Налогового мониторинга блок схема

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Понятие и предмет налогового мониторинга

Налоговый мониторинг представляет собой относительно новую форму выражения налогового контроля и учета, направленную на установление наблюдения за соблюдением норм налогоплательщиками, которые устанавливаются положениями НК РФ.

Непосредственным предметом контроля налогового мониторинга в России является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты установленных налогов и сборов, проверка базы доходов как юридических, так и физических лиц, проверка всех этапов процедуры уплаты предусмотренных сборов, защита бюджета государства и своевременное обнаружение нарушений действующих налоговых норм в организациях.

Помимо этого, цель работы налогового мониторинга предусматривает и защиту законных интересов налогоплательщиков, особенно, если это новая служба и финансовый порядок учета, налогообложения, перехода на УСН еще совсем не налажен.

Данная форма контроля выражается в постоянном наблюдении и фиксировании определенных результатов, которые были выявлены в ходе той или иной проверки. Затем полученные результаты могут быть сравнены.

На основании данной операции составляется соответствующий график, который может показать важные процессы, выявить цикличность и обнаружить иные важные сведения.

Налоговый мониторинг является установленной юридической процедурой, следовательно, его результаты могут быть использованы для установления определенных санкций и штрафов за те или иные нарушения, которые были допущены налогоплательщиками.

Чтобы данные результаты оказались правомерными и действительными, налоговый мониторинг должен быть проведен с учетом всех требований и нормативов, которые были установлены положениями действующего НК РФ.

Проведение налогового мониторинга

Проведение налогового мониторинга является важной налоговой процедурой, которая может проводиться только при наличии законных на это оснований и только определенными лицами, имеющими соответствующие полномочия. При этом данная форма контроля и способы ее осуществления должны полностью соответствовать положениям, которые содержат нормы налогового законодательства России, а также соответствующий регламент.

Сама процедура проведения налогового мониторинга в России, как форма контроля, осуществляется на основании представления доступа налоговому органу к определенным сведениям, содержащимся в организациях. К этим сведениям можно отнести данные финансовой отчетности участников налоговых правоотношений, информацию базы доходов и расходов и т.д.

Особым примечанием выступает тот факт, что данный доступ должен быть представлен налоговому органу на постоянной основе, для последующего регулярного осуществления контроля в установленной форме. Налоговый мониторинг, как форма проверки участников налоговых правоотношений, обладает достаточно редкой особенностью – он носит длящийся характер.

В тоже время, важной особенностью, которую предусматривают действующие нормы законодательства России, является тот факт, что налоговый орган не вправе осуществлять дополнительные проверки, в том числе и выездные, в том случае, если в данный момент осуществляется налоговый мониторинг.

Условия проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг может быть проведен при наличии определенных условий, которые устанавливаются положениями НК РФ и являются обязательными для сотрудников налоговых организаций.

Главным условием проведения налогового мониторинга выступает тот факт, что он проводится по письменному заявлению представителя организации, которая выражает свое желание на осуществление данной процедуры. Подать заявление могут организации, которые отвечают следующим условиям, которые устанавливает НК РФ:

  • общая налоговая сумма базы доходов, которая включает в себя НДС, налог на прибыль и т.д., составляет не менее 300 миллионов рублей, за определенный отчетный период;
  • объем базы доходов, по данным действующей бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – календарный год, в который было подано соответствующее заявление;
  • общая сумма активов, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – год, предшествующий году, в котором было подано заявление.

Заявление подается заинтересованным лицом в налоговый орган, по месту нахождения организации, либо иного юридического лица. Организации, которые были признаны крупнейшими налогоплательщиками, должны подавать заявление по месту данного учета в налоговых органах.

Заявление, как правовой документ, должно содержать все необходимые сведения: форма организации, ее регламент, количество законных участников, финансовый порядок учета и налогообложения, данные базы доходов, УСН и т.д.

Срок проведения и цели налогового мониторинга

Налоговый мониторинг участников правоотношений осуществляется в соответствии с целями, поставленными положениями налогового законодательства России и НК РФ. В основной список целей можно включить следующие:

  • максимальное снижение рисков для участников, касаемо применения штрафных санкций со стороны государства, которые нередко бывают вызваны определенными нарушениями норм действующего законодательства России;
  • осуществление определенного страхования от возможных убытков, которые могли бы повлечь непреднамеренные нарушения действующих норм налогового законодательства и НК РФ;
  • более легкое и быстрое урегулирование возможных проблем, которые были найдены во время непосредственного осуществления мониторинга, например, неверного перехода на УСН;

Как видно из вышеперечисленных положений, налоговый мониторинг всегда преследует основную цель – обеспечение защиты законных интересов и прав налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг проводится в определенный временной период – финансовый год, следующим за годом, когда балы осуществлена подача соответствующего заявления заинтересованной организацией.

Общие положения устанавливают, что налоговый мониторинг начинается 01 января года и продолжается до 01 октября следующего года.

Регламент учета и информационного взаимодействия

Регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает особый порядок представления налоговому органу требующихся документов, носящих финансовый характер. Данный документ представляет собой сведения базы доходов, данные УСН и налогового учета, финансовый отчет участников и т.д.

Помимо этого, регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает действующий порядок уплаты и учета страховых взносов, перечисления налогов, перехода на УСН.

Регламент учета и информационного взаимодействия составляется и утверждается в соответствии с действующей формой, предусмотренной нормами налогового права.

Несоблюдение установленной формы, также неполное указание требуемых сведений, либо представление ложной информации, приведут к тому, что существующий регламент учета и информационного взаимодействия будет признан недействительным и не сможет учитываться во время непосредственного проведения налогового мониторинга уполномоченными лицами.

Данный финансовый документ должен содержать максимально подробные и точные сведения о схеме учета налогов конкретной организации, вне зависимости от того, применяет ли данная служба УСН или нет.

В 2015 году налоговый мониторинг стал новой формой налогового контроля (Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"). Но нормативно-правовая база, регламентирующая порядок проведения такого мониторинга, продолжает пополняться и в настоящее время. Так, в частности, утверждены новые формы документов для проведения налогового мониторинга (приказ ФНС России от 21 апреля 2017 г. № ММВ-7-15/323@ "Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним"; далее – приказ ФНС России от 21 апреля 2017 г. № ММВ-7-15/323@). Об особенностях данного института, существующих проблемах и перспективах его развития рассказали заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров и заместитель начальника Управления камерального контроля ФНС России Марина Крашенинникова.

Почему в принципе возникла идея внедрить институт налогового мониторинга в России?

Даниил Егоров
Даниил Егоров: Расскажу одну довольно забавную историю, которая произошла в 2010 или в 2011 году. К нам приехали представители Всемирного банка, чтобы оценить наши бизнес-процессы и определить, насколько мы отвечаем его представлениям о моделях контроля. Я докладывал по контрольной работе, очень бодро и яростно рассказывал про администрирование крупнейших налогоплательщиков: "Вы знаете, мы в прошлом году крупнейшим налогоплательщикам доначислили столько-то, но в этом году мы им еще доначислили столько-то". Мне казалось, было чем бравировать, ведь это показатели эффективности, с которыми мы живем. А в конце они задали мне такой вопрос: "А они что, вас не слушают что ли?". Я тогда не был способен ответить на него – действительно доначисления производились плательщикам, которые по идее должны отвечать самым верхним уровнем комплаенса. Это заставило серьезно задуматься. И тут как раз удачно получилось, что мы съездили в Голландию, и коллеги нам показали, как они перешли на новую модель горизонтального мониторинга, причем она у них менее стабильна с точки зрения правового института, потому что это не кодифицированная модель, но при этом достаточно гибкая для развития.

Я боялся, что мы запустим налоговый мониторинг, а в наших реалиях окажется, что это довольно уязвимый институт. Ведь формально проверок нет, доначислить налоги некому, все идет в спокойном режиме и даже результат называется "мотивированное мнение" – как-то слишком мягко. Здесь очень важно отдать должное, в том числе коллегам из блока досудебного аудита – многие поверили в этот проект и его запустили. И в итоге сегодня мы имеем кодифицированную систему, которой, честно говоря, похвастаться могут единицы. Мы можем говорить о том, хорошо это или плохо, но это стабилизированный правовой институт, что очень важно с точки зрения правоотношений.

Чем налоговый мониторинг принципиально отличается от привычных налогоплательщикам контрольных процедур?

Даниил Егоров: Когда мы посмотрели на процессы взаимодействия с крупнейшими налогоплательщиками, нам стало абсолютно очевидно, что вряд ли удастся добиться модели, при которой все учетные данные перейдут к нам, и мы сможем через централизованное хранение обрабатывать их. Дело в том, что на какой бы аспект ты ни указал в декларации крупнейшему налогоплательщику – жди потока документов. Для нас это тоже не радость – получать вагон документов, хранить их, обрабатывать, делать выводы. Теперь по сути меняется обработка потоков данных – идет очень серьезная перестройка вообще любых процессов в организациях, и в том числе в контролирующих. Налоговый мониторинг предполагает отсутствие контроля в том понимании, в котором он был до сегодняшнего дня.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Наш календарь бухгалтера подскажет, когда и какой платеж необходимо совершить – достаточно выбрать интересующую дату, и необходимая информация появится. Календарь обеспечивает бухгалтеров только актуальной информацией: он обновляется в режиме реального времени.

Мы выстраиваем новую модель взаимоотношений с налогоплательщиком – общаемся и понимаем, как устроен его бизнес, какие у него рутинные процедуры, какие процедуры автоматизированы, какие – нет, какие у него система внутреннего контроля, способ обработки данных и каким способом мы получаем эти данные. На все эти процессы мы смотрим удаленно и делаем выводы. Принципиальная задача – научиться выставлять требования к налогоплательщику и понимать его систему внутреннего контроля. Если мы понимаем, что процессы прозрачные, то обрабатывать груды документов не имеет никакого смысла. Именно этому и предстоит научиться коллегам из блока налогового мониторинга в инспекции. Это просто архисложная задача – перестроиться, это очень серьезный вклад в обучение и, если хотите, в мироощущение, поскольку наиболее сильные люди в мониторинге, конечно, из выездных налоговых проверок, которые работали с первичными документами.

Теперь у инспектора должно быть другое мировоззрение, он не как охотник зашел в организацию и атакует со всех сторон, а планомерно и равномерно оценивает каждый отдельный из институтов, каждый отдельный регистр, аналитику, отчетность, формирование первичных документов, где есть рисковые операции. Это разные вещи. И, конечно, нельзя так просто сказать, что мы с завтрашнего дня изменим систему. К этому нужно будет подходить совместно с налогоплательщиками и иметь с ними одинаковое представление о том, что такое адекватная налоговая политика, адекватный учет, адекватные требования по внутреннему контролю. Иначе мы будем говорить на разных языках.

Сколько компаний запросили в текущем году проведение налогового мониторинга?

Даниил Егоров: Пока в налоговом мониторинге участвует 21 организация, но понятно, что их будет больше.

Марина Крашенинникова
Марина Крашенинникова: Добавлю, что все участники налогового мониторинга 2016 года стали участниками и 2017 года, никто из них, скажем так, не передумал. Это для нас очень важно.

Как крупнейший налогоплательщик может запустить в отношении себя процесс налогового мониторинга?

Марина Крашенинникова: Наверное, для многих участников не совсем прозрачна процедура вступления в налоговый мониторинг. Налогоплательщик должен соответствовать критериям, определенным в Налоговом кодексе [ч. 3 ст. 105.26 НК РФ. – ГАРАНТ.РУ], и вместе с заявлением о вступлении представить нам регламент информационного взаимодействия, а также документы об осуществлении внутреннего контроля. В отношении этих двух документов у нас уже разработаны требования – есть зарегистрированный в Минюсте России и опубликованный приказ, который утверждает требования к регламенту информационного взаимодействия (приказ ФНС России от 21 апреля 2017 г. № ММВ-7-15/323@). Также сейчас на регистрации в Минюсте России находится приказ об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля, мы надеемся, что в ближайшей перспективе этот документ будет принят.

При обращении к нам налогоплательщиков мы практикуем проведение вступительного интервью, в котором часто спрашиваем о том, что вообще мотивирует их на проведение мониторинга. Мы выделили четыре основных причины, которые, как правило, называют организации. Это необходимость оптимизации издержек, связанных с налоговыми проверками, и сокращения объема документов, которые представляются в ответ на требования налогового органа. Также налогоплательщики указывают на необходимость снижения резервов, связанных с неопределенными налоговыми позициями, и еще один мотиватор, достаточно существенный, – быстрое закрытие налогового периода и достижение ранней определенности.

Если говорить вкратце, как проходит налоговый мониторинг?

Марина Крашенинникова: После того, как налоговый орган выносит решение о проведении налогового мониторинга, он создает рабочую группу, в которую включает специалистов из разных подразделений, а она формирует уже план проведения налогового мониторинга. Потом эта группа разрабатывает детальную программу проверки по каждому виду налогов. По результатам проверки формируется заключение и потом мы пытаемся оценить, насколько эффективен этот режим налогового администрирования для налогоплательщика. Сейчас готовятся рекомендации по проведению налогового мониторинга – проект документа только частично видели налоговые органы и не видели еще, к сожалению, налогоплательщики. Его цель – стандартизировать процессы и мероприятия налогового контроля, которые у нас проводятся в рамках налогового мониторинга. Документом определен перечень контрольных мероприятий в разрезе налогов, сборов и страховых взносов, план проведения мониторинга, то есть описание этапов его проведения, требования к продолжительности этапов, к достаточности контрольных мероприятий. Также будут определены формы и порядок формирования отчетности о результатах контрольных мероприятий.

Хорошо ли компании понимают этот процесс?

Даниил Егоров: Вообще была первоначальная идея, которая нам, к сожалению, не удалась – это совместные семинары налоговых инспекций и представителей компаний, вовлеченных в налоговый мониторинг. Мы планировали на них рассказывать, как организовывается система учета, внутреннего контроля, чтобы люди вместе по сути погружались в одну среду. Пока нам это не удалось, это минус, и вообще идейно было бы правильно, чтобы сначала люди прошли через обучение, а потом уже мы бы разработали правила и алгоритмы – как будет происходить взаимодействие в рамках налогового мониторинга. Но так или иначе мы готовим рекомендации и естественно будем обсуждать это с коллегами – участниками мониторинга. Мы также параллельно пытаемся сделать коммуникативное окошко, чтобы выкладывать данные для участников мониторинга. То есть от налогового органа компания получит логичные и понятные стандарты, мы думаем над тем, чтобы стабилизировать этот институт через личные кабинеты налогоплательщиков на сайте ФНС России. Такое поручение у меня есть непосредственно от руководителя.

При вступлении в налоговый мониторинг организации нужно соответствовать критериям, определенным в законе. А есть ли дополнительные аспекты, которые принимает во внимание ФНС России?

Марина Крашенинникова: В общем-то есть четыре основных аспекта, на которые мы внимательно смотрим. Соответствие критериям НК РФ – это понятно, далее – окружение налогоплательщика, то есть участие в консолидированной группе налогоплательщиков и сведения о взаимозависимых лицах. Важным аспектом для нас является соблюдение законодательства о налогах и сборах, то есть та история, которую уже накопил налогоплательщик, например, какие у него были открыты вопросы с налоговым органом, все ли вопросы урегулированы, есть ли какие-то судебные дела, есть ли что-то на стадии досудебного обжалования. И четвертый важный момент, на который мы тоже обращаем внимание, – это техническая готовность к взаимодействию. Речь идет о возможности предоставить онлайн-доступ к своей информационной системе либо представить какую-либо аналитическую витрину данных. Это такие основные моменты, которые определяют готовность налогоплательщика к переходу в этот режим.

На что организации нужно обратить внимание при вступлении в налоговый мониторинг?

Марина Крашенинникова: При подготовке к вхождению в налоговый мониторинг есть три основных аспекта, на которых организации нужно сосредоточиться. Первый момент – это регламент информационного взаимодействия, достаточно большой документ, который полностью определит в будущем порядок взаимодействия организации с налоговым органом. Второй большой важный документ – это положение о системе внутреннего контроля, которое в дальнейшем определит, как вы построите систему налогового контроля совместно с вашим налоговым органом. И третий существенный аспект, мы просим организации заранее об этом задумываться, – это планируемые запросы мотивированного мнения, направляемые организацией, те проблемные вопросы, которые она собирается урегулировать при вступлении в налоговый мониторинг.

Как именно налоговая инспекция получает доступ к данным налогоплательщика?

Даниил Егоров: Безусловно, мы говорим об удаленном доступе и отказе от истребования документов. Речь идет о том, что мы можем при необходимости через регистры попасть в первичку. Но к сожалению, сегодня первичная документация составляется на бумажных носителях, которые потом надо сканировать и вкладывать в учетную систему. Все понимают, что это уже для сегодняшнего дня анахронизм. Следовательно, придется вкладываться в развитие института электронного обмена документами, чтобы организации было комфортно сразу первичные документы загружать в учетные системы. Получается, что у нас налоговый мониторинг еще и является движком стабилизации института электронных документов.

Сегодня мы запустили по сути вариативную модель налогового мониторинга, когда можно получить данные удаленно через оператора электронного документооборота, либо создать условия, когда инспектор имеет доступ к витрине данных, где по определенному алгоритму выкладывается нужная информация, либо допустить инспектора удаленно непосредственно в учетную систему. Мы специально развиваем разные способы коммуникации, чтобы понять, какие из них выживут в конкуренции.

Марина Крашенинникова: Приоритетным для нас является удаленный доступ к информационной системе, будь то система бухгалтерского учета или аналитическая витрина. Классический обмен данными через телекоммуникационные каналы связи и операторов электронного документооборота никто не отменял, но работа через оператора опять приводит к тому, что налоговый орган работает с файлами и у него отсутствуют те функциональные возможности по обработке больших объемов информации, которые есть у организации.

От чего зависит тщательность проверки налогоплательщика и, соответственно, количество изучаемой информации?

Даниил Егоров: Определение налоговым органом того, насколько серьезно нужно погружаться в данные налогоплательщика базируется на матрице рисков, которая обрабатывается как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Учитываются, к примеру, риски некорректного определения налоговой базы, неполноты отражения доходов, необоснованного применения льготы. А наиболее существенными можно назвать риск участия в схеме уклонения от налогообложения, риск получения необоснованной налоговой выгоды и риск неправомерного возмещения налога из бюджета. Наряду с налоговыми рисками мы принимаем во внимание несколько других блоков, в частности, экономические условия (валютные риски, риски изменения цен на бирже), организационную структуру и бизнес-модель (риски операций с сомнительными контрагентами, риски ценообразования в группе взаимозависимых лиц).

Марина Крашенинникова: К моменту анализа матрицы рисков и контрольных процедур налогоплательщика мы имеем достаточно комплексное представление о том, какие риски вообще могут реализоваться. Мы проверяем, насколько полно идентифицированы риски налогоплательщика в отношении самого себя, просим налогоплательщика при этом ранжировать риски, чтобы оценить их уровни, смотрим описание контрольных процедур и их практическую выполнимость, насколько они регламентированы внутренними документами корпорации. Последнее показывает, что все процедуры действительно выполняются, и кто-то несет ответственность за их выполнение. Также мы обращаем особое внимание на уровень автоматизации контрольных процедур – это очень важно. Уровень автоматизации говорит о том, что контрольная процедура будет исполнена независимо от того, какой сотрудник придет или не придет на работу, то есть мы убираем влияние субъективного человеческого фактора. Это важный шаг, который необходимо осуществлять вообще до совершения каких-либо мероприятий в рамках налогового мониторинга.

Мы пытаемся инкорпорировать риск-ориентированный подход до достаточно детального уровня и смотреть прежде всего операции, которые действительно рисковые, а не проверять все целиком.

Насколько существенно сроки налогового мониторинга отличаются от сроков проведения обычной проверки?

Даниил Егоров: Если мы работаем с институтом выездной налоговой проверки, то получается четыре с лишним года, а срок налогового мониторинга составляет год и девять месяцев. Однако, что касается мотивированного мнения, сегодня мы не удовлетворены своей работой по нему. Оно составляется очень медленно – 115 дней, скорость должна быть другой. Для этого безусловно есть причины, потому что вся система притирается к модели, в которой мы не должны писать "таким образом, смотрите статью такую-то". В мотивированных мнениях должно быть ясно, как необходимо учесть ту или иную операцию, сделку. Но эти сроки необходимо сократить, для этого мы разрабатываем регламент взаимодействия в рамках формирования мотивированных мнений.

Марина Крашенинникова: Действительно, по срокам составления мотивированного мнения идет нарушение, но с обеих сторон – и налогового органа, и налогоплательщика, потому что в рамках рассмотрения мотивированных мнений 46 дней у нас уходит на то, чтобы дозапросить документы у налогоплательщика для рассмотрения запроса. Это тоже много, с учетом того, что организация, предоставляя запрос, вроде как уже должна все документы изначально подготовить. Кроме того, несмотря на то, что мотивированное мнение выносится налоговым органом, некоторые вопросы, по которым идет запрос, напрямую не регулируются службой. Например, по одному из запросов Банк России уже 89 дней формирует свою позицию, и здесь мы целиком зависим от сроков его ответа. Есть небольшая коллизия – сроки прописаны в НК РФ [ч. 5 ст. 105.26 НК РФ. – ГАРАНТ.РУ], а у других органов исполнительной власти этих сроков нет. Безусловно, заставить их дать нам ответ в течение 30 дней мы не можем. Данный вопрос мы тоже пытаемся урегулировать, но проблема есть, и к ней нужно быть готовым.

В каких направлениях планируется развивать новый институт?

Даниил Егоров: Предстоит обсудить, нужна ли стандартная процедура захода налогового органа в данные налогоплательщика и нужен ли стандарт налогового файла. Если поймем, насколько это необходимо в работе, требования к стандартному файлу появятся ориентировочно к III кварталу 2018 года. Совсем интересное отдаленное будущее – сертификация данных учетных систем. То есть если мы проверили, как работает какая-то сертифицированная учетная система, то претензии у нас могут быть только к самим себе, если она работает по тем стандартам, по которым сертифицирована.

У нас в работе рекомендации по оценке эффективности налогового мониторинга (III квартал 2017 года). От этого зависит целеполагание, иначе будем находиться под риском разного понимания целей и задач этого института. Также мы готовим рекомендации по составлению запросов для мотивированного мнения (I квартал 2018 года) и рекомендации по проведению налогового мониторинга (IV квартал 2017 года).

С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2022 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса. Рассказываем в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.


Что такое налоговый мониторинг

Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.

Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ. Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации.

Участники налогового мониторинга

На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, с 2022 года требования будут снижены, изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ.


Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/323@;
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@.

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/323@.

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2020 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Как проходит мониторинг

Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.

Налоговики имеют право:

  • запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
  • привлекать специалистов и экспертов.

Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:

  • в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
  • в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.

На подготовку документов у организации есть 10 дней. Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут.

Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков.

Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.

Если налоговики обнаружат несоответствия по исчислению или уплате налогов и сборов — они отправляют мотивированное мнение в течение 5 рабочих дней. Когда сомнения есть у самой организации, она запрашивает мотивированное мнение у налоговой инспекции. Если у организации остались не исполненные мотивированные мнения, не позднее 1 декабря следующего за контрольным года налоговики должны об этом сообщить.

1. Что такое налоговый мониторинг организации?

Налоговый контроль (мониторинг) – мероприятие направленное на исполнение НК РФ, а в частности мер, предусмотренных главой 14 НК РФ.

Для этих целей в 1С Управлении холдингом 8 в подсистеме "Корпоративные налоги" существует раздел "Налоговый мониторинг". На практике данная база является копией основной информационной базы, в которой ведется учет, и предназначена для работы налоговых инспекторов. С помощью типового встроенного механизма производится публикация в копии. Данный механизм позволяет:

· определить точный набор данных вплоть до реквизита;

· произвести выгрузку данных только тех организаций, по которым производится налоговый мониторинг.

Подсистема налогового мониторинга выполняет следующие основные функции в Управление холдингом 8:

· позволяет выстроить связь с межрегиональной налоговой инспекцией;

· осуществить публикацию данных для проведения налогового мониторинга;

· выстроить процедуры внутреннего контроля в области данных бухгалтерского и налогового учета 1С;

· сформировать расшифровку налоговых деклараций 1С, регламентированных отчетов вручаемые налоговому инспектору.

2. Рабочее место Налогового инспектора в 1С УХ

В 1С УХ предопределена роль налогового инспектора. Доступ инспектора ограничен, тем не менее в системе предусмотрен весь необходимый функционал:

· доступ к бухгалтерской отчетности, а также декларациям и регистрам бухгалтерского учета в 1С;

· возможность направления запросов с вложениями в режиме реального времени для получения разъяснений от налогоплательщика.

В рамках данного рабочего места пользователь имеет доступ:

· к регламентированной отчетности;

· к запросам направленные в рамках налоговой инспекции;

· к отчетам, аналитическим расшифровкам.

Рисунок 1 Панель налогового инспектора

Из данного рабочего места в УХ 8 возможно осуществление контроля и выполнения запросов.



Рисунок 2 Проверка наличия документов

Рисунок 3 Проверка ошибок в учете

Выбрав любой документ доступный в панели и зайдя в него, инспектор может сформировать запрос.

Рисунок 4 Накладная



Рисунок 5 Декларация по налогу на прибыль

После выбора кнопки «Запрос налогового мониторинга» 1С формирует запрос, в котором автоматически заполняются следующие поля:



Рисунок 6 Запрос данных



Рисунок 7 Журнал взаимодействия

По работе инспектора производится протоколирование и запись действий, которые можно посмотреть в отчете.

Рисунок 8 Отчет о работе налогового органа



Рисунок 9 Отчет о работе запросной системы

3. Рабочее место бухгалтера по корпоративным налогам

В рабочем месте бухгалтер может работать с поступившими запросами, формировать ответы и публиковать данные налогового мониторинга организации.

Для просмотра запросов необходимо перейти в подсистему "Корпоративные налоги" в раздел "Налоговый мониторинг" и выбрать " Запросы данных налогового мониторинга".



Рисунок 10 Запрос налогового мониторинга

Далее по кнопке "Ответ на запрос" формируем ответ. В данном документе возможно произвести вложение файла, а в нижней части документа сформировать сам ответ.



Рисунок 11 Ответ на запрос

Для просмотра классификаторов необходимо перейти в подсистему Корпоративные налоги, раздел "Налоговый мониторинг" в 1С и выбрать "Классификаторы налогового мониторинга".

Данная обработка предлагает гиперссылки на следующие справочники и регистры:

· справочник "Виды Запрашиваемой Отчетности Налогового Мониторинга";

· справочник "Главы Налогового Кодекса Налогового Мониторинга";

· справочник "Основания Для Запроса Налогового Мониторинга";

· регистр сведений "Действия Пользователя Налогового Мониторинга".

Рисунок 12 Справочник Виды Запрашиваемой Отчетности Налогового Мониторинга

Справочник "Главы Налогового Кодекса Налогового Мониторинга" имеет как предопределенные значения, так и предоставляет возможность добавлять необходимые значения.

Рисунок 13 Справочник Главы Налогового Кодекса Налогового Мониторинга



Рисунок 14 Справочник Основания Для Запроса Налогового Мониторинга

Донастройка этих классификаторов позволяет при необходимости изменять перечень оснований для запроса проведения налогового мониторинга, вид запрашиваемого отчета налогового мониторинга организации, коды глав НК.

Для публикации данных необходимо перейти в раздел "Налоговый мониторинг" в 1С и выбрать "Публикация данных Налогового мониторинга".



Рисунок 15 Окно настройки обмена

Далее необходимо настроить правила обмена, в которых можно указать организации и данные по этим организациям, которые будут выгружены в копию базы для налогового инспектора.



Рисунок 16 Правила обмена

Отчет о запросной системе представлен на Рисунке 9.

Вывод

Как мы видим, функционал 1С Управление Холдингом 8 версии 3.1 позволяет нивелировать риски, связанные с налоговым контролем и мониторингом, организовать прозрачный процесс формирования и контроля данных, предоставляемых в корпоративной отчетности.

Выступая на мероприятии в Москве в октябре 2019 года, Константин Новоселов, заместитель начальника Контрольного управления ФНС России, рассказал о влиянии технологий на развитие налогового контроля.

Содержание

По итогам работы налоговых органов за 8 месяцев 2019 года в консолидированный бюджет РФ поступило более 15 трлн. рублей, что на 10,9% или 1,5 трлн. рублей больше, чем в аналогичном периоде 2018 года. При этом в федеральный бюджет поступило 8,3 трлн. рублей (рост на 10,6% или 800 млрд. рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Высокие темпы поступлений, по оценке ведомства, демонстрируют все основные налоги: налог на прибыль, НДС, НДФЛ и налог на добычу полезных ископаемых.

В 2020 году ФНС планируется продолжить глобальный вектор контрольной работы, который был задан ранее, плановую работу по тем же направлениям, что и в прошлые годы. Вместе с тем, существенно наращиваются возможности ИТ-систем ведомства. Именно они сегодня оказываются первым звеном в контролирующем взаимодействии налоговой службы с корпоративными налогоплательщиками.

Основные направления развития контрольной деятельности ФНС России

По словам Константина Новоселова, ФНС системно занимает позицию снижения административной нагрузки на бизнес и последовательно осуществляет соответствующие мероприятия. Так, за 8 месяцев 2019 года количество выездных проверок сократилось на 35%: если за 8 месяцев 2018 года было проведено 9,4 тыс. проверок, то за 8 месяцев 2019 года - 6100.



Один из основных документов, которыми руководствуется служба, - «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», разработанный Министерством финансов РФ. Он, в частности, определяет ряд системных мер, направленыых на стимулирование инвестиций. Среди них важное значение имеет формирование справедливых конкурентных условий.

«

»

Новоселов также подчеркнул, что в этом стратегическом ключе и министерство финансов, и ФНС, и другие институциональные организации реализовывают мероприятия по улучшению администрирования доходов бюджетной системы. Что касается ФНС, в частности, это ведомство рассматривает в качестве основного инструмента улучшения налогового администрирования системы цифровизации деятельности.

«

»

Один из позитивных результатов такого подхода, полагают в ведомстве, заключается в формировании новой тенденции: рост добровольных поступлений по результатам контрольно-аналитической работы налоговых органов. Подразумевается ситуация, когда налоговый орган, изучив результаты аналитической обработки данных по компании, направляет налогоплательщику требование с предоставлением пояснений, задает перечень вопросов. А бизнес, увидев риски, в добровольном порядке уточняет свои налоговые обязательства. В результате дополнительные денежные средства поступают в бюджет без проведения выездных налоговых проверок.

Доля таких поступлений по итогам 8 месяцев 2019 года достигла 39%, показав рост на уровне 22% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

За счет роста налоговой дисциплины удалось значительно снизить административную нагрузку, уверен Константин Новоселов. Например, в 2018 году количество проверок по сравнению с 2017 годом снизилось на 30%: сегодня, по оценке специалиста, выездными проверками охвачено всего два налогоплательщика из 1 тыс., а по малому бизнесу, который использует специальные налоговые режимы, ФНС проверяет одну компанию из 4 тыс.

«

»

Чиновник разъясняет, в чем заключается смысл такого стимулирования: это экономия на санкциях. Если в ходе выездной проверки заходит речь о применении схем уклонения от уплаты налогов, то, как правило, эти действия оцениваются как умышленные и подлежат штрафу размере 40%, а не 20%, как в случае с добровольным уточнением налоговых обязательств.

В зоне особого внимания ФНС – задача повышения собираемости зарплатных налогов. Кроме того, планируется дальнейшее развитие налогового мониторинга - новой формы налогового контроля, которая дает возможность крупным компаниям поддерживать расширенное информационное взаимодействие с налоговым органом, включая доступ к данным компании в режиме реального времени.

По данным Константина Новоселова, 52 крупные компании планируют присоединиться к проекту налогового мониторинга в 2020 году.

«

»

По его оценке, этот механизм фактически позволяет реализовать риск-ориентированный подход на транзакционном уровне и проверять только те операции, которые содержат элементы риска.

Интеграция данных для работы контрольного блока ФНС России

Работа по интеграции данных для аналитической обработки данных налогоплательщиков началась несколько лет назад в рамках работ по созданию единой информационной среды налоговых и таможенных органов на базе информационных систем ведомств. ФНС совместно с таможенной службой создает национальный сегмент прослеживаемости импортных товаров: это позволит оперативно выявлять случаи их незаконного ввоза и оборота, а также пресекать раздувание среднерыночных цен.

Новая система позволит идентифицировать товарные потоки по номенклатуре. На первом этапе будет прослеживаться 10 товарных групп: транспортные средства промышленного назначения, промышленное оборудование, мониторы и проекторы, холодильники и холодильное оборудование, стиральные и посудомоечные машины, детские коляски и кресла для автомобилей.

Важное направление интеграции данных – использование информации, которая поступает в ФНС в рамках автоматического обмена ею с другими странами. Сегодня, по словам Константина Новоселова, она приходит из более, чем 60 стран, включая Кипр, Люксембург, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Маврикий, Сейшельские острова. По итогам 2018 года к списку добавятся такие важные юрисдикции, как Австрия, Панама, Швейцария, Латвия и другие.

«

»

Он добавил, что с 2020 года экономить на уплате налогов при выплатах за рубеж станет сложнее, потому что 1 мая 2019 года был подписан федеральный закон № 79-ФЗ «О ратификации многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения».

«

»

ИТ в борьбе с фирмами-однодневками

Количество компаний с признаками фирмы-однодневки, по оценке ведомства, составляет сегодня около 4% от общего количества юридических лиц, зарегистрированных в ЕГРЮЛ. Для такого анализа используется, в первую очередь, разработанная в ФНС система анализа НДС (АСК НДС 2), а также система, работающая с онлайн-данными контрольно-кассовой техники.

«

»

Появление такого стандарта, полагает чиновник, существенно активизировало деятельность по созданию саморегулируемых организаций (СРО) в ряде сегментов экономики. В частности, создана ассоциация добросовестных участников зернового рынка агропромышленного комплекса РФ, которая уже насчитывает более 8 тыс. участников. Ведется также отраслевой проект по повышению прозрачности рынка клининга и технической эксплуатации. В рамках него в мае начал функционировать реестр добросовестных facility-операторов. Это означает, что заказчики могут оценить потенциальных контрагентов еще на стадии выбор оператора услуг. Кроме того, у участников рынка появился стимул для повышения открытости, отмечает Константин Новоселов.

Стимулирование открытости данных со стороны компаний

Согласно нынешнему законодательству, ФНС России предоставляет данные об отдельных показателях финансово-хозяйственной деятельности профессиональных участников рынка, которые дали согласие на публичное раскрытие этой информации. Кроме того, следует иметь в виду, что налоговой тайной не являются сведения, которые не перечислены в ст. 102 Налогового кодекса «Налоговая тайна», например, сведения по налоговой нагрузке в части уплачиваемых налогов, по выручке и т.д. Эти данные широко используются различными онлайн-сервисами. Фактически любой желающий может самостоятельно проанализировать, какую налоговую нагрузку несет та или иная компания.

Компании, участники вышеуказанных СРО, например, добровольно раскрывают некоторые дополнительные данные о показателях финансово-хозяйственной деятельности.

«

»

Сервисы прозрачности бизнеса ФНС

ФНС планирует обеспечить доступность данных, которые тот или иной налогоплательщик решил открыть миру, всем пользователям услуг ведомственного сайта. В частности, предполагается сделать ее доступной через личный кабинет налогоплательщика как логичное продолжение уже работающего информационного сервиса «Калькулятор налоговой нагрузки». Калькулятор позволяет оценить, например, как выглядит собственная компания или потенциальный контрагент с точки зрения налоговой нагрузки по тому или иному виду экономической деятельности. Он входит в состав комплексного сервиса «Прозрачный бизнес», который предоставляет в концентрированном виде всю открытую информацию, которая есть на сайте ФНС по тому или иному юридическому лицу.

Всего на сайте ФНС доступно более 50 электронных сервисов. Ряд низ них образует отдельный блок «Проверьте, не рискуете ли вы или ваш бизнес».

Оценка благонадежности компании

Тема проверки добросовестности контрагента в русле цифровизации аналитической деятельности ФНС приобретает новое звучание. Ранее этот вопрос был четко описан в постановлении пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В нем с самого начала устанавливалось: «Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны». Понятие должной осмотрительности контрагента рассматривалось в контексте данной нормы как обязательное требование, которому должна следовать любая компания.

Современная, так называемая, «антиуклонительная» статья 54.1 Налогового кодекса, которая введена федеральным законом №163-ФЗ от 18.07.2017, такого понятия в явном виде не использует.

«

»

Ведомство предоставляет на своем сайте доступ пользователям ко всем сведениям, которые являются открытыми.

«

»

Само ведомство ведет постоянную аналитическую работу по выявлению зон налоговых рисков, используя всю доступную информацию, включая анализ взаимоотношений межу компаниями, которые связаны с формированием налоговой базы.

В основу аналитических правил положена концепция системы планирования выездных проверок, которая была сформирована еще в 2007 году. Она включает 12 критериев, которые ведомство рекомендует, в частности, для самостоятельной оценки рисков налогоплательщиком:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.;
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами);
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Как рассказал Константин Новоселов, деятельность компаний автоматически анализируется в соответствии с этими критериями. По результатам обработки данных формируется перечень компаний с наибольшими налоговыми рисками. Далее по ним проводится детальный анализ товарных потоков, денежных потоков и др. Эта работа выполняется также с помощью специального ПО. Например, специальный внутренний сервис службы позволяет анализировать в автоматизированном режиме банковские выписки налогоплательщиков.

«

»

Особое внимание ФНС уделяет 12-му критерию - деятельности с высоким налоговым риском. Он охватывает анализ ситуаций, связанных с взаимодействием с фирмами-однодневками. Для выявления таких взаимосвязей используется также система АСК НДС 2, которая позволяет увидеть «налоговые разрывы».

«

»

В результате компания может стать объектом внимания ФНС из-за того, что она оказалась включена в цепочки «подозрительных» бизнес-связей.

Чиновник призывает контролировать такие ситуации и самостоятельно проверять своих контрагентов на благонадежность. Процесс проверки начинается с анализа выписки ЕГРЮЛ или ЕГРИП, но, конечно, присутствие в соответствующем реестре не гарантирует добросовестность автоматически. Следует изучить другие параметры деятельности, на которые также обращает внимание налоговая служба. Например, на адрес регистрации контрагента. Если он совпадает с адресом массовой регистрации или фактическое местонахождение не совпадает с адресом регистрации, это должно вызвать сомнения в благонадежности. ФНС в таком случае делает в своих данных соответствующую пометку и учитывает при анализе.

Кроме того, чиновник рекомендует использовать информационные сервисы государственных структур: ресурс Федеральной службы судебных приставов, единый федеральный реестр сведений о банкротстве, единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов, картотека арбитражных дел, реестр недобросовестных подрядных организаций.

«

»

Судебная практика по «антиуклонительной» статье Налогового кодекса

Ведомство работает в рамках данной правовой нормы более двух лет, и судебная практика по этому направлению только формируется.

ФНС разъясняет: статья говорит о том, что компания имеет право отразить в расходах по налогу на прибыль и в вычетах по НДС затраты по сделке, если целью этой сделки не является уход от уплаты налогов. Причем, сделка должна фактически соответствовать норме закона, а не быть формальной. То есть, если налогоплательщик создает фиктивный документооборот для уклонения от уплаты налогов, то, поясняет Новоселов, закон нарушается. Поскольку речь идет о такой тонкой материи, как соответствие не букве, а духу закона, ФНС пристально следит за формирующейся судебной практикой.

По данным ведомства, около 70 судебных дел такого плана прошли рассмотрение по существу в судах первой инстанции, и в подавляющем количестве случаев решения приняты в пользу налоговых органов. Три определения из этих судебных актов дошли уже до Верховного суда РФ, и суд отказал в передаче дел в судебную коллегию по экономическим спорам, рассказывает Константин Новоселов:

Читайте также: