Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам

Опубликовано: 28.04.2024

  • +
    –
    Глава I. Сфера применения Конвенции (ст.ст. 1 - 2)
    • Статья 1. Цель Конвенции и лица, на которые она распространяется
    • Статья 2. Налоги, на которые распространяется Конвенция
  • +
    –
    Глава II. Основные определения (ст. 3)
    • Статья 3. Определения
  • +
    –
    Глава III. Формы помощи (ст.ст. 4 - 17)
    • +
      –
      Раздел I. Обмен информацией (ст.ст. 4 - 10)
      • Статья 4. Общее положение
      • Статья 5. Обмен информацией по запросу
      • Статья 6. Автоматический обмен информацией
      • Статья 7. Инициативный обмен информацией
      • Статья 8. Одновременные налоговые проверки
      • Статья 9. Налоговые проверки за границей
      • Статья 10. Противоречащая информация
    • +
      –
      Раздел II. Помощь по взысканию налогов (ст.ст. 11 - 16)
      • Статья 11. Взыскание налоговых требований
      • Статья 12. Обеспечительные меры
      • Статья 13. Документы, прилагаемые к запросу
      • Статья 14. Временные ограничения
      • Статья 15. Приоритет
      • Статья 16. Отсрочка платежа
    • +
      –
      Раздел III. Направление документов (ст. 17)
      • Статья 17. Направление документов
  • +
    –
    Глава IV. Положения, применимые ко всем формам помощи (ст.ст. 18 - 23)
    • Статья 18. Информация, предоставляемая запрашивающим Государством
    • Статья 19 (исключена)
    • Статья 20. Исполнение запроса о помощи
    • Статья 21. Защита лиц и ограничения обязанностей по оказанию помощи
    • Статья 22. Тайна
    • Статья 23. Процедуры
  • +
    –
    Глава V. Специальные положения (ст.ст. 24 - 26)
    • Статья 24 Выполнение Конвенции
    • Статья 25. Язык
    • Статья 26. Расходы
  • +
    –
    Глава VI. Заключительные положения (ст.ст. 27 - 32)
    • Статья 27. Иные международные соглашения или договоренности
    • Статья 28. Подписание и вступление Конвенции в силу
    • Статья 29. Территориальное применение Конвенции
    • Статья 30. Оговорки
    • Статья 31. Денонсация
    • Статья 32. Депозитарии и их функции

Конвенция
о взаимной административной помощи по налоговым делам
(Страсбург, 25 января 1988 г.)
(в редакции Протокола от 27 мая 2010 г.)

ГАРАНТ:

См. статус настоящей Конвенции

Государства - члены Совета Европы и страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подписавшие настоящую Конвенцию,

считая, что развитие международного движения лиц, капиталов, товаров и оказания услуг - при всей выгодности этих процессов - привело к росту вероятности избежания и уклонения от налогообложения и поэтому требует укрепления сотрудничества между налоговыми органами,

приветствуя всесторонние усилия, предпринятые в последние годы для борьбы с избежанием и уклонением от налогообложения на международном уровне, как на двусторонней, так и на многосторонней основе,

считая, что скоординированные усилия между Государствами являются необходимостью в целях развития всех форм административной помощи в вопросах взимания налогов любого вида, одновременно обеспечивая соответствующую защиту прав налогоплательщиков,

признавая, что международное сотрудничество может играть важную роль в содействии при надлежащем определении налоговой ответственности и при оказании налогоплательщику помощи в обеспечении его прав,

считая, что основные принципы, наделяющие каждое лицо способностью иметь права и нести обязанности, определенные в соответствии с установленным законом порядком, должны признаваться как применимые по налоговым делам во всех Государствах, и что Государства должны прилагать усилия по защите законных интересов налогоплательщиков, включая соответствующую защиту от дискриминации и двойного налогообложения,

в этой связи убежденные, что Государства должны осуществлять меры и предоставлять информацию, принимая во внимание необходимость защиты конфиденциальности информации и учитывая действие международных документов для защиты частной жизни и передачи личных данных,

учитывая, что возникли новые условия сотрудничества и существует желание сделать многосторонний документ доступным широкому кругу Государств для получения пользы от новых условий сотрудничества и в то же время для внедрения высочайших международных стандартов взаимодействия в налоговой сфере,

желая заключить Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам,

согласились о нижеследующем:

Оговорки,
сделанные Российской Федерацией при ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 года, измененной Протоколом от 27 мая 2010 года

1) Российская Федерация в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 30 Конвенции оставляет за собой право не оказывать какой-либо помощи в отношении налогов других Сторон из любой из следующих категорий, перечисленных в подпункте "b" пункта 1 статьи 2 Конвенции:

а) налоги на доход, прибыль, прирост капитала или чистые активы, которые установлены от имени административно-территориальных единиц или местных органов власти Стороны (ii);

б) обязательные взносы на социальную защиту, уплачиваемые центральному правительству либо учреждениям социальной защиты, созданным в соответствии с публичным правом (и);

в) иные виды налогов, за исключением таможенных пошлин, установленных Стороной, а именно (iii):

налоги на имущество, полученное в порядке наследования или дарения (А);

налоги на использование или владение движимым имуществом, иным, чем автотранспортные средства (F);

2) Российская Федерация в соответствии с подпунктом "b" пункта 1 статьи 30 Конвенции оставляет за собой право не оказывать помощи по взысканию любого налогового требования или по взысканию административного штрафа для всех видов налогов, перечисленных в пункте 1 статьи 2 Конвенции;

3) Российская Федерация в соответствии с подпунктом "f" пункта 1 статьи 30 Конвенции оставляет за собой право применять пункт 7 статьи 28 Конвенции исключительно для административной помощи, относящейся к налоговым периодам, начинающимся с 1 января или после 1 января третьего года, предшествующего году, в котором Конвенция, измененная Протоколом 2010 года, вступила в силу для Российской Федерации, или в случаях, при которых нет налогового периода, - для административной помощи, относящейся к налоговым начислениям, произведенным с 1 января или после 1 января третьего года, предшествующего году, в котором Конвенция, измененная Протоколом 2010 года, вступила в силу для Российской Федерации.

Заявления,
сделанные Российской Федерацией при ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 года, измененной Протоколом от 27 мая 2010 года

1) Российская Федерация заявляет, что налогами, на которые распространяется Конвенция в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Конвенции и которые перечислены в приложении А к Конвенции, являются следующие:

а) в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 2 налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций (i);

налог на имущество организаций (iii, В);

налог на добавленную стоимость (iii, С);

транспортный налог (iii, E);

иные налоги (iii, G):

налог на добычу полезных ископаемых;

специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения;

налог на игорный бизнес;

земельный налог, налог на имущество физических лиц (iv);

2) Российская Федерация на основании подпункта "d" пункта 1 статьи 3 Конвенции заявляет, что для целей Конвенции компетентными органами, указанными в приложении В к Конвенции, для Российской Федерации являются:

Федеральная налоговая служба и ее уполномоченные представители;

Федеральная служба судебных приставов и ее уполномоченные представители.

Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (Страсбург, 25 января 1988 г.) ETS N 127 (в редакции Протокола от 27 мая 2010 г.)

Конвенция вступила в силу 1 апреля 1995 г., в редакции Протокола от 27 мая 2010 г. - 1 июня 2011 г.

Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию, измененную Протоколом от 27 мая 2010 г., Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 325-ФЗ с оговорками и заявлениями

Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 июля 2015 г.

Текст Конвенции опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 10 сентября 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 12 ст. 1586, в Бюллетене международных договоров, апрель 2016 г., N 4

См. статус настоящей Конвенции

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters

Публикация

Важные даты

  • 25 января 1988 года - заключена Конвенция.
  • 1 апреля 1995 года - Конвенция вступила в силу после ратификации пятью Государствами: США, Дания, Финляндия, Нидерланды, Швеция.
  • 1 июня 2011 года - вступил в силу Протокол о внесении изменений в Конвенцию.
  • 3 ноября 2011 года - Россия подписала Конвенцию.
  • 16 ноября 2014 года – вступил в силу Федеральный закон РФ от 04.11.2014 N 325-ФЗ о ратификации Конвенции.
  • 2013-2014 годы - Великобритания и Нидерланды распространили действие Конвенции на свои зависимые территории: Ангилья, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Гернси, Гибралтар, Джерси, Каймановы острова, Монтсеррат, Острова Мэн и Тёркс и Кайкос, Аруба и др.
  • 1 июля 2015 года - Конвенция вступила в силу для России (по истечении трехмесячного периода после даты сдачи документа о ратификации на хранение одному из Депозитариев).
  • 1 октября 2015 года - к Конвенции присоединились Сейшельские острова.

Административная помощь

Административная помощь состоит в следующем:

  • a) обмен информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок и участие в налоговых проверках за границей;
  • b) помощь по взиманию налогов, включая принятие обеспечительных мер;
  • c) направление документов.

Налоги РФ, на которые распространяется Конвенция
  • налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций (i);
  • налог на имущество организаций (iii, B);
  • налог на добавленную стоимость (iii, C);
  • акцизы (iii, D);
  • транспортный налог (iii, E);
  • иные налоги (iii, G):
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения;
  • налог на игорный бизнес;
  • земельный налог, налог на имущество физических лиц (iv);
Конвенция также применяется ко всем идентичным или схожим по существу налогам с момента их установления, которые введены в Договаривающемся Государстве после вступления Конвенции в силу.

Круг лиц, на которых распространяется Конвенция

  • i) все физические лица, обладающие гражданством Стороны, и
  • ii) все юридические лица, товарищества, ассоциации и другие организации, созданные в соответствии с действующим законодательством Стороны.

Действие Конвенции во времени

Положения Конвенции распространяются на административную помощь за налоговые периоды, начинающиеся 1 января 2016 года.

При этом при взаимном согласии сторон положения Конвенции можно применять в отношении более ранних налоговых периодов.

ФНС России отмечает, что на настоящий момент от компетентного органа Каймановых островов получено подтверждение о готовности осуществлять обмен информацией с ФНС России за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2012 года, как в отношении административной помощи, так и по налоговым делам, касающимся преднамеренного поведения, которое подлежит преследованию в соответствии с уголовным правом Российской Федерации (Письмо Федеральной налоговой службы 22 декабря 2015 года № ОА-4-17/22482@)

В отношении налоговых дел, касающихся преднамеренного поведения, которое подлежит преследованию в соответствии с уголовным правом РФ, положения Конвенции распространяются в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января 2012 года.


Виды обмена

Обмен информацией по запросу

По запросу запрашивающего Государства запрашиваемое Государство предоставляет запрашивающему Государству любую информацию относительно отдельных лиц или операций, которая предположительно является важной для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция.

Автоматический обмен информацией

Возможен только по взаимной договоренности между двумя или более Сторонами Конвенции. В этом случае органы власти могут не информировать резидента или национальное лицо перед передачей. По имеющимся данным у России таких договоренностей не достигнуто ни с одним государство Конвенции.

Инициативный обмен информацией

Сторона без предварительного запроса направляет другой Стороне имеющуюся у нее информацию при следующих обстоятельствах:

  • a) если первая Сторона имеет основания полагать, что возможны налоговые потери в другой Стороне;
  • b) лицо, ответственное за уплату налогов, получает снижение размера налога или освобождение от уплаты налога в первой из Сторон, которое может повлечь увеличение размера налога или налоговой ответственности в другой Стороне;
  • c) коммерческие сделки между лицом, подлежащим налогообложению в Стороне, и лицом, подлежащим налогообложению в другой Стороне, проводятся через одну или более стран таким образом, что происходит снижение размера подлежащего уплате налога в одной или в другой Стороне, или в обеих;
  • d) Сторона имеет основания полагать, что уменьшение размера подлежащего уплате налога может являться следствием умышленного перевода прибыли в рамках группы компаний;
  • e) информация, направленная в первую из упомянутых Сторон другой Стороной, позволяет получить информацию, которая может являться необходимой для определения размера налоговой ответственности в последней Стороне.

Форма запроса

В запросе о помощи, если это необходимо, указывается:

  • a) название органа власти или агентства, инициировавшего запрос, с которым обратился компетентный орган;
  • b) имя, адрес или любые иные сведения, способствующие определению лица, в отношении которого был произведен запрос;
  • c) в случае запроса о помощи по предоставлению информации - форма, в которой запрашивающее Государство желает получить информацию для удовлетворения своих потребностей;
  • d) в случае запроса о помощи по взысканию налога или по принятию обеспечительных мер - характер налогового требования, составляющие налогового требования и средства, за счет которых может быть произведено взыскание сумм налогового требования;
  • e) в случае запроса о помощи по предоставлению документов - характер и содержание документа, подлежащего направлению;
  • f) соответствует ли запрос законодательству и административной практике запрашивающего Государства и выполнило ли запрашивающее Государство все надлежащие меры, которые доступны в соответствии с его законами или административной практикой, за исключением тех случаев, когда обращение к таким мерам вызвало бы несоразмерные трудности;.

Основания для отказа

За исключением случаев, предусмотренных статьей 14, положения настоящей Конвенции не могут быть истолкованы как налагающие на запрашиваемое Государство обязательство:

  • a) осуществлять меры, противоречащие его собственному законодательству или административной практике, или законодательству или административной практике запрашивающего Государства;
  • b) осуществлять меры, противоречащие публичному порядку (ordre public);
  • c) предоставлять информацию, которую невозможно получить в соответствии с его собственным законодательством или его административной практикой или в соответствии с законодательством или административной практикой запрашивающего Государства;
  • d) предоставлять информацию, которая могла бы повлечь раскрытие любой торговой, деловой, промышленной, коммерческой или профессиональной тайны или торговых взаимоотношений, или информации, раскрытие которой будет противоречить публичному порядку (ordre public);
  • e) оказывать административную помощь в таких случаях и когда оно признает налогообложение в запрашивающем Государстве противоречащим общепринятым принципам налогообложения или положениям конвенции об избежании двойного налогообложения или любой иной конвенции, которую запрашиваемое Государство заключило с запрашивающим Государством;
  • f) оказывать административную помощь для целей администрирования или обеспечения исполнения налогового законодательства запрашивающего Государства или любого с этим связанного требования, которое ставит в неблагоприятные условия национальное лицо запрашиваемого Государства по сравнению с национальным лицом запрашивающего Государства при тех же обстоятельствах;
  • g) оказывать административную помощь, если запрашивающее Государство не выполнило всех надлежащих мер, которые доступны в соответствии с его законами или административной практикой, за исключением тех случаев, когда обращение к таким мерам вызвало бы несоразмерные трудности;
  • h) оказывать помощь по взысканию в тех случаях, когда административные издержки для этого Государства являются очевидно несоразмерными с выгодой, которая может быть получена запрашивающим Государством.
Положения Конвенции не должны толковаться как разрешение запрашиваемому Государству отклонять предоставление информации только потому, что информация находится в распоряжении банка, иного финансового учреждения, номинального владельца или лица, действующего в качестве агента или доверенного лица, или потому что она относится к правам владения каким-либо лицом.

Важные даты

  • 25 января 1988 года - заключена Конвенция.
  • 1 апреля 1995 года - Конвенция вступила в силу после ратификации пятью Государствами: США, Дания, Финляндия, Нидерланды, Швеция.
  • 1 июня 2011 года - вступил в силу Протокол о внесении изменений в Конвенцию.
  • 3 ноября 2011 года - Россия подписала Конвенцию.
  • 16 ноября 2014 года – вступил в силу Федеральный закон РФ от 04.11.2014 N 325-ФЗ о ратификации Конвенции.
  • 2013-2014 годы - Великобритания и Нидерланды распространили действие Конвенции на свои зависимые территории: Ангилья, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Гернси, Гибралтар, Джерси, Каймановы острова, Монтсеррат, Острова Мэн и Тёркс и Кайкос, Аруба и др.
  • 1 июля 2015 года - Конвенция вступила в силу для России (по истечении трехмесячного периода после даты сдачи документа о ратификации на хранение одному из Депозитариев).
  • 1 октября 2015 года - к Конвенции присоединились Сейшельские острова.


Административная помощь

Административная помощь состоит в следующем:

  • a) обмен информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок и участие в налоговых проверках за границей;
  • b) помощь по взиманию налогов, включая принятие обеспечительных мер;
  • c) направление документов.


Налоги РФ, на которые распространяется Конвенция

  • налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций (i);
  • налог на имущество организаций (iii, B);
  • налог на добавленную стоимость (iii, C);
  • акцизы (iii, D);
  • транспортный налог (iii, E);
  • иные налоги (iii, G):
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения;
  • налог на игорный бизнес;
  • земельный налог, налог на имущество физических лиц (iv);

Конвенция также применяется ко всем идентичным или схожим по существу налогам с момента их установления, которые введены в Договаривающемся Государстве после вступления Конвенции в силу.


Круг лиц, на которых распространяется Конвенция

  • i) все физические лица, обладающие гражданством Стороны, и
  • ii) все юридические лица, товарищества, ассоциации и другие организации, созданные в соответствии с действующим законодательством Стороны.


Действие Конвенции во времени

Положения Конвенции распространяются на административную помощь за налоговые периоды, начинающиеся 1 января 2016 года.

При этом при взаимном согласии сторон положения Конвенции можно применять в отношении более ранних налоговых периодов.

ФНС России отмечает, что на настоящий момент от компетентного органа Каймановых островов получено подтверждение о готовности осуществлять обмен информацией с ФНС России за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2012 года, как в отношении административной помощи, так и по налоговым делам, касающимся преднамеренного поведения, которое подлежит преследованию в соответствии с уголовным правом Российской Федерации (Письмо Федеральной налоговой службы 22 декабря 2015 года № ОА-4-17/22482@)

В отношении налоговых дел, касающихся преднамеренного поведения, которое подлежит преследованию в соответствии с уголовным правом РФ, положения Конвенции распространяются в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января 2012 года.


Виды обмена

Обмен информацией по запросу

По запросу запрашивающего Государства запрашиваемое Государство предоставляет запрашивающему Государству любую информацию относительно отдельных лиц или операций, которая предположительно является важной для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция.

Автоматический обмен информацией

Возможен только по взаимной договоренности между двумя или более Сторонами Конвенции. В этом случае органы власти могут не информировать резидента или национальное лицо перед передачей. По имеющимся данным у России таких договоренностей не достигнуто ни с одним государство Конвенции.

Инициативный обмен информацией

Сторона без предварительного запроса направляет другой Стороне имеющуюся у нее информацию при следующих обстоятельствах:

  • a) если первая Сторона имеет основания полагать, что возможны налоговые потери в другой Стороне;
  • b) лицо, ответственное за уплату налогов, получает снижение размера налога или освобождение от уплаты налога в первой из Сторон, которое может повлечь увеличение размера налога или налоговой ответственности в другой Стороне;
  • c) коммерческие сделки между лицом, подлежащим налогообложению в Стороне, и лицом, подлежащим налогообложению в другой Стороне, проводятся через одну или более стран таким образом, что происходит снижение размера подлежащего уплате налога в одной или в другой Стороне, или в обеих;
  • d) Сторона имеет основания полагать, что уменьшение размера подлежащего уплате налога может являться следствием умышленного перевода прибыли в рамках группы компаний;
  • e) информация, направленная в первую из упомянутых Сторон другой Стороной, позволяет получить информацию, которая может являться необходимой для определения размера налоговой ответственности в последней Стороне.


Форма запроса

В запросе о помощи, если это необходимо, указывается:

  • a) название органа власти или агентства, инициировавшего запрос, с которым обратился компетентный орган;
  • b) имя, адрес или любые иные сведения, способствующие определению лица, в отношении которого был произведен запрос;
  • c) в случае запроса о помощи по предоставлению информации - форма, в которой запрашивающее Государство желает получить информацию для удовлетворения своих потребностей;
  • d) в случае запроса о помощи по взысканию налога или по принятию обеспечительных мер - характер налогового требования, составляющие налогового требования и средства, за счет которых может быть произведено взыскание сумм налогового требования;
  • e) в случае запроса о помощи по предоставлению документов - характер и содержание документа, подлежащего направлению;
  • f) соответствует ли запрос законодательству и административной практике запрашивающего Государства и выполнило ли запрашивающее Государство все надлежащие меры, которые доступны в соответствии с его законами или административной практикой, за исключением тех случаев, когда обращение к таким мерам вызвало бы несоразмерные трудности;.


Основания для отказа

За исключением случаев, предусмотренных статьей 14, положения настоящей Конвенции не могут быть истолкованы как налагающие на запрашиваемое Государство обязательство:

  • a) осуществлять меры, противоречащие его собственному законодательству или административной практике, или законодательству или административной практике запрашивающего Государства;
  • b) осуществлять меры, противоречащие публичному порядку (ordre public);
  • c) предоставлять информацию, которую невозможно получить в соответствии с его собственным законодательством или его административной практикой или в соответствии с законодательством или административной практикой запрашивающего Государства;
  • d) предоставлять информацию, которая могла бы повлечь раскрытие любой торговой, деловой, промышленной, коммерческой или профессиональной тайны или торговых взаимоотношений, или информации, раскрытие которой будет противоречить публичному порядку (ordre public);
  • e) оказывать административную помощь в таких случаях и когда оно признает налогообложение в запрашивающем Государстве противоречащим общепринятым принципам налогообложения или положениям конвенции об избежании двойного налогообложения или любой иной конвенции, которую запрашиваемое Государство заключило с запрашивающим Государством;
  • f) оказывать административную помощь для целей администрирования или обеспечения исполнения налогового законодательства запрашивающего Государства или любого с этим связанного требования, которое ставит в неблагоприятные условия национальное лицо запрашиваемого Государства по сравнению с национальным лицом запрашивающего Государства при тех же обстоятельствах;
  • g) оказывать административную помощь, если запрашивающее Государство не выполнило всех надлежащих мер, которые доступны в соответствии с его законами или административной практикой, за исключением тех случаев, когда обращение к таким мерам вызвало бы несоразмерные трудности;
  • h) оказывать помощь по взысканию в тех случаях, когда административные издержки для этого Государства являются очевидно несоразмерными с выгодой, которая может быть получена запрашивающим Государством.

Положения Конвенции не должны толковаться как разрешение запрашиваемому Государству отклонять предоставление информации только потому, что информация находится в распоряжении банка, иного финансового учреждения, номинального владельца или лица, действующего в качестве агента или доверенного лица, или потому что она относится к правам владения каким-либо лицом.

Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам

Текст, измененный Протоколом о внесении изменений в Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, вступившим в силу 1 июня 2011 года

Преамбула

Государства - члены Совета Европы и страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подписавшие настоящую Конвенцию,

считая, что развитие международного движения лиц, капиталов, товаров и оказания услуг - при всей выгодности этих процессов - привело к росту вероятности избежания и уклонения от налогообложения и поэтому требует укрепления сотрудничества между налоговыми органами,

приветствуя всесторонние усилия, предпринятые в последние годы для борьбы с избежанием и уклонением от налогообложения на международном уровне, как на двусторонней, так и на многосторонней основе,

считая, что скоординированные усилия между Государствами являются необходимостью в целях развития всех форм административной помощи в вопросах взимания налогов любого вида, одновременно обеспечивая соответствующую защиту прав налогоплательщиков,

признавая, что международное сотрудничество может играть важную роль в содействии при надлежащем определении налоговой ответственности и при оказании налогоплательщику помощи в обеспечении его прав,

считая, что основные принципы, наделяющие каждое лицо способностью иметь права и нести обязанности, определенные в соответствии с установленным законом порядком, должны признаваться как применимые по налоговым делам во всех Государствах, и что Государства должны прилагать усилия по защите законных интересов налогоплательщиков, включая соответствующую защиту от дискриминации и двойного налогообложения,

в этой связи убежденные, что Государства должны осуществлять меры и предоставлять информацию, принимая во внимание необходимость защиты конфиденциальности информации и учитывая действие международных документов для защиты частной жизни и передачи личных данных,

учитывая, что возникли новые условия сотрудничества и существует желание сделать многосторонний документ доступным широкому кругу Государств для получения пользы от новых условий сотрудничества и в то же время для внедрения высочайших международных стандартов взаимодействия в налоговой сфере,

желая заключить Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам,

согласились о нижеследующем:

Глава I. Сфера применения Конвенции

Статья 1

Цель Конвенции и лица, на которые она распространяется

1. Стороны, в соответствии с положениями главы IV, оказывают друг другу административную помощь по налоговым делам. Такая помощь может предусматривать при необходимости меры, предпринимаемые судебными органами.

2. Такая административная помощь состоит в:

a) обмене информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок и участие в налоговых проверках за границей;

b) помощи по взиманию налогов, включая принятие обеспечительных мер; и

c) направлении документов.

3. Сторона оказывает административную помощь независимо от того, является ли соответствующее лицо резидентом либо национальным лицом Стороны или любого иного Государства.

Статья 2

Налоги, на которые распространяется Конвенция

1. Настоящая Конвенция применяется:

a) к следующим налогам:

i) налоги на доход или прибыль,

ii) налоги на прирост капитала, которые установлены отдельно от налога на доход или прибыль,

iii) налоги на чистые активы, установленные Стороной; и

b) к следующим налогам:

i) налоги на доход, прибыль, прирост капитала или чистые активы, которые установлены от имени административно-территориальных единиц или местных органов власти Стороны,

ii) обязательные взносы на социальную защиту, уплачиваемые центральному правительству либо учреждениям социальной защиты, созданным в соответствии с публичным правом, и

iii) иные виды налогов, за исключением таможенных пошлин, установленных Стороной, а именно:

A. налоги на имущество, полученное в порядке наследования или дарения,

B. налоги на недвижимое имущество,

C. общие налоги на потребление, такие как налог на добавленную стоимость или налог с продаж,

D. специальные налоги на товары и услуги, такие как акцизы,

E. налоги на использование или владение автотранспортными средствами,

F. налоги на использование или владение движимым имуществом, иным, чем автотранспортные средства,

G. любые иные налоги;

iv) категории налогов, указанные выше в подпункте iii), установленные от имени административно-территориальных единиц или местных органов власти Стороны.

2. Существующие налоги, к которым применяется Конвенция, перечислены в приложении А* в соответствии с категориями налогов, указанных в пункте 1.

* Текст приложений к Конвенции на сайте www.pravo.gov.ru, 10.09.2015, N 0001201509100016

3. Стороны уведомляют Генерального секретаря Совета Европы или Генерального секретаря ОЭСР (именуемые далее "Депозитарии") о любых изменениях, вносимых в приложение А, которые повлекут изменение списка, указанного в пункте 2. Такие изменения вступают в силу на первый день месяца, следующего за истечением трех месяцев с момента получения такого уведомления Депозитарием.

4. Конвенция также применяется ко всем идентичным или схожим по существу налогам с момента их установления, которые введены в Договаривающемся Государстве после вступления Конвенции в силу в отношении этой Стороны в дополнение или вместо существующих налогов, перечисленных в приложении А, и в этом случае соответствующая Сторона уведомляет одного из Депозитариев о введении налога.

Глава II. Основные определения

Статья 3

1. Для целей настоящей Конвенции, если из контекста не вытекает иное:

а) термины "запрашивающее Государство" и "запрашиваемое Государство" означают соответственно любую Сторону, обратившуюся за оказанием административной помощи по налоговым делам, и любую Сторону, запрашиваемую для оказания такой помощи;

b) термин "налог" означает любой налог или взнос на социальную защиту, к которым Конвенция применяется в соответствии со статьей 2;

c) термин "налоговое требование" означает любую сумму налога, а равно проценты по ней, соответствующие административные штрафы и сопутствующие взысканию расходы, которые подлежат оплате и еще не уплачены;

d) термин "компетентный орган" означает лица и органы, указанные в приложении В;

e) термин "национальные лица" по отношению к Стороне означает:

i) все физические лица, обладающие гражданством этой Стороны, и

ii) все юридические лица, товарищества, ассоциации и другие организации, созданные в соответствии с действующим законодательством этой Стороны.

Для каждой Стороны, которая выступила с заявлением в этой связи, вышеуказанные термины понимаются так, как они определены в приложении С.

2. При применении Конвенции Стороной, если из контекста не вытекает иное, любой термин, не определенный в ней, имеет то значение, которое установлено для него законодательством этой Стороны в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция.

3. Стороны уведомляют одного из Депозитариев о любых изменениях, вносимых в приложения В и С. Такие изменения вступают в силу в первый день месяца, следующего за истечением трех месяцев с момента получения уведомления указанным Депозитарием.

Глава III. Формы помощи

Раздел I

Статья 4

1. Стороны обмениваются любой информацией, в частности в соответствии с положениями настоящего раздела, которая предположительно является важной для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется настоящая Конвенция.

3. Любая Сторона может путем заявления, направленного одному из Депозитариев, указать, что в соответствии с ее внутренним законодательством ее органы власти могут информировать ее резидента или национальное лицо перед передачей в соответствии со статьями 5 и 7 касающейся его информации.

Статья 5

Обмен информацией по запросу

1. По запросу запрашивающего Государства, запрашиваемое Государство предоставляет запрашивающему Государству любую информацию, упомянутую в статье 4, относительно отдельных лиц или операций.

2. Если информации, имеющейся в налоговых делах запрашиваемого Государства, недостаточно для удовлетворения запроса о предоставлении информации, это Государство принимает все необходимые меры для обеспечения запрашивающего Государства запрашиваемой информацией.

Статья 6

Автоматический обмен информацией

В зависимости от категорий дел и в соответствии с процедурами, которые определяются по взаимной договоренности, две или более Стороны автоматически обмениваются информацией, указанной в статье 4.

Статья 7

Инициативный обмен информацией

1. Сторона без предварительного запроса направляет другой Стороне имеющуюся у нее информацию при следующих обстоятельствах:

a) первая из упомянутых Сторон имеет основания полагать, что возможны налоговые потери в другой Стороне;

b) лицо, ответственное за уплату налогов, получает снижение размера налога или освобождение от уплаты налога в первой из упомянутых Сторон, которое может повлечь увеличение размера налога или налоговой ответственности в другой Стороне;

c) коммерческие сделки между лицом, подлежащим налогообложению в Стороне, и лицом, подлежащим налогообложению в другой Стороне, проводятся через одну или более стран таким образом, что происходит снижение размера подлежащего уплате налога в одной или в другой Стороне, или в обеих;

d) Сторона имеет основания полагать, что уменьшение размера подлежащего уплате налога может являться следствием умышленного перевода прибыли в рамках группы компаний;

e) информация, направленная в первую из упомянутых Сторон другой Стороной, позволяет получить информацию, которая может являться необходимой для определения размера налоговой ответственности в последней Стороне.

2. Каждая Сторона принимает такие меры и проводит такие процедуры, которые необходимы для обеспечения того, чтобы информация, описанная в пункте 1, была доступна для передачи другой Стороне.

Статья 8

Одновременные налоговые проверки

1. По запросу одной из них, две или более Стороны совместно консультируются для целей определения случаев и процедур проведения одновременных налоговых проверок. Каждая из вовлеченных Сторон решает, участвует она или нет в проведении отдельной налоговой проверки.

2. Для целей настоящей Конвенции одновременная налоговая проверка означает договоренность между двумя или более Сторонами одновременно проводить проверку, каждая на своей территории, налоговых дел лица или лиц, в отношении которых у Сторон имеется взаимная заинтересованность или связанные между собой интересы, с целью обмена любыми относящимися к делу полученными таким образом сведениями.

Статья 9

Налоговые проверки за границей

1. По запросу компетентного органа запрашивающего Государства компетентный орган запрашиваемого Государства может разрешить представителям компетентного органа запрашивающего Государства принимать участие в соответствующей части налоговой проверки в запрашиваемом Государстве.

2. Если запрос удовлетворен, то компетентный орган запрашиваемого Государства в кратчайшие сроки уведомляет компетентный орган запрашивающего Государства о времени, месте проведения такой налоговой проверки, об органах или официальных лицах, уполномоченных на осуществление проверки, а также обязательных процедурах и условиях, установленных запрашиваемым Государством для проведения проверки. Все решения, касающиеся налоговой проверки, принимаются запрашиваемым Государством.

4 ноября 2014 г. Россия ратифицировала Конвенцию ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам (Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters), подписанную еще 3 ноября 2011 г. Этот документ представляет особый интерес в свете проводящейся в России политики «деоффшоризации», поскольку призван расширить полномочия российских налоговых органов в сфере обмена налоговой информацией. Важной особенностью Конвенции является то, что данный документ потенциально может охватить все страны мира, так как открыт для подписания всеми государствами, в том числе и теми, которые не являются членами ОЭСР или Совета Европы.

В настоящей статье анализируются полномочия налоговых органов, и рассматривается вероятность их реализации применительно к классическим оффшорным юрисдикциям. При этом под классическими оффшорными юрисдикциями мы понимаем страны, где разработано специальное законодательство для международных компаний, где такие компании освобождены от обязанности платить налоги и сдавать финансовую отчетность. К таким странам относятся Британские Виргинские Острова, Сейшельские острова, Белиз, Панама, Багамы и ряд других стран.

Согласно Конвенции, стороны оказывают друг другу административную помощь по налоговым делам. Конвенция предусматривает следующие виды административной помощи:

– обмен информацией по запросу (Статья 5). Запрос должен относиться к конкретным лицам или сделкам. Из официальных комментариев к Конвенции следует, что запрос может быть как письменным, так и устным (с последующим письменным подтверждением). Также предусмотрена возможность направления запроса посредством электронных средств связи. Конвенция устанавливает только неисчерпывающий перечень информации, которая должна содержаться в запросе. Никакой дальнейшей регламентации этой процедуры, в том числе посредством разработки соответствующих двусторонних соглашений, не требуется. По замыслу разработчиков Конвенции, такая упрощенная процедура должна способствовать ее большей эффективности в борьбе с уклонением от уплаты налогов. В соответствии с комментариями, полученными от наших партнеров в оффшорных юрисдикциях, процедура обмена информацией по запросу выглядит следующим образом: когда компетентный орган соответствующей страны получает запрос, он сам принимает решение относительно своей компетенции по проведению расследования и предоставлению информации иностранному государству. Для принятия такого решения необходимо, чтобы иностранный запрашивающий орган представил достаточные доказательства того, что лицо, в отношении которого запрашивается проверка, подозревается, например в финансировании терроризма или легализации незаконных доходов. В случае принятия компетентным органом решения о проведении расследования, он может потребовать от регистрационных агентов предоставления всей имеющейся у них информации. За отказ регистрационных агентов от сотрудничества предусмотрена ответственность в виде штрафа или тюремного заключения.

– автоматический обмен информацией (Статья 6). В отличие от обмена по запросу, автоматический обмен информацией требует наличия двусторонних договоров между государствами, где будут регламентированы процедуры такого обмена, а также сведения, которыми государства будут обмениваться в автоматическом режиме. В связи с наличием такого требования в ближайшее время автоматический обмен информацией между Россией и классическими оффшорными юрисдикциями осуществляться не будет. В настоящий момент переговоры о заключении двусторонних договоров с этими государствами не ведутся, хотя в будущем нельзя исключать заключения соответствующих договоров.

– произвольный (инициативный, спонтанный) обмен информацией (Статья 7) предполагает, что одна из сторон направляет другой стороне информацию без получения запроса от такой стороны. Двустороннего соглашения также не требуется. Такой обмен информацией возможен в ситуациях, описанных в Конвенции. Приведенная формулировка позволяет сделать вывод об исчерпывающем характере этого перечня:
а) сторона полагает, что у другой стороны возможны налоговые потери;
b) лицо, ответственное за уплату налога, получает в первой стороне льготу в виде уменьшения налога или освобождения от уплаты налога, что может привести к увеличению размера налога или налоговых обязательств в другой стороне;
c) сделки между лицом, подлежащим налогообложению в первой стороне, и лицом, подлежащим налогообложению в другой стороне, осуществляются через одну или несколько стран таким образом, который приводит к снижению размера налогов в одной или в другой стороне либо в обеих;
d) первая сторона имеет основания полагать, что снижение размера налогов стало результатом искусственного перераспределения прибыли в составе группы компаний;
e) информация, направленная первой стороне другой стороной, позволяет получить информацию, которая может иметь значение для оценки налоговых обязательств в последней стороне.

Представляется возможным спонтанный обмен информацией между Россией и классическими оффшорами. Однако эффективность спонтанного обмена зависит во многом от инициативы государства, направляющего информацию. Перспективы сотрудничества России с оффшорами пока оценить сложно. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод, что обмен информацией, который в настоящее время имеет место в отношениях с другими юрисдикциями, осуществляется в порядке направления запроса в рамках мероприятий налогового контроля (см. например Постановление ФАС Московского округа от 24 января 2014 г. по делу N А40-27410/2013, Постановление ФАС Северо-Западного округа по делу А52-4072/2012 от 6 июня 2014 г.)

Кроме того, Конвенция предусматривает возможность проведения двух видов налоговых проверок (Статьи 8 и 9): одновременные, т.е. проводимые двумя или более государствами каждым на своей территории одновременно в целях последующего обмена значимой информацией, полученной в результате таких проверок; и налоговые проверки за границей, т.е. участие представителей компетентных органов одного государства в части налоговой проверки на территории другого государства с разрешения последнего. Такие налоговые проверки могут быть особенно эффективными в отношении ассоциированных предприятий в целях определения рыночного характера цены по сделкам, устранения двойного налогообложения, выявления агрессивного налогового планирования. При этом важно, что решение о проведении одновременных налоговых проверок или о допуске представителей другого государства к участию в проверках принимается исключительно по усмотрению компетентного органа соответствующей страны.

Конвенция также предусматривает помощь во взыскании подлежащих уплате налогов (Статья 11) и помощь во вручении документов (Статья 17).

Отметим, что информация, которой стороны должны обмениваться, определена в Конвенции максимально широко: любая информация, которая предположительно является важной для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция (Статья 4). В комментариях к Статье 4 также не раскрывается понятие «предположительной значимости» (foreseeable relevance) информации, однако при этом отмечается, что стороны не должны проводить необъективные расследования или запрашивать информацию, которая явно не имеет отношения к налоговым вопросам.

Кроме того, в качестве гарантий для налогоплательщиков в Конвенции предусмотрены стандартные ограничения на передачу информации. Так, государство не предоставляет информацию, противоречащую его законодательству, административной практике или публичному порядку; информацию, которую невозможно получить в соответствии с его национальным законодательством и др. При этом запрашиваемое государство не вправе отклонить запрос о предоставлении информации только на том основании, что такая информация находится в распоряжении банка или иного финансового учреждения, номинала или лица, действующего в качестве агента или доверенного лица, а также на том основании, что такая информация относится к долям участия в капитале соответствующего лица.

Последнее положение соответствует общей международной тенденции в этой области: аналогичные положения содержатся, в частности, в Модельной налоговой конвенции ОЭСР. Действие указанного положения можно проиллюстрировать следующим примером из официальных комментариев к Конвенции. Физическое лицо, подлежащее налогообложению в государстве А, имеет банковский счет в банке В государства В. Государство А в рамках проверки декларации этого физического лица о подоходном налоге запрашивает у государства В информацию обо всех банковских счетах и активах в банке В для того, чтобы выявить наличие дохода, с которого не был уплачен налог. Государство В должно предоставить государству А запрашиваемую информацию.

Любое государство, желающее присоединиться к Конвенции, может конкретизировать степень своих обязательств посредством системы оговорок, прямо предусмотренной текстом Конвенции. Так, например государство может ограничить предоставление помощи только конкретными ее видами или ее предоставлением только в отношении некоторых видов налогов. В частности, Россия, согласно тексту закона, ратифицирует Конвенцию со следующими оговорками:

  • ограничивается список налогов, в отношении которых российская сторона будет оказывать какую-либо помощь другим государствам, подписавшим Конвенцию. Иными словами, Россия не оказывает помощи в отношении следующих категорий налогов других государств:
    а) налоги на доход, прибыль, прирост капитала или чистые активы, которые установлены от имени административно-территориальных единиц или местных органов власти другого государства;
    б) обязательные взносы на социальную защиту, уплачиваемые центральному правительству либо учреждениям социальной защиты, созданным в соответствии с публичным правом;
    в) иные виды налогов, за исключением таможенных пошлин, установленных другим государством, а именно:
    (i) налоги на имущество, полученное в порядке наследования или дарения;
    (ii) налоги на использование или владение движимым имуществом, иным, чем автотранспортные средства;
  • включена оговорка о неоказании помощи по исполнению любого налогового требования или по взысканию административного штрафа в отношении всех видов налогов;
  • включена оговорка, устанавливающая исключительно трехлетний период правовой помощи в отношении дел, которые подлежат преследованию в соответствии с нормами уголовного права.

Для России Конвенция вступает в силу по истечении трех месяцев после сдачи депозитарию документа о ратификации. На 17 ноября 2014 г. Конвенция вступила в силу для 59 государств, среди которых Австрия, Бермудские острова, Белиз, Британские Виргинские острова, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия и ряд других стран(*). На указанную дату в Конвенции не участвуют, например, Багамские острова, Доминика, Панама, Сейшельские острова, Сент-Винсент и Гренадины и Гонконг. Однако в свете международных тенденций в области обмена информацией полагаем, что участие этих стран в Конвенции – это лишь вопрос времени.

Какой-либо практики применения данной Конвенции в других странах, в том числе в оффшорных юрисдикциях, найти не удалось. Согласно комментариям, полученным от наших зарубежных партнеров, запросов со ссылкой на данную Конвенцию не поступало. Тем не менее можно говорить о том, что Конвенция представляет собой эффективный инструмент обмена налоговой информацией, в том числе с оффшорными центрами. Полагаем, что в ближайшее время будет принят ряд соглашений, уточняющих положения Конвенции и направленных на ее практическую реализацию.

Читайте также: