Нарушение налогоплательщиком установленных специальным налоговым режимом

Опубликовано: 16.05.2024

Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения Размер штрафа Основание (статья НК)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб. ст. 116
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. ст. 116
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб. ст. 119.1
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);
30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);
20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы)
ст. 120
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);
40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно)
ст. 122
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст. 123
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб. за каждый непредставленный документ ст. 126
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб. ст. 128
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб. ст. 128
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;
20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года)
ст. 129.1

Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки

Часть налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, предположила, что ответственность за неуплату налогов на них не распространяется. Так ли это на самом деле, читайте в этой статье.

В. ЕГОРОВ, АКДИ "Экономика и жизнь"

Ежемесячный журнал "Новая бухгалтерия" №7, 2004 г.

Случается, что некоторые организации, перешедшие на специальные налоговые режимы, неправильно исчисляют суммы налога. За такое деяние их надо привлекать к ответственности.
Тут и возникла проблема: а предусмотрена ли ответственность за это для специальных налоговых режимов? Ведь п. 3 ст. 18 НК РФ, в которой упомянуты специальные налоговые режимы, до сих пор не действует.
А если таких налогов в Налоговом кодексе РФ нет, то, может быть, спецрежим - это не налог?
Такой вопрос задавали некоторые налогоплательщики, пытаясь избежать налоговой ответственности.
Совершенно очевидно, что налоговики рассуждают совсем по-иному.

МНС России в письме от 09.04.2004 N 27-0-10/99 привело такую цепочку рассуждений.
1. В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. В соответствии со ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" статьи 12 - 15 и 18 НК РФ, в которых перечислены все виды налогов, вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Перечень налогов определен не частью первой Налогового кодекса РФ, а Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
3. Пунктом 3 ст. 18 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установлено, что актами законодательства РФ о налогах и сборах может предусматриваться установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена предусмотренной статьями 19 - 21 указанного Закона РФ совокупности налогов и сборов одним налогом.
4. Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относятся к установлению и введению в действие новых налогов и сборов.
Главой 26.1 НК РФ установлен единый сельскохозяйственный налог, главой 26.2 НК РФ - упрощенная система налогообложения, а главой 26.3 НК РФ - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Таким образом, названными главами Налогового кодекса РФ установлены специальные налоговые режимы, а также определены виды налогов, заменяемые соответствующим единым налогом, налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты соответствующих единых налогов.
А если специальный режим - это система налогообложения, предусматривающая замену уплаты совокупности налогов уплатой единого налога, то и Налоговый кодекс РФ на специальный режим налогообложения распространяется в полной мере, включая положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, в том числе и об ответственности, предусмотренной ст. 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога" НК РФ.
Логика убедительная, и с ней трудно не согласиться.
Итак, на налогоплательщиков, применяющих специальные режимы, распространяется ст. 122 НК РФ. Однако это вовсе не означает что ее можно применять по любому поводу. Практика ее применения имеет свои тонкости.
Так, например, за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, установлена ответственность как ст. 122 НК РФ, так и п. 3 ст. 120 НК РФ.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 N 6-О положения пунктов 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.
Если эти статьи нельзя применять одновременно, то какую статью и когда следует применять?
Ответ на этот вопрос дан в п. 41 Постановления Президиума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. В нем сказано, что за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, ответственность установлена п. 3 ст. 120 НК РФ.
Если учесть, что минимальная сумма штрафа по ст. 122 НК РФ составляет 20% от суммы неуплаченного налога, а максимальная по ст. 120 НК РФ - только 10%, то во многих случаях налогоплательщику выгоднее настаивать на применении к нему санкций, предусмотренных ст. 120 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным ст. 122 НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ).
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, приведен в ст. 112 НК РФ и не является исчерпывающим. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ суды имеют право признавать смягчающими ответственность неограниченный круг обстоятельств. Такими обстоятельствами может стать, например, убыточная деятельность налогоплательщика по данным бухгалтерской отчетности.
Несвоевременная уплата налогов в соответствии со ст. 75 НК РФ влечет начисление пеней, а не наложение штрафа.
Согласно ст. 106 НК РФ ответственность устанавливается за совершение налогоплательщиком налогового правонарушения, которым признается виновно совершенное им противоправное деяние (действие или бездействие).
Если налогоплательщик, к примеру, не уплатил налог по сданным декларациям из-за отсутствия денег на счете, то его вины в этом нет и согласно п. 1 ст. 109 НК РФ этот факт является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности.
Если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата налога, которая перекрывает недоплату налога в тот же бюджет в последующем периоде, и переплата не была ранее зачтена, нарушение, предусмотренное ст. 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом.
В случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу и при упрощенной системе налогообложения с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ. Такую рекомендацию арбитражным судам дал Президиум Высшего Арбитражного суда РФ в информационном письме от 17.03.2003 N 71.
В соответствии с положениями ст. 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода.
Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
Поэтому за неправильную уплату авансового платежа взыскивать пени можно, а штрафовать нельзя.
Как видим, нюансов применения ст. 122 НК РФ, которые были выработаны за несколько лет ее применения в отношении налогоплательщиков, уплачивающих налоги в обычном порядке, накопилось много. Тем легче налогоплательщикам, применяющим специальные налоговые режимы, воспользоваться уже накопленным опытом.
Подробно об арбитражной практике применения ст. 122 НК РФ см. статью В. Егорова в журнале "Новая бухгалтерия", N 6 (12) за 2003 г.

Существуют, так называемые, специальные режимы налогообложения, которые, по сути, являются льготными по отношению к общей системе налогообложения.

Понятие специальных режимов в налоговом праве

Специальные налоговые режимы в налоговом праве представляют собой такие режимы, которые отличаются от стандартных режимов, а также подразумевают в некоторых случаях полное освобождение от уплаты налогов и сборов.

Специальные налоговые режимы устанавливаются в рамках Налогового кодекса, им же регулируются, определяются, контролируются. Российские правоведы считают, что специальным режимам можно дать особое определение.

Так, по мнению юристов, специальный режим в налоговом праве – это особый механизм взимания средств в счет государственного бюджета, который применяется лишь в некоторых случаях. При этом законодательством предусмотрен и механизм полного не взимания средств при определенных условиях.

Виды и характеристика специальных налоговых режимов

В Налоговом кодексе в статье 18, достаточно подробно дается перечень специальных режимов. К каждому из них применяются свои механизмы взимания средств с плательщиков в государственный бюджет. К специальным налоговым режимам относятся такие виды, как:

  • патенты;
  • раздел продукции;
  • налог на вмененный доход;
  • сельское хозяйство;
  • система упрощенного вида.

Виды специальных налоговых режимов и особенности налогообложения по каждой категории выведены в отдельные статьи Налогового кодекса.

Так, патентная система подразумевает применение к индивидуальным предпринимателям так же, как и другие (следует понимать, как общие) системы налогообложения. При этом те предприниматели, которые попадают под специальные налоговые режимы именно по статье о патентном налогообложения, освобождаются от уплаты двух видов налогов: на имущество физических лиц и доходы физических лиц.

В статье 346.43 Налогового кодекса подробно описывает, по какому виду предпринимательской деятельности ИП попадают под патентную систему налогообложения. В частности, к ним относятся: ремонт обуви, косметические процедуры, ремонт мебели и прочие услуги.

Специальный налоговый режим на основе патента позволяет предпринимателям несколько сэкономить на уплате сборов и налогов на стартовом этапе развития своего бизнеса.

Налогообложение по системе раздела продукции подразумевает, что в качестве продукции выступает определенное полезное ископаемое, которые добывают на территории страны или континентальном шлейфе на морских просторах (следует понимать, как нефть).

Для применения норм налогового права в отношении специального режима требуется, чтобы деятельность по добыче и разделе продукции была составлена на уровне соглашения. При этом в налоговый орган данное соглашение передается именно плательщиков налогов и сборов, а не второй стороной соглашения (инвестор, вкладывающий средства в развитие предпринимательской деятельности).

Система налогообложения при применении налога на вмененную прибыль подразумевает налоговую ставку в 15%, если иное не предусматривается какими-либо нормативно-правовыми актами. При этом виды деятельности достаточно обширные.

Например, к ним относятся: бытовые и ветеринарные услуги, транспортные услуги (при условии, что автопарк организации насчитывает не более 20 транспортных средств), услуги по размещению рекламных постеров и прочих объектов на транспортных средствах. Полный список всех видов деятельности, которые по системе налогообложения попадают под режим вмененного дохода, прописан в статье 346.26 Налогового Кодекса.

Упрощенная система уплаты налогов подразумевает не уплату ИП налога на прибыль, имущество организации и добавленную стоимость, налог на доходы физического лица и имущества.

Чаще всего по упрощенной системе открывают ИП, которые не получают достаточной прибыли или имеют в штате не более одного сотрудника. Например, фрилансеры, осуществляющие работу удаленно, без привязки к определенному местонахождению.

При этом за предпринимателями, уплачивающими налоги по упрощенной системе, равно как и за всеми другими, закрепляются правила по ведению отчетности и кассовых операций.

ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, которые тоже относится к специальным режимам налогообложения. Налоговое законодательство предусматривает добровольный переход предпринимателей на данный режим налогообложения, при условии, что они осуществляют именно сельскохозяйственную деятельность.

Организации или ИП в рамках законодательства могут быть освобождены от уплаты налогов на доход физических лиц и организации, имущества физических лиц и организации. При этом все остальные обязательные налоги остаются в силе, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Основы, задачи, применение, условия специальных режимов в налоговом праве

Специальный налоговый режим на основе патента подразумевает особый объект, подлежащий налогообложению. Так, им признается возможный годовой доход, который может получить предприниматель в ходе своей деятельности. Налоговая ставка в этом случае устанавливается в размере всего 6%.

Примечательно, что специальный налоговой режим на основе патента предусматривает и 0% ставку, при условии, что ИП, которые впервые зарегистрировали свою деятельность по данному режиму после вступления в силу соответствующих законов, установленных на уровне субъекта федерации. При этом могут вменяться особые условия, без выполнения которых нулевая процентная ставка не может применяться. В частности, это:

  • определенное количество сотрудников у ИП;
  • определенный доход, выручаемый с деятельности ИП.

Налоговый режим при разделе продукции по соглашению тоже имеет свои основы и особенности. Так, согласно статье 346.41 Налогового кодекса, плательщики встают на учет не по месту своего фактического нахождения, а по месту нахождения месторождения полезного ископаемого (следует понимать, как нефти).

Заявление подается после того, как соглашение с инвестором было составлено. Законодательством установлен срок в 10 календарных дней на подачу заявления, в противном случае соглашение теряет свою силу и требует перезаключения.

По истечении срока соглашения плательщик обязан прекратить свою деятельность или продлить условия соглашения с инвесторами.

В противном случае право на налогообложение в порядке раздела продукции утрачивается и деятельность попадает под общий порядок налогообложения.

Совершенствование специальных налоговых режимов ведется постоянно. И частности это касается налогообложения на вмененный доход. Так, согласно статье 346.29 Налогового кодекса, базой для расчета налоговой ставки является совокупность базового дохода от деятельности предпринимателя, физического показателя в один налоговой период (следует понимать, как один календарный год).

Если в течение периода у плательщика изменился физический показатель, то при расчете базы учитывается и этот аспект. При чем исчисление ведется ровно с того месяца, в котором произошло изменение. В этом случае налоговая база будет рассчитываться условно из двух показателей: до изменения и после него.

В городах федерального значения налоговый процент может быть отличен от установленных стандартных 15%. Колеблется он в размере 7,5—15%, на усмотрение соответствующих нормативно-правовых актов, применяемых к конкретному виду деятельности предпринимателя.

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов по упрощенной схеме не может быть применено к следующим видам деятельности:

  • деятельности банков и банковских агентов;
  • страховых компаний и агентов;
  • нотариусов и адвокатов, осуществляющих частную юридическую практику;
  • негосударственных пенсионных фондов и инвестиций;
  • организаций, осуществляющих деятельность в сфере азартных игр;
  • ломбарды и скупки цветного металла;
  • сельскохозяйственные организации и ИП.

Налоговая ставка в данном режиме налогообложения подразумевается в размере 6% (за исключением некоторых случаев, прописанных в федеральных законах и законах субъектов федерации).

Такая же ставка предусмотрена для организаций, которые перешли на систему налогообложения по ЕСХН. Специальным налоговым режимом признается в этом случае режим налогообложения, разработанный специально для предпринимателей, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность в крупных и средних масштабах. При этом численность сотрудников некоторых ИП (следует понимать, как рыбохозяйственные организации) не может превышать 300 человек, а деятельность осуществляется на судах, принадлежащих и находящихся в собственности организации.

Роль специальных налоговых режимов в налоговом праве достаточно велика, поскольку специальные режимы позволяют предпринимателям быстрее развивать свою деятельность, получать с этого достаточный доход, обеспечивать население рабочими местами, сокращать уровень безработицы, при этом не работая в убыток организации.

Совершенствование специальных налоговых режимов в российском законодательстве продолжается, с каждым годом для предпринимателей предлагается все больше выгодных условий, позволяющих успешно осуществлять деятельность, одновременно с этим пополняя государственный бюджет.

Авторы:

Сергей Николаевич Семин, управляющий партнер FPGS Consulting,

Артур Николаевич Мочалов, партнер FPGS Consulting, кандидат юридических наук

Налоговыми органами по итогам проверок часто выносятся решения о привлечении налогоплательщиков к ответственности за необоснованное занижение налоговой базы путем создания схемы «дробления бизнеса». Среди последствий может быть принудительная переквалификация ранее выбранного налогоплательщиком налогового режима - в частности, его перевод с упрощенной системы налогообложения на общую систему, если налоговый орган посчитает, что целью дробления было получение налоговой выгоды путем создания условий для использования специального налогового режима.

Сложность состоит в том, что законодательно термин «дробление бизнеса» не определен, в связи с чем налоговым органам предоставлена ширкая дискреция как при определении того, имело ли место "дробление" в каждом конкретном случае, так и в интерпретации целей и последствий такого дробления. Другая сложность, на которую хотелось бы обратить внимание в данном докладе, состоит в процедуре обратного перехода налогоплательщика на специальный налоговый режим, если ранее налоговый орган вменил ему использование общей системы налогообложения. Двусмысленные и неоднозначно толкуемые нормы налогового законодательства становятся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации (далее – Суд).

28 февраля 2019 г. Судом было вынесено Определение № 279-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Вереск" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации».

Суть спора в следующем. В отношении ООО «Вереск» (заявителя по делу) налоговый орган сделал вывод о получении организацией необоснованной налоговой выгоды в результате создания формальных взаимоотношений с взаимозависимыми юридическими лицами для целей сохранения права на применение упрощенной системы налогообложения; в связи с этим налогоплательщик был переведен на общую систему налогообложения. Очевидно, что налоговыми органами были произведены начисления налогов, и вместо уплаченного налога при применении УСН данной организации вменили неуплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

Первый вопрос заключается в следующем: на каком основании налоговый орган самостоятельно переквалифицировал режим налогообложения?

Статья 30 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) устанавливает, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Права налоговых органов изложены в пункте 1 статьи 31 Кодекса. Данный перечень не является исчерпывающим: пункт второй той же статьи устанавливает, что налоговые органы осуществляют и другие права, предусмотренные Кодексом.

В то же время, ни одна норма Налогового кодекса прямо не наделяет налоговые органы правом производить переквалификацию налогового режима организации или индивидуального предпринимателя. При создании юридического лица или при регистрации индивидуального предпринимателя соответствующий участник налоговых отношений самостоятельно выбирает, какой налоговый режим применять с учетом видов деятельности, целей налогового планирования, ожидаемой выручки и себестоимости товаров (работ, услуг) и других экономических соображений. Смена налогового режима производится самим налогоплательщикам в порядке и в сроки, предусмотренные законом, или при наступлении оснований, предусмотренных Кодексом. Например, таким основанием служит нарушение установленных условий применения этого спецрежима (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Однако в ситуации отсутствия четкой законодательной дефиниции дробления бизнеса у налоговых органов возникает широкое усмотрение - когда такое дробление перестаёт рассматриваться в качестве экономически обоснованного и должно квалифицироваться как нарушение условий использования специального налогового режима.

В отношении ООО «Вереск» налоговым органом была произведена переквалификация режима, а арбитражные суды всех инстанций подтвердили правомерность таких действий.

В частности, суды признали необоснованным довод налогоплательщика о правомерности применения им упрощенной системы налогообложения в 2014 году, при том, что в тот период он отвечал всем необходимым для применения данной системы признакам, установленным налоговым законодательством. На общую систему налогообложения он был переведен решением налогового органа с 1 октября 2012 года, обратный же переход на упрощенную систему налогообложения, как указали суды, даже в случае соответствия всем установленным требованиям возможен лишь путем подачи налогоплательщиком соответствующего заявления в сроки и в порядке, определенные Кодексом.

В своей жалобе в Конституционный Суд налогоплательщик ссылался на то, что ему как налогоплательщику, принудительно переведенному на общую систему налогообложения, не была предоставлена возможность воспользоваться правом на применение упрощенной системы налогообложения с того налогового периода, в котором он вновь стал отвечать необходимым для этого критериям.

Иными словами, налоговым органом была самостоятельно произведена переквалификация режима налогообложения с упрощенного на общий, однако при повторном появлении оснований и условий применения упрощенной системы обратная переквалификация налоговым органом не производилась. По мнению заявителя, положения пункта 1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ не соответствуют статьям 6 (часть 2), 8 (часть 1), 17 (часть 3), 34 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции РФ.

Поэтому второй вопрос состоит в следующем: не нарушается ли в рассмотренной ситуации баланс прав налогоплательщика и налогового органа?

Позиция Суда, отказавшего в принятии жалобы к рассмотрению, заключается в следующем.

В соответствии с п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется, по общему правилу, организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Следовательно, налогоплательщик вправе самостоятельно на основе собственной оценки своего экономического положения и характера осуществляемой им хозяйственной деятельности, а также преимуществ использования специального налогового режима принять решение о подаче уведомления в налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

В процедурном отношении Налоговый кодекс РФ предусматривает заблаговременное (своевременное) уведомление налогового органа о намерении перейти на упрощенную систему налогообложения (подпункт 19 пункта 3 статьи 346.12, пункты 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ). Данное условие, – заключил Суд, – связано в том числе с необходимостью обеспечения надлежащего администрирования налогов и сборов, а также полноты и своевременности их уплаты, а потому само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Анализ данной позиции Суда приводит к следующим выводам.

1. Суд подтвердил, что переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется, по общему правилу, организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Однако если налоговый орган посчитает, что вследствие применения того или иного режима налогообложения происходило занижение налоговой базы, то переквалификация такого режима осуществляется налоговым органом уже в одностороннем порядке, без согласования с налогоплательщиком. Процедура изменения режима оформляется решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Если переквалификация режима ранее была произведена налоговым органом, то право на применение упрощенной системы налогообложения вновь возникнет у налогоплательщика не с момента возникновения необходимых для этого финансово-экономических оснований (условий применения), а лишь после уведомления налогового органа в общем порядке, установленном Налоговым кодексом, и в предусмотренные Кодексом сроки.

Соблюден ли при этом баланс прав налогоплательщика и налогового органа? Представляется, что нет.

Конституционный Суд предоставил больше преимуществ именно налоговым органам, признав за ними право осуществлять самостоятельную квалификацию условий, оснований и обоснованности выбранного налогоплательщиком режима налогообложения – причем исходя из субъективного толкования должностным лицом налогового органа результатов его финансово-хозяйственной деятельности. Данное право, вероятно, отчасти может быть объяснено необходимостью надлежащего администрирования налогов и сборов, а также контроля за полнотой и своевременностью их уплаты. Но если речь идет о возврате к ранее выбранному специальному налоговому режиму, то ситуация меняется: налогоплательщик, даже если у него появились основания для использования такого режима, должен сам проинформировать налоговый орган о наличии соответствующих оснований - причем должен успеть сделать это именно в те сроки, которые установлены Налоговым кодексом.

Обоснованность такой позиции вызывает сомнения. Конституция РФ гарантирует равенство всех перед законом, в связи с чем действия государственных органов в схожих ситуациях должны быть одинаковыми в отношении всех налогоплательщиков – независимо от того, идет ли речь о переходе с упрощенного режима налогообложения на общий или наоборот. Тем более что в рассматриваемой ситуации налогоплательщик, изначально переходя на упрощенную систему налогообложения, недвусмысленно выразил свою волю использовать именно этот режим.

Важно в этом Определении и другое. Суд, использовав предельно широкое толкование закона, не только признал за налоговыми органами право на совершение действий, Кодексом прямо не предусмотренных, но и возложил на налогоплательщиков, в отношении которых налоговыми органами была произведена переквалификация налогового режима, обязанность заново проходить общую процедуру, связанную с обратным переходом на упрощенную систему налогообложения. Это значит, что налоговые органы, получив карт-бланш от Конституционного Суда РФ, продолжат и дальше выискивать схемы «дробления бизнеса», пользуясь неясностью законодательного регулирования и руководствуясь во многом собственным пониманием целей экономической деятельности. Результатом будет перевод налогоплательщиков с упрощенного режима на общий. При возникновении же оснований для возврата такого налогоплательщика на упрощенную систему налоговые органы никаких действий предпринимать не будут.

Несмотря на то, что подобная ситуация чаще всего возникает именно в случае установления налоговыми органами необоснованного (с их точки зрения) «дробления бизнеса», очевидно, что рассмотренное Определение Конституционного Суда РФ № 279-О затрагивает права значительно более широкого круга налогоплательщиков.


Ведущий экономист-консультант «Что делать Консалт»

Каждый бухгалтер привык, что налоговое законодательство динамично меняется. В 2021 году налогоплательщиков ждут очередные изменения по специальным налоговым режимам. Чтобы вы могли подготовиться к ним заранее, Надежда Четвергова, ведущий экономист-консультант, ответила на распространённые вопросы и подробно рассказала о новом для плательщиков ЕНВД, УСН и ПСН.

Приближается конец 2020 года, и мы предлагаем вам начать знакомиться с грядущими налоговыми нововведениями. В этой статье мы расскажем об изменениях по специальным налоговым режимам с 2021 года.

Напомним, что к специальным налоговым режимам согласно пункту 2 части 2 статьи 18 НК РФ[1] относятся:

1) СНО для с/х (далее ЕСХН);

2) упрощённая система налогообложения (далее ‒ УСН или, как называют в народе, упрощёнка);

3) СНО в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (далее ‒ ЕНВД или, как называют в народе, вменёнка);

Итак, посмотрим, что же подготовили законодатели для ЕСХН, ЕНВД, УСН и ПСН. Обратите внимание, в этой статье не будут рассмотрены СНО при выполнении соглашений о разделе продукции и налог на профессиональный доход. Предупреждаем, что мы смогли описать только те изменения, о которых было известно на момент подготовки статьи.

  1. ЕСХН

На момент подготовки статьи об изменениях для плательщиков ЕСХН в 2021 году известно не было.

  1. УСН – самый «любимый» спецрежим как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

В первую очередь хотелось бы ответить на пару волнующих вопросов: отменят ли сам спецрежим УСН и отменят ли декларацию УСН?

Многие уже слышали или читали, что какой-то спецрежим отменяют. Успокоим наших читателей: в 2021 году УСН точно не отменят, так как на 2021 год упрощенцев ждут некоторые изменения. К тому же считаем, что УСН будет действовать как минимум до 2024 года. Этот вывод следует из того, что период действия налоговых каникул для ИП на УСН продлили[2] до 1 января 2024 года.

Также в 2019 году появилась информация о том, что налогоплательщики на УСН с объектом «Доходы» смогут перейти на бездекларационный режим, при котором ИФНС будет сама за налогоплательщика исчислять налог на основе данных, полученных от онлайн-ККТ. В Госдуму РФ был внесён соответствующий проект федерального закона № 875583-7, и соответствующий законопроект Госдума РФ приняла в первом чтении. Сейчас на сайте Федеральной налоговой службы размещена информация, как реализовать эту возможность ( https://www.nalog.ru/rn77/rn77/rn77/rn77/news/activities_fts/9611398/ ).

Но согласно Протоколу заседания Совета ГД ФС РФ от 13.04.2020 № 259[3], принято решение перенести рассмотрение указанного проекта федерального закона с 14 апреля 2020 года на более поздний срок. Таким образом, на сегодня законопроект не принят.

А теперь переходим к самим изменениям для упрощенцев. Опубликован Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ[4] «О внесении изменений в главу 26.2 части второй НК РФ и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую НК РФ"» (далее – Закон № 266-ФЗ).

Этот закон вносит в НК РФ ряд изменений в пользу упрощенцев.

  • Лимит и ставки изменятся

Начиная с 2021 года упрощенец «слетит» с этого режима (п. 4 ст. 346.13 НК РФ[5]) если:

- доход свыше 200 млн рублей (ранее было 150 млн руб.);

- средняя численность сотрудников (работников) превысила 130 человек (ранее было 100).

Последствия такой утраты те же.

Также упомянутым Законом уточнено, что в случае совмещения режимов упрощёнки и патента при определении размера доходов (абз. 1 п. 4 ст. 346.13[6]) учитываются доходы по обоим спецрежимам (абз. 2 п. 4 ст. 346.13 НК РФ[7]).

Плательщики УСН, которые на конец отчётного (налогового) периода имеют более ста, но менее 130 сотрудников или получили за отчётный (налоговый) период доход более 150, но менее 200 млн руб., не «слетят» с применения этого спецрежима (см. будущую редакцию кодекса п. 4.1 ст. 346.13[8]). Однако для них изменится порядок расчёта налоговых обязательств. Их нужно будет рассчитать с применением новых, повышенных ставок. Если случится превышение (более 150 млн руб. по доходам и (или) 100 человек по средней численности), то, начиная с квартала, в котором произошло превышение и до окончания налогового периода, упрощённый налог (или авансовые платежи по налогу) нужно будет заплатить по ставкам (ст. 346.20 НК РФ[9]):

- 8 % ‒ если применяется объект налогообложения «Доходы» (новый п. 1.1 ст. 346.20 в будущей редакции Налогового кодекса РФ, действующей с 2021 г.[10]);

- 20 % ‒ если применяется объект налогообложения «Доходы минус расходы» (п. 2.1 ст. 346.20 в будущей редакции Налогового кодекса РФ, действующей с 2021 г.[11]).

Обратите внимание, что при допущении превышения в первом квартале календарного года налоговая ставка 8 % (или 20 %) устанавливается на весь налоговый период. Если превышение было во 2-м, или 3-м, или 4-м квартале, то к налоговой базе, посчитанной за отчётный период до квартала, в котором допущено превышение, нужно будет применять обычные ставки. Новые, увеличенные, ставки нужно применять к разнице между налоговой базой, определённой за отчётный (налоговый) период, и налоговой базой, которая рассчитана за период, предшествующий кварталу, когда допущено превышение.

Например, если доходы организации на УСН с объектом «Доходы» во втором квартале 2021 года превысят 150 млн руб. (но не более 200 млн руб.), налог за 2021 год нужно сложить из двух величин, которые по новым правилам нужно определить так:

- база за первый квартал 2021 г. × 6 %;

- (база за 2021 г. – база за первый квартал 2021 г.) × 8 %.

По аналогичному принципу упрощенцы с 2021 года будут считать авансовые платежи.

И самое главное, если по итогам отчётного (налогового) периода доходы упрощенца не превысят новый лимит в 200 млн руб., а средняя численность работников будет не более 130 человек, то право на применение упрощёнки сохранится и в следующем году при соблюдении прочих условий применения УСНО, установленных в главе 26.2 НК РФ[12].

  • Налоговые каникулы для ИП

Продлено до 1 января 2024 года право регионов устанавливать налоговые каникулы, то есть нулевую ставку по налогу на УСН для ИП, зарегистрированных впервые (ст. 2 Законом № 266-ФЗ[13]).

  • Нулевая база

Законом № 266-ФЗ в пункт 2 статьи 346.18 НК РФ добавлен абзац 2[14], в котором указано, что если по итогам отчётного (налогового) периода сумма расходов превышает сумму доходов, то применительно к данному отчётному (налоговому) периоду налоговая база принимается равной нулю. В то же время за упрощенцем, выбравшим объект налогообложения «Доходы-расходы», сохранена обязанность уплатить минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ[15]) и сохранено право перенести убыток, полученный в текущем году, на следующие периоды (7 ст. 346.18 НК РФ[16]). Официальных комментариев ФНС России или Минфина России на настоящий момент нами не обнаружено. Остаётся ждать их разъяснения.

  1. ЕНВД

С 1 января 2021 года ЕНВД не будет (ч. 8 ст. 5 Закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ[17]).

ФНС России разъяснила налогоплательщикамёвмененки, что им нужно сделать до конца 2021 года (ответ подготовлен на основе Информация ФНС России от 27.08.2020[18] с сайта https://www.nalog.ru ):

  • подавать заявление о снятии с учёта в качестве плательщика вменёнки не нужно ‒ снятие с учёта будет автоматическое;
  • нужно выбрать новую СНО;

ФНС отметила, что если налогоплательщики ЕНВД до конца 2021 года не выберут новый налоговый режим самостоятельно, то «молчунов» переведут на ОСНО.

Если решите перейти на упрощёнку, то для перехода на этот режим необходимо подать уведомление до 31.12.2020[19]. Не стоит забывать, что для применения этого режима нужно учесть некоторые ограничения.

ИП может выбрать патент. Этот режим допускается при схожих с ЕНВД видах деятельности. Имеются ограничения для перехода ‒ на уплату патента нужно подать заявление, оно подаётся не менее чем за 10 дней [20] до начала действия патента.

Для физлиц и ИП без наёмных работников и с годовым доходом не превышающим 2,4 млн рублей может подойти НДП.

  1. ПСН

Кратко опишем суть изменений.

  • Налоговые каникулы для ИП продлили до 01.01.2024 (ст. 2 Закона № 266-ФЗ[21]).

Также в главе 26.5[22] «Патентная система налогообложения» НК РФ внесены поправки Федеральным законом от 06.02.2020 № 8-ФЗ[23] «О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее ‒ Федеральный закон № 8-ФЗ), которые вступят в силу с 2021 года.

Рассмотрим, что ждёт индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО, в следующем году:

Сравнение приведено в таблице.

Как будет с 2021 г.

Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий

Услуги в области фотографии

Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству

Услуги в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых

Услуги поваров по изготовлению блюд на дому

Услуги по приготовлению и поставке блюд для торжественных мероприятий или иных событий

Оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота

Оказание услуг по забою и транспортировке скота

Производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав

Растениеводство, услуги в области растениеводства

Действующий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСНО, дополняется подпунктом 64[29] ‒ «Животноводство, услуги в области животноводства».

Также регионам РФ будут предоставлены полномочия объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться ПСНО, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (пп. 5 п. 8 ст. 346.43 НК[30] РФ).

  • Дополнительное основание для утраты права на применение патента

Основания, при которых налогоплательщик патента утрачивает право на его применение, перечислены в пункте 6 статьи 346.45 НК РФ[31].

К этому пункту добавлен пункт 6 статьи 346.43 НК РФ[32], в котором обозначено, что патент не применяется в отношении указанных видов предпринимательской деятельности в случае их осуществления в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Это означает, что если ИП является участником договора простого товарищества (или остальных указанных договоров), то он не вправе применять этот режим.

В этой статье мы постарались охватить все грядущие изменения налогового законодательства для спецрежимов, о которых известно в настоящее время. Как видим, законодатели не намерены «задушить» малый бизнес, а предоставляют возможность развивать экономику в новых условиях.

Читайте также: