Тип налоговой политики в разных странах

Опубликовано: 16.05.2024

В налоговой теории и практике на современном этапе различают следующие типы налоговой политики.

Первый тип - высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени.

В этом случае государство может повышать уровень налогообложения до определенного уровня, выше которого оно попадает в «налоговую ловушку».

Налоговая ловушка - ситуация, при которой повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом государственных доходов.

При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Предельная граница ставок определена в зависимости от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в размере 50%.

Второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения, как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

В условиях высокоразвитой экономики каждый из этих типов налоговой политики может быть применен достаточно успешно.

В современном мире можно выделить две основные модели налоговой политики: либерально-ограниченную и социально-нагруженную.

Либерально-ограниченная модель характерна для стран, основной целью экономической политики которых является наращивание (восстановление) производства товаров, выход и экспансия на новых внешних рынках, рост доходов населения за счет частной инициативы самих граждан.

Экспансия - расширение сферы господства, влияния, распространение чего-либо за первоначальные пределы.

Основными целями государственной политики выдвигаются стабильность национальной валюты, всемерное поощрение экспорта труда (товаров с высокой долей добавленной стоимости), а также ограничение роста внешнего долга. В настоящее время такая модель характерна для стран Юго-Восточной Азии, Бразилии, Мексики, Индии, Китая и др.

Социально-нагруженная модель используется в практике высокоразвитых стран, которые стремятся (или вынуждены) поддерживать высокие стандарты социальных гарантий, и борются за сохранение своих конкурентных позиций на мировом рынке. Для таких стран пределы традиционного экономического роста уже достигнуты (существующие в этих странах производства страдают от недогрузки мощностей по причине ограниченного спроса) и их больше занимают проблемы структурной перестройки экономики (ликвидация низко конкурентных производств и захват приоритетных позиций на рынках высокотехнологичной продукции).

В своей экономической политике они выстраивают следующую иерархию приоритетов:

- первая категория - поддержание высокого платежеспособного потребительского спроса, обеспечение занятости и сокращение неравенства в распределении доходов;

- вторая категория - поддержание высокой доли экспорта товаров и услуг, экспансия на мировом рынке капиталов, разработка и проведение целенаправленной структурной политики.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.

| следующая лекция ==>
Особенности налоговой политики | Гармонизация национальных налоговых систем в мировой экономике (объединительные союзы)

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

1. Во Франции подоходный налог с физических лиц взимается ежегодно с дохода, декларируемого до конца __________________ по итогам предыдущего финансового года.
• февраля

2. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПC) между Россией и ЕС вступило в силу
• 1 декабря 1997 г

3. Камеральная проверка, которая осуществляется налоговыми инспекторами на стадии приемки от предприятий бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, чаще всего проводится:
• ежеквартально

4. Во Франции от налога на жилье освобождены физические лица в возрасте старше
• 75 лет

5. Финансовый год в Швеции начинается:
• с 1 июля

6. Шкалы налога с наследства и дарений во всех странах имеют __________________ характер.
• прогрессивный

7. Церковный налог в Германии регулируется законодательством
• земель

8. Как правило, граждане подают в налоговые органы налоговую декларацию
• если в течение финансового года они получали доходы не из одного, а из нескольких источников

9. Корпорационный налог — налог на прибыль юридических лиц взимается с __________________ предприятия.
• годовой чистой прибыли

10. В федеративных государствах налоговая система имеет __________________ уровня(-ень).
• три

11. В середине 90-х годов ХХ в. в Германии доля общин в совокупных налоговых поступлениях составляла:
• 11,6

12. В Великобритании наказание за уголовное преступление в сфере налогообложения предусматривает заключение на срок от 6 месяцев до .
• 7 лет

13. В большинстве стран в отношении косвенных налогов применяются меры:
• дискреционной налоговой политики

14. Из перечисленного, в 1894 г. в налоговую систему США были окончательно введены:
• налог на имущество
• налог на наследство
• подоходный налог

15. Начисление подоходного налога с физических лиц, уплачиваемого по налоговой декларации, осуществляется в Германии по истечении
• календарного года

16. В Великобритании стандартная ставка налога на добавленную стоимость (НДС) составляет:
• 17,5%

17. Из перечисленного, к деловым издержкам в США, вычитаемым из суммы валового дохода при расчете подоходного налога с физических лиц, относятся:
• затраты, связанные с индивидуальной предпринимательской деятельностью
• расходы на приобретение и содержание капитальных активов (земельных участков, зданий, оборудования)
• текущие производственные расходы

18. Из перечисленных функций, к основным функциям налоговой системы относятся:
• международная (интегрирующая)
• социальная
• фискальная
• экологическая
• экономическая (регулирующая)

19. Доля налога на хозяйственную деятельность и муниципального налога в общих доходах местных органов власти в Великобритании составляет около:
• 75%

20. Налог на прибыль корпораций (корпорационный налог) возник в США в начале ХХ в. и первоначально взимался по ставке
• 1%

21. Ставки гербовых сборов, взимаемых в Швейцарии при передаче (покупке или продаже) иностранных ценных бумаг, составляют:
• 0,30%

22. На Мальте офшорная компания теряет свой статус, если она опоздала с уплатой годового сбора на:
• один месяц

23. По законодательству Великобритании, если лицо находится в стране более __________________ дней в течение одного налогового года, оно считается резидентом.
• 183

24. В Италии правонарушения налогового характера считаются особо тяжелыми в случае незаполнения налоговых деклараций при доходах более __________________ млн. лир.
• 50

25. Поступления по налогу на доход от капитала в Германии распределяются между федерацией и землями в пропорции
• 50:50

26. В США расходы на медицинские цели вычитаются из налоговой базы по подоходному налогу с физических лиц, которые составляют до __________________ скорректированного валового дохода.
• 7,5%

27. Во Франции кадастровый доход, служащий базой налога на незастроенные участки, установлен равным __________________ кадастровой арендной стоимости участка.
• 80%

28. Из перечисленного, к косвенным налогам относятся:
• акцизы
• налог на добавленную стоимость
• налог с оборота

29. Во Франции подоходный налог с супругов взимается:
• только как с супружеской пары

30. В настоящее время действует около __________________ соглашений России с различными странами об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.
• 50

31. За 30 лет — с 1965 г. по 1996 г. отношение общих налоговых поступлений к ВВП стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в среднем увеличилось с 27 до .
• 45%

32. В Японии переоценка имущества для целей налогообложения производится один раз в:
• три года

33. Политика, которая предусматривает решение задач конкретного краткосрочного периода развития путем внесения оперативных изменений и дополнений в налоговую систему и налоговый механизм, — это:
• налоговая тактика

34. В Италии местный подоходный налог на физических и юридических лиц взимается по единой фиксированной ставке:
• 16,2%

35. Из перечисленных товаров, стандартная ставка налога на добавленную стоимость в Швеции применяется:
• пиво
• питьевая вода
• спиртные напитки
• табак

36. Во Франции в общей структуре налоговых поступлений в местные бюджеты на долю прямых налогов приходится около:
• 60%

37. В Германии контроль за уплатой налогов осуществляют в основном финансовые органы:
• земель

38. В Германии основной необлагаемый минимум по подоходному налогу с физических лиц для одинокого налогоплательщика составлял в середине 90-х годов ХХ в. __________________ марок в год.
• 12095

39. В ходе налоговой реформы 80-х годов в США вместо 14-разрядной шкалы подоходного налога с физических лиц было установлено __________________ разряда(-ов).
• 4

40. В США за последние 20 лет расходы штатов и органов местного самоуправления возросли в:
• 6 раз

41. Проценты по банковским счетам в Италии облагаются налогом по ставке
• 25%

42. В ходе налоговой реформы 80-х годов в США максимальная ставка на прибыль корпораций была снижена с 46 до .
• 39%

43. Во Франции обязательным условием применения сниженной ставки регистрационного налога при продаже жилого дома или его части, включая землю в пределах 2,5 тыс. кв. м, является следующее: приобретенная собственность не может быть продана в течение
• трех месяцев

44. Доля прямых налогов в общей сумме налоговых поступлений в США составляет:
• 84%

45. Снижение налоговых обязательств путем использования коллизий и недоработок законодательных налоговых актов — это:
• избежание налогов

46. Впервые налог на добавленную стоимость был введен во Франции в:
• 1954 г

47. Государственная фискальная монополия может быть:
• полной или частичной

48. Ставки налога на переход собственности составляют в большинстве кантонов Швейцарии __________________ цены покупки.
• от 1% до 4%

49. Первым объектом налоговой гармонизации в рамках ЕС стал:
• налог на добавленную стоимость

50. Если налогоплательщик США недоплатил сумму налога более чем на 25% валового дохода, сообщенного в декларации, Служба внутренних доходов США продлевает срок разбирательства до __________________ лет с даты заполнения декларации.
• шести

51. Максимальная ставка налога на прибыль компаний в Швейцарии не может превышать __________________ суммарной прибыли.
• 9,8%

52. Доля налоговых поступлений в совокупном ВВП стран — членов ЕС составляет в среднем по ЕС
• 42,4%

53. Неограниченной налоговой ответственностью в Германии обладают физические лица, имеющие местожительство или пребывающие в стране более __________________ дней в году.
• 183

54. Из перечисленного, в Швеции применяется сниженная ставка налога на добавленную стоимость в 12%:
• пищевые добавки
• продукты питания
• услуги гостиниц
• услуги кемпингов

55. Ставка налога на прибыль компаний в Швеции составляет:
• 28%

56. По имеющимся оценкам, удельный вес дополнительно начисленных в ходе документальных проверок сумм налогов и штрафов составляет около __________________ сумм, доначисленных в результате всей контрольной работы налоговых органов.
• 70%

57. Совокупность мер, направленных на избежание двойного налогообложения, сближение и унификацию налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при осуществлении внешнеэкономических и внешнеторговых операций — это:
• внешняя налоговая политика

58. Разработанная в 1977 г. Организацией экономического сотрудничества и развития типовая конвенция об избежании двойного налогообложения доходов и собственности, действует в редакции
• 1996 года

59. В США дополнительные скидки с валового дохода при взимании подоходного налога с одиноких лиц старше 65 лет и инвалидов составляет __________________ долл.
• 750

60. На конец 1999 г. стандартная ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в Италии равнялась:
• 20%

61. Конгресс США принял «Билль о правах налогоплательщика» в:
• 1988 году

62. Политика, которая определяет долговременный курс государства в области налогообложения и предусматривает решение крупномасштабных задач, — это:
• налоговая стратегия

63. Максимальная ставка подоходного налога с физических лиц в Швейцарии составляет:
• 11,5%

64. Слова: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов» — произнес
• Б. Франклин

65. В настоящее время максимальная ставка корпорационного налога в США составляет:
• 35%

66. Единая валюта Европейского союза — евро была введена в безналичный оборот с:
• 1 января 1999 г

67. Во Франции малые и средние предприятия с оборотом от 500 тыс. до 5500 тыс. франков (если предприятие занимается торговыми операциями) и от 175 тыс. до 1500 тыс. франков (если предприятие оказывает услуги или не является некоммерческим), имеющие статус юридического лица и принадлежащие физическим лицам, уплачивают подоходный налог по ставке
• 19%

68. В Великобритании наказание за уголовное преступление в сфере налогообложения предусматривает __________________ возмещение налога.
• трехкратное

69. Максимальная ставка подоходного налога с физических лиц в среднем по 17 западноевропейским странам в конце 90-х годов ХХ в. составляла:
• 51,1%

70. В США в конце ХХ века насчитывалось __________________ графства.
• 1034

71. Из перечисленного, крупнейшие корпорации США обязаны вносить налоговые платежи, включая оценочные, на депозит в:
• банк — член Федеральной резервной системы
• в специально оговоренный коммерческий банк

72. Необлагаемый минимум по подоходному налогу для всех физических лиц в Швеции составляет __________________ тыс. крон в год.
• 11

73. В Швеции в состав налогооблагаемой базы по корпорационному налогу не включаются дивиденды, полученные от компаний, в которых налогоплательщику принадлежит __________________ и более акций.
• 25%

74. Граждане Древнего Рима один раз в __________________ подавали избранным чиновникам — цензорам заявление о своем имущественном и семейном положении, на основании которого определялась сумма налога (так называемый ценз).
• пять лет

75. Из перечисленного, в Швеции применяется сверхнизкая (6%) ставка НДС:
• газеты
• культурные и спортивные мероприятия
• услуги пассажирского транспорта

76. Сверхнизкая ставка налога на добавленную стоимость, которая в Италии может применяться только к государственным предприятиям, составляет:
• 3%

77. В Италии ставка налога с наследства и дарений при общей стоимости имущества в 120-200 млн лир составляет:
• 3%

78. Из перечисленного, в Австрии основными долевыми налогами являются:
• налог на добавленную стоимость
• налог с нефтепродуктов
• подоходный налог

79. В Великобритании налоговая реформа началась в:
• 1979 году

80. Из перечисленного, к числу центральных налогов в Великобритании относятся:
• корпорационный налог
• налог на добавленную стоимость
• налог на доходы от нефти
• налог с наследства и дарений
• налог с физических лиц

81. В Швеции за задержку представления налоговой декларации штрафы с физических лиц составляют от 500 до __________________ крон.
• 2500

82. Служба внутренних доходов США имеет право начать разбирательство в отношении взимания налога в течение __________________ с даты заполнения декларации.
• трех лет

83. В настоящее время в рамках ЕС действует __________________ налоговых соглашения между странами — членами ЕС.
• 102

84. Для инвестиционных трастов в Швейцарии необлагаемый минимум по налогу на прибыль составляет __________________ тыс. швейцарских франков.
• 50

85. По имеющимся расчетам, каждый процентный пункт инфляции сопровождается ростом поступлений подоходного налога с физических лиц на:
• 1,6%

86. Из перечисленного, при расчете корпорационного налога в США из чистой прибыли вычитаются:
• 70-80% дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций
• взносы в благотворительные фонды
• дивиденды от находящихся в собственности корпораций дочерних компаний
• штатные и местные налоги на прибыль

87. Хартия Вольностей — документ, запрещавший в Англии произвол в управлении, в том числе в области сбора налогов, был принят в:
• 1215 г

88. Документ «Основы мирового налогового кодекса» был подготовлен в рамках Организации Объединенных наций и опубликован в:
• 1993 году

89. В Швеции действует национальная система PUMA (Periodical selection system), которая позволяет аккумулировать информацию и осуществлять контроль за уплатой:
• налога на добавленную стоимость

90. Доля косвенных налогов в доходах центрального бюджета Франции составляет около:
• 60%

91. В формировании доходной части федерального бюджета США ведущую роль играет:
• подоходный налог с физических лиц

92. Из перечисленных уровней, к уровням федеральной налоговой системы относятся:
• местный (муниципальный)
• региональный (штатов, земель, провинций, территорий, штатов и т.д.)
• федеральный

93. Нынешняя налоговая система Германии окончательно сформировалась в ходе финансовой реформы
• 1969 года

94. Сниженная ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в Германии составляет:
• 7%

95. В Швеции любые виды доходов от капитала облагаются налогом по ставке:
• 30%

96. Из перечисленного, налоговые обязательства на основе оценочных платежей в США погашаются равными взносами на 12-й день:
• апрель
• декабрь
• июнь

97. Во Франции доходы по срочным банковским вкладам и по облигационным займам облагаются по ставке
• 19,4%

98. Проведение почти во всех ведущих странах Запада широкомасштабных налоговых реформ относится к началу
• 80-х годов ХХ в

99. В Германии взносы по пенсионному страхованию уплачивают:
• работодатели и наемные работники поровну

100. Во Франции при взимании налога с наследства и дарений необлагаемая налогом сумма для супругов, потомков по прямой линии и родителей составляет __________________ тыс. франков.
• 275

101. Из перечисленных стран, в конце ХХ в. наиболее низкими в Западной Европе были ставки корпорационного налога в:
• Норвегии
• Финляндия
• Швеция

102. Закон о федеральном прямом налоге в Швейцарии вступил в действие с:
• 1 января 1995 г

103. Ставки местного налога на пользование автострадами в США зависят:
• от веса автомобиля

104. Из перечисленного, введенный в Средние века в Англии подомовый налог исчислялся в зависимости от:
• длина фасада
• число окон
• число очагов

105. Поступления по корпорационному налогу в Германии распределяются между федерацией и землями в пропорции
• 50:50

106. В Великобритании в ходе налоговых реформ 80-х годов максимальная ставка корпорационного налога снижена с 52 до .
• 35%

107. Английская корпорация, имеющая годовую прибыль более 1500 тыс. ф. ст., облагается корпорационным налогом по ставке
• 30%

108. Для равномерного пополнения бюджета предприятия в течение года уплачивают авансовые платежи, размер которых определяется по результатам работы предприятия за:
• прошлый год

109. Из перечисленных директив, в рамках ЕС приняты и действуют:
• о единой системе налогообложения в случае слияний, разделений, поглощений и приобретений доли участия в капитале компаний стран — партнеров по ЕС
• о единой системе налогообложения материнских и дочерних компаний

110. В случаях, когда прибыль хозяйствующего субъекта значительно превышает среднеотраслевую, с американских корпораций может взиматься налог на сверхприбыль, специальная ставка которого может достигать:
• 90%

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ

Автор: Ирина Артемова

Практически во всех развитых странах объектами налогообложения у физических лиц является одно и то же: заработная плата и другие доходы (рента, проценты, выигрыши и др.), имущество, транспорт, унаследованное и подаренное имущество. Сходством систем налогообложения также является тот факт, что подоходный налог с физических лиц обеспечивает существенную долю поступлений прямых налогов в бюджет.

Однако принципы налогообложения и налоговые ставки существенно различаются от страны к стране. В качестве примера рассмотрим налоговые системы США, Великобритании и Японии.

Налогообложение физических лиц в США

Налогоплательщики и виды налогов

В целом, система налогообложения физических лиц в США на федеральном уровне весьма типична для развитых стран. Ее характерной чертой, является прогрессивная шкала налогов и система вычетов, имеющая ярко выраженную социальную направленность.

Граждане США, а также физические лица, постоянно проживающие в США, уплачивают следующие налоги:

  • налог на доходы, который делится на федеральный (от 10 до 35%), налог штата и местный налог. При этом сумма уплаченного налога штата и местного налога является вычетом по федеральному
  • налоги на наследование и дарение (от 18 до 50% — федеральный налог, власти штатов также имеют право устанавливать дополнительный налог штата на наследование). Данные налоги имеют необлагаемый минимум, а также прогрессивную шкалу. Учитывают степень родства.
  • взносы в фонды социального страхования (7,65% с работников)
  • налог на недвижимость (1—2,5%)
В целом, со своей заработной платы работник уплачивает от 17,65 до 42,65% за минусом вычетов.

Особенностью налогообложения физических лиц в США является тот факт, что налог на доходы физических лиц уплачивается с доходов, полученных в любой стране мира, всеми гражданами США, в том числе не проживающими в стране. Более того, если гражданин отказывается от гражданства США, то еще 10 лет после этого он остается плательщиком подоходного налога в бюджет США. Не платить налог с доходов, полученных за пределами США, можно только если он уже уплачен в стране, с которой у США заключен договор об избежании двойного налогообложения. В частности, такое соглашение заключено между США и РФ, и в нем указано, какие виды доходов облагаются подоходным налогом в РФ, а какие — в США.

Подоходный налог уплачивается также иностранцами, проживающими в США, но только с доходов, полученных ими в США.

Заметим, что в определении круга налогоплательщиков подоходного налога система США существенно отличается от российской. В США уплата подоходного налога зависит от гражданства физического лица, в России же — от статуса резидента или нерезидента, то есть времени фактического пребывания в РФ в течение календарного года. Еще одно отличие — в России ставка налога зависит от вида налогооблагаемого дохода, в США налог исчисляется с каждого вида доходов отдельно, но применяемая ставка зависит от суммы каждого вида доходов, а не от его вида или источника получения.

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц

К облагаемым доходам относятся: заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности, пособия и пенсии, выплачиваемые государством (свыше определенной суммы) или частными фондами, алименты, доходы по ценным бумагам, призы, награды, фермерский доход, доходы от недвижимости и др.

Ставка налога

Подоходный налог в США является прогрессивным, взимается либо с индивидуального налогоплательщика (одного человека), либо с семьи (супругов, совместно заполняющих декларацию). Ставки федерального подоходного налога для физических лиц следующие:

Уровень дохода для индивидуальных плательщиков, долларов

Ставки федерального налога, %

  • необлагаемый минимум, который зависит от возраста и семейного положения лица
  • подоходные налоги и налоги на недвижимость, взимаемые штатами
  • деловые издержки, связанные с получением дохода (например, расходы на транспорт, связь и др.)
  • расходы на медицинское обслуживание (в пределах 7,5% от облагаемого дохода)
  • пенсионные взносы в установленных пределах
  • проценты по ипотечным кредитам на первый и второй по счету дома
  • взносы в благотворительные, религиозные, научные организации, пожертвования политическим партиям, не связанные с извлечением прибыли
  • расходы по уходу за детьми и престарелыми
  • убытки от пассивных инвестиций (инвестиции, в управлении которыми инвестор не принимает личного участия). Эти убытки уменьшают только налогооблагаемую сумму доходов от пассивных инвестиций.
Налогообложение физических лиц в Японии

Налогоплательщики и виды налогов

Физические лица в Японии уплачивают:

  • государственный налог на доходы (от 5 до 37%)
  • префектурный и муниципальный налог на доходы, уплачиваемый по месту проживания (так называемый «налог на проживание») — 10%
  • подушевой налог — фиксированная сумма за проживание в городе с определенным пределом численности
  • налог на наследование и дарение — от 10 до 50%, по прогрессивной шкале, предусмотрены существенные вычеты
  • налог на имущество — 1,4% от стоимости
В целях уплаты налогов на доходы физические лица в Японии делятся на три категории:

  • постоянные резиденты — те, кто имеет постоянное место жительства в Японии. Сюда относятся те, кто проживает в Японии свыше пяти лет, а также те, кто проживает свыше года, но до пяти лет и заявил намерение стать постоянным резидентом. Подоходным налогом облагается весь их доход, вне зависимости от места извлечения
  • непостоянные резиденты — те налогоплательщики, которые обладали статусом резидента в Японии менее пяти лет, но при этом не выразили намерения быть постоянными резидентами Японии. У непостоянных резидентов не облагается доход, который выплачивался за пределами Японии и фактически не перечислялся в страну впоследствии..
  • нерезиденты — лица, не имеющие статуса постоянного либо непостоянного резидента. У них облагается налогом только тот доход, который получен на территории Японии
Налоговая база по налогу на доходы физических лиц

Облагаются налогом следующие доходы:

1. Проценты по вкладам
2. Дивиденды
3. Доходы от недвижимости
4. Доходы от предпринимательской деятельности
5. Заработная плата
6. Бонусы
7. Выходные пособия, пенсии
8. Случайные доходы
9. Смешанные, разносторонние доходы
10. Доходы от капитала

В целях налогообложения и расчета вычетов эти доходы делятся на валовый доход от занятости, доход от прироста капитала, инвестиционный доход.

Ставка налога

Государственный подоходный налог в Японии начисляется по прогрессивной шкале:

Ставки государственного налога

от 1,95 до до 3,3

Таким образом, минимальная ставка налога для дохода до 1,95 млн. иен составляет 15%, максимальная — для дохода свыше 18 млн. иен — 47%. Налогоплательщики обязаны ежегодно представлять декларацию по подоходному налогу, за исключением тех, чей доход не превышает сумму вычетов, и лиц, чья зарплата выплачивается у одного работодателя.

Вычеты

Японская система налогообложения имеет сложную и разветвленную систему вычетов по государственному подоходному и местному налогу на проживание. Государство поощряет рост доходов от занятости, поэтому для таких доходов предусмотрен существенный необлагаемый минимум:

Стандартный вычет, млн. иен

Непроизводственные расходы, такие как взносы по социальному страхованию, затраты на медицинское обслуживание, благотворительность, страховые премии подлежат вычету в установленных пределах у всех физических лиц.

Также для физических лиц предусмотрена «персональная скидка» — вычет, который прибавляется к необлагаемой сумме и зависит от состава семьи. Персональные скидки применяются при расчете государственного подоходного налога, а также местного налога на проживание.

Скидка (вычет) по подоходному налогу, тыс. иен

Скидка (вычет) по налогу на проживание, тыс. иен

Все налогоплательщики — резиденты (базовый вычет)

Супруг(а) в возрасте старше 70 лет

Иждивенцы в возрасте 16-22 лет

Иждивенцы в возрасте старше 70 лет

Родитель налогоплательщика в возрасте от 70 лет, или его/ее супруг(а), проживающий(ая) с ним совместно

Доходы от прироста капитала (от продаж ценных бумаг определенных видов) облагаются налогом отдельно по фиксированной ставке 26% (20% уплачиваются в государственный и 6% в местный бюджет). По нему также есть вычеты и скидки.

Такая особенность Японии, как перенаселенность, обусловила введение подушевого налога с физических лиц, то есть налога, который уплачивается за сам факт проживания в городах Японии. Это фиксированная сумма к уплате в год, которая составляет:

Сумма налога, иен

От 50,000 до 500,000

В целом, для Японии характерна весьма сложная система начисления и предоставления вычетов по налогам с физических лиц. Вычеты имеют целью не только поддержку определенных групп населения, но и поощрение определенного поведения граждан.

Налогообложение физических лиц в Великобритании

Налогоплательщики и виды налогов

Физические лица в Великобритании уплачивают:

  • налог на доходы
  • гербовый сбор — 0,5% при купле-продаже акций, от 0 до 4% при продаже жилья и другой недвижимости
  • налог на прирост капитала — взимается при продаже активов (недвижимого имущества, кроме жилья — основного места проживания, ценных бумаг и др.). Облагается стоимость проданного в течение года имущества за вычетом стоимости его приобретения и фиксированного вычета в 10 100 фунтов. При этом первые 35000 фунтов дохода облагаются по ставке 18%, а все, что свыше — по ставке 28%.
  • налог на наследство. Наследуемое имущество стоимостью до 325 000 фунтов освобождается от налога на наследование, свыше этой суммы взимается налог 40%. Также освобождается от налога на
  • наследование имущество, переданное по завещанию пережившему супругу. Передача имущества по наследству детям, другим родственникам облагается налогом без каких-либо скидок. Облагаются налогом подарки, сделанные наследодателем менее, чем за 7 лет до его смерти.
  • взносы на социальное страхование — для работающих исчисляются еженедельно, причем на доходы до 139 фунтов взнос не начисляется, на доход от 139 до 817 фунтов в неделю начисляется взнос 12%, на доход свыше 817 фунтов в неделю начисляется еще 2%. Отдельные ставки предусмотрены для предпринимателей, благотворителей и замужних неработающих женщин
  • налог на недвижимость — является местным налогом
Для определения статуса налогоплательщика — физического лица в Великобритании используется не только понятие «резидент», но и понятие «домицилий». Это специальный термин, означающий официально признанное постоянное место проживания. Домицилий бывает по рождению и по выбору. Отличие домицилия от резиденства в том, что лицо может признаваться одновременно резидентом нескольких стран, а домицилий может быть только один. Лица, прожившие в Великобритании в статусе резидента 17 из 20 лет, автоматически приобретают домицилий Великобритании.

Резиденты с домицилием в Великобритании, платят налог на доход, полученный по всему миру. Резиденты Великобритании, имеющие домицилий в другой стране, платят налоги только на доходы, полученные на территории Великобритании или перечисленные в Великобританию. Нерезиденты платят налог только на доходы, полученные на территории Великобритании.

Налогоплательщикам также следует помнить о том, что налоговый год в Великобритании продолжается с 6 апреля по 5 апреля следующего года.

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц

  • Облагаются подоходным налогом:
  • Доходы от работы по найму
  • Доходы от предпринимательской деятельности
  • Инвестиционные доходы
  • Доходы по опционным планам
  • Доходы по вкладам в пенсионные фонды
  • Другие доходы
Ставка подоходного налога

Подоходный налог имеет прогрессивную шкалу, причем ставки различаются для дивидендов и других доходов.

Главный субъект налоговой политики — государство. Методологиче­ским условием и предпосылкой выявления сущности налоговой поли­тики выступают налоговые отношения, а их основой — отношения меж­ду государством и хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками) по поводу формирования финансовых ресурсов государства.

Первый тип — это политика максимальных налогов. Она осущест­вляется через налоговый механизм, который включает планирование на­логов, организацию взимания налогов, стимулирование взимания на­логов, налоговый контроль. При этом уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государствен­ных доходов. Определение предельной границы ставок налогов, пошлин, сборов зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. По оценке зарубежных ученых, предельная ставка составляет 50 %.

Рис. 4. Типы налоговой политики

Такая политика проводится государством в определенные момен­ты развития. Подобная политика имела место в Российской Федерации в 1992 г. Вместе с тем предпосылок для ее проведения не существовало, в силу чего она привела к негативным последствиям: фискальному под­ходу к налогообложению; высокому уровню налогообложения; большому количеству налогов, сборов и пошлин; нестабильности налоговой систе­мы; сложности методики исчисления налогов; неоправданно широким правам налоговых органов; нечеткости законов в области налогообложе­ния; нечеткому разграничению полномочий между центральными, ре­гиональными и местными органами власти в области налогообложения; неурегулированности законодательно вопроса о налоговом контроле; от­сутствию четкого определения экономических стимулов, ориентирующих налогоплательщиков на уплату налогов в полном объеме и др.


Второй тип — это политика оптимальных налогов, которая спо­собствует развитию предпринимательства и малого бизнеса, обеспечи­вая им благоприятный налоговый климат.

Тр е т и й т и п — это налоговая политика, предусматривающая до­вольно высокий уровень обложения, но при значительной государствен­ной социальной защите, когда доходы бюджета направляются на увели­чение различных социальных фондов.

Для осуществления налоговой политики государство использует всю совокупность элементов налогового механизма. При эффективной эко­номике названные типы налоговой политики, как правило, успешно со­четаются. Для Республики Беларусь характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

При разработке налоговой политики необходимо учитывать пози­ции всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремле­ние субъектов экономики к минимизации налогов, с другой — интере­сы государства, которые исходят из необходимости полной реализации своих функций.

Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее со­ответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории, специфических особенностей конкретных исторических условий, мирового опыта и других факторов. В зависимо­сти от конкретной научной концепции государство выстраивает свою на­логовую политику. Так, в теории и практике налогового регулирования развитых западных государств налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налого­обложения подчинены потребностям регулирования совокупного обще­ственного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечиваю­щем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жерт­ву равновесию экономическому). Дж. Кейнс считал, что «если налоговая политика преднамеренно используется в качестве орудия для достижения более справедливого распределения доходов, то ее влияние на увеличение склонности к потреблению будет еще больше».

Начиная с 1980-х гг. в связи со снижением доли государственного сек­тора в экономике развитых государств и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономи­ку в основном через снижение государственных расходов) налоговая по­литика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени, кото­рое ложится на производителей и физических лиц, а путем расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широ­комасштабного и целенаправленного снижения налогов.

На нынешнем этапе развития государства основными задачами в про­цессе реализации налоговой политики являются:

? соответствие экономическим законам;

? налоговая поддержка решений, содействующих ускорению рыноч­ных реформ, и макроэкономическая стабилизация;

? определение налогооблагаемой базы и источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов роста.

С точки зрения налоговой политики оптимальной будет такая систе­ма налогообложения, которая, соответствуя основным принципам нало­гообложения и мобилизуя необходимую сумму налоговых поступлений, обеспечивает минимальное избыточное налоговое бремя.

Европейский союз является одним из наиболее крупных интеграционных образований, проводящим общую экономическую политику, в том числе и в сфере налогообложения. Создание единого европейского рынка, конкурентоспособного в мировом масштабе, подразумевает обеспечение равных условий трансграничной торговли для всех субъектов хозяйствования. С этой целью в Евросоюзе на сегодняшний момент полностью ликвидированы внутренние таможенные барьеры, запрещены количественные ограничения при ввозе зарубежных товаров, ограничена государственная помощь отечественным производителям.

Однако для успешной реализации идеи общего рынка необходимо устранить все препятствия, в том числе и налоговые. Для того, чтобы полностью преодолеть разницу в условиях хозяйствования для субъектов из разных государств-членов Евросоюза необходимо гармонизировать законодательство в области налогообложения. Европейские законодательные органы предоставляют государствам-членам права на сбор на своей территории налогов и формирование собственного бюджета.

В соответствии с первыми регламентами по унификации во всех государствах-членах была установлена единая система НДС с той целью, чтобы механизм исчисления и уплаты налогов был одинаковым для всех субъектов хозяйствования и легко сопоставимым для целей бюджетирования ЕС. Конечно, переход на новую систему налогообложения потребовал для некоторых государств определенных организационных и временных затрат и происходил постепенно, пока, наконец, к 1973 г. во всех государствах – членах не ввели единую систему взимания НДС. Впоследствии все вновь присоединившиеся к ЕС государства обязаны были привести свою систему исчисления данного налога в соответствие с регламентами. Унификация НДС была не только необходимым первым шагом на пути устранения налоговых границ, но и основной предпосылкой замены членских взносов государств-участников средствами, поступающими в общий бюджет ЕС в виде процента от сборов по НДС на территории государств-членов.

Однако развитие рынка ЕС выявило ряд новых проблем, стоящих на пути принятия совместных решений на уровне наднациональных органов. Наиболее серьезной проблемой стал рост мошенничества с возмещением НДС, что привело к изменению регламента ЕС и установлению новых правил с обязательной регистрацией плательщиков НДС на территории ЕС с 1 января 2007 г. В 2008 г. Еврокомиссия начала создание специальной информационной сети для борьбы с нарастающими схемами мошенничества с НДС. В связи с этим механизм исчисления НДС и его коррекция на сегодняшний день являются основным направлением деятельности наднациональных органов по унификации налогового режима.

Однако государства-члены противятся установлению единого НДС, активно используя дифференциацию ставок как инструмент внутрифискальной политики.

Ставки НДС в государствах-членах Евросоюза существенно различаются, поэтому рассмотрим и сравним их уровень:

Ставки НДС в странах ЕС в 2000, 2010-2012 гг.

За последние годы, несмотря на стратегию унификации НДС, страны-члены ЕС на национальном уровне создали систему пониженных и «сверхпониженных» ставок налога для отдельных операций. Финансовый и экономический кризис привел к необходимости проведения достаточно агрессивной фискальной политики. Практически во всех государствах ЕС отмечается увеличение ставок НДС и резкий рост потребительских налогов. Это связано с необходимостью формирования национальных бюджетов, которые значительно понизили свои доходы из-за кризисных явлений в реальном секторе и увеличили налоговую нагрузку на потребителя.

В последние годы ЕС проводит осторожную налоговую политику в сфере «насильственной унификации». Сегодняшняя налоговая политика ЕС сформирована в соответствии с отсутствием необходимости в гармонизации национальных налоговых систем государств–членов ЕС. Право выбирать приемлемую систему налогообложения оставлено государствам–членам ЕС при условии, что они уважают и соблюдают законодательство ЕС. Кроме того, любые предложения органов ЕС в сфере налогообложения должны быть представлены в соответствии с принципами субсидиарности и пропорциональности. Наднациональные органы ЕС осуществляют свою деятельность по налоговым вопросам только в том случае, если государство-член ЕС не может эффективно решить возникшие проблемы. По сути, проблемы возникают из-за отсутствия должного уровня координации между налоговыми органами государств-членов ЕС.

Последние действия Европейской комиссии направлены на решение вопросов налогообложения физических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в пределах Общего рынка, и сосредоточены на устранении проблем налогообложения при трансграничной экономической деятельности. Такое отдельное внимание к налогоплательщикам связано с тем, что Европейская комиссия, как институт исполнительной власти ЕС, должна гарантировать совместимость налоговой политики ЕС с основными целями ЕС, такими как экономический рост, развитие и процветание, а также увеличение уровня занятости, достижение поставленных целей в сфере охраны окружающей среды и энергетики.

В целом, прямое налогообложение в ЕС отличается разнообразием применяемых ставок:

Ставки прямых налогов в странах ЕС в 2000, 2010-2012 гг.

Четко прослеживаются тенденции изменения прямого налогообложения: существенное сокращение ставок налога на прибыль корпораций (в отдельных странах ЕС практически в 2 раза) при одновременном возрастании ставок подоходного налога. Исключение составляют недавно присоединившиеся страны бывшего социалистического блока и бывшие республики СССР, которые демонстрируют существенное снижение ставок по обоим налогам. Тенденции выражают политику привлечения инвестиций налоговыми методами, переориентацию налогообложения с доходов от капитала на личные доходы.

Подводя итог исследованию проводимой в ЕС согласованной налоговой политики, следует отметить, что она сместилась в сторону взаимосогласованных действий в области координации общей фискальной политики, направленной на предотвращение уклонения и ухода от налогообложения, недобросовестной налоговой конкуренции и на поиск новых источников пополнения общего бюджета ЕС. Проводимая политика оставляет полные права на проведение внутреннего налогового законодательства исходя из национальных фискальных интересов. Направления общей налоговой политики ЕС предусматривают рассмотрение трех основных вопросов в области налогообложения ЕС:

  • перспективы налоговой консолидации стран ЕС;
  • создание более простых и удобных налоговых структур;
  • способы улучшения налоговой системы с точки зрения индивидуального налогоплательщика.

Проведенный анализ согласованной налоговой политики ЕС еще раз подтвердил вывод о том, что создание единого экономического пространства реально невозможно без применения во всех странах ЕС однотипных налоговых механизмов, регулирующих не только беспрепятственное движение товаров внутри рынка, но и налоговую конкуренцию внутри него. В современных условиях возникновение экономических угроз ориентирует государства – члены ЕС не на фискальную помощь извне, а на проведение самостоятельной налогово-бюджетной политики, нейтрализующей эти угрозы внутри государства. Интеграционный опыт ЕС, особенно в области регулирования экономики посредством налоговых инструментов, представляет определенный теоретический и практический интерес не только для стран-членов Союза, но и для государств, лишь приступающих к интеграционным процессам в условиях становления рыночных экономик, таких как Республика Беларусь, Казахстан, Россия.

Читайте также: