Пошлина за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину проводки

Опубликовано: 18.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация применяет УСН с объектом обложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". В организации работают иностранные рабочие. Можно ли затраты на уплату государственных пошлин за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников, за выдачу приглашений на въезд в РФ, а также за выдачу разрешений на работу иностранным гражданам учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по УСН?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Затраты на уплату государственных пошлин за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников, за выдачу приглашений на въезд в РФ, за выдачу разрешений на работу иностранным гражданам могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по УСН на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Обоснование вывода:

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) и выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", могут учесть в целях налогообложения расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с НК РФ, за исключением суммы налога по УСН, учитываются в составе расходов организации.

В свою очередь, государственная пошлина является федеральным сбором (п. 10 ст. 13 НК РФ).

В то же время в силу п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, признаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы.

Правовое положение иностранных граждан в РФ, а также отношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Согласно п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ организация, приглашающая иностранных граждан в РФ, в целях осуществления трудовой деятельности, обязана в том числе:

- иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

- обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 18 Закона N 115-ФЗ приглашение на въезд в РФ иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом (далее - УФМС) по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган.

Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в УФМС документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника.

Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.

Следовательно, обязанности по оформлению приглашения и разрешения на работу для иностранного специалиста возникают у пригласившей его российской организации.

При оформлении разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, приглашения иностранному специалисту и разрешения на работу для него работодатель (заказчик) обязан уплатить государственные пошлины в соответствии со ст. 19 Закона N 115-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 19 Закона N 115-ФЗ размер государственной пошлины, взимаемой в соответствии с этой статьей, и порядок ее уплаты устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах.

Размер пошлин установлен ст. 333.28 НК РФ и составляет, в частности:

- за выдачу приглашения на въезд в РФ иностранным гражданам или лицам без гражданства - 500 рублей за каждого приглашенного (пп. 17 п. 1 ст. 333.28 НК РФ);

- за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников - 6000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника (пп. 23 п. 1 ст. 333.28 НК РФ);

- за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства - 2000 рублей (пп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Уплата госпошлины за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников, за выдачу приглашений на въезд в РФ, за выдачу разрешений на работу иностранным гражданам является необходимым условием для использования труда иностранных работников. Следовательно, такие расходы являются экономически обоснованными и направленными на получение организацией дохода. При этом поименованные государственные пошлины установлены именно НК РФ, следовательно, полагаем, что затраты на уплату рассматриваемых пошлин могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по УСН на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В качестве документа, подтверждающего расход в виде уплаченной госпошлины, может использоваться, например, платежное поручение с отметкой банка (при безналичной форме оплаты) или квитанция установленной формы (при наличной оплате) (п. 3 ст. 333.18 НК РФ, смотрите также п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91).

Если же организации по каким-либо причинам пришлось передать оригиналы первичных платежных документов в УФМС как подтверждение факта уплаты пошлины, то в этом случае расходы можно обосновать копиями платежных документов, заверенных надлежащим образом. Об этом говорится в письме Минфина России от 11.07.2008 N 03-03-06/2/77.

Представители официальных органов сообщают о том, что организации, применяющие УСН, могут учитывать в составе расходов государственные пошлины, установленные НК РФ (смотрите письма Минфина России от 10.05.2012 N 03-11-06/2/63, от 16.04.2012 N 03-11-06/2/57, от 09.02.2011 N 03-11-06/2/16, УФНС России по г. Москве от 18.07.2011 N 16-15/070485@).

Однако отметим, что разъяснений Минфина России и налоговых органов об учете в составе расходов налогоплательщиками, применяющими УСН, госпошлин, уплаченных за указанные в вопросе юридически значимые действия, нами не обнаружено.

Немногочисленная арбитражная практика показывает, что налоговые органы на местах порой отказывают "упрощенцам" в принятии в целях налогообложения рассматриваемых расходов. Однако арбитражные суды считают доводы налоговиков об экономической необоснованности затрат на оплату госпошлины за выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы не соответствующими положениям пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 N 06АП-4414/2009, а также постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.07.2005 N А56-27187/04).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

30 апреля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов
ЗАО «Интерком-Аудит»

Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определил, что иностранным работником считается иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. Иностранные граждане, имеющие статус временно пребывающих, осуществляют трудовую деятельность по трудовому или гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг). Такие договора могут быть также заключены с юридическими или физическими лицами, в том числе с иностранными юридическими лицами и с иностранными гражданами, зарегистрированными в качестве иностранных предпринимателей.

Чтобы принять на работу иностранного гражданина, работодателю или заказчику работ (услуг) необходимо:

1) получить разрешение на привлечение и использование иностранного гражданина;
2) оформить приглашения иностранному гражданину на въезд в Россию для осуществления трудовой деятельности;
3) оформить иностранному гражданину разрешение на работу.

Внимание! Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, при заключении гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, временно пребывающими на территории РФ, также должны иметь соответствующее разрешение.

Разрешение выдается на срок до одного года, по окончании этого срока разрешение может быть продлено в случае предоставления заявителем мотивированного обоснования. Разрешение продляется не более чем на один год.

Порядок выдачи иностранным гражданам разрешения на работу утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 года №941.

Разрешение на работу оформляется одновременно с приглашением на въезд в РФ. При обращении в орган внутренних дел с ходатайством о выдаче иностранному гражданину приглашения на въезд с целью осуществления трудовой деятельности работодатель должен представить документы, необходимые для оформления разрешения на работу и внести денежные средства, в сумме, необходимой для обеспечения выезда иностранного работника из РФ. Если по окончании трудового договора иностранный гражданин самостоятельно оплачивает обратную дорогу, то внесенная сумма возвращается работодателю. Если у иностранного гражданина нет средств на оплату билета, то эти расходы оплачиваются за счет внесенного работодателем залога с предоставлением ему подтверждающих документов.

На работодателя или заказчика работ (услуг), пригласившего иностранного гражданина с целью осуществления им трудовой деятельности, налагаются следующие обязанности, установленные пунктом 8 статьи 18 Федерального закона №115-ФЗ:

- получить предварительно разрешение на привлечение и использование иностранного гражданина;
- получить для иностранного гражданина разрешение на работу;
- представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
- содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
- оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных граждан.

Работодатель должен в десятидневный срок предоставлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о следующих событиях:

- подача ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения на въезд в РФ для осуществления трудовой деятельности;
- прибытие иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;
- получение иностранным гражданином разрешения на работу;
- заключение нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником;
- приостановление действия или аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
- приостановление действия или аннулирование разрешения на работу, выданного иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;
— аннулирование разрешения на работу, выданного иностранному работнику.

Кроме того, работодатель должен сообщать в МВД РФ или его территориальный орган и в территориальный орган ФСБ РФ:

- о нарушении иностранным гражданином условий трудового или гражданско-правового договора;
- о досрочном расторжении трудового или гражданско-правового договора с иностранным гражданином;
- о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Работодатель, привлекающий иностранных граждан, должен осуществить следующие расходы.

№ п/п
Статья расхода
Сумма, за каждого работника
1
Государственная пошлина за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных граждан
3000 руб.
2
Государственная пошлина за выдачу приглашения иностранному гражданину
200 руб.
3
Государственная пошлина за выдачу разрешения на работу
1000 руб.
4
Денежный залог для обеспечения выезда иностранного работника из Российской Федерации
В размере стоимости билета

Подпунктом «о» пункта 1 статьи 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 года №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» государственная пошлина отнесена к числу федеральных налогов. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденному Приказом Минфина от 6 мая 1999 года №33н, оплата госпошлины относится к расходам по обычным видам деятельности.

Оплата госпошлины за получение пакета документов, необходимых для привлечения иностранных работников, оформляется следующими бухгалтерскими проводками:

Дт 26 Кт 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» – начислена госпошлина;

Дт 68 субсчет «Расчеты по госпошлине Кт 51 – уплачена госпошлина.

В целях налогового учета нужно учесть следующее. Статьей 13 части I Налогового кодекса РФ государственная пошлина отнесена к федеральным налогам, поэтому в целях налогообложения прибыли расходы по оплате госпошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Данные расходы не могут быть квалифицированы как расходы по подбору работников (подпункт 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

Сумма денежного залога, внесенного в обеспечение оплаты выезда иностранного гражданина с территории РФ, не признается расходом в соответствии с ПБУ 10/99 и отражается в составе дебиторской задолженности на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При возвращении залога дебиторская задолженность по этому счету закрывается. Если работник не имеет собственных средств для оплаты выезда после окончания срока пребывания в РФ или в случае его депортации, работодателю должны быть предоставлены документы, подтверждающие, что внесенный ранее залог израсходован на оплату выезда работника, и являющиеся основанием для признания этой суммы в составе расходов по обычным видам деятельности.

Операции по внесению залога и его расходованию или возврату оформляются бухгалтерскими проводками:

Дт 76 субсчет «Расчеты по залогам» Кт 51 – перечислен залог;

Дт 51 Кт 76 субсчет «Расчеты по залогам» – возвращена сумма залога;

Дт 26 Кт 76 субсчет «Расчеты по залогам» – оплата выезда работника учтена в составе расходов.

В целях налогового учета в соответствии с пунктом 32 статьи 270 НК РФ расходы в виде денежных средств, переданных в качестве залога, не учитываются в целях налогообложения прибыли. Данные суммы могут быть учтены в составе расходов только в том случае, если залог использован на оплату выезда иностранного работника. Данные расходы могут быть отнесены к расходам по подбору работников (подпункт 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

В январе 2003 года организация обратилась с заявлением о выдаче разрешения на привлечение пяти иностранных граждан. Сумма государственной пошлины за выдачу разрешения составила: 3000 руб. х 5 = 15 000 руб.

В феврале 2003 года организация получила разрешение сроком на один год и о обратилась с ходатайством о выдаче приглашений на въезд и разрешений на работу пяти иностранным гражданам на срок 5 месяцев — с 10 апреля по 10 сентября 2003 года. При оформлении документов уплачены следующие платежи:

госпошлина за выдачу приглашений: 200 руб. х 5 = 1000 руб.;

госпошлина за выдачу разрешений на работу: 1000 руб. х 5 = 5000 руб.;

внесен залог в обеспечение выезда работников: 3500 руб. х 5 = 17 500 руб.

Приглашения на въезд и разрешения на работу получены в марте 2003 года.

Иностранные работники проработали в организации в течение срока, на который им было выдано разрешение на работу. В сентябре 2003 года по окончании срока действия разрешения один из работников не имел средств на оплату обратной дороги, поэтому его выезд с территории РФ был оплачен за счет внесенного залога.

Неиспользованный залог за четырех работников был возвращен на расчетный счет организации 3500 х 4 = 14 000 руб.

Содержание операции
Дт
Кт
Сумма, руб.
Январь 2003 г.
Начислена госпошлина за выдачу разрешения на привлечение иностранных работников
26
68
15 000
Перечислена госпошлина
68
51
15 000
Февраль 2003 г.
Начислена госпошлина за выдачу приглашений
26
68
1000
Перечислена госпошлина за выдачу приглашений
68
51
1000
Начислена госпошлина за выдачу разрешений на работу
26
68
5000
Перечислена госпошлина за выдачу разрешений на работу
68
51
5000
Перечислен залог
76
51
17 500
Сентябрь 2003 г.
Возвращен неиспользованный залог
51
76
14 000
Оплата выезда работника отнесена на затраты
26
76
3500

В налоговом учете уплаченные суммы включаются в состав расходов следующим образом:

февраль 2003 года :

госпошлина за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников – 15 000 руб.

госпошлина за выдачу приглашений на въезд – 1000 руб.;
госпошлина за выдачу разрешений на работу – 5000 руб.;
итого – 6000 руб.

сентябрь 2003 года:

оплата выезда работника – 3500 руб.
всего за 2003 год – 24 500 руб.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Федеральным законом от 2 ноября 2004 года №127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 1 января 2005 года введена в действие глава 25.3. «Государственная пошлина».

Разрешение на работу выдается при условии внесения работодателем в установленном порядке средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации (пункт 5 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2002 года №941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу».

Следует обратить внимание: суммы, перечисленные для обеспечения выезда иностранного работника, фактически являются залогом, так как неиспользованные суммы возвращаются работодателю. Порядок внесения работодателем средств, необходимых для обеспечения выезда иностранных работников соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, а также порядок возврата таких средств работодателю устанавливается Правительством Российской Федерации согласно пункту 10 статьи 18 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 13 НК РФ государственная пошлина отнесена к числу федеральных налогов. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее ПБУ 10/99), оплата госпошлины относится к расходам по обычным видам деятельности.

Оплата госпошлины за получение пакета документов, необходимых для привлечения иностранных работников, оформляется следующими бухгалтерскими проводками:

В целях налогового учета нужно принять следующее. Статьей 13 НК РФ государственная пошлина отнесена к федеральным налогам. Поскольку уплата работодателем государственной пошлины является обязательным условием для привлечения и использования в производственной деятельности иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации, то расходы по ее оплате при соблюдении требований пункта 1 статьи 252 НК РФ могут быть учтены на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Пунктом 1 статьи 252 НК РФ установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ), которыми признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Сумма денежного залога, внесенного в обеспечение оплаты выезда иностранного гражданина с территории Российской Федерации, не признается расходом в соответствии с ПБУ 10/99 и отражается в составе дебиторской задолженности на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При возвращении залога дебиторская задолженность по этому счету закрывается. Если работник не имеет собственных средств для оплаты выезда после окончания срока пребывания в Российской Федерации или в результате депортации, то работодателю должны быть предоставлены документы, подтверждающие, что внесенный ранее залог израсходован на оплату выезда работника, что является основанием для признания этой суммы в составе расходов по обычным видам деятельности.

В том случае, когда выезд работника оплачивается за счет данных средств, стоимость проезда, по мнению налоговых органов, не включается в расходы при исчислении налога на прибыль. Ведь эти расходы работодатель осуществляет в личных интересах работника (пункты 29 и 49 статьи 270 НК РФ).

Операции по внесению залога и его расходованию или возврату оформляются бухгалтерскими проводками:

В целях налогового учета в соответствии с пунктом 32 статьи 270 НК РФ расходы в виде денежных средств, переданных в качестве залога, не учитываются в целях налогообложения прибыли. Данные суммы могут быть учтены в составе расходов только в том случае, если залог использован на оплату выезда иностранного работника. Данные расходы могут быть отнесены к расходам по подбору работников (подпункт 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

Пример.

В январе организация обратилась с заявлением о выдаче разрешения на привлечение пяти иностранных работников. Сумма государственной пошлины за выдачу разрешения составила: 3000 х 5 = 15 000 рублей.

В феврале организации было выдано разрешение сроком на один год, и она обратилась с ходатайством о выдаче приглашений на въезд и разрешения на работу пяти иностранным гражданам сроком на 5 месяцев - с 10 апреля по 10 сентября. При оформлении документов уплачены следующие платежи:

- госпошлина за выдачу приглашений: 200 рублей х 5 = 1 000 рублей;

- госпошлина за выдачу разрешений на работу: 1000 рублей х 5 = 5 000 рублей;

- залог в обеспечение выезда работников: 3500 рублей х 5 = 17 500 рублей.

Приглашения на въезд и разрешения на работу получены в марте.

Иностранные работники проработали в организации в течение срока, на который им было выдано разрешение на работу. В сентябре по окончании срока действия разрешения один из работников не имел средств на оплату обратной дороги, поэтому его выезд с территории Российской Федерации был оплачен за счет внесенного залога. Неиспользованный залог за четырех работников был возвращен на расчетный счет организации 3500 х 4 = 14 000 рублей.

Данные операции оформляются следующими бухгалтерскими проводками:

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Зарплата

Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определил, что иностранным работником считается иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. Иностранные граждане, имеющие статус временно пребывающих, осуществляют трудовую деятельность по трудовому или гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг). Такие договора могут быть также заключены с юридическими или физическими лицами, в том числе с иностранными юридическими лицами и с иностранными гражданами, зарегистрированными в качестве иностранных предпринимателей.

Чтобы принять на работу иностранного гражданина, работодателю или заказчику работ (услуг) необходимо:

  1. получить разрешение на привлечение и использование иностранного гражданина;
  2. оформить приглашения иностранному гражданину на въезд в Россию для осуществления трудовой деятельности;
  3. оформить иностранному гражданину разрешение на работу.

Внимание! Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, при заключении гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, временно пребывающими на территории РФ, также должны иметь соответствующее разрешение.

Разрешение выдается на срок до одного года, по окончании этого срока разрешение может быть продлено в случае предоставления заявителем мотивированного обоснования. Разрешение продляется не более чем на один год.

Порядок выдачи иностранным гражданам разрешения на работу утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 года №941.

Разрешение на работу оформляется одновременно с приглашением на въезд в РФ. При обращении в орган внутренних дел с ходатайством о выдаче иностранному гражданину приглашения на въезд с целью осуществления трудовой деятельности работодатель должен представить документы, необходимые для оформления разрешения на работу и внести денежные средства, в сумме, необходимой для обеспечения выезда иностранного работника из РФ. Если по окончании трудового договора иностранный гражданин самостоятельно оплачивает обратную дорогу, то внесенная сумма возвращается работодателю. Если у иностранного гражданина нет средств на оплату билета, то эти расходы оплачиваются за счет внесенного работодателем залога с предоставлением ему подтверждающих документов.

На работодателя или заказчика работ (услуг), пригласившего иностранного гражданина с целью осуществления им трудовой деятельности, налагаются следующие обязанности, установленные пунктом 8 статьи 18 Федерального закона №115-ФЗ:

  • получить предварительно разрешение на привлечение и использование иностранного гражданина;
  • получить для иностранного гражданина разрешение на работу;
  • представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
  • содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
  • оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных граждан.

Работодатель должен в десятидневный срок предоставлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о следующих событиях:

  • подача ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения на въезд в РФ для осуществления трудовой деятельности;
  • прибытие иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;
  • получение иностранным гражданином разрешения на работу;
  • заключение нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником;
  • приостановление действия или аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • приостановление действия или аннулирование разрешения на работу, выданного иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;
  • аннулирование разрешения на работу, выданного иностранному работнику.

Кроме того, работодатель должен сообщать в МВД РФ или его территориальный орган и в территориальный орган ФСБ РФ:

  • о нарушении иностранным гражданином условий трудового или гражданско-правового договора;
  • о досрочном расторжении трудового или гражданско-правового договора с иностранным гражданином;
  • о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Работодатель, привлекающий иностранных граждан, должен осуществить следующие расходы.

Статья расхода

Сумма, за каждого работника

Государственная пошлина за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных граждан

Государственная пошлина за выдачу приглашения иностранному гражданину

Государственная пошлина за выдачу разрешения на работу

Денежный залог для обеспечения выезда иностранного работника из Российской Федерации

В размере стоимости билета

Подпунктом «о» пункта 1 статьи 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 года №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» государственная пошлина отнесена к числу федеральных налогов. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденному Приказом Минфина от 6 мая 1999 года №33н, оплата госпошлины относится к расходам по обычным видам деятельности.

Оплата госпошлины за получение пакета документов, необходимых для привлечения иностранных работников, оформляется следующими бухгалтерскими проводками:

Дт 26 Кт 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» начислена госпошлина;

Дт 68 субсчет «Расчеты по госпошлине Кт 51 уплачена госпошлина.

В целях налогового учета нужно учесть следующее. Статьей 13 части I Налогового кодекса РФ государственная пошлина отнесена к федеральным налогам, поэтому в целях налогообложения прибыли расходы по оплате госпошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Данные расходы не могут быть квалифицированы как расходы по подбору работников (подпункт 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

Сумма денежного залога, внесенного в обеспечение оплаты выезда иностранного гражданина с территории РФ, не признается расходом в соответствии с ПБУ 10/99 и отражается в составе дебиторской задолженности на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При возвращении залога дебиторская задолженность по этому счету закрывается. Если работник не имеет собственных средств для оплаты выезда после окончания срока пребывания в РФ или в случае его депортации, работодателю должны быть предоставлены документы, подтверждающие, что внесенный ранее залог израсходован на оплату выезда работника, и являющиеся основанием для признания этой суммы в составе расходов по обычным видам деятельности.

Операции по внесению залога и его расходованию или возврату оформляются бухгалтерскими проводками:

Дт 76 субсчет «Расчеты по залогам» Кт 51 перечислен залог;

Дт 51 Кт 76 субсчет «Расчеты по залогам» возвращена сумма залога;

Дт 26 Кт 76 субсчет «Расчеты по залогам» оплата выезда работника учтена в составе расходов.

В целях налогового учета в соответствии с пунктом 32 статьи 270 НК РФ расходы в виде денежных средств, переданных в качестве залога, не учитываются в целях налогообложения прибыли. Данные суммы могут быть учтены в составе расходов только в том случае, если залог использован на оплату выезда иностранного работника. Данные расходы могут быть отнесены к расходам по подбору работников (подпункт 8 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

В январе 2003 года организация обратилась с заявлением о выдаче разрешения на привлечение пяти иностранных граждан. Сумма государственной пошлины за выдачу разрешения составила: 3000 руб. х 5 = 15 000 руб.

В феврале 2003 года организация получила разрешение сроком на один год и о обратилась с ходатайством о выдаче приглашений на въезд и разрешений на работу пяти иностранным гражданам на срок 5 месяцев - с 10 апреля по 10 сентября 2003 года. При оформлении документов уплачены следующие платежи:

госпошлина за выдачу приглашений: 200 руб. х 5 = 1000 руб.;

госпошлина за выдачу разрешений на работу: 1000 руб. х 5 = 5000 руб.;

внесен залог в обеспечение выезда работников: 3500 руб. х 5 = 17 500 руб.

Приглашения на въезд и разрешения на работу получены в марте 2003 года.

Иностранные работники проработали в организации в течение срока, на который им было выдано разрешение на работу. В сентябре 2003 года по окончании срока действия разрешения один из работников не имел средств на оплату обратной дороги, поэтому его выезд с территории РФ был оплачен за счет внесенного залога.

Неиспользованный залог за четырех работников был возвращен на расчетный счет организации 3500 х 4 = 14 000 руб.

Содержание операции

Начислена госпошлина за выдачу разрешения на привлечение иностранных работников


  • Нюансы бухгалтерского учета госпошлины в 2020-2021 годах
  • Начислена госпошлина при покупке имущества: какой счет бухгалтерского учета используется
  • Учет госпошлины в бухгалтерском учете: проводки по операциям, связанным с основной деятельностью
  • Бухучет госпошлины по операциям, не связанным с основной деятельностью
  • Плата, взимаемая частными нотариусами: отражение в бухгалтерском учете
  • Начисление и оплата госпошлины: проводки
  • Возмещение госпошлины по решению суда: проводки
  • Как отражается госпошлина в налоговом учете
  • Итоги

Нюансы бухгалтерского учета госпошлины в 2020-2021 годах

Госпошлина, согласно ст. 13 НК РФ, признается сбором федерального уровня. В последнее время в эту сферу корректив не вносилось, поэтому в 2020-2021 годах, как и прежде, для отражения учетных записей по ее начислению и уплате используют сч. 68 (субсч. «Государственная пошлина»).

Подробнее о классификации налогов и сборов в РФ читайте здесь.

При этом вид корреспондирующего счета при начислении госпошлины зависит от ее типа. Госпошлина может уплачиваться в связи:

  • с приобретением некоторых имущественных объектов;
  • осуществлением хозопераций по основной деятельности компании;
  • осуществлением операций, не имеющих отношения к ее основной деятельности;
  • участием фирмы в судебных разбирательствах.

Рассмотрим, как ведется учет госпошлины и какими проводками необходимо зафиксировать операцию по начислению соответствующих сумм в перечисленных ситуациях.

Алгоритм заполнения реквизитов платежного поручения на уплату госпошлины вы найдете в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите к разъяснениям экспертов.

Начислена госпошлина при покупке имущества: какой счет бухгалтерского учета используется

Госпошлина, уплачиваемая при приобретении (создании) имущественных объектов, относится на увеличение их фактической стоимости (п. 8 ПБУ 14/2007, п. 8 ПБУ 6/01):

Дт 08 Кт 68/госпошлина.

Такие записи будут использоваться, например, при уплате госпошлины в связи с регистрацией приобретенного объекта основных средств.

О бухучете основных средств читайте в этом материале.

Учет госпошлины в бухгалтерском учете: проводки по операциям, связанным с основной деятельностью

В случае уплаты госпошлины за те или иные действия, необходимые для осуществления текущей работы предприятия, ее сумма относится на расходы по обычным видам деятельности (пп. 5, 7 ПБУ 10/99). Бухучет госпошлины будет строиться таким образом, чтобы при этом в дебете записи по начислению госпошлины стоял один из затратных счетов:

Дт 20 (25, 26, 44…) Кт 68/госпошлина.

Примеры подобных расходов: заверение рабочей документации фирмы и ее копий, регистрация договоров, заверение подписей сотрудников, корректности перевода с одного языка на другой и т. д.

Можно ли отразить в бухгалтерском учете расходы учредителя на уплату госпошлины за регистрацию юридического лица? Ответ на данный вопрос дала советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Горчилина И. О. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

Некоторые нюансы возникают при отражении в бухгалтерском учете госпошлины, внесенной за лицензии, получаемые на определенный временной промежуток, как правило, на несколько месяцев (например, лицензии на розничную продажу алкоголя). На сегодняшний день есть несколько вариантов учета такой госпошлины:

  1. Ее сумма может быть списана в расходы единовременно (письмо Минфина РФ от 12.04.2013 № 03-03-06/1/12248).
  2. Существует также мнение, что подобные затраты должны быть предварительно учтены в расходах будущего периода, а уже затем они списываются на издержки (письмо Минфина РФ от 12.01.2012 № 07-02-06/5).

Тогда в проводках по госпошлине за выдачу лицензии будут использоваться следующие записи:

Дт 97 Кт 68/госпошлина — начислена госпошлина;

Дт 44 Кт 97 — часть госпошлины отнесена на расходы.

Последняя проводка будет делаться в соответствии с порядком, применяемым фирмой для учета расходов будущих периодов, до полного списания госпошлины на издержки.

  1. Есть также позиция, что такие лицензии образуют НМА (п. 3 ПБУ 14/2007, пп. 4, 9, 17 IAS 38). В этом случае сумма госпошлины будет списана на издержки в качестве амортизации:

Дт 08 Кт 60, 76 — отнесена сумма госпошлины за лицензию в стоимость НМА;

Дт 04 Кт 08 — оприходована лицензия;

Дт 44 Кт 05 — начислена амортизация.

ВАЖНО! По НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизацию не начисляют (п. 23 ПБУ 14/2007).

Стоит понимать, что каждый из перечисленных способов организации бухгалтерских проводок для госпошлины имеет свои плюсы и минусы. Безусловно, выбранный метод учета подобных расходов необходимо закрепить в учетной политике фирмы.

Бухучет госпошлины по операциям, не связанным с основной деятельностью

Госпошлина за осуществление действий, не относящихся к основной деятельности фирмы, должна быть отнесена на прочие расходы (п. 11 ПБУ 10/99):

Дт 91.2 Кт 68/госпошлина.

Такая проводка найдет применение, в частности, при начислении госпошлины, уплачиваемой при отчуждении некоторых видов активов (п. 11 ПБУ 10/99).

Аналогично учитывается госпошлина, уплаченная за участие в судебном процессе.

О налоговом учете прочих расходов см. наш материал.

Плата, взимаемая частными нотариусами: отражение в бухгалтерском учете

Согласно ст. 22 «Основ законодательства РФ о нотариате» от 11.02.1993 № 4462-I госпошлиной может считаться плата за услуги только тех нотариусов, которые работают в госконторах. Частные же нотариусы взимают не госпошлину, а тариф. Таким образом, для учета нотариальных услуг частников сч. 68 использоваться не может, а начисление госпошлины в этом случае будет выглядеть так:

Дт 20 (23, 25, 26, 44, 91.2) Кт 76.

Начисление и оплата госпошлины: проводки

В записях по оплате госпошлины в проводках используется корреспонденция сч. 51 и 68:

Дт 68/госпошлина Кт 51.

Однако на практике часто встречаются ситуации, когда госпошлина уплачивается не с расчетного счета фирмы, а наличными через ее представителя. Правомерны ли такие действия? Ответ на этот вопрос нам дает письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 01.06.2012 № 03-05-04-03/43, в котором чиновники подтвердили правомочность подобных действий. При этом, уплачивая госпошлину, к платежной квитанции необходимо приложить документы, подтверждающие принадлежность уплаченных средств фирме, совершающей действие, за которое взимается госпошлина. Это может быть доверенность на представителя, копии учредительных документов, расходный ордер о выдаче представителю наличности для уплаты госпошлины.

Бухгалтерские проводки по уплате госпошлины в этом случае будут иметь следующий вид:

Дт 71 Кт 50 — выдана наличность под отчет представителю;

Дт 20 (23, 25, 26, 44, 91.2) Кт 71 — отражена сумма уплаченной госпошлины.

Возмещение госпошлины по решению суда: проводки

Госпошлина может быть не только уплаченной, но и полученной компанией в составе судебных издержек. Согласно ст. 110 АПК РФ и ст. 98 ГПК РФ все судебные издержки взыскиваются с проигравшей стороны. А поскольку госпошлина — часть судебных издержек, то фирма, уплатившая ее при подаче иска в суд (и выигравшая дело), может с полным правом рассчитывать на ее возмещение проигравшей стороной.

При этом для госпошлины, подлежащей получению по решению суда, проводки в бухучете будут выглядеть так:

Дт 76 Кт 91.1 — госпошлина к возмещению по решению суда;

Дт 51 Кт 76 — поступило возмещение госпошлины.

Как отражается госпошлина в налоговом учете

Все виды госпошлины в налоговом учете входят в категорию прочих расходов. Причем отражать ее следует на момент начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264 НКРФ). Для разных обстоятельств этот момент может приходиться или на дату уплаты, или на дату оформления регистрационных документов и пр.

Так, при регистрации каких-либо действий госпошлина уплачивается заранее, однако в расходы ее следует включать только после приема регистрационных документов уполномоченным органом. А вот при оплате госпошлины при лицензировании она учитывается в момент начисления (письмо ФНС России от 28.12.2011 № ЕД-4-3/22400). Если же госпошлина обусловлена покупкой внеоборотных активов, то сумма госпошлины войдет в первоначальную стоимость объектов, при условии что она внесена до их приобретения. Если после, то в категорию прочих расходов.

Итоги

Госпошлина - проводка в бухучете этого платежа имеет многочисленные особенности. Госпошлина может быть отнесена на расходы по основной деятельности, прочие расходы или на увеличение стоимости актива.

При списании госпошлины проводки ведутся с использованием затратных счетов в корреспонденции со сч. 68, к которому открывается соответствующий субсчет. Плата за совершение юридически значимых действий, взимаемая частными нотариусами, госпошлиной не является, поэтому при проведении в бухучете подобных хозопераций сч. 68 не используется.

Читайте также: