Инструменты и методы налогового механизма

Опубликовано: 03.05.2024

2.3 Налоговый механизм и его элементы

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.

Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.

Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Элементы налогового механизма — планирование, регулирование, контроль.

Налоговое планирование — экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:

  • оперативное;
  • текущее;
  • долгосрочное;
  • стратегическое.

Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.

На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе — расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.

Налоговое регулирование — система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Принципы налогового регулирования:

  • экономическая обоснованность;
  • финансовая целесообразность;
  • сбалансированность интересов.

Основные задачи налогового регулирования — создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:

  • способы — льготы и санкции;
  • методы — инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов — налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

Существенный эффект налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслей и организаций. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно сменить приоритеты в политике регулирования доходов. Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования разных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особое значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов разных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов разных уровней.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система имеет достаточную гибкость, что обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие реальной экономической конъюнктуре.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее типичным формам налоговых льгот относятся, в частности:

  • полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения;
  • отнесение убытков на доходы будущих периодов;
  • применение уменьшенной налоговой ставки;
  • освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности;
  • освобождение от налога отдельных социальных групп;
  • отсрочка или рассрочка налоговых платежей.

Чаще всего объектом налогового стимулирования становится инвестиционная деятельность. Во многих государствах (в России — до 2002 г.) полностью или частично освобождается от налогообложении прибыль, направляемая на эти цели.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические Проекты; стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Применение отдельных налоговых льгот преследует цель смягчить последствия экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такие виды налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога.

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо на доходы следующего года или следующих лет. В некоторых странах осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др. В ряде зарубежных стран предоставляются льготы в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации. Иногда налоговые льготы предоставляются в зависимости от гражданства в целях стимулирования иностранных инвестиций.

К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом.

Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Налоговый контроль — комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, — это необходимое условие эффективного налогообложения.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

Телефон: (383) 2-110-500
E-mail: priemc@nsuem.ru
--> Раскрытие информации

  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Российское образование (Федеральный портал)
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Справочно-информационный портал «Русский язык»
  • Энциклопедии, словари, справочники
  • Портал информационной поддержки ЕГЭ
  • Русская виртуальная библиотека
  • Наука и образование против террора
  • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
  • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
  • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
  • Профилактика вирусных инфекций
  • Выборы ректора НГУЭУ



  • Налоговое администрирование, как и любая управленческая система, направленная на регулирование налоговых отношений, с целью обеспечения бесперебойного поступления налоговых платежей в бюджетную систему государства, включает в себя определенную совокупность форм и методов управления.

    Налоговое планирование, налоговый контроль и налоговое регулирование выступают в качестве основных методов налогового администрирования, обладая при этом своими формами, способами и приемами, призванных обеспечить решение конкретных задач в процессе управления налоговыми отношениями. И только оптимальное взаимодействие и сочетание данных методов способно обеспечить достижения главное цели налогового администрирования – обеспечение налоговых поступлений в бюджетную систему государства.

    Основой налогового планирования является организация функционирования налоговой системы страны и ее структура, которые соответствуют целям налоговой политики.

    Итак, налоговое планирование представляет собой часть налогового процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и налогоплательщиков по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет, а также объемов налогов, подлежащих уплате конкретным хозяйствующим субъектом. [2, 150 с.].

    Особенности налогового планирования зависят от состояния налогового законодательства, применяемого государством механизма для борьбы с налоговыми правонарушениями, уровня налоговой культуры в государстве, особенностей бюджетной, налоговой и инвестиционной политики и т.д.

    Налоговое планирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджет. В Российской Федерации налоговое планирование осуществляется органами государственной власти на основе прогноза социально-экономического развития страны ее субъектов, который представляет собой систему показателей и основных параметров социально-экономического развития.

    Главной целью налогового планирования является экономическое обоснование объемов безвозмездного изъятия в бюджетную систему части валового внутреннего продукта в разрезе основных налогов. Можно говорить о целях налогового планирования как на макроуровне, так и на микроуровне.

    При этом, налоговое планирование на государственном и на уровне хозяйствующего субъекта, представляя собой процесс определения налоговых поступлений, различается своими интересами. Основная цель, которую государство преследует в рамках налогового планирования – получить как можно больше налоговых доходов для реализации возложенных на него функций. Однако такие действия государства упираются в возможности налогоплательщика заплатить те или иные налоги. С другой стороны, налогоплательщики, воспринимая налоговую нагрузку как обязанность заплатить установленные государством налоги, пытаются всячески минимизировать свои налоговые выплаты посредством законных способов оптимизации, в том числе, прибегая и к незаконным методам оптимизации.

    Процесс налогового планирования включает в себя: оценка налогового потенциала региона; прогнозирование объемов налоговых поступлений с учетом валютного курса, инфляции, теневой экономики и на этой основе определяется размер доходов, которые включаются в проект бюджета на очередной финансовый год; установление нормативов распределения налоговых поступлений по уровням бюджетной системы; определение контрольных заданий по налогам и сборам, администрируемым ФНС России (утверждение бюджета по налогам).

    В рамках налогового планирования при определении текущих бюджетных заданий по налогам решаются определенные задачи тактического характера. На основе решений, принятых по тактическим задачам, формируются стратегические цели, являющиеся составной частью налогового прогнозирования.

    В данном случае в основе налогового прогнозирования лежат результаты научных исследований, отчетные и аналитические данные, получаемые в процессе исполнения налоговых обязательств. Сбор и хранение подобных данных лежат в основе определения тенденций в налогообложении в текущем и последующих годах, их влияние на инвестиционный климат в стране, структурные изменения в различных отраслях экономики и т.д.

    Налоговое прогнозирование включает в себя: прогнозирование изменений структуры налогов и сборов, поиск более эффективных способов использования налогов, прогноз налогового потенциала страны или отдельного региона, оценка эффективности работы по соблюдению налогового законодательства, прогноз возможности применения различных мер стимулирования или принуждения налогоплательщиков; оценка платежеспособности организаций и физических лиц, прогнозирование количества налогоплательщиков, прогноз налоговых поступлений; демографический прогноз.

    В зависимости от важности решаемых задач различают текущее и перспективное налоговое планирование. В рамках текущего планирования выделяют оперативное и краткосрочное налоговое планирование, в рамках перспективного – среднесрочное и долгосрочное

    Оперативное планирование, осуществляемое на месяц или квартал, обеспечивает реальную оценку налоговых поступлений в ближайшее время. В рамках оперативного налогового планирования осуществляется подготовка аналитических материалов, необходимых для осуществления краткосрочного налогового планирования, так как его становятся явными позитивные и негативные стороны исполнения доходной части принятого на год бюджета, размеры налоговых поступлений (изъятий), влияние хозяйственных операций налогоплательщиков на объемы налоговых поступлений. Оперативное налоговое планирование является основанием формирования предложений по совершенствованию налогового законодательства. Отличительной особенностью оперативного налогового планирования является то, что помимо остальных финансовых органов в данном процессе принимают участие и налоговые органы. Налоговые органы осуществляют анализ налогооблагаемой базы и прогноз налоговых поступлений на очередной месяц и квартал. Одновременно они разрабатывают тактику контрольной деятельности и сферу своего воздействия.

    Основой для составления проектов бюджетов на очередной финансовый год служит краткосрочное налоговое планирование. Краткосрочное планирование базируется на показателях социально-экономического прогноза на предстоящий год, анализе налоговых поступлений как в целом, так и отдельно по каждому виду налогов. Органом, осуществляющим краткосрочное налоговое планирование, является Министерство финансов РФ при участии налоговых и других экономических органов.

    Необходимость участия налоговых органов в данном виде планирования определяется наличием у них анализа налоговых поступлений за отчетные периоды и наличие информации, характеризующей оперативную обстановку на местном уровне с точки зрения влияния налоговой нагрузки на состояние хозяйствующих субъектов.

    Краткосрочное налоговое планирование включает в себя совокупность последовательных процессов:

    1. анализ позитивных и негативных сторон действующего налогового законодательства;

    2. разработка мер по внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство с целью расширения налоговой базы, повышения стимулирующей роли налогов, влекущее за собой увеличение доходов бюджета;

    3. анализ экономических факторов, влияющих на налоговые поступления в текущем году; разработка мер по устранению негативных факторов и закреплению позитивных;

    4. расчет суммы поступлений по каждому виду налогов и всех налоговых поступлений;

    5. утверждение в форме закона проектов налоговых поступлений совместно с показателями социально- экономического развития страны и проектов законодательных актов о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство.

    Планируемые налоговые показатели по соответствующему бюджету включаются в его доходную часть и утверждаются в виде статей закона о бюджете на очередной финансовый год. И на основе утвержденных в законодательном порядке поступлений формируется расходная часть бюджета.

    Текущее планирование направленно в основном на решение тактических задач, вследствие чего формируются предпосылки для выработки стратегии налогового планирования. Эта стратегия реализуется в рамках среднесрочного и долгосрочного налогового планирования. Среднесрочное и долгосрочное планирование представляют собой две составляющие единого перспективного налогового планирования. Отличие перспективного от текущего планирования заключается в том, что в первого не осуществляется детального подразделения по видам налогов, оно охватывает всю совокупность налогов. С другой стороны, перспективное планирование, как и текущее, основывается на прогнозе социально-экономического развития страны и одновременно служит основой для определения главных показателей этого прогноза. Например, объемы государственных инвестиций, следовательно, и темпы развития экономики зависят от размеров налоговых поступлений в бюджет. Зависимость прогноза социально-экономического развития страны от величины налоговых поступлений значительно выше в рамках перспективного планирования. В данном случае налоговое планирование является своего рода инструментом экономического предвидения. В основе выработки перспективного налогового планирования лежит текущее налоговое планирование.

    Важен тот факт, что в процессе налогового планирования обеспечиваются интересы обеих сторон, устанавливая оптимальный уровень налогообложения, что способствует достижению необходимого баланса финансовых возможностей сторон.

    Регулирование налоговых платежей – это форма целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в налоговых отношениях посредством введения в эти отношения регуляторов.[3, с. 303].

    Целью налогового регулирования является решение задач в сфере налогового администрирования путем уравновешивания общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Следует отметить, что налоговое регулирование, прежде всего, призвано обеспечить интересы государства в рамках бюджетно-налоговой политики, то есть обеспечение максимальных объемов налоговых поступлений в бюджет для соблюдения общественных интересов.

    В качестве форм реализации данного метода налогового администрирования можно рассматривать:

    1. изменения срока уплаты налогов и сборов;

    2. урегулирование налоговой задолженности.

    Изменение срока уплаты налога и сбора представляет собой перенос установленного законодательством срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. При этом срок уплаты может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части путем начисления процентов на соответствующую сумму задолженности.

    Налоговый кодекс РФ устанавливает, что основными формами изменения срока уплаты налоговых платежей является отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит. Изменение сроков уплаты налогов и сборов предусматривает заявительный порядок. Предоставление налогоплательщику права на изменение срока уплаты налогов и сборов не отменяет существующей и не создает новую обязанность по исчислению и уплате налоговых платежей.

    В российской налоговой практике регулирование налоговой задолженности осуществляется в трех основных формах: добровольной, принудительной и судебной.

    Добровольная форма предусматривает, что налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанности, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов в бюджет. Предоставление права на реструктуризацию налоговой задолженности является основным способом регулирования налоговой задолженности в рамках добровольного исполнения налоговых обязанностей.

    При применении принудительной формы урегулирования налоговой задолженности осуществляется внешнее воздействие на налогоплательщика.

    Судебная форма предусматривает взыскание налоговой задолженности с налогоплательщика через суд.

    На сегодняшний день стремление государства к увеличению роли института урегулирования налоговой задолженности как метода налогового администрирования политически и экономически вполне оправданно.

    Организация работы по урегулированию налоговой задолженности находится в центре функционирования налоговых органов Чеченской Республики. Структурными подразделениями налоговых инспекций проводится постоянный мониторинг состояния налоговой задолженности и причин ее образования, с целью применения мер по ее урегулированию.

    По данным налоговых органов ЧР, задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетной системой Российской Федерации по состоянию на 1 января 2015 года составила 3 536,6 млн. рублей. По сравнению на начало 2014 года совокупная задолженность по налогоплательщикам республики снизилась на 49,8 млн. руб. с 3 586,4 млн. руб. или на 1,4 процента.

    Основными причинами, повлиявшими на снижение задолженности, являются: погашение задолженности в результате применения мер принудительного взыскания задолженности, урегулирования её путем зачета переплаты в счет погашения недоимки, списания безнадежной к взысканию задолженности на основании судебного акта и нормативно-правовых актов регионального и муниципальных органов власти.

    Основная часть налоговой задолженности урегулирована за счет применения мер принудительного взыскания (1 199,7 млн. руб.) и путем зачета переплаты в счет погашения недоимки, пени, штрафа (132,8 млн. руб.).

    Эффективность погашения налоговой задолженности по налоговым платежам за отчетный период составляет:

    – на всех стадиях взыскания, включая процедуры банкротства – 71,8 %, что превышает установленный среднероссийский показатель эффективности 65 % на 6,8 процентных пункта;

    – по инкассовым поручениям – 42,9 %;

    – эффективность исполнительных действий территориальных органов Федеральной службы судебных приставов и Федеральной налоговой службы по Чеченской Республике по взысканию налоговой задолженности – 7,8 процентов.

    Следует отметить, что налоговыми органами республики в 2014 году активизирована работа по применению права, предоставленного статьей 77 НК РФ – наложения ареста на имущества должника. Так, органами прокуратуры санкционировано по постановлениям налоговых органов 21 арест на общую сумму 3,8 млн. рублей. Добровольно налогоплательщиками погашено после наложения ареста на имущество должника более 1,6 млн. рублей.

    Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль. Основная цель налогового контроля – обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах. Контроль в сфере налогообложения должен вести к решению задач, отвечающих интересам государства и общества.

    Налоговый контроль рассматривается как деятельность уполномоченных органов по контролю и надзору за соблюдением налогоплательщикам налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НКФР.

    В сфере государственно-правового регулирования налоговый контроль используется как механизм, при помощи которого определяется соответствие поведения и деятельности хозяйствующих субъектов правовым предписаниям. Особенностью налогового контроля является то, что он осуществляется специально уполномоченными органами государства, которые наделены определенными полномочиями в сфере налогообложения.

    Налоговый контроль может осуществляться в следующих формах:

    1. налоговые проверки (камеральная и выездная);

    2. учет организаций и физических лиц;

    3. получение объяснений налогоплательщиков;

    4. проверки данных учета и отчетности;

    5. осмотр помещений и территорий.

    Эффективность налогового контроля определяется уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей, полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, снижением, числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.

    Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налоговыми органами в процессе осуществления налогового администрирования обеспечивает максимальную мобилизацию налоговых платежей в бюджеты различных уровней бюджетной системы.

    Об эффективности реализации форм и методов налогового администрирования на территории Чеченской Республики можно судить по данным, полученным из Управления ФНС России по ЧР.

    Полученные данные позволяют охарактеризовать особенности организации и проведения налоговых проверок и определить их роль в пополнении регионального бюджета.

    Так, за 2014 год налоговыми органами республики по результатам контрольной работы, дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней, с учетом налоговых санкций и пеней, на сумму 657,2 млн. руб., что на 190,7 млн. руб. или на 22,5% меньше, чем за предыдущий 2013 г. (847,9 млн. руб.).

    Удельный вес дополнительно начисленных по результатам камеральных и выездных налоговых проверок платежей, в общей сумме, начисленных по результатам контрольной работы (с учетом начисленных сумм пеней за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов по карточкам РСБ), составил 64,7%, что на 5,2 процентных пункта меньше, чем за 2013 год, из них:

    – по результатам выездных налоговых проверок - 58,5%;

    – по результатам камеральных проверок – 6,2%.

    Соотношение видов дополнительно начисленных платежей по результатам проведенных контрольных мероприятий сложилось следующим образом:

    – налоги, сборы - 302,4 млн. руб. или 46%;

    – пени по актам - 67,2 млн. руб. или 10,2%;

    – налоговые санкции - 55,9 млн. руб. или 8,5%;

    – пени на текущую задолженность - 231,8 млн. руб. или 35,2%.

    За 2014 года сумма взысканных платежей (с учетом пеней в КРСБ) составила 134,3 млн. руб., что на 16,6 млн. руб. или на 11,0% меньше, чем за 2013 год. Из общей суммы взысканных платежей:

    – взыскано по выездным проверкам – 103,1 млн. руб., что на 9,8 млн. руб. или 8,7% меньше, чем за 2013 г.;

    – взыскано по камеральным проверкам – 12,3 млн. руб., что на 8,6 млн. руб. или на 41% меньше, чем 2013 год.

    Сумма взысканных платежей, доначисленных по результатам налогового контроля (ВНП и КНП, без учета пеней в КРСБ) составила 115,4 млн. руб. с эффективностью взыскания 18,5% к сумме доначисленных платежей, решения по которым вступили в силу (622,5 млн. руб.), в том числе:

    – по выездным проверкам - 17,4%;

    – по камеральным проверкам - 32,2 процента.

    Итогом деятельности Управления ФНС России по ЧР за 2014 год стало поступление от налогоплательщиков в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и иных обязательных платежей в сумме 13 156,7 млн. рублей. Динамика поступлений к аналогичному периоду 2013 года составила 108,5%, рост поступлений в абсолютном выражении составил 1 029,6 млн. рублей.

    1. Аналитическая справка о работе налоговых органов Чеченской Республики по мобилизации налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2014 год;

    2. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров / В.Г. Пансков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; 2012. – 150 с.;

    3. Налоговое администрирование: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Л.И. Гончаренко. – М. : КНОРУС, 2009. –303 с.

    7.1. Содержание государственного налогового регулирования

    Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением м налоговыми потоками, направленную на целенаправленное вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста.

    Конечной целью государственного налогового регулирования является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны на базе роста производства, продаж и доходов экономики (на базе экономического роста) путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом.

    Особенностями государственного налогового регулирования является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные предприятия, а всю экономику в целом и ее сегменты.

    Налоги выступают важнейшим инструментом регулирования валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) страны. К примеру, в России, по данным Госкомстата РФ, в структуре ВВП налоги в среднем (за последние семь лет) составляют около 30 %. В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство, формируя налоговыми методами свои доходы, целенаправленно воздействует на экономику, темпы роста и структуру ВВП.

    Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. При выполнении своих функций они оказывают влияние на инвестиционные процессы, ускоряя или замедляя их. Система налогового регулирования воздействует на инвестиционный спрос и предложение через механизмы косвенного налогообложения и налогового льготирования инвестиционного характера. Мировой практикой накоплен богатый опыт регулирования источников инвестиций путем применения разнообразных налоговых преференций при налогообложении доходов компаний. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса и конечным результатом функционирования капитала.

    Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты распределения и перераспределения ВВП и НД, они оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций изменения пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги выступают центральным звеном государственных программ антициклического развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для антицикличного регулирования спроса и предложения (их стимулирования в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами роста производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже к его спаду. В этой ситуации принимаются меры к снижению налогов с целью повышения стимулов к инвестированию.

    Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. В мировой практике нередки случаи, когда налоговые льготы предоставляются преимущественно тем фирмам, которые действуют в рамках принятой государственной экономической программы.

    Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых регионах и территориях путем создания более благоприятного налогового режима для находящихся там предприятий, свободных экономических зон при более низких налогах и т. д. Хотя для России – это не традиционные методы территориального выравнивания. Для целей последнего используется система межбюджетного регулирования, в которой главенствующую роль играют регулирующие налоги.

    Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. Страховые взносы в государственные социальные фонды или единый социальный налог в России непосредственно выступают источником и инструментом реализации государственной социальной политики, выплачивая за счет них пенсии и пособия, осуществляя поддержку малоимущих слоев населения. Экологические налоги и штрафные платежи за сверхнормативное потребление природных ресурсов – важнейшие инструменты регулирования процессов охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при обложении налогом на доходы физических лиц, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости от соответствующих налогов (например, использование пониженных ставок НДС). Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и потребление.

    7.2. Инструментарий государственного налогового регулирования

    Мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы государственного налогового регулирования:

    • изменение состава и структуры системы налогов,
    • замена одного способа или формы налогообложения другими,
    • изменения и дифференциация ставок налогов,
    • изменение налоговых льгот и скидок, их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам,
    • полное или частичное освобождение от налогов,
    • отсрочка платежа или аннулирование задолженности,
    • изменение сферы распространения налогов.

    В сфере государственного налогового регулирования экономики особое значение имеет оптимизация состава и структуры системы налогов, уровня и структуры налогового бремени и налоговых ставок. Суть данного процесса заключается в достижении налогового равновесия между ценовой, фискальной и регулирующей функциями. Построение рациональной налоговой системы зависит от экономически обоснованной ее внутренней структуры и, прежде всего, от параметров налоговых баз и налоговых ставок.

    В зависимости от способов воздействия государственное налоговое регулирование подразделяется на две сферы: налоговое стимулирование и налоговое сдерживание. Налоговое стимулирование основано на политике низких налогов, оптимизации состава и структуры системы налогов, уровня налогового бремени и ставок отдельных налогов, а также на использовании системы налогового льготирования (налоговых льгот и преференций). Налоговое стимулирование призвано целенаправленно воздействовать на экономику в целом, отдельные ее сферы, отрасли и социальные процессы, а также на экономическое поведение налогоплательщиков. Основной формой налогового стимулирования является налоговое льготирование. Налоговое сдерживание менее распротратенная сфера государственного налогового регулирования, так как оно призвано сдерживать развитие отдельных отраслей экономики и инвестиционную активность, преимущественно в целях недопущения кризиса перепроизводства, что редко случается в современной экономике. Тем более, что это не грозит в ближайшие годы и в перспективе России. Налоговое сдерживание основано на политике высоких налогов с использованием в целом и выборочно высоких налоговых ставок, с увеличением перечня налоговых платежей, с отменой налоговых льгот и т. п. поэтому основное внимание в данном параграфе следует уделить налоговому стимулированию в форме налогового льготирования.

    По оценкам специалистов, потери бюджетной системы России из-за предоставления льгот составляют 100–160 млрд. руб. в год, однако никто не подсчитал выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли. Важно не допускать превалирования текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые в России налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект, контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств. Мировая практика показывает, что государство обычно применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития, в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Анализ налогового законодательства показывает, что из всей массы налоговых льгот, на стимулирование инвестиций направлены только порядка 10, что вряд ли соответствуют ориентации государственной политики на экономический рост. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов, внешнеэкономической деятельности способно позитивно повлиять на всю структуру хозяйственного комплекса страны. Текущее налоговое регулирование при всей своей мобильности может быть успешным лишь при соблюдении принципиальных установок системы налогообложения в целом, определенных в законе на длительную перспективу.

    Основанием для предоставления льгот могут быть: материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика; особые заслуги граждан; необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны; социальное, семейное положение граждан и т. д.

    В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они подразделяются на 3 вида: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты.

    К налоговым освобождениям (полным или частичным) относятся льготы, которые выводят из-под налогообложения отдельные объекты или отдельные группы потенциальных налогоплательщиков, и которые связаны с использованием пониженных налоговых ставок. Например, по налогу на доходы физических лиц – не облагаются пенсии, стипендии; по налогу на добавленную стоимость – не облагаются банковские операции и операции по страхованию и перестрахованию, освобождаются от налога субъекты специальных налоговых режимов и т. д. использование пониженных ставок налогов также достаточно распространенный прием, используемый при обложении НДС, налогом на прибыль, единым социальным налогом и др. К рассматриваемой группе льгот относятся также: налоговая амнистия – аннулирование (списание) безнадежной задолженности по налогам отдельных групп налогоплательщиков; налоговые каникулы – освобождение отдельных налогоплательщиков на определенный период времени от какого-либо налога.

    Налоговые скидки (налоговые вычеты из налоговой базы) – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Скидки обычно связаны с расходами налогоплательщиков, уменьшающими налоговую базу, а также с вычетами из налоговой базы определенных доходов и имущества. К ним относятся, например, налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц – стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты из доходов, полученных налогоплательщиком; перенос убытков на будущее (уменьшение налоговой базы на сумму убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде) по налогу на прибыль. Скидки подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на сумму определенных расходов). Большую группу составляют различного рода целевые скидки, связанные с инвестиционными расходами, с дополнительными расходами на разработку нерентабельных и малодебитных месторождений полезных ископаемых, с другими расходами.

    Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налогового оклада (суммы налога). Налоговые кредиты как особая группа налоговых льгот и преференций можно разделить на следующие виды:

    § вычет, зачет, возврат ранее уплаченного налога (например, налоговые вычеты по НДС и акцизам, вычет сумм подоходного налога, уплаченного за рубежом, из суммы налога на доходы физических, подлежащей уплате в России, зачет или возврат сумм переплаченных авансовых платежей и т. п.);

    § отсрочка или рассрочка уплаты налога (изменение срока уплаты налога, при наличии оснований, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности без процентов и с процентами);

    § налоговый кредит (изменение срока уплаты по одному или нескольким налогам на срок от трех месяцев до одного года. с возвратом сумм задолженности без процентов и с процентами);

    § инвестиционный налоговый кредит (изменение срока уплаты налога на прибыль организаций, а также региональных и местных налогов от одного года до пяти лет, при котором организации, при наличии оснований, предоставляется возможность в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов).

    Существует общепризнанное мнение, что чрезмерно высокий уровень налогов – это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление хозяйствующих субъектов к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности и инфляционных процессов. Такая постановка вопроса отражала до последнего времени современную действительность России – высокий уровень налогов при сравнительно низких темпах роста производства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда, в 2004–2005 гг. Правительство РФ приняло ряд мер, направленных на реальное снижение налогового бремени (отменен налог с продаж, снижена ставка НДС до 18 %, снижена ставка ЕСН до 26 % и др.). В тоже время, растет потребность в значительном увеличении государственных расходов, а значит, доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом заключается основная трудность установления оптимальных уровней налоговых ставок. Это и есть основная задача государственного налогового менеджмента, которую можно также сформулировать следующим образом: «это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка» (Жан-Батист Кольберг).

    1. Государство реализует свою налоговую политику через налоговый механизм, его рычаги, звенья и элементы.

    В научных трудах ученых и практиков трактовка понятия «налоговый механизм» неоднозначна. Как правило, это понятие сводится к осуществлению налогового производства в конкретном пространстве и во времени. Этот подход представляется недостаточно глубоким, ибо подчеркивает возможность субъективизации налоговых действий.

    Прежде всего, налоговый механизм – понятие методологического и лишь затем – методического порядка. Следовательно, налоговому механизму свойственно двойственное содержание. Рассматривать это содержание необходимо с широких (общетеоретических) и узких (практических) позиций.

    Во-первых, налоговый механизм – это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а следователь, как объективно необходимый процесс управления перераспредельнительными отношениями, складывающими при обобществлении части созданного в производстве национального дохода.

    Во – вторых, налоговый механизм должен рассматриваться и в качестве свода конкретных налоговых действий. Это реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический рычаг субъективного (императивного) регламентирования системы налоговых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.

    Рассматривая функции налогового механизма, можно отметить следующее:

    1. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением. Конкретный налоговый режим, применяемый при формировании того или иного налога, зависит не только от положений налоговых законов, но и от издаваемых инструктивных указаний к ним. Этот механизм различается в зависимости от организационно-правовой формы деятельности, статуса плательщика: юридическое или физическое лицо. Налоговому производству присущи особенности, которые обусловлены полнотой прав и обязанностей сторон, участвующих в налоговых процессах. Эти особенности складываются под влиянием норм и правил предписываемых Гражданским кодексом.

    Налоговая техника не только определяет функциональное содержание налогового механизма, но и оказывает прямое воздействие на весь ход общественной жизни. Принятие оптимального налогового механизма означает как выбор разумных налогов, так и обеспечение соответствующих норм и правил их исчисления и уплаты в бюджет. Важен здесь также и состав налоговых льгот и санкций. Они выступают исходной основой налогового регулирования, равно как и его составной частью - налогового контроля.

    2. Налоговый механизм, формируемый как экономико-правовой способ реализации на практике внутреннего потенциала категории «налог», служит воспроизводственным целям, способствует достижению относительного равновесия между общегосударственными, корпоративными и личными экономическими интересами.

    В функциональном отношении действие элементов налогового механизма разграничено по двум подсистемам:

    Соблюдение паритета между ними позволяет говорить о создании оптимального налогового механизма. Данная задача трудновыполнима при политической и экономической нестабильности в любой стране, и тем не менее при формировании налоговой тактики и выборе стратегии налогообложения это главное требование к вводимому налоговому механизму должно соблюдаться в той мере, в какой позволяют объективные условия. Налоговый механизм должен быть абсолютно свободен от чисто субъективистских подходов и не зависеть от узковедомственных интересов.

    Создание налогового механизма является последовательным процессом, включающим следующие стадии:

    · Разработка налогового механизма, т.е. определение налоговых отношений, обеспечивающих выполнение задач и целей налоговой политики на современном этапе;

    · Практическое применение налогового механизма;

    · Проверка соблюдения установленных форм и методов, налоговых отношений, сбор информации, проведение контрольных мероприятий с целью определения положительных и отрицательных сторон действия налогового механизма;ъ

    · Анализ действующей налоговой системы, ее оценку и разработку предложений по дальнейшему совершенствования налогового механизма.

    Таким образом, налоговый механизмпредставляет собой совокупность организационно – правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных инструменты.

    2. Всю сферу отношений, складывающихся в том процессе, можно разграничить на три элемента:

    Но разграничения носят скорее условный характер, поскольку на практике элементы нередко пересекаются, а налоговое регулирование и контроль выступают вовсе органичным целым, ибо они есть проявления регулирующей налоговой функции. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде системы налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т. д. Все эти действия раскрывают регулирующее назначение налогообложения в целом. Элементы налогового механизма являются в то же время относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения. В рамках каждого из элементов налогового механизма применяются только ему свойственные приемы или техника налоговых действий. Различия методов налогового планирования, регулирования и контроля позволяют исследовать эти области как относительно самостоятельные, установить присущие им закономерности.

    На этой основе вырабатываются направления совершенствования налогового механизма как системы. Более того, все три элемента налогового механизма - области, суть которых не только налоговой наукой и практикой. Так, налоговое планирование осуществляется исходя из рекомендаций общей теории и практики планирования, маркетинга и других наук.

    Тем же правилам подчиняются налоговое регулирование и контроль. Большое значение для них имеют рекомендации, выработанные общей теорией управления и права.

    С позиций функционального содержания определение налогового механизма может быть сформулировано следующим образом. Налоговый механизм - это комплекс трех взаимодействующих финансово-бюджетных сфер деятельности, регламентированный особыми правовыми нормами всего арсенала законодательных актов государства, определяющий установление, оценку плановых фактически исполненных и прогнозных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений (налоговое планирование), принятие научно обоснованных мер текущего вмешательства в ход исполнения бюджетов страны как стимулирующего характера (налоговое регулирование) и санкционных мер воздействия при нарушении норм налогового законодательства (налоговый контроль).

    Одним из важных элементов налогового механизма является налоговое планирование и прогнозирование.

    Сфера налогового планирования неоднородна и подразделяется на два вида – бюджетно – налоговое планирование и корпоративное налоговое планирование.

    Целью первого вида является обеспечение потребностей бюджета, целью второго – оптимизация налоговых платежей, нахождение законных способов их минимизации. Соответственно различны и задачи налогового планирования.

    Налоговое планирование и прогнозирование - особые элементы системы выработки и принятия решений. Основная задача налогового планирования и прогнозирования экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции. Выполняется данная задача как в расчете на один финансовый год (текущее налоговое планирование), так и на более отдаленную перспективу (налоговое прогнозирование).

    Под корпоративным налоговым планированием понимаются способы выбора, ''оптимального" сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.

    В этом направлении налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов - направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при прободении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их компенсация может повлечь за собой крупные финансовые партнеры.

    Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но общей принципиальной позиции занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлении налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, отчетов о заседании Парламента Республики Казахстан и местных органов управления, электронных правовых информационных систем и т.д.

    Также основным инструментом государственной налоговой политики является финансовое воздействие на частное предпринимательство с помощью налогового регулированияэкономики.

    Это связано с тем, что кроме чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение и ускорение научно-технического прогресса.

    Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентноспособности национальных предприятий на мировом рынке.

    Налоговое регулирование призвано обеспечивать заинтересованность предприятий и населения в экономической активности. Это достигается через величину ставок обложения. Уровень обложения связан, прежде всего, с системой удовлетворения общественных потребностей: если они удовлетворяются через общегосударственные денежные фонды, формируемые за счет налоговых поступлений, то уровень обложения выше, и если система удовлетворения общественных потребностей ориентирована на личные доходы населения или на средства предприятий, то уровень обложения будет ниже.

    Исходя из этого, налоговое регулирование это воздействие, осуществляемое путем изъятия у хозяйствующих субъектов или индивидуальных потребителей части находящейся в их руках стоимости, то есть путем уменьшения возможностей их производственного и непроизводственного потребления.. Каким же образом может осуществляться регулирование? Для развития каких-либо процессов требуются дополнительные финансовые ресурсы, а при налоговых изъятиях они уменьшаются. Налоги осуществляют воздействие особыми, присущими только им, способами. Повышая налоговые ставки, сужая льготы, государство может ограничивать те или иные виды деятельности, уменьшать

    Налоговый контроль это всегда проверка или наблюдение с целью проверки.

    Налоговой контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов: а) субъект контроля; б) объект; в) предмет; г) цели контроля; д) методы осуществления контроля.

    Содержание каждого из перечисленных элементов налогового контроля заложено в следующих вопросах:

    1) что проверяют, обозначает субъект контроля;

    2) кого проверяют — объект контроля;

    3) что проверяется — предмет контроля;

    4) для чего проверяется— цель контроля;

    5) как проверяется — методы контроля.

    Субъектами налогового контроля выступают органы налоговой службы государства, которые пользуются исключительным правом на проведение налоговых проверок.

    Объектами налогового контроля являются лица, на которых налоговым Законодательством возложены юридические обязанности. В их числе можно выделить следующие основные группы: 1) налогоплательщики; 2) налоговые агенты государства; 3) банки; 4) лица, которые располагают информацией о налогоплательщике '.

    Предметом налогового контроля выступает исполнение проверяемым лицом обязанностей, возложенных на него налоговым Законодательством.

    Целью налогового контроля является:

    1) выявление фактов нарушения налогового Законодательства или некачественного исполнения участником налогового правоотношения своих обязанностей;

    2) выявление виновных и привлечение их к установленной юридической ответственности;

    3) устранение нарушений налогового Законодательства;

    4) защита материальных интересов государства в виде принятия мер по взысканию недоимки;

    5) предупреждение нарушений налогового Законодательства. .

    По поводу последнего отметим, что налоговая проверка имеет свое позитивное значение не только в случае выявления нарушений налогового Законодательства, но и тогда, когда таких нарушений не выявлено, поскольку сама возможность проведения налоговой проверки (а тем более сам факт ее проведения) заставляет налогоплательщика более тщательно и добросовестно относиться к исполнению своих налоговых обязанностей.

    Под методами налогового контроля понимаются конкретные приемы и способы его осуществления.

    Осуществление налогового контроля имеет три стадии: I) сбор информации; 2) оценка информации; 3) реагирование на собранную информацию.

    В процессе сбора информации субъект налогового контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объ­екте. Получив эти сведения, проверяющий должен проанали­зировать их и на базе оценки информации сделать вывод о характере поведения объекта контроля — законно оно или неза­конно, правильно или неправильно и т.п. Вывод о характере поведения определяет форму реагирования. Так, если проверяе­мый объект допустил нарушение налогового законодательства, то решается вопрос, к какому виду ответственности он должен быть привлечен: финансово-правовой, административно-право­вой или уголовной.

    Таким образом, внутренне содержание налогового механизма составляют организационно – экономические и правовые отношения, складывающиеся при формировании доходов бюджета, перераспределении налоговых сумм между регионами. Основу этих отношений формирует налоговое право наряду с другими отраслями права. Система организационно – экономических отношений, сложившихся в нашей республике к настоящему моменту определяет специфику построения налогового механизма.

    Читайте также: