Контроль налоговых органов за наличным денежным обращением и расчетами

Опубликовано: 16.05.2024

§ 4. Контроль за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег. Ответственность руководителей предприятий, учреждений за нарушение этих правил

Важную роль в правовом регулировании налично-денежного обращения Российской Федерации занимают правовые нормы, определяющие применение такого метода регулирования денежного обращения, как контроль за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег, и такого инструмента, как ответственность руководителей организаций за нарушение установленных правил кассовой дисциплины.
Функции контроля за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег в соответствии со ст. 34 Федерального закона “О Центральном банке . ” возложены на Банк России, который реализует свои полномочия в данной сфере через нормотворческую деятельность и меры административного характера. Значительная роль в проведении контрольных мероприятий по соблюдению кассовой дисциплины юридическими лицами отводится российским законодательством (Налоговый кодекс РФ, Кодекс РСФСР об административно-правовых нарушениях) Министерству РФ по налогам и сборам.
Как было отмечено во втором параграфе данной главы, основными документами, регулирующими кассовую дисциплину предприятий, “рожденными” в недрах ЦБ РФ, являются Положение “О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации” и Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, где раскрыты основные методы и виды контроля за обращением налично-денежной массы в Российской Федерации. Так, предварительный контроль в ходе регулирования оборота наличных рублей организуется посредством метода прогнозирования — составления коммерческими банками и учреждениями Банка России прогнозов кассовых оборотов на базе кассовых заявок, получаемых от обслуживаемых предприятий.
Оперативный контроль за соблюдением кассовой дисциплины организациями организуется методом лимитирования — коммерческим банкам и их клиентам устанавливаются лимиты наличных денег в их кассах. Последующий контроль за соблюдением организациями правил хранения, расходования и обращения денег реализуется посредством метода ревизий и проверок — клиенты коммерческих банков проверяются последними на предмет фактического соблюдения кассовой дисциплины.
Организация контроля за соблюдением данных нормативных документов осуществляется Банком России через систему коммерческих банков при помощи мер административного характера. Так, Положением № 14-П на коммерческие банки возложена функция проверки кассовой дисциплины на предприятиях-клиентах не реже одного раза в два года. О том, что это неэффективно и необоснованно, уже говорилось. И тем не менее банки проводят предписываемые им нормативными документами проверки.
Например, за девять месяцев 1999 г. кредитными организациями было проверено 38 355 организаций, или 12,2% от числа контролируемых по соблюдению порядка работы с денежной наличностью. Из них допустили нарушения порядка работы с денежной наличностью 3,5% предприятий*. Еще раз повторим, что, как и следовало ожидать, данные мероприятия не обеспечили достижение главной цели, которая была поставлена ЦБ РФ по регулированию налично-денежного обращения, — резкого сокращения уровня наличных рублей в обращении.
---------------------
* Письмо ЦБ РФ от 25 ноября 1999 г. № 13-4-20/2291 “Об усилении контроля за наличным денежным оборотом”.

Повышению эффективности мероприятий по контролю со стороны коммерческих банков за кассовой дисциплиной предприятий-клиентов, по мнению ЦБ РФ, может способствовать объединение усилий банков с Министерством РФ по налогам и сборам в проведении совместных проверок или направлении результатов проверок банков своих клиентов в налоговые органы для принятия соответствующих мер воздействия по отношению к нарушителям. В частности, традиционным ежегодным письмом “Об усилении контроля за наличным денежным оборотом” (последнее — от 25 ноября 1999 г. № 13-4-20/2291) ЦБ РФ предписывает в 2000 г. коммерческим банкам “активизировать работу по рациональной организации наличного денежного оборота. В этих целях:
- увеличить количество проверок по вопросу соблюдения ими условий работы с денежной наличностью;
- при установлении нарушений порядка работы с денежной наличностью в обязательном порядке направлять материалы проверок налоговым органам для применения мер воздействия;
- провести работу по установлению лимитов остатка касс обслуживаемой клиентуры на 2000 г.”
Проанализировав мероприятия Банка России по организации контроля за денежным обращением, можно сделать вывод, что эффективность данного контроля возрастает за счет активизации использования такого инструмента регулирования, как ответственность руководителей и организаций за несоблюдение установленных ЦБ РФ правил хранения, учета и обращения денежных средств. Юридическая ответственность за несоблюдение норм налично-денежного обращения может быть различной:
- дисциплинарной — регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 33, 121, 122, 135);
- административной — регулируется Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 146.5); Налоговым кодексом РФ (ст. 120); федеральными законами “О Центральном банке . ” (ст. 75); “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” (ст. 7);
- уголовной — регулируется Уголовным кодексом РФ (ст. 174, 186, 187).
К различным видам нарушений нормативных актов, регулирующих налично-денежное обращение, применяются указанные меры ответственности как отдельно, так и комплексно в разнообразном сочетании. Рассмотрим некоторые из них.
Например, в случае несоблюдения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации налично-денежного обращения (прежде всего невыполнения контрольных функций по организации денежного обращения — осуществления проверок кассовой дисциплины клиентов) к ним применяются меры административного характера, предусмотренные ст. 75 Федерального закона “О Центральном банке . ”, в частности:
- требование от кредитной организации устранения выявленных нарушений;
- взыскание штрафа в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала, а в случае неисполнения предписаний размер штрафа увеличивается до 1% от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;
- ограничение проведения отдельных банковских операций на срок до шести месяцев.
В случае обнаружения проверяющими банками нарушений кассовой дисциплины предприятиями-клиентами при условии неоповещения об этих нарушениях налоговых органов меры ответственности за обнаруженные нарушения могут ограничиться дисциплинарными взысканиями (ст. 135 Кодекса законов о труде РФ: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) увольнение) и возмещением материального ущерба (ст. 121, 122 Кодекса законов о труде РФ) лицами, допустившими нарушения Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и Положения “О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации”.
Если же о систематических нарушениях организациями правил ведения кассовых операций, установленных Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, сообщается налоговым органам, то они могут квалифицироваться по ст. 120 Налогового кодекса РФ как “грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения”, под которым понимается “отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика”.
За грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения ст. 120 Налогового кодекса РФ предусмотрено взыскание штрафа:
- если эти деяния совершены в течение одного налогового периода — в размере 5 тыс. руб.;
- если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода — в размере 15 тыс. руб.;
- если эти деяния повлекли занижение налоговой базы — в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.
Еще более строгие меры ответственности предусмотрены действующим законодательством за расчеты юридических лиц с населением без применения контрольно-кассовых машин. При обнаружении налоговыми органами таких фактов юридические лица могут быть оштрафованы в соответствии со ст. 7 Закона РФ “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”, а именно:
- за расчеты без применения контрольно-кассовых машин — в размере, предусмотренном ст. 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, т.е. от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда;
- за использование неисправной контрольно-кассовой машины — в 200-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
- за осуществление торговых операций (оказание услуг) после приостановления деятельности предприятия в порядке, установленном ст. 6 федерального закона “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”, — в 700-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда;
- за невыдачу чека лицом, обязанным выдать его покупателю (клиенту), или выдачу чека с указанием суммы менее уплаченной — в 10-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, но не менее 20% от стоимости покупки (услуги).
К наиболее серьезным и тяжким преступлениям, совершаемым в сфере денежного обращения, во всех странах относят:
- изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг;
- изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов;
- легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.
Ответственность юридических или физических лиц, совершивших данные преступления в Российской Федерации, устанавливается Уголовным кодексом РФ (ст. 174, 186, 187).
Так, в соответствии со ст. 186 Уголовного кодекса РФ “изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте — наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой”. Если же данные преступные деяния совершены в крупном размере либо лицом, ранее судимым за изготовление или сбыт поддельных денег, то срок наказания лишением свободы возрастает “до двенадцати лет с конфискацией имущества”. За аналогичные преступления, совершенные организованной преступной группой, срок наказания лишением свободы увеличивается до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
Чуть менее строгие наказания, чем за фальшивомонетничество, предусмотрены УК РФ за изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187) — “лишение свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев”. Если подделка и сбыт пластиковых карт, платежных документов осуществлялись организованной преступной группой, то срок наказания лишением свободы возрастает “до семи лет с конфискацией имущества”.
Весьма актуальным для настоящей российской действительности в сфере экономических преступлений, связанных непосредственно или косвенно со сферой денежного обращения, стал такой вид преступлений, как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем. Меры ответственности за совершение данных преступлений предусмотрены ст. 174 УК РФ. Наиболее известным примером легализации денежных средств, приобретенных путем хищения из российской банковской системы, стало рассмотренное ранее в этой главе дело о “чеченском авизо”.
За совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, ст. 174 УК РФ предусматривает следующие виды наказания:
- штраф в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового;
- лишение свободы на срок от четырех до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой, если данные преступления были совершены неоднократно или группой лиц по предварительному сговору, либо лицом с использованием своего служебного положения;
- лишение свободы на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой, если “отмывание денег” совершалось организованной преступной группой или в крупном размере.
Таким образом, можно отметить, что органы государственной власти и управления обладают достаточным набором нормативных инструментов и методов воздействия на субъекты российской экономики в целях обеспечения эффективного и безопасного денежного обращения в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования российского денежного обращения в настоящее время заключаются лишь в регулярном, своевременном и адекватном применении на практике методов контроля и мер ответственности ко всем без исключения юридическим и физическим лицам.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Проверки


Новые требования к проверке расчетов приобрели законную силу с весны 2020 г. Именно тогда Центробанк принял Указание от 09.12.2019 г. № 5348-У на замену старому. Однако с весны 2020 г. данный НПА не действовал, так как был введен мораторий на проверки компаний, организованный на время карантина. Проверки начали осуществляться только сейчас. Кроме того, разработан ФЗ от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ, который пока не вступил в законную силу, но также содержит информацию о новых правилах проверок.

Например, любые действия, предпринимаемые контролирующими органами, будут занесены в специальную информационную систему. Для этих целей будет создан отдельный Единый реестр видов государственного и муниципального контроля и другие системы.

Новые правила проверки расчетов

Согласно недавно принятым правилам, налоговая проводит сверку расчетов:

  • каждый квартал с самыми крупными налогоплательщиками;
  • по инициативе самой компании после подачи соответствующего заявления;
  • в иных случаях, предусмотренных актуальным законодательством.

Заявление на сверку может быть подано собственноручно в ИФНС, отправкой по почте или иным каналам связи.

Срок проверок сократится и не будет превышать 10 рабочих дней. Сейчас он может доходить до 20-дневного срока.

Добавлены новые формы контроля и надзора

Мероприятия по надзору, предпринимаемые налоговой, останутся в силе, однако закон оговаривает и несколько новых способов контроля:

  • выездное обследование;
  • мониторинговая закупка;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит.

Расчет идет на то, что нововведения позволят значительно уменьшить число издержек со стороны контролируемых лиц.

Возможности сокращать проверки

Новый ФЗ предусматривает возможность внедрения механизмов, которые в несколько раз позволят сократить количество проверок собственников бизнеса со стороны налоговой.

Например, фирма освобождается от проведения плановых проверок, если она заключит договор страхования рисков ответственности за причинение вреда.

Предусмотрены и некоторые иные возможности сокращения количества проверок.

Проверка расчетов наличными

Кто избежит наказания за нарушения при расчете наличными?

Если фирма не соблюдает правила расчетов наличными и данные факты будут зафиксированы инспекторами, последние имеют право наложить штраф на саму компанию, а также на ее директора. Согласно КоАП РФ, сумма штрафа для юридического лица варьируется от 40 до 50 тыс. руб., а для руководителя организации — от 4 до 5 тыс. руб.

Однако в данном случае есть один нюанс, который подразумевает наложение штрафа, только если сотрудники налоговой нашли нарушение в течение 2 месяцев с момента проведения расчета. Если данный временной лимит был превышен, то наложение штрафа будет незаконным (по КоАП РФ). Налоговый кодекс и вовсе не предусматривает санкций за подобные действия.

Нововведения в правилах

Фирмам не вменяется обязанность проводить через расчетный счет всю сумму выручки или иные поступления наличных средств. Как и было раньше, некоторую часть средств можно тратить сразу.

Поддались корректировке правила о видах и суммах трат.

Все еще отсутствует возможность тратить наличную выручку на займы. Новые правила предусматривают следующий целевой расход подобных средств:

  • плата за работу и материальная помощь;
  • уплата страховых возмещений некоторым лицам;
  • средства, выделенные на личные потребности организации;
  • средства, из которых оплачиваются определенные товары, услуги;
  • выделение средств сотрудникам под отчет на целевые расходы;
  • возврат на оплаченные ранее в наличном эквиваленте невыполненные услуги, работы и т. д.

Установленные лимиты расчетов

Между организациями и индивидуальными предпринимателями можно платить наличными средствами в пределах 100 тыс. руб. по одному договору. Эти требования действуют еще со старого НПА, а за все это время данные положения претерпели определенные изменения.

Средства предоставляются физическим лицам без лимита. Прежде при наличных расчетах между компанией и физлицом не устанавливалось каких-либо ограничений по сумме. Несмотря на то что прошлые указания утратили силу, лимит все еще не появился. Он существует исключительно для участников наличных расчетов, в число которых входят только компании и ИП. Исходя из этого необходимые выплаты заработной платы, подотчетных, производимые в наличных расчетах, могут быть не ограничены по сумме. Центробанк самолично подтвердил данный тезис в своих письмах.

Какую сумму можно выдавать под отчет?

Если сумма выдается под отчет, то она не может быть ограничена в размере. Однако сам подотчетный обязан соблюдать лимит в 100 тыс. руб. во время оплаты наличными товаров, услуг и работ иных организаций.

Лишнюю подотчетную сумму нужно сдавать в банк. У некоторых собственников бизнеса может возникнуть вопрос: что делать, если подотчетник уже сдал неизрасходованный остаток, а вместе с тем другому работнику нужно выдать новую сумму под отчет? Возможно ли в данном случае избежать участия банка? Ответ — нет. ЦБ РФ регламентирует, что возвращенные от подотчетника неизрасходованные средства следует для начала внести на расчетный счет, а только потом их можно снимать, оприходовать в кассу и выдавать второму сотруднику

Также старые правила регламентировали обязанности рассчитываться по аренде недвижимости исключительно теми средствами, которые были получены со счета. Обновленное законодательство ничего не предписывает по данному поводу, но правила дают возможность тратить наличную выручку на оплату подобных услуг. ЦБ РФ не спешит разъяснить этот вопрос.

Существующие мошеннические схемы с наличным расчетом

Налоговые органы с подозрением и скепсисом относятся к операциям, в которых юридическое лицо расплачивается с контрагентом наличными средствами. Обосновывается это тем, что сделка, совершенная без участия банка, может оказаться фиктивной, притворной или вовсе противоправной.

Некоторые фирмы используют пару схем систематического ухода от налогов при помощи системы наличных расчетов. Любая из подобных махинаций незаконна и может повлечь за собой доначисления и другие санкции.

Признание фиктивной дебиторки в расходах

Суть нечестного метода состоит в том, что фирма наличными средствами оплачивает товары и услуги, получая от поставщика услуг чеки. На самом деле деньги не получают движения. Соответственно, однодневная фирма не исполняет обязанности по поставке товаров или оказанию услуг.

Мнимое прикрытие безвозмездной передачи

Такая передача товаров, работ или услуг крайне невыгодна участвующим сторонам с налоговой точки зрения. Однако продажа за наличный расчет позволяет нивелировать данный недостаток. Даритель избегает обязанности уплаты налога на прибыль с товара, зато может заявлять вычет НДС по ним.

Завышение расходов при кассовом методе

В данном случае фирма или ИП могут признать свои расходы исключительно после их оплаты. В ситуациях, когда для экономии налога необходимо фиктивно завысить статьи расходов, используется фиктивная оплата. В данных целях некоторые используют наличные средства в качестве имитации факта оплаты.

ПРОВЕРКА НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА И ДЕНЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Движение наличных денег осуществляется посредством кассовых операций, основными среди которых являются: выдача средств на оплату труда и административно-хозяйственных расходов; поступления от реализации за наличный расчет; расходы на приобретение материально-производственных запасов подотчетными лицами и др.
Операции движения денежных средств проверяются сплошным методом. Проверка кассы и кассовых операций может проходить по следующим направлениям:
1) инвентаризация наличия денежных средств;
2) проверка своевременности оприходования в полном объеме денежных средств, поступающих в кассу;
3) проверка правильности списания денег на расход.
Основными документами, которые изучаются при проверке кассовых операций, являются кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, журнал регистрации выданных доверенностей, книга регистрации депонентов, журнал регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, оправдательные документы к кассовым документам, авансовые отчеты.
Операции движения денежных средств отражаются в следующих регистрах бухгалтерского синтетического учета и отчетности:
– Главной книге;
– журнале-ордере № 1 и ведомости № 1 (для журнально-ордерной формы ведения бухгалтерского учета) по счету 50 «Касса»;
– балансе организации (форма № 1), отчете о движении денежных средств (форма № 4).
В кассе организации могут храниться не только денежные средства, но и ценные бумаги, и бланки строгой отчетности. Ценные бумаги учитываются на счете
50-3 «Денежные документы» в журнале-ордере № 3. Поступление и выдача ценных бумаг осуществляются по приходным и расходным кассовым ордерам с последующим составлением кассиром отчета о движении ценных бумаг.
Бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности».
Основными видами нарушений, допускаемых при ведении кассовых операций, являются:
1) хищение денежных средств из кассы. Данное нарушение выявляется инвентаризацией денежных средств, в ходе которой последовательно осуществляются следующие действия:
а) фиксируется остаток наличных денег в кассе;
б) проверяются все расходные и приходные документы, не проведенные по кассовой книге, на предмет правильности их оформления и законности проведения операций, отраженных в них;
в) оформляется отчет кассира на дату проверки кассы, подписывается и передается в бухгалтерию для записи приходных и расходных операций по счету 50 «Касса» в журнале-ордере № 1 и ведомости к журналу-ордеру № 1;
г) журнал-ордер № 1 закрывается путем подведения итогов и подсчетов оборотов с начала месяца по всем корреспондирующим счетам, отраженным в журнале-ордере и ведомости. По итоговым данным выводится остаток наличных денег, который сверяется с остатком, выведенным в кассовой книге (отчете кассира);
2) хищение денежных средств из выручки за реализованные товары, замаскированное неоформленными документами и расписками («черный нал»);
3) неоприходование и присвоение поступивших от различных юридических и физических лиц выручки за реализованную продукцию и другие поступления;
4) повторное использование одних и тех же расходных документов для списания денег в кассе в целях сокрытия части выручки;
5) неправильный подсчет итогов в кассовых документах и кассовых отчетах в целях сокрытия доходов и изъятия части выручки;
6) списание денежных сумм без оснований или по подложным документам;
7) расчеты наличными деньгами, превышающими предельный размер, с другими юридическими лицами;
8) не корректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета.
Документы, подлежащие изъятию при проведении проверки кассовых операций:
– кассовая книга, пронумерованная и прошнурованная;
– отчет кассира и журнал-ордер № 1 по счету 50 «Касса»;
– журнал регистрации Приходных и расходных кассовых ордеров;
– книжки денежных и расчетных чеков;
– контрольная кассовая лента (при наличии ККТ);
– расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу»;
– авансовые отчеты с приложением оправдательных документов;
– приказы руководителя, заявления работников на выдачу подотчетных сумм;
– журнал-ордер № 7 по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
– объявления на взнос наличными (в составе отчета кассира);
– акты инвентаризации кассы.
На расчетном счете организации сосредоточиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые из банка и др.
Проверяющим необходимо установить число расчетных счетов организации. При наличии нескольких расчетных счетов ведение аналитического и синтетического учета проверяется по каждому из них. Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах. В связи с этим следует проверять подтверждение каждой операции, отраженной в выписке, соответствующими первичными документами.

345

В банковской выписке в графе 4 расчетные операции шифруются банковским кодом
в соответствии с содержанием платежных и иных расчетно-платежных документов:
01 – платежное поручение;
02 – платежное требование-поручение;
03 – денежный чек при получении наличных;
04 – чек расчетный;
05 – аккредитив;
06 – мемориальный ордер;
07 – погашение ссуды;
08 – выдачи книжки;
09 – операции со спецссудными счетами и счетами под денежные документы пути;
10 – списание процентов по полученным кредитам и ссудам.
В графе 2 «№ документа» зафиксированы номера платежных документов. При получении наличных денег указываются три последних цифры номера денежного чека.
В графе 3 «Корреспондирующий счет» фигурируют номера корреспондирующих счетов, с которыми происходят расчеты с помощью расчетных документов. В графе 7 «Дебет счета» отражаются расходные операции банка, в графе 8 «Кредит счета» приходные операции.
Выписка из расчетного счета проверяется бухгалтером организации. При проверке выписки следует помнить, что для организации «Расчетные счета» являются активными, а для банка пассивным, поскольку суммы, значащиеся в выписке по дебету, в учете организации записываются в кредит счета 51 «Расчетные счета»,
а суммы, значащиеся в выписке по кредиту, в учете организации отражаются по дебету счета 51 «Расчетные счета».
Банковские выписки, выдаваемые клиентам с расчетного счета в разных банках, могут несколько различаться по форме вследствие различий в обслуживающей технике. Тем не менее, обязательными реквизитами каждой из них являются: номер расчетного счета клиента, дата предыдущей выписки и ее исходящий остаток, который представляет собой входящий остаток для последующей выписки. Здесь же обязательно фиксируются суммы перечислений (либо увеличивающие сумму — по кредиту, либо уменьшающие ее — по дебету сальдо счета), а также остаток средств на дату выписки.
Из предложенной структуры выписки ясно видно предна¬значение граф. При этом графы 3 и 5 имеют значение только для работников банка.

90

В бухгалтерии организации к выписке банка прилагаются копии первичных документов: платежных поручений, поручений в банке, квитанции и ордера о получении денег от клиента и др. После этого в выписке проверяются:
– начальное сальдо (оно сверяется с конечным сальдо предыдущей выписки);
– операции (сверяются с имеющимися документами) и конечное сальдо. Сумма, ошибочно записанная в банке по дебету или кредиту расчетного счета и значащаяся в выписке, также принимается по счету 51 «Расчетные счета».
Такой порядок облегчает контроль записей по расчетному счету, но об этой сумме немедленно сообщается банку для внесения исправлений. Проверка и обработка выписок банка должны проводиться в день их получения. Такой порядок обеспечивает правильное зачисление денежных средств и предупреждает возможное злоупотребление денежными средствами, хранящимися на расчетном счете.
Оборот по дебету (кредиту) равняется сумме расходных (приходных) документов, приложенных к выписке.
Распространенной разновидностью манипуляций с отчетностью является так называемое очищение своего расчетного счета путем:
– бартерных и взаиморасчетных операций;
– проведения расчетов через третьих лиц;
– выплаты заработной платы со счетов покупателей продукции;
– погашения покупателями продукции банковских ссуд продавца;
– использование расчетных счетов филиалов: основной плательщик налогов «сажает» себя на картотеку и пользуется расчетными счетами своих подразделений;
– рассеивание выручки по спецссудным, субрасчетным, депозитным и иным счетам вместо расчетного;
– открытие параллельных предприятий в целях переброски на их реквизиты укрываемых от налогообложения денег.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СОКРЫТИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНИЯ ХИЩЕНИЯ
ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ С РАСЧЕТНОГО СЧЕТА ОРГАНИЗАЦИИ В БАНКЕ

I. Преступления, связанные с подлогом в банковской выписке:
– подделка банковских выписок: сопоставление (встречная сверка) выписки из расчетного счета с подлинным расчетным счетом непосредственно в учреждении банка;
– искажение содержания банковских выписок: выборочная документальная проверка операций по расчетному счету организации в банке;
– неполное оприходование в кассу полученных с расчетного счета в банке денежных средств (сверка корешка чека с выпиской, а выписки – с подлинным лицевым счетом);
– подложные записи в банковских платежных поручениях
(встречная сверка разных экземпляров платежного поручения в организации и в банке).
П. Виды незаконных операций коммерческих структур с целевыми банковскими кредитами (спецссудный счет).
Документы, подлежащие изъятию при проверке операций по расчетным счетам:
– журнал-ордер № 2 – счета 51,52;
– журнал-ордер № 3 – счета 55;
– журнал-ордер № 4 – счета 66,67;
– получение кредита минуя кассу и его присвоение, как правило, в результате сговора (встречная сверка документов банка и коммерческой организации);
– оприходование в учетных документах меньших сумм, чем фактически получено (установление фактического расхода денежных сумм, выданных в качестве кредита);
– получение кредита наличными деньгами через расходную кассу банка и составление подложных документов о рас¬ходовании данных сумм (проверка отчетных документов всеми способами);
– получение кредита через расходную кассу банка с оформлением в документах бухгалтерского учета и присвоение этих сумм без предоставления оправдательных документов об их использовании (сверка отражения в учете выплат в погашение кредитов с банковскими документами).

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

10 января 2021 года вступили в силу новые правила контроля за денежными переводами и сделками. Эти изменения коснулись всем известного федерального закона № 115-ФЗ — того самого, из-за которого блокируют счета в банках и передают данные о сделках в Росфинмониторинг.

В интернете ходят слухи, что теперь контроль за обычными переводами будет строже, а если человек снимет со счета от 600 000 Р — данные попадут в Росфинмониторинг и ФНС спросит об источнике дохода. А за переводы с карты на карту чуть ли не штрафовать собираются. Еще усиливается контроль за почтовыми переводами и сделками с недвижимостью.

Вот что писали СМИ об этом законе:

  • «Власти будут отслеживать все операции свыше 600 тысяч рублей»;
  • «Власти установили тотальный контроль за операциями с наличными»;
  • «Теперь информация абсолютно обо всех операциях с наличными на сумму от 600 тысяч рублей подлежит передаче в Росфинмониторинг».

Что из этого правда — разбираемся на основании закона, а не статей в интернете.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Оборот наличных

Как было раньше. Есть операции, которые подлежат обязательному контролю. То есть информация о них передается в Росфинмониторинг. В числе таких операций покупка валюты, приобретение ценных бумаг за наличные, внесение наличных в уставный капитал. Полный список — в статье 6 ФЗ № 115-ФЗ.

Эти операции привлекают внимание, только если сумма не меньше 600 000 Р . Лимит установлен не в 2021 году, он был таким же и в 2003.

Если фирма снимала наличные со счета, такая операция тоже могла попасть под контроль.

Что изменилось. Контролю подлежат операции по снятию или зачислению наличных на счет организации или ИП. Раньше такое условие тоже было, но с оговоркой: если операция не связана с обычной деятельностью. Например, на счет лесопилки поступают наличные за консультационные услуги. Или химчистка снимает деньги на покупку бензовоза. С 10 января оговорка отменена — теперь любые операции с наличными по счету юрлица на сумму от 600 000 Р подлежат контролю. Например, если деньги снимают на зарплату или командировки.

Контролировать операции юрлиц банк должен только в том случае, если деньги снимают или вносят непосредственно в этой кредитной организации. То есть операция должна проходить по счету, открытому в этом банке. Если деньги на счет фирмы зачислены через банкомат или кассу другого банка, контролю они не подлежат.

Но физлиц и самозанятых все это не касается. В законе нет и не было такой нормы, чтобы любое снятие наличных с карты на сумму больше лимита попадало в Росфинмониторинг. Там еще с 2019 года есть условие о контроле за операциями по снятию наличных в банкоматах — но только с карт, выпущенных иностранными банками. Причем не во всех государствах, а только в тех, что есть в специальном перечне.

Это не значит, что банк не может запросить пояснения по другим операциям. Но такой запрос будет инициативой финмониторинга банка, а не федерального ведомства.

Операции с недвижимостью

Как было раньше. Сделки с недвижимостью контролировались и до поправок. Это касалось сумм от 3 000 000 Р или эквивалента в валюте. Но до 10 января в Росфинмониторинг нужно было сообщать только о тех сделках, что касались перехода права собственности.

Что изменилось. С 10 января все операции по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 000 000 Р подлежат обязательному контролю — как при наличном, так и при безналичном расчете. Хорошая новость в том, что информацию о таких операциях больше не должны предоставлять посредники — ИП и фирмы, которые работают в риелторском бизнесе. Все обязанности по контролю с них не сняли, но информировать о сделках больше не нужно.

Операции по зачислению денег на счет эскроу под контроль не попадают. При возврате денег с такого счета — тоже. А вот если деньги переводятся бенефициару — это уже интересно Росфинмониторингу.

Почтовые переводы

Под контроль попали почтовые переводы на сумму от 100 000 Р . Это касается любых переводов — даже если речь об алиментах. Передавать сведения в Росфинмониторинг будет почта.

Если перевод в валюте, учитывается эквивалент по курсу ЦБ. Раньше почтовые переводы обязательному контролю не подлежали.

Баланс мобильного телефона

Это еще один новый вид операций под обязательным контролем. С 10 января возврат неиспользованного аванса за услуги связи привлечет внимание Росфинмониторинга, если сумма составит 100 000 Р и более. Сведения о выводе денег таким способом передают операторы связи.

Покупка ювелирных изделий

Покупка кольца или цепочки в ювелирном магазине тоже может попасть под обязательный контроль, если стоимость изделия больше 600 000 Р . Но кроме контроля есть еще требование об идентификации клиента — то есть проверке его паспорта и фиксации данных о покупке.

При расчете наличными паспорт попросят при покупке от 40 000 Р . Если рассчитываться картой, лимит больше: раньше он составлял 100 000 Р , сейчас — 200 000 Р . Это изменение вступило в силу еще летом 2020 года.

Цифровая валюта

Криптовалюта и токены официально считаются имуществом. А операции с ними с 1 января 2021 года подлежат обязательному контролю, если сумма составит 600 000 Р и более.

Операторы финансовых платформ и информационных систем для выпуска и обмена криптовалюты должны сообщать о сделках в Росфинмониторинг.

При этом принимать оплату криптовалютой запрещено, предлагать такой способ расчетов — тоже. Хотя в том же законе указано, что цифровая валюта может использоваться для инвестиций и быть средством платежа.

Отмена контроля

Из списка операций, которые подлежат обязательному контролю, с 10 января исключены такие:

  1. Обмен банкнот одного достоинства на другие.
  2. Перевод денег за границу на счет анонимного владельца.
  3. Поступление денег из-за границы со счета анонимного владельца.
  4. Переводы некредитными организациями по поручению клиента.
  5. Страховые выплаты от нерезидентов.
  6. Получение имущества по договору лизинга.

Что еще изменилось в правилах контроля за расчетами

Поправки коснулись зачисления и списания денег для лизинговых платежей от 600 000 Р : они попали под обязательный контроль. Аналогично — с операциями иностранных структур, если они работают не дольше трех месяцев и раньше движений по счету не было.

Формулировки о контроле операций, связанных с азартными играми, стали конкретнее, но такие выплаты и раньше были под наблюдением.

При выплате участнику лотереи выигрыша на сумму до 15 000 Р не нужно проверять паспорт.

Под контроль попали страховые выплаты юрлицам — для физлиц так было и раньше. Росфинмониторинг будет получать информацию о выплатах по страхованию на случай смерти, дожития, пенсионному страхованию или полисам с периодическими выплатами.

Лимит операций по второму и последующему зачислению денег на счета для гособоронзаказа уменьшен с 50 000 000 до 10 000 000 Р . При первом зачислении пороговое значение так и осталось равным 600 000 Р .

Что делать с этими изменениями

Контроль операций по закону № 115-ФЗ не предусматривает участия людей и компаний. То есть владельцу счета или участнику сделки ничего делать не нужно. Информацию должен передавать банк, ломбард, магазин, нотариус, адвокат, организатор азартной игры, страховая компания, почта или оператор связи.

Если вы не отмываете доходы и не занимаетесь запрещенной деятельностью, новый закон ничего не изменит. Даже если информация о сделке попадет в Росфинмониторинг, это совершенно не означает, что дальше будет что-то происходить.

Кроме Росфинмониторинга операции контролируют еще и банки. Они могут отказать подозрительному клиенту в дистанционном обслуживании или запросить у него документы по сделке.

Налоговая никакой информации о снятии наличных не получает, и контролировать движение денег по счету новый закон ей не позволяет. Это по-прежнему возможно только в рамках проверки, но не автоматически. А штрафы могут быть, только если удастся доказать незадекларированный доход. Денежные переводы не признаются им по умолчанию, а дарить подарки деньгами в России пока никто не запрещал.

Если все же получаете доход, но хотите сэкономить на налогах и не бояться вопросов о поступлениях — присмотритесь к самозанятости.


Вот прочитал кучу статей про эти изменения, и нигде толком ничего не объясняется! Зашел в ТЖ, сразу все понятно. Спасибо, как всегда супер.


Очень порадовали и насмешили пункты по отмене контроля за:
Перевод денег за границу на счет анонимного владельца.
Поступление денег из-за границы со счета анонимного владельца. 😂👏

Читайте также: