Концепция налогового мониторинга и корпоративные риск ориентированные системы управления финансами

Опубликовано: 02.05.2024

Налоговый мониторинг придет насмену устаревшим формам контроля. Фото: iStock

Мониторинг Федеральная налоговая служба применяет с 2016 года. Он подразумевает взаимодействие фискальных органов и бизнеса в дистанционном формате. Компании добровольно предоставляют налоговикам онлайн-доступ к своим информационным системам, данным бухгалтерской и налоговой отчетности. Взамен же могут рассчитывать на снижение числа проверок. Фискальные органы не запрашивают документы, поскольку могут отслеживать все процессы в режиме реального времени. Проверке подвергаются только операции, которые содержат элементы риска. Трудозатраты компаний на сопровождение налогового контроля в таком формате снижаются более чем на треть.

Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

Благодаря особому инструменту налогового мониторинга - мотивированному мнению - компании могут запрашивать позицию налогового органа о правильности налогообложения конкретной сделки или операции. Это дает определенность в части бизнес-планирования. Своевременное устранение рисков, на которые укажут инспекторы, избавляет от возможных санкций.

Сейчас подключаться к налоговому мониторингу могут лишь крупные компании с годовым оборотом не менее 3 млрд рублей и активами на 3 млрд рублей. Сумма уплаченных ими налогов за предыдущий год должна составлять не менее 300 млн рублей.

Подписанная председателем правительства концепция предполагает снижение планки по совокупной сумме уплаченных за год налогов до 100 млн рублей. В нее также разрешат включать уплаченные страховые вносы. Минимальные требования к суммарному объему годовых доходов налогоплательщика и к совокупной стоимости активов также предлагается снизить втрое - до 1 млрд рублей. При этом компании для подключения к налоговому мониторингу не обязательно будет соответствовать всем трем критериям. Достаточно подходить по одному из них.

Концепция подразумевает составление и ведение налоговой службой карты отраслевых рисков участников налогового мониторинга, формирование риск-профилей компаний, автоматическое выявление рисков и оповещение о них налогоплательщиков.

Фото: Scott Olson / Staff / Getty Images

Фото: Scott Olson / Staff / Getty Images

Реализация заявленных планов позволит заметно расширить число потенциальных участников налогового мониторинга - до 3879 компаний к 2022 году и до 7827 - к 2024 году, уточняется в документе. Результатом развития этого инструмента станет снижение административной нагрузки на бизнес и влияния человеческого фактора при проведении налогового контроля, сокращение числа споров ФНС с налогоплательщиками, уменьшение потока бумажных документов, которые предоставляются в фискальное ведомство, и переход на электронный документооборот. Кроме того, ФНС сможет оперативнее выявлять и предупреждать нарушения, допускаемые налогоплательщиками.

Налоговый мониторинг сегодня уже используют "Аэрофлот", РЖД, "Ростех", "Газпром", ВТБ, "Мегафон", МТС, ООО "Гугл" (российская "дочка" Google) - всего 44 компании. Они обеспечивают 12,25% налоговых поступлений в бюджет. В 2020 году на этот формат должны перейти еще 52 компании, в том числе 32 с госучастием, уточняли ранее в Федеральной налоговой службе.

Михаил Мишустин, председатель правительства РФ о налоговом мониторинге:

В первую очередь это совместная оценка рисков, когда компания абсолютно откровенна и налоговая служба оценивает риски до начисления платежей по всем видам налогов и сборов.

В июле состоялся ежегодный деловой конгресс «Актуальные вопросы администрирования юридических лиц. Новшества налогового законодательства в 2017 году», организованный компанией «Такском» и редакцией журнала «Налоговая политика и практика».

По результатам конгресса у нас, экспертов компании «Правовест Аудит», сложилось понимание о том, как будет развиваться система налогового контроля. Какая роль в этом развитии отведена риск-ориентированному подходу. И мы считаем необходимым поделиться своими мыслями с вами.

Итак, риск-ориентированный подход означает выборочную проверку подозрительных компаний или операций по признакам налогового риска. Налоговая служба не в состоянии контролировать все. Поэтому инспекторы вынуждены как можно точнее выбирать объект контроля.

Но налогоплательщикам не стоит бояться такого подхода. Наоборот, точность работы налоговиков надо приветствовать. У контролеров нет задачи мешать законному и прозрачному бизнесу. Им нужно выявлять нарушения. А стандартизированные риски сигнализируют им о потенциальных нарушениях. И, по сути, ограничивают деятельность контролеров общением с уклонистами.

Если же инспектор подозревает всех подряд, значит, его профессионализм не дотягивает до применения риск-ориентированного подхода.


О возникновении риск-ориентированного подхода

Принципы риск-ориентированного подхода были заложены еще в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Но сами налогоплательщики столкнулись с таким подходом вплотную лишь пару лет назад. Первоначально риск-ориентированный подход применили к налогоплательщикам, возмещающим из бюджета НДС.

Принцип очень простой. В управлении камерального контроля ФНС России определили показатели, по которым поделили всех налогоплательщиков на три группы: с высоким риском, средним и низким (Письмо ФНС от 3 июня 2016 г. № ЕД-4-15/9933@).

Всего таких показателей 84. Их актуализация идет постоянно. Сейчас, например, в связи с интеграцией рисков налоговой и таможенной служб, и объединением информационных ресурсов.

Сама система управления рисками ФНС России закрыта как для компаний, так и для территориальных налоговых инспекций. Минусы секретности очевидны: правила односторонние, и компании не знают, что требуют контролеры. Но и плюсы тоже понятны: систему сложнее обмануть, создав видимость соответствия заранее известным показателям.

О выборе контрагентов при риск-ориентированном подходе

Чтобы компании оценивали своих контрагентов с учетом критериев налоговой службы, контролеры на сайте nalog.ru публикуют то, что не запрещает им 102 статья НК РФ: сведения об уплаченных налогах, о нарушениях, среднесписочная численность и т.п. Создано множество специальных сервисов: «проверь себя и контрагента», «проверка счета-фактуры», база заявлений о ввозе товаров. Готовится сервис «прозрачный бизнес».

Кроме того, в планах у налоговиков создать внешний, общедоступный контур риск-системы. В личных кабинетах в ближайшей перспективе разместят информацию о критериях оценки каждого налогоплательщика. Правда, только ту, которая касается каждого конкретного налогоплательщика. Инспекторы пояснят, что считают «плохим», а что «хорошим». Но инспекторы не хотят применять свои критерии как знак качества. Брать на себя ответственность за принятое решение, по мысли контролеров, должны налогоплательщики.

Они понимают, что по их критериям любая новая компания попадет в зону высокого риска. Для налоговиков все новое признак риска. Нет истории, нет типовых операций, с которыми можно сравнить отклонения, не понятен бизнес-план и деятельность и т.д. Если служба откроет свои критерии, то она не только внесет ясность, но и навредит новым компаниям. Налоговая служба на такое пойти, конечно же, не может.

Однако, чтобы не было проблем, компании обязаны учитывать мнение налоговой инспекции. В идеале понимание должной осмотрительности и необоснованной налоговой выгоды должно совпадать. Поэтому информацию контролеров о контрагентах компании должны рассматривать как концептуальные требования. Но без фанатизма. В каждом конкретном случае определяя порядок применения концепции на практике.

О контроле транзакций по принципам риск-ориентированного подхода

Налоговые инспекторы применяют риск анализ не только по отношению к субъектам (компаниям), но и к транзакциям, то есть к объектам контроля. Самый плотный контроль операций налажен на камеральной проверке декларации НДС. Автоматическая проверка декларации НДС проходит два этапа.

В первую очередь система АСК НДС-2 проверяет контрольные соотношения строк декларации. Эти соотношения всем известны. Выложены на сайте и реализованы в бухгалтерских системах сдачи отчетности. Но инспекторы жалуются, что до сих пор много усилий уходит на обработку выявленных расхождений строк.

При этом в 99% случаях эти арифметические ошибки связаны с невнимательным или неправильным заполнением декларации. На втором этапе камеральной проверки декларации НДС автоматика сопоставляет данные покупателя и продавца. Здесь количество ошибок на порядок больше. Но основные ошибки неизменны:

  • неверный ИНН контрагента (или его отсутствие)
  • неправильный номер и дата счетов-фактур
  • неверный код вида операций

Конечно же, попадаются ошибки не только технического характера. Удается выявлять и злой умысел. По признанию налоговых инспекторов, НДС остается самым «популярным» налогом для схем уклонения от налогообложения.

Когда автоматика АСК НДС-2 выявляет расхождения (любого характера), она тут же отправляет требование о представлении пояснений без участия инспектора. Это и хорошо и плохо. Человек сразу мог бы сообразить, где техническая опечатка, а где злой умысел. Но зато машина беспристрастна, и с одинаковым усердием отработает как опечатку, так и схему уклонения от уплаты налогов.

О контроле кодов видов операций в декларации НДС

Особо стоит отметить ошибки с кодами видов операций. Эти коды определяли алгоритм автоматической проверки. Но налогоплательщики часто относились к кодам небрежно. Присваивали операциям коды, которых быть не может. Например, в книге покупок ставят код 10. Машина не понимает этого и запускает проверку по ложному пути. Требуется вмешательство эксперта, чтоб внести ясность. В результате коды из инструмента контроля превращались в помеху.

И вот инспекторы в формат налоговой декларации НДС зашили только допустимые коды. Теперь коды, которые заведомо не применимы к операциям, машина не пропустит. Эти ограничения реализованы всеми операторами систем электронного документооборота.

Надо отдать должное налоговикам. Перед этим они провели долгую разъяснительную работу. Подготовили методичку с примерами использования кодов видов операций, которую довели до территориальных инспекций письмом ФНС России от 20 сентября 2016 г. № СД-4-3/17657. Выложили ее на сайте ФНС России в разделе «НДС 2016» подраздел «Информационные письма для налогоплательщиков». Методичка обязательно понадобится бухгалтерам, ведущим налоговый учет по НДС.

О выявлении схем уклонения от уплаты налогов

Налоговикам приходится менять не только привычки налогоплательщиков, но и психологию собственных инспекторов. Начальник Управления камерального контроля ФНС России А.В. Егоричева, на конгрессе отметил, что видит свою задачу в том, чтоб поменять сложившиеся подходы к проверке и сформировать новые лояльные для добросовестных налогоплательщиков. ФНС направляла инспекторам свои рекомендации в письме от 23.03.17 № ЕД-5-9/547@.

Инспекторам запрещено теперь доначислять налоги или отказывать в вычете НДС только потому, что один из контрагентов цепочки не заплатил налоги. За однодневки во втором или последующих звеньях цепочки компания отвечать не должна.

По новым требованиям руководства инспекторы сначала должны проверить взаимозависимость или согласованность действий. Если взаимозависимости нет, нужно доказать, что компания неосмотрительно выбрала контрагента, и операций с ним фактически не было. Такой подход Президиум Верховного суда озвучил в пункте 31 Обзора судебной практики № 1 от 16.02.17.

От инспекторов требуется не перегибать палку и действовать в рамках сложившейся арбитражной практики. Территориальные инспекции должны тщательнее собирать доказательства недобросовестности компании при выборе контрагента. Раньше налоговики позволяли себе обвинить компанию в необоснованной налоговой выгоде, если документы контрагента подпишет неустановленное лицо.

ФНС запретила инспекциям опираться лишь на это доказательство. Ведь большинство судей снимают доначисления, если налоговики не оспаривали реальность операций (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.01.17 № Ф09-11383/2016).

Кто хоть раз подавал НДС к возмещению, тот прекрасно понимает, как сложно будет налоговикам отказаться от формального подхода. Инспекторы требуют у вас как можно больше дополнительных документов лишь для того, чтоб показать, что они сделали все что могли. Руководство налоговой службы признает, что 98% этих документов бесполезны. Это психология, которую руководство ФНС будет менять.

О развитии системы налогового контроля

Система контроля будет развиваться в сторону углубления и расширения риск-ориентированного подхода. Его принципы неизбежно будут охватывать все большее количество операций и ситуаций. Уже сегодня есть не только технологии сплошного онлайн-контроля операций, но и конкретные технические средства.

Имея данные таможни, банковские данные о безналичных расчетах, информацию с онлайн ККТ и счетов-фактур из налоговых деклараций, ФНС в состоянии полностью контролировать всю цепочку формирования НДС в России. Нужно лишь организовать применение этих технических возможностей на практике. Поэтому среднесрочное развитие системы пойдет по следующим направлениям:

  1. Объединение товарного и безналичного денежного потока.
    Налоговики имеют договоренности с Центральным банком об обмене данными «массив на массив». То есть контролерам доступны все межбанковский операции. Поэтому схлопнуть товарный и денежный оборот вполне реально. Нужно лишь проработать методологию контроля и сопоставления информации о движении денег и товаров.
  2. Интеграция с онлайн-ККТ.
    После того как все поменяют кассовые аппараты налоговики обязательно проведут интеграцию фискальных данных со своими базами.
  3. Анализ связей и определение бизнес-периметра компаний.
    Для инспекторов всегда было не просто доказать недобросовестную согласованность. А новые требования к администрированию честных налогоплательщиков просто вынуждают налоговиков всерьез заняться наращиванием и систематизацией информации о связях компаний. Они обязательно будут анализировать и сопоставлять законные и незаконные связи. Учитывать можно все: от адресов размещения до биографий директоров.
  4. Автоматизация процесса налогового контроля.
    Камеральная проверка движется к полному бесконтактному общению с налогоплательщиком. Очевидно, что опыт НДС будет распространен и на другие налоги. Первым шагом в этом направлении обязательно будут контрольные соотношения по другим налоговым декларациям. Далее риск-ориентированный подход охватит контроль льгот. Затем в контрольную автоматику будут зашиты типизированные схемы уклонения от уплаты всех налогов и т.д.

Как только контролеры решат эти вышеуказанные задачи о консолидации баз данных и автоматизации алгоритмов контроля, перед ними неизбежно возникнут новые глобальные цели. Так, если базы будут консолидированы, и налажена их автоматическая обработка, то очевидно, что в не таком уж далеком будущем налоговики смогут формировать декларации без участия налогоплательщиков.

Июль 2017 г. Подготовлено экспертами «Правовест Аудит»

Обращайтесь, как практикующие налоговые эксперты и юристы, мы поможем максимально эффективно защитить интересы вашей компании.

Приглашаем на Круглые столы по практике применения законодательства — записывайтесь на ближайшие темы

Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, при котором не проводятся камеральные и выездные проверки. Это экономит много физических и эмоциональных сил. Но это не единственные плюсы. Компания получает реальные экономические выгоды, например, получая консультационную поддержку со стороны налоговиков, или привлекая новых инвесторов за счет повышения прозрачности.

Подробно об этих и других преимуществах в статье ниже.


Переход на налоговый мониторинг

Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ), которые вступили в силу с 1 января 2015 года и ввели новую форму налогового контроля, налоговый мониторинг.

Налоговый мониторинг — это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация добровольно предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, что, в свою очередь, освобождает организацию от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления (уплаты) налогов и сборов (см. письмо ФНС России от 17.12.2014 N ЕД-4-2/26194).

Однако при этом не нужно забывать, что в ходе этого контроля ИФНС вправе в любое время потребовать от организации необходимые документы и пояснения (Письмо ФНС от 17.12.2014 N ЕД-4-2/26194), также может привлекать экспертов (п. 3 ст. 105.29 НК РФ).

По действующим нормам заявление на проведение налогового мониторинга может подать организация, которая в предшествующем году (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • уплатила НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых не менее 300 млн руб.;
  • получила по данным бухгалтерской отчетности доходов не менее 3 млрд руб.;
  • на 31 декабря имела балансовую стоимость активов не менее 3 млрд руб.

Заметим, что Концепцией развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р, предусмотрено поэтапное снижение суммовых значений по этим ограничительным условиям.

И сейчас Минфином России подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового мониторинга» (ID проекта 02/04/08-20/00107219), в котором предлагается смягчить требования

Так, предлагается снизить ограничения по сумме налогов с 300 млн до 100 млн руб., при этом будут учитываться в том числе суммы НДФЛ и страховые взносы Кроме того, предусматривается уменьшение величины доходов по бухгалтерской отчетности с 3 млрд до 1 млрд руб., а также стоимости активов — с 3 млрд до 1 млрд руб.

Для перехода на налоговый мониторинг нужно не только соответствовать формальным требованиям, также необходимо подготовить ряд документов (см. п. 2 ст. 105.27 НК РФ).

Помимо очевидных документов таких, как:

О содержании последних двух документов детально рассказано в приказах ФНС России от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним» (вместе с «Требованиями к регламенту информационного взаимодействия», «Требованиями к составлению мотивированного мнения налогового органа») и от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».

Эти требования настолько подробны, что организации придется составить довольно объемные и внушительные документы.

Преимущества

Организация, которая перешла на налоговый мониторинг, получает ряд важных преимуществ. Перечислим основные.

Преимущества, которые увидит бухгалтерская служба.

  • Организация избавлена от камеральных и выездных проверок.
  • Инспекция выявляет допущенные налоговые ошибки и информирует об этом организацию.
  • Снижаются расходы на налоговых консультантов.
  • Объем налоговых начислений и доначислений прогнозируем.
  • Налогоплательщик может получить мотивированное мнение (фактически — консультацию) о налоговых последствиях совершенных или будущих сделок.

Преимущества, которые увидят акционеры и генеральный директор.

  • Нивелируются налоговые риски.
  • Повышается уровень надежности системы внутреннего контроля.
  • Улучшаются показатели финансовой отчетности за счет снижения начисленных сумм резервов в отношении налоговых рисков.
  • Повышается привлекательность компании для инвесторов, т.к. проведение налогового мониторинга демонстрирует желание компании быть максимально прозрачной.

Налоговым кодексом предусмотрен такой инструмент, как мотивированное мнение. Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (п. 1 ст. 105.30 НК РФ).

Таким образом, налоговый мониторинг обеспечивает предсказуемость в применении налогового законодательства: налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своей финансовой документации, а взамен получает право получить мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых им сделок. Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля.

Налоговики не смогут проводить налоговые проверки за период проведения налогового мониторинга кроме отдельных случаев, например, если заявляется возмещение по НДС, если в уточненной декларации уменьшается сумма налога, если налогоплательщик не выполняет мотивированное мнение (см. п. 1.1 ст. 88 и п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Автоматизация

Функционал для автоматизации процессов налогового мониторинга представлен в нескольких конфигурациях, работающих на платформе «1С: Предприятие 8.3»:

  • 1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО;
  • 1С:Управление холдингом;
  • 1С:ERP. Управление холдингом.


Используя возможности этих программных продуктов пользователь может:

  • создать копию базы данных с возможностью выборочного переноса данных,
  • подключить к этой базе налогового инспектора.

Для налогового инспектора создается специализированное рабочее место с определенными правами доступа и удобным интерфейсом.


Налоговый инспектор имеет возможность просматривать в базе электронные документы, формировать внутренние отчеты, просматривать налоговую отчетность, а также создавать запросы, связанные с исчислением и уплатой налогов, и направлять их налогоплательщику.


Соответственно, организация получает возможность отслеживать эти запросы и своевременно на них реагировать.


Кроме того, пользователи могут сформировать отчет о работе инспектора с данными налогоплательщика.


Дополнительную информацию о программных продуктах, включающих функционал налогового мониторинга, смотрите здесь.

Распоряжением Правительства РФ от 21 февраля 2020 г. утверждена концепция новой системы контроля для российских налогоплательщиков – налогового мониторинга (далее – «Концепция»). Для того, чтобы поправки вступили в силу, Концепция должна пройти законодательную процедуру.

Согласно Концепции планируется не только снизить пороги для добровольного участия компаний в налоговом мониторинге, но и упростить саму процедуру. В нашем обзоре расскажем, в чем преимущества налогового мониторинга, с учетом предусмотренных Концепцией правок, для вашего бизнеса и чего можно ждать в будущем.

Налоговый мониторинг: что это такое?

Режим налогового мониторинга, действующий в России с 2016 года, заменяет традиционные налоговые проверки на онлайн-взаимодействие между налогоплательщиком и налоговым органом. В ходе налогового мониторинга инспекторы в режиме реального времени анализируют налоговую и бухгалтерскую отчетность, а также информацию о сделках и других хозяйственных операциях компании.


В рамках налогового мониторинга предприятия предоставляют онлайн-доступ ответственным налоговым органам к документам и другой информации, составляющей основу для исчисления и уплаты налогов, или представляют эти документы властям по телекоммуникационным каналам связи (далее – «ТКС»).

Когда этот режим стартовал, новую форму взаимодействия решили опробовать лишь семь компаний. В начале 2020 года в нем участвует уже 95 налогоплательщиков, что говорит о достаточном успехе данной системы. После одобрения Концепции правительством ФНС ожидает дальнейший рост не менее 20% ежегодно.

Основные изменения, предусмотренные Концепцией

Чем же так хороша Концепция? Она делает режим налогового мониторинга привлекательнее для бизнеса. В частности, будут поэтапно снижены следующие пороги:

  • Будет снижена планка по совокупной сумме уплаченных налогов (включая НДФЛ и социальные взносы) за год с 300 млн руб. до 100 млн руб. к 2022 году.
  • Снижается минимальное требование к сумме годовых доходов с 3 млрд до 1 млрд руб. к 2022 году.
  • Уменьшится минимальный порог по уровню активов с 3 млрд до 1 млрд руб. к 2022 году

При этом, компания имеет право участвовать в налоговом мониторинге, если соответствует хотя бы одному из установленных критериев (ранее необходимо было одновременное выполнение всех условий).

В соответствии с Концепцией расширится спектр функций налогового мониторинга на благо участвующих в нем компаний. Предприятия будут иметь возможность предъявлять требования о возмещении НДС или акцизов. Налоговый мониторинг предусматривает несколько способов взаимодействия с налоговыми органами:

  • Взаимодействие в режиме онлайн,
    • либо посредством полного подключения налоговиками к информационной системе компании,
    • либо через т.н. «витрину данных», когда компании частично открывают доступ к своим документам и информации;
  • Предоставление документов в формате XML или PDF/A3 по ТКС.

Помимо налоговых инспекторов отслеживать ошибки и нарушения будут и специальные программы – роботы, удаленно отслеживающие ошибки и нарушения. Предполагается, что роботы будут проверять полноту и целостность данных учета, восстанавливать хронологическую последовательность отражения всех операций в учетной системе, а также проверять наличие подтверждающих первичных документов.

Преимущества для бизнеса

Предполагается, что новые меры сделают систему налогового мониторинга более привлекательной для большего числа налогоплательщиков. По прогнозам самих налоговых органов, к 2024 году режим смогут применять около восьми тысяч налогоплательщиков – юридических лиц.

Несмотря на необходимость в дополнительных ресурсах, требуемых от компаний при переходе на налогового мониторинга, в основном касающихся информационных ресурсов, положительных моментов больше. , Ниже представлены основные преимущества:

  • сокращение издержек на налоговые проверки;
  • снижение налоговых рисков и повышение предсказуемости налоговых обязательств;
  • снижение административного давления;
  • повышение уровня доверия к налогоплательщику со стороны ФНС;
  • возможность получения мотивированного мнения налогового органа;
  • «быстрое закрытие» налоговых периодов – не позднее 9 месяцев после окончания года.

Как SCHNEIDER GROUP может помочь?

Компания SCHNEIDER GROUP с удовольствием проконсультирует вас в отношении потенциальных преимуществ и недостатков участия в режиме налогового мониторинга, , а также поможет подготовиться к переходу на него.

Кто отвечает за исполнение Концепции

Речь идёт о распоряжении Правительства от 21.02.2020 № 381-р, которым утверждена Концепция развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга.

Её реализация возложена на Минфин и ФНС России, а также заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Цели Концепции

Рассматриваемый документ направлен на:

  • повышение качества и эффективности налогового контроля на основе высокотехнологичных решений;
  • упрощение и облегчение взаимодействия между налоговыми органами и организациями (налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и/или налоговыми агентами);
  • повышение прозрачности деятельности плательщиков.

Основная цель Концепции – определить пути и способы цифровизации налогового контроля на основе применения риск-ориентированного подхода, направленного на проверку высокорисковых операций плательщиков с учетом отраслевой специфики с последующей интеграцией функции государственного налогового контроля в корпоративные информационные системы плательщиков. Это позволит обеспечить:

  • добровольную, правильную и своевременную уплату налогов, сборов и страховых взносов в бюджет;
  • повышение эффективности налогового контроля;
  • снижение административного бремени для плательщиков (отказ от налоговых проверок, сокращение сроков проведения мероприятий налогового контроля).

Государство в лице Минфина и ФНС хочет глубже понимать бизнес-модели и отраслевую специфику деятельности плательщиков, а также снижения количества споров путем развития инструментов согласования налоговой базы.

Система налогового мониторинга

Состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

  • нормативная правовая база, регулирующая отношения в области налогового мониторинга;
  • информационная система, включающая программы для ЭВМ, базы данных, сайты в Интернете, иные объекты информационных технологий, содержащуюся в них информацию и исходные данные, программно-аппаратные комплексы и иное имущество, связанное с указанными объектами;
  • информационные сервисы и форматы информационного взаимодействия;
  • организационно-функциональная модель системы налогового мониторинга.

Как будут развивать систему мониторинга

Концепция определяет следующие основные направления развития налогового мониторинга:

  • создание новой системы обязательных требований для добровольного соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах посредством интеграции налогового контроля в организационно-информационную среду плательщиков с одновременным отказом от налоговых проверок;
  • развитие расширенного информационного взаимодействия путем организации доступа налоговых органов к информационным системам плательщиков в режиме реального времени и перехода на качественно новый уровень обработки документов (информации) с одновременным отказом от сплошной документальной проверки и истребования первичных документов плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, придание юридической значимости факту представления в ИФНС документов (их копий) посредством организации доступа налогового органа к информационным системам плательщика;
  • развитие риск-ориентированного подхода на основе единых стандартов создания и развития систем управления рисками, в том числе переход к совместной оценке рисков на основе своевременного информирования плательщиков о выявленных рисках и получения обратной связи от плательщика для оценки эффективности функционирования системы управления рисками;
  • разработка интерактивных сервисов, открытых программных интерфейсов и аналитических инструментов, обеспечивающих автоматизацию налогового контроля посредством удаленного запуска программы автоматического контроля в информационных системах плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам;
  • создание условий для повышения уровня доверия налоговых органов к информационным системам плательщиков, а также системам внутреннего контроля и управления рисками на основе проверки соответствия данных систем установленным требованиям, тестирования и оценки уровня их организации;
  • дальнейшее развитие и совершенствование механизма согласования налоговыми органами налоговой базы с целью повышения уровня прогнозируемости поступлений налогов, сборов и страховых взносов в бюджет;
  • повышение эффективности процедур урегулирования спорных вопросов с использованием мотивированных мнений налогового органа.

Концепция также определяет следующие мероприятия:

  • расширение перечня плательщиков, которые вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, за счет изменения условий, соблюдение которых плательщиком обязательно;
  • отказ от проведения налоговых проверок и сокращение сроков налогового контроля;
  • развитие расширенного информационного взаимодействия путем организации доступа налоговым органам к информационным системам плательщиков в режиме реального времени и перехода на качественно новый уровень обработки документов (информации);
  • развитие риск-ориентированного подхода в налоговом контроле;
  • дальнейшая интеграция налогового контроля в информационные системы плательщиков;
  • подтверждение соответствия информационных систем плательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, а также систем внутреннего контроля и управления рисками плательщиков установленным требованиям;
  • развитие института мотивированных мнений налоговых органов.

Как это будет

Реализация Концепции должна обеспечить:

  • расширение перечня потенциальных участников налогового мониторинга (к 2022 г. – до не менее 3879 плательщиков, к 2024 – до не менее 7827);
  • увеличение количества плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, – на уровне не ниже 20% в год;
  • повышение доли плательщиков, которые предоставляют налоговым органам доступ к своим информационным системам, в общем количестве плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, – на уровне не ниже 10% в год;
  • снижение доли рисков высокого и среднего уровней, не обеспеченных контролем, в общем количестве рисков, выявляемых при налоговом мониторинге, – на уровне не ниже 5%в год;
  • повышение доли автоматических и автоматизированных контрольных процедур, в рамках налогового мониторинга, – на уровне не ниже 20% в год;
  • снижение уровня неопределенности порядка налогообложения для плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, – на уровне не ниже 5% в год;
  • повышение доли мотивированных мнений налоговых органов, составленных по запросам плательщиков в отношении планируемых сделок (операций) и направленных плательщикам без продления срока (п. 5 ст. 105.30 НК РФ), в общем количестве мотивированных мнений, направленных по запросам плательщиков, – на уровне не ниже 5% в год;
  • повышение доли электронных документов в общем количестве документов плательщиков, служащих основанием для отражения в учете фактов хозяйственной жизни и/или для подтверждения правильности уплаты налогов, сборов, страховых взносов, – на уровне не ниже 10% в год.

Читайте также: