредственное кредитование. [3,с.123]

В июне 1930 г. было принято решение о ликвидации Комитета по делам банков при Народном комиссариате финансов СССР, а также совещаний по делам банков при народных комиссариатах финансов союзных рес-

публик и местных совещаний по делам банков. Таким образом, были ликвидированы созданные в период НЭПа возможности коллегиального рассмотрения вопросов организации банковской деятельности в стране, взят курс на жесткую регламентацию банковского дела.

В июле 1930 г. вышло Постановление цИК и СНК СССР «о договоре контокоррента», которым были введены контокоррентные счета. Согласно данному документу, было возможно заключение договора контокоррента между предприятиями, кредитными учреждениями, частными лицами, а также между кредитной организацией и ее клиентом. В соответствии с договором контокоррента стороны взаимно заносили на контокоррентный счет свои требования друг к другу, с тем, чтобы сторона, оказавшаяся

  • ликвидация взаимного товарного кредитования и замена коммерческого кредита банковским;
  • сосредоточение в одном государственном банке - Госбанке ресурсов для краткосрочного кредитования;
  • превращение безналичных расчетов, осуществлявшихся с помощью банков, в основной вид денежных расчетов между предприятиями и организациями при минимальном использовании в расчетах наличных денег;
  • перестройка банковского аппарата по функциональному признаку с четким разграничением функции по краткосрочному кредитованию производства и долгосрочному кредитованию капитальных вложений.

В 1930 г. Госбанку были переданы краткосрочные операции кооперативных банков, преобразованных в банки долгосрочных вложений. На базе Центрального сельскохозяйственного банка СССР был организован Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк. В дальнейшем все операции по кредитованию сельского хозяйства перешли к Госбанку. На основе сельскохозяйственных кредитных товариществ были созданы отделения Госбанка практически во всех районах страны. Таким образом, Госбанк превратился в институт краткосрочного кредитования, расчетный и кассовый центр.

Кредитная реформа проводилась в тесной связи с реорганизацией управления промышленностью и переводом предприятий на хозяйственный расчет, перестройкой системы товарооборота, налоговой реформой.

Анализируя кредитную реформу 1930 г., следует отметить, что она была оторвана от реальности по своей идеологии и организационным принципам и создала ситуацию, при которой хозяйство не могло функционировать нормально.

В 1931-1932 гг. в кредитную реформу были внесены изменения: предприятия стали наделяться собственными оборотными средствами за счет предоставляемых Госбанком кредитов, которые погашались выплатами из госбюджета в течение 1932 - 1938 гг.; собственные и заемные средства стали разграничиваться на расчетном и ссудном счетах, открываемых банком каждому хозрасчетному предприятию; вместо автоматической оплаты поставщиков основной формой расчетов стал акцепт - перечисление средств на счет поставщика после получения согласия со стороны покупателя оплатить отгруженный товар; было отменено кредитование «под план», дававшее практически неограниченную возможность «накачивания» кредитов в экономику.

С мая 1932 г. финансирование и кредитование капитальных затрат стали осуществляться четырьмя всесоюзными банками долгосрочных вложений: Всекобанком, Промбанком, Сельхозбанком и Цекобанком.

Образованная в 30-е гг. кредитная система просуществовала до 1988 г.

В 50-е гг. в кредитную систему страны вновь были внесены изменения. Вследствие необходимости усиления контроля за правильным использованием денежных, материальных и трудовых ресурсов в области капитального строительства, повышения эффективности капиталовложений и соблюдения режима экономии в строительстве, а также в соответствии с политикой централизации кредитной системы Сельхозбанк, Цекобанк и местные коммунальные банки были ликвидированы, а их функции распределились между Госбанком и Промстройбанком. Последний впоследствии был переименован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР).

В 60-е, 70-е и до конца 80-х гг. кредитная система СССР практически не претерпевала изменений и представляла собой сеть государственных кредитных учреждений, действовавших по принципу функциональной специализации, осуществлявших организацию и планирование кредита и денежного обращения, безналичные расчеты и сберегательное дело, а также международные расчетные и кредитные отношения.

Государственный банк СССР представлял собой единую централизованную систему - его учреждения были открыты в столицах союзных и автономных республик, в центрах краев, областей, автономных областей и автономных округов, в районных центрах, городах и других населенных пунктах.

Госбанк одновременно выполнял функции, присущие эмиссионным, коммерческим, депозитным, инвестиционным, земельным и другим банкам:

  • организации и регулирования денежного обращения на основе плана экономического и социального развития СССР;
  • привлечение свободных денежных средств объединений, предприятий, организаций, учреждений, а также населения;
  • предоставление кратко- и долгосрочных кредитов;
  • осуществление расчетов в народном хозяйстве;
  • выполнение операций по финансированию капиталовложений и капитального ремонта основных фондов объединений, предприятий и учреждений;
  • осуществление кассового исполнения бюджета;
  • организация в установленном порядке кредитования и расчетов по внешней торговле и другим видам внешнеэкономической деятельности.

Государственные трудовые сберегательные кассы СССР (гос- трудсберкассы) до 1 января 1963 г. находились в ведении Минфина СССР, а затем были переданы в распоряжение Госбанка СССР и имели главные управления в союзных и автономных республиках, краях, областях, округах, городах.

Являясь единым общегосударственным кредитным учреждением, действовавшим на началах хозрасчета, гострудсберкассы принимали вклады, размещали государственные внутренние займы, осуществляли расчетно-кассовое обслуживание населения. Сохранность денежных средств, тайна вкладов и выдача их по первому требованию вкладчиков были гарантированы государством.

Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР), являясь государственным банком, осуществлял следующие функции:

  • финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений объединений, предприятий, организаций промышленности, строительства, транспорта, связи, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, учреждений просвещения, культуры, здравоохранения;
  • краткосрочное кредитование и расчеты в строительстве, геологии и прочие операции, связанные с обслуживанием капитального строительства.

Банк для внешней торговли СССР (Внешторгбанк СССР), созданный в форме акционерного общества еще в 1924 г., имел отделения в крупнейших портах и туристических центрах страны и осуществлял кредитные операции, связанные с внешней торговлей и другими видами внешнеэкономической деятельности СССР (все виды валютных операций, принятые в между народно й практике, международные расчеты по экспорту и импорту товаров и услуг, прочие расчеты, связанные с внешнеэкономической деятельностью).

Читайте также: