Код объекта нвос как узнать по инн

Опубликовано: 02.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обзоры для бухгалтера


Постановка на учет объектов НВОС — словосочетание, которое, пожалуй, у большинства людей вызовет недоумение, а у бухгалтеров, инженеров и прочих должностных лиц, в чей круг обязанностей эта процедура входит, множество вопросов: зачем, как, на основании чего, в какие сроки. Рассказываем в нашей статье.

Как поставить объект НВОС на госучет

Вне зависимости от организационно-правовой формы абсолютно все организации обязаны поставить объекты НВОС на государственный учет, то есть внести их в реестр таких объектов в соответствии с законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Речь идет именно о тех объектах, на которых ведется хозяйственная либо любая другая деятельность.

Государственный реестр внутри имеет два уровня:

  1. К федеральному реестру относятся объекты, находящиеся в ведении Федерального государственного экологического надзора. Постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» от 28.08.2015 № 903 говорит само за себя. Поэтому определение уровня реестра необходимо производить, основываясь на содержимом именно этого постановления.
  2. Объекты, не вошедшие в этот перечень, учитываются в региональном реестре.

При включении в реестр объекту выдается свидетельство, в котором указываются соответствующая категория и код объекта, то есть не повторяющийся во времени уникальный номер, который необходимо сохранять до ликвидации данного объекта. Также в свидетельстве приводятся ИНН, ОГРН, ОКПО, наименование, адрес местонахождения, тип и дата ввода в эксплуатацию объекта.

Категории объектов НВОС

Как поставить на учет объект НВОС

К категории I относятся объекты, производящие выбросы веществ, наиболее опасных как для людей, так и для природы (вещества первого и второго классов опасности). Как правило, это объекты, на которых ведется добыча и переработка полезных ископаемых, химическое и металлургическое производство.

Объекты, занимающиеся теми же видами деятельности, что и объекты категории I, но производящие меньшее количество выбросов, относятся к категории II. Например, это объекты предприятий нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности, а также объекты, относящиеся к транспортной инфраструктуре (аэропорты, железнодорожные вокзалы, крупные морские и речные порты).

Если объект загрязнения имеет стационарный источник, производит свыше 10 тонн выбросов в год, при этом в их составе отсутствуют вещества первого и второго классов опасности, то такой объект относится к категории III. Если предприятие использует воду для промышленных нужд, то ему тоже присваивается категория III. Объекты первых трех категорий обязаны вести на предприятии программу производственного экологического контроля (ПЭК), то есть строгий учет всех сбросов и выбросов, и представлять отчетность.

Если объект использует воду только для бытовых потребностей и сбрасывает ее в городскую канализацию, а объем выбросов не превышает 10 тонн ежегодно, то такой объект относится к категории IV. В основном это офисные помещения, школы, больницы, детские сады.

Объект не нужно ставить на учет только при условии, что он не подпадает ни под один из критериев, перечисленных в постановлении Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» от 28.09.2015 № 1029.

Категория объекта НВОС может быть изменена в случае обновления данных об объекте:

  • замена юридического лица или ИП;
  • изменение наименования, адреса юридического лица;
  • изменение адреса, личных данных ИП;
  • изменение места нахождения объекта;
  • изменение характеристик технологических процессов;
  • изменение характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

После изменения (обновления) данных об объекте выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.

Как заполнить заявление о постановке на учет объекта НВОС

Основанием для включения в реестр и постановки на учет является заявка. Ее необходимо подготовить на каждый объект НВОС, находящийся в эксплуатации юридического лица или индивидуального предпринимателя, вне зависимости от того, арендатор это или собственник.

Форма заявки состоит из вводной части и четырех разделов:

  1. Сведения об объекте.
  2. Сведения о воздействии объекта на окружающую среду.
  3. Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды.
  4. Сведения о принимаемых на объекте мерах по обеспечению охраны окружающей среды.

Во вводной части заявки указывается информация о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе. Для заполнения этой части потребуются выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, ИНН, уведомление о присвоении кодов статистики.

Для заполнения первого раздела, то есть сведений о самом объекте, понадобится также уведомление о присвоении кодов статистики, так как заявка подразумевает указание кодов ОКТМО, ОКАТО и ОКВЭД. Также здесь необходимо указывать географические координаты угловых точек объекта. Их можно посмотреть на сайте rosreestrmap.ru по кадастровому номеру земельного участка, на «Яндекс.Картах», в Google или по GPS-навигатору.

Поле «Дата ввода объекта в эксплуатацию» стоит заполнять согласно акту ввода в эксплуатацию. Однако это подходит только в отношении отдельно стоящих зданий или сооружений. Если же объект НВОС — это производственная территория, на которой размещено несколько зданий или сооружений, то в таком случае, по мнению некоторых экспертов, следует указывать дату получения прав пользования этим земельным участком. Ее можно найти в договоре аренды земельного участка или в регистрации прав на пользование объектом недвижимости.

В поле «Тип объекта (точечный, линейный, площадной)» указывается тип объекта НВОС. Точечный тип — это отдельно стоящие здания или сооружения, площадной — земельный участок, а линейный — объекты, прочно связанные с землей, а их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к линейному типу объектов относятся ЛЭП, линии связи, в том числе линейно-кабельные сооружения, автомобильные дороги, железнодорожные пути, трубопровод.

Наименование и объем производимой продукции, реализуемого товара, оказываемой услуги следует заполнить с указанием кода ОКПД2. Этот код можно найти в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Поле «Применение оборотного водоснабжения» заполняется с указанием типа (локальная, централизованная или смешанная). Сведения о типах оборотного водоснабжения содержатся в МУ 2.1.5.1183-03 «Санитарно-эпидемиологический надзор за использованием воды в системах технического водоснабжения промышленных предприятий».

Декларируемая категория объекта (категории I, II, III и IV) указывается в соответствии с критериями из постановления Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

Уровень государственного экологического надзора указывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.

Во втором разделе отражается информация о стационарных источниках, объемах и массах производимых выбросов отдельно по каждому такому источнику, расположенному на объекте. Источником информации в этом случае будет служить проект предельно допустимых выбросов.

В этом же разделе указывается информация и о выпусках и сбросах сточных вод, их объемах. Ее можно взять из решения о предоставлении права использования водоема. Сведения же о размещении отходов помимо наименования и массы должны содержать координаты места размещения.

Название третьего раздела заявки говорит само за себя и заполняться должно точно так же. Все документы, разрешающие оказывать воздействие на окружающую среду, указываются с номерами, датами и наименованием органа, выдавшего его.

В четвертом разделе указывается информация о проводимых мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду:

  • описание проводимого мероприятия;
  • технические характеристики;
  • используемые технологические средства, технологии;
  • согласования с региональными контролирующими органами;
  • информацию о достигнутой эффективности;
  • проводимый мониторинг.

Как поставить на учет объект НВОС

Процедура подачи заявки осуществляется через интернет в личном кабинете природопользователя lk.fsrpn.ru либо с использованием ПО «Модуль природопользователя», который доступен по адресу: rpn.gov.ru/otchetnost. После подачи заявки и регистрации объекта он будет включен в реестр. В реестре отображаются именно те сведения об объекте, которые указаны заявке.

Ответственность за достоверность сведений лежит на природопользователе, а намеренное искажение информации об экологической ситуации на объекте карается штрафом для юридических лиц до 80 тыс. руб., для должностных лиц — до 6 тыс. руб., для физических лиц — до 1 тыс. руб.

В какой срок следует подать заявление о постановке на учет и какие санкции предусмотрены за нарушение сроков

Организация, использующая объект выбросов, обязана:

  • подать заявку о постановке на учет объектов НВОС в течение 6 месяцев с момента начала эксплуатации этих объектов;
  • актуализировать сведения о замене юридического лица или ИП, об изменении наименования, адреса юридического лица, изменении адреса, паспортных данных ИП — не позднее 30 дней со дня регистрации изменений.

Организация, нарушившая сроки по эти двум пунктам либо ведущая деятельность на не состоящем на учете объекте, может быть оштрафована в размере до 100 тыс. руб., а ее должностное лицо — до 20 тыс. руб.

На постановку и снятие с учета, а также на выдачу свидетельства об актуализации у уполномоченного органа имеется 10 дней со дня подачи заявки.

Выводы

Одним из ключевых моментов постановки на учет объекта НВОС является четкое понимание того, к какой категории относится объект, т. к. это необходимо отразить в заявке. Здесь критериями являются выбросы веществ первого и второго классов опасности и их объемы, использование воды для производственных или бытовых нужд, а также объемы выбросов с объектов, имеющих стационарный источник. Не менее важны полнота и достоверность остальных сведений, указанных в заявке.

Стоит уделить должное внимание всем пунктам заявки, в том числе и географическим координатам объекта. Возможно, даже придется обратиться к достаточно узконаправленным отраслевым нормативно-правовым актам для корректного указания сведений или с GPS-навигатором в руках пройтись по границам участка. Также при заполнении заявки необходимо иметь под рукой коды статистики, выписку из ЕГРЮИ или ЕРГИП, правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором располагается объект НВОС, проект предельно допустимых выбросов, инвентаризационную карточку объекта размещения отходов, техническую документацию.

Если вам показалось, что заполнение и подача заявки — сложный и трудоемкий процесс, то вы не ошиблись. Но если подойти к этому процессу поэтапно, заранее подготовить и структурировать всю необходимую для отображения в заявке информацию, то вам удастся избежать ошибок и поставить на государственный учет объект НВОС в регламентированные сроки.

Категории объектов НВОС

На основании природоохранного законодательства все предприятия должны были в срок до 31.12.2016 года встать на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которым, в зависимости от меры воздействия на окружающую среду, присваиваются категории НВОС:

  • объекты 1 категории (оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, далее - НДТ);
  • объекты 2 категории (оказывающие умеренное НВОС);
  • объекты 3 категории (оказывающие незначительное НВОС);
  • объекты 4 категории (оказывающие минимальное НВОС).

Объекты экологического учета, как узнать категорию НВОС?

К объектам НВОС относятся объекты капитального строительства, с общим назначением, связанные физически или технологически.

На основании п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ присвоение категории объекту осуществляется при его постановке на государственный учет.

Для того, чтобы узнать категорию НВОС необходимо:

  • в течение 6-ти месяцев со дня начала эксплуатации объектов подать в Росприроднадзор заявку, утвержденную уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ответственный исполнительный орган власти в течение 10 дней с момента получения заявки осуществляет постановку на государственный учет, присвоив объекту код и категорию и предоставив свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

Критерии определения категории объектов НВОС :

  • уровень воздействия на окружающую среду видов деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
  • уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ в выбросах, сбросах и классы опасности отходов производства и потребления;
  • классификация промышленных объектов и производств;
  • осуществление деятельности в области использования атомной энергии.

С реестром объектов НВО можно ознакомиться на сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Объекты 1 категории НВОС

К I категории отнесены объекты, которые относятся к областям применения НДТ (наилучшие доступные технологии), что отражено в Федеральном законе №7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Для отнесения к I категории, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 г. №2674-р, необходимо осуществить:

  • Оснащение источников загрязнения автоматическими системами измерения выбросов, что указано в п. 9 статьи 67 Федерального закона №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
  • Разработать технологические нормативы и утвердить программу производственного экологического контроля (порядок производственного экологического контроля), в соответствии с п. 2 статьи 67 Федерального закона №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также получить Комплексное экологическое разрешение (КЭР).

Объекты 2 категории НВОС

С 01.01.2019 г. для данной категории предприятий необходимо разрабатывать декларацию о воздействии на окружающую среду, в которую входит расчет нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов, программа производственного экологического контроля (ППЭК). Декларация предоставляется 1 раз в 7 лет при условии отсутствия изменений в технологии работы предприятия.

Объекты 3 категории НВОС

К III категории относятся объекты, незначительно влияющие на окружающую среду. Таким предприятиям необходимо представить Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 5 ст. 18 Федерального закона №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", вступил в силу с 01.01.2019 г.), а также представлять Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (согласно п. 11 ст.15 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"). Эти организации разрабатывают и утверждают самостоятельно ПЭК (программа экологического контроля) в соответствии с требованиями Федерального закона №7-ФЗ. На основе программы ПЭК разрабатывается отчет о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Объекты 4 категории НВОС

На основании ст.67 Закона №7-ФЗ объектам IV категории не нужно разрабатывать программу производственного экологического контроля. С 1 января 2019 года (п.5 ст.22 Закона №219-ФЗ) отменён расчёт нормативов допустимых сбросов. Также с 1 января 2019 года отменяется разработка ПНООЛР и сдача отчётности по обращению с отходами (п.2 ст.3 Закона №219-ФЗ). Объекты IV категории освобождаются от сдачи декларации о воздействии на окружающую среду (п.8 ст.31.2 Закона №219-ФЗ).

Разъяснения по отдельным вопросам постановки на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Кому необходимо подать заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет

В соответствии с требованиями статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими объекты НВОС.

Объекты НВОС делятся по степени негативного воздействия на окружающую среду на I, II, III и IV категории, критерии определения категорий объектов НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398.

Категория присваивается объекту НВОС при его постановке на государственный учет в государственный реестр федерального или регионального уровня и документально подтверждается свидетельством о постановке объекта НВОС на государственный учет, которое выдается Природнадзором Югры для объектов расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и подлежащих региональному надзору, и Северо-Уральским межрегиональным Управлением Росприроднадзора по объектам федерального надзора.

Уровень государственного реестра (федеральный или региональный), в который будет поставлен объект НВОС на учет, определяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

Постановка на государственный учет объектов, которые не соответствуют ни одной из категории объектов НВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, не предусмотрена.

О заполнении заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Заявка готовится на каждый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду и эксплуатируемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вне зависимости от того находится он в собственности или передан для эксплуатации по договору аренды.

По объекту НВОС, подлежащему региональному государственному экологическому надзору, заявка представляется в Природнадзор Югры в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 572 «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Правила).

Согласно пункту 20 Правил основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки сведений, указанных в пункте 17 (подпункты "а" - "и", "м", "н" и "п" пункта 5) Правил.

В соответствии с Правилами все действия по ведению государственного реестра осуществляются в электронном виде.

Методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объектов НВОС на учет в электронном виде утверждены приказом от 24.11.2016 № 756. С 21.12.2020 прием заявок на постановку, на актуализацию и снятие с государственного учета производятся по адресу в сети Интернет lk . rpn . gov . ru .

Об уровне поднадзорности

Уровень поднадзорности объекта НВОС (федеральный или региональный) определяется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» (далее Критерии № 903). На основании п.7.1. ст. 65 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется только федеральный государственный экологический надзор (ред. от 11.08.2020).

Объект, относящийся к IV категории объекта НВОС (согласно постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»), но соответствующий хотя бы одному из Критериев № 903 постановления, является объектом федерального государственного экологического надзора и подлежит постановке на государственный учет Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора. Исключение составляет соответствие объекта пункту 3"б" Критериев № 903, так как объектом земельных отношений является собственно земельный участок, который не является объектом НВОС.

Учитывая, что постановление № 903 имеет большую юридическую силу, чем приказы Минприроды России от 29.10.2010 № 476 «Об утверждении перечней объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащие федеральному государственному надзору», при определении органа исполнительной власти, уполномоченного на постановку на учет объектов НВОС, необходимо руководствоваться именно Постановлением № 903.

О способах представления заявки

Заявка о постановке объекта НВОС подается через личный кабинет природопользователя в сети Интернет по адресу lk.rpn.gov.ru . Доступ в личный кабинет осуществляется с помощью учетной записи Госуслуги (ЕСИА) или с помощью электронной почты. Инструкция по регистрации и авторизации в личном кабинете природопользователя размещена по адресу:

О достоверности предоставляемых данных о сбросах, выбросах, отходах

В связи с требованием о наличии в государственном реестре объектов НВОС достоверных данных рекомендуется при заполнении сведений в форме Заявки в части указания фактических данных по выбросам (за исключением радиоактивных загрязняющих веществ), сбросам, отходам, указывать данные:

- федерального статистического наблюдения по формам № 2-ТП (воздух), № 2-ТП (водхоз) и № 2-ТП (отходы) ;

- производственного экологического контроля;

- отчетности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Правилами не предусмотрено осуществление проверки достоверности сведений, указанных в заявке. Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 69 Закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов НВОС осуществляется в целях получения достоверной информации о таких объектах.

Умышленное искажение информации, содержащейся в заявке, является административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Об указании географических координат

Координаты угловых точек объекта приводятся в формате десятичных градусов, в проекции WGS 84, точность – 6 знаков после запятой. Рекомендуется для получения координат пользоваться либо имеющейся документацией на объект, либо сервисом публичной кадастровой карты Росреестра.

Для точечных объектов указывается одна точка.

Для площадных объектов должно указывается не менее трех точек в порядке их следования по периметру объекта.

Для линейных объектов указывается последовательно не менее двух-трех точек. Линейными объектами являются трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Представление информации о географических координатах источников негативного воздействия на окружающую среду, включенных в заявку о постановке на учет объекта НВОС, является обязательным требованием (подпункты "д", "ж" п. 5 Правил).

В настоящее время сведения о географических координатах объекта НВОС, указанные в заявке, проверяются средствами государственной информационной системы по ведению реестра объектов НВОС - ПТО УОНВОС (доступ к данному программному обеспечению размещен в сети Интернет lk.rpn.gov.ru) .

В этой связи, если в ходе рассмотрения заявки выявлен факт представления недостоверных координат, такой факт рассматривается как отсутствие сведений, подлежащих включению в реестр, и соответственно, как основание для отказа в постановке объекта НВОС на государственный учет.

О разграничении понятий: хозяйственно-бытовые сточные воды и промышленные сточные воды

Понятие использования вод для бытовых нужд в законодательстве об охране окружающей среды не установлено, вместе с тем, при определении данного термина возможно руководствоваться законодательством о водоснабжении и водоотведении. Так, в п. 18 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено понятие питьевой воды (вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции).

В п. 116 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила-644), установлено, что абоненты (физические и юридические лица, заключившие договор водоотведения) обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению № 4 к Правилам-644.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 № 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

В приложении 4 к Правилам-644 содержится перечень производственных процессов, при осуществлении которых абонент обязан иметь локальные очистные сооружения и осуществлять сброс в централизованную систему водоотведения сточных вод, прошедших предварительную очистку. К таким процессам, в том числе, относятся машиностроение, гальваническое производство, производство строительных материалов и конструкций, отдельные виды пищевого производства и другие процессы.

В случае если хозяйствующий субъект относится к категории абонентов, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, либо осуществляет деятельность, указанную в приложении 4 к Правилам-644, и обязан, таким образом, иметь локальные очистные сооружения, использование вод таким субъектом не является использованием вод для бытовых нужд.

Соответственно, если абонент осуществляет использование вод не только для бытовых нужд, то он не соответствует уровню воздействия на окружающую среду, указанному в пп. «2» п. 7 Критериев № 2398, и, таким образом, на основании пп. «5» п. 6 Критериев, подлежит отнесению к III категории.

О представлении сведений об отходах (сторонних организаций или собственных)

Юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность, в том числе посредством размещения отходов собственного производства или принимаемых от сторонних организаций отходов для размещения на собственной территории.

В форме Заявки в части, касающейся сведений об отходах, предусмотрено указание сведений только о размещении отходов (раздел II «Сведения о воздействии объекта на окружающую среду», п. 4 «Сведения о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов)», раздел III «Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды», «Утвержденный лимит размещения отходов (реквизиты документа, орган выдавший, срок действия)».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается «хранение и захоронение отходов» (далее – Закон № 89-ФЗ).

При этом «хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения», а «захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду». К объектам размещения отходов согласно данной статье относятся – «специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов»; к объектам захоронения отходов – «предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах».

Одновременно данной статьей Закона № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельность по размещению отходов на эксплуатируемых объектах НВОС не осуществляется, разделы формы Заявки, касающиеся сведений об отходах, не заполняются (в соответствующих строках формы Заявки делается запись: «Деятельность по размещению отходов не осуществляется»).

О выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух относящихся к I и II классам опасности

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее – Перечень ЗВ) утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р.

Классы опасности загрязняющих веществ установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 № 114 "О введении в действие ГН 2.1.6.1338-03".

О плате за негативное воздействие на окружающую среду

Вопросы исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду не связаны напрямую с определением объекта НВОС, поэтому подготовка соответствующих отчетов и внесение платы осуществляется в соответствии с п.1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ и требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», система государственного управления в области охраны окружающей среды (нормирование и разрешительный характер воздействия на окружающую среду, платежи за негативное воздействие, производственный контроль и государственный экологический надзор) будет реформирована поэтапно в период с 2019-2025 гг.

От исполнения указанной обязанности будут освобождены лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. При этом, присвоение категории объекту осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Постановка объектов на государственный учет производится на основании заявки, подаваемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрена административная ответственность. Таким образом, освобождение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду будет возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории, подтверждаемой выданным юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю свидетельством о постановке на государственный учет этого объекта.

Подготовить и сдать отчет природопользователя

Получить лицензию или разрешение

Рассчитать категорию риска объекта ОНВ

Поставить объект ОНВ на учёт

Получить паспорт отхода

Общественная приемная
  • График приема граждан и общественных объединений
  • Порядок приема и рассмотрения обращений граждан
  • Опросы
  • Обзор обращений
  • Нормативно-правовая база
  • Часто задаваемые вопросы

Подготовить и сдать отчет природопользователя

Получить лицензию или разрешение

Рассчитать категорию риска объекта ОНВ

Поставить объект ОНВ на учёт

Получить паспорт отхода

Ваш регион - г. Москва?

Сообщить о коррупции 8 925 400-22-61

Перечень объектов негативного воздействия на окружающую среду, на которые выданы комплексные экологические разрешения

Название поля паспорта Значение поля паспорта
1 Идентификационный номер 7703381225-objectker
2 Наименование набора данных Перечень объектов негативного воздействия на окружающую среду, на которые выданы комплексные экологические разрешения
3 Описание набора данных Перечень объектов негативного воздействия на окружающую среду, на которые выданы комплексные экологические разрешения
4 Владелец набора данных Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
5 Ответственное лицо Мейстер Наталья Геннадиевна
6 Номер телефона ответственного лица +7 495 025 25 74, доб. 77-50
7 Адрес электронной почты ответственного лица natalja.mejster@rpn.gov.ru
8 Гиперссылка (URL) на набор data-20210421T0823-structure-20210421T0823.csv
9 Формат данных csv
10 Описание структуры набора данных structure-20210421T0823.csv
11 Дата первой публикации 22.06.2020
12 Дата последнего внесения изменений 21.04.2021
13 Дата актуальности набора данных 30.06.2021
14 Содержание последнего изменения Данные на 01.04.2021
15 Ключевые слова (Keywords) кэр, комплексное экологическое разрешение, перечень объектов НВОС, НВОС
16 Гиперссылки (URL) на версии набора данных data-20201117T1055-structure-20201117T1055.csv
data-20200622T1326-structure-20200622T1326.csv
17 Гиперссылки (URL) на версии структуры набора данных structure-20201117T1055.csv
structure-20200622T1326.csv
18 Версия методических рекомендаций 3.0

Вложения набора данных

Владелец набора данных:

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Количество просмотров набора:

Количество скачиваний файлов набора:

Ваш территориальный орган

2004-2021 © Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Официальный сайт.

Копирование информации, размещенной на официальном сайте Росприроднадзора (равно как и цитирование в средствах массовой информации тех или иных сведений либо сообщений, содержащихся в информационных разделах сайта) допускается при условии указания ссылки на источник такой информации (в сетевых СМИ – гиперссылки на Интернет-страницу с уникальным сетевым адресом).

Уведомление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объектов НВОС), осуществляется Росприроднадзором путем ведения государственного реестра (ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", п. 3 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 13 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572).

Реестры объектов НВОС

Реестр - это государственная информационная система (ГИС). Она состоит из:

федерального государственного реестра, содержащего сведения об объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Реестр ведут территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения объектов НВОС;

региональных государственных реестров, которые содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Такие реестры ведут органы исполнительной власти субъектов РФ по месту нахождения объектов НВОС.

Что ставить на учет

Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную или иную деятельность - непосредственно используют (эксплуатируют). К случаям непосредственного использования относится размещение отходов собственного производства или принимаемых от сторонних организаций отходов для размещения на собственной территории.

Если объект НВОС получен в аренду, то зарегистрировать его должен арендатор. Если объект НВОС включает несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов), то для постановки на учет он должен удовлетворять требованию территориальной связанности.

Объект не вредит природе

Не относятся к объектам НВОС:

имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования. Они не могут быть самостоятельными объектами НВОС;

объекты, не соответствующие Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии). Это, например, объект, на котором образуются отходы, но отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях. Или объект, на котором нет стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п. п. 1 - 4, 7, 8 Критериев.

Не та категория объекта НВОС

Все объекты НВОС подразделяются на четыре категории (c I по IV) на основании Критериев. Категория объекта определяется при его постановке на государственный учет и может быть изменена на этапе рассмотрения заявки.

Если территориальный орган Росприроднадзора при рассмотрении заявки сочтет, что объект НВОС не соответствует декларируемой категории, то он внесет в реестр и в свидетельство ту категорию, которая соответствует хозяйственной деятельности на объекте и уровню негативного воздействия.

Территориальный орган Росприроднадзора должен уведомить организацию или предпринимателя о том, что эксплуатируемому им объекту НВОС присвоена категория, отличная от той, которая была им задекларирована, с указанием пунктов Критериев, на основании которых было принято такое решение.

Не тот реестр

Если при рассмотрении заявки территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъектов РФ установит, что объект следует внести в реестр иного уровня (федерального или регионального), то:

заявку в электронном виде перенаправят по назначению с использованием средств ГИС в течение 5 рабочих дней со дня регистрации;

подавшее заявку лицо уведомят о ее переадресации.

Как заполнить заявку

Чтобы указать в заявке фактические данные по выбросам (за исключением радиоактивных загрязняющих веществ), сбросам, отходам, нужно использовать:

формы статистической отчетности № 2-ТП (воздух), № 2-ТП (водхоз) и № 2-ТП (отходы);

данные производственного экологического контроля;

сведения из отчетности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Разделы заявки, касающиеся сведений об отходах, не заполняются, если организация или предприниматель не размещают отходы на эксплуатируемых объектах НВОС (в соответствующих строках заявки делается запись: "Деятельность по размещению отходов не осуществляется").

В пункте 5 раздела 4 заявки при представлении информации "о проведении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду" целесообразно указывать данные об утверждении программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (дата, номер приказа об утверждении программы, при наличии такого приказа).

При наличии только таких объектов, как:

объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные);

объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством РФ;

специальные объекты размещения радиоактивных отходов;

объекты размещения медицинских отходов

данные о программе в заявке не указываются и в пункте 5 раздела 4 заявки делается запись: "Программа отсутствует в связи с наличием объектов отходов, соответствующих п. 3 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66".

О том, как указать координаты угловых точек объекта, сказано в пункте 2.6 комментируемого Уведомления.

О том, как указать наилучшую доступную технологию, разъяснено в пункте 2.7 комментируемого Уведомления.

Кто подает заявку

Юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность.

Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в Едином государственном реестре и содержащейся в лицензиях, выданных для вуедения деятельности на объекте НВОС.

Как подать заявку

Заявку подают по месту нахождения объекта - в территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ. Центральный аппарат Росприроднадзора заявки не принимает.

Если организация или предприниматель ведут деятельность на двух и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние и не связанных трубопроводами, железными дорогами или иначе (технически), необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объектов с представлением заявки на каждый объект.

Актуализация сведений об объекте НВОС

Данные в реестре об объектах НВОС подлежат актуализации при представлении организацией или предпринимателем следующих сведений.

1. О замене лица, ведущего деятельность на объекте НВОС; о реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения); об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.

2. Об изменении места нахождения объекта НВОС.

Вышеназванные сведения нужно подать в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее чем через 30 дней со дня государственной регистрации таких изменений.

3. Об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.

4. Об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Что наказуемо

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС влечет наложение административного штрафа (ст. 8.46 КоАП РФ):

на должностных лиц - в размере от 5000 до 20 000 рублей;

на юридических лиц - от 30 000 до 100 000 рублей.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Читайте также: