Отдел налогового аудита ифнс чем занимается

Опубликовано: 04.05.2024

С 2007 года в УФНС и инспекциях появились новые подразделения — отделы налогового аудита. На них возложено досудебное регулирование конфликтов, возникающих между инспекторами и налогоплательщиками в ходе проверок. О том, насколько удачным оказался старт и какие дополнительные возможности по защите своих прав появились у организаций и предпринимателей, мы побеседовали с начальником отдела налогового аудита УФНС России по Ленобласти.

Ольга Георгиевна Никитина , начальник отдела налогового аудита Управления ФНС России по Ленобласти

Досье «Спутника Главбуха»:
Родилась в 1971 году.
Образование: высшее.
Карьера:
с 1994 года — в налоговых органах;
с 2007 года — начальник отдела налогового аудита

— Ольга Георгиевна, расскажите поподробнее, чем занимается отдел налогового аудита?

— Наш отдел рассматривает жалобы налогоплательщиков на решения по проверкам и прочие акты, а также действия и бездействие инспекторов нижестоящих налоговых органов (районных и межрайонных инспекций ФНС). И, кроме того, — возражения по повторным выездным проверкам, которые проводит непосредственно Управление.

По сути, мы являемся арбитрами в спорах инспекторов и налогоплательщиков. Например, если представитель налогового органа доначисляет налог, не имея при этом всего пакета документов. Итогом нашей работы является изменение или отмена инспекционных решений, оставление решений без изменений.

— Чем руководствуется УФНС, принимая решение по жалобе налогоплательщика?

— Мы рассматриваем все представленные сторонами конфликта документы, при необходимости что-то запрашиваем дополнительно. После изучения документов мы определяем правого и виноватого и выносим свое решение. Также используем в работе судебную практику Северо-Западного округа: решения судей по аналогичным спорам принимаются во внимание.

— Существуют ли отделы налогового аудита в районных инспекциях? Какие функции они выполняют?

— Отделы налогового аудита создаются во всех инспекциях Ленобласти (см. координаты на с. 9). Они рассматривают возражения по своим собственным проверкам. Например, если в ходе контрольного мероприятия, до принятия решения, возникла спорная ситуация в связи с действиями (бездействием) или решением конкретного инспектора, налогоплательщик вправе подать соответствующую жалобу на имя руководителя инспекции. Все остальные обращения поступают в Управление. Организация или предприниматель может сразу подать заявление в Управление. Система данных взаимоотношений определена статьей 139 Налогового кодекса РФ.

— Отделы налогового аудита уже есть во всех ИФНС и МИФНС и работают в полную силу?

— Увы, на местах пока есть кадровые проблемы. В ряде районов поиск сотрудников для отделов налогового аудита находится в самом разгаре. Обязателен опыт бухгалтерской, налоговой или юридической работы. Людей отбирают очень тщательно, а на это уходит много времени.

Налогоплательщики, состоящие на учете в районах, где отделы налогового аудита еще не созданы, могут обращаться со своими жалобами в свою инспекцию или к нам в Управление.

— Кто назначает налоговых аудиторов? Кому они подотчетны?

— Назначение на должность начальника отдела налогового аудита в районе согласуется с Управлением ФНС России по Ленобласти. А за набор рядовых сотрудников (как и в случае с любым другим отделом) отвечает начальник конкретной налоговой инспекции. Все происходит на конкурсной основе.

Никаких особенностей в смысле подчиненности нет: инспекторы подотчетны начальнику отдела, он — руководителю инспекции.

— Является ли ваш отдел дополнительным средством контроля за работой инспекторов? Или, скорее, подспорьем самим инспекторам при проведении проверок?

— Отдел налогового аудита создавался как абсолютно нейтральное звено. Таковым он и является. Хотя если в ходе проверок у инспекторов возникают какие-то вопросы, в консультациях я не отказываю.

Безусловно, мы стараемся урегулировать спор до суда. Так, чтобы налогоплательщик, получив наше решение, уже не обращался в арбитраж.

— Какова процедура обращения налогоплательщиков в отдел налогового аудита?

— В любом акте налогового органа указываются координаты, по которым можно обжаловать действия или бездействие инспекторов. Для этого, в первую очередь, следует написать заявление. Согласно Налоговому кодексу РФ оно рассматривается в течение месяца. Если отсутствуют необходимые документы или имеют место иные весомые обстоятельства, срок может быть продлен еще на 15 рабочих дней. О чем налогоплательщик обязательно уведомляется.

Сроки имеют особое значение при рассмотрении апелляционной жалобы. Она подается в течение 10 дней после уведомления компании о принятом по результатам проверки решении. Фирме важно, чтобы оно не вступило в силу до разрешения спора.

— Какие документы потребуются налогоплательщику, чтобы оспорить решение инспекции?

— Первый документ я уже назвала. Это заявление, которое составляется в произвольной форме. Насколько я знаю, справочно-правовые базы уже начали размещать образцы таких форм. В заявлении налогоплательщику обязательно надо указать свой адрес и контактный телефон, поставить подпись руководителя и печать.

Все документы, необходимые для дальнейшего рассмотрения претензии, мы запрашиваем дополнительно, в индивидуальном порядке. Организация (предприниматель) может сразу снабдить заявление документами, которые, по ее мнению, важны для принятия решения.

— Каковы первые итоги работы вашего отдела и перспективы его развития в ближайшем будущем?

— За первое полугодие 2007 года в отдел налогового аудита Управления ФНС России по Ленобласти поступило 96 жалоб, из которых на данный момент рассмотрено 79. 20 процентов жалоб удовлетворено частично или полностью. То есть в этих случаях налогоплательщик оказался прав и смог защитить свои интересы.

С каждым днем обращений становится все больше. Кто-то, возможно, только узнал о существовании нашего отдела. Люди очень активны.

А перспективы такие. С увеличением числа жалоб, естественно, должен расти и штат отдела. Поэтому первая и главная задача — подбор квалифицированных кадров. Мы ведем активные поиски.

В заключение хочу напомнить, что с 1 января 2009 года налогоплательщики смогут обратиться в суд только после обжалования решения по проверке в вышестоящем налоговом органе: инспекции — в Управлении, Управления — в ФНС России. Так что объемы нашей деятельности в обозримом будущем увеличатся в разы. Мы готовимся, настроены на серьезную и объективную работу.

date image
2015-07-21 views image
1944

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Для решения вышеуказанных проблем Центральным аппаратом ФНС России в сентябре 2006 года была разработана и утверждена Концепция развития налогового аудита в системе налоговых органов Российской Федерации (далее – Концепция). Она определила основные цели задачи и направления развития налогового аудита в системе налоговых органов.

Согласно Концепции было принято решение о структурном выделении в системе налоговых органов специальных подразделений, в компетенцию которых входит исключительно внутриведомственное досудебное разбирательство.

В подразделения налогового аудита вошли:

- Управление налогового аудита Федеральной налоговой службы (в настоящее время административное управление);

- отделы налогового аудита управлений ФНС по субъектам Российской Федерации;

- отделы налогового аудита межрегиональных инспекций ФНС по крупнейшим налогоплательщикам;

- отделы налогового аудита или группы налогового аудита (специалисты налогового аудита в составе иных отделов) инспекций ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС межрайонного уровня.

Основной целью создания подразделений налогового аудита является совершенствование административных процедур по рассмотрению налоговых споров, утверждение начал законности в правоприменительной деятельности налоговых органов.

1) создание условий для реализации прав налогоплательщиков на рассмотрение их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб на действия или бездействие налоговых органов, а также на акты ненормативного характера, связанные с применением законодательства РФ о налогах и сборах;

2) обеспечение условий для реализации прав налогоплательщиков на рассмотрение их возражений (разногласий) по актам осуществленных мероприятий налогового контроля;

3) информирование налогоплательщиков по результатам рассмотрения их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб на действия или бездействие налоговых органов, а также на акты ненормативного характера, связанные с применением законодательства РФ о налогах и сборах;

4) анализ причин возникновения налоговых споров и принятие мер по их дальнейшему исключению в случаях, когда в основе возникновения налоговых споров лежат не противоправные действия налогоплательщиков;

5) создание условий для укрепления законности в деятельности налоговых органов, путем совершенствования их правоприменительной деятельности.

В результате работ подразделения налогового аудита Концепцией был запланирован ряд позитивных изменений в сфере налогового администрирования:

1) возрастание ответственности налоговых органов за принятие решений, соответствующих закону;

2) повышение прозрачности деятельности налоговых органов;

3) обеспечение качества правосудия;

4) доступность правосудия, так как досудебная процедура является, для налогоплательщика бесплатной;

5) повышение уровня защиты интересов граждан как налогоплательщиков;

6) устранение в короткие сроки нарушения прав, которые могут быть допущены незаконным актом.

Концепция предполагает тесную связь подразделений налогового аудита с другими подразделениями налоговых органов, осуществляющими налоговый контроль и контроль за работой нижестоящих налоговых органов. Эта взаимосвязь основана на следующем.

1. Налоговые аудиторы призваны обеспечить важную итоговую стадию осуществленных контрольных мероприятий – вынесение законного и обоснованного решения по материалам осуществленных контрольных мероприятий.

При этом не имеет значение, какие формы налогового контроля проведены (выездная налоговая проверка, камеральная, осуществлен контроль платежной дисциплины, своевременности представления налоговой декларации и т.п.), важен сам факт наличия производства по делу о налоговом правонарушении и наличие несогласия лица, привлекаемого к налоговой ответственности. По действующему законодательству такими лицами могут быть как налогоплательщики, так и лица, не являющиеся налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами.




Несогласие налогоплательщика по вопросу привлечения его к налоговой ответственности, доводы, изложенные им в свою защиту, представленные возражения (объяснения) плательщика являются исходным условием начала работы и предметом исследования налогового аудитора. По итогам работы подготавливается экспертное заключение об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.

Заключение предназначено для внутреннего использования и является документом, призванным обеспечить руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, рассматривающего материалы проверки, независимым мнением для вынесения законного и обоснованного решения.

Таким образом, выделенные в отдельный функциональный блок подразделения налогового аудита призваны повысить качественный уровень контрольной работы.

2. Подразделения налогового аудита призваны осуществлять контроль качества работы налоговых органов через сообщения и заявления налогоплательщиков.

В настоящее время в названии подразделений налоговых органов, занимающихся досудебным урегулированием, присутствует слово «аудит». Известно, что аналогичное слово есть и в названии подразделений, осуществляющих непосредственный контроль за работой налоговых органов, таких как подразделения внутреннего аудита.

Это два направления решения одних и тех же задач – повышения качества работы налоговых органов, устранение внутриведомственных ошибок, установления законности в деятельности налоговых органов. Только в случае проведения внутреннего аудита недочеты выявляются в ходе проведения ревизионных мероприятий, а в случае осуществления налогового аудита информация о недостатках работы налоговых органов поступает от физических и юридических лиц.

Подразделение налогового аудита, осуществляя процедуру по рассмотрению заявлений или сообщений налогоплательщика, оценивают на предмет законности и обоснованности обжалуемые действия (бездействия) должностных лиц или акты налоговых органов ненормативного характера. При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствует законодательству Российской Федерации, подготавливают решение руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа об отмене акта нижестоящего налогового органа и назначении дополнительной проверки или отмене решения и прекращении производства по делу о налоговом правонарушении; об изменении решения или вынесении нового решение, то есть принимают меры для восстановления законности и обоснованности.

Кроме этого, анализ сообщений и заявлений налогоплательщиков о трудностях, с которыми они сталкиваются в налоговых правоотношениях, обобщение результатов разбирательства по заявленным фактам нарушения их прав, позволяют своевременно информировать руководящий состав налоговых органов о наличии проблем в практике применения законодательства о налогах и сборах, вырабатывать превентивные меры, направленные на снижение случаев нарушения прав налогоплательщиков.

Таким образом, деятельность подразделений налогового аудита создает предпосылки к утверждению законности в деятельности налоговых органов, к формированию новых подходов к результатам контрольной работы, к налоговому администрированию, реализации стандартов обслуживания, которые позволят налоговым органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с практикой и требованиями общества и государства.

налоговый аудит

Профессиональный налоговый аудит и экспертиза дают возможность избежать проблем с налоговым законодательством, оптимизировать базу налогообложения и обеспечить эффективную деятельность фирмы.

расчет стоимости услуги налогового аудита

Рассчитать стоимость проведение аудита можно предварительно и бесплатно, всего за 5 шагов.

подготовка к налоговой проверке

Чтобы правильно подготовиться к налоговой проверке, привести в порядок документацию, провести инструктаж специалистов и учесть другие нюансы, можно воспользоваться консалтинговой помощью.

бухгалтерское и налоговое консультирование

Хотите исключить риск санкций, подготовиться к налоговым проверкам, оптимизировать расходную часть и даже рассчитывать на льготы? Бухгалтерское и налоговое консультирование - оптимальное решение.

сопровождение налоговых проверок

Сопровождение налоговых проверок на досудебной и судебной стадиях - эффективный способ защитить интересы фирмы при оспаривании решений налоговых органов.

Налоговый аудит предприятия: что это и зачем он нужен

Налоговый аудит — это проверка финансовой документации на предмет ее соответствия налоговому законодательству. Компания-поставщик или частный аудитор осуществляет мониторинг начисления и уплаты налогов, занимается составлением и ведением необходимой отчетности, дает оценку рисков и консультации по вопросам налогообложения. Цель услуги — оградить клиента от потенциальных штрафов и прочих санкций за нарушение законодательства в данной сфере, а также исключить возможность переплат. Специалисты, осуществляющие аудит налогообложения, проверяют бухгалтерскую отчетность и выявляют в ней какие-либо неточности, которые противоречат закону. Эти неточности могут возникнуть не только по причине недостаточного профессионализма бухгалтеров, но и из-за частых изменений в законодательстве.

Услуга аудита налоговых обязательств пользуется наибольшим спросом у крупных компаний, ведущих бизнес в смежных или разных сферах, где большой объем документооборота ведет к возникновению ошибок. Также в налоговом аудите нуждаются компании, имеющие холдинговую или иную многоуровневую структуру. Эта услуга популярна и среди фирм с разветвленной сетью филиалов. Средний и малый бизнес также пользуются налоговым аудитом с целью оптимизации системы отчислений.

Налоговый аудит важно проводить вовремя. Приведение отчетности в порядок непосредственно перед обязательным налоговым аудитом может избавить от многих проблем. А вернуть переплаченные деньги можно не позднее, чем через три года после уплаты, поэтому своевременность услуги определяет ее эффективность. Кроме этих случаев, аудит налогообложения имеет смысл проводить при смене главного бухгалтера или специалиста, ответственного за составление деклараций и осуществление платежей.

Инициативный налоговый аудит предприятия — услуга необязательная и проводится всегда по инициативе клиента (не освобождает от проверок должностными лицами). Но для крупных компаний она зачастую оказывается необходимой, поскольку может значительно снизить затраты. Примеры экономии для организации мы приведем далее.

Результаты аудита налогообложения

Сказать конкретно, сколько денег может сэкономить налоговый аудит для предприятия, нельзя, поскольку ошибки в отчетности бывают разные. Но несколько примеров результативного аудита налогообложения прибыли могут показать общую картину.

Крупный поставщик сырья (полезных ископаемых) решил оспорить налоговую проверку, в результате которой его обязали доплатить более 10-ти млн рублей. Налоговая инспекция требовала доначислений в связи с претензиями к подрядчику клиента, с которыми он был не согласен и по этой причине обратился к компании-аудитору (КСК групп). В результате оспаривания проверки клиенту удалось сохранить 10 млн, а также ему были возмещены судебные расходы в размере 300 тыс. рублей. Аудит правильности налогообложения обошелся в 950 тыс., ROI оценивается в 985%.

При этом аудит налогообложения может не только сохранить средства, но и вернуть их.

Компания-производитель мебели, поставляющая 40% своей продукции за границу, имеет право вернуть НДС из бюджета. Однако реализовать это право не удалось. Клиент обратился за помощью в аудиторскую компанию. Было инициировано судебное разбирательство, в результате которого было возвращено 6 млн рублей, а также отлажена процедура возврата НДС.

Важная задача аудита налогообложения малого бизнеса — оптимизация затрат.

Эта задача была выполнена компанией-аудитором для крупного технопарка. В результате проверки распределения НДС между несколькими видами деятельности клиента была выявлена переплата более 30-ти млн за три года. Компания предложила другую структуру распределения, тем самым избавила клиента от лишних расходов.

Из приведенных примеров видно, что аудит налогообложения — выгодная услуга, в большинстве случаев она окупается сразу же после оказания. Но для наибольшей эффективности необходимо выбирать тот вид налогового аудита, который подходит компании в данной сложившейся ситуации и учитывает специфику бизнеса.

Виды налогового аудита

Традиционно налоговый аудит разделяется на три вида: комплексный, тематический и структурный. Комплексный аудит — это проверка всей налоговой отчетности за год, а тематический — проверка какой-либо определенной налоговой отчетности за выбранный период. Структурный аудит проверяет декларации по отдельным налогам, которые клиент платит по месту нахождения подразделений компании.

Комплексный аудит требует больших затрат времени со стороны компании-поставщика и больших финансовых затрат со стороны клиента. Кроме того, при такой масштабной проверке могут быть пропущены какие-либо мелочи в документах, которые могут оказаться как незначительными, так и определяющими. В то же время комплексный аудит больше подходит клиенту в преддверии плановой проверки налоговой инспекции. Также он позволяет выявить тенденции затрат и разработать систему их оптимизации.

Тематический аудит — верный выбор для тех клиентов, которые сами представляют, какая именно область в бизнесе проблемная и чему стоит уделить большее внимание. Тематический аудит позволяет углубиться в детали отчетности, найти слабые места. Обычно он проводится несколько оперативнее, чем комплексный, в чем тоже заключается его плюс.

Структурный аудит лучше других подходит для предприятий, имеющих разветвленную структуру. Он позволяет охватить всю систему налогообложения предприятия, сравнить налоговую нагрузку на подразделения и сбалансировать ее.

Отдельно выделяют такой вид услуги, как экспресс-аудит. Этот вид аудита в каком-то смысле объединяет в себе комплексный и тематический. Экспресс-аудит — это экспертиза всей налоговой отчетности в сжатые сроки. Этой услугой пользуются в том случае, когда не хватает времени и средств на комплексный аудит, а тематического оказывается недостаточно, поскольку нужно проанализировать большой объем информации. Кроме того, экспресс-аудит налоговых рисков оказывается незаменимым в том случае, если компания-клиент желает приобрести какую-либо другую компанию или ее часть. В этом случае оцениваются либо все налоговые риски, либо риски по какому-то конкретному направлению деятельности компании, выставленной на продажу.

Методика проведения аудита

Аудит налоговых обязательств разделяется на два этапа — предварительная оценка действующей системы налогообложения и проверка правильности налоговых отчислений в бюджет и внебюджетные фонды. Эти этапы включают в себя несколько видов работ.

Предварительная оценка действующей системы налогообложения

В рамках первого этапа аудиторы осуществляют:

  • выявление факторов, имеющих влияние на налоговые показатели;
  • проверку методики исчисления платежей;
  • правовую экспертизу внутренней структуры компании;
  • диагностику документооборота и деятельности отделов, ответственных за платежи;
  • расчет налоговых показателей компании.

В результате этой работы специалисты могут понять специфику бизнеса и оценить возможные нарушения законодательства, наметить проблемные зоны. Чтобы сказать, сколько времени понадобится для выполнения этих задач, аудитору нужно 1–1,5 часа на оценку. Сроки будут зависеть от размера компании и объема документооборота.

Проверка правильности налоговых отчислений

Этот этап предполагает под собой анализ налоговых деклараций по НДС, деклараций по налогам на прибыль, справок по авансовым платежам, налоговый аудит по НДФЛ и прочее. Обычно эта процедура занимает не более 5-ти дней на один налог, но при многоуровневой или разветвленной системе бизнеса сроки могут быть больше. По результатам этого этапа делаются выводы о структуре налогообложения, исправляются системные недочеты, предлагаются варианты оптимизации.

Особенности аудита налогообложения

Аудит правильности налогообложения практически на всех предприятиях выполняется по вышеизложенной схеме. Но в зависимости от специфики бизнеса он может иметь некоторые особенности.

Так, добыча полезных ископаемых на территории РФ облагается многими налогами, размеры и процедура уплаты которых различаются в зависимости от ресурса (нефть, металлы, минералы и прочее). Обычно ошибки в уплате НДПИ связаны с адвалорными и специфическими ставками.

Нарушения в уплате налога на прибыль обычно возникают из-за неправильно составленной налоговой базы, неверного использования налоговых льгот или просто математических неточностей. А ошибки в начислении НДС обычно связаны с применением этого налога к вычету, тем же способом строятся и схемы по уклонению от уплаты.

Ошибки в имущественных платежах чаще всего возникают в связи с неправильно составленными договорами аренды. Аудиторы проверяют их юридическую точность, выявляя недочеты как со стороны клиента, так и со стороны контрагента.

Налоговая правовая база актуализируется очень часто, кроме того, меняется и толкование действующих законов. При такой конъюнктуре налоговый аудит — это хороший способ избежать санкций, которые в некоторых случаях могут не ограничиваться денежными штрафами. Кроме того, аудит правильности налогообложения может избавить компанию не только от существующих переплат, но и предотвратить риск их возникновения в будущем.

Кто проводит налоговый аудит?

Ответственной за соблюдением налогового законодательства в России является налоговая инспекция. Типовое ведомство имеет разветвленную структуру, где каждый отдел решает свои задачи. Ответственными должностными лицами в налоговой являются инспекторы. С большинством сотрудников инспекции рядовой налогоплательщик не встречается и даже не знает, чем они занимаются. Попробуем разобраться, из каких подразделений состоит налоговая инспекция, и какие задачи она решает.

  • 🏛 Структура налоговой инспекции
  • ✅ Функции и задачи
  • 👩‍💼 Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить
    • Проверка юридических лиц
    • Проверка физических лиц
    • Ответственность за превышение полномочий
  • 👩‍💻 Состав типовой инспекции. Спектр полномочий сотрудников наиболее крупных подразделений
    • Отделы камеральных и выездных проверок
    • Отдел по работе с налогоплательщиками
    • Отдел по удержанию НДФЛ
    • Отдел прочих налогов
    • Отдел контроля за состоянием расчетов с бюджетом
    • Отдел по досудебному и принудительному взысканию недоимки
    • Отдел по банкротству
    • Отдел персонала
    • Юридический отдел
    • ИТ-отдел

🏛 Структура налоговой инспекции

На основании п. 4 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 г. в систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) и территориальные органы. Иерархия налоговой инспекции состоит из нескольких уровней: федеральный, муниципальный и местный.

В структуру ФНС входят:

  • руководство ФНС;
  • структурные подразделения;
  • межрегиональные инспекции;
  • управление ФНС по регионам.

На межрегиональном уровне в систему контроля входят межрегиональные инспекции по федеральным округам, по крупнейшим налогоплательщикам, по обработке данных, по ценообразованию и по камеральному контролю.

Типовая инспекция налоговой службы подотчетна ФНС. Инспекции бывают межрайонного и районного уровней. После реформирования системы организации налоговых служб многие районные инспекции упразднили и преобразовали в межрайонные инспекции (они распространяют свое действие на несколько районов в городе).

✅ Функции и задачи

Главные задачи налоговой инспекции – это контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей и сборов в государственный бюджет, а также за соблюдением налогового законодательства (на основании п. 1 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 года). Именно ФНС отвечает за формирование доходной части местного и федерального бюджетов, поэтому все выполняемые задачи, по сути, подчинены единой цели – увеличить эффективность сбора налогов для их дальнейшего поступления в бюджет.

Контролирующие функции налоговой инспекции распространяются одновременно на физических и юридических лиц. Эти задачи реализуются в одной инспекции, но в отдельные подразделения инспекции ФНС (ИФНС) обычно вынесены функции по регистрации ИП и юрлиц, а также работы с крупнейшими налогоплательщиками региона.

Главными задачами налоговой инспекции являются также разработка налоговой политики в целях своевременного поступления налогов и сборов в бюджет и валютный контроль (в пределах компетенции налогового органа часть этих полномочий передана, например, таможенной службе).

К целям работы налоговой инспекции относят:

  • проведение налоговых проверок;
  • учет за своевременной оплатой, начисление пени и штрафов на просроченные обязательства;
  • контроль за денежными поступлениями, правильностью их исчисления;
  • регистрация налоговых резидентов;
  • контроль за производством табачной продукции и за применением контрольно-кассовой техники (ККТ);
  • анализ предоставляемой налоговой отчетности.

Отдельные инспекции контролируют регистрацию юридических лиц и предпринимателей и проверяют ту информацию, которую они передают. При выявлении недостоверных сведений ФНС может отказать в регистрации.

Налоговая инспекция имеет следующие полномочия:

  • контроль за соблюдением российского законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления налогов и сборов;
  • прием и ввод в базу данных бухгалтерской и налоговой отчетностей, их камеральная проверка;
  • выездная проверка деятельности юрлиц;
  • учет всех налогоплательщиков, ведение реестра юрлиц (ЕГРЮЛ), предпринимателей (ЕГРИП), реестра налогооблагаемых объектов;
  • принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов;
  • контроль за счетами налогоплательщиков, состоянием взаиморасчетов;
  • утверждение налоговых уведомлений и форм требований об уплате налога;
  • составление отчетности о работе инспекции;
  • рассмотрение заявлений, предложений и жалоб налогоплательщиков;
  • разработка предложений по совершенствованию работы налоговой службы.

Налоговые инспекторы также должны бесплатно консультировать налогоплательщиков и разъяснять им:

  • порядок исчисления налогов и сборов;
  • права и обязанности;
  • порядок заполнения налоговой отчетности;
  • полномочия налоговых органов.

В этих целях в инспекциях обычно организуют работу справочной службы и колл-центра.

Помимо взаимодействия с налогоплательщиками, налоговая инспекция решает и определенные внутренние задачи. Например, отчитывается перед руководством, ведет делопроизводство и осуществляет учет внутренней корреспонденции, ведет внутренний бухгалтерский учет, анализирует сведения, которые поступают в инспекцию из иных контролирующих органов, обеспечивает защиту внутренней документации и пр.

👩‍💼 Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить

Для выполнения своих функций представители налоговой инспекции имеют следующие права:

  • контроль за налогоплательщиками;
  • проведение камеральных и выездных налоговых проверок по утвержденному графику;
  • расчет налога, который подлежит удержанию, а также предъявление налоговых требований.

Проверка юридических лиц

Первое направление для контроля – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают в России. В ходе проверок компаний инспекторы вправе:

  • вскрывать, опечатывать, обследовать торговые и производственные помещения;
  • контролировать соблюдение порядка использования ККТ;
  • изымать бухгалтерские документы, если есть риски их уничтожения;
  • получать доступ к бухгалтерским программам налогоплательщиков;
  • изымать у налогоплательщиков бумаги, свидетельствующие о нарушениях;
  • проводить встречные проверки у контрагентов юрлица;
  • приостанавливать действие выданной лицензии.

Налоговики могут привлекать экспертов и переводчиков для повышения эффективности налогового контроля, а также свидетелей.

Проверка физических лиц

Многие ошибочно полагают, что проверки со стороны налоговой службы могут затронуть только юридические лица. На самом деле это не так: налоговики контролируют работу граждан в том числе.

Наиболее пристально инспекторы отслеживают факты мошенничества при получении налоговых вычетов (например, предоставление подложных справок 2-НДФЛ или фиктивных договоров купли-продажи), а также факты незаконного предпринимательства (например, организация торговли или сдачи квартиры в аренду без уплаты налогов).

При проверках физических лиц инспекторы вправе:

  • проверять представленные декларации по форме 3-НДФЛ;
  • уточнять корректность уплаты и внесения налоговых платежей;
  • проверять сомнительные поступления на счет (обычно речь идет о крупных неустановленных платежах);
  • запрашивать необходимые разъяснения и документы;
  • изымать свидетельства сокрытия доходов;
  • вызывать граждан в инспекцию для дачи пояснений;
  • осуществлять проверку сведений на факт достоверности и соответствия данных;
  • начислять штрафы и пени;
  • требовать предоставить подтверждающие документы.

В основном речь идет о камеральных проверках, выездные проверки в отношении рядовых граждан проводятся редко. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы принимают меры для их устранения:

  • выдвигают требования об уплате налогов;
  • взыскивают недоплату и пени, а также штрафы;
  • выносят решения о привлечении к ответственности при выявлении нарушений;
  • предъявляют иски, связанные с налогообложением, в соответствующие суды;
  • накладывают арест на имущество неплательщиков;
  • приостанавливают операции по банковским счетам налогоплательщиков или накладывают арест на них;
  • реализуют принудительное исполнение обязательств.

Ответственность за превышение полномочий

Несмотря на то что сотрудники ФНС наделены широкими правами, они не должны переступать черту закона. При исполнении своих полномочий налоговые инспекторы не вправе превышать свои полномочия и нарушать принцип свободы предпринимательской активности. В частности, нарушать процедуру сбора доказательной базы, использовать полномочия в целях, противоречащих закону.

За превышение полномочий инспектора могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 330 Уголовного кодекса «Самоуправство», а также ст. 285 Уголовного кодекса «Злоупотребление должностными полномочиями», если в действиях должностного лица обнаружен корыстный интерес.

👩‍💻 Состав типовой инспекции. Спектр полномочий сотрудников наиболее крупных подразделений

Основными тенденциями последних лет в части организации работы налоговых инспекций является сокращение числа подразделений (укрупнение инспекций), а также сокращение численности персонала.

Последний тренд обусловлен ростом автоматизации в части сдачи формирования и сдачи отчетности. Внедрение электронного документооборота сделало возможной сдачу всей необходимой отчетности без личного посещения инспекции. Ошибки в отчетности налогоплательщики могут проконтролировать еще на этапе отправки отчетности, что сокращает объем работы по контролю и проверке со стороны инспекторов.

В состав типовой инспекции входят следующие подразделения:

  1. Руководство инспекцией: начальник и его заместители.
  2. Отдел планирования налоговых проверок.
  3. Отдел выездных проверок юрлиц.
  4. Отдел камеральных проверок юрлиц.
  5. Отдел по работе с налогоплательщиками.
  6. Подразделение по учету отчетности и анализу.
  7. Отдел проверки корректности удержания НДФЛ у физлиц и администрирования страховых взносов.
  8. Отдел досудебного урегулирования судебных споров.
  9. Отдел по взысканию недоимки в принудительном порядке.
  10. Юридический отдел.
  11. Отдел обеспечения процедуры банкротства.
  12. Отдел по организации учета налогоплательщиков.
  13. Отдел безопасности (оперативного контроля).
  14. Кадровый отдел.
  15. Отдел информационного обеспечения и информационной безопасности, по внедрению АИС «Налог».
  16. Отдел финансового и хозяйственного обеспечения.
  17. Аналитическо-контрольный отдел.
  18. Отдел расчетов с бюджетом.

Все указанные подразделения решают как общие для всех инспекторов, так и специфические задачи. Приведенная структура является необязательной и на практике количество отделов может быть сокращено.

Ниже рассмотрим, чем занимаются наиболее крупные подразделения в ИФНС.

Отделы камеральных и выездных проверок

Вначале налоговые проверки планируются специальным отделом, а затем реализацией этого плана занимаются отделы проверок.

Спектр полномочий отдела выездных проверок понятен исходя из названия подразделения. Отдел выезжает на предприятия для проведения проверок на предмет правильности исчисления налогов и других обязательных платежей, выявления правонарушений и сбора доказательной базы. Правонарушения выявляются на основании анализа документов и осмотра помещений налогоплательщика.

В большинстве случаев такие нарушения находятся, и тогда инспекторы разрабатывают требования об уплате недоимки и штрафных санкций либо (в редких случаях) – материалы на возврат переплаты на предприятие. Если проступок предполагает уголовную ответственность, то материалы передаются в правоохранительные органы. Также отдел выездных проверок может принять решение о признании регистрации компании недействительной.

В задачи отдела камеральных проверок входит контроль за соблюдением налогового законодательства без выезда на территорию налогоплательщика. Именно в этом отделе проверяют поступившую отчетность от юридических лиц и ИП. Анализ проводится непосредственно на рабочем месте налоговиков в отношении представленных:

  • бухгалтерских отчетов;
  • налоговых деклараций;
  • подтверждающих корректность начисления налогов документов.

Так же, как и отдел выездных проверок, это подразделение при обнаружении доказательств налоговых правонарушений готовит требования о взыскании недоплаты с налогоплательщиков, штрафов и пени. О выявленных нарушениях инспекторы вправе сообщить в правоохранительные органы, что может лечь в основу уголовных дел.

Отдел по работе с налогоплательщиками

Отдел по работе с налогоплательщиками занимается взаимодействием с физлицами, юрлицами и ИП. Он принимает налоговые декларации и документы, ведет разъяснительную и справочную работу среди налогоплательщиков.

Отдел следит за корректностью уплаты НДФЛ в бюджет, налога с продаж, НДС, а также налогов во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС). В этих целях контролируется работа физических и юридических лиц – насколько достоверно сведения об указанных налогах представлены в сданных ими декларациях и расчетах, и корректно ли рассчитан налог.

По результатам проверки рассылаются требования об уплате налога, и принимается решение о передаче материалов правоохранительным органам. Также отдел проверяет декларации о доходах и имуществе госслужащих.

Отдел по удержанию НДФЛ

Отдел по удержанию НДФЛ контролирует уплату данного налога со стороны налоговых агентов (в большинство случаев – работодателей), а также своевременность сдачи ими отчетности по работникам. В этих целях подразделение ведет учет налоговых агентов, занимается камеральными и налоговыми проверками, а также собирает доказательства налоговых нарушений.

Отдел прочих налогов

Отделение прочих налогов контролирует законодательство о налоге на имущество физлиц, земельного налога, уплату госпошлин физлицами (например, при вступлении в наследство) и пр. Иногда отдельно функционирует отдел по имущественному налогу, так как он должен контролировать достаточно широкий круг налогоплательщиков. В указанных целях подразделение контролирует своевременность перечисления налогов, ведет учет налоговых объектов и рассылает собственникам имущества уведомления и квитанции для уплаты налогов.

Целью создания подразделений налогового аудита является обеспечение защиты конституционных прав физических и юридических лиц во внесудебном порядке, а также повышение эффективности работы налоговых органов с заявлениями и жалобами физических и юридических лиц и при рассмотрении письменных объяснений или возражений налогоплательщиков по актам налоговых проверок.

Кроме этого, налоговый аудит призван решать задачи по повышению качества работы налоговых органов, устранению внутриведомственных ошибок, установления законности в деятельности налоговых органов.

В рамках поставленных задач отдел налогового аудита осуществляет подготовку по запросам Управления ФНС России заключений по жалобам налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете, рассмотрение жалоб (заявлений) физических и юридических лиц на действия (бездействие) должностного лица налогового органа, подведомственных рассмотрению вышестоящим должностным лицом налогового органа и подготовку проектов решений по ним.

Решение о создании подразделений налогового аудита внутри ФНС стало реакцией Минфина России на критику президента Путина в адрес налоговых служб. Чрезмерное «рвение» последних он квалифицировал как «налоговый терроризм». Поэтому в основные обязанности новых отделов ФНС входит проверка обоснованности жалоб налогоплательщиков на результаты налоговых проверок и по возможности досудебное урегулирование споров. Кроме того, налоговые аудиторы должны готовить более качественную доказательную базу по делам, дошедшим до судебного разбирательства, которые сегодня ФНС зачастую проигрывает из-за юридической безграмотности своих сотрудников. Речь здесь прежде всего идет о спорах вокруг возврата НДС, подавляющее большинство которых разрешается в судебном порядке.

Подразделения налогового аудита довольно быстро удалось создать на уровне центрального аппарата, а вот сформировать новые отделы на местах долгое время не удавалось. Мешал и недостаток квалифицированных кадров, и сопротивление самих налоговиков, недоумевающих, зачем ФНС подразделения, которые будут перепроверять их работу. В конце апреля 2006 года глава ФНС Анатолий Сердюков на закрытом совещании с главами территориальных органов ФНС Центрального федерального округа даже устроил подчиненным разнос за то, что в большинстве управлений отделы налогового аудита не укомплектованы и к работе не приступили. И вот через три месяца после сделанного внушения ФНС, наконец, смогла с удовлетворением сообщить, что аудиторские подразделения заработали во всех налоговых инспекциях страны. Структура получилась интегрированная: низовой отдел подчиняется руководителю инспекции, аналогичная иерархия в региональных управлениях, а управление налогового аудита, действующее в центральном аппарате, напрямую подчиняется руководителю ФНС. Теперь обиженный мытарями налогоплательщик сможет сначала поискать правды в подразделении налогового аудита своей территориальной инспекции. Если его поиски закончатся ничем, можно будет обратиться с жалобой в региональное управление, а затем дойти и до центрального аппарата ФНС.

Однако здесь есть один тонкий момент, создающий опасность для действенности института налоговых аудиторов. Ведь, если налоговые аудиторы будут подчиняться руководителю местной, а не вышестоящей инспекции, есть опасность, что они фактически будут работать как обычные инспекторы. Все вновь будет замыкаться на руководстве той инспекции, на сотрудников которой жалуется налогоплательщик. Не менее важно и то, кто будет назначать и снимать с должности налоговых аудиторов -- областное управление или руководитель инспекции. Понятно, что если это право будет закреплено за УФНС по области, у сотрудников местных отделов налогового аудита будет чувство независимости и самостоятельности, а налогоплательщики смогут рассчитывать на их объективность.

Итак, теперь в рамках борьбы с «налоговым террором» 7 тысяч новых сотрудников ФНС будут разбирать жалобы предпринимателей на действия своих коллег. Эффективность новой структуры ФНС оценивать пока сложно, так как «налоговые аудиторы» только приступают к работе, а в полную силу система налогового аудита должна заработать лишь с 2009 года. Можно предположить, что, если возражения на акт проверки будут рассматривать не те, кто ее, собственно, и проводил, а отделы налогового аудита, укомплектованные профессиональными юристами, возрастет доля претензий налогоплательщиков, урегулированных в досудебном порядке (тем более что процедура досудебного рассмотрения споров вскоре получит свое законное оформление -- ожидают вступления в силу поправки в Налоговый кодекс о совершенствовании налогового администрирования). С 01.01.09 вообще вводится обязательный досудебный порядок рассмотрения налоговых споров: предприниматель не сможет обратиться в суд до тех пор, пока не попытается обжаловать решение, вынесенное по результатам проверки, в вышестоящем налоговом органе.




С уверенностью можно говорить о том, что спорных ситуаций между налогоплательщиками и фискальными органами после появления новой структуры меньше не станет, потому что они в большинстве своем возникают из-за пробелов и разночтений в законодательстве.

Основные функции отделов налогового аудита отображены на рис. П.1 в Приложении 1. Настораживает некоторая двойственность в функциях, записанных за отделами налогового аудита. Ведь, наряду с рассмотрением жалоб по результатам налоговых проверок, они должны предпринимать усилия для более эффективного отстаивания интересов государства в судебных тяжбах с налогоплательщиками. Не исключено, что налоговые аудиторы будут участвовать в проверках наряду с простыми инспекторами, а затем принимать участие в судах. Для предпринимателей это может выйти боком, ибо означает, что команда инспекторов усиливается юристами. Получается, что идея создания независимой структуры, которая призвана объективно решать проблемы налогоплательщиков и проверять адекватность действий инспекторов, теряет смысл.

Опять спасение утопающего -- дело рук самого утопающего? Словом, пока не стоит возлагать большие надежды на «доброго следователя» из налоговой инспекции, а стоит минимизировать свои налоговые риски, заказав налоговый аудит на стороне.

Налоговый прессинг со стороны государства существенно повышает актуальность такой услуги, как налоговый аудит. Это связано с тем, что выявленные налоговые нарушения могут повлечь за собой существенные (а иногда и катастрофические) последствия для хозяйствующего субъекта. Причем нарушением может быть признано не только явное несоблюдение налогового законодательства, но и занижение налоговых платежей путем применения широко распространенных и формально легальных схем. Так как тонкая грань между оптимизацией налогообложения и уклонением от уплаты налогов фискальными органами часто стирается, предусмотрительные предприниматели все чаще прибегают к квалифицированной внешней экспертизе, применяемой у себя учетной политики.

Налоговый аудит -- это независимая экспертная проверка состояния систем налогового и бухгалтерского учета, правильности формирования налогооблагаемой базы по каждому виду налогов, состояния расчетов организации по налогам и сборам, а также разработка комплекса мер по защите предприятия от привлечения к налоговой ответственности. Основной целью проведения налогового аудита является предупреждение наложения штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам. Фактически это генеральная репетиция налоговой проверки.

Налоговый аудит может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам или отдельным вопросам, которые интересуют клиента. В аудиторской фирме можно заказать:

· комплексный налоговый аудит (проверка правильности составления деклараций и расчетов по всем налогам, уплачиваемым предприятием за год);

· тематический налоговый аудит (проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием за определенный период времени);

· структурный налоговый аудит (проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым юридическим лицом по месту нахождения его обособленных подразделений).

Экономический эффект от проведения налогового аудита достигается за счет сокращения налоговых изъятий и высвобождения значительных оборотных средств; отсутствия в дальнейшем штрафных санкций со стороны проверяющих органов; возврата излишне начисленных и уплаченных сумм налогов и сборов. Своевременный налоговый аудит может помешать даже банкротству организации, если ее налоговые обязательства значительны. По результатам проверки клиенту предоставляется аудиторское заключение и подробный отчет с рекомендациями по исправлению ошибок, оптимизации и планированию налогообложения. Иногда затраты на проведение налогового аудита, особенно в первый раз, оказываются в десятки раз меньше предотвращенных потерь. Как говорят аудиторы клиентам, сомневающимся в целесообразности грядущих расходов, лучше экономить на налогах, чем на налоговом аудите Антонец О. Фискального полку прибыло // Директор-Инфо, №15, 2006..

Читайте также: