Корпоративный налоговый менеджмент диплом

Опубликовано: 15.05.2024

Доступные файлы (1):

1.doc761kb.14.12.2011 07:26
скачать

содержание
    Смотрите также:
  • Разработка системы PR-мероприятий по созданию корпоративного имиджа[ документ ]
  • проект программы выходного дня корпоративный отдых с элементами командообразования на базе ЛОК Лесная сказка[ лабораторная работа ]
  • Стратегический менеджмент[ лекция ]
  • Тест с ответами по Налоговый учет и отчетность (МЭСИ)[ шпаргалка ]
  • по экономике общественного сектора. Тема 6. Налоговый механизм и общественный сектор (занятие 2)[ лекция ]
  • по экономике общественного сектора. Тема 6. Налоговый механизм и общественный сектор (занятие 3)[ лекция ]
  • по экономике общественного сектора. Тема 6. Налоговый механизм и общественный сектор (занятие 1)[ лекция ]
  • Менеджмент как вид предпринимательской деятельности[ документ ]
  • Билеты и ответы на ГОСы по менеджменту на специалиста 2011[ документ ]
  • Инновационный менеджмент[ документ ]
  • Имидж персонала[ документ ]
  • Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров[ документ ]

на дипломную работу
Студенту ___________________________________________________________

Тема дипломной работы ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Утверждена приказом по ________________________________________________________
Руководитель дипломной работы_______________________________________

(ученая степень, звание, И.О.Ф)
Срок сдачи студентом работы _________________________________________

выполнения дипломной работы


Исполнитель ____________________ _____________________

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Методологически построение системы налогового планирования начинается с определения стратегических целей предприятия в области налогообложения. Далее в соответствии с поставленными стратегическими установками генерируются показатели, позволяющие судить о достижимости и успешности выбранных в качестве стратегических ориентиров нормативов. Исходя из целевых параметров, строится организационная структура процесса налогового планирования.

Успешность построения организационной структуры не в последнюю очередь зависит от наличия отлаженного, рационально организованного документооборота, а также четкого определения должностных обязанностей специалистов, занятых в процессе налогового планирования. Последнему отводится значительное место, ибо конкретизация трудового статуса работников - непременное условие успеха организации любой сферы производственной деятельности.

Распределение должностных обязанностей налоговых специалистов, равно как и корреспонденция связей между подразделениями предприятия по поводу налогового планирования, осуществляется на основе матрицы принятия управленческих решений, пример которой приведен в третьей главе настоящей работе.

Организация налогового планирования требует, помимо всего прочего, наличия определенных ресурсов, финансовых, материально-технических, интеллектуальных, объем и перечень которых применительно к отдельным мероприятиям налогового планирования закрепляются в налоговом плане предприятия.

Реализация и контроль закрепленных в налоговом плане мероприятий и показателей производится, в том числе, и с использованием электронно-вычислительной техники и автоматизированных комплексов.

Таким образом, налоговое планирование на предприятии представляет собой комплексный, интеграционный процесс, организация которого должна базироваться на системном подходе, с использованием достижений различных экономических, финансовых и юридических дисциплин.

Целью дипломной работы являлось исследование сущности и понятия налоговый менеджмент, а в частности корпоративный налоговый менеджмент, его организация на примере конкретного предприятия, а также рассмотрены пути совершенствования налогового менеджмента на предприятиях.

Определены виды, принципы и этапы налогового планирования на предприятии, а также рассмотрена эффективность корпоративного налогового менеджмента.

Помимо создания адекватной сегодняшним экономическим реалиям структуры налогового планирования, определения полномочий и требований к участникам процесса планирования налоговых платежей, для успешной постановки деятельности по планированию налогов необходимо наличие финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируются при составлении ежегодного налогового плана.

Материально-технические ресурсы, задействованные в процессе налогового планирования, определяются до создания группы планирования мероприятий по оптимизации налогового портфеля, и формируются из двух частей: первая часть состоит из элементов материально-технической базы, находящейся в распоряжении тех подразделений предприятия, сотрудники которых заняты планированием налоговых платежей; вторая часть создается специально в целях функционирования налоговой группы. Среди всего перечня материально-технических ресурсов, необходимых для успешного осуществления функций налогового планирования, существенное место должны занимать: обеспечение налоговой группы современными информационно-вычислительными комплексами, необходимыми для применения статистико-математических методов определения вариантов распределения мероприятий по налоговой оптимизации; использование в процессе работы обширного библиотечного фонда, состоящего из нормативной, научной, практической и периодической литературы; применение баз данных законодательства РФ, облегчающих поиск необходимой документации нормативно-правового характера.

Для написания дипломной работы использовались как нормативные акты РФ, так и учебная литература таких авторов как Вылковой Е.С., Дуканича А.В., Евстигнеева Е.Н., Липатова И.В., а также периодические издания и ресурсы сети Интернет.

1. теоретические основы корпоративного налогового менеджмента


    1. Корпоративный налоговый менеджмент в системе управления,

его место и роль

Налогам отводится важнейшая роль в функционировании любого национального государства. Выполняя распределительную, стимулирующую, регулирующую и фискальную функции, налоги позволяют сдерживать инфляцию в периоды ее интенсивного роста (кейнсианская модель встроенных стабилизаторов), бороться с так называемыми провалами рынка, обеспечивать экономическую поддержку развития в периоды кризиса, финансировать капиталовложения в непривлекательные для частного капитала сферы.

Вместе с тем чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему - хотя бы потому, что до сих пор не установлено само определение справедливой лепты. Кроме того, практически ни одно государство не смогло добиться точного и справедливого распределения ресурсов из «общего котла»: бюджетные расходы - их цели, размеры и направления по адресатам - вызывают разногласия среди всех налогоплательщиков. И наконец, любой бизнес существует не ради налогов, а в целях извлечения прибыли, и налоги при этом существенно корректируют практически все управленческие решения. Поэтому при всей значимости этой доходной статьи национальных бюджетов система налогообложения объективно порождает стремление оптимизировать налоги и, как следствие, налоговый менеджмент.

Налоговый менеджмент выполняет специфическую функцию в системе управления хозяйствующего субъекта и являются в силу этого одной из подсистем внутрифирменного (корпоративного) менеджмента. Его можно охарактеризовать как управление налогами предприятий-налогоплательщиков, регулирующее их финансовые взаимоотношения с государством в процессе перераспределения доходов хозяйствующих субъектов и формирования доходов бюджета.

Предметом налогового менеджмента являются налоговая политика, определяющая уровень налогообложения, и ее практическая реализация.

Основным объектом налогового менеджмента являются хозяйствующие субъекты - налогоплательщики.

Информационная база налогового менеджмента формируется в системе финансового, налогового и управленческого учета. Это, в частности, обусловливает тесную взаимосвязь налогового менеджмента с такими подсистемами управления, как финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, управление затратами.[6, c. 34]

Российский налоговый менеджмент - специфическая подсистема внутрифирменного управления. Это объясняется рядом обстоятельств.

1. Большинство российских налоговых реалий не являются отечественным изобретением ввиду относительной молодости федеральной налоговой системы. Вместе с тем в налоговом менеджменте меньше, чем в какой-либо другой области, возможно заимствование зарубежных способов и приемов.

2. Молодость отечественной налоговой практики отражается на деятельности российских судов, которые в спорных ситуациях принимают решения на основе анализа законодательства и конкретных норм узкого действия, в то время как зарубежные суды (например, в США и Великобритании) чаще анализируют сущность отношений, операций, бизнеса в целом.

3. Эта область знаний чрезвычайно изменчива, что связано с изменчивостью налогового законодательства.

4. Сложившиеся налоговые реалии (двусмысленность и противоречивость правовых норм, а также практика обратной силы, заметно утерявшие в последние годы свои позиции, но не истребленные полностью) не способствуют стабильности предпринимательской деятельности, в то же время создают большое поле деятельности для налогового менеджмента.

5. Парадоксы российской деловой культуры обусловливают противоречивость отечественного налогового менеджмента: с одной стороны, целью бизнеса является прибыль, с другой стороны, в отечественной практике предпринимаются немалые усилия для минимизации прибыли с целью минимизации налоговых издержек.

6. Налоговый менеджмент должен исходить из тесной взаимосвязи налогов и учитывать их сбалансированность: уменьшение одних налогов зачастую приводит к увеличению других и наоборот (например, уменьшение НДС способствует увеличению налогооблагаемой базы по прибыли).

7. Официальная российская статистика не отличается достоверностью в силу высокого удельного веса теневых операций, в ней не отражаемых. Вследствие этого для целей налогового менеджмента практически бессмысленны межхозяйственные сравнения по официальным данным; сравнительные оценки и расчет ориентировочных коэффициентов по реальным оборотам не представляются возможными на сколько-нибудь представительной выборке из-за конфиденциальности этой информации.[33,c.44]

Учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется не ради налогов, а ради прибыли, результатом налогового менеджмента должна быть оптимизация общего уровня налоговых издержек. В мировой практике известны три возможных варианта налоговой политики предприятия:


  • нелегальная, предполагающая уклонение от уплаты налогов на основе сознательного использования уголовно наказуемых методов учета доходов и имущества и намеренного искажения бухгалтерской и налоговой отчетности;

  • легальная, основанная на корректировке хозяйственной деятельности и методов ведения учета и использовании возможностей, предоставленных законодательством;

  • полулегальная, использующая коллизии, недоработки и противоречия действующих законов и подзаконных актов.

Наиболее цивилизованным способом оптимизации налогового менеджмента следует признать второй вариант. При этом в рамках данного варианта оптимизации налогового менеджмента можно выделить внешние и внутренние ф

акторы (см. рис. 1.1).

Налоги и налогообложение

Налоговый менеджмент в организации

ID (номер) заказа

Налоги и налогообложение

Дипломная работа с авторским подходом к выполнению, оформление по ГОСТу.

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Сделать по примеру

Чертеж, инженерная графика

Срок сдачи к 21 мая

5 базовых заданий

Контрольная, Объектно ориентированное программирование

Срок сдачи к 30 мая

ответы нужны в формате png, чтобы смог списать через.

Ответы на билеты, Логика

Срок сдачи к 20 мая

Сделать презентацию по реферату

Презентация, Мировая экономика

Срок сдачи к 21 мая

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 22 мая

Нужно решить задачу и теоретический вопрос за 45 минут

Онлайн-помощь, уголовное право

Срок сдачи к 21 мая

Помощь на контрольной по статистике

Срок сдачи к 22 мая

ВКР моделирование с применением нейронных сетей

Срок сдачи к 31 мая

Тема Показатели эффективности информатизации План

Реферат, Информационный менеджмент

Срок сдачи к 26 мая

Специфика телепередач о кулинарии на российском телевидении

Срок сдачи к 25 мая

сделать анализ баланса и отчета о фин рез

Контрольная, Бухгалтерский учет

Срок сдачи к 22 мая

Реферат, морское право

Срок сдачи к 26 мая

Корректировка дипломной работы

Диплом, международные отношения

Срок сдачи к 23 мая

Решить контрольную работу, не знаю, наверное будет тест и задачи

Срок сдачи к 20 мая

Сделать контрольную работу

Срок сдачи к 25 мая

Построить карту распространения Cорг в породах

Срок сдачи к 24 мая

Курсовая, информатика и КТ

Срок сдачи к 24 мая

Курсовая по маркетингу

Курсовая, Маркетинг и реклама

Срок сдачи к 31 мая

47 106 оценок Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 281 Сдано работ: 2 281
Рейтинг: 88 317
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 516 Сдано работ: 4 516
Рейтинг: 74 178
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 000 оценок

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 995 Сдано работ: 995
Рейтинг: 59 699
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 657 Сдано работ: 1 657
Рейтинг: 55 941
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

От принятого руководством грамотного, профессионального и квалифицированного решения, связанного с вытекающими налоговыми последствиями, напрямую зависит дальнейшее развитие бизнеса, а также размер чистой прибыли.

Тяжелыми финансовыми потерями для организации могут обернуться необдуманные действия ее работников, а именно: допущение ошибок в расчетах по налогам, несоблюдение налогового законодательства, извлечение личной выгоды. В связи с быстротечным эволюционным процессом в обществе и в государстве в целом, с такими процессами развития, как: становление государства, стабильное развитие производственных организаций, с открытием внешнего рынка, с началом развития научно-технического прогресса, с интенсивным развитием налогового законодательства и налоговой системы в целом, с возникновением новых экономико-правовых отношений между государством и гражданами, а также с зарождением глобализации рынка образуется появляется необходимость возникновения консультационных услуг в сфере налогообложения.

Возникает необходимость в качественном управлении финансовыми потоками организации, оптимальном составлении налоговой политики, которая сможет оптимизировать налоговые отчисления в рамках законодательства, позволяющего создавать благоприятные условия для ведения бизнеса.

Управление налоговыми платежами требует своеобразного практического и методологического подхода. Налоги не должны создавать барьеров в предпринимательской деятельности и мешать развитию организации. Присутствие в организации высококвалифицированных специалистов позволяет обеспечить стабильное ведение хозяйственной деятельность, так как основными задачами для них являются проведение финансового анализа деятельности организации, а также анализ обеспечения деятельности организации с налоговой точки зрения. Даже в случае, если роль налогов в организации является не значительной, необходимость в налоговом консалтинге сохраняется. Данный фактор имеет свои приоритеты, так как позволяет своевременно и безошибочно исчислять налоги, а также стремиться к их оптимизации.

Управление налогами в организации и налоговое планирование в настоящее время называются корпоративным налоговым менеджментом, который крайне необходим в системе управления любой организации. Его основная задача – наладить механизм управления организацией. Специалистам в области налогового консультирования необходимо обладать должным профессионализмом, необходимыми знаниями в области не только налогового и всего правового законодательства в целом. В самой профессии налогового консультанта заложена ответственность за качество предоставляемых услуг. В настоящее момент организации считают приоритетным шагом прибегать к помощи аудиторских и консалтинговых фирм, которые добиваются развития корпоративного налогового менеджмента в организации заказчика.

Корпоративный налоговый менеджмент – это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно-обоснованных рыночных форм и методов и принятие управленческих решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на макро и микроуровне [1]. Учитывая то, что налоговый менеджмент объединяет в себе методологию и технику управления налоговыми отношениями, он представляет собой систему, которая базируется на основе определенных принципов, форм, методов, способов и приемов, с помощью которых осуществляется это управление. Налоговый менеджмент является составной частью финансового менеджмента организаций как системы управления их финансовыми (денежными) потоками путем принятие стратегических и тактических решений.

Выступая в качестве системы управления, налоговый менеджмент имеет свой объект и субъект управления, а также основную цель (рис.1.1.).

Рис.1.1. Основные составляющие понятия «корпоративный налоговый менеджмент»

Между государством и организациями (налогоплательщиками) должен существовать баланс, только тогда оба субъекта будут реализовывать свои цели. Малейшее отклонение в выполнения организационной функции сказывается на стабильности налогового законодательства, что приводит к негативному воздействию государственного регулирования на экономику страны [3].

Основной целью корпоративного налогового менеджмента в организации является оптимизация и управление налоговыми платежами. В большинстве организаций деятельностью по управлению налоговыми платежами занимается либо специалист финансового отдела (налоговый менеджер), либо работник бухгалтерии. Однако, как показывает практика, работники бухгалтерии не всегда обладают квалифицированными навыками, что приводит к нерациональному использованию денежных потоков предприятия, а руководство организации не обладает требуемым количеством времени для изучения всех тонкостей налогового законодательства. Решение данной проблемы заключается в привлечении налоговых менеджеров, обладающих необходимыми знаниями в области налогового законодательства и способных отслеживать малейшие изменения, касающиеся налогов и сборов. Обращаясь к консультанту клиент надеется, что основываясь на своем опыте и знаниях, консультант качественно решит его проблему. В результате работы должны быть заинтересованы две стороны – клиент и консультант. Иногда качество услуг налогового консультанта зависит от клиента: недостаток и неточность предоставленной клиентом информации, срочность решения проблемы и другие критерии, оказывающие влияние на качество и результат консультации.

Одним из основных критерий отбора налоговых консультантов или налоговых менеджеров, привлекаемых организациями налогоплательщики, является соблюдение специалистами принципов профессиональной деятельности налогового консультанта. В Российской Федерации данные принципы разработаны Палатой налоговых консультантов, но до сих пор не закреплены законодательно. Рациональным решением проблемы для крупных организаций является создание внутренних налоговых отделов, отвечающих за все налоговые отчисления и их оптимизацию.

Управленческие решения, принимаемые руководством организации, требуют определения конкретных целей, задач и программы действий для достижения поставленных целей. Изменения во внешней среде играют немаловажную роль в процессе принятия управленческих решений, таким образом для государства эти изменения выражаются в поведении налогоплательщиков, а для налогоплательщиков – малейшие изменения в российском законодательстве.

Принятие управленческих решений основывается на обработке и анализе предоставляемой информации. Важную позиция, в процессе принятия управленческого решения, занимает информационное обеспечение. Механизм налогового менеджмента представляет собой совокупность действий, совершаемых субъектом, с целью достижения определенных результатов. В процессе принятия управленческого решения можно выделить следующие стадии: постановка цели и задачи; систематизация полученной информации; подборка инструментов управления и методов применения; управление налоговыми потоками; принятие управленческих решений или решений, касающихся налоговых доходов и расходов; разработка плана развития, а также внедрение разработанных схем; контроль за соблюдением и выполнениям принятых решений [5].

Степень эффективности налогового менеджмента в организации определяется достижением управленческих целей. Постановка новых целей обозначает разработку новой стратегии и тактики. Каждая цель выражается с помощью определенного показателя, к примеру: сумма налоговых доходов и расходов определяет общую сумму чистой прибыли организации, а абсолютные и относительные показатели эффективности, включая экономический рост, свидетельствуют о финансовом состоянии организации. Это относится и к стратегическим и к тактическим целям и задачам, для реализации которых подбираются стратегические и тактические налоговые формы, методы, инструменты и приемы налогового менеджмента (диагностика налоговой деятельности, использование элементов налогообложения конкретных налогов, налоговое регулирование и контроль, налоговое планирование, оценка налоговых рисков и эффективность налоговых доходов и расходов). Соответственно, задачи налогового менеджмента сводятся к следующему: обеспечить роста налоговой прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) при доступном уровне налоговых рисков; минимизировать налоговые риски при заданном объеме налоговой прибыли; обеспечить эффективное использование налоговых доходов и налоговой прибыли; достичь оптимального уровня финансовой устойчивости и платежеспособности организации; оптимизировать входящие и исходящие налоговые потоки; а также другие задачи.

Надлежащее выполнение налоговым менеджером своих функций и обязанностей позволяет решить поставленные задачи и обеспечить налоговое равновесие и сбалансированность налоговых потоков в организации. Понимание налогового менеджмента как системы управления расширяет его понимание как процесса принятия управленческого решения на основе системного подхода к взаимодействию субъекта и объекта управления.

1. Барулин С.В. Налоговый менеджмент: Учебник / С.В.Барулин, Е.А.Ермакова, В.В.Степаненко. – М.: Издательство– торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 332с.

2. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 352 с.

3. Тищенко А.Н., Беляевская Л.А.. Функции налогового менеджмента во взаимосвязи на макро- и микроуровнях. Украина: Научно-практический журнал «Економіка промисловості» - «Проблемы современной экономики», №1(36), 2007. - 10с.

4. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации: Учебник. (Гриф МО РФ) – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2010. – 432с.

5. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. «Управленческие решения: учеб. пособие». - М.: Эксмо, 2009. – 448с.

Частное образовательное учреждение

Южный институт менеджмента

А.А. Белоусова,А.В. Белоусова

Налоговый менеджмент

Учебное пособие для студентов

направления 080100 «Экономика»

ББК 65. 261. 41-18

УДК 336.225

Б 43

Рецензенты:

Баладыга Э.Г.,канд.экон.наук, доцент кафедры финансов и кредита Краснодарского филиала ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Ярушкина Е.А.,канд.экон.наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ЧОУ ВО ЮИМ

Б43А.А. Белоусова, А.В. Белоусова.Налоговый менеджмент. Учебное пособие для студентов направления 080100 «Экономика», – Краснодар: ЮИМ, 2015. – 33 с.

Рекомендовано к изданию научно-методическими Советом ЮИМ (протокол № 8 от 14.04.2015 г.)

© Издательство ЮИМ, 2015

© Белоусова А.В., Белоусова А.А., 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1: Налоговый менеджмент как функция управления финансами хозяйствующего субъекта 5

1.Содержание и элементы налогового менеджмента организации. 5

2. Сущность корпоративного налогового менеджмента и его цель. 6

3. Этапы развития налогового менеджмента в Российской Федерации. 7

Лекция 2: Организационный механизм функционирования налогового менеджмента в организациях 9

1. Характеристика организационных структур корпоративного налогового менеджмента 9

2. Последовательность формирования налогового менеджмента на предприятии 10

3. Взаимодействие подразделений налогового менеджмента с другими структурами хозяйствующего субъекта 12

Лекция 3: Информационное обеспечение налогового менеджмента. 13

1. Роль информации в повышении эффективности корпоративного налогового менеджмента 13

2. Требования, предъявляемые к формированию информационной системы налогового менеджмента 14

3. Характеристика специфической информации, используемой в налоговом менеджменте 15

Лекция 4: Документационное обеспечение налогового менеджмента. 15

1. Учетная политика организации для целей налогообложения. 15

2. Договорная политика организации. 17

3. Ценовая политика организации. 18

Лекция 5: Планирование налоговых платежей в системе управления финансами предприятия 19

1. Роль налогового планирования в управлении финансами хозяйствующего субъекта 19

2. Характеристика этапов налогового планирования. 20

3. Способы налогового планирования. 21

4. Налоговый бюджет организации. 22

Лекция 6: Оценка эффективности принимаемых управленческих решений в области налогового менеджмента 23

1. Оценка эффективности налогового менеджмента. 23

2. Налоговые риски в корпоративном менеджменте. 24

Лекция 7: Зарубежный опыт налогового менеджмента в организациях. 25

1. Организация корпоративного налогового менеджмента в экономически развитых странах 25

2. Возможности применения зарубежного опыта в РФ. 28

Лекция 1: Налоговый менеджмент как функция управления финансами хозяйствующего субъекта

1.Содержание и элементы налогового менеджмента организации

2. Сущность корпоративного налогового менеджмента и его цель

3.Этапы развития налогового менеджмента в Российской Федерации

Содержание и элементы налогового менеджмента организации

Налоговый менеджмент – это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и не противоречащих действующему законодательству методов принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне.

Субъектами налогового менеджмента выступают сами налогоплательщики – юридические лица (предприятии, организации).

Объектом корпоративного налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций, а также налогового процесса на микроуровне.

Предмет корпоративного налогового менеджмента включает в себя:

- организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

- корпоративное налоговое планирование;

- корпоративное налоговое регулирование;

- корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Управление налоговыми платежами в большинстве российских организаций занимается либо специалист финансового отдела, либо бухгалтерии. Реже практикуется внешнее управление налогами.

Организация и реализация корпоративного налогового менеджмента позволяет:

1) получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;

2) более полно учесть изменения внешней среды;

3) стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений создавать предпосылки для повышения квалификации менеджеров;

4) обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;

5) повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налоговой нагрузки. Если удельный вес налоговых издержек (налоговая нагрузка) не превышает 15% общей суммы выручки хозяйствующего субъекта, то потребность в налоговом планировании и оптимизации налоговых затрат минимальная. При более высоком уровне налоговой нагрузки необходима организация полноценного налогового менеджмента.

Сущность корпоративного налогового менеджмента и его цель

Налоговый менеджмент, прежде всего, связан с оптимизацией издержек и налоговым планированием. Довольно часто можно услышать мнение, что целью управления налогами на предприятии является их минимизация. В этом случае налоговое управление сводится лишь к простому сокращению своих налоговых обязательств. Однако корпоративный налоговый менеджмент как вид управленческой деятельности шире, многообразнее обычного стремления налогоплательщика минимизировать налоговые платежи.

Организацию, внедряющую у себя методы налогового менеджмента, должна интересовать не столько сама величина уплачиваемых налогов, сколько эффективность принимаемых решений по вложению высвободившихся в результате оптимизации налоговых потоков средств, т.е. результативность управленческих решений в области финансового менеджмента. Это и есть оптимизация налогов, основанная на выборе эффективных решений. Поэтому целью корпоративного налогового менеджмента является оптимизация налогов, т.е. рациональная многовариантная минимизация налоговых платежей, получение на этой основе экономии, дополнительных доходов и эффективное их вложение в развитие предприятия и иные экономически обоснованные затраты. В принципе, минимизация и оптимизация преследуют одну цель – снижение налогового бремени налогоплательщиков, однако если минимизация замыкается в локальных ситуациях, то оптимизация имеет системный характер, тесно увязанный с критериальной оценкой вариантов и с финансовой политикой предприятия.

Оптимизация налогов осуществляется в процессе налогового планирования, налогового регулирования и внутреннего налогового контроля организацией. Важнейшая роль в оптимизации налоговых потоков отводится методам налогового планирования, которое в широком его понимании содержит в себе и разработку налоговой политики организации, и методы налогового регулирования и налогового контроля, применяемые налогоплательщиком. В самом общем виде в инструментарий налогового планирования включаются методы налогового бюджетирования, применения налоговых льгот и других, не запрещенных законом способов минимизации налоговых платежей, применения трансфертного ценообразования и пробелов в налоговом законодательстве, реализации налоговой политики организации и налогового учета. Если оптимизация налогов – это цель корпоративного налогового менеджмента, то налоговое планирование – это комплекс методов, инструментов достижения цели налогового менеджмента. Налоговая оптимизация и налоговое планирование предполагают такую управленческую деятельность налогоплательщиков, которая даёт возможность не только снизить налоговую нагрузку в сиюминутной ситуации, но и обеспечить долговременную экономию на налогах, получить экономический эффект от ее вложения, избежать или снизить риск возможных штрафных санкций в перспективе.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 870 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:14, реферат

Краткое описание

Налоговый менеджмент - это система отношений, возникающих по поводу организации и движения денежного потока от субъектов налогообложения в бюджеты разных уровней. Поэтому в его задачи входит должная организация системы управления налогообложением в целом и его отдельных подсистем. Такое толкование связано с пониманием многих аспектов сложной системы и определяется разнообразными структурными построениями, каждое из которых представляет собой структурно-функциональный аспект системы управления налогообложением.

Содержимое работы - 1 файл

налоговый менеджмент.docx

Налоговый менеджмент - это система отношений, возникающих по поводу организации и движения денежного потока от субъектов налогообложения в бюджеты разных уровней. Поэтому в его задачи входит должная организация системы управления налогообложением в целом и его отдельных подсистем. Такое толкование связано с пониманием многих аспектов сложной системы и определяется разнообразными структурными построениями, каждое из которых представляет собой структурно- функциональный аспект системы управления налогообложением.

Специфическим объектом налогового менеджмента выступают экономические отношения предприятий и организаций с государством, возникающие в процессе формирования доходов бюджета и материализуюшиеся в налоговых платежах, определяющих денежные (или финансовые) потоки, которые отражают движение долговых требований.

Налоговые платежи фирмы, снижая чистый доход, влияют на уровень достаточности ее капитала. При этом бремя налогов распределяется на доходы неравномерно, поскольку в налоговом законодательстве есть ряд положений и исключений, которые благоприятны для одних видов доходов и неблагоприятны для других. Предвидеть изменения налоговой политики страны, законодательной базы налогообложения и оценить их - задачи налогового менеджера. Финансовое руководство фирмы обычно стремится максимально снизить подлежащие выплате налоги, для чего ведется работа по обнаружению и использованию легальных возможностей минимизации налогов.

Налоговый менеджмент - это не только управляющая, но и управляемая система, поскольку она находится под влиянием государственного воздействия через налоговое, валютное, таможенное, денежно-кредитное регулирование.

Налоги как финансовая категория обусловливают тесную связь налогового менеджмента с финансовым. Налоговый менеджмент является составляющей финансового менеджмента. В конечном счете у них одна цель - максимизация ценности фирмы. Таким образом, управление налогами - одно из стратегических направлений финансового менеджмента.

Задачи налогового менеджмента включают:

  • обеспечение налоговыми доходными источниками деятельности субъекта управления;
  • эффективное использование налоговых доходов и налоговой прибыли;
  • оптимизацию входящих и исходящих налоговых потоков;
  • обеспечение роста налоговой прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) при допустимом уровне налоговых рисков;
  • минимизацию налоговых рисков при заданном объеме налоговой прибыли;
  • достижение финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта управления;
  • внедрение в практику управления системы налогового планирования и бюджетирования;
  • повышение эффективности мер налогового регулирования и налогового контроля и др.

Результатом решения этих задач служит обеспечение налогового равновесия и сбалансированности налоговых потоков, т.е. надлежащее выполнение налоговым менеджментом всех своих функций.

Можно выделить следующие организационные принципы налогового менеджмента:

· взаимосвязь с общей системой управления экономикой и финансами;

· комплексный и стратегический характер принимаемых управленческих налоговых решений;

· динамизм налогового управления;

· многовариантность подходов и управленческих решений;

· учет фактора риска при принятии решений.

Названные принципы являются минимальными общими требованиями к построению рациональной системы налогового менеджмента на макро- и микроуровнях.

Государственный налоговый менеджмент - одна из непосредственных функций государства и значимый элемент его экономической политики. Предмет его определяют принципы налогообложения, а также принципы оперативного управления налоговым производством. Объектами государственного налогового менеджмента являются потоки денежных средств в бюджетную сферу, поступающие от хозяйствующих субъектов при выполнении ими налоговых обязательств; договорные отношения по предоставлению разных видов налоговых льгот; контрольные действия налоговых администраций, обусловленные необходимостью применения санкций при нарушении законодательства о налогах и сборах. В качестве субъектов выступают налоговые администрации всех уровней управления, имеющие отношение к обеспечению налоговых обязательств.

Корпоративный налоговый менеджмент - неотъемлемая часть финансово-хозяйственной деятельности организации, законное средство уменьшения налогового бремени налогоплательщика. На уровне предприятия и организации налоговый менеджмент представлен налоговым планированием и налоговым контролем (внутренним контролем). В настоящее время российский налоговый менеджмент ограничен целями и задачами государственной бюджетной и налоговой политики. Это выражается в правовом регламенте доходов и расходов организации, методах формирования налоговой базы по основным налогам, ценообразовании на сырье и др.

Организация корпоративного налогового менеджмента усложняется эффектом взаимного влияния большого количества факторов, который необходимо учитывать в практической деятельности. К этим факторам относятся: масштабы деятельности и структура объекта, тяжесть налогового бремени, способы управленческого учета, элементы учетной политики для целей налогообложения, политика ценообразования, структура затрат и т. д. Необходимость налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета.

Рис. 5. Организационно- методологические основы налогового менеджмента

Элементы налогового менеджмента как системы управления

Налоговый менеджмент как система управления налогами состоит из структурных элементов, конкретизирующих ее функциональное предназначение:

– организация управления налоговым процессом;

Общепризнанно считается, что планирование, регулирование и контроль – это элементы налогового механизма. Вместе с тем, здесь нет противоречия, поскольку управление налоговым процессом осуществляется через налоговый механизм. В этой связи и налоговый механизм, и налоговый менеджмент имеют три общих элемента (планирование, регулирование и контроль). Эти элементы представляют собой инструментарий, включающий в себя методы и приемы управления. К названным трем элементам налогового механизма необходимо добавить и организацию управления налоговым процессом как элемента налогового менеджмента.

Структура функциональных элементов налогового менеджмента (они являются универсальными в государственном и в корпоративном налоговом менеджменте), характеризующих сам процесс управления налоговыми потоками, представлена на рис. 6.

Рис. 6. Элементы налогового менеджмента

4.1. Организация управления налоговым процессом

Организация налогового менеджмента представляет собой совокупность координационных действий и решений субъектов управления, обеспечивающих функционирование налогового процесса и достижение намеченных целей и задач налогового планирования, налогового регулирования и налогового контроля. Управление налоговыми потоками невозможно без организации налогового процесса. Налоговый менеджмент уже есть организованная определенным образом система, включающая в себя все организационно-финансовые категории управления налоговым процессом (налоговое право, налоговую политику, процедуры налогообложения, налоговую систему и налоговый механизм).

Организация государственного и корпоративного налогового менеджмента имеют свои особенности.

К организации государственного налогового менеджмента в широком смысле относится координация всего налогового процесса и его элементов, а в узком понимании – организация только исполнения налогового бюджета в масштабах страны и регионов. В настоящее время в России организационно система управления налогообложением в основном уже сложилась. Она представляет собой многоуровневую и много аспектную систему с нечеткими отношениями соподчинения между исполнительными и законодательными органами разных уровней государственного устройства.

Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле – это совокупность координационных действий и решений органов управления предприятием в области налогового планирования, налоговой оптимизации, налогового саморегулирования и самоконтроля; в узком смысле – это организация создания условий для оптимизации налоговых потоков в рамках корпоративного налогового бюджетирования.

Эффективность управления во многом зависит от того, насколько правомерно распределены полномочия и ответственность за принятие и реализацию решений между отдельными элементами системы управления налоговыми потоками. На сегодняшний день организационное реформирование системы налогообложения в России – современная насущная задача, решение которой представляется одной из важных в проблематике налогового менеджмента на государственном и корпоративном уровнях. При этом в основе реформирования лежат стратегические задачи налоговой политики России.

Классификация налоговых платежей

Множественность налоговых форм и методов налогообложения вызывает необходимость общей группировки налоговых платежей по ряду классификационных признаков. Перечень налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации, закреплен статьями 13–15 Налогового кодекса РФ. Классификация налоговых платежей имеет важное значение для налогового менеджмента. Она позволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств.

Рассмотрим некоторые классификационные группы налоговых платежей, влияющие на принятие управленческих решений.

1. В зависимости от уровня власти, который устанавливает, изменяет и отменяет налоги они получают статус федеральных, региональных и местных.

Федеральные налоги по всем элементам налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ и взимаются на территории всей страны. К ним относятся:

· налог на добавленную стоимость,

· единый социальный налог,

· налог на доходы физических лиц,

· налог на прибыль организаций,

· налог на добычу полезных ископаемых,

· сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Несмотря на федеральный статус названных налоговых платежей, наиболее крупные из них в порядке межбюджетных отношений зачисляются не только в федеральный, но и в нижестоящие бюджеты.

Ко всему прочему значимым федеральным налоговым платежом является таможенная пошлина, которая регламентируется Таможенным кодексом РФ.

Региональные налоги вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. К ним относятся:

· налог на имущество организаций,

· налог на игорный бизнес.

Органы власти субъектов Федерации устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности. Региональные налоги поступают в бюджеты субъектов РФ.

Местные налоги вводятся местными представительными органами власти соответствующими решениями и поступают в местные бюджеты. К местным налогам относятся:

· налог на имущество физических лиц,

Органы местного самоуправления устанавливают по этим платежам налоговые льготы (в пределах рекомендуемого Налоговым кодексом РФ перечня), налоговые ставки (в пределах установленных Налоговым кодексом РФ), сроки уплаты налогов и формы налоговой отчетности.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает также введение специальных налоговых режимов – особых порядков исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К ним на сегодняшний день относятся:

· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),

· упрощенная система налогообложения,

· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,

· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Единые налоги, заменяющие в первых трех специальных налоговых режимах наиболее крупные налоги по общему режиму налогообложения, имеют статус региональных.

Важно отметить, что представленное выше видовое деление налоговых платежей предполагает их распределение не по уровням бюджетной системы, а по уровням власти и управления, которые устанавливают, изменяют и вводят их в пределах своих полномочий в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Тем самым, данная классификация определяет налоговые полномочия, фискальные и регулирующие возможности субъектов государственного налогового менеджмента различных уровней власти и управления.

2. По способу взимания налоги традиционно делятся на прямые и косвенные.

Прямыми считаются налоги, которые взимаются непосредственно с доходов, имуществ и ресурсов в процессе их накопления и использования. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и подоходные.

Реальными налогами облагаются предполагаемые (возможные, условные) средние доходы от того или иного объекта налогообложения (транспортный налог, налоги на имущество, налоги за пользование природными ресурсами и т. п.). Реальные налоги относятся налогоплательщиками на издержки производства и обращения.

Прямые подоходные налоги взимаются непосредственно и с действительно полученных доходов по принципу фактической платежеспособности (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических ли). Подоходными эти налоги можно назвать потому, что объектом налогообложения и одновременно источником их уплаты выступает та или иная форма дохода налогоплательщика (организации или физического лица). По другому такие налоги называются налогами на доходы.

Читайте также: