Косвенное налогообложение в ес

Опубликовано: 02.05.2024

Правовое регулирование налогов и сборов в ЕС обусловлено наличием нескольких факторов. Во-первых, можно выделить принципиальное различие между сферами прямого и косвенного налогообложения в ЕС, каждая из которых имеет свою специфику регулирования на наднациональном уровне. Во-вторых, администрирование в сферах прямого и косвенного налогообложения в государствах-членах ЕС регулируется на уровне ЕС, исходя из целей и задач, актуальных для интеграции государств-членов ЕС.

Применительно к первому фактору следует отметить, что если в случае косвенного налогообложения существует гармонизация налоговых систем государств-членов ЕС, то в области прямого налогообложения осуществляется процесс координации. При осуществлении координации налоговых систем Комиссия ЕС издает Сообщения, которые посвящены конкретным проблемам налогообложения, и относящиеся к так называемым нормам «мягкого права». И поскольку «мягкое право» является индикатором правового убеждения, постольку его правовое качество выражается в рамках традиционных, признанных сообществом государств источников права. Зачастую оно может быть использовано для толкования традиционных источников права. Кроме того, его действие обусловлено значением для правоприменения [1; с. 15].

Еще в 1967 году была принята Программа Комиссии ЕЭС по гармонизации прямых налогов, в которой определялся следующий перечень задач:

- устранение всех налоговых барьеров для перемещения капитала, единого рынка и расширения инвестиций;

- обеспечение налогового нейтралитета корпоративных операций по реструктуризации и трансграничным слияниям;

- обеспечение условий для реализации принципа равной конкуренции в сфере инвестиций с помощью выравнивания налоговых стимулов и методов исчисления налогов;

- устранение различий между налогами, взимаемыми с активов компаний, инкорпорированных в государствах-членах;

- создание единообразной налоговой базы налога на корпорации и метода исчисления прибыли;

- сближение ставок налога на корпорации государств-членов;

- координация способов проведения налоговых проверок и взимания налогов;

- устранение двойного налогообложения, которое не может быть достигнуто в процессе гармонизации [2] .

Вместе с тем этим инициативам не суждено было сбыться, поскольку государства-члены ЕС неоднократно выражали свою позицию сохранения фискального суверенитета в сфере прямого налогообложения. Таким образом, вместо гармонизации прямого налогообложения в ЕС в настоящее время осуществляется координация налоговых систем государств-членов ЕС, что с одной стороны позволяет сохранить фискальный суверенитет государств, с другой – посредством норм мягкого права воздействовать на формирование налоговых политик государств-членов.

В частности, общая стратегия налоговой политики ЕС содержится в Сообщении Комиссии ЕС от 23 мая 2001 года о «Налоговой политике в ЕС – приоритеты на будущие годы». В этом сообщении Комиссия ЕС указала, что не существует необходимости в гармонизации национальных налоговых систем государств-членов ЕС. Право выбирать ту или иную систему налогообложения оставлено за государствами-членами ЕС, при условии соблюдения права ЕС.

Налоговая политика ЕС состоит из системы мер, проводимых не только институтами и органами ЕС, но и государствами-членами в целях гармонизации и координации налогового законодательства государств-членов для устранения налоговых барьеров на внутреннем рынке, обеспечения реализации основных свобод, закрепленных учредительным актом ЕС, недопущения недобросовестной и пагубной налоговой конкуренции, дискриминации на внутреннем рынке, создании норм об избежании двойного налогообложения. Однако в учредительном акте ЕС налоговая политика не определяется в качестве отдельного вида политики ЕС (ст.3 Договора о функционировании ЕС) [3]. Вместе с тем в учредительном акте ЕС закреплено, что в компетенцию ЕС входит сближение (гармонизация), которое необходимо с целью обеспечить создание или функционирование внутреннего рынка и не допустить искажений конкуренции (ст.113 Договора о функционировании ЕС).

Институты ЕС осуществляют свою деятельность по налоговым вопросам только в том случае, если государство-член ЕС не может эффективно решить возникшие проблемы. По сути проблемы возникают из-за отсутствия должного уровня координации между налоговыми политиками государств-членов ЕС. В Договоре о функционировании ЕС содержится следующее положение: «В отдельных сферах и согласно условиям, предусмотренным Договорами, Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов, не подменяя при этом их компетенцию в данных сферах» (ст. 5(2) Договора о функционировании ЕС).

В связи с процессом координации национальных налоговых систем Комиссия ЕС выразила мнение, согласно которому сохранение единогласия в голосовании по налоговым вопросам не способствует данному процессу [4]. Соответственно, было предложено заменить такое голосование на голосование посредством квалифицированного большинства, однако государства-члены ЕС не подержали мнение Комиссии по этому вопросу. Таким образом, фискальный суверенитет является не простой декларацией, а выражает реалии функционирования ЕС.

Основными целями координации налоговых систем являются, по мнению Комиссии ЕС, устранение фискальных барьеров, дискриминации и двойного налогообложения на уровне ЕС. Соответственно, основным результатом координации прямого налогообложения должно стать соответствие национальных правовых систем первичному и вторичному праву ЕС (в том числе судебной практике).

Таким образом, в соответствии с правом Сообщества государства-члены вправе формировать системы прямого налогообложения, исходя из собственных целей и задач налоговой политики.

Вместе с тем нормы национальных законодательств, принятие которых обусловлено только местными потребностями приводит к разнообразию подходов государств-членов ЕС в контексте трансграничных правоотношений. Как следствие, физические и юридические лица могут подвергаться двойному налогообложению или нести дополнительные убытки, связанные с различными подходами к налоговому администрированию. В частности, для физических лиц могут возникать препятствия в связи с налогообложением доходов, возникших в других государствах-членах ЕС, в то время как у компаний могут появляться сложности с инвестированием на территории государств-членов, где они не инкорпорированы [5] .

Эти проблемы не могут быть полностью решены посредством заключения двусторонних договоров между государствами-членами без соответствующего регулирования на уровне ЕС. Различные препятствия фискального характера, установленные в национальных законодательствах государств-членов, были предметом оспаривания со стороны налогоплательщиков в Суде ЕС, когда этот судебный орган интерпретировал и применял нормы учредительного акта ЕС[6] .

Таким образом, ключевыми принципами для координации налогового администрирования государств-членов в ЕС являются:

1) устранение дискриминации и двойного налогообложения;

2) предотвращение злоупотреблений налоговыми правами;

3) снижение издержек, связанных с налогообложением доходов в разных налоговых юрисдикциях.

Таким образом, создание общего рынка ЕС в 60-х годах XX века и его трансформация в единый внутренний рынок в начале 90-х годов потребовали создания условий формирования принципов и норм в области налогов и сборов, которые бы обеспечивали реализацию основных свобод: свободное движение товаров, услуг, лиц и капитала между государствами-членами ЕС. Согласно праву ЕС эти свободы не должны ограничиваться какими-либо препятствиями, в частности, налогового характера. Соответственно, процесс координации налоговых систем государств-членов ЕС призван, прежде всего, обеспечить единство внутреннего рынка ЕС.

Библиографический список

1) Shelton (Hrsg) Commitment and Compliance: the Role of Non-Binding Norms in the International Legal System, 2000. P.15

2) EEC Fiscal and Fin. Comm., Tax Harmonization in the Common Market (Newmark Report) (July 9, 1962). // Захаров А. С.Налоговое право ЕС. Актуальные проблемы функционирования единой системы. М., 2010

5) Communication from the Commission to the Council. “Towards an Internal Market without tax obstacles”, COM [2001]582

6) Case C-106/91 Ramrath [1992] ECR I-3351; Case C-48/75 Royer [1976] ECR 497; Case C-152/03 Ritter [2006] ECR I-1711и др.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – относительно новый косвенный налог, введенный во Франции в 1954 г. и затем быстро распространившийся в других развитых странах за счет вытеснения других налогов с потребления. Это объясняется явными преимуществами НДС по сравнению с двумя другими налогами на потребление. Преимущество НДС по сравнению с налогом с оборота заключается в том, что НДС взимается с добавленной стоимости (условно-чистой продукции – разности между товарной продукцией и материальными затратами, кроме амортизации, т. е. с реального вклада каждой стадии производства и обращения в валовой национальный продукт). Налог с оборота таким достоинством не обладает, поскольку облагаемая им товарная продукция заметно отличается долей материальных затрат в различных отраслях. Достоинство НДС по сравнению с налогом с продаж заключается в том, что он охватывает все стадии производства и обращения, а не только конечные стадии.

В настоящее время НДС занял ведущее место среди всех косвенных налогов в большинстве развитых стран мира. Он выплачивается производителем в виде разности между НДС, полученным на произведенные товары и услуги, и НДС, уплаченным на приобретенные для производства этих товаров и услуг сырья, материалов и прочих предметов труда.

В большинстве развитых стран НДС был введен в конце 1960-х – начале 1970-х годов; в отдельных странах (Япония, Испания, Португалия, Греция, Исландия, Новая Зеландия, Турция) – в 1980-е годы, в Швейцарии – в 1995 г.

Для двух последних групп стран введение НДС явилось частью налоговой реформы 1980–1990-х годов. НДС не используется только в США и Австралии, где из налогов на потребление продолжает применяться налог с продаж. (В США ставки этого налога колеблются по штатам от 3 до 9%.) Причина отказа от НДС, несмотря на мощное давление в его пользу в 1970-е годы, – все то же недоверие к косвенным налогам как наиболее несправедливым. В некоторых странах например, в Германии, налог с продаж используется параллельно с НДС, хотя и в заметно меньшем объеме.

Основная ставка НДС в преобладающем большинстве стран колеблется от 15 до 25%. Параллельно с основными (их называют стандартными) ставками, почти во всех странах используются льготные, заниженные ставки на социально значимые товары – продовольствие, медикаменты и пр., а также практикуется частичное или полное освобождение от НДС.

Особую группу косвенных налогов составляют акцизы. По своей природе они близки к налогам на потребление, особенно к налогу с продаж, однако имеются и некоторые различия. НДС и налог с продаж нацелены, как правило, на все или значительную часть конечного потребления при относительно умеренных ставках для различных товарных групп и с возможными заниженными ставками для социально значимых товаров. Акцизы также направлены на обложение конечного потребления, но не всего, а лишь его определенных частей с довольно произвольными, часто весьма высокими ставками. При этом они выполняют не только усиленно-фискальную, но и некоторые иные задачи. Например, товарами, которые обязательно облагаются акцизами во всех развитых странах, служит алкогольная и табачная продукция в пределах государственной монополии на ее производство и распределение. Подобное, к тому же высокое обложение обосновывается не только необходимостью получения высоких налоговых поступлений от потребителей подобной продукции, что и определяет высокие акцизные ставки, но и стремлением несколько ограничить с помощью повышенных цен потребление этой вредной для здоровья продукции.[9]

Акцизы также используются для обложения товаров массового потребления с низкой эластичностью спроса по цене (сахар, соль, бензин и др.) либо товаров ограниченного спроса, например ювелирных изделий. Цель подобного сбора одна – чисто фискальная.

Особую группу косвенных налогов составляют таможенные пошлины. В принципе, их установление определяется теми же целями, что и налогообложение в целом, хотя и в весьма специфических формах. В прошлом при установлении пошлин во всех развитых странах преобладала фискальная цель, в результате чего доля таможенных пошлин в налоговых поступлениях была достаточно весомой. Теперь в этих странах таможенные пошлины в решении фискальных проблем, сначала под воздействием ГАТТ, а затем ВТО, играют второстепенную роль. Это отчетливо проявилось в том, что, во-первых, в общих налоговых поступлениях пошлины составляют незначительную величину и, во-вторых, они относятся, как правило, к импортным товарам.

Главная цель их установления – защита отечественного производителя от чрезмерной конкуренции со стороны аналогичных импортных товаров или же в сочетании с другими мерами – стимулирование импортера в том, чтобы он предпочел вместо импорта продукции в определенную страну создавать на ее территории предприятия по производству этой же продукции.

В современный период в большинстве развитых стран велика роль НДС – от 15 до 40% всех налоговых поступлений. Еще от 7 до 12% всех налоговых поступлений развитых стран составляют акцизы. Таким образом, на НДС и акцизы приходится 1/5 – 1/2 всех налоговых поступлений в большинстве развитых стран. Только в некоторых из них, прежде всего в США, Японии и Канаде – роль косвенного налогообложения заметно ниже из-за устойчиво негативного отношения к этим налогам.

В России косвенные налоги играют большую роль, охватывая примерно до половины всех налоговых поступлений. Особенно значим НДС (ставки 18% по основным товарам и 10% – по продовольствию; имеется освобождение некоторых товаров от этого налога). НДС в России имеет специфическое отличие, вытекающее из его фискальной сущности: он распространяется на многие денежные сделки и операции, которые в западных странах не являются объектом обложения (пени, штрафы, ряд банковских операций, значительная часть оборота внутри крупных компаний и др.). Сохраняется в России и роль акцизов и таможенных пошлин.

В зарубежных странах широко используется налоговое стимулирование привлечения заемных ресурсов на цели развития бизнеса как организациями, так и физическими лицами. Организации всю сумму процентов включают в состав расходов, поскольку в противном случае повысится экономическая ставка налога на прибыль, а сокращение чистой прибыли ограничит возможности фирмы по привлечению заемного капитала. Во многих странах физическим лицам предоставляется возможность уменьшать сумму подлежащего уплате подоходного налога на величину выплаченных процентов по займам, взятым на цели производственных инвестиций. В частности, такая налоговая скидка используется в Бельгии, Германии, Греции, Дании, Испании, Канаде, Норвегии, Нидерландах, Финляндии, Швеции. Налоговая скидка в отношении процентов по займам, полученным физическими лицами для целей бизнеса, введена в Австралии, Франции, Турции, Ирландии, Японии, США (ограничена определенным размером ), Великобритании (в полной сумме вычитаются только проценты по займам на деловые цели или приобретение предметов делового использования).

В России подобные налоговые льготы отсутствуют. Кроме того, существуют определенные ограничения по отнесению на расходы процентов за пользование заемными ресурсами. Согласно действующему порядку налогообложения, при отсутствии сопоставимых долговых обязательств в состав расходов разрешено включать проценты по рублевым кредитам в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, а по валютным кредитам – 15%. Однако на практике банки достаточно легко обходят данные условия.

Эффективно было бы отказаться от установления законодательных ограничений на включение в состав расходов процентов за пользование заемными ресурсами при одновременном усилении контроля за взаимозависимостью кредитора и заемщика. Кроме того, необходимо налоговыми мерами стимулировать привлечение организациями инвестиционных кредитов. В настоящее время в подобном случае организация вынуждена уплачивать больше налогов, чем при привлечении кредитов на пополнение оборотных средств. Это связано с тем, что, хотя при расчете налога на прибыль проценты по кредитам включаются заемщиком в состав внереализационных расходов вне зависимости от цели их получения, однако налог на имущество определяется по данным бухгалтерского учета, в котором проценты по кредиту, взятому для приобретения инвестиционного актива (основных средств или материалов), до оприходования приобретаемого имущества включаются в его первоначальную стоимость.

В результате налогом на имущество облагается также и часть процентов по кредитам инвестиционного характера. Кроме того, основные средства в налоговом и бухгалтерском учете отражаются по разной стоимости, что требует ведения отдельных налоговых регистров по учету основных средств. Для заемщика выгоднее, если в кредитном договоре указано, что кредит взят на пополнение оборотных средств независимо от фактического направления его использования, так как в этом случае начисленные проценты будут одновременно учтены в бухгалтерском учете в составе операционных, а в налоговом – в составе внереализационных расходов.

Значительное влияние оказывает налогообложение и на заинтересованность физических лиц в получении кредитов, прежде всего ипотечных и потребительских. В зарубежных странах широкое распространение получила практика налогового стимулирования использования физическими лицами кредитных ресурсов. Так, полный вычет из налогообложения процентов по займам на покупку или улучшение дома применяется в Голландии, Дании, Ирландии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Португалии, США, Швеции, Швейцарии, Франции (действует дополнительный налоговый кредит на определенную долю в процентах от величины годовых инвестиций в покупку нового дома). Предельный размер льготы установлен в Финляндии и Италии (только для впервые приобретающих жилье).

В России налоговые льготы для физических лиц также рассматриваются как элемент создания благоприятной налоговой среды для развития ипотечного жилищного кредитования и кредитования жилищного строительства. В Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ отмечается: Наличие налоговых льгот, связанных с ипотечным жилищным кредитованием, является действенным экономическим фактором, стимулирующим со стороны государства развитие первичного ипотечного рынка. Они позволяют существенно увеличить доступность долгосрочных ипотечных кредитов для населения. Меры налогового стимулирования развития жилищного кредитования направлены главным образом на предоставление имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. Проценты по целевым кредитам (займам) вычитаются в полном объеме, что согласуется с опытом большинства развитых стран, в то время как ограничение размера налогового вычета 1 млн. руб. существенно снижает его эффективность, поскольку зачастую не соответствует величине реальных расходов на приобретение жилья.

Влияние налогообложения на прочие виды кредитов менее значимо. В России отсутствуют налоговые рычаги стимулирования потребительского кредитования, хотя и в зарубежных странах данная льгота не получила столь широкого распространения, как налоговый вычет по ипотечному кредитованию. Проценты по потребительским кредитам полностью освобождаются от налога в Голландии, Дании, Ирландии и Финляндии; в определенных пределах – в Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Швеции и Швейцарии. В то же время льготы по потребительскому кредитованию отсутствуют в Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии и ряде других стран.

Вместе с тем в отношении потребительского кредитования не действуют и некоторые регулирующие меры. Так, из-под налогообложения выведен самый быстрорастущий сегмент рынка потребительского кредитования – экспресс-кредитование в местах приобретения товаров: определение материальной выгоды не производится в случае предоставления физическому лицу коммерческого кредита либо приобретения товара в кредит или рассрочку. Это связано с тем, что действующим законодательством не предусмотрены взаимоотношения ни банка-кредитора, ни физического лица-заемщика с третьими лицами (например, торговой организацией).[7]

Предварительно принятое федеральным правительством решение о замораживании ставки налога на добавленную стоимость на уровне 18%, думается, принципиально неверно. Оно, в частности, обессмысливает прошлогоднее правительственное решение о снижении этой ставки с 20% до названного уровня в качестве первого шага, за которым должен был последовать второй-дальнейшее ее двух-трех процентное уменьшение, нацеливаемое на стимулирование развития экономики. Понятно, что ослабление зависимости народного хозяйства от мировых цен на энергоносители настоятельно требует ослабления налоговой нагрузки прежде всего в перерабатывающих отраслях, где на порядок выше, нежели в отраслях добывающих, доля добавленной стоимости, соответственно – удельный вес НДС в общей налоговой нагрузке. Снижение рассматриваемой ставки до 15 – 16%, как представляется, создавало бы благоприятные предпосылки для развития именно отраслей переработки. Однако при этом стоило бы сохранить льготную – десятипроцентную – ставку НДС, действующую ныне, в частности, для ряда продовольственных товаров и изделий детского ассортимента; в противном случае неизбежен взлет цен на потребительском рынке. Например, в Италии налог на добавленную стоимость взимается по дифференцированным ставкам. В настоящее время их пять: льготная – 2%, основная – 9%, две повышенные – 18% и 38%, а также нулевая, которая применяется к экспорту товаров и услуг.

Льготная ставка 2% применяется к товарам первой необходимости (хлеб, молоко и другие продукты питания), а также газетам, журналам. По основной ставке 9% облагается широкий круг промышленных изделий, в том числе текстильных. Продукты питания и спиртные напитки, продаваемые через ресторан, а также бензин и нефтепродукты облагаются по ставке 18%. Самая высокая ставка применяется к предметам роскоши (меха, ювелирные изделия, спортивные автомашины.

Что касается предлагаемых ныне иных, нежели снижение ставки НДС, путей ослабления налоговой нагрузки на экономику, то они, во-первых, находятся в русле интересов хозяйствующих субъектов нефтегазодобычи (с учетом вышесказанного), во-вторых, лишь еще больше усложнят налоговое администрирование НДС, с которым и сегодня предостаточно проблем.[18]

Состояние дел в сфере налогообложения в ЕС на сегодняшний день

Влияние Brexit на налоговое право невозможно оценить без знания условий выхода, обсуждаемых между Великобританией и Европейским Союзом. ЕС образует таможенный союз и общий рынок. Налоговые вопросы находились в сердце Европейского экономического сообщества при его учреждении, и продолжают оставаться таковыми для Европейского Союза.

Таможенный союз, как известно, предполагает отсутствие таможенных пошлин внутри ЕС и общие таможенные тарифы для отношений государств-членов ЕС с третьими странами.

Общий рынок предполагает единую гармонизированную систему косвенных налогов, в первую очередь, НДС. Эти налоги в наибольшей степени подверглись гармонизации и взимаются на интегрированной основе на всей территории ЕС.

Что касается прямых налогов, в частности, корпоративного налогообложения, то требований по их гармонизации в учредительных договорах ЕС не содержится. Позитивная интеграция в сфере прямых налогов на сегодняшний день оформлена главным образом в рамках директив по специфическим проблемам прямого трансграничного налогообложения. Хотя прямые налоги и не подвержены гармонизации в той мере, что и НДС и таможенные пошлины, членство в ЕС оказывало существенное влияние на некоторые нормы британского налогового законодательства, например, правила КИК, нормы, регулирующие трансфертное образование, и правила распределения прибыли.

"Размывание" налогового суверенитета, являющееся следствием членства в ЕС, может продолжиться и в будущем. За последние 15 лет Еврокомиссия предпринимает активные действия по интеграции. Кульминацией этих действий стало выдвижение предложений по введению в ЕС общей консолидированной базы корпоративного налога (СССТВ) – единой системе корпоративного налогообложения по аналогии с системой косвенного налогообложения.

Не все государства-члены поддерживают эту идею, и одним из главных оппонентов выступала как раз Великобритания.

Проблемы налогообложения и потенциальные последствия выхода Великобритании из ЕС

  • Корпоративные сделки и налогообложение дивидендов
  • Европейским Союзом, как известно, принят ряд директив, устраняющих налоговые препятствия внутреннему рынку: Директива Совета Европейских сообществ 90/435/ЕЕС «Об общей системе налогообложения, применимой к материнским и дочерним компаниям разных государств-членов», Директива Совета Европейских сообществ 90/434/EEC «Об общей системе налогообложения, применимой к слияниям, разделениям, частичным разделениям, передаче активов и обмену акциями в отношении компаний разных государств-членов, а также в отношении переноса зарегистрированного офиса SE или SCE между государствами-членами», Директива Совета Европейского Союза 2003/49/ЕС «Об общей системе налогообложения процентов и роялти, выплата которых осуществлена между ассоциированными компаниями разных государств-членов». Директива о материнских и дочерних компаниях освобождает от налогообложения дивиденды между такими компаниями в пределах ЕС, а Директива о процентах и роялти запрещает налогообложение внутригрупповых процентов, а также платежей по дивидендам и роялти в пределах ЕС.

Великобритания является воротами иностранных прямых инвестиций в Европейский Союз. Половина филиалов ТНК из третьих стран находятся в Великобритании. При этом львиная доля иностранных прямых инвестиций в Великобританию приходится на страны ЕС (85% из которых идет из Франции, Германии, Люксембурга, Нидерландов и Испании).

Европейские дочерние компании больше не смогут полагаться на указанные директивы при уплате дивидендов или процентов в свои британские материнские компании, освобожденные от налогов на дивиденды. Если названные директивы больше не будут применяться, то для групп, материнская или одна из дочерних компаний которых является британской, может возникнуть проблема двойного налогообложения дивидендов, а также платежей по процентам и роялти из ЕС в Великобританию и наоборот.

Полагаем, что проблема налогообложения дивидендов может быть урегулирована на уровне двусторонних налоговых соглашений, хотя и они не могут быть панацеей.

  • Система корпоративного налогообложения
  • Прямые налоги являются предметом национальной компетенции, но британское правительство должно осуществлять свои полномочия по созданию и обеспечению функционирования системы корпоративного налогообложения в соответствии с правом ЕС, принципом нейтральности и, самое главное, принципами действия основных экономических свобод. Британское налоговое право в течение длительного времени нуждалось в некоторых изменениях в русле налогового права ЕС (например, система учета убытков в рамках корпоративных групп). Решения Суда ЕС, даже по делам, в которых Великобритания не являлась стороной, оказывали влияние на важные нормы британского налогового права, например, в отношении контролируемых иностранных компаний.
  • В случае присоединения Великобритании к Европейской экономической зоне (European Economic Area) она продолжит пользоваться всеми преимуществами основных экономических свобод. В противном случае неясно, насколько масштабно захотят британские власти менять национальное налоговое законодательство для установления различий между британскими и иностранными налогоплательщиками и повлечет ли это дискриминацию британских компаний со стороны налогового законодательства государств-членов ЕС. Любая попытка установления в британском праве преференций для национальных компаний может быть уравновешена стимулированием поддержания британской привлекательности для ведения бизнеса мультинациональными компаниями и привлечением иностранных компаний в налоговую юрисдикцию.
  • На протяжении нескольких лет Европейская комиссия ратует за полную гармонизацию систем корпоративного налогообложения посредством введения в ЕС общей консолидированной базы корпоративного налога (СССТВ), а также посредством реализации мер, рекомендованных ОЭСР в отчетах о реализации плана BEPS. Если план BEPS Великобритания поддерживала, то по плану введения СССТВ она была одним из основных противников. Возможно, Brexit ускорит принятие предложения Еврокомиссии по СССТВ, которое требует единогласного принятия всеми государствами-членами ЕС. Даже если предложение по СССТВ не будет принято в ближайшем будущем, общая тенденция уже ясна: в июне 2015 года Европейская Комиссия представила план действий по реформированию корпоративного налогообложения (Action Plan for Fair and Efficient Corporate Taxation in the EU), который, по замыслу Комиссии, должен противодействовать налоговым правонарушениям и уклонению от уплаты налогов, а также обеспечить поступательный рост доходов. В январе 2016 года Комиссия обнародовала проект директивы по противодействию уклонения от уплаты налогов (Anti-Avoidance Directive).
  • НДС
  • Как практически полностью гармонизированный налог, регулирование которого осуществляется директивами и регламентами ЕС, НДС подвергнется наибольшему влиянию выхода Великобритании из ЕС. Таким образом, нормы права ЕС больше не будут иметь прямого действия на территории Великобритании, и последней нужно будет вводить параллельную систему налогообложения НДС. Это, безусловно, повлечет за собой необходимость изменения технических правил, например, методов получения возврата НДС от европейских налоговых органов.
  • Вместе с тем британские нормы в части регулирования НДС находят свои корни в налоговом праве ЕС, что вряд ли заставит суды игнорировать действующую и будущую практику Суда ЕС, особенно по вопросам применения норм британского налогового законодательства.
  • Великобритания, предположительно, потеряет доступ к европейским механизмам "одного окна", позволяющим устранить необходимость регистрироваться в целях обложения НДС в 28 налоговых юрисдикциях.
  • Наиболее вероятным последствием Brexit для европейских налоговедов видится введение ввозного НДС.
  • Таможенный союз
    • ЕС является не только общим рынком, но еще и таможенным союзом, а следовательно, в случае выхода Великобритании торговля между ней и ЕС должна будет облагаться таможенными пошлинами, а товары должны будут проходить таможенные процедуры, что негативно отразится на британских участниках рынка по сравнению с европейскими, даже несмотря на применение в отношении Великобритании режима наиболее благоприятствуемой нации. Для справки, более половины британского экспорта направляется в Евросоюз, и только 10% экспорта ЕС направляются в Великобританию.
  • Практика СудаЕС
  • Комиссия длительное время проявляла активность в оспаривании национальных налоговых законов государств-членов перед Европейским судом справедливости и полагала эти законы дискриминационными по причине противоречия одной из основных свобод. Если Великобритания присоединится к Европейскойэкономической зоне, ее законы будут по-прежнему подлежать подобным ограничениям. Примером такого оспаривания стало дело Cadbury Schweppes. По итогам его рассмотрения было вынесено решение о том, что европейские правила КИК (а именно, правило, по которому материнская компания подвергается налогообложению прибыли, полученной дочерней компанией, расположенной в низконалоговой или освобождающей от налогообложения налоговой юрисдикции) не могут применяться к дочерним компаниям, расположенным в другом государстве-члене ЕС, только если такая конструкция не будет признана "полностью искусственной".
  • Прочие международные факторы: Великобритания продолжит оставаться членом ряда международных организаций, в частности, ОЭСР с ее планом BEPS, общим стандартом отчетов (Common Reporting Standard – мировой стандарт обмена финансовой информацией между налоговыми органами) и другими мерами "прозрачности".

Промежуточные итоги

Brexit вряд ли повлечет внезапные изменения в британской налоговой политике в отношении прямых налогов. Великобритания вряд ли введет очевидные препятствия для инвестиций в страну, напротив, она возможно даже захочет использовать национальную налоговую систему для привлечения таких инвестиций. Важно помнить, что ЕС не единственный внешний фактор, оказывающий влияние на национальную налоговую систему. Членство в ОЭСР и широкая сеть британских двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения продолжат оказывать свое воздействие на нее.

ОЭСР на сегодняшний день оказывает существенное давление на своих членов по поводу уклонения от налогообложения мультинациональных корпораций посредством как международного, так и национального налогового права. Эти действия будут ограничивать британские возможности по привлечению инвестиций с помощью специальных налоговых режимов.

Будет неудивительно, если самое существенное влияние Brexit окажет на будущее гармонизации корпоративного налогообложения. Для Великобритании это будет означать удержание налогового суверенитета. Для остального же Союза Brexit, скорее всего, ускорит процессы гармонизации.

Вокруг возможных вариантов участия Великобритании в европейских экономических процессах ведутся дискуссии, но можно выделить следующие наиболее вероятные:

- присоединение к Европейской ассоциации свободной торговли (European Free Trade Association) и Европейской экономической зоне (European Economic Area), получив, таким образом, доступ на общий рынок, как и Норвегия, Исландия и Лихтенштейн, и продолжив делать взносы в ЕС ;

- заключение либо соглашения с ЕС о свободной торговле либо серии соглашений по отдельным секторам торговли (по аналогии со Швейцарией);

- заключение таможенного соглашения с ЕС (по аналогии с Турцией).

  • 1
  • 2
  • »

Н алогообложение в странах Евросоюза (ЕС)

В Европе давно существует логичная и прозрачная система налогообложения, поэтому система налогов ЕС понятна европейским налогоплательщикам.

Более подробно о налогах в разных странах Европы вы можете прочитать выше в налоговом разделе каждой страны. Наша компания оказывает налоговые консультации и помощь налоговых юристов в любой стране Европы уже 15 лет.

В России и СНГ несовершенство фискальных систем беспокоит обычных граждан и бизнесменов, желающих сохранить и приумножить свой капитал. Возможность снижения налогового бремени – одна из причин, по которым обеспеченные россияне получают ВНЖ и ПМЖ в Европе.

Очевидно, что налоги в европейских странах везде разные в силу местных особенностей. Попытки интегрировать в ЕС единую систему налогообложения успехом не увенчались в силу разного уровня развития Германии, Испании, Чехии и других государств ЕС.

Соответственно, ставка подоходного налога с физических лиц в Европе, являющегося важным источником поступлений в бюджет, сильно отличается. Имеются и другие различия, о которых стоит узнать подробнее.

Фискальная система Нидерландов считается достаточно гибкой. Особенно это касается предпринимателей: в зависимости от оборота и вида деятельности применяется большое количество ставок.

Налогоплательщики в Голландии уплачивают следующие виды налогов:

  • НДС, базовая ставка которого равна 21%.
  • Корпоративный налог (от 20%).
  • Подоходный налог, размер которого зависит от зарплаты.

Дополнительно граждане производят отчисления от прибыли с вкладов (4%), с прироста капитала (25% с учетом дивидендов), за владение недвижимостью (0,1-0,3%).

Иностранцам, которые работают в стране или инвестируют в ее экономику, нужно подать налоговую декларацию в Голландии, это можно сделать с помощью наших юристов в Нидерландах. Декларация, которая называется «aangifte», заполняется в электронном виде и подается до 1 апреля. Если этот срок пропущен – разрешается попросить отсрочку до 3 месяцев, в противном случае может быть выписан штраф.

В стране с сильнейшей в Европе экономикой подоходный налог для физических лиц является прогрессивным. Диапазон составляет от 15 до 45%, имеются и налоговые льготы (например, на образование детей). Также существуют экзотичные для россиян налоги (например, сбор с владельцев собак).

Собранные средства распределяются между муниципалитетом, землей и федеральным правительством. Нерезиденты обязаны отчислять налог на прибыль, полученную в Германии.

Базовая ставка НДС для предпринимателей в Германии составляет 19%. Для бизнесменов, оказывающих гостиничные услуги, а также производителей товаров первой необходимости (например, продуктов питания) он снижен до 7%. Причем сниженная ставка распространяется не только на хлеб и молоко, но и на деликатесы вроде фуа-гра и черепашьего мяса.

В числе стран с самым либеральным и благоприятным налоговым режимом можно назвать Лихтенштейн и Швейцарию. Но если крохотное княжество особого интереса к инвестициям не проявляет, то власти Швейцарии вполне могут одобрить бизнес-проект, полезный экономике.

Налог на доходы физических лиц в Швейцарии состоит из трех частей:

  • Федеральный налог, или Bundessteuer.
  • Коммунальный налог.
  • Кантональный налог.

Кантоны характеризуются высокой степенью налоговой автономии, благодаря чему фискальное бремя может сильно отличаться в зависимости от региона. Зато все жители страны платят налог на богатство: от 0,01 до 1% стоимости недвижимости, ценных бумаг и других активов. Сроки подачи налоговой декларации в кантонах Швейцарии разные, и их нужно соблюдать: за просрочку предусмотрены штрафы.

С Испанией, как и с другими странами ЕС, у России подписано соглашение об отмене двойного налогообложения. Фискальная система является трехуровневой, то есть на территории Испании действуют следующие виды налогов:

  • Государственные (подоходный налог со ставкой от 21 до 52%, налог на прибыль).
  • Региональные (налог на переход собственности, на операции экономического характера).
  • Местные, один из которых – налог на недвижимое имущество. На его размер влияет кадастровая стоимость, площадь объекта, его месторасположение. Так, за недвижимость в Мадриде придется платить 0,4% в год, а в Барселоне – уже 0,9%.

Подать налоговую декларацию в Испании нужно до 30 июня следующего года. Чтобы точно рассчитать причитающуюся к оплате сумму, лучше воспользоваться услугами налогового советника.

Чехия – недорогая и комфортная для жизни страна, налоговое резидентство в которой бывает очень выгодным. Налогом на доходы с физических лиц здесь облагаются следующие источники:

  1. Доход от работы по найму (рассчитывается по ставке 15%).
  2. Прибыль от предпринимательства. С суммы до 414 000 крон налог не берется, с прибыли сверх этого показателя придется заплатить 15%.
  3. Доход от капитала.
  4. Доход от сдачи недвижимости в аренду.

Не станет обременительной и уплата налога на недвижимость, который составляет около 100 евро в год. Платить его обязаны и нерезиденты, а если собственность захочется продать – нужно перечислить в бюджет 4%.

Чехия является не самой популярной страной среди российских инвесторов, а вот бизнесмены-европейцы уже оценили ее преимущества. Ставки налога на доходы и налога с корпораций находятся на разумном уровне, к тому же предприниматели могут умело применять аккордные вычеты. Механизм расчета и уплаты фискальных сборов максимально упрощен, а подать налоговую декларацию в Чехии можно в электронном виде.

Фискальная система Франции достаточно строга: отчисления могут забирать до половины дохода налогоплательщиков. Однако она отличается социальной направленностью, и налоговых льгот в стране немало.

Исторически сложилось так, что во Франции преобладают косвенные налоги, начисляемые по принципу: кто больше потребляет – тот больше платит. Не случайно НДС появился именно здесь. Ставка подоходного налога для физических лиц варьируется от 5,5 до 49%. На нее влияет как размер прибыли, так и наличие детей и другие факторы.

Подать налоговую декларацию во Франции обязан каждый человек, что-то зарабатывающий на территории страны. Французским законодательством установлено два вида этого документа:

  • Cerfa 2042 – для резидентов.
  • Cerfa 2042 NR – для нерезидентов.

При первичном заполнении формы необходимо подать ее бумажный вариант в Centre des Fanances Publiques (налоговую администрацию) по месту жительства. В дальнейшем по почте будет ежегодно приходить предварительно заполненный бланк. Его необходимо подкорректировать и выслать также почтой либо через интернет. Сроки подачи налоговой декларации во Франции придется уточнять, поскольку они периодически меняются.

Различие систем налогообложения в разных странах Европы дает возможность выбрать оптимальный вариант оптимизации расходов.

Чтобы определиться с «налоговой гаванью», а также подробно узнать об оформлении ВНЖ, ПМЖ и гражданства в Европе, стоит обратиться за консультацией к специалистам компании «Еврогруппа Консалт».

С егодня мы рассмотрим VAT (НДС) на примере ЕС. Дадим представление сути налога в Европе, приведем сравнительную таблицу ставок налога, расскажем кто и когда должен его уплачивать.

VAT на примере Европы: ставки налога, суть, кому платить?

Быстрый переход:

БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КРАТКАЯ СВОДКА

Расшифровка аббревиатуры

Value Added Tax

Минимальная стандартная ставка НДС по ЕС

17% — Люксембург (данные на 2019 год)

Субъекты налогообложения

Физические и юридические лица, осуществляющие налогооблагаемые операции на территории ЕС

Объект налогообложения

— Реализация товаров
— Приобретение товаров
— Оказание услуг
— Импорт товаров
Все налогооблагаемые операции осуществляются на территории ЕС

Обновлено: 06.01.21

Общая информация

VAT — это налог на добавленную стоимость (НДС), относящийся к группе косвенных налогов. Суть VAT в Европе (далее по тексту — НДС) сводится к изъятию части стоимости товара, работы или услуги в пользу государства.

Само название «налог на добавленную стоимость» указывает на то, что к стоимости товара/работы/услуги «добавлена» сумма подлежащего уплате налога. НДС уплачивается конечным потребителем в пользу продавца (поставщика) товара/работы/услуги.

Вся ключевая информация о VAT в ЕС также доступна на официальном сайте законодательства ЕС. Вопросам VAT посвящена Директива Совета ЕС 2006 года (в последней редакции от 16.01.2019), которая устанавливает единую систему налога на добавленную стоимость.

Начать, пожалуй, стоит с того, что НДС (VAT) в Европейском Союзе применяется ко всем операциям, осуществляемым на территории Европейского Союза, для оплаты налогоплательщиком — физическим или юридическим лицом, который поставляет товары и услуги или проводит иные налогооблагаемые операции в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Налогооблагаемые операции включают:

  1. возмездную реализацию товаров или услуг в пределах ЕС («реализация» означает передачу права на распоряжение материальным имуществом в качестве собственника),
  2. возмездное приобретение товаров внутри ЕС (товары, поставляемые и отправляемые или транспортируемые предприятием в одной стране ЕС предприятию в другой стране ЕС),
  3. импорт товаров в ЕС из стран за пределами ЕС.

Важно:
Не все товары облагаются VAT в Европе. Возможность освобождения товаров от уплаты НДС необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с изучением нормативно-правовой базы конкретной страны. Более того, страны ЕС устанавливают пороговые значения по стоимости товаров/работ/услуг, при недостижении которых НДС платить не требуется. Ставки отличаются в зависимости от страны, однако, как указано в Директиве ЕС 2006, пороговое значение должно быть не менее 10 000 евро. Место налогообложения (в какой стране ЕС подлежит уплате НДС) зависит от некоторых факторов. Например, если осуществляется поставка товаров — налог подлежит уплате по месту поставки, если осуществляется ввоз товаров — по месту, куда товары прибывают, приобретение товара внутри ЕС — по месту доставки товара и т.д.

Интересно:
Налогооблагаемое лицо имеет право вычесть сумму НДС, уплаченную за приобретенные товары или услуги в стране ЕС, где осуществляются эти операции. Этот входящий НДС (НДС, который уплачивается покупателем за предоставляемые продавцом товары/работы/услуги) может быть вычтен со стороны покупателя из НДС, подлежащего уплате с облагаемых налогом операций (например, внутренних поставок товаров или услуг). В этом несомненное преимущество НДС.

Кто должен платить VAT (НДС)

VAT в Европе подлежит уплате со стороны физических и юридических лиц, осуществляющих на территории ЕС налогооблагаемые операции (поставка товаров и услуг на территории ЕС, импорт товаров в ЕС, приобретение товаров в ЕС).

Директива Совета ЕС 2006 года в статье 9 определяет «налогооблагаемое лицо» как любое лицо, независимо осуществляющее где-либо какую-либо экономическую деятельность, независимо от целей и результатов такой деятельности.

Экономическая деятельность включает в себя любую деятельность производителей, торговцев или лиц, оказывающих услуги, включая горнодобывающую, сельскохозяйственную деятельность, а также профессиональную деятельность; использование материального или нематериального имущества для цели получения дохода от их использования на продолжительной основе; реализация нового транспортного средства, которое отправляется или перевозится покупателю до места назначения, расположенного в пределах территории ЕС на постоянной или не на постоянной основе.

«Независимое» осуществление подобной экономической деятельности исключает работающих по найму и иных лиц из сферы налогообложения НДС, связанных с работодателем трудовым договором или любыми другими правовыми отношениями.

Важно:
Государства-члены ЕС могут рассматривать как налогооблагаемых лиц и иных лиц в соответствии с национальным законодательством.

Ставки VAT (НДС) в ЕС

Крупнейшим рынком, использующим VAT (НДС), является Европейский Союз. В Европе существует так называемая Зона НДС ЕС (EU VAT area), состоящая из территорий всех стран-участниц Европейкого Союза и некоторых иных стран, соблюдающих правила ЕС в отношении НДС (VAT). Подробнее о налоге VAT можно прочесть в статье «Что такое номер VAT, кому и для чего его нужно получить?».

Ниже представлена таблица стандартных и сниженных ставок НДС (VAT) в странах Европейского Союза на 2020 год.

Заключение

В вопросах налогообложения VAT в Европе есть множество нюансов, которые отличаются в зависимости от конкретной страны ЕС. Каждая страна определяет свои налоговые ставки, пороговые значения, основания для освобождения от уплаты НДС, перечень товаров, необлагаемых НДС и другие особенности, которые необходимо учитывать индивидуально. Если у Вас есть вопросы в отношении конкретных товаров и стран или нужна консультация по уплате НДС, напишите нашим специалистам, мы будем рады помочь ответить на Ваши вопросы.

ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Читайте также: