Контроль своевременности и полноты уплаты налогов сборов и страховых взносов в торговой организации

Опубликовано: 23.04.2024

Приказ Федеральной налоговой службы №ММВ-7-15/509@ от 16.06.2017

С 16.10.2017 утверждены требования к организации системы внутреннего контроля для юридических лиц, в отношении которых проводится налоговый мониторинг.

Налоговый контроль в форме мониторинга

Налоговый мониторинг* - это особая форма налогового контроля, которая заключается в электронном информационном взаимодействии и применяется наряду с камеральными и выездными проверками.

* Для перехода к процедуре налогового мониторинга организация должна соответствовать одновременно следующим трем критериям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет РФ за предшествующий календарный год (без учета налогов к уплате в связи с ввозом-вывозом товаров), составляет не менее 300 млн рублей;

суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год составляет не менее 3 млрд рублей;

совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря предшествующего календарного года составляет не менее 3 млрд рублей.

Главное отличие налогового мониторинга от иных форм налогового контроля в том, что в период его проведения организация (п. 6 ст. 105.26 НК РФ):

самостоятельно обеспечивает налоговой инспекции доступ к своим документам (информации), на основании которых она исчисляет и платит налоги;

раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета.

Таким образом, инспекция может видеть данные бухгалтерского и налогового учета организации, а также отслеживать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов в режиме реального времени.

Система внутреннего контроля

Чтобы провести налоговый мониторинг, организация, соответствующая установленным требованиям по суммам налогов, доходов и активов, должна подать в налоговую инспекцию заявление, а также (п. 2 ст. 105.27 НК РФ):

информацию о своих участниках с долей прямого или косвенного участия более 25 процентов;

учетную политику для целей налогообложения, действующую в календарном году, в котором подано заявление о проведении налогового мониторинга;

регламент информационного взаимодействия;

внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля.

Для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля (СВК) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных для (п. 7 ст. 105.26 НК РФ):

упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов);

выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов;

полноты и своевременности их уплаты (перечисления);

своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Комментируемым приказом установлены требования, которым с 16.10.2017 должна соответствовать СВК.

Требования ФНС России

отвечать специфике финансово-хозяйственной деятельности организации;

функционировать на постоянной основе;

функционировать на всех уровнях контроля осуществления бизнес-процесса.

обеспечивать выполнение контрольных процедур, направленных на предупреждение или минимизацию рисков, влияющих на достижение целей организации.

Для организации и функционирования СВК ФНС России предписывает создать систему управления рисками. Эта система позволит выявлять и оценивать наличие или вероятность возникновения обстоятельств, которые могут привести к:

искажению информации в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности;

неправильному исчислению (удержанию), неуплате (неперечислению) налогов, сборов, страховых взносов;

несвоевременному представлению (непредставлению) отчетности в налоговую инспекцию.

Чтобы предупредить и минимизировать указанные риски, организации следует разработать и описать контрольные процедуры, в том числе:

санкционирование (авторизацию) операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения;

разграничение полномочий, в том числе посредством исключения совмещения одним лицом функции инициирования, исполнения и контроля совершения хозяйственной операции;

контроль доступа, целостности данных и внесения изменений в информационные системы;

разграничение доступа должностных лиц к блокам учета в информационной системе в целях исключения несанкционированного доступа и возникновения риска искажения бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.

Правильно организованная система внутреннего контроля позволит организации обеспечивать заинтересованных лиц полной информацией о:

уровне организации СВК, который необходимо оценить с помощью критериев, утвержденных комментируемым приказом.

Итоговым отчетным документом организации станет «Информация об организации системы внутреннего контроля организации», включающая:

главу I "Общие положения";

главу II "Контрольная среда организации";

главу III "Система управления рисками организации";

главу IV "Контрольные процедуры организации";

главу V "Информационные системы организации";

главу VI "Мониторинг и оценка организацией системы внутреннего контроля организации";

Внесение изменений в информацию об организации СВК разрешено:

при изменении требований законодательства о налогах и сборах, о бухгалтерском учете - в течение одного месяца с даты вступления в их силу;

при обнаружении ошибок, неточностей, искажений, противоречивости информации - в течение одного месяца с даты обнаружения.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Сегодня поговорим о Проекте Приказа ФНС России «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля».

Что такое налоговый мониторинг?

Налоговый мониторинг – это когда налоговики получают полный доступ к внутренностям вашей компании, контролируют каждую вашу операцию. Как нам сказал лучший в мире налоговик, руководитель ФНС России господин Егоров, «мы, контролируя каждую транзакцию, сможем взимать налоги в транзакционном режиме буквально с каждой операции». Я своими словами говорю, но идея, которую он передал, была именно такой.

Пока что этот налоговый мониторинг будет относиться к компаниям с оборотом свыше 1 млрд рублей в год. Более того, вступать в этот налоговый мониторинг бизнесмен будет добровольно. Нет такой обязанности. Это репетиция.

Если вы внимательно посмотрите выступления господина Егорова за последние 4 месяца и ту концепцию, которая сейчас реализовывается налоговиками, то увидите, что все усилия налоговиков направлены на контроль каждой транзакции, независимо от размеров бизнеса. И элементы, о которых я сейчас более подробно расскажу, коснутся в ближайшие год-два чуть ли не каждого из вас, к сожалению. Поэтому давайте пока посмотрим, как налоговики будут тренироваться на налоговом контроле в форме налогового мониторинга.

Организация системы внутреннего контроля

Этим приказом будут одобрены требования к организации системы внутреннего контроля. И теперь бизнесмен, организовав эту систему внутреннего контроля, будет сам за собой следить.

«2.1. Система внутреннего контроля должна обеспечивать:

  • упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;
  • достоверность, полноту и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, а также учета таких результатов при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления);
  • соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;
  • мониторинг результатов выполняемых контрольных процедур, направленных на своевременное выявление, исправление и предотвращение ошибок (искажений) в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности».

И эта система внутреннего контроля должна функционировать в организациях на всех уровнях контроля, на всех уровнях осуществления бизнес-процессов, в том числе система должна будет функционировать до фактического начала бизнес-процесса. То есть система уже должна контролировать, с кем ты связываешься, как ты связываешься, какие переговоры ведешь, до начала бизнес-процесса. Во время и после осуществления этого бизнес-процесса та система, которую вы создадите, все эти этапы должна отслеживать.

Контрольная среда

«3.2. В организации должны быть утверждены и доведены до сведения каждого сотрудника профессиональные, этические и поведенческие стандарты.

3.3. В организации должны быть утверждены стандарты (правила) найма, мотивации, оценки, продвижения, увольнения сотрудников, а также требования к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников».

Этот приказ должен будет контролировать в онлайн-режиме правильность и полноту уплаты налогов. Я не пойму, зачем налоговики лезут в профессиональные, этические и поведенческие стандарты. Зачем они лезут в наём, в мотивацию, в оценки, продвижение и увольнение сотрудников, а также требования к профессиональным знаниям? Ну да ладно.

Выявление рисков

«5.3. Выявление рисков должно осуществляться исходя из допущения о том, что налоговый орган обладает в полном объеме всей информацией, которая имеется в распоряжении организации на момент выявления рисков».

Ну, естественно, налоговый орган обладает всей информацией. Потому что «щупальца» уже находятся внутри вашей компании и могут отслеживать каждую транзакцию. Спрашивается, зачем им тогда все это нужно.

Налоговикам это нужно, чтобы не только они вас контролировали, но и вы сами себя контролировали.

Я вообще предложил бы поступить следующим образом: чтобы бизнесмен сам себя контролировал, сам себе выписывал административное, налоговое или уголовное наказание. А потом сам бы приезжал в тюрьму и говорил: «Согласно вашим приказам, я сам себя контролирую, и я сам себе выписал уголовное наказание, посадите меня в камеру». Вспоминаем Булгакова: «Посадите меня в бронированную камеру и поставьте рядом вооруженную охрану».

«5.6. Выявление рисков должно осуществляться в отношении всех операций, в том числе операций, требующих применения профессионального суждения при отсутствии точных способов и методов расчета оценочных значений, методов признания доходов, расходов или требующих допущений о влиянии будущих неопределенных событий». Боже мой! Короче, вы сами себя должны контролировать.

«5.8. Выявление рисков должно обеспечивать возможность проверки наличия фактов, свидетельствующих об уклонении от уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов».

Мало того что «щупальца» налоговиков находятся внутри компании, сам бизнесмен должен создать такие правила внутреннего контроля, при которых ответственное лицо, находящееся внутри компании, следило бы за всеми бизнес-процессами. А так же выявляло риски и обеспечивало возможность проверки, наличие фактов, свидетельствующих о том, что его директор уклоняется от уплаты налогов, сборов, страховых взносов.

Ребята, это надо читать полностью!

Оценка рисков

«6.4. Оценка существенности искажения показателей бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности должна проводиться организацией на основе одного из следующих критериев:

  • доля от суммы налога (сбора, страховых взносов), исчисленного организацией к уплате (перечислению);
  • доля от величины налоговой базы по налогу (базы для исчисления сбора, страховых взносов);
  • доля от величины показателя налоговой декларации (расчета), существенно влияющей на расчет налоговой базы (например, величина доходов от реализации), базы для исчисления сбора, страховых взносов».

То есть налоговики установят, сколько ты должен платить страховых взносов и НДФЛ от ФЗП, как считать налог на прибыль, в зависимости от грязной прибыли, от оборота, а НДС – в зависимости от размера вычетов. Все это есть в этом приказе. И ваш человек, который будет за этим следить, должен будет написать, например, исходя из текста: «Мы завысили долю налоговых вычетов. Дорогие налоговики, немедленно придите к нам на проверку, потому что мы завысили долю налоговых вычетов».

«6.5. Оценка риска должна проводиться организацией при помощи методов математической статистики и (или) на основе профессионального суждения. Выбор метода должен производиться организацией самостоятельно».

Я бы предложил использовать здесь еще высшую математику. Почему только математическая статистика? Я знаю, что такое математическая статистика, с точки зрения уплаты налогов. Но давайте скажем честно: даже внутри отрасли это не работает. Потому что у начинающего бизнесмена и крупной холдинговой структуры федерального масштаба разные условия. Дальше региональные вещи смотрим. Ну, не работает оно так. Невозможно весь бизнес построить под одну гребенку.

Раскрытие информации о рисках

«7.7. Раскрытие информации о рисках должно осуществляться по следующим направлениям выявления рисков».

Какую же информацию о себе вы будете раскрывать? Например:

«7.7.1. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности:

  • осуществление инвестиционной деятельности; реорганизация;
  • реструктуризация деятельности организации;
  • применение льгот по налогам, сборам, страховым взносам;
  • осуществление операций в иностранной валюте;
  • выплата дивидендов резидентам других иностранных государств;
  • существенное изменение налоговой нагрузки в период проведения налогового мониторинга».

Или другой пример:

«7.7.2. Определение организацией порядка отражения хозяйственной операции в налоговом учете:

  • отсутствие и (или) неточность порядка расчета показателей налоговой отчетности;
  • отсутствие и (или) неточность порядка отнесения доходов и расходов к определенному налоговому периоду;
  • неправильная классификация объектов учета;
  • неосторожность, приводящая к уклонению от уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;
  • неосмотрительность, приводящая к получению необоснованной налоговой выгоды».

Человек, нанятый вами за ваши деньги, назначенный вами на это место, который будет за вами следить, должен будет в отчете написать: «Директор моей организации неправильно ведет классификацию объектов учета. Он проявил неосторожность, приводящую к уклонению от уплаты налогов». Я всего-навсего цитирую проект приказа. Там же вы сможете найти отчетные формы, что в какой графе нужно будет писать, как это все будет делаться.

Контрольные процедуры

«9.4. Контрольные процедуры должны быть направлены на предотвращение или минимизацию рисков ошибок (искажений) налогового учета и налоговой отчетности организации, рисков несвоевременной и (или) неполной уплаты (перечисления) налогов, сборов и страховых взносов».

«9.6. Организация должна определить порядок документального оформления результатов выполнения контрольных процедур». А дальше, конечно же, организация должна будет отчитаться перед налоговиками.

Раскрытие информации о контрольных процедурах

«10.3. По результатам описания контрольной процедуры у внешнего пользователя, не обладающего детальными знаниями в отношении специфики финансово-хозяйственной деятельности организации, должно складываться понимание о следующем:

  • как выполнение контрольной процедуры направлено на предотвращение или минимизацию рисков; кто участвует в выполнении контроля;
  • как распределены роли участников: кем осуществляется выполнение хозяйственной операции и кем осуществляется контроль в отношении выполненных операций (подготовленных документов);
  • в чем заключается контроль при осуществлении описанных действий и операций, каким образом выявляются ошибки;
  • какие документы (отчеты) свидетельствуют о выполнении контрольной процедуры и ее результатах».

А дальше начинается отчетность перед налоговиками. Информационная система, которую вы создадите за свой счет, должна быть организована так, чтобы корректировать ваши ошибки и корректировать любую неуплату налогов, чтобы государство получило свои деньги.

Оценка системы внутреннего контроля

«13.6. При анализе и оценке контрольной среды должны учитываться следующие критерии:

  • внедрение в организации и соблюдение сотрудниками организации профессиональных, этических и поведенческих стандартов;
  • участие руководителя организации в процессе оценки результатов функционирования системы внутреннего контроля, в том числе закрепление за руководителем организации функций рассмотрения и утверждения оценки результатов мониторинга и оценки системы внутреннего контроля;
  • распределение (разграничение) полномочий и обязанностей, закрепленное в организационной структуре, реализующей надлежащий учет ключевых сфер полномочий, обязанностей и определенного порядка подчиненности сотрудников;
  • наличие требований к квалификации сотрудников, в том числе к образованию, опыту работы, достижениям, сведениям о добросовестности и этическом поведении, а также наличие программ подготовки специалистов, предусматривающих обучение их функциям и обязанностям».

То есть вы за свой счет должны еще всех обучить.

Дальше идет описание уровней, как вы сами себе будете присваивать баллы, как вы будете в электронной форме отчитываться перед налоговиками, согласно приложению № 10 и № 11. Например, согласно приложению № 11, вы в налоговую в электронной форме отправите информацию об оценке уровня организации и системы внутреннего контроля по установленному формату.

Вместо вывода

Я бы на вашем месте почитал проект этого приказа. Ну, прикольно же. Так и хочется сказать: «Дорогое государство, хорошо, вы нам не доверяете, поэтому вы за нами следите. Но почему вы хотите, чтобы мы вашу работу делали за вас и сами за собой следили?» Я не понимаю. Не говоря уже о том, что господин Егоров нам объявил, что при введении этой системы бумажек будет меньше. Но когда я смотрю на этот проект приказа, мне только одна фраза приходит в голову: «Больше отчетов, хороших и разных». Возьмите этот документ и восхититесь вместе со мной.

Наверняка кто-то из моих зрителей напишет: «Так и должно быть. Мы должны сами за собой следить». Ладно, не хочу делать выводы за вас. Пока что это проект, через месяца 2 выйдет уже готовый приказ. Еще месяца 2 будет утверждаться в Минюсте, затем это станет нашей с вами былью. Я не знаю, как к этому относиться. Напишите, что вы об этом думаете.

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Понятие и предмет налогового мониторинга

Налоговый мониторинг представляет собой относительно новую форму выражения налогового контроля и учета, направленную на установление наблюдения за соблюдением норм налогоплательщиками, которые устанавливаются положениями НК РФ.

Непосредственным предметом контроля налогового мониторинга в России является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты установленных налогов и сборов, проверка базы доходов как юридических, так и физических лиц, проверка всех этапов процедуры уплаты предусмотренных сборов, защита бюджета государства и своевременное обнаружение нарушений действующих налоговых норм в организациях.

Помимо этого, цель работы налогового мониторинга предусматривает и защиту законных интересов налогоплательщиков, особенно, если это новая служба и финансовый порядок учета, налогообложения, перехода на УСН еще совсем не налажен.

Данная форма контроля выражается в постоянном наблюдении и фиксировании определенных результатов, которые были выявлены в ходе той или иной проверки. Затем полученные результаты могут быть сравнены.

На основании данной операции составляется соответствующий график, который может показать важные процессы, выявить цикличность и обнаружить иные важные сведения.

Налоговый мониторинг является установленной юридической процедурой, следовательно, его результаты могут быть использованы для установления определенных санкций и штрафов за те или иные нарушения, которые были допущены налогоплательщиками.

Чтобы данные результаты оказались правомерными и действительными, налоговый мониторинг должен быть проведен с учетом всех требований и нормативов, которые были установлены положениями действующего НК РФ.

Проведение налогового мониторинга

Проведение налогового мониторинга является важной налоговой процедурой, которая может проводиться только при наличии законных на это оснований и только определенными лицами, имеющими соответствующие полномочия. При этом данная форма контроля и способы ее осуществления должны полностью соответствовать положениям, которые содержат нормы налогового законодательства России, а также соответствующий регламент.

Сама процедура проведения налогового мониторинга в России, как форма контроля, осуществляется на основании представления доступа налоговому органу к определенным сведениям, содержащимся в организациях. К этим сведениям можно отнести данные финансовой отчетности участников налоговых правоотношений, информацию базы доходов и расходов и т.д.

Особым примечанием выступает тот факт, что данный доступ должен быть представлен налоговому органу на постоянной основе, для последующего регулярного осуществления контроля в установленной форме. Налоговый мониторинг, как форма проверки участников налоговых правоотношений, обладает достаточно редкой особенностью – он носит длящийся характер.

В тоже время, важной особенностью, которую предусматривают действующие нормы законодательства России, является тот факт, что налоговый орган не вправе осуществлять дополнительные проверки, в том числе и выездные, в том случае, если в данный момент осуществляется налоговый мониторинг.

Условия проведения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг может быть проведен при наличии определенных условий, которые устанавливаются положениями НК РФ и являются обязательными для сотрудников налоговых организаций.

Главным условием проведения налогового мониторинга выступает тот факт, что он проводится по письменному заявлению представителя организации, которая выражает свое желание на осуществление данной процедуры. Подать заявление могут организации, которые отвечают следующим условиям, которые устанавливает НК РФ:

  • общая налоговая сумма базы доходов, которая включает в себя НДС, налог на прибыль и т.д., составляет не менее 300 миллионов рублей, за определенный отчетный период;
  • объем базы доходов, по данным действующей бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – календарный год, в который было подано соответствующее заявление;
  • общая сумма активов, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – год, предшествующий году, в котором было подано заявление.

Заявление подается заинтересованным лицом в налоговый орган, по месту нахождения организации, либо иного юридического лица. Организации, которые были признаны крупнейшими налогоплательщиками, должны подавать заявление по месту данного учета в налоговых органах.

Заявление, как правовой документ, должно содержать все необходимые сведения: форма организации, ее регламент, количество законных участников, финансовый порядок учета и налогообложения, данные базы доходов, УСН и т.д.

Срок проведения и цели налогового мониторинга

Налоговый мониторинг участников правоотношений осуществляется в соответствии с целями, поставленными положениями налогового законодательства России и НК РФ. В основной список целей можно включить следующие:

  • максимальное снижение рисков для участников, касаемо применения штрафных санкций со стороны государства, которые нередко бывают вызваны определенными нарушениями норм действующего законодательства России;
  • осуществление определенного страхования от возможных убытков, которые могли бы повлечь непреднамеренные нарушения действующих норм налогового законодательства и НК РФ;
  • более легкое и быстрое урегулирование возможных проблем, которые были найдены во время непосредственного осуществления мониторинга, например, неверного перехода на УСН;

Как видно из вышеперечисленных положений, налоговый мониторинг всегда преследует основную цель – обеспечение защиты законных интересов и прав налогоплательщиков.

Налоговый мониторинг проводится в определенный временной период – финансовый год, следующим за годом, когда балы осуществлена подача соответствующего заявления заинтересованной организацией.

Общие положения устанавливают, что налоговый мониторинг начинается 01 января года и продолжается до 01 октября следующего года.

Регламент учета и информационного взаимодействия

Регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает особый порядок представления налоговому органу требующихся документов, носящих финансовый характер. Данный документ представляет собой сведения базы доходов, данные УСН и налогового учета, финансовый отчет участников и т.д.

Помимо этого, регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает действующий порядок уплаты и учета страховых взносов, перечисления налогов, перехода на УСН.

Регламент учета и информационного взаимодействия составляется и утверждается в соответствии с действующей формой, предусмотренной нормами налогового права.

Несоблюдение установленной формы, также неполное указание требуемых сведений, либо представление ложной информации, приведут к тому, что существующий регламент учета и информационного взаимодействия будет признан недействительным и не сможет учитываться во время непосредственного проведения налогового мониторинга уполномоченными лицами.

Данный финансовый документ должен содержать максимально подробные и точные сведения о схеме учета налогов конкретной организации, вне зависимости от того, применяет ли данная служба УСН или нет.

Самошкина (Лебедь) Е. А.

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

B соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» существуют категории хозяйствующих субъектов, для которых аудит является обязательным. Аудит предполагает независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Налоговый аудит как отдельный вид аудита этим Законом не выделяется, но он является составной частью аудита. Кроме того, экономические субъекты часто заинтересованы проверять налоговый учёт и налоговую отчетность перед очередной проверкой со стороны ФНС. Поэтому для снижения налоговых рисков организации проведение налогового аудита представляется актуальным[1].

Аудит налогов может проводиться аудиторской организацией в рамках специального задания по рассмотрению налоговых отчетов с целью выражения независимого мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Аудит налоговой отчетности необходим в целях определения:

  • правильности исчисления применимых к деятельности компании налогов;
  • состояния обязательных выплат на текущий период;
  • правомерности использования налоговых льгот;
  • степени соответствия системы ведения налогового учета требованиям законодательства.

Проведение налогового аудита предполагает несколько этапов:

1) экспертизу системы налогообложения;

2) экспертизу учетной политики для целей налогообложения;

3) проверку правильности исчисления налогов и осуществления выплат;

4) составление отчета с описанием ошибок, выявленных в ходе проверки, и формулировка предложений по их устранению.

Налоговый аудит осуществляется системой как внутреннего контроля, так и внешнего аудита.

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверку методики исчисления налоговых платежей;
  • правовую и налоговую экспертизу системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценку документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценка уровня налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и доказательство верности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды при внешнем аудите может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. Налоговая отчетность, которая предоставляется по установленным формам (налоговые декларации, расчеты по налогам, справки об авансовых платежах), и правомерность использования налоговых льгот должны проверяться при проведении аудита.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация имеет право проверять первичные документы проверяемого экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При анализе системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налоговых баз и составления налоговых деклараций, точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству[2].

С целью избежать арифметических погрешностей рекомендовано проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет. И еще проверяется оперативность представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов.

Полученную в процессе выяснения информацию аудитор регистрирует в собственных рабочих документах, выявляет значимость погрешностей и их воздействие на правдивость отчетности, при надобности корректирует план проверки.

Предварительно ознакомившись, аудитор должен составить мнение об особенностях системы налогообложения экономического субъекта, и поэтому он начинает с аудита налоговой отчетности. Целью такой проверки является выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах законодательным нормам. А вот что касается задачи, то здесь необходимо подобрать достаточные аудиторские подтверждения о достоверности налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов сообщая о налоговых рисках которые могут возникнуть у аудируемого лица при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любыерекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

При проведения налогового аудита следует рассматривать сначала, осуществляется ли деятельность клиента в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получены доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить некоторый профессиональный скептицизм в отношении рассматриваемых документов, учитывая вероятность нарушений налогового законодательства экономическим субъектом[3].

Аудитору необходимо установить какие полномочия предоставлены руководителю проверяемой организации собственниками по распределениюприбыли остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, ознакомиться с приказами, касающимися данноговопроса.

Результатом аудита налогового учета является:

  • подтверждение правильности и обоснованности расчетов по налоговымобязательствам организации за определенныйпериод;
  • оценка методов, в расчете налогов вспорныхситуациях;
  • анализ существующей методики оценки остатковнезавершенного производства и готовойпродукции;
  • анализ ведения и организации раздельного учета по НДС иразработка методик по оптимизацииналогообложения НДС;
  • подготовка рекомендаций по разделению рекламных расходов нанормируемые и ненормируемые и др.

Обязанность уплачивать установленные налоги и сборызакреплена в Конституции Российской Федерации. Право на взимание налогов и сборов с населения является признаком каждого государствадругими словами, главнымусловием для существования и выполнения социально-значимых функций самого государства.

Налоговый аудит представляет собой проведение контрольной работы за своевременностью уплаты и правильностью исчисления налогов в бюджет, вне зависимости от проверяющего субъекта, его целевой направленности и характера отношений с проверяемой организацией.

К сожалению, следует отметить, что экономические субъекты предпринимают недостаточно мер для сокращения нарушений в сфере налогов и налогообложения. Об этом свидетельствуют результаты проверок налоговых органов (см. таблицу).

Сведения об организации и проведении камеральных
и выездных налоговых проверок за 2015 год

Всего по России

Дополнительно начислено платежей (включая
налоговые санкции и пени), тыс. рублей

от 16 июня 2017 года N ММВ-7-15/509@

В соответствии с пунктом 4 статьи 31, пунктом 7 статьи 105_26 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 2017, N 1 (ч.1), ст.16) и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст.3961; 2017, N 15 (ч.1), ст.2194),

1. Утвердить Требования к организации системы внутреннего контроля согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы проведения налогового мониторинга.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.Мишустин

в Министерстве юстиции

4 октября 2017 года,

регистрационный N 48424

Приложение
к приказу ФНС России
от 16 июня 2017 года N ММВ-7-15/509@

Требования к организации системы внутреннего контроля

I. Общие положения

1.1. Требования к организации системы внутреннего контроля (далее - Требования) за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, применяемой организацией (далее - система внутреннего контроля организации), разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 105_26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

II. Организация системы внутреннего контроля организации

2.1. Система внутреннего контроля организации должна обеспечивать:

упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;

достоверность, полноту и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, а также учета таких результатов при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления);

соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;

мониторинг результатов выполняемых контрольных процедур, направленных на своевременное выявление, исправление и предотвращение ошибок (искажений) в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.

2.2. Система внутреннего контроля организации должна отвечать специфике финансово-хозяйственной деятельности организации, функционировать на постоянной основе.

2.3. Система внутреннего контроля организации должна функционировать на всех уровнях контроля осуществления бизнес-процесса (операции), в том числе:

до фактического начала бизнес-процесса (операции) с целью предупреждения или минимизации негативного воздействия событий и факторов, которые могут повлиять на достижение целей организации;

непосредственно в ходе осуществления бизнес-процесса (операции) с целью своевременного выявления и немедленного устранения возникающих в ходе работы нарушений и отклонений от заданных параметров;

после осуществления бизнес-процесса (операции) с целью установления достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов целевым (плановым) показателям.

III. Контрольная среда организации

3.1. Контрольная среда организации должна быть сформирована на основе принципов и стандартов, направленных на установление и поддержание руководством и сотрудниками организации системы внутреннего контроля организации.

3.2. В организации должны быть утверждены и доведены до сведения каждого сотрудника профессиональные, этические и поведенческие стандарты.

3.3. В организации должны быть утверждены стандарты (правила) найма, мотивации, оценки, продвижения, увольнения сотрудников, а также требования к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников.

3.4. В организации должно быть установлено разделение ответственности и полномочий сотрудников, обеспечивающих функционирование, мониторинг, оценку организации и совершенствование системы внутреннего контроля организации.

IV. Система управления рисками организации

4.1. Система управления рисками организации должна быть разработана для обеспечения организации и функционирования системы внутреннего контроля организации.

4.2. Система управления рисками организации должна своевременно предотвращать и минимизировать негативные последствия недостижения организацией целей упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов).

4.3. Система управления рисками организации должна функционировать на постоянной основе и соответствовать целям, задачам и стратегии организации.

4.4. Система управления рисками организации должна быть регламентирована организационно-распорядительными документами организации.

4.5. Система управления рисками организации должна обеспечивать выполнение последовательности действий, направленных на предотвращение или минимизацию возможного ущерба за счет воздействий на причины и последствия возникновения рисков, в том числе:

выявление организацией рисков;

анализ и оценка организацией рисков;

определение организацией границ приемлемости рисков;

раскрытие организацией информации о выявленных рисках организации;

принятие организацией решений о способе управления риском на основе оценки достаточности имеющихся в распоряжении организации контрольных процедур для покрытия рисков.

4.6. Выявление и оценка организацией рисков должны осуществляется на основе всестороннего анализа и оценки последствий внутренних и внешних факторов и условий финансово-хозяйственной деятельности организации.

4.7. Система управления рисками организации должна обеспечивать выявление и оценку наличия или вероятности возникновения обстоятельств, которые могут привести к искажению информации в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, неправильному исчислению (удержанию), неуплате (неперечислению) налогов, сборов, страховых взносов и несвоевременному представлению (непредставлению) отчетности в налоговый орган.

V. Выявление организацией рисков

5.1. Выявление организацией рисков должно быть составной частью системы управления рисками организации и системы внутреннего контроля организации. Выявление организацией рисков должно осуществляться на основе принципов комплексности, последовательности, непрерывности и оптимальности.

5.2. Выявление организацией рисков должно быть направлено на идентификацию событий, ситуаций, обстоятельств, которые могут оказать влияние на достижение организацией целей деятельности, а также анализ причин и источников возникновения рисков.

5.3. Выявление организацией рисков должно осуществляться исходя из допущения о том, что налоговый орган обладает в полном объеме всей информацией, которая имеется в распоряжении организации на момент выявления рисков.

5.4. Выявление организацией рисков должно обеспечивать определение совокупности ключевых индикаторов риска, отклонение от которых (невыполнение которых) свидетельствует о наличии у организации потенциальных событий, способных влиять на достижение целей деятельности.

5.5. Выявление организацией рисков должно обеспечивать составление перечня источников риска, который определяет потенциальные зоны риска.

5.6. Выявление организацией рисков должно осуществляться в отношении всех операций, в том числе операций, требующих применения профессионального суждения при отсутствии точных способов и методов расчета оценочных значений, методов признания доходов, расходов или требующих допущений о влиянии будущих неопределенных событий.

5.7. Выявление организацией рисков должно осуществляться по однотипным операциям и по операциям, нетипичным по характеру, объему или частоте их осуществления.

5.8. Выявление организацией рисков должно обеспечивать возможность проверки наличия фактов, свидетельствующих об уклонении от уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

5.9. Выявление организацией рисков должно обеспечивать оценку характера, вероятности возникновения и величины потенциального искажения бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.

5.10. Оценка организацией характера риска должна основываться на следующих факторах:

связь риска с макроэкономическими изменениями, изменениями социально-экономической ситуации;

связь риска с требованиями по ведению бухгалтерского и налогового учета и подготовке отчетности;

сложность осуществления хозяйственной операции, в том числе необходимость проведения сложных расчетов и соблюдения учетных принципов;

степень ручного вмешательства в процесс учета хозяйственной операции;

степень субъективности при расчете оценочных показателей, содержащихся в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности;

связь риска с недобросовестными действиями.

5.11. Выявление организацией источников рисков должно осуществляться на основе анализа условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации.

5.12. При анализе организацией условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации должны учитываться:

цели и стратегические планы организации;

отраслевые факторы (сезонность, цикличность, достаточность ресурсов, конкурентная среда, политика государства и прочие);

требования нормативных правовых актов и особенности учетной политики организации;

характер финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе особенности ее организационной структуры, сегментация деятельности, степень однородности осуществляемых хозяйственных операций, характер и сложность информационных систем.

5.13. Способы и методы выявления организацией риска, применяемые для формирования полной и достоверной информации о рисках, вероятности и последствий их наступления, должны быть определены организацией самостоятельно.

VI. Оценка организацией рисков

6.1. Оценка организацией рисков должна быть составной частью системы управления рисками организации и обеспечивать определение вероятности возникновения, а также оценку последствий выявленных рисков.

6.2. Вероятность наступления риска должна определяться организацией с учетом следующих факторов:

частота наступления аналогичного события в прошлом;

экономические условия осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации.

6.3. Оценка организацией последствий выявленных рисков должна обеспечивать возможность определения уровня влияния риска на достижение организацией целей своей деятельности. В целях настоящих Требований организация должна проводить оценку существенности искажения показателей бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности как вероятное следствие выявленного риска.

6.4. Оценка организацией существенности искажения показателей бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности должна проводиться организацией на основе одного из следующих критериев:

доля от суммы налога (сбора, страховых взносов), исчисленного организацией к уплате (перечислению);

доля от величины налоговой базы по налогу (базы для исчисления сбора, страховых взносов);

доля от величины показателя налоговой декларации (расчета), существенно влияющей на расчет налоговой базы (например, величина доходов от реализации), базы для исчисления сбора, страховых взносов.

6.5. Оценка организацией риска должна проводиться организацией при помощи методов математической статистики и (или) на основе профессионального суждения. Выбор метода должен производиться организацией самостоятельно.

6.6. Оценка организацией каждого выявленного риска должна проводиться с целью определения его уровня.

6.7. Определение организацией уровня риска должно проводиться на основе оценки вероятности и последствий наступления риска по качественной и (или) количественной шкале.

Читайте также: