Какие существуют способы изъятия налогов в рк

Опубликовано: 15.05.2024

В Республике Казахстан обязанность платить налоги возведена в ранг конституционной обязанности граждан. Конституция Республики Казахстан говорит об обязанности уплачивать на только налоги, но и сборы, а также другие обязательные платежи.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Рисунок 11.2 - Функции налогов

Согласно Налоговому кодексу РК, налоги - это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Функции налогов - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Важнейшей функцией налогов является фискальная функция, характерная для всех государств. При помощи фискальной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно фискальная функция налогов позволяет налогам реализовать свое общественное назначение - мо-билизация определенной суммы денежных средств государству, без кото-рых оно не может существовать.

Следующей функцией налогов является регулирующая функция. При помощи финансово-экономических методов государство воздействует на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму административные методы управления и остается система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью.

Налогообложение должно не угнетать, а стимулировать производство. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определенных отраслей. Изменяя налоговые ставки, государство создаёт дополнительные стимулы для отдельных элементов финансовых потоков и потоков товаров.

Стимулирующая функция настолько перекликается с регулирующей, насколько с помощью налогов государство имеет возможность целенаправленно стимулировать капиталовложения, экономическую активность, создавать новые рабочие места. Перераспределительная функция заклю- чается в том, что посредством налогов в бюджете концентрируются средства, направляемые на решение общегосударственных проблем, финансирование целевых программ и т. д. Государство направляет средства в инвестиции, в капиталовложение и фондовые отрасли с длительными сроками окупаемости затрат, добывающие отрасли, социальные нужды. В процессе сбора и использования налогов возникают распределительные и перераспределительные отношения.

Благодаря контрольной функции, оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику. Осуществление контрольной функции зависит от налоговой дисциплины, суть которой в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объёме уплачивали налоги.

Сущность социальной функции проявляется в различном подходе к налогообложению тех или иных товаров и услуг. Так, государство вводит высокие акцизные налоги на вино-водочную и табачную продукцию и предоставляет льготы учреждениям социально культурной сферы, не только потому, что первые способны платить высокие налоги, а вторые нет, но и потому, что государство стремится способствовать увеличению культурно образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья.

В налоговой практике существует три способа взимания налогов.

Первый способ - кадастровый - предлагает использование кадастра.

Кадастр - это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения..

При втором способе налог удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога (у источника дохода). Таким путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником - сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога.

Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах.

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на имущество) и прямо пропорциональны платежес

Рисунок 11.3 - Классификация налогов

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенный налог - налог, где субъект налогообложения перекладывает бремя налогообложения на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примерами таких налогов выступают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины.

Денежная форма, как уже отмечалось выше, является преобладающей формой уплаты налога. Однако, как в прошлом, так и в настоящем известны и натуральные налоги. Так, Налоговый кодекс РК допускает натуральную форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемым контрактом на недропользование.

Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня, как общий денежный фонд соответствующей территории, и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.

Целевые налоги обычно зачисляют во внебюджетные целевые фонды или выделяют в бюджете отдельной строкой.

Существуют юридические и экономические признаки налога. К юридическим признакам налога относятся:

установление налога государством;

существование налога только в правовой форме;

установление налога надлежащим органам и актам, надлежащей правовой формы (признак законности налога);

принудительный характер налога;

налог является обязательным платежом;

уплата налога является юридической обязанностью;

порождения налогом стабильных финансовых обязательств;

правомерность изъятия денег;

обеспечение уплаты налога мерами государственной ответственности;

наличие государственного контроля за уплатой налога.

К экономическим признакам налога можно отнести следующие:

налог выступает в качестве платежа государству;

стабильный характер налоговых отношений;

наличие объекта обложения;

определенность субъекта и размера налога;

фиксированность сроков уплаты;

налог является доходом государства;

смена формы собственности при уплате налога.

Налоговая система представляет собой совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения органов налоговой службы.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;

ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога;

ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога;

срок уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пеня в зависимости от про-сроченного срока;

правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога. 1 [ринцип обязательности налогообложения

Налогоплательщик обязан исполнять налоговое обязательство, налоговый агент - обязанное ^ но исчислению, удержанию и перечислению Налогов В соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан в полном объеме и в установленные сроки.

Налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает установление в налоговом законодательстве Республики Казахстан всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов. Принцип справедливости налогообложения

Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным, а также запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального Характера.

Принцип единства налоговой системы

Налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков (налоговых агентов). Принцип гласности налогового законодательства РК

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию официальных изданиях 15. Рисунок 11.4 - Принципы налогообложения

масштаб налогообложения - единица, которая кладётся в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т. д.

единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному налогу - денежная единица страны (тенге), по земельному налогу - гектар, акр и т. д.).

Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:

стабильность налоговой системы;

упорядоченность механизма сбора налогов, а это, в свою очередь, упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов;

равенство перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики. Достижение большого единообразия облегчит удов-

летворение других критериев удачной налоговой политики, оно способствует упрощению налогов и в это является вкладом в их нейтральность;

законодательное право налогоплательщика на информацию.

простота налоговой системы. Способ реального упрощения - значительная переориентировка налоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок.

Роль налогов в деятельности государства и в жизни общества проявляется через налоговую политику и налоговый механизм.

Налоговая политика - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых орга-нами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.

Цели налоговой политики:

обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РК, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предприни-мательства;

обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

Основу налоговой политики государства составляет использование государством налогов и их функций для воздействия на экономические процессы. Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Налоговый механизм законодательно закрепляется в Налоговом кодексе. В зависимости от экономической политики государства изменяется роль и значение налоговых поступлений, меняется механизм, происходит их обновление и совершенствование.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, таможенные пошлины, налоговый механизм, налоговый агент, налоговая политика, налоговая система, ставка налога, субъект налога, объект налога, кадастр, денежный фонд, контрольный счет наличности.

Вопросы для самоконтроля:

Дайте определение поступлениям в бюджет.

Что представляет собой система поступлений в бюджет?

Охарактеризуйте структуру поступлений бюджета

Что включают в себя поступления от продажи основного капитала?

Как изменяется удельный вес составляющих поступлений бюджета в ходе экономического цикла?

Что представляют собой налоговые поступления?

Перечислите основные виды налогов, функционирующих в Казахстане на современном этапе развития экономики.

Перечислите источники поступлений республиканского бюджета?

Какие налоги составляют основу поступлений местных бюджетов?

Какие виды налогов поступают на контрольный счет наличностей Национального фонда Республики Казахстан?

Что представляют собой неналоговые поступления?

Перечислите отличительные черты неналоговых форм мобилизации финансовых ресурсов от налоговых поступлений бюджета.

Охарактеризуйте состав неналоговых поступлений бюджета.

Какие функции выполняют налоги?

По каким признакам и как классифицируются налоги?

Перечислите основные принципы налогообложения.

Что представляет собой налоговая система? Какие требования предъявляются в современной налоговой системе?

Какую цель преследует современная налоговая система?

Тематика эссе, рефератов, докладов:

Налоги, сборы и другие обязательные платежи в местные бюджеты Республики Казахстан

Доходы государственного бюджета РК.

Поступления в бюджет, их источники и классификация.

Характеристика, роль и значение налоговых поступлений в бюджет.

Характеристика, роль и значение неналоговых поступлений в бюджет.

Характеристика, роль и значение поступлений от продажи финансовых активов государства.

Характеристика, роль и значение доходов от продажи основного капитала в поступлениях государственного бюджета.

Теоретические основы построения налоговой системы Республики Казахстан.

Налоговая система зарубежных государств.

Становление налоговой системы Республики Казахстан.

Реформирование налоговой системы РК.

Современное состояние и перспективы развития налоговой системы Казахстана.

Налоговая система государства и принципы ее построения (на примере ).

14.3арубежный опыт функционирования налоговой системы

Возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании налого-вой системы

Действующая структура налоговой системы Республики Казахстан.

Налоговая система и ее влияние на национальное производство в современном Казахстане.

База данных "Законодательство Казахстана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Казахстана

Общие сведения

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции, состоит из Налогового кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом.

Конституциясодержит общие нормы налогового законодательства, касающиеся вопросов о полномочиях органов государственной власти в налоговой сфере, а также устанавливающие обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговый кодексрегулируют правоотношения, связанные со введением, исчислением, взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в связи с этим между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных государственных органов.

Налоговый кодекс состоит из общейи особеннойчастей.

Общая часть устанавливает принципы налогообложения, основные понятия и термины, используемые в налоговой сфере, права и обязанности участников налоговых правоотношений, регулирует различные налоговые процедуры, связанные с исполнением налоговых обязательств.
Особенная часть подробно прописывает порядок, сроки взимания налогов и иных платежей, их ставки, а также специальные налоговые режимы.

В Республике Казахстан взимается большое количество налогов и иных обязательных платежей.
В целом налоговую систему можно охарактеризовать как трехуровневую, налоги в зависимости от разновидности и источника поступления распределяются в:

  • республиканский бюджет
  • областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения (Алматы) и столицы (Астаны)
  • районные бюджеты, бюджеты городов областного значения.

Перечень налогов, подлежащих зачислению в бюджет того или иного уровня, содержится в статьях 49-52 Бюджетного кодекса РК.

Налоги Казахстана можно сгруппировать следующим образом.

Подоходные налоги

Корпоративный подоходный налог(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – совокупный годовой доход за минусом вычетов. Общая ставка составляет двадцать процентов, имеются льготные ставки для отдельных категорий плательщиков в размере десяти и пятнадцати процентов.

Индивидуальный подоходный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – физические лица, обладающие объектами налогообложения. Объект налогообложения – годовой доход. Ставка – десять процентов.

Социальный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект для юрлица – численность работников, для индивидуального предпринимателя – его расходы в связи с выплатой своим работникам вознаграждения. Общая ставка – одиннадцать процентов, имеются льготные ставки для сельхозпроизводителей.

Налоги на собственность

Налоги на имуществодля юридических и физических лиц (поступают в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – собственники и владельцы недвижимого имущества. Налоговая база - стоимость имущества. Ставка для юрлиц и предпринимателей – полтора процента к налоговой базе, имеются льготы для некоторых категорий плательщиков. Ставка для физических лиц является прогрессивной, растет с увеличением стоимости имущества, минимальная составляет 0.05 процента от стоимости.

Земельный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и титульные владельцы земельных участков. Налоговая база – площадь участка. Ставки различны и зависят от целевого назначения участков.

Налог на транспортные средства(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и владельцы транспортных средств. Ставка в зависимости от вида транспортного средства зависит от объема двигателя, грузоподъемности, мощности, количества посадочных мест.

Налоги на товары, работы, услуги, производимые внутри страны или ввозимые в страну.

НДС(поступает в республиканский бюджет). Косвенный налог. Плательщики – юридические лица, имеющие обороты, облагаемые налогом, а также импортеры товаров. Ставка – двенадцать процентов, имеются льготы по уплате.

Акцизы(поступают в бюджеты всех уровней). Косвенные платежи. Плательщики – производители, реализаторы или импортеры подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, нефтепродукты, транспортные средства. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в твердой денежной сумме за единицу.

Налог на игорный бизнес(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица, оказывающие услуги в игорной сфере. Ставка зависит от вида игорной деятельности, является кратной к месячному расчетному показателю, устанавливаемому на каждый налоговый период законом о республиканском бюджете.

Фиксированный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юрлица и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием некоторых разновидностей игорного оборудования, бильярдных столов и т.п. Объектом налогообложения является данное оборудование. Ставка зависит от вида оборудования, является кратной месячному расчетному показателю.

Внешнеторговые и внешнеэкономические налоги

Рентный налог на экспорт(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – экспортеры сырой нефти и нефтепродуктов. Объект налогообложения – объем реализованной продукции. База – стоимость реализованного. Ставка зависит от объема реализации, является прогрессивной.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины(поступают в республиканский бюджет). Перечень товаров, облагаемых пошлинами, и их размеры утверждаются приказами министра национальной экономики РК.

Специальные платежи и налоги за пользование недрами

Специальные платежи и налоги за пользование недрами и другими природными объектами (поступают в бюджеты всех уровней).
Для недропользователей: подписной бонус (фиксированный платеж за право пользования недрами на контрактной территории, ставка зависит от вида недропользования, вида полезного ископаемого, стоимости запасов); бонус коммерческого обнаружения (фиксированный платеж, вносимый по факту обнаружения месторождения на контрактной территории, ставка составляет 0.1 процента от утвержденной стоимости обнаруженных ископаемых); платеж по возмещению исторических затрат (фиксированный платеж, возмещающий затраты государства на геологическое изучение и разведку месторождений до заключение контракта на недропользование. Сумма рассчитывается уполномоченным государственным органом); налог на добычу полезных ископаемых (уплачивается отдельно по каждому виду добываемого ископаемого, ставка зависит от его вида и объемов добычи); налог на сверхприбыль (уплачивается, исходя из размера чистого дохода от добычи полезных ископаемых, шкала скользящая).

Плата за пользование земельными участками(аренда), ставки устанавливаются земельным законодательством.

Плата за пользование водными ресурсамиповерхностных источников, ставки утверждаются представительными органами областей, города республиканского значения и столицы.

Плата за эмиссии в окружающую среду, ставка зависит от вида и объема вредного выброса, кратна размеру месячного расчетного показателя.

Плата за пользование животным миром, ставки зависит от вида пользования, кратна месячному расчетному показателю.

Плата за лесные пользования, ставки по некоторым видам пользования устанавливаются региональными представительными органами, а по некоторым установлены непосредственно НК РК.

Плата за использование особо охраняемых природных территорий. Ставка за пользование такой территорией республиканского значения равняется 0.1 месячного расчетного показателя. Если территория местного значения, то ставка утверждается региональным представительным органом.

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий, получение разрешений и лицензий поступают в бюджеты всех уровней.

  • государственная пошлина
  • консульский сбор
  • регистрационные сборы
  • сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК
  • сбор с аукциона
  • лицензионный сбор
  • сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям
  • сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации
  • сбор за использование радиочастотного спектра
  • сбор за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи
  • сбор за пользование судоходными водными путями
  • сбор за размещение наружной (визуальной) рекламы

Специальные налоговые режимы

  • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной налоговой декларации, предполагают упрощенный порядок уплаты социального налога, корпоративного и индивидуального подоходных налогов)
  • для крестьянских фермерских хозяйств (единый земельный налог, заменяет индивидуальный подоходный налог, плату за эмиссии в окружающую среду, земельный налог, плату за пользование земельными участками, частично налог на транспортные средства и налог на имущество)
  • для производителей сельхозпродукции (применяется как для крестьянских фермерских хозяйств, так и для сельхозпроизводителей других организационно-правовых форм, предусматривает особый порядок исчисления подоходных налогов, НДС, социального налога, а также налогов на имущества и на транспортные средства)

Заключение

Несмотря на то, что законодательство Казахстана предусмотрело большое количество различных налогов и сборов, необходимо отметить, что ставки по основным платежам в бюджет (по подоходным налогам, НДС, акцизам и др.) являются низкими по сравнению не только с другими странами СНГ, но и с общемировыми.

Большое внимание на законодательном уровне уделяется поддержке сельских товаропроизводителей. Для них предусмотрено несколько специальных налоговых режимов, а также различные налоговые льготы при уплате налогов по общим правилам.

Интересной является система распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Налогов и иных платежей, поступающих в бюджет только одного уровня, очень мало. В основном одни и те же платежи распределяются в разноуровневые бюджеты в зависимости от источника их уплаты. Данное обстоятельство также позволяет осуществить финансирование государственных и местных нужд, не облагая плательщиков дополнительным налоговым бременем. Надо отметить, что особое внимание уделяется финансированию города республиканского значения Алматы и столицы государства Астаны.

Основной налоговый закон тщательно и подробно регламентирует все аспекты налоговых правоотношений, это является для налогоплательщиков дополнительной гарантией их прав при возникновении спорных ситуаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РК является современным, прогрессивным и отвечающим потребностям как государства, так и общества.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Коллеги рекомендуют(сортировка по просмотрам):


Вашим коллегам были интересны эти материалы в последние шесть месяцев:

Причины возникновения

12 октября 2015 года ратифицирован Протокол о вступлении Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию (ВТО), в декабре 2015 года Казахстан стал полноправным членом ВТО.

Одним из условий вступления Казахстана в ВТО являются тарифные обязательства по ряду товарных позиции – Перечню изъятий, ввозная ставка которых в условиях ВТО ниже действующих таможенных пошлин в рамках Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ЕТТ). Тарифные преференции приняты по 3 877 товарным позициям, в 2016 году преференции применены только на часть списка - 1347 товарных позиций.

Очевидно, что в таких условиях импортировать товары на территорию ЕАЭС, экономически выгоднее через территорию Республики Казахстан. При этом импортеры других государств – членов ЕАЭС оказываются в неравных условиях, что противоречит нормам Евразийского Экономического Союза. Ввозные пошлины применяются так же как инструмент антидемпинговых мер для защиты отечественных производителей. Пониженные пошлины по отдельным видам товаров могут создавать препятствия для развития внутреннего производства.

Для решения этого и прочих вопросов, связанных с вступлением Казахстана в ВТО, в конце 2015 года был заключен ряд международных договоров. Протокол «О некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза», подписанный членами ЕАЭС в г. Бурабай 16 октября 2015 года, определяет порядок движения отдельных товаров на территории ЕАЭС в связи с вступлением Казахстана в ВТО. В рамках Протокола Республикой Казахстан принят ряд обязательств:

  1. Организация учета товаров, входящих в Перечень изъятий, при их обращении на территории Республики Казахстан.
  2. Недопущение вывоза на территорию государств-членов ЕАЭС товаров, включенных в Перечень изъятий и ввезенных в Казахстан по пониженным ставкам ввозных пошлин (по ставкам, предусмотренным Перечнем).
Таким образом, товар, входящий в Перечень, может быть импортирован в Казахстан:
  • Либо по пониженным ставкам пошлин (ставкам ВТО);
  • Либо по стандартным ставкам таможенных пошлин (ЕТТ ЕАЭС).

Если товар был импортирован в Казахстан по пониженным ставкам пошлин, то его вывоз в последующем на территорию других государств ЕАЭС запрещен!

Товары, входящие в Перечень

Перечень – перечень товаров, ввозимых на территорию Республики Казахстан с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, к которым могут быть применены пониженные ставки пошлин, а также размеров таких ставок;

Товары, код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование которых включены в Перечень – товары, ввезенные на территорию Республики Казахстан с территорий государств-членов ЕАЭС, а также товары, произведенные на территории Республики Казахстан, код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование которых включены в Перечень.

Следовательно, признак вхождения реализуемого товара в Перечень зависит только от кода ТН ВЭД такого товара и не зависит от происхождения товара. Неважно был ли товар импортирован в Казахстан или был произведен в Казахстане, неважно какие ставки пошлин применялись при его импорте (пониженные или стандартные), но если ТН ВЭД товара входит в Перечень, указанный в Решении Совета ЕЭК № 59, товар является «Товаром, входящим в Перечень».

В Перечень изъятий с 11 января 2016 года было включено 1347 позиций ТН ВЭД, относящихся к различным группам товаров - от продуктов питания и бумаги, до ядерных реакторов.

Более актуальную информацию о количестве позиций в Перечне на текущий период смотрите в ежегодных разделах по обновлениям Перечня.

Группы, элементы которых составляют основную часть Перечня по состоянию на 11 января 2016 года представлены в таблице ниже.

Таблица 1. Группы ТН ВЭД, элементы которых наиболее часто встречаются в Перечне изъятий.

Наименование группы

Мясо и пищевые мясные субпродукты

Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности

Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части

Сахар и кондитерские изделия из сахара

Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус

Древесина и изделия из нее; древесный уголь

Предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного или ручного вязания

Мебель; постельные принадлежности, матрацы, основы матрацные, диванные подушки и аналогичные набивные принадлежности мебели; лампы и осветительное оборудование, в другом месте не поименованные или не включенные; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия; сборные строительные конструкции

Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности

Изделия из черных металлов

Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные

Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты

Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона

Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные

Изменения в Перечне изъятий в 2019 году

Приказом МФ РК от 12 декабря 2018 года № 105 были внесены существенные изменения в Перечень изъятий, действующий на основании Приказа МНЭ РК от 09 февраля 2017 года № 58. Данные изменения вступили в силу 06 января 2019 года и с начала 2019 года для определения товаров, входящих в Перечень изъятий, налогоплательщики должны были пользоваться списком товаров, утвержденным Приказом МНЭ РК от 09.02.2017 № 58.

Решением Совета ЕАЭС от 29 апреля 2019 года № 44 внесен ряд изменений в перечень товаров, утвержденный Решением ЕАЭС от 14 октября 2015 г. № 59. На основании изменений, которые вступили в действие с 16 мая 2019 года, перечень товаров, в отношении которых при импорте на территорию РК применяются более низкие ставки ВТО по сравнению с ЕТТ, был утвержден в новой редакции.

Начиная с 16 мая 2019 года Перечень изъятий определяется в соответствии с перечнем, утвержденным Решением Совета ЕЭК от 14 октября 2019 года № 59.

Изменения в Перечне изъятий в 2018 году

С 6 апреля 2018 года на территории РК применяется Перечень, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 г. № 59 .

Изменения в Перечне изъятий в 2017 году

В сравнении с ранее действовавшим Перечнем:

Исключены 122 позиции. Посмотреть позиции, исключенные из Перечня с 24 марта 2017 года.

23 октября 2017 года опубликован Приказ об исключении из Перечня еще 68 позиций. Подробнее в статье Изменения в Перечне изъятий утверждены. Приказ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2017 года.

С 1 декабря 2017 года Перечень действует в новой редакции. Подробнее в статье Новая редакция Перечня изъятий, действующая с 1 декабря 2017 года. В перечне исключено 25 позиций, добавлено 401.

Подробнее о внесенных изменениях:

Изменения в Перечне изъятий в 2016 году

Скумбрия вида scomber scombrus или scomber jaрonicus, мороженая

Скумбрия вида scomber australasicus, мороженая

Прочий арахис в первичных упаковках нетто-массой более 1 кг, приготовленный или консервированный иным способом, содержащий или не содержащий добавок сахара или других подслащивающих веществ или спирта, в другом месте не поименованный или не включенный

Обжаренный арахис, в первичных упаковках нетто-массой не более 1 кг, приготовленный или консервированный иным способом, содержащий или не содержащий добавок сахара или других подслащивающих веществ или спирта, в другом месте не поименованный или не включенный

Прочий арахис, в первичных упаковках нетто-массой не более 1 кг, приготовленный или консервированный иным способом, содержащий или не содержащий добавок сахара или других подслащивающих веществ или спирта, в другом месте не поименованный или не включенный

Прочие ковры ворсовые, из химических текстильных материалов, нетафтинговые или нефлокированные, неготовые

Прочие ковры ворсовые, из прочих текстильных материалов, нетафтинговые или нефлокированные, неготовые

Прочие безворсовые ковры и прочие текстильные напольные покрытия, из прочих текстильных материалов, нетафтинговые или нефлокированные, неготовые

Прочие безворсовые, ковры и прочие текстильные напольные покрытия, из химически текстильного полипропилена, нетафтинговые или нефлокированные, готовые

Прочие безворсовые, ковры и прочие текстильные напольные покрытия, из прочих химических текстильных материалов, нетафтинговые или нефлокированные, готовые

Прочие безворсовые ковры и прочие текстильные напольные покрытия, из прочих текстильных материалов, нетафтинговые или нефлокированные, готовые

Ковры, прочие текстильные напольные покрытия из войлока, в виде пластин максимальной площадью 0,3 м2, нетафтинговые или нефлокированные, готовые или неготовые

Ковры и напольные покрытия прочие, из химических текстильных материалов, готовые или неготовые

С 1 сентября 2016 из Перечня исключается еще 165 позиции ТН ВЭД, приведенных в Приложении 2 к Решению Коллегии ЕЭК №26 .

Как определить что товар входит в Перечень изъятий?

Для проверки вхождения товара в Перечень изъятий в первую очередь необходимо определить код ТН ВЭД по товару. В случае если имеются первичные документы: Декларация на товары, Заявление о ввозе, Сертификат продукции или Электронный счет-фактура поставщика, то задача определения кода существенно упрощается. Можно принять за основу указанный в них код ТН ВЭД.

Если такие документы отсутствуют, то код потребуется определить самостоятельно, исходя из основных правил интерпретации ТН ВЭД , приведенных в Решении Совета ЕЭК № 101 от 18.10.2016 г. Для первичного поиска товара в классификаторе ТН ВЭД ТС существует удобный сервис, предоставляемый комитетом Государственных доходов РК, ТН ВЭД Онлайн .

После того, как код ТН ВЭД для товара определен, следует проверить - входит ли данный код в Перечень изъятий. Для этого можно выполнить поиск кода в таблице, утвержденной Решением Совета ЕАЭС № 59 от 14.10.2015 года "О перечне товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин" (с учетом изменений и дополнений). Если код ТН ВЭД присутствует в этом списке, значит товар входит в Перечень изъятий.

Дополнительным признаком того, что анализируемый товар входит в Перечень изъятий, является так же наличие пониженной ставки пошлин по товару, со ссылкой на "Протокол о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза" в качестве причины применения пониженной ставки, в сервисе ТН ВЭД Онлайн .

Выписка электронных счетов-фактур при реализации товаров Перечня

Для контроля товаров, входящих в Перечень изъятий, при их обращении на территории Республики Казахстан в настоящее время применяется система Электронных-счетов фактур. При реализации товаров, входящих в Перечень изьятий, налогоплательщик обязан выписать в адрес покупателя электронный счет-фактуру.

Заполнение счета-фактуры при реализации товаров имеет ряд особенностей. Подробнее о заполнении ЭСФ по товарам, входящим в Перечень изъятий можно прочесть в статье "Особенности заполнения ЭСФ по товарам из Перечня изъятия"

С 1 января 2020 года сроком на 3 года вступил в силу мораторий на проверки субъектов предпринимательства, также на данный период отдельные категории налогоплательщиков освобождаются от уплаты налогов. В данном материале расскажем, на какие виды проверок не распространяется мораторий, а также кто попадает под освобождение от уплаты и по каким видам налогов.

Категории субъектов, подпадающие под мораторий на проверки

Под действие моратория попадают субъекты, относящиеся к категориям малого и микропредпринимательства. К субъектам микропредпринимательства относят субъекты со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше 30-ти тысячекратного МРП. Субъектами малого предпринимательства являются ИП, юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300-тысячекратного МРП.

Вместе с тем, не признаются субъектами малого предпринимательства и микропредпринимательства налогоплательщики, осуществляющие:

  1. деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  2. производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
  3. деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  4. проведение лотереи;
  5. деятельность в сфере игорного бизнеса;
  6. деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
  7. банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  8. аудиторскую деятельность;
  9. профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  10. деятельность кредитных бюро;
  11. охранную деятельность;
  12. деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Проверки, на которые не распространяется мораторий

Мораторий не распространяется на:

  1. Проверки, направленные на предотвращение или устранение нарушений, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку; прямую или непосредственную угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также проводимых по основаниям, предусмотренным Законом РК «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций».
  2. Проверки в соответствии с подпунктом 1) данного пункта в случаях, когда для выявления причин возникновения фактов нарушения требований, установленных законодательством РК, недостаточно проведения одной внеплановой проверки по конкретному факту в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора и требуются контроль и надзор в отношении иных субъектов, связанных с данным конкретным фактом.
  3. Проверки и профилактический контроль с посещением, проводимые на основании обращений субъектов предпринимательства в отношении собственной деятельности, в том числе по заявлению на получение разрешения в соответствии с Законом РК «О разрешениях и уведомлениях».
  4. Проверки по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РК.
  5. Проверки органов прокуратуры по поручению Президента РК и Генерального Прокурора РК.
  6. Таможенные проверки.
  7. Встречные налоговые проверки.
  8. Тематические налоговые по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами, постановки на регистрационный учет в налоговых органах, исполнения распоряжений о приостановлении расходных операций по кассе, вынесенных налоговым органом.
  9. Профилактический надзор с посещением в целях отбора и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  10. Проверки и профилактический контроль с посещением за соблюдением законодательства РК об аккредитации в области оценки соответствия.
  11. Проверки недропользователей.

Проверки, предусмотренные в подпунктах 1) и 2) проводятся на основании решения первого руководителя центрального государственного или местного исполнительного органа.

Категории субъектов, освобождаемые от уплаты налогов, и виды налогов

Освобождаются от уплаты налогов с доходов, полученных за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года, субъекты микропредпринимательства или малого предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы (СНР). К субъектам микропредпринимательства относят субъекты со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше 30-ти тысячекратного МРП. Субъектами малого предпринимательства являются ИП, юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300-тысячекратного МРП.

К субъектам, применяющим СНР, относят налогоплательщиков:

  • на основе патента,
  • упрощенной декларации,
  • с использованием фиксированного вычета,
  • производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов,
  • крестьянские или фермерские хозяйства.

Уменьшению на 100 процентов подлежат суммы:

  1. Корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса.
  2. Социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса.
  3. Единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 Налогового кодекса.

Освобождение действует только на налоговые обязательства по уплате налогов, возникающих в указанный 3-х летний период. При представлении деклараций необходимо указывать данные о полученных доходах с указанием 0 в графе налог к уплате.

Налогоплательщики, на которых не распространяется освобождение от налогов

Освобождение от налогов не распространяется на лиц, осуществляющих следующие виды деятельности:

  1. Деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
  2. Производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции.
  3. Деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах.
  4. Проведение лотереи.
  5. Деятельность в сфере игорного бизнеса.
  6. Деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов.
  7. Банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента).
  8. Аудиторскую деятельность.
  9. Профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
  10. Деятельность кредитных бюро.
  11. Охранную деятельность.
  12. Деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
  13. Деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей.
  14. Реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти.
  15. Розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута.
  16. Внешнеэкономическую деятельность.

+7 (727) 2222-101
Категории вопросов
  • Все1641
  • Автомобилисты и право93
  • Административное право50
  • Банки, банковская деятельность135
  • Государственная служба15
  • Государственные закупки117
  • Граждане, гражданство (въезд/выезд), иностранцы115
  • Договоры, обязательственное право437
  • Жильё, строительство197
  • Защита прав потребителей116
  • Здравоохранение, образование129
  • Земельное право73
  • Интеллектуальная собственность, авторское право12
  • Налоги и налогообложение103
  • Недвижимость168
  • Право социального обеспечения80
  • Предпринимательская деятельность153
  • Реклама12
  • Семейное и наследственное право317
  • Страховое право18
  • Судопроизводство291
  • Таможенное регулирование5
  • Трудовое право282
  • Уголовное и уголовно-исполнительное право67
  • Юридические лица104
  • Все 133
  • Автомобилисты и право 5

  • Ответ: Добрый день! Работодатель не имеет права удерживать с вашего дохода суммы выплат, назначенных государством. Однако, если вы находились в оплачиваемом трудовом отпуске в период с 16 марта по 15 апреля, то не имели права на социальную выплату 42500 тг (вопрос о возврате данной суммы в бюджет еще не определен, но, принимая во внимание продление режима ЧП, у вас появилось право на получение данной выплаты, если после выхода с трудового отпуска в любой день с 16 марта и до окончания режима ЧП вас отправили в отпуск без содержания).

    Я ИП сам построил магазин, через несколько лет продал, как буду платить налог с продажи?


    Ответ: Здравствуйте Булат!

    Здравствуйте! Помогите, пожалуйста разобраться! В соответствии с п.1 пп.3 ст.346 Налогового кодекса при исчислении индивидуального подоходного налога наше предприятие, просит заполнить заявление и предоставить документы, т.к у меня усыновленный ребенок, ежегодно это делаю, в этом году запросили документ об усыновлении, раньше запрашивали мое удостоверение личности и свидетельство о рождении ребенка, имею ли я право не предоставлять документ и обойтись только удостоверением и свидетельством о рождении ребенка? И если это обязательно нужно сделать, как лучше сделать, чтобы информация не распространилась за пределы организации, потому что там все данные о ребенке до усыновления.


    Ответ: Здравствуйте, Елена!

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста как лучше поступить согласно новым изменениям в законах. Я проживаю за границей. Родители в Казахстане, я у них единственная дочь. Мама недавно умерла. Папа сказал что мне лучше отказаться от своей доли в его пользу, в течении 6 мес., иначе мне придется платить 40% как иностранцу за свою долю квартиры, но при этом я все равно остаюсь единственной наследницей в его завещании. Я не совсем уверена в правильности такого решения. Заранее благодарю.


    Ответ: Здравствуйте, Наталья!

    Здравствуйте! Планируем запустить семейный бизнес. ИП по упрощенке оформлено на меня (бухгалтерская, документальная работа на мне). Но фактически работу будет выполнять моя дочь в свободное от своей основной работы время. Могу ли я, как ИП, заключить с дочерью договор безвозмездного оказания услуг. Ведь бюджет семейный один. Насколько я знаю, гражданское законодательство не запрещает. Но правильно ли это будет на практике? Какие могут быть риски? Возможна ли какая-либо проверка гос.органов в этой части? Какие юридические последствия? Заранее благодарю.

    Ответ: Добрый день, Лейла!

    Физическое лизо купил у физ лица с другой страны тоесть с россии в казахстан Б/у фрезерный станок в не рабочем состояние для личного пользования то налог не облогаеться?


    Ответ: Добрый день Александр!

    В июле 2015 года мной было зарегистрировано ТОО с уставным капиталом 100 тыс. тенге со 100% долей моего участия. В ноябре 2019 года я продал свою долю (100%) в ТОО другому физическому лицу за 10 млн. тенге. Вопрос: Возникает ли у меня налогооблагаемый доход от прироста стоимости при реализации моей долей участия в ТОО? Имеются ли законодательные основания не уплачивать ИПН? Например, по основаниям моего участия в ТОО более 3-х лет. Ранее была такая норма. В действующем Кодексе не нашёл.


    Ответ: Здравствуйте, Алтай!

    Добрый вечер! У сына ИП. Юридический адрес ИП - квартира родителей. Сын в квартире только прописан. Долги по налогам ИП около 2 млн. тенге. Могут ли изъять квартиру из-за его долгов. Или какие последствия для родителей, могут быть. Из-за того что ИП долги не платит- нет денег.

    Ответ: В соответствии с ч.2 ст.40 Предпринимательского кодекса РК и ст.20 Гражданского кодекса РК индивидуальный предприниматель при осуществлении деятельности несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом. Это означает, что при возникновении задолженности (в том числе и налоговой) перед кредиторами, в рамках исполнительного производства судебный исполнитель вправе обратить взыскание на данное имущество. В вашем случае необходимо обратить внимание на право собственности, если у вашего сына имеется доля в указанной квартире, то взыскание будет обращено на данную долю, однако сам факт прописки не влечет за собой появления прав собственности, следовательно, лицо не может претендовать на вашу недвижимость. При этом, если ваш сын достиг совершеннолетнего возраста, и вы не выступали в каких-либо сделках в качестве гаранта или поручителя, то у вас по его обязательствам не возникнет ответственности.

    Здравствуйте. Снимаю квартиру за сто десять тысяч. В квитанции увидела налог на имущество. Скажите кто должен платить, хозяин квартиры или квартиросьемщик? В договоре об этом не сказано.

    Ответ: Здравствуйте, согласно пп.2 п.1 ст.517 Налогового Кодекса РК - плательщиком налога на имущество являются индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории РК.

    Добрый день не могли бы мне помочь в 2014 г. Я дал доверенность на принятие наследства (квартира) с последующим правом реализации кв-ра была проблемная в другом городе были утеряны документы за это я получил с доверенного лица условно 500 000 тенге он оформил и продал за 1 500 000 налоговая требует с меня уплаты НДС сколько мне надо платить?


    Ответ: Добрый день Андрей!



    050050, Республика Казахстан , г. Алматы, пр. Рыскулова 43В


    +7(727) 222 21 01
    info@prg.kz
    (многоканальный)

    Читайте также: