Бухучет микропредприятия на осно

Опубликовано: 18.06.2024

Микропредприятия, наряду с малыми и средними предприятиями, составляют особую категорию хозяйствующих субъектов РФ. В сфере малого и среднего предпринимательства (МСП) действуют упрощенные правила учета, кроме того, такие предприятия законодательно освобождены от проверок контролирующих органов до конца текущего года. Законодательно закреплены критерии, характеризующие предприятие как «микро». В частности предельный доход обозначен в правительственном Постановлении №265 от 04-04-16 г.

Вопрос: Можно ли микропредприятию нанять работника по срочному трудовому договору на три месяца, а потом по срочному же договору еще на девять месяцев?
Посмотреть ответ

Статус микропредприятия может быть присвоен коммерческой организации: партнерству, обществу, кооперативу, КФХ. ИП также могут быть отнесены к указанной категории (ФЗ №209 от 24-07-07, ст. 3).

Кого относят к микропредприятиям в 2018 году

Получить статус микропредприятия возможно при соблюдении следующих обязательных параметров:

  • численность по среднесписочному показателю — не выше 15 чел. (ФЗ №209 от 24-07-07, ст. 4. ч. 1.1-2).
  • доходы, рассчитанные для целей НУ — не более 120 млн руб. (ФЗ №209 от 24-07-07, ст. ст. 4 ч. 1.1-3; Пост. Правительства №265 от 04-04-16).
  • для ООО доля в уст. капитале государства, МУП, субъектов РФ, общественных, религиозных организаций, БФ — не выше 25% (ФЗ №209 от 24-07-07, ст. 4 ч. 1.1-1 «а»).
  • для ООО доля в уст. капитале иностранных фирм, организаций, не являющихся субъектами МСП — не выше 49% (ФЗ №209 от 24-07-07, ст. 4 ч. 1.1-1 «а»).
  • для АО – аналогично данным по ООО, в отношении голосующих акций (ФЗ №209 от 24-07-07, ст. 4 ч. 1.1-1 «е»).

Вопрос: Отражаются ли в форме N МП (микро)-натура сведения о продукции, которая произведена сторонней организацией из давальческого сырья микропредприятия?
Посмотреть ответ

Заметим, что численность для малых предприятий лимитирована от 16 до 100 работников, а доходы ограничиваются цифрой 800 млн рублей в год. Как видно из приведенных данных, несмотря на схожесть наименований «микро» и «малый», между двумя субъектами МСП имеется существенная экономическая разница, их следует различать. Средние предприятия имеют лимиты численности до 250 человек (относящиеся к легкой промышленности по определенным ОКВЭД – до 1000 человек, если доля доходов по ним не ниже 70%; см. последнюю редакцию ФЗ №209, ст. 4, ч.1.1 п. 2.1). Доход средних предприятий ограничен 2000 млн руб. Общим критерием для всех МСП являются процентные лимиты по ООО и АО.

Налоговая служба ведет учет микропредприятий, как и иных субъектов МСП, в составляемом ею реестре. Он обновляется по состоянию на 1 июля ежегодно и формируется 10 августа соответствующего года (ФЗ №408 от 29-12-15, ст. 6).

На заметку! Лишиться статуса субъекта МСП официально можно лишь через 3 года превышения установленных лимитов (письмо ФНС №СА-4-14/15480 от 23-08-16).

Учет на микропредприятиях

Большинство микропредприятий имеет право вести бухгалтерский учет по упрощенному варианту (информация №ПЗ-3/2016 Минфина от 29-06-16). Применение упрощенной системы БУ зависит, прежде всего, от того, какой метод учета применяет предприятие – «микро»: кассовый или метод начисления.

При кассовом методе обязательно применять двойную запись. Если на предприятии совершается менее 30 операций за месяц, то их можно отражать в книге учета фактов хозяйственной деятельности, ведомости по зарплате и на счетах двойной записью. Если операций более 30, следует применять специальные ведомости в сочетании с методом двойной записи и планом счетов БУ (см. информацию Минфина ПЗ 3/2012 п. 4.1). Формы документов и учетных регистров применяются согласно приказу Минфина от 21-12-98 №64-н.

Метод начисления позволяет отказаться от использования в учете корреспонденции счетов и двойной записи как таковой. Микропредприятия в этом случае используют для учета самостоятельно разработанные учетные регистры, на основе которых и заполняют бухгалтерскую отчетность. Если при использовании метода начисления применяется метод двойной записи, необходимости в разработке собственной документации нет: заполняются унифицированные формы и, как обычно, хозяйственные операции отражаются двойной записью.

Пример

Отгрузка товаров покупателю на сумму 800 тыс. руб. может отражаться как методом двойной записи на счетах Дт 62 Кт 90 (отгружены товары 800000 руб.), так и записью в регистре учета доходов и расходов основного производства по схеме:

  • дата;
  • операция «отгружены товары в течение месяца»;
  • документ «регистр учета реализации товаров»;
  • сумма (доход) 800000 руб.

В конце месяца подсчитывается сумма по регистру доходов и расходов и фиксируются строкой «Итого» в соответствующих колонках.

На заметку! В некоторых случаях законодательство прямо запрещает использование неунифицированных форм первичных документов при любом из выбранных методов. Это касается, например, учета кассовых операций.

Применение или неприменение двойной записи следует отразить в учетной политике микропредприятия. Как правило, используют формулировку «Бухгалтерский учет ведется без применения двойной записи, по методу начисления. Операции отражаются в учетных регистрах, утвержденных руководителем. Образцы форм приведены в Приложении №…». Помните, что каждая форма должна содержать обязательные реквизиты согласно ФЗ №402 от 6-12-11, ст. 10.

Обратите внимание, что формы должны давать информацию для заполнения бухгалтерской отчетности, а значит, содержать графы, в которые заносятся конечные остатки по тем или иным балансовым статьям, обороты выручки и другие необходимые данные. Микропредприятию целесообразно использовать упрощенные формы отчетности, предусмотренные Минфином (приказ №66н от 2-07-10).

На заметку! Некоторые микропредприятия не могут вести упрощенный учет согласно ФЗ №402 от 6-12-11, ст. 6 (5). Это микрофинансовые фирмы, строительные кооперативы, хозяйствующие субъекты, для которых предусмотрен обязательный аудит, и др.

Микропредприятия могут без потерь точности и существенности учета отказаться от таких учетных регистров, как:

  • кассовые (данные есть в кассовой книге);
  • банковские (данные есть в выписках банка).

Налоговый учет ведется по стандартам и правилам избранного налогового режима.

Льготы

Законодатель предусмотрел ряд преимуществ, которыми с выгодой для себя может воспользоваться микропредприятие:

  1. Применяющие патентную систему и вмененку до июля 2019 могут обойтись в работе без кассового аппарата. Обязанность применять его осталась в сфере торговли, розницы.
  2. Отсутствует необходимость устанавливать кассовый лимит.
  3. Оформление срочных трудовых договоров продолжительностью не более 5 лет. Это можно сделать, только заручившись согласием сотрудника. Численность сотрудников при этом не должна превышать 35. В сфере розничной торговли (а также бытового обслуживания) лимит – 20 человек (ст. 59 ТК РФ).
  4. Запрещены проверки неналогового характера на предприятиях, предусмотренные планом. Внеплановые контролирующие органы проводить могут. Кроме того, ФНС установленным порядком имеет право проводить оба вида проверок, как и работники Фондов. Льгота действует до конца 2018 года.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ООО (микропредприятие на общей системе налогообложения) провело сертификацию системы менеджмента на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Сертификация оформлена договором на оказание информационных услуг. Срок действия сертификата - три года.
Каков порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов на сертификацию менеджмента качества?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на сертификацию менеджмента качества как в бухгалтерском, так и в налоговом учете могут быть учтены единовременно на дату оплаты сертификата. Вместе с тем возможен и учет таких затрат в течение срока действия сертификата. Выбранный порядок учета необходимо утвердить в учетной политике организации.

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Следует учитывать, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения прибыли полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (часть 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П).
Перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, является открытым (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в налоговом учете любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, которые прямо не поименованы в ст. 270 НК РФ.
Согласно разъяснениям, представленным в письме Минфина России от 04.09.2013 N 03-03-06/1/36419, расходы на добровольную сертификацию системы менеджмента качества, соответствующие критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (смотрите также письма Минфина России от 07.07.2008 N 03-03-06/1/308, ФНС России от 27.06.2006 N 02-1-08/123@).
Существуют и примеры судебных решений, в которых суды сделали вывод о возможности учета налогоплательщиками расходов на сертификацию системы менеджмента качества на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2007 по делу N А66-13850/2005, постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2008 N Ф09-5057/08-С3 и от 19.01.2006 N Ф09-6174/05-С7).
С учетом всего вышесказанного, мы не видим препятствий для учета затрат на сертификацию менеджмента качества в целях исчисления налога на прибыль.
В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст.ст. 318-320 НК РФ. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. В случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Минфином России в письмах от 28.03.2014 N 03-03-РЗ/13719, от 01.07.2014 N 03-03-06/1/31600, от 20.03.2017 N 03-03-06/1/15663, от 29.07.2019 N 03-03-06/1/56593 с учетом п. 2 ст. 318 НК РФ представлен вывод о том, что затраты на сертификацию продукции могут быть единовременно включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату предъявления организации документов, служащих основанием для произведения расчетов. Аналогичный вывод следует и из правоприменительной практики. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 15.02.2012 N Ф10-107/12 по делу N А35-1939/2010 указывается, что расходы на сертификацию являются косвенными расходами, подлежащими в соответствии с п. 2 ст. 318 НК РФ отнесению в полном объеме к расходам текущего (отчетного, налогового) периода. Вывод об отсутствии необходимости применение абзаца третьего п. 1 ст. 272 НК РФ в отношении расходов следует также из постановлений ФАС Поволжского округа от 18.07.2011 N Ф06-5231/11 по делу N А65-20361/2010, ФАС Московского округа от 23.08.2010 N КА-А40/7785-10 по делу N А40-79603/09-114-444.
При этом отметим, что ранее представители уполномоченных органов последовательно высказывали позицию о том, что расходы на сертификацию включаются в состав расходов для целей налогообложения прибыли в течение срока, на который выдан сертификат (смотрите, например, письма Минфина России от 18.03.2013 N 03-03-06/1/8186, от 25.05.2011 N 03-03-06/1/307, от 02.08.2010 N 03-03-06/1/505).
Однако, принимая во внимание изменение подхода Минфина России, положительную судебную практику, а также с учетом положения п. 7 ст. 3 НК РФ мы полагаем, что расходы на сертификацию могут быть учтены в расходах единовременно.
Полагаем, что решение о включении рассматриваемых расходов в состав расходов на сертификацию системы менеджмента качества или их отдельном учете, а также о порядке признания данных расходов (равномерно или единовременно) организации следует принять самостоятельно. Целесообразно выбранный способ учета закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
Расходы на ежегодные платежи учитываются в налоговом учете единовременно, на дату их осуществления.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 2 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). При этом п. 19 ПБУ 10/99 предусмотрено, что расходы признаются в отчете о прибылях и убытках, в частности, путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.
Нормативные акты по бухгалтерскому учету, действующие в настоящее время, не содержат прямого требования о включении затрат на сертификацию системы менеджмента качества в расходы будущих периодов. В то же время не содержится и соответствующего запрета. Соответствующее решение должностные лица организации принимают самостоятельно исходя из своего профессионального суждения. При этом выбранный применяемый способ учета целесообразно закрепить в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
В случае, если организация примет решение учитывать рассматриваемые расходы единовременно, в бухгалтерском учете проводится следующая запись:
Дебет 20 Кредит 60
- учтены расходы на проведение сертификации системы менеджмента качества.
В случае, если организация примет решение учитывать рассматриваемые расходы в течение срока действия сертификата, то, напомним, для обобщения информации о расходах, произведенных в текущем отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов".
В этом случае в учете проводятся следующие записи:
Дебет 97 Кредит 60
- отражена стоимость услуг на проведение сертификации менеджмента качества в составе расходов будущих периодов;
Дебет 20 Кредит 97
- учтены расходы на проведение сертификации менеджмента качества (равными долями в течение срока действия сертификата).
Расходы на ежегодные платежи учитываются в бухгалтерском учете единовременно, в составе расходов по обычным видам деятельности:
Дебет 20 Кредит 60
- учтен ежегодный платеж - расходы на проведение сертификации системы менеджмента качества.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

2 апреля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Организация бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства при общем режиме налогообложения

Типовые рекомендации для субъектов малого предпринимательства разработаны в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства. В соответствии с типовыми рекомендациями малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятий. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий. Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:

— создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

— ввести в штат должность бухгалтера;

— передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру — специалисту;

— вести бухгалтерский учет лично.

Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:

— рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Если предприниматель не останавливается на какой-либо схеме налогообложения, то к нему применяется общий режим, так сказать «по умолчанию». Пожалуй, самая сложная из всех систем налогов для малого бизнеса. Любой предприниматель, открыв ИП или ООО, автоматически попадает именно на налог ОСНО. И как минимум должен сдавать единую упрощенную декларацию. Даже если не вел бизнес. На этом налоге очень серьёзная налоговая нагрузка.

Как правило, общий режим используют те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода).

Причины применения общего режима налогообложения малыми предприятиями

Применять общий налоговый режим можно по целому ряду причин, например:

— налогоплательщик не может применять «упрощенку», ЕНВД или иной налоговый спецрежим, потому что не соответствует необходимым для этого требованиям;

— налоговый спецрежим применялся, но налогоплательщик превысил допустимые ограничения или нарушил требования (например, по числу работников или уровню доходов), и в результате автоматически перешел на ОСНО;

— общий режим налогообложения выгоден для организации, потому что она ведет деятельность, для которой по налогу на прибыль предусмотрены льготы (например, является участником центра «Сколково»);

— фирме или ИП выгодно быть плательщиком НДС, поскольку большая часть контрагентов работает на ОСНО и заинтересована во входном налоге.

Общая налоговая система может применяться для всех видов деятельности без ограничений по количеству сотрудников, размеру дохода и т.п.

Если вновь созданный налогоплательщик не заявил в установленном порядке о своем переходе на спецрежим, то ОСНО будет применяться к его деятельности по умолчанию – специально уведомлять ИФНС не нужно. Перейти добровольно на ОСНО со спецрежима можно с нового года, уведомив налоговую в срок до 15 января.

В то же время, общая форма налогообложения может сочетаться с некоторыми другими налоговыми режимами:

— юрлица на ОСНО вправе совмещать его с ЕНВД по некоторым видам деятельности,

— ИП могут совмещать ОСНО с ЕНВД и патентом по разным видам предпринимательства.

Обязательное условие совмещения – ведение раздельного учета доходов и расходов по каждому виду своей деятельности. Нельзя совмещать ОСНО с «упрощенкой» и единым сельхозналогом (ЕСХН).

Упрощенные формы отчетности для субъектов малого предпринимательства при ОСНО

Система налогообложения допускает, что субъекты малого предпринимательства могут вести упрощенный бухучет и представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, включающую лишь две формы: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Предприятия, не являющиеся малыми, обязаны вести полноценный бухучет и сдают полный комплект отчетных форм:

— баланс и отчет о финансовых результатах;

— отчет об изменениях капитала,

— отчет о движении денежных средств,

— пояснения к балансу и отчетам.

ИП на общей системе налогообложения НК РФ позволяет не вести бухгалтерию, но только если все доходы и расходы предприниматель отражает в книге учета доходов и расходов (КУДИР) (п. 2 ст. 54 НК РФ).

Организация налогового учета в субъектах малого предпринимательства при общем режиме налогообложения

Традиционная (общая) система налогообложения предусматривает уплату всех налогов и взносов, декларируемых налоговым законодательством. Это, прежде всего:

— налог на прибыль – для предприятий;

— НДФЛ – налог на доходы физлиц для индивидуальных предпринимателей;

— НДС – налог на добавленную стоимость;

— налог на имущество организаций – для юридических лиц;

— страховые отчисления в социальные фонды – ПФ, ФСС, ФОМС.

Малое предприятие при общем режиме налогообложения должно вести налоговый учет, руководствуясь Налоговым кодексом РФ.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с разработанной им учетной политикой для целей налогообложения. Порядок её формирования регулируется гл.25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Правильное исчисление прибыли для целей налогообложения предполагает соблюдение законодательных основ квалификации доходов и группировки расходов субъекта малого предпринимательства.

Доходы определяются организацией (предпринимателем) на основании первичных документов и документов налогового учета. Они состоят из:

— доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

Один из главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу на прибыль. В документе следует отразить:

— порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (кассовый, или метод начисления),

— порядок учета основных средств, применяются ли повышающие коэффициенты при амортизации, амортизационная премия, для каких объектов,

— методы оценки материалов, сырья и товаров,

— формируются ли резервы для равномерного распределения расходов в течение года (отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт ОС и др.),

— учет операций с ценными бумагами,

— в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на прибыль и авансовые платежи по нему,

— применяемые налоговые регистры и т.д.

Особенности учета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налога освобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% — это касается порядка распределения «входящего» НДС.

Организации ежеквартально и по итогам отчетного года представляют в ИФНС декларацию по налогу на прибыль. Срок подачи – 28 число месяца, следующего за отчетным периодом, а годовая декларация подается до 28 марта. При уплате авансовых платежей, отчетность подается до 28 числа каждого месяца.

ИП, получив первый доход на общем режиме налогообложения, обязан представить декларацию 4-НДФЛ о предполагаемом доходе, а за прошедший налоговый период подает декларацию о доходах 3-НДФЛ. Она представляется ежегодно до 30 апреля.

Декларация по НДС подается ежеквартально в электронном виде до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Плательщики НДС должны вести налоговые регистры – книги покупок и продаж, журнал учета счетов-фактур.

По налогу на имущество декларация представляется только организациями, ИП отчитываться не нужно. Срок подачи годовой декларации – 30 марта следующего года. Кроме того, ежеквартально необходимо сдавать расчеты по авансовым платежам до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Налогообложение ОСНО предполагает уплату и других налогов, в том числе местных, а также страховых взносов, отчитываться по которым следует в сроки и по формам, установленным федеральным и местным законодательством.

Таким образом, общий налоговый режим – это базовая система, на которой строится налогообложение всех предприятий на территории России. Это самый сложный и многогранный вид учета и налогообложения, применение которого требует специальных знаний и квалификации от сотрудников бухгалтерии, финансового, планового отдела. Применение ОСНО возможно как для крупных предприятий и холдингов, так и для ООО и ИП. Это базовая структура налогообложения, не имеющая никаких ограничений и особых требований к бизнесу. Как правило, на добровольных началах применяют ОСНО в основном крупные компании, имеющие большой штат и разветвленную структуру. В остальных случаях предприятия стремятся уйти от сложностей и переплат, подобрав подходящий специальный налоговый режим.

В части ведения бухгалтерского учета и отчетности к ИП и ООО на общей системе предъявляются идентичные требования – любая операция должна быть соответствующим образом задокументирована и отражена в отчетности. Это вполне объяснимо – так как налоги на ОСНО напрямую зависит от характера и объема операций купли и продажи, налоговой инспекции необходимо иметь возможность отследить их.


  • Что такое упрощенный бухучет и кто его может вести?
  • Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?
  • Ограничительный критерий — доход вместо выручки
  • Процедуры и алгоритмы, без которых обходится упрощенный бухучет
  • Организация упрощенного бухучета: рекомендации Минфина
  • Итоги

Что такое упрощенный бухучет и кто его может вести?

О возможности применения малыми предприятиями упрощенного бухучета говорит основной регламентный документ — закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (п. 4 ст. 6). Он же устанавливает следующее:

  • ведение бухучета — обязанность любой организации (за исключением отдельных, указанных в законе случаев);
  • упрощенный БУ — это право, предоставленное субъектам малого предпринимательства (СМП).

Из этого следует, что для СМП существует законодательно установленное право выбора — вести БУ в общеустановленном порядке или применять упрощенные алгоритмы учета и отчетности.

Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный демо-доступ к системе К+ бесплатно.

Упрощенный БУ — это система формирования документированной систематизированной информации об учетных объектах, освобожденная от отдельных элементов общепринятого бухучета. О таких элементах пойдет речь в одном из следующих разделов.

ВНИМАНИЕ! Чтобы воспользоваться правом использования в учете упрощенных алгоритмов субъект бизнеса должен соответствовать критериям, указанным в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ о развитии малого и среднего бизнеса в России. Подробнее о критериях отнесения фирм к малым предприятиям читайте здесь.

Остановимся подробнее на ст. 4 закона № 209-ФЗ (в новой редакции), повествующей о категориях СМП.

Согласно этой статье к СМП относятся:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребкооперативы;
  • КФХ (крестьянско-фермерские хозяйства);
  • ИП.

При этом вышеуказанные субъекты:

  • должны быть зарегистрированы в законном порядке; и
  • соответствовать определенным условиям, перечисленным в п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ.

Какие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета предусмотрены для коммерческих организаций (в том числе малых предприятий, не подлежащих обязательному аудиту и не являющихся микрофинансовыми организациями)? Ответ на этот вопрос см. в путеводителе по годовой отчетности в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Условия не являются идентичными для всех указанных субъектов — об этом пойдет речь в следующем разделе.

Когда применение упрощенного бухучета для субъектов малого бизнеса недоступно?

Недоступным для применения упрощенный бухучет становится в том случае, когда обязательные условия ст. 4 не соблюдаются. Рассмотрим эти условия подробнее.

Чтобы признать СМП хозяйственное общество или партнерство, должно выполняться хотя бы одно из нижеперечисленных требований:

  • должно соблюдаться правило «25 и 49»: суммарная доля участия государства, благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не может превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) не являющихся СМП юридических лиц не может превышать 49%;
  • должно выполняться условие о «высокотехнологичных» акциях: акции ПАО (акционерного общества, акции которого обращаются на организованном рынке ценных бумаг) должны быть отнесены к акциям инновационного (высокотехнологичного) сектора экономики — порядок такой классификации устанавливается Правительством России;
  • коммерсант является «внедренческой фирмой»: применяет практически результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных и др.), исключительные права на которые принадлежат учредителям этих обществ — бюджетным или автономным научным (или образовательным) учреждениям;
  • субъект должен обладать статусом «сколковца» (являться участником этого проекта);
  • в наличии учредитель — юридическое лицо, входящее в утвержденный Правительством России спецсписок (поддержка инновационной научно-технической деятельности).

Недоступным статус СМП будет и в том случае, если, выполнив одно из вышеуказанных условий, коммерсант превысит показатель Чср (среднесписочную численность работников за предыдущий год).

Закон № 209-ФЗ устанавливает следующие «среднесписочные» ограничения:

  • для средних фирм и ИП показатель Чср находится в диапазоне от 101 до 250 чел.;
  • для малых компаний Чср до 100 чел.;
  • для микрофирм Чср до 15 чел.

Однако выполнение вышеуказанных условий и числовых ограничений тоже не является достаточным для получения статуса СМП. Еще об одном ограничительном пороге расскажем в следующем разделе.

Ограничительный критерий — доход вместо выручки

Если выполняются «численные» параметры и условия п. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, претенденту на получение статуса СМП необходимо проверить еще один показатель — предпринимательский доход за предыдущий календарный год. Если он превышает установленное Правительством РФ значение, обрести статус СМП не получится.

ВНИМАНИЕ! С 01.08.2016 вступило в силу постановление Правительства России от 04.04.2016 № 265, установившее предельные значения предпринимательского дохода, позволяющего получить статус СМП:

  • микрофирмы — 120 млн руб.;
  • малые компании — 800 млн руб.;
  • средние предприятия — 2 млрд руб.

Ранее действовавшее постановление Правительства России (от 13.07.2015 № 702) оперировало теми же цифровыми порогами, однако за сравниваемый показатель вместо дохода принималась выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС.

Изучайте нюансы учета выручки и НДС с материалами нашего сайта:

Выручка и доход — понятия не идентичные. Доход от предпринимательской деятельности представляет собой более широкий совокупный показатель, включающий в себя не только выручку, но и остальные полученные коммерсантом доходы (к примеру, взысканные с контрагентов штрафные санкции, полученные банковские проценты за размещение депозита и др.).

О нюансах определения предпринимательского дохода расскажут статьи, размещенные на нашем сайте:

Процедуры и алгоритмы, без которых обходится упрощенный бухучет

У СМП есть право отказаться от следующих норм общепринятого бухучета:

  • забыть о методе начисления и определять доходы и расходы кассовым методом;
  • применять упрощенную систему учетных регистров;
  • отказаться от ведения счетов 09 и 77, предназначенных для учета отложенных налоговых активов и обязательств (не вести учет постоянных и временных разниц);
  • применять один синтетический счет вместо группы счетов (например, счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25 и 26);
  • не формировать резервы;
  • не применять отдельные ПБУ (к примеру, для строительных СМП — ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденное приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н);
  • не переоценивать ОС и НМА, не отражать обесценение НМА и финвложений в бухучете;
  • признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;
  • все расходы по займам признавать прочими (без включения в стоимость инвестиционного актива).

Упрощенный бухучет имеют право применять организации на УСН. Как организовать бухгалтерский учет при данном спецрежиме, читайте в материале "Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2020)".

Помимо учетных послаблений СМП вправе облегчить свои затраты и при формировании отчетности:

  • сократить объем отчетов, заполняя только баланс и отчет о финансовых результатах;
  • отказаться от детализации показателей по статьям, обобщая их по группам;
  • раскрывать информацию в меньшем объеме, не сообщая о связанных сторонах, о прекращаемой деятельности и др.;
  • исправлять существенные ошибки в периоде их обнаружения, не применяя ретроспекции.

При этом бухучет малого предприятия должен быть организован таким образом, чтобы его отчетность была достоверной и полезной для ее пользователей, отражая правдиво во всех существенных аспектах финансовое положение предприятия и финансовые результаты работы.

Организация упрощенного бухучета: рекомендации Минфина

Организация бухгалтерского учета на малом предприятии —процедура, требующая хороших знаний законодательных требований в сфере бухучета и налогообложения. Основным помощником при этом может стать Минфин — на его сайте размещены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для СМП, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

Исходя из этих рекомендаций, СМП:

  • не сможет обойтись без оформления учетной политики;
  • должен организовать сплошное документирование всех хозяйственных операций;
  • может выбрать из трех предлагаемых систем учетных регистров (единой журнально-ордерной, утвержденной письмом Минфина от 08.03.1960 № 63, журнально-ордерной для малых компаний, утвержденной письмом Минфина от 06.06.1960 № 176, или сокращенной формы бухучета).

Организовать упрощенный БУ коммерсант вправе одним из трех предложенных способов:

  • организовать бухучет в полном объеме (общепринятая учетная система);
  • вести учет в комбинированном регистре бухучета — книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (простая форма учета);
  • построить учетную систему с использованием регистров учета имущества СМП.

О том, какие еще рекомендации выпускает для бизнесменов отечественный Минфин, расскажут статьи нашего сайта:

Итоги

Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях заключаются в возможности выбора между традиционным ведением учета (в полном объеме) и упрощенными способами бухучета.

Чтобы воспользоваться такой возможностью выбора, коммерсант должен соответствовать специальным критериям, дающим ему возможность получить статус СМП.

Не каждая фирма может позволить себе ведение бухгалтерского учета по национальным стандартам, приближенным к МСФО. А в курсе ли вы, что для малых предприятий появились новые возможности для упрощения учета?

Минфин России Приказом от 16.05.2016 № 64н дополнил ряд ПБУ новыми правилами. Они адресованы компаниям, которые вправе применять упрощенные правила бухгалтерского учета. В Приказе № 64 они условно именуются малыми предприятиями. Дело в том, что круг таких субъектов определен пунктами 4 и 5 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и малыми предприятиями он не исчерпывается.

В этой статье разберем: в чем состоят новации, как их внедрить на практике * , какая от них польза и какие проблемы может повлечь их применение. А в следующем номере мы подробно расскажем, кому и почему новые правила бухгалтерского учета облегчат ведение налогового учета.

* Во всех примерах расчеты по НДС опускаем.

Учет материально-производственных запасов

Начнем с изменений, которые коснулись ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Малые предприятия получили возможность принимать к учету материально-производственные запасы (МПЗ) по цене поставщика. Все иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, теперь разрешено включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Принятый упрощенный порядок оценки МПЗ распространяется на все их виды. Применять для одних видов (например, материалов) упрощенный порядок, а для других (например, товаров) – общеустановленный, неправомерно. Следующая новелла, воистину революционная, состоит в том, что микропредприятиям разрешено списывать на финансовые результаты принятые к учету МПЗ, не дожидаясь их фактического использования в деятельности.

Такой способ приведет к тому, что в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности микропредприятия не будут формироваться остатки МПЗ – сырья, материалов, покупных товаров и незавершенного производства. А такой вид МПЗ, как готовая продукция, вообще не возникнет. Его просто «не из чего» формировать.

Подобный метод учета затрат известен как «котловый», он не предполагает ведения аналитического учета.

А как вести учет продаж?

В результате такой учетной политики оперативный контроль за МПЗ будет утрачен. Управленческий учет придется вести обособленно. Между тем упрощенный бухучет обладает важным преимуществом.

Вспомним, что микропредприятия вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств (п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»), а расходы – после осуществления погашения задолженности (п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Теперь представьте, что по фирме «Вымпел» движения денежных средств в марте – апреле 2017 г. не было: сырье не оплачено, деньги от покупателя не поступали. Примеры 2 и 3 относятся к учетной политике по методу начисления (абз. 5 п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Если же «Вымпел» примет решение вести бухучет кассовым методом, то в условиях примеров 2 и 3 не возникнет вообще никаких фактов хозяйственной жизни (п. 8 ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

На первый взгляд, это экзотика. Однако в условиях применения упрощенной системы налогообложения у «Вымпела» не будет записей и в налоговом учете (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Ведь в основе УСН лежит именно кассовый метод (абз. 1 п. 1 ст. 346.17 НК РФ). В итоге расхождений между налоговым и бухгалтерским учетом у «Вымпела» не возникнет.

Таким образом, упрощенный порядок списания сырья и материалов привлекателен для производственных микропредприятий на УСН. Для торговых операций внедрять упрощенный порядок смысла нет, поскольку в налоговом учете стоимость товаров относится на расходы по мере реализации указанных товаров (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Помните: вы вправе установить применение упрощенного порядка списания для МПЗ лишь одного вида – скажем, для сырья или материалов. При этом товары вы будете списывать по общеустановленным правилам – по мере реализации.Внесено еще одно упрощение, весьма удобное для бухгалтерий. Минфин России разрешил списывать на расходы затраты на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в полной сумме по мере их приобретения. На практике это означает, что бухгалтерам больше не придется вести обременительный контроль за расходованием канцтоваров.

И последнее облегчение работы по учету МПЗ на малых предприятиях – упразднена обязанность ежегодной переоценки запасов по текущей рыночной стоимости в случае ее снижения. Иными словами, создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01) теперь необязательно. Впрочем, до последнего времени такие резервы формировали редкие энтузиасты.

Учет основных средств

Упрощения в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» коснулись порядка формирования первоначальной стоимости основных средств (ОС) и их амортизации.

Если малое предприятие приобрело объект ОС за плату, то его первоначальную стоимость формируют только исходя из цены поставщика (продавца) и затрат на монтаж.

Иными словами, первоначальная стоимость покупного основного средства имеет лишь две составляющие.

Если же объект ОС сооружен или изготовлен, то его первоначальная стоимость определяется в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.

Все иные затраты можно включать в состав расходов по обычным видам деятельности. Капитализировать их (с последующим списанием через амортизацию ОС) не обязательно.

В правила амортизации тоже внесены два упрощения.

Во-первых, амортизацию не обязательно начислять помесячно. Периодичность ее начисления малое предприятие может установить самостоятельно – например, выполнять эту операцию ежеквартально. Кроме того, малое предприятие вправе начислить годовую амортизацию единовременно в полной сумме 31 декабря. Однако если в течение года ОС выбывает, медлить с начислением его амортизации неправомерно.

Во-вторых, амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря разрешено начислять единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учету. Вопрос в том, что считать производственным и хозяйственным инвентарем. Конкретные примеры таких объектов можно найти в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В частности, к производственному и хозяйственному инвентарю относятся:

  • сооружения для занятий спортом и отдыха – код ОКОФ 220.42.99.12;
  • ковры, ковровые изделия, театральные костюмы – код ОКОФ 330.13.92.29.190;
  • мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, парикмахерские кресла и аналогичные кресла, и их части – код ОКОФ 330.32.50.30.

Невзирая на полную амортизацию, объект ОС не списывается с бухгалтерского учета до его фактического выбытия (прекращения использования).

Как видно, упрощенный подход к учету ОС приведет к снижению их первоначальной стоимости и увеличению амортизации, а значит – к уменьшению остаточной стоимости ОС.

Если малое предприятие применяет упрощенную систему налогообложения, то снижение совокупной остаточной стоимости ОС благоприятно в том отношении, что отодвигает момент утраты права на этот льготный режим. Об этом сказано в подпункте 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Однако пересмотреть первоначальную стоимость «старых» основных средств за счет применения новой учетной политики не удастся. Переоценка ОС допустима лишь в случаях, прямо предусмотренных нормативными документами. Это правило закреплено в пункте 14 ПБУ 6/01.

Учет нематериальных активов и расходов по НИОКР

Внесены поправки, упрощающие применение ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» и ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». А именно, малые предприятия получили право не амортизировать нематериальные активы. Теперь их стоимость вы можете списать единовременно.

Аналогичным образом разрешено списывать затраты на НИОКТР – на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления. Определять срок для равномерного списания этих затрат малым предприятиям не требуется. Списание производится учетными записями типа:

Дебет 20 Кредит 60, 76, 70, 69, 10 и др.
— списаны затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

Изменение учетной политики и бухгалтерская отчетность

Малое предприятие имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета. Из вышеприведенных способов можно выбрать любые, а выбор закрепить в приказе об изменении учетной политики.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, то есть с 1 января 2017 года.

На основании пункта 15.1 ПБУ 1/2008 малые предприятия не обязаны отражать в бухгалтерской отчетности изменения учетной политики ретроспективно. Это означает, что в связи с изменением учетной политики в бухгалтерской отчетности корректировать остатки по счетам на 31 декабря 2016 года вам не потребуется. Остатки приводят в соответствие упрощенными правилами в отчетном, то есть в 2017 году. На основании ПБУ 1/2008 корректировки отражают по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

И последнее, на что нужно обратить внимание бухгалтера. В момент перехода на упрощенные правила бухгалтерского учета сумма активов бухгалтерского баланса понизится. На пассиве баланса такой переход проявит себя уменьшением нераспределенной прибыли (увеличением непокрытого убытка).

Если малое предприятие работает стабильно, то упрощенные правила учета сырья, материалов и товаров дополнительных убытков порождать не будут.

Ведь они приобретаются, а значит, и списываются в среднем равномерно – по мере получения выручки, поскольку ее реально обеспечивают.

А вот за счет повышенных расходов на амортизацию деятельность компании окажется менее прибыльной.

Елена Диркова, эксперт по бухучету и налогам

Читайте также: