Нир по налогам пример

Опубликовано: 18.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

В налоговом учете расходы на НИОКР признаются независимо от того, дали они положительный результат или нет. Чтобы отразить затраты на исследования с положительным результатом, необходимо запустить разработки в производство. Это следует из Налогового кодекса РФ. Однако чиновники разрешили эту норму игнорировать.

Признание расходов

Главное отличие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) от сопутствующих видов деятельности – это наличие в разработках элемента новизны. При этом речь идет именно о создании (разработке) нового вида технологий, продукции, услуг и т. д. Поэтому, скажем, внедрение в производство новых технологий к НИОКР не относится. При расчете налога на прибыль расходы на научные исследования отражаются в составе прочих расходов (подп. 4 п. 1 и подп. 4 п. 2 ст. 253 Налогового кодекса РФ). Причем независимо от того, дали исследования положительный результат или нет (п. 2 ст. 262 Налогового кодекса РФ). Учитываются расходы в течение одного года, с 1-го числа месяца, который следует за месяцем завершения исследований или их отдельного этапа. Если организация заказывает научные исследования, то еще необходим подписанный сторонами акт сдачи-приемки.

При этом в пункте 2 статьи 262 Налогового кодекса РФ для НИОКР, которые дали положительные результаты, существует дополнительное условие. Расходы можно учесть, если результаты исследований используются в производстве или при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Получается, если буквально толковать кодекс, исследования с отрицательным результатом можно учитывать без каких-либо дополнительных ограничений. А чтобы учесть расходы на исследования, давшие положительный результат, нужно дождаться того момента, когда они будут использованы в производстве.

Однако чиновники в данном случае не рекомендуют исходить из буквальной трактовки Налогового кодекса РФ. По их мнению, учесть расходы на исследования можно независимо от того, используются ли они в деятельности компании (письма Минфина России от 6 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/236, от 14 января 2010 г. № 03-02-07/1‑13). То есть расходы необходимо начать учитывать с 1-го числа месяца, который следует за месяцем завершения исследований.

Если же компания все-таки исходила из буквального прочтения нормы и не учла расходы, то она может выбирать. Либо дождаться момента применения НИОКР в производстве и начать учитывать расходы с 1-го числа следующего месяца. Либо учитывать их по общим правилам, то есть исходить из даты завершения исследований.

В последнем случае в инспекцию придется подать «уточненку».

Также стоит учесть, что если организация получает исключительные права на результаты исследования, то такие права признаются нематериальным активом. В этом случае расходы необходимо признавать через амортизацию в течение срока полезного использования объекта, исходя из срока действия патента или свидетельства, или в течение 10 лет (п. 5 ст. 262 Налогового кодекса РФ).

Налог на добавленную стоимость

Если организация выполняла НИОКР собственными силами, то начислить НДС на их стоимость необходимо лишь в том случае, если расходы не были учтены при расчете налога на прибыль (подп. 2 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Если же расходы на исследования были учтены при налогообложении прибыли, то начислять НДС не нужно. При этом организация может принять к вычету НДС по товарно-материальным ценностям, которые были использованы при исследованиях. Но при условии, что результаты разработок будут использованы в деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость.

Организация, которая заказала научные исследования, также может принять к вычету «входной» НДС, выставленный исполнителем (ст. 171, ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Бухгалтерский учет расходов

Если результатом НИОКР являются нематериальные активы, они учитываются по правилам ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

Работы, которые дали положительный результат, но при этом не могут быть учтены в качестве нематериальных активов, необходимо учитывать по правилам ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Если исследования не привели к положительному результату, то они учитываются в составе прочих расходов.

Расходы, которые связаны с выполнением научных исследований, перечислены в пункте 9 ПБУ 17/02. Они накапливаются на счете 08 (субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»). Аналитический учет расходов на НИОКР ведется обособленно по видам работ и договорам (заказам) согласно пункту 5 ПБУ 17/02. Это соответствует требованиям пункта 27 Типовых отраслевых методических рекомендаций (утверждены Миннауки России 15 июня 1994 г. № ОР-22-2-46).

Исследования привели к положительному результату

Пример 1. ОАО «Молот» в период с января по февраль 2010 года выполнило НИОКР для собственных нужд.
Сумма расходов, связанных с их выполнением, составила 360 000 руб., из них:
– материалы – 102 000 руб.;
– амортизация объектов основных средств – 6000 руб.;
– зарплата сотрудников, участвовавших в разработке, – 200 000 руб.;
– взносы во внебюджетные фонды – 52 000 руб.

В марте 2010 года по результатам проведенной работы научно-технический совет ОАО «Молот» дал заключение о положительном результате НИОКР, установив срок его использования в производственной деятельности 2 года.

В мае 2010 года ОАО «Молот» начало использовать результат. В соответствии с учетной политикой предприятия списание расходов на НИОКР проводится линейным способом.

В бухгалтерском учете ОАО «Молот» были сделаны следующие проводки.

В январе–феврале 2010 года:
ДЕБЕТ 08 субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»
КРЕДИТ 02
– 6000 руб. – списана амортизация, начисленная на стоимость объектов основных средств, использованных при выполнении научно‑исследовательских и опытно‑конструкторских работ;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»
КРЕДИТ 10
– 102 000 руб. – списана стоимость материалов, использованных при выполнении НИОКР;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»
КРЕДИТ 70
– 200 000 руб. – начислена заработная плата работникам отдела;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»
КРЕДИТ 69
– 52 000 руб. – начислены взносы во внебюджетные фонды.

В марте 2010 года:
ДЕБЕТ 04
КРЕДИТ 08 субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»
– 360 000 руб. – учтены расходы на проведение НИОКР.

Расходы ежемесячно будут признаваться в бухгалтерском учете в размере 15 000 руб. (360 000 руб. : 24 мес.) с июня 2010 года по май 2012 года, в налоговом учете – в размере 30 000 руб. (360 000 руб. : 12 мес.) с июня 2010 года по май 2011 года.

До июня 2011 года ежемесячный размер расходов в налоговом учете больше, чем в бухгалтерском, на 15 000 руб. (30 000 – 15 000). Указанная разница представляет собой налогооблагаемую временную разницу. Следовательно, в учете за указанный период ежемесячно отражается отложенное налоговое обязательство (ОНО) на сумму 3000 руб. (15 000 руб. х 20%).

С июня 2011 года по май 2012 года сумма расходов в бухгалтерском учете будет превышать сумму в налоговом учете, таким образом, будет происходить ежемесячное погашение ОНО на сумму 3000 руб. (15 000 руб. х 20%) (п. 12, 15, 18 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»).

В бухгалтерском учете ежемесячно будут записаны следующие проводки.

С июня 2010 года по май 2011 года:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 04
– 15 000 руб. – списана часть расходов на НИОКР на расходы по обычным видам деятельности;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
КРЕДИТ 77
– 3000 руб. – отражено ОНО.

С июня 2011 года по май 2012 года:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 04
– 15 000 руб. – списана часть расходов на НИОКР на расходы по обычным видам деятельности;

ДЕБЕТ 77
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 3000 руб. – погашено отложенное налоговое обязательство.

После того как будет принято решение использовать результаты исследований в производстве, они списываются в дебет счета 04.

Исследования не привели к положительному результату

В бухгалтерском учете расходы по НИОКР, которые не дали положительного результата, признаются прочими расходами того отчетного периода, в котором работы прекращены (п. 7 ПБУ 17/02). В этом месяце в бухгалтерском учете предприятия делается запись по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» в коррес-понденции с кредитом счета 08 субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».

При исчислении налога на прибыль по исследованиям, не давшим положительного результата, расходы учитываются в течение года с 1-го числа месяца, следующего за месяцем завершения исследований (п. 2 ст. 262 Налогового кодекса РФ).

Пример 2. Производственное объединение ОАО «Вектор» является заказчиком по договору на выполнение работ по разработке нового вида материалов. Договор на проведение работ подписан в январе 2010 года на сумму 1 180 000 руб. (в том числе налог на добавленную стоимость – 180 000 руб.).

В апреле 2010 года в ходе выполнения работ исполнителем сделан вывод о невозможности достижения предусмотренного договором результата работ.

В мае 2010 года ОАО «Вектор» подписало соглашение о завершении работ в связи с получением отрицательного результата по НИОКР.

По договору исполнителю за выполненный объем работ выплачено 566 400 руб. (в том числе НДС – 86 400 руб.).

В мае 2010 года в бухгалтерском учете объединения ОАО «Вектор» будут сделаны следующие проводки:
ДЕБЕТ 08 субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»
КРЕДИТ 60
– 480 000 руб. (566 400 – 86 400) – отражены рас-ходы на научно‑исследовательские и опытно‑конструкторские работы, выполненные исполнителем по договору;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 86 400 руб. – учтен НДС по выполненным работам;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 08 субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»
– 480 000 руб. – учтены в составе прочих расходов затраты на НИОКР, не давшие положительного результата.

В бухгалтерском учете расход признается в мае на сумму 480 000 руб.

В налоговом учете расходы на НИОКР начинают признаваться с июня 2010 года по май 2011 года, ежемесячно на сумму 40 000 руб. (480 000 руб. : 12 мес.).

Поэтому в учете ОАО «Вектор» 480 000 руб. – вычитаемая временная разница, с которой необходимо начислить отложенный налоговый актив (ОНА) на сумму 96 000 руб. (480 000 х 20%):
ДЕБЕТ 09
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 96 000 руб. – отражен ОНА.

В дальнейшем, начиная с июня 2010 года по май 2011 года включительно, в бухгалтерском учете расхода нет, а в налоговом есть на сумму 40 000 руб. Таким образом, в этом периоде в учете ОАО «Вектор» происходит ежемесячное погашение отложенного налогового актива на сумму 8000 руб. (40 000 руб. х 20%):
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
КРЕДИТ 09
– 8000 руб. – отражено погашение ОНА.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Остерская средняя школа»

Исследовательская работа

«Эволюция системы налогообложения в России»

Направление: «История и обществознание»

с. Остер, 2019 год

Зачем мы только платим налоги? Этот вопрос задаёт друг другу сегодня большинство россиян. Кто-то уверен, что налоги необходимы для успешного функционирования государства. Другие возражают, обвиняя власть в непомерном выкачивании средств из населения.

В своём исследовании мы поставили цель проследить, как менялась налоговая система России с течением истории, а также сформировать представление школьников о важности выплаты налогов в их будущей жизни.

Основными исследовательскими задачами работы являются:

1) описание системы налогообложения в разные периоды истории России;

2) формирование представления школьников о налогах;

3) анализ результатов опроса обучающихся 9-11 классов на тему «Зачем нужно платить налоги?».

Объект исследования – налоговая система.

Предмет: значимость налогов для развития государства.

Методологической основой исследования с учётом поставленных задач послужили следующие методы :

а также ряд общенаучных методов: анализа, синтеза, систематизации и т.д.

Глава 1. Из истории вопроса.

Раздел 1. Понятие налогов и их виды.

Чтобы определить, что же представляют собой налоги, мы обратились за помощью к законодательству Российской Федерации. Так, в соответствии со статьёй 8 Налогового кодекса РФ, «налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов.

Виды налогов по объекту:

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Кроме того, налоги делятся ещё и по субъекту на центральные и местные соответственно.

В России существует трехуровневая система распределения налогов:

федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Таким образом, налоги в России существуют в виде обязательных денежных выплат с граждан либо организаций и призваны обеспечить нормальное функционирование государства.

Раздел 2. Налоги Древней Руси.

При работе над темой, мы задумались над вопросом: когда же впервые в России заговорили о налогах?

Выяснилось, что налоговая система в нашей стране начала складываться на Руси с конца IX века, с периода образования Древнерусского государства. Основным источником доходов княжеской казны того времени являлась дань. Первые упоминания о взимании дани относятся к периоду правления князя Олега (879-912 гг.). В Древнерусских летописных сводах дань упоминается в смысле военной контрибуции, которую побеждённые славянские народы платили своим победителям варягам и хазарам. Первые русские князья также облагали данью покорённые племена.

По мере усиления Киевского феодального государства дань все более превращалась в прямой налог, т.е. регулярную подать, которую платило население. Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью служили «дым» - т.е. количество печей и труб в каждом домохозяйстве или рало (примитивный плуг). Поскольку в этот период хозяйство носило натуральный характер, большая часть дани собиралась в натуральной форме, например, мехами. Но даже в этих условиях некоторая часть дани уплачивалась деньгами. Дань как регулярный прямой налог применялась на протяжении XI , XII и первой половины XIII веков.

Во времена правления княгини Ольги на Руси впервые стали применяться точно фиксированные размеры дани (уроки), а также места сбора подати населением (погосты).

Со второй половины XIII века в годы татаро-монгольского ига (1243-1480) основным налогом на Руси был «выход» («выход ордынский»), который платили Золотой Орде. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота. Вначале «выход» собирался баскаками – уполномоченными чиновниками Золотой орды. В конце XIII века начались протесты и восстания против действий баскаков. В первой половине 14 века русские князья получили право самим собирать «выход» для отправки в Золотую Орду. Первым добился такого права Иван I (Калита), который стал собирать «выход» не только со своего княжества, но и от других удельных князей и отвозил его в Орду. Кроме этого существовала ещё такая форма налогообложения, как «ям» - обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам.

В 1480 г. Иван III (1505-1533) прекратил уплату «выхода». Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей.

Существовали на Руси и косвенные налоги, в основном в виде различных торговых и судебных пошлин.

В число торговых пошлин входили:

- «мыт» - за провоз товаров через городские заставы. Первоначально «мыт» означал место, где останавливались возы и лодки, затем стал применяться только в значении проезжей (дорожной) пошлины.

- гостиная пошлина - за право иметь склады;

- торговая пошлина – за право устраивать рынки;

- «вес» и «мера» - за взвешивание и измерение товаров.

К судебным пошлинам относились «вира» - взималась за убийство- и «продажа» - взималась за прочие преступления.

Таким образом, система сбора налогов начала складываться в период образования единого государства на Руси и выражалась в основном в натуральной форма. Кстати, уже тогда идёт речь о разделении налогов на прямые и косвенные.

Раздел 3. Налогообложение петровской эпохи.

Время правления Петра I (1682-1725), безусловно, является временем расцвета российского государства. Всем известны те преобразования в области государственного управления, которые проводил Пётр. Коснулись они, разумеется, и налоговой системы.

К налоговой политике Петра I относятся следующие мероприятия:

- введение большого количества новых налогов;

- замена приказов коллегиями;

- замена подворного налогообложения подушным.

Ведение войн, большое строительство и крупномасштабные государственные преобразования, проводимые Петром I, требовали увеличения государственных расходов. Для покрытия дополнительных расходов были введены чрезвычайные налоги: драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей.

Для того, чтобы изыскивать средства пополнения казны Петр I учредил особую должность прибыльщиков, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли», то есть находить новые источники доходов. «Находками прибыльщиков» стали гербовый сбор, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный, знаменитый налог на усы и бороды, а также удвоение подати для раскольников – староверов.

Основным организационным преобразованием в области налогообложения стала замена приказов коллегиями. В 1717 году создаются финансовые коллегии – центральные правительственные учреждения, управлявшие государственными доходами и расходами, в том числе Камерколлегия, Штатс-контор-коллегия и др.

Главным налогом по-прежнему оставалась подушная подать. Однако у неё были свои недостатки. Во-первых, подушная подать налагалась не на реально существующих людей, а на условную единицу - ревизскую душу. Во-вторых, совпадение реального количества людей и ревизских душ возможно только на момент составления ревизских сказок. Впоследствии в результате рождений и смертей реальные данные начинали расходиться со списками, в которые не включались новорожденные и из которых не исключались умершие. Всем хорошо известно произведение Н.В.Гоголя «Мертвые души», главный герой которого Чичиков Павел Иванович покупал умерших, но еще не исключённых из ревизских списков крестьян, планируя в дальнейшем заложить их для получения денег.

В 18 веке налоговая система сохранялась в основном в том виде, в каком она сложилась при Петре I, претерпев лишь небольшие изменения.

Раздел 4. Налоги в Советской России.

При рассмотрении данных положений темы мы решили обратиться к одному из самых сложных и противоречивых периодов в истории России начала XX века – периоду нэпа (новой экономической политики).

Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы. Характерной чертой налоговой системы периода нэпа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях.

Систему налогов и сборов при нэпе составляли следующие виды:

1) прямые налоги - основной налоговый источник доходов государства. Доля поступлений в бюджет в 1922 г. составило 43%, в 1924 г., а к 1926 достигала 83% всего бюджета.

Они включали в себя:

а) промысловый налог (1917), который состоял из двух платежей: патентного сбора, уплачиваемого по твёрдым ставкам в зависимости от разряда (торговые 5, промышленные - 12) предприятия, а также пояса местности (5 поясов) и уравнительного сбора, который взимался в процентах от оборота.

б) денежный подворный налог (1922), являвшийся основным видом налогообложения в сельском хозяйстве. Его взимание было прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога.

в) единый натуральный налог (1922) представлял собой вид обложения сельского населения в период Гражданской войны, заменивший систему продразверстки.

г) военный налог (1925), которым облагались мужчины в возрасте от 21 года до 40 лет, не подлежащие призыву в Красную Армию.

д) квартирный налог (середина 20-х), который взимался с владельцев торговых и промышленных предприятий, строений в городах и сдаваемых внаем помещений вне городов.

2) косвенные налоги в период нэпа взимались в форме акцизов на потребительские товары и обеспечивали 11-20% всех доходов государства. К косвенным налогам относились:

а) акцизы (1921), уплачиваемые с некоторых товаров (вино, спички, табачные изделия, гильзы, спирт, мед, соль, сахар, кофе, галоши) предприятиями-производителями.

б) налог от демонстрации кинофильмов (1922), уплачивавшийся с валового сбора (оборота) от продажи билетов на киносеансы.

Таким образом, в советское время в нашей стране сохранились элементы прямого и косвенного налогообложения, дополненные при этом налогами, соответствующими нуждам государства того периода.

Раздел 5. Современная система налогообложения в России.

Так, мы бы могли подробно остановиться на характеристике налогообложения на каждом этапе российской истории. Но для этого потребуется слишком много времени и отдельное исследование. Мы же постарались представить на ваш суд краткую характеристику по наиболее значимым эпохам истории нашей страны. Теперь поговорим о современной ситуации в налогообложении.

Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. С понятием «налогов» и их видами мы уже знакомились в предыдущих разделах работы. Остановимся более подробно на том, зачем нужны налоги, т.е. какие функции они выполняют сегодня.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

- субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

- источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Исходя из анализа вышесказанного, отметим, что современное налогообложение в России сохраняет своё социальное назначение, т.е. она призвана помочь обеспечить достойное существование всем её гражданам. Кроме того по-прежнему остается деление налогов на прямые и косвенные, которое идёт ещё из глубины веков. Но и немало важным становится тот факт, что особую роль в налоговой системе выполняет государственное регулирование экономики.

Раздел 6. Необычные налоги.

Итак, мы уже давно ведём речь о налогах и могли убедиться, что во все времена они были стандартными и их смысл можно объяснить. Например, хочешь владеть имуществом, плати за это. Но мы задумались, а были ли в истории какие-то редкие налоги, которые даже язык не поворачивается назвать?

Для этого мы обратились к сети Интернет (как же без него) и выяснили, что, оказывается, такие налоги существовали. Например, налог на туалеты. Ввел его римский император Веспасиан, правивший в 70-х годах нашей эры, за что его упрекал собственный сын, который был против подобного налога. Но Веспасиан взял деньги, которые были «заработаны» этим налогом, и поднес их к носу сына. Как думаете, что он произнес при этом? Да-да, «деньги не пахнут». И действительно, римляне настолько привыкли к мраморным общественным туалетам, что продолжали туда ходить и платить за это деньги.

Или другой пример. Османская империя славилась разгулом всевластного чиновничества, которое постоянно повышало собственный уровень жизни, нисколько не заботясь о простом народе. В частности, местные бюрократы были не очень довольны питанием в столовых своих ведомств, поскольку мясо было жестким и не проваренным, а на десерт подавали слишком уж много сладостей. Это приводило к проблемам с зубами, чиновники мучились от кариеса, а услуги османских дантистов стоили очень дорого. Поэтому все тяготы переложили на население, приказав платить налог на износ зубов государственных мужей.

Ну что ж, это действительно необычно. Но в ряде случаев подобное можно объяснить тем, что государство заботится о своих гражданах, как, например, в случае с татуировками в штатах (об их здоровье).

Глава 2. Зачем мы платим налоги?

Для решения одной из поставленных задач мы обратились за помощью к обучающимся 9-11 классов нашей школы. Им было предложено анонимно ответить на вопросы анкеты (см. Приложение 1). Результаты опроса представлены в таблице (см. Приложение 2).

По его итогам мы пришли к следующим выводам:

1) большинство опрошенных (90%) знает, что такое налоги;

2) более половины опрошенных (70%) считают, что государство достаточно хорошо заботится о своих гражданах;

3) все опрошенные знают о том, что их семьи платят налоги;

4) все опрошенные знают, что за неуплату налогов может наступить ответственность;

5) 80% опрошенных уверены, что если государство найдет другой источник формирования доходов, мы продолжим платить налоги.

Итак, в своей работе мы попытались представить, каким образом происходили изменения в налоговой системе России с древности до наших дней. Кроме того, мы хотели узнать отношение современных старшеклассников к налогам, а также показать значимость налогов для их дальнейшей жизни. Результаты опроса показали, что практически все имеют представление о том, что такое налоги, а также об их значимости в жизни государства и о возникающей ответственности в случае нарушения налогового законодательства. Также исследование подтвердило тот факт, что налоги во все времена являлись главным источником «жизни» государства и его граждан.

Нам известно, что в каждой школе нашей страны с недавнего времени преподаётся предмет под названием «Финансовая грамотность». Есть он и у нас. Соответственно на ответы школьников наверняка повлияли знания по данному предмету, а также по обществознанию.

Но мы уверены, что есть те, кто не знаком с налогами и их важность для населения и страны в целом. В связи с этим мы предлагает ввести в образовательных организациях дополнительный курс, который будет посвящён вопросам налогов и налогообложения. Это позволит повысить уровень правовой грамотности школьников в области налогов и финансов в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.

1) Брокгауз Ф.А. «Энциклопедия налогового развития». 2000 г.

2) Барулин С.В. «Теория и история налогов». 2006 г.

3) Виряскин С. История налогов в России // «Bankir.Ru»: Аналитика. Финансы. Экономика, от 19 декабря 2005

4) Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Учебное пособие / И.Н. Данилевский. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 400 с.

5) Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М. 2006.

6) Качур, О.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / О.В. Качур. – М.: Изд. «КноРус», 2007. – 384 с.
7) Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. – М.: «Финансы и статистика», 1999. – 542 с.

8) Налоговый кодекс Российской Федерации. Интернет-ресурс. URL: http://www.garant.ru/doc/main/?yclid=1284820422853166228

9) Толкушкин А.В. «История налогов в России». 2001 г.

Анкета «Зачем нужно платить налоги?».

1. Вы знаете, что такое налог?

Обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Не обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Это возмездный платеж, который люди платят по своей воле

2. Как Вы считаете, достаточно ли хорошо заботиться о нас государство? ( обеспечение обороноспособности, борьба с преступностью, строительство новых школ, больниц, содержание музей, библиотек)

(Этот вопрос не является обязательным)

3. Вы или Ваша семья платите налоги? Если Вы работаете -пишите про себя. Если еще не работаете, то пишите про свою семью в целом. Спросите у родителей или старших братьев и сестер, платят ли они налоги

4. Знаете ли Вы, что если не платить налог, то это является правонарушением?

5. Как Вы думаете, если государство найдет другой источник формирования доходов, продолжим ли мы платить налоги?

Как Вы считаете, достаточно ли хорошо заботиться о нас государство? (Этот вопрос не является обязательным)

Вы или Ваша семья платите налоги?

Знаете ли Вы, что если не платить налог, то это является правонарушением?

Как Вы думаете, если государство найдет другой источник формирования доходов, продолжим ли мы платить налоги?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 23:10, отчет по практике

Краткое описание

ИФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях предусмотренных законодательством РФ и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Содержание

Введение
1 Характеристика Межрайонной инспекции крупнейших по крупнейшим налогоплательщикам
2 Положение об Межрайонной ИФНС №2 по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области .
2.1 Общие положения
2.2 Полномочия
2.3 Права ИФНС
3 Положение об отделе камеральных проверок
Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

Отчет по практике.docx

Характеристика Межрайонной инспекции крупнейших по крупнейшим налогоплательщикам

Положение об Межрайонной ИФНС №2 по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области .

Положение об отделе камеральных проверок

ИФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях предусмотренных законодательством РФ и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Мы походили производственную практику в Инспекции Федеральной Налоговой Службы №2 по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области. Практика проходила в отделе камеральных проверок в период с 07.06.2014 по 21.06.2014.

При прохождении производственной практики студентами была поставлена цель получить и развить практические навыки контрольно-аналитической работы, собрать, изучить, обобщить и проанализировать фактический материал, полученный за время прохождения практики в ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области.

Основные задачи производственной практики:

  • закрепление теоретических знаний;
  • приобретение навыков и умений практической работы по избранной специальности;
  • сбор данных для написания отчёта и их использование в учебном процессе.

1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ

ИФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Межрайонная инспекция - территориальный орган, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Межрайонная инспекция находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольна. Межрайонная инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. Инспекции реализуют свою компетенцию на всей территории Российской Федерации и по существу являются не территориальными налоговыми органами, а федеральными органами управления, подконтрольными МНС России и имеющими отраслевую компетенцию.

В Налоговом кодексе несколько раз можно встретить понятие "крупнейшие налогоплательщики". НК РФ не просто упоминает таких налогоплательщиков, но еще и устанавливает для них дополнительные обязанности.

Например, с 1 января 2008 года все налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, должны подавать налоговые декларации в электронном виде. НК РФ не определяет, какие конкретно налогоплательщики и при каких условиях попадают под категорию крупнейших. Такие критерии установлены Приказом ФНС России от 16.05.2007 г. Главная особенность постановки на учет крупнейшего налогоплательщика заключается в том, что такой налогоплательщик подлежит постановке на учет в межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам. Это было обусловлено следующим: налоги, уплачиваемые крупнейшими налогоплательщиками, составляют существенную часть доходов бюджетов разных уровней. В то же время администрировать (то есть контролировать, проверять) уплату ими налогов достаточно сложно.

Дополнительные материальные издержки, которые могут возникнуть у налогоплательщиков в связи с отнесением их к категории крупнейших, являются "адекватными социально необходимому результату при условии их обоснованности и соразмерности имущественному положению налогоплательщика". Конституционный Суд РФ указал, что при осуществлении контроля за уплатой крупнейшими налогоплательщиками налогов должна быть исключена возможность проведения контрольных процедур двумя налоговыми органами.

2 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ МЕЖРАЙОННОЙ ИФНС №2 ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

2.1 Общие положения

Межрайонная ИФНС №2 России по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - Инспекция) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России РД (далее - Управление) и подконтрольна ФНС России и Управлению.

Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Инспекция является уполномоченным территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, настоящим Положением.

Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Инспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
  • ведет в установленном порядке учет крупнейших налогоплательщиков, подлежащих постановке на учет в Межрайонной инспекции, и на его основе Единый государственный реестр налогоплательщиков, состоящих на учете в Межрайонной инспекции; ведёт учет (по каждому крупнейшему налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций;
  • осуществляет:
    • мониторинг начислений и прогнозирование поступлений налоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков;
    • организацию и проведение мероприятий налогового контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков;
    • анализ информации, поступающей от налогоплательщиков, налоговых органов и иных источников, характеризующих деятельность крупнейших налогоплательщиков, схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем;
    • бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) крупнейших налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;
    • осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов;
    • взыскивает в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявляет в арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
    • представляет в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и(или) денежным обязательствам;
    • осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Межрайонной инспекции и реализацию возложенных на нее функций;
    • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и налоговую тайну;
    • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Межрайонной инспекции;
    • организует профессиональную подготовку работников Межрайонной инспекции, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
    • обеспечивает внедрение информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы в Межрайонной инспекции;
    • проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Межрайонной инспекции;
    • осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Межрайонная инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • запрашивать и получать сведения и материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • давать крупнейшим налогоплательщикам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

3 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК

Основные задачи отдела:

  • контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, состоящими на учете в Инспекции, законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения, в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей.
  • осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела.

Основные функции отдела:

  • доведение до налогоплательщиков в установленные законодательством сроки уведомления об оплате земельного, налога на имущество и транспортного налога.
  • ежегодное ведение книг учета налогоплательщиков по налогам земельного, имущество и транспорта изменением и дополнениями, представленными из вышестоящих налоговых и других органов.
  • осуществление мероприятий по постановке на налоговый учет всех предпринимателей без образования юридического лица, по закрепленным за инспекторами участков. Ежеквартально осуществлять контроль за своевременной уплатой предпринимателями, причитающих сумм налогов, сборов и иных платежей.
  • организация работы по получению информации о деятельности работы индивидуальных предпринимателей из внешних источников.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какие установлены льготы при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по государственному контракту (для заказчика и исполнителя)? Как правильно воспользоваться коэффициентом 1,5 для признания расходов? Каково налогообложение результатов НИОКР, безвозмездно переданных заказчиком (головным исполнителем) соисполнителям?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчики и исполнители, участвующие в осуществлении НИОКР по государственному контракту, имеют право на ряд льгот и преференций по НДС и налогу на прибыль организаций. Подробности смотрите ниже.

Обоснование вывода:

НДС

На основании пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС на территории РФ освобождаются:
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), осуществляемые за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
- НИОКР, осуществляемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
Кроме того, согласно пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается выполнение организациями НИОКР, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий. При этом данная льгота применяется, если в состав НИОКР включаются:
- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
- разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
- создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (письма УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 N 16-15/013746, от 16.10.2008 N 19-11/97139).
Подпункт 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не содержит ограничений по видам и типам организаций, то есть применять освобождение от НДС по этому основанию вправе любые организации, не только образовательные или научные (письмо Минфина России от 29.01.2018 N 03-07-07/4620).
По нашему мнению, возможное освобождение выручки от осуществления НИОКР от НДС имеет значение прежде всего для исполнителей.

Налог на прибыль

Действующая редакция главы 25 НК РФ предусматривает определенные налоговые преференции для налогоплательщиков, осуществляющих расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР).
Следует отметить, что НК РФ не содержит специальных определений понятий "научно-исследовательские работы", "опытно-конструкторские работы", "технологические работы", "научные исследования", "опытно-конструкторские разработки" и "научно-техническая деятельность". Следовательно, упомянутые понятия на основании п. 1 ст. 11 НК РФ применяются в том значении, в каком они используются в других отраслях законодательства РФ (письмо Минфина России от 18.12.2015 N 03-03-06/4/74491).
В письме Минфина России от 12.01.2018 N 03-07-07/806 указано, что отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности, регулируются Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". При этом понятия, указанные в ст. 2 этого закона, могут быть использованы в том числе в целях применения налогового законодательства.
1. На основании пп. 4 п. 1 ст. 253 НК РФ затраты на НИОКР включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией, и учитываются в порядке, установленном в ст. 262 НК РФ.
Для налогоплательщиков, осуществляющих расходы на НИОКР, предусмотрено исключительное право включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, в том числе и на сумму расходов, которые налогоплательщик фактически не осуществлял (п. 7 ст. 262 НК РФ, письмо Минфина России от 29.05.2018 N 03-01-10/36226).
Федеральным законом от 18.07.2017 N 166-ФЗ были уточнены правила учета расходов на НИОКР. В частности, перечень затрат на НИОКР дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988 (далее - Перечень).
Расходы по этим исследованиям и разработкам единовременно уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в размере фактических затрат (или включаются в первоначальную стоимость амортизируемых НМА, указанных в п. 9 ст. 262 НК РФ), с применением повышающего коэффициента 1,5 в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были завершены НИОКР или (и) их отдельные этапы (п. 7 ст. 262 НК РФ).
Поскольку на основании ст. 332.1 НК РФ в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на НИОКР с учетом группировки по видам работ (договорам) всех осуществленных расходов, к расходам на НИОКР по Перечню по конкретным видам работ (договорам) относятся фактические расходы с коэффициентом 1,5, а также суммы, превышающие 75% суммы расходов, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ (письмо ФНС России от 06.05.2013 N ЕД-4-3/8136@).
Если в результате произведенных расходов на НИОКР по Перечню налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, первоначальная стоимость такого нематериального актива формируется с коэффициентом 1,5 (письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-03-06/1/557).
Налогоплательщик, использующий право на применение коэффициента 1,5, представляет в налоговый орган отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ), расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента (если п. 8 ст. 262 НК РФ не предусмотрено иное). Отчет представляется в налоговый орган одновременно с декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ), в отношении каждого НИОКР (отдельного этапа работы) и должен соответствовать общим требованиям, установленным к структуре оформления научных и технических отчетов (п. 8 ст. 262 НК РФ). О формах и форматах представления отчета смотрите в письмах Минфина России от 23.01.2015 N 03-03-06/1/1788, от 23.01.2013 N 03-03-06/1/23, письме ФНС России от 26.03.2013 N ЕД-4-3/5206@.
Конкретного перечня документов, прилагаемых к упомянутому выше отчету, законодательными и нормативными документами не утверждено.
Налоговый орган вправе назначить экспертизу отчета на соответствие НИОКР Перечню. Эту экспертизу могут провести:
- государственные академии наук;
- федеральные и национальные исследовательские университеты;
- государственные научные центры;
- национальные исследовательские центры;
- федеральные центры науки и высоких технологий.
Если отчет о НИОКР не представлен в налоговый орган (или отсутствует в определенной Правительством РФ государственной информационной системе, либо отсутствуют сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие отчет в соответствующей ГИС), расходы на их выполнение учитываются в размере фактических затрат без применения повышающего коэффициента (седьмой абзац п. 8 ст. 262 НК РФ).
Порядок учета расходов на НИОКР, установленный ст. 262 НК РФ, не распространяется на случаи, если затраты производят организации, выполняющие НИОКР в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика). Названные расходы рассматриваются ими как затраты на осуществление ими деятельности, направленной на получение доходов, то есть учитываются в общем порядке (п. 10 ст. 262 НК РФ).
Таким образом, льготой в виде использования коэффициента 1,5 могут воспользоваться только заказчики НИОКР.
2. С 2018 года на основании ст. 286.1 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств, при выполнении соответствующих условий (инвестиционный налоговый вычет). Инвестиционный вычет может быть применен к основным средствам со сроком полезного использования более 3 лет до 20 лет включительно, которые относятся к амортизационным группам с третьей по седьмую включительно.
Субъект РФ может установить дополнительные ограничения на использование вычета по категориям основных средств, к которым применяется вычет (пп. 4 п. 6 ст. 286.1 НК РФ). Право на вычет предоставляют регионы.
По нашему мнению, инвестиционным налоговым вычетом может воспользоваться организация - исполнитель НИОКР при условия осуществления ей инвестиций.
3. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. Для применения коэффициента налогоплательщики должны обеспечить раздельный учет сумм начисленной амортизации путем налогового учета амортизации либо пообъектно, либо по отдельным подгруппам.
Если при амортизации основных средств имеются основания для применения к норме амортизации нескольких коэффициентов, следует определить в учетной политике, какой из указанных коэффициентов будет использоваться в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 14.09.2012 N 03-03-06/1/481).
Данным коэффициентом может воспользоваться организация-исполнитель, эксплуатирующая упомянутые основные средства.
4. С 2019 года согласно пп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК РФ налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент (но не выше 2) в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, согласно утвержденному Правительством РФ перечню основного технологического оборудования (письмо Минфина России от 30.11.2018 N 03-03-07/86666).
Наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий, в целях применения подпункта 5 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ был утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 N 1299-р (действует в редакции распоряжения Правительства РФ от 07.04.2018 N 622-р).
Нормативно-техническими документами, подтверждающими отнесение технологического оборудования к технологическому оборудованию, эксплуатируемому при применении наилучших доступных технологий, являются технический паспорт, проектный показатель и (или) гарантийный показатель по договору.
Очевидно, что специальным коэффициентом могут воспользоваться исполнители, эксплуатирующие такое технологическое оборудование.
5. Согласно пп. 51 п. 1 ст. 251 НК РФ в составе доходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), созданные в ходе реализации государственного контракта, которые переданы исполнителю этого государственного контракта его государственным заказчиком по договору о безвозмездном отчуждении.
Таким образом, исключительные права, отвечающие условиям, установленным пп. 51 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются в составе доходов для целей расчета налога на прибыль (письма Минфина России от 13.07.2017 N 03-03-06/1/44607, от 07.12.2016 N 03-03-06/3/73024).
Исходя из вышеизложенного, полагаем, что доходы в виде безвозмездно полученных исключительных прав не учитываются организацией-исполнителем только в том случае, если получены непосредственно от государственного заказчика, а не от головного исполнителя.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Освобождение от НДС выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- Энциклопедия решений. Расходы на НИОКР при налогообложении прибыли;
- Энциклопедия решений. Налоговый учет расходов на НИОКР, принимаемых для целей налогообложения с повышающим коэффициентом 1,5.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

7 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Федеральная налоговая служба по вопросу о формате представления в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи отчета по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам организаций, являющихся заказчиком научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, сообщает следующее.

Согласно положениям пунктов 7-8 статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 января 2012 года, далее – НК РФ) налогоплательщики, осуществляющие расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее – НИОКР) по перечню НИОКР, установленному Правительством Российской Федерации, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Налогоплательщик, использующий указанное право, представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ), отчет о выполненных НИР, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Отчет о выполненных НИР представляется налогоплательщиком в отношении каждого научного исследования и опытно-конструкторской разработки (отдельного этапа работы) и должен соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартам к структуре оформления научных и технических отчетов.

Общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов установлены межгосударственным стандартом «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура оформления.» ГОСТ 7.32-2001, утвержденного постановлением Госстандарта России от 04.09.2001 № 367ст.

Согласно ГОСТ 7.32-2001 Отчет о НИР это научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывает состояние научно-технической проблемы, процесс и (или) результаты научного исследования. Отчет о НИР должен быть выполнен любым печатным способом с использованием пишущей машинки или компьютера и принтера.

В силу норм пункта 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Электронная форма Отчета о НИР предполагает его сканирование и создание электронной копии в формате tiff или pdf.

Для представления в налоговые органы в электронной форме в формате tiff или pdf сканированного образа Отчета о НИР необходимо воспользоваться документооборотом по осуществлению письменных обращений абонентов (приложение 5 к приказу ФНС России от 09.11.2010 № ММВ-7-6/535@ «Об утверждении унифицированного формата транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи»).

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 23.01.2013 № 03-03-06/1/23.

Одновременно полагаем целесообразным рекомендовать налогоплательщикам представлять Отчет о НИР после получения от налогового органа Квитанции о приеме налоговой декларации по налогу на прибыль. При этом в тексте обращения налогоплательщику необходимо указать информацию, которая позволит соотнести декларацию по налогу на прибыль и Отчет о НИР, а именно:

  • имя файла переданной налоговой декларации по налогу на прибыль;
  • налоговый (отчетный) период представленной налоговой декларации по налогу на прибыль.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Читайте также: