Каменный налог при петре 1

Опубликовано: 12.05.2024

20 октября 1714 года царь Петр I издал Указ о запрещении каменного строительства по всей России и о возведении в новой столице исключительно каменных «образцовых домов». Отныне строительство каменных домов где-либо, кроме Санкт-Петербурга, очень строго каралось. Одним росчерком пера царь оставил без работы тысячи каменщиков по всей России.

Рисованный «кирпич»

В октябре 1714 года издание указа стало последней каплей терпения Петра I. Город, как известно, начали возводить 11 годами ранее, и первую четверть века он напоминал огромную строительную площадку, на которой найти опытного каменщика было не так-то просто. А после Указа царь некоторое время подождал, когда в Санкт-Петербург будут съезжаться каменщики, но, по большому счету, так и не дождался, а потому он распорядился, чтобы людей, способных к строительству каменных сооружений, свозили в Северную Пальмиру насильно…

Надо сказать, что Санкт-Петербург строился в строгом соответствии с тогдашними правилами противопожарной безопасности. Здания в городской черте разрешалось строить «в одно жило», в одну линию, противопожарные разрывы между ними по новому указу составляли не менее 13 м.

Конечно, кирпича не хватало, кирпичные заводы во всей России можно было по пальцам перечесть, но самые ушлые люди быстро нашли способ, как обмануть царя. Они строили обычный деревянный дом, лепили на стены тонкий слой глины, который раскрашивали «под кирпич». При быстрой езде невозможно было отличить раскрашенный дом от капитального. Но и здесь палка была о двух концах: если нарисованный «кирпич» выходил очень красиво и неестественно, то царь мог остановиться и заинтересоваться, откуда появился такой неправдоподобный «кирпич». И тогда «художникам» было б не сносить головы…

Петропавловская крепость положила начало Санкт-Петербургу
Безработные ринулись в столицу

Возведение Санкт-Петербурга было занятием не из приятных. Как потом, спустя полтора века, напишет в своем произведении Николай Некрасов (правда, по поводу строительства железной дороги), «Труд этот, Ваня, был страшно тяжелый, не по плечу одному…». Век каменщика на пронизывающих невских ветрах был очень недолог, никакая теплая одежда не спасала — попробуй-ка простоять 14−16 часов в условиях, когда пробирает до самой печенки. Но другого выхода не было: строить было надо! Кстати, еще за семь лет до появления рассматриваемого сегодня Указа вышел еще более строгий: о распространении наказания за побег из Петербурга на родителей, жен и детей сбежавших. Так что особо и не сбежишь, если в Бога веруешь и к семье по-христиански относишься…

Петропавловская крепость - вид сверху.
А вообще, в те времена пожары были почти необузданной природной стихией. Выгорали целые города. Вот почему царь отдал распоряжение о том, что домовладельцы должны использовать в качестве материала для крыш только черепицу, как в Европе. С одной стороны это было замечательно — черепичные крыши не способствовали распространению огня. Случайные искры гасли, а головешки легко сбивались крючьями. Но с другой — черепица в те времена была очень некачественная: во-первых, крыша проседала под тяжестью снега, во-вторых, черепица набирала много влаги и стропила под нею начинали гнить. А, в-третьих, стоила очень больших денег, которые оседали в карманах, как бы сейчас сказали, зарубежных производителей…

Прообраз каркасного строительства

Но каменные дома строились гораздо медленнее, чем деревянные. И Петр I не был бы Петром I, если бы не нашел выход из создавшейся ситуации. Он запретил строить в столице деревянные дома, а чтобы темпы строительства продолжали оставаться высокими, распорядился строить «мазанки». Вначале строители возводили деревянные каркасы, а потом они обмазывались глиной, которая затем раскрашивалась «под кирпич» уже официально. Кстати, нынешнее каркасное строительство основано на том же методе, правда, строительные материалы за три столетия существенно изменились…

Петр I распорядился построить несколько мазанок неподалеку от Петропавловский крепости, и назвал их «образцовыми». То есть любой богатый человек мог построить свое жилище по этому проекту, что ускоряло процесс возведения мазанки. Хотя и здесь был свой минус — из глины невозможно построить многоэтажное здание, а сановитые вельможи все-таки хотели, чтобы их жилища отличались от других. Тогда царь разрешил им украшать башенки различными шпилями…

Нам бы сегодня Петра I…

Но самое главное, государю удалось избежать хаоса и стихийности при строительстве, чего не скажешь о нынешней ситуации, когда новостройки возникают иной раз очень спонтанно. Петр I принял три главных направления в строительной политике: а) государство взяло на себя руководство работами по осушению почвы и по прокладке улиц и набережных; б) оно же заняло опорные пункты городского плана, из которых главным был центр Петербурга; в) частных застройщиков обязали строить дома не внутри участка, а по «красной линии» улицы.

Государь скончался слишком рано, успев увидеть только «главные контуры» одного из красивейших российских городов. Его указ отменили в 1741 году, отчасти из-за того, что к тому времени возникло немало новых кирпичных заводов, а также появилось много каменщиков (к счастью, не только «вольных»). К тому же, со времени смерти Петра I не утихали слухи о том, что столицу вот-вот вернут в Москву, а значит, следовало приводить в божеский вид и вторую столицу.

Вид от Государева бастиона на Флажную башню Нарышкина бастиона
Сделать Санкт-Петербург каменным городом так и не удалось. Даже столетие спустя, в XIX веке, деревянные дома составляли 2/3 городской застройки. Так, в 1833 году из 7976 домов Петербурга только 2730 были каменные, а 5246 — деревянные. Но, тем не менее, в городе тогда возводилось не менее 30 каменных домов год, в том числе и такие «дворцы», как Петропавловский собор, Дворец Меншикова, Летний дворец Петра, «Двенадцать коллегий». Словом, лиха беда начало…

Сколько всего создал Петр Великий, не поддается простому перечислению, но самое его значительное творение, которое не только живет уже более трех веков, но и активно развивается, — это, конечно, город, который создан его руками, по его чертежам, носит его имя и который император фактически подарил сам себе на день рождения. Этот город многие считают одним из красивейших на Земле.

"То, что Петр I, основав Санкт-Петербург, лично участвовал в строительстве и контролировал всех и вся, — это точно. Насколько он был архитектором — вопрос. Тогда еще даже такой профессии не существовало в нашем восприятии этого слова. Но он делал город — новый, под себя", — отмечает главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Марина Логунова.

Дата основания Санкт-Петербурга хорошо известна — 16 (27 по новому стилю) мая 1703 года. Именно в этот день на одном из островов только что отвоеванной у шведов территории на берегах Невы заложили деревянную крепость, которую Петр назвал Санкт-Петербургом.

"На закладке первой дерево-земляной крепости самого Петра не было. Тогда еще не понятно было, наши земли или не наши: может, их шведы отвоюют", — говорит Логунова. Закладка каменной крепости, как отмечает историк, состоялась, когда уже стало понятно, что здесь будет город, что граница государства отодвинулась за Нарву, уже появились корабли молодого российского флота и Северная война стала разворачиваться в более благоприятном для России ключе.

"Именно в день своего рождения в 1706 году Петр начинает строительство каменной крепости Санкт-Петербург, кладет закладной камень, начинает перестройку крепости в камне", — уточняет Логунова.

Чертежи с отпечатками пальцев

Поскольку город строился с нуля, Петр смог воплотить в нем принципы европейского строительства и применить собственные знания и "шпаргалки" из иностранных книг. Строительство Санкт-Петербурга должно было вестись, по его замыслу, не стихийно, а по плану (который тем не менее постоянно менялся по воле царя и под влиянием обстоятельств), здесь же впервые в России внедрялась практика типовой застройки.

Украденное чудо света.

"Не получив стройного образования, Петр Великий всю жизнь продолжал учиться самостоятельно. И помочь ему в этом были призваны книги из его библиотеки. Важным подспорьем в работе царя-зодчего оказывались теоретические трактаты Витрувия, Палладио, Скамоцци, Виньолы", — указано в опубликованном исследовании петербургского Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА).

По оценке исследователей, Петр активно применял чертежи, воспроизведенные в европейских изданиях, и этим легко объяснить наличие в петровской архитектуре "голландизмов", "галлицизмов" и "англицизмов".

"Замечательно, что большинство книг из библиотеки Петра, посвященных строительству и архитектуре, явно были в работе — на их полях пометки, надписи, переводы иностранных текстов на русский язык того времени. Некоторые листы затрепаны. Нижние углы даже очень ценных фолиантов в буквальном, а не в переносном смысле слова хранят следы рук Петра — характерные, сильно удлинненные отпечатки запачканных работой пальцев. Он пользовался своей библиотекой как инструментом энергичной архитектурной и строительной деятельности, используя ее в качестве источника идей, почерпнутых из практики современной ему европейской архитектуры барокко и классицизма", — говорится в исследовании КГА.

Работа художника Пьетро Новелли

Французская архитектура Петру не нравилась, потому что дома строились не из кирпича, а из камня и имели, на его взгляд, мало украшений, но несмотря на это, создание градостроительного плана было поручено французу Жану-Батисту Леблону, назначенному генерал-архитектором Санкт-Петербурга.

Что касается участия самого Петра в строительстве, то, по оценке одного из ведущих современных историков петровской эпохи Евгения Анисимова — профессора Санкт-Петербургского филиала ВШЭ, главного научного сотрудника Санкт-Петербургского Института истории РАН, "он, скорее, выполнял роль архитектора, прораба, иногда показывал, как и в каком направлении нужно делать работу".

"В журналах Петра есть такое выражение: "гулял по работам", то есть даже в свободное время он прохаживался в компании со специалистами по стройке, нередко ехал с ними же на объект и обсуждал технические детали. Так, строительство Кунсткамеры оказалось провальным, один архитектор сменял другого, и последнее слово осталось за Петром. Известно, что он бывал с Меншиковым в мастерской архитектора Леблона, где они обсуждали чертежи, а главное — модели зданий", — рассказал Анисимов.

Исполняя волю Петра, Леблон поместил административный центр города на Васильевском острове, в результате чего возвышенные сухие берега будущей Литейной части и Выборгской стороны оказались за городской чертой, а стройку следовало развивать на болотистых, полузатопленных западных землях Васильевского и Адмиралтейского островов.

Впоследствии Петр не раз высказывал недовольство планами Леблона и требовал их изменить

Лучшим образцом застройки города Петр I считал голландскую архитектуру, которая к тому же создавалась в сходных климатических условиях — а жалобы на погоду в Петербурге пошли с первых месяцев его существования. Сподвижники Петра жаловались на слишком длинный световой день — "солнце здесь зело высоко ходит" и на подъем воды.

Самого Петра, строившего на берегах Невы свой, как он его называл, "парадиз", эти погодные явления не смущали, а даже веселили. В сентябре 1706 года он описал, как у него в комнатах стояла вода, а на противоположной стороне по улицам, как по реке, на лодках плавали люди. Но Петру "зело было утешно смотреть, что люди по кровлям и по деревьям будто во время потопа сидели".

Петербург начинался со стилизованной русской избы

Первой гражданской постройкой в Санкт-Петербурге стал дом его основателя, который сколотили за три дня напротив того самого первого строения — крепости, которая впоследствии стала называться Петропавловской.

Первоначальный дворец Петра Первого Пресс-служба Русского музея

Здание получило название "Первоначальный дворец Петра Первого". Его построили по старинным русским образцам — на две светлицы, соединенные между собой сенями. Бревна снаружи обтесали, сделали плоскими, окрасили масляной краской и расписали под кирпич. Окна прорубили широкие, по голландскому образцу.

Этот скромный деревянный домик до сих пор стоит и охраняется все века существования Петербурга как величайшая реликвия — его специально облачили в каменный футляр, чтобы защитить от непогоды и прочих неблагоприятных факторов. Это единственная сохранившаяся в Петербурге деревянная постройка начала XVIII века.

"Он назывался "Первоначальный дворец", "Красные хоромы". Дворцом Петр называл домик именно с расчетом на будущее, потому что город должен был расти, прирастать дворцами настоящими. Петр жил в нем пять лет, пока строился Летний дворец. Здесь уточнялись и рождались планы города, планировка Летнего сада", — рассказал генеральный директор Русского музея Владимир Гусев.

Летний дворец Пресс-служба Русского музея

Именно по этой причине Первоначальный дворец и раскрасили под кирпич. "Петр торопил события, думал о будущем", — добавил Гусев.

Вокруг Петропавловской крепости спешно велась застройка, возводились деревянные и мазанковые дома, на фасадах которых, как и на домике Петра, имитировалась кирпичная кладка. По замыслу, это придавало Петербургу вид каменного города.

Строительство из подручных материалов

"Безусловно, город не мог строиться сразу из камня — это потом уже было принято решение, Петр издал указ о запрещении каменного строительства во всей стране, кроме Петербурга. Сначала и в землянках жили, и деревянное строительство было", — объясняет Марина Логунова.

При этом, как отмечает Евгений Анисимов, материалы для городского строительства было сложно достать в местности, которую выбрал Петр: сплошное болото и леса.

"Главные материалы все были завозные — камень (дикарь), песок, известь, дерево (хотя поначалу рубили сосны по островам — на месте Академии художеств был сосновый бор), изразцы и кирпич везли из Голландии, пока голландцы не построили кирпичный завод, фашины (связки прутьев для укрепления насыпей) резали по болотам, а главное — били сваи, тысячи свай. Все главные здания вдоль Невы стоят не просто на сваях, а на "островах" из плотно забитых друг возле друга свай", — сказал Анисимов.

Теплая одежда и холодная сдержанность.

Поначалу Петр I хотел массово строить в городе фахверковые дома (фахверк, нем. fachwerk — каркасная конструкция с несущей основой из наклонных балок, при этом балки видны снаружи, что придает дому характерный вид — прим. ТАСС). Это один из самых известных в Европе стилей, который зародился еще в XV веке. Но на каком варианте остановились в итоге — увы, остается тайной.

"Искусствоведы спорят о том, какие фахверковые дома у нас возникали: были они похожи на украинские мазанки или это фахверковые дома наподобие западноевропейских? Но тут возникает сомнение: если это дома наподобие западноевропейских, то почему ни одного такого дома не сохранилось?" — рассуждает Логунова.

Фахверковый дом, в основе которого каркас из бревен, заполняемый камешками, глиной и кирпичами, мог стоять не один десяток лет, а может быть, и не одну сотню, считает историк.

Как предположил профессор Анисимов, от идеи фахверка пришлось отказаться, поскольку технология не оправдала себя. "Стало ясно, что в Санкт-Петербурге это не проходит — холодно, фахверк промерзает, или просто строили быстро и плохо", — считает он.

Что могли себе позволить "подлые"

"Образцовые дома — это просто, и не надо ничего придумывать. В зависимости от своего статуса, материальных возможностей человек должен был, приходя в канцелярию, получать от архитектора Доменико Трезини некий план и по этому плану дом возводить. Потом это красиво называли "дома для именитых", "дома для зажиточных". Самые простые — "дома для подлых" — не в том смысле, что подлый человек в эмоциональном смысле слова, а тот, который подать платит. Но никто так не говорил в XVIII веке, это более поздние названия, искусствоведческие. А в конечном счете все сводилось к тому, что человек мог себе позволить. Это то, что мы и сейчас видим", — рассказывает Марина Логунова.

Инженерный дом Государственный музей истории Санкт-Петербурга

На территории Петропавловской крепости до нашего времени остались два образцовых дома для зажиточных и для именитых — это Инженерный дом и Комендантский. Жилища для подлых не сохранились, потому что это были маленькие домишки, которые уже много раз перестроены. Их остатки попадаются сейчас только археологам.

Не шведы, не финны и не каторжники

В 2014 году при проведении раскопок на участке между Сытнинской, Кронверкской улицами и городской застройкой вдоль Кронверкского проспекта и Сытнинской площади археологи Института истории материальной культуры РАН нашли коллективное погребение начала XVIII века и деревянные постройки и сооружения.

Научная обработка археологических находок показала, что люди, погребенные в этом месте, были первыми строителями Санкт-Петербурга. Антропологические исследования останков подтвердили, что у них был особенно развит плечевой пояс — это говорит о том, что они совершали тяжелые рубящие движения, причем они именно работали топором, а не другими предметами.

Современные исследователи также установили, что в основном строителями Петербурга были крестьяне, выходцы из европейских областей России — северо-запада, Поволжья, а также карелы и ижоры, а не пленные шведы, финны и каторжники, как считалось ранее.

Среди них было много мужчин в возрасте до 20 лет и старше 40 лет — и почти нет людей трудоспособного возраста от 20 до 40 лет. Это, по мнению ученых, говорит о том, что крестьяне, несмотря на указ царя, старались уклониться от работ по строительству Петербурга, посылая на них либо совсем молодых, либо уже представителей старшего поколения. Указ Петра I от 1 марта 1704 года требовал ежегодной присылки на строительство Санкт-Петербурга 40 тыс. человек. Указ действовал до 1718 года.

"Проблемой было поселение рабочих. Они жили в землянках, и Петр предписал за одно лето построить 500 однотипных деревянных домов. Это был выход, он соответствовал русской традиции — рубили сруб, помечали бревна, перевозили на место и собирали как конструктор. Но вообще, строили плохо — лес сырой, несколько раз город перестраивали, спешили", — отмечает Анисимов.

Низкие потолки для высокого царя

Город очень быстро разрастался: строительные работы велись по сменам, не прекращаясь. Помимо жилых домов и дворцов строились соборы, портовые сооружения, промышленные и торговые объекты, велось благоустройство, улицы мостили камнем, создавались сады, которым Петр придавал большое значение. На противоположной от Петропавловской крепости стороне Невы уже с 1704 года строилась верфь — Адмиралтейство.

 Адмиралтейство Петр Ковалев/ТАСС

Выдающимся зданием Петербурга того времени был Меншиковский дворец, который по роскоши превосходил любое, даже царское жилище. Тогда он назывался посольским и служил для приемов и официальных церемоний. Но представление о том, что Петр I позволял своим приближенным жить в роскоши, а сам скромно ютился в маленьких домах, ошибочно.

"Почему Петр строил для себя скромные дома? Он любил низенькие потолки, уют, шел от голландских образцов, да и протапливать было легче. Но это не были скромные, простецкие помещения. Они были богато украшены, отличная мебель, изразцы — посмотреть хотя бы Зимний дворец Петра в Эрмитаже. Меншиковский дворец только формально был Меншикова, это был дворец приемов, и когда Петру было нужно, он забирал оттуда мебель, посуду", — объяснил Анисимов.

К концу жизни Петра в Санкт-Петербурге было уже 6 тыс. зданий, а население достигло 40 тыс. человек. Уклад их жизни был совершенно не похож на то, к чему они привыкли в старых городах. Вместо замкнутого образа жизни им приходилось часто общаться, встречаться на ассамблеях, театральных представлениях и других собраниях, для которых была приспособлена инфраструктура молодого Петербурга. Поначалу многие воспринимали переселение в Петербург как неудобство и ссылку, но за несколько десятков лет отношение поменялось.

"При Петре I это было болото, назначенная столица, куда никто не хочет ехать, но ехать надо. К столетию Санкт-Петербурга в 1803 году уже выросло несколько поколений жителей, которые воспринимают этот город уже не как ссылку, а как родное место", — отметила главный научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга.

Сейчас, спустя более трех веков, по духу и виду город остался совершенно неподражаемым творением первого российского императора, как ни странно, до сих пор развивающимся в соответствии с планами, которые он обозначил. И здания, и события, и люди в нем хранят и продолжают традиции, заложенные Петром Великим.

Екатерина Андреева, Анастасия Стрепенюк

Строительство Петербурга при Петре 1

И вот 27 мая 1703 русский царь Петр I на отвоеванных у шведов землях закладывает крепость Санкт-Питер-Бурх, с одноименным городом. Название крепости было выбрано в честь святого апостола Петра. Изначально Sankt-Piter-Burch было имитацией произношения на голландский манер «Sint-Petersburg», но в 1720 году Санкт-Питер-Бурх меняется на Санкт-Петербург.

Но русскому народу Санкт-Петербург кажется слишком длинным и он сокращает это название до «Питер-град» или просто «Питер».

Так как город начинал строиться во время Северной войны (1700—1721), то главной постройкой стала крепость. Её заложили на Заячьем острове в дельте Невы. Дату заложения крепости принято считать официальной датой рождения города.

Существует легенда: первый камень Петропавловской крепости был заложен Петром I, а при закладке в воздухе был замечен орел.

Строительство города шло за пределами крепости по берегам реки, для этого осушали болота.

Работами по строительству Петербурга руководили иностранные инженеры приглашенный Петром I. Для того чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётром I был введен запрет на каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. И все каменщики были вынуждены ехать в Петербург.

Но и этого было мало и был введен «каменный» налог, когда с каждый въезжающий в город воз должен был привезти определенное количество камня или заплатить сбор.

Крестьяне ехали для работ со всех окрестных областей.

Важнейших событием в жизни Петербурга в ноябре 1703 года стало прибытие первого, голландского торгового корабля.

Капитану корабля вручили 500 золотых, второй прибывший корабль должен был получить 300 золотых, ну а третий — 150.Строительство Петербурга с 1704 по 1717 год в выполнялось силами крестьян, которых мобилизовали в рамках натуральной трудовой повинности. Они занимались валкой леса, засыпали болота, строили набережные. В начале строительства в Петербург было собрано из разных губерний до 40 тысяч крепостных крестьян. Работы велись «вахтовым методом» — работник работал два-три месяца, после этого уезжал домой.

Ежегодно на строительство присылалось не менее 24 тысяч человек. Работа всех строителей Петербурга оплачивалась. Каждый работник получал 1 рубль в месяц.

Существует легенда о том, что много строителей города погибло. Но это не так.

Имеющиеся документы за 1716 год говорят, что из общего числа, а это 3262 человека, умерло 27. Самой массовой была гибель строителей при строительстве не Петербурга, а Ораниенбаума, где за один из сезонов действительно погибло несколько сот человек, но их гибель была вызвана эпидемией.

Постройки Петровского времени в Санкт-Петербурге

«Образцовый» проект дома для «именитых. напоминает сохранившийся Летний дворец Петра Iвыстроенный Трезини в 1710-1714 годах на левом берегу Невы у истока Фонтанки, где одновременно создавался регулярный сад.

В дальнейшем летний сад с скульптурами, куда была привезена знаменитая статуя Венеры Таврической.


Рисунок14. Фасад летнего дворца (1710-1714) Петра I в летнем саду со стороны р. Фонтанки.


Рисунок15. Интерьер летнего дворца (1710-1714) Петра I


Рисунок16 зимний дворец Петра


Рисунок 16a Зимний дворец, построенный Д.

Трезини. Ка ртина не звестного художника XVIII века по рисунку М.И.Махаева. Государственный Эрмитаж.

Со времен Петра в Петербурге сохранились и постройки других архитекторов.

Меньшиковский дворец, который в 1710 году начал строить М.Д.

Фонтана и продолжил в 1713 году И.Г.Шедель.


Рисунок 17. Дворец А.Д. Меньшикова (1710-1720) в Петрбурге. Арх. М. Д. Фонтана и И. Г. Шедель.

гравюра А.Ф.Зубова. 1714

С 1732 здесь помещалось первое специальное закрытое учебное заведение для дворянских детей – шляхтеный8корпус (с 1752 Сухопутный шляхтеный кадетский корпус). С точки зрения архитектурной – это один из первых предвестников стиля барокко, который шел на смену строгости и суровости архитектуры первых лет Петербурга.

Здание сохранилось в сильно перестроенном виде. О том, как оно выглядело первоначально, можно судить по гравюре известного гравера петровского времени А. Зубова (1717. Главный фасад выходит к Неве, за дворцом был разбит большой регулярный парк).




Рисунок 18, 18а и 18b.

Дворец А.Д. Меньшикова (1710-1720) в Петрбурге. Арх. М. Д. Фонтана и И. Г. Шедель. фото


Рисунок 19. Дворец А.Д. Меньшикова (1710-1720) в Петрбурге. Интерьер. Предспальня. Портреты княгини и князя Меньшиковых. Неизвестный художник. Холст, масло. 1716-1720


Дворец А.Д. Меньшикова (1710-1720) в Петрбурге. Интерьер Предспальня. Портреты княжен Марии и Александры Меньшиковых. И.Г.Таннауэр (?). Холст, масло. 1722-1723

3.1.2 Общественные здания

На южном берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 году заложили по чертежу Петра I судостроительную верфь-крепость Адмиралтейство.



Рисунок 20 и 20а.

И. К. Коробов. Проект здания Адмиралтейства (1732).

Вопреки первоначальным предположениям центром Петербурга становилась Адмиралтейская часть. Это делало необходимым повысить архитектурное значение здания Адмиралтейства. Само двух этажное здание Коробов построил в традициях петровского времени – в строгих формах, почти без украшений. Центром его стала изящная многоярусная надвратная башня с высоким шпилем – «Адмиралтейской иглой», — увенчанным флюгером в виде золоченого кораблика.

Впоследствии А. Д. Захаров, перестраивая Адмиралтейство (1806-1823), башню с «иглой» оставил почти без изменений. Этой высокой вертикали соответствует башня Кунсткамеры на противоположном берегу Невы, а несколько далее возвышается колокольня Петропавловского собора.

Эти три величественных сооружения композиционно организуют центр города и в наше время.


Адмиралтейство в Петербурге в конце XVIII века. Арх. И. К. Коробов. (рис. Кваренги) вариант проектного черттежа башни

Особое место в архитектурной Панораме берегов занимает здание Кунсткамеры — Первого в России музея.


Рисунок 21. Петербург. Здание Кунцкамеры (1718-1734). Арх. И.Матарнови, Н.Гербель, Г,Кваренги, М.Г.Земцов

Здание Двенадцати коллегий, на Васильевском острове.

С 1835 года перешло полностью в ведение Университета.


Рисунок 22. Д.Трезини. Фрагменты чертежей здания Двенадцати коллегий.


Рисунок 23 . U-12. Петербург.

Здание Двенадцати коллегий (1721-1742) Арх. Д.Трезини


Рисунок 24. Петербург. Здание Двенадцати коллегий (1721-1742) Арх. Д.Трезини

Большое здание Двенадцати коллегийпостроенное в 1722-1732 годах на Васильевском острове, одно из крупнейших сооружений петровского времени.

В нем на протяжении всего 18 века размещались высшие органы государственного управления России — сенат, синод и десять коллегий. Фактическим руководителем был Трезини.

В первые десятилетия существования города, центр решено было устроить на Васильевском острове.

Здание коллегий состоит из двенадцати примыкающих к друг другу корпусов с одинаковым архитектурным оформлением, что соответствовало идее Петра. Эта идея подсказала очень рациональное и простое решение, не имеющее аналогов в мире.

Дальнейшие перестройки несколько исказили вид.


Исторические карты Петербурга характерны тем, что они редко являются чисто фиксационными, отражающими то, что существовало на текущий момент времени.

Почти всегда в них присутствовал перспективный элемент – то, что только задумывалось, планировалось, проектировалось. Они словно иллюстрации к альтернативной истории – как мог бы выглядеть город, если бы он стал развиваться не так, а иначе.
В этой записи я решил собрать некоторые интересные «планы планов», которые и предлагаю поразглядывать во всех деталях. Тем более что старинная картография сама по себе очень красива.

Почти все картинки по щелчку открываются в новом окне в увеличенном виде.

Вопреки распространённому мнению Васильевский остров далек не сразу был определён в качестве будущего центра города. Более того, в 1712 году у Петра возникла идея устроить основную часть города на острове Котлин и только постоянные угрозы шведского флота заставили его изменить это довольно странное решение.

Затем переселенцам стали нарезать участки на Городской и Адмиралтейской сторонах, а позднее на Московской и Выборгской сторонах, которые были более высокими и сухими.

И только в 1715 году царь вероломно отобрал у Меншикова подаренный восьмью годами ранее Васильевский и окончательно определился с местом.

К этому времени и относится первый проект планировки города, составленный Доменико Трезини.

Тогда же были введены градостроительные нормативы, обязывавшие прокладывать улицы, только прямые и в 5–10 раз шире, нежели тогда было принято в Западной Европе и России, направлять их на высотные доминанты, объединяя в геометрически четкие кварталы.


Это один из самых известных первых планов Петербурга – чертёж нюренбергского картографа Иоганна Хоманна, созданный в 1716–18 годах.

Вид Городского (Петроградского) острова является иллюстрацией того, о чём я говорил в самом начале – в западной части острова изображена существовавшая в то время застройка, а восточная часть это схематический «проект освоения».
Не уверен также, что все квадратики с подписью «Бояренгоф» на Стрелке и нынешней Петровской набережной были так уж освоены боярами – возможно, что это только нарезка участков для будущего «элитного жилья».

А вот Александр Данилыч к тому времени уже успел размахнуть своё имение от одного рукава Невы до другого.


Васильевский остров дан в проектном варианте. Его планировка соответствует проекту Трезини, утверждённому Петром I. Очень эффектно смотрится береговая фортификационная система по контуру.

В северной части острова намечалось создать две большие площади и «Сад для прогулок всех людей».
На Берёзовом (Аптекарском) острове видны Аптекарский огород и немецкое кладбище. На Петровском острове обозначена усадьба сестры царя – Натальи Алексеевны, а в районе пересечения нынешних пр.

Чернышевского и набережной Робеспьера есть домик, помеченный как Cron Prin Palast, который, видимо, принадлежал царевичу Алексею, очень скоро ему уже не понадобившийся.


Просьба также обратить внимание на надпись, которой помечена Выборгская сторона. «Финляндиш», однако! В качестве лирического отступления, отмечу, что меня в последнее время стали слегка бесить люди, которые переезжая реку Сестру, скраивают многозначительную физиономию и изрекают окружающим: «Вот и Финляндия!» Чего здесь больше – показушного «знания» истории или либерастического самоуничижения – я не знаю.

Исходя из представленной картинки, предлагаю всем желающим произносить эту сакраментальную фразу на перегоне Чернышевская–Площадь Ленина.


Адмиралтейство в те времена было основательной крепостью, на плане можно увидеть его пять бастионов.

Направление Невского и Вознесенского проспектов ещё не устоялось, и они идут под странным углом и изгибом. Причём начинаются не от центра постройки (башни тогда ещё не было), а от куртины между бастионами. Видимо, от ворот.
Впечатляют густые леса между Мойкой и Фонтанкой и юге Литейной части.


План Георга Буша (на путать с обоими Джорджами!) создавался перед заграничной поездкой Петра в политических целях – для рекламирования достижений России в строительстве новой столицы.

В 1703-18 годах город размещался в восточной части Городского острова, остальные территории официально числились предместьями. Уникально было то, что одновременно создавался и город и зона пригородов, такая «петербургская агломерация». Кроме того, ни одна столица Европы не имела такой регулярности построений.

Раз это «пропагандистский плакат», то на этой карте меньше уделено внимание реальности, а сделан больший упор на планируемые проекты.

Например, какая строгая сетка улиц Литейной части – ее даже не могут сбить изгибы невского берега в районе нынешней Синопской набережной! Руины Ниеншанца, видимо из политических соображений, не показаны (дело уже прошлое!), хотя на плане Хоманна они есть.

Васильевский практически полностью повторяет предыдущий план.

Единственно на что хотелось бы обратить внимание: многие считают, что каналы планировалось прорыть по всем линиям. Однако это не так. На обоих планах хорошо видно, что они предполагались через две улицы на третьей. Также показаны проекты двух перекрещивающихся каналов в восточной части Петроградки параллельных рукавам Невы.


Ещё на этом плане можно лучше понять, где были реальные постройки, а где только проведено межевание.

На многочисленных клеточках Литейной части и Городского острова домики изображены от силы только на пятой части всех участков.

Или вот «Невская першпектива»: она начинается уже от центра Адмиралтейства и идёт строгой прямой линией до Лавры.

Есть городская легенда, что излом Невского в районе Лиговки связан с тем, что его прокладывали с двух сторон и бригады «неправильно встретились». Я же думаю, что наши предки были не такие дураки, и излом этот сделан намеренно.

И вот почему. Гороховая отходит от корпуса Адмиралтейства под прямым углом. Вознесенский проспект ориентирован по оси север-юг. Поэтому симметричный ему Невский просто обязан был иметь именно тот угол, который есть у него сейчас.


Более того, от Александро-Невской Лавры тоже предполагалось отложить три расходящихся луча и если бы в казне хватило денег, то это был бы просто шикарнейший ансамбль.

Вообще, лучевая планировка была очень популярна среди первоначальных идей построения города. Георг Маттарнови даже предлагал вариант из 11 (!) лучей, сходящихся к башне Адмиралтейства. В этом была и определённая логика, а не только архитектурный приём: ведь верфь была «градообразующим предприятием» города и кратчайшие пути к ней были практически важны.

Итак, мы рассмотрели всего только две карты, а пост уже получился довольно большой.

20 октября 1714 года Петр I издал Указ о запрещении каменного строительства по всей России, кроме Санкт-Петербурга

Какие причины побудили его пойти на такие жёсткие меры?


Ответ уже есть в Вашем вопросе - Петербург строили! Все камни к нам везли. :) Был даже каменный налог - каждый въезжающий в город должен был привезти с собой камни. Почва у нас болотистая, скальные породы заложены на большой глубине.

Санкт-Петербург начинался с нуля, по плану, а не как остальные города, которые разрастались из деревень. Сначала была заложена Петропавловская крепость, потом Адмиралтейство, разрабатывались планы строительства города. Два основных - от Леблона и Трезини. Был выбран план Трезини. Планировалось строить на века, соответственно, в качестве стройматериала был выбран камень. Под фундаментами многих зданий вбивались деревянные сваи. Сваи эти, кстати, до сих пор сохранились.


Конечно для современного человека такие указы кажутся дикими. Да и слово , которое подходит как правильный ответ, а именно запершись, уже давно устарело и компьютер его не опознал , а подчеркнул красным. Но тем не менее это как говорится правильный ответ.


По данному вопросу подходит два слова, так как приказ от 15 декабря 1699 года, изданный Петром I о "Новом годе" гласил:


Правильный ответ: пьянство и мордобой (в обоих словах по 8 букв).

А так же указ гласил, что надо наряжать елку и отмечать Новый год с 1 января.


По именному указу Петра Первого в 1701 году был основан город Каменск (ныне Каменск-Уральский). Этот город строился одновременно с чугунолитейным казенным заводом, который стал градообразующим предприятием. Правда, он не совсем в Сибири, Каменск располагается на границе Урала и Сибири. Также в правление Петра в Сибири на Алтае был основан город Бийск. Первоначально он был крепостью для защиты от джунгар. Третий сибирский город, основанный в Сибири Петром - Омск (с 1716 г.)


После этого Указа Петра I возненавидела вся Русь-матушка — слишком суров был царь.

Пребывая в Европе, он настолько проникся идеей преобразования государства, что решил все, весь

уклад русской жизни перекроить на новый европейский лад.

Много нового ввел Петр, но особо болезненно восприняли бояре избавление от бороды.

Настолько обидно было уважаемым вельможам оголять лица, что бунтовали многие. Набожные, они боялись осуждения церкви и всячески противились. Но царь был непреклонен, и первые бороды остриг прямо за обеденным праздничным столом по приезду. А кто сопротивлялся новому Указу, тот должен был платить большой налог.



Льва считают царем зверей по следующим особенностям.

  1. У львов царская внешность и царские манеры.Роскошная грива, похожая на корону, венчает его голову. Лев никогда не бежит с опущенной головой, как это делает шакал. Он держит свою голову, благодаря царственной осанки, с достоинством. Его горделивый взгляд и весь вид демонстрируют уверенность, величие и спокойствие.
  2. У львов, как ни у кого среди хищников, организован семейный уклад. Самец-глава семьи, заботится о пропитании всего прайда, защищает детенышей и самок, отстаивает границы своей территории. Строгая иерархия, слаженность действий, повиновение главе семьи - основа семейного уклада львов. Все это, конечно, на инстинктивном уровне. Но порядок соблюдается. Первым начинает трапезу глава семьи. Пока он не насытится никто из членов прайда не смеет притронуться к добыче. За неповиновение следует жестокое наказание или изгнание из семьи.
  3. Но лев царствует не долго,его правление длится 2-3 года. Он уступает "трон" более молодому и сильному претенденту на «трон». И самое важное:новый глава семьи не должен быть кровным родственником самкам.

Вот поэтому, я считаю, лев царь зверей.

текст при наведении

«Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга». Алексей Гаврилович Венецианов.







В 1717 году очередным Указом Петра Великого было велено приступить к строительству каменных домов в Санкт-Петербурге. Очередным — потому что подобных указов к тому моменту насчитывалось уже несколько. Все они запрещали каменное строительство всюду, кроме новой столицы на Неве.

Авторство фразы «Строгость законов российских смягчается необязательностью их исполнения» приписывают, как правило, литераторам. Среди фаворитов — Пётр Вяземский, Михаил Салтыков-Щедрин и Александр Герцен. Но им придётся потесниться. Если не букву, то дух этого постулата полнее остальных выразил Пётр Великий. Особенно хорошо это видно на примере того самого Указа о запрете каменного строительства. В числе нарушителей царской воли с большим отрывом лидирует сам царь.

Портрет Петра I, 1838 г.

В сердце бунта

Воскресенский войсковой собор, что в станице Старочеркасская Ростовской области, должен был символизировать торжество государства над вольницей и закона над анархией. Первый крупный каменный храм Юга России — неспокойного Дона, куда бежали в поисках казачьей воли. И откуда казаки регулярно беспокоили Москву и бунтовали. Самый известный пример — Степан Разин, под ударами которого чуть было не обрушилась власть Русского царя.

Цепь, которой был скован «вор и опасный бунтовщик» Разин, многозначительно вмонтирована в стены собора — дескать, вот что бывает с ослушниками царской воли и царского слова.

Однако сам факт появления этого величественного здания вместе со всеми его назидательными примерами и отсылками — ярчайшая иллюстрация того, что царскую волю можно, а иногда и нужно игнорировать. Дело в том, что собор возводили с 1709 по 1719 гг. Как раз во время петровского запрета на каменное строительство. Более того — сам царь лично принимал участие в его создании, символически положив несколько кирпичей.

Воскресенский войсковой собор до революции.

Зов крови

Каменное строительство в Москве по тому указу тормознули нешуточно. Даже здание Арсенала, что возводили в Кремле, осталось брошенным. И это при всей любви Петра к военным делам и заботе об армии. Казалось бы — вот лучший пример самоотречения и неукоснительного следования букве и духу закона.


Но не всё так гладко. Внезапно, в самый разгар запрета, царь Пётр делает для Москвы любопытное исключение. На Крутицком подворье в 1719 г. возводят Набережную палату, чем завершают строительство этого величественного памятника Московского барокко. Неужели царь так вдохновился красотами архитектуры?

Причина гораздо проще. По соседству с Крутицами располагается Новоспасский монастырь. А в нём — могила Романа Юрьевича Захарьина. Этот окольничий и воевода XVI столетия приходился Петру пра-пра-прадедом. По сути — родоначальник династии Романовых, которые получили фамилию как раз от имени Романа Юрьевича.

Для своих, по блату

«Подрядились они построить из ево товару в Таруском уезде в селе Подмоклом церковь круглую по чертежу по повелению иноземца Лоренца фон Фикина». «Они» — это артель каменных дел мастеров под началом Андрея Опурина. А речь идёт о храме Рождества Богородицы в селе Подмоклово, что в нынешнем Серпуховском районе Московской области. Строили храм опять-таки в разгар петровского запрета — с 1714 по 1722 гг.

Храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово.

Предыдущие исключения ещё можно оправдать соображениями большой политики. Здесь — вряд ли. Дело в том, что этот сельский храм, шедевр Голицынского барокко, строил некий Григорий Долгоруков. Кто таков?

Некогда — комнатный стольник десятилетнего Петруши Романова. Потом — один из его ближайших сподвижников. С 1700 г. — генерал-адъютант Петра I. Ну как можно отказать такому заслуженному человеку, который, к тому же, предан лично тебе?

Читайте также: