Контроль банков за уплатой налогов

Опубликовано: 04.05.2024

Справочная / Бизнес‑будни

Как банки контролируют бизнес

Государство ужесточает контроль за бизнесом и отвело банкам в этом особую роль. Теперь они не просто переводят деньги и выдают кредиты, но еще следят за тем, чтобы клиент заплатил налоги и интересуются, откуда у клиента деньги. Банк, не соблюдающий правила контроля, потеряет лицензию. В статье расскажем о том, как построить работу с банком, какие операции привлекут его внимание, дадим рекомендации, как выйти из «черного списка» и разблокировать счет.

Как банк проверяет операции клиентов?

Центробанк контролирует работу банков и дает им указания, как проверять клиентов. Он разработал рекомендации от 21.07.2017 № 18-МР и № 19-МР, которые основаны на требованиях закона № 115-ФЗ «О легализации и противодействию коррупции». Руководствуясь этими инструкциями, специальный отдел банка, финмониторинг, распознает подозрительные операции и неблагонадежных клиентов. Это подразделение проверит:

  • ведет ли клиент банка реальную деятельность,
  • имеют ли операции по счетам экономический смысл,
  • кто реально управляет счетом: директор или подставное лицо.

Если отдел финмониторинга заподозрит клиента в обналичке, он может приостановить банковское обслуживание или вовсе отказаться от сотрудничества, а затем внести компанию в черный список. Обо всех подозрительных операциях, независимо от суммы, банк сообщит в Росфинмониторинг.

Если платеж компании превышает 600 тысяч рублей, финмониторинг обязательно проверит операцию. Некоторые компании, зная это правило, начинают дробить крупные платежи и переводить суммы меньше 600 тысяч и этим еще больше привлекают внимание банка к своим операциям. Если нужно перевести контрагенту два миллиона — лучше это сделать одним платежом, а если банк заинтересуется, то предоставить ему документы по сделке.

Какие платежи привлекут внимание банка?

Во-первых, транзитные операции. То есть компания получает деньги от одного контрагента и тут же переводит их другому. Центробанк считает, что такие транзакции — признак отмывания денег.

Но по одному критерию банк счет не блокирует, поэтому обратит внимание и на другие платежи компании, которые подтверждают реальность ее существования: оплачивает ли клиент со счета аренду и коммунальные платежи, закупает ли канцелярские товары и прочее.

Во-вторых, контролируют банки и объем налоговых отчислений. По инструкции ЦБ компания должна платить налогов не менее 0,5% от оборота по счету. Сложность в том, что оборот по счету и налоговая база могут не совпадать. В этом случае, компания не может придерживаться рекомендованной Центробанком налоговой нагрузки. Но, напомним, один критерий — не повод блокировать клиенту счет и отказывать в банковском обслуживании.

В-третьих, платежи должны соответствовать заявленному ОКВЭД компании. Например, банк обратит внимание на несоответствие и примет меры, если деньги поступают за строительные материалы, а переводятся за продукты. Эти виды деятельности никак не связаны между собой.

В-четвертых, платежи фирмам-однодневкам. Эти компании используют для незаконного перевода безналичных средств в наличные. Центробанк и ФНС отслеживают счета таких фирм и регулярно вносят их реквизиты в свои электронные базы.

В-пятых, агентские платежи и платежи по договорам цессии. Банки проявляют к этим сделкам особое внимание, так как ряд схем по уклонению от уплаты налогов строится на их основе. Кроме того, финмониторинг обратит внимание на операции с наличными, конвертации в валюту, первые операции вновь открытой компании.

Кому банк не откроет счет и почему?

Банк проверяет каждого нового клиента и на этапе открытия расчетного счета. Ведь это прямое требование Закона № 115-ФЗ — «знать своего клиента». Поэтому до того, как открыть счет, банки должны убедиться, что компания существует, клиент не мошенник, открыл компанию для ведения бизнеса, а не для вывода денег.

Причины, по которым банк может отказать в расчетно-кассовом обслуживании:

Документы клиента не в порядке. Например, клиент предоставил неполный пакет документов или рваные и грязные паспорта, где номер читается с трудом. Банк может отказать в открытии счета, если представитель клиента пришел без доверенности. Или вообще не открыть счет по доверенности.

Клиент не может подтвердить сведения. Отказать в открытии расчетного счета банк может, если клиент не в состоянии документально подтвердить сведения, указанные им в анкете. Например, отказывается отвечать на вопросы о своей деятельности, представлять сведения о планируемых банковских операциях для определения источника происхождения денег.

У потенциального клиента есть заблокированные счета в других банках. Если налоговая инспекция заблокировала счет в одном банке, то новый счет в другом банке не откроют, это запрещено законом (п. 9 ст. 76 НК РФ).

Компания клиента обладает признаками фирмы-однодневки.

Находится по адресу массовой регистрации.

Руководитель не ориентируется в ведении бизнеса, не может ответить на вопросы сотрудника банка. Пример: постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2018 № Ф09-8380/17.

Показатель минимальной налоговой нагрузки компании меньше рекомендованного Центробанком — от 0,9 до 1,5 % от оборота.

Компания не платит налоги вовремя или задерживает сдачу отчетности и другие.

У компании есть долги и судебные иски. Этот факт несложно узнать через сервисы проверки контрагентов, например, Контур.Фокус. Если с компанией что-то не так, сервис покажет, есть ли заблокированные счета.

Компания использует коды видов деятельности из разных сфер. При проверке клиента банк непременно проверяет все коды ОКВЭД, не важно, работал клиент по нему или нет. Допустим, основной код — перевозка, но среди зарегистрированных ОКВЭД присутствуют отделка и ремонт помещений, продажа продукции, строительство и консалтинг. Такая разноплановая деятельность вызывает подозрения.

Банк не работает с клиентами из определенной сферы. Например, для работы с микрофинансовыми организациями надо открывать спецсчета, но не все банки это делают.

Когда банк не вправе отказать клиенту

Потенциальный клиент может не согласиться с отказом банка в открытии счета и подать иск в арбитражный суд. Например, в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.03.2016 № Ф08-754/2016 судьи решили, что отсутствие компании по адресу, указанному в учредительных документах, банком не доказано и отказ клиенту в открытии счета сочли незаконным.

Если банк подозревает, что компания — «однодневка», и счет ей нужен для незаконных операций, этот факт придется доказать. Одних подозрений недостаточно. В противном случае компания имеет неплохие шансы на выигрыш в суде (например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.02.2017 № Ф05-22062/2016).

Отказ в открытии расчетного счета — одна из мер борьбы с фирмами-однодневками. Но и добросовестные владельцы бизнеса сталкиваются с пристальным вниманием к своим операциям при открытии расчетного счета или в процессе работы с банком.

Чтобы убедить банк в легальности бизнеса, рекомендуем:

На встрече с менеджером банка присутствовать именно руководителю.

Заранее подготовиться к часто задаваемым вопросам. Например, знать количество сотрудников, контрагентов, обороты компании, систему налогообложения.

Интересоваться и другими банковскими продуктами: корпоративными картами, эквайрингом, зарплатным проектом, встроенной онлайн-бухгалтерией.

Как банки наказывают недобросовестных клиентов

Если банк усомнится в законности операций, он может заблокировать дистанционный доступ к счету. Далее он попросит клиента в определенный срок предоставить документы и информацию о проводимой операции, об источнике происхождения денежных средств, о контрагентах, о реальности ведения хозяйственной деятельности и т.д. Советуем как можно быстрее узнать требования банка, собрать необходимый пакет документов, написать пояснения по подозрительной операции. Возможно, проанализировав документы, банк убедится в чистоте сделки.

Что делать, если компания попала в черный список

ЦБ РФ регулярно обновляет базу неблагонадежных клиентов банков, так называемый «черный список». В него входят компании, которым официально отказывают в проведении операций, принудительно закрывают р/с, а также фирмы, отказавшиеся давать пояснения по подозрительным операциям по счету. Если компания попала в такой список, то и другие банки, скорее всего, откажутся с ней сотрудничать и новый счет не откроют.

Центробанк создал специальную комиссию для реабилитации клиентов, попавших в черные списки банков — МВК. Она разбирается в причинах блокировки: запрашивает мотивированное обоснование причин отказа клиенту. Банк должен подготовить его в течение трех дней.

Комиссия рассмотрит заявление в течение 20 рабочих дней со дня обращения и примет решение: исключить из черного списка компанию или оставить в нем.

Решение МВК будет окончательным и оспорить его нельзя.

Если решение в пользу клиента. Комиссия должна сообщить об этом и клиенту, и банку, который клиенту отказал в обслуживании.

Далее банк обязан в течение одного дня после получения решения МВК, сообщает о нем в Росфинмониторинг. Последний передает информацию в Центробанк, который разошлет ее по всем финансовым организациям.

В течение трех дней после получения ответа комиссии банк обязан открыть счет или провести операцию, которую посчитал сомнительной.

Если решение в пользу банка. Если же комиссия соглашается с банком, отказ в совершении операции признается правомерным. Соответственно, компания остается в черном списке.

Действующие в сфере налогов документы в основном возлагают совершение определенных действий на налогоплательщика.

Обязанности банковских учреждений по осуществлению налогового контроля

В отдельных ситуациях предусматривается особый субъект, именуемый налоговым агентом.

Однако бывают и случаи, когда обязанности возлагаются на лицо, не имеющее отношения к внесению сумм в бюджет налогоплательщиком. Примером таких организаций выступают банки, на которые распространяются определенные требования в ходе осуществления налогового контроля.

Порядок действий этих организаций определен в ст. 86 НК. Первая обязанность банка, которая связана с налоговым контролем, связана с процедурами открытия и закрытия счетов, а также депозитов и изменением любых реквизитов.

Если в кредитное учреждение обращается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, либо представительство зарубежной неправительственной организации, то на него возлагается задача проверить наличие присвоенного ИНН и документы о внесении сведений о клиенте в соответствующий реестр.

При обращении частных нотариусов или адвокатов проверке подлежат соответствующие документы, подтверждающие налоговый учет.

Кроме того, банки должны направлять в налоговую инспекцию по месту своего расположения соответствующую информацию в 3-дневный срок с момента проведения любой из указанных операций. Течение этого периода начинается со следующего дня после выполнения владельцем счета подконтрольных действий.

Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, дополняются необходимостью удовлетворения запроса налоговой инспекции, касающегося информации о счетах, вкладах, а также депозитах клиента. Она может включать как данные о текущих остатках сумм, так и об осуществленных расчетах. Документы должны направляться в течение 3-х дней.

Лица, в отношении которых налоговые органы могут запрашивать информацию

Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, связаны со следующими субъектами:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • Физические лица, не относящиеся к ИП. Среди них выделяются частные нотариусы и адвокаты, осуществляющие деятельность посредством адвокатского кабинета;
  • управляющие товарищи, на которых соответствующим соглашением возложены обязанности по налоговому учету и распоряжению аккумулированными денежными средствами.

Обязанности банков по информированию относятся к счетам как корпоративных, так и частных клиентов.

Порядок сообщения банком фактов, связанных со счетами

Правила формирования и направления в налоговые органы предполагают предоставление следующих данных:

Положением ЦБ N 311-П утвержден порядок предоставления соответствующей информации. Согласно закону, документы могут направляться только в электронной форме.

Технические требования к реализации процесса обмена установлены указанным положением ЦБ.

Кредитная организация и налоговая инспекция обязаны обеспечить безопасность передаваемых данных, чтобы соблюсти банковскую и налоговую тайны.

Форма сообщения банка о счетах

В отношении каждого события, о котором банк обязан сообщать в налоговую инспекцию, предусмотрена отдельная форма. Все они установлены приказом ФНС.

Если речь идет об открытии или закрытии счета, то используется одна и та же форма. Такое сообщение содержит код лица, который обозначает категорию налогоплательщика.

Форма сообщения об изменении реквизитов счета предусматривает уведомление об одной из следующих ситуаций:

  • о новом номере счета;
  • о размещении счета в другом подразделении кредитной организации. Если речь идет о случаях, которые предполагают смену БИК и КПП банковского подразделения, либо переименование, не связанных с реорганизацией, то ответственные лица могут не направлять эти сведения;
  • если происходит смена управляющего товарища в инвестиционном товариществе. Если это физлицо меняет фамилию, имя или отчество, данные направлять не нужно. Аналогичное правило действует в отношении юридических лиц, если их новое наименование не связано с реорганизацией.

Форма уведомления, касающаяся изменения реквизитов КЭСП, наряду с указанными выше, выше предполагает передачу данных о новом номере «электронных денег».

Остальные формы дублируют требования, которые касаются вопросов заполнения.

Указанным выше приказом регламентируется и формат, использующийся для направления документов. К нему предъявляются следующие технические требования:

  • формат файлов должен соответствовать стандарту XML, с определенной кодировкой;
  • имя, присвоенное файлу, должно иметь буквенно-цифровое значение, где каждый символ обозначает определенный параметр.

Выполнение запроса, направленного налоговым органом

Если открытие счетов и вкладов должно сопровождаться автоматическим сообщением в налоговый орган, то данные, предусмотренные ч.2 ст. 86 НК, могут направляться только на основании запроса, переданного налоговым органом.

Контролирующие внесение обязательных платежей структуры могут запросить следующие документы:

  • справки о наличии счетов налогоплательщика, включая данные об остатках средств на них на текущую дату;
  • выписки, которые содержат информацию о движениях денег на счетах и вкладах;
  • справки со сведениями об остатках электронных денежных средств и переводах последних.

Основные требования

1. Требования к юридической стороне запроса.

Закон устанавливает ряд ограничений, касающихся оснований подачи запроса. Он должен быть мотивирован. Это требование считается соблюденным в следующих случаях:

  • если обращение касается организации, ИП, частного нотариуса или адвоката. При этом, оно должно быть связано с проверками этого клиента банка либо с проверками контрагента держателя счета. Кроме того, такие запросы считаются допустимыми в случае взыскания налога, а также приостановления операций по счетам, либо отмены последнего;
  • в случае, если счет принадлежит физическому лицу, не являющемуся ИП, то возможности налоговиков более ограничены. В отношении этого клиента должна осуществляться налоговая проверка либо проверка его контрагента. Подача запроса потребует согласия руководителя вышестоящей инспекции, либо должностного лица, занимающего должность не ниже заместителя руководителя ФНС;
  • мотивированным считается обращение налогового органа, действующего на основании иностранного запроса. При этом, такой порядок должен предусматриваться условиями международного договора;
  • если речь идет об иностранных компаниях, либо ликвидированных и реорганизованных российских юрлицах, то обращение может подаваться в рамках проверки их контрагента.

2. Требования к технической стороне.

Согласно ст. 86 НК, обращения налоговых инспекций должны направляться в электронной форме. Необходимо, чтобы они соответствовали всем техническим параметрам, изложенным в приказе ФНС.

3. Требования к банкам при ответе на запросы.

Банкам дается 3 дня на предоставление запрошенных данных. Как и само обращение, ответ направляется в электронном виде.

Требования к содержанию и форме необходимых справок подробно изложены в приказе ФНС. Любое отклонение от требований этого акта может быть приравнено к невыполнению банком соответствующих обязанностей.

Как и в случае с сообщениями, направляемыми по инициативе кредитной организации, информационный обмен должен гарантировать безопасность банковской и налоговой тайны.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерия

В ходе структурирования бизнеса в обязательном порядке должны учитываться все внешние факторы, влияющие на успешность жизни будущей модели. Один из наиболее важных — взаимодействие компаний с банком и банковский контроль. Ведь, с одной стороны, без расчетного банковского обслуживания в наше время не сможет обойтись ни один хозяйствующий субъект, а с другой, при открытии счетов и настройке отношений с банками необходимо учитывать все более возрастающий с их стороны контроль за финансовыми потоками клиента и заключаемыми им сделками, особенно если речь идет о группе компаний.

В последнее время эта сфера небезосновательно вызывает у собственников бизнеса особое беспокойство. С учетом недавних изменений, внесенных в Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее 115-ФЗ), о которых уже немало говорилось ранее, банк получил право запрашивать практически любую информацию о фактах хозяйственной деятельности своего клиента, структуре его бизнеса, выгодоприобретателях и т.д. А при непредоставлении таковой блокировать счет или отказывать в банковском обслуживании. В этой связи бизнес все чаще начал сталкиваться с ограничениями деятельности со стороны банков: в части проведения расчетов, снятия наличных и т.д.

Рассмотрим основные проблемные моменты, с которыми сталкивается большинство компаний, выстраивающих свою деятельность в рамках группы субъектов с целью обеспечения безопасности собственников и бизнеса, что не всегда соответствует стремлению банка полностью контролировать финансовую активность клиента:

1) Отношения банка и клиента в свете 115-ФЗ: контроль за клиентами, выявление бенефициаров.

С 2013 г. банки обязали самостоятельно устанавливать всю цепочку реальных собственников денег, размещенных на счетах, а клиентов – предоставлять банкам информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

Банкам также запрещено заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления им документов, необходимых для идентификации и установления бенефициара.

При этом банки не имеют никакого механизма проверки подлинности предоставленной информации в части реальных бенефициаров и принимают информацию клиентов на веру.

Однако с учетом того, что с принятием изменений в 115-ФЗ дополнен и перечень оснований для отзыва банковской лицензии в случае неоднократного нарушения банком в течение одного года описанных выше требований, банки с особой тщательностью подошли к выполнению возложенных на них обязанностей.

Это привело к тому, что в последнее время у клиентов, кроме информации о бенефициарах, требуют предоставить следующие сведения (часто достаточно конфиденциального характера и напрямую не касающиеся взаимоотношений банка и компании):

  • Всю информацию и документы (договоры, счета-фактуры, накладные и т.д.) по сделкам, кажущимся банку сомнительными или превышающими сумму по расчетам в 600 000 руб. (порог для контроля движения средств Росфинмониторингом);
  • Все документы, подтверждающие, куда именно потрачены наличные средства клиента, снятые с расчетного счета в банке;
  • Налоговые декларации для сопоставления их с размером уплачиваемых клиентом налогов или, если налоги уплачиваются с другого расчетного счета клиента, — запрос также и платежных поручений на уплату налога из другого банка, то есть проверка добросовестности клиента с точки зрения уплаты налогов (что абсолютно не касается отношений клиента и банка, но дает банку возможность отстоять свои интересы при возникновении к нему вопросов и подтверждении хорошей репутации своего клиента).
  • Некоторые банки, кроме документов, запрашивают подтверждение данных в виде явки указываемых в качестве бенефициаров лиц в банк.
  • Еще более своеобразным выглядят требования о предоставлении сведений о бенефициарах, рассылаемые индивидуальным предпринимателям, которым предписывается при отсутствии иного указывать в качестве собственного бенефициара себя самого.
  • При оплате иностранному поставщику банк обязан проверить факт уплаты «таможенного» НДС, что является косвенным доказательством реальности сделки и обоснованности перечисления денежных средств зарубеж.
Кроме того, банки запасаются даже информацией о целях деятельности клиента, количестве и видах планируемых операций по счету, суммах предполагаемых операций по снятию наличных средств, об основных контрагентах, плательщиках и получателях средств клиента. Все чаще начинают запрашивать даже отзывы о компании других клиентов банка или банков, где компания обслуживалась ранее.

Очевидно, что большинству компаний такие требования кажутся абсурдными, ведь банк даже не является контролирующим органом и его требования кажутся безосновательными. При этом без банковского обслуживания организация существовать не может, а значит рано или поздно ей придется в каком-то объеме предоставлять запрашиваемые сведения. Поэтому рекомендуем тщательно продумывать объем и вид предоставляемой банку информации. В большинстве случаев это необходимо для соблюдения банковских формальностей, и при минимальном выполнении требований банк сочтет свою проверочную миссию выполненной.

Такой плотный контроль связан в том числе и с тем, что и сами банки проверяются на выполнение требований по сбору максимального объема информации о своих клиентах. Так, например, в Методических рекомендациях по проведению проверок работы кредитных организаций по выявлению, фиксированию и направлению в уполномоченный орган сведений по операциям с денежными средствами в наличной форме, подлежащим обязательному контролю (Письмо ЦБР от 10 января 2007 г. № 1-Т) предписывается проверять фиксацию банками всех случаев поступления или расходования со счета компании-клиента банка денежных средств на сумму, превышающую 600 000 руб. (если операция не соответствует обычной хозяйственной деятельности организации). По таким операциям банками ведется отдельный учет. При этом должны быть сопоставлены источники поступления наличных и цели расходования в дальнейшем этих денежных средств с целями деятельности юридического лица.

Для установления целей деятельности банк анализирует учредительные документы организации, ее лицевые счета, назначение сумм платежей и т.д.

При несоответствии операции деятельности компании данные должны быть переданы в Росфинмониторинг, а зачисление или трата денежных средств признана сомнительной, что может повлечь в том числе и приостановление операций по счетам компании в случае отсутствия пояснений о сути сделки.

Исходя из такой методики работы по подобным операциям, становится понятной причина все увеличивающегося объема информации, запрашиваемого банком по каждому клиенту.

К тому же, Банк России снизил порог вовлеченности в сомнительные сделки банков (к которым относятся в том числе и сделки по снятию наличных средств юридических лиц и ИП) с 5 млрд. руб. или с 5% от дебетового оборота клиентов банка до 3 млрд. руб. или 4% от оборота в квартал (1) , что влечет для банка более пристальное внимание к нему Центробанка, вплоть до ежедневного мониторинга отчетности. В связи с этим вполне понятна все более усиливающаяся тенденция не выдавать наличные денежные средства с расчетных счетов, особенно ИП на личные расходы, которые невозможно проконтролировать в крупных суммах, и склонность всячески этому препятствовать: запрашивать множество документов, держать на особом контроле, устанавливать лимиты по корпоративным и личным картам и т.д.

(1) см. Письмо Банка России от 21.05.2014 г. № 92-Т « О критериях признаков высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и наличных операций»

Таким образом, ЦБ контролирует и держит в страхе банки (ведь пристальный контроль к ним регулятора в последнее время завершается лишением лицензии), а банкам ничего не остается, как доводить до абсурда работу с клиентами, зачастую теряя не худшую их часть.

Наиболее пристальным вниманием при этом банки одарили индивидуальных предпринимателей, поэтому о них следует упомянуть отдельно.

2) Банк и индивидуальный предприниматель

Форма ИП для ведения деятельности или передачи ему части вспомогательных функций в группе компаний выбирается, как правило, в связи с возможностью беспрепятственного доступа к наличным средствам ИП после их налогообложения. Это, например, позволяет оформлять получение дохода от бизнеса собственника как альтернативу дивидендам или выплачивать вознаграждение ключевому сотруднику, функция которого отделена от основной компании.

Однако объяснить банку, что целью ИП при открытии счета в банке с намерением периодически снимать наличные средства или тратить их на личные нужды не является обналичивание становится все более затруднительно. Банки все чаще стараются или отказать ИП в открытии счета, или лимитировать объем средств, которые он может снять, или требуют поддерживать большой неснижаемый остаток на счете.

С учетом описанного выше порога по сомнительным сделкам, после превышения которого банк попадает под пристальный контроль Банка России, нежелание работать с ИП также становится понятным.

Поэтому даже если вы собственник компании, который одновременно выполняет функции ИП-управляющего, и получаете вознаграждение в виде процента от выручки (что абсолютно соответствует деловому обороту) или получаете роялти за использование товарного знака, нужно быть готовым к тому, что рано или поздно (скорее рано) банк потребует разъяснений об источниках получения подобных сумм, порекомендует не снимать их в полном объеме со счета, запросит документы, подтверждающие уплату налога с дохода и т.д. И нужно понимать, что в ситуации, когда банкам вменили в обязанность фактически выявлять обналичников и отказывать им в банковском обслуживании, спорить с ними практически бесполезно. Банку проще отказать ИП в обслуживании, чем подвергать себя риску отзыва лицензии или применении иных санкций Центробанком.

Отдельно следует сказать и о финансовой составляющей обслуживания ИП. Если раньше, как правило, снятие наличных обходилось ИП в 1% от суммы, то теперь процент вырос в среднем до 2 —3%. При этом банки устанавливают месячные и квартальные лимиты снятия наличных (в среднем не более 1 млн. руб. в месяц), что не всегда может соответствовать потребностям и целям бизнеса.

Более того, банк вправе установить персональный лимит по снятию наличных, даже если изначально его не было, что признается соответствующим законодательству и судебной практикой (см. например, Постановление ФАС Центрального округа от 28.09.2012 г. по делу № А62-530/2012).

Однако, если доходы ИП имеют под собой реальный бизнес-процесс, экономически обоснованы, и в модели группы компаний он не является искусственным источником получения наличных — наладить взаимоотношения с банком, конечно, получится, хотя и потребует определенных затрат времени с предоставлением документов и разъяснений. К этому нужно быть готовым заранее еще при моделировании новой структуры бизнеса.

В любом случае эти временные затраты нужно учитывать при перестройке или создании группы компаний, при перераспределении ролей в группе. Любое построение гибкой и устойчивой модели, способной решать все запросы бизнеса, требует долгой и трудоемкой настройки и согласования в том числе и с банками, в которых бизнес будет обслуживаться.

Стоит также отметить, что при доступе к информации, накопленной банком, налоговых органов, потенциал информированности (с учетом уже имеющихся информационных баз с информацией о налогоплательщице, например, АИС Налог) становится еще более внушающим, что приводит к необходимости еще более грамотно и основательно подходить к проектированию любой структуры бизнеса.

На днях мне поступил запрос от одного издания с просьбой прокомментировать вопрос касательно возможности закрытия счета в банке в случае, если организация не подтверждает документами, представленными непосредственно в банк, правильность исчисления налога и уплаты налога.

Появилось желание более подробно рассмотреть этот вопрос и обсудить с коллегами.

Итак, фабула дела кратко представляла из себя следующее.

Банк запросил у компании договоры, первичные документы и налоговые декларации. Далее представителем банка в разговоре с организацией было сказано, что у банка есть некоторые сомнения, поскольку на основании письма ЦБ РФ (которое не было названо), уплата налога должна совершаться в размерах не менее 1 % от оборота по счету. И в связи с этим клиент банка должен с этим что-то сделать (фактически увеличить налоговые платежи по счету) иначе банк расторгнет договор банковского счета.

Сама по себе банковская организация имеет строго ограниченный круг полномочий в сфере налогового контроля, поименованный в статье 86 НК РФ. В этот круг полномочий проверка правильности исчисления и уплаты налогов не входит.

Однако, в соответствии с пунктом 5.2. главы 5 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 02.03.2012 № 375-П, в программу выявления операций, подлежащих обязательному контролю и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма включен перечень признаков, указывающих на необычный характер сделок, проводимых юридическим лицом.

При этом Приложением к Положению Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П предусмотрен код признака 1414, указывающего на необычный характер сделок, подразумевающего совершение транзитных операций.

Согласно указанному признаку выделено несколько критериев, определяющих необычный характер сделок, в частности:

  • получатель имеет незначительный по сравнению с объемами поступающих средств уставный капитал и с даты его государственной регистрации прошел небольшой период;
  • зачисленные денежные средства в короткий период перечисляются в адрес резидента (нескольких резидентов) или нерезидента (нескольких нерезидентов);
  • со счета получателя, используемого для указанных целей, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности получателя денежных средств.

В случае выявления указанных признаков Банк России (Письмо от 31.12.2014 № 236-Т) рекомендует а) запрашивать у клиента-абонента такого счета подтверждающие документы, б) обеспечивать повышенное внимание всем операциям такого клиента; в) направлять в Росфинмониторинг информацию об операциях такого клиента, соответствующих указанным выше признакам с использованием, в частности кодов, вида признака 1414 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки.

В случае непредоставления клиентом соответствующих документов, подтверждающих правильность уплаты налогов, Банк России рекомендует руководствоваться пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно положениям указанного пункта организация, осуществляющая операции с денежными средствами вправе отказать клиенту в выполнении распоряжения клиента о выполнении операции, содержащей признаки необычных сделок.

При этом в соответствии с пунктом 1.2. части 1 статьи 859 ГК РФ, а также пунктом 5.2. статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ кредитная организация вправе расторгнуть договор банковского счета в случае принятия в течение года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о выполнении операций согласно пункту 11 статьи 7 названного закона.

Таким образом, действительно банки имеют право сопоставлять уровень уплаченных налогов по отношению к денежным средствам, поступившим на расчетный счет и в случае непредоставления соответствующих документов имеют право отказать в выполнении распоряжения. Более того в случае нескольких отказов в течение года имеют право на расторжение соответствующего договора банковского счета.

Однако, позиция банка в данном случае некорректна в виду того, что в отношении организации отсутствовали основания для расторжения договора банковского счета, предусмотренные законодательством РФ.

Согласно Письму Банка России от 31.12.2014 № 236-Т для признания операции транзитной может использоваться совокупность признаков таких как:

  • зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием;
  • списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
  • проводятся регулярно (как правило, ежедневно);
  • проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
  • деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
  • с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.

В отношении организации также отсутствовали отказы по выполнению распоряжений на совершение каких-либо операций.

В рассматриваемом случае банк определенно превысил свои полномочия, вынося некое устное предупреждение добросовестной организации.

Тем не менее организации обязаны предоставлять запрашиваемые банком документы.

По моему мнению указанные положения 115-ФЗ не соответствуют Налоговому кодексу РФ поскольку 1) ограничивают права налогоплательщиков; 2) вводит обязанности, не предусмотренные НК РФ.

Хотел бы узнать мысли коллег по этому поводу в части: 1) соответствия положений 115-ФЗ Налоговому кодексу РФ, 2) обязательности исполнения требований банка в случае, если положения 115-ФЗ все же не соответствуют НК РФ.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Блокировка счетов 115-ФЗ


Адвокат Михаил Хаймович о том, почему раньше проблем с банками было меньше, что заставит ваш банк донести в Росфинмониторинг и какие самые обычные операции поставят счет под угрозу.

Почему роль банков изменилась?

В Древней Греции банкиры отдавали вверенные им капиталы взаймы под залог движимости, рабов, домов и земель. Во времена Птолемеев, во II веке до н. э. в ряде городов существовали «царские банки», в которые стекались разные государственные сборы, доходы с государственных фабрик и которые за счёт государства производили различные платежи, например, выдачу жалованья солдатам.

Роль банковских учреждений очевидна: они обеспечивали хозяйственную деятельность и способствовали развитию торговли и промышленности.

Ни в одном историческом исследовании мы не встречаем примера использования банков в качестве налогового контролера.

А теперь мы находимся в новой реальности: банк не просто переводит деньги и выдает кредит. Он следит за тем, чтобы клиент заплатил налоги и интересуется, откуда у клиента деньги. Банки стали мытарями (мы́тарь, церк.-слав., — сборщик податей).

Россия не лидер этого процесса. У наших «партнеров» (с) на Западе уже давно невозможно положить наличными на счет физического лица более-менее приличную сумму (обычно порог около 10 000 долларов США) без предоставления банку документов, доказывающих происхождение средств и уплату налогов с полученных доходов. Безналичные переводы также требуют документального подтверждения.

Что такое ФАТФ и причем тут клиенты банков

Несмотря на присоединение РФ к ФАТФ, до последнего времени россияне могли спокойно положить на свой счет в банке любую сумму наличными, и никто не интересовался происхождением этих средств. Счета «технических» компаний, участвующих в схемах по уклонению от уплаты налогов, обслуживались в банках на тех же условиях, что и счета «белых» компаний.

Результатом действия этого документа и политической воли российских властей мы получили систему контроля за бизнесом, крайне затрудняющую уклонение от уплаты налогов.

Контролеров все больше

Сотрудника налогового органа, получающего небольшую зарплату, можно коррумпировать. Банкира невозможно.

Банк обязательно имеет в структуре подразделение, осуществляющее «финансовый мониторинг», которое проверяет: ведет ли клиент банка реальную деятельность, имеют ли операции по счетам экономический смысл, кто реально управляет счетом (директор или подставное лицо). Это подразделение отчитывается перед Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и получает от нее инструкции, обязательные к исполнению.

Другим органом, контролирующим банк и устанавливающим правила игры является ЦБ – Банк России.

Проверка операций

Пример подозрительной операции - транзитные операции.

Если компания получает деньги от одного или нескольких контрагентов, и в этот же день их переводит одному контрагенту, то это, по мнению ЦБ, подозрительная, транзитная операция. Но ведь позвольте, реальная хозяйственная деятельность полна таких платежей! Допустим, у компании есть должники и кредиторы. Она получила обещанный платеж от должника и тут же расплатилась с кредитором.

Дьявол в деталях. «Технические» компании не платят за аренду офиса (ежемесячный платеж хотя бы 20 000), склада, не покупают оргтехнику, бумагу и пр. Банк это видит. У компании только транзитные платежи. У банка есть все основания предъявить компании претензии и приостановить операции по счету.

Но в указаниях ЦБ это не учитывается. Прошел денежный оборот по счету 100 млн. в квартал, будьте любезны заплатить 500 тыс. НДС.

Официальные указания ЦБ сейчас – особый контроль за теми, кто платит менее 0,9 % налогов от оборота. Смотрите, по какой методичке действуют банкиры.

Какие платежи могут попадать под проверки?

Поэтому контролируются как правило операции с наличными, конвертация в валюту, первые операции вновь открытой компании.

Дробление платежей одному контрагенту на суммы менее 600 тыс. вызывает дополнительное подозрение у банка и поэтому бесполезно. Надо заплатить два миллиона - лучше заплатить и предоставить банку оправдательные документы, если спросит.

Еще один тип подозрительных операций – когда компания ведет деятельность, которая совершенно не соответствует ОКВЭД. Или вход идет за покупку металлопроката, а выход - за покупку яиц. Это очень специфические виды деятельности, никак не связанные между собой. Банк обязательно обратит внимание на это несоответствие и примет меры (см. ниже).

ЦБ и ФНС постоянно обновляют электронную базу реквизитов таких компаний и банки внимательно следят за тем, чтобы клиенты не переводили средства на «нехорошие» счета.

Подозрительны для банков платежи по договорам цессии (уступка прав требования). Лет 10-15 назад можно было написать в назначении платежа «оплата за ООО «ХХХ» по договору цессии, и банк проводил такую операцию. Сейчас это практически невозможно.

Квест – открыть счет в банке

Есть еще ряд соображений, которые банки принимают в расчет при принятии решения об открытии счета.

Например, банку не нравится, если размер уставного капитала составляет 10 000 руб. (минимальная сумма по закону), если в компании один учредитель и он же директор и он же главбух (хотя это тоже не противоречит закону).

Если банк что –то не устроит, он откажет в открытии счета, и если у директора не в банке знакомых, он может даже не узнать причину отказа.

А теперь вишенка на торте: если предприятию банк отказал в открытии счета, или заблокировал действующий счет в связи с подозрительными операциями, в другие банки можно не обращаться – тоже откажут.

Как банки реагируют на «неправильное» поведение клиента

Если директор или его представитель по доверенности привезет бумажный вариант платежного поручения в банк, оператор отправит его в отдел финансового мониторинга, где директору зададут много вопросов о том, как работает его компания. После представления пояснений и подтверждающих документов, банк в течение 10 дней может принять решение о разблокировке системы «Банк-клиент».

ЦБ РФ регулярно обновляет базу неблагонадежных клиентов банков. В их число входят компании, которым официально отказывают в проведении операций, принудительно закрывают р/с, а также фирмы, отказавшиеся давать пояснения по подозрительным операциям по счету Если компания попала в список неблагонадежных клиентов, то и другие банки откажутся с ней сотрудничать.

Банк, на все согласный

Если банк работает со счетами «технических» компаний, не запрашивает у клиентов кипу документов каждый месяц, пропускает платежи на «обналичку», у него скоро отзовут лицензию. Впрочем, добропорядочные клиенты могут этого и не узнать заранее…

Вот такая грустная картина. Российский бизнесмен должен непрерывно доказывать банку, что он не верблюд, а порядочный налогоплательщик, потом у банка отнимают лицензию и предприятие теряет все, что в этот момент находилось на его счетах.

Читайте также: