Объект налогообложения налога с оборота

Опубликовано: 22.04.2024

Как выбрать систему налогообложения для розничного магазина

  • Бухгалтерия
  • Налоги
  • Патент
  • УСН


От системы налогообложения зависит, сколько бизнес будет платить в бюджет и как часто придется отчитываться. Рассказываем, по каким критериям ее выбирать и какой налоговый режим выгоднее всего для розничной торговли.

Что учитывать магазину при выборе системы налогообложения

В этой статье речь пойдет только про розничные магазины, которые занимаются торговлей в помещениях. Если вы продаете онлайн, то там другая ситуация — подробно разобрали ее в отдельной статье.

Чтобы выбрать систему налогообложения для розничного магазина, нужно учесть несколько факторов: организационно-правовую форму бизнеса, ограничения по виду деятельности, годовой доход и число сотрудников.

Организационно-правовая форма. Важно, как зарегистрирован бизнес: как юрлицо или индивидуальный предприниматель. Для них подходят разные налоговые режимы.

Системы налогообложения для торговли в розницу ИП и ООО

Вид деятельности. Только на ОСН нет ограничений по видам деятельности. При выборе другой системы важно, что именно собираетесь продавать:

  1. На патенте не получится продавать крепкий алкоголь, так как ИП не дадут лицензию. Еще запрещено продавать лекарства, меховые изделия и обувь.
  2. На УСН нет ограничений для ООО, которые торгуют в розницу. А вот ИП на любом режиме не сможет продавать крепкий алкоголь.
  3. На НПД можно продавать товары только собственного производства: заниматься перепродажей нельзя.

Если сомневаетесь, уточните в налоговой ограничения по вашему виду деятельности. Может оказаться, что вам подходит только один налоговый режим и не придется выбирать.

Сумма дохода. Как и с видом деятельности, ограничений нет только на ОСН. На других системах налогообложения есть лимит максимального годового дохода. В 2021 году ограничения такие:

  • 2,4 млн рублей в год — для самозанятых;
  • 60 млн рублей в год — для патента;
  • 200 млн рублей в год — для упрощенки.

Чтобы выбрать подходящую систему, прикиньте, какой доход планируется у вас за год. Сумму лучше брать с запасом.

Число сотрудников. На ОСН можно вести бизнес с любым количеством сотрудников. На других системах есть лимит по сотрудникам:

  • до 130 человек — для УСН;
  • до 15 человек — для патента.

Предприниматели на НПД вообще не имеют права нанимать работников по трудовым договорам.

Виды налоговых режимов для розничной торговли

Всего есть пять режимов налогообложения: общая система, упрощенка, патент и самозанятые и ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. ЕСХН подойдет только сельхозпроизводителям — тем, кто самостоятельно выращивает, перерабатывает и продает сельскохозяйственную продукцию. Это редкий случай, поэтому для розничных магазинов мы его рассматривать не будем.

Независимо от выбранного налогового режима ИП и компании платят страховые взносы, иногда дополнительные налоги, а также отчитываются за сотрудников, если они есть.

Страховые взносы. Есть два типа страховых взносов:

  • страховые взносы ИП за себя: платят все предприниматели, кроме ИП на НПД;
  • страховые взносы за сотрудников: платят все ИП и компании, у которых есть сотрудники.

Дополнительные налоги. Эти налоги нужно платить на любой системе налогообложения, если есть объект налогообложения. Они одинаковы для ИП и компаний:

  • земельный — если в собственности есть земельный участок;
  • налог на имущество — если в собственности есть торговая или офисная недвижимость, например магазин;
  • транспортный — если в собственности есть автомобиль.

Еще есть ввозной НДС: его платят все компании или ИП, которые ввозят товар в Россию границы. Правда, в некоторых случаях импорт товаров НДС не облагается: например, при ввозе медицинских товаров.

Кратко все различия налоговых режимов можно представить в таблице.

Отличия систем налогообложения для торговли в розницу

Дальше расскажем подробнее о каждом налоговом режиме, подходящем для розничной торговли.

ОСН — общая система налогообложения

Ограничения. Этот режим подходит для всех, на нем нет ограничений. По умолчанию ОСН назначается всем компаниям и ИП при регистрации бизнеса: если не выберете другую систему налогообложения, будете работать на общей системе. Для многих предпринимателей это нежелательная ситуация: тут больше всего отчетности и налогов. Но , наоборот, выгоднее работать на ОСН.

Налоги. Различаются для компаний и ИП:

  • налог на прибыль по ставке 20% — для компаний, НДФЛ по ставке 13% — для индивидуальных предпринимателей;
  • НДС по ставке 20%, 10% или 0%;
  • торговый сбор, если ИП или ООО ведет розничную торговлю в Москве. Величина сбора зависит от вида торговли, местоположения магазина и площади зала.

Отчетность. Компании на ОСН сдают:

  • декларацию по налогу на прибыль — ежеквартально;
  • декларацию по НДС — ежеквартально;
  • бухгалтерскую отчетность — раз в год;
  • отчетность за сотрудников.

ИП на ОСН сдают:

  • декларацию 3-НДФЛ — раз в год;
  • декларацию по НДС — ежеквартально;
  • отчетность за сотрудников, если они есть.

Еще предприниматели и юрлица ведут книгу покупок и продаж. Ее ведут все, кто отчитывается по НДС. А ИП ведет еще и книгу учета доходов и расходов. То есть предприниматели ведут две книги параллельно.

На ОСН больше всего расчетов и отчетов по сравнению с другими системами налогообложения, поэтому не обойтись без бухгалтера. Самое сложное — правильно учитывать доходы, расходы, считать НДС и налоговую базу.

Когда стоит выбрать. Режим подойдет магазину, если он работает с юридическими лицами, которым важно принимать к вычету НДС. Еще стоит выбрать ОСН, когда годовой оборот превышает лимиты на упрощенке.

УСН — упрощенная система налогообложения

Ограничения. Для работы на УСН есть ограничения:

  • годовой доход до 200 млн рублей;
  • в штате до 130 сотрудников;
  • остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 150 млн рублей.

Дополнительные условия для юрлиц:

  • другой компании может принадлежать не более 25% уставного капитала;
  • нет филиалов.

С 2021 года действует правило: если ИП или ООО зарабатывает до 150 млн рублей в год, он платит налоги при УСН по обычной ставке, а если от 150 до 200 млн рублей — по повышенной. Если же доход стал больше 200 млн рублей, то компанию или ИП автоматически снимают с упрощенки и она должна отчитываться по ОСН с того квартала, в котором случилось превышение.

Правило касается и сотрудников: до 100 человек по обычной ставке, от 100 до 130 — по повышенной.

Налоги. Компании и ИП на упрощенке платят в бюджет:

  • налог по ставке 6% с объекта «Доходы» или по ставке 15% — «Доходы минус расходы»;
  • торговый сбор при розничной торговле в Москве.

Регионы могут устанавливать более низкие ставки, поэтому лучше проверить это на сайте налоговой

Отчетность. Юрлица сдают:

  • декларацию по УСН — раз в год;
  • бухгалтерскую отчетность — раз в год.

ИП сдают декларацию по УСН — раз в год.

Также компании и ИП на упрощенке обязаны вести книгу учета доходов и расходов и предоставлять ее по требованию налоговой.

Когда стоит выбрать. УСН подойдет магазину, у которого не более 130 сотрудников и оборот не больше 200 млн рублей в год.

ПСН — патентная система налогообложения

Работать на патенте могут только ИП. Каждый регион определяет самостоятельно, по каким видам деятельности выдавать патенты. Но есть общие ограничения, которые действуют для всех.

Ограничения. Для розничной торговли на патенте есть требования:

  • выручка не более 60 млн рублей в год;
  • площадь магазина — до 150 м²;
  • максимальное количество сотрудников — 15 человек;
  • нельзя продавать бензин, дизельное топливо, автомасла.

На патенте нельзя продавать отдельные виды маркированных товаров: лекарства, обувь и меховые изделия. Другими маркированными товарами торговать на патенте можно.

Налоги. Величина налога — это стоимость патента. Она не зависит от реального дохода, который получает ИП. Потенциальный доход устанавливает каждый регион самостоятельно. Цену патента можно узнать через налоговый калькулятор на сайте ФНС.

Налоги. Величина налога — это стоимость патента. Она не зависит от реального дохода, который получает ИП. Потенциальный доход устанавливает каждый регион самостоятельно. Цену патента можно узнать через налоговый калькулятор на сайте ФНС.

Преимущество ИП на патенте — они не платят торговый сбор, если ведут торговлю в Москве.

Патент нужно покупать в том же регионе, где находится магазин ИП. Например, если магазины ИП расположены в Курске, патент надо покупать там. А если у него несколько точек в Курске и Дмитрове, патенты оформляют в обоих регионах. Для каждой точки оформляется отдельный патент.

Отчетность. ИП на патенте не сдают декларации, но обязаны вести книгу учета доходов.

Когда стоит выбрать. Патент подойдет небольшим магазинам, в которых не продается крепкий алкоголь, и сезонному бизнесу: патент можно оформить на нужный срок, например три летних месяца.

НПД — налог на профессиональный доход

Предпринимателей и физлиц, которые платят налог на профессиональный доход, называют «самозанятые». Работать на НПД может только физлицо или ИП.

Самозанятым можно продавать товары, сделанные своими руками. Например, кондитер печет торты и продает их на ярмарке или швея шьет халаты и ночные сорочки на заказ.

В жизни у самозанятого может быть свой небольшой магазин-мастерская, где он сам продает товары собственного производства. Но по закону это не считается розницей.

Ограничения. Основное препятствие — можно продавать только товары, который сделал сам. Поэтому НПД не подойдет большинству розничных магазинов.

Для самозанятых есть и другие ограничения:

  • нельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам;
  • годовой доход — до 2,4 млн рублей;
  • нельзя продавать товары, подлежащие обязательной маркировке, например обувь;
  • НПД нельзя совмещать с другими режимами.

Налоги. Ставки налога: 4% — с доходов от физлиц, 6% — с доходов от юрлиц и ИП.

Отчетность. У самозанятых нет отчетности. ИП вносит доходы в приложение, а налоговая по ним каждый месяц рассчитывает и автоматически начисляет налог.

Когда стоит выбрать. действующих ограничений НПД подойдет только предпринимателям, которые продают товары собственного производства, не планируют нанимать сотрудников и зарабатывают в среднем до 200 тысяч в месяц.

Как рассчитать налоговую нагрузку

Если вы учли ограничения и теперь выбираете из нескольких налоговых режимов, нужно рассчитать налоговую нагрузку. Где будет меньше всего платежей, та система налогообложения для вас выгоднее всего.

При выборе системы налогообложения и расчете доходов учтите, что для некоторых новых ИП действуют «налоговые каникулы». Это значит, что можно вообще не платить налоги два года.

Приведем пример для ИП без сотрудников, это упрощает расчеты. За сотрудников нужно платить НДФЛ и страховые взносы — они одинаковы для всех налоговых режимов и не влияют на выбор

Представим, что ИП без сотрудников открывает розничный магазин в Казани, площадь торгового зала — 50 м². Планирует, что годовой доход будет 6 000 000 ₽, расходы за год — 4 200 000 ₽.

Расчет платежей на ОСН. Для простоты расчета представим, что все доходы и расходы облагались НДС.

Расчет платежей для розницы на общей системе налогообложения

Получили, что на общей системе налогообложения предприниматель заплатил бы за год 643 685 ₽.

Расчет платежей на УСН «Доходы минус расходы». На УСН «Доходы минус расходы» есть минимальный налог: 1% от полученных за год доходов. Его сравнивают с налогом по ставке 15% и платят в бюджет сумму, которая оказалась больше.

На этом налоговом режиме страховые взносы тоже можно вычесть из доходов, как и остальные расходы на бизнес.

Расчет платежей для розницы на упрощенной системе налогообложения «Доходы минус расходы»

ИП на УСН «Доходы минус расходы» заплатит в бюджет 318 795 ₽.

Расчет платежей на УСН «Доходы». Налог считается от всех поступлений ИП — наличными и на расчетный счет, расходы не учитываются.

Зато из исчисленного налога можно вычесть уплаченные страховые взносы.

Расчет платежей для розницы на упрощенной системе налогообложения «Доходы»

Общая сумма налогов в бюджет у ИП на УСН с объектом налогообложения «Доходы» — 360 000 ₽.

Патент. Стоимость патента на год для розничной торговли в Казани — 259 800 ₽. Цена высокая, потому что стоимость патента зависит от потенциально возможного дохода, местности, где расположен магазин, и его метража. Например, годовой патент для такого же магазина в Майкопе стоил бы 114 000 ₽.

Патент тоже можно уменьшить на страховые взносы.

Расчет платежей для розницы на патентной системе налогообложения

НПД. НПД не подходит, потому что в примере доход выше 2,4 млн рублей.

Получили такие результаты:

  • ОСН — 643 685 ₽;
  • УСН «Доходы минус расходы» — 318 795 ₽;
  • УСН «Доходы» — 360 000 ₽.
  • патент — 259 800 ₽.

В нашем случае наиболее выгодная система налогообложения для предпринимателя — патент. Для другого города и магазина меньшего размера выгоднее может оказаться УСН «Доходы минус расходы», нужно считать для каждой ситуации.

Какую систему налогообложения выбрать для розничного магазина

В общем случае алгоритм такой:

  1. Определитесь с организационно-правовой формой. Выберите, что лучше подходит для вашего бизнеса: ИП или ООО. От этого будет зависеть, из каких режимов налогообложения вы сможете выбирать.
  2. Учтите все ограничения. Выберите из режимов налогообложения те, что подходят вашему бизнесу — по уровню доходов, числу сотрудников и другим ограничениям. Может оказаться, что вам подойдет только один из налоговых режимов и не придется ничего рассчитывать.
  3. Рассчитайте платежи в бюджет: сколько налогов и взносов надо платить на каждой подходящей вам системе налогообложения.

Дальше разберем частные ситуации, для которых есть свои особенности.

Продажа через вендинговые аппараты. Подойдут любые режимы налогообложения, ограничений для вендинга нет. А если предприниматель без работников будет продавать товары собственного производства, то может стать и платить самый минимальный налог — на профессиональный доход.

Совмещение оптовой и розничной торговли. При оптовой торговле запрещено применять патент. Но при этом патент можно совмещать с другими режимами. Поэтому есть два варианта:

  • выбираете упрощенку или ОСН для обоих видов деятельности;
  • выбираете для розничной торговли патент, для оптовой — УСН или ОСН.

Розничная торговля маркированными товарами. Ограничения есть только на патенте: запрещено продавать отдельные виды маркированных товаров — лекарства, обувь и мех. Для них ПСН не подойдет.

При продаже других маркированных товаров, например духов или шин, нет ограничений. Поэтому компании и ИП могут выбирать любые режимы налогообложения.

Розничная торговля алкоголем и табаком. Компании могут работать на любой системе налогообложения — для ООО ограничений нет. ИП может применять любой режим, кроме самозанятости, потому что на нем можно продавать только товары, которые изготовил сам.

Но для ИП есть дополнительные ограничения: из спиртного они могут продавать только пиво и пивные напитки. Торговать крепким алкоголем предприниматели не имеют права, для этого надо регистрировать ООО.

Бухгалтерское обслуживание от Тинькофф

Бухгалтер на удаленке без отпусков и выходных:

  • расчет налогов для ИП и ООО на УСН или патенте;
  • подготовка документов и отчетности по сотрудникам;
  • консультации по льготам для бизнеса.

Объект налогообложения - это реализация обстоятельств, имеющих оценку.

Понятие объекта налогообложения

Налоговое законодательство закрепляет за налогоплательщиками обязанность по уплате налогов. Сегодня НК РФ содержит большое количество налогов, которые имеют множество элементов в своем составе. Наиболее важным из них является объект налогообложения, установленный как обстоятельство назначения того или иного налога.

При наличии объекта возникает обязанность уплачивать налоги. К объектам относятся прибыль организации, имущество доходы и расходы, а также все прочие объекты, имеющие количественную и качественную характеристику.

Налоги, установленные законодательством к взиманию с физических и юридических лиц, имеют самостоятельные объекты, которые определяются в соответствии со второй частью Налогового кодекса, а также с учетом 38 статьи. Значение объекта налогообложения представлено также в рамках статьи.

Принципы объектов налогообложения

Субъекты и объекты налогообложения установлены во второй части НК РФ. Основным элементом налогообложения является его объект. Налогоплательщики объект налогообложения должны определять четко, поскольку только при наличии у налогоплательщика объекта возникает обязанность уплачивать налоги. Основными принципами объектов налогообложения являются следующие.

Во-первых, любое имущество, предназначенное для реализации, признается товаром. Минфин России определяет, что также признать товаром к примеру, можно любое недостроенное здание, которое предназначено для реализации. Кроме того, Минфин России отмечает, что конструкторские разработки и созданная документация без предварительного заказа разработчикам также признается готовым товаром.

Не относится к имуществу доля в уставном капитале. Четко разграничивает НК и услуги для целей налогообложения, поскольку работа имеет ярко выраженный материальный результат, а услуга – нет. При этом услуга реализуется в момент того, как закончится ее оказание.

Выбор объекта налогообложения производится физическим лицом или организацией в зависимости от требуемого налога.

В НК РФ определены цели того или иного объекта для уплаты налогов. Основной целью является само существование налога, которое невозможно без наличия объекта, с которого он исчисляется.
Характеристика объектов налогообложения

Статья 38 не дает наименование объекта налогообложения. При этом понятие раскрывается, но через перечисление обстоятельств, которые могут быть объектами, с указанием их основных признаков. Так, объектом налогообложения могут быть имущество, доходы, расходы, прибыль и реализация товаров, работ, услуг. Перечень не является исчерпывающим, и законодательство допускает существование иных объектов, которые должны иметь стоимостную или физическую характеристику. Значение объекта налогообложения в том, что, благодаря ему возникает право появления обязанности по уплате налогов

Объект налогообложения - это обязательный элемент налогового контроля, без которого налог просто не может существовать. Объект налогообложения определяется по федеральным, региональным и местным налогам налоговым законодательством. При реализации прав согласно статье 12 НК РФ на установление налогов органами государственной власти местного самоуправления, объект налогообложения не может быть определён ими законодательно.

Среди всех обязательных элементов налогообложения только объекту посвящена целая глава Налогового кодекса. Перечисленные в статье виды налогообложения значительно различаются, и чтобы осуществить выбор объекта налогообложения, необходимо ознакомиться с законодательством.

Так, прибыль - это всего лишь бухгалтерская запись, а имущество - это предмет материального мира, который должен обязательно иметь собственника, поскольку без него данный объект налогообложения просто не будет существовать.

Учет объектов налогообложения осуществляется в рамках налогового учета. Конечные данные в декларациях по налоговому и бухгалтерскому учету могут отличаться.

Виды объектов налогообложения

Перечень объектов налогообложения выглядит следующим образом. По Федеральным налогам объектами являются:

  • реализация работ, товаров на территории России, а также по НДС;
  • реализация подакцизных товаров, произведенных на территории России;
  • доход полученный налогоплательщиком;
  • водные объекты для забора воды гидроэлеватора и прочих нужд необходимо для водного налога,
  • полезные ископаемые, добытые на территории России необходимы для налога на добычу полезных ископаемых.

Региональные налоги и предполагает следующие объекты налогообложения:

  • для транспортного налога - это транспортные средства: автомобили, мотоциклы, вертолеты, яхты;
  • для налога на игорный бизнес это игровые автоматы, букмекерские конторы;
  • имущество, учтенное на балансе.

Местные налоги предполагают, что объектом налогообложения являются земельные участки – для определения земельного налога.

Сборы не являются налогами, поэтому требования налогового законодательства об установление объекта налогообложения по сборам не является обязательным.

Классификация объектов налогообложения

Классификация объектов налогообложения выглядит следующим образом:

  • прибыль является результатом деятельности, осуществляемой предпринимателями или юридическими лицами на свой страх и риск. Прибыль представляет собой объект налога на прибыль;
  • доходы всегда связаны с получением какой-либо выгоды. Доходы также связаны с коммерческой деятельность и определяются как группа операцией государственного сектора. Доход – объект налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Классификатор относит к объектам налогообложения и расходы. Но расход влияет на размер налоговой базы для исчисления налога на прибыль. Помимо этого, стоит сказать, что каждый налог имеет свой объект налогообложения.

Имущество как объект налогообложения

Гражданское законодательство к имуществу относит деньги, вещи, интеллектуальную собственность и другое. Данная норма закрепляется в ГК РФ. В НК РФ это правило идентично.

Вещи делятся на оборотоспособные и необоротные, при этом объектом могут быть только оборотоспособные вещи и ограниченные в обороте, поскольку только они могут реализовываться. К недвижимым вещам относятся земельные участки, здания и сооружения. К недвижимым относятся также морские суда, космические объекты.

Движимое имущество - это деньги и ценные бумаги.

Переход права собственности определяется порядком установленным гражданским законодательством России. Поскольку в состав имущества для целей налогообложения включаются и деньги они как символы имеют определенную форму, поэтому могут определяться как вещи.

Товар как объект налогообложения

По Налоговому законодательству товар относится к торговой деятельности и для целей налогообложения этим понятием определяется собственность для реализации. Товар обязательно должен обладать оборотоспособностью. Спорным моментом является рассмотрение имущественных прав, как товара. Налоговое законодательство не имеет такой нормы, а вот гражданское свидетельствует о том, что имущественные права – товар.

Операции, признаваемые объектом налогообложения

Операции, которые могут являться объектом налогообложения, закреплены второй частью Налогового кодекса РФ в отношении отдельно взятых налогов. Так, к примеру, налог на добавленную стоимость имеет следующие операции: обороты по реализации товаров, ввоз товара на территорию России.

По акцизам операциями являются реализация акцизных товаров на территории России, передача сырья для производства подакцизных товаров, передача подакцизных товаров в структуре организации. Для дальнейшего производства существуют и прочие операции, которые по налоговому законодательству признаются объектами налогообложения. Для их определения необходимо обратиться к соответствующим налогам во второй части НК РФ.

Работа для целей налогообложения

Работа для целей налогообложения - это такая деятельность, которая в результате имеет материальное выражение и реализуется для удовлетворения потребностей третьих лиц. Работа не может рассматриваться отдельно от товара и материальный результат может выражаться не только как создание отдельной вещи, например, постройка здания, но также улучшение качества их примеру ремонт или реконструкция.

Налоговый кодекс предпринимательскую деятельность Объектом налогообложения исполняется в рамках трудового договора, который заключён между работодателем и отдельным наемным работником. Работа может выполняться в рамках разных договоров примеры договора подряда, а также договора о технических или научно-исследовательских работах. Это правило закреплено статьей 38 НК РФ.

Услуга для целей налогообложения

Услуга для целей налогообложения - это такая деятельность, в результате которой образуется нематериальный продукт. В отличие от работы результат услуги неосязаем и отдельно не может быть реализован. Услуги предоставляются по различным видам договоров в соответствии со статьями 39-41 НК РФ.

Идентичные товары (работы, услуги)

Идентичными товарами и услугами признаются такие товары и услуги, которые имеют сходные данные. Они могут отличаться внешне, но в функциональном плане должны быть схожими. При этом услуги и работы, считающиеся идентичными, должны иметь схожую репутацию и товарный знак. Определения идентичных и однородных товаром закреплено Налоговым Кодексом, для того, чтобы определить объект налогообложения, к примеру, по уплате единого налога, более точно.

Однородные товары и однородные работы (услуги)

В отличие от идентичных, товары, имеющие сходные характеристики и выполняющие одинаковые функции называются однородными. Они взаимозаменяемы и их свойство определяется качеством, производителем и репутацией на рынке. Кроме того, здесь учитываются такие свойства как уникальность и объем производства. Понятие однородных и идентичных товаров закрепляется Федеральным Законом «О контрактной системе в сфере закупок».

Значение объектов налогообложения

Значение объекта налогообложения достаточно велико. Объекты налогообложения имеют стоимостные характеристики. Их значение велико, прежде всего, потому, что существование объекта необходимо для самого существования налога. Если нет объекта соответственно налог не может быть исчислен правильно.

Изменение объекта налогообложения влечет за собой изменение применяемого налога.

При этом сокрытие объекта налогообложения влечет за собой уголовную ответственность за неуплату налогов.

Таким образом, налоговая регуляция объектов налогообложения осуществляется в рамках Налогового кодекса по статье 38. Объект налогообложения для каждого налога свой и установлен второй частью Кодекса. Для правильного исчисления налогов необходимо знать основные объекты налогообложения.

В России предложили ввести единый оборотный налог
Ai825 / Depositphotos.com

Минэкономразвития России ежегодно формирует проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (п. 5-6 Правил проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83). Соответствующий проект на 2021 год 1 ведомство представило на обсуждение вчера.

При формировании проекта указанного плана были рассмотрены все предложения заинтересованных лиц независимо от формы их представления. Одним из предложений, включенных в план, предусмотрено внесение поправок в Налоговый кодекс – в главы 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ. Рассмотрим его подробнее.

Предпосылки внесения поправок

Разработку инициативы ее авторы связывают с проблемами реализации в правоприменительной практике принципа равенства налогообложения, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ. Он означает, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению.

Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. "Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование", – подчеркивается в документе.

Может ли решение налогового органа стать основанием для уплаты налога в большем размере, чем установлено законом? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ . Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Разработчики инициативы указывают, что в соответствии с главами 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ налогоплательщики на общеустановленной системе налогообложения при прочих равных условиях начисляют и уплачивают следующие дифференцированные налоги и взносы: НДС (по ставке 20% к выручке), налог на прибыль (20% к прибыли), НДФЛ (13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Причем в зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций из сфер строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения составляет примерно 24-27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из ТЭК и ритейла в 2-4 раза меньше (6-14% к выручке).

Это подтверждается не только анализом функционала, но и тем, что в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ налоговые нагрузки отраслей (без учета НДПИ и акцизов), находящихся на общеустановленной системе налогообложения, варьируют в пределах от 5% до 30%. Такое соотношение нагрузок приводит к неравенству, возникающему из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей. Кроме того, материало- и фондоемкие отрасли получают экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а трудо- и наукоемкие отрасли имеют сверхвысокую нагрузку по тем же налогам, отмечается в обосновании инициативы.

"В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт)", – считают авторы предложения. В связи с этим они предлагают кардинально перестроить систему налогообложения в России.

Суть инициированных поправок сводится к введению единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке, вместо четырех основных налогов и сборов – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ. По замыслу разработчиков, признаки и элементы нового налога будут выглядеть следующим образом:

  • налогоплательщик – организация или ИП, на чей расчетный счет поступают доходы от реализации товаров (работ, услуг) покупателям;
  • объект налогообложения – реализация товаров, работ или услуг организацией или ИП путем передачи на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг;
  • налоговая база – выручка организации от реализации;
  • налоговый период – каждое событие, связанное с реализацией;
  • налоговая ставка – 6,2%;
  • порядок исчисления налога – произведение налоговой ставки на налоговую базу.

Предусмотрены и особенности уплаты налога, а именно – безакцептное изъятие суммы налога при каждом поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей. То есть безналичное списание суммы налога при каждом поступлении денег на расчетный счет организации или ИП от покупателей, заказчиков или при инкассации наличных денег в ритейле. По мнению авторов идеи, упрощенному сбору данного налога будут способствовать современные банковские технологии.

В числе предполагаемых результатов введения единого оборотного налога указаны следующие:

  • оптимизация системы налогообложения за счет замены одним налогом четырех других – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ;
  • обеспечение реализации принципа равенства налогообложения;
  • устранение налоговой дискриминации;
  • избавление от такого явления, как теневая зарплата;
  • обеспечение максимальной простоты налогового администрирования и защиты от уклонения от уплаты налогов;
  • построение профицитного пенсионного бюджета, который позволит снять с повестки дня вопрос повышения пенсионного возраста;
  • восстановление инвестиционной активности и построение гармоничной отраслевой структуры экономики.

Реализация предлагаемой инициативы, по мнению ее авторов, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.

Позиция заинтересованных органов

Стоит отметить, что идея введения единого оборотного налога выдвигалась уже давно. Так, позиция Минфина России по этому вопросу была озвучена еще в 2006 году в ответах на вопросы интернет-конференции Президента России Владимира Путина. Тогда в целях упрощения налоговой системы России предлагалось оптимизировать налоговую систему, исключив из нее лишние налоги. Речь шла о сохранении только двух налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и введении третьего – единого оборотного налога при условии корректировки порядка распределения между бюджетами разных уровней доходов от их уплаты. Минфин России отметил, что налоговая система РФ включает в себя совокупность налогов, применяемых во многих странах мира с развитой экономикой, и предлагаемый переход на три налога может создать неоправданные трудности с наполнением доходными источниками бюджетов различных уровней. А значительные различия в налогооблагаемой базе по субъектам и муниципалитетам потребуют применения более сложного механизма перераспределения между ними собираемых налоговых доходов, подчеркнули в ведомстве. "Кроме того, произойдет неоправданное выпадение из налоговой системы имущественных и других видов налогов", – отмечалось в ответе.

Что касается ФНС России, то она не высказала свою позицию по рассматриваемому вопросу, подчеркнув в своем письме от 17 мая 2019 г. № СД-3-3/4898@ "О рассмотрении обращения", что служба не наделена правом законодательной инициативы, которым обладает Минфин России.

НК РФ находится в числе лидеров среди федеральных законодательных актов по числу ежегодно вносимых в него поправок. Помимо корректировки норм, касающихся конкретных налогов и сборов, совершенствуется и сама налоговая система страны. Так, если в момент принятия НК РФ в 1998 году было установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов, то в настоящее время их насчитывается 9, 3 и 3 соответственно (ст. 13-15 НК РФ). Однако заданный курс на оптимизацию системы налогообложения не означает, что государство готово к таким радикальным мерам, как исключение традиционных и устоявшихся в российской системе НДС, налога на прибыль, страховых взносов, НДФЛ и замена их единым оборотным налогом. Даже если законодатель посчитает такую корректировку целесообразной и возможной к осуществлению, потребуется немало времени для подготовки необходимых законодательных решений и анализа всех возможных последствий их принятия.

Согласно проекту плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2021 год рассматривать возможность внесения предлагаемых поправок в НК РФ будет Минфин России. Обсуждение проекта плана продлится до 26 августа.

1 С текстом Проекта Плана проведения ОФВ НПА на 2021 год и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 05/16/07-20/00106559).

§ 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

• прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

• частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

• определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

• оформление свидетельств о браке и рождении детей;

• выполнение процедуры расторжения брака;

• подтверждение права на получение наследства;

• принятие жалобы к рассмотрению в суде;

• выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


Рис. 1. Налоговая система в России.

Примеры федеральных налогов:

• налог на доходы физических лиц;

• налог на операции с ценными бумагами;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

• налог на прибыль организаций;

• налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

• налог с владельцев транспортных средств;

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

• налог на игорный бизнес;

• сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• налог на добавленную стоимость (НДС);

Примеры региональных налогов:

• налог на имущество предприятий;

• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

• единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

Примеры местных налогов:

• налог на имущество физических лиц;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

• сбор за право торговли;

• целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

• налог на рекламу;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

• сбор с владельцев собак;

• лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

• лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

• сбор за выдачу ордера на квартиру;

• сбор за парковку автотранспорта;

• сбор за право использования местной символики;

• сбор за участие в бегах на ипподромах;

• сбор за выигрыш на бегах;

• сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

• сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

• сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

• сбор за уборку территорий населённых пунктов;

• сбор за открытие игорного бизнеса.

Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.

2.1 Элементы налога и способы взимания налогов

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

  • субъект налогообложения;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • льготы по налогу;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».

Субъект налога , или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

  • прибыль;
  • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
  • совокупный доход физических лиц;
  • транспортные средства;
  • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы.

За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

  • необлагаемый минимум;
  • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
  • снижение налоговых ставок;
  • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

Существует несколько способов уплаты налогов.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Для каждого налога существует свой порядок уплаты .

Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.

Читайте также: