Налоговые риски в рк

Опубликовано: 11.05.2024

Ноябрь 1, 2019

Степень риска налогоплательщика — один из новых показателей благонадежности, которые есть в карточках компаний Казахстана на Kompra. Чтобы понять, что он означает, прочитайте в статье больше о получении степени риска и Налоговом светофоре.

1 января 2019 г. вводится Оценка степени риска налогоплательщика — система, разработанная для предотвращения возможных проблем при работе государства с компаниями. Учет проходит согласно статье 137 НК РК . Сейчас налоговые органы используют эту информацию, чтобы усиливать контроль над недобросовестными налогоплательщиками. Раньше всех субъектов налогообложения контролировали одинаково. С новой системой компании с повышенной степенью риска попадают под пристальное внимание налоговых органов, пока не перейдут в среднюю или низкую категорию риска.

Некоторые критерии, по которым компании получают степень риска, важны только в вопросах невыполнения налоговых обязательств перед государством. Другие являются более общими и часто рассматриваются риск-менеджерами при анализе данных контрагента. Кредитные менеджеры в банках также учитывают эти показатели.

Периодичность обновления отчета: каждые полгода.

Критерии, повышающие степень риска налогоплательщика, отслеживаемые по налоговым отчислениям:

  1. налоговая нагрузка — насколько больше или меньше налоговые отчисления компании среднего показателя по региону и по отрасли
  2. среднемесячная зарплата на одного работника — отклонения с 5% до 50% от среднего показателя по региону
  3. суммы расходов и доходов разница между корпоративным подоходным налогом и совокупным годовым доходом компании
  4. сделки с ликвидированными, бездействующими, банкротами считаются потенциально неблагоприятными суммы выше 20 000 МРП
  5. убытки на протяжении нескольких налоговых периодов — 5 последних налоговых периодов
  6. много изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность
  7. нарушения, найденные при камеральном контроле
  8. предельное значение доходов, установленных настоящим Кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы — в течение нескольких налоговых периодов

Критерии, понижающие степень риска налогоплательщика

  1. критерии, утверждаемые уполномоченным органом — участие в программах мониторинга, электронные счета фактуры, наличие контрольно-кассовой машины и т.д.
  2. подтверждение достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость
  3. критерии конфиденциального характера

Как это найти на Kompra?

  1. Откройте карточку компании и найдите степень риска в Сводной информации:


  2. Есть три категории компании: низкая степень риска, средняя и высокая

Низкая степень риска выделяется зеленым:


Это означает, что:

  • для ИП разрешено прекращение деятельности в упрощённом порядке
  • разрешена подача заявлений о постановке на учет по НДС
  • разрешена процедура продления представления налоговой отчетности по всем видам налогов
  • разрешено приостановление (продление, возобновление) представления налоговой отчетности
  • методы взыскания налоговых обязательств отсутствуют

Средняя степень риска значит, что:


  • запрещена процедура продления предоставления налоговой отчетности по всем видам налогов до 30 дней
  • запрещено приостановление (продление, возобновление) представления налоговой отчетности
  • возможно направлено уведомление о погашении налоговой задолженности
  • возможно приостановлены все расходные операции по банковским счетам, по кассе
  • возможно ограничение в распоряжении имуществом
  • возможно суммы задолженностей взысканы с банковских счетов
  • возможно суммы задолженностей взысканы/могут быть взысканы со счетов дебиторов
  • возможно начата процедура взыскания задолженностей за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества

Высокая степень риска компании:


  • пункт для ИП запрещено прекращение деятельности в упрощенном порядке
  • запрещена подача заявлений о постановке на учет по НДС
  • запрещена процедура продления предоставления налоговой отчетности по всем видам налогов
  • запрещено приостановление (продление, возобновление) представления налоговой отчетности
  • возможно направлено уведомление о погашении налоговой задолженности
  • возможно приостановлены все расходные операции по банковским счетам, по кассе
  • возможно ограничение в распоряжении имуществом
  • возможно суммы задолженностей взысканы с банковских счетов
  • возможно суммы задолженностей взысканы/могут быть взысканы со счетов дебиторов
  • возможно начата процедура взыскания задолженностей за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества
  1. Все данные можно проверить на сайте Комитета государственных доходов :


Подробные данные, что происходит при категорировании (информация с сайта zakon.kz):

Важно помнить, что степень риска — всего лишь рекомендательный показатель, основанный на сравнительных данных. Каждая компания сама определяет уровень риска своих поставщиков, партнеров и клиентов в зависимости от индивидуальных запросов. Но частично степень риска может указать, на что нужно обратить внимание при сборе сведений о контрагентах.

Читайте о предыдущем обновлении на Kompra — отчетной версии Схемы связей.

Ваши предложения и комментарии по улучшению обновлений очень важны для нас.

Департамент государственных доходов по Кызылординской области представляет следующую информацию о системе управления рисками:

Налоговым риском является вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, которые могли и (или) могут нанести ущерб государству.

Выявление и предупреждение риска возложены на налоговые органы и представляет собой Систему Управлениями Рисками (далее-СУР). СУР основана на оценке рисков и применяемых контрольно-административных мер по устранению налогового риска.

СУР преследует следующие цели:

— сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов,

— увеличение возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения,

— минимизация налогового контроля в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов), по деятельности которых определена низкая степень риска.

Работа СУР заключается в следующем:

1. Налоговые органы в ходе налогового администрирования осуществляют анализ данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками (налоговыми агентами), сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента).

2. На основании результатов такого анализа налоговыми органами осуществляется:

— категорирование налогоплательщиков (налоговых агентов) путем отнесения их деятельности к категориям низкой, средней или высокой степени риска,

— дифференцированное применение мер налогового администрирования в случаях, установленных настоящим Кодексом.

3. СУР используется при осуществлении налогового администрирования и может осуществляться с применением информационной системы управления рисками.

СУР основана на оценке степени риска. Критериями степени риска является совокупность признаков, по которым производится оценка налогоплательщиков (налоговых агентов) и последующее их категорирование по низкой, средней или высокой степеням риска.

В связи с этим, одним из вводных задач СУР текущего года является работа по отнесению налогоплательщиков к категориям низкой, средней или высокой степени риска. Цель — группировать налогоплательщиков на категории степени риска и соответственно дифференцированное применение мер налогового администрирования по ним.

По данным СУР на сегодняшний день из 54 870 налогоплательщиков, зарегистрированных по области, отнесено к категориям: низкой — 17 023 (31,0%), средней — 36 919 (67,3%) и высокой — 928 (1,7%) степени риска.

В «Кабинете налогоплательщика» в доступном порядке можете ознакомиться с определением оценки степени риска налогоплательщиков по 13 критериям:

· «Среднемесячная заработная плата на одного работника»

· «Отражаемые в налоговой отчетности суммы расходов и доходов»

· «Сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами»

· «Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов»

· «Многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность»

· «Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля»

· «Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы»

· «Участие в налоговом мониторинге»

· «Применение налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных»

· «Выписка счетов-фактур в электронном виде»

· «Использование налогоплательщиком стандартного файла проверки»

· «Применение контрольного счета по налогу на добавленную стоимость».

СУР дважды в год будет определять к какой степени риска отнесен налогоплательщик. Информация по результатам будет направлена налогоплательщику через web-приложение «Кабинет налогоплательщика».

Данное нововведение СУР по принципу справедливости способствует осуществлять постоянный контроль за деятельностью субъектов-налогоплательщиков с высокой степенью риска и не беспокоит контрольно-административными мерами добросовестных налогоплательщиков с низкой степенью риска.


Главный специалист отдела принудительного взимания УГД по Алмалинскому району Алматы М. Джумагулов дал подробные разъяснения относительно категорирования всех налогоплательщиков путем отнесения их деятельности к категориям низкой, средней или высокой степени риска и дифференцированного применения мер налогового администрирования, передает Zakon.kz.

Министром финансов РК были утверждены правила от 20 февраля 2018 года относительно применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией, с целью стимулирования налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств, минимизации налогового контроля в отношении налогоплательщиков, по которым определена низкая степень риска.

Информация, к какой степени риска отнесен налогоплательщик по результатам системы управления рисками доступна на официальном сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов РК (далее – сайт) и в web-приложении "Кабинет налогоплательщика".

Информирование налогоплательщика, предусмотренное пунктом 4 Правил, осуществляется не позднее первого числа первого месяца полугодия, на который производится категорирование налогоплательщиков, с 1 января 2019 года посредством web-приложения "Кабинет налогоплательщика" и с 1 июля 2019 года посредством обработки запроса на сайте. Обработка запроса на сайте должна быть произведена в срок, не превышающий одного рабочего дня.

Порядок и сроки информирования налогоплательщиков о критериях, по которым деятельность такого налогоплательщика отнесена к соответствующей степени риска

Сведения о критериях, не являющихся конфиденциальной информацией, применяемых в системе управления рисками, направляются налогоплательщикам в web-приложение "Кабинет налогоплательщика" не позднее первого числа первого месяца полугодия, на который производится категорирование налогоплательщиков.

Информирование налогоплательщика осуществляется с 1 января 2019 года.

Расчет критериев, не являющихся конфиденциальной информацией, осуществляется по данным, имеющимся в органах государственных доходов по состоянию на первое число третьего месяца, предшествующего полугодию, на который производится категорирование налогоплательщиков.

Налогоплательщики при необходимости направляют пояснения по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией, в органы государственных доходов посредством web-приложения "Кабинет налогоплательщика".

Полученные органами государственных доходов пояснения при обоснованности подлежат учету при применении системы управления рисками, с направлением в web-приложение "Кабинет налогоплательщика" измененных сведений.

Периодичность актуализации информации о степени риска налогоплательщиков

Степень риска субъекта категорирования рассчитывается по критериям оценки степени риска, не являющимся конфиденциальной информацией, и критериям оценки степени риска, являющимся к конфиденциальной (служебной) информации, и актуализируется раз в полугодие.

Критерии степени риска, не являющиеся конфиденциальной информацией

Критерий "Налоговая нагрузка" определяется на основании правил расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), за исключением физических лиц, не зарегистрированных в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей и не занимающихся частной практикой, утверждаемых уполномоченным органом согласно пункту 14 статьи 30 Налогового кодекса.

Критерий не рассчитывается по налогоплательщикам, состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков, участникам специальных экономических зон, и налогоплательщикам, освобождаемым от уплаты корпоративного подоходного налога.

Период, за который производится расчет, является последний отчетный календарный год.

Базовым показателем для сопоставления является среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки, рассчитываемый для каждого региона отдельно. Приоритетность данного критерия приведена в приложении 4 к настоящим Правилам. Расчет налоговой нагрузки как соотношение исчисленных налогов к налогооблагаемому доходу осуществляется как дополнительный критерий, не влияющий на степень риска.

Базовым показателем для сопоставления дополнительного критерия является среднеотраслевой показатель соответствующей налоговой нагрузки, рассчитываемый для каждого региона отдельно.

Критерий "Среднемесячная заработная плата на одного работника" определяется как соотношение среднемесячной суммы доходов, начисленных налоговым агентом физическим лицам, к средней численности работников. Период, за который производится расчет, является два последних отчетных календарных квартала или последнее отчетное полугодие.

Базовым показателем для сопоставления является среднеотраслевой показатель среднемесячной региональной заработной платы по данным органов статистики.

Приоритетность данного критерия приведена в приложении 5 к настоящим Правилам.

Критерий "Отражаемые в налоговой отчетности суммы расходов и доходов" определяется как соотношение суммы вычетов по корпоративному подоходному налогу с учетом корректировок к совокупному годовому доходу с учетом корректировок, находящееся в диапазоне от 0,98 до 1 включительно.

Период, за который производится расчет, является последний отчетный календарный год. Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень риска – отрицательное.

Критерий "Сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами" определяется в случае, если сумма за чета от поставщика, который представляет декларацию по налогу на добавленную стоимость с отражением поставщика, снятого с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на дату представления такой декларации, превышает 20 000-кратного размера месячного расчетного показателя.

Период, за который производится расчет, является два последних отчетных календарных квартала. Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень риска – отрицательное.

Критерий "Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов" определяется в случае, если в течение пяти последовательных налоговых периодов (лет) в налоговой отчетности отражается убыток.

Период, за который производится расчет, является пять последних отчетных календарных лет. Приоритетность данного критерия – плюс 3 балла, влияние на степень риска – отрицательное.

Критерий "Многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность" определяется в случае, если налогоплательщиком представлено более десяти дополнительных деклараций к уменьшению по корпоративному подоходному налогу и (или) налогу на добавленную стоимость, при этом с даты, установленной для представления таких деклараций, истекло двенадцать и более месяцев.

Период, за который производится расчет, является последние шесть месяцев. Критерий не применяется по налогоплательщикам, состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков. Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень риска – отрицательное.

Критерий "Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля" определяется в случае наличия неисполненных уведомлений по устранению нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, по которым со дня, предусмотренного по налоговому законодательству для исполнения, истекло 15 и более календарных дней.

Период, за который производится расчет, является последние шесть месяцев.

Приоритетность данного критерия – плюс 4 балла, влияние на степень риска – отрицательное.

Критерий "Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы" определяется в случае если налогоплательщиком, применяющим специальный налоговый режим, в декларациях за два последовательных налоговых периода отражается сумма дохода в диапазоне от 98 до 99 процентов включительно от порогового значения дохода, установленного для права применения такого специального налогового режима.

Период, за который производится расчет, является два последних отчетных периода в соответствии с применяемым специальным налоговым режимом. Приоритетность данного критерия – плюс 5 баллов, влияние на степень риска – отрицательное.

Критерий "Участие в налоговом мониторинге" определяется в случае наличия соглашения о горизонтальном мониторинге. Приоритетность данного критерия – минус 4 балла, влияние на степень риска – положительное.

Критерий "Применение налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных" определяется в случае использования налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных. Приоритетность данного критерия – минус 2 балла, влияние на степень риска – положительное.

Критерий "Использование налогоплательщиком стандартного файла проверки" определяется в случае использования налогоплательщиком стандартного файла проверки. Приоритетность данного критерия – минус 4 балла, влияние на степень риска – положительное.

Согласно рекомендациям Всемирного банка, критерии должны быть закрыты для бизнеса, но для поощрения добровольного исполнения налогового законодательства часть критериев может быть открыта.

Разработано 13 открытых критериев, 6 - имеющих отрицательное влияние:

1) отношение расходов и доходов
2) сделки с НП, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с рег. учета по НДС,
в т.ч. ликвидированными, бездействующими, банкротами
3) отражение убытков на протяжении нескольких налоговых периодов
4) многократное внесение изменений и дополнений в налоговую отчетность
5) нарушения, выявленные по камеральному контролю
6) неоднократное приближение к предельным показателям, предоставляющим право применять СНР
2 имеющих как положительное так и отрицательное влияние
1) налоговая нагрузка (КНН) по новой методике
2) среднемесячная зарплата на одного работника.

5 - имеющих положительное влияние:

1) онлайн ККМ
2) ЭСФ
3) горизонтальный мониторинг
4) файл проверки
5) НДС счет

Стандартный файл проверки

Стандартный файл проверки представляет собой данные бухгалтерского учета налогоплательщика (налогового агента) в электронном формате, позволяющем осуществлять анализ посредством информационных систем налоговых органов.

Налогоплательщик (налоговый агент) представляет стандартный файл проверки добровольно посредством загрузки такого файла, удостоверенного электронной цифровой подписью налогоплательщика, в информационную систему налоговых органов.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI (введены в действие с 1 января 2019 г.) (см. стар. ред.).

Налоговая проверка осуществляется, в том числе с применением стандартного файла проверки, в случае предоставления стандартного файла проверки налогоплательщиком (налоговым агентом):

- при проведении налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска - в течение пяти календарных дней со дня вручения предписания;
- при проведении внеплановой налоговой проверки - в течение десяти календарных дней со дня вручения предписания.

Форма стандартного файла и порядок его составления утверждаются уполномоченным органом.

Критерий "Выписка счетов-фактур в электронном виде" определяется в случае выписки счетов-фактур в электронном виде. Приоритетность данного критерия – минус 2 балла, влияние на степень риска – положительное.

Критерий "Применение контрольного счета по налогу на добавленную стоимость" определяется в случае применения контрольного счета по налогу на добавленную стоимость. Приоритетность данного критерия – минус 5 баллов, влияние на степень риска – положительное.

ТОО, общеустановленный режим, плательщик НДС.

Где можно взять данные, на основании которых была присвоена степень риска?

Какие критерии определяют степень риска налогоплательщика?

Возможно ли снизить степень риска налогоплательщика?

В соответствии с нормами статей 136 и 137 Налогового кодекса система управления рисками основана на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые налоговыми органами в целях выявления и предупреждения риска. Риском является вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком (налоговым агентом), которые могли и (или) могут нанести ущерб государству. Цели применения налоговыми органами системы управления рисками:

-сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

-увеличение возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения;

-минимизация налогового контроля в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов), по деятельности которых определена низкая степень риска.

Налоговые органы осуществляют анализ данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками (налоговыми агентами), сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента).

На основании результатов такого анализа налоговыми органами осуществляется:

категорирование налогоплательщиков (налоговых агентов) путем отнесения их деятельности к категориям низкой, средней или высокой степени риска; дифференцированное применение мер налогового администрирования в случаях, установленных Налоговым Кодексом. Критериями степени риска является совокупность признаков, по которым производится оценка налогоплательщиков (налоговых агентов) и последующее их категорирование по степеням риска. Критерии степени рисков являются конфиденциальной информацией, за исключением следующих критериев:

среднемесячная заработная плата на одного работника;

отражаемые в налоговой отчетности суммы расходов и доходов;

сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами;

отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;

многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность;

нарушения, выявленные по результатам камерального контроля;

неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым Кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы;

критерии, которые могут снизить степень риска;

критерии, утверждаемые уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом по предпринимательству;

критерии в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость.

Порядок применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией, определяется уполномоченным органом и содержит, в том числе, следующую информацию:

-показатели по критериям степени риска;

-порядок и сроки информирования налогоплательщиков о результатах категорирования;

-порядок и сроки информирования налогоплательщика о критериях, по которым деятельность такого налогоплательщика отнесена к соответствующей степени риска;

-периодичность актуализации информации о степени риска налогоплательщиков.

На основании изложенного, при отсутствии (наличии) каких либо сведений в уведомлении налогоплательщики при необходимости (нет обязательности) направляют пояснения по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией, в налоговые органы посредством web-приложения "Кабинет налогоплательщика". В случае, если сведения по данным налогоплательщика не соответствуют сведениям, имеющимся в налоговых органах, т.е. при обоснованности Ваших сведений налоговые органы обязаны пересмотреть СУР и соответственно изменить оценку и возможно даже категорию риска.

Критерии степени риска, не являющиеся конфиденциальной информацией, определяются в соответствии с нормами Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 20.02.2018г. №252.

Совместный приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 ноября 2018 года № 1030 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 ноября 2018 года № 86. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 ноября 2018 года № 17819

  • Текст
  • Официальная публикация
  • Информация
  • История изменений
  • Ссылки

В соответствии с пунктом 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года и статьей 137 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Утвердить прилагаемые критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска.

2. Признать утратившим силу совместный приказ Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 251 и исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2018 года № 74 "Об утверждении критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов (объектов) при проведении выборочной налоговой проверки" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16547, опубликован в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан 16 марта 2018 года).

3. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего совместного приказа направление его на государственном и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр финансов
Республики Казахстан
А. Смаилов
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
Т. Сулейменов

"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой
статистике и специальным
учетам Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан

Утверждены
совместным приказом
Министра финансов
Республики Казахстан
от 28 ноября 2018 года № 1030
и исполняющего обязанности
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 28 ноября 2018 года № 86

Критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года и статьей 137 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) для отнесения налогоплательщиков к степени риска с целью отбора налогоплательщиков для проведения проверок по вопросам соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан и Правилами формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки риска, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 17371).

2. Критерии оценки степени риска для налоговых проверок в настоящих Критериях формируются посредством объективных и субъективных критериев.

Глава 2. Объективные критерии

3. В целях определения объективных критериев проводится группировка и распределение субъектов (объектов) налоговой проверки по степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).

4. К высокой степени риска относятся следующие субъекты (объекты) налоговой проверки:

1) налогоплательщики, зарегистрированные в качестве юридических лиц.

Для структурных подразделений критерий оценки степени риска рассчитывается по юридическому лицу.

2) налогоплательщики, по которым период, не охваченный комплексной проверкой по вопросам исполнения налогового обязательства, равен трем годам и более.

Для налогоплательщиков, состоящих на мониторинге крупных налогоплательщиков, период равен четырем годам и более.

5. К налогоплательщикам, отнесенным к высокой степени риска по объективным критериям, применяются субъективные критерии.

Глава 3. Субъективные критерии

6. Субъективные критерии оценки степени риска:

1) коэффициент налоговой нагрузки, определяемый в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 253 "Об утверждении Правил расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), за исключением физических лиц, не зарегистрированных в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей и не занимающихся частной практикой" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16518).

Критерий имеет положительное влияние при коэффициенте налоговой нагрузки ниже среднеотраслевого значения и отрицательное влияние при коэффициенте налоговой нагрузки выше среднеотраслевого значения.

2) осуществление операций с бездействующими налогоплательщиками и с налогоплательщиками, регистрации которых судами признаны недействительными, а также сделок, совершение которых признано судом осуществленными без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;

3) коэффициент соотношения суммы вычетов с учетом корректировок к совокупному годовому доходу с учетом корректировок находится в диапазоне от 0,98 до 1 включительно;

4) представление дополнительной налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу с увеличением суммы вычетов и (или) налогу на добавленную стоимость с увеличением суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, по истечении двенадцати месяцев со дня, установленного налоговым законодательством для представления налоговой отчетности для указанных видов налогов, при условии, если коэффициент налоговой нагрузки такого налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения;

5) представление налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу с нулевыми показателями, при осуществлении внешнеэкономической деятельности и (или) участие в государственных закупках;

6) наличие неисполненных уведомлений по устранению нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

На основании исторических данных о субъектах (объектах) налоговой проверки, имеющихся в информационной системе, применяемой в целях оценки степени риска, формируется уравнение, в котором в качестве переменных используются критерии степени риска. По каждому налогоплательщику коэффициент степени риска определяется следующим образом:

Z = K1 * X1 + K2 * X2 + …+ Kn * Xn+B,

Z – коэффициент степени риска;

К1, …, Кn – коэффициенты, представляющие собой величину влияния значения по критериям на Z;

X1, …, Хn – значение по критерию;

n – количество критериев;

В – значение, рассчитываемое автоматически в информационной системе, являющееся неизменным для всех налогоплательщиков в рамках одного расчета оценки степени риска.

Вероятность наступления целевого события измеряется по шкале от 0 до 100 процентов. Для определения вероятности наступления целевого события следует произвести следующие преобразования:

е – экспонента, математическая постоянная равная числу 2,71828182846.

7. Общий показатель степени риска субъекта (объекта) налоговой проверки рассчитывается по критериям оценки степени риска, указанным в пункте 6 настоящих Критериев и критериев оценки степени риска, относящимся к конфиденциальной (служебной) информации.

8. По показателям степени риска субъект (объект) налоговой проверки относится:

1) к высокой степени риска – при показателе вероятности свыше 51 процентов;

2) не отнесенной к высокой степени риска – при показателе вероятности 51 процентов и ниже.

Налоговые проверки назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени риска, исходя из приоритетности субъектов (объектов) с наибольшим показателем вероятности.

9. Полугодовые графики проверок в особом порядке формируются в порядке, определенном пунктом 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса.

10. Перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) налоговой проверки, несоблюдение которых влечет за собой угрозу законным интересам физических и юридических лиц, а также государства содержится в проверочных листах по налоговым проверкам, утвержденных совместным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 18 апреля 2017 года № 254 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 мая 2017 года № 200 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 15224).

Читайте также: