Сельскохозяйственный налог в лнр

Опубликовано: 12.05.2024

Одной из наиболее важных функций, которые берет на себя государство, является функция налогообложения. Эту функцию можно также рассматривать и как декларацию намерений государства.

Посудите сами: если государство планирует оказать поддержку, скажем, депрессивному региону, то для такого региона предусматриваются определенные налоговые льготы. То же касается и стимулирования отраслей. Или, наоборот, налоги сдерживают монополии в интересах малого и среднего бизнеса. В целом, перефразируя известную пословицу, «скажи мне, какие у вас налоги, и я скажу тебе, что общество ставит во главу угла». То есть, налогообложение это своего рода зеркало концепции общества.

Как правило, в устоявшихся государствах с рыночной экономикой конфигурация налоговой системы опосредованно отражает ряд известных факторов, таких, например, как геополитика, международное разделение труда и поиск своей «ниши» в мировой экономической системе. Также в системе налогообложения отражается и такой социальный фактор, как отношение правящей элиты к разрыву межу богатыми и бедными и, прямо скажем, готовность бедных мириться со своим положением. Но, все это продукт прагматичного расчета, основанный на теоретических выкладках и опыте.

Несколько иначе дело обстоит, когда государство только-только состоялось, нет опыта предыдущих лет либо его применение не представляется возможным, но при этом есть острая насущная необходимость решать вопросы социального обеспечения по принципу «здесь и сейчас».

Именно такой и является ситуация в Луганской Народной Республике. На пленумах Народного Совета I созыва звучали предложения о том, что, пока создается общереспубликанская налоговая система, казначейство и госбанк, налоговые сборы могут аккумулироваться в «казначействах» на местах. И это открыло возможность для местных органов власти совместно с громадой и, исходя из конкретных местных условий, создавать местечковые системы сборов, ничем не ограничивая сей творческий процесс. О том, как это происходит, речь пойдет ниже.

Другим немаловажным фактором послужила блокада Луганска войсками ВСУ. Блокада была продолжительной настолько, что на местах органы местной гражданской власти и ополчения стали воспринимать столицу, скорее, как декларативную власть, поскольку блокадный Луганск, хотя и вызывал уважение всей республики своей стойкостью, но не имел возможности помочь другим городам в борьбе с гуманитарной катастрофой.

При этом города республики, оставшись наедине со своими социальными проблемами, худо-бедно научились во многих случаях решать наиболее острые вопросы своих громад самостоятельно. Сегодня Луганск начал оказывать помощь городам ЛНР, исходя из своих более чем скромных возможностей, которые дают гуманитарные конвои из братской России. Но, к сожалению, потребности городов и весей гораздо шире. Тем не менее, граждане молодой республики очень благодарны и за то, что есть, понимая, что и сама Россия сейчас на международной арене стала осажденным лагерем.

Единственным решением в этих условиях, которое и принял Луганск, стало выполнение социальных обязательств перед своими гражданами, несмотря на проблемы самой столицы. В населенных пунктах ЛНР стали выдаваться пенсионные пособия и заработная плата бюджетникам. Это приближает момент, когда станет возможным создание единой республиканской налоговой системы, легитимной в глазах жителей.

В целом можно утверждать, что Луганская Народная Республика начала воссоздавать, не мудрствуя лукаво, модель торговых отношений по примеру предыдущей украинской. Так, было создано Агентство торговых отношений (АТО), которое стало выдавать лицензии на торговлю, и теперь, когда республика открыла расчетную кассу, налогообложение примет окончательно оформленные черты.

На настоящий момент правительство ЛНР готовит на рассмотрение депутатов Народного Совета проект Налогового кодекса. Отвлекаясь, заметим, что подход к законотворчеству еще в первом созыве сложился двоякий. Часть депутатского корпуса и чиновничества создавали законопроекты исходя из соображений, что рано или поздно Луганская Народная Республика войдет в состав Российской Федерации, и посему не стоит «огород городить», и надо заранее максимально адаптировать законодательство республики к российскому.

Другой довод, взятый этой группой на щит, состоит в том, что в республике, где нет своих законов, есть правовой нигилизм, и эту проблему необходимо решать срочным образом, а изменения можно внести потом, по необходимости. Законопроекты, исходящие с этой стороны, стали, по сути, калькой с законов Российской Федерации.

Группа законотворцев-«почвенников» возражала на эти доводы тем, что надо создавать законы, изначально опирающиеся на выявленные потребности конкретно определенной территории, и что хорошо для большой Российской Федерации, то может быть бессмысленным или даже вредным для маленькой унитарной республики. Также они напоминали о принятом решении, согласно которому, те сферы, для которых не создан республиканский закон, продолжают работать по украинскому законодательству.

И третий вариант: использование законопроектов, которым не дали ход на Украине. Так, например, законопроект о национализации является адаптированным законопроектом Компартии Украины, созданным ими заранее.

А пока столичные законодатели набрасывают контуры единой налоговой системы, на местах вовсю кипит процесс создания налогообложения «с низов».

В Стаханове, городе легендарного шахтера Алексея Стаханова, обязанности комендатуры исполняет 1-й Казачий полк им. Матвея Платова под руководством атамана казаков Павла Дремова. Жизнь в городе тяжелая, но не беспросветная. Единственным налогом, который собирается в городе является «десятина», то есть 10% от чистой прибыли.

Хотя город отчаянно нуждается в гуманитарной помощи, а предприятия либо закрыты Украиной до войны, либо стоят в состоянии консервации, казакам удалось открыть в городе своими силами социальные столовые. Таких столовых три. В них обездоленные войной жители могут получить горячее качественное питание. В городе удалось сохранить электричество. На улицах убирают мусор. Медики уже получили заработную плату, на очереди педагоги. Остро ощущается нехватка воды. Чтобы решить эту проблему, руководство города ищет буровые машины для бурения скважин питьевой воды. В целом, население Стаханова в период войны сократилось до одной трети от довоенного, но беженцы постепенно возвращаются в родной город.

Интересна сама история «десятины». Первоначально казачья комендатура сосредотачивала свою деятельность исключительно на военных вопросах, не беря на себя функции гражданской власти. Но, в комендатуру стали все чаще и чаще обращаться жители по поводу вывоза мусора, водообеспечения, ЖКХ и прочих вопросов гражданского быта. На это казаки отвечали, что нет средств для решения этих проблем. Постепенно сами предприниматели стали на добровольных началах скидываться и выработали решение о вышеуказанном уровне налоговой ставки. И они же контролируют платежную дисциплину своих коллег по профессии.

В небольшом поселке городского типа Лотиково, который находится в Славяносербском районе, поселковый совет пошел по пути использования прав, данных пока еще действующим украинским законодательством. Так, согласно статье 4 Декрета «О местных налогах и сборах», в поселке собирается рыночный сбор. По словам поселкового головы, в населенном пункте, где все население составляет около трех тысяч жителей, вся сумма сбора составляет 17-20 гривен. Однако, и этой суммы хватает, чтоб закупать хлеб для общественной столовой поселка. В поселке, несмотря на острую нехватку горючего, по-прежнему вывозится мусор и убирается снег. Кроме того, в Лотиково есть психодиспансер, размещающийся в здании бывшего Дома малютки. Руководство диспансера получило гуманитарную помощь на питание пациентов от республики и на настоящий момент запросило там же специфические медицинские препараты. Там рассказывают курьезный случай. Когда обратились за помощью в ООН, то прислали мешок картофеля.

И, наконец, особым населенным пунктом, о котором хотелось бы рассказать, является Первомайск. Этот город уже по праву называют «Сталинградом Новороссии». Здесь пострадали 85% зданий. Без стекол стоят 98% домов. Предприятия Первомайска простаивают, но таких меньшинство. Большинство предприятий разрушены. Рынок стал рядами обгорелых и искореженных металлоконструкций. Но, и здесь те немногие предприниматели, у кого есть хоть какой-то товар, торгуют. Торгуют, чтобы хватило на кусок хлеба, а остальную выручку стараются нести в штаб комендатуры, где она идет на обеспечение социальных столовых, которых в Первомайске восемь.

Может сложиться впечатление, что в вышеописанных городах некая замкнутая экономика. На самом деле это не так.

Во время войны в первую очередь страдают производства с узкой специализацией или производства комплектующих деталей, так как они наиболее интегрированы в разделенную войной экономическую систему. То же касается и наукоемких производств. И в первом и во втором случаях кризис усугубляется оттоком высокоспециализированных кадров. Немного лучше выдерживают удар предприятия производства товаров народного потребления с полным циклом производства, но для них главным бичом становятся малый размер внутриреспубликанского рынка и низкая покупательская способность населения. И, наконец, наиболее адаптированными к военным условиям являются кустарное и нелегальное производство. К этой категории в первую очередь относятся так называемые «копанки», то есть кустарная добыча угля из выходящих на поверхность пластов.

Обычно копанка представляет собой разрез с поверхности или, по сути, дыру, где кровля разреза крепится деревянными стволами, а добыча ведется отбойным молотком. Поверхностных сооружений практически нет, а нехитрое оборудование мобильно перевозится в случае боевых действий поблизости от копанки. Даже в случае обрушения разреза начать новый в десятке метров рядом не сложно. Такой уголь с довоенных времен по наработанным схемам имеет сбыт и это дает возможность заработать хотя бы мизерную зарплату части населения, а хозяину копанки хоть чем-то помочь своим согражданам.

В этих условиях выплаты пенсионных пособий и зарплат бюджетникам называют на местах глотком воздуха и единогласно считают по расхожему выражению, что выплаты «закрутят колесо жизни».

Дмитрий Молчанов
Новороссия, 30.12.14 - 14:51
Источник:

Главные изменения в налоговой системе самопровозглашенной ЛНР

Комитет налогов и сборов самопровозглашенной ЛНР представил детальные изменения в системе налогообложения, которые вступили в силу с 16 февраля 2016 года. Об этом пишет ЛуганскИнформЦентр.

Все поправки, которые были внесены депутатами в закон «О налоговой системе» на пленарном заседании 12 февраля, приводятся в сравнительной таблице изменений.

Нормы Закона «О налоговой системе»

Нормы Закона «О налоговой системе» с учетом внесения изменений

В состав валовых расходов не включается амортизация зданий, транспортных средств.

В состав валовых расходов включается амортизация зданий, транспортных средств (кроме легкового автотранспорта, за исключением субъектов хозяйствования, осуществляющих грузо-пассажирские перевозки).

В состав валовых расходов включается оплаченная заработная плата, оплаченные налоги, сборы, оплаченные коммунальные платежи.

В состав валовых расходов включается начисленная заработная плата, начисленные налоги, сборы, начисленные коммунальные платежи.

В состав валовых расходов включаются расходы на ремонт и содержание основных средств в размере, не превышающем 10% таких расходов за отчетный месяц.

В состав валовых расходов включаются расходы:

— на ремонт и улучшение основных средств, в том числе арендованных в размере, не превышающем 10% совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года;

— понесенные на содержание, эксплуатацию основных фондов, других необоротных материальных активов, которые используются в хозяйственной деятельности

Налог с оборота не включается в состав валовых расходов.

Разрешено включать налог с оборота в цену товара, при этом налог с оборота не включается как в состав валовых расходов, так и в состав валовых доходов.

Не являются объектом налогообложения налогом с оборота суммы возмещения расходов по оплате коммунальных услуг (отопление, газ, электрическая энергия, водоснабжение, водоотведение), полученных арендодателем по договору аренды от арендатора, если арендатор самостоятельно не заключает договоры на потребление коммунальных услуг.

Не разрешено относить в состав валовых расходов расходы на приобретение продукции не у плательщиков сельскохозяйственного налога.

Разрешено относить в состав валовых расходов расходы на приобретение сельскохозяйственной продукции, приобретенной у импортера при наличии ГТД, а также молочной продукции и мяса у населения при условии уплаты подоходного налога и подтверждения качества такой продукции документами, выданными соответствующим органом, осуществляющим контроль в санитарно-ветеринарной сфере.

Дата возникновения объекта налогообложения рассчитывается по кассовому методу плательщиками налога с оборота и налога на прибыль по операциям по поставке товаров, работ/услуг с оплатой за счет бюджетных средств.

Сельскохозяйственный налог не включается в состав валовых расходов.

Разрешено включать сельскохозяйственный налог в цену товаров, работ (услуг).

Плательщики сельскохозяйственного налога приобретают сельскохозяйственную продукцию для переработки исключительно у лиц, зарегистрированных в установленном порядке как плательщик сельскохозяйственного налога.

Разрешено плательщикам сельскохозяйственного налога приобретать сельскохозяйственную продукцию для переработки у импортера при наличии грузовой таможенной декларации, подтверждающей ввоз такой продукции и относить такие расходы в состав валовых расходов.

Не предусмотрено право вновь созданным субъектам хозяйствования, планирующим осуществлять производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, переходить на уплату сельскохозяйственного налога.

Разрешено быть плательщиками сельскохозяйственного налога вновь созданным субъектам хозяйствования, планирующим осуществлять производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Ставки сбора за транзит, вывоз, продажу угля (угольной продукции):

РФ — 500 рос. руб.

Украина, ДНР — 300 грн./т.

Ставки сбора за транзит, вывоз, продажу угля (угольной продукции):

РФ — сортовые марки угля (АМ, АС, АО, АКО, Т) — 500 рос. руб./т; несортовые марки угля (АШ, АРШ, АСШ) — 200 рос. руб./т.;

Украина, ДНР — сортовые марки угля (Ж, К, ОС, АМ, АС, АО, АКО) — 300 грн./т.; несортовые марки угля (АШАРШ, ГСШ, ГК, ТК) — 100 грн./т.

Ставки сбора за продажу угля:

Внутри ЛНР — 200 рос. руб./т.

Ставки сбора за продажу угля:

Внутри ЛНР за продажу нерезидентам — 200 рос. руб./т.

Внутри ЛНР за продажу субъектам ЛНР — ставки сбора не уплачиваются, налогообложение на общих основаниях;

Ставки сбора за продажу лома черных и цветных металлов:

Внутри ЛНР — лома черных металлов — 200 грн./т., лома цветных металлов — 1500 грн./т.

Ставки сбора за продажу лома черных и цветных металлов:

Внутри ЛНР за продажу нерезидентам: лома черных металлов — 200 грн./т., лома цветных металлов — 1500 грн./т.

Внутри ЛНР за продажу субъектам ЛНР — ставки сбора не уплачиваются, налогообложение на общих основаниях;

Для получения патента субъекты хозяйствования обязаны представлять договор (справку) с рынка о праве пользования местом.

При подаче заявления заявитель обязан предоставить справку с рынка, на котором осуществляет деятельность, с указанием торгового места и его площади либо соответствующий договор аренды.

В случае если торговое место расположено на территориях, не имеющих статуса рынка, необходимо предоставлять справку, выданную Администрацией города и района с указанием дислокации торговых рядов, торгового места и его площади. Обязанность выдачи справок на руководителей рынков и глав администраций городов и районов ЛНР в 3-дневный срок с даты обращения.

Физические лица — граждане имеют право приобрести не более 3 раз в год одноразовый патент для осуществления несистематической торговли товарами (в том числе изготовленных товаров, вещей, бывших в употреблении, собственной сельскохозяйственной и лесной продукции).Одноразовый патент выдается на срок от 1 до 14 дней. Стоимость патента составляет 20 российских рублей в день.

Договор аренды может не регистрироваться в случае сдачи в аренду недвижимого имущества, торговых мест и объектов малых архитектурных форм лицам первой степени родства (родители, супруги, дети), которые осуществляют хозяйственную деятельность на данных объектах, при наличии документа, подтверждающего первую степень родства.

При заключении договоров с неприбыльными организациями и физическими лицами обязанность регистрации договоров возлагается на арендаторов.

Срок подачи заявлений на упрощенные налоговые режимы-20.01.2016.

Срок подачи заявлений на упрощенные налоговые режимы-29.02.2016.

Переходной период с 01.01.2016 по 01.07.2016

Субъекты хозяйствования, которые находятся на патентной системе налогообложения не могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность

Субъекты хозяйствования, которые находятся на патентной системе налогообложения, имеют право осуществлять импортные операции.

Патентная система налогообложения-

— торговля исключительно на рынках;

— годовой валовый доход — 1 млн.руб.;

— торговая площадь — не более 15 кв.м.

Патентная система налогообложения с 01.01.16 до 01.07.16:

— полугодовой объем — 1,5 млн. руб.,

- торговая площадь — 20 кв. м.

— стоимость 510 руб. в месяц.

2) на рынках (торговля с машин (пример — рынок «Околица»):

— полугодовой объем — 6 млн. руб.;

- торговая площадь — нет ограничения;

— стоимость 5 000 руб. в месяц.

3) торговля в магазинах:

— полугодовой объем — 3 млн. руб.,

- торговая площадь — 50 кв. м.

— стоимость 1 020 руб. в месяц.

Отчетность подается за полугодие.

Патент не приобретается на наемного работника — супруга, при осуществлении деятельности на одной торговой точке.

Упрощенная система налогообложения (І группа):

Ставка 2,5 %, при проведении расчетов применяются расчетные квитанции либо РРО, ежемесячная отчетность.

Упрощенная система налогообложения с 01.01.16 по 0.07.16:

Для плательщиков упрощенного налога І группы, альтернативная ставка:

— полугодовой объем 3 млн. руб.;

— фиксированная ставка — 2 000руб.;

— расчетные квитанции выдаются по требованию покупателя,

— налоговая отчетность подается за полугодие.

Плательщикам упрощенного налога не запрещено осуществлять деятельность в сфере общественного питания (кроме случаев, указанных в п.п.158.2.8. п.158.2. ст.158 Закона).

Разрешено быть на упрощенной системе субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность в сфере общественного питания без продажи алкогольной продукции, табачных изделий.

Физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие) не могут применять упрощенную систему налогообложения.

Плательщиками упрощенного налога ІІ группы могут быть физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие).

Налоговая отчетность по подоходному налогу подается ежемесячно.

Налоговая отчетность по подоходному налогу подается ежеквартально в течение 20 календарных дней, наступающих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.

Приостановлено действие нормы пункта 77.9. статьи 77 относительно распределение чистой прибыли до 01.07.2016 года.

Экономика - 17 февраля 2016
24868

В самопровозглашенной ЛНР введут для предпринимателей одноразовый патент

В самопровозглашенной ЛНР введут для предпринимателей одноразовый патент

Сейчас разрабатывается порядок получения такого патента..

Условия приобретения патента в самопровозглашенной ЛНР

Условия приобретения патента в самопровозглашенной ЛНР

При подаче заявления обязательно нужно предоставлять договор (справку) о праве пользования торговым местом, с указанием торгового места и его площади..

В самопровозглашенной ЛНР продлили срок перерегистрации предпринимателей

В самопровозглашенной ЛНР продлили срок перерегистрации предпринимателей

Комитет налогов и сборов самопровозглашенной ЛНР продлил до 15 февраля сроки перерегистрации предпринимателей..

Для малого бизнеса в самопровозглашенной ЛНР предусмотрели патентную систему

Для малого бизнеса в самопровозглашенной ЛНР предусмотрели патентную систему

Патент выдается по выбору физического лица-предпринимателя, на период от одного до 12 месяцев..

В самопровозглашенной ЛНР упростили процедуру уплаты транспортного налога

В самопровозглашенной ЛНР упростили процедуру уплаты транспортного налога

Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования..

В самопровозглашенной ЛНР изменят ставку ввозной таможенной пошлины на продукты

В самопровозглашенной ЛНР изменят ставку ввозной таможенной пошлины на продукты

Ставка ввозной таможенной пошлины изменилась только на продовольственную группу товаров.

Анна ВЛАДИМИРОВА, «Луганск-1»

Закон «О налоговой системе» позволит сельхозпроизводителям Республики аккумулировать средства и направлять их на собственное развитие, но по нему есть еще много вопросов.

Об этом шла речь на семинаре, проведенном Госкомитетом налогов и сборов (ГКНС) и Министерством сельского хозяйства и продовольствия ЛНР для разъяснения аграриям нововведений в сфере налогообложения.

«Наша цель – разъяснить сельхозпредприятиям требования законодательства, пригласить их к регистрации плательщиков сельскохозяйственного налога, объяснить все правила, весь порядок и работать по тем льготам, которые предусмотрены законом «О налоговой системе», вступившим в силу с 1 января 2016 года», – отметила заместитель начальника Государственной налоговой службы ГКСН Татьяна Фалина.

Льготы для производителей

Она подчеркнула, что особое налогообложение предусмотрено для предприятий, которые получат статус плательщика сельскохозяйственного налога.

«Плательщиком сельхозналога имеют право быть предприятия, у которых доля дохода от реализации произведенной ими сельхозпродукции составляет не менее 70% от общего объема реализации», – отметила налоговик.

Фалина также рассказала, что плательщики сельхозналога имеют целый ряд льгот по налогообложению.

«Ставка сельскохозяйственного налога: для растениеводства, садоводства – 1,5% объема от валового дохода, по животноводству, птицеводству, рыбоводству – 1% от дохода. Если же предприятие-сельхозтоваропроизводитель само и перерабатывает продукцию растениеводства – 3% от валового дохода. При переработке продукции животноводства – 2%. Предусмотрены льготы и по налогу на прибыль: 50% вы уплачиваете в бюджет, а 50% можете перечислять на свой спецсчет, который будете открывать», – пояснила замначальника Государственной налоговой службы.

Отвечая на вопросы присутствующих, Татьяна Фалина рассказала, что зарегистрироваться как плательщик сельхозналога имеет право и вновь созданное предприятие.

«Но по результатам первого отчетного периода оно должно показать нам объем более 70% реализации собственной сельхозпродукции. Тогда оно остается на этом налоге. Если это не так, все пересчитывается по общей системе», – отметила Фалина.

Кроме того, по ее словам, законом предусматривается приоритетный выход сельхозпроизводителей на внешние рынки и непосредственная работа с перерабатывающими предприятиями.

«То есть, уйдет с рынка сфера посредников, которые у нас обычно скупают все», – пояснила представитель Комитета.

Налоговый долг – не приговор

Аграриям также разъяснили порядок погашения налогового долга и возникновения налогового залога.

«По этому поводу возникает очень много вопросов, разночтений и домыслов. Закон в этом смысле многие трактуют неправильно. Налоговая служба всегда работала по погашению налогового долга, была обязана выставлять налоговые требования. И сейчас это законом предусмотрено. Но если налоговый долг меньше 290 руб., то налоговые требования не выставляются. Налоговые требования – это всего лишь уведомление о том, что у плательщика есть долг. Если есть такой долг, налоговая служба имеет право описать имущество. Однако в налоговый залог описывается имущество только на сумму долга. Если сумма долга, к примеру, 500 руб., то имущество описывается только на 500 руб. Кроме того, личное имущество граждан не может участвовать в налоговом залоге», – рассказала участникам семинара Татьяна Фалина.

Кроме того, она подчеркнула, что законом не предусмотрено ограничение пересечения границы через таможню при наличии налогового долга.

Вопросы остаются

По мнению заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия ЛНР Инны Губаревой, «изменения в систему законодательства на данном этапе – большой плюс».

«Есть льготы непосредственно для сельхозтоваропроизводителей, мы возвращаемся к льготной системе налогообложения. Такие предприятия будут освобождены от ряда налогов (налог с оборота, транспортный налог), что позволит улучшить их финансовое состояние и аккумулировать какие-то средства для дальнейшего развития. Кроме того, законом предусмотрены льготы по уплате налога на прибыль – сельхозпредприятия смогут самостоятельно использовать 50% этого налога. Это очень важно на данном этапе», – отметила она.

По мнению замминистра, эти изменения пойдут на пользу сельхозпроизводителям.

«Но пока говорить рано – нужно попробовать. Еще возникает очень много вопросов – особенно у предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Там есть нюансы с определением расходной части, трактовкой валовых расходов, тех затрат, которые они могут включать для снижения налога на прибыль. Поэтому мы и инициировали этот семинар – чтобы выслушать вопросы, пожелания аграриев и определиться, как на данном этапе нам улучшить эту систему. А сами сельхозпроизводители, поработав хотя бы квартал, смогут сказать, насколько это эффективно, насколько поможет им в дальнейшем», – уточнила Инна Губарева.

Сельскохозяйственный налог

Из "Закона о налоговой системе ДНР"

Глава 25-4. Сельскохозяйственный налог

Статья 190. Общие положения

190.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (сельскохозяйственный налог) устанавливается настоящим Законом и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством о налогообложении.

Статья 191. Налогоплательщики

191.1. Налогоплательщиками сельскохозяйственного налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются юридические лица и физические лица-предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.

В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются юридические лица и физические лица-предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких юридических лиц и физических лиц-предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

191.2. Не могут быть субъектами уплаты сельскохозяйственного налога физические лица, которые не являются предпринимателями, ведут подсобное хозяйство на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности, что подтверждается соответствующими правоустанавливающими документами, площадь которых не превышает 1 га на один земельный пай и производят на таких земельных участках сельскохозяйственную продукцию для собственного потребления.

Физические лица-предприниматели, осуществляющие виды деятельности, указанные в пункте 191.1 настоящей статьи, на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности и/или пользования (в том числе, на условиях аренды), что подтверждается соответствующими правоустанавливающими документами, площадь которых не превышает 1 га на один земельный пай и производят на таких земельных участках сельскохозяйственную продукцию для дальнейшей реализации на рынках и через торговые объекты, расположенные на территории Донецкой Народной Республики, имеют право не регистрироваться как плательщик сельскохозяйственного налога, выбрав при этом общую или упрощенную систему налогообложения.

191.3. Не вправе применять систему налогообложения сельскохозяйственным налогом плательщики, занимающиеся производством подакцизных товаров, кроме предприятий первичного виноделия, которые поставляют виноматериалы.

191.4. Налогоплательщики сельскохозяйственного налога освобождаются от обязанности по уплате в бюджет земельного налога (кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства), сбора за транзит, продажу и вывоз отдельных видов товаров, сбора за специальное использование воды.

191.5. Уплата сельскохозяйственного налога не освобождает налогоплательщиков от уплаты других налогов и сборов, предусмотренных настоящим Законом (кроме случаев, указанных в пункте 191.4 настоящей статьи).

191.6. Плательщики налога несут ответственность в соответствии с настоящим Законом за правильность исчисления, своевременность представления налоговых деклараций и уплаты сумм налога.

Статья 192. Объект налогообложения

192.1. Объектом налогообложения при применении сельскохозяйственного налога являются валовые доходы, полученные налогоплательщиками сельскохозяйственного налога.

192.2. Для целей этой главы доходы, учитываемые в составе валовых доходов, определяются в соответствии с главой 12 настоящего Закона.

Статья 193. База налогообложения и порядок ее определения

193.1. Базой налогообложения является стоимостное выражение валового дохода, полученного в течение отчетного периода.

193.2. Датой возникновения валовых доходов считается дата зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на банковский счет плательщика налога как оплата товаров, работ, услуг, подлежащих поставке. В случае поставки товаров, работ, услуг за наличный расчет – дата оприходования денежных средств в кассу плательщика налога, а в случае отсутствия таковой – дата инкассации денежных средств в банке, который обслуживает плательщика налога.

193.3. В состав дохода плательщика сельскохозяйственного налога не включается сумма денежных средств, которые возвращаются покупателю при возврате товара.

Статья 194. Ставки и порядок исчисления сельскохозяйственного налога

194.1. Плательщики сельскохозяйственного налога уплачивают налог в следующих размерах (в зависимости от сферы деятельности):

1) выращивание продукции растениеводства и садоводства – 1,5 процента от валового дохода;

2) переработка продукции растениеводства и садоводства – 3 процента от валового дохода;

3) животноводство (выращивание и продажа без переработки) – 1 процент от валового дохода;

4) переработка продукции животноводства – 2 процента от валового дохода.

194.2. В случае получения доходов от нескольких видов сельскохозяйственной деятельности, указанных в пункте 194.1 настоящей статьи, налог рассчитывается отдельно за каждый вид деятельности, согласно установленных ставок.

Статья 195. Отчетный период

195.1. Отчетным периодом является календарный квартал.

195.2. Декларация по сельскохозяйственному налогу производится по специальной форме, утвержденной Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики, один раз в квартал согласно подпункту 30.3.2. пункта 30.3 статьи 30 настоящего Закона.

Статья 196. Порядок и особенности учета налогоплательщиков

196.1. Юридические лица и физические лица-предприниматели, отвечающие требованиям этой главы обязаны стать на учет в органах доходов и сборов как плательщики сельскохозяйственного налога по месту пребывания на налоговом учете.

196.2. Сельскохозяйственные товаропроизводители для приобретения статуса плательщика налога подают органам доходов и сборов по месту пребывания на налоговом учете не позднее, чем за 15 календарных дней до начала календарного (отчетного) квартала, в котором такой субъект хозяйствования будет осуществлять деятельность как плательщик сельскохозяйственного налога:

а) сведения (справку) о наличии земельных участков, которые участвуют в сельскохозяйственном производстве;

б) заявление о переходе (подтверждении) на уплату сельскохозяйственного налога. Форма заявления устанавливаются Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики;

в) копию документа, подтверждающего право собственности (пользования) на земельные участки, которые участвуют в сельскохозяйственном производстве;

г) в случае аренды земельных участков – копию договора аренды на такие земельные участки.

Для подтверждения статуса плательщики налога – сельскохозяйственные товаропроизводители ежегодно, до 1 февраля (по состоянию на 1 января) подают органам доходов и сборов по месту пребывания на налоговом учете указанные в настоящем подпункте документы.

196.3. Сельскохозяйственные товаропроизводители, образованные на протяжении года путем проведения реорганизации, подают заявление для приобретения статуса плательщика налога в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем окончания реорганизации, в органы доходов и сборов по месту пребывания на налоговом учете, а также информацию о всех правах и обязанностях относительно погашения налоговых обязательств или долгов, переданных ему как правопреемнику.

196.4. Справка о приобретении (подтверждении) статуса плательщика налога выдается органом доходов и сборов по месту пребывания на налоговом учете как плательщика сельскохозяйственного налога не позднее 15 календарных дней с даты представления сельскохозяйственным товаропроизводителем заявления и другой информации, предусмотренной настоящей главой.

196.5. Налогоплательщик снимается с учета как плательщик сельскохозяйственного налога в случае:

196.5.1. если такой плательщик налога реорганизуется или ликвидируется;

196.5.2. если налогоплательщик использует сельскохозяйственные земли не по целевому назначению. В таком случае налогоплательщик по решению органа доходов и сборов переводится на общую систему налогообложения с месяца, в котором такое нарушение было выявлено;

196.5.3. в случае нарушения требований пунктов 191.1 – 191.3 статьи 191 настоящего Закона.

Такой переход на общую систему налогообложения не освобождает налогоплательщика от начисления и уплаты обязательств и штрафных (финансовых) санкций, примененных к нему за другие виды нарушений, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 197. Порядок ведения учета

197.1. Субъекты хозяйствования обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета.

Статья 198. Срок уплаты налога

198.1. Плательщики налога ежемесячно уплачивают авансовый взнос по сельскохозяйственному налогу не позднее 20 числа каждого календарного месяца, который рассчитывается на основании данных бухгалтерского учета в размере ставки налога, указанной в пункте 194.1 статьи 194 настоящего Закона, без представления налоговой декларации, которая предоставляется в сроки, указанные в пункте 195.2 статьи 195 настоящего Закона.

Статья 199. Особенности осуществления деятельности

199.1. Информация о произведенной (реализованной) сельскохозяйственной продукции (изготовленных товарах, оказанных услугах), представляемая налогоплательщиками в органы статистики и Министерство агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики, не реже одного раза в календарный квартал предоставляется органами статистики и Министерством агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики в Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики.

199.2. Органы доходов и сборов используют информацию, поданную плательщиками сельскохозяйственного налога в органы статистики и другие органы исполнительной власти для осуществления контроля за начислением и уплатой налога, а также для определения соотношения предельного количества сельскохозяйственной продукции, которая может быть выращена (произведена) и размера земель сельскохозяйственного назначения, используемых для такого выращивания (производства) (в том числе, для нужд собственного потребления физическими лицами).

199.3. В случае самостоятельного выявления отражения в отчетных документах и/или фактического превышения налогоплательщиком реализации предельного количества продукции, которая может быть выращена (произведена) на 1 га земель сельскохозяйственного назначения, используемых для такого выращивания (производства), такой плательщик обязан перейти на общую систему налогообложения с отчетного периода, в котором такое превышение выявлено и заплатить штрафную санкцию в размере 10 процентов от суммы стоимости продукции, реализованной с таким превышением.

В случае выявления отражения в отчетных документах и/или фактического превышения налогоплательщиком реализации предельного количества продукции, которая может быть выращена (произведена) на 1 га земель сельскохозяйственного назначения, используемых для такого выращивания (производства) органами доходов и сборов при осуществлении контрольно-проверочных мер, в том числе при сверке отчетности, поданной таким плательщиком в органы доходов и сборов и органы, указанные в пункте 199.1. настоящей статьи, такой плательщик обязан перейти на общую систему налогообложения с отчетного периода, в котором такое превышение выявлено и заплатить штрафную санкцию в размере 50 процентов от суммы стоимости продукции, реализованной с таким превышением.

199.4. Налогоплательщики имеют право применять льготу по уплате сельскохозяйственного налога в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики.

199.5. Субъекты хозяйствования, зарегистрированные как плательщики сельскохозяйственного налога и осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции, указанной в статье 194 настоящего Закона, приобретают сельскохозяйственную продукцию для переработки исключительно у лиц, зарегистрированных в установленном порядке как плательщик сельскохозяйственного налога.

В случае если субъекты хозяйствования, зарегистрированные как плательщики сельскохозяйственного налога и осуществляющие выращивание и переработку сельскохозяйственной продукции, приобретают сельскохозяйственную продукцию для переработки и другого использования в собственной хозяйственной деятельности у лиц, не зарегистрированных в установленном порядке как плательщик сельскохозяйственного налога (кроме случаев, указанных в пункте 191.2 статьи 191 настоящего Закона), расходы на приобретение такой продукции не могут быть отнесены к валовым расходам, указанным в статье 72 настоящего Закона.

Одной из наиболее важных функций, которые берет на себя государство, является функция налогообложения. Эту функцию можно также рассматривать и как декларацию намерений государства.

Посудите сами: если государство планирует оказать поддержку, скажем, депрессивному региону, то для такого региона предусматриваются определенные налоговые льготы. То же касается и стимулирования отраслей. Или, наоборот, налоги сдерживают монополии в интересах малого и среднего бизнеса. В целом, перефразируя известную пословицу, «скажи мне, какие у вас налоги, и я скажу тебе, что общество ставит во главу угла». То есть, налогообложение это своего рода зеркало концепции общества.

Как правило, в устоявшихся государствах с рыночной экономикой конфигурация налоговой системы опосредованно отражает ряд известных факторов, таких, например, как геополитика, международное разделение труда и поиск своей «ниши» в мировой экономической системе. Также в системе налогообложения отражается и такой социальный фактор, как отношение правящей элиты к разрыву межу богатыми и бедными и, прямо скажем, готовность бедных мириться со своим положением. Но, все это продукт прагматичного расчета, основанный на теоретических выкладках и опыте.

Несколько иначе дело обстоит, когда государство только-только состоялось, нет опыта предыдущих лет либо его применение не представляется возможным, но при этом есть острая насущная необходимость решать вопросы социального обеспечения по принципу «здесь и сейчас».

Именно такой и является ситуация в Луганской Народной Республике. На пленумах Народного Совета I созыва звучали предложения о том, что, пока создается общереспубликанская налоговая система, казначейство и госбанк, налоговые сборы могут аккумулироваться в «казначействах» на местах. И это открыло возможность для местных органов власти совместно с громадой и, исходя из конкретных местных условий, создавать местечковые системы сборов, ничем не ограничивая сей творческий процесс. О том, как это происходит, речь пойдет ниже.

Другим немаловажным фактором послужила блокада Луганска войсками ВСУ. Блокада была продолжительной настолько, что на местах органы местной гражданской власти и ополчения стали воспринимать столицу, скорее, как декларативную власть, поскольку блокадный Луганск, хотя и вызывал уважение всей республики своей стойкостью, но не имел возможности помочь другим городам в борьбе с гуманитарной катастрофой.

При этом города республики, оставшись наедине со своими социальными проблемами, худо-бедно научились во многих случаях решать наиболее острые вопросы своих громад самостоятельно. Сегодня Луганск начал оказывать помощь городам ЛНР, исходя из своих более чем скромных возможностей, которые дают гуманитарные конвои из братской России. Но, к сожалению, потребности городов и весей гораздо шире. Тем не менее, граждане молодой республики очень благодарны и за то, что есть, понимая, что и сама Россия сейчас на международной арене стала осажденным лагерем.

Единственным решением в этих условиях, которое и принял Луганск, стало выполнение социальных обязательств перед своими гражданами, несмотря на проблемы самой столицы. В населенных пунктах ЛНР стали выдаваться пенсионные пособия и заработная плата бюджетникам. Это приближает момент, когда станет возможным создание единой республиканской налоговой системы, легитимной в глазах жителей.

В целом можно утверждать, что Луганская Народная Республика начала воссоздавать, не мудрствуя лукаво, модель торговых отношений по примеру предыдущей украинской. Так, было создано Агентство торговых отношений (АТО), которое стало выдавать лицензии на торговлю, и теперь, когда республика открыла расчетную кассу, налогообложение примет окончательно оформленные черты.

На настоящий момент правительство ЛНР готовит на рассмотрение депутатов Народного Совета проект Налогового кодекса. Отвлекаясь, заметим, что подход к законотворчеству еще в первом созыве сложился двоякий. Часть депутатского корпуса и чиновничества создавали законопроекты исходя из соображений, что рано или поздно Луганская Народная Республика войдет в состав Российской Федерации, и посему не стоит «огород городить», и надо заранее максимально адаптировать законодательство республики к российскому.

Другой довод, взятый этой группой на щит, состоит в том, что в республике, где нет своих законов, есть правовой нигилизм, и эту проблему необходимо решать срочным образом, а изменения можно внести потом, по необходимости. Законопроекты, исходящие с этой стороны, стали, по сути, калькой с законов Российской Федерации.

Группа законотворцев-«почвенников» возражала на эти доводы тем, что надо создавать законы, изначально опирающиеся на выявленные потребности конкретно определенной территории, и что хорошо для большой Российской Федерации, то может быть бессмысленным или даже вредным для маленькой унитарной республики. Также они напоминали о принятом решении, согласно которому, те сферы, для которых не создан республиканский закон, продолжают работать по украинскому законодательству.

И третий вариант: использование законопроектов, которым не дали ход на Украине. Так, например, законопроект о национализации является адаптированным законопроектом Компартии Украины, созданным ими заранее.

А пока столичные законодатели набрасывают контуры единой налоговой системы, на местах вовсю кипит процесс создания налогообложения «с низов».

В Стаханове, городе легендарного шахтера Алексея Стаханова, обязанности комендатуры исполняет 1-й Казачий полк им. Матвея Платова под руководством атамана казаков Павла Дремова. Жизнь в городе тяжелая, но не беспросветная. Единственным налогом, который собирается в городе является «десятина», то есть 10% от чистой прибыли.

Хотя город отчаянно нуждается в гуманитарной помощи, а предприятия либо закрыты Украиной до войны, либо стоят в состоянии консервации, казакам удалось открыть в городе своими силами социальные столовые. Таких столовых три. В них обездоленные войной жители могут получить горячее качественное питание. В городе удалось сохранить электричество. На улицах убирают мусор. Медики уже получили заработную плату, на очереди педагоги. Остро ощущается нехватка воды. Чтобы решить эту проблему, руководство города ищет буровые машины для бурения скважин питьевой воды. В целом, население Стаханова в период войны сократилось до одной трети от довоенного, но беженцы постепенно возвращаются в родной город.

Интересна сама история «десятины». Первоначально казачья комендатура сосредотачивала свою деятельность исключительно на военных вопросах, не беря на себя функции гражданской власти. Но, в комендатуру стали все чаще и чаще обращаться жители по поводу вывоза мусора, водообеспечения, ЖКХ и прочих вопросов гражданского быта. На это казаки отвечали, что нет средств для решения этих проблем. Постепенно сами предприниматели стали на добровольных началах скидываться и выработали решение о вышеуказанном уровне налоговой ставки. И они же контролируют платежную дисциплину своих коллег по профессии.

В небольшом поселке городского типа Лотиково, который находится в Славяносербском районе, поселковый совет пошел по пути использования прав, данных пока еще действующим украинским законодательством. Так, согласно статье 4 Декрета «О местных налогах и сборах», в поселке собирается рыночный сбор. По словам поселкового головы, в населенном пункте, где все население составляет около трех тысяч жителей, вся сумма сбора составляет 17-20 гривен. Однако, и этой суммы хватает, чтоб закупать хлеб для общественной столовой поселка. В поселке, несмотря на острую нехватку горючего, по-прежнему вывозится мусор и убирается снег. Кроме того, в Лотиково есть психодиспансер, размещающийся в здании бывшего Дома малютки. Руководство диспансера получило гуманитарную помощь на питание пациентов от республики и на настоящий момент запросило там же специфические медицинские препараты. Там рассказывают курьезный случай. Когда обратились за помощью в ООН, то прислали мешок картофеля.

И, наконец, особым населенным пунктом, о котором хотелось бы рассказать, является Первомайск. Этот город уже по праву называют «Сталинградом Новороссии». Здесь пострадали 85% зданий. Без стекол стоят 98% домов. Предприятия Первомайска простаивают, но таких меньшинство. Большинство предприятий разрушены. Рынок стал рядами обгорелых и искореженных металлоконструкций. Но, и здесь те немногие предприниматели, у кого есть хоть какой-то товар, торгуют. Торгуют, чтобы хватило на кусок хлеба, а остальную выручку стараются нести в штаб комендатуры, где она идет на обеспечение социальных столовых, которых в Первомайске восемь.

Может сложиться впечатление, что в вышеописанных городах некая замкнутая экономика. На самом деле это не так.

Во время войны в первую очередь страдают производства с узкой специализацией или производства комплектующих деталей, так как они наиболее интегрированы в разделенную войной экономическую систему. То же касается и наукоемких производств. И в первом и во втором случаях кризис усугубляется оттоком высокоспециализированных кадров. Немного лучше выдерживают удар предприятия производства товаров народного потребления с полным циклом производства, но для них главным бичом становятся малый размер внутриреспубликанского рынка и низкая покупательская способность населения. И, наконец, наиболее адаптированными к военным условиям являются кустарное и нелегальное производство. К этой категории в первую очередь относятся так называемые «копанки», то есть кустарная добыча угля из выходящих на поверхность пластов.

Обычно копанка представляет собой разрез с поверхности или, по сути, дыру, где кровля разреза крепится деревянными стволами, а добыча ведется отбойным молотком. Поверхностных сооружений практически нет, а нехитрое оборудование мобильно перевозится в случае боевых действий поблизости от копанки. Даже в случае обрушения разреза начать новый в десятке метров рядом не сложно. Такой уголь с довоенных времен по наработанным схемам имеет сбыт и это дает возможность заработать хотя бы мизерную зарплату части населения, а хозяину копанки хоть чем-то помочь своим согражданам.

В этих условиях выплаты пенсионных пособий и зарплат бюджетникам называют на местах глотком воздуха и единогласно считают по расхожему выражению, что выплаты «закрутят колесо жизни».

Дмитрий Молчанов
Новороссия, 30.12.14 - 14:51
Источник:

Читайте также: