Налоговый орган карательный орган

Опубликовано: 16.04.2024

Реклама

Прямой эфир

  • Комментарии
  • Публикации
  • Комментарии
    • Комментарии
    • Публикации

iafet 22 апреля 2013, 02:33

Garald1 17 февраля 2013, 01:53

BoutiQue 13 февраля 2013, 04:05

Rusnotslave 1 января 2013, 16:07

kozak1123 26 сентября 2012, 19:30

EntonSky 13 сентября 2012, 01:14

OPOK 3 августа 2012, 13:23

Samsebe99 29 февраля 2012, 14:34

Shumi2010 22 февраля 2012, 06:33

sheih_merden 5 февраля 2012, 18:31

Svoboda 22 января 2012, 18:09

anola2009 12 января 2012, 10:03

Politolog 11 декабря 2011, 14:29

STOP_VTO 20 ноября 2011, 05:57

Politolog 13 ноября 2011, 21:40

koller 27 октября 2011, 15:12

Yrka58 23 октября 2011, 19:36

Yrka58 11 октября 2011, 22:58

Блоги



Наши налоговики горят желанием подобрать родному ведомству новый «призыв», сменив «создавший негативный образ» налоговой службы: «Заплати… и спи спокойно». Необходима ли фискальному органу «дорогая обёртка», способная только своим обликом и имиджем «продать» услугу?

Наверное, «завлекательный клич» нужен любому товару, начинанию, службе. Не зря же лучшим слоганом, взывающим вступать в ряды армии США считается: «Вступайте в армию! Вы посетите многие страны мира, получите возможность познакомиться с интересными людьми, и… убить их». Трудно сказать, был ли санкционирован примерно такой слоган Пентагоном, но майки были весьма популярны. Призыв заплатить и спать, известен с неспокойных девяностых, когда не только об уплате налогов, но и о спокойном сне многие только мечтали.

С недавних пор, ФНС взят курс на позиционирование налоговой службы как «сервисной», то есть организации, в первую очередь, оказывающей услуги другим. На доказательство того, что первостепенная задача ФНС — оказание государственных услуг населению страны, первыми лицами ФНС тратится много сил. Качественное обслуживание населения это задача, несомненно, заслуживающая одобрения, но является ли она главной для ФНС? Кто спорит, развивать различные сервисы надо, но главное, чтобы за «сервисными» функциями не была забыта основная — сбор налогов. Ведь может получиться, что сервисов будет много, а кушать из бюджета будет нечего.


Похоже, сама ФНС стесняется своих задач. Звучат жалобы на то, что «формируется образ службы как карательного органа». А что «карательный орган» – это всегда плохо? ФСБ и МВД – это всегда «зло»? А в других странах налоговая служба не относится фактически к карательным органам?

★☆ Из электронного архива «ОВИОНТ ИНФОРМ»: Свод законов США, §720, раздел 26. Ответственность за попытку преднамеренно уклониться от уплаты или освободиться от налога, предусмотренного законом: подобные действия караются штрафом до $100 000, или лишением свободы на срок до пяти лет (возможно применение обеих санкций). В государствах англо-саксонской правовой системы ответственны как физические, так и юридические лица. В странах романо-германской системы права не допустима уголовная ответственность юридических лиц. Только административная. Но неверное или неполное извещение (существенное для налогообложения) финансовых органов, или несообщение таковых данных по Положению о налогах ФРГ карается лишением свободы до 5-ти лет или штрафом. ☆★

Зачем проводить работу по превращению службы в «сервисную»? Что, служить государству и честно говорить об этом позорно? А как же понятие «честь мундира»? Государев человек — это не подданный государя, а служащий интересам государства. Этому ищется альтернатива? Ради этого объявлен конкурс?

Видимо, неладно что-то в Королевстве Датском, если государственные служащие не считают, что уплата налогов (читай, соблюдение законов) — естественное явление. Ведь эти средства должны идти на развитие страны: обеспечение нормального будущего детей, помощи старикам, финансирование армии и правоохранительных органов. Может быть, организовать рекламную кампанию, что лгать, убивать, воровать (всё перечислено до нас, смотри семь смертных грехов) — нехорошо?

Уже и так премьер потребовал «дружественной» процедуры списания долгов по налогам. Можно не сомневаться — должники услышали обещание, и что списание задолженности пройдёт «в автоматическом режиме», и что граждане даже будут лишены «походов по инстанциям». Это, несомненно, хорошо. Это сервис на высшем уровне. Может нам всем податься в должники? Глядишь, потом опять долги спишут, к следующим выборам.

Так кто же вы, ФНС? Сервисная кампания, о которой долго говорят главы ведомства и государства? Или все-таки грозное фискальное ведомство, которое заботится, в первую очередь, о доходах государства? Пора определиться! И вам, и нам.

Инспекция федеральной налоговой службы – это территориальный орган федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня, подотчётный Федеральной налоговой службе Российской Федерации.

Налоговая инспекция осуществляет контроль:

▪ за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей, сборов в бюджет государства; а также

▪ за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Налоговая инспекция при Министерстве финансов, а также региональные налоговые инспекции:

▪ являются юридическим лицом и получают финансирование из госбюджета;

▪ действуют на основании Конституции, действующей в стране, Налогового кодекса РФ, а также других законов.

Кроме этого, налоговые инспекции в своей работе придерживаются указов президента РФ, постановлений правительства РФ в налоговой сфере.

Задачи налоговой инспекции

Главной задачей налоговой инспекции является осуществление полноценного контроля за соблюдением всеми субъектами правильности расчета налогов, своевременности и полноты внесения платежей в установленном налоговым законодательством объеме.

Также к основным задачам налоговой инспекции относятся:

разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;

валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов.

Цели налоговой инспекции

К целям налоговой инспекции относятся:

осуществление налоговых проверок плательщиков налогов;

учет своевременной оплаты начисленных пени и административных штрафов;

контроль денежных поступлений;

анализ предоставляемой налоговой отчетности;

регистрация налоговых резидентов.

Налоговая инспекция и регистрация юридических лиц

При государственной регистрации юридических лиц инспекция ФНС играет роль регистрирующего органа и контролирует данные, которые предоставляются регистрируемыми организациями.

Если регистрируемая организация предоставляет недостоверные сведения или предоставляет их, нарушая порядок регистрации, установленный Регламентом ФНС, то в этом случае инспекция ФНС вправе отказать такой организации - регистранту в государственной регистрации.

Полномочия налоговой инспекции

Налоговая инспекция осуществляет следующие полномочия:

государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;

контроль и надзор в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;

проверка деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.

бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о:

- о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

- порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

- правах и обязанностях налогоплательщиков;

- полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

предоставление формы налоговой отчетности и разъяснений по порядку их заполнения;

учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;

принятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;

утверждение формы налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Права налоговой инспекции и ее работников

Для выполнения возложенных функций представителям налоговой инспекции предоставляются следующие права:

осуществление контролирующих функций в отношении исполнения законодательства плательщиками налогов;

организация и проведение налоговых проверок налогоплательщиков согласно графику, прописанному в Налоговом Кодексе РФ;

вскрытие, обследование, и опечатывание (при необходимости) торговых, складских, или производственных помещений, применяемых для получения прибыли;

получение всех необходимых разъяснений и информации (документов, данных, копий), необходимых для выполнения своих функций и полномочий;

проверка переданных (отправленных) плательщиком налогов сведений на факт достоверности и соответствия информации, указанной в налоговых отчетах и учетных документах;

осуществление расчета размера налога, подлежащего удержанию;

получение доступа к бухгалтерским программам плательщика налогов;

изъятие у плательщиков налогов бумаг (документов) в случаях выявления нарушений в налоговой сфере;

использование различных методов при обработке и оценке объектов налогообложения и расчета налогов, сборов и пошлин;

установление нарушений в сфере налогового законодательства, а также применение мер, предусмотренных законом;

выдвижение требований в отношении устранения выявленных нарушений;

предъявление исков по вопросам налогообложения в отношении налогоплательщиков (нарушителей) в соответствующие судебные инстанции;

наложение ареста на имущество неплательщиков налогов;

реализация принудительного исполнения обязательств в установленных законом нормах;

взыскание недоплаты и пени по налогам и государственным сборам;

выдвижение требований финансовым учреждениям предоставить документы, удостоверяющие выполнение платежных поручений налоговых резидентов.

привлечение для обеспечения эффективности налогового контроля экспертов и переводчиков.

привлечение в качестве свидетелей субъектов, которые могут обладать важной информацией, помогающей работе налогового инспектора.

подавать заявления об аннулировании или приостановлении действия лицензий;

приостановление с учетом законодательных норм операций по банковским счетам плательщиков налогов.

Кроме этого, сотрудники налоговых инспекций имеют право взыскивать штрафы (пени), запрашивать необходимую информацию у компетентных органов за границей и предоставлять ее по запросам.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

ФНС карающий орган или комбинат обслуживания?

Наши налоговики горят желанием подобрать родному ведомству новый «призыв», сменив «создавший негативный образ» налоговой службы: «Заплати… и спи спокойно». Необходима ли фискальному органу «дорогая обёртка», способная только своим обликом и имиджем «продать» услугу?

Наверное, «завлекательный клич» нужен любому товару, начинанию, службе. Не зря же лучшим слоганом, взывающим вступать в ряды армии США считается: «Вступайте в армию! Вы посетите многие страны мира, получите возможность познакомиться с интересными людьми, и… убить их». Трудно сказать, был ли санкционирован примерно такой слоган Пентагоном, но майки были весьма популярны. Призыв заплатить и спать, известен с неспокойных девяностых, когда не только об уплате налогов, но и о спокойном сне многие только мечтали.

С недавних пор, ФНС взят курс на позиционирование налоговой службы как «сервисной», то есть организации, в первую очередь, оказывающей услуги другим. На доказательство того, что первостепенная задача ФНС — оказание государственных услуг населению страны, первыми лицами ФНС тратится много сил. Качественное обслуживание населения это задача, несомненно, заслуживающая одобрения, но является ли она главной для ФНС? Кто спорит, развивать различные сервисы надо, но главное, чтобы за «сервисными» функциями не была забыта основная — сбор налогов. Ведь может получиться, что сервисов будет много, а кушать из бюджета будет нечего.

Похоже, сама ФНС стесняется своих задач. Звучат жалобы на то, что «формируется образ службы как карательного органа». А что «карательный орган» – это всегда плохо? ФСБ и МВД – это всегда «зло»? А в других странах налоговая служба не относится фактически к карательным органам?

★☆ Из электронного архива «ОВИОНТ ИНФОРМ»: Свод законов США, §720, раздел 26. Ответственность за попытку преднамеренно уклониться от уплаты или освободиться от налога, предусмотренного законом: подобные действия караются штрафом до $100 000, или лишением свободы на срок до пяти лет (возможно применение обеих санкций). В государствах англо-саксонской правовой системы ответственны как физические, так и юридические лица. В странах романо-германской системы права не допустима уголовная ответственность юридических лиц. Только административная. Но неверное или неполное извещение (существенное для налогообложения) финансовых органов, или несообщение таковых данных по Положению о налогах ФРГ карается лишением свободы до 5-ти лет или штрафом. ☆★

Зачем проводить работу по превращению службы в «сервисную»? Что, служить государству и честно говорить об этом позорно? А как же понятие «честь мундира»? Государев человек — это не подданный государя, а служащий интересам государства. Этому ищется альтернатива? Ради этого объявлен конкурс?

Видимо, неладно что-то в Королевстве Датском, если государственные служащие не считают, что уплата налогов (читай, соблюдение законов) — естественное явление. Ведь эти средства должны идти на развитие страны: обеспечение нормального будущего детей, помощи старикам, финансирование армии и правоохранительных органов. Может быть, организовать рекламную кампанию, что лгать, убивать, воровать (всё перечислено до нас, смотри семь смертных грехов) — нехорошо?

Уже и так премьер потребовал «дружественной» процедуры списания долгов по налогам. Можно не сомневаться - должники услышали обещание, и что списание задолженности пройдёт «в автоматическом режиме», и что граждане даже будут лишены «походов по инстанциям». Это, несомненно, хорошо. Это сервис на высшем уровне. Может нам всем податься в должники? Глядишь, потом опять долги спишут, к следующим выборам.

Так кто же вы, ФНС? Сервисная кампания, о которой долго говорят главы ведомства и государства? Или все-таки грозное фискальное ведомство, которое заботится, в первую очередь, о доходах государства? Пора определиться! И вам, и нам.

Даниил Егоров

Сообщения о недовольстве бизнеса работой налоговых органов в рамках действующей с 2017 года ст. 54.1 Налогового кодекса преувеличены, считает глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров. Об этом он заявил журналистам после расширенной коллегии ведомства, передал корреспондент РБК.

«На сегодняшний день есть около 180 споров с налогоплательщиками по ст. 54.1 НК в судах. Я сомневаюсь, что эти цифры можно назвать очень большими для всей Российской Федерации», — ответил Егоров на просьбу журналистов прокомментировать возмущение бизнеса по поводу ст. 54.1 НК.

Налоговая выигрывает в судах более 85% споров, сообщил глава ФНС на коллегии ведомства.

Почему возмущается бизнес

Число актов налоговых проверок по ст. 54.1 НК значительно превышает число судебных споров, а многие предприятия просто не доживают до судов, объяснила РБК партнер ФБК Legal Галина Акчурина. «Проблема огромная, и ее нельзя недооценивать», — считает Акчурина.

Фото:Екатерина Штукина / ТАСС

Недовольство бизнеса практикой применения ст. 54.1 НК вызвано тем, что налоговые органы не рассчитывают, сколько предприятие должно было заплатить, не нарушая правил.

В результате уклонистам доначисляют налоги не с прибыли, а с выручки, и доначисления значительно превышают суммы, которые бизнес вообще заработал. При этом штрафы составляют 40%, рассказала Акчурина.

Устранить «карательные меры» ранее предлагал правительству бизнес-омбудсмен Борис Титов, отмечавший, что существующая практика «носит штрафной характер», и зачастую, доначисляя налоги, ФНС не учитывает фактически понесенные расходы бизнеса. Однако ФНС и Минфин отрицают необходимость «налоговой реконструкции».

«Суммы доначислений и штрафов оказываются абсолютно непосильны для большинства фирм: они столько не заработали, сколько им доначислили. В итоге из-за блокировок счетов предприятия не доживают до судов», — сказала Акчурина.

Также налоговые органы часто распространяют нарушения в отношении нескольких операций на все остальные, из-за большого объема фактуры реальным изучением фактических обстоятельств и документов по каждой операции никто не занимается, а в результате компании получают необоснованные претензии, рассказала Акчурина.

Фото:Кирилл Кухмарь / ТАСС

Кроме того, положения ст. 54.1 НК требуют от бизнеса тяжелой, во многом рутинной работы и дополнительных издержек. Например, закон определяет признаком ухода от налогов исполнение работ не тем лицом, с кем заключен договор (или его субподрядчиком), и требует от предприятий иметь доказательства наличия непрерывной цепочки договоров до конкретного исполнителя-физлица и не сотрудничать с теми, кто не может по всей цепочке субподрядчиков раскрыть принадлежность персонала конкретному лицу.

Однако у предпринимателей не всегда есть возможности тщательно проверить контрагентов и отслеживать их деятельность. Особенно уязвимы к рискам сферы строительства, перевозок и клининга, в целом сфера услуг. «Например, практически невозможно узнать, все ли работники подрядчика официально трудоустроены», — объяснила Акчурина. У ФНС гораздо больше данных и инструментов — «АСК НДС-2», «АИС Налог-3» и т.д. Бизнес же несет дополнительные издержки на проверку контрагентов, и все равно этого оказывается недостаточно для гарантированной защиты от налоговых претензий за нарушения со стороны контрагентов.

Тем не менее на расширенной коллегии ФНС глава службы поручил правовому блоку «стабилизировать работу по нормам в рамках ст. 54.1 НК» и «обеспечить определенность».

«Триада позиций Минфина, налоговой и судов должна работать максимально эффективно, чтобы все искажения быстро корректировались и налогоплательщики получали понятное, доступное, объективное правовое поле и работали в системе живого права, понимали и доверяли нашим позициям, чтобы было абсолютно очевидно, что наши подходы справедливы», — указал Егоров.

Позиция Федеральной налоговой службы

Положения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают налоговые органы оценивать в ходе проверок только взаимоотношения налогоплательщика с контрагентами первого звена, то есть те отношения, на которые налогоплательщик может оказывать влияние.

Норма, являясь ужесточением требований к налогоплательщикам по соблюдению ими налогового законодательства, допускающим полный отказ в возможности реализации своих прав на заявление налоговых вычетов и учет расходов, с одной стороны, гарантирует отсутствие налоговых претензий со стороны налоговых органов в отношении исполняющих добросовестно свои налоговые обязательства налогоплательщиков и накладывает на налоговые органы требования к доказыванию умысла — с другой.

Также в результате снизилась административная нагрузка на бизнес, уменьшилось количество судебных споров. Если до издания федерального закона налоговыми органами при проведении выездных налоговых проверок схемы с участием «фирм-однодневок» выявлялись более чем в 7 тыс. проверок ежегодно, то за весь период после введения новой нормы количество выездных налоговых проверок, в рамках которых налоговыми органами были применены положения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации, составило не более 2100 проверок.

За 2,5 года в суде налогоплательщиками обжаловано только менее 180 дел. Указанные показатели применения налоговыми органами положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствуют об эффективности действия этой нормы для сокращения налогоплательщиков, использующих «агрессивный» механизм налоговой оптимизации, и о снижении давления со стороны налоговых органов на бизнес.

Статья 54.1 НК РФ представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиками своими правами и направлена на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации и исключает возможность налоговой реконструкции.

Челябинские предприниматели видят в налоговой службе карательный орган, который воспринимает их как заведомых преступников. К такому выводу пришли участники круглого стола, посвященного взаимодействию бизнеса и налоговой инспекции. В свою очередь представ


Челябинские предприниматели видят в налоговой службе карательный орган, который воспринимает их как заведомых преступников. К такому выводу пришли участники круглого стола, посвященного взаимодействию бизнеса и налоговой инспекции. В свою очередь представители надзорного органа, также принявшие участие во встрече, отмечают нежелание предпринимателей идти на контакт: они не предоставляют документы, пропускают вынесение решений. Итогом заседания стало решение о необходимости проводить подобные встречи не только в Челябинске, но и в городах области, причем общественные организации должны выступать посредниками, медиаторами.

В пятницу, 8 июня, в Челябинске состоялся круглый стол, посвященный взаимодействию предпринимательского сообщества и налоговой инспекции. Его инициаторы – уполномоченный по правам человека в Челябинской области и его советники по вопросам малого и среднего бизнеса – стремились создать площадку, на которой обе стороны смогли бы в полной мере обсудить взаимные претензии и прийти хотя бы к промежуточному соглашению. Однако по итогам встречи стало ясно, что о каком бы то ни было консенсусе говорить не приходится.

Открыл заседание уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов. Он отметил, что сегодня существует четкая государственная задача – увеличить налоговую базу. «Эта задача вполне ясна, – признал господин Севастьянов, – но, с другой стороны, налоговых взысканий становится слишком много, причем некоторые из них приводят к разорению предпринимателей: суммы требуемых выплат равняются стоимости самого бизнеса».

Эти слова подтвердила индивидуальный предприниматель Татьяна Багно (Копейск), владелица сети салонов женской одежды «Имидж». Зимой этого года она столкнулась с налоговой проверкой, по результатам которой ей было начислено налогов на сумму 100 тысяч рублей. Кроме того, как уточнила госпожа Багно, сотрудники копейской ИФНС требовали изменить договор безвозмездного пользования на договор аренды (задним числом). «И предупредили, что если этого не будет сделано, то в ходе дальнейших проверок сумма начислений увеличится до 200 тысяч рублей, – отметила предприниматель.– На меня было оказано такое психологическое давление, как будто я столкнулась с рэкетирами, а не с государственными органами».

Юрист ООО «Международный центр защиты прав» Кристина Яценко, являющаяся представителем Татьяны Багно, обозначила основную цель налоговой службы как карательную. «Такой вывод мы делаем по обращениям предпринимателей, которые к нам поступают», – объяснила свою позицию госпожа Яценко.

«Татьяна Васильевна (Багно. – Прим. автора) могла бы подойти ко мне, нам бы наверняка удалось урегулировать какие-то вопросы, – высказала мнение начальник копейской инспекции ФНС Елена Сыскова. – Более того, когда мы проводим проверки, предприниматели могут поинтересоваться, какую сумму мы можем начислить, как она будет взыскиваться и так далее».

«Задача налоговой – как бы побыстрее и побольше собрать налогов, – поддержала коллегу индивидуальный предприниматель, руководитель троицкого отделения «Опоры России» Стелла Шельмиева. – В Троицке очень много жалоб от предпринимателей на действия налоговой службы. Я сама столкнулась с проверкой, которая длится с августа 2011 года, разве это не является психологическим давлением? Конечно, если есть нарушение, пусть предприниматель платит, но ведь у налоговой он с самого начала преступник».

«Вы не приходите даже на вынесение решения, – ответил госпоже Шельмиевой начальник межрайонной инспекции ФНС №6 (Троицк) Александр Никифоров. – Вы не идете на контакт с нами, как можно нас в чем-то обвинять?».

Видя такое несогласие между участниками круглого стола, советник омбудсмена по вопросам малого и среднего бизнеса Арсен Унанян предложил устраивать выездные заседания, в которых приняли бы участие все стороны. «Возможно, нам следует выезжать на места, в областные города и выступать посредниками между бизнесом и налоговой службой», – высказал мнение господин Унанян.

Подводя итоги, участники встречи высказали несколько предложений в адрес ИФНС: исключить формальный подход в решении вопросов и обращений со стороны бизнеса и в целом наладить более эффективную коммуникацию. «Это очень однобокая оценка, – прокомментировала заместитель руководителя управления ФНС России по Челябинской области Марина Екимова. – Я категорически не согласна с тем, что у нас нет коммуникации, а также с тем, что нам присущ формальный подход».

Добавим, что в круглом столе принял участие психолог Виктор Сидорчук, который откровенно признался, что он все-таки на стороне предпринимателей. «Очевидно, что налоговая служба сильнее, у нее больше возможностей добиться своего», – резюмировал господин Сидорчук.

Читайте также: