Корабельный налог в россии

Опубликовано: 26.04.2024

Один из самых часто задаваемых вопросов, с которым моряки обращаются в Российский профессиональный союз моряков (РПСМ), касается уплаты налогов членами экипажей судов под иностранным флагом. Профсоюзные юристы провели их мониторинг, отобрали самые популярные и дали на них ответы. Получилось нечто вроде юридической консультации.

– В каких случаях моряк, работающий у иностранных судовладельцев обязан платить налог на доходы физических лиц (НДФЛ)?

– Плательщиками НДФЛ признаются две категории физических лиц (п. 1 ст. 207 НК РФ):

  • физические лица – налоговые резиденты РФ;
  • физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы в РФ.

О том, кто такие налоговые резиденты, говорится в п. 2 ст. 207 НК РФ. Это физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Соответственно, лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не являются налоговыми резидентами РФ.

Налоговые резиденты РФ обязаны платить НДФЛ как с доходов от источников в РФ, так и с доходов от источников за пределами РФ.

Заметим, что в соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 208 Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 228 НК РФ физические лица – налоговые резиденты, получающие доходы от находящихся за пределами Российской Федерации источников, исчисление, декларирование и уплату НДФЛ производят по завершении налогового периода самостоятельно. Налоговым периодом признается календарный год.

Лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются плательщиками НДФЛ только в отношении доходов, полученных от источников в РФ (п. 1 ст. 207, ст. 209 НК РФ). С доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, НДФЛ в этом случае не уплачивается.

Таким образом, если моряк работает за рубежом, но при этом является налоговым резидентом РФ, то с полученного им дохода от этой работы он обязан уплатить НДФЛ.

Если моряк не является налоговым резидентом, то в этом случае с полученного им дохода от иностранного судовладельца НДФЛ не уплачивается. Моряк, не являющийся налоговым резидентом обязан будет оплатить НДФЛ только в случае, если он получил доход от источника в РФ, например, устроившись на работу в России в свободное от работы у иностранного судовладельца время.

Налоговый статус моряка, работающего у иностранного судовладельца, устанавливается по итогам налогового периода (календарного года), на основании которого определяется налогообложение его доходов, полученных за налоговый период.

– Как посчитать период в 183 календарных дня при определении статуса резидентства?

– Указанный период определяется путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в России. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских

По мнению контролирующих органов, календарные даты приезда на территорию РФ и отъезда за пределы РФ включаются в количество дней фактического нахождения в России.

– По какой налоговой ставке должен взиматься НДФЛ?

– Если моряк является налоговым резидентом РФ, то его доходы от трудовой деятельности у иностранных судовладельцев будут облагаться по налоговой ставке в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Если моряк не является налоговым резидентом, то в случае получения им доходов от источников в РФ он обязан будет оплатить налог по ставке 30%.(п. 3 ст. 224 НК РФ).

– Надо ли декларировать свои доходы?

– В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ моряк, работающий за рубежом и являющийся налоговым резидентом РФ с полученного им дохода от этой работы обязан по окончании налогового периода (календарного года) самостоятельно не только исчислить и уплатить НДФЛ, а также представить декларацию по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) в налоговый орган.

– Какие сроки установлены для подачи декларации и уплаты налога?

– Декларацию по НДФЛ необходимо подать не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода. Если 30 апреля приходится на выходной день, то декларацию нужно представить не позднее ближайшего рабочего дня (п. 1 ст. 229, п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Срок подачи декларации не переносится на ближайший рабочий день, если 30 апреля выпадает на праздничный день, установленный законом субъекта РФ.

Декларацию нужно подать в налоговую инспекцию по месту жительства (п. 3 ст. 228 НК РФ).

Уплатить сумму налога, которую рассчитана и указана в декларации, нужно не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода (п. 4 ст. 228 НК РФ).

Реквизиты для уплаты налога следует уточнить в налоговой инспекции по месту жительства. Сформировать платежный документ можно воспользовавшись сервисом "Уплата налогов физических лиц", либо уплатить налог, воспользовавшись личным кабинетом налогоплательщика на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

– Может ли моряк подать декларацию, рассчитать и уплатить налог через своего представителя?

– Это может сделать как сам моряк лично, так и через представителя, по почте или через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Если моряк сдает декларацию лично, то следует подготовить ее в двух экземплярах. Один экземпляр останется в инспекции, а на втором инспектор поставит отметку о принятии с указанием даты приема и вернет его моряку.

Если декларацию подает представитель, то у него должна быть нотариально удостоверенная доверенность от моряка (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Если моряк отправляете декларацию по почте, это нужно сделать ценным письмом с описью вложения. Датой сдачи декларации в таком случае будет являться дата отправки письма (п. 4 ст. 80 НК РФ).

– Может ли моряк зачесть тот налог, который он заплатил за рубежом, в счет уплаты НДФЛ в России?

– По общему правилу сделать так он не может. Налог, уплаченный за рубежом с полученных там доходов, не засчитывается при уплате НДФЛ налогоплательщиком-резидентом в России (п. 1 ст. 232 НК РФ).

Исключением являются случаи, когда положение о таком зачете предусмотрено соответствующим договором (соглашением) Российской Федерации об избежании двойного налогообложения. Это следует из ст.7 и п. 1 ст. 232 НК РФ. Если с иностранным государством договор об избежании двойного налогообложения не действует или он не заключался, то налог с одного и того же дохода придется заплатить дважды: за рубежом и в России

– Если я не буду платить НДФЛ, узнают ли об этом налоговые органы? Каковы будут их действия, и что мне делать?
– Что ответить? Все тайное рано или поздно становится явным. О неуплате НДФЛ вполне может стать известно фискальным органам. Если налоговый орган, проанализировав вашу ситуацию, предположит, что имеет место нарушение налогового законодательства, вам направят письмо с просьбой явиться в налоговую инспекцию, дать соответствующие объяснения, предоставить документы (контракты, справки, ведомости). В дальнейшем вам предложат добровольно заплатить сокрытый вами НДФЛ, а также пени и штрафы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Если Вы не заплатите добровольно указанные суммы и не оспорите их в установленном порядке, то налоговые органы обратятся в суд по месту вашего жительства с заявлением о взыскании задолженности за счет вашего имущества (п. п. 1, 2 ст. 48 НК РФ).

Составление декларации о доходах, расчет налога содержит немало законодательных нюансов и тонкостей. Чтобы правильно рассчитать налог необходимо знать: какие доходы не подлежат налогообложению, на какие налоговые вычеты (стандартные, социальные, имущественные и др.) моряки имеют право, заключен ли Российской Федерацией договор об избежании двойного налогообложения с государством, под флагом которого плавает морское судно, на борту которого работал моряк. В этой связи, за помощью моряки могут обратиться в одну из региональных организаций РПСМ.

За владение любым транспортным средством, включая маломерные суда с двигателями, предусмотрен специальный налог, предусмотренные Налоговым Кодексом РФ. Причем, с начала 2020 года ставки налога на яхту или катер изменились. Актуальные базовые тарифы и принцип начисления налога можно найти в статье 361 «Налоговые ставки» главы 28 «Транспортный налог» НК РФ. Но несколько строк сухого юридического текста оставляют у владельцев судов массу вопросов. На основные из них мы ответим в нашей статье.

Налог на яхту

  1. Размер налога на яхту, катер или моторную лодку одинаков? Ответ: нет. Для начисления налога значение имеет наличие или отсутствие у плавсредства паруса и мощного мотора. Так, лодки на веслах или с мотором мощностью до 8 кВт (10,8 «лошадок») можно не регистрировать и налог с них не уплачивать. А в случае с катерами, моторными лодками и другими водными ТС с мощностью двигателя свыше 5 кВт – регистрация обязательна, как и уплата налога. В отдельную категорию выделены яхты и другие парусно-моторные суда. Тут базовая ставка налога выше. Фактически, вы заплатите и за двигатель, и за ветер в парусах (ну чем не на «налог за воздух»?).
  2. Учитывается ли мощность двигателя катера, как в случае с автомобилями? Ответ: да. Налоговым кодексом предусмотрена умеренная ставка на катера и моторные суда с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно – по 10 рублей за «коня». И удвоенная ставка на «движок» катера более 100 л.с. Аналогичный принцип расчетов налога на яхты. По 20 рублей будет стоить каждая «лошадка» до сотни и по 40 рублей – при мощности яхтенного мотора свыше 100 л.с. Итак, сумма налога получается умножением тарифа на количество «лошадок», уместившихся в моторе. На всякий случай напоминаем, что в 1 киловатте 1,36 лошадиных сил.
  3. Почему в разных регионах разные ставки налога на яхту, и они совсем не такие, как в законе? Налоговые ставки, указанные в статье 361 НК РФ, по решению регионального правительства могут быть изменены как в большую, так и в меньшую сторону, но не более чем в десять раз. Т.е. минимально за 1 л.с. катера можно назначить 2 рубля, максимально – при мощнейшем двигателе яхты – до 400 рублей за 1 л.с. Помимо учета мощности мотора, каждый субъект РФ может применять дополнительные повышающие или понижающие коэффициенты в зависимости от класса экологичности судна, его возраста и места производства (могут присутствовать льготы для катеров и яхт, собранных на отечественных верфях). Таким образом, сколько конкретно заплатит владелец судна, зависит от того, где он прописан. Например, житель Татарстана, имеющий в собственности роскошную яхту с двигателем 300 л.с., за 2020 год должен будет внести в казну 60 000 рублей (в расчете 200 рублей за каждую «лошадку»). А его коллега по яхт-клубу с самарской пропиской – за владение той же яхтой заплатит уже 90 000 рублей (300 рублей / 1 л.с.). В то же время, налог на катер в обоих регионах одинаковый. Например, за владение кабинным катером Velvette 23 Active Sedan с двигателем в 200 л.с. и в Казани и в Самаре надо будет заплатить 20 000 рублей.
  4. Как рассчитать транспортный налог на яхту? В интернете можно найти специальные калькуляторы для расчета транспортного налога. Выбрав регион, тип ТС и указав мощность двигателя, пользователь получает предварительную сумму налога. Расчет будет верным, если в программу загружены актуальные и достоверные налоговые ставки. Для верности можно попробовать ввести данные не в один, а сразу в два-три таких калькулятора. Или уточните налоговую ставку на сайте регионального отделения налоговой службы и умножьте ее на количество «лошадок» самостоятельно.
  5. В каких регионах самый низкий и самый высокий налог на яхту или катер? Самые низкие налоги на текущий момент в Ненецком автономном округе - 2 рубля с 1 л.с., в Мурманской области - 5 рублей за 1 л.с. и Иркутской области – 6,9 рублей. Относительно дешево владеть катером в Новосибирской области. Местные налоговики потребуют по 10 рублей за лошадиную силу, если мощность мотора менее 100 л.с. и 50 рублей за лошадиную силу – для более мощного мотора. Умеренные тарифы можно найти в Крыму и Севастополе. Здесь одна лошадиная сила стоит от 20 рублей для катерного и от 30 рублей – для яхтенного мотора. Соседний Краснодарский край установил налоговые ставки на катера 30 рублей для маломощных моторов и 100 рублей – для моторов свыше 100 «лошадок».

А в некоторых субъектах, например, в МО, Владимировской, Тамбовской или Курской области, налог максимальный. Он в 10 раз превышает базовую ставку и составляет 100 рублей за 1 лошадиную силу при мощности катерного мотора до 100 л.с., и 200 рублей с 1 л.с., если мощность силового агрегата превышает 100 л.с. А вот в Москве одна лошадиная сила катера «стоит» от 40 рублей, яхты – от 80 рублей. Вероятно, это вызвано массой ограничений по использованию москвичами своих плавсредств в акватории данного региона. Фактически, чтобы прокатиться по водной глади, им приходится везти катер или яхту в другой регион или постоянно содержать его там.

  • Когда платить налог на яхту? Транспортный налог, как и большинство имущественный налогов, начисляется по завершении года. Т.е. за 2020 год его начисляют в 2021 году. А с оплатой налога, при желании, можно протянуть аж до декабря 2021 года. Но не позже – иначе будут начислены пени.
  • Как быть, если владеешь судном менее года? Если вы приобрели яхту в июне, то обязанность платить за нее налог у вас тоже начинается с июня. При расчете суммы налоговый орган учет только месяцы фактического владения судном, с округлением до полумесяца. Например, если покупка совершена 10 июня, то налог за яхту вы заплатите за 7 месяцев (округление в большую сторону), а если 16 июня и позже – то вам зачтут 6,5 месяцев владения.
  • Если у вас остались вопросы, связанные с приобретением или эксплуатацией яхты – задайте их специалистам Velvette Marine по телефону или в любом удобном мессенджере.

    caution

    Уважаемые покупатели! В связи с колебаниями курса валют, идет обновление цен на выпускаемую продукцию и весь ассортимент товаров. Указанные на сайте цены могут отличаться от действительных. Просьба уточнять стоимость у менеджеров отдела продаж компании Velvette Marine.

    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу о порядке учета расходов и доходов организации, эксплуатирующей суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, для целей налогообложения прибыли организаций сообщает следующее.

    В соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС). Для целей главы 25 Кодекса под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг

    Согласно пункту 48.5 статьи 270 Кодекса к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией и реализацией судов, зарегистрированных в РМРС.

    Таким образом, указанные выше положения Кодекса относятся к судам, зарегистрированным в РМРС, используемым для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации.

    Учитывая изложенное, если судно используется для осуществления каботажных рейсов, то есть пункт отправления и пункт назначения находятся в пределах Российской Федерации, то положения подпункта 33 пункта 1 статьи 251 Кодекса и пункта 48.5 статьи 270 Кодекса не применяются.

    Доходы и расходы, относящиеся к использованию судов, зарегистрированных в РМРС, для каботажных перевозок, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 Кодекса.

    Одновременно доводим до вашего сведения, что согласно подпункту 33.2 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и зарегистрированных в РМРС. При этом под эксплуатацией таких судов в целях настоящего подпункта понимается их использование для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки и обеспечения указанных услуг и видов деятельности независимо от расположения пункта отправления и (или) пункта назначения, а также сдача таких судов в аренду для данного использования.

    Налог на прибыль для судовладельцев

    В Российском международном реестре судов (РМРС) регистрируются суда, осуществляющие международные перевозки, и используемые для перевозок по территории РФ. Перевозки по территории РФ называются каботажными.

    Минфин России разъясняет, что не применяются положения подпункта 33 пункта 1 статьи 251 и пункта 48.5 статьи 270 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), если судно, зарегистрированное в РМРС, осуществляет перевозки в Российской Федерации. Доходы и расходы в таком случае учитываются в целях определения базы по налогу на прибыль в общем порядке, установленном главой 25 НК РФ.

    Напомним, что в целях указанных норм под эксплуатацией понимается:

    • перевозка грузов, пассажиров и их багажа;
    • оказание иных услуг, связанных с перевозкой;
    • сдача судов в аренду для оказания вышеотмеченных услуг.

    Доходы не учитываются, если пункт отправления и (или) пункт назначения перевозимых грузов, пассажиров и багажа расположены за пределами России.

    Новшества 2012 года

    С 1 января 2012 года независимо от места расположения пунктов отправления и назначения не учитываются доходы от эксплуатации зарегистрированных в РМРС судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года (подп. 33.2 п. 1 ст. 251 НК РФ). Под эксплуатацией судов понимается их использование для:

    • перевозок грузов, пассажиров и их багажа;
    • буксировки;
    • обеспечения перевозок и буксировки;
    • сдача судов в аренду для указанных выше услуг и видов деятельности.

    Согласно новой редакции пункта 3 статьи 256 НК РФ исключаются из состава амортизируемого имущества суда, зарегистрированные в РМРС. Суда не признаются амортизируемым имуществом только на период их нахождения в реестре.

    С 1 января 2012 года в подпункт 33 пункта 1 статьи 251 НК РФ внесены изменения, согласно которым доходы судовладельцев от реализации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (РМРС), также не облагаются налогом на прибыль.

    Уточнен пункт 48.5 статьи 270 НК РФ. В перечень расходов, не учитываемых в целях налога на прибыль судовладельцами, включены затраты, связанные с реализацией судов, зарегистрированных в РМРС.

    Морские суда, подлежащие государственной регистрации, относятся к недвижимым вещам (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ) и в бухгалтерском учете учитываются в составе основных средств.

    Выручка от продажи объекта основных средств признается в составе прочих доходов в сумме, установленной договором купли-продажи (п. 7, 10 1, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

    Как сказано выше, морские суда признаются недвижимым имуществом, следовательно, доход признается на дату государственной регистрации права собственности покупателя на судно.

    При продаже объекта ОС организация отражает его выбытие и списывает его стоимость с бухгалтерского учета (п. 29 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

    Для учета выбытия объектов ОС к счету 01 "Основные средства", на котором отражена первоначальная стоимость объекта ОС, может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации, отраженная на счете 02 "Амортизация основных средств". Остаточная стоимость объекта ОС признается прочим расходом организации на дату признания прочего дохода от продажи объекта ОС (на дату государственной регистрации права собственности на судно у покупателя) (п. 11, 19 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

    Прочие доходы и прочие расходы отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчета соответственно 91-1 "Прочие доходы" и 91-2 "Прочие расходы".

    Постоянные активы и обязательства

    В сумме амортизации, начисленной в бухгалтерском учете, ежемесячно возникают постоянные разницы и соответствующее постоянное налоговое обязательство (ПНО). ПНО отражается записью по дебету счета 99 "Прибыли и убытки", субсчет "Постоянное налоговое обязательство" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

    На дату реализации судна в налоговом учете отсутствует доход в сумме договорной стоимости, которая возникает в бухгалтерском учете. Поэтому организация признает постоянную разницу и соответствующий ей постоянный налоговый актив (ПНА). Возникновение ПНА отражается записью по дебету счета 68 и кредиту счета 99 «Прибыль и убытки», субсчет "Постоянные налоговые активы".

    Остаточная стоимость судна списывается в бухгалтерском учете в расход и участвует в формировании бухгалтерской прибыли, но не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В результате возникают постоянная разница (ПР) и соответствующее ей ПНО (п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

    Судно реализовано за 2 360 000 рублей (в т.ч. НДС 360 000 руб). Остаточная стоимость судна в бухгалтерском учете на дату реализации — 1 240 000 рублей.

    Дебет 62 Кредит 91-1

    - 2 360 000 руб. — отражена выручка от реализации судна;

    Дебет 68 Кредит 99

    - 472 000 руб. (2 360 000 руб. х 20%) - отражен ПНА;

    Дебет 91-2 Кредит 68 «НДС»

    - 360 000 руб. - начислен НДС;

    Дебет 91-2 Кредит 01-1

    - 1 240 000 руб. - списана в расход остаточная стоимость судна;

    Дебет 99 Кредит 68

    - 248 000 руб. (1 240 000 руб х 20%)- отражено ПНО.

    Транспортный налог на лодки и катера 2019

    Что такое транспортный налог читайте здесь.

    Еще раз перечислю важные моменты которые стоит помнить судоводителям:

    1. Плательщики транспортного налога (ТН) — это только те лица, на которые зарегистрированы суда.
    2. Налоговая база ТН на моторные водные транспортные средства — это мощность двигателя в лошадиных силах, умноженная на ставку транспортного налога за 1 лошадиную силу для данного ТС.
    3. С 2015 года Транспортный налог уплачивается собственником маломерного судна по ставкам того субъекта РФ, где зарегистрирован судовладелец (ст. 83 НК, пункт 5, пп. 2) даже если судно давно зарегистрировано в ГИМС другого региона.
    4. Физические лица должны уплачивать транспортный налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Поэтому транспортный налог за 2019 год нужно уплатить не позднее 01.12.2020 г. А в этом году не позднее 1 декабря мы должны уплатить транспортный налог за 2018 год.

    Ставки по лодкам и катерам приведены ниже.

    Ничего комментировать на этот раз не буду: где-то налоги повысились, в большинстве регионов остались на прежнем уровне. Обычный процесс.

    Если ставка транспортного налога была повышена по сравнению с предыдущим годом, рядом с её значением указано со знаком «+» абсолютное значение повышения и в скобках значение повышения в процентах.

    Некоторые регионы градируют ставки ТН более расширено, нежели дано в Налоговом кодексе для (до 100 л.с. и выше 100 л.с.). Такие ставки вынесены в раздел «Особые ставки» — сразу после основной таблицы.

    Ставки транспортного налога на лодки и катера за 2019 г. по субъектам РФ

    Код Субъект Российской Федерации Налоговая ставка, с каждой лошадиной силы, руб.
    до 100 л.с свыше 100 л.с.
    01 Республика Адыгея 30 10(50%) 50 10 (25%)
    02 Республика Башкортостан 1 50 100
    03 Республика Бурятия 7,4 55,5
    04 Республика Алтай 40 60
    05 Республика Дагестан 20 46
    06 Республика Ингушетия 10 20
    07 Кабардино-Балкарская республика 15 30
    08 Республика Калмыкия 53 108
    09 Карачаево-Черкесская республика 10 особ. ставки 2
    10 Республика Карелия 16 200
    11 Республика Коми 10 60
    12 Республика Марий Эл 30 90
    13 Республика Мордовия 70 200
    14 Республика Саха (Якутия) 10 15
    15 Республика Северная Осетия — Алания 20 40
    16 Республика Татарстан 50 100
    17 Республика Тыва 20,9 55
    18 Удмуртская республика 50 10(25%) 90
    19 Республика Хакасия 20 60
    20 Чеченская республика 30 15(100%) 70 38(119%)
    21 Чувашская республика 36 80
    22 Алтайский край 30 100
    23 Краснодарский край 30 200 100(100%)
    24 Красноярский край 12,5 100
    25 Приморский край особ. ставки 3 150
    26 Ставропольский край 30 70
    27 Хабаровский край 11 56
    28 Амурская область особ. ставки 4 100
    29 Архангельская область 26 52
    30 Астраханская область особ. ставки 5 100
    31 Белгородская область 100 200
    32 Брянская область 100 60(150%) 200 120(150%)
    33 Владимирская область 100 200
    34 Волгоградская область 24 115
    35 Вологодская область 15 100
    36 Воронежская область особ. ставки 6 100
    37 Ивановская область 30 80
    38 Иркутская область 6,5 39,5
    39 Калининградская область 69 138
    40 Калужская область особ. ставки 7 80
    41 Камчатский край 50 150
    42 Кемеровская область особ. ставки 8 16
    43 Кировская область 50 100
    44 Костромская область особ. ставки 9 200
    45 Курганская область 50 100
    46 Курская область 100 200
    47 Ленинградская область особ. ставки 10 200 50 (33%)
    48 Липецкая область 50 200
    49 Магаданская область 30 60
    50 Московская область 100 200
    51 Мурманская область 5 10
    52 Нижегородская область особ. ставки 11 100
    53 Новгородская область 50 200
    54 Новосибирская область 10 50
    55 Омская область 40 90
    56 Оренбургская область 55 5(10%) 105
    57 Орловская область 25 50
    58 Пензенская область 53 106
    59 Пермский край 30 14(88%) 50 19(61%)
    60 Псковская область 30 75
    61 Ростовская область 30 100
    62 Рязанская область 70 200
    63 Самарская область особ. ставки 12 100
    64 Саратовская область особ. ставки 13 200
    65 Сахалинская область 50 100
    66 Свердловская область 32,9 65,6
    67 Смоленская область 100 200
    68 Тамбовская область 100 200
    69 Тверская область 10 100
    70 Томская область особ. ставки 14 65
    71 Тульская область 57,8 2,8(5%) 115,5 5,5 (5%)
    72 Тюменская область 30 60
    73 Ульяновская область 30 85
    74 Челябинская область особ. ставки 15 100
    75 Забайкальский край 13 39
    76 Ярославская область особ. ставки 16 150 30 (25%)
    77 Москва 100 200
    78 Санкт-Петербург 50 200
    79 Еврейская авт.обл. особ. ставки 17 60
    83 Ненецкий автономный округ 2 20
    86 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра особ. ставки 18 140
    87 Чукотский а.о. 20 40
    89 Ямало-Ненецкий автономный округ 30 60
    91 Республика Крым 20 50
    92 Севастополь 20 70

    Особые ставки транспортного налога на лодки и катера в регионах

    1. Республика Башкортостан: применяется льготный тариф, действующий только на одно судно: до 100 л.с. -35 руб. с 1 л.с., свыше 100 л.с. — 75 руб.

    2. Карачаево-Черкесская Республика: до 100 л.с. — 10 руб.; 100-300 л.с. — 20 руб.; свыше 300 л.с. — 100 руб. с 1 л.с.

    3. Приморский край: до 50 л.с. 30 руб. с 1 л.с; 50-100 л.с. — 60 руб.; свыше 100 л.с. — 150 руб.; водные ТС до 3 лет мощностью до 50 л.с. советского и российского производства — 30 руб.; ТС 3-10 лет мощностью до 50 л.с. советского и российского производства — 15 руб.; ТС в возрасте свыше 10 лет мощностью до 50 л.с. советского и российского производства — 7,5 руб.; ТС в возрасте до 3 лет мощностью 50-100 л.с. советского и российского производства — 60 руб.; ТС в возрасте 3-10 лет мощностью 50-100 л.с. советского и российского производства — 30 руб.; ТС в возрасте свыше 10 лет мощностью 50-100 л.с. советского и российского производства — 15 руб.

    4. Амурская область: 50 л.с. — 30 руб. с 1 л.с.; 50-100 л.с. — 60 руб.; свыше 100 л.с. — 100 руб. с 1 л.с.

    5. Астраханская область: до 25 л.с. — 27 руб. с 1 л.с.; 25-100 л.с. — 40 руб.; свыше 100 л.с. — 100 руб. с 1 л.с.

    6. Воронежская область: до 25 л.с. — 10 руб. с 1 л.с.; 26-50 л.с. — 20 руб.; 51-100 л.с. — 30 руб.; свыше 100 л.с. — 100 руб. с 1 л.с.

    7. Калужская область: 12 л.с. — 6 руб. с 1 л.с.; 12-45 л.с. — 13 руб.; 45-100 л.с. — 40 руб.; 30-100 л.с. — 70 руб.

    8. Кемеровская область: до 60 л.с. — 8 руб. с 1 л.с.; от 60 л.с. — 16 руб. с 1 л.с.

    9. Костромская область: до 50 л.с. — 53 руб. с 1 л.с.; свыше 50 до 100 л.с. включительно — 57 руб.; свыше 100 л.с. — 200 руб.

    10. Ленинградская область: до 30 л.с. — 25 руб. с 1 л.с. (+25% по ср. с предыдущ. годом); свыше 30 до 100 л.с. — 70 руб. с 1 л.с. (+16,7% по ср. с предыдущ. годом); свыше 100 л.с. — 200 руб. с 1 л.с. (33,3% по ср. с предыдущ. годом)

    11. Нижегородская область: до 50 л.с. — 30 руб. с 1 л.с.; 50-100 л.с. — 50 руб.; свыше 100 л.с. — 100 руб. с 1 л.с.

    12. Самарская область: до 30 л.с. — 33 руб. с 1 л.с.; 30-100 л.с. — 51 руб.; свыше 100 л.с. — 100 руб. с 1 л.с.

    13. Саратовская область: до 30 л.с. — 20 руб. с 1 л.с.; 30-75 л.с. — 60 руб.; 75-100 л.с. — 100 руб.; свыше 100 л.с. — 200 руб. с 1 л.с.

    14. Томская область: до 25 л.с включительно — 19 руб.; свыше 25 до 100 л.с. включительно — 25 руб.; свыше 100 л.с. — 65 руб.

    15. Челябинская область: до 30 л.с. — 7,7 руб. с 1 л.с.; 30-100 л.с. — 50 руб.; свыше 100 л.с. — 100 руб. с 1 л.с.

    16. Ярославская область: до 25 л.с. — 40 руб с 1л.с.; 25-50 л.с. — 50 руб.; 50-100 л.с. — 60 руб.; свыше 100 л.с. — 150 руб. (+25% по ср. с предыдущ. годом) с 1 л.с.

    17. Еврейская автономная область: до 50 л.с. — 6 руб. с 1 л.с.; 50-100 л.с. — 27 руб.; свыше 100 л.с. — 60 руб. с 1 л.с.

    18. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра: до 70 л.с. — 20 руб. с 1 л.с.; 70-100 л.с. — 50 руб.; свыше 100 л.с. — 140 руб. с 1 л.с.

    Изменения внесены Федеральным законом от 30.09.2013 № 268-ФЗ и применяются с 01.01.2014 г.

    Федеральным законом от 30.09.2013 № 268-ФЗ внесены изменения в части 1 и 2 НК РФ и другие законодательные акты в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе РФ. Принятие этого закона направлено на повышение инвестиционной привлекательности новых морских месторождений углеводородного сырья.

    Изменения, внесенные в Налоговый кодекс вышеуказанным законом, вступают в силу с 01.01.2014 г.

    Для целей налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) к углеводородному сырью относят нефть, газовый конденсат, газ горючий природный, метан угольных пластов (пп. 3 п. 2 ст. 337 НК РФ).

    Новые понятия и определения

    Часть первая НК РФ дополнена новыми терминами, понятиями и определениями, которые используются при налогообложении углеводородного сырья.

    В главу 1 НК РФ вводится новая статья 11.1 «Понятия и термины, используемые при налогообложении добычи углеводородного сырья».

    В частности, для целей налогообложения определено, что:

    морское месторождение углеводородного сырья – это месторождение углеводородного сырья на участке (участках) недр, расположенном (расположенных) полностью в границах внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;

    новое морское месторождение углеводородного сырья – это морское месторождение углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на котором приходится на период с 1 января 2016 года (включая морское месторождение углеводородного сырья, для которого по состоянию на 1 января 2016 года дата начала промышленной добычи углеводородного сырья не определена).

    К деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении относятся:

    - поиск и оценка нового морского месторождения;

    - предпроектные и проектно-изыскательские работы и обустройство нового месторождения;

    - разведка, промышленная разработка и реализация добытого углеводородного сырья;

    - производство и реализация сжиженного природного газа из природного газа (включая попутный газ), добытого на новом месторождении;

    - переработка газового конденсата, добытого на новом месторождении;

    - транспортировка газа горючего природного (включая попутный газ) и газового конденсата, добытых на новом месторождении.

    При этом для получения льгот и преференций налогоплательщик может осуществлять как один, так и несколько из вышеперечисленных видов деятельности.

    Раздел II «Налогоплательщики и плательщики сборов. Представительство в налоговых правоотношениях» НК РФ дополнен новой главой 3.2 «Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья», состоящей из одной статьи 25.7.

    Оператором нового морского месторождения признается организация:

    - в уставном капитале которой прямо или косвенно участвует владелец лицензии на пользование соответствующим участком недр;

    - (и) осуществляет деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, собственными силами и (или) с привлечением подрядных организаций;

    - (и) заключает операторский договор с владельцем лицензии, который предусматривает выплату организации-оператору вознаграждения, размер которого зависит в том числе от объема добытого углеводородного сырья на соответствующем морском месторождении углеводородного сырья и (или) выручки от реализации этого сырья.

    Владелец лицензии в течение 10 рабочих дней обязан сообщить в налоговый орган о заключении операторского договора.

    Особенности постановки на учет в налоговых органах организаций-владельцев лицензий и операторов новых морских месторождений установит Минфин России (абз. 3 п. 1 ст. 83 в новой редакции).

    Дополнения в пункт 2 ст. 207 касаются налогового резидентства работников, работающих на новых месторождениях. Установлено, что период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

    Транспортный налог

    Установлено, что не являются объектом налогообложения транспортным налогом морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда (пп. 10 п. 2 ст. 358).

    Налог на имущество организаций

    На основании п. 24 ст. 381 освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации в отношении имущества (включая имущество, переданное по договорам аренды), удовлетворяющего в течение налогового периода одновременно следующим условиям:

    - имущество расположено во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;

    - имущество используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ.

    При этом, если имущество в течение налогового периода расположено как в границах вышеуказанных территорий (акваторий), так и на иных территориях, то освобождение от налогообложения действует при условии, что это имущество удовлетворяет установленным для применения льготы требованиям в течение не менее 90 календарных дней в течение одного календарного года

    В связи с установлением в налоговом законодательстве новой категории налогоплательщиков и объектов налогообложения существенные поправки внесены в главы 21, 25 и 26 НК РФ.

    Так, для целей налогообложения НДС в статьях 147 и 148 определены место реализации товаров в виде углеводородного сырья и место выполнения работ (оказания услуг), связанных с работами на новых месторождениях.

    Внесены дополнения в п. 1 ст. 164, согласно которым по ставке 0% облагаются НДС следующие операции:

    - работы (услуги) по перевозке и (или) транспортировке углеводородного сырья из пункта отправления, находящегося на континентальном шельфе РФ и (или) в исключительной экономической зоне РФ либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в пункт назначения, находящийся за пределами территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (абз. 3 пп. 2.1 п. 1 ст. 164);

    - реализация углеводородного сырья, добытого на морском месторождении углеводородного сырья, а также продуктов его технологического передела (стабильного конденсата, сжиженного природного газа, широкой фракции легких углеводородов), вывезенных из пункта отправления, находящегося на континентальном шельфе РФ и (или) в исключительной экономической зоне РФ либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, в пункт назначения, находящийся за пределами территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (п. 2.9 п. 1 ст. 164).

    Налог на прибыль

    Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ дополнена новыми статьями:

    - ст. 267.4 «Расходы на формирование резерва предстоящих расходов, связанных с завершением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья»;

    - ст. 275.2 «Особенности определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья»;

    - ст. 299.3 «Особенности определения доходов от осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья»;

    - ст. 299.4 «Особенности определения расходов, связанных с осуществлением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья».

    Кроме этого, для целей налогообложения прибыли:

    - в отношении амортизируемых основных средств, используемых исключительно при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, можно применять к основной норме амортизации повышающий коэффициент, но не более 3 (пп. 3 п. 2 ст. 259.3);

    - убытки, полученные от деятельности на новом морском месторождении, исчисленные по правилам статьи 275.2 НК РФ, могут быть перенесены на будущее без ограничения 10-летним сроком (п. 2 ст. 283 в новой редакции).

    Налог на прибыль, исчисленный организацией-владельцем лицензии и оператором по ставке 20% будет полностью зачисляться в федеральный бюджет (п.п. 1.4 и 6 ст. 284). При этом указанных налогоплательщиков по окончании отчетных (налогового) периодов обязали представлять налоговые декларации с расчетом налоговых баз отдельно в отношении каждого нового морского месторождения углеводородного сырья. Декларации должны представляться по месту учета (по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, по месту учета в качестве оператора нового морского месторождения углеводородного сырья) (п. 1 ст. 289 в новой редакции).

    Поправками, внесенными в главу 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», установлен порядок определения налоговой базы при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении (п.п. 2 и 6 ст. 338).

    В главу 26 введена новая статья 340.1 «Особенности определения стоимости углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья».

    Налоговые ставки при добыче углеводородного сырья на новых морских месторождениях установлены новым пунктом 2.1 ст. 342.

    Читайте также: