Своевременное зачисление налоговых платежей предприятий и организаций на бюджетные счета контролируют

Опубликовано: 19.05.2024

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 783 (в ред. от 01.12.2003 № 729) единая централизованная система органов Министерства по налогам и сборам состоит из:
федерального органа исполнительной власти -Министерст­ва РФ по налогам и сборам:
территориальных органов министерства* включающих управле­ния Министерства РФ по налогам и сборам по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам, инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Министерства РФ по налогам и сборам межрайон­ного уровня (далее - налоговые органы).

Главными задачами Министерства РФ по налогам и сборам яв­ляются:
государственный контроль за соблюдением законодательства о на­логах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками;
участие в выработке и осуществлении налоговой политики с це­лью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей;
обеспечение государственного регулирования, межотраслевой координации и государственного контроля в области произ­водства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;
осуществление валютного контроля в соответствии с законода­тельством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;
осуществление государственного контроля производства и обо­рота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
осуществление в установленном порядке государственной ре­гистрации юридических лиц.

Министерство РФ по налогам и сборам выполняет следующие
функции:
проводит работу по взиманию законно установленных налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе в преде­лах своей компетенции разрабатывает и утверждает обязатель­ные для налогоплательщика формы заявлений о постановке на учет в налоговых органах, расчетов по налогам, налоговых дек­лараций и иных документов, связанных с исчислением и упла­той налогов и сборов, а также устанавливает порядок их за­полнения;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за со­блюдением законодательства о налогах и сборах, а также при­нятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уп­латы налогов, сборов и других обязательных платежей в соответ­ствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;
ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков;
проводит разъяснительную работу в отношении применения законодательства о налогах и сборах;
обеспечивает в установленном порядке возврат или зачет из­лишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сбо­ров, а также пеней и штрафов;
осуществляет в установленном порядке государственную регист­рацию юридических лиц посредством внесения в государствен­ный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических ли­цах в соответствии с законодательством РФ;
ведет в установленном порядке Единый государственный ре­естр юридических лиц;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за со­блюдением законодательства РФ в области государственной регистрации юридических лиц;
осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Государственные налоговые инспекции на территории субъек­тов РФ и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для Министерства РФ по на­логам и сборам и Государственной налоговой инспекции по рай­онам, городам без районного деления и районам в городах.
Государственная налоговая инспекция выполняет следующие
функции:
осуществляет контроль за соблюдением законодательства о на­логах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государ­ственные фонды;
обеспечивает своевременный и полный учет плательщиков на­логов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражданами РФ, иностранными гражданами и лица­ми без гражданства, а также поступление этих платежей в со­ответствующий бюджет;
контролирует своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уп­латой платежей в бюджет, а также проверяет достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и дру­гих платежей в бюджет;
передает правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответствен­ность;
предъявляет в суд и в арбитражный суд иски;
приостанавливает операции предприятий, учреждений, органи­заций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

Цели: повысить контроль над использованием денежных средств, увеличить платежеспособность филиалов, снизить затраты на банковское обслуживание.

Как действовать: создать единую форму отчета о движении денежных средств для всех компаний группы, согласовать работу структурных подразделений, перейти на расчетно-кассовое обслуживание в один банк, перевести все функции по платежам в управляющую компанию, автоматизировать процесс прохождения платежей.

Группа компаний «Баланс»* специализируется на установке счетчиков и шкафов учета электроэнергии, снимает и контролирует их показания, проводит техническое обслуживание приборов. В разветвленную сеть холдинга входят восемь дочерних зависимых обществ (ДЗО, самостоятельные юридические лица, управляются на основании договора единого исполнительного органа), которые, в свою очередь, имеют филиалы (всего 21). Филиалы и ДЗО распределены по всей территории России. При этом юридические лица обслуживались в различных банках, что осложняло надзор за их платежами.

Чтобы усилить контроль над удаленными офисами, менеджмент принял решение создать единый расчетный центр (ЕРЦ) группы, который позволил бы отказаться от дублирующих казначейских функций, сократить затраты на персонал, контролировать расходуемые средства, получать оперативную информацию о финансовом состоянии филиалов, отслеживать выполнение плановых показателей бюджета.

Единые правила работы

Работу над системой единого казначейства менеджмент начал с оптимизации бизнеспроцессов, связанных с движением денежных средств, – создали единые регламенты взаимодействия между казначейством, ДЗО и филиалами. Так по явились Положение о кредитной политике, Положение о казначействе и Регламент прохождения платежей. Кроме того, была составлена единая форма отчета о движении денежных средств для всех ДЗО. В этой работе участвовали департаменты, ответственные за наполнение расходных статьей бюджета: отделы закупок, перспективного развития, управление по работе с клиентами и ряд других, как в головном офисе, так и в дочерних компаниях. Детализированная структура бюджета создавалась с учетом специфики деятельности холдинга, это заняло три месяца, учитывая время на согласование с руководителями подразделений. Параллельно с разработкой единой формы финансисты головной и дочерних организаций формировали единый регламент работы структурных подразделений. Этот документ помог устранить несогласованность действий при работе с ЕРЦ.

Дополнительно к документам и регламентам была написана инструкция для сотрудников, где содержались ответы на часто задаваемые вопросы. Она позволила сократить время на обучение персонала и увеличить производительность труда.

Планирование и контроль платежей

На отдел казначейства ГК «Баланс» возложили дополнительные обязанности по проведению платежей всей группы. В ведении финансового отдела управляющей компании теперь было заполнение бюджета движения денежных средств (БДДС). Он согласовывал затраты ЦФО, анализировал исполнение (план-факт) и утверждал на бюджетном комитете БДДС на отчетный период и т.д.

Казначейство же непосредственно отвечало за соблюдение лимитов по статьям затрат, работало с реестрами платежей и контролировало ответственных сотрудников в ДЗО (финансистов или бухгалтеров). В новой схеме работы часть нагрузки перекладывалась с финансового отдела на центры финансовой ответственности (ЦФО) – теперь они должны соблюдать установленные лимиты статей. Это позволило автоматически ограничить перерасход средств и отслеживать плановые показатели бюджета. Иными словами, БДДС стал инструментом контроля прохождения платежей.

Работа казначейства строилась так: все платежи обрабатывались группой операционистов ЕРЦ, которые согласовывали выплаты, если необходимые поля были правильно заполнены, а сумма не превышала лимит по статье затрат. Если же платеж вызывал сомнение и не мог быть сразу подтвержден, он заносился в список спорных операций, который подавался на рассмотрение финансовому директору или руководителю финансового департамента, и тот принимал решение, акцептовать заявку на оплату или дождаться соответствующих разъяснений от ее инициатора. На случай, когда лимит по статье исчерпан, а платеж требуется провести, предусмотрели возможность использовать средства другой статьи из этой же группы, пройдя соответствующую процедуру согласования.

Пример

Допустим, лимит по статье «Информационноконсультационные услуги», входящей в группу «Управленческие», исчерпан. Однако известно, что лимит по другой статье («Юридические услуги»), входящей в ту же группу, полностью израсходован не будет, значит, необходимую сумму можно «перекинуть». Для этого нужно написать служебную записку на имя финансового директора и обосновать срочность платежа. Тот, в свою очередь, принимает решение с учетом израсходованных средств по другим статьям и выполнения плановых показателей отчетного периода.

Таблица 1. Бюджет движения денежных средств на 2011 год, тыс. руб. (извлечение)

Кроме того, учли и возможность проведения платежей на непредвиденные нужды: резерв составляет 2–3 процента от общей суммы затрат компании на отчетный период. Если в отчетном периоде он израсходован не полностью, на следующий остаток не переносится, а утверждается заново. В первые месяцы работы по новым стандартам движение средств на расчетных счетах филиалов тщательно анализировалось, и если выяснялось, что по указанию какоголибо директора ДЗО был сделан платеж, не соответствующий утвержденному бюджету, принимались дисциплинарные меры вплоть до увольнения. Показательная жесткость была необходима для пресечения попыток проведения неакцептованных в казначействе платежей. И действительно, несколько взысканий подействовали на общую платежную дисциплину, в дальнейшем руководители четко следовали пунктам и положениям Регламента прохождения платежей.

Особенности работы в нескольких часовых поясах

Отдельно стоит остановиться на таких особенностях функционирования единого казначейства в территориально распределенной группе, как согласование времени прохождения платежей. Ведь разница во времени с московским офисом составляет от +7 часов до –1 часа, то есть если в Москве 10 часов, то в Хабаровске уже 17, а в Калининграде еще 9 утра. К тому же нужно учитывать, что операционный день банков заканчивается в 15 часов. И чтобы провести платежи хабаровского филиала сегодня, их реестр должен был поступить на утверждение позавчера.

Такие ограничения вынудили руководство прописать в регламенте жесткие сроки, в которые нужно предоставлять информацию о платеже, чтобы он был исполнен своевременно. Сотрудников же казначейства обязали соблюдать приоритетность оплат в зависимости от географического месторасположения филиалов. Учитывая удаленность подразделения от Москвы менялись и даты предоставления реестров в казначейство. Регионы были закреплены за конкретными операционистами, которые курировали платежи и по необходимости связывались с инициаторами.

Банковское обслуживание

Следующим шагом по созданию единого казначейства стал перевод всех ДЗО на расчетно-кассовое обслуживание в один банк. Его выбирали с учетом разветвленности сети. Обслуживание в одном кредитном учреждении позволило филиалам холдинга при кассовом разрыве пополнять свои оборотные средства внутренним займом между филиалами, без привлечения дополнительного внешнего финансирования.

Процедура упростилась в разы. Теперь по согласованию с собственниками и генеральным директором группы казначейство формировало рег ламентированный набор документов (договор с указанием суммы займа, процентной ставки, сроков, обоснования и т.п.), которые согласовывали с финансовым директором управляющей компании, ответственным за операцию. В дальнейшем такой подход позволил компании открыть кредитную линию на выгодных для себя условиях.

Функции ЕРЦ скорректировали в течение нескольких месяцев работы в тестовом режиме. Топ-менеджмент группы решил, что головному офису и единому казначейству потребуются дополнительные меры контроля над платежами филиалов. Компания заключила с банком договор на услугу корпоративного казначейства, согласно которому филиалы проводят расходные операции только по установленным ЕРЦ статьям расхода. Так, холдинг получил возможность оперировать всей массой денежных средств, находящихся в данный момент на расчетных счетах удаленных подразделений. Работало это так: для каждого юридического лица были открыты доходные и расход ные счета в банке по его местонахождению, и ежедневно (по плану платежей) с доходного на расходный счет филиала банк переводил сумму, указанную казначейством управляющей компанией.

Но затем эти функции перешли центральному офису, а с банком заключили соглашение, по которому все доходные счета филиалов закрыты для любого списания сумм, если это не инициировано ЕРЦ. Таким образом, головной офис стал полностью контролировать приход и расход денежных средств на нужды филиалов.

Таблица 2. Единая форма реестра платежного календаря (извлечение)

Как автоматизировали работу ЕРЦ

В первые месяцы работы единого казначейства холдинга платежи проводились в «полуавтоматическом» режиме. Реестр приходил в файле Excel, после чего загружался в систему, а уже затем высылался обратно с пометкой «акцептовано» или «не акцептовано». Затем бухгалтер филиала распечатывал реестр и формировал платежные документы. Конечно, такой порядок действий нельзя назвать удобным, к тому же это повышало вероятность проведения внеплановых платежей и случайных ошибок.

Поэтому топ-менеджмент решил упростить процесс и минимизировать влияние человеческого фактора.

При разработке автоматизированного решения ЕРЦ в группе «Баланс» решили использовать самостоятельно разработанную систему, написанную с помощью С++. Консолидированный бюджет с разбивкой по месяцам загружается в нее один раз в год. Если же в течение года бюджет корректируется, его доработанная часть «догружается», хотя, как правило, делается это не более двух раз в год. Реестры платежей загружаются в систему каждое утро, в строго определенное время – с 9 до 10 утра (мск). Затем в промежуток с 10 до 15 часов их обрабатывают и проводят, то есть выгружают в «1С», создают платежные поручения и отправляют через «Клиент-банк». Пропускная способность ЕРЦ холдинга значительно увеличилась, до 1500 платежей ежедневно.

В результате перевода денежных потоков ГК «Баланс» в единое казначейство финансовый департамент получил возможность контролировать исполнение бюджета и исключить несанкционированные платежи. Процесс прохождения финансовой заявки сократился до одного дня. Теперь согласование происходит в автоматическом режиме непосредственно в системе, где соблюдается лимит затрат ЦФО на каждую статью, и пропустить платеж на сумму больше, чем запланировано, физически невозможно. А переход на обслуживание в одном банке позволил минимизировать затраты на расчетнокассовое обслуживание и преодолевать кассовые разрывы в филиалах с помощью внутригруппового финансирования.

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования .

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана .

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества.
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 38.2 и 156 настоящего Кодекса счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусмотренным частью пятой настоящей статьи .

Комментарий к статье 215.1 БК РФ

В рамках проведения комплексной реформы бюджетного процесса в соответствии с Законом 2007 г. N 63-ФЗ в гл. 24 Кодекса, устанавливающую основы исполнения бюджетов, внесены изменения, реализующие принцип общего регулирования исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Кодексом при предоставлении полномочий по определению конкретного порядка исполнения бюджета соответствующему органу исполнительной власти. Соответственно, из Кодекса исключена гл. 25, посвященная исполнению федерального бюджета, с переносом ее норм, необходимых для исполнения федерального бюджета, в гл. 24 Кодекса.

Как отмечалось в пояснительной записке к проекту указанного Закона, предложен принцип иерархичности организации исполнения бюджетов, позволяющий, контролируя параметры утвержденного бюджета, обеспечить гибкость и вариантность детализации этих параметров главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. При этом финансовые органы будут иметь возможность выбора между сохранением действующей схемы организации исполнения бюджета на основе единой сводной бюджетной росписи и делегированием полномочий главным распорядителям бюджетных средств (в том числе дифференцированно, в зависимости от соблюдения главными распорядителями бюджетных средств стандартов исполнения бюджетов и (или) эффективности использования бюджетных средств).

Такой подход, по мнению авторов законопроекта, не форсируя изменений в исполнении бюджетов и сохраняя контроль над использованием бюджетных средств, позволяет начать поэтапное внедрение современных технологий финансового менеджмента, ориентирующихся на высокую степень самостоятельности и ответственности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

В качестве переходного положения Законом 2007 г. N 63-ФЗ установлено, что бюджетные отношения, связанные с исполнением бюджетов бюджетной системы РФ в 2007 г., регулируются Кодексом без учета изменений, внесенных указанным Законом.

Полномочие Правительства РФ по обеспечению исполнения федерального бюджета закреплено в п. "а" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, а также в ст. 15 Закона о Правительстве РФ. ОГВ субъекта РФ, как установлено в п. 1 ст. 26.22 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. от 4 июля 2003 г.), самостоятельно организуют и осуществляют исполнение бюджета субъекта РФ в соответствии с общими принципами, установленными Кодексом. Исполнение местного бюджета согласно ч. 3 ст. 52 Закона о местном самоуправлении осуществляется ОМСУ самостоятельно с соблюдением требований, установленных Кодексом и названным Законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Там же (в ред. от 27 декабря 2005 г.) предусмотрено, что полномочия местной администрации поселения по контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

Организация исполнения бюджета в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления ГВБФ). В п. 2 ст. 166.1 Кодекса предусмотрено, что в порядке, установленном Федеральным казначейством, отдельные функции финансовых органов субъектов РФ (финансовых органов муниципальных образований) по исполнению соответствующих бюджетов могут осуществляться органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными ОГВ субъектов РФ (местными администрациями муниципальных образований). Порядок возложения на органы Федерального казначейства функций по исполнению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов регламентирован ст. 168 Кодекса.

Как установлено в ч. 2 комментируемой статьи, исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана, что является одним из нововведений Закона 2007 г. N 63-ФЗ. В соответствии с новой редакцией ст. 217 Кодекса дано новое определение сводной бюджетной росписи. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту указанного Закона, включение в сводную бюджетную роспись бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета в части выплат из бюджета позволит отразить в сводной бюджетной росписи все кассовые потоки из бюджета и установить единые процедуры при ее исполнении. Под кассовым планом согласно введенной ст. 217.1 Кодекса понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. По мнению авторов законопроекта, принятого в качестве Закона 2007 г. N 63-ФЗ, введение в качестве обязательного документа исполнения бюджета кассового плана позволит планировать как периоды кассовых разрывов, так и периоды наличия временно свободных средств бюджета и сформировать оперативную информацию для принятия эффективных решений по управлению средствами бюджета.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Выше говорилось (см. комментарий к ст. 28 Кодекса), что Законом 2007 г. N 63-ФЗ введены такие принципы бюджетной системы РФ, как принцип подведомственности расходов бюджетов и принцип единства кассы, содержание которых раскрыто в ст. ст. 38.1 и 38.2 Кодекса соответственно. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных ОГВ, ОГВ субъектов РФ, муниципальными правовыми актами ОМСУ за пределами территории соответственно России, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (т.е. проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета) осуществляет Федеральное казначейство. Полномочия Федерального казначейства по осуществлению в установленном порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации закреплены и в ст. 166.1 Кодекса, а также в п. 5.12 Положения о Федеральном казначействе. Основы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ закреплены в ст. 241.1 Кодекса.

Следует отметить, что Постановлением КС России от 15 декабря 2006 г. N 10-П ч. 4 комментируемой статьи, в соответствии с которой кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ осуществляется Федеральным казначейством, признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащаяся в ней норма предполагает, что Федеральное казначейство не вправе распоряжаться средствами бюджета субъекта РФ, определять направления их расходования и санкционировать выплаты с единого счета бюджета субъекта РФ, при том что проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет субъекта РФ и кассовым выплатам из него с обязательным предоставлением финансовому органу субъекта РФ отчетности о кассовом исполнении бюджета осуществляются Федеральным казначейством в целях централизованного учета информации о состоянии публичных финансов в целом на основе реализации конституционных полномочий России по финансовому регулированию, обеспечивающему наиболее эффективное функционирование всей бюджетной системы и оптимальную организацию межбюджетных отношений. Как указал КС России, необходимость обеспечения действенного и стабильного механизма защиты бюджетных прав субъектов РФ и их равноправия во взаимоотношениях с федеральными ОГВ в соответствии с требованиями Конституции РФ обусловливает определение основ порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов, основ взаимодействия Федерального казначейства и органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ, а также форм и мер ответственности Федерального казначейства за ненадлежащее исполнение возложенных на него функций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов РФ на уровне федерального закона.

Осуществление органами Федерального казначейства кассового обслуживания исполнения бюджетов ГВБФ закреплено как в ч. 4 комментируемой статьи, так и в ст. 148 Кодекса. Однако, как говорилось выше (см. комментарий к указанной статье), Законом 2007 г. N 63-ФЗ установлено, что данные нормы применяются только начиная с 1 января 2010 г.

Часть 5 комментируемой статьи предусматривает возможность передачи полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных ГВБФ субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, исполнительным ОГВ субъекта РФ. Передача указанных полномочий осуществляется на основании соглашения с исполнительным ОГВ субъекта РФ при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта РФ необходимого для их осуществления имущества. В соответствии с п. 2 ст. 241.1 Кодекса в случае, если полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных ГВБФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, осуществляются исполнительным ОГВ субъекта РФ в соответствии с таким соглашением, то этот орган обязан представлять указанному в соглашении органу Федерального казначейства информацию о всех проведенных им кассовых операциях при исполнении всех обслуживаемых им бюджетов, учтенных по кодам бюджетной классификации РФ.

Упоминавшимся выше Постановлением КС России от 15 декабря 2006 г. N 10-П ч. 5 комментируемой статьи признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащаяся в ней норма предполагает, что Россия в целях соблюдения баланса интересов России и субъектов РФ гарантирует соблюдение порядка заключения соответствующего соглашения, а при наличии разногласий по проекту соглашения обеспечивает использование предусмотренных Конституцией РФ и действующим законодательством согласительных процедур.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 2 ст. 130 Кодекса субъекты РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, заключать указанные в ч. 5 комментируемой статьи соглашения не вправе.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 38.2 Кодекса), в развитие принципа "единства кассы" в ч. 6 комментируемой статьи установлено, что для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Федеральное казначейство открывает счета в Банке России с учетом положений ст. 38.2 Кодекса (имеются в виду изъятия из данного принципа, см. выше) и ст. 156 Кодекса (имеется в виду возможность выполнения функций Банка России кредитными организациями в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций), через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо ОГВ субъекта РФ (в случае заключения соответствующего соглашения).

КС России в Постановлении от 15 декабря 2006 г. N 10-П указал, что, поскольку возложение на Федеральное казначейство полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов не противоречит Конституции РФ, норма ч. 6 комментируемой статьи также не может рассматриваться как не соответствующая Конституции РФ. Кроме того, как следует из данной нормы, бюджетные права субъектов РФ корреспондируют с обязанностью Федерального казначейства представлять финансовым органам субъектов РФ отчетность о кассовом исполнении их бюджетов. Сама же по себе обязательность открытия счетов бюджетов именно в учреждениях Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы РФ, признана КС России не противоречащей Конституции РФ в Постановлении от 17 июня 2004 г. N 12-П (см. комментарий к ст. 156 Кодекса).

Банком России и Минфином России утверждено Положение от 13 декабря 2006 г. N 298-П/173н об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства , которое устанавливает особенности расчетно-кассового обслуживания подразделениями расчетной сети Банка России и кредитными организациями (филиалами) территориальных органов Федерального казначейства на основании договоров банковского счета, в условиях открытия администраторами источников внутреннего (внешнего) финансирования дефицита бюджетов, главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджетов, а также финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) (органами, уполномоченными осуществлять отдельные бюджетные полномочия по исполнению бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов)), в которых открыты лицевые счета бюджетополучателям, лицевых счетов в органах Федерального казначейства - и особенности порядка оформления расчетных и кассовых документов, на основании которых банками осуществляются операции по счетам органов Федерального казначейства.

Другой комментарий к статье 215.1 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 215.1 комментируемой главы Бюджетного кодекса предусматривает порядок исполнения бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджета субъектов РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, а также местного бюджета.

Исполнение бюджета представляет собой полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечение финансирования всех запланированных по бюджету расходов.

Принцип единства кассы, на основании которого исполняется бюджет, предполагает наличие единого счета бюджета. На едином счете формируются все доходы бюджета, и с него же осуществляются все расходы этого же бюджета.

До 1998 г. исполнение бюджета происходило через уполномоченные банки, в которых открывались специальные бюджетные счета, которые финансировали бюджетные учреждения и мероприятия по общегосударственным и региональным программам в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету, и куда зачислялись налоги, сборы и другие платежи хозяйствующих субъектов и физических лиц для пополнения доходной части бюджета.

Эта деятельность государства называется кассовым исполнением бюджета, порядок осуществления которого изменился ввиду того, что коммерческие банки не справились со своей задачей исполнения бюджета. Имея своей основной целью получение прибыли, они использовали пришедшие им на счета средства, в том числе бюджетные, а также поступающие в бюджет средства от налогов в коммерческих целях, что вызывало в стране кризис неплатежей и задержку выплат заработной платы.

В настоящее время кассовым обслуживанием исполнения бюджета бюджетной системы РФ занимается Федеральное казначейство РФ. Правовой режим Федерального казначейства определен Постановлением Правительства РФ N 703 от 01.12.2004 , в силу которого Казначейство является органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

В целях перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ в п. 5 ст. 14 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" N 126-ФЗ от 25.09.1997 закреплено, что в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета представительный орган местного самоуправления вправе создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета.

Комментируемая статья Бюджетного кодекса закрепляет следующее положение с целью обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ: Федеральное казначейство вправе открыть в Центральном Банке РФ счета, посредством которых будут осуществляться все кассовые операции в рамках исполнения бюджетов. При этом исполнение операций по счетам будет происходить с учетом принципа единства кассы, который означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ. На стадии исполнения бюджетов могут быть привлечены кредитные организации на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе.

Комментарии и консультации юристов по ст 215.1 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 215.1 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обзоры для бухгалтера


С 1 января 2021 года начнет действовать новый порядок казначейского обслуживания в территориальных органах Федерального казначейства (далее – ТОФК). Причиной тому станут внесение Федеральным законом от 27.12.2019 № 479‑ФЗ (далее – Федеральный закон № 479‑ФЗ) изменений в Бюджетный кодекс и вступление в силу ряда других нормативно-правовых актов. В статье приведем краткий обзор данных изменений.

С указанной даты вступят в силу:

  • вновь введенные гл. 24.2«Система казначейских платежей», 24.3«Казначейское обслуживание» БК РФ;
  • Приказ Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н «О Порядке казначейского обслуживания» (далее – Приказ № 21н);
  • Приказ Федерального казначейства от 01.04.2020 № 15н «О Порядке открытия казначейских счетов» (далее – Приказ № 15н);
  • Приказ Федерального казначейства от 13.05.2020 № 20н «Об утверждении Правил организации и функционирования системы казначейских платежей»;
  • Положение Минфина РФ № 63н, ЦБ РФ № 717‑П от 10.04.2020 «Об особенностях взаимодействия системы казначейских платежей с платежными системами».

Участники системы казначейских платежей

Участниками системы казначейских платежей являются прямые и косвенные участники, определенные ст. 242.8 БК РФ (в редакции Федерального закона № 479‑ФЗ).

К прямым участникам системы казначейских платежей относятся, в частности:

  • Федеральное казначейство;
  • финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований);
  • администраторы доходов бюджетов, получатели средств федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • федеральные бюджетные и автономные учреждения.

Косвенными участниками системы казначейских платежей считаются в том числе:

  • получатели средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), администраторы источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета);
  • бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ (муниципальные бюджетные и автономные учреждения).

Федеральное казначейство является оператором системы казначейских платежей, обеспечивающим функционирование системы казначейских платежей, прием и исполнение распоряжений, осуществление операций по казначейским счетам участников системы казначейских платежей.

Казначейское обслуживание

Казначейское обслуживание будет осуществляться территориальными органами Федерального казначейства.

В соответствии со ст. 242.14 БК РФ (в редакции Федерального закона № 479-ФЗ) денежные средства бюджетов, денежные средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе (финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования), с 01.01.2021 учитываются на казначейских счетах.

Для этих целей в Федеральном казначействе открываются казначейские счета. К ним, в частности, относятся:

  • единый счет бюджета;
  • казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;
  • казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение;
  • казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений.

Казначейские счета открываются как в валюте РФ, так и в иностранных валютах в порядке, установленном Федеральным казначейством в Приказе № 15н.

Порядок казначейского обслуживания установлен Федеральным казначейством в Приказе № 21н.

При казначейском обслуживании информационный обмен между прямыми участниками системы казначейских платежей и территориальным органом Федерального казначейства будет осуществляться в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи лица, уполномоченного действовать от имени прямого участника системы казначейских платежей.

Обмен документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также при отсутствии технической возможности информационного обмена в электронном виде с применением электронной подписи производится с применением документооборота на бумажном носителе с одновременным представлением документов на машинном носителе.

При казначейском обслуживании учет операций участников системы казначейских платежей будет осуществляться на лицевых счетах, открытых прямым участникам системы казначейских платежей в территориальных органах Федерального казначейства.

Операции с наличными денежными средствами

Обеспечение наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, участников системы казначейских платежей будет производиться Федеральным казначейством с открытием, в соответствии со ст. 155, 156 БК РФ, банковского счета, предназначенного для выдачи и внесения наличных денежных средств и осуществления расчетов по отдельным операциям.

Формы документов для проведения казначейских операций

Для казначейского обслуживания утверждены формы распоряжений о совершении казначейских платежей (операций). Документы будут вводиться поэтапно.

С 01.01.2021 до 31.12.2022 применяются следующие формы распоряжений (приведены в приложениях 15 – 26 к Приказу № 21н):

  • заявка на кассовый расход (ф. 0531801);
  • заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
  • сводная заявка на кассовый расход (ф. 0531860);
  • заявка на возврат (ф. 0531803);
  • заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531243);
  • заявка для обеспечения наличными денежными средствами в электронном виде;
  • уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809);
  • уведомление об уточнении операций клиента по форме (ф. 0531852);
  • распоряжение финансового органа с расшифровкой (ф. 0531806);
  • реквизиты распоряжения о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
  • уведомление о поступлениях в иностранной валюте (ф. 0531452); и др.

С 01.01.2023 документы нужно будет заполнять в структурированном виде по реквизитам, которые приведены в приложениях 1 – 4 к Приказу № 21н:

  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (перечисление);
  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (возврат);
  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (обеспечение наличными денежными средствами, перечисление на банковские карты);
  • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (уточнение).

Операции со средствами бюджетных и автономных учреждений

Бюджетные и автономные учреждения вправе будут распоряжаться денежными средствами на соответствующих казначейских счетах согласно законодательству РФ.

Для осуществления операций со средствами бюджетных и автономных учреждений, являющихся прямыми участниками системы казначейских платежей, указанные учреждения представляют в ТОФК распоряжения о совершении казначейских платежей, предусмотренные приложениями 15 – 25 к Приказу № 21н.

Для осуществления операций со средствами бюджетных и автономных учреждений, являющихся косвенными участниками системы казначейских платежей, финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) представляет в территориальный орган Федерального казначейства распоряжение о совершении казначейских платежей, предусмотренное приложениями 15 – 18 к Приказу № 21н.

Таким образом, косвенные участники системы казначейских платежей будут осуществлять операции через соответствующих прямых участников этой системы (финансовых органов) путем направления им распоряжений.

Учет операций со средствами бюджетных и автономных учреждений будет осуществляться по кодам (составным частям кодов) бюджетной классификации РФ, исходя из экономического содержания казначейских платежей:

  • поступления – по коду аналитической группы подвида доходов бюджетов (по аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов);
  • выплаты – по кодам видов расходов классификации расходов бюджетов (по аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов), кодам субсидии и кодам объектов капитального строительства (при наличии).

При оплате расходов бюджетного (автономного) учреждения за счет средств целевых субсидий распоряжение о совершении казначейских платежей и документы, необходимые для санкционирования расходов, дополнительно проверяются на соответствие установленному порядку санкционирования.

Закрытие банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание

В целях реализации положений Федерального закона № 479‑ФЗ выпущено Письмо Минфина РФ № 09‑01‑10/66747, ЦБ РФ № 04‑45‑7/5526, Федерального казначейства № 07‑04‑05/05‑14880 от 29.07.2020 о закрытии банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание.

В письме сообщается, что финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований) в срок до 01.04.2021 необходимо провести работу по закрытию счетов, открытых им в подразделениях ЦБ РФ или кредитных организациях. С 01.01.2021 не допускается совершение операций финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) по банковским счетам, открытым в подразделениях ЦБ РФ и кредитных организациях, за исключением операций по ежедневному переводу остатков денежных средств на банковские счета, входящие в состав единого казначейского счета, открытые органам Федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ.

В связи с вышесказанным финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований) необходимо будет до 01.01.2021 заключить с подразделениями ЦБ РФ и кредитными организациями (филиалами) дополнительные соглашения к договорам банковского счета, предусматривающие:

  • отказ от инициирования операций по банковскому счету с первого рабочего дня 2021 года в соответствии с законодательством РФ до закрытия счета;
  • ежедневный перевод с первого рабочего дня 2021 года в соответствии с законодательством РФ до закрытия счета остатков денежных средств со счета финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) на банковский счет, входящий в состав единого казначейского счета, открытый органу Федерального казначейства в подразделении ЦБ РФ;
  • необходимость представления заявления клиента на закрытие банковского счета за десять рабочих дней до даты его закрытия, но не позднее 17.03.2021;
  • закрытие банковского счета не позднее 01.04.2021.

Кроме того, финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований) для организации перехода на казначейское обслуживание необходимо провести работу по открытию казначейских счетов во взаимодействии с территориальными органами Федерального казначейства, а также проинформировать своих клиентов о переходе на казначейское обслуживание.

Цели: повысить контроль над использованием денежных средств, увеличить платежеспособность филиалов, снизить затраты на банковское обслуживание.

Как действовать: создать единую форму отчета о движении денежных средств для всех компаний группы, согласовать работу структурных подразделений, перейти на расчетно-кассовое обслуживание в один банк, перевести все функции по платежам в управляющую компанию, автоматизировать процесс прохождения платежей.

Группа компаний «Баланс»* специализируется на установке счетчиков и шкафов учета электроэнергии, снимает и контролирует их показания, проводит техническое обслуживание приборов. В разветвленную сеть холдинга входят восемь дочерних зависимых обществ (ДЗО, самостоятельные юридические лица, управляются на основании договора единого исполнительного органа), которые, в свою очередь, имеют филиалы (всего 21). Филиалы и ДЗО распределены по всей территории России. При этом юридические лица обслуживались в различных банках, что осложняло надзор за их платежами.

Чтобы усилить контроль над удаленными офисами, менеджмент принял решение создать единый расчетный центр (ЕРЦ) группы, который позволил бы отказаться от дублирующих казначейских функций, сократить затраты на персонал, контролировать расходуемые средства, получать оперативную информацию о финансовом состоянии филиалов, отслеживать выполнение плановых показателей бюджета.

Единые правила работы

Работу над системой единого казначейства менеджмент начал с оптимизации бизнеспроцессов, связанных с движением денежных средств, – создали единые регламенты взаимодействия между казначейством, ДЗО и филиалами. Так по явились Положение о кредитной политике, Положение о казначействе и Регламент прохождения платежей. Кроме того, была составлена единая форма отчета о движении денежных средств для всех ДЗО. В этой работе участвовали департаменты, ответственные за наполнение расходных статьей бюджета: отделы закупок, перспективного развития, управление по работе с клиентами и ряд других, как в головном офисе, так и в дочерних компаниях. Детализированная структура бюджета создавалась с учетом специфики деятельности холдинга, это заняло три месяца, учитывая время на согласование с руководителями подразделений. Параллельно с разработкой единой формы финансисты головной и дочерних организаций формировали единый регламент работы структурных подразделений. Этот документ помог устранить несогласованность действий при работе с ЕРЦ.

Дополнительно к документам и регламентам была написана инструкция для сотрудников, где содержались ответы на часто задаваемые вопросы. Она позволила сократить время на обучение персонала и увеличить производительность труда.

Планирование и контроль платежей

На отдел казначейства ГК «Баланс» возложили дополнительные обязанности по проведению платежей всей группы. В ведении финансового отдела управляющей компании теперь было заполнение бюджета движения денежных средств (БДДС). Он согласовывал затраты ЦФО, анализировал исполнение (план-факт) и утверждал на бюджетном комитете БДДС на отчетный период и т.д.

Казначейство же непосредственно отвечало за соблюдение лимитов по статьям затрат, работало с реестрами платежей и контролировало ответственных сотрудников в ДЗО (финансистов или бухгалтеров). В новой схеме работы часть нагрузки перекладывалась с финансового отдела на центры финансовой ответственности (ЦФО) – теперь они должны соблюдать установленные лимиты статей. Это позволило автоматически ограничить перерасход средств и отслеживать плановые показатели бюджета. Иными словами, БДДС стал инструментом контроля прохождения платежей.

Работа казначейства строилась так: все платежи обрабатывались группой операционистов ЕРЦ, которые согласовывали выплаты, если необходимые поля были правильно заполнены, а сумма не превышала лимит по статье затрат. Если же платеж вызывал сомнение и не мог быть сразу подтвержден, он заносился в список спорных операций, который подавался на рассмотрение финансовому директору или руководителю финансового департамента, и тот принимал решение, акцептовать заявку на оплату или дождаться соответствующих разъяснений от ее инициатора. На случай, когда лимит по статье исчерпан, а платеж требуется провести, предусмотрели возможность использовать средства другой статьи из этой же группы, пройдя соответствующую процедуру согласования.

Пример

Допустим, лимит по статье «Информационноконсультационные услуги», входящей в группу «Управленческие», исчерпан. Однако известно, что лимит по другой статье («Юридические услуги»), входящей в ту же группу, полностью израсходован не будет, значит, необходимую сумму можно «перекинуть». Для этого нужно написать служебную записку на имя финансового директора и обосновать срочность платежа. Тот, в свою очередь, принимает решение с учетом израсходованных средств по другим статьям и выполнения плановых показателей отчетного периода.

Таблица 1. Бюджет движения денежных средств на 2011 год, тыс. руб. (извлечение)

Кроме того, учли и возможность проведения платежей на непредвиденные нужды: резерв составляет 2–3 процента от общей суммы затрат компании на отчетный период. Если в отчетном периоде он израсходован не полностью, на следующий остаток не переносится, а утверждается заново. В первые месяцы работы по новым стандартам движение средств на расчетных счетах филиалов тщательно анализировалось, и если выяснялось, что по указанию какоголибо директора ДЗО был сделан платеж, не соответствующий утвержденному бюджету, принимались дисциплинарные меры вплоть до увольнения. Показательная жесткость была необходима для пресечения попыток проведения неакцептованных в казначействе платежей. И действительно, несколько взысканий подействовали на общую платежную дисциплину, в дальнейшем руководители четко следовали пунктам и положениям Регламента прохождения платежей.

Особенности работы в нескольких часовых поясах

Отдельно стоит остановиться на таких особенностях функционирования единого казначейства в территориально распределенной группе, как согласование времени прохождения платежей. Ведь разница во времени с московским офисом составляет от +7 часов до –1 часа, то есть если в Москве 10 часов, то в Хабаровске уже 17, а в Калининграде еще 9 утра. К тому же нужно учитывать, что операционный день банков заканчивается в 15 часов. И чтобы провести платежи хабаровского филиала сегодня, их реестр должен был поступить на утверждение позавчера.

Такие ограничения вынудили руководство прописать в регламенте жесткие сроки, в которые нужно предоставлять информацию о платеже, чтобы он был исполнен своевременно. Сотрудников же казначейства обязали соблюдать приоритетность оплат в зависимости от географического месторасположения филиалов. Учитывая удаленность подразделения от Москвы менялись и даты предоставления реестров в казначейство. Регионы были закреплены за конкретными операционистами, которые курировали платежи и по необходимости связывались с инициаторами.

Банковское обслуживание

Следующим шагом по созданию единого казначейства стал перевод всех ДЗО на расчетно-кассовое обслуживание в один банк. Его выбирали с учетом разветвленности сети. Обслуживание в одном кредитном учреждении позволило филиалам холдинга при кассовом разрыве пополнять свои оборотные средства внутренним займом между филиалами, без привлечения дополнительного внешнего финансирования.

Процедура упростилась в разы. Теперь по согласованию с собственниками и генеральным директором группы казначейство формировало рег ламентированный набор документов (договор с указанием суммы займа, процентной ставки, сроков, обоснования и т.п.), которые согласовывали с финансовым директором управляющей компании, ответственным за операцию. В дальнейшем такой подход позволил компании открыть кредитную линию на выгодных для себя условиях.

Функции ЕРЦ скорректировали в течение нескольких месяцев работы в тестовом режиме. Топ-менеджмент группы решил, что головному офису и единому казначейству потребуются дополнительные меры контроля над платежами филиалов. Компания заключила с банком договор на услугу корпоративного казначейства, согласно которому филиалы проводят расходные операции только по установленным ЕРЦ статьям расхода. Так, холдинг получил возможность оперировать всей массой денежных средств, находящихся в данный момент на расчетных счетах удаленных подразделений. Работало это так: для каждого юридического лица были открыты доходные и расход ные счета в банке по его местонахождению, и ежедневно (по плану платежей) с доходного на расходный счет филиала банк переводил сумму, указанную казначейством управляющей компанией.

Но затем эти функции перешли центральному офису, а с банком заключили соглашение, по которому все доходные счета филиалов закрыты для любого списания сумм, если это не инициировано ЕРЦ. Таким образом, головной офис стал полностью контролировать приход и расход денежных средств на нужды филиалов.

Таблица 2. Единая форма реестра платежного календаря (извлечение)

Как автоматизировали работу ЕРЦ

В первые месяцы работы единого казначейства холдинга платежи проводились в «полуавтоматическом» режиме. Реестр приходил в файле Excel, после чего загружался в систему, а уже затем высылался обратно с пометкой «акцептовано» или «не акцептовано». Затем бухгалтер филиала распечатывал реестр и формировал платежные документы. Конечно, такой порядок действий нельзя назвать удобным, к тому же это повышало вероятность проведения внеплановых платежей и случайных ошибок.

Поэтому топ-менеджмент решил упростить процесс и минимизировать влияние человеческого фактора.

При разработке автоматизированного решения ЕРЦ в группе «Баланс» решили использовать самостоятельно разработанную систему, написанную с помощью С++. Консолидированный бюджет с разбивкой по месяцам загружается в нее один раз в год. Если же в течение года бюджет корректируется, его доработанная часть «догружается», хотя, как правило, делается это не более двух раз в год. Реестры платежей загружаются в систему каждое утро, в строго определенное время – с 9 до 10 утра (мск). Затем в промежуток с 10 до 15 часов их обрабатывают и проводят, то есть выгружают в «1С», создают платежные поручения и отправляют через «Клиент-банк». Пропускная способность ЕРЦ холдинга значительно увеличилась, до 1500 платежей ежедневно.

В результате перевода денежных потоков ГК «Баланс» в единое казначейство финансовый департамент получил возможность контролировать исполнение бюджета и исключить несанкционированные платежи. Процесс прохождения финансовой заявки сократился до одного дня. Теперь согласование происходит в автоматическом режиме непосредственно в системе, где соблюдается лимит затрат ЦФО на каждую статью, и пропустить платеж на сумму больше, чем запланировано, физически невозможно. А переход на обслуживание в одном банке позволил минимизировать затраты на расчетнокассовое обслуживание и преодолевать кассовые разрывы в филиалах с помощью внутригруппового финансирования.

Читайте также: