Контрольная работа налоговая политика

Опубликовано: 18.05.2024

План:

1. Развитие налогообложения в России.

2. Сущность и функции налогов.

3. Налоговая политика государства.

3.1 Сущность и значение налоговой политики.

3.2 Стратегия и тактика налоговой политики.

3.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма.

4. Налоговая система России.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.

1. Развитие налогообложения в России.

Не останавливаясь подробно на истории развития налогов, уходящей в глубину веков, отметим основные вехи становления отечественных налогов. Это связано с тем, что вопросы исторического развития отечественного налогообложения рассмотрены в литературе крайне скудно, разрозненно, зачастую в отрыве от исторических реалий. Однако отечественная история налогов имеет длительный период, весьма интересна, поучительна, многие исторические аспекты налогообложения являются актуальными и для нынешнего этапа формирования российской налоговой системы.

В древнейший период основные формы налогообложения выступали в виде личных повинностей и натуральных сборов. Указанные сборы главным образом направлялись на содержания князя, его окружения, проведение различного рода военных мероприятий. Со временем развилась весьма разветвленная система личных повинностей окрестного населения в пользу князя и его двора.

Особое влияние на становление российской налоговой системы оказало монголо-татарское нашествие. В результате на русские княжества была наложена дань, представляющая собой прямой денежный налог. Для определения размера дани периодически проводились переписи населения.

Постепенно в налоговой системе начинают выделяться прямые и косвенные налоги. Среди косвенных основное место первоначально занимали внутренние таможенные платежи. Характерной особенностью было их чрезвычайное многообразие - платежи охватывали практически все этапы продвижения товара от изготовителя до конечного потребителя. По мере развития внешней торговли возрастают внешние таможенные пошлины.

Весьма интересный и драматичный период в истории российский налогов связан с эпохой Петра Великого. Общеизвестно, что именно в этот период чрезвычайно высоких размеров достигают военные расходы, связанные с ведением войн, переоснащением армии и созданием российского флота. Рост расходов сопровождался беспрецедентным увеличением налоговых сборов. Следует подчеркнуть, что в отличие от многих нынешних российских нововведений в налоговой сфере, Петровская налоговая реформа была тщательно продумана и предварительно проведена большая подготовительная работа.

В период царствования Екатерины 2 проводятся мероприятия по расширению налогооблагаемой базы.

Наиболее крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период царствования Александра 3.

Новый этап становления российской налоговой системы начался в 1990-е годы, он связан с переходом от административной системы управления к рыночной, характеризуется постепенным построением налоговой системы, имеющей общие с развитыми экономическими странами черты.

В течение многих веков на развитие налогов не оказывали какое-либо существенное воздействие теоретические соображения. Налоги, как правило, формировались из чисто практических подходов, прежде всего из потребностей пополнения доходов казны. Однако в начале 19 века начинается формирование серьезных теоретических воззрений на природу и сущность налогов, их место в жизни общества. По мере становления налогов менялось представление об их месте и роли в обществе, углублялось и конкретизировалось и определение налогов.

Сущность налогов проявляется в их функциях. При обосновании функций налогов отчетливо проявляются две тенденции - зауженная трактовая функций и расширительная. Согласно первой считается, что единственной функцией налогов является фискальная. Действительно, само появление налогов прежде всего было обусловлено необходимостью обеспечения доходами бюджета государства.

Вместе с тем было бы ошибочно сводить все функции налогов к одной, хотя и весьма важной. Очевидно, что установленный налог, его ставки, выбор налогоплательщиков, льготы, механизм изъятия оказывают серьезное влияние на экономические интересы распределение и перераспределение финансовых потоков. Следовательно, наряду с фискальной необходимо выделить как минимум еще одну функцию - распределительную. В экономической литературе имеются попытки выделить и другие функции - стимулирующую, контрольную, экономическую и др.

Главной, определяющей функцией является фискальная. Оценивая эффективность налоговой системы, необходимо прежде всего анализировать, насколько успешно налоги наполняют доходами казну или бюджет. Однако, рассматривая фискальную функцию налогов, и давая ей предпочтение, следует иметь в виду, что налоговое обложение не должно создавать трудностей и препятствий для экономического роста, гармоничного развития товаропроизводителей и сферы обращения. В противном случае будет значительно сужена налогооблагаемая база, вместо ожидаемых доходов бюджет получит только их часть со всеми негативными последствиями.

Для того чтобы налоги выполняли свои функции в полном объеме, необходима выработки налоговой политики, адекватной объективным экономическим и социальным условиям.

3.1. Сущность и значение налоговой политики.

Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к:

Ш обеспечению государства финансовыми ресурсами;

Ш созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;

Ш сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики.

Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

3.2. Стратегия и тактика налоговой политики

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

Ш экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

Ш социальные - перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

Ш фискальные - повышение доходов государства;

Ш международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном тоге - к экономическому кризису.

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью при установлении правовых норм разграничения налогов по звеньям бюджетной системы.

3.3. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала:

Ш планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;

Ш стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара с его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, поскольку налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель такого регулирования - создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличие от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виды интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой.

Налоговая система - это совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их постановления.

Налоговый кодекс РФ установил строгую иерархию нормативных актов по налогам и сборам, включающую следующие уровни:

· Законодательство субъектов РФ;

· Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления;

· Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов.

Итак, перечислим виды налогов и сборов, выделенные Налоговым кодексом РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) Налог на добавленную стоимость;

2) Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) Налог на прибыль (доход) организаций;

4) Налог на доходы от капитала;

5) Налог на доходы физических лиц;

6) Единый социальный налог;

7) Государственная пошлина;

8) Таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) Налог на пользование недрами;

10) Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) Лесной налог;

14) Водный налог;

15) Экологический налог;

16) Федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) Налог на имущество организаций;

2) Налог на недвижимость;

3) Дородный налог;

4) Транспортный налог;

5) Налог с продаж;

6) Налог на импортный бизнес;

7) Региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

1) Земельный налог;

2) Налог на имущество физических лиц;

3) Налог на рекламу;

4) Налог на наследование или дарение;

5) Местные лицензионные сборы.

Таблица 1 Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет, %

Нажмите, чтобы узнать подробности

План:

Глава1. Налоги и налоговая политика государства.

1.2. Основные положения налоговой политики

1.3. Система налогового планирования

Глава 2. Налоговое обязательство и его исполнение.

2.1. Налоговое обязательство.

2.2. Изменение срока уплаты налога и сбора

Просмотр содержимого документа
«КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: Налоги и налогообложение. На тему: «Налоговая политика» Специальность: 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Налоги и налогообложение.

На тему: «Налоговая политика»

Специальность: 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Глава1. Налоги и налоговая политика государства.

1.2. Основные положения налоговой политики

1.3. Система налогового планирования

Глава 2. Налоговое обязательство и его исполнение.

2.1. Налоговое обязательство.

2.2. Изменение срока уплаты налога и сбора

Глава 1. Налоговая политика

1.1. Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, – налоговая стратегия, а на текущий момент – налоговая тактика.

1.2. Основные положения налоговой политики

1. Без налогов государство не может существовать.

2. Налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов обложения, приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов и, в конечном счете, к разрушению экономики путем ареста имущества.

3. При переходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс – экономика саморазрушается.

4. В период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне.

5. Высокий налоговый порог приводит к утечке капитала.

6. Государственное регулирование экономики необходимо. Однако при суммарной величине изъятия чистого дохода выше 30% экономический рост страны приостанавливается.

7. Налоговые льготы должны носить открытый характер и быть равными для всех субъектов воспроизводственного процесса.

8. Налоговая система не должна носить конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный, в том числе, в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.

9. Суммарная величина налогов имеет устойчивую тенденцию роста только в экономической системе, в которой государство гарантирует стабильность законов и правил.

10. Превалирование косвенной системы налогообложения, наиболее удобной с позиции формирования доходов бюджета, приводит к дальнейшему обнищанию основной массы населения страны, поскольку бремя таких налогов падает на конечного потребителя товаров и услуг, т.е. на 80–90% населения, имеющих доходы на уровне прожиточного минимума или даже на уровне социального выживания. Этот парадокс основан на относительно одинаковом уровне потребления при разных уровнях доходов.

1.3. Система налогового планирования

Система налогового планирования рассматривается, как единство двух подсистем: государственного налогового планирования, имеющего целью формирование доходной базы федерального и территориальных бюджетов и налогового планирования на уровне хозяйствующих субъектов как элемента финансового менеджмента. Эти подсистемы имеют разнонаправленные цели: в первом случае налоговое планирование ориентировано на максимальный уровень изъятия налогов в бюджет, а во втором – на минимизацию налогов с целью сокращения реальных издержек предприятий.

Реализация государством хозяйственных, управленческих, социальных и иных функций невозможна без создания адекватной экономической базы. Материальным воплощением такой базы является бюджетный фонд. В значительной своей части он формируется за счет налоговых поступлений. Планирование доходной части бюджета (бюджетного фонда) в наибольшей степени представляет собой планирование налоговых платежей. Прогнозирование поступлений налогов на базе макроэкономических показателей определяет стратегию формирования налоговых доходов на очередной год и среднесрочную перспективу, но не решает всех проблем налогового планирования. Поэтому необходимым компонентом налогового планирования является обработка и анализ статистических данных об аккумуляции налогов в бюджет за истекший период, а также информация о возможных изменениях в налоговом законодательстве.

Налоговое планирование основано на оценке эффективности налоговой системы в целом с позиций выполнения ею фискальных задач и воздействия на экономику, а также на анализе причин возникновения налогового дефицита – расхождений между планируемым и фактическим поступлением налогов.

Важный этап налогового планирования – разграничение налоговых доходов между бюджетами различных уровней представляется важным, поскольку значительная часть доходов региональных бюджетов формируется за счет отчислений от регулирующих налогов (НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и др.). Распределение регулирующих налогов по уровням бюджетной системы осуществляется в соответствии с законом о федеральном бюджете на очередной год.

Прогнозирование налоговых доходов на территории субъектов России осуществляется территориальными финансовыми управлениями совместно с налоговыми органами на основании данных, характеризующих экономический потенциал региона, включая показатели, определяющие объем платежей по соответствующим налогам.

Важным условием для уменьшения числа правонарушений является расширение сферы превентивного налогового контроля. Комплекс предупредительных мер включает оказание консультационно-методической помощи налогоплательщикам, своевременное освещение изменений налогового законодательства в открытой печати, публикации о наиболее типичных и злостных нарушениях налогового законодательства и обзоров арбитражной и судебной практики.

Налоговая политика государства на современном этапе и в среднесрочной перспективе [21.01.15]

Тема: Налоговая политика государства на современном этапе и в среднесрочной перспективе

Тип: Контрольная работа | Размер: 44.33K | Скачано: 73 | Добавлен 21.01.15 в 09:42 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Содержание

Задание 1. Теоретический вопрос. . . . . . . . 3

Задание 2. Решить задачи . . . . . . . . 11

Список литературы . . . . . . . . 13

Задание 1: Налоговая политика государства на современном этапе и в среднесрочной перспективе

Налоговая политика - это система мер проводимых государством в области налогов и налогообложения.

На сегодняшний день налоговая политика является одним из значимых звеньев экономической политики государства. Успешное функционирование налоговой политики может достигаться за счет соотношения ее функций и интересов государства и налогоплательщиков. Следует отметить, что налоговая политика России является не совсем успешной, так как исходит больше из интересов государства. В свою очередь государство с каждым годом старается усовершенствовать налоговую систему.

Рассмотрим итоги реализации налоговой политики с 2011 по 2014 год. В этот период вносились изменения в следующие направления:

1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала.

2. Мониторинг эффективности налоговых льгот.

3. Налог на добавленную стоимость.

4. Акцизное налогообложение.

5. Налог на прибыль организаций.

6. Налогообложение природных ресурсов.

7. Введение налога на недвижимость.

8. Налоговое администрирование.

Список литературы

  1. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учеб. пособие / А. З. Дадашев. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. – 240 с.
  2. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Д.Г. Черника. – М.: Юрайт, 2013. – 394 с. (ЭБС Юрайт, 2013).
  3. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров/ В. Г. Пансков. – 3-е изд.; перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 747 с. (ЭБС Юрайт, 2014).
  4. «Основные направления налоговойполитики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» проект на сайте Министерства Финансов.
  5. «Основные направления налоговойполитики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (Одобрено Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 года)
  6. Информационно-правовая система «Консультант Плюс»: [официальный сайт].- URL.: http://www.consultant.ru
  7. Министерство финансов http://minfin.ru

Задание 2. Решить задачи

1. С 1 января организация перешла на упрощенную систему налогообложения. На балансе организации числятся в основном средства сроком полезного использования: три года – первоначальная стоимость 180 000 руб., остаточная стоимость – 150 000 руб.; девять лет – первоначальная стоимость – 730 000 руб., остаточная стоимость – 540 000 руб.; 20 лет – первоначальная стоимость – 2 830 000 руб., остаточная стоимость – 2 540 000 руб. Доходы от реализации продукции составляют за год 9 700 000 руб., расходы – 8 200 000 руб. Получено безвозмездно оборудование стоимостью 120 000 руб. Начислены взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 30 000 руб., уплачено – 25 000 руб. Вычислите сумму налога, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период: объект налогообложения – доходы. Вычислите сумму налога по альтернативному варианту: объектом налогообложения приняты доходы, уменьшенные на сумму расходов.

Сделайте вывод, какой из вариантов оптимальный для данной организации.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Налоговая политика представляет собой набор экономических, финансовых, правовых методов и мер, способствующих формированию системы налогообложения в стране для обеспечения удовлетворения финансовых потребностей государства.

Основными задачами налоговой политики являются:

  1. Снижение темпов инфляции.
  2. Рост национального дохода.
  3. Борьба с безработицей.
  4. Выравнивание экономических колебаний.

Основными целями налоговой политики являются:

  1. Фискальные – удовлетворение потребностей государственных органов власти в финансовых ресурсах, необходимых для осуществления экономической и социальной политики государства, а также для выполнения государственных функций управления.
  2. Экономические – способствуют эффективному участию государства в регулировании экономики страны, помогают поддерживать темпы экономического роста, устраняют неравенства в общественном воспроизводстве, стимулируют инвестиционные поступления и увеличивают физический капитал.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства уровней дохода различных групп населения, защищают малоимущие слои населения, стимулируют инвестиции в человеческий потенциал.
  4. Экологические – способствуют охране окружающей среды и рациональному природопользованию, стимулируют инвестиционные поступления в сохранение природного достояния.
  5. Международные – осуществляют контроль за устранением двойного налогообложения, ликвидируют возможности уклонения от налогов, унифицируют налоговые системы национальных хозяйственных систем разных стран.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоговая политика государства 460 руб.
  • Реферат Налоговая политика государства 280 руб.
  • Контрольная работа Налоговая политика государства 200 руб.

Субъектами налоговой политики в Российской Федерации являются уровни правления государства: федеральный, региональный и местный.

Модели и методы налоговой политики

Существует 3 модели налоговой политики:

  1. Политика максимальных налогов.
  2. Политика экономического развития.
  3. Политика разумных налогов.

Политика максимальных налогов устанавливает в стране максимально возможное число налогов с максимально высокими ставками, сокращает или отменяет налоговые льготы, и, таким образом, увеличивает налоговое бремя в экономике страны. Применение этой политики целесообразно во-первых, в период кризиса в экономике или в период военных действий. В этих случаях нужно максимально повысить приток финансов в бюджет страны, увеличить инвестиции в военную сферу и сократить социальные расходы. Во-вторых, в мирное время применяется с целью максимального увеличения социальных расходов.

В случае проведения политики экономического развития налоговая нагрузка на экономику страны является минимальной. Сокращаются налоговые поступления в бюджет, что приводит к сокращению государственных инвестиций и уменьшению социальных расходов. Применение этой модели целесообразно в период экономического спада в условиях стимулирования экономической активности бизнеса, поскольку налоговое давление на производителей существенно сокращается, но при этом сохраняются определенные программы инвестирования.

Политика разумных налогов предполагает сбалансированный уровень налоговой нагрузки, что способствует развитию экономики и значительному объему социальных расходов государства. Используется при стабильном экономическом росте.

В современных условиях выделяются следующие методы налоговой политики:

  1. Контроль за соотношением прямого и косвенного налогообложения
  2. Контроль за соотношением федеральных, региональных и местных налогов
  3. Контроль налогового бремени по отраслям, грамотный перенос налоговой нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие
  4. Контроль соотношения прогрессивных и пропорциональных налоговых ставок
  5. Регулирование масштабов предоставления льгот по уплате налогов и их направленности
  6. Регулирование состава налогов и их элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:04, контрольная работа

Краткое описание

1.Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование.
2.Основные задачи бюджетно-налогового прогнозирования.
3.Налоговое прогнозирование на макроуровне.
4.Налоговые потенциал и региональные счета.

Содержимое работы - 1 файл

Налоговый Менеджмент Новаковская ФК93.doc

1.Бюджетно-налоговое планирова ние и прогнозирование.

2.Основные задачи бюджетно- налогового прогнозирования.

3.Налоговое прогнозирование на макроуровне.

4.Налоговые потенциал и региональные счета.

1. Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование представляет собой комплекс мер, посредством которых государство осуществляет составление экономически обоснованных прогнозов поступления налоговых доходов в бюджет, определяет, по каким направлениям и как осуществляется регулирование экономических процессов посредством налоговых инструментов.

Важное значение при осуществлении государством бюджетно-налоговой политики имеет прогнозирование налоговых поступлений. Это очень сложный и трудоемкий процесс, требующий учета большого количества факторов и постоянной аналитической работы. Он используется всеми развитыми странами как метод экономического предвидения.

Процесс прогнозной работы включает в себя несколько этапов.

I этап - аналитическая стадия сбора и обработки информации. На этой стадии органы Госкомстата, Мин истерства по налогам и сборам РФ, Федерального казначейства доводят до Минфина РФ обобщенные сведения о текущих налоговых поступлениях. Эти сведения предоставляются отдельно по каждому налогу и для отдельных территорий. Сбор и обработка этих данных позволяют судить о тех негативных моментах, которые проявляются в процессе сбора налогов (степень отклонения фактических поступлений от расчетных, количество выявленных налоговых правонарушений, причины недоимок и т.п.). В то же время подобного рода анализ позволяет выявить позитивное влияние действующей налоговой системы на экономическое развитие. Например, абсолютное увеличение налоговых поступлений по отдельным видам налогов, влияние существующих налоговых ставок на процесс инвестирования, структурные сдвиги в экономике и т.п. Все это будет иметь большое значение как при корректировке основных направлений налоговой политики на следующий год, так и при определении конкретных налоговых ставок по отдельным видам налоговых платежей.

II этап - Минэкономразвития представляет Минфину прогнозируемые на следующий год и среднесрочную перспективу макроэкономические показатели, от которых зависит размер налоговых поступлений. Это такие показатели, как: объем ВВП; объем денежной массы; предполагаемый объем прибыли, создаваемый в отдельных отраслях хозяйства и на отдельных территориях; размер фонда оплаты труда; уровень инфляции; объем товарооборота и др.

III этап - с учетом представленных данных Минфин РФ проводит расчет доходов консолидированного бюджета по основным налоговым поступлениям. При этом обязательно учитывается степень риска, а в план заранее закладываются отклонения фактических объемов налоговых поступлений от плановых. Степень такого отклонения зависит от непредсказуемости тех или иных факторов, которые являются существенными для отдельных налоговых платежей. Расчет проекта налоговых доходов осуществляется обязательно с учетом результатов проведения экспертизы исполнения бюджетов в текущем финансовом году.

IV этап - на основании произведенных расчетов Минфин РФ формулирует свои предложения относительно корректировок налогового законодательства, которые представляются им в Государственную Думу вместе с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год. При необходимости могут корректироваться ставки отдельных налогов, система льгот по ним, размер необлагаемого минимума (если речь идет о подоходном налоге), распределение отдельных налоговых доходов по уровням бюджетной системы и т.п.

В налоговом планировании используются разные методы: имитационные, многомерные и корреляционные методы; факторный и кластерный анализ и др.

Наиболее широко распространен в налоговом планировании факторный анализ. Он проводится по каждому налогу и позволяет более или менее точно определить, каким будет объем поступлений в будущем году по этому налогу. Рассмотрим применение этого метода на примере НДС.

В основу расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль закладывается прогнозируемая на планируемый год прибыль. Ее размер будет зависеть не только от объема ВВП, но и, например, от реализации мер, направленных на оживление реального сектора экономики, от того, насколько благоприятной будет экономическая конъюнктура внутри страны и на мировом рынке и т.п. Кроме того, прогнозируемый объем налогооблагаемой базы должен быть скорректирован на изменения, вносимые в порядок формирования налогооблагаемого дохода, например начисление и отражение в расходах амортизационных отчислений, отнесение расходов на затраты по производству продукции и ряд других изменений. Учитываются также льготы и степень собираемости налога.

При расчетах прогнозируемых поступлений налога на пользователей недрами учитываются ожидаемые объемы добычи полезных ископаемых; прогнозируемый уровень цен на них и установленные ставки. И так по каждому налогу.

Большое значение для выполнения плановых налоговых обязательств имеет принятая налоговая концепция. В зависимости от того, какова налоговая концепция, можно говорить и о степени регулирующего воздействия налогов на хозяйственную жизнь.

2. Государственное бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование представляет собой систематическую деятельность по разработке плановых налоговых доходов и других показателей, а также подготовку решений, связанных с будущим системы налогов, налогообложения и налогового механизма.

Основная задача налогового планирования и прогнозирования – экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции. Выполняется данная задача как в расчете на один финансовый год (текущее налоговое планирование), так и на более отдаленную перспективу (налоговое прогнозирование). В связи с этим различают тактику бюджетно - налогового планирования и его стратегию.

Налоговая тактика представляет собой комплекс практических действий органов власти и управления при выработке общей структуры доходных бюджетных статей в разрезе бюджетной классификации, проведении налогового регулирования и контроля. Качественное содержание тактических шагов предопределяет полноту и своевременность исполнения бюджетов.

При разработке текущих бюджетных заданий по налогам, определении квартальных налоговых поступлений решаются тактические задачи. Налоговое прогнозирование в данном случае основывается на результатах научных исследований отчетных и аналитических данных, получаемых в ходе исполнения текущих налоговых обязательств. Сбор и обработка этих данных позволяет судить о позитивных и негативных проявлениях налогообложения в текущем году, его влияние на темпы инвестирования, структурных сдвигах в отраслях, соотношении доходов территорий, корпораций и граждан.

Используя методы оперативного налогового вмешательства в бюджетно- налоговые отношения, налоговая администрация предотвращает налоговые правонарушения и пополняет бюджеты за счет выявленных в ходе налоговых проверок недоплаченных налоговых сумм. В конечном итоге определяется рациональность всей налоговой системы, ее налоговых групп и отдельных налогов.

Разработка конкретных бюджетных заданий по налогам на соответствующий плановый период содержит ряд взаимосвязанных действий:

- поиск вариантов налогового режима с учетом сложившихся тенденций в экономике за истекший период;

- оценка вариантов оптимального налогообложения, их ранжирование в разрезе налоговых групп, типов финансово-хозяйственной деятельности, групп налогоплательщиков, отдельных территорий и др.;

- обоснование предпочтительности варианта будущих налоговых режимов; расчет проекта налоговых доходов с учетом результатов проведенных экспертиз исполнения бюджета истекшего года;

- обсуждение принятых правительством и парламентом налоговых обязательств по соответствующим статьям бюджетной классификации, уточнение и принятие на основе окончательных согласовании бюджетных доходов соответствующих законов.

Ключевую роль в этих действиях играет аналитическая стадия сбора и обработки информации для выработки управленческих решений, поступающей как от налогоплательщиков, так и от официальных органов. Достоверность и полнота собранного и обработанного материала составляют исходную базу для дальнейшего совершенствования бюджетно-налоговых норм и правил.

В расчетах конкретных сумм налоговых поступлений в бюджеты разных уровней большое значение имеют принципиально важные установки:

1) Детальное изучение позитивных и негативных проявлений во взаимоотношениях налогоплательщиков с бюджетом, установление закономерностей развития этих взаимоотношений.

2) Проведение факторного анализа в системе бюджетно-налоговых отношений с целью выявления влияния всей системы налогообложения, его отдельных элементов и отдельных налогов на показатели финансово – хозяйственной деятельности и наоборот.

3) Предположительная оценка вероятности возникновения непредвиденных экономических, финансовых, бюджетных и налоговых ситуаций, разрывов между целями налогоплательщиков и бюджетными целями. Разработка комплекса мер по их сглаживанию или полному устранению.

Стратегическое бюджетно- налоговое планирование (прогнозирование) используется всеми ведущими странами мира как метод экономического предвидения.

Разработка налоговых прогнозов на среднесрочную перспективу включает:

1) Оценку доходности территориальной собственности (используются коэффициенты финансовой обеспеченности регионов и бюджетной эффективности), потребностей технического обновления отраслей специализации региона, состояния оплаты труда, ресурсной базы региона, участия территории в экспортно-импортных операциях, качества производственной и социальной инфраструктуры, обеспеченности транспортными магистралями и т.д. Эти данные составляют информационную базу методического расчета совокупного дохода региона, его экономического, финансового и налогового потенциала.

2) Прогнозирование объемов налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона. Эти данные имеют важное значение при очередном формировании бюджетов всех уровней, поскольку в них могут быть более достоверно отражены потребности регионов в федеральных ресурсах в виде субсидий, субвенций, дотаций и трансфертного финансирования. Знание потенциала региона позволяет более точно сформировать льготный режим налогообложения. Это важно при решении вопросов совершенствования налогового законодательства.

3) Прогнозирование социально- экономических потребностей территории на основе всеохватывающей инвентаризации видов имуществ и ресурсной составляющей ее экономики. Определение доли средств, получаемой от использования территориальной собственности и обращаемой на удовлетворение внутренних потребностей. Внесение объективно необходимых корректив в отношения собственности и в механизм согласования общегосударственных, корпоративных и личных экономических интересов.

4) Выведение суммы бюджетного дефицита, уровня инфляции, индексов цен, рыночных индикаторов.

При налоговом планировании и прогнозировании не только реализуются фискальные задачи, но и закладываются основы оптимизации тактики и стратегии налогового регулирования и контроля.

В условиях перевода национальных экономик стран СНГ на рыночные основы хозяйствования, после распада Советского Союза, существенно изменились содержание и методика бюджетного планирования. Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании, из директивных стали рекомендательными, появилась возможность вместо валовых затратных показателей применять иные измерители, нацеленные на конечные качественные и количественные результаты. Возникла необходимость использования разных вариантов прогнозных расчетов, большое значение стало придаваться выбору оптимальных решений. Также как и в Российской Федерации, в Украине, в Республике Беларусь, Молдове и в Казахстане, бюджетное планирование сохранило свое значение как база для составления основного финансового плана, деятельности органов власти разных уровней. Ежегодно бюджетные показатели утверждаются на государственном и региональном уровнях – в форме законов, на местном – в форме решений представительных органов местного самоуправления.

Бюджетное планирование в этих странах осуществляется в несколько этапов: составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных и представительных органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления; поквартальное распределение финансовыми органами государственных, региональных и муниципальных уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей.

К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования, относят методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и другие.

Налогово - бюджетное прогнозирование - это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.

Читайте также: